Сочинение по повести белый бим черное ухо. Презентация к уроку внеклассного чтения по повести троепольского "белый бим черное ухо" Проблемы произведения белый бим черное ухо

В мире есть не только добро, но и зло. Встречаются люди не только хорошие, но и злые. Именно об этом книга Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Отзывы о повести никогда не были равнодушными. Ни в начале семидесятых, когда книга впервые вышла в печать, ни сегодня, спустя более чем двадцать лет после смерти писателя.

Об авторе

Прежде чем рассказать об отзывах о произведении «Белый Бим Черное ухо», стоит, конечно, уделить внимание писателю, создавшему его. Гавриил Троепольский сочинил историю, вызывающую слезы у читателей независимо от возраста. Историю, подобные которой, к сожалению, имеют место в нашем жестоком мире.

Остальные произведения Троепольского малоизвестны. Впрочем, даже когда речь идет о «Белом Биме » многие вспоминают экранизацию Станислава Ростоцкого, номинированную на «Оскар». Но тема сегодняшней статьи - не фильм, а литературный первоисточник.

Гавриил Троепольский родился в 1905 году в Воронежской области. Писать начал ещё в школьные годы. В 1924 году окончил сельскохозяйственное училище, после чего работал учителем. А затем много лет трудился агрономом. Литературным творчеством занимался на протяжении всей жизни, если не считать небольшого периода после публикации первого рассказа. К этому произведению автор отнесся довольно критично. Позже Гавриил Николаевич вспоминал, что после прочтения дебютного рассказа решил: писателем ему не стать.

Однако Троепольский ошибался. Он стал писателем. Более того, одним из лучших советских прозаиков, создававших произведения для юных читателей. Хотя книгу «Белый Бим Черное ухо», отзывы о которой встречаются только восторженные, читают и дети, и взрослые.

Книга о преданности и сострадании

Гавриил Троепольский написал такие произведения, как из «Из записок агронома», «Кандидат наук», «Земля и люди», «Чернозём». Большую часть книг он посвятил природе, родному краю. В 1971 году Троепольский написал трогательную повесть о преданности, любви, милосердии.

Рецензии и отзывы на книгу «Белый Бим Черное ухо» в начале семидесятых не заставили себя ждать. На это произведение мгновенно отреагировали критики. Через два года Ростоцкий решил снять фильм.

Отзыв о книге «Белый Бим Чёрное ухо» Александр Твардовский не оставил. Писатель, поэт, журналист, главных редактор знаменитого литературного журнала ушел из жизни в декабре 1971 года и не успел прочитать произведение друга. Но эта повесть, как известно, посвящена Твардовскому - человеку, благодаря которому советским читателям еще в шестидесятые годы стало известно имя автора повести " Белый Бим Чёрное ухо" .

Отзывы критиков о книге Троепольского были положительными. Об этом свидетельствует государственная награда, которую получил автор в 1975 году. Литературные деятели оценили художественные особенности произведения, ее поучительную и даже в некотором роде педагогическую ценность. Но расскажем, наконец, о читательских отзывах о книге «Белый Бим Чёрное ухо». Чем покорила простых людей, далеких от искусства и литературы, грустная история об английском сеттере странного, нетипичного окраса?

В книге Троепольского показан обычный мир людей глазами собаки. Писатель принес своего главного персонажа в жертву, дабы показать, что зло иногда перевешивает добро. Гибель искреннего, доброго, преданного существа от рук жестоких, эгоистичных людей, которых, по мнению писателя, в этом мире больше, нежели добрых и милосердных - вот и весь сюжет повести.

Одиночество

Иван Иванович - немолодой одинокий человек. Он потерял на войне сына. Затем ушла из жизни жена. Иван Иванович привык к одиночеству. Он нередко беседует с портретом умершей жены, и эти разговоры, казалось бы, успокаивают, смягчают боль от потери.

Однажды он приобрел щенка - породистого, но со следами вырождения. Родители щенка были чистокровными английскими сеттерами, а стало быть, и он должен был иметь черный окрас. Но Бим родился белым. Иван Иванович сделал выбор в пользу щенка с нетипичным окрасом - понравились глаза, добрые, умные. С этого момента началась дружба между человеком и собакой - искренняя, бескорыстная, преданная. Однажды, обратившись по привычке к портрету жены, висевшему на стене, Иван Иванович произнес : «Видишь, теперь я не один».

Ожидание

Однажды Иван Иванович тяжело заболел. Сказалось ранение, полученное во время войны. Пес его ждал, искал. О собачьей преданности сказано много, но ни в одном из литературных произведений не раскрыта эта тема столь трогательно. В ожидании хозяина Бим сталкивается с разными людьми: и добрыми, и злыми. Жестокие, к сожалению, оказываются сильнее. Бим погибает.

Последние минуты своей жизни пес проводит в машине собаколовов . Вернувшийся из больницы Иван Иванович находит своего питомца, но слишком поздно. Он хоронит Бима , а мальчикам, которые успели полюбить умного, доброго пса во время его отсутствия, ничего об этом не говорит.

Вставай и иди! Тебя бьют, держат, унижают, а ты вставай и иди! Или не иди. Ложись и лежи! Жди, ожидай, томи сердце тревогой!

Гавриил Троепольский написал повесть о собаке, чья жизнь должна была оборваться сразу после рождения. Не подходил щенок для нашего мира практически по всем параметрам. Он не удостоился родословной в силу разыгранной природой закономерности, всегда вступающей в противоречие с людскими желаниями. Бим — шотландский сеттер. Ему полагается быть чёрным. Он же белый. Но ему повезло с хозяином, решившим выкупить щенка, найдя в заботе о нём утешение собственной старости. Шаг за шагом автор произведения знакомит читателя с Бимом и собственными изысканиями, чаще от первого лица. Перелом в восприятии понимания собачьего бытия наступает тогда, когда Троепольский разлучает собаку и позволяет ей предаться отчаянным попыткам найти пропавшего хозяина. Ни о чём другом Бим не думает — его мысли только об одном.

Один вопрос постоянно беспокоит читателя — почему собака такая хлипкая? Она страдает от побоев и издевательств, вследствие её здоровье с каждой страницей ухудшается. В Биме нет жажды к жизни, его помыслы излишне односторонние и не терпят появления иных чувств. Троепольский постоянно устраивает встречи пса с плохими людьми, должными вносит разлад в повествование. Разумеется, автор играет на чувствах читателя, показывая ему склочных женщин, предприимчивых деятелей и жестоких человекоподобных существ: в обилии всех нас окружающих. Желание гневаться возникает подневольно.

Не плохим полнится мир — есть место и хорошим людям, излишне добродетельным и безрассудным, плохо отдающим отчёт своим поступкам. Они готовы превозносить Бима и проявлять о нём заботу, стараясь держать собаку при себе. Троепольский перегружает повествование крайностями. А Бим… Бим продолжает искать хозяина и обходит все места, где с ним ранее бывал.

Автор позволяет читателю увидеть мир глазами собаки. Так ли на самом деле собака понимает, что происходит вокруг? Она действительно так плоско смотрит на мир и ориентируется строго на доступные её пониманию действия других? Трудно судить. Об этом может твёрдо сказать только специалист по шотландским сеттерам, но и он не будет до конца прав, поскольку нет похожих друг на друга собак, как людей, как и любых других животных вообще. Поэтому принять Бима остаётся в описанном Троепольским виде — иного не остаётся.

Бим получился идеальным и полностью преданным созданием. Он благонравен и внутренне не приемлет насилия. Из него вышел рафинированный пёс: слишком мягкий, чтобы суметь выжить в одиночку. Кости Бима ломкие, внутренние органы легко разрываются, сам он излишне прямолинеен. Что-то не так с этой собакой. Возможно Биму не хватает ума, а может он действительно был обречён, выродившись в идеального служителя своему хозяину, и будет обязан погибнуть, как чахнет дриада без дерева.

И всё-таки Бим был способен меняться. Троепольский не объясняет, почему герой его повести давал себе право превозмогать боль и физические потребности, стараясь поддерживать в себе силы, хотя был обязан умереть от тоски и голода. Либо автор не понимал стремлений Бима, либо того требовало писательское мастерство. Единственной цели придерживался Бим, последовательно проводя поиски и выпутываясь из передряг. Он не хотел лежать и ждать — ему требовалось идти. Троепольскому оставалось подвести читателя к самому разумному исходу.

Бим познал Дао, поэтому нет причин для грусти — лучшее из возможных состояний им было достигнуто.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района

XIV республиканская научно-практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого

Секция «Творческие работы, посвященные книгам-юбилярам»

Сочинение «Книга о человечности»

(по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Работа ученицы 9 класса

МБОУ «Яна Булякская ООШ»

С татарским языком обучения

Харисовой Айзили Раушановны

Руководитель: учитель русского

Языка и литературы

Салахова Флюра Рафхатовна

Т. 89625718625

2016 год

Есть книги, которые сопровождают нас в течение всей жизни. «Белый Бим Чёрное ухо» - моя самая любимая книга. Это повесть, прославившая воронежского писателя Гавриила Троепольского. Написанная в 1971 году и посвященная А.Т.Твардовскому, она приобрела успех сразу после выхода в свет.

Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 15 языков мира. В 1975 году за повесть писатель удостоен Государственной премии СССР. В 1977 году по одноимённой книге Гавриила Троепольского режиссёром Станиславом Ростоцким был снят двухсерийный художественный фильм «Белый Бим Чёрное ухо»

Первый раз я её прочитала в третьем классе, а после открывала ещё раз шесть или семь. Эта книга привлекает к себе внимание интересным названием, а когда прочитаешь первые строчки, потом уже будет не оторваться.

Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

Я хочу процитировать слова писателя, которые тронули меня до глубины души и заставили прочитать эту книгу: «Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние…».
Эта повесть - сентиментальная история преданного пса, неожиданно попавшего в беду. Шотландский сеттер Бим, наделенный с рождения белым окрасом, не соответствующим стандартам породы, живёт вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем, который любит свою собаку и систематически вывозит её на охоту в лес. У хозяина и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. «…Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

Однажды Иван Иваныч попал в больницу, а Бим, потеряв хозяина, по недосмотру соседки выскакивает из квартиры. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей – добрых и злых, старых и молодых. Всех их мы видим глазами собаки. Бим подвергается разному отношению: от жалости и попыток помочь до жестокости.

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

Враги Бима – это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями.
Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого. Враги Бима имеют только клички.

Пройдя многие испытания и почти дождавшись хозяина, во время отлова собак Бим попадает в приют. Но хозяин застаёт на месте уже только тело Бима. «… Иван Иваныч положил руку на голову Бима – верного, преданного, любящего друга. Запорхал редкий снежок. Две снежинки упали на нос Бима и … не растаяли…»

Иван Иваныч переживал: ведь собака стала частью его души, скрасила его одиночество.
Каждый любитель животных очень тяжело переносит разлуку со своим любимцем. Мы ждем при возвращении домой, что, когда откроем дверь, нам навстречу выбежит тот, за кого мы поручились в своё время. Тот, кому мы дали обещание всегда любить его, заботиться о нём, беречь изо всех сил. Ни одно животное не может обманывать, лицемерить и предавать. Эти качества присущи только людям, но, к счастью, далеко не всем.

Автор открывает читателю внутренний мир собаки со всеми его переживаниями, радостями, вопросами и несчастьями, и снова и снова подчёркивает превосходство этих животных: «А на палой жёлтой траве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека». Опять же указывает, что без этих верных друзей наша жизнь была бы куда более скучной и бесцельной: «…раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака».

«Белый Бим Чёрное ухо» заставляет задуматься о многом. Например, о роли собаки в нашей жизни. Зачем она дана человеку? Чтобы у человека был преданный друг, готовый служить верой и правдой до конца своих дней, проходя сквозь все беды и несчастья. Почему же порой люди бывают так жестоки к этим прекрасным животным? Наверное, они просто не понимают, что собака – лишь внешне животное, а внутри неё живёт человеческая душа, и что это существо очень-очень нужно человеку, что без него наша жизнь сильно изменится. Надо беречь их, любить и не предавать, ведь собака никогда так не сделает – кое-чему нам надо у них поучиться.

Эта повесть произвела на меня неизгладимое впечатление. Она в который раз доказала мне, что лучше друга, чем собака, нам – людям никогда не найти. Автор показал нам это на примере Бима – умнейшего существа, подчеркнув, что за образом Бима скрываются все собаки, в независимости от породы, возраста и уровня воспитанности, любящие и преданные друзья человечества.

Хотя повесть кончается трагично, короткая жизнь собаки отразилась добром на многих судьбах. У отца и матери Толика она растопила лед эгоизма, сдружила Толика и Алешу; молодой Иван, один из собаководов, навсегда оставил свое занятие. Иван Иваныч ощутил в себе, в той пустоте, которая осталась после потери друга, теплоту. Это были два мальчика, их привел к нему Бим. И они придут не раз.

Смерть собаки – укор для всех.

Л.Н.Толстой писал: «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. "В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"

Материал подготовлен Заслуженным учителем РФ Захарчук Аллой Ивановной Литературные аргументы к сочинению-рассуждению, часть С ЕГЭ по русскому языку 1)Г.Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо» Бим встречает разных людей – добрых, злых, равнодушных. Такие, как Толик, Матрёна, Даша помогают собаке. Есть среди людей и такие, которые предают, травят, убивают. Из-за людской злобы страдает Бим. Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Когда хозяина забрали в больницу, собака верно ждала его. Эти двое чувствовали ответственность друг за друга, потому что были «приручены». Помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, когда Ивана Ивановича забирают в больницу. 2) В.Железников. «Чучело». Нравственные уроки повести: не быть жестокими к людям, к животным и растениям – ко всему живому на земле; защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда; нужно учиться разбираться в людях, потому что разочарование больно ранит душу. Лена Бессольцева в нелёгких испытаниях, выпавших на её отроческие годы, всё время рядом с собой видела деда, чувствовала силу его характера, опиралась на его плечо. Николай Николаевич помог ей выстоять и не сломаться. Лена оценила это. Да, стариков нужно беречь, прислушиваться к их советам, ценить их опыт и готовность разделить беду близкого человека. В этом урок всем нам. Тема жестокости подростков по отношению к своему ровеснику, не похожему на всех остальных. Лена Бессольцева стала объектом насмешек в классе. Ей одноклассники устроили бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее девочку. Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие ровесники Лены, устроившие трудные испытания девочке, думаю, получили урок на всю жизнь. Героиня повести говорит своим одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Что имела в виду Лена Бессольцева и права ли она? Да, права: её ровесники бедны не только по образу жизни (отсутствие интересов, пустое времяпрепровождение, примитивные развлечения), но и по душевным своим качествам (грубые, равнодушные к чужой беде, завистливые, жестокие). 3) А.Платонов. «Неизвестный цветок». Этот рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огнём. Цветок очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить. А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни. 4)А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». «Право же, взрослые – очень странные люди», - вслед за Маленьким принцем можем повторить мы. Часто взрослые совсем не понимают своих детей,. Неужели они сами не были маленькими? Почему они не всегда отвечают на детские вопросы, не выслушивают своего ребёнка? Маленький принц жил одни на очень маленькой планете, на которой были только вулканы. Каждое утро герой чистил свои вулканы, пропалывал землю, чтобы не росли баобабы. А люди вместо того, чтобы поддерживать порядок на своей планете, возделывать свой сад, украшать свой дом, ведут войны, оскорбляют своей алчностью красоту жизни. Маленький принц утверждает, что необходимо наводить порядок на своей планете и трудиться каждый день. Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, где живут король и честолюбец, пьяница и деловой человек, фонарщик и географ. Герой не задерживается ни на одной из них, потому что видит пороки, но не понимает и не принимает их. Властолюбие и честолюбие, пьянство и жадность, фатализм и невежество – всё это мешает жить людям. Только на Земле, встретив змею, цветок и лиса, Маленький принц, познаёт мудрость: «Зорко одно лишь сердце». Герой возвращается на свою планету, к Розе, которую уже успел приручить. Сказка эта учит нас быть « в ответе за тех, кого приручили», что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку грозит одиночество среди толпы, что тот, кто не имеет корней, обречён на одиночество. 5) Саша Чёрный. Рассказ «В лунную ночь». Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей автор. .Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой. 6)К.Паустовский. «Телеграмма». «Будь человеком, - говорит Паустовский. – За добро плати добром!» Нельзя забывать о самых близких, самых родных людях, которые нуждаются в вашем внимании, заботе, тепле, добром слове, а то может быть поздно. Так произошло с главной героиней рассказа Настей, которая из-за вечной суеты, отсутствия времени написать и приехать в течение трёх лет не видела матери. А Катерина Петровна ждала свою единственную дочь, но так и не дождалась. Проводили в последний путь односельчане старушку, а дочь на похороны опоздала, проплакала всю ночь и уехала рано из деревни (стыдно было перед людьми). Не успела Настя попросить прощения у матери. 7)А.Грин. «Зелёная лампа». Рассказ о том, что человек должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и исполнил свою мечту. Да, человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в себя и свои силы.

Так много писатели говорят о человеческих горестях и радостях, но так мало внимания они уделяют братьям нашим меньшим. Данная подборка состоит из литературных примеров, которые показывают роль человека в жизни животных и наоборот. Надеемся, что указанные аргументы смогут посодействовать вам и обогатить «чемоданчик» литературных знаний.

  1. Леонид Андреев – «Кусака». Начав знакомство с данным произведением, сразу начинаешь возмущаться тому, как бывают жестоки люди по отношению к животным. В рассказе автор повествует о нелегкой жизни Кусаки — собаки, чья жизнь была омрачена одиночеством и равнодушием со стороны хозяев. Но однажды маленькой и удивительно великодушной девочке Леле удается окрасить жизнь собаки красками любви, заботы и внимания. Героиня помогла Кусаке почувствовать себя нужной, осознать, что она может служить людям и быть им полезной. Собака расцвела всей душой, хоть иногда еще и побаивалась внезапных прикосновений. Слишком глубокими были раны на душе от недавней жизни. Только Леле удалось «влюбить» в себя измученную Кусаку. Но, к сожалению, счастливая собачья жизнь закончилась так же быстро, как и началась. Наступающая осень отняла надежду на спокойствие и счастье. Леля уехала. Снова животное столкнулось с тяготами прежнего существования. И чтобы хоть как-то утолить вновь разгоревшееся чувство тоски и одиночества, собака громко и протяжно выла. Этот пример показывает, что звери переживают обиду так же остро, как люди.
  2. Чехов – «Каштанка». С первых страниц повести автор рисует образ Каштанки — маленькой собачки, блуждающей в поисках своего хозяина. Когда собака осознает, что усилия напрасны, она ложится и засыпает у какого-то подъезда, но вскоре просыпается от удара двери, открытой каким-то человеком. Так и знакомится Каштанка со своим новым хозяином. И, как кажется, полностью забывает о прежнем. Оказавшись в другой квартире, собака понимает, что обзавелась не только новым домом, но и друзьями: гусем, котом и свиньей. Живут они, разучивая различные цирковые номера, потому что их хозяин сам работает клоуном в цирке. Во время одного из выступлений Каштанка завывает под дудку как певица, и внезапно в зале слышится чье-то аханье, а потом кто-то зовет Каштанку. Оказалось, что это был ее прошлый хозяин. Собака незамедлительно подбегает к нему, наслаждаясь знакомым запахом клея. Вот что значит настоящая преданность! Несмотря на то, что у Каштанки появилось все необходимое для хорошей жизни, она не смогла забыть своего прежнего хозяина, его внимание и любовь к ней. И даже цирк, друзей и комнатку с грязными обоями она видела, как тяжелый и не правдивый сон. Так велика была ее привязанность к Луке Александровичу. Этот пример показывает, что иногда зверь может быть благороднее человека.

Жестокость к животным

  1. Тургенев – «Му-му». Наверняка каждый знаком с этой невероятно грустной и душещипательной историей. Жизнь главного героя повести — Герасима, не так уж и проста, если учитывать, что он глухонемой, что многие годы своей жизни он отдал работе на барыню, что чувства к нравящейся ему женщине были испорчены ею же для того, чтобы выйти замуж за другого. Должно же было среди этих тягот найтись что-то такое, в чем он мог видеть отраду. Муму — луч надежды и радости в жизни Герасима. Спасенный им однажды щенок превращается в послушного и ласкового любимца героя. Муму нравился всем, даже барыне, но вскоре она меняет свое мнение о собаке и велит избавиться от нее. Герасим пробовал продать собаку, но она все равно возвращалась. Тогда он берёт лодку, выплывает на середину реки и топит своего единственного друга. Тот, кто готов был посвятить себя Герасиму, навсегда исчез из его жизни. Так, мы увидели, как нежелание понимать и сострадать другим людям приводит к череде событий, которые не только оказывают негативное влияние на их участников, но и делают жертвами совершенно невинных и беззащитных созданий природы. В данном произведении жертвами является как собака, умершая от рук хозяина, так и Герасим, который в силу своего положения просто не сумел противостоять приказу властной и эгоистичной барыни. Таким образом, жестокость к животному обернулась личной трагедией человека.
  2. Троепольский – «Белый Бим Черное ухо». Бим, как пишет сам автор, родился щенком «бракованным», не годящимся для продажи. Заводчик хотел избавиться от щенка, но писатель Иван Иваныч, один из главных героев повести, не думая, взял Бима себе. Собака быстро привыкла к герою, всегда тонко чувствовала его настроение и старалась сделать все, чтобы на лице любимого хозяина была улыбка. Шли годы, давнишняя травма Ивана Иваныча дала о себе знать, его забрали в больницу. С тех пор в жизни пса начался длительный период скитаний и поисков хозяина. Кто-то из знавших пса людей пытался помочь ему, хотел вернуть домой, а некоторые персонажи, например, Серый бил собаку палкой, тогда Бим первый раз в жизни укусил человека, хотя до этого никто такого поведения ожидать не мог. Также вспоминается другой персонаж — сосед Клим, который ударил в грудь пса из-за его нежелания душить раненного на охоте зайца. Биму не раз пришлось столкнуться с проявлением человеческой жестокости, от которой он пытался хоть как-то защититься. И пусть добрых людей, сумевших оказать помощь, было больше, но следы грубого отношения навсегда отложились в памяти. По поведению и судьбе героев мы видим, что насилие к животному оборачивается для них же ухудшением характера и деградацией души.
  3. Животные как жертвы человеческих рук

    1. Булгаков – «Собачье сердце». Человек в погоне за новшествами жизни всегда стремился открыть или создать что-то новое, что значительно упростило бы его существование. Элексир вечной молодости, бессмертие, сверх способности — все это лишь малая часть того, чем бы хотел владеть «Царь природы». Но всегда ли желание пойти вопреки законам мироздания дает хорошие результаты? В повести «Собчаье сердце» Булгаков наглядно продемонстрировал, что может ожидать того, кто хочет внести свое имя в историю науки ценой жизни на Земле. В центре произведения — ласковый и послушный пес Шарик, который после проведённой над ним операции превращается в Полиграфа Шарикова с повадками пьяницы и вора (у которого были заимствован гипофиз для операции). Эффект не заставил себя ждать, и в результате доктора получили еще одного малообразованного и проблемного человека, но в новом обличии. Недолго думая, они решают провести повторную операцию и вернуть пса к обычной жизни. Проблематика данного произведения, безусловно, таится в желании человека «свернуть горы» науки, но стоит ли добиваться прогресса таким способом? Ведь часто подопытными становятся не способные к самозащите животные. Пес Шарик, к сожалению, стал одним из них. Показывая его участь, автор хочет предостеречь «Царя природы» от жестоких и неоправданных с этической точки зрения экспериментов.
    2. Даниел Киз — Цветы для Эджерона. Печально и трагично сложилась судьба маленького мышонка Элджерона, о которой мы узнаем из рассказа Киза. Его жизнь становится тесно взаимосвязанной с центральным героем повести — Чарли Гордоном, которому так же, как и Элджерону, проводят операцию для повышения уровня интеллектуальных способностей. Поначалу в обоих случаях наблюдается стремительное умственное развитие, но как только оно достигает своего апогея, герои стремительно начинают регрессировать, возвращаясь на исходный уровень своих способностей. В данном произведении можно сказать, что жертвой является и Чарли Гордон, и Элджерон. Но если Чарли шел на это добровольно, ожидая любых исходов, то Элджерон стал просто материалом в руках людей, ведь осознавать и анализировать свое положение он просто не мог ввиду того, что он — животное. И таких Элджеронов, взятых для различных экспериментов, будет еще очень много, но лишь до тех пор, пока природа терпит все попытки человека изменить ее законы.