Тарифы страховых взносов. Предельная величина базы для начисления страховых взносов Какие тарифы применять

ПОСТАНОВЛЕНИЕ вступает в силу с 1 января 2011 г.

Настраивая начисления в фонды, необходимо соблюдать порядок действий, изложенный ниже.

1.1. Справочники «Коды категорий застрахованного лица» и «Коды тарифов плательщиков страховых взносов».

В режиме «Отчисления в фонды» добавлены новые справочники «Коды категорий застрахованного лица» и «Коды тарифов плательщиков страховых взносов».

Справочник «Коды тарифов плательщиков страховых взносов»

Для создания новой записи используется функциональная клавиша «F4», для редактирования – функциональная клавиша «Enter», для удаления записи – «F8».

1.2. Таблицы тарифов

«Таблицы тарифов» , по которым исчисляются страховые взносы во внебюджетные фонды, заполняются в режиме «Формирование справочников» – «Отчисления в фонды» – «Таблицы тарифов».

Внимание! Таблицы тарифов должны быть настроены для всех фондов.

Ставки страховых взносов для разных категорий налогоплательщиков применяемых в 2011 году

Пенсионный фонд

Фонд медицинского страхования

Фонд социального страхования

сумма взносов

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Страховая часть

Страховая часть

Накопительная часть

Для организаций, применяющих общий режим

Для плательщиков, применяющих УСН, плательщиков переведенных на ЕНВД

Организаций, осуществляющих деятельность в области СМИ

для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы,

Для плательщиков, применяющих ЕСХН, сельскохозяйственных товаропроизводителей

Для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой зоны, организаций осуществляющих разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД

Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗ

Организации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД

Примеры настройки Таблиц тарифов .


1.3. Таблицы ставок.

Таблицы ставок , по которым исчисляются страховые взносы для кода фонда, заполняются в режиме «Формирование справочников» – «Отчисления в фонды» – «Таблицы ставок».

Так как, в 2010 году на выплаты и вознаграждения сотрудников начисляются только страховые взносы, то в новой Таблице ставок указывается диапазон налоговой базы для начисления взносов и ссылки на «Таблицы тарифов» .

Внимание! Таблицы ставок настраиваются для всех фондов.

Например,

1.4. Настройка начислений в фонды

Изменилась настройка начислений в фонды.

Для Таблицы ставок , по которой исчисляются страховые взносы в общем порядке и Таблицы ставок , по которой исчисляются страховые взносы для лиц, имеющих инвалидность, добавлены поля

«Код тарифа»

Значения для данных полей выбираются из справочников, соответственно, «Коды тарифов плательщиков страховых взносов» и «Коды категорий застрахованного лица» по функциональной клавише «F2:Справочник».

29

Для определения периода, за который исчисляется страховой взнос по пониженному тарифу для лиц, имеющих инвалидность, добавлен параметр

«Право на пониженный тариф заканчивается в месяце даты «Срок справки»»

Параметр добавлен для исполнения рекомендаций Письма Минздравсоцразвития России «О порядке определения момента возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов организацией, имеющей работников-инвалидов» № 000−19 от 01.01.2001

Параметр «Право на пониженный тариф заканчивается в месяце даты «Срок справки»» может принимать значения

«в предыдущем»

По умолчанию для параметра «Право на пониженный тариф заканчивается в месяце даты «Срок справки»» значение устанавливается «ДА», т. е. право на применение пониженных тарифов страховых взносов организацией, имеющей работников-инвалидов действует до периода, в котором заканчивается срок действия Справки

Если для параметра «Право на пониженный тариф заканчивается в месяце даты «Срок справки»» значение установлено «в предыдущем», то право на применение пониженных тарифов страховых взносов организацией, имеющей работников-инвалидов» заканчивается в периоде, предшествующем месяцу сроку действия Справки.

Значение параметра меняется клавишей пробел.

Внимание! Письмо Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения не является нормативным правовым актом , а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Параметры «Период начальный» и «Период окончания» рекомендуется заполнять организациям, осуществившим переход со специального режима налогообложения на общепринятый режим.

Если параметры не указаны, то по умолчанию для данного фонда «Период начальный» равен первому периоду расчетного года, «Период окончания» равен последнему периоду расчетного года.

Например,

2. Настройка фонда для исчисления взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний


2.3. Настройка начислений в фонды

Внимание! Выполнить создание новых кодов фондов можно в любое время, до открытия нового расчетного года. Редактировать настройку существующих фондов можно только после закрытия последнего расчетного периода расчетного года (в межпериод).

Создать новый вид удержания («Виды начислений и удержаний» - «Виды удержаний»), например, «ФСТ: Взнос на страх от несчаст случаев»

Например,

Выполнив, все необходимые настройки видов удержаний, колонок начислений, диагностику алгоритмов настройте начисления в фонды, например,

Выполните настройку базы, облагаемой страховыми взносами.

Федеральный закон N 125-ФЗ дополнен статьями «20.1. Объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов» и «20.2. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами». Изменения, изложенные в статьях «20.1» и «статьями «20.2», приблизили налоговую базу для расчета взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к базе, рассчитанной в соответствии с 212-ФЗ. В частности с 2011 года подлежит налогообложению компенсация неиспользованного отпуска, авторские выплаты, материальная помощь не облагается в сумме до 4-х тысяч, материальная помощь при рождении ребенка до 50 тысяч.

Виды начислений, составляющие базу для начисления взносов на страхование от несчастных случаев на производстве, должны быть включены в Колонку начисления, которая, в дальнейшем, будет указана в настройке начислений в фонды.

Например:


3. Платежи в фонды.

Внимание! Настройка Платежей в фонды выполняется только после закрытия последнего периода расчетного года и до открытия нового расчетного периода (нового года).

В настройке платежей в фонды достаточно откорректировать наименование платежа для нового фонда и формулу, шаблон назначения для платежей в ФСС РФ для страхования от несчастных случаев. В формуле настройки необходимо заменить параметр «S1» на параметр «S3: сумма страхового взноса».

Например:

4. Типовые операции.

Внимание! Настройка Типовых операций выполняется только после закрытия последнего периода расчетного года и до открытия нового расчетного периода (нового года).

В настройке типовых операций «Расчеты по соцстрахованию (травматизм)» необходимо откорректировать формулу расчета суммы: указать параметр «S3: сумма страхового взноса».

Например:

5. Карточки персонального учета («Работа с картотекой»).

После закрытия последнего периода расчетного года и до открытия нового расчетного периода (нового года) c помощью режима «Действия для всего списка картотеки» (ALT-F10) кнопки «Операции» в реестре персональных карточек добавьте новое удержание страхового взноса в фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: «Ввод постоянных удержаний всем».

Откройте новый расчетный год, выполните расчет лицевого счета сотрудника.

В режиме «Справка по взносам» (ALT-N) кнопки «Справки» будут показаны результаты расчета:

Пример Лицевого счета сотрудника, имеющего инвалидность:

Или в «Данных по соц. налогу» (F5)

6. Алгоритмы «Новый социальный» и "Страховой 2010".

В настоящее время, в приложение «Заработная плата» возможно использование двух типов специальных алгоритмов для исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды: «Новый социальный» и «Страховой 2010» .

В специальных алгоритмах для исчисления страховых взносов учтены особенности исчисления страховых взносов для организаций, применяющих общий и специальный режимы налогообложения (разные тарифные ставки), производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Особенности специальных алгоритмов для исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды:

· «Новый социальный». При исчислении налоговой базы, облагаемой страховыми взносами, на превышение предельной величины в настройке фондов записи группируются по кодам удержания и таблице ставок. Допускается применение специального алгоритма «Новый социальный», если для исчисления взноса во внебюджетный фонд настраивается один Код Фонда. Например, в организации применяется только общий режим налогообложения или только специальные режимы налогообложения, у которых доходы и вознаграждения облагаются по одним и тем же тарифам. Т. е. в настройке кодов фондов указываются идентичные Код удержания и Код таблицы ставок.

· «Страховой 2010». При исчислении налоговой базы, облагаемой страховыми взносами, на превышение предельной величины в настройке фондов записи группируются ТОЛЬКО по коду удержания. Что позволяет настроить два и больше кодов фондов, например, для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, для которых доходы и вознаграждения сотрудников должны облагаться взносами по разным тарифным ставкам, но общая облагаемая база не должна превышать предельную величину (например, 463 000 руб.).

Внимание»! Организации, применяющие общий и специальный режимы налогообложения должны применять ТОЛЬКО специальный режим «Страховой 2010».

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Тарифы страховых взносов в 2012 году

Комментарий к изменениям, вступившим в силу с 1 января

Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ Текст рассматриваемого Закона можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Все, конечно, уже знают, что тарифы страховых взносов с этого года изменились. Кто-то от таких изменений выиграет, кто-то - потеряет. Как и в предыдущие годы, будут действовать пониженные тарифы (их несколько видов для определенных категорий страхователей) и базовые тарифы (для тех, кто не имеет права применять пониженные тарифы). Кроме того, предел облагаемых выплат на каждого работника повысился с 463 000 до 512 000 руб.ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах...» (далее - Закон № 212-ФЗ); Однако теперь это уже никакой не предел для базы по взносам. Работодателям, не имеющим льгот, придется начислять взносы и с выплат, превышающих 512 000 руб. на человека.

Тарифы для участников проекта «Сколково» в этой статье мы не рассматриваем.

Для базовых тарифов ввели дополнительную ставку

Ставки взносов в ФСС и Фонд медицинского страхования в 2012 г. не изменились. Однако вся сумма взносов на обязательное медицинское страхование должна теперь зачисляться в Федеральный фонд медстрах астатьи 12 , 58.2 Закона № 212-ФЗ . Как вы знаете, в 2011 г. надо было делить взносы на медицинское страхование между Федеральным и территориальным ФОМС.

А вот общий тариф страховых взносов в ПФР уменьшился с 26 до 22%ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании...» (далее - Закон № 167-ФЗ) .

На суммы облагаемых выплат работнику, превышающие с начала года 512 000 руб., нужно будет начислять взносы в ПФР по тарифу 10 %ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ . А значит, как мы уже сказали, для суммы 512 000 руб. уже не подходит название «предельная величина базы для начисления взносов »ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ .

Фонд Вид обязательного социального страхования Базовый тариф 2012 г.ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ
С выплат, не превышающих 512 000 руб. в год С выплат свыше 512 000 руб. в год
ПФР Пенсионное страхование 22,0% 10,0%
ФСС Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2,9% -
ФФОМС Медицинское страхование 5,1% -
Итого: 30,0% 10,0%

В результате получается, что по сравнению с 2011 г. новая шкала базовых тарифов выгодна только при годовом доходе работника не более 550 200 руб. (45 850 руб. в месяц).

Рассчитывается эта сумма путем решения несложного уравнения:

463 000 руб. х 34% = 512 000 руб. х 30% + (Х руб. – 512 000 руб.) х 10%.

В этом уравнении Х руб. - это и есть сумма начислений одному работнику за год, при которых величина взносов за 2011 г. и за 2012 г. будет совпадать.

Получается, что размер страховых взносов с выплат работнику в сумме 550 200 руб. составляет:

  • в 2011 г. - 157 420 руб. (463 000 руб. х 34% - ведь в 2011 г. надо было облагать только выплаты в пределах 463 000 руб. за год);
  • в 2012 г. - тоже 157 420 руб. (512 000 руб. х 30% + (550 200 руб. – 512 000 руб.) х 10%).

Об этом мы уже подробно говорили в одном из номеров нашего журнала (, ).

Теперь давайте посмотрим, что же поменялось внутри тарифа пенсионных взносов.

Внимание

Тариф пенсионных взносов делится теперь на солидарную и индивидуальную части.

С 2012 г. появляется солидарная часть тарифа. За счет нее будут финансироваться расходы Фонда, не связанные с выплатами за счет пенсионных накоплени йст. 3 Закона № 167-ФЗ .

За счет солидарной части, к примеру, будут выплачиваться трудовые пенсии в фиксированном базовом размере, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров (если на день смерти они не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

То есть деньги, уплаченные за работника по солидарному тарифу, никак не повлияют на размер его будущей пенсии.

Другая часть тарифа страховых взносов называется индивидуальной. За счет нее и формируются суммы, учитываемые на индивидуальном лицевом счете работника. И исходя из них будет определяться расчетный пенсионный капитал, а также размер накопительной части трудовой пенсии работник аст. 3 Закона № 167-ФЗ .

Деление тарифа на солидарную и индивидуальную части не отменяет деления тарифов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. По-прежнему на накопительную часть пенсии надо начислять взносы только с выплат тем, кто родился в 1967 г. или позже.

Выплаты, включаемые в базу для начисления страховых взносов, на одного работника в течение года Базовый тариф взносов в ПФР на 2012 г.ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Не превышающие 512 000 руб.:
- для лиц 1966 года рождения и старше 22%, из них:
- 6% - солидарная часть;
- 16% - индивидуальная часть
-
- для лиц 1967 года рождения и моложе 16%, из них:
- 6% - солидарная часть;
- 10% - индивидуальная часть
6% - индивидуальная часть
Свыше 512 000 руб. 10% - солидарная часть -

Появление солидарной части тарифа вызвало как минимум два вопроса.

Первый вопрос - надо ли перечислять взносы по солидарной части тарифа отдельной платежкой? Пока для них не появился отдельный КБК, логичнее делать платежки по-старому: с делением лишь на страховую и накопительную части.

Второй вопрос - как теперь заполнять отчетность в ПФР? Особенно интересно заполнение персонифицированных форм. Пока «пенсионная» отчетность не предусматривает указания «солидарных» взносов. Весьма вероятно, что скоро будут утверждены новые формы отчетности: как персонифицированной, так и РСВ-1 ПФР.

Как вы помните, срок сдачи отчетности в ПФР за I квартал - 15 мая 2012 г. Так что времени для разработки и утверждения новых форм достаточно. Когда эти формы появятся, мы сразу вам сообщим о них.

Некоторые пониженные тарифы тоже изменились

У всех, кто имеет в 2012 г. право на пониженные тарифы, никаких дополнительных ставок страховых взносов не будет. По каждому человеку надо начислять взносы только на облагаемые выплаты, не превышающие 512 000 руб. за го дч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ ; Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 ; ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33 Закона № 167-ФЗ . Причем для многих льготников общая величина тарифов снижена по сравнению с 2011 г. Также появились и новые льготники.

К упрощенцам с льготируемым видом деятельности присоединились аптеки и некоммерческие организации

В 2011 г. упрощенцы, для которых один из видов деятельности, прямо названных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, был основным, могли применять пониженные тарифы. В частности, это те, кто занимается производством, строительством, образованием, здравоохранением, ремонтом бытовых изделий, управлением недвижимостью.

С 2012 г. к ним добавились организации и предприниматели, применяющие упрощенку, основной вид деятельности которы хп. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2012) :

  • <или> транспорт и связь (ОКВЭД 60.xx. xx - 64.xx. xx) - ранее льготируемой была только вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (ОКВЭД 63.xx. xx);
  • <или> розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (ОКВЭД 52.31 и 52.32);
  • <или> производство гнутых стальных профилей (ОКВЭД 27.33);
  • <или> производство стальной проволоки (ОКВЭД 27.34).

Вид деятельности является основным, если доходы по нему составляют не менее 70% в общем объеме доходо в.

В 2011 г. если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности упрощенца переставал соответствовать «льготному», то надо было пересчитывать страховые взносы по общему тарифу с начала периода и доплачивать пен ич. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012) . В 2012 г. норма о пенях удален ач. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; . Что это означает? Что пени платить не нужно? Однако в Законе № 212-ФЗ прямо об этом не сказано. И в то же время есть общее правило: пени платятся всегда, когда взносы уплачены с опозданием. Так что эта поправка может быть чисто технической и вообще ничего не значить. За разъяснениями мы обратились к специалистам Минздравсоцразвития России.

Из авторитетных источников

Заместитель директора Департамента социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

“ Если у организации или предпринимателя, применяющих упрощенную систему, по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности перестал соответствовать «льготному» в 2011 г., то надо пересчитывать страховые взносы по общему тарифу с начала года (с 01.01.2011) и доплачивать пени.

С 1 января 2012 г. норма о пенях удалена из ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗподп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ . Это означает, что при пересчете страховых взносов за тот или иной период 2012 г. пени платить уже нет необходимост и” .

Как видим, поправку можно отнести к числу благоприятных. Однако говорить об этом уверенно можно будет после того, как Минздравсоцразвития выпустит официальное письмо (которым инспекторы ПФР и ФСС обязаны будут руководствоваться).

Наравне с вышеперечисленными льготниками-упрощенцами в 2012 г. право на пониженные тарифы имеют:

  • аптеки, переведенные на ЕНВД;
  • индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и переведенные на ЕНВД, - в отношении выплат и вознаграждений работникам, занятым в фармацевтик еп. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • упрощенцы - некоммерческие организации (за исключением государственных/муниципальных учреждений), которые занимаются социальным обслуживанием населения, научными исследованиями и разработками, образованием, здравоохранением, культурой и искусством (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массовым спортом. Такие некоммерческие организации имеют право на пониженный тариф в 2012 г. при условии, что по итогам 2011 г. у них не менее 70% доходов составляют целевые поступления, гранты, выручка от льготируемых видов деятельност ип. 11 ч. 1 , ч. 5.1 , 5.2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • благотворительные организации, применяющие упрощенк уп. 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

Все упомянутые льготники вообще не должны платить в 2012 г. взносы в ФСС и ФФОМС. Платить надо только взносы в Пенсионный фонд.

Тарифы взносов на 2012 г. для упрощенцев-льготников, аптек на ЕНВД и других льготников, перечисленных в пп. 8, 10- 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
Пенсионный фонд РФ ; п. 12 ст. 33 Закона № 167-ФЗ ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии
20%, из них:

- 1
- 0 0
14%, из них:
- 4% - солидарная часть тарифа;
- 10% - индивидуальная часть тарифа
6% - индивидуальная часть тарифа

Поскольку льготники не платят взносы в ФСС, им придется возмещать из Фонда суммы пособий, выплаченных работникам по больничным листам. То есть ситуация складывается такая же, как и у упрощенцев в 2010 г. Следовательно, опять надо ждать изменений формы-4 ФСС РФ.

Появились новые льготники с тарифом 14%

Пополнился список тех счастливчиков, которые могут платить взносы по совокупному тарифу 14 %ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ . В 2011 г. такой тариф применялс япп. 4- 6 ч. 1 , ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012) :

  • российскими IT-компаниями (кроме резидентов технико-внедренческих особых экономических зон). Кстати, с 2012 г. для них смягчены требования к применению льготы по средней численности работнико вп. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ : вместо 50 человек достаточно 30;
  • хозяйственными обществами (ООО и АО), созданными после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями и вузам ип. 4 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ).

Кластер - совокупность особых экономических зон, определенная Правительством РФ, которыми управляет одна управляющая компани яп. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ ; ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» .

С 2012 г. к льготникам добавилис ьп. 5 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ :

  • резиденты промышленно-производственных ОЭЗ;
  • резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства в кластер.
Категория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) Тарифы взносов на 2012 г. для IT-компаний; хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и вузами после 13.08.2009; резидентов технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ, а также туристско-рекреационных ОЭЗ
Пенсионный фонд РФ (суммарный тариф - 8%)подп. 4- 6 п. 4 , п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ Фонд социального страхования РФч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страховани яч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии на накопительную часть пенсии
Лица 1966 года рождения и старше 8% - индивидуальная часть тарифа - 2% 4%
Лица 1967 года рождения и моложе 2% - индивидуальная часть тарифа 6% - индивидуальная часть тарифа

Сельхозпроизводители и «инвалидные» организации: тот же тариф 20,2%

Как и в 2011 г., совокупный тариф 20,2% установлен для следующих категори йч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ :

  • любых работодателей в части выплат инвалида мп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ - если они не имеют права на более низкую ставку;
  • плательщиков ЕСХН и сельхозпроизводителе йпп. 1 , 2 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ , которые могут применять ЕСХНКатегория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) Тарифы взносов на 2012 г. для любых организаций по выплатам инвалидам; для сельхозпроизводителей и плательщиков ЕСХН; для «инвалидных» организаций и созданных ими социально ориентированных учреждений Пенсионный фонд РФ (суммарный тариф - 16,0%)подп. 1- 3 п. 4 , п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ Фонд социального страхования РФч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страховани яч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ на страховую часть пенсии на накопительную часть пенсии Лица 1966 года рождения и старше 16,0% - индивидуальная часть тарифа - 1,9% 2,3% Лица 1967 года рождения и моложе 10,0% - индивидуальная часть тарифа 6,0% - индивидуальная часть тарифа

    Как видим, если в обычной организации есть работник-инвалид, то на выплаты ему страховые взносы надо начислять по пониженным ставкам.

    Особые тарифы для инжиниринговых организаций

    Организации, оказывающие инжиниринговые услуги, попали в число льгот-ни- ков-2012. Правда, их пониженные тарифы отличаются от базовых лишь тем, что не нужно платить взносы с выплат, превышающих 512 000 руб. на человек ап. 13 ч. 1 ст. 58 , ч. 3.5 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; подп. 13 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ . То есть для них нет дополнительной ставки взносов в Пенсионный фонд.

    Инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, работ, услуг; подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги)п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Чтобы иметь право на пониженные тарифы в 2012 г., инжиниринговые организации должны соответствовать ряду требовани йч. 5.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ :

    • доля доходов от инжиниринговых услуг за 9 месяцев 2011 г. должна составить не менее 90% всех доходов;
    • средняя численность их работников за 9 месяцев 2011 г. должна быть не менее 100 человек;
    • самое интересное - требуется получить у экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам положительное заключение. Информация о том, что у организации есть такое заключение, должна быть во внебюджетных фондах не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодо мп. 3 ч. 5.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Пониженные тарифы для СМИ немного повысились

    Для средств массовой информации (за исключением СМИ рекламного или эротического характера) совокупный тариф страховых взносов в 2012 г. повышаетс яп. 7 ч. 1 , ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ на 1%. Впрочем, такое повышение было запланировано еще год назад. Кроме того, внутри пенсионного тарифа выделяется солидарная часть.

    И еще одно изменение, касающееся средств массовой информации. Из Закона № 212-ФЗ убрали упоминание о том, что они при утрате права на пониженные тарифы в течение года надо платить пен иподп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ . Осталась только норма о том, что надо пересчитать взносы по общим (нельготным) тарифам с начала отчетного (расчетного) периода, то есть с начала год ач. 1.3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Перед нами - очередная перетасовка тарифов страховых взносов. Практически для всех льгот-ни- ков-2011 поправки благоприятные.

    Изменение тарифов взносов означает, что потребуются новые формы отчетности по страховым взносам - по крайней мере, по взносам в ПФР. Так что бухгалтеров ждут новые сюрпризы. А еще неприятные новости ожидают тех, у кого работают временно пребывающие иностранцы. Об этом - в нашей следующей статье.

В 2010 году страховые взносы начисляются на выплаты в пользу застрахованных лиц до того момента, пока сумма этих начислений не превысит 415 000 рублей. Выплаты рассчитываются нарастающим итогом с начала года (часть 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2010 г. № 212-ФЗ).

Причем было установлено, что указанный предел ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы. А размер данной индексации определяет Правительство (часть 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Недавно в этот порядок были внесены изменения Законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ.

Теперь Правительство устанавливает не только коэффициент индексации, но и конкретный размер предельной величины базы. Правда, ориентироваться оно при этом также будет на рост средней заработной платы. На 2011 год указанные коэффициент и лимит уже известны: индексация проведена на 1,1164, а размер базы составит 463 000 рублей (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933).

Отметим еще один немаловажный момент, связанный с порядком округления лимита. Если предельную базу проиндексировать на установленный коэффициент, то получится 463 306 рублей (415 000 руб. х 1,1164). Лимит на 2011 год, как мы видим, несколько меньше. Это объясняется тем, что сумму 500 рублей и более нужно округлять до полных тысяч, а менее 500 рублей - отбрасывать.

Тарифы страховых взносов

Как известно, с 1 января 2011 года общий тариф взносов для всех страхователей составит 34 процента (часть 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Разбивка по фондам при этом будет следующая:

  • в Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
  • в ФСС РФ — 2,9 процента;
  • в ФФОМС - 3,1 процента;
  • в ТФОМС - 2,0 процента.

Закон № 272-ФЗ внес существенные изменения в размеры тарифов, которые планировались на 2011 год: перечень льготных категорий страхователей был расширен. Пониженные тарифы имеют право применять:

  • сельскохозяйственные товаропроизводители;
  • организации и индивидуальные предприниматели на ЕСХН;
  • плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.

Указанные организации и предприниматели будут уплачивать взносы в 2011-2014 годах в следующих размерах (часть2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2011 год

2012 год

2013-2014 годы

Но это еще не все льготники.

В 2011- 2019 годах право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории:

  • хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;
  • организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории;
  • организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).

Для указанных организаций тарифы в переходный период будут такие (часть 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2011 год

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

Причем для каждой из категорий предусмотрены определенные, достаточно жесткие требования, при соблюдении которых они имеют право на указанные тарифы. В случае несоответствия этим требованиям компания вынуждена будет платить взносы в размере 34 процентов.

Важно

Контроль за соблюдением обоснованности применения тарифов некоторыми льготниками фонды смогут осуществлять с помощью налоговых органов. Дело в том, что за налоговиками теперь закреплена обязанность представлять по запросу Пенсионного фонда и ФСС необходимую для этого информацию. А кроме того, налоговым органам предоставлено право участвовать вместе с органами контроля в выездных проверках для осуществления такого контроля (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов также снижены для некоторых видов деятельности в области средств массовой информации (Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ). Для того, чтобы иметь право на применение пониженных тарифов, придется подтвердить основной вид экономической деятельности.

В 2011-2014 годах, при условии подтверждения основного вида экономической деятельности указанные плательщики вправе применять следующие тарифы:

Наименование Фонда

Выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами

Рассмотрим другие изменения Закона № 212-ФЗ (в редакции Закона № 339-ФЗ). Для начала остановимся на тех нормах, которые по большому счету носят уточняющий (технический) характер.

Документ дополнен статьей 5.1, которая устанавливает правила для представителей плательщиков страховых взносов. Как и во всех других правоотношениях, уполномоченное представительство будет осуществляться на основании доверенности. Без нее от имени юридического лица вправе действовать лицо, уполномоченное учредительными документами (например, директор).

Теперь перейдем к более существенным поправкам. В разряд облагаемых взносами попали компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников (подп. «и» п. 2 часть 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Причем ранее Минздравсоцразвития разъясняло, что такие выплаты не подлежат включению в базу по страховым взносам (письмо от 19 мая 2010 г. № 1239-19). Что касается компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении, то здесь никаких изменений не произошло. Указанная выплата как и прежде облагается взносами (подп. «д» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2011 года компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, будет включаться в базу по страховым взносам (подп. «и» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

С 1 января 2011 года объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений (часть 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). В старой редакции Закона № 212-ФЗ указывалось, что облагаются исключительно выплаты, предусмотренные трудовым договором.

Чиновники же на протяжении всего 2010 года поясняли, что взносами следует облагать все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в указанных документах или нет. Главное, чтобы они были произведены в рамках трудовых отношений. Исключение составляют выплаты, перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития России от 23 марта 2010 г. № 647-19, от 19 мая 2010 г. № 1239-19).

Установлены иные сроки сдачи отчетности

Важное изменение касается переноса сроков сдачи отчетности. Теперь отчетность в ПФР нужно сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее этот срок был установлен до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). Таким образом, отчетность за 2010 календарный год страхователям необходимо представить не позднее 15 февраля 2011 года, а за 2011 год - не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 года и 15 февраля 2012 года. На основании этого ждем соответствующих изменений в форму РСВ-1 (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н).

Обращаем ваше внимание, что, согласно новой редакции закона, одновременно с этим расчетом организация обязана будет представлять сведения о каждом работающем застрахованном лице. Речь идет о персонифицированных сведениях.

Аналогичные изменения о сроках внесены в Закон № 27-ФЗ. Если ранее предполагалось, что в 2011 году сведения персонифицированного учета нужно будет сдавать также поквартально, но в другие сроки до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года, то теперь, как уже было сказано, эти данные следует представить вместе с расчетом в Пенсионный фонд.

Что касается расчета в ФСС, то его нужно будет сдать не «до 15-го числа» календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а «не позднее 15-го числа» указанного месяца. Форму-4 ФСС РФ (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 871н). Таким образом форму необходимо будет подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 года и не позднее 16 января 2012 года.

Напомним, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за 2010 год превысит 50 человек, сдают отчетность в фонды в электронной форме.

Уточнение платежа и правила зачета взносов

Уточнение платежа. Новой редакцией закона установлено: если плательщик обнаружит ошибку в поручении, которая не повлекла непоступление денег в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату взносов (п. 4 часть 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

По предложению органа контроля или плательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных взносов. Результаты такой сверки оформляются актом.

На основании данного заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) орган контроля принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, причем орган контроля должен уведомить плательщика в течение пяти дней после принятия данного решения. Кроме того, органы ПФР и ФСС вправе затребовать у банка копию платежки на перечисление взносов. Кредитная организация обязана ее представить в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования (часть 10 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

После этого фонды проведут пересчет пеней за период со дня фактической уплаты взносов в бюджет до дня принятия органом контроля указанного решения. Рассмотренный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (часть 12 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

В связи с поправками интерес вызывает постановление ФАС Поволжского округа от 15 сентября 2010 г. № А55-38937/2009. Суть спора заключалась в том, что компания перечислила взносы, но при этом неправильно указала КБК в платежном поручении. И Пенсионный фонд посчитал обязанность организации по уплате неисполненной. Это объяснялось тем, что в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов существует особенность. Она не считается исполненной, если в платежном поручении указан неверный КБК (ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Действительно, законом не установлен порядок уточнения платежа. Однако в Бюджетном кодексе указано, что в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, Пенсионный фонд как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что это прямо не предусмотрено Законом № 212-ФЗ.

Зачет взносов. Теперь прямо закреплено право организации на зачет перерасхода по пособиям в счет предстоящих платежей по страховым взносам, но только в рамках одного расчетного периода (часть 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что такая ситуация возникает в случае превышения расходов на выплату страхового обеспечения над суммой начисленных взносов.

Однако это «нововведение» лишь закрепило позицию ФСС, которую он высказал ранее: нормы действующего законодательства не содержат запрета по выплате пособия в счет предстоящих платежей по страховым взносам в ФСС. Поэтому при превышении суммы расходов на выплату пособий в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов организация вправе:

  • обратиться в территориальный орган фонда за необходимыми средствами на выплату пособий;
  • зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей по взносам в соцстрах (письмо ФСС России от 21 июня 2010 г. № 02-03-13/08-4917).

Еще одна интересная поправка касается пересмотра правил зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей. Если сейчас такой зачет проводится только по заявлению плательщика, то после вступления поправок в силу орган контроля получит право проводить его самостоятельно. Но это не будет препятствием для плательщика подать заявление о зачете или возврате.

Е. Антипова, налоговый консультант

" № 2/2011

Для большинства строительных компаний с этого года увеличились тарифы взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды. Но не для всех одинаково, как планировалось первоначально. Есть и другие поправки – по составу учитываемых выплат, по срокам сдачи отчетности и т. д. Обо всех изменениях по взносам – в нашей статье.

Какие тарифы применять

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212ФЗ, регулирующий уплату страховых взносов, действует уже второй год. Период применения прежних ставок завершился. Теперь компании должны производить начисления по иным тарифам.

– в Пенсионный фонд РФ – 26 процентов. При этом для лиц 1967 года рождения и моложе 6 процентов направляются на финансирование накопительной части пенсии, 20 процентов – на финансирование страховой части; для лиц 1966 года рождения и старше – 26 процентов – полностью на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ);

– в ФСС России – 2,9 процента;

– в Федеральный фонд обязательного медстрахования – 3,1 процента;

– в территориальные фонды обязательного медстрахования – 2,0 процента.

Такие тарифы установлены в пункте 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ. Кстати, со следующего года (2012-го) в территориальные фонды медстрахования ничего платить не придется – всю сумму надо будет направлять в Федеральный ФОМС (по тарифу 5,1%).

Сроки уплаты и реквизиты не поменялись. Напомним, ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется этот платеж.

Пониженные тарифы. В конце прошлого года законодатели все-таки приняли дополнение, устанавливающее пониженный тариф страховых взносов в ПФР для организаций, применяющих упрощенную систему и осуществляющих определенные виды деятельности, в том числе и строительство. Для них на 2011–2012 годы утвержден тариф страховых взносов в ПФР – 18 процентов. Сумма взносов для лиц 1966 года рождения и старше распределяться не будет (полностью пойдет на страховую часть пенсии). Для лиц 1967 года рождения и моложе 12 процентов перечисляются на страховую часть и 6 процентов на накопительную. В остальные фонды эти компании будут платить взносы, как все – по тем же тарифам (мы привели их выше).

Таким образом, общий размер взносов для строительных фирм на «упрощенке» повысится пока с 14 до 26 процентов (а не до 34 процентов, как предполагалось).

Льготы. Кроме того, некоторые компании, упомянутые в пункте 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, также могут применять пониженные тарифы. В частности, организации, выплачивающие вознаграждения инвалидам. В 2011 году с этих выплат взносы они начисляют так:

– в ПФР – 16 процентов (с распределением: 10 процентов на страховую часть и 6 процентов на накопительную часть трудовой пенсии – для лиц 1967 года рождения и моложе и без распределения – для остальных);

– в ФСС России – 1,9 процента;

– в Федеральный ФОМС – 1,1 процента;

– в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 1,2 процента (п. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Что еще изменилось в 2011 году

Есть и другие нововведения.

Предел базы для начисления взносов увеличен

Предельную величину базы для начисления взносов, подлежащую ежегодной индексации, теперь определяет Правительство РФ, округляя ее до полной тысячи рублей, при этом сумма менее 500 руб. отбрасывается (п. 5 ст. 8 Закона № 212ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933 установлено, что предел выплат для 2011 года – 463 000 руб.

Перечень необлагаемых выплат пополнен

Во-первых, Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ уточнен сам объект обложения взносами. Им признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц «в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров»… (а не «по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам», как было сформулировано в предыдущей редакции п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Во-вторых, есть изменения и в составе необлагаемых выплат. К ним добавлены взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством о дополнительном соцобеспечении отдельных категорий работников (подп. 6.1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). А вот компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением, взносами должны облагаться согласно подпункту 2 («и») пункта 1 той же статьи.

Сроки сдачи отчетности перенесены

Законом № 339-ФЗ внесены исправления в сроки сдачи отчетов. Предлог «до» заменен на словосочетание «не позднее», что исключит двусмысленность в определении конечного срока. На две недели продлен период, в течение которого нужно отчитаться в Пенсионный фонд. Правда, теперь вместе с расчетом по взносам компания представляет сведения персонифицированного учета.

Итак, форму 4 ФСС РФ в соцстрах нужно сдавать в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. В ПФР компании должны отчитываться не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Такие сроки действуют с 1 января 2011 года. Распространяются они и на отчетность за 2010 год, представляемую после 1 января 2011 года (в ПФР это подтвердили). Таким образом, сдать годовую форму РСВ-1 ПФР можно не позднее 15 февраля 2011 года (включительно). Персонифицированную же отчетность за второй отчетный период 2010 года (календарный год) – до 1 февраля (31 января 2011 года) – такой срок установлен в пункте 12 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ. А затем уже – за отчетные периоды 2011 года (кварталы) – сроки сдачи отчетов в ПРФ – по взносам и персонифицированных – будут совпадать, что, конечно, удобнее (подп. 1 п. 9 ст. 15 Закона № 212ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27ФЗ).

Информация ПФР от 11 января 2011 г. «Изменения для плательщиков страховых взносов в 2011 году» размещена .

Порядок представления расчетов уточнен

Напомним, в 2010 году в электронном виде обязаны были отчитываться только те компании, у которых за предшествующий период (то есть за 2009 год) превысила 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) компании, у которых численность превышает данный предел. Такой порядок изложен в статье 61 Закона № 212-ФЗ. Отметим, это правило действует и в отношении представления отчета за 2010 год, несмотря на то, что сдается он уже в 2011 году. Поскольку расчет численности ведется за предыдущий год.

А для отчетности 2011 года порядок меняется – в электронном формате отчитываться придется уже всем компаниям (в том числе вновь созданным) с численностью более 50 человек (п. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Если организация с меньшей численностью пожелает отчитаться электронно (хотя она и не обязана), препятствий нет. Отчет у нее примут и направят подтверждение. Раньше это тоже не запрещалось, но законодательное уточнение в пункте 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ действует с этого года.

Зачет расходов возможен

Кроме положений по зачету и возврату взносов, приведенных в статье 26 Закона № 212-ФЗ, дополнительное правило внесено в статью 15 – это новый пункт 2.1. В нем определено, что, если расходы организации на выплату обязательных пособий по нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах расчетного периода (календарного года) превысили сумму начисленных взносов по указанному виду страхования, сумму превышения расходов компания вправе зачесть в счет предстоящих платежей в ФСС по соответствующим взносам.

Исправление некоторых ошибок возможно

Ошибки в платежках исправить будет проще, что, несомненно, избавит бухгалтера от лишних хлопот.

Но это касается только неточностей, не повлекших за собой неперечисление взносов в бюджет соответствующего фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Обнаружив неверное оформление поручения на перечисление взносов, пеней и штрафов, организация вправе подать в ПФР или ФСС заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату. Теперь это прямо определено в новом пункте 8 статьи 18 Закона № 212-ФЗ.

А сверить платежи помогут совместные сверки, проводимые как по предложению фонда, так и по предложению организации.

Результаты оформляются актом, который подписывается обеими сторонами (п. 9 ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Причем полученные данные учитываются при принятии решения по заявлению об исправлении ошибок: фонд может пересчитать (уменьшить) пени, начисленные за время «выяснений».

Контроль ужесточен

В целях контроля над обоснованностью применения пониженных тарифов к проверкам подключатся налоговые органы. Они не только предоставят контролирующим органам (ПФР и ФСС России) необходимую информацию по налогоплательщикам, но и примут участие в выездных проверках фондов (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212ФЗ). Раньше это не предусматривалось.

Совмещение режимов

Еще раз подчеркнем, что строительные фирмы, применяющие «упрощенку» или «вмененку», с 1 января 2011 года платят по пониженным тарифам (мы привели их выше). А вот для ЕНВД пониженные тарифы не предусмотрены (их общий размер увеличен до 34 процентов).

Поэтому в случае совмещения режимов все равно нужно обеспечить раздельный учет. При «вмененке» и упрощенной системе с объектом «доходы» сумма налога по-прежнему уменьшается на сумму страховых взносов (не более чем наполовину). Если же, например, применяются упрощенная система с объектом «доходы минус расходы» и ЕНВД, нужно отделять сумму взносов, уменьшающих единый налог на вмененный доход (с выплат работникам, занятым в деятельности, переведенной на «вмененку»), от суммы взносов, учитываемых в составе расходов (в части остальной деятельности, облагаемой по упрощенному режиму).

Обособленные подразделения

Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования РФ страхователей – юридических лиц по местонахождению обособленных подразделений утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н (далее – Порядок). В течение 2010 года был дан ряд разъяснений по его применению. Обобщим их.

Итак, если у организации есть подразделения, ей нужно учесть следующие нюансы.

Самостоятельная уплата взносов

Обособленные подразделения – это подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Они исполняют обязанности по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также по представлению расчетов по взносам по своему местонахождению исходя из величины базы для начисления взносов, относящейся к этому подразделению.

Cпециалисты Минздравсоцразвития России пояснили, что, если подразделение не обладает хотя бы одним из указанных признаков, взносы за него должна платить организация по своему местонахождению, то есть по месту ее регистрации в территориальных органах ПФР и ФСС (письмо от 9 марта 2010 г. № 492-19).

База при переводе работников

При переводе работников в течение года из одного подразделения строительной компании в другое не следует путать два показателя, связанные с расчетом базы для начисления взносов:

– в базе для начисления взносов каждого обособленного подразделения учитывают только те выплаты, которые начислены за период работы человека в данном подразделении;

– при определении базы для начисления взносов (в целях контроля лимита) по конкретному работнику должны учитываться выплаты, начисленные ему с начала расчетного периода (то есть по всем подразделениям данной организации).

Открытие (закрытие) подразделений

Организация обязана письменно сообщать в контролирующие органы – ПФР и ФСС – по своему местонахождению (по месту своей регистрации в указанных фондах) о создании или закрытии любого территориально обособленного от нее подразделения, если на срок более одного месяца где-то ею оборудованы стационарные рабочие места. Причем эта обязанность (по сообщению) не ставится в зависимость от наличия у такого подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления выплат в пользу физических лиц (письмо Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2010 г. № 2891-19).

В соцстрах достаточно одного заявления

Постановка обособленных подразделений на учет в качестве страхователей в территориальных органах Фонда социального стархования осуществляется одновременно по двум видам страхования: от несчастных случаев на производстве и по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Значит, регистрация производится согласно двум документам.

Однако ставить на учет в органах фонда по обоим видам страхования можно по одному заявлению (письмо ФСС России от 6 сентября 2010 г. № 02-03-09/06-1922П).

Важно запомнить

Тарифы взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2011 год остались без изменений. Как и в 2010 году, они уплачиваются в порядке, установленном Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ (это предусмотрено Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 331-ФЗ). При начислении взносов «на травматизм» следует учесть, что объект обложения и база их начисления с 1 января 2011 года унифицированы – по аналогии с нормами Закона № 212-ФЗ: уточнены понятия «объект обложения страховыми взносами», «база для начисления страховых взносов», «страховой тариф», а также установлен перечень выплат, на которые страховые взносы не начисляются. Изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ внесены Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 348-ФЗ. Прежний перечень необлагаемых выплат утратил силу, приведены в соответствие с действующим законодательством и другие документы (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1231). Таким образом, теперь объект обложения всеми взносами (включая взносы от несчастных случаев) и база для их начисления совпадают, хотя и регулируются по-прежнему разными законами.

С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов произошло существенное повышение тарифов страховых взносов. В общем случае, налоговая нагрузка на налогоплательщиков составит 34%.

Важно, что нововведения касаются не только работодателей, находящихся на общей системе налогообложения, а также и организаций, применяющих УСН и ЕНВД.

Упрощенцев в 2011 году ожидает повышение взносов в Пенсионный фонд с 14% до 26%. Также организации, применяющие спецрежимы, с 1 января 2011 года обязаны производить уплаты в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования (3,1% и 2,0%), в Фонд Социального страхования Российской Федерации (2,9%). Таким образом, суммарная нагрузка на «упрощенцев» возрастает с 14 до 34 процентов.

Пенсионный фонд Фонд медицинского страхования Фонд социального страхования Итого

Сумма взносов

Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе ФФОМС ТФОМС
Страховая часть Страховая часть Накопительная часть
Общий режим 26 20 6 3,1 2 2,9 34
Плательщики, применяющие УСН
Плательщики переведенные на ЕНВД
Организаций, осуществляющих деятельность в области СМИ (за искл. реклама и эротика) 20 14 6 1,1 2 2,9 26
Организации и ИП, указанные в статье 58 часть 1 п. 8 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (изменения от 28.12.2010 N 432-ФЗ) * 18 12 6 3,1 2 2,9 26
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов 16 10 6 1,1 1,2 1,9 20,2
Плательщики, применяющие ЕСХН
Сельскохозяйственные товаропроизводители
Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны 8 2 6 2 2 2 14
Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗ
Организации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД

* для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:
а) производство пищевых продуктов;
б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
в) текстильное и швейное производство;
г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
д) обработка древесины и производство изделий из дерева;
е) химическое производство;
ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
и) производство готовых металлических изделий;
к) производство машин и оборудования;
л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
м) производство транспортных средств и оборудования;
н) производство мебели; о) производство спортивных товаров;
п) производство игр и игрушек;
р) научные исследования и разработки;
с) образование;
т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;
у) деятельность спортивных объектов;
ф) прочая деятельность в области спорта;
х) обработка вторичного сырья;
ц) строительство;
ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
ы) предоставление персональных услуг;
э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
ю) производство музыкальных инструментов;
я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
я.2) управление недвижимым имуществом;
я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части