Тема маленького человека в произведении медный всадник. Сочинение на тему: проблема маленького человека в поэме Пушкина «Медный всадник. Трагедия «маленького человека» в поэме А. Пушкина «Медный всадник»

Александр Сергеевич Пушкин является автором множества известных и ставших классическими во всем мире произведений. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама», «Медный всадник» и другие произведения актуальны и читаемы сегодня. В своем творчестве автор поднимает ряд важных социальных проблем и вопросов. Как и во многих других произведениях, автор описывает взаимоотношения личности и государства.

Главным персонажем поэмы является Евгений. Он скромный чиновник и «маленький человек». Читатель не знает ни о его происхождении, ни место его службы, какие-либо иные факты из жизни Евгения автор не указывает. Тем самым автор хотел показать, насколько малозначителен главный персонаж, а именно, что он – «маленький человек».

Автор описывает два мира: личный мир Евгения и мир государства. В каждом существуют и действуют свои законы. Мир Евгения состоит из грез, мечтаний о тихой мирной жизни. Мир государства – великое свершение и подчинение своей воли, своему порядку «Все флаги в гости к нам». Два этих мира враждуют, поэтому и ярко отделены друг от друга.

В поэме идет обвинение в адрес Петра Первого (царя-реформатора) в том, что если бы не он, то Евгений остался бы знатным дворянином. На этой почве Евгений угрожает самому Медному всаднику, поднимает бунт – бессмысленный и наказуемый. От этого главный герой сходит с ума. Он бродит по улицам ненавистного ему города, а в ушах его слышится шум ветра и Невы. Прогулка приводит его к Медному всаднику- памятнику Петра. Евгений начинает размышлять и осознает, в чем состоят беды и несчастья, как его личные, так и окружающих людей. И это толкает его на бунт и протест!

Перед читателем встает вопрос: кто же виноват? Государство, которому безразлична частная жизнь граждан, или граждане, которые отказываются изучать истоки государства?

Стоит отметить, что подобная тема описывает человека, который мал в социальном плане. Его духовный мир до крайности беден, узок и состоит из огромного количества запретов. Философские размышления его не волнуют, его интересуют только личные жизненные интересы.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник» читают:

Более глубокую трактовку темы маленького человека мы находим в поэме Пушкина «Медный всадник». Здесь пробле­ма решается уже в социально-философском ключе, а цен­тральным конфликтом становится противоречие между ма- леньким человеком и государством. Мелкий петербургский чиновник Евгений в результате наводнения теряет любимое существо, сходит с ума и в конце концов погибает. Казалось бы, какое отношение имеет эта история к проблеме государст­ва? Оказывается, имеет: ведь судьба Евгения решается в Пе­тербурге, который волею самодержца Петра построен на бере­гу Невы. Выходит так, что если бы Петр не основал этого города, то и Евгений остался бы жив. Эту парадоксальную, но по сути очень глубокую мысль Пушкин воплощает при помо­щи всей образной системы поэмы. Не случайно и не только в результате сумасшествия видит Евгений своего врага и про­тивника в «кумире на бронзовом коне» - Медном всаднике, не случайно этот всадник гонится за сумасшедшим Евгением по улицам Петербурга и в конце концов убивает его. В симво­лической форме Пушкин делает отчетливой мысль о противо­положности интересов отдельного, частного, маленького че­ловека интересам государства, которое мыслит слишком масштабно и не учитывает судеб конкретного человека.

На чьей же стороне Пушкин в этом конфликте? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. При всей жалости к Евгению, сочувствии ему, Пушкин все-таки признает и историческую оп­равданность действий Петра. Недаром именно в «Медном всад­нике» звучит вдохновенный гимн Петербургу, который своим великолепием воплощал для Пушкина идею великого русского государства (а великой сделали Россию во многом именно пет­ровские дела). Пушкин не ставит своей задачей заклеймить го­сударство или, наоборот, возвысить его. Сохраняя гуманистиче­ский подход к проблеме личности и державы, видя страдания простого человека и сочувствуя им, Пушкин все же видит и дру­гую сторону медали: великая Россия - это тоже важная цен­ность, и на стороне Медного всадника своя, историческая прав­да. Не решая вопроса о личности и государстве, Пушкин лишь констатирует неизбежную трагичность их взаимоотношений, видя в этих противоречиях диалектику реального развития дей­ствительности. Но следует при этом подчеркнуть, что гуманизм остается важнейшей частью идейного мира поэмы.

0

Forget

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» рассматривается проблема «маленького человека». Это острая проблема в какой-то степени является неразрешимой, поэтому многие писатели обращаются к ней снова и снова в своих произведениях, количество которых достаточно велико. Каждый из писателей подходит к данной проблеме по-своему.

Обратимся к вышеуказанной поэме и разберемся в главной проблеме произведения.

В данной поэме «маленьким человеком» является Евгений – бедный городской житель. Великий поэт не дает ему даже фамилии: «Прозванья нам его не нужно…». Евгений честно трудится «где – то служит». Он мечтает жениться на своей возлюбленной Параше, обзавестись с ней семьей, воспитать будущих детей. Ради всего этого он готов «трудиться день и ночь». Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться. Погода решила иначе. Нева «на город кинулась». Многие части города были затоплены, некоторые смыло. Евгений, пришедший к дому Параши, его не заметил. Тогда он и пришел в ужас, начал сходить с ума, ведь он потерял человека, ради которого ему хотелось жить, несмотря на сложные жизненные обстоятельства.

Героя начинает преследовать «Медный всадник», олицетворяющий собой государство и его правителя. Памятник представлен грозным не зря.

Образ Евгения выступает в поэме не как отдельная личность, а как бедный народ в целом со всеми проблемами, которыми он страдает. В данном случае такие люди пострадали из-за целей государства («прорубить окно в Европу»). То есть, при осуществлении различных планов государство мало волнуют интересы маленьких людей, ведь для него главное поднять статус, увеличить свою мощь. А эти цели чаще всего выполняются за счет его жителей, которые из-за этого лишаются много. Таких как Евгений в государстве огромное множество, каждый день в их жизни приходят те ил иные проблемы, исходящие, в первую очередь, от государства.

К сожалению, эта трагедия существует и на сегодняшний день. Часто простые люди погибают по вине государства, мыслящего масштабно, так как их судьбы не учитываются. Эта проблема может просуществовать до тех пор, пока государство не начнет учитывать интересы своих поданных.

0

Ninaarc
16.03.2019 оставил(а) комментарий:

А.С. Пушкин в своих произведениях не раз поднимал тему «маленького человека», ведь она была особенно актуальна в низших сословиях общества того времени. Люди без денег и связей, неспособные к подлости и хитрости, часто становились жертвами неблагоприятного стечения обстоятельств, так как о простом народе никто не заботился. Именно эту повседневную драму равнодушия показывает автор «Медного всадника».

На первых страницах поэт представляет нам образ главного героя Евгения. Он живет и служит в Коломне, мелкий чиновник, беден. Все стремления и амбиции этого молодого человека обосновываются вокруг мечты о создании семьи с девушкой по имени Параша. Пушкин даже не дает ему фамилию, потому что характер и положение Евгения типичны для того времени. Он - не личность, а отражение петербургской жизни вдали от дворцов и поместий. Так было со всеми маленькими людьми. Правитель уходил далеко вперед со своими реформами, а народ страдал от их последствий где-то вдалеке от знати: тихо, робко и тяжело.

Сам поэт не разделяет взглядов Евгения на жизнь, ведь он не стремится к чему-то высокому, его амбиции и желания ограничены бытовыми идеалистическими радостями: дом, семья, очаг. Нет в нем того, чтобы выдавало личность, чтобы отличало его среди массы серых петербургских сослуживцев.

В привычную жизнь Евгения врывается наводнение 1824 года, переворачивая «с ног на голову» обычное течение бытия. Погибает его надежда и любовь – Параша, а вместе с ней и светлый ум героя. Смысл жизни унесла Нева и глубоко утаила в своих пучинах. Евгений не способен к перерождению, что указывает на хрупкую духовную организацию «маленького человека». Украденный наводнением кирпичик из построенного в мыслях замка сразу поставил Евгения в тупик, поскольку воздвигнуть новое будущее, хотя бы из воздуха, у подобного героя нет сил. Он не способен проанализировать и пережить трудности.

0

spring
16.03.2019 оставил(а) комментарий:

В 1833 году А.С. Пушкин создал занимательную поэму «Медный всадник», в которой читатель знакомится с несколькими тематическими линиями. Конечно, это тема построения Петербурга и его прославление во всем мире. В тексте поэмы автор уделяет внимание и персоне царя – Петра I, под руководством котрого и возводился город.

Вторая проблемная линия, которая раскрыта в строках поэмы, касалась «маленького человека», то есть обычного жителя города. Такие простые, трудолюбивые жители и составляли целый русский народ. Значит, тема «маленького человека», которым стал Евгений, раскрывает суть существования целого народа.

Хорошо ли живется Евгению? В его мечтах простые человеческие слабости – еда, вода да жилье. Его старенький домик давно уже износился и стал совершенно ветхим и непрочным. Таких домов было очень много на территории Петербурга. В основном, располагались они по обе стороны Нивы, которая распрокинула свои воды на многие сотни километров. В таком домике жила и любимая девушка Евгения – Параша. Оба героя были совершенно бедными, поэтому, стремились найти свое счастье в маленьких радостях. Но, на земли русские пришла беда. Стихия разбушевалась, Нива вышла из берегов и затопила близлежащие дома. В одном из таких домов жила Параша. Девушка погибла и эта новость стала шокирующей для Евгения.

На фоне всех событий герой сходит с ума. Он во всем винит памятник Медному всаднику, который был установлен в честь Петра I.

Кто же виноват в случившемся? Однозначного ответа не найти. Конечно, царь, как управитель, как заботливый государь, во время строительства Петербурга должен был позаботиться о всех его жителях. Первым делом нужно было бороться с бедность и нищетой, помогать простым людям. Возможно, они бы не оказались в такой беде. Но, всего этого не произошло. Как и все великие цари, Петр заботился о себе, своем состоянии, о величие города, а про народ особо не думал. Поэтому, «маленький человек» был совершенно не защищенным в те времена.

И вот, ненастная стихия застает людей врасплох. Гибнет много жителей, разрушаются дома и мосты. Человек совершенно ничтожен в такой ситуации. Ему остается только покориться воле и своей судьбе. Евгений во всем стал винить медный памятник, который, в конечном итоге, привел его к гибели. Вот такая судьба у «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина.

Образ «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» имеет подзаголовок «Петербургская повесть»: произведение повествует о молодой российской столице.

В начале поэмы поэт рисует величественный облик царя-преобразователя:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.

Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен...».

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:

Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:

Юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...

Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва».

Однако отношение поэта к Петру было противоречивым.

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы.

Главным героем поэмы становится бедный чиновник Евгений. Он «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,
Рука с рукой дойдем мы оба...

Жизнь Евгения проходит в труде и в скромных мечтах о личном счастье. Но его невеста Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?

«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, постигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» - медного всадника.

Основной конфликт пушкинского произведения – это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен в месте непригодном для жизни человека. Простой человек в его частных интересах противопоставлен государству. Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы.

Поэма "Медный всадник" была написана в 1833 году в Болдине. К печати её не допустил Николай I.


В поэме рассказывается о бедном государственном служащем Евгении, жителе Петербурга. Он влюблён в Парашу, живущую на другом берегу реки. Казалось бы, ничто не тревожит их счастья, кроме временной разлуки, Евгений мечтает о семье и достатке, "И вдруг, как зверь остервенясь,/ На город кинулась" Нева.


Она уничтожила все запасы, затопила дома и убила многих людей, в том числе и Парашу. Евгений, узнав о смерти любимой, сошёл с ума. Целый год он скитался по городу и увидел памятник Петру I. Евгений обвинил "медного всадника" во всех своих бедах, и тут ему показалось, что этот величественный истукан погнался за ним. Прошло немного времени, и Евгений умер.


Трагедия "маленького человека" - одна из наиболее значимых и востребованных тем в русской литературе. Каждый писатель раскрывает эту тему по-своему, но цель произведения этой тематики - показать жизнь заурядных людей. Так поступил и Пушкин, описавший судьбу "маленького человека" Евгения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


В своей поэме он показал образ Евгения в сравнении с силами, имевшими огромное влияние, - стихия и государственная власть.


К теме петровских преобразований также обращались многие писатели. Александр Сергеевич относится к Петру I двояко: в начале поэмы от отзывается о нём, как о достойном правителе, прорубившем окно в Европу; но Петр I не знает жизни "маленького человека", поэтому совершает реформы на благо государства в целом. Петр I считал, что Санкт-Петербург сможет вывести Россию на новый уровень, но он забыл про "убогих чухонцев" - людей, не готовых к преобразованиям. Слово царя - закон. Мечты Петра I сбылись, несмотря на трудности строительства. Пушкин восхищён "младшей столицей".


И тут же Александр Сергеевич переносит в жизнь Евгения - "маленького человека" в большом городе. Мысли Петра I Пушкин описывает так: "Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта!" Как мы знаем, Петр I думал о Петербурге. Мысли Евгения выглядят мизерно: "О чём же думал он? о том,/ Что был он беден, что трудом/ Он должен был себе доставить/ И независимость и честь..." Он мечтает о достатке и счастливой семье: "Жениться? Мне? зачем же нет? Пройдёт, быть может, год-другой - /Местечко получу, Параше/ Препоручу семейство наше/ И воспитание ребят..." В этих помыслах нет ничего дурного, но от лица Евгения Пушкин выразил желания простого народа.


Я считаю, что Пушкин на примере сломанной из-за наводнения жизни Евгения хотел показать несостоявшиеся мечты "маленьких людей", в чьи жизни реформы ворвались, словно Нева в дом. Народ - в лице Евгения - грозит царю: "Ужо тебе!..", но всё-таки боится царя, даже "медного всадника".


Полезный материал

Общая характеристика

А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».

Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.

Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».


«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».

Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.

Духовное перерождение «маленького человека»

Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.

У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.

Трагедия «маленького человека»

После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.

В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».

Бунт «маленького человека»

После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.

Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.