Чем отличается необслуживаемый аккумулятор от обычного. Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы

Аккумулятор для автомобиля это очень важная составляющая, через определенный срок он выходит из строя (хотя это может быть банальной — ее можно убрать) и вам его нужно заменить. Но при выборе батареи, возникает вопрос, какой лучше, надежнее – сделанный по обслуживаемой или необслуживаемой технологии? Что выбрать, чтобы по минимуму принимать участие в его эксплуатации …


Если честно то это извечный вопрос, такой же как выбор между . В этой статье я постараюсь дать несколько действительно полезных советов. Предлагаю для начала поговорить об обслуживаемой технологии.

Обслуживаемый аккумулятор

Почему он носит такое название, да потому что вы можете физически выкрутить пробки с банок, и посмотреть, что находится у вас внутри.


Полезными действиями могут быть:

  • Проверка уровня электролита
  • Проверка плотности
  • Состояние электролита (светлый, либо темный — черный)
  • Визуальный осмотр свинцовых пластин
  • Образование кристаллов сульфатов
  • Кипение при заряде

В общем простым языком вы можете добраться до «внутренностей». Это с одной стороны очень большой плюс, ведь вы контролируете свою батарею и принимаете нужные решения.

Скажу так, в те далекие года, особо-то не было, лично я занимался с обслуживаемыми батареями различными опытами. Заряжал их до выделения пузырьков, повышал плотность, доливал уровень дистиллированной водой и т.д. Здесь у вас полностью развязаны руки, и вы можете делать, что захочется.


Но у этих АКБ есть и негативные стороны, а особенно для новичков, которые не разбираются в устройстве:

  • Из-за того что эта батарея не герметична, электрохимическая жидкость может выкипать или испаряться (летом при жаре) из банок. Таким образом, понижается уровень.
  • Если уровень понизится, упадет и емкость аккумулятора, вы попросту не сможете запустить автомобиль.
  • Испаряется вода, а поэтому плотность кислоты растет, это может негативно сказаться на пластинах, а именно они могут разрушиться.
  • Сульфатация открытых участков пластин происходит быстрее.
  • Вам постоянно нужно следить за уровнем электролита, особенно летом.
  • При испарении часть кислоты оказывается сверху, образуется белый налет. Этот налет может перемыкать клеммы, и частично разряжать обслуживаемый аккумулятор.


Если честно – то самая распространенная проблема прошлых лет, это выкипание или испарения электролита, летом такая батарея еще как-то работала, но стояло ударить первым морозам, как она уже еле крутила двигатель. Поэтому рекомендовалось, хотя бы раз в две недели смотреть за уровнем и при необходимости наливать именно дистиллированную воду. Для новичков это было очень неудобно, просто представьте девушку (блондинку), которая ковыряется с батареей! Именно по причине необходимости обслуживания, такие АКБ быстро выходили из строя, в среднем дай бог 2 – 3 года. Производители бились над формулой беспроблемной батареи и кажется они ее нашли.

Как становится понятно из названия, его не нужно обслуживать! У него нет сверху пробок, которые вы должны откручивать, чтобы рассмотреть все его внутренности. Он является полностью герметичной конструкцией.

Устройство:

У него также есть шесть банок, в которых помещены 6 пакетов пластин и залит электролит, только пробок сверху нет! Они находятся в герметичном пространстве. Что это нам дает — при нагревании, закипании электрохимическая жидкость поднимается вверх, в виде пара. Но она не может вырваться из герметичного корпуса, затем она конденсируется на стенках и выпадает, обратно, вниз!


По сути, гениальное решение – основная проблема обслуживаемого аккумулятора решена, пластины всегда находятся в жидкости и «не оголяются». Также плотность всегда остается на нужном уровне.

Для новичков это вообще просто супер устройство, необслуживаемый аккумулятор отрабатывает свои деньги на все 100%.

Однако негативные моменты также есть – вы не можете проконтролировать внутренности! А что если электрохимическая жидкость окрасилась в черный цвет? Ладно, если корпус прозрачный, а вот если нет? То вы никогда не поймете в чем дело! На обслуживаемых АКБ перемычки между банками, как правило были открытыми, то есть вы легко можете прозвонить мультиметром и определить какая из них работает, а какая нет! НА необслуживаемых, вы так сделать не сможете, ибо корпус практически литой. Нельзя, замерить плотность, кстати, для этого иногда устанавливают «», нельзя замерить и уровень.

Стоит отдельно отметить, что у необслуживаемой конструкции есть клапан аварийного сброса давления! Срабатывает он редко, но срабатывает – например, когда идет откровенный перезаряд, чтобы не разорвало аккумулятор. Тогда выходит часть пара, вода + серная кислота, но вот обратно добавить ее нельзя. Таким образом, несколько сильных перезарядов и батарея может потерять в емкости! Хотя не знаю, что ее быстрее убьет перезаряды или выброс пара.


В общем, это идеальная конструкция для чайника — не суйся, эксплуатируй правильно, и он будет работать достаточно долго.

Ресурс АКБ

Если сравнить две конструкции – обслуживаемую и необслуживаемую, то конечно служить будет дольше — вторая, причем существенно! ИМЕННО ЕЕ И НУЖНО ВЫБИРАТЬ! Конечно, у знающего человека и обычный АКБ с пробками наверху проработает долго, но вот таких автомобилистов сейчас немного! Да и в продаже сейчас 80% необслуживаемых вариантов.


Если определить срок работы батареи, то тут информация также не однозначная: — конечно сейчас очень много производителей, которые делают действительно качественные АКБ, другие откровенно халтурят, используя тонкие свинцовые пластины, которые разрушаются уже через 3 года. Поэтому если берете аккумулятор, смотрите в сторону брендовых серьезных фирм, пусть они и стоят чуть дороже. Но ходить они будут по 5 – 7 лет, без особых проблем! КАК ПРАВИЛО, ГАРАНТИЯ НА ТАКИЕ АКБ КАК МИНИМУМ 24 месяца, а то и все 36! А вот непонятные фирмы, которые появились недавно, да и стоят копейки – проработают всего 2 – 3 года в лучшем случае, да и гарантия у них только 12 месяцев, а то и того нет!

Вот собственно и все, думаю, информация была полезной, читайте наш АВТОБЛОГ.

Аккумулятор - это устройство, предназначенное для накопления и хранения энергии, которая может быть использована как электричество. Автомобиль без аккумулятора не заведется, а следовательно и не поедет. Если аккумулятор вышел из строя, чаще всего его необходимо менять. В некоторых случаях поможет зарядка аккумулятора, однако уже необходимо готовиться к покупке нового аккумулятора .

Особенно остро вопрос выбора аккумулятора стоит перед автолюбителями в преддверии зимы. Существует два основных типа аккумуляторов: обслуживаемые и необслуживаемые. Первые требуют постоянного контроля, долива электролита или дистиллированной воды, зарядки. Вторые, напротив, эксплуатируются без лишнего вмешательства автовладельца.

Из очевидных преимуществ необслуживаемых аккумуляторов можно назвать то, что такая батарея не требует постоянного контроля и проверки. В необслуживаемых аккумуляторах электролит выкипает значительно меньше, чем в обслуживаемых. Такие аккумуляторы служат дольше.

Еще одним преимуществом необслуживаемых аккумуляторов является низкая степень саморазряда. При длительном хранении любой аккумулятор разряжается. Необслуживаемые аккумуляторы теряют до двух процентов заряда в месяц, в противоположность этому обслуживаемые аккумуляторы теряют до одной пятой части заряда за то же время. Установка необслуживаемого аккумулятора исключает вероятность, что автомобиль неожиданно станет непригоден к использованию из-за разряженного или промерзшего аккумулятора.

Кроме того, при запуске автомобиля необслуживаемый аккумулятор способен выдавать больший пусковой ток, чем обслуживаемый, а бесперебойная работа батареи положительно сказывается на работе автомобильной электроники.

Однако при всех достоинствах необслуживаемых аккумуляторов, производство обслуживаемых все еще не прекращается. Высокий спрос на обслуживаемые батареи можно объяснить их более низкой стоимостью по сравнению с необслуживаемыми.

Помимо этого, для работы необслуживаемого аккумулятора требуется хорошая автомобильная электрика, чего не так просто достичь, например, в отечественных автомобилях. Не допускается перезаряд или замыкание, зарядка необслуживаемой батареи требует постоянного напряжения без скачков в строго определенном диапазоне (13,9-14,4 В).

Длительная прокрутка стартера также отрицательно влияет на работу необслуживаемой батареи. При разряде необслуживаемого аккумулятора не допускается использование обычного зарядного устройства. Чтобы зарядить такой аккумулятор необходимы специальные зарядные устройства, которые держат постоянный ток на клеммах.

Покупать любой аккумулятор стоит в , где Вы получите чек и гарантийный талон. Если с аккумулятором возникнут проблемы, Вы всегда сможете обратиться в сервисный центр, где Вашу батарею примут на экспертизу и при выявлении заводского брака, взамен Вы получите новый аккумулятор.

Такой непростой выбор аккумулятора

Здравствуйте уважаемые члены сообщества!
Да простят меня модераторы, решил поднять тему, особенно актуальную для осени, но с которой сталкивался каждый автомобилист, содержащий автомобиль, с кажем так, не первой свежести, коих подавляющее большинство на постсоветском пространстве.

Так какой аккумулятор выбрать на своё авто?

Попробуем разобраться!

Сначала представлю свои скромные изыскания на эту тему из интернетов.
1. Выбираем емкость АКБ согласно паспорта авто. Больше можно, меньше нет.
Аккумулятор является подобием бочки, в которую налита вода. Генератор - насос с определенной производительность (максимальный ток). Стартер - черпак, которым из бочки вычерпываем воду (объем т.е. мощность тоже фиксирована).
Бочка полна - аккумулятор заряжен. Пускаем двигатель - вычерпываем из бочки ковшик, два, три, смотря сколько крутить стартером. На такой объем наша бочка и опустела. И, соответственно, нашему насосу-генератору потребуется разное время для ее наполнения, но рано или поздно бочка будет наполнена! Вне зависимости от объема. Можно из ведра вычерпать 3 литра, можно из канистры 50л, можно из бочки 200л - насос все равно ее наполнит.
Вот так вот на пальцах в общих чертах думаю донес мысль.
Сразу опережу людей, знающих чуть более, чем бочки и насосы: про образование слоев сульфатов и недозаряде я в курсе, но так яснее суть установки разной емкости АКБ.

2. Полярность АКБ.
Прямая или обратная - смотрите по своему авто. Отечественные старые авто - "унисекс" - им одинаково подойдет что прямая, что обратная полярность. На иномарках иной подход. Зачастую провода к АКБ подведены со смещением относительно центра, а значит абы какой АКБ воткнуть не удастся.
Загляните себе под капот перед покупкой нового аккумулятора и обратите внимание на расположение и полярность клемм.


3. Пусковой ток.
Ну тут все знают: чем выше он, тем комфортнее будет себя чувствовать АКБ и тем легче и уверенной запуск зимой.
Но к сожалению тесты нагрузочной вилкой в магазине дают неутешительные результаты. Половина полностью заряженных АКБ не в состоянии дать заявленный ток. Об этом есть несколько статей на Драйве, к сожалению, не могу дать на них ссылку по правилам сообщества, но дам координаты где искать: в поиск забейте "анализатор АКБ"
Ну и понятно, что в местности с суровыми погодными условиями жизненно необходим АКБ с бОльшим пусковым током, а где климат помягче - допустим с меньшим.

4. Форм-фактор.
Это тоже понятно. Не засунешь большую АКБ в ограниченное пространство. Тут каждый подбирает себе по габаритам.

5. Обслуживаемый или нет?
Сейчас практически все ведущие фирмы выпускают так называемые необслуживаемые аккумуляторы. Без пробок. На них есть лишь патрубок для вывода газов.
АКБ подешевле и не брендовых фирм, как правило, имеют пробки.
Нафига оно мне? - спросите Вы. - Я не собираюсь марать руки и тратить драгоценное время и/или я не понимаю в плотностях электролита, уровне заряда и т.д. - для таких выбор очевиден - необслуживаемый АКБ с заменой его каждые 3-5 лет при хороших условиях эксплуатации.
Но мой выбор остановился-бы на обслуживаем. Почему?
Что в обслуживаемых, что в не обслуживаемых АКБ происходят абсолютно одни и те-же процессы, думаю это ясно каждому.
При эксплуатации авто с полностью заряженным АКБ идет выделение газов - "кипение" - суть его в том, что вода в электролите под воздействием зарядного тока разлагается на водород и кислород. Эти газы выводятся через канал вентиляции в систему вентиляции АКБ или на улицу (в нашемарках).
Но тем не менее, вода постепенно уходит из электролита, а значит увеличивается его плотность (концентрация серной кислоты)!
Так приходит конец вашему АКБ. Пластины начинают более активно сульфатироваться, теряется емкость, уменьшаются пусковые токи. Знакомо, не правда-ли?


Белое вещество - активное, принимающее участие в процессах принятия и отдачи заряда АКБ. Серое - сульфатация. Образование вместо активного вещества (диоксида свинца) пассивного (сульфата свинца), которое практически не растворимо, а значит бесполезно заменяют активное вещество, уменьшая все параметры вашего аккумулятора. Со временем оно может отслоиться от свинцовой решетки и выпасть осадком.
Вот чем опасна сульфатация. Процесс практически не обратим даже ЗУ с функциями десульфатации. Они помогут, но емкость вашей АКБ никогда уже не будет прежней.

Так о чем это я? - в необслуживаемых АКБ нет возможности регулировать плотность электролита. Потому срок их службы не превышает 3-5лет.
Почему производитель так поступил и выпустил такой плохой АКБ? - все очень просто. Из нас растят потребителей. Будет ваш АКБ работать 10 лет - вам хорошо, но производителю лучше, если он проработает в 2-3 раза меньше и вы придете за новым и отдадите ему свои кровные. Всё! Вся суть необслуживаемых АКБ!
Хотя производители и утверждают, что новые технологии (добавление кальция в материал пластин) позволяют минимизировать потери воды на разложение и долив воды на протяжении всего срока службы АКБ не требуется.

Тут стоит отвлечься и заглянуть немного вперед: подаляющее большинство необслуживаемых АКБ на рынке изготовлены по технологии Са/Са. Это значит, что в материал обеих пластин добавлен кальций. Да, это позволяет уменьшить газовыделение АКБ, но тут есть один жирный подводный камень. Но об этом позже!

Как обращаться с обслуживаемыми - это старо как мир и вы без труда найдете в интернетах море информации об этом.

6. Материал активного вещества
В зависимости от добавок для материала электродов автомобильные аккумуляторы делят на:
Традиционные («сурьмянистые»)
Малосурьмянистые
Кальциевые
Гибридные
Гелевые, AGM

Традиционные («сурьмянистые»)

АКБ этого типа содержат в составе свинцовых пластин ≥5% сурьмы. Часто их еще называют классическими, традиционными. Но такое название на сегодняшний день уже не актуально, так как классическими уже стали АКБ с меньшим содержанием сурьмы.
Сурьму добавляют в свинец, чтобы увеличить прочность пластин. Но из-за этой добавки резко усиливается, ускоряется процесс электролиза, который начинается уже при 12 вольтах. Из-за выделяющихся газов (кислород и водород) кажется, что вода кипит. Из-за того, что вода улетучивается наружу в большом количестве, меняется концентрация электролита и оголяются верхние края электродов. Для компенсации «выкипевшей» воды в АКБ заливают дистиллированную воду.
Аккумуляторы с высоким содержанием сурьмы делают легкообслуживаемыми. Это вызвано тем, что приходится довольно часто, не реже одного раза в месяц, производить проверку плотности электролита и заливку воды.

Малосурьмянистые
Для уменьшения интенсивности «выкипания» воды в аккумуляторах стали использовать пластины со сниженным количеством сурьмы (меньше 5%). Это позволило избавиться от необходимости часто проверять уровень электролита. Также снизился уровень саморазряда АКБ при хранении.
Такие аккумуляторы чаще всего называют малообслуживаемыми или вовсе необслуживаемыми, подразумевая, что данные АКБ не требуют контроля и ухода.
Вода все равно понемножку «выкипает», хоть и гораздо в меньших количествам, чем у обычных обслуживаемых аккумуляторов. Огромным плюсом малосурьмянистой батареи является ее нетребовательность к качеству электрооборудования автомобиля. Даже при перепадах напряжения бортовой сети характеристики данной АКБ не меняются так необратимо, как это бывает с более современными аккумуляторами, например, кальциевыми или гелевыми.
Малосурьмянистые аккумуляторные батареи больше подходят для легковых автомобилей российского производства, так как отечественные авто пока не могут похвастаться обеспечением стабильности напряжения бортовой сети. Тем более, малосурьмянистые аккумуляторы отличаются минимальной стоимостью по сравнению с другими.

Кальциевые

Еще одним решением снизить интенсивность «выкипания» воды в аккумуляторе было использование вместо сурьмы другого материала в решетках электродов. Наиболее подходящим оказался кальций. Аккумуляторные батареи данного типа часто имеют маркировку «Ca/Ca», что обозначает, что пластины обоих полюсов содержат в своем составе кальций. Также в состав пластин иногда добавляют еще и серебро в малых количествах, что снижает внутреннее сопротивление АКБ. Это положительно сказывается на энергоемкости и КПД батареи.

Применение кальция позволило значительно снизить интенсивность газовыделения и потери воды, по сравнению с малосурьмянистыми аккумуляторами. Фактически, потери воды за весь срок службы батареи составили столь малую величину, что отпала необходимость в проверке плотности электролита и уровня воды в банках. Таким образом, кальциевые аккумуляторные батареи имеют право называться необслуживаемыми.

Кроме низкой скорости «выкипания» воды, кальциевые аккумуляторы имеют еще и сниженный почти на 70%, по сравнению с малосурьмянистыми, уровень саморазряда. Это позволяет кальциевым батареям дольше сохранять свои эксплуатационные свойства при долгом хранении.

Т.к. использование кальция вместо сурьмы позволило повысить напряжение начала электролиза воды с прежних 12 до 16 вольт, перезаряд стал не так страшен.

Однако кальциевые аккумуляторные батареи имеют не только плюсы, но и минусы.

Одним из главных минусов аккумуляторов данного типа является капризность в отношении переразряда. Достаточно 3-4 раза чересчур разрядить, как необратимо снижается уровень энергоемкости, т.е. резко уменьшается количество тока, которое батарея способна накопить. Аккумуляторную батарею в таких случаях, как правило, просто меняют.

Кальциевые аккумуляторы чувствительны к напряжению бортовой сети автомобиля, крайне плохо перенося резкие перепады. Перед покупкой аккумуляторной батареи данного типа следует убедиться в стабильности напряжения автомобиля.

Еще одним минусом является более высокая цена кальциевых аккумуляторов. Но это уже не является недостатком, а вынужденной платой за качество.

Но пожалуй главным минусом этой технологии является повышенное напряжение полного заряда батареи. Порядка 16,5В. А это значит, что при установке на авто со стандартным электрооборудованием (максимальное напряжение генератора 14,5В) ваша батарея будет иметь хронический недозаряд! Генератор не способен полностью восстановить активное вещество пластин таких батарей даже при длительном заряде. Это значит, что часть активного вещества (а значит и емкость и пусковые токи) вашей АКБ будет неизбежно потеряны в виде сульфатации.
Правильное решение тут лишь два: или отказазаться от использования таких батарей или дозаряжать их не менее 1 раза в месяц от стационарных ЗУ, способных зарядить до напряжения 16,5В.

Чаще всего кальциевые аккумуляторные батареи устанавливаются на иномарках среднего ценового диапазона и выше, т.е. на те автомобили, где качество и стабильность электрооборудования гарантировано. При покупке аккумулятора данного типа следует иметь в виду, что батарея в эксплуатации более требовательна, чем малосурьмянистая, но зато при должном уходе Вы получаете высококачественный и надежный источник питания для Вашего автомобиля.

Но новых иномарках работой генератора управляет не реле-регулятор (в простонародье "шоколадка"), а непосредственно ЭБУ. И ЭБУ подает на АКБ повышенное напряжение заряда 16,5В. Вот для таких авто и предназначен этот тип аккумуляторов и именно на них они будут работать долго и счастливо.


Гибридные

Часто обозначаются как «Ca+». В гибридных аккумуляторах пластины электродов сделаны по разным технологиям: положительные – малосурьмянистые, отрицательные - кальциевые. Это позволяет совместить положительные качества обоих типов аккумуляторных батарей. Расход воды у гибридных батарей в два раза меньше, чем у малосурьмянистых, но все равно больше, чем у кальциевых. Зато выше устойчивость к переразрядам и перезарядам.

По характеристикам гибридные аккумуляторные батареи находятся между малосурьмянистыми и кальциевыми.

Гелевые, AGM

Гелевые и AGM аккумуляторные батареи содержат электролит не в «классическом» жидком виде, а в связанном, гелеобразном состоянии (отсюда и название типа батареи).
Инженерам на протяжении более чем полторы сотни лет истории аккумуляторных батарей приходилось решать множество проблем, задач. Одной из важнейших проблем было осыпание активного вещества с поверхности пластин-электродов. Этот вопрос временно решили путем добавления в состав оксида свинца различных присадок - сурьмы, кальция и т.д. Еще одной очень важной задачей было обеспечение безопасности эксплуатации батарей, т.к. электролит - водный раствор серной кислоты - мог легко вытечь при повреждении корпуса АКБ. Не надо рассказывать, насколько агрессивным химическим веществом является серная кислота. Необходимо было найти способ не допустить, минимизировать возможность утечки электролита при повреждении корпуса батареи.

Эта проблема была решена путем перевода электролита из жидкого в гелеобразное состояние. Т.к. гель гораздо более плотный и менее текучий, чем жидкость, это решило сразу обе проблемы - активное вещество уже не осыпалось (плотная окружающая среда фиксировала его) и электролит не вытекал (гель имеет низкую текучесть).

И в гелевых, и в AGM батареях электролит находится в гелеобразном состоянии. Отличие в том, что в AGM аккумуляторах помимо этого между пластинами-электродами находится специальный пористый материал, дополнительно удерживающий электролит и защищающий электроды от осыпания. Сама аббревиатура «AGM» так и расшифровывается - Absorbent Glass Mat (абсорбирующий стекломатериал). Т.к. гелевые и AGM аккумуляторы имеют почти схожие характеристики, далее по тексту под гелевыми будут иметься в виду и AGM батареи. В случае имеющихся различий об этом будет указано отдельно.

Благодаря тому, что гель в аккумуляторах находится фактически в зафиксированном состоянии, данные батареи не боятся наклонов. Производители пишут даже, что эксплуатация батареи допустима в любом положении. Хотя это лишь маркетинговое высказывание, т.к. все равно не стоит держать гелевые АКБ в перевернутом состоянии.

Отличная виброустойчивость - это не единственное положительное качество гелевых аккумуляторов. Данные типы батарей имеют низкую скорость саморазряда, благодаря чему их можно хранить долгое время без критического снижения заряда. Хранить следует в заряженном состоянии.

Гелевые АКБ могут выдавать одинаково высокий ток вплоть до полного разряда. При этом они не боятся переразряда, полностью восстанавливая после подзарядки свою номинальную емкость.

Если при разряде гелевые аккумуляторы менее капризны, чем классические, то с зарядом батарей ситуация совсем иная. Недопустим ускоренный заряд - процесс зарядки гелевых аккумуляторных батарей должен происходить гораздо меньшим током. Для этого даже используются специальные зарядные устройства, подходящие для зарядки только гелевых аккумуляторов. Хотя на рынке имеются и универсальные ЗУ, умеющие, по заверениям производителей, производить зарядку всех типов батарей. Насколько это соответствует действительности - необходимо смотреть внимательно, обращая внимание на репутацию и гарантии производителя.

К сожалению, гелевые батареи при очень низких температурах ведут себя хуже, чем классические. Это связано с тем, что гель становится менее проводимым при снижении температуры. При благоприятных условиях эксплуатации гелевые аккумуляторные батареи могут работать до 10 лет.

Благодаря своей абсолютной герметичности, относительной виброустойчивости и своей фактической (а не просто маркетинговой) необслуживаемости гелевые батареи широко применяются там, где классические АКБ использовать опасно или невыгодно: внутри помещений (например, в источниках бесперебойного питания), в мототехнике (мотоцикл, в отличие от автомобиля, едет, периодически отклоняясь от вертикальной плоскости), в морском и речном транспорте (данные аккумуляторы не боятся качки, свойственной судам). Разумеется, гелевые батареи также применяются и в автомобилях. Чаще всего - в престижных иномарках, что обусловлено довольно высокой ценой этих АКБ (плата за качество и надежность).

Из этого опуса каждый для себя может извлечь нужную информацию. Я не преследовал цель углубленно изучить все нюансы, но основные тезисы, думаю, донес.

Спасибо, кто сумел осилить до конца всё это, теперь вопрос вам: какой аккумулятор используете Вы и какой о нем отзыв.

Просьба писать отзывы в формате:

1. Фирма
2. Емкость
3. Разрядный ток
4. Материал пластин
5. Обслуживаемый или нет
6. Срок эксплуатации
7. На каком авто и какого года выпуска эксплуатировался
8. Отзыв

Надеюсь, этот пост станет некоей мини-базой опыта Драйва и каждый сможет найти отзыв по интересующей его информации касаемо батареи аккумуляторов.


1 год

Аккумуляторная батарея необслуживаемого типа отличается от обслуживаемого классического кислотного источника питания исключительно своей конструкцией. Все дело в том, что в такую АКБ невозможно долить дистиллированную воду или электролит, поскольку она функционирует полностью автономно без какого-либо обслуживания. Но, большинство владельцев транспортных средств, которые приобрели необслуживаемый источник энергии, интересует вопрос: можно ли его заряжать, и если да, то, как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор?

Требуется или нет зарядка для необслуживаемой аккумуляторной батареи?

В любом случае аккумулятору необходима периодическая зарядка, ведь в независимости от своего вида, он для этого и предназначен (набирать и отдавать заряд).

Для начала стоит вспомнить принцип отдачи и потребления электрической энергии в бортовой сети транспортного средства. Для пуска силового агрегата необходима энергия источника питания, которая поступает на стартер и систему зажигания топливной смеси. После того, как мотор запущен, включается генератор, который вырабатывает необходимую энергию для обеспечения процесса зарядки батареи.


Не важно, какой тип аккумулятора установлен на транспортном средстве, необходимо понимать, что ему все равно требуется подзарядка для восполнения потраченной на запуск силового агрегата энергии. Более того, если полностью разрядить свинцовый необслуживаемый аккумулятор несколько раз, он попросту выйдет из строя. Именно поэтому, без постоянной подзарядки АКБ никак нельзя.

В чем суть проблемы?

Если подзарядка АКБ от генератора автомобиля это нормальное явление, то, по мнению большинства автомобилистов, восстановление емкости батареи при помощи стационарного зарядного устройства, крайне губительно для нее.

Почему многие считают именно так:

  • — Нельзя увидеть, когда электролит закипел, поскольку банки необслуживаемого источника питания герметично запаяны, и отследить какие процессы происходят именно в них невозможно. Поскольку аккумулятор полностью герметичный этот пункт очень настораживает автовладельцев при постановке АКБ на зарядку, так как при закипании электролита, его пары не смогут покинуть корпус батареи, в результате чего она может попросту взорваться от возникшего давления.
  • — Полностью отсутствует возможность контроля плотности. Например, если в обслуживаемом типе АКБ замерить ее довольно просто: достаточно выкрутить пробки и погрузить в банки батареи ареометр, то в необслуживаемом это проделать уже не получится.

На основании описанных выше пунктов, необходимо составить подробный алгоритм зарядки необслуживаемого источника питания, чтобы понимать какие тонкости и нюансы стоит учитывать в этом процессе.

Особенности зарядного процесса в необслуживаемом источнике питания

Заметим, что для его осуществления не подойдут никакие примитивные методы, самодельные зарядные устройства и принцип «поставлю на ночь на зарядку». Существует два реальных способа восстановления емкости необслуживаемой аккумуляторной батареи:

  • Зарядка при постоянном напряжении. Ее процесс протекает с заранее установленной величиной напряжения, например 14В, а сила тока постоянно меняется в автоматическом режиме. В начале процесса зарядный ток может достигать величины 8-10 А, а в конце – 0,1-0,4 А.
  • Зарядка при постоянной величине силы тока. Отличается от первого способа лишь тем, что здесь изменяется напряжение, а зарядный ток не меняется на протяжении всего процесса.

Подобным образом заряжаются все источники питания.

Сколько времени необходимо на зарядку?

Вопрос наиболее интересный. Естественно, необходимо четко рассчитать время, необходимое, чтобы зарядить батарею. Чтобы это сделать правильно, следует знать, насколько разрядилась батарея питания. Для этого нужно научиться вычислять ее емкость. Опишем, как это сделать.


Известно, что 12,7В – это величина полного заряда источника питания, при этом, если аккумулятор разряжен полностью, его напряжение не будет превышать порог в 11,7В. Заметим, что 10В – это критическая цифра заряда источника питания, допускать которую нельзя. Между величинами полного заряда и разрядки АКБ разница в 10%, и составляет она 1В.

Рассмотрим понятие емкость источника питания. Зачастую она составляет 55-60-75 А/ч, и далее по возрастанию. Этим понятием характеризуется количество тока, которое источник питания сможет отдавать в течение 60 минут. Если аккумуляторная батарея емкостью 60 А/ч заряжена лишь на половину, величина ее емкости в таком составляет лишь 30 А/ч.

Для того чтобы полностью восстановить всю емкость АКБ, следует подать на ее клеммы зарядный ток определенной силы. Некоторые считают, что для восполнения половины емкости описанной в примере батареи, необходимо будет подать на нее ток при зарядке величиной в 30А. Однако, это полностью выведет источник питания из строя. Заряжать его необходимо подав зарядный ток, величина которого не превышает 10% емкости аккумуляторной батареи. То есть для нашего АКБ необходим зарядный ток в 6А. Теперь необходимо определить время зарядки.

Так как для полного восполнения емкости АКБ необходимо 30А, при этом зарядный ток равняется 6А, отсюда следует простая формула – 30/6=5. То есть для восстановления емкости источника питания потребуется 5 часов.

Использование автоматических зарядных устройств

Их применение наиболее оправдано, поскольку нет необходимости с вычислением емкости АКБ, величины тока и времени зарядки и т. д. Автоматическое зарядное устройство все сделает само. К примеру, в начале зарядки ток, подаваемый на батарею, будет иметь максимально допустимую величину, которая начнет снижаться со временем.


Батарея питания необслуживаемого типа никогда не закипит, поскольку система постоянно контролирует и снижает величину зарядного тока.

Насколько страшна перезарядка?

Процесс перезарядки любого источника питания сопровождается обязательным закипанием электролита внутри него. Это вызывает образование газа и рост давления, из-за чего АКБ может попросту взорваться. В батареях необслуживаемого типа предусмотрен специальный клапан, который открывается в этом случае. И хоть корпус аккумулятора останется целым, перезаряд все же навредит такому АКБ, поскольку электролит из него улетучивается, а восполнить его количество уже не получится.


Производители облегчили пользователям процесс зарядки необслуживаемых источников питания, разместив на их корпусе специальный сигнализатор. Его цвет говорит о различных состояниях АКБ. Например, зеленый цвет является свидетельством полной зарядки батареи, а черный – необходимости восполнения ее емкости.

Насколько безопасна домашняя зарядка необслуживаемого аккумулятора?

Да, обслуживаемую батарею нельзя заряжать дома, поскольку этот процесс всегда сопровождается образованием едкого газа.
С необслуживаемым типом источников питания дела обстоят проще. Главное — не перезаряжать их продолжительное время, а в остальном зарядный процесс даже в условиях квартиры вполне безопасен. Достаточно отключить зарядное устройство, как только индикатор загорелся зеленым цветом, и можно не выжидать полное время на зарядку аккумулятора.

Правильная эксплуатация необслуживаемых автомобильных аккумуляторов

За последние пару десятилетий технология производства автомобильных аккумуляторов значительно продвинулась вперёд. Если раньше в аккумуляторе нужно было постоянно проверять уровень электролита, то современные модели требуют значительно меньше внимания к себе. Производители называют эти АКБ необслуживаемыми, заявляя, что они не нуждаются в постоянном контроле за уровнем электролита. Но слово необслуживаемые может ввести в заблуждение автолюбителя. Ведь эти батареи все равно нуждаются в обслуживании, о котором мы расскажем в настоящей статье.

Понятие необслуживаемый аккумулятор вошло в обиход со времени появления автомобильных батарей типа Ca/Ca. В таких моделях положительные и отрицательные решётки электродов производятся из сплава свинца с кальцием. Так называемые обслуживаемые модели, которые выпускались до этого, имели решётки из сплава свинца с сурьмой. Старые автомобильные аккумуляторы имели большое содержание сурьмы и очень большой расход воды. Сейчас они уже не выпускаются, а на их место пришли модели с меньшим содержанием сурьмы. Они ещё получили название малосурьмянистых. Содержание сурьмы в пластинах менее 6 процентов. В них контроль за уровнем электролита должен быть периодическим, поскольку дистиллированная вода из него постоянно уходит. Почему? Для этого нужно рассмотреть процессы, происходящие в аккумуляторе.

Когда АКБ разряжается, то внутри автомобильного аккумулятора на аноде происходит восстановление диоксида свинца серной кислотой. Одновременно на катоде происходит окисление свинца. В процессе зарядки аккумуляторной батареи процесс идёт в противоположном направлении. Сурьму в свинцовые пластины стали добавлять для того, чтобы улучшить их прочностные характеристики. Использовать электроды из чистого свинца не представляется возможным из-за его малой прочности. Но добавка сурьмы приносит и проблему. Сурьма выступает катализатором гидролиза воды из электролита. Гидролиз – это разложение воды на водород и кислород под действием электрического тока. Внешне это выглядит как кипение. Поэтому и возникло такое выражение, как «выкипание» воды из электролита.

Чтобы решить эту проблему производители стали добавлять в решётки электродов кальций. Это решение оказалось очень удачным, с точки зрения, уменьшения расхода вода.

С появлением кальциевого типа автомобильных аккумуляторов появилось понятие необслуживаемых. И само отсутствие необходимости в обслуживании касается лишь доливки воды в аккумулятор.

В продуктовых линейках производителей АКБ стали появляться модели без отверстий для доступа к банкам. Для проверки степени заряженности батареи на таких аккумуляторах часто можно встретить гидрометр или «глазок». Гидрометр предназначен для контроля за степенью заряда АКБ. На изображениях ниже можно посмотреть необслуживаемую и обслуживаемую аккумуляторную батарею.


Но у аккумуляторов Ca/Ca есть одна серьёзная проблема. При глубоком разряде эти АКБ сильно теряют свою ёмкость. После нескольких глубоких разрядов их можно отправлять на свалку. В рамках решения этой проблемы были созданы . В них положительные электроды выполняются с использованием свинцового сплава с сурьмой, а отрицательные с кальцием. Расход воды в этом случае получается ниже, чем у малосурьмянистых АКБ, но выше кальциевых необслуживаемых. Получилась «золотая середина». Гибридные автомобильные батареи есть как в обслуживаемых, так и в необслуживаемых корпусах. На них часто можно встретить обозначение Ca Plus, Ca+ или Sb/Ca.


Стоит отметить ещё одну категорию необслуживаемых аккумуляторов – гелевые. В электролит находится в связанном состоянии. Это может быть пропитка стекловолокна или гелеобразное состояние. В большинстве случаев такие модели выполняются в необслуживаемых корпусах, и им не требуется доливка воды. Хотя в ряде случаев в AGM аккумуляторы добавляют дистиллированную воду. Например, при .


Обслуживание необслуживаемых аккумуляторов

Несмотря на своё название, необслуживаемые аккумуляторы всё-таки нуждаются в обслуживании. Больше того, в ряде случаев необслуживаемое исполнение, что называется, «выходит боком».

Ниже приведены основные недостатки необслуживаемых автомобильных АКБ:

  • Затруднён контроль уровня электролита;
  • Невозможен контроль плотности электролита;
  • Требуют безупречной работы электрической сети автомобиля и стабильности выдаваемых характеристик.

Что касается уровня электролита, то на некоторых моделях необслуживаемых автомобильных аккумуляторов имеется отметки минимума и максимума. Подробнее о том, что такое , читайте в статье по ссылке.


В этом случае задача контроля уровня электролита облегчается. Но с другой стороны, что вам даёт знание уровня электролита? А если его меньше необходимого? Долить все равно нельзя. Конечно, расход воды незначительный. И крышки необслуживаемых аккумуляторов выполняются специальной конструкции, чтобы обеспечить рециркуляцию электролита. Но дистиллированная вода все равно уходит, а вот долить уже не получится. А если уровень упал до оголения пластин, то срок жизни аккумулятора начнёт стремительно сокращаться. Если в так эксплуатировать АКБ, то очень скоро понадобиться или он отправиться на свалку.

Ещё одной проблемой необслуживаемых автомобильных аккумуляторных батарей является отсутствие возможности измерить плотность электролита. А эта характеристика очень важна и даёт объективную оценку состояния батареи.

Хотя бы просто измерить плотность после процесса зарядки АКБ для контроля. Ведь без этого понять степень заряженности крайне сложно и напряжение здесь не может быть объективным показателем. Для оценки степени заряженности аккумулятора производители встраивают в необслуживаемые автомобильные аккумуляторы гидрометр. Автолюбители часто называют его «глазок».




Гидрометр устанавливается в одну из центральных банок автомобильного аккумулятора и контролирует плотность. Его действие основано на том, что поплавок поднимается при увеличении плотности (зарядке) и опускается при уменьшении плотности (разряде). Для удобства контроля делается соответствующая цветовая индикация. Но и здесь не все так безоблачно.

Проблемы при использовании гидрометра:

  • Если верить отзывам владельцев необслуживаемых автомобильных батарей, такие гидрометры часто выходят из строя вне зависимости от модели и производителя. И такой гидрометр начинает показывать данные, оторванные от реальности;
  • Специалисты также говорят о том, что информация о заряженности батареи гидрометром выдаётся только при достижении 65 процентов ёмкости АКБ. А когда она достигает 100 процентов выяснить не удастся, поскольку поплавок не даёт точных значений;
  • Гидрометр измеряет плотность только в одной из банок и что творится в других неизвестно. Получается, что контроль заряда выполняется только по одной банке.

Теперь о зарядке необслуживаемых автомобильных аккумуляторов. Периодически её делать необходимо по ряду причин. Главная, заключается в том, что при эксплуатации аккумулятора, в том числе необслуживаемого, на автомобиле, он не заряжается полностью. Кроме того, из-за неисправности может случиться так, что . В этом случае автомобиль нужно показать автомобильному электрику.

В момент запуска двигателя АКБ отдаёт мощный ток и разряжается. Чтобы восполнить заряд, требуется проехать достаточно большое расстояние. При этом обороты коленчатого вала должны превышать 2000 оборотов в минуту. Тогда генератор вырабатывает достаточное количество электроэнергии и для потребителей в сети, и для зарядки аккумуляторной батареи. При езде в городских условиях такой режим обеспечить сложно и постоянно автомобильный аккумулятор подвергается кратковременному поверхностному заряду.

То есть, в процессе такой подзарядки работают лишь поверхностные слои электродов. Чтобы заряд проник на всю глубину электродов, требуется малый ток и длительное время зарядки (до суток). В бортовой сети автомобиля такие условия обеспечить нереально. Поэтому периодически (желательно раз в 3─4 месяца) нужно ставить аккумулятор заряжаться от сетевого зарядного устройства. Какой установить режим зарядки, сказано ниже.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор?

В подавляющем большинстве автомобилей регулятор напряжения в бортовой сети устанавливает ограничение в 14,4─14,8 вольта. Выбор этого значения неслучаен, поскольку при больших значениях начинается активный гидролиз воды и увеличивается её расход. При зарядке от сетевого ЗУ также следует избегать превышения напряжения больше этого значения. На практике нужно держать напряжение на АКБ не более 15,5 вольт. Подробнее о можно узнать в статье по ссылке.

Что касается зарядного устройства, то для зарядки необслуживаемого аккумулятора лучше использовать ЗУ с автоматическим управлением. Тогда процесс зарядки обеспечивает специальное программное обеспечение, зашитое в зарядном устройстве. В этом случае команды на изменение тока или напряжения будет давать алгоритм, ориентируясь на электрические характеристики АКБ.

Вам останется только подключить «крокодилы» ЗУ к выводам аккумулятора с соблюдением полярности и включить устройство в сеть. Дополнительно можете прочитать о том, .



Не забывайте о том, что при зарядке аккумуляторной батареи в ней идут химические реакции и выделяются вредные вещества. Поэтому заряжать АКБ следует в хорошо проветриваемом помещении.

Если вы будете пользоваться зарядным устройством с ручной регулировкой тока и напряжения, то советуем придерживаться следующей схемы зарядки необслуживаемого аккумулятора. После подключения ЗУ к аккумулятору выставите ток в размере 0,1 от ёмкости АКБ. То есть, при ёмкость 55 А-ч это значение будет 5,5 ампер. После этого выставляете напряжение 14,5 вольт и включаете зарядное устройство. Подробнее о том, что такое .

В процессе зарядки следите за параметрами. Напряжение в процессе зарядки будет постепенно расти, а ток будет уменьшаться. Когда напряжение на аккумуляторной батарее вырастет до 14,4 вольта, ток должен уменьшиться примерно до 200 мА, что соответствует току саморазряда батареи. Процесс зарядки будет закончен.

Степень заряда АКБ, %
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 0 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60