Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин. "никогда не поздно узнать непознанное" Какова авторская оценка их поведения

Разделы: Литература

Не было бы добрых людей,
жизнь бы давно остановилась
В.Шукшин

До обидного мало - 45 лет прожил В.М.Шукшин. Но и того, что сделано, хватило бы на несколько биографий. Впервые был опубликован в 29 лет рассказ "Двое на телеге". Но писать он начал, когда учился в школе, где имел прозвище "Гоголь". Непримиримость к человеческому унижению, к хамству - отличительная черта его характера. Главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей. В его произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Краткое знакомство с биографией В.М.Шукшина (сообщение учеников).

Не только литературу 60-70-х годов, но и современную прозу нельзя представить без Шукшина. Его "чудики" стали подлинным открытием в искусстве. За его нестандартным подходом к человеку видится яркость, глубина личности художника, его требовательный взгляд, исполненный любви и терпеливого внимания.

Шукшин различал несколько типов рассказов:

  • Рассказ - судьба
  • Рассказ - характер
  • Рассказ - исповедь
  • Рассказ - анекдот

"Алеша Бесконвойный"

Какое впечатление произвел на вас рассказ "Алеша Бесконвойный"?

Что показалось странным, забавным, серьезным?

Почему Алеша в субботу "выпрягается"? Это прихоть, каприз или потребность? Чем могли бы объяснить ее: "безответственностью", "неуправляемостью" или чем-то иным?

Как писатель воссоздает духовный мир своего героя?

Найдите и перечитайте те места в тексте, где автор передает ход мыслей Алеши, развитие его чувств, настроений, воспоминаний?

Как раскрыто его отношение к семье, детям, окружающим людям, к природе?

Как писатель относится к своему герою и почему он его заинтересовал?

Баня - это очищение духовное для Алеши. Нет церкви, т.к. их разрушают "крепкие" мужики ("Мастер"). Человеку нужно очищаться. В церковь ходили как на праздник, любя обряд. Обряд бани есть омовение души (т.е. вместо церкви).

Почему всех раздражает субботняя радость Алеши?

Алеша - человек духовный, он тоскует по обряду.

Нет точного портрета, всегда размыт. Образы всегда высокие, худые, длинные, жилистые или "крепкие", низкие, приземистые.

Мог бы Алеша жить в городе?

Нет, он погиб бы нравственно или физически.

У Шукшина стремление к единению всех, жизнь со всеми, на виду у всех. Алеша ищет связи с миром. Опорой у Алешиной жизни стала его любовь ко всему живому, к детям, к природе, чувство ответственности перед ними. Эта любовь приносит ему душевное равновесие.

Какое впечатление от рассказа "Срезал"?

Что вас насмешила позабавило, удивило, навеяло грустное настроение?

Какие еще чувства вызывает изображенная Шукшиным ситуация?

Что представляет из себя Глеб Капустин?

Почему он жаждет "срезать"? От чьего имени он выступает?

Перечислите монологи и реплики Глеба и подумайте, как оценить его эрудицию? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

Интересно проследить развитие словесного поединка. Как ведет себя Глеб Капустин? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он любил "взвиваться"?

Почему кандидаты наук оказались побежденными в глазах мужиков? Почему Глеб "срезает" их вроде бы без особых усилий?

Какова авторская оценка поведения и характера Глеба Капустина? Она высказана в начале и в конце рассказа. Почему в таком случае писатель воспроизводит словесный поединок? Почему никто не останавливает Глеба и даже не выражает сомнений в уместности таких сцен? Цель авторских "Исследований"?

Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он "срезает"? Что интересного видят люди в этих поединках? Почему никто не останавливает Глеба?

Какие общепринятые суждения, общественные оценки, идеологические установки отражены в рассказе?

Как решается Шукшиным традиционная для русской литературы тема: "Человек из народа - интеллигенция народа"?

Что показалось интересным, точно подмеченным?

В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?

Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Какова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его намерения? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли? Только ли оскорбленное чувство собственного достоинства говорит в нем? Что еще?

какова натура Сашки? Что он за человек? Что стоит за авторским замечанием: "Последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. И оттого еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери", за словами жены: "С кем опять драку затеваешь? ..Опять на тебе лица нету..?"

Зачем в рассказ введен ребенок? Какие стороны натуры Сашки высвечивают отношение к дочери? Какую роль в тексте имеют реплики девочки, что тети и дяди плохие?

Какие "художественные детали" рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?

В чем смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечах, об отчаянии? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображенному в Сашкиной истории? Каково оно? Почувствовали ли вы в начале рассказа авторскую иронию?

Сашка наивно верит, что человеку можно что-то объяснить. Здесь столкновение противоположных позиций - романтический веры в силу слова и в силу добра и непробиваемой тупости, злобы, нравственной глухоты.

В общем масштабе Сашка прав, но здесь уже ничего изменить нельзя, т.к. для этих людей ничего изменить невозможно, потому что правда, истина, справедливость, уважение к человеку для них ничего не значат.

Творческие задания

Какими изображены герои, их отношения?

Можно начать с анализа сюжета, высказать суждения о кульминации и развязке.

Необходимо выйти на главный результат: Какой вопрос ставил автор в рассказе, сформулировать его, и как он решается автором?

Своеобразие рассказов Шукшина

В центре большинства рассказов - оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи. Характеры изображены на фоне черт обыденной жизни.

Писатель распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.

Рассказы начинаются без каких-либо вступлений. Автор сразу водит нас в ситуацию.

Рассказы часто остроконфликтные. Герои Шукшина своей сутью, манерой поведения опровергают усредненное, обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии характеров, голов и сердец.

"В каждом рассказе должно быть что-то настоящее. Пусть это будет брань, пусть будет пьянка, пусть будет наносная ложь, но где-то, в чем-то - в черте характера, в поступке, в чувстве - проговорилось настоящее . И тогда, к концу своей писательской жизни, написав 1000 рассказов, я расскажу, наконец, о настоящем человеке. А если даже в каком-то рассказе нет ничего от настоящего , то там есть - тоска по нему, по настоящему " (из рабочих записей Шукшина).

Настоящее - это не случайные, не мелочные вопросы, а такие, которые заслуживают того, чтобы о них напряженно думать, ими жить. Этим настоящим и связаны рассказы Шукшина.

Как связаны ситуации и характеры?

Кто такие "чудики"?

Есть ли пейзаж и его особенности?

Почему финалы отсутствуют?

Кто ведет повествование?

"Будь человеком" - призывает своим творчеством В.Шукшин.

Почти все рассказы отличаются философским осмыслением жизни, многотемностью, особыми героями, которые часто кажутся примитивными. "Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? Как он думает? Чего хочет? :мы ведь так и составляем понятие о человеке - послушав его"

Темы творчества:

  • противопоставление города и деревни (в деревне нравственнее, чище)
  • "светлые" души
  • любовь
  • "чудики" и отношение к ним писателя
  • смысл жизни

Важна жизнь духа , а не факты биографии героев.

Обобщение знаний по творчеству В.Шукшина

Назовите рассказ, где диалог движет действия.

Проследите за развитием сюжета. В каком легко найти кульминацию и развязку?

«Бэла»

  1. Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
  2. Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
  3. Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
  4. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
  5. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
  6. Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
  7. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
  8. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
  9. Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

«Максим Максимыч»

  1. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
  2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
  3. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
  4. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
  5. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1-2-й глав подчеркивают его положительные качества?

«Тамань»

  1. Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
  2. Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
  3. Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
  4. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
  5. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
  6. Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

«Княжна Мери»

  1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
  2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
  3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
  4. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
  5. Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
  6. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
  7. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
  8. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

«Фаталист»

  1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
  2. Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
  3. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
  4. К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
  5. Докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.

Прочитав «Героя нашего времени», Николай I написал: « Это же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер…»

  • Какие характеры «Героя нашего времени» могли, на ваш взгляд, показаться императору презренными? Почему?
  • Может быть, такие романы, как «Герой нашего времени», на самом деле портят характер? Обоснуйте свой ответ.

«…Композиция «Героя нашего времени» имеет «дробный» характер. Но такова же и жизнь Печорина». (Г.М. Фридлендер)

  • Как вы понимаете мысль о «дробности» композиции романа Лермонтова? Можете ли вы с нею согласиться? Если да, проиллюстрируйте эту мысль обращением к тексту романа.
  • Прокомментируйте мысль критика о дробности жизни самого Печорина. Можете вы с нею согласиться? Аргументируйте свой ответ.

Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?

Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимычем во время их последней встречи?

Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:

  1. Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума - это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  2. Жизнь Печорина - это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» - глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина - свобода, переходящая в индивидуализм.
  3. Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
  4. Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
  5. «Герой нашего времени» - социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
  1. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Выпишите существенные, с вашей точки зрения, детали, характеризующие состояние Печорина.

Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

  1. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Выпишите детали, характеризующие поведение Печорина.

Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения?

Печорин и... (задания для работы в группах)

Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  3. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

Печорин и Бэла

  1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
  2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
  3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

Печорин и девушка-ундина

  1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
  2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
  3. Какова композиционная роль ее образа?

Печорин и Мери

  1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
  2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
  3. Каков композиционный смысл образа Мери?

Печорин и Вера

  1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
  2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
  3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Рабочая карта

1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» .

2) От какого лица ведется повествование в повести?

3) Каким предстал Григорий Александрович Печорин при первом знакомстве Максим Максимычу?

4) Что привлекло Печорина в Бэле?

5) Дайте подробную характеристику Бэле по следующим критериям:

Воспитание

Роль традиций в ее жизни

Внешность

Характер

Отношение к Печорину

6) Охарактеризуйте жизнь горцев.

7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина? ,

8) Почему Печорин разлюбил Бэлу?

9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч?

10) Как Печорин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил?

Автохарактеристика Печорина (фрагмент повести со слов: «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).

Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

Роль пейзажа в повести.

Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего

описания? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

Тестовые задания

Предварительный просмотр:

Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Герой нашего времени»

Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:

Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» — это герой 30-х годов.

Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.

Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором.

1-й урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа «Герой нашего времени». Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».

2-й урок. Загадки характера Печорина в главе «Тамань».

3-й урок. «Княжна Мери». Печорин в системе образов главы.

4-й урок. Философский характер главы «Фаталист».

5-й урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.

6-й урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению.

В сильном классе следует подчинить изучение романа проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь анализа:

1-й урок. Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина.

2—3-й уроки. «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Его роль в раскрытии характера главного героя. Анализ ключевых эпизодов.

4-й урок. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. Социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.

5-й урок. Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.

6-й урок. Литературная критика об образе Печорина. Подготовка к сочинению.

Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту. В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровню литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для самостоятельной домашней работы.

УРОК. «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

На первом уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу, проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина.

Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»

  1. Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
  2. Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
  3. Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
  4. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо руками». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
  5. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
  6. Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
  7. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
  8. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
  9. Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»

  1. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
  2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
  3. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
  4. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
  5. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества?

Итоги урока. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».

УРОКИ. «Зачем я жил?» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера.

Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»

  1. Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
  2. Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
  3. Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
  4. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
  5. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
  6. Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»

  1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
  2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
  3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
  4. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
  5. Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
  6. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
  7. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
  8. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

  1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
  2. Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
  3. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
  4. К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
  5. Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.

Итоги уроков. Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.

УРОК. «В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа

В центре урока — раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на четыре группы.

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  3. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

УРОК «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина

Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.

Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.

1-я группа. Печорин и Бэла

  1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
  2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
  3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

2-я группа. Печорин и девушка-ундина

  1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
  2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
  3. Какова композиционная роль ее образа?

3-я группа. Печорин и Мери

  1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
  2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
  3. Каков композиционный смысл образа Мери?

4-я группа. Печорин и Вера

  1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
  2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
  3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.

Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат.

УРОК 34. «Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина

На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина.

Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:

  1. Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  2. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина — свобода, переходящая в индивидуализм.
  3. Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
  4. Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
  5. «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.

УРОКИ 35—36. Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Предварительный просмотр:

П е ч о р и н

Черты характера

Разрешение ситуации

Ситуация

Максим Максимыч

Бэла

Грушницкий

Княжна Мери

Вернер

Вера

Вулич

Предварительный просмотр:

Вариант 2.

  1. Имя-отчество Печорина:

а) год; б) месяц; в) неделя.

а) 25; б) 21; в) 18.

  1. Цель жизни Грушницкого:

а) Вера; б) Мери; в) Бэла.

а) 32; б) 18; в) 6.

  1. Как звали убийцу Вулича?
  1. Звание Печорина.
  1. Имя контрабандиста:

а) Иван; б) Янко; в) Дмитро.

  1. Возраст Грушницкого.

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

а) стрелялся из револьвера; б) обезоружил обезумевшего казака; в) прыгнул в море.

  1. Национальность Вернера:

а) немец; б) русский; в) англичанин.

Тест на знание романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Вариант 2.

  1. Имя-отчество Печорина:

а) Григорий Александрович; б) Сергей Иванович; в) Александр Григорьевич.

  1. Через сколько дней после заключения пари между Максимом Максимычем и Печориным Бэла полюбила Печорина?

а) год; б) месяц; в) неделя.

  1. Как отреагировал Печорин на смерть Бэлы?

а) заплакал; б) разозлился; в) расхохотался.

  1. Сколько лет девушке-контрабандистке?

а) 25; б) 21; в) 18.

  1. В начале повести «Княжна Мери» Грушницкий - …

а) юнкер; б) прапорщик; в) поручик.

  1. Цель жизни Грушницкого:

а) сделаться героем романа; б) проявить геройство в сражении; в) дослужиться до генерала.

  1. Имя женщины, память о которой останется с Печориным на всю жизнь, по его собственному утверждению.

а) Вера; б) Мери; в) Бэла.

  1. Кто предложил подшутить над Печориным во время дуэли?

а) Грушницкий; б) драгунский капитан; в) Вернер.

  1. На скольких шагах стрелялись Печорин и Грушницкий?

а) 32; б) 18; в) 6.

  1. Как звали убийцу Вулича?

а) Ефимыч; б) Иваныч; в) Григорьич.

  1. Звание Печорина.

а) поручик; б) прапорщик; в) капитан.

  1. Имя контрабандиста:

а) Иван; б) Янко; в) Дмитро.

  1. Возраст Грушницкого.

а) 25 лет; б) 18 лет; в) 21 год.

  1. Кого из поэтов цитирует Печорин:

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.

  1. Какую книгу читал перед дуэлью Печорин?

а) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»; б) В. Скотт «Шотландские пуритане»; в) В. Скотт «Айвенго».

  1. От кого Печорин получил записки после дуэли?

а) от Веры; б) от Вернера; в) от Мери.

  1. Единственная страсть поручика Вулича…

а) женщины; б) игра; в) табак.

  1. Каким образом Печорин проверил свою судьбу?
  1. Тамань - это…

а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.

  1. Национальность Бэлы.
  1. Сколько лет Печорину?

а) 18; б) 25; в) 40.

  1. Как погибла Бэла?
  1. От чего погиб Вулич?
  1. Кто такой Вернер?

а) коня; б) шашку; в) седло.

Тест на знание романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Вариант 1.

  1. Звание Максима Максимыча.

а) Штабс-капитан; б) поручик; в) рядовой.

  1. Сколько лет было Азамату?

а) 15; б) 20; в) 10.

  1. Как Казбич отомстил за Карагёза?

а) Убил Бэлу; б) убил Азамата; в) убил отца Бэлы.

  1. Тамань - это…

а) городишко; б) деревня; в) область.

  1. Кого из поэтов цитирует Печорин?

Но смешивать два этих ремесла

Есть тьма охотников - я не из их числа.

а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.

  1. С кем сравнивает себя Печорин?

а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига; б) с птицей, парящей в вышине; в) с героем романа.

  1. За что держал пари Печорин с Вуличем?

а) судьба есть; б) судьбы нет; в) никто не знает, есть ли судьба.

  1. Причина дуэли Печорина и Грушницкого.

а) Грушницкий оклеветал Мери; б) Свидание Печорина с Верой; в) Грушницкий узнал, что Мери любит Печорина.

  1. Национальность Бэлы.

а) черкешенка; б) грузинка; в) осетинка.

  1. Сколько лет Печорину?

а) 18; б) 25; в) 40.

  1. Как погибла Бэла?

а) Казбич застрелил; б) Печорин застрелил; в) Казбич зарезал кинжалом.

  1. Действие в повести «Княжна Мери» происходит…

а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.

  1. Какие танцы танцевал Печорин с Мери?

а) вальс; б) мазурку; в) кадриль; г) котильон.

  1. От чего погиб Вулич?

а) застрелился; б) зарублен пьяным казаком; в) на дуэли.

  1. Кто такой Вернер?

а) муж Веры; б) друг Печорина; в) друг Грушницкого.

  1. Как поступил Печорин с ковром, который купил вперёд Княжны?

а) повесил в кабинет; б) покрыл им лошадь; в) подарил Вере.

  1. Куда ехал Печорин, когда в последний раз встретил Максима Максимыча?

а) на Кавказ; б) в Персию; в) в Турцию.

  1. Что просил Азамат у Казбича в обмен на сестру?

а) коня; б) шашку; в) седло.

19. Кто, по мнению странствующего офицера, «ввёл моду скучать»?

а) англичане; б) немцы; в) итальянцы.





1.Какие черты личности Печорина раскрываются в его портрете? 2.Что лежит в основе характера Печорина "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"? 2.Что лежит в основе характера Печорина "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?


Значимость «деталей» в портрете Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.


Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном? Хотел ли он его обидеть или он равнодушен к нему? Что требовалось от Печорина, чтобы доставить радость Максиму Максимычу? Как вы понимаете фразу: «Что делать?… Всякому своя дорога»? Эпизод «Встреча Печорина с Максимом Максимычем"


1. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? 2. Какова авторская оценка их поведения? 3. Почему эту главу писатель назвал «Максим Максимыч»? 4. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 12-й глав подчеркивают его положительные качества?



Почему повесть "Максим Максимыч" следует после повести "Бэла", а не завершает роман? Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков.

Александр Сергеевич Пушкин.
«Евгений Онегин»

УРОК 13. «Пишу не роман, а роман в стихах…» «Евгений Онегин»: творческая история романа. Особенности жанра и композиции. Онегинская строфа

На изучение романа в стихах «Евгений Онегин» в 10 классе можно отвести 7-8 уроков. Роман должен быть прочитан учащимися самостоятельно, так как методика работы с ним рассчитана на проблемное изучение.

На первом уроке, посвященном творческой истории романа, особенностям его замысла, сюжета, композиции и системы образов, необходимо пройти с учениками путь от выявления первых читательских впечатлений до осознания сложной композиционной структуры романа. Работа на последующих уроках поможет ребятам приблизиться к пониманию романа как динамической художественной системы.

Основные задачи урока:

Выявляя первичное читательское восприятие учащихся, обратить их внимание на неоднозначную оценку романа современниками, например, Н. А. Полевым и Е. А. Баратынским, на точки зрения А. Герцена, Н. Гоголя, И. Гончарова, Ф. Достоевского, рассказать о том, что роман выходил главами, указать на новаторский характер реалистического романа, увидевшего свет в период приоритетов романтической художественной традиции. Познакомить учащихся с черновым планом романа «Евгений Онегин», состоящего по замыслу из 9 глав, и, сопоставив замысел с окончательным вариантом, определить, почему автор изменил первоначальный план, какие события, важные для истории России и биографии Пушкина, произошли в период работы над романом и как они могли изменить его композиционную структуру. Выяснить, почему в посвящении П. А. Плетневу автор называет роман «собраньем пестрых глав», почему в конце первой главы, когда автор «думал уж о форме плана», он пишет о противоречиях, которые он не хочет исправить, почему, наконец, в 8 главе мы читаем:

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.


Что значит «свободный роман»? От чего свободный? - Прежде всего, от тех норм и правил, которые регламентировали создание художественных произведений во времена Пушкина.

Выявить главные сюжетно-композиционные особенности романа. Основные положения лекции учащиеся запишут в тетрадь. Сюжет романа включает в себя две линии: Онегин - Татьяна и Ленский - Ольга. Они параллельны, так как романы героев в обоих случаях не состоялись. Но линия Ленский - Ольга не развивается, так как судьба Ленского зависит не от его отношений с Ольгой. Любовь Ленского к Ольге в композиционном плане помогает Татьяне лучше понять Онегина. Ленский не только оппонент Онегина, но и образ, связанный с автором-повествователем. Поэтому не случайно, что в 6 главе автор дает нам два различных жизненных пути Ленского, если бы он остался жив. Одно из главных действующих лиц романа - автор-повествователь. Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин - не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, - спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени. В романе раздвинуты границы личного конфликта, и в произведение входит русская жизнь во всех ее проявлениях. Фабулу романа можно уложить в рамки взаимоотношений четырех главных героев, а сюжет, благодаря наличию автора-повествователя, выходит за эти рамки. Почему Пушкин подчеркивал: «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница..»?
Индивидуальное задание. Сопоставить поэму «Цыганы» с романом «Евгений Онегин», проследить в них общее и особенное в чертах главных героев, специфике романтического и реалистического стиля. Выявить особенности онегинской строфы, ее композиционно-стилевую роль в романе.

УРОК 14. «Был ли счастлив мой Евгений?» Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути. Онегин и Ленский

В центре урока - проблемная характеристика образа Онегина. Для этого учащимся нужно перечитать 1, 2 и 6 главы романа и подумать над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?

Основные этапы урока:

Рассказы учащихся об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании, занятиях в течение дня. В беседе с учащимися можно выяснить, каково отношение Онегина к театру (стр. XVII-XXII), как характеризует героя убранство его кабинета (стр. XXIII-XXVIII), каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV). Главный вопрос первой части урока - каковы причины разочарования Онегина в жизни, почему он не смог создать свой духовный мир на основе привязанности к чтению, к поэтическому труду? Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? («Был ли счастлив мой Евгений?») Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и в их отношении к труду, природе, творчеству (стр. ХLIII-ХLVI). Сопоставление Онегина и Ленского (гл. 2, стр. VI-XIX). Как понять слова автора «от делать нечего друзья»? Анализ сцены дуэли. Что побудило Онегина принять вызов Ленского (гл. 6, стр. IX-XII, XXVIII, XXX-XXXI)? Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского на дуэли (стр. XXXIII-XXXIV)? Почему автор не ведет Ленского ни по одному из предполагаемых путей, а рисует его гибель? Сообщение учащихся по индивидуальному домашнему заданию, полученному на предыдущем уроке.

Выводы урока. Онегин - представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивают консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха - Онегин.


УРОК 15. «Татьяна, милая Татьяна!» Татьяна Ларина - пушкинский идеал женщины. Татьяна и Ольга

В центре урока - проблемная характеристика образа Татьяны. Для этого учащимся нужно перечитать 2, 3, 5, 7 главы и подумать над вопросами: каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром внешним? Какова композиционная роль сна Татьяны? Что понимает Татьяна в Онегине в 7 главе и как это ее характеризует?

Основные этапы урока:

Выявление характерных черт облика Татьяны в конце 2 - начале 3 главы (гл. 2, стр. XXIV-XXIX). Обсуждение вопросов: в какой среде росла Татьяна? Какие бытовые и духовные запросы были у ее родителей (стр. XXX-XXXIV)? Почему она дома «казалась девочкой чужой»? Сопоставление образов Татьяны и Ольги (гл. 2, стр. ХХI-XXIX, гл. 3, стр. V). Проблемная беседа по вопросам: как изменился внутренний мир Татьяны в 3 главе (стр. VII-X, XII)? Каково авторское отношение к любви Татьяны (стр. XV)? Анализ диалога Татьяны и няни (стр. XVI-XXI, XXXII-XXXV). Анализ сцены ожидания Татьяной приезда Онегина (стр. XXXVIII-XXXIX, ХL-ХLI). Каковы способы изображения душевного состояния Татьяны в этих сценах? Проблемный анализ образа Татьяны в 5 главе. Каково отношение Татьяны к природе, к народным обычаям? Какой смысл при этом выявляется? Анализ сна Татьяны. Как сон характеризует героиню? Какова роль образов-символов в сне? Анализ сцены именин. Как чувствует себя Татьяна в сцене именин? Аргументируйте свое мнение текстом. Почему Онегину тоже неуютно на именинах? Анализ сцены посещения Татьяной дома Онегина в 7 главе. Какой предстает Татьяна в доме Онегина? Какие качества ее характера подчеркивает автор в этой сцене? Как чувствует себя Татьяна в окружении московского дворянства? Каков его облик? Каковы приемы изображения внутреннего мира Татьяны?

Выводы урока. Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви. Она жертва социальных условий жизни, но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает прежде всего от собственной позиции нравственного отрицания.

УРОК 16. «А счастье было так возможно…» Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

К уроку учащимся нужно перечитать 4 и 8 главы романа и подумать над вопросами: какова эволюция отношений Татьяны и Онегина? Сопоставьте письма героев. Как их характеризует поведение в 8 главе? Характерно ли оно для каждого из них? Какова композиционная роль истории любви Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне? Урок можно провести на основе изучения и сопоставления 4 и 8 глав романа.

Основные этапы урока:

Наблюдения за развитием событий в 4 главе. Почему, по-вашему, первые шесть строф 4 главы заменены автором отточиями? Определите состояние главных героев. Подумайте, почему события развиваются именно в такой последовательности. (Авторская оценка Онегина - отповедь - авторская оценка отповеди - рассуждения повествователя о друзьях, родне, любви - страдания Татьяны - картины счастливой любви Ольги и Ленского - жизнь Онегина в деревне - наступление зимы - разговор Онегина с Ленским об Ольге, предстоящей свадьбе, именинах Татьяны - такая последовательность событий подчеркивает развитие чувства Татьяны к Онегину.) Анализ сцены объяснения. Какие черты характера Онегина проявляются в сцене объяснения? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? Зачем в композицию главы автор включает картины счастливой любви Ольги и Ленского? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви.) Анализ эволюции образа Татьяны в 8 главе. Проследите сюжетную цепь 8 главы. Как проявляются в ней принципы композиционного параллелизма? Почему развитие образов Онегина и Татьяны в 4 и в 8 главах как бы находится в зеркальном отражении? (Рассуждения автора о своей юности и начале поэтического творчества - рассуждения автора об Онегине, после дуэли пустившемся в странствия - описание облика Татьяны на петербургском балу и ее встреча с Онегиным - Онегин полюбил Татьяну - Онегин страдает - письмо - снова хандра - наступление весны - сцена объяснения - прощание автора с читателем - такая последовательность событий подчеркивает развитие чувства Онегина к Татьяне, они как бы поменялись ролями. Но Онегин опять изменил себе («Как я ошибся, как наказан…»), а Татьяна осталась прежней, сменив только свой внешний облик.)
Каковы авторские приемы изображения внутреннего состояния героев в 8 главе? Почему Татьяна в 8 главе рисуется глазами Онегина? Какова авторская оценка поступков Онегина? Что больше всего его поразило в Татьяне и почему? Какие качества характера Татьяны проявляются в сцене объяснения? Как изменились Татьяна и Онегин в 8 главе? Знакомство с «Путешествием Онегина». Прочитайте «Путешествие Онегина» и сохранившиеся фрагменты 10 главы. Что изменилось в Онегине в период странствий? Почему Пушкин посчитал 10 главу лишней в своем романе? Мог ли Онегин стать декабристом? Практическая работа. Сопоставьте письма Онегина и Татьяны. Найдите в них сходные места, фрагменты, построенные по одинаковому композиционному плану, близкие синтаксические конструкции, одну и ту же лексику. Какой смысл выявляется при этом сопоставлении? Какие черты характеров героев проявляются в письмах? Искренен ли Онегин в своем письме? Сопоставление двух любовных линий романа. Каков характер изображения Пушкиным любви Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны? Какова композиционная роль истории любви Ленского и Ольги? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух любовных историй? Похожи ли Татьяна и Онегин? Есть ли основания для их сопоставления?

Итогом урока может стать составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Общее

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.
Ее мечтательность, его «мечтам невольная преда́нность».
Она скучает в обществе, он нелюдим.
Ему «труд упорный был тошен», и «ее изнеженные пальцы не знали игл».
И он, и она любят читать, находят утешение в книгах.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.
Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина.
Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.
Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать.

УРОК 17. «Там некогда гулял и я…» Образ автора и его композиционная роль в романе

К уроку школьникам необходимо перечитать лирические отступления романа и строфы, рисующие облик автора-повествователя, и подумать над вопросами: какой смысл выявляется при сопоставлении автора и Онегина? автора и Татьяны? автора и Ленского? диалогов автора с читателем? Как образ автора способствует расширению границ романа, созданию «энциклопедии русской жизни»?

Действительно, уже в 1 главе мы видим два лика автора: автор-повествователь и автор-персонаж.

Основные этапы урока:

Докажите, что автор - друг и добрый знакомый Онегина. Как он относится к Онегину? Какие взгляды автора и Онегина совпадают (гл. 1, стр. ХLV-ХLVI, LVI)? Докажите, что автор - покровитель и защитник Татьяны. Как это проявляется в стилистике повествования о Татьяне? Каково авторское отношение к романтической поэзии Ленского? Какова авторская оценка Ольги? Нет ли в ней противоречий? Какова авторская оценка конфликтов, проявившихся во взаимоотношениях между героями? Какими новыми принципами пользуется автор в изображении окружающей жизни? Какие события биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях? Какова их композиционная роль? О чем размышляет автор-повествователь в лирических отступлениях? Как это его характеризует?
О поэзии и замысле романа (гл. 1, стр. LVII-LX);
о смерти и бессмертии (гл. 2, стр. XXXVIII-ХL);
о вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни (гл. 6, стр. XLIII-XLVI);
о Родине и Москве (гл. 7, стр. XXXIII-XXXVIII);
о музе и судьбе поэта (гл. 8, стр. I-VI);
о смысле жизни (гл. 8, стр. IX-XI);
о читателях и финале романа (гл. 8, стр. ХLIХ-LI).

Выводы урока. Автор проявляется в романе двояко: и как герой романа, и как рассказчик. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни; это отношение к творчеству, таланту, способностям; это отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в картинах «энциклопедии русской жизни».

УРОК 18. «Здесь его чувства, понятия, идеалы…» Белинский о романе «Евгений Онегин»

1) «Герои романа „Евгений Онегин“ в оценке Белинского»;

2) «„Энциклопедия русской жизни“ в романе Пушкина».

Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Оценка романа Белинским как „самого задушевного“ произведения Пушкина».

В центре урока - обсуждение основных положений статей Белинского о романе «Евгений Онегин».

Основные этапы урока:

Индивидуальное сообщение учащегося об оценке романа Белинским как самого задушевного произведения Пушкина. Главный смысл сообщения: в романе «Евгений Онегин» «с такою полнотою, светло и ясно… отразилась личность Пушкина; здесь вся его жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы». Обсуждение оценок, данных Белинским главным героям романа.

Онегин в оценке Белинского. Как объясняет Белинский причины разочарования Онегина? В чем сложность его характера?

«Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его…» «Мы доказали, что Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек… Онегин - страдающий эгоист… В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!..»

«Письмо Онегина к Татьяне горит страстью… Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания?..»

Татьяна в оценке Белинского. В чем, по Белинскому, глубина и сила характера Татьяны? Каковы соотношения разума и чувства в ее характере? Как критик объясняет изменения, произошедшие с ней, в 8-й главе?

«В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают сложные натуры… Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило в ее душе; ум ее спал…»

«Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожирающий ее внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят…»

«Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению деревенской девочки в светскую даму…»

Ленский в оценке Белинского. Почему Белинский считает характер Ленского «чуждым действительности»? В чем причина гибели героя? Какой смысл вкладывал Белинский в понятие «романтик»?

«Ленский был романтик и по натуре и по духу времени… Это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная…»

«Вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее… Его радости и печали были созданием его фантазии».

«В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это - повторяем - был романтик, и больше ничего».

Прав ли Белинский, считавший, что для Ленского будущее скорее всего развивалось бы по второму пути, указанному автором?

Ольга в оценке Белинского. Совпадают ли оценки Ольги Пушкиным и Белинским? Что значит «зависеть от привычки»? Почему Белинский пишет о ней с иронией?

«Существо доброе, милое, веселое, Ольга была очаровательна, как и все „барышни“, пока они еще не сделались „барынями“…»

«Ольга - существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало и… которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время…»

Вывод урока. Оценки главных героев Белинским показывают, что это герои реалистического произведения.

УРОКИ 19-20. «Энциклопедия русской жизни». Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»

Уроки можно провести в форме семинарского занятия повторительно-обобщающего типа, которое поможет систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках, и подготовиться к сочинению по роману «Евгений Онегин».

План семинара

Типические черты пушкинского времени в характерах главных героев. Характерные черты русского человека в образе автора. Приметы жизни и быта пушкинской эпохи и их роль в романе. (Три слоя русского дворянства, жизнь провинциальных городов и крепостного крестьянства; балы, обеды, театральные представления, круг чтения героев и т. п.) Картины русской природы и их композиционная роль в романе. Реальные исторические личности как персонажи романа Пушкина: историко-культурный комментарий. Роль лирических отступлений в создании многогранного облика пушкинской эпохи.

УРОК 21. «Гений и злодейство - две вещи несовместные…» Урок внеклассного чтения . Проблемы трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

Урок внеклассного чтения в конце изучения творчества Пушкина можно посвятить знакомству с «Маленькими трагедиями». Детальное изучение поэтики «Маленьких трагедий» - задача не для школьников, поэтому учителю следует остановиться на общей характеристике идейно-художественного своеобразия этого драматического цикла, а на уроке внеклассного чтения текстуально изучить одну из трагедий, например «Моцарт и Сальери».

Проблемные вопросы урока

Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра? (Маленькие - потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии - потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.)

Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги - искусство - любовь - смерть.) С каких позиций автор решает эти вопросы?

Как связать конкретно-исторические реалии времени, изображенного в трагедиях, с эпохой Пушкина и с проблемами наших дней?

Вопросы и задания для обсуждения трагедии «Моцарт и Сальери»

К сцене I:

Прочитайте первый монолог Сальери. Прав ли он, считая, что гениальность - награда за длительный и упорный труд? Взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий». Подтвердите или опровергните эту точку зрения. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача? Каково отношение Моцарта и Сальери к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни? Как каждый из них представляет гармонию жизни? Почему Сальери отделяет в своем сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека? Как это характеризует его самого? Прочитайте второй монолог Сальери в конце I сцены. Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте свое мнение.

К сцене II:

Каков душевный настрой Моцарта в сцене в трактире? Какие образы-символы связаны с его внутренним состоянием? (Человек, одетый в черном - мой черный человек - как тень - он с нами сам-третей сидит.) В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство - две вещи несовместные»? Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: «За твое здоровье, друг…» - и реплику Сальери: «Ты выпил!.. без меня?..» Прочитайте последний монолог Моцарта. Почему он считает, что если бы все чувствовали «силу гармонии», как Сальери, то «перестал бы мир существовать»? В чем, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира? Как его мысль о гениях, избранниках, «пренебрегающих презренной пользой», можно связать с эстетической позицией творчества Пушкина? Почему трагедия заканчивается вопросом Сальери о якобы злодействе Микеланджело?

Выводы урока. Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность - дар свыше, гениальность - спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Никакой смертный человек не может карать и миловать по своему усмотрению даже во имя искусства, т. е. негуманно осмелиться взять на себя функции высшего разума, пытаться переделать созданное Всевышним, потому что мир изначально устроен гармонично и разумно. Финал трагедии утверждает правду Моцарта и замыкает ее содержание в логическое и композиционное кольцо. Трагедия начинается с утверждения о том, что «нет правды на земле, но нет ее и выше», и заканчивается словом «неправда». Главный довод Сальери в свою пользу о том, что создатель Ватикана был убийцей, уже не утверждение, а вопрос. Сальери уже не оплот ортодоксальности и незыблемости в своих суждениях. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть символом. Он изменился, что для него равносильно смерти. Поэтому в финале гибнет не только Моцарт, но и Сальери, который жил только осознанием своей непререкаемой правоты. Это еще более усиливает трагедийность финала и сближает пьесу по накалу страстей с античными трагедиями.

УРОКИ 22-23. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина