Образ Жульена Сореля «Красное и Черное. Образ Жюльена Сореля (подробная характеристика героя романа "Красное и черное") Красное и черное в жизни сореля

Роман Стендаля «Красное и черное» — вершина французского реализма. Здесь и поразительная детализация, и подробно описанные политические, социальные и психологические реалии того времени. Однако герой романа — Жульен Сорель — принадлежит к романтическим героям, поэтому его бытие в типичных для эпохи обстоятельствах оборачивается трагедией.

«Красное и черное» — это книга, название которой уже много лет заставляет читателей размышлять и анализировать, что же за ним стоит. При прочтении произведения ответ на этот вопрос не становится очевидным и предполагает многовариантность, которую каждый разрешает для себя сам. Прямые ассоциации появляются в первую очередь с внутренним состоянием Жульена Сореля, в котором сочетались желание найти себя, совершить подвиг, стать образованным человеком, но одновременно с этим и корысть, тщеславие, цель достичь успеха любыми способами. Так же название указывает и на общую проблематику произведения. Два эти цвета: красный и черный, в своей комбинации символизируют некую тревожность, борьбу, которая происходит внутри людей и вокруг них. Красный - это кровь, любовь, желание, черный - низменные побуждения, предательство. В своей смеси эти цвета рождают драму, которая происходит в жизни героев.

Красное и черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного героя. Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и т.д.), и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.

Другая интерпретация: красное – мундир военного, черное – сутана священника. Герой метался между мечтой и реальностью, и этот конфликт желаемого и действительного его погубил.

Также сочетание этих цветов образует трагический финал честолюбивого героя: кровь на земле, красное и черное. Несчастный юноша мог так много, а смог всего лишь обагрить землю кровью своей любовницы.

Кроме того, многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов означает основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить кровь, либо дать очернить себя.

О чем книга?

Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля который устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены. На протяжении книги читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать одновременно. Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.

Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.

Образ главного героя

Жульен Сорель - сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.

Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Тематика и проблематика

В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация. Стендаль мыслил этими категориями, он принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом общества и были под впечатлением от этого зрелища. Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство - то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу.

Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не находит: его ненавидят даже в семье. Неравенство ощущается всеми, поэтому одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям общества. Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»: автор нашел в газете заметку о казни молодого человека. Именно этот краткий отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства. Конфликт личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким.

В чем смысл романа?

Сама история, заложенная в романе - это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был списан образ Сореля. В связи с этим еще очевиднее становится социальная проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора: сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к успеху. Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит, трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию. Настоящая победа личности – это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со стороны. Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть.

Психологизм Стендаля

Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение. Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути. Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его удержать.

Жанровое своеобразие романа

Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими чертами. Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не реализованными. Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его жизни своими красками.

Произведение часто характеризуют как психологическо-социальное, и с этим трудно не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и подробная оценка внутренних мотивов героев. На протяжении всего романа читатель может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее сложен и противоречив.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ответ оставил Гость

"Кто виноват в трагедии Жюльена Сореля?",
сочинение по произведению Стендаля "Красное и черное"

Каждому из нас свойственно терпеть взлеты и падения. Но далеко не каждый из нас способен в собственных падениях искать свои ошибки. Всегда гораздо проще обвинять других: близких, общество, власть, неспокойные времена. Человеку присущ такой взгляд на жизнь, когда она видит себя жертвой, в то время как окружающие являются агрессорами по отношению к нему.Себя он считает хитрым, умным, талантливым, но, к сожалению, таким, что родился не в то время, когда эти качества ценились бы. Но в один момент он понимает, что есть более умные и хитрые, и во всех его проблемах виноват он сам со своей излишней гордостью. Ярким примером такого человека является главный герой романа Стендаля "Красное и черное", Жюльен Сорель. Его трагическая судьба была списана из реальной жизни, поэтому так понятна нам. Кто виноват в трагедии Жюльена: он или общество богачей, в которое он так старался попасть?
Сын плотника, обычный плебей, Жюльен, конечно, хотел подняться по социальной лестнице вверх. Для этого он стал гувернером детей господина де Реналя. Он сумел представить себя слугам и заставил своего работодателя относиться к себе с уважением. С этого начались его ошибки. Хозяйка дома, госпожа де Реналь, влюбилась в него, и он решил добиться укрепления этих чувств, считая, что этим он отомстит господину де Реналю, а в его лице всему мелком дворянству. Действия, которыми он надеялся это сделать, казались ему безупречными, но были довольно бессмысленными.
Продвигаясь дальше, поступив в семинарию, Жюльен продолжал делать ошибки. Считая себя непревзойденным лицемером, он выделялся среди других семинаристов своими знаниями, что совсем не нравилось последним. Они считали его выскочкой, высокомерным и тщеславным, всячески старались ему навредить.
Далее он неоднократно делал неосторожные поступки, слишком надеясь на собственные силы. И когда он был уже в шаге от цели, прошедшие погрешности "сбросили" его вниз. Письмо от госпожи де Реналь к маркизу де Ла-Молю разрушило все планы парня. В отчаянии он чуть не застрелив свою бывшую любовницу.
Сидя в тюрьме, Жюльен переосмыслил все свои поступки, понял, что слишком самоуверенно шагал по миру, которым правят деньги и титулы. Но по его мнению, во всех его бедах было виновато высокомерное общество богачей.
Кто же виноват в трагедии Сореля? Он или общество? По моему мнению, именно он. Конечно, не всем удается с низов попасть к самым сливкам общества, но все же есть такие, кому это удается. Для этого им нужно трезво оценивать собственные силы. Именно этой трезвости взгляда не хватило Жюльену, и, как по мне, именно это и стало причиной его трагедии.

Характер и судьба Жюльена Сореля. Роман «Красное и черное» был опубликован в 1831 году. Перво­начальное название этого произведения - «Жюльен Сорель». Это значит, что главное в романе - постижение сущности главного ге­роя, в истории которого выражены особенности эпохи, его поро­дившей.

История Жюльена Сореля не была выдумана писателем. Фран­цузские газеты много писали о деле некоего Антуана Берге, кото­рый в возрасте девятнадцати лет был взят в качестве наставника в одно из богатых семейств Гренобля. Он стрелял во время богослу­жения сначала в мать своих воспитанников, а потом в себя, после чего по приговору суда был казнен.

Жюльен Сорель родился в маленьком провинциальном город­ке. По рождению он плебей, сын плотника. Отец его - человек жестокий, корыстный, жадный. В семье Жюльен не видит любви, участия, ласки. Наделенный незаурядными умственными способ­ностями, молодой человек мечтает о карьере.

КумирЖюльена Сореля - Наполеон, человек, который сам ко­вал свою судьбу, достиг вершин власти. Жюльен поклоняется своему герою, многократно перечитывает материалы об итальянской кам­пании Бонапарта, лелеетчестолюбивые мечты о собственном возвы­шении, о славе. Он по-своему реализует жизненные принципы На­полеона. Наполеон брал крепости одну задругой. Жюльен пытается покорить, как крепость, сердце дворянки госпожи де Реналь. Он каж­дый день делает новый шаг на пути утверждения своего «Я», своего равенствастеми, кто волею судеб возвышается над ним. Жизнь убеж­дает Жюльена в том, что счастье-это деньги и власть, но сердце его опрокидываетвсе холодные расчеты и лицемерные планы. Подлин­ное, хоть и недолгое, счастье он находит в объятиях госпожи де Ре­наль, любящей его пламенно и самозабвенно.

Вынужденный оставить семью де Реналь, он отправляется в се­минарию Безансона, а потом в Париж. Здесь он по рекомендации своего наставника аббата Пирара становится личным секретарем марки t.i де Ла Моля. Маркиз приближает к себе Жюльена, а его дочь Матильда выделяет Жюльена среди окружающих ее молодых людей. 11о отношения с Матильдой, которую гнетет обыденность, серая повседневность и которая мечтает возвыситься, бросить вы­ти обществу своей любовью к сыну плотника, скорее напоминают і іоеди і юк двух честолюбцев. Искреннего чувства, как с госпожой де Реналь, здесь нет.

Выстрел Жюльена - жест отчаяния по отношению к жестокой судьбе, в последнюю минуту сокрушившей все его надежды. Жюль- ен приговорен к смертной казни. Обвинение в низости и непоря­дочности несправедливо, ведь герой пытался жить по законам дол­га и чести. Он обречен не столько преступлением, сколько тем, что попытался доказать аристократам свое право быть наравне с ними.

Романтик, мечтатель, натура пылкая, Жюльен опоздал родить­ся. Ему бы жить во времена революционных бурь, когда господству- юшим цветом был красный. Но наступили новые времена - Рес­таврация, эпоха черного цвета, и Жюльен выбирает черную сутану. Ареной борьбы красного и черного становится душа героя. Траге­дия Жюльена Сореля в том, что его мечты о личном счастье, о граж­данском служении не сбылись. Это трагедия героического характе­ра, вынужденного жить в негероическую эпоху, в эпоху безвреме­нья.

Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты видели свою задачу в изображении общественных отношений современности, быта и нравов Реставрации и Июльской монархии. В1830 году Стендаль закончил роман «Красное и черное», в котором с тончайшими оттенками анализирует мысли и поступки человека переломной эпохи, его противоречивые жизненные взгляды и устремления. «Красное и черное» - ярчайший образец социально-психологического романа мировой реалистической литературы XIX века.

Фабула романа основана на реальных событиях. Был приговорен к казни молодой человек, сын крестьянина, который решил сделать карьеру и стал гувернером в семье местного богача, но, уличенный в любовной связи с женой хозяина - матерью своих воспитанников, потерял место. Потом юношу выгнали из духовной семинарии, затем - со службы в парижском аристократическом особняке, где он был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина, и вскоре пытался покончить жизнь самоубийством.

Жюльен Сорель - сын плотника из французской провинции. Юному герою Стендаля, свидетелю разгрома французской армии при Ватерлоо, было суждено узнать суровую правду войны и расстаться со своими иллюзиями. Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период реставрации Бурбонов. При Наполеоне одаренный юноша из народа сделал бы, возможно, военную карьеру, но сейчас единственной возможностью достичь верхов общества было окончить духовную семинарию и стать священником.

В начале романа воспитатель детей мэра города Верьера господина де Реналя, Жюльен, был одержим честолюбивыми планами, сознательно подражая лицемерному мольеровскому Тартюфу. Жюльен хочет «выйти в люди», утвердиться в обществе, занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и обществом возможно лишь при условии, что Жюльен полностью подчинится нравам и законам этого общества. Жюльен вдвойне чужой в мире Реналей и Ла Молей: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Пройдя через ряд испытаний, он осознал, что карьеризм невозможно совместить с возвышенными человеческими порывами, которые жили в его душе. Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права по рождению. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор. «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия... Вот мое преступление, господа», - заявляет он своим судьям. «Господа! - говорит он. - Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия... Но даже если бы я был менее виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания... и желающих покарать во мне и раз навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые, родившись в низах... имели счастье получить хорошее образование и дерзнули примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом».

В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX века, который вобрал в себя важнейшие черты своего народа, пробужденного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность и твердость духа, непоколебимость в продвижении к цели. Но герой всегда и везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в своих правах сословия, поэтому Жюльен - революционер, и с этим согласны его классовые враги - аристократы. Молодой человек близок по взглядам с отважным итальянским карбонарием Альтамирой и его другом - испанским революционером Диего Бустосом.

В его душе идет постоянная напряженная борьба, вступают в противоречие стремление к карьере и революционные идеи, холодный расчет и светлые романтические чувства.

Жюльен, стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, завидует парению птицы, хочет быть похожим не нее, возвысившись над окружающим миром. Наполеон, чей пример, по словам Стендаля, «породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие», является идеалом для Жюльена. Но безумное честолюбие - важнейшая черта Жюльена - увлекает его в лагерь, противоположный лагерю революционеров. Он страстно желает славы и мечтает о свободе для всех, но первое пересиливает. Жюльен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь и не сомневаясь в собственной воле, энергии и таланте.

Но Жюльен Сорель живет в годы Реставрации, а в это время такие люди опасны, их энергия - разрушительна, потому что таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь, и поэтому Жюльен не может прямым и честным путем сделать достойную карьеру.

Основа сложного характера героя - противоречивое соединение революционного, независимого и благородного начала с честолюбивыми стремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления. По словам Роже Вайяна, Жюльен «вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал».

Путь наверх Жюльена Сореля - это путь утраты им лучших человеческих качеств и путь постижения настоящей сущности власть имущих. Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась.

Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищает его от пороков, привитых обществом. Жюльен видит иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он недавно связывал представления о счастье, и поэтому, ожидая казни, отказывается от помощи сильных мира сего, которые могут вызволить его из тюрьмы и вернуть к прежней жизни. Столкновение с обществом завершается нравственной победой героя.

Значительную и определяющую роль в судьбе Жюльена Сореля играет любовь. С Луизой де Реналь герой снимал маску, с которой обычно появлялся в обществе, и позволял быть самим собой. Образ Матильды - честолюбивый идеал Жюльена, во имя нее он готов пойти на сделку с совестью. Перед Матильдой Жюльен представал незаурядной, гордой, энергичной личностью, способной на великие, дерзкие и жестокие дела.

На судебном процессе перед смертью Жюльен дает последний, решающий открытый бой своему классовому врагу. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, он бросает им в лицо грозную правду: его вина не в том, что он стрелял в госпожу де Реналь, а в том, что он осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводит его к гибели. Такая концовка показательна: Стендаль не смог решить, что ждет героя, осознавшего несостоятельность своей теории, как должен он перестроить свою жизнь, преодолев заблуждения, но оставшись в буржуазном обществе, и потому

Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.

Сочинение


Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова, как Мериме, Бальзак, Стендаль. Стендаль первым обосновал главные принципы и программы нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил в своих произведениях. Отвергая эстетику классицизма, он ратовал за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей ее полноте и противоречивости. Потому его романы явились совершенно новым этапом в развитии литературы. Он ставил вопросы, которые до него не решался затронуть ни один писатель, он давал сюжетам такое развитие, которого в те времена никто не мог даже предположить. Он вкладывал в свои произведения глубокий философский, нравственный смысл.

Одной из самых значительных работ писателя стал его роман «Красное и черное», который автор довольно точно назвал «хроникой XIX века». Сюжет романа основан на реальной истории о судебном процессе по делу некоего молодого человека. Будучи сыном простого крестьянина, он пожелал сделать карьеру в обществе и для начала стал гувернером в доме местного богача. Однако он потерял работу, так как был уличен в любовной связи с женой хозяина дома. С этого момента неудачи и потери сопровождали молодого человека на каждом шагу.

В конце концов они привели его на путь самоубийства. Казалось бы, довольно простой, прозаический сюжет. Однако Стендаль настолько расширил его рамки, вложил в него совершенно новый смысл, что получившееся произведение стало настоящим шедевром мировой литературы.

Вместо мелкого честолюбца, стремящегося к карьере, богатству, писатель поставил в центр своего романа героическую и трагическую личность, дерзнувшую восстать против несправедливости, жестокости и пошлости окружающего мира. Стендаль раскрыл перед нами весь сложный и противоречивый душевный мир героя, отразил путь становления и изменения его характера и мировоззрения, представил сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой. Герой романа «Красное и черное», Жюльен Сорель, прежде чем решиться на действие или поступок, подвергает себя и ситуацию строгому анализу, вступает в спор с самим собой. Жюльена окружает мир корысти, наживы и духовной пустоты. При этом сам он остается совершенно равнодушным к богатству. Молодой человек наделен исключительной честностью и твердостью духа, упорством в достижении цели, огромным мужеством и энергией. Основной проблемой Сореля, которая не позволяет ему утвердиться в окружающем его мире, является низкое происхождение.

Во времена Стендаля выходцы из провинциальных крестьянских слоев были лишены каких-либо прав, они не признавались и не принимались обществом. Перед нами проходят разные люди, разные семьи, разные города. Но везде мы видим одно и то же: все ту же несправедливость, все то же разделение на бедных и богатых, а значит, - на имеющих все права и привилегии и на лишенных всех прав. Возмущение подобной несправедливостью приводит героя на революционный путь возмущения и попыток изменить существующий порядок. Богатые представители высшего света чувствуют силу Сореля и исходящую от него угрозу: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! - говорит сын маркиза де Ла Моля. - Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». «Уж не новый ли это Дантон?» - думает про своего возлюбленного Матильда, стараясь понять, какую роль может сыграть он в революции.

На первый взгляд может показаться, что Жюльен, как и его прототип, стремится к славе и богатству. Но, знакомясь поближе с этим человеком, мы понимаем, что деньги его не интересуют вовсе, а слава - ненужное, бесполезное и пустое для него понятие. Единственное, что имеет значение для героя, - это его собственное человеческое достоинство. Сорель получил хорошее воспитание и может многое сделать в этой жизни. Он обладает многими талантами, умом и исключительными способностями. Но общество не дает ему возможности реализовать себя. Мир сковывает его стремления, убивает порывы, ограничивает свободу. А свобода и гордость - это то, от чего никогда не смог бы отказаться герой Стендаля. Потому он так мечтательно наблюдает за полетом ястреба, словно представляя себя на месте этой гордой птицы, свободно парящей в небесах. Возмущенный несправедливостью окружающего общества и в то же время окруженный самолюбивыми, уверенными в своей силе и власти над миром людьми, Сорель и сам отчасти становится похожим на них. Но только в том, что касается способности управлять людьми. Его идеалом в этом становится Наполеон.

Вдохновленный примером императора и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, герой Стендаля строит дерзкие планы по достижению цели. Однако в этом мире честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. А честь - это понятие, с которым ни за что не согласится расстаться, которым никогда не пожертвует Жюльен, даже во имя достижения собственной цели. Отсюда и основной трагизм, основное противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена Сореля сталкивается с его честолюбивыми устремлениями. И эта борьба оказывается жестокой и беспощадной для самого героя.

Стремление занять достойное место в обществе приводит к определенным результатам - Жюльен становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но на пути к славе Сорель постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества. Кроме того, несмотря на значительные достижения и успехи, он не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет та жизнь, которой он живет. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. В значительной степени испорченный светом и собственным честолюбием, Жюльен Сорель еще до конца не осознает причины своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открывает перед ним всю правду. Потрясение, испытанное героем после совершенного преступления, переворачивает всю его жизнь, заставляет переосмыслить все прежние ценности. Эта трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь Сорель видит, насколько на самом деле иллюзорно его честолюбивое стремление к карьере, насколько несостоятельны и ошибочны его представления о счастье как неизменном следствии славы. Теперь изменилось также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем свете.

Матильда становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных освободить его. Таким образом, побеждает все-таки лучшее, что было в характере Жюльена Сореля. Он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

Другие сочинения по этому произведению

Жюльен Сорель - характеристика литературного героя Женские образы в романе Стендаля «Красное и Черное» Душевная борьба Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное» Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение Характер и судьба Жюльена Сореля