Четыре благородные истины – основа буддизма. Учение Будды: Четыре благородные истины

К то я? Зачем я живу? Для чего я родился? Как появился этот мир? В чем смысл жизни?

Когда человек сталкивается с такими размышлениями, он начинает искать ответы в существующих концепциях самосовершенствования. Все направления дают определенные толкования и рекомендации как получить ответы на подобные вопросы и разрешить внутренние сомнения и поиски: кто-то советует верить, кто-то служить, кто-то изучать или постигать, накапливать опыт.

В этой статье мы рассмотрим одну из концепций саморазвития, которая была сформулирована 2500 лет назад Буддой Шакьямуни в Сарнатхе и получила название «четыре благородные истины и восьмеричный путь» . Будда предлагал не брать услышанное на веру, а путем размышления, анализа и практики проверять эти концепции на личном опыте. Можно даже сказать: открыть их заново, пережить и прочувствовать, чтобы формальное знание от услышанного трансформировалось в истинное постижение и нашло применение в практической части жизни.

Размышляя о человеческой жизни, мы замечаем, что она состоит из разных событий: как радостных, так и грустных, как счастливых, так и горестных. Фраза, что жизнь – это страдание (или череда тягот) означает, что в нашей жизни есть некоторое несовершенство , непостоянство, переменчивость, то есть присутствует то, что причиняет нам боль . Кто-то скажет, что это норма, это естественно: черное и белое, смена настроения, эмоциональные реакции, постоянная непредсказуемость завтрашнего дня. Однако с точки зрения духовного развития, человеческое существо разумно, способно самостоятельно принимать решение и знать, что ожидает его в будущем, причем как в этой жизни, так и в будущей.

Анализируя причины происходящего в жизни, мы выявляем, что в первую очередь это – наши желания , которые мы никогда не можем реализовать в полной мере. Существует такая мудрость: «Желания удовлетворить невозможно, они бесконечны» . То, к чему мы стремимся, либо вообще не приносит нам ожидаемого счастья, радости и удовлетворения, либо быстро «приедается», либо так и остается неосуществленным. И – самое печальное – все, чего бы мы ни достигли, мы утратим рано или поздно.

Эта концепция становится очевидной для каждого в тот момент, когда человек осознает, что он смертен. Зачастую это происходит тогда, когда человек тяжело заболевает или переживает какой-нибудь сильный стресс, или же просто стареет.

С точки зрения духовного самосовершенствования, человеческая жизнь не должна постоянно балансировать между желанием, пресыщением или разочарованием , не должна быть такой же нестабильной, как этот материальный мир. А человек должен научиться перестать отождествлять себя со скоплением бесконечных «хочу».

Какое желание в большей степени присуще людям? Желание наслаждаться. Чтобы человек ни делал, что бы ни искал, цель всех его действий, сводится к одному и тому же – получить наслаждение, удовольствие. Состояние постоянного наслаждения именуется счастьем. Стремлению к этому счастью человек посвящает свою жизнь. Однако, как мы знаем, в нашем мире (мире сансары) нет ничего постоянного. Для того чтобы хоть как-то сгладить горечь разочарования, боль потерь, человек начинает ставить перед собой новые цели, суть которых по-прежнему заключается все в том же самом – стремлении получать наслаждение, стремлении по максимуму заполнить свою жизнь «приятным» и попытке оградить себя от «неприятного».

Четыре Благородные Истины Буддизма

Приятные ощущения мы стремимся повторить и усилить, несмотря на то, что это не всегда достижимо, от неприятных – избавиться, что тоже порой весьма проблематично. Таким образом, возникает привязанность к тому, что мы называем «хорошее» и неприятие того, что мы называем «плохим».

Привязанность (страстное желание) относится к одному из трех ядов, приковывающих человека к непрерывной череде рождений и смертей: Колесу Перерождения. Яды эти: страстное желание, невежество и ненависть. Они отравляют наше сознание, поэтому мы не способны видеть истину. Проблема человека заключается в том, что он так поглощен удовлетворением своих бытовых иллюзорных желаний, настолько погряз в своих ничего не стоящих повседневных делах, которые он ошибочно считает чем-то невероятно важным, что теряет напрасно время пребывания в драгоценном воплощении.

Единственное желание, не приносящее страдания, не вызывающее ответной реакции, привязывающей нас к этому миру, уходит за пределы материального мира – это желание полного освобождения.

Другая причина страдания – это кармические реакции, то есть результат наших прошлых действий. Считается, что на каждое совершенное действие мы рано или поздно получаем ответную реакцию: или в этой жизни, или после обретения тела в будущей жизни. Обретение нового тела именуется реинкарнацией.

Буддийская теория реинкарнаций отличается от такой же теории в индуизме. С точки зрения индуизма существует череда «рождений» и «смертей», то есть существо/душа приходит в этот мир, находится в нем какое-то время, а потом уходит. Согласно буддийскому учению (направления Тхеравада или Хинаяна) реинкарнацию можно объяснить на таком примере: стеклышки калейдоскопа всегда одни и те же - они не берутся ни откуда, и никуда не исчезают, однако при каждом повороте калейдоскопа проявляется новое изображение. Эти стеклышки и есть наборы элементов, из которых формируется индивид. Они рассыпаются и складываются вновь при каждом повороте калейдоскопа сансарического мира.

Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что результатом наших неблаговидных поступков и страстных желаний станет деградация, выливающаяся в воплощение в существо с более низким уровнем развития.

Возможно ли обрести контроль над желаниями и привязанностями? Да, погасить огонь желаний можно, искоренив привязанности и достигнув состояния освобождения (нирвана, самадхи, недвойственность). Описать состояние нирваны невозможно уже потому, что, во-первых, она есть нечто, полностью противоположное дуккхе (страданию), но это не общепринятый рай для некой конкретной души. И, во-вторых, нирвана влечет за собой прекращение всего известного в мире сансары. То есть она даже не противоположность сансары (как противопоставление добро-зло), а нечто совершенно иное.

В этой связи некоторые люди могут посчитать нирвану чем-то негативным, ведь она отрицает все, что так дорого сердцу большинства обитателей этого мира. Но Учение Будды утверждает, что человек, достигший нирваны, уже при жизни избавляется от иллюзий и заблуждений и от связанных с этим страданий. Он познает истину и освобождается от всего, что угнетало его прежде: от тревог и беспокойства, от комплексов и навязчивых идей, от эгоистических желаний, ненависти, самодовольства и гордости, от давящего чувства долга. Он освобождается от желания что-то получить, он ничего не накапливает – ни физического, ни духовного – поскольку понимает, что все, что может предложить нам сансара, есть обман и иллюзия; не стремится к так называемой самореализации, связанной с отсутствием собственного «я». Он не сожалеет о прошлом, не надеется на будущее, живя одним днем. Он не думает о себе, он преисполнен вселенской любви, сострадания, доброты и терпимости.

Не искоренивший в себе эгоистические устремления, не способен достичь упомянутого состояния. Соответственно, тот, кто его достиг, является существом независимым и свободным. Но это еще не все – он способен видеть нужды других людей, способен разделять чужую боль, помогать жить другим, а не печься исключительно о своем собственном благополучии.

Таким образом, мы разобрали три истины из четырех.

А именно:

  • Первая Истина – дуккха: «Жизнь есть страдание».
  • Вторая Истина – самудая: «Источник страдания».
  • Третья Истина – ниродха: «Прекращение страдания».

Четвертая благородная истина показывает путь прекращения страданий и тягот этой жизни и представлена как Восьмеричный путь (арья аштанга марга).

  • Четвертая Истина – марга: «Путь, ведущий к прекращению страдания».

Восьмеричный путь Будды

Этот путь состоит из восьми частей и перед названием каждой части используется слово «самьяк». Обычно её переводят как «правильный», но в данном ключе это не совсем верно и неполно. Более близким переводом будут такие слова как: надлежащий, полный, исчерпывающий, целостный, законченный, совершенный.

Самьяк дришти, совершенное видение.

Это часть означает этап первого духовного прозрения и переживания. У разных людей это первое духовное переживание может возникать по-разному. Для одних путь видения начинается как следствие личной трагедии, утраты или несчастья. Вся жизнь разрушается, и на этих развалинах человек начинает задаваться вопросами о смысле и цели бытия, начинает глубже всматриваться в жизнь и размышлять о ней. У некоторых этот этап может наступить как следствие спонтанного мистического переживания. У других людей это может произойти совсем по иному – в результате настойчивой и регулярной практики медитации. Когда человек систематически успокаивает свой ум – сознание становится ясным, мыслей становится меньше, или они не возникают вовсе. Наконец, оно может возникнуть – по крайней мере, у некоторых – из всей полноты жизненного опыта, особенно когда человек становится старше и обретает зрелость и мудрость.

Что такое совершенное видение? Можно сказать, что это видение природы бытия. Это, прежде всего, видение нашего подлинного состояния в настоящее время: состояния привязанности к обусловленному бытию, символом которого является колесо сансары. Это еще и видение нашего потенциального состояния: будущего состояния просветления, символами которого являются Будда, мандала пяти Будд и чистая земля (мир, где самосовершенствование стоит на первом месте). И, наконец, это видение пути, ведущего от первого состояния ко второму.

Самьяк санкальпа – совершенное намерение, чувство.

Большинство практиков, обретя первое постижение и развивая его некоторое время, оказываются в непростом положении: они понимают истину рассудком, могут о ней говорить, читать лекции, писать книги, и все же они не способны осуществить её на практике. Может возникнуть такое ощущение: «Я знаю это точно, вижу ясно, но не могу претворить в практику». Поднявшись на несколько сантиметров, он тут же срывается, и кажется, что срыв отбросил его на несколько километров.

Мы можем говорить, что что-то знаем, но знаем это только рассудком, это знание теоретическое. Пока сердце остается в стороне, пока мы не чувствуем то, что понимаем, то есть пока не участвуют в процессе наши чувства, никакой духовной жизни нет, как бы активно ни работал наш мозг, как бы ни велик был интеллектуальный потенциал.

Совершенное чувство отображает введение совершенного видения в нашу эмоциональную природу и последующее её коренное изменение. Это означает осознанное преодоление отрицательных эмоций, таких как вожделение, злость и жестокость и культивация таких позитивных качеств как даяние, любовь, сострадание, сорадование, спокойствие, доверие и преданность. Отметим, что большинство перечисленных чувств являются общественными: они затрагивают других людей и возникают в ходе межличностных отношений. Поэтому так важно, чтобы в обществе, в котором мы находимся, мы постоянно взращивали правильный дух.

Самьяк вача – совершенная речь.

В данном случае речь идет о нескольких последовательных уровнях общения: правдивости, дружелюбия, полезности и способности приводить к согласию. Прежде всего, совершенная речь и идеальное общение отличаются правдивостью. Как правило, мы любим слегка отступить от истины: добавить лишних подробностей, преувеличить, преуменьшить, приукрасить. Действительно ли мы знаем, о чем думаем и чувствуем? Большинство из нас живут в состоянии умственной путаницы и хаоса. При случае мы можем повторить то, что слышали или читали, можем воспроизвести это при необходимости. Но при этом мы не понимаем того, что говорим. Если мы хотим говорить правду в более полном смысле, следует прояснить свои мысли. Нужно сохранять пристальную осознанность и знать, что у нас внутри, каковы наши мотивы и побуждения. Говорить правду – значит быть самим собой: то есть посредством речи выражать то, что мы собой представляем в действительности, что мы подлинно знаем о себе.

Также важно разговаривая с человеком, поднимать его на новый уровень бытия и сознания, а не опускать вниз, в этом заключается полезность речи. Нужно стараться видеть хорошую, светлую, позитивную сторону вещей, а не заострять внимание на негативном.

Совершенная речь способствует согласию, гармонии и единству. Это взаимная помощь, основанная на взаимной правдивости, на осознании жизни друг друга и нужд друг друга и ведущая к взаимному самоопределению. Когда совершенная речь достигает гармонии, единства и преодоления, она одновременно достигает своей вершины – молчания.

Самьяк карманте – совершенное действие.

Согласно учению Будды, в том виде, как оно сохранилось в традиции любой школы, правильность или неправильность действия, его совершенство или несовершенство, определяется состоянием ума, в котором его совершили. Иначе говоря, важен нравственный критерий. Вести нравственную жизнь – значит действовать, исходя из самого лучшего, что в тебе есть: из самого глубокого знания или проникновения в суть, из самой самоотверженной любви и самого чуткого сострадания. То есть это не просто внешнее действие, оно также согласуется с совершенным видением и чувством (намерением).
Совершенное действие – это еще и целостное действие, то есть деяние, в котором человек участвует полностью. Большую часть времени в действии принимает участие только какая-то наша часть. Бывает, что мы полностью погружены в какое-то занятие. В это мгновенье вложена каждая капля нашей энергии, усилия, рвения, интереса. В эти моменты мы узнаем, что способны отдаваться действию целиком и полностью. В такие моменты мы испытываем удовлетворение и покой.

Самьяк адшива – совершенный образ жизни.

В этом разделе в большей части рассматривается способ получения средств на существование. В текстах приводится много слов Будды о совершенном способе зарабатывать на жизнь. В первую очередь эти объяснения касаются воздержания от некоторых профессий (например, торговля живыми существами, а также связанные с мясом и различными наркотиками, изготовлением оружия, гаданием и предсказанием судьбы). Рекомендуется зарабатывать столько денег, чтобы хватало на очень скромную жизнь, а остальное время уделять саморазвитию, духовной практике и распространению знаний.

Самьяк вьяяма – совершенное усилие.

Духовная жизнь – это активная жизнь, однако не праздное времяпрепровождение. Это трудный и суровый путь. Совершенное усилие заключается в непрестанной работе над собой. Человек берется за дело с энтузиазмом, но очень часто это дело скоро приедается. Энтузиазм испаряется будто его и не было вовсе. Происходит это потому, что внутренние силы инерции, которые сдерживают нас и тянут вниз, чрезвычайно велики. Это касается даже такого простого решения, как встать утром пораньше, чтобы заняться практикой. В начале мы можем принять такое решение, и нам удастся это несколько раз. Но через некоторое время появляется искушение и возникает душевный конфликт: вставать или оставаться в теплой постели. В большинстве случаев мы проигрываем, так как силы инерции очень велики. Потому очень важно разбираться с собой, узнавать, что такое ум и что в нем содержится, как он работает. Для этого необходима большая честность, по крайней мере, по отношению к себе. Чтобы в ум не проникли еще не возникшие неискусные мысли и не овладели им, необходимо быть бдительным по отношению к чувствам и уму, то есть «охранять врата чувств». Мысли обычно застают нас врасплох – мы даже не замечаем, как они приходят. Мы не успеваем опомниться, а они уже в самом центре ума.

Рекомендуется предупреждать и устранять негативные состояния ума и развивать благие, далее сохранять те высшие состояния, которые мы развили. Очень легко откатиться назад: если прекратить практику на несколько дней, можно обнаружить себя на том месте, с которого мы начинали несколько месяцев назад. Если же прилагать усилия, то в конце концов достигается стадия, начиная с которой двигаться вспять уже не возможно.

Самьяк смрити – совершенная осознанность.

Наш ум очень легко сбить и увести в сторону. Мы легко отвлекаемся, потому что наша сосредоточенность очень слаба. Слабость нашей сосредоточенности объясняется тем, что у нас нет никакой главной цели, которая оставалась бы неизменной в суматохе всех разнообразных дел. Мы все время переключаемся с одного предмета на другой, с одного желания на другое. Внимательность (сосредоточенность) – состояние памятования, неотвлечения, постоянства. Мы должны учиться смотреть, видеть и осознавать и благодаря этому становиться чрезвычайно восприимчивыми (это осознание вещей). Все больше осознавая свою эмоциональную жизнь, мы замечаем, что неискусные эмоциональные состояния, связанные со страхом, вожделением, ненавистью, начинают отступать, тогда как искусные эмоциональные состояния, связанные с любовью, покоем, состраданием, радостью, становятся более чистыми. Если вспыльчивый, гневливый человек начинает развивать осознанность чувств, через некоторое время практики он начинает осознавать свой гнев прежде того, как разгневается.

Если мы слышим неожиданный вопрос «О чем ты сейчас думаешь?», часто вынуждены ответить, что и сами не знаем. Это происходит потому, что мы часто не думаем по-настоящему, а просто позволяем мыслям протекать через свой ум. В результате осознанности ум становится безмолвным. Когда исчезают все мысли, оставив только чистое и ясное сознание, начинается подлинная медитация.

Самьяк самадхи.

Слово самадхи означает состояние твердой устойчивости и неподвижности. Это устойчивое пребывание не только ума, но и всего нашего существа. Это слово можно также трактовать как сосредоточенность и однонаправленность ума. Однако это много больше нежели хорошее сосредоточение. Это кульминация всего процесса изменения от непросветленного состояния к просветленному. Это полное наполнение всех сторон нашего существа совершенным видением. На этом этапе происходит достижение более высокого уровня бытия и сознания.

Рассмотрев внимательно все элементы Восьмеричного Пути, мы можем понять, что человек, вступивший на путь самосовершенствования, поступает иначе, чем человек, отдавшийся круговороту сансары. Преображается его повседневная жизнь, ощущения, восприятие, изменяется отношение к своим жизненным задачам и окружающим его живым существам.

Также важно помнить, что путь – это совокупный процесс: мы постоянно следуем всем стадиям восьмеричного пути. Мы развиваем совершенное видение, что-то открывается внутри нас и это воздействует на наши чувства, преображая их и развивая совершенные грани. Совершенное видение проявляется в нашу речь, воздействуя на неё так, что она становится совершенной. Наши действия также испытывают влияние. Мы изменяемся во всех отношениях, и этот процесс продолжается.

Последователи разных духовных школ и направлений по-своему осуществляют практику учения, однако все они сходятся в отношении к сформулированным четырем благородным истинам и частям Восьмеричного Пути. Жизнь для каждого закончится одним и тем же – таинством смерти. Будда говорил, что тот, кто прежде смерти сумел преодолеть три яда - страсть, гнев и невежество – не должен бояться ни этого момента, ни того, что ждет за ним. Такой человек больше не будет страдать. Его разум перейдет на более высокий уровень существования.

Посредством изучения и практики этих глубоких наставлений важно получить опыт ясного и недвойственного восприятия, научиться поддерживать это состояние и использовать свою энергию, время и жизнь в разумных целях. Разумность определяется каждым самостоятельно, однако примеры учителей прошлого демонстрируют нам альтруизм, самопожертвование и сострадание к окружающим: менее просветленным и реализованным.

Ведь самое большое счастье – когда окружающие живые существа обретают покой, гармонию, определенную реализацию и постижения, перестают ограничивать себя своим телом, окружающей материальностью, жаждой, зависимостью и болью. Становятся свободными и счастливыми, что дает уже возможность им самим передавать эти знания и опыт дальше. Таким образом, совершенствуя, гармонизируя и оздоравливая общество и весь мир вокруг.

используемая литература:
Корниенко А.В. "Буддизм"
Сангхаракшита "Благородный восьмеричный путь Будды"

Из этой статьи вы узнаете:

    Как возникли учение и истины буддизма

    В чем суть великих истин буддизма

    Что такое нирвана

    Что представляет собой благородный восьмеричный путь

    Каковы главные праздники буддизма

Издревле буддизм считался одной из основных мировых религий, оказывающих значительное влияние на жизнь и развитие таких восточных стран, как Монголия, Индия, Китай и Тибет. Тенденцией современного мира стало присоединение к учению многих европейских представителей, поддерживающих основы этой религии. В нашей статье мы подробнее рассмотрим основные истины буддизма и их происхождение.

История возникновения истин буддизма

Зарождение буддизма связывают с Древней Индией в период VI века до нашей эры. Термин «буддизм» с санскрита переводится как «учение просветленного».

История возникновения буддизма связывается с биографией ее прародителя. Она гласит, что однажды в большом семействе раджи появился на свет мальчик, который сразу же смог подняться на ноги и назвать себя существом, превосходящим богов и людей. Имя ему Сиддхартха Гаутама. Далее его ожидали различные трансформации, но именно он является основателем буддизма.

После рождения Сиддхартхи его родители позвали в дом провидца, который должен был благословить ребенка на счастливую жизнь. Таким провидцем стал отшельник Асит. Увидев 32 метки величайшего человека на теле ребенка, отшельник предсказал его великую судьбу. Такого мальчика, по мнению Асита, ждал либо трон, либо причисление к святым.

Узнав о предсказании, отец решил оберегать сына от каких бы то ни было религий и информации о горе людском. Сиддхартха рос в роскоши и достатке до 29 лет. Именно в этом возрасте он понял, что еще не познал истину и цель жизни, поэтому решил тайно отправиться странствовать.

Покинув дворцовые стены, он узрел истинное протекание жизни, и четыре зрелища, которые стали переломными в его жизни. Он увидел мертвого человека, нищего, отшельника и больного. Именно так Сиддхартха Гаутама узнал о существовании страданий. Его путь был долгим и тяжелым. Он узнавал различные направления, стремился к самопознанию, сосредоточению и аскезе. Но куда бы ни двигался, он не достигал нужного результата. Его спутники покинули его.

В поисках Истины Сиддхартха принял решение остановиться под фикусом до тех пор, пока ее не познает. 49 суток понадобилось ему, чтобы достигнуть состояния Нирваны, понять истоки горестей людских и познать Истину. С этого момента Сиддхартха Гаутама стал Буддой. С санскрита «Будда» переводится как «просветленный». Только Гаутама-Будда смог сформулировать четыре истины буддизма.

Благородные истины буддизма и их суть

Основные истины буддизма:

    Дуккха, или страдание.

Согласно сущности первой истины буддизма, жизнь человека есть воплощение страдания. Все в жизни непостоянно, все проходит. Что бы ни появилось – оно будет уничтожено. Существование не имеет субстанции, поэтому буддисты изображают его в виде огня, который сам себя уничтожает. Пламя может быть исключительно источником скорби и страдания.

    Самудайя, или причина Дуккхи.

Наши желания являются первопричиной любого страдания. Человек любит жизнь, он хочет существовать, отсюда и возникают страдания. Существование – это скорбь, и поскольку желание жить у человека неистребимо, страданию нет конца.

    Ниродха, или прекращение Дуккхи.

Устранив желания, можно избежать страданий. Погашение этих стремлений, сдерживание страстей возможно лишь путем погружения в нирвану. Но не будет ли это прекращением жизни? Нет ответа в буддизме на подобный вопрос. Нирвана признается учением как негативное явление, являясь ни жизнью, ни смертью, ни желанием и ни сознанием. Она освобождает человека от переселения души. Более поздний буддизм трактует нирвану как блаженство, связанное с получением свободы и одухотворением.

    Магга, или дорога к прекращению Дуккхи.

Четвертая истина буддизма заключена в восьмеричном пути спасения, который помогает устранить все желания. Основой учения является прохождение данных этапов на пути к нирване. Другое его название – срединный путь. Двигаясь по нему, человек избегает как потакания своим желаниям и чувственным удовольствиям, так и истязания плоти. Название восьмеричного пути спасения произошло от восьми состояний, которыми должен овладеть человек. В результате достигается спокойствие, а интуиция и ум очищаются.

Нирвана и путь к ней – цель существования истин буддизма

Нирвана есть освобождение человека от его кармы. При ее достижении устраняются сострадания и личность распадается, осознавая себя частицей мира. Санскрит под словом «нирвана» подразумевает «затухание» и «остывание». Полное уничтожение происходит в результате затухания, а остывание вызывает лишь уничтожение желаний и страстей. Будда сказал, что «освобожденный ум подобен затухающему пламени». Нирвана аналогична гаснущему пламени, которое уже невозможно возродить с помощью дров или соломы.

Согласно главным истинам буддизма, нирвана не может выражать блаженство, символизирующее желание жить. Буддизм предполагает исключительно уничтожение ложного желания. При этом существование не затухает. Устраняется лишь пламя невежества и вожделения.

Выделяются две разновидности нирваны:

    упадхишеша (угасание человеческой страсти);

    анупадхишеша (угасание вместе со страстью и жизни).


Если рассматривать первый вид нирваны, он воспринимается с точки зрения буддизма более совершенным. Здесь человек не лишается жизни, а лишь устраняются все желания и страдания, упоминаемые в четырех благородных истинах буддизма. В результате, достигнув состояния нирваны, можно продолжать свой жизненный путь. Либо человек достигает просветления в момент отделения души от тела.

Размышляя о выборе пути, Будда говорит о том, что нельзя пройти истинный путь, утратив силу. Не следует впадать в крайности, которые могут преследовать человека, желающего освободиться от уз сансары и познать Истину. Не надо впадать в чувственные удовольствия и страсти, но и заниматься самоумершвлением тоже не стоит.

В буддизме существует другой, средний путь, ведущий к просветлению разума. Именно тогда человек может постичь Истину и достигнуть нирваны. В рамках буддизма такой путь называется благородный восьмеричный путь. Следуя ему, человек на пути познания Истины проходит обязательные восемь ступеней совершенствования.

    Правильные в оззрения являются первой ступенью, т. к. наши мысли провоцируют наши поступки. Неправедные действия являются следствием неверных взглядов. Для устранения этого необходимы точные знания и осуществление контроля над ними.

    Правильное стремление достигается при наличии правильного видения. Согласно благородным истинам буддизма, человек должен надеяться на жизнь в любви со всеми существами и окружающими вещами. Он должен стремиться к отречению и истинной человечности.

    Правильная речь. Важно уметь выражать свои стремления точно, и тогда они принесут необходимые плоды. Только правильная речь приведет к результату. Не следует сквернословить, лгать или предаваться пустой болтовне.

    Правильные действия не подразумевают под собой чрезмерное поклонение богам. Речь идет скорее о готовности пожертвовать собой ради блага других. Главные истины буддизма подводят к тому, что человек, заслуживший бессмертие, способен оказать помощь в просветлении окружающих, поделившись своими заслугами.

    Правильная жизнь является следствием верных действий. Она лишена лжи, интриг и обмана. В ней нет места мошенничеству. При этом подразумевается уже не только внешнее нравственное поведение, но и внутреннее очищение человека. Именно полное очищение позволит избежать печалей и страдания.

    Правильное усилие строится на сосредоточении и отрешенности ума, достигаемых полным контролем над своими страстями. Подобная власть над собой не позволит проявляться дурным качествам, активируя нравственность человека. Чтобы сосредоточиться, нужно думать о чем-то хорошем, понимать причины появления дурных мыслей и опасность их реализации. Следует использовать телесное напряжение с целью отвлечение ума от дурных мыслей.

    Правильное мышление неразрывно связано с верными усилиями на пути познания Истины. Полностью контролируя свой ум, мы можем предотвратить появление любого умственного непостоянства, рассеянности и отвлечений.

    Правильное спокойствие – является завершающей стадией восьмеричного пути. Качественно пройдя весь путь, человек погружается в созерцательное состояние, полностью отказавшись от эмоций.

Первая и вторая ступень восьмеричного пути в буддизме – это период достижения мудрости или праджня. Затем следуют еще три стадии, означающие проявление нравственного поведения – шила. Завершающие три стадии восьмеричного пути демонстрируют проявление дисциплины ума или самадха.

Нельзя рассматривать эти стадии отдельно друг от друга. Они очень тесно связаны между собой. Познание Истины в буддизме наступает исключительно при нравственном поведении, которое, в свою очередь, не появится, если не достигнута дисциплина ума. Только мудрый человек способен проявлять сострадательность, и лишь сострадательный действует мудро. Подобное нравственное поведение достижимо лишь при наличии дисциплины ума.

Термин «бодхи» в буддизме означает «пробуждение», соответствующее наступившему Просветлению. Считается, что потенциально возможность выйти за пределы обычного восприятия реальности заложена в каждом человеке. Однажды обретая Просветление, невозможно утратить его.

Антологии мыслей буддизма, включая четыре благородные истины, сформулированные Буддой, имеют четкое указание на то, что все это не является догмой, обязательной к беспрекословному следованию учениками и последователями. Будда сам пришел к этим умозаключениям, подвергая анализу свой жизненный путь.

Он предлагал подвергать сомнению и проверке все его слова. Это в корне противоречит традиционному подходу других религий и верований, где слово бога незыблемо и непоколебимо и требует безусловного принятия без малейших колебаний. Все, что относится к личному мнению и переосмыслению божественных истин, воспринимается как ересь и подлежит устранению. Именно это и делает учение и благородные истины буддизма такими притягательными в глазах его современных учеников и последователей – свобода выбора и воли.

3 главных праздника последователей истин буддизма

Центральной темой многочисленных праздников и обрядов, существующих в буддизме, является фигура Будды. Они посвящены важнейшим событиям его жизни, его учению и исходным истинам буддизма, а также монашеским общинам. В каждой стране эти праздники отмечаются по-разному, в зависимости от особенностей национальной культуры.

Все буддийские праздники отмечаются по лунному календарю, и большинство важнейших из них приходится на дни полнолуния. Принято считать, что полная луна обладает магическим свойством указывать человеку на необходимость усердия и обещать освобождение.

Весок

Это самый главный праздник буддизма. В его основу заложены сразу три значимых события в жизни Будды: день его появления на свет, день просветления и день ухода в нирвану. Празднуется весок в момент наступления полнолуния во второй месяц индийского календаря. Если говорить о григорианском календаре, то это период в конце мая – начале июня.

Повсеместно устраиваются торжественные шествия и молебны. Монастыри и храмы в этот период являются символами просветления, поэтому их обильно украшают бумажными фонариками и цветами. Около храмов расставляют масляные лампы. Служители Храмов молятся на протяжении всей ночи и рассказывают прихожанам исходные истины буддизма, его философию и истории из жизни Будды и его последователей.

Миряне медитируют в храме и внимают повествованию монахов. По окончании праздничного молебна люди обильно угощают монахов и дарят им подарки. Неизменным атрибутом праздника является омовение статуй Будды водой или чаем с добавлением сахара. Также их осыпают цветами.

Во время праздника существует важный запрет, который все обязаны соблюдать – запрещается выполнять любые сельскохозяйственные работы и иную деятельность, способную причинить вред небольшим живым существам.

Ламаизм запрещает в период праздника употреблять в пищу мясо, т. к. это наиболее строгий обрядовый день в году. В это время люди должны совершить обход храмов, ступ и иных священных мест по часовой стрелке. При этом необходимо преклоняться к земле. Распространен обычай соблюдения строгого поста на пищу и речь на протяжении недели.

Васса

Васса – так на языке пали называют месяц. Это период уединения, который осуществляют в сезон дождей. Сезон дождей начинается в конце июня и завершается к сентябрю. В это время очень сложно путешествовать, поэтому Будда и его ученики прекращали проповедническую деятельность и останавливались в каком-либо месте. Впервые на сезон дождей Будда и его последователи уединились в Оленьей роще (Сарнатхе).

В дальнейшем это уже стало обычаем – останавливаться на сезон дождей в уединенном месте, где все время можно посвятить медитациям и молитве. Постепенно монашеские общины ввели это правило в качестве обязательного для всех последователей учения. С тех пор в период сезона дождей монахи остаются в стенах своего монастыря, где придаются молитвам, глубокой медитации и постижению 4 святых истин в буддизме. В это время монахи практически не общаются с мирянами.

Жители Юго-Восточной Азии, не являющиеся постоянными членами монашеской общины, на сезон дождей могут принимать монашество. В таком случае в течение трех месяцев они ведут соответствующий образ жизни. Существует ограничение на заключение брака в данный период. Когда время уединения заканчивается, монахи должны исповедаться между собой в содеянных грехах и попросить прощения. Далее происходит восстановление общения монахов с мирскими жителями.

Праздник огней

Монашеское уединение завершается большим праздником огней. Отмечается он во время полнолуния на девятый месяц лунного календаря. Длится целый месяц, соответствующий по григорианскому календарю октябрю. В это время производятся различные обряды в монастырях и храмах буддистов. Они посвящены как самому празднику огня, так и выходу из общины людей, вступающих в нее лишь на сезон дождей. Для освещения во время праздника зажигают бумажные фонарики, электрические лампочки, свечи.

Зажигание огней символизирует освещение дороги для Будды, чтобы он мог спуститься с небес вниз после завершения проповеди перед матерью. Иногда для изображения процесса сошествия Будды на землю монахи берут статую Будды и проносят ее по улицам.

Среди мирян принято во время праздника огней ходить по гостям, навещать родных и близких, дарить небольшие подарки. В конце этого праздника буддизма следует церемония катхина (в переводе с санскрита – одежда). Во время нее происходит одаривание монахов общины одеждой. Одно одеяние миряне дарят главе монастыря. Оно предназначено для самого добродетельного монаха в обители.

Откуда же появилось название церемонии «катхина»? Это связывают со способом изготовления одежды. Раньше, чтобы сшить одежду, необходимо было натянуть ее на раму, которую называли катхина. Но это слово имеет и другую интерпретацию – «трудный». Ведь быть учеником Будды действительно большой труд.

Катхина является единственным обрядом, в котором могут принять участие миряне.

Для совершения паломничества существует большое количество святых мест буддизма. Сюда относят место, где родился Будда – Капилаватта. В Гайа он достиг высшего просветления. Первые проповеди Будды прозвучали в Бенаресе, а погрузился в нирвану он в Кусинагара.

Книги об учении и истинах буддизма

Суть четырех благородных истин буддизма и само учение приведено в нескольких канонических сборниках. Основным источником знаний выступает палийский канон «Ти-питака» или «Трипитака» , то есть «три корзины». Все истины буддизма изначально были нанесены на пальмовые листья, которые потом укладывали в корзины. Для написания канона был использован язык пали.

Несмотря на то, что произношение санскрита и пали разнится, но именно этим языком были записаны все три части канона буддизма, а именно:

    Винайя-питака , включающая в себя этическое учение. Помимо этого, здесь приведена вся информация о церемониале и правилах, которыми должны руководствоваться в своей жизни монахи.

    Сутта-питака включает в себя учение Будды и другую литературу буддизма. Например, «Дхаммапада », то есть «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатака » – сборник историй о предыдущих воплощениях Будды.

    Абидхамма-питака состоит из текстов, раскрывающих 4 истины буддизма и философию этой религии. Также сюда включены метафизические представления буддизма.


Хинаяна признает все приведенные выше книги буддизма. У других направлений учения есть и свои собственные священные источники.

«Праджняпаралшта сутру », являясь поучениями о совершенной мудрости, представляет собой священную книгу поклонников махаяны. Принято считать, что этот источник создал сам Будда. Так как его было очень трудно понять современникам Будды, то они держали его в срединном мире во Дворце змей. Знаменитый мыслитель буддизма Нагарджуна предъявил эти поучения миру людей, когда настало для этого подходящее время.

Санскрит стал основным языком для написания священных книг махаяны. В них переплетаются философские и мифологические сюжеты. Можно выделить составляющие этих писаний: Лотосовая сутра, Сердечная сутра и Алмазная сутра.

Священные книги махаяны имеют одну интересную особенность – они не признают Сиддтарха Гаутаму единственным Буддой. По их мнению, до Гаутамы были другие будды, и после также будут. Отдельно следует рассматривать учение о бодисатве (боди – просветленный, саттва – сущность). Это существо, которое уже имеет возможность погрузиться в Нирвану, но не переходит туда, потому что помогает другим. Самый известный бодисатва – это Авалокитешвара.

Основу мировоззрения составляет космология буддизма. Если исходить из основных положений учения Будды, то Вселенная состоит из ряда слоев.

Весь мир является цилиндрическим диском . Гора Меру расположена в середине земного мира. Вокруг горы находятся семь концентрических кольцеобразных морей и столько же кругов гор, разделяющих моря. Люди могут увидеть море , расположенное за горной цепью. Это море омывает четыре мировых острова. Глубоко под землей спрятаны адские пещеры.

Сверху расположено по порядку шесть небес. Эти небеса стали обителью 100 000 тыс. богов. Божественные создания обеспечены парком для развлечений и залом заседаний. В зале они собираются на восьмой день лунного месяца. Будда признан главным богом, хотя он и не является воплощением творца мира. Мир наравне с Буддой вечен и существует рядом с ним. Появление богов и их смерть зависит от их собственного желания.

20 небес Брахмы расположены выше, чем указанные ранее шесть небес. В зависимости от уровня расположения неба, жизнь на нем легче и более духовна. В самых последних слоях небесной сферы отсутствуют образы и возрождения. На этом уровне блаженные погружаются в Нирвану. Эти четыре неба получили название брахмалока. Остальной мир именуют камалокой. Все слои вместе образуют Вселенную. Подобных вселенных существует бесчисленное количество.

Изучать бесконечное множество вселенных следует не только с точки зрения географии, но и исходя из истории. У каждой Вселенной есть момент рождения и момент гибели. Период существования Вселенной получил название кальпа. Все течение жизни происходит на фоне постоянного зарождения и разрушения.

Учение Великого Будды, включая 4 благородные истины буддизма, не подводят к метафизическим утверждениям. В рамках буддизма не говорится о бытие или небытие, о вечности либо невечности, о конечности либо бесконечности. Буддизм оперирует понятием сансара , куда включен весь цикл воплощений, включая причины, формы и образы. Именно сюда входят появляющиеся и исчезающие предметы.

Сансара является итогом прошедшего и причиной будущего. При этом все подчиняется нравственному закону дхамма . Сансара является формой осуществления закона, а дхамма выступает нормой при создании образов. Они очень тесно связаны друг с другом. Осознание этих понятий приходит при соединении с понятием «карма», являющимся основным в философии буддизма. Карма выступает олицетворением закона и справедливости.

Понятие «апшан» является довольно значимым в философии буддизма. Его можно перевести как «индивидуальная душа». Но понятие души в буддизме отсутствует, и скорее речь идет о некоей совокупности состояний сознания. Выделяются такие состояния, как сканды и дхармы . Набор определенных сканд вызывает поступок, инициирующий в свою очередь рост кармы. В момент смерти сканды утрачиваются. Но жизнь кармы на этом не прекращается, наоборот, появляется новое существование в результате переселения души.

Таким образом, не заканчивается существование человека. И это связано совсем не с бессмертием, а с неизменным существованием его дел. Соответственно, карма является проявлением материального мира, прародителя жизни.

Так как карма создается непосредственно человеком, то она имеет объективную основу. Сансара является формой, воплощением кармы. Именно из сансар формируется карма, при этом она же оказывает влияние на последующие сансары. Это есть проявление закона дхамма. Достижение нирваны позволяет устранить карму и остановить процесс дальнейшего воплощения.

В рамках буддизма нет точной трактовки состояния нирваны. Обычно под ней понимают состояние покоя и полное отсутствие каких-либо желаний. Именно это понимание человеческой сути и мира стало основой для 4 великих истин буддизма, которые упоминались нами ранее.

Существуют также книги не о самом учении, а именно о четырех истинах буддизма.

Самые известные из них:

    Книга «Радостная мудрость» (Йонге Мингьюр Ринпоче).

Автор бестселлера «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» Йонге Мингьюр Ринпоче представляет читателю свою новую книгу «Радостная мудрость». В ней он учит нас тому, как преодолеть проблемы и страхи современной жизни и обрести глубокое чувство спокойствия и благополучия. Основное внимание уделяется весьма актуальной в современном мире и одновременно извечной проблеме тревожности и неудовлетворенности в повседневной жизни человека, человеческим страданиям, о которых говорится в первой благородной истине буддизма и способам избавления от них.

    Книга «Преодоление духовного материализма» (Чогьям Трунгпа Ринпоче).

Это издание содержит цикл бесед широко известного на Западе тибетского учителя Чогьяма Трунгпы Ринпоче. Он является выдающимся мастером медитации, ученым, художником. В своем труде он исследует, каким образом люди вовлекаются в духовный материализм, какие формы самообмана подстерегают желающих познать Истину. Автор рассматривает основные отличительные признаки подлинно духовного пути, излагая классический буддийский подход к духовности.

Где купить книги и атрибуты буддизма

Рады представить вашему вниманию наш интернет-магазин «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

Вам не придется долго пребывать в поисках книг и атрибутов буддизма. В нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье» вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Кроме того, в нашем магазине представлены различные эзотерические товары. Вы можете приобрести все необходимое для проведения магических ритуалов: гадания на картах Таро, рунических практик, шаманизма, викки, друидкрафта, северной традиции, церемониальной магии, а также многое другое.

У вас есть возможность приобрести любую заинтересовавшую вас продукцию, заказав ее на сайте, работающем круглосуточно. Любой ваш заказ будет выполнен в кратчайшие сроки. Жители и гости столицы могут посетить не только наш сайт, но и магазин, находящийся по адресу: ул. Маросейка, 4. Также наши магазины есть в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Самаре, Оренбурге, Волгограде и Шымкенте (Казахстан).

Посетите уголок истинной магии!

Слово дуккха обычно переводят как «страдание», что не совсем адекватно передает смысл этого термина. Слово «страдание» имеет очень эмоциональную окраску и часто ассоциируется с очень сильным несчастьем, которое выражается в плаче, вопле, рыдании и слезах. Такая фраза как «лица пострадавшие , например, от геноцида, землетрясения, войны…» сразу же ассоциируется с сильным людским горем, трагедией. Такое понимание слова дуккха всегда давало повод критикам буддизма обвинить этот путь в крайнем пессимизме. По их словам Будда только и учил о том, что жизнь – это горе, поэтому хорошо не жить. Будда говорил, что люди ему приписывают то, чему он никогда не учил.

В действительности, дуккха имеет глубокий психологический смысл, и слово страдание только частично отражает его смысл. Чтобы понять лучше значение этого термина, следует вспомнить некоторые иллюстрации Будды, например, завязывание узла. Чем сильнее завязывается узел, тем сильнее напряжение. При ослаблении узла, напряжение ослабляется. Дальнейшее ослабление узла ведет к развязыванию – разрядке, нирване. Таким образом, дукха – это что-то вроде напряжения (напряженность), которое присутствует во всех видах чувственного опыта. Временами это напряжение ослабляется, и существо испытывает временное облегчение – радость, счастье. Затем напряжение возвращается. Не удивительно, почему в мире существует столько методов снятия напряжения – алкоголь, наркотики, разные виды «опиума для народа». Они в той или иной степени иногда срабатывают, но не гарантируют полной разрядки.

Истина 2: причина возникновения дуккхи

Причина напряжения, прежде всего, заложена в ложном восприятии природы вещей. Существо воспринимает себя как субъект, внешний мир как объект. Из-за этого в его уме возникает эго-концепция, идея «Я есть». Если есть «я», то есть и «не-я». Это «не-я» может быть либо хорошим, либо плохим. Им можно обладать как «своим», чем-то желанным. Или от него нужно избавиться как от «не-моего», не желанного. Это процесс всегда сопровождается жаждой, танха (тришна, санскрит), которая еще больше увеличивает напряжение. Существо инстинктивно устремляется только к приятным ощущениям, избегая неприятных, не понимая, что где начинается «приятное», там же начинается и «неприятное», и «приятное» очень быстро становится «неприятным». Поэтому такие трюки как любовный приворот усугубляют страдание. Такой подход напоминает человека, который, страдая от кожной болезни, доставляющей ему сильный зуд, пытается подвинуться к огню костра, что бы как-то ослабить этот зуд. В действительности, жар не успокаивает зуд, а еще больше разжигает его.

Истина 3: прекращение дуккхи

Прекратить напряжение возможно, и это прекращение и есть нирвана. Нирвана в психологическом смысле – полная разрядка, расслабление. У достигшего нирваны не возникает напряженных состояний, даже если он и испытывает физический дискомфорт. Болезненный опыт не задерживается в его уме, подобно рисунку на воде, или пространстве. Он «расслаблен» в том смысле, что его ничего не напрягает, не гнетет, у него нет ни к чему, ни отвращения, ни жажды.

О нирване внятно можно сказать только, глядя на состояние психики человека, осуществившего ее. Нирвана проявляется как отсутствие гнева, вожделения и неведения, от всех форм напряженности и основы – неведения, которое цементирует эту напряженность. Когда метафизики и философы пытаются увидеть в нирване нечто независимое от психики, тогда часто эти поиски заводят либо в абсолютный нигилизм (нирвана – это небытие), либо в религиозную философию (нирвана – это вечное, абсолютное бытие). Рассматривать разрядку отдельно от сознания, которое переживает это состояние, то же самое, что говорить о процессе пищеварения вне желудка.

Будда описал это состояние как лишено всех форм дуккха . Это состояние познается ментальным сознанием, а не органами чувств. Нирвана может быть Sa-Upadisesa, то есть с остатком – когда йогин осуществил это состояние при жизни, и жизнь его тела продолжается. Anupadisesa, без остатка, полная нирвана – состояние после смерти тела.

Реальность имеет три характеристики – непостоянство, напряженность (страдание) и отсутствие «я», (анатта). Если работать с непостоянством, то постигается беззнаковый аспект ниббаны (анимита ниббана). Если работать с напряженностью, то ниббана осуществляется через бесстрастие (аппанихита ниббана), если рассматривать отсутствие «я», то ниббана постигается как пустотность (сунната ниббана).

Истина 4: путь прекращения дуккха

Первые три благородные истины – это универсальный закон, описание которого можно пронаблюдать в той или иной степени в любой религиозной или философской системе, поднимающей вопрос человеческого бытия.

Любая религиозная система утверждает наличие страдания и несчастья. В любой системе несчастья и печали имеют свою причину. По большей степени – это неверие в некое божество, незнание его воли, грехопадение. Разумеется, есть и прекращение этих несчастий, которое полностью осуществляется в какой-то реальности – Раю, Небесах.

Четвертая истина уникальна для системы Готамы Будды и представляет собой восемь видов ступеней, которые ведут к осуществлению полного освобождения, разрядки – нирваны. Эти восемь ступеней можно условно объединить в три группы развития поведения, сосредоточенности и мудрости. Эти восемь аспектов следующие:

Поведение:

  • Правильная речь
  • Правильные поступки
  • Правильный заработок

Сосредоточенность:

  • Правильная внимательность
  • Правильное усилие
  • Правильная сосредоточенность

Мудрость:

  • Правильное видение (воззрение)
  • Правильная мысль (намерение)

На нашем сайте мы подробно рассказывали о Непале. Многое в этой стране непонятно рядовому россиянину и этот небольшой цикл статей о Буддизме поможет вам лучше понять то, что вы увидите во время .

Четыре благородные истины можно называть “аксиомами Буддизма”. Это знания, не требующие доказательств. Они были сформулированы Буддой Шакьямуни еще 2500 лет назад и не потеряли своей актуальности. Их перевод на русский язык не точен в связи с разницей в понятиях в нашем языке и санскрите. Поэтому, эту статью мы посвятим их точно расшифровке.

Истина первая. Вся жизнь живых существ – это страдание

Когда я говорю подобную фразу, большинство людей сразу воспринимают ее “в штыки”, заявляя, что они не страдают, а живут вполне нормальной жизнью.

Сам перевод неточен. Под словом “страдание” мы подразумеваем что-то очень плохое - утрату близкого человека или нестерпимую боль. В древних языках используется слово “дуккха”, которое лучше переводить, как “неудовлетворенность”.

И действительно, вся наша жизнь – это постоянная неудовлетворенность, такова природа человека. Купив новый автомобиль, мы радуемся ему всего несколько месяцев, а потом наступает разочарование.

Можно испытывать радость от вкусной еды, но съесть ее можно ограниченное количество, а после этого трапеза превратится в пытку. Человек подвержен болезням, испытывает боль, привязан к другим людям и сострадает им.

Все это и подразумевается в первой благородной истине под словом “страдание”. В этом аспекте сложно не согласиться с этой истиной. Мало кто из людей может утверждать, что он счастлив и не врать при этом себе и окружающим.

Истина вторая. Причина страдания – жажда

Конечно, слово “жажда” применяется не в значении желания пить воду, а в более общем смысле. Большинство людей все время что-то хотят, и речь идет не только о физической потребности есть, пить и спать.

В жизни людей присутствует множество желаний, которые не обусловлены физическими потребностями. Некоторые испытывают большую “жажду” иметь много денег, быть красивым или стройным, иметь власть или влияние на людей.

Важное, что стоит сказать в этой части нашей статьи – буддизм совсем не против реализации этих желаний. Ни в коем случае! Просто вторая благородная истина утверждает, что они являются источниками страданий. Буддизм не призывает быть нищим и ни с кем не общаться, просто ко всему этому нужно относиться “без фанатизма”, это и есть то, что Великий Будда назвал “Серединный путь“.

В начале своих духовных исканий сам Будда Шакьямуни обратился к учению аскетов. Эти люди специально ограничивали себя во всем, считая, что тело мешает им обрести духовную силу. На тот момент в Индии это движение было очень распространено.

Будда встал на их путь и почти изморил себя голодом, когда ел по одной рисинке в день (примечание: вероятнее всего, это выражение – метафора). Его спасла девушка, принеся ему молока и риса. Будда понял, что этот путь не ведет к избавлению от страданий.

На русском языке вторую благородную истину можно выразить так: “нельзя быть рабом своих желаний, они ведут вас к страданию”.

Истина третья. Страдания можно прекратить, обуздав “жажду”

Третья истина – самая сложная для правильного понимания. Многих она наводит на мысль, что путь прекращения страданий – отказ от желаний и потребностей. Но мы уже писали выше, что это неверный путь. Их нужно именно обуздать, чтобы они не могли приносить страдания.

Важно понять, что бороться со своей “жаждой” нет никакого смысла. Фактически, вы будете сражаться с самим собой, а в этом бою победителя быть не может.

Забегая вперед, скажем, что для этого нужно очищать свой разум. Именно этим занимаются буддистские паломники, когда крутят молитвенные барабаны около ступы или ходят вокруг храма в Катманду в Непале.

К слову, Буддизм не запрещает никому делать эти действия. Можете сами походить, почитать мантру или покрутить барабаны, за это вас никто не осудит.

Многие желания в жизни человека даже не являются продуктами его собственного ума, а привнесены обществом или, можно сказать, навязаны. Во время пути к очищению многие понимают, что эта часть “жажды” в их жизни просто лишняя. А осознание – первый путь к избавлению от них.

Истина четвертая. Способ избавления от “жажды” и страданий – Восьмеричный путь

Чтобы избавиться от жажды, следует идти по Восьмеричному пути. Это правильные воззрения, правильные стремления, правильная речь, правильные действия, правильные методы добывания средств к существованию, правильные направление своих усилий, правильная самосознание и правильное сосредоточение.

По сути, Восьмеричный путь – это объемный и сложный набор этических правил, которые позволяют нам идти по пути к просветлению и избавлению от страданий.

В одной из следующих статей мы рассмотрим Восьмеричный путь подробно, а сейчас только обозначим основные моменты.

Как вы заметили, в отличии от многих религий, Буддизм дает установки не только на набор положительных и отрицательных физических действий человека, но и на его духовную жизни и искания.

Рекомендации Будды касаются духовной жизни человека гораздо больше, чем регламентируют его поступки. Многим это кажется странным, но на самом деле – это очень логично. Именно в нашем разуме рождается мотивация любого поступка. Если не будет негативной мотивации – не будет и плохих поступков.

Буддизм ведет человека к счастью именно через его внутренний мир. Давайте подумаем сами. В нашей жизни есть масса предметов, которые не имеют даже физической оболочки. Такие вещи, как авторитет или, популярность существуют исключительно в наших головах. Но для нас они более чем реальны.

Внутренний мир людей – основа их счастья или несчастья.

Мы продолжим наш рассказ на следующих страницах. Читайте другие наши статьи о Буддизме и о Непале (ссылки ниже ).

Читайте о Непале на нашем сайте

Конечная цель буддизма - избавление от страданий и перевоплощений. Будда сказал: «И в прошлом и в настоящем я говорю только одно: страдание и уничтожение страдания». Несмотря на негативную исходную позицию этой формулы, поставленная в ней цель имеет и позитивный аспект, потому, что положить конец страданию можно, только реализовав свой человеческий потенциал доброты и счастья. О том, кто достигает состояния полной самореализации, говорят, что он достиг нирваны. Нирвана - это величайшее благо в буддизме, конечное и высшее добро. Это одновременно и понятие, и состояние. Как понятие она отражает определенное видение реализации человеческих возможностей, очерчивает контуры и формы идеальной жизни; как состояние она с течением времени воплощается в человеке, стремящемся к ней.

Стремление к нирване понятно, но как ее достигнуть? Ответ частично содержится в предыдущих главах. Мы знаем, что в буддизме высоко ценится праведная жизнь; жить добродетельно - необходимое условие. Однако некоторые ученые отвергают эту идею. Они утверждают, что накопление заслуг с помощью совершения добрых дел на самом деле мешает достижению нирваны. Добрые дела, по их мнению, создают карму, а карма ведет к череде перерождений. Тогда, рассуждают они, из этого следует, что для достижения нирваны необходимо превзойти карму и все иные соображения этики. В связи с таким пониманием вопроса возникают две проблемы. Во-первых, почему, если добродетельный поступок служит помехой на пути к нирване, священные тексты постоянно призывают к совершению добрых дел? Во-вторых, почему те, кто достиг просветления, например Будда, продолжают жить высоконравственной жизнью?

Решение этих проблем возможно, если высоконравственная жизнь - только часть достигнутого человеком совершенства, необходимого для погружения в нирвану. Тогда, если добродетель (сила, санскр. - шила) является одним из главных элементов этого идеала, то она не может быть самодостаточной и нуждается в каком-то дополнении. Этот другой необходимый элемент - мудрость, способность к восприятию (панья, санскр. - праджья). «Мудрость» в буддизме означает глубокое философское осмысление состояния человека. Она требует проникновения в природу реальности, достигаемого с помощью длительных и глубоких размышлений. Это один из видов гнозиса, или непосредственного постижения истины, который со временем углубляется и в итоге достигает вершины в просветлении, испытанном Буддой.

1. Истина страдания (дуккха).
А вот, монахи, что есть Благородная Истина страдания? Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание. Боль, горе, скорбь, печаль, отчаяние это страдание. Соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание. Недостижимость желаемого есть страдание. Таким образом, пять состояний (скандх) личности - страдание.

Итак, нирвана - это единство добродетели и мудрости. Соотношение между ними на языке философии может быть выражено следующим образом: и добродетель и мудрость - «необходимые» условия нирваны, наличие только одного из них «недостаточно». Только вместе они дают возможность достичь нирваны. В одном из ранних текстов они сравниваются с двумя руками, моющими и очищающими друг друга, человек, лишенный одной из них, несовершенен (Д.i.124).

Если мудрость - действительно абсолютно необходимый спутник добродетели, что должен знать человек, чтобы достигнуть просветления? Познать истину, воспринятую Буддой в ночь просветления и впоследствии изложенную в первой проповеди, которую он произнес в оленьем парке близ Бенареса. В этой проповеди говорится о четырех положениях, известных как Четыре Благородные Истины. В них утверждается, что: 1) жизнь - это страдание, 2) страдание порождается желанием или жаждой наслаждений, 3) страдание можно прекратить, 4) существует путь, ведущий к избавлению от страданий. Иногда в качестве иллюстрации соотношения между ними проводится сравнение с медициной, при этом Будду сравнивают с врачевателем, который нашел лекарство от недуга жизни. Во-первых, он ставит диагноз болезни, во-вторых, объясняет ее причину, в-третьих, определяет средства против нее, в-четвертых, приступает к лечению.

Американский психиатр М. Скотт Пек начинает свою ставшую бестселлером книгу «Непройденный путь» словами: «Жизнь тяжела». Говоря о Первой Благородной Истине, он добавляет: «Это великая истина, одна из величайших истин». Известная в буддизме как «Истина страдания», она стала краеугольным камнем учения Будды. Согласно этой истине, страдание (дуккха, санскр. - духкха) - неотъемлемая часть жизни, и определяет состояние человека как состояние «не-удовлетворенности». К ней относится много видов страдания, начиная с физических, таких, как рождение, старение, болезнь и смерть. Чаще всего они связаны с физической болью, и существует гораздо более серьезная проблема - неизбежность повторения этого цикла в каждой последующей жизни как для самого человека, так и для его близких. Люди бессильны перед лицом этих реалий и, несмотря на новейшие открытия в медицине, по-прежнему подвержены болезням и несчастным случаям в силу своей телесной природы Кроме физической боли Истина страдания указывает на его эмоциональные и психологические формы: «горе, скорбь, печаль и отчаяние». Они могут иногда представлять более мучительные проблемы, чем физическое страдание: мало у кого жизнь обходится без горя и скорби, при этом существует множество тяжелых психологических состояний, например хроническая депрессия, полностью избавиться от которой невозможно.

Помимо этих очевидных примеров Истина страдания упоминает о более утонченном виде страдания, которое можно определить как «экзистенциальное». Это следует из утверждения: «Недостижимость желаемого есть страдание», т. е. неудача, разочарование, крушение иллюзий, переживаемые, когда не сбываются надежды и реальность не соответствует нашим желаниям. Будда не был пессимистом и, разумеется, знал из собственного опыта, когда был молодым принцем, что в жизни могут быть приятные моменты. Проблема, однако, состоит в том, что хорошие времена не длятся вечно, рано или поздно они уходят или человеку наскучивает то, что казалось новым и многообещающим. В этом смысле слово дуккха имеет более абстрактное и глубокое значение: оно указывает на то, что даже лишенная тягостей жизнь может не приносить удовлетворения и самореализации. В этом и во многих других контекстах слово «неудовлетворенность» точнее выражает смысл «духкхи», чем «страдание».

Истина страдания дает возможность выявить, в чем состоит главная причина того, почему человеческая жизнь не приносит полного удовлетворения. Утверждение, что «пять скандх личности - это страдание», касается учения, изложенного Буддой во второй проповеди (Вин.i.1З). Перечислим их: тело (рупа), ощущение (ведана), образы восприятия (самджня), желания и влечения (санскара), сознание (виджняна). Нет необходимости подробно рассматривать каждый, поскольку нам важно не столько, что входит в этот перечень, как то, что не входит. В частности, в доктрине не упоминается душа или «Я», понимаемые как вечная и неизменная духовная сущность. Эта позиция Будды отходит от ортодоксальной индийской религиозной традиции брахманизма, утверждавшей, что каждый человек обладает вечной душой (Атманом), которая либо входит в состав метафизического абсолюта - Брахмана (безличного божества), либо идентична ему.

Будда говорил, что не находит свидетельств существования ни человеческой души (Атмана), ни ее космического аналога (Брахмана). Напротив, его подход - практический и эмпирический - ближе к психологии, чем к теологии. Его объяснение человеческой натуры, формируемой из пяти состояний, во многом напоминает объяснение конструкции автомобиля, состоящего из колес, коробки передач, двигателя, рулевого управления, кузова. Конечно, в отличие от ученых, он считал, что нравственная сущность человека (которую можно назвать «духовной ДНК») переживает смерть и воплощается вновь. Утверждая, что пять состояний личности - это страдание, Будда указывал, что человеческая натура не может стать основой постоянного счастья. Так как человеческое существо состоит из пяти постоянно изменяющихся «атрибутов», рано или поздно страдание неизбежно возникнет, так же как автомобиль в итоге износится и сломается. Страдание, таким образом, вплетено в саму ткань нашего существа.

Содержание Истины страдания частично объясняется тем, что Будда увидел первые три знака - старика, прокаженного и умершего - и осознал, что жизнь полна страданий и несчастий. Многие, обращаясь к буддизму, находят, что его оценка положения человека пессимистична, но буддисты считают, что их религия не пессимистична и не оптимистична, а реалистична, что Истина страдания лишь объективно констатирует факты. Если она и кажется пессимистичной, то это связано с давней склонностью людей избегать неприятных истин и «искать во всем светлую сторону». Именно поэтому Будда отмечал, что Истина страдания крайне трудна для понимания. Это похоже на осознание человеком того факта, что он серьезно болен, чего никому не хочется признавать, и что вылечиться нельзя.

Если жизнь - это страдание, то как оно возникает? Вторая благородная истина - Истина возникновения (самудая) - объясняет, что страдание возникает из страстного желания или «жажды жизни» (таньха). Страсть воспламеняет страдание, как огонь - дрова. В своей проповеди (C.iv.19) Будда говорил о том, что весь человеческий опыт «полыхает» желаниями. Огонь - удачная метафора для желания, поскольку он поглощает то, что его питает, не получая удовлетворения. Он быстро распространяется, переходит на новые предметы и причиняет боль, как и неутоленные желания.

2. Истина возникновения (самудая).
Вот, о монахи, Истина возникновения страдания. Это жажда жизни, привязанность к иллюзорным земным ценностям (таньха), которая приводит к перерождению, связана с неистовым восторгом в форме. 1) чувственных наслаждений, 2) жажды «процветания», бытия, 3) жажды «уничтожения», небытия.

Именно желание жить, получать удовольствие от жизни служит причиной перерождения. Если продолжить сравнение пяти «атрибутов» личности с автомобилем, то желание - это топливо, приводящее его в движение. Хотя обычно считается, что перерождение происходит от жизни к жизни, оно также случается от мгновения к мгновению: о человеке говорят, что он перерождается за секунды, если эти пять элементов изменяются и взаимодействуют, движимые жаждой приятных переживаний. Непрерывность существования человека от одной жизни к другой есть просто результат накопленной силы желания.

Истина возникновения утверждает, что страстное желание проявляется в трех основных формах, первая из которых - жажда чувственных удовольствий. Она принимает форму стремления к наслаждению через объекты восприятия, например приятный вкус, ощущения, запахи, звуки. Вторая - жажда «процветания». Это касается глубинного, инстинктивного стремления к существованию, которое толкает нас к новым жизням и новым переживаниям. Третий вид проявления страстного желания - стремление не к обладанию, а к «уничтожению». Это оборотная сторона жажды жизни, воплощенная в инстинкте отрицания, отвержения того, что неприятно и нежелательно. Жажда разрушения может привести также к самоотвержению и самоотрицанию.

Низкая самооценка и мысли вроде «я ничего не могу» или «я неудачник» есть проявления такой установки, направленной на самого себя. В крайних формах она может привести к физическому самоуничтожению, например самоубийству. Физическое самоистязание, от которого Будда в конце концов отказался, тоже можно рассматривать как проявление самоотрицания.

Так значит ли это, что любое желание - зло? Надо очень осторожно подходить к подобным выводам. Хотя слово таньха часто переводят как «желание» (desire), оно имеет более узкое значение - желания, в некотором смысле извращенного неумеренностью или дурной целью. Оно обычно направлено на чувственное возбуждение и наслаждение. Однако не все желания таковы, и в буддийских источниках часто говорится о положительных желаниях (чанда). Стремиться к позитивной цели для себя и для других (например, к достижению нирваны), желать счастья другим, хотеть, чтобы мир, который останется после тебя, стал лучше, - вот примеры положительных и благотворных желаний, которые не определяются понятием «таньха».

Если дурные желания сдерживают и сковывают человека, то добрые дают ему силу и свободу. Чтобы увидеть разницу, возьмем для примера курение. Желание заядлого курильщика закурить очередную сигарету - таньха, поскольку оно направлено не на что иное, как на сиюминутное удовольствие, навязчивое, ограниченное, цикличное, и не приведет ни к чему, кроме очередной сигареты (и как побочное действие - к плохому здоровью). С другой стороны, желание заядлого курильщика бросить курить будет благотворным, поскольку разорвет замкнутый круг навязчивой дурной привычки, послужит укреплению здоровья и благосостояния.

В Истине возникновения таньха представляет упомянутые выше «три корня зла» - страсть, ненависть и заблуждение. В буддийском искусстве их изображают в виде петуха, свиньи и змеи, несущихся по кругу в центре «колеса жизни», о котором мы говорили в третьей главе, при этом они образуют круг - хвост одного держит во рту другой. Поскольку жажда жизни порождает только очередное желание, перерождения образуют замкнутый цикл, люди рождаются снова и снова. Как это происходит, подробно объясняет теория причинности, которая называется патикка-самуппада (санскр. - пратитья-самутпада - взаимозависимое происхождение). Эта теория объясняет, как желание и неведение приводят к цепи перерождений, состоящей из 12 этапов. Но для нас сейчас важнее не рассматривать подробно эти этапы, а понять лежащий в их основе главный принцип, который относится не только к человеческой психологии, но и к действительности в целом.

3. Истина прекращения (ниродха).
Вот, о монахи, Истина прекращения страдания Это отказ от жажды жизни (таньха), уход от нее, отречение от нее, освобождение от нее, избавление от привязанности к ней.

В самых общих чертах суть этой теории состоит в том, что у каждого следствия есть причина, иными словами, все возникает во взаимозависимости. Согласно этому, все явления - часть причинно-следственного ряда, ничто не существует самостоятельно, в себе и само по себе. Поэтому Вселенная - это не совокупность статичных предметов, а находящееся в постоянном движении сплетение причин и следствий. Более того, так же как личность человека можно без остатка разложить на пять «атрибутов», и все явления можно свести к составляющим их компонентам, не найдя в них никакой «сути». Все возникающее имеет три признака существования, а именно: непонимание бренности земной жизни (дуккха), изменчивость (анигга) и отсутствие самосущности (анатта). «Дела и вещи» не доставляют удовлетворения, поскольку они непостоянны (а следовательно, неустойчивы и ненадежны), потому что не имеют собственной природы, не зависящей от всеобщих причинно-следственных процессов.

Очевидно, что буддийская Вселенная характеризуется в первую очередь цикличными изменениями: на психологическом уровне - бесконечного процесса желания и его удовлетворения; на личностном - цепью смертей и перерождений; на космическом - созданием и разрушением Галактик. В основе всего этого лежат принципы теории патикка-самуппада, положения которой были позже основательно развиты буддизмом.

Третья Благородная Истина - Истина прекращения (ниродха). Она гласит, что при избавлении от жажды жизни прекращается страдание и приходит нирвана. Как мы знаем из истории жизни Будды, нирвана имеет две формы: первая наступает при жизни («нирвана с остатком»), а вторая после смерти («нирвана без остатка). Будда достиг в возрасте 35 лет нирваны при жизни, сидя под смаковницей. Когда ему было 80, он погрузился в последнюю нирвану, из которой нет возвращения через перерождение.

«Нирвана» буквально означает «угасание» или «задувание», подобно тому, как гаснет пламя свечи. Но что именно «угасает»? Может быть, это душа человека, его «я», его индивидуальность? Это не может быть душа, поскольку буддизм вообще отрицает ее существование. Это и не «я» или самосознание, хотя нирвана, безусловно, предполагает коренное изменение состояния сознания, освобожденного от привязанности к «я» и «мое». На самом деле гаснет пламя триады - страсти, ненависти и заблуждения, которая ведет к перевоплощению. Действительно, самое простое определение «нирваны с остатком» - «конец страсти, ненависти и заблуждения» (С.38.1). Это явление психологическое и нравственное, трансформированное состояние личности, которому присущи покой, глубокая духовная радость, сострадание, утонченное и проникновенное восприятие. Негативные психические состояния и эмоции, такие, как, например, сомнение, тревога, беспокойство и страх, в просветленном разуме отсутствуют. Некоторые или все эти качества присущи святым во многих религиях, в какой-то мере некоторыми из них могут обладать и обычные люди. Однако Просветленным, подобным Будде или архату, присущи в полном объеме.

Что происходит с человеком, когда он умирает? Ясного ответа на этот вопрос в ранних источниках нет. Трудности в понимании этого возникают именно в связи с последней нирваной, когда гаснет пламя жажды жизни, прекращаются перевоплощения и человек, достигший просветления, не рождается вновь. Будда сказал, что спрашивать, где находится Просветленный после смерти, все равно что спрашивать, куда уходит пламя, когда его задувают. Пламя, разумеется, никуда не «уходит», просто прекращается процесс горения. Избавление от жажды жизни и неведения равносильно прекращению доступа кислорода, необходимого для горения. Однако не следует считать, что сравнение с пламенем означает, что «нирвана без остатка» - это уничтожение. В источниках однозначно указывается, что такое понимание ошибочно, так же как и вывод о том, что нирвана - это вечное существование души.

Будда был против различных толкований нирваны, придавая главное значение стремлению к ее достижению. Тех, кто спрашивал о нирване, он сравнивал с человеком, раненным отравленной стрелой, который вместо того чтобы вынуть стрелу, настойчиво задает бессмысленные в данной ситуации вопросы о том, кто ее выпустил, как его имя, из какого он рода, как далеко он стоял и т. д. (M.i.426). В полном соответствии с нежеланием Будды развивать эту тему ранние источники определяют нирвану преимущественно через отрицание, т. е. как «отсутствие желаний», «подавление жажды», «тушение», «угасание». Меньше можно встретить позитивных определений, в том числе таких, как «благоприятность», «благо», «чистота», «покой», «истина», «дальний берег». В некоторых текстах указывается, что нирвана трансцендентна, как «нерожденная, невозникшая, несозданная и несформированная» (Удана, 80), но не известно, как это следует интерпретировать. В итоге природа «нирваны без остатка» остается загадкой для всех, кто ее не испытал. Однако, в чем мы можем быть уверены, так это в том, что она означает конец страданиям и перерождениям.

4. Истина пути (магга).
Вот, о монахи, Истина пути (магга), которая ведет к прекращению страданий. Это благородный «восьмеричный путь», который состоит из 1) правильных воззрений, 2) правильного размышления, 3) правильной речи, 4) правильного поведения, 5) правильного способа поддержания жизни, 6) правильного приложения сил, 7) правильной памяти, 8) правильного сосредоточения.

Четвертая Благородная Истина - Истина пути (магга, санскр. - марга) - разъясняет, как должен происходить переход из сансары в нирвану. В суете повседневности мало кто останавливается, чтобы подумать о наиболее полноценном образе жизни. Эти вопросы волновали греческих философов, и Будда также внес свой вклад в их осмысление. Он полагал, что высшая форма жизни - это жизнь, ведущая к совершенствованию добродетели и знания, а «восьмеричный путь» определяет образ жизни, с помощью которого можно осуществить это на практике. Его называют также «срединным путем», поскольку он проходит между двумя крайностями: жизнью в излишествах и строгим аскетизмом. В него входит восемь ступеней, подразделенных на три категории - нравственность, сосредоточение (медитация) и мудрость. Они определяют параметры человеческого блага и указывают, где находится сфера процветания человека. В категории «нравственность» (шила) совершенствуются моральные качества, а в категории «мудрость» (панья) развиваются интеллектуальные качества. Роль медитации будет подробно рассматриваться в следующей главе.

Хотя «путь» состоит из восьми частей, не следует представлять их себе как этапы, которые человек проходит, приближаясь к нирване, оставляя их позади. Напротив, восемь ступеней представляют собой пути постоянного совершенствования «нравственности», «медитации» и «мудрости». «Правильные воззрения» означают сначала признание буддийского учения, а затем их эмпирическое подтверждение; «правильное размышление» - приверженность к формированию верных установок; «правильная речь» - изречение правды, проявление вдумчивости и заинтересованности в разговоре, а «правильное поведение» - воздержание от дурных поступков, таких, как убийство, воровство или плохое поведение (чувственные удовольствия). «Правильный способ поддержания жизни» подразумевает отказ от поступков, приносящих вред другим; «правильное приложение сил» - обретение контроля нал своими мыслями и развитие позитивных умонастроений; «правильная память» - развитие постоянного понимания, «правильное сосредоточение» - достижение состояния глубочайшего спокойствия разума, на что направлены различные приемы концентрации сознания и интегрирования личности.

1. Правильные воззрения Мудрость
2. Правильное размышление (панья)
3. Правильная речь Нравственность
4. Правильное поведение (Шила)
5. Правильный способ поддержания жизни
6. Правильное приложение сил Медитация
7. Правильная память (самадхи)
8. Правильное сосредоточение
«Восьмеричный путь» и три его составляющие

В этом отношении практика «восьмеричного пути» - это своего рода процесс моделирования: данные восемь принципов показывают, как будет жить Будда, а живя, как Будда, человек постепенно может им стать. «Восьмеричный путь», таким образом, это путь самотрансформации, интеллектуальная, эмоциональная и нравственная перестройка, в ходе которой человек переориентируется с узких, эгоистичных целей на развитие возможностей самореализации. Через стремление к знанию (панья) и к нравственной добродетели (шила) преодолевается невежество и эгоистические желания, устраняются причины, порождающие страдания, и наступает нирвана.