Декор «Кобальтовая сетка» – фирменный знак ИФЗ. Символ ломоносовского фарфорового завода - знаменитая "кобальтовая сетка" - напоминание о блокаде Почему возникают дефекты при росписи кобальтовой сетки

Декор «Кобальтовая сетка»

Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых является «кобальтовая сеточка». Эта роспись, которая впервые украсила фарфор в 1945 году, уже стала классикой декораторского искусства и фирменным, отличительным знаком Ломоносовского фарфорового завода (Императорского фарфорового завода), мастером которого и была создана. Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич. Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой. В 1958 году «Кобальтовая сетка» – простой и элегантный узор, покорила мир. В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда – за узор и форму сервиз получил золотую медаль.

Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), выпускница Ленинградского художественно – промышленного техникума (1930 г.). Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952г. Художник по росписи фарфора. Слава к ней, как к создательнице знаменитой «Кобальтовой сетки» пришла только после смерти. О триумфе своей росписи в Брюсселе она так и не узнала.

Как же возник узор «кобальтовая сетка»?
Есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него.

Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз – произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» (франц. – мостить булыжником) по кобальтовому фону, букетами полихромных цветов в резервах, обрамленных золотыми рокайлями.
Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще. Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1840-х годах «Кобальтовый сервиз» находился в Гатчине, в Приоратском дворце, и именно тогда он был пополнен на ИФЗ.
В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета.
Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки.

Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска. Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея.
«Кобальтовая сетка», как считают специалисты очень выигрышно смотрелась на сервизе формы «Тюльпан», она удачно обыгрывала его и придавала ему торжественность. Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ (ИФЗ) и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех изделиях предприятия.







Блокадная сетка
Императорский (Ленинградский; Ломоносовский) фарфоровый завод

Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых во всём мире является ленинградская «Кобальтовая сетка».

Ещё , в т.ч. о
Эта роспись, которая впервые украсила фарфор в 1945 году, уже стала классикой декораторского искусства и фирменным, отличительным знаком Ломоносовского фарфорового завода. Первая фарфоровая посуда с орнаментом «Кобальтовая сетка» появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Знаменитый узор придумала художница Ломоносовского фарфорового завода Анна Адамовна Яцкевич . Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой.

В 1958 году «Кобальтовая сетка» – простой и элегантный узор, покорила мир. В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и вдруг неожиданно для всех получил Золотую медаль выставки.

Как же возникла идея узора «Кобальтовая сетка»? Существует две версии.

Первая версия утверждает, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России.


2.


Но для многих, особенно для жителей, переживших Блокаду, это был не просто геометрический орнамент. Вторая версия - блокадная, гласит, что Анна Яцкевич расписала сеточкой сервиз скульптора Серафимы Яковлевой в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда.



3.


Думаю, что скорее всего, обе версии имеют под собой долю истины, потому что в творчестве настоящего художника окончательная идея произведения, как правило, возникает в результате соединения знаний и опыта, и тех образов, которые автор улавливает в обычной жизни. А образы страшных дней Блокады, наверное, и были толчком к той работе, которую сделала Анна Адамовна.


4.

Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), выпускница Ленинградского художественно – промышленного техникума (1930 г.). Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952г. Проработала на заводе всю Блокаду. Слава к ней, как к создательнице знаменитой «Кобальтовой сетки» пришла, к сожалению, только после смерти. После болезней, которые стали следствием блокадного самоотверженного труда, Анна Адамовна в возрасте 48 лет скончалась. О триумфе своей росписи в Брюсселе она так и не узнала.



5.


Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой яркий вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех изделиях предприятия.
Заглянул случайно в магазин Императорского фарфорового завода



6.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


17.


18.

Анна Адамовна Яцкевич (31 июля 1904-1952), выпускница Ленинградского художественно – промышленного техникума (1930 г.). Кроме того, в этом же техникуме окончила трехгодичное обучение по искусству книги и плаката. По окончании техникума 10 июля 1930 года была направлена на стажирование на завод «Красный фарфорист» в городе Волхове. 15 января 1932 года была откомандирована трестом «Росфарфор» для работы на ГФЗ имени Ломоносова художником в организовывающуюся на заводе художественную лабораторию, где и проработала 20 лет - до своей смерти 13 мая 1952 года. В предвоенные годы А. А. Яцкевич много и плодотворно работала - ею созданы вазы, в том числе с с портретами Сталина и других политических деятелей, сервизы «Комсод», «Московское метро» и другие, различные чашки с блюдцами, стопы юбилейные, флаконы и другие изделия. В 1936 году А. А. Яцкевич создала логотип «ЛФЗ», ставший с тех пор маркой завода и наносившейся на донышках всех выпускаемых до 2006 года на заводе предметов. А. А. Яцкевич постоянно участвовала в выставках художников города и страны. Была отмечена значком «Отличник социалистического соревнования Наркомпромстройматериалов», денежными премиями дирекции завода и наркомата.

Художник ГФЗ имени Ломоносова А. А. Яцкевич расписывает вазу к XVIII съезду ВКП(б). Фото П. Машковцева 3 марта 1939 года. С началом Великой Отечественной войны завод, музейная коллекция и часть сотрудников были эвакуированы из Ленинграда в далекий Ирбит. Некоторые заводские художники остались в блокадном городе. Т. Н. Беспалова-Михалева писала: «А. А. Яцкевич оставалась на казарменном положении при пустующем фарфоровом заводе, где директором в эту пору был бывший бухгалтер завода А. М. Богданов. Как-то поздней осенью 1941 года я и художник Л. К. Блак решили навестить наш завод. По мастерским художественной лаборатории гулял ветер, разметая листы старинных библиотечных книг, брошенных в беспорядке на волю судьбы. Анна Адамовна рассказала нам, что камуфлирует корабли, прижавшиеся к Невской набережной у завода, запасом фарфоровых красок. Было холодно, пустынно, грустно...» Личная заслуга А. А. Яцкевич - спасение уникальной библиотеки завода. Как-то она обратила внимание что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают между собой различные картинки явно выдранные из каких-то книг. Присмотревшись она с изумлением узнала в этих картинках иллюстрации из книг заводской библиотеки. Стала разбираться и выяснила - коллекцию фарфора и стекла заводского музея вместе с оборудованием и рабочими завода успели вывезти по железной дороге в город Ирбит. А вагон, в котором находились книги из заводской библиотеки, почему-то не успели отправить и он остался стоять, попав в тупик станции. Именно из него солдаты и доставали заводские библиотечные книги и вырывали красивые картинки. А. А. Яцкевич решает спасти книги и на санках постепенно перевозит на завод всю оставшуюся библиотеку. В своей автобиографии А. А. Яцкевич пишет «мать Анастасия Яковлевна и сестра София погибли в тяжелые дни блокады Ленинграда в 1942 году». 27 июля 1943 года А. А. Яцкевич была награждена медалью «За оборону Ленинграда.» В осенью 1943 года под руководством Н. М. Суетина постепенно стала возобновлять свою работу художественная лаборатория завода. Летом 1944 года планировалось отметить 200-летие со дня основания завода и Н. М. Суетин обратился к художникам с призывом создать произведения к этому знаменательному событию. 26 июня 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Государственный фарфоровый завод имени Ломоносова был награжден орденом Трудового Красного знамени, 64 сотрудника - орденами и медалями СССР. Анна Адамовна Яцкевич была награждена орденом «Красной звезды». В ноябре 1944 года А. А. Яцкевич закончила работу над сервизом «Кобальтовая сеточка» на форме скульптора С. Е. Яковлевой «Тюльпан». Под руководством Н. М. Суетина А. А. Яцкевич вместе с художниками А. А. Скворцовым, Л. В. Протопоповой и Л. И. Лебединской работала в 1945-1946 годах над созданием монументальной вазы "Победа" к первой годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне. 18 марта 1946 года А. А. Яцкевич была награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов."

Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), художник ГФЗ имени Ломоносова (в центре) за созданием вазы "Ленинград - колыбель Великой Октябрьской социалистической революции". Фото 1947 год. В послевоенные годы А. А. Яцкевич были созданы различные вазы «Орнаментальная», «Люкс», «Кобальтовая» и другие, сервизы для массового производства «Декоративный», «Летний», «Московский», «Желтый фон», «Праздничный» и ряд других, различные чашки с блюдцами. Анной Адамовной была создана роспись большой вазы скульптора Э. М. Криммера с портретом К. Е. Ворошилова и с картиной «Первая Конная», расписан Кубок Большой Невы, расписан сервиз «Декоративный» на форме «Лотос», где она показала высокий класс мастерства цировки золота и смелое сочетание синего тона с красным селеном. Мастерство Анны Адамовны отличается тонкостью, ювелирностью, точностью композиционных построений. Оно воспитано на лучших традициях старейшего фарфорового завода страны». В марте 1947 года была принята в члены Союза художников СССР. Как часто бывает в жизни, автор не дожил до заслуженного признания своего замечательного произведения. В октябре 1951 году А. А. Яцкевич ушла в очередной отпуск, съездила на Кавказ, потом заболела и 13 мая 1952 года на 48-м году жизни скончалась. Похоронена на Богословском кладбище Ленинграда. Прошли годы... В 1958 году в Брюсселе, впервые после войны, состоялась Всемирная выставка EXPO"58. СССР принимал в ней участие, занимая целый павильон. Одним из предприятий страны, представленных на выставке, был Ленинградский ордена Трудового Красного знамени фарфоровый завод имени Ломоносова, изделия которого вызвали огромный интерес и были удостоены высоких наград выставки. За гармоничное сочетание формы и росписи, простое и образное решение сервиз «Кобальтовая сеточка» был удостоен «Золотой медали» (автор А. А. Яцкевич, посмертно).

В 2015 году АО «ИФЗ» с успехом отмечалось 70-летие создания и 65-летие начала промышленного производства сервиза «Кобальтовая сетка». Созданный талантливым русским художником Анной Адамовной Яцкевич в военном городе-герое Ленинграде сервиз «Кобальтовая сетка» стал не только знаковой вещью первого в России фарфорового завода, но и символом нашего города, олицетворением классического петербургского стиля. А. Кучеров, АО «ИФЗ».

Сервиз «Кобальтовая сеточка». Автор и испонитель А. А. Яцкевич, ноябрь 1944 год. Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, надглазурная роспись золотом, цировка. ГФЗ имени Ломоносова, 1944 год. Собрание ГЭ. Воспроизведение факсимиле автора на дне чайника.

Чашка с блюдцем из сервиза «Золотая сеточка». Автор росписи А. А. Яцкевич, 1948 год. Форма «Тюльпан», автор С. Е. Яковлева. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка. ГФЗ имени Ломоносова, 1950-е годы.

Ах, какой холодной выдалась блокадная зима 1942 года!.. Казалось, ледяные узоры всюду: на замерзших окнах неотапливаемых квартир, в толстом льду застывших водоемов, который тщетно пытались разбить слабые руки истощенных жителей Ленинграда. Люди, превратившиеся в тени. Изголодавшиеся, измученные, уставшие от слез и потерь. Одной из этих бесплотных блокадных теней была Анна Адамовна Яцкевич, художница Ломоносовского фарфорового завода. В 1942 году ей было 38 лет. Она жила на набережной реки Фонтанки в одном из дворов-колодцев - типичных для города на Неве. Мать и сестра умерли от голода, а Аня выжила. Она камуфлировала корабли, прижавшиеся к Невской набережной возле завода. Да-да, делала их невидимыми для врага - с помощью обыкновенных красок по фарфору.

Все-таки Анна была немножко волшебница… Темноволосая, худенькая до прозрачности, удивительная фантазерка, даже в эти страшные дни она могла увидеть красоту в обыкновенном. И в заклеенных крест-накрест окнах ей виделись геометрические формы.

Позже они превратятся в самый известный узор Ломоносовского фарфорового завода, ставший его знаком, его фирменным стилем.

Каждый знает этот простой и элегантный рисунок - «Кобальтовая сетка».

Тонкие перекрещенные диагональные линии создают многомерную композицию; каждое пересечение венчается крошечной золотой звездочкой. Форма чайного сервиза «Тюльпан» была разработана художником Ломоносовского фарфорового завода Серафимой Яковлевой, а узор «Кобальтовая сетка» - Анной Яцкевич.

Конечно, мастера не знали, что создают шедевр, на многие десятилетия определивший фирменный стиль ЛФЗ.

Каким был победный 1945 год для Анны Яцкевич? Город приходил в себя после войны. Люди возвращались к мирной жизни.

Хотелось верить, что все страшное, все потери остались в прошлом. Что не вернется уже сковывающий руки зимний холод, что жизнь будет сытая, безбедная, главное - мирная. У каждого за плечами осталось свое кладбище из близких людей. Наверное, и Анна, набрасывая знаменитую «сетку», знала, что не сможет забыть свои потери, близких, умерших во время блокады, окна, заклеенные крест-накрест… Золотые звездочки - это их души, застывшие навсегда в темном морозном небе. А может быть, надежда на лучшее, ведущая за собой.

Научный сотрудник Эрмитажа Н. Щетинина вспоминает: «Сервиз появился в конце 1944 года. Он стал своеобразной квинтэссенцией предыдущих поисков и достижений, новых тенденций в развитии искусства фарфора… Первую пробу автор сделала кобальтовым карандашом. Но так кобальт ложился неровно, не получалось равномерно наполненных цветом линий. Было решено наносить рисунок кистью... В 1950 году ученица А. А. Яцкевич, О. С Долгушина, под ее руководством исполнила окончательный вариант росписи сервиза, который и внедрили в производство».

Именно этот сервиз и представлен в витрине советского зала отдела Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода».

Кто-то усматривал в «Кобальтовой сетке» мотивы знаменитого сервиза «Собственный» времен императрицы Елизаветы Петровны.

Золоченая сетка с пурпурными незабудками и правда хороша. Но «Собственный» несет другую энергетику. Праздничный, дворцовый, парадный. Царский пышный двор далек от питерской сдержанности, морозной простоты «Кобальтовой сетки».

Каждый год Анна ездила из промозглого холодного Ленинграда на Кавказ, в Новый Афон. Там течет в горах непокорная речка Бзыбь. Домой Анна приезжала, дочерна загоревшая, напитавшаяся южным солнцем. И вновь принималась за работу. Расписывала громадные вазы портретами вождя народов и мотивами Московского метрополитена. Придумывала узоры для сервизов.

Именно она, кстати, еще до войны, изобрела легкий и изящный вензель «ЛФЗ », на долгие годы ставший его логотипом. Своей семьи Анна Адамовна так и не создала. Но у нее была любимая племянница - Муза, которая тоже посвятила жизнь работе на заводе.

После одного из своих отпусков на речке Бзыбь Анна Яцкевич заболела и в мае 1952 года на 48-м году жизни скончалась. Как жаль, что она не узнала о триумфе «Кобальтовой сетки»...

В 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка ЕХРО-58. СССР со своими работами занимал там целый павильон. Были широко представлены и изделия Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени фарфорового завода имени Ломоносова. Сервиз «Кобальтовая сетка» произвел фурор и был удостоен «Золотой медали». А потом ему присвоили и «Знак качества СССР», а главное - народ полюбил его и принял. Иметь «сеточку» почетно в любом доме и сегодня.

Годы идут, а «Кобальтовая сетка» живет. Она появляется все в новых модификациях, на самых разных фарфоровых изделиях. Если долго вглядываться в простой и лаконичный узор, то кажется, будто тебе открываются неведомые геометрические миры - как в калейдоскопе. Они складываются в разные картинки, встречаются и разбегаются, пересекаются вновь… Кажущаяся простота геометрического рисунка скрывает целый мир и целый Космос - для каждого свой. Наверное, в этом и заключается подлинный гений художника.

Павлова Инна Анатольевна

Цель моей статьи - рассмотреть художественные особенности одного из самых популярных современных рисунков тиражируемых изделий Императорского фарфорового завода, который вошел в его историю под названием «кобальтовая сетка».

Для этого было необходимо ознакомиться с историей Императорского фарфорового завода и музея при нем. Изучить ассортимент выпускаемых изделий и выделить самые популярные, являющиеся брендом фирмы, представить творчество самых известных художников предприятия в создании формы изделий и росписи.

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей Ломоносовского завода. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи. Императорский фарфоровый завод, он был основан в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы, стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Талантливым русским ученым Д.И.Виноградовым (1720-1758) был открыт секрет изготовления «белого золота». составлено научное описание фарфорового производства.

В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.

Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. по распоряжению Николая I на заводе был основан музей -как хранилище образцов, достойных изучения и копирования. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая почти 260 летнюю историю первого фарфорового завода России.

В наше время Завод специализируется, на выпуске изделий, которые декорируются надглазурной и подглазурной росписью, ручным, механизированным и комбинированным способом нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. Широкую мировую известность заводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Широко применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом, что придает особый эффект продукции ИФЗ. По заказу завод изготавливает реплики из музейных коллекций продукцию в широком диапазоне: от домашнего сервиза и памятного сувенира — до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков. Так, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга все столы на торжественных приемах были накрыты посудой с маркой «ЛФЗ».

Продукция с маркой «ЛФЗ» (введена в 1936 году) экспортируется в высокоразвитые страны мира, такие как США, Германия, Франция, Англия, Канада, Швеция, Норвегия, Япония и др.

На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода с рисунком «Кобальтовая сетка» (С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич), удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Широко известны в России и за рубежом изделия по образцам народных художников России: А. В. Воробьевского и И. И. Ризнича, академика Академии художеств Н. П. Славиной, И. С. Олевской и художников Н. Л. Петровой, Т. В. Афанасьевой, Г. Д. Шуляк.

Мотив «Кобальтовая сетка» стал визитной карточкой завода. Данный мотив можно часто встретить на банерах городской рекламы. Вряд ли есть человек который не видел данного рисунка, но далеко не каждый знает историю и автора мотива кобальтовой сетки. Узор был придуман художницей Анной Яцкевич. Выпускницей Ленинградского художественно-промышленного техникума. Роспись была придумана для чайного сервиза формы "Тюльпан" (по модели Серафимы Яковлевой) в 1946 году (иногда называют 1950 год). Сначала сеточка Яцкевич была золотой (1945г.) — сервизы с таким декором выпускались сразу после войны, а затем художница создала знаменитую "Кобальтовую сетку".

Как и любое произведение ставшее легендарным вокруг истории создания образовываются различные версии. До подлинно не известно, чем вдохновлялась талантливая художница, однажды она озвучила версию, того что рисунок был создан в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. Так же есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II.

Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным - сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. Впоследствии этот декор стали применять и для украшения других изделий завода: кофейных и столовых сервизов, всевозможных чашек, вазочек и сувениров (в частности наперстков). Сервиз получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

С той поры "Кобальтовая сетка", как ее называют сейчас, завоевала весь мир. Отмеченный наградой сервиз, не готовился к конкурсу специально, а входил в ассортимент заводской продукции.

Талантливая художница не дожила до триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора и о своем триумфе в Брюсселе. Сервиз с росписью «Кобальтовая сетка» является самым продаваемым из предоставленного ассортимента в фирменных магазинах Императорского фарфорового завода. Основными покупателями являются заграничные туристы, которые по достоинству оценили лаконичность сервиза его простоту и в то же время замысловатость формы и росписи. Современный турист, посещающий северную столицу, включат в свой список достопримечательностей магазин музей Ифз.

Так же, как и в царские времена обладать целым сервизом от Ифз могут далеко не все, цены на фарфоровые изделия являются высокими- это связано со многими факторами производства: ручной росписи сложного формовочного процесса и долговременного обжига и тд. Цены на чайный сервиз "Кобальтовая сетка"составляет: 18 900 руб. Но все же почти в каждом доме жителя Петербурга можно встретить хотя бы один предмет легендарного сервиза. Он стал лицом фарфорового производства Петербурга. Без помпезности и чрезмерного украшательства, вернулся интерес к белому фарфору, к его форме и конструктивному лаконизму геометрических объемов.

У Анны Яцкевич есть еще один рисунок, известный, пожалуй, каждому, кто хоть раз сталкивался с фарфором ЛФЗ -знаменитый логотип ЛФЗ (1936 г.), изображенный на всех изделиях фабрики. два самых известных бренда фарфорового завода выполнены одной художницей, хотя имя ее звучит и не так громко, как другие славные имена художников ЛФЗ.

«Кобальтовая сетка», как считают специалисты очень выигрышно смотрелась на сервизе формы «Тюльпан», придуманным Заслуженным художником РСФСР Серафимой Яковлевой на Ленинградском фарфоровом заводе ею им. М. В. Ломоносова было создано около 40 форм сервизов и около 50 форм различных других предметов. Наследие Яковлевой, остаётся востребованным и по сей день, а многие художники ифз продолжают выполнять росписи на разработанных ею формах "Тюльпан", "Весенняя", "Банкетная" и других.

Традиции старинного народного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова. Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора.

Своей статье я отразила много информации о таком художественном промысле, как роспись по фарфору. Ознакомившись с моей статьей, можно узнать о технике производства фарфора, о различных видах фарфора, о его истории. О Рисунках полюбившейся покупателю и ставших узнаваемыми за границей -стал самым узнаваемым символом Императорского фарфорового завода, именно им на форме «тюльпан» С.Яковлевой украшены баннеры города, витрины магазинов, сувенирная продукция. Простой и лаконичный, торжественный и изысканный, современный и с непростой историей для Петербурга рисунок ставший легендой современного фарфора.

Список литературы.

1. Агбаш В.Л., Елизарова В.Ф., Коваленко З.И. и др.Учебник для экон. фак. торг. вузов/М.: Экономика, 1983.- 440с.»Товароведение непродовольственных товаров» 2. Галина Агаркова, Наталья Петрова.ОАО «Ломоносовский фарфоровый завод», Санкт-Петербург 1994.

3. Ирина Сотникова Михайловская К.Н. — М.: Советская Россия, 1980. «Цветущий кобальт».

4. Никифорова Л.Р. Л. Лениздат, 1979 «Родина русского фарфора».5. http://www.faience.ru Официальный сайт Конаковского фаянсового завода