Философский конфликт в пьесе гроза. Конфликт в пьесе гроза островского сочинение. В чем заключается основной конфликт драмы Гроза

Тест по пьесе «Гроза»

1.Определите жанр произведения.

А) семейно-бытовая драма

Б) трагедия

В) комедия

Г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии

Д) психологическая драма

2. Определите вид конфликта в «Грозе»

А) философский

Б) социальный

В) идеологический

Г) внутренний

Д) семейный

3.Правильно расположите элементы композиции пьесы

А) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша

Б) завязка 2) гибель Катерины

В) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью

Г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша

4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?

А) символическими деталям – калитка, забор

В) отсутствием связи с другими городами

Г) образом Феклуши

5.С какой целью А.Н.Островский вводит в пьесу экспозицию?

А) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина

Б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе

В) обозначить место действия и обстановку в городе

Г) описать волжский берег

6.Сиситема образов в пьесе строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей, запишите пары.

Катерина, Дикой, Кудряш, Кабаниха, Борис, Варвара_____________________________________

___________________________________________________________________________________

7.Укажите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами»

А) Варвара

Б) Кудряш

В) Кулигин

Г) Шапкин

Е) полусумасшедшая барыня

8.В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

А) Кабаниха – Дикой

Б) Катерина – Варвара

В) Катерина – Кабаниха

Г) Катерина – Тихон

9)Как на уровне персонажей представлено «темное царство» и его «жертвы». Укажите тех и других в списке буквами т, ж.

Дикой, Катерина, Тихон, Феклуша, Борис, Кабаниха, Варвара, полусумасшедшая барыня, Кудряш.

10)А.Н.Островский широко использует в пьесе образы-символы. Выделите их.

Тропинка, вечный двигатель, могила, гроза, ключ, белый платок.

11)Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе? «…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем…»

Б) Кулигин

В) Катерина

12.Кому из русских критиков принадлежит такая оценка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую…»

А) Н.А.Добролюбову

Б) Д.И.Писареву

В) В.Г.Белинскому

Г) И.А.Гончаров

13.В какой момент происходит основная кульминация пьесы?

А) публичное признание Катерины в греховности

Б) свидание с Борисом

В) в монологе Катерины в финале

Г)в пьесе отсутствует кульминация

14.Почему А.Н.Островский был назван «отцом русского национального театра»?

А) возродил традиции А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя

Б) его перу принадлежат 47 пьес

В) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии

Г) построил здание Малого театра

3.А-4,Б-1,В-3,Г-2

6.Катерина-Кабаниха; Кабаниха-Дикой; Катер-Борис; Варвара-Кудряш; Катерина-Варвара

9. т: Дикой, Феклуша, Кабаниха, полусумасшедшая барыня.

ж: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш.

10.Могила,ключ,белый платок

Старине приходит конец!

А. Островский

В основе драмы “Гроза” лежит протест Катерины против вековых традиций и старозаветного уклада жизни “темного царства”. Автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздействием того же “темного царства”, против которого она “восстала”.

Действие пьесы происходит в очень красивом месте на берегу Волги. Пейзаж создает определенный настрой,

Который позволяет по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова.

За внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – говорит Кулигин. Живут здесь по принципу: “У кого деньги, тот старается бедного закабалить”. И хотя в “Грозе” внимание сосредоточено на семейных отношениях, из отдельных реплик героев складывается картина грубого произвола, грабежа и стяжательства.

Дикой откровенно обсчитывает мужиков, когда же они жалуются на него городничему, цинично заявляет: “Стоит ли нам, ваше благородие, с вами о таких пустяках разговаривать!” Настоящий деспот он со своими домашними: на чердаках да в чуланах прячутся от его гнева члены семьи, вконец затравил он племянника.

Но еще тяжелее в домашнем быту деспотизм Кабанихи. Дикой покричит, поругается, сгоряча даже прибьет, но тут же и остынет. Кабаниха же мучит и преследует свою жертву изо дня в день, ест поедом, “как ржа железо”.

Она ни в ком не терпит противоречия, всех поучает, заставляя жить по законам “старой жизни”. Это властная, суровая, непреклонная блюстительница устоев “темного царства”.

Но с лживой и жестокой атмосферой дома Кабановой не хочет и не может мириться Катерина. Намечается главный конфликт: нежелание светлой личности мириться с “темным царством”.

Катерина не смогла научиться лгать, лицемерить. С самого начала пьесы мы чувствуем неприятие ею той жизни, которую ей навязывают. Она глубоко оскорблена наставлениями свекрови, которая хочет привести ее к полной покорности.

Во время отъезда мужа Катерина “стоит, как будто в оцепенении”. Она понимает, что муж не хотел ее обидеть, что он действовал против своей воли, и не сердится на него. Но любить и уважать его не может.

Чем больше унижают Катерину, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью. Катерина считает это стремление греховным, боится самой себя, боится остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Отчаяние и обреченность слышатся в ее словах: “Куда мне, бедной, деться?

За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!” Катерина делает отчаянную попытку предупредить беду, заставить себя полюбить мужа. Но Тихон не способен понять ее состояние.

Катерина не может жить в обмане, она считает великим грехом свою любовь. Полюбив Бориса, она “точно жить снова” начинает. В ней есть внутренняя сила, решительность: “Такая уж я зародилась, горячая!” Она готова отстоять свою свободу, хотя бы ценой гибели: “Коли мне очень здесь опостынет, так не удержат меня Никакой силой.

В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!”

Положение Катерины тяжело, она воспитана на тех же домостроевских нравах. Она “мужняя жена” и идти ей некуда. Оставалось два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни.

Она выбрала последнее. Своим поведением Катерина отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

Под влиянием Катерины и ее трагической судьбы в той или иной форме выражают протест против деспотизма самодуров и другие герои драмы. Варвара и Кудряш бегут из Калинова, Кулигин впервые обращается с горьким упреком к самодурам и, наконец, безропотный Тихон, до сих пор не выходивший из повиновения матери, бросает ей суровое обвинение: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”

В гибели Катерины виновно все то, что так фанатично защищает Кабаниха, все те сложившиеся общественные отношения, которые приводят человека к трагедии. Но в “темном царстве” возможна личность, способная на протест. Добролюбов писал о смерти Катерины: “Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…”

Смерть Катерины подтвердила мрачные предчувствия Кабанихи и Дикого: приходит конец их силе, наступают новые времена.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. А. Н. Островский ввел в русскую литературу новый жанр комедии – “очерковой” по композиции и “физиологической” по стилю. Основное внимание драматурга на протяжении всего творческого пути было сосредоточено на раскрытии быта и нравов купечества. При этом высшим критерием творчества он считал реализм и народность, а главной особенностью русской литературы – ее обличительный характер. Островский начал […]...
  2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В основе любого драматического произведения всегда лежит драматический конфликт – столкновение противоположных идей, взглядов, нравственных принципов, характеров. Существует такой конфликт и в драме А. Н. Островского “Гроза”. Однако в произведении Островского он приобретает необычайную многогранность и сложность. Дело в том, что, начинаясь с противостояния главной героини и окружающего […]...
  3. “Гроза” Островского – произведение сложное и многогранное, допускающее различные трактовки и толкования. Даже жанр этой пьесы определяется по-разному: ее называют то драмой, то народной трагедией в зависимости от того, как понимается конфликт, лежащий в ее основе. Если рассматривать его как внутрисемейный, бытовой, то причина драмы Катерины очевидна: жена изменила мужу, в чем сама и призналась […]...
  4. Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы “Гроза” написано: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором “гроза” не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия […]...
  5. Драма “Гроза” была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к обновлению жизни, к свободе. В основе пьесы лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада “темного царства”. Два разных полюса, две противоположные силы воплощены в Катерине и Кабанихе. Кабаниха […]...
  6. Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского “Гроза” I. Вступление Трагический конфликт – противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.) II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы “Гроза” связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого кон­фликта: внешнюю и внутреннюю: а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии […]...
  7. Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. […]...
  8. Творчество А. Островского – русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы “дикого капитализма”, требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX – начале XXI века. Драма Островского “Гроза” – одно из лучших […]...
  9. Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы – самодуры, И почетные матери семейств – блюстительницы местных нравов, и странницы – богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые – прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они […]...
  10. После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза” современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы – общественно-политический конфликт: конфликт хозяев жизни, представителей “темного царства”, с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая […]...
  11. Произвол, с одной стороны, и не-Достаток сознания прав своей личности – с другой; вот осно-Вания, на которых держится все безобразие отношений, развивае-Мых в большей части комедии Островского. Н. Л. Добролюбов Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести докаждого […]...
  12. Драма “Гроза” – вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала “Библиотека для чтения” за 1860 год. Основная тема пьесы – борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями. Город Калинов и его обитатели. Город Калинов на Волге – собирательный образ волжских городов – хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся […]...
  13. Тьмы горьких истин нам дороже Нас возвышающий обман. А. С. Пушкин Глядя на одно и то же, мы все видим разное. По этому поводу есть анекдот: -Чем отличается оптимист от пессимиста? -Оптимист говорит, что зал наполовину полный, а пессимист, что наполовину пустой. Вот посмотрите, что увидел Добролюбов в героине драмы “Гроза”: “Поражает необыкновенная своеобразность этого […]...
  14. 1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. “Темное царство” и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н. Островский показал жизнь русского купечества. В драме “Гроза” на обыденном фоне развертывается трагедия, погубившая жизнь молодой женщины. В чем причина гибели Катерины? Можно ли сказать, что именно конфликт поколений привел […]...
  15. Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных […]...
  16. В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, […]...
  17. Пьеса Островского имеет все основания именоваться “русской трагедией”. Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве “рока” выступают “роковая” страсть героини, ведущая к “погибели”, образ “грозы”, пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф “о трагической вине, заложенной в красоте” (П. А. Марков). Обитатели города Калинова, свидетели и […]...
  18. В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Н. А. Добролюбов Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. “Гроза”, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое решительное произведение Островского”, так как в ней показан […]...
  19. Драма “Гроза”, написанная А. Н. Островским в 1859 году, по своему жанру – социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал – самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. […]...
  20. Написанная в канун отмены крепостничества “Гроза” по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А. Н. Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви. На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини – Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и […]...
  21. Наши писатели XIX века часто говорили о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты!’- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, – восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. Но лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души А. Н. Островский в своих пьесах. “Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды […]...
  22. Драма А. Н. Островского “Гроза” – самое значительное произведение драматурга – появилась в 1860 году, в пору, когда ломались устои крепостничества и в душной российской атмосфере действительно собиралась гроза. В основе произведения – конфликт молодой женщины Катерины с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Понять, почему возник этот конфликт, почему конец драмы столь трагичен, можно, […]...
  23. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола “для дел словесной расправы”. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в […]...
  24. Цели: проверить знание содержания прочитанных действий драмы “Гроза”; совершенствовать умение комментировать и выразительно читать сцены из пьесы, определять конфликт и проблемы, поднятые драматургом, анализировать прочитанное, делать самостоятельные выводы; учить добру, справедливости, уважению к человеческой личности. Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты кинофильма или спектакля “Гроза” (на выбор учителя); текст драмы; эпиграф на […]...
  25. Существует два типа людей: одни – это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям. В пьесе А. Н. Островского “Гроза” Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. “Встану я, бывало, рано утром, […]...
  26. Основные действующие лица: Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное в городе лицо. Борис Григорьевич – его племянник, образованный молодой человек. Марфа Игнатьевна Кабанова – вдова, богатая купчиха. Тихон Иваныч Кабанов – ее сын. Катерина – его жена. Варвара – сестра Тихона Кабанова. Кулигин – часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле, мещанин. Ваня Кудряш – конторщик Дикого, молодой человек. […]...
  27. Главные герои: Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе; Борис Григорьевич – его племянник, молодой человек, порядочно образованный; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчиха, вдова; Тихон Иванович Кабанов – ее сын; Катерина, его жена; Варвара, дочь Кабанихи; Действие происходит в городе Калинове на берегу Волги, летом. Между третьим и четвертым действиями проходит […]...
  28. ГРОЗА Драма в пяти действиях Действие первое Общественный сад на берегу Волги. Сидя на скамейке, мещанин Кулигин восхищается Волгой. Прогуливающиеся Кудряш и Шапкин, услышав, как купец Дикой ругает своего племянника, обсуждают это. Кудряш сочувствует Борису Григорьевичу, считает, что Дикого нужно как следует напугать, чтобы не издевался над людьми. Шапкин вспоминает о том, что Дикой хотел […]...
  29. В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна непременно способствовать движению действия и подвигать его к развязке; поэтому в пьесе не должно быть ни одного лица, которое прямо и необходимо не участвовало бы в развитии драмы, не должно быть ни одного разговора, […]...
  30. После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза”, современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права. В центре пьесы – общественно-политический конфликт: хозяев жизни, представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая […]...
  31. Пьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве”. Почему именно Катерина была названа “лучом света”? Потому, что инстинктивный протест героини “Грозы” был для критика прямым доказательством обреченности “темного царства”. “Известно, – утверждал Добролюбов, – что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест […]...
  32. Драма “Гроза” была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году.”Гроза”, – как писал Добролюбов, – без сомнения, самое решительное произведение Островского”. Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени. Среди всего написанного Островским “Гроза” является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской […]...
  33. Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях? Действительно, Катерина – сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей ” темного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый ее протест – это […]...
  34. Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы. Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость […]...
  35. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних. Изображение мира московского […]...
  36. Наивысшим художественным достижени- ем А. Н. Островского в предреформенные го- ды стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Кали- нов, жители которого упорно держатся за ве- ками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те обще- человеческие ценности, за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свой смысл для […]...
  37. Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое […]...
  38. Завязка “Грозы”, определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что признание Катерины – “еще не завязка, а всего лишь возможность завязки”, которая реализуется только тогда, когда Катерина решается на свидание с Борисом. В том и другом случае в основу сюжета […]...
  39. Трагическая острота конфликта Катерины с “темным царством” в драме а. Н. Островского “Гроза” I. Соединение в пьесе Островского “Гроза” жанров драмы и трагедии. II. Хозяева и жертвы “темного царства”. 1. “Отсутствие всякого закона и логики – вот закон и логика этой жизни” (Добролюбов). 2. Дикой и Кабаниха как воплощение деспотизма, самодурства, невежества и ханжества. 3. […]...
  40. В “Грозе” Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение “отцов” и “детей”, их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, […]...

Пьеса А.Н.Островского "Гроза" была написана по материалам поездки в 1856 году по Волге. Встретив в одном из городов семью, в которой жила девушка, судьба которой взята для Катерины, Островский вдохновился и написал пьесу. И по воле случая, Островский выступил в роли пророка, написав трагичный конец пьесы, ведь после оказалось, что та же самая участь ждала девушка, которую драматург встретил в реальной жизни.

В пьесе задействовано много героев, но главным является Катерина, имеющая отличающийся характер от всех других персонажей.

На протяжении всей пьесы конфликт развивался именно вокруг нее и имел две стороны - внешнюю и внутреннюю.

В "Грозе" автор показал прежде всего жизнь купеческой семьи и на примере Катерины рассказал, как живется женщине в семье своего мужа. Вспоминая свое детство и юность, Катерина рассказывала: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". И после Островский показывает, как свободная птичка попадает в железную клетку, в дом Кабановой, где ей подрубили крылья несчастьем жены недотепы мужа. Из ее жизни исчезло все, что доставляло радость, и пришли бесконечные упреки и наставления, безвольный и боявшийся матери муж, и сплошные придирки свекрови.

С мужем Катерине не повезло. Он был легкомысленным и незаурядным, и должного уважения жене не проявлял и никак не старался ей помочь. Возможно, он и любил ее, но не той верной любовью, которой не могло быть в его душе из-за желания свободы от пут семьи.

Отношения со свекровью у нее весьма напряженные. У них постоянно разгораются конфликты, они не находят общий язык. Кабаниха вечно в чем-то упрекает и позорит свою невестку. Даже когда Марфа Игнатьевна заставляет Катерину выть и падать в ноги при проводах мужа, можно почувствовать, как страдает Катерина.

И Катерина не хочет мириться с такой жизнью. Здесь и разгорается внутренний конфликт девушки. Терзания Катерины особенно велики оттого, что у нее нет свободы, которую она так ценит, и нет любви, по которой она воздыхала. И когда она встречает Бориса, она отдается любви, хоть тот и не стоил ее души и духовности. И на время отсутствия мужа она вся отдается этому чувству. Но есть нечто, препятствующее ее выражению чувств и поступкам - религия, вера в Божье наказание. Она часто упоминает про грехи, она боится их. Религия выступает для нее как долг и закон. Идя навстречу любви и одновременно считая ее запретной, Катерина сталкивается с внутренним противостоянием, которое никак не может прийти к балансу.

Но Катерине приходится сражаться не только с этим дисбалансом, ей также предстоит борьба с роком, который Островский представил в пьесе в виде грозы. Впервые гроза над городом разразилась в первом акте, как предвестие трагедии и выражение смятенной души героини. Катерина рассказала Варваре о том, что творится у нее на сердце и сказала заветные слова: "Я скоро умру". Далее четвертый акт начинается со словами: "Дождь накапывает, как бы гроза не собралась". Мотив грозы обретает значение встречи разума с "темным царством". Терзается Катерина, но раздаются удары грома, связанные с душевным состоянием Катерина в момент, когда она снимет с себя тяжкий груз. Гроза, пророчество барыни, картина Страшного суда в галерее - все доводит ее до исступления, и Катерина признается мужу в грехе.

Она совершает честное и искреннее покаяние, но и тут она сохраняет верность свободе. Никакого примирения с окружающим и внутренним миром быть не могло, что и привело к трагической гибели. И тема ее неизбежности прошла через всю пьесу. Слова о том, что она умрет, песня Кудряша о погибели жены, сумасшедшая барыня, пророчащая ей смерть. И даже встретившись с Борисом, она назвала его погубителем и молила, чтобы "загубил он ее совсем". И последний акт приводит нас к берегу Волги, замыкая круг этих происшествий. Так и раскрывается трагический конфликт пьесы, и он заключается не только в столкновении Катерины со свекровью и мужем, но и с самой собой.

В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе.
В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколением. Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности. Это духовный конфликт. В этом отношении «Гроза» по своему жанру близка к трагедии. Попробуем разобраться во всех этих конфликтах по отдельности.
Представителями старого времени, эпохи «Домостроя» являются Кабанова и Дикой. Уже одни имена рисуют характеры этих людей. Кабанова - последняя блюстительница «домостроевского» уклада в городе. Она придерживается старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам: «...никакого порядка, проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. И добилась этого прежде всего от собственного сына, который не отваживается пойти против воли матери. Ее еще больше заставляет держаться за старый мир вера в то, что за пределами Калинова творится невероятное, там «просто содом», люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия» и сам дьявол ходит между них, никем не замеченный. Старых порядков придерживается и Дикой. Для него главное в жизни - деньги и богатство, недаром он, разбогатев, даже городничего может «потрепать по плечу».
Кабанихе и Дикому противопоставлен в пьесе Кулигин - человек прогрессивных взглядов, изобретатель. Каждый из противников старается отстоять свои идеалы. В арсенале Дикого дикое церковное суеверие. Кулигин защищает свое человеческое достоинство ссылками на авторитет Ломоносова и Державина. Символична в этом отношении сцена спора Кулигина с Диким. Если присмотреться к ней повнимательнее, то мы увидим в спорящих не просто жадного купца и талантливого меха- ника-самоучку, но человека, рьяно отстаивающего патриархальные устои, и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой точки зрения роли Кулигина и Дикого очень важны. В этом заключается суть социального конфликта.
Другой конфликт - духовный. Он развивается внутри главной героини пьесы - Катерины. Катерина выросла в мире, где царили любовь, доброта, нежность. Мать в Катерине «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единении с природой. Катерина воспитана так, что не может нарушить моральные и нравственные законы, всякое отклонение от них приводит ее в смятение. Из этого мира Катерина попала совсем в другую среду, где людей заботят иные ценности. Свекровь Катерины, Кабаниха, делает вид, что ее семья - образец благополучия: ее боятся и уважают невестка и сын, Катерина боится своего мужа. Но на самом деле ей все равно, что происходит в действительности, для нее важна только видимость. Старый уклад жизни разрушается внутри самой Катерины. Большую роль здесь играет и Варвара - представительница молодого поколения, но носительница других взглядов, отличных от взглядов Катерины. Именно Варвара подбивает Катерину на свидание с Борисом. Без Варвары вряд ли Катерина решилась бы на это. Мир Варвары устроен гораздо проще, она может закрыть на все глаза. Следуя этой весьма упрощенной морали, Варвара не видит ничего предосудительного во встречах Катерины с Борисом. Для Катерины же измена мужу что-то постыдное, она в глаза ему потом не может глядеть. Но и Тихон, муж, не соответствует ее понятиям об идеальном супруге. Муж - это опора, поддержка, властелин. Тихон же не оправдывает ожиданий Катерины. Это разочарование приводит ее к Борису. Это новое чувство для Катерины - грех, оно порождает укоры совести. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, этого не случилось бы. Да и если бы Тихон настоял на своем и взял ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что эта чистая, с высокими нравственными требованиями натура не умеет приспосабливаться к жизни. Катерина не смогла жить дальше, нарушив один раз моральные законы «Домостроя». Замученная укорами совести, она признается во всем мужу, но и в прощении мужа не находит избавления от душевных страданий. В этом суть духовного конфликта.
Таким образом, в пьесе показаны два основные конфликта - социальный и духовный. Гибель Катерины доказывает ее моральное превосходство над «темным царством» и невежественными людьми.

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавнокрепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций. В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные противоречия той эпохи.

В основе «Грозы» лежит глубокий социальный конфликт, возникший в результате непримиримой вражды двух типов мировоззрения: отживающего старого и зарождающегося нового, «темного царства» самодуров и гордого протестующего, свободолюбивого характера.

Рассмотрим вначале первый тип мировоззрения, весьма типичный для 50-х годов XIX века и воплощенный в образах Дикого и Кабанихи.

Эти персонажи - влиятельные купцы - олицетворяют собой власть богатства, которая распространяется почти на всех жителей провинциального городка. В период создания пьесы расстановка политических и экономических сил российского общества была такова, что богатство, привилегии давали возможность людям, подобным Дикому и Кабанихе, безнаказанно попирать права и свободу тех, кто стоял ниже их по происхождению и социальному положению. И герои не без успеха используют эту возможность, что наглядно подтверждается «слезами видимыми и невидимыми», которые обильно льются «за замками да запорами». Эти народные слезы проливались тогда по всей России, во всех городах, где власть «самодуров» приобрела столь ужасающие формы. Да и дикие р кабанихами существовали тогда в ту жестокую пору практически во всех провинциальных российских городках. Поэтому этих персонажей можно считать обобщенными образами тирании и невежества, процветавших тогда в стране.

Положение Дикого и Кабанихи, людей недалекого ума, невежественных и духовно ограниченных, предписывало им держать в такой же темноте непросвещенности остальных жителей Калинова, чтобы не потерять своего влияния, поддерживавшегося преимущественно на необразованности, незнании. Поэтому им было выгодно, чтобы калиновцы слушали рассказы Феклуши-странницы о людях с песьими головами и «огненном змее»; чтобы, сравнивая другую жизнь с собственным существованием, считали жизнь в Калинове самой лучшей и справедливой.

Воспитанные в вековой рутине, Кабаниха и Дикой являются противниками всего нового, прогрессивного. Всякая попытка отступить от старых, давно отживших традиций встречается ими в штыки. «Сами самодуры... добродетельны и даже умны по-своему, в пределах, предписанных им рутиною и поддерживаемых их положением; но положение это таково, что в нем невозможно полное, здоровое человеческое развитие», - писал Н.А. Добролюбов.

Казалось бы, будучи полноправными хозяевами своего «темного царства», Дикой и Кабаниха должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Но на самом деле это далеко не так. Появляется альтернативный персонаж - Катерина, которую Добролюбов назвал «новым типом, создаваемым русской жизнью». И действительно, мировоззрение Катерины представляет собой нечто новое, совершенно отличное от тех установок, взглядов, традиций, которых придерживаются столпы «темного царства». Это человек совершенно иного склада ума, характера, уже начинавшего формироваться в народной среде в 50-е годы XIX века.

Воспитанная на религиозных основах, Катерина жила в узком, обособленном мирке, отчасти придуманном ею самою и отчасти отражавшем патриархальный уклад провинциального городка. Но, в отличие от замкнутого и неподвижного пространства, отгороженного от внешней кипучей жизни, каким был Калинов, мир Катерины был своеобразной моделью идеального справедливого общества, в котором нет насилия над личностью человека, нет униженных и возвышенных.

Попав в среду самодуров, Катерина по-своему протестует против неволи, насилия, жестокости, косности. Ей тесно в четырех стенах мужниного дома, и потому она горько вопрошает: «Почему люди не летают, как птицы?» Героиня рвется на волю, разрывая вековые узы рутинных традиций, на которых зиждется вся власть «темного царства». Именно своим протестом, непримиримостью к жестокости и страшна Катерина для Дикого, Кабанихи и им подобных, в отличие от других жителей городка Калинова - Кулигина, Шапкина, Бориса, безропотно сносящих любые выходки тиранов.

Самодуры чувствуют, что приходит конец их «царству», что зарождаются новые силы, способные им противостоять. Внутренняя, духовная сила Катерины являет собой реальную угрозу самому существованию и процветанию диких и кабаних. В этом смысл названия драмы «Гроза» и сущность социального конфликта пьесы.

Психологическая драма Катерины напрямую обусловлена социальными противоречиями. Ведь Кабаниха не просто ее свекровь, она представитель иного мира, носитель противоположных нравственных и общественных убеждений. На примере Катерины Островский показывает, как в человеческой драме раскрываются социальные противоречия. Поэтому можно сказать, что сущность конфликта «Грозы» заключается не только в столкновении старого мира с миром зарождающимся, но и в столкновении личных убеждений с общественным мнением, которое и подтолкнуло Катерину Кабанову к самоубийству.

Таким образом, в пьесе Островского сделано необычайно точное и емкое обобщение характерных особенностей и противоречий крепостнической России XIX века. Городок Калинов - это уменьшенная и упрощенная модель российского общества дореформенного периода, глядя на которую, мы видим основную особенность русского жизни того времени - «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных».