Государственная академическая симфоническая капелла россии. Государственная академическая симфоническая капелла россии История создания Фонда Святослава Рихтера

20 марта 2012 года в Большом зале Московской консерватории состоится концерт Государственной академической симфонической капеллы России под управлением художественного руководителя и главного дирижера Валерия Полянского. Зрителям будет представлено произведение Людвига Ван Бетховена Торжественная месса, опус 123.

Уникальность соединившего в себе хор и симфонический оркестр, позволяет достичь гармоничного шедевра. Благодаря своему таланту, художественный руководитель Капеллы привносит дух современности в музыкальное произведение, созданное несколько веков назад.

Проект «Приношение Святославу Рихтеру» - ежегодное мероприятие, задуманное как дань памяти гениальному пианисту. Уже несколько лет этот концерт является традиционным ярким событием в жизни Москвы и привлекает широкую аудиторию профессионалов и любителей классической музыки. «Публика с удовольствием приходит на этот ежегодный концерт, отдавая дань памяти одному из самых гениальных музыкантов ХХ века. Играть концерт в свой день рождения было традицией Святослава Теофиловича, которую мы продолжаем», - отмечает генеральный директор Фонда Святослава Рихтера Святослав Писаренко.

Открытие и продвижение талантов из провинции, музыкантов и художников, является одним из основных направлений деятельности Фонда. Начало летних фестивалей, где молодежь может показать свои достижения, было положено коллектива под управлением Валерия Полянского, звучания, передающего разнообразные оттенки знаменитого самим Святославом Рихтером. Многим молодым исполнителям посчастливилось участвовать в этом проекте и получить шанс быть представленными широкой публике, продемонстрировать свой талант и любовь к музыке.

20 марта, в день рождения великого маэстро, уже известные и завоевавшие любовь и уважение музыканты, выйдут на сцену в Большом зале консерватории, и посвятят свое выступление Святославу Теофиловичу. Начало концерта в 19 часов.

Государственная академическая симфоническая Капелла России (ГАСК) возникла в декабре 1991 года в результате объединения Государственного камерного хора СССР под управлением Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР. Художественным руководителем и главным дирижером нового коллектива стал Валерий Полянский.

Деятельность хора и оркестра ГАСК России под управлением В.Полянского осуществляется как в совместных выступлениях, так и раздельно. Вследствие такой особой, уникальной структуры, Капелла имеет возможность обращаться ко многим замечательным образцам классической музыки, - мессам и ораториям, реквиемам и кантатам, - предназначенным для исполнения солистами, хором и оркестром.

Необычайное трудолюбие и настойчивость главного дирижера отражается на качестве исполнения. Каждая деталь сочинения тщательно выверена и потом вписана в трактовку всего произведения. Особенно удаются дирижеру монументальные работы: симфонии Малера, оратории Берлиоза «Ромео и Юлия» и «Детство Христа», крупные формы Рахманинова, Шостаковича, Шнитке и т. д.

Являясь постоянным участником абонементов Московской консерватории и Международного дома музыки, коллектив часто выступает с финалистами Международных конкурсов имени Чайковского, имени Скрябина и имени Рахманинова, гастролирует в США, Англии, Италии (Сполетто), Германии, Швейцарии (Женева), в странах Юго-Восточной Азии.


Русский дирижер, хормейстер, педагог; лауреат Международного конкурса, народный артист России, лауреат Государственных премий России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России - Валерий Полянский принадлежит к редкому числу музыкантов того поколения, с которым связан расцвет отечественной музыкальной классики.

В студенческие годы Валерий Кузьмич был руководителем нескольких самодеятельных хоров. Позже он стал дирижером Московского театра Оперетты, затем Большого театра, одновременно преподавая в Московской Государственной консерватории.

Полянский один из немногих, в ком по сей день сочетаются преданное служение традициям и смелое новаторство. Не только творческая работа, но и сама жизнь Маэстро - образец служения искусству. Того служения, с которым относились к своему мастерству легендарные музыканты ушедших времен. Потому интерпретации знаменитых шедевров классики в исполнении Валерия Полянского и возглавляемой им Государственной академической симфонической капеллы России звучат по-особому стильно и гармонично.

Внимание к наследию прошлого и следование высоким каноническим образцам Валерий Полянский неповторимым образом сочетает с постоянным поиском нового, смелыми опытами и самыми необычными экспериментами. В этом сочетании традиций и новаторства - кредо маэстро и его Капеллы. Ведь именно Полянский со своим коллективом некогда стали первыми исполнителями многих ораториальных произведений Альфреда Шнитке, ставшими в 90-е настоящими явлениями и открывшими неведомые музыкальные миры.

История создания Фонда Святослава Рихтера

Нести большое искусство в провинцию и помогать молодым талантливым музыкантам и художникам - такова была основная идея Святослава Рихтера при создании Фонда в 1992 году. Фонд был задуман им как благотворительная организация – в то время одна из немногих в стране, положившая свои усилия на проведение в российской провинции фестивалей классической музыки и развитию творчества.

В шестидесятых годах в «Дома на Оке» вблизи маленького городка, известного именами великих художников, писателей и музыкантов, среди удивительной русской природы Святослав Теофилович много и плодотворно занимался. Он считал, что это превосходное место для творчества. Именно там, в течение летного сезона, Рихтер подготовил шесть музыкальных программ для своих первых гастролей в США. После этой поездки музыкальный мир узнал великого пианиста современности.

В начале 90-х годов у Рихтера родилась мысль о создании в Тарусе Дома творчества молодых музыкантов и художников, где они могли бы, как он в своё время, плодотворно заниматься. Финансовую поддержку активного отдыха молодежи он видел в получении средств от проведения ежегодных музыкально-художественных фестивалей, от своих личных и благотворительных взносов друзей-коллег. Поэтому он планировал сам, активно участвовать в концертах фестиваля, а также приглашать Юрия Башмета, Наталью Гутман, Элисо Вирсаладзе, Галину Писаренко и других: тех, кто вместе с ним стал учредителем Фонда. Идея Рихтера о создания Фонда была поддержана, а он сам при этом передал в собственность Фонда «Дом на Оке», расположенный на опушке леса на высоком берегу Оки.

Первый Музыкально-художественный фестиваль в Тарусе, посвященный творчеству Грига, состоялся летом 1993 г. Художественным оформлением фестиваля, программа которого была составлена самим Рихтером, стала выставка работ скандинавских художников из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Концерты прошли с огромным успехом, как в Тарусе, так и в Москве. К сожалению, идею создания творческой лаборатории для молодежи Рихтер не успел реализовать.

Фонд продолжает идеи мастера. Летом 2012 года уже в двадцатый раз будет проведен ставший традиционным летний музыкальный фестиваль в Тарусе, в котором наряду с выдающимися музыкантами участвуют и молодые исполнители. Для каждого из них это приглашение - событие в профессиональной и творческой жизни, старт, освященный именем великого музыканта.

20 марта Фонд ежегодно отмечает День рождения Святослава Теофиловича концертом «Приношение Святославу Рихтеру» в Большом зале Московской консерватории. В настоящее время помимо фестивально-концертной деятельности Фонд осуществляет программу летней творческой музыкальной школы. Воспитанниками летних лагерей в свое время были сотни выдающихся музыкантов.

Государственная академическая симфоническая капелла России - грандиозный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет солистов-вокалистов, хор и оркестр, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

ГАСК была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под управлением В. Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Г. Рождественским. Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 г. и сразу же занял достойное место в ряду лучших симфонических коллективов страны. До 1982 г. был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, в разное время им руководили С.Самосуд, Ю.Аранович и М.Шостакович: с 1982 г. - ГСО Министерства культуры. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 г. из числа студентов Московской государственной консерватории (впоследствии состав хористов был расширен). Подлинный триумф принесло ему участие в Международном конкурсе полифонических хоров «Гвидо д’Ареццо» в Италии в 1975 г., где хор получил золотую и бронзовую медали, а В. Полянский признан лучшим дирижером конкурса и награжден специальным призом. В те дни итальянская пресса писала: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью». После этого успеха коллектив уверенно шагнул на большую концертную эстраду.

Сегодня и хор, и оркестр ГАСК единодушно признаются одними из наиболее высококлассных и творчески интересных музыкальных коллективов России.

Первое выступление Капеллы с исполнением кантаты А. Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Г. Рождественского состоялось 27 декабря 1991 года в Большом зале Московской консерватории и прошло с выдающимся успехом, который задал творческий уровень коллектива и определил его высокий профессиональный класс.

C 1992 года Капеллу возглавляет Валерий Полянский .

Репертуар Капеллы поистине безграничен. Благодаря особой «универсальной» структуре коллектив имеет возможность исполнять не только шедевры хоровой и симфонической музыки, принадлежащие разным эпохам и стилям, но и обращается к огромным пластам кантатно-ораториального жанра. Это мессы и другие сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Россини, Брукнера, Листа, Гречанинова, Сибелиуса, Нильсена, Шимановского; реквиемы Моцарта, Верди, Керубини, Брамса, Дворжака, Форе, Бриттена; «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Колокола» Рахманинова, «Свадебка» Стравинского, оратории и кантаты Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, вокально-симфонические сочинения Губайдулиной, Шнитке, Сидельникова, Беринского и др. (многие из этих исполнений стали мировыми либо российскими премьерами).

В последние годы особое внимание В. Полянский и Капелла уделяют концертным исполнениям опер. Количество и разнообразие подготовленных ГАСК опер, многие из которых десятилетиями не звучали в России, поражает: «Черевички», «Чародейка», «Мазепа» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Набукко», «Трубадур» и «Луиза Миллер» Верди, «Соловей» и «Царь Эдип» Стравинского, «Сестра Беатриса» Гречанинова, «Алеко» Рахманинова, «Богема» Леонкавалло, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Андре Шенье» Джордано, «Пир во время чумы» Кюи, «Война и мир» Прокофьева, «Джезуальдо» Шнитке…

Одна из основ репертуара Капеллы - музыка XX века и наших дней. Коллектив является постоянным участником Международного фестиваля современной музыки «Московская осень». Осенью 2008 г. принял участие в Пятом Международном Гаврилинском музыкальном фестивале в Вологде.

Капелла, ее хор и оркестр - частые и желанные гости в регионах России и во многих странах мира. В последние годы с успехом прошли гастроли коллектива в Великобритании, Венгрии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Италии, Канаде, Китае, США, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции…

С Капеллой сотрудничают многие выдающиеся российские и зарубежные исполнители. Особенно тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Г. Н. Рождественским, который ежегодно представляет с ГАСК свой персональный филармонический абонемент.

Чрезвычайно обширна дискография Капеллы, насчитывающая около 100 записей (большинство - для фирмы Chandos), в т.ч. все хоровые концерты Д.Бортнянского, все симфонические и хоровые сочинения С. Рахманинова, многие произведения А. Гречанинова, почти не известные в России. Недавно увидела свет запись 4-й симфонии Шостаковича, готовятся к выпуску 6-я симфония Мясковского, «Война и мир» Прокофьева, «Джезуальдо» Шнитке.

Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей - Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского.

Валерий Полянский

Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах – будь то оперы, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно-ораториальные произведения, симфонии, современные сочинения.

Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Его призвание определилось очень рано: оканчивая музыкальную школу, он в 13 лет уже дирижировал хором. Затем последовали годы учебы у Е. Зверевой в училище при Московской консерватории, которое В. Полянский заканчивает за три года; в Московской государственной консерватории молодой музыкант занимался одновременно на двух факультетах: дирижерско-хоровом (класс профессора Б. Куликова) и оперно-симфонического дирижирования (класс О. Димитриади).

В аспирантуре судьба свела В. К. Полянского с Г. Н. Рождественским, который оказал большое влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.

Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, а также стал дирижером Московского театра оперетты.

В 1975 году в Италии, на крупнейшем Международном конкурсе «Гвидо д’Ареццо» Валерий Полянский и его Камерный хор стали безоговорочными победителями. Впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение», удостоившись также «Золотого колокола» - символа лучшего хора конкурса. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру конкурса. Итальянцы тогда писали о музыканте: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».

В 1977 году В. Полянский, не оставляя хор, становится дирижером Большого театра СССР, где в том числе участвует вместе с Г. Рождественским в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова», ведет другие спектакли.

В те же годы начинается сотрудничество с Союзом композиторов: Валерий Полянский смело берется за освоение новых партитур, становится постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящают свои сочинения лучшие российские композиторы – Н. Сидельников, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдулина, Д. Кривицкий, А. Виеру. «…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене. Поддерживать современных композиторов – наш долг», - говорит дирижер.

Возглавляя Государственный камерный хор, Валерий Полянский параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Голландии, США, Тайваня, Турции. Им осуществлена постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Гетеборгском музыкальном театре (Швеция), на протяжении нескольких лет он являлся главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге.

С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.

Дирижером осуществлено свыше 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как в России, так за рубежом. Среди них – произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке (Восьмая симфония Шнитке, выпущенная английской фирмой Сhandos records в 2001 году, признана лучшей записью года). Нельзя не сказать о записи всех хоровых концертов замечательного русского композитора Д. Бортнянского и о возрождении музыки А. Гречанинова, почти не исполнявшейся в России.

Дирижер также является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова, в его дискографии – все симфонии композитора, все его оперы в концертном исполнении, все хоровые сочинения. Валерий Полянский – Президент Рахманиновского Общества, возглавляет Международный конкурс пианистов имени Рахманинова.

В настоящее время внимание дирижера отдано Г. Малеру: силами Госкапеллы впервые в России проводится уникальный цикл «Густав Малер и его время», рассчитанный на несколько лет. В 2015 году, когда широко отмечался юбилей Чайковского, В. Полянский и Капелла провели фестиваль «Музыка на все времена», названный в СМИ «беспрецедентным». В рамках фестиваля прозвучали все симфонии композитора, Девять духовных хоров, «Литургия св. Иоанна Златоуста» и опера «Пиковая дама» в концертном исполнении.

С 2000 года в программах Госкапеллы отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. К настоящему моменту В. Полянский исполнил около 30 опер. Это – и русская классика (Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов), и зарубежные авторы, в частности Верди, которому маэстро уже несколько сезонов подряд посвящает специальные абонементы. Среди представленных капеллой вердиевских шедевров - оперы «Луиза Миллер», «Трубадур», «Риголетто», «Сила судьбы», «Фальстаф», «Макбет» и другие. К 200-летию со дня рождения Верди на исторический сцене Большого театра В. Полянский с Госкапеллой провел гала-концерт “Viva, Verdi”, в который вошли фрагменты из 13 опер и «Реквиема» композитора. Проект оказался настолько востребован, что был затем неоднократно повторен в абонементах Московской филармонии и на закрытии фестиваля «Янтарное ожерелье» (Калининград, 2015).

Постоянно в поле зрения дирижера современные партитуры, им осуществлен ряд российских и мировых премьер, среди которых: «Джезуальдо» А. Шнитке (2000), «Последние дни Пушкина» А. Николаева (2007), «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» А. Чайковского (2011), «Альберт и Жизель» А. Журбина (2012), оратория «Государево дело» А. Чайковского (2013).

Валерий Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции, привлекает к реализации опер в концертном исполнении музыкантов Госкапеллы и ведущих певцов известных российских театров. Сотрудничество с Капеллой позволило многим певцам творчески реализовать себя в операх, которых нет в афише их театров, и, таким образом, расширить и обогатить свой репертуар. Полянскому удалось собрать команду единомышленников, выработать свой оригинальный стиль в трактовке формы концертного исполнения оперы.

Вклад дирижера в музыкальную культуру высоко отмечен государственными наградами. Валерий Полянский – народный артист России (1996), лауреат Государственных премий России (1994, 2010), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).

Филармоническая Хоровая капелла «Ярославия»

Филармоническая Хоровая капелла «Ярославия» была создана осенью 2003 года известным ярославским музыкантом и педагогом С. М. Березовским. Появление в Ярославле коллектива такого масштаба и уровня стало значительным культурным событием. В состав Капеллы вошли профессиональные музыканты, выпускники вузов Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы.

Капелла ведет интенсивную творческую жизнь. Ее выступления отличаются яркой театральностью и артистизмом. Коллектив способен органично трансформироваться в камерный и большой концертный хор, что позволяет ему исполнять самый разный репертуар.

В 2008 году художественным руководителем и главным дирижером Филармонической хоровой капеллы «Ярославия» стал Владимир Контарев, известный дирижер и педагог, профессор Московской консерватории, лауреат Премии имени Л. В. Собинова. Высокий авторитет музыканта, его богатый художественный опыт помогли коллективу завоевать международное признание.

Весной 2011 года «Ярославия» была удостоена звания лауреата на Международном фестивале церковной музыки в Хайнувке (Польша). Мастерство Капеллы, продолжающей лучшие традиции русской хоровой исполнительской школы, было высоко оценено международным жюри, критикой и музыкальной общественностью.

Филармоническая Хоровая капелла «Ярославия» – участник многих ярких творческих проектов. Так, с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, солистами Большого театра и драматическими артистами была исполнена концертная версия оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»; с Симфоническим оркестром, хором и солистами Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева – «Колокола» С. В. Рахманинова. Также Капелла участвовала в крупных проектах с артистами Большого театра России, Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова, с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром, камерными оркестрами Pratum Integrum, «Российская камерата», ансамблем солистов «Эрмитаж». В числе таких художественных событий – концертные исполнения опер «Тоска», «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Отелло» Дж. Верди, «Золушка» Дж. Россини, «Хованщина» М. П. Мусоргского; произведений кантатно-ораториального жанра – «Александр Невский» С. Прокофьева, Реквием и Большая месса до-минор В. А. Моцарта, «Нения» И. Брамса, «Кармина Бурана» К. Орфа, «Курские песни», «Патетическая оратория», «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова, «Семь песен о Боге» А. Микиты, «Реквием» А. Караманова. С Капеллой выступали известные дирижеры: Владимир Андропов, Мурад Аннамамедов, Юрий Башмет, Евгений Бушков, Дмитрий Волосников, Валерий Гергиев, Вольф Горелик, Валерий Полянский, Димитрис Ботинис (Греция), Клаудио Ванделли (Италия), Иоганнес Вильднер (Германия), Терье Миккельсен (Норвегия), Андрес Мустонен (Эстония) и другие.

Коллектив постоянно принимает участие в крупных российских и зарубежных фестивалях, среди которых Московский Пасхальный под руководством Валерия Гергиева, фестивали Юрия Башмета в Ярославле и Сочи, «Московская осень», Фестиваль искусств «Преображение» и Международный фестиваль органной музыки имени Леонида Ройзмана в Ярославле, «Фестиваль пяти кремлей» в Великом Новгороде, Фестиваль музыки И. С. Баха в Твери, «Органные вечера в Кусково» в Москве, Прокофьевский фестиваль в Донецке (Украина), фестиваль православной духовной музыки Credo (Эстония), музыкальные фестивали в Белостоке, Катовице, Рыбнике (Польша), в Вологде, Владимире, Костроме, Рыбинске и многих других городах.

Оксана Секерина

Оксана Секирина родилась в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Закончила Ханты-Мансийский филиал Российской академии музыки имени Гнесиных.

Концертная деятельность певицы началась еще во время учебы. Среди самых ярких событий – участие в программе к 30-летию творческой деятельности митрополита Илариона в Большом зале Московской консерватории, где Оксана Секерина выступала в сопровождении Российского национального оркестра (2014); исполнение партии Богородицы в британской премьере оратории «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) в лондонском Cadogan Hall (дирижер – Алексей Пузаков), снискавшее восторженные отзывы прессы. В сентябре 2015 года Оксана Секерина выступила в партии Лизы Бричкиной в концертной постановке оперы «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова на сцене Большого театра России (дирижер – Валерий Полянский).

Рустам Яваев

Уроженец Астрахани, Рустам Яваев окончил Московский Государственный Педагогический Университет по классу оперного и камерного исполнительства (класс преподавателя М.А.Ганешиной и профессора Г.И.Урбановича) и аспирантуру (2005) по классу сольного пения Государственной классической Академии им. Маймонида (класс преподавателя профессора Г.И.Урбановича). В 2006 году певец прошел курс стажировки в Центре оперного пения Г.П.Вишневской.

Победитель Всероссийского студенческого конкурса в Екатеринбурге (1 премия, 2000), дипломант конкурса "Ве11а vосе" в Москве (2001), лауреат международного конкурса музыки XX века в Санкт-Петербурге (2 премия, 2002), лауреат Всероссийского конкурса в Костроме (1 премия, 2004), лауреат Международного конкурса Ильхама Шакирова (Казань, 2005), лауреат Международного конкурса "Янтарный соловей" в Калининграде (3 премия, 2006), лауреат Международного конкурса в Италии (Пезаро) "Citta di Pesaro" (2 премия, 2009).

Рустем Яваев сотрудничал с Коллегией старинной музыки при Московской консерватории, где с его участием были осуществлены исполнения опер и ораторий К.Монтеверди, И.А.Хассе, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, А.Скарлатти, К.В.Глюка, Дж.Перголези, Ф.Кавалли, Я.Пери, Д.Бортнянского. Певец неоднократно участвовал в фестивале "Московская осень" в Московском Доме композиторов, исполняя музыку современных отечественных и зарубежных композиторов. В 2011 году Рустама Яваева приглашают солистом в Большой театр России на исполнение кантаты "Stabat mater" А.Вивальди в балетном спектакле "Отражение". Певец ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом.

Антон Виноградов

Антон Виноградов окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора, заслуженной артистки России В. В. Громовой) и аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора, народного артиста России П. И. Скусниченко). В 2011 году участвовал в мастер-классе Д. Хворостовского.

Лауреат I премии конкурса в рамках Московского международного фестиваля славянской музыки (2008) и II премии Международного конкурса музыки С. В. Рахманинова (Санкт-Петербург, 2009).

В 2010 году стал солистом Москонцерта и Московского театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова. С 2014 года - солист Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Гастролировал в Швейцарии, Венгрии, Канаде, Австралии.

В репертуаре певца партии: Альмавива («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Белькоре («Любовный напиток» Г. Доницетти), Малатеста («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Граф ди Луна («Трубадур» Дж. Верди), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Атанаэль («Таис» Ж. Массне), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Альфио («Сельская честь» П. Масканьи), Микеле («Плащ» Дж. Пуччини), Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Роберт, Эбн-Хакиа («Иоланта» П. Чайковского), Елецкий («Пиковая дама» П. Чайковского).

Как приглашенный солист Госкапеллы России участвовал в концертном исполнении оперы Доницетти «Любовный напиток» на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского.