М.Жилинский: "Патриотизм советского народа - решающий фактор победы в Великой Отечественной войне"

Институт социально-политических исследований

при Администрации Президента Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК

№ 2 (15)

РОЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА И НЕЗАВИСИМОСТИ –

УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СИЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА)

(для информационно-пропагандистских групп)

Минск 2005

Введение..…………………………………….……………...

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы ……………….…

Роль системы образования и семьи

в военно-патриотическом воспитании ……………...……..

Роль физической культуры и спорта

в воспитании допризывной и призывной молодежи.…….

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание ……………………………...

Христианские нравственные ценности

и патриотическое воспитание ………………………...……

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ …….……….

Введение

Современный этап формирования общественного сознания предъявляет все более высокие требования к воспитанию населения страны в духе гражданственности.

Патриотизм необходимо рассматривать не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и как составную часть белорусской идеологии.

Юноше, обдумывающему свою будущую жизнь, важно постоянно помнить о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно. Это профессия защитника Родины.

Исторически сложилось так, что белорусскому народу на протяжении многих веков приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивать право на свое национальное существование.

Мы вправе гордиться ратной доблестью славных сынов и дочерей нашего Отечества и стремиться к тому, чтобы память об их великих делах и свершениях жила вечно.

За последние десятилетия мир необратимо изменился. Появились принципиально новые угрозы национальной безопасности. Поэтому необходимо понимать масштабы и характер этих изменений, чтобы адекватно ответить на новые цивилизационные вызовы ХХI века.

Вооруженным Силам Республики Беларусь принадлежит особая роль в патриотическом воспитании молодежи. Армейская служба закаляет людей духовно и физически, учит преодолевать тяготы и невзгоды, дорожить честью и достоинством, дружбой и товариществом.

Военно-патриотическое воспитание, особенно в армейской среде, направлено на формирование у молодежи любви к Родине, уважения к ее истории и национальным ценностям, верности долгу и боевым традициям.

Служба в Вооруженных Силах – это школа мужества и гражданской зрелости.

В год 60-летия Великой Победы советского народа над фашизмом военно-патриотическая работа в молодежных трудовых и воинских коллективах приобретает особую актуальность.

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы

Сегодня нет нужды доказывать, что успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

И большинство белорусских граждан это прекрасно понимают. Как видно из социологического опроса, проведенного ИСПИ в декабре 2004 г., большинство из 1 543 респондентов ответили, что для них принципиально важна любовь к тому месту, где прошло их детство (88,9% ответов). Да, так устроен человек, что даже вдали от Родины, в годину тяжких испытаний он вспоминает «синий платочек» любимой, родительский дом, мать у колыбели ребенка. Именно ради тепла родного очага он готов рисковать своей жизнью, защищая Отечество.

Любовь к Родине – общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не только чувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которые формируются социумом. На это нацелена вся система общественного и семейного воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность с целью формирования у нее необходимых жизненно важных ориентиров, установок, стереотипов мышления и поведения. В этом процессе используются наиболее действенные пути и средства педагогического влияния на человека. Арсенал их неисчерпаем. Особое внимание следует обратить на традиции и обычаи, связанные с военно-патриотическим воспитанием. Человек прежде всего должен быть тружеником, созидателем, а если того потребуют обстоятельства, то и – воином, защитником малой (отчего дома) и большой (Беларуси) Родины.

Белорусы никогда ни на кого не нападали, но всегда и при всех невзгодах умели защищать родную землю от иноземцев. В силу этого в их ментальности (умонастроении) прочно удерживается преемственность традиций, обычаев, обрядов.

Традиции создавались веками, становились основой нравственности и образа жизни людей в конкретных исторических условиях. В наши дни прогрессивные традиции имеют исключительно важное значение. Это можно проследить на примере военно-патриотического воспитания подрастающих поколений. Если в семье ценят заслуги дедов и отцов в защите Отечества, заботятся о здоровье и благополучии старших, то это свидетельствует о здоровом морально-психологическом климате в быту.

Известно, что детям, подросткам, юношам и девушкам свойственно объединяться, группироваться вокруг близкой по интересам целевой установки. В этой ситуации на помощь должна прийти государственная система гражданского воспитания, которая с непреложностью предусматривает позитивную историческую преемственность посредством военно-патриотических традиций. Новейшая история Беларуси – яркое тому подтверждение.

Военно-патриотическое воспитание не может вестись кампанейски, от случая к случаю. Это – повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению допризывной подготовки юношей, развитию материально-технической базы в музейной и краеведческой, клубной работе, военно-спортивных играх, но и мероприятий идеологического характера. Это личное участие руководителей всех рангов во встречах с учащейся, работающей и воинской молодежью; награждения ценными подарками, медалями и грамотами ветеранов войны и труда; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в регионе; изготовление вымпелов, буклетов , звездочек для прикрепления на домах ветеранов войны; издание тематических публицистических материалов, листовок, очерков; организация передвижных выставок, посвященных историческим событиям и прославленным людям; участие в телепередачах, шествиях ветеранов; возложение венков к обелискам и могилам; создание в отдельных школах, средних специальных учебных заведениях, воинских городках опорных центров и пунктов патриотического воспитания молодежи.

Важна и поддержка деятельности БРСМ, пионерских организаций, благотворительных объединений в этом направлении. Принцип: «Никто не забыт, ничто не забыто!» – должен осуществляться на деле. Порой ремонт крыши, заготовка дров, очистка колодца и другие практические бытовые вопросы, решаемые местной властью с помощью молодых людей, приносят значительно большие плоды воспитания, чем красивые слова.

В обязанность представителей идеологической вертикали входит как обеспечение потребности людей в государственной символике, так и разъяснение смыслового содержания гимна, флага, герба Беларуси, суть которого сводится к выражению менталитета белорусского народа: его миролюбия, трудолюбия, доброжелательности.

В патриотическом воспитании очень важны аналогии подвигов старших поколений с подвигами современников.

В Минске установлен памятник Сергею Ивановичу Грицевцу – легендарному летчику, уроженцу Новогрудского района Гродненской области , сыну крестьянина. В совершенстве овладев навыками летного мастерства, Сергей Грицевец отличился в 30-е годы прошлого века в небе Испании, затем в боях на Хасане и Халхин-Голе. Когда в районе последнего был сбит самолет майора Забалуева, отважный летчик неожиданно сделал посадку на территории противника. Прежде чем японские самураи поняли суть происходящего и открыли по нему огонь, Сергей на своем самолете вместе с другом взмыл под облака. Были и другие изумительные подвиги Грицевца, дважды удостоенного в 1939 году звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны эстафету у славного сына Беларуси переняли другие летчики, среди которых Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, трижды удостоенные звания Героя Советского Союза.

Приверженцы здорового образа жизни имеют в своем распоряжении современнейшие спортивные комплексы.

На церемонии открытия уникального Республиканского горнолыжного центра европейского уровня «Силичи» А. Лукашенко отметил, что «это уже третий крупный спортивный объект на Логойщине… Строительство «Силичей» является примером реализации социальной политики государства. Развитие массовой физической культуры, спорта и туризма – важное направление эффективной воспитательной работы среди молодежи, фактор международного авторитета страны. Только благодаря здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом белорусы могут стать сильной и красивой нацией. Беларусь была и будет спортивной державой!».

Глава государства подчеркнул, что именно физическая культура и спорт способствуют развитию гармоничной личности, прежде всего детей. Привлечение подрастающего поколения к занятиям спортом, физической активности, пропаганда здорового образа жизни – приоритеты руководства государства. Самое главное, отметил Президент, чтобы к физической культуре и спорту приобщались дети. Полноценное питание, здоровый образ жизни и спорт – вот рецепт здоровья и красоты.

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание

Национальная культура – важнейший компонент современной общественной жизни, стратегический духовный ресурс нации. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет идеологическую, образовательную и духовно-нравственную ситуацию в гражданском обществе, магистральные направления развития государства.

Достижения национальной культуры возвышают людей, способствуют росту патриотического сознания, укрепляют имидж Республики Беларусь среди мирового сообщества.

Лучшие черты национального характера и быта – трудолюбие и терпимость, миролюбие и гуманизм, гостеприимство и уважение к другим народам – сформировались через многовековое культурное наследие белорусского этноса.

Сегодня, когда с экрана телевизора и из печатных СМИ практически вытеснены прежние герой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт, офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защитить нас от того, что олицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации, пропаганда девиантных форм сексуальности (по существу – морального уродства).

Хотим мы этого или нет, но обратиться к такой философской категории, как «патриотизм», нас заставляют реалии современной жизни.

Закон определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из: права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама; необходимости содействия достижению взаимного понимания , терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и вероисповедания.

В современной Беларуси, где конфессии переживают свой Ренессанс, христианские традиции призваны выполнять в обществе функции гармонизирующего и стабилизирующего фактора, способствующего сохранению сложившегося социального порядка.

Христианский идейный потенциал гуманистического подвижничества стимулирует не столько уход от мира во имя собственного спасения, сколько обращение к высшим примерам морального самоотвержения, служения Родине. История христианства явила обществу идеалы милосердия и преданности и в образах белорусских святых-мучеников, просветителей, деятелей церкви (в Белорусской Православной Церкви – например, преп. Евфросиния Полоцкая, Кирилл, епископ Туровский, святые виленские мученики и др.; в Белорусском Костеле – св. Казимир, св. Андрей Боболя и др.), на которые ориентируются белорусские христиане в своих отношениях к человеку и обществу.

Особую психологическую роль приобретает религия во время войны, когда необходимость самопожертвования во имя защиты родных и близких людей, своего Отечества сочетается со свойственным человеку страхом смерти.

Христианская традиция содержит ряд положений, мобилизующих воина на ратный подвиг во имя Родины. Это – преодоление страха смерти в бою верой в бессмертие души, в Божий промысел и в правое дело; понимание того, что сопротивление злу силой и оружием не является грехом всюду, где оно объективно необходимо, или где оно оказывается единственным, или наименее неправедным исходом. Защита Отечества для наших предков-христиан всегда считалась священным долгом. В связи с этим библейская заповедь «Не убий» трактовалась следующим образом: «Шестою заповедью Бог запрещает: отнимать у людей жизнь насилием или хитростью и всяким образом нарушать безопасность и спокойствие ближнего, и поэтому этой заповедью запрещаются также ссоры, гнев, ненависть, зависть, жестокость. Но против шестой заповеди не грешит тот, кто убивает неприятеля на войне, потому что войной мы защищаем Веру, Государя и Отечество наше. Справедливую войну сам Бог благословляет, поэтому и именуется Господом воинств. Военная служба есть прямое исполнение заповеди Господней: нет больше той любви, как «положить душу свою за други своя» (из «Краткого молитвенника для православных воинов». М., 1915) .

В основанной на христианских нормах патриотической традиции белорусов сложился тот потенциал, который помог нашему народу консолидироваться, выживать и побеждать врага в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Учитывая высочайшую мобилизующую роль религии, во время Великой Отечественной войны отношения Советского государства, избравшего атеизм в качестве государственной идеологии, к религиозным организациям значительно трансформировались. Были легализованы государственно-церковные отношения. В 1943–1944 гг. были созданы Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов, возобновил свою деятельность Московский Патриархат Русской Православной Церкви, начали выходить на свободу репрессированные ранее архиереи и начал издаваться журнал Московской Патриархии.

Сегодня можно утверждать, что в Республике Беларусь произошло полное восстановление исторически сложившейся конфессиональной структуры, где наибольшую часть по количеству верующих составляют православные христиане. Христианские традиции оказывают большое влияние на многие стороны жизни белорусского общества. Хотя это влияние проявляется сильнее всего в духовной сфере, общественном и семейном быту, оно заметно сказывается и на многих аспектах материальной культуры, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации, оказывает существенное влияние на формирование патриотического сознания.

С созданием независимого государства Республики Беларусь оформилось принципиально новое конфессиональное образование, соответствующее статусу этого государства – Белорусская Православная Церковь. Активно идут и процессы становления Белорусского Костела. Происходит возрождение духовных традиций, в том числе и традиций военно-патриотических. Подтверждением этому является ряд договоров, заключенных белорусским государством с Белорусской Православной Церковью, в том числе договор между Министерством обороны Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, направленный на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание военнослужащих и социально-психологическую работу Церкви в армии.

По оценке современных православных авторов, политический смысл существования армии, основанной на христианских принципах, заключается в борьбе за правое дело, в предотвращении войн, в способности к самообороне, в утверждении прочного мира, в противодействии насилию. Армия призвана пресекать зло, эффективно сдерживать любых потенциальных агрессоров (внешних и внутренних), убедительно демонстрировать на практике действенность известного библейского изречения «Поднявший меч от меча и погибнет» и тем самым способствовать устойчивому развитию сильного и эффективного государства.

В белорусской армии, безусловно, служат представители не только православной конфессии. Так, на защитах рубежей нашей страны только в 2004 году десятки пограничников католического вероисповедания проявили лучшие христианские качества – доблесть, отвагу и мужество. Честно выполняют свои обязанности на службе Родине представители других конфессий. Белорусское государство проявляет открытость и готово к сотрудничеству в деле патриотического воспитания со всеми исторически распространенными в нашей стране конфессиями.

Взвешенная позиция государства, поиски компромиссов на пути создания гармоничного общества способствуют тому, что в настоящий период государственная идеология включает в себя и общехристианские ценности. В белорусской культуре заложены уникальные возможности для привлечения потенциала христианских конфессий к сотрудничеству в деле воспитания патриотизма. Прежде всего, это сложившийся на белорусских землях культ чудотворных икон, равно почитаемых как православными, так и католиками. Образы Божией Матери Жировичской, Белыничской, Виленской, Ченстоховской и других веками вдохновляли на подвиг поколения наших предков. Использование христианских ценностей важно сегодня не только для восприятия традиций предков, но и для духовной консолидации общества, укрепления патриотических чувств у подрастающих поколений.

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ

Одними из основных направлений деятельности Белорусского республиканского союза молодежи являются пропаганда здорового образа жизни, воспитание у молодого поколения активной гражданской позиции, военно-патриотическое воспитание молодежи.

Территориальными организациями БРСМ активно реализуется программа «Олимп» по пропаганде здорового образа жизни, оздоровления и туризма молодежи, в рамках которой в июле 2004 года был организован первый республиканский фестиваль здорового образа жизни «Олимпия», собравший около 1000 человек и посвященный 60-летию освобождения Беларуси.

Под патронажем БРСМ создан 101 клуб патриотическо-спортивной и туристической направленности. Ведется работа по приобщению молодежи к белорусской культуре, национальным традициям.

В ознаменование 60-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне Белорусским республиканским союзом молодежи и Республиканским советом Белорусского общественного объединения ветеранов принят совместный план по подготовке, участию и проведению торжественных мероприятий.

Работники БРСМ принимают участие в работе Белорусского общественного объединения ветеранов, организуются совместные выступления в средствах массовой информации . Совместно с Министерством образования, Министерством обороны, Белорусским республиканским объединением ветеранов проведена встреча учащейся молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Определенная работа ведется по развитию молодежного, социально ориентированного туризма. В 2004 году организовывались поездки школьников по местам боевой славы (мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой», мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы» и т. д.).

Белорусский республиканский союз молодежи реализует ряд проектов, направленных на героико-патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи. Активисты организации проводят и принимают участие в мероприятиях Вахты памяти, благотворительных акциях «Молодежь – ветеранам», тематических встречах с ветеранами войны и труда, акции «Счастливой службы, солдат», походах по местам боевой славы, краеведческой работе, конкурсах и викторинах, военно-патриотической игре «Зарница», фестивалях патриотической песни.

БРСМ активно участвует в благоустройстве памятников, захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, благоустройстве, озеленении городов и сел под лозунгами «Память о павших храним мы в сердцах», «Поделись теплом души своей». Всего за организациями БРСМ закреплен 3 101 мемориал и памятник воинской славы.

Реализуется перспективный план двустороннего сотрудничества между Министерством обороны и ОО «БРСМ». На 5 января 2005 года в Вооруженных Силах Республики Беларусь создано 152 первичные организации, которые насчитывают 4 565 человек.

В рамках двусторонних планов сотрудничества разработан проект Положения о Вахтах памяти по увековечению защитников Отечества и жертв войн. По всей республике работники организационных структур ОО «БРСМ» участвуют в торжественных отправках призывников в ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Белорусский республиканский союз молодежи активно сотрудничает с Министерством внутренних дел, с которым разработан перспективный план двустороннего сотрудничества. На 5 января 2005 года в органах и подразделениях внутренних дел создано 236 первичных организаций, которые насчитывают 4 920 человек. Активной является работа с внутренними войсками МВД. На 5 января 2005 года во внутренних войсках МВД создано 48 первичных организаций, которые насчитывают 1 476 человек.

Белорусский республиканский союз молодежи издает информационно-методические вестники, сборники по вопросам спорта, оздоровления и туризма, патриотического воспитания молодежи. Деятельность Белорусского республиканского союза молодежи по организации и проведению спортивно-оздоровительных, туристических, патриотических мероприятий постоянно освещается средствами массовой информации.

Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом -

индивидом, социальной группой или об­щностью активной деятельности в соответствии со своими на­мерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он доби­вается поставленных целей. Свободолюбие-это отношение к сво­боде как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.

Патриотизм (от греч. - родина, отечество) есть нрав­ственный и политический принцип, социальное чувство, содер­жанием которого является любовь к своему отечеству, предан­ность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление за­щищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть на­иважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

Свободолюбие и патриотизм - взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры.

Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным нацио­нальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне из­начально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие. Именно это свойство славян бросалось в глаза представителям тех народов, с которы­ми славяне каким-то образом взаимодействовали. Приведем свидетельство на сей счет греческого историка Маврикия Стра­тега (конец VI в.): «Племена славян и антов, - пишет Маврикий, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению; они храбры, преимущественно в своей земле, и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, на­готу, недостаток в пище... находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени» .



Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих ве­ков их истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осознавать его пространства как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. Напомним еще раз о том, как глубоко переживали за судьбу своей родины - Руси - такие наши соотечественники, как Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский. В этой связи можно упомянуть также неизвестного автора «Слово о полку Игореве», который много говорит о Полоцкой земле и ее князьях. Видимо, на этом основании белорусско-польский поэт и краевед В. Сырокомля (1823-1862) считал «Слово» стародавней белорусской песней . Общеизвестна оценка данного произведения как призыва к русским князьям о прекращении усобиц, об объединении перед лицом нависшей над русской землей страшной внешней опасностью. «Слово» представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, речь то гневную, то печальную и скорбную, то неизменно полную веры в родину, полную гордости ею и уверенности в ее будущем.

На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства- свободолюбие и патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств - отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества. Это наво­дит на мысль о том, что опасные ситуации в жизни белорусов пробуждают скрытые в их социогенетическом «коде» способ­ности к борьбе, упорству, сопротивлению, к проявлению дру­гих лучших качеств их предков.

Формой проявления не только демократизма, но и свобо­долюбия ближайших предков белорусов был полоцкий вече­вой строй. В этой связи интересен фрагмент из «Хроники Ве­ликого княжества Литовского и Жемойтского» с характер­ным названием: «О полоцкой свободности, или Венеции». Суть «полоцкой свободности», по мысли летописца, - в представительной системе управления, контроле городско­го вече над княжеской властью. Летописец отмечает, что «держали на той час землю русскую сами мещане полоцкие», которые «о справах своих и потребах речи посполитое и дер­жав своих радили». Причем, считает он, полоцкое «свободность», или практика решать общие дела демократическим путем происходит от «оных славных справ грецких афинеев и лацедемов». В этом же летописе Полоцк сравнивается с Ве­нецией, богатым средневековым торговым городом-респуб­ликой .

Здесь следует добавить, что с Полоцком связан еще один пример свободолюбия наших предков, уже на индивидуальном уровне проявления. Мы имеем в виду трагическую судьбу по­лоцкой княжны, красавицы Рогнеды, которая по собственной воле избрала себе мужа-князя, но была с помощью насилия уве­дена и взята в жены другим князем. Она не смогла забыть сво­ей, как теперь бы сказали, малой родины и не смогла простить мужа, киевского князя Владимира, совершившего насилие над ее княжеским родом. Образ гордой и свободолюбивой поло­чанки прошел сквозь толщу столетий и засиял новым немерк­нущим светом в поэзии, художественных полотнах и в музы­кальных произведениях.

Мы уже отмечали значение творчества отечественных мыс­лителей в формировании гуманистического и демократическо­го идеалов белорусского народа. Их интеллектуальная деятель­ность составляла необходимую морально-психологическую предпосылку и для проявления свободолюбия и патриотизма белорусов в практической жизни, для становления у поддан­ных ВКЛ высоких гражданских качеств.

Можно со всей определенностью утверждать, что Фран­циск (Георгий) Скорина явился основателем национально­патриотической традиции в истории отечественной культу­ры, что поистине было новаторским для того времени явле­нием. Если большинство европейских средневековых мыс­лителей ориентировались на универсальные, общечеловечес­кие ценности, то для Скорины приоритетное значение име­ли интересы своего отечества, ответственность перед роди­ной, ее народом или, как он сам пишет, перед «братьями русью, людьми посполитыми». Патриотическое начало в его мировоззрении наиболее выразительно сформулировано в следующих словах: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имеють» . Во всех своих произведениях он призывал соотечественников, в том числе государственных деятелей, не жалеть «всякого тружания и скарбов для посполитого доброго и для отчины своея» .

Усилия интеллектуальной элиты общества не могли не при­нести желаемых результатов. Установка на свободу, чувство патриотизма становились элементами культуры различных сло­ев народа, эти ценности решительно утверждались в социаль­ной, политической, правовой, экономической, религиозной, культурной областях жизни. Даже в период, когда идея свобо­ды подвергалась решительному давлению со стороны папства (Контреформации), король и великий князь Владислав IV, учитывая жизненные ценности белорусов и обращаясь к одному из шляхтичей Новогородского повета, писал: «Все жители на­шего государства не представляют себе большего счастья, чем свобода, за которую они готовы не только отдать свое имущество, но и рисковать жизнью» .

Свободолюбие белорусов во времена Великого княжества Литовского своего наибольшего проявления достигает в со-циально-экономической и политической жизни городов, особенно таких крупных, как Полоцк, Вильно, Витебск, Могилев, Минск, Брест, Гродно и др. Еще раз напомним, что традиция городского самоуправления возникла в эпоху Киевской Руси. В период ВКЛ общественная жизнь городов поднимается на новый уровень, с предоставлением им так называемого магдебургского права она получает свое юри­дическое закрепление.

Магдебургское право

Феодальное городское право. Сложилось в немецком городе Магдебург в ХII-ХVII вв. Являлось юридическим закреплением результатов борьбы го­рожан с феодалами за свои права и свободы, за право самоуправления. Имело универсальный характер, т.е. трактовало различные виды правоотно­шений: деятельность городской власти, суда, его компетенцию и порядок су­допроизводства, вопросы земельной собственности «в пределах города», нарушения владения, захвата недвижимости, устанавливало наказания за различные виды правонарушений. Особое место занимали нормы, которые регулировали торговлю и ремесленничество, деятельность цехов и купече­ских гильдий, порядок налогообложения. Воспринято многими городами Восточной Германии, Восточной пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Поль­ши. Магдебургское право имели около 60 городов и местечек Беларуси.

С древнейших времен, на протяжении столетий у белорусского, русского и украинского народов зарождались, сберегались и воспевались святые патриотические чувства защиты своего очага, родной земли, Отечества. Поэтому войны, которые получали название «Отечественных» имели под собой глубочайший смысл – единения всего народа, всех сфер общества, независимо от их классовой принадлежности и гражданской позиции в едином порыве как одно целое заслонить, защитить свою Родину от внешних врагов.

Сегодня в Республике Беларусь патриотизм правомерно отнесен к важнейшей духовно-нравственной ценности, которая формирует у широких слоев молодежи готовность к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной деятельности. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе с подрастающим поколением является именно патриотическое воспитание. В этой области огромный воспитательный потенциал имеют героические примеры прошлого, яркой страницей среди которых является Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
На белорусской земле около 8,5 тысяч памятных мест, братских могил, обелисков и памятников. Из них более 6,6 тысяч воинских захоронений, из которых почти 6 тысяч относятся к периоду Великой Отечественной войны. Под ними упокоились вечным сном сыны Отечества – воины, партизаны, подпольщики, мирные жители, расстрелянные и замученные германскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. У подножья многих из них горит Вечный огонь, а благодарные люди возлагают цветы.
Великая Отечественная война – великая не только по названию, но и по своему характеру и содержанию. Таких войн, когда бы на поле брани сталкивались многомиллионные армии, когда бы на борьбу с захватчиками поднимался весь народ, когда патриотизм тех, кто бился с врагом на фронте и в тылу, достигал такого накала, перед которым меркло все, что было до этого, мировая военная история еще не знала.
Война вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла советскому народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро и скорбно тревожат народную память. Но вместе с тем она оставила и глубокое чувство национальной гордости за свою Родину, за ее могущество и несокрушимость.
Великая Отечественная война – это особый период в истории. В ней решался вопрос всемирно-исторического значения. Речь шла о судьбе мировой цивилизации. К середине 1941 г. германский вермахт оккупировал Бельгию, Данию, Голландию, Грецию, Люксембург, Норвегию, Польшу, Францию, Чехословакию и Югославию. С нападением Германии на СССР изменился масштаб уже шедшей в Европе войны. Она действительно стала мировой, а ее основные события переместились на советско-германский фронт, который стал главной ареной вооруженной борьбы. Именно на него направлялись основные силы и средства противника, здесь проходил тот барьер, о который разбились захватчики, замыслившие покорить мир. В этом и состоит важнейшая заслуга советского народа и его армии, что они вместе остановили врага и преградили ему путь для дальнейшего распространения агрессии в другие страны и на другие континенты.
До нападения на СССР «непобедимая» германская армия не встречала на своем пути силы, способной противостоять ее захватническим устремлениям. Под ударами вермахта пали одна за другой несколько европейских стран, и казалось, в мире нет такой силы, способной остановить движение фашистских орд.
На советско-германском фронте уже в первый, наиболее трудный период войны потерпела крах доктрина «блицкрига» – молниеносной войны. Военные события 1941 г., особенно провал операции «Тайфун», главной целью которой было разбить войска Красной Армии на Московском направлении и овладеть Москвой, развеяли миф о непобедимости немецко-фашистского вермахта. Гитлеровские стратеги не рассчитывали на такой крутой поворот событий, не предполагали, что им придется отказаться от молниеносной войны на востоке и в ходе борьбы перестраиваться на затяжную войну. А факт этот имел решающее значение. Он привел к резкому изменению дальнейшего хода событий, оказал серьезное влияние на другие театры военных действий, способствовал подъему освободительной борьбы в странах Европы и укреплению антигитлеровской коалиции.
Советские Вооруженные Силы в грандиозных битвах под Сталинградом, на Курской Дуге, на Днепре и в Белоруссии добились коренного перелома не только в ходе Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Достижение коренного перелома в вооруженной борьбе – важное событие, потребовавшее исключительно больших усилий советского народа и его Вооруженных Сил, высокого военного искусства советского командования. Его важное значение, состоит и в том, что военные события стали быстро перемещаться на запад, и это укрепляло уверенность в неизбежности разгрома немецко-фашистских захватчиков, в полном освобождении советской территории от оккупантов.
Красная Армия не только освобождала территорию своего государства, но своей героической борьбой оказала помощь народам других стран Европы в избавлении от ненавистной оккупации. Вместе с патриотическими силами зарубежных государств она полностью или частично освободила территорию одиннадцати стран Центральной и Юго-Восточной Европы и двух стран Азии.
Сегодня, в наше время, когда мир также политически нестабилен как и 70 лет назад влиятельные круги на Западе стремятся фальсифицировать историю нашей Победы над фашизмом, чтобы скрыть прежде всего от молодого поколения ответственность международного сообщества за развязывание Второй мировой войны в 1939 г. Молодежь западных государств получает искаженное представление о военной истории, в том числе о Второй мировой войне и ее главном стержне – Великой Отечественной войне. Популярной на Западе является концепция решающих битв Второй мировой войны. Согласно которой ее исход решили 11 основных битв. Это сражение в Польше в 1939 г., битва за Британию, десант на острове Крит, Коррехиодор, Сталинград, Тараву, десанты в Сицилии и Нормандии, морское сражение в заливе Лейте, Арденны и Окинаву. Такие величайшие битвы как битва под Москвой, Курская битва, Белорусская наступательная операция Багратион, Берлинская операция и другие даже не упоминаются и не являются значительными.
Более того, часть западных историков (А.Тэрни, Л.Купер) сводя свои доводы к воспоминаниям немецких генералов (Г.Гудериана и Типпельскирха) считает, что источником победы советского народа в Великой Отечественной войне был не самопожертвенный патриотизм, а природно-климатические факторы – «страшные морозы» и «огромные пространства». Заметим только, что Красная Армия находилась в таких же климатических условиях, как и немецкий вермахт.
Западные, особенно американские историки, считают важным фактором победы над гитлеровской коалицией поставки товаров, продовольствия и вооружения по ленд-лизу СССР. «Без ленд-лиза Советский Союз не смог бы выдержать нашествия фашистов», – утверждает американский историк Г.Ингфильд. Сегодня достоверно известно, что поставки союзников СССР были минимальны по сравнению с их возможностями и составили всего 4% от советского промышленного производства. Кроме того, бытует мнение, что союзники делали поставки безвозмездно, под беспроцентный займ. Сделаем только оговорку – взамен на советское золото и сырье.
Всенародный подвиг советских граждан в годы Великой Отечественной войны и его решающий вклад в Победу над агрессорам бесспорен. Именно он – советский народ, вынес на своих плечах основную тяжесть испытаний и понес в этой страшной войне наибольшие жертвы. Это вынужден был признать и премьер-министр Великобритании У.Черчилль. 27 сентября 1944 г. в своем послании к И.Сталину он писал: «Я воспользуюсь случаем, чтобы повторить в Палате общин то, что я сказал раньше, что именно русская армия (Красная Армия) выпустила кишки из германской военной машины и в настоящий момент сдерживает на своем фронте несравненно большую часть сил противника». Эти слова английского премьера подтверждает и известный английский журналист А.Верт, в годы войны находившийся в СССР в качестве военного корреспондента. В 1964 г. он написал книгу «Россия в войне 1941–1945 гг.», в которой делает вывод, что «…именно русским (советским) народом, его мужеством и понесенными им жертвами была спасена жизнь миллионов американцев и англичан».
Многие зарубежные историки отмечают массовый героизм советских граждан в партизанском движении и подпольной борьбе, отвлекавшей значительные силы противника. Учитывая, что под контролем оккупационных властей оказалась территория Советского Союза, на которой в довоенное время проживало 45% населения СССР, промышленность производила 33%, а сельское хозяйство 54% валовой продукции. Тем не менее, размах партизанского движения и подполья в годы Второй мировой войны превосходил весь прежний опыт ведения партизанской войны.
Наша молодежь должна знать, что спасение мировой цивилизации происходило именно на линии советско-германского фронта. Здесь вермахт потерял свыше 70% личного состава, до 70% танков, орудий, самолетов и другой боевой техники и военных материалов. В результате ожесточенности сражений на советско-германском фронте за годы Великой Отечественной войны Красной Армией было уничтожено, расформировано и взято в плен 607 дивизий противника. Союзники по коалиции уничтожили и взяли в плен 176 вражеских дивизий.
В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, продовольствием и др. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила Победу. Труженики советского тыла чувствовали себя участниками великой битвы за независимость Отечества. Для большинства рабочих и служащих законом жизни стали призывы «Все для фронта, все для Победы над врагом!»
Важный вклад в Победу внесла советская культура. В 1941–1945 гг. тема мужества, патриотизма, борьба за свободу Родины заняла главное место в советской литературе, музыке, театре, кино, изобразительном искусстве.
Заметное место в духовной культуре военного времени занимала православная церковь. В час смертельной опасности она отбросила обиду на советскую власть и была вместе со своим народом. В послании митрополита Московского и Коломенского Сергия «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» от 22 июня 1941 г. говорилось: «… фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Предки наши не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг…».
Церковь много сделала для укрепления морального состояния людей – воспитывая у них патриотизм на примерах героического прошлого России. Православные священнослужители воевали на фронтах Великой Отечественной войны, участвовали в партизанском и подпольном движении, отдавая свои жизни ради общей Победы.
Общенациональная идея – спасения Родины – объединила всех. На ее оборону поднялись не только миллионы рабочих, которые считали советскую власть своей, но и те, кто был ею когда-то обижен, у кого она все отобрала – белоэмигранты, бывшие помещики, кулаки, священнослужители и др. Большая их часть считала своим долгом во время смертельной опасности быть не на стороне гитлеровской Германии, а вместе со своим народом.
Героизм и самопожертвование советских солдат и офицеров на фронтах, беспримерное мужество партизан и подпольщиков, сражавшихся на территории захваченной врагом, необъятная любовь к своей Родине тех, кто ковал Победу в тылу, предопределил судьбу агрессора.
Более 450 раз (в том числе 16 уроженцев Беларуси) в годы Великой Отечественной войны был повторен подвиг девятнадцатилетнего русского парня Александра Матвеевича Матросова, который в бою за д.Чернушки Псковской области закрыл своим телом амбразуру вражеского пулеметного дзота, препятствовавшего продвижению подразделения.
Свыше 470 раз был повторен подвиг летчика Николая Францевича Гастелло, направившего свой подбитый самолет в скопление машин и танков противника.
Бессмертными останутся в народной памяти подвиги белорусских Сусаниных – Тихона Барана, Михаила Пасманова, Стефана Петкуна, Иосифа Филидовича, братьев Ивана и Михаила Цубов и многих других.
Золотыми буквами в историю вписаны имена героев Брестской крепости и Севастополя, защитников Москвы, Ленинграда и Сталинграда, героев-панфиловцев и героев-десантников. 174 воина Красной Армии за беспримерные подвиги навечно зачислены в списки своих частей.
В нашей стране многое делается для изучения и популяризации героических подвигов, увековечивания священной памяти бесстрашных защитников Родины. Книги, мемуары, воспоминания участников Великой Отечественной войны, кинокартины, пьесы, телевизионные передачи, произведения искусства, благотворительные акции – все это дает возможность миллионам людей, в том числе и молодежи, соприкоснуться с подлинной историей прошлого.
Напомним, что на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 1,3 млн. белорусов и уроженцев Беларуси, из них 446 удостоены звания Героя Советского Союза. Четверо из них – летчик Павел Яковлевич Головачев, танкисты Иосиф Ираклиевич Гусаковский, Степан Федорович Шутов и Иван Игнатьевич Якубовский – удостоены этого звания дважды, 67 – стали кавалерами ордена Славы трех степеней. Около 400 тыс. воинов-белорусов награждены боевыми орденами и
медалями.
Непомерную цену заплатили народы Советского Союза за Победу над агрессором. До сегодняшнего дня цифры погибших граждан СССР в годы Великой Отечественной войны меняются. В 50-х гг. приводилась цифра 7 млн. человек, в 60-х гг. была названа цифра 20 млн., в конце 80-х гг. сказано – более 27 млн. Но никто и, никогда не считал, сколько не родилось в те страшные годы великих писателей и поэтов, гениальных конструкторов и инженеров, талантливых врачей и учителей, а также просто любящих и любимых отцов и матерей, братьев и сестер, сыновей и дочерей.
Материальный ущерб Советского Союза также трудно поддается подсчету. Общие военные расходы СССР и потери от разрушений и оккупации советских территорий оцениваются суммой около 2600 млрд. рублей в ценах того времени. Гитлеровцы разрушили 1710 советских городов и поселков городского типа и более 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, подорвали 65 тыс. км. железных дорог и т.д.
Огромные жертвы понесла и Беларусь, убитыми и покалеченными свыше 4 млн. человек, уничтожено 209 городов, 9200 деревень – из них 628 сел сожжены вместе со своими жителями, разрушено более 8 тыс. школ, 10 тыс. промышленных предприятий и т.д. Захватчики нанесли материальный урон Беларуси на невероятную сумму в 75 млрд. рублей, что равняется 35 государственным бюджетам БССР на 1941 г.
Несмотря на такие страшные людские и материальные потери, всенародного горя советский народ не только выстоял, он заново отстроил, поднял из руин свою страну, в чем еще раз проявился патриотизм советского народа. Народа – победителя! Народа – созидателя! (выделено мной М.Ж.).
Безусловно, главным источником Победы в Великой Отечественной войне был, несомненно, самопожертвенный патриотизм советского народа, трудовой и боевой героизм масс. Советские люди считали эту войну справедливой, отечественной, священной (выделено мной М.Ж.). Даже министр пропаганды Германии Й.Геббельс признавал у себя в дневнике тот факт, что «… Сталину удалось сделать войну священным патриотическим делом».
Победа советского народа в Великой Отечественной войне предопределила весь ход дальнейшего мирового развития. Победа Советского Союза над нацистской Германией и ее союзниками стала тем рубежом, от которого начался отсчет нового периода в истории нашей планеты. И чем дальше мы отдаляемся от этого события, тем глубже и масштабнее осознаем величие подвига, совершенного в годы войны советским народом. Время не властно ни ослабить, ни приуменьшить исторической значимости ратного и трудового подвига, проявленного советскими людьми во имя свободы и Независимости своего Отечества и мы, ныне живущие должны чтить и помнить память тех, кто добывал для нас эту
Великую Победу.

Воспитание патриотизма на основе изучения, сохранения и приумножения культурно-исторического наследия белорусского народа

«Молодежь в ответе за судьбу Отечества !» - в этом лозунге содержится формула идеологической основы патриотизма молодежи в Республике Беларусь. Молодежь - самая активная часть нашего общества, от которой зависит настоящее и будущее государства. Велика ее доля участия в подъеме всех сфер производства, научной деятельности, в успехах на культурном фронте , сохранении и приумножении генофонда. Поэтому очень важной задачей на современном этапе является воспитание из молодых людей граждан, которые мыслят и поступают, как патриоты Беларуси и готовы отдать свои силы и знания Родине, ее защите.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм как важнейшее духовное достояние личности характеризует высший уровень её развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей , культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно - нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.

Впервые слово «патриот» появилось в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противоположность изменникам родины из лагеря монархистов. Патриотизм - это одно из важнейших, нравственных качеств личности, определяющих жизненную позицию человека и линию повседневного поведения. Велико его значение в социальном и духовном развитии личности.

В справочной и учебной литературе встречаются разные определения патриотизма. «Родная земля, чье место рождения; в обширном значении - земля , государство, где кто родился», - писал В.Даль в 1866 году в своем «Толковом словаре». «Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит», - утверждал Д.Ушаков в « Толковом словаре русского языка» в 1939 году. «Отечество, отчизна; 1 .исторически принадлежащая данному народу территория; 2. Более узко - место рождения кого-либо», - сказано в «Энциклопедическом словаре» 1964 года. «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины», считают авторы философского словаря под редакцией И.Т. Фролова издания 1981 года.
Наряду с различиями есть в этих формулировках и общее - патриотизм определяется, как «любовь к родине», исходя из того, что слова «патриа» в греческом языке означает «родина». В этимологическом смысле «родина» восходит к слову «род». Род, родить, родня, родник... От корня «род» произошло и понятие народ, обозначающее в первую очередь людей, связанных между собой родством по крови, месту жительства, по языку, территории обитания, культурным обрядам, традициям и обычаям. Родина - это, прежде всего народ, который исторически складывается на данной земле, который поливает ее своим потом, улучшает и преобразует своим трудом, окропляет своей кровью в борьбе за свободу и независимость.
В повседневной жизни понятия «родина» и «отечество» применяются как синонимы. Но слово «отечество» - это нечто более высокое . Отечество не просто родная земля, окаймленная вербами, не пейзажи, привычные с детства, а данная политическая, социальная, культурная среда. Политическая среда - это государство, власть. Социальная среда - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Культурная среда - это, прежде всего идеология, господствующая в стране.

Патриотами не рождаются, ими становятся в процессе жизнедеятельности в конкретных природных и общественных условиях, в исторически данном отечестве. Диалектика такова, что человек с рождения приобщается к окружающей природной и общественной среде, существующему образу жизни, к культуре и языку, ко всей системе социальных ценностей. С детства он проникается чувствами, в которых имеются начала любви к Родине. Постепенно в процессе образования, воспитания, трудовой деятельности расширяется его кругозор, множатся связи с Родиной, растет его самосознание. От чувственного восприятия родных мест и близких людей он переходит к осознанию родного языка, культуры, традиций народа, его свершений и, наконец, к активному служению ему и делу процветания любимой Отчизны.

Патриотизм передается от матерей и отцов к детям. Во все времена мальчиков специально обучали и готовили к роли созидателей и защитников Родины, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей были родители , учителя, затем армейские командиры, организаторы производства и другие. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма.

Патриотизм - естественное состояние души. Только у людей с извращенной психикой или крайним эгоизмом могут возникнуть безразличие или негативное отношение к своей Родине, народу. Характерно, что «Иваны, родства не помнящие» - предатели интересов Родины - у всех народов и во все времена вызывали призрение. И наоборот, стремление сделать все возможное для Родины есть здоровая реакция человеческого сознания на проблемы общественного бытия и деятельности людей. «Любить свою Родину, - писал В.Г. Белинский,- значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому». «...Истинный человек и сын отечества, - писал А.Н. Радищев, - есть одно и тоже... Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, нежели подать собою другим пример не благонравия... он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотчичей... преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления... и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

Роль и значение патриотического воспитания возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан.

На определенном этапе развития нашего государства стало наблюдаться сильная социальная дифференциация общества, определенная девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

За последние годы мы стали невольными участниками величайшей трагедии человечества. В результате развала Советского Союза страну захлестнул небывалый экономический кризис, безработица. За чертой бедности оказалось более половины населения Беларуси. В этих условиях пресса, кино, телевидение, театры, литература вдалбливали в сознание молодежи культ насилия , секса, низменных человеческих чувств.

Средства массовой информации развернули активную атаку на патриотизм, как «идеологию большевизма», этот гордый термин стал употребляться неуважительно. Министерство просвещения поспешило разогнать квалифицированные кадры военруков, поставить заслон полюбившимся школьникам, военизированным играм «Зарница» и «Орленок».
Все это не могло не отразиться на сознании и поведении молодежи. Никогда, даже в тяжелые послевоенные годы, Беларусь не захлестывала такая волна правонарушений и уголовных преступлений, как в нынешнее время. Никогда Беларусь не знала такого позорного явления, как уклонение от службы в армии и дезертирство . Перестройка общественной системы повлекла за собой огромные перемены в жизни нашего общества. Экономические и политические перемены настолько сильны, что зачастую мы не видим какой сильный фактор дестабилизации страны, которым является кризис ценностей. Если в советское время активно пропагандировались коллективные принципы, то коренная общественно-экономическая перестройка вызвала противоположную тенденцию.

Коллективизм, патриотизм стали практически ругательными словами. Смена привычных базовых принципов привела к разгулу эгоизма, когда каждый в меру своей энергии и агрессивности, пренебрегая законами и общечеловеческими нормами, стал стремиться достичь материального благополучия. На щит, по существу, подняли принцип «Богатей любыми средствами, кто как может».

Особенно охотно, а значит с худшими последствиями , в эту ловушку попадает молодежь, у которой в отличие от старшего поколения, система нравственных ориентиров еще не сложилась.

На заре, так называемых, демократических преобразований в начале девяностых годов данное положение вещей недостаточно осознавалось руководством нашей страны. Но с приходом к власти здоровых сил этой проблематике стали уделять приоритетное внимание и значение.

Как позитивный момент следует отметить, что эта проблема решалась и решается в нашем государстве на идейно-теоретической и идейно-практической основе государственной идеологии, так как постулаты государственной идеологии имеют определенную совокупность взглядов, сконцентрированную в национальной идее, то невозможно рассматривать эти два понятия в отрыве друг от друга. В основе замысла национальной идеи должна находится самая фундаментальная категория, обозначающая основу духовного естества нации, указывающая на собирательный образ индивидуального и массового сознания. В белорусском обществе на всех этапах его развития и становления таковой категории является Родина. Родина определяет наше главенствующее гражданское чувство – чувство патриотизма, а это не какое-то отвлеченное понятие. Патриотизм отражается в конкретных поступках. Истинная любовь к Родине – любовь действенная, связанная с непосредственным участием гражданина в ее укреплении, в повышении благосостояния народа. Говоря простым языком, нельзя быть патриотом-теоретиком, необходимо на деле доказывать свою готовность служить своему Отечеству.