Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной россии. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей

Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать акцент на социальной сути человека и индивида. Личностью не рождаются, а становятся в обществе в ходе взаимодействий с другими людьми посредством приобретения различных социальных качеств. Таким образом, личность - это социальная характеристика человека и индивида, которая базируется и взаимосвязана с его биологическими и генетическими задатками.

Личность можно определить как относительно устойчивую систему социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.

Важнейшие социальные качества личности: самосознание, самооценка, социальная идентификация, активность, интересы, убеждения, цели жизни. Самосознание - свойственная только человеку способность осознавать себя в системе общественных отношений. Социальная идентификация - результат сознательного и эмоционального самоотождествления себя с другими людьми, с другой общностью; активность - способность производить социально значимые действия, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; интересы - постоянный источник деятельности, основанный на потребностях; убеждения - социально-психологические оценки и восприятия окружающего мира, они бывают нравственные, идеологические, научные, религиозные и т.д. Наличие целей жизни и стремление их реализовать - это важнейшая характеристика сформировавшейся личности. Цели жизни дифференцируются на четыре основные группы: 1) материальные блага; 2) знания и творчество; 3) власть, престиж, авторитет; 4) духовное совершенство.

Личность может быть рассмотрена как результат от множества моделей поведения, которые свойственны любому индивиду в той или иной социальной группе и обществе в целом. Модель поведения, называемая социальная роль, присуща тому или иному индивиду в соответствии с его социальным статусом, т.е. положением в обществе, социальной группе. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и тс, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Поэтому социологи используют понятие - статусный набор, т.е. совокупность всех социальных статусов данной личности. Но чаще всего только один статус определяет положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный (интегральный) статус обусловлен должностью (например, ректор, экономист и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих из данного статусного набора, называется ролевым набором.

Социальная роль содержит в себе два основных элемента: ролевые ожидания - то, что ждут от той, или иной роли, и ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Любая социальная роль, по мнению Толкотта Парсонса, может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.

Социологи отмечают ту принципиальную роль, которую играют в поведении личности интересы. В свою очередь, интересы личности основаны на потребностях. Потребность можно определить как нужду, необходимость человека в чем-либо.

Наиболее известной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу. Он выделял пять групп потребностей: 1) физиологические (жизнедеятельности); 2) безопасности; 3) причастности и принадлежности (к коллективу, обществу); 4) признания (уважения и любви); 5) самоактуализации (самореализации, самовыражения). По мнению Маслоу, потребности первых, двух групп врожденные, т.е. биологические, а с третьей группы начинаются потребности приобретенные, т.е. социальные. Поведением человека движет не сама потребность, а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности. Истинной сути человека, глубинному смыслу его жизни в наибольшей степени соответствуют социальные потребности, основная среди которых - потребность в самореализации.

Можно выделить три основных уровня удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный; 2) нормальный; 3) уровень роскоши. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека. Нормальный уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования становится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого социального статуса.

Полезные статьи:

Теоретическое рассмотрения проблемы насилия в семье. Определение понятия "насилие в семье"
Термин "насилие", согласно "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, может быть истолкован как: "1) принуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы; 2) принудительное воздействие на кого-либо; ...


Из ответов на первый блок (вопросы 1–3) мы хотели получить первичное представление о респондентах и о том, как они оценивают значимость проблем, существующих сегодня в нашем обществе. Полученные результаты были достаточно предсказуемыми. ...

Причины сохранения и усиления бюрократизма в стране
Уже отмечалось, что до середины 80-х гг. тезис об отсутствии бюрократии при социализме в отечественной литературе разделялся большинством обществоведов. Точнее сказать, такова была официальная точка зрения. Во многом это объяснялось взгля...

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

  • Социальность

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

  • Уникальность

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

  • Трансцендентность

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

  • Нравственность

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к .

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого .

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и ), моральные нормы.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – , легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе , составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из . Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях .

Совокупность свойств личности - темперамент, способности, характер

Совокупность психических свойств образует психический склад личности . Структура психических свойств личности

В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить:

1) динамику ее психических процессов - темперамент;

Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике его психических процессов: в быстроте и силе его реакций, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности .

Различные комбинации этих свойств образуют следующие четыре типа высшей нервной деятельности:

I. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения сбалансирован с процессом торможения), подвижный (процессы возбуждения и торможения легко сменяют друг друга). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует сангвинический темперамент .

II. Сильный, неуравновешенный (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения), подвижный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует холерический темперамент.

III. Сильный, уравновешенный, инертный (процессы возбуждения и торможения мало подвижны). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует флегматический темперамент .

IV. Слабый (нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки), неуравновешенный, инертный. Этому типу высшей неврной деятельности соответствует меланхолический темперамент .

Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особенности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темперамент.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая активность.

2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям - экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям - интроверсия.

3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособляемость, негибкость - ригидность).

4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость.

Виды темперамента:

Сангвинический темперамент . Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимися условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются. У сангвиника быстро образуются временные связи, его стереотипы достаточно подвижны. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.


Холерический темперамент . Для холерика характерна повышенная эмоциональная реактивость, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Флегматический темперамент . Реакции флегматика несколько замедлены, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процесс возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент . Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям даже по поводу незначительных событий. Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности и реактивности.

Таким образом, темперамент является индивидуально-своеобразной совокупностью природно-обусловленных психических особенностей индивида. К этим особенностям относятся: общая нервно-психическая активность - интенсивность, напряженность, темп и ритм реакций, действий, особенности их нарастания и затухания, которые проявляются в моторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах индивида; эмоциональная организация индивида - возбудимость, реактивность, устойчивость, контролируемость эмоций.

Темперамент определяет только динамические особенности способов деятельности и поведения.

2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности;

Способность - совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют возможности человека в конкретном виде деятельности .

Способности являются функциональной интеграцией таких свойств личности, которые более всего необходимы для совершения данного вида деятельности. Способности - это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим и психическим возможностям человека.

Различаются общие способности, присущие в той или иной мере всем людям, то есть такие свойства людей, которые необходимы для всех видов деятельности: в труде, в познании, общении и т.д.

Общие способности подразделяются на сложные - способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные - способность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д.

Основные индивидуальные особенности личности, связанные со специальными способностями.

Психомоторная организация личности - особенности психической регуляции движений; они проявляются в траектории, скорости, темпе и силе движений, в их свободе или напряженности. Резкость движений человека затрудняет овладение им теми профессиями, которые требуют точности движений, а недостаточная координация движений затрудняет деятельность в области гимнастики, хореографии и т.д.

Сенсорная организация личности - свойственный человеку уровень развития чувствительности различных анализаторов и объединения их в сенсорную систему.

Чувствительность анализаторов значительно изменяется в зависимости от содержания деятельности (сенсибилизация). Так, опытные шлифовальщики способны увидеть просветы величиной 0,05 мм, тогда как все другие люди видят просветы величиной лишь в 0,1 мм. Сталевары с большим опытом работы устанавливают по едва заметным световым оттенкам расплавленной стали ее температуру и наличие в ней определенных примесей. Художники способны видеть разницу в величине двух предметов даже в тех случаях, когда они различаются на одну сотую часть.

Перцептивная организация личности - индивидуальные особенности восприятия (аналитический или синтетический тип).

Люди с аналитическим типом восприятия склонны выделять прежде всего детали, частности, подробности. У них иногда несколько затруднено понимание явления в целом.

Люди с синтетическим типом восприятия склонны к обобщенному отражению предметов и явлений без четкого вычленения деталей и отдельных элементов.

Можно выделить также эмоциональный тип восприятия, который характеризуется концентрацией внимания не столько на объекте восприятия, сколько на переживаниях, вызванных этим объектом. Существенно также такое качество личности, как наблюдательность, особенно для профессии юриста.

Мнемическая организация личности - преимущественное развитие отдельных видов и качеств памяти. Например, у философов, математиков и т.п. более развита логическая память, у артистов - эмоциональная и образная, у композиторов - слуховая.

Интеллектуальная организация личности - индивидуальные особенности мышления : 1) последовательность и доказательность мышления; 2) способность к обобщению фактического материала; 3) способность соотносить условия задачи с имеющимися данными, определять недостающие звенья и последовательность задач при решении той или иной проблемы; 4) установление существенных связей между явлениями и четкое отчленение их от несущественных случайных связей; 5) способность отказаться от сложившихся шаблонов мышления, проявлять гибкость ума, находить новую точку зрения на те или иные обстоятельства.

Эмоциональная сфера личности - эмоциональная реактивность, возбудимость, степень влияния эмоций на другие психические процессы - эмоциональная устойчивость, стенический или астенический характер эмоций.

У каждого человека есть своя сфера наиболее приятных для него переживаний 1 . Это и определяет тип эмоциональной направленности личности. В эмоциональной сфере человека могут преобладать стремления к удовольствию, к познавательным эмоциям, к эстетическому наслаждению, к эмоциям, связанным с практической деятельностью или выполнением нравственного долга, а также такие типичные состояния, как жизнерадостность, тревожность, агрессивность и т.п.

Волевая сфера личности характеризуется такими свойствами, как сила воли - способность к необходимым волевым усилиям, напряжениям, стойкость воли, способность к многократным волевым актам, самостоятельность или внушаемость, а также решительность - способность быстро оценивать обстановку и принимать конкретные решения.

Волевые качества личности, являясь чертами характера, имеют прямое отношение к способностям личности.

Развитие отдельных общих способностей создает возможность для формирования специальных способностей. Но каждый человек имеет присущие только ему способности в отдельных видах деятельности и в то же время определенную неспособность к другим видам деятельности, то есть такие свойства, которые являются неблагоприятными для отдельных видов деятельности.

Совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность человека в широких областях деятельности, называется одаренностью .

Высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов, называется талантом . Уникальные способности, позволяющие достигать выдающихся результатов, которые являются достижениями эпохи, называются гениальностью.

3)проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения , направленность обусловливает характер личности.

Характер - приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности .

Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности - волевыми качествами .

Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентации и регуляционных особенностей личности .

Различаются черты характера и типы характеров.

Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера - в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

Целенаправленность - способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности.

Выдвижение в определенный период жизнедеятельности основной цели и подчинение ей своего поведения является целеустремленностью .

Самостоятельность - способность подчинять поведение собственным взглядам, принципам и убеждениям, это относительная независимость от разнообразия требований различных малых групп; критическая оценка советов и указаний. С этой чертой характера не следует смешивать негативизм - противодействие любому воздействию, исходящему от других людей. Склонность к необоснованному противодействию любым влияниям, так же как и повышенная внушаемость, является признаком слабоволия.

Самостоятельность предполагает инициативность в выдвижении целей, нахождение способов и средств их достижения.

Самостоятельность предполагает также повышенную активность личности, которую не следует смешивать с суетливостью, когда за повышенной экспрессивностью личности, многословием, излишней подвижностью скрывается бессодержатиельность поведения. Если активность - это потребность осуществлять действия, необходимые в данный момент, то суетливость - неуместная активность.

Решительность - способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение. Противоположным отрицательным качеством является нерешительность , проявляющаяся в излишних колебаниях, в затягивании принятия решения или в излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.

Решительность проявляется также и в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным. Решительность связана с уверенностью человека, с наличием у него устойчивой ориентационной основы.

Настойчивость - способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к моральному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели. Во многих случаях настойчивость связана с толерантностью, терпеливостью человека - способностью длительного противостояния неблагоприятным воздействиям и противодействию со стороны других людей.

Выдержка и самообладание - способность контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, способность воздерживаться от ненужных действий, сдерживать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать свое настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания. Это качество имеет существенное значение для высокоморального поведения.

Смелость - способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность,

Мужество - способность к проявлению смелости в крайне опасных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких целей к самопожертвованию. Противоположными отрицательными качествами являются трусость, малодушие - гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Дисциплинированность - способность подчинять поведение правилам, нормам, требованиям общества в целом и отдельных социальных групп; способность проявлять большие усилия для наилучшего выполнения этих требований.

Различное сочетание волевых качеств определяет волевой склад характера личности. Основными особенностями волевого склада личности являются:

цельность характера - устойчивость позиций и взглядов личности в различных ситуациях, согласованность слов и поступков;

сила характера - эргичность (энергичность и выносливость) человека, его способность к длительному напряжению, к преодолению трудностей в напряженных ситуациях;

твердость характера - сила характера в сочетании с принципиальностью;

уравновешенность - оптимальное соотношение активности и сдержанности, ровность поведения, использование всех своих возможностей в любых условиях.

2. Эмоциональные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

По эмоциональным качествам различаются натуры: эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), страстные , экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью), малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности).

Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладающее настроение человека, его эмоциональная устойчивость ,

Наряду с эмоциями черты характера личности определяются особенностями чувств. Широта и глубина устойчивых чувств, их действенность и гармоничное сочетание с интеллектуальной и волевой сферой - важнейшая характерологическая особенность личности.

3. Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем. Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность , ясность и другие, то есть общая интеллектуальная одаренность, владение обобщенными способами мышления, а также устойчивая интеллектуальная направленность личности - любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

Интеллектуальные черты характера так же, как и его волевые и эмоциональные качества, формируются на основе преобладающих его взаимодействий со средой.

Одни и те же качества характера у разных людей проявляются своеобразно. Это зависит от типа высшей нервной деятельности, темперамента, биологических особенностей организма, от состояния нервной системы, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, возраста и т.д.

Характер состоит из двух групп свойств - мотивационных и исполнительских . Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами.

Исполнительская же сфера личности - особенности ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера - с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути.

Наряду с отдельными чертами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности - тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде .

Типы характера:

1. Гармонически целостный тип , хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

2. Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой . Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако эти действия постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, коммуникативные свойства достаточно развиты.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией . Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.

4. Вариативный тип , адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения своих основных целей, не отступая при этом от социально положительных норм и требований.

4) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение

Потребность - необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности .

Потребности определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности.

Потребности подразделяются на естественные и культурные . Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.

Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности - ее направленность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей.

Потребность в самореализации

Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России

1.1. Понятие личности. Ее свойства и характеристики

Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу разработки новых технологий воспитания, способных инициировать процесс саморазвития, самоорганизации и самореализации личности.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, психологического, социологического знания; ею занимается этика, педагогика, и другие науки. В этих науках существуют различные подходы к определению личности.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности .

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, или общности. И.С. Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты .

В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире .

Д.А. Белухин дает следующее определение: личность есть устойчивая система индивидуальных социально-значимых черт человека. Он считает, что ключевым словом в определении является социальная значимость черт человека. Это подразумевает практически постоянное включение человека в сообщества ему подобных, где люди не являются свободными друг от друга. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые черты - это черты, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем .

Л.И. Божович считала, что человек, являющийся личностью способен управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. У такого человека все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеется иерархия в одном определенном смысле, а именно, если человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, значит субъект способен к опосредованному поведению. Ведущие мотивы - социально-значимые, то есть они социальны по своему происхождению и смыслу. Они заданы обществом, воспитаны в человеке. Совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом, можно назвать направленностью личности, которая характеризуется, в конечном счете, мировоззрением человека .

Определяя личность, С.Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место, поэтому, в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть, те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности»

А.В. Петровский пишет, что, появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, личность, индивидуальность. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность

Личность - это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других - эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом .

К социально-значимым качествам, по мнению С.Л. Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности.

В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О. Гапонов, Т.А. Бурцева, Н.Б. Русских и др.).

Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.

Таким образом, можно сделать вывод, что человеческой личности посвящено множество научных теорий, и с каждым днем она привлекает к себе все больше новых специалистов и исследователей. В социологии важнейшей проблемой является вопрос о месте и роли человека в обществе, в возникновении, воспроизводстве и изменении его как личности, т. е. как субъекта социального действия. Несомненно, образование в школах, должно давать ребенку развиваться как личности, выдвигать свои теории и идеи, а роль преподавателя направлять и подсказывать как необходимо поступать или какое решение принять. Итак, все вышесказанное позволяет заключить, что среди людей столько неповторимых существ, столько «личностей», сколько неповторимых внешних обликов. Слово «личность» несет в себе как бы следующий тезис: индивидуальность человека, его неповторимость связана с его индивидуальным внешним ликом, обликом .

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются, прежде всего, в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете, его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье, от образования в школе (и средней, и высшей) определенного типа; членства в общественных и политических организациях.

Необходимо ответить, что не последнюю роль, а может быть одну из первых в формировании и становлении человека как личности играет школа.

Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования.

Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998

Д.А. Белухин Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики

Социальные качества людей: понятие, виды, механизмы формирования

контрольная работа

Понятие социальных качеств человека

Наиболее полное определение дает социология, объясняя социальное качество как понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, социальных групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности исторических субъектов. Уже само понятие "личность" обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологическое единство (качество) индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение общественной сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Таким образом, раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в некотором смысле все люди носят "социальные маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких социальных качеств (выражающихся в некоторых стереотипах поведения), которые индивид демонстрирует перед "аудиторией". Итак, личность - продукт общественного развития, и в этом плане главное в ней - ее социальное качество.

Социальные качества не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Эволюционные предшественники социальных качеств личности - это формы унаследованного биологического поведения, т. е. такие психологические конструкции, которые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологического индивидуализма" под давлением потребностей сообщества.

Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются социальным содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные социальные функции.

Таким образом, социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия .

Лингвист Ким И.Е. так объясняет это понятие - социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения.

Особенностью выражения качеств является наличие эталонного морфологического класса, предназначенного для их обозначения - прилагательного. Значение качества, однако, могут выражать существительные, глаголы и наречия, как отдельные лексемы, так и (у существительного и глагола) отдельные формы или частные парадигмы форм.

Качество может проявляться в разном количестве, что отражается в грамматике прилагательного (категория степени сравнения), в его деривационном потенциале (наличие регулярных дериватов со значением низкой и высокой интенсивности качества), а также в его семантических и синтаксических валентностях, а именно наличии зависимых наречий меры и степени. Существуют и другие грамматические, словообразовательные и лексические средства выражения градуальности качеств: существительное со значением лица, существительное со значением качества, прилагательное, краткое (предикативное) или полное (атрибутивное), глагол или глагольное словосочетание .

Кандидат педагогических наук Костюченко А.А. под социально-значимыми качествами людей понимает качества, способствующие решению общественно значимых задач, становлению личности как гражданина: организованность, самостоятельность, общественная активность, социальная инициативность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, эмпатия .

Психологи же сходятся на том, что при общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. И хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности - это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность .

Воспитание эмпатии у подростков

Исследование профессионально-важных качеств библиотекаря

Психология труда как комплексная научная дисциплина базируется на синтезе данных, полученных во многих психологических направлениях...

Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество (на примере разнотипных профессионалов)

В научной литературе различают профессионально важные качества в узком и в широком смысле - как менее и как более интегральные психологические "единицы"...

Личность и направленность личности в психологии

Методы исследования профессионально важных качеств сотрудников МВД

При изучении содержания и источников профессионального развития в отечественной психологии реализуются положения о взаимовлиянии деятельности и личности. Становление личности человека в ходе его профессионализации изучалось Б.Г. Ананьевым...

Образ "Я" руководителя высшего звена

Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей...

Особенности конфликтного поведения супругов

Представление об адекватности организации своего внешнего вида у замужних и незамужних женщин

Профессиографическое исследование деятельности инженера-проектировщика аэродромов

Существует множество определений теста. Тест - это удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура. Тест - это система высказываний...

Социальная роль психотерапии

Социальные представления (социальные репрезентации) - идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях, прежде всего под влиянием средств массовой информации...

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает...

Социальные качества людей: понятие, виды, механизмы формирования

Механизмом формирования социальных качеств людей (различных знаний, навыков, ценностей) в социологии и психологии называется социализацией. Терентьева И.Н. в курсе лекций по социологии так описывает этот процесс...

Формирование лидерских качеств в системе высшего профессионального образования

Этимология англо-саксонского корня в словах “lead”, “leader” и “leadership” восходит к “lаеd”, что значит «путь» или «дорога». Глагол “lаеdеn” означает «путешествовать»...

Формирование настойчивости в процессе занятий по волейболу

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том...