Литература первых послереволюционных лет. Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «тюменский индустриальный университет Литература периода Великой Отечественной войны

Раздел 1. Литература. Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х годов

Задания для оценки У5, У10, У11, У13 ; З1, З6, З7, З9 ; ОК1, ОК2, ОК4, ОК7, ОК8 :

1) Самостоятельная работа №22 . «М.И. Цветаева(1892-1941)»

Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада):


  • «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников»,

  • «М. Цветаева, Б. Пастернак, Р.М. Рильке: диалог поэтов»,

  • «М.И. Цветаева и А.А. Ахматова»,

  • « М.И. Цветаева - драматург».
2) Самостоятельная работа №23 . «М.А. Булгаков(1891-1940)»

1. Организовать выставку: «Фотографии писателя».

2. Подобрать иллюстрации русских художников к произведениям М.А. Булгакова.

3. Подобрать фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В. Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко)

3) Самостоятельная работа №24 . «А.Н. Толстой(1883-1945)»

Задания для самостоятельной работы:

1. Экранизация произведения.

2. Фрагменты из кинофильмов «Юность Петра», «В начале славных дел», В. Скотт. «Айвенго».

4) Самостоятельная работа №25 . «М.А. Шолохов (1905-1984)»

Задание для самостоятельной работы:

Исследование и подготовка доклада:

«Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения».

Раздел 2. Русский язык . Морфология и орфография. Служебные части речи

Задания для оценки У10; З4, З5 ; ОК3, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9:

1) Практическое занятие №18 . «Предлог как часть речи»

Задания на выполнение:

Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант.

Лечащий врач был в меру озадачен состоянием больной, но уверенности в лучшее не терял. Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось.

Несмотря на все трудности, администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог. Я потихоньку от хозяина ходила на курсы компьютера и английского языка.

За месяц, что я там (на новой работе. - Сост.) продержалась, работницы без конца менялись. Вячеслав занимался еще и скупкой и продажей золотых слитков: ущерб государства оценивается в 257 миллионов рублей. Все говорит о том, что эта героиня (Коробочка. - Сост.) олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли. Сразу по приезду (Чичикова. - Сост.) в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших - «мертвых душ».

Контрольные вопросы:

1. От чего зависит правописание и употребление предлогов?

2) Практическое занятие №19 . «Союз как часть речи»

Задания на выполнение:

1. Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.

(И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»

2. Прочитайте предложение и найдите грамматическую основу в каждом предложении. Укажите сочинительные и подчинительные союзы и определите их значение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. При списывании укажите границы предложений в составе сложного.

1. Огонь в лампе дрыгнул и потускнел но через секунду снова разг..релся ровно и ярко.

2. Листья то летели по ветру то отвесно л..жились в сырую траву.

3. Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки.

4. Наука любит труд..любивых ибо труд это талант.

5. Агр..номы делают всё чтобы ур..жайность наших п..лей возр..стала.

Контрольные вопросы:

1. От чего зависит правописание и употребление союзов?

3) Практическое занятие №20 . «Частица как часть речи»

Задания на выполнение:

Прочитайте и объясните слитное и раздельное написание не.

1) Явно было, что старика огорчало пренебрежение Печорина. (Л.) 2) Матушка старалась возвратить ему [старику Гриневу] бодрость, говоря о неверности молвы, о шаткости людского мнения. (П.) 3) Голос у него был неприятный. (Т.) 4) Не везение способствует успеху, а труд и упорство. 5) Большая неуклюжая коляска медленно съехала с шоссе на плац. (Купр.) 6)Мой попутчик – человек не разговорчивый, а весьма замкнутый. Лицо у него довольно невыразительное, бесцветное. Рост далеко не высокий. 7) Совсем неглупые, серые, холодные глаза выглядывают из-под его рыжих бровей. (Пришв.) 8) Он оказался хозяином никуда не годным. (Вер). 9) Захар неопрятен. Он бреется редко. Он неловок. (Гонч.) 10)Не дорого начало, а похвален конец. (Посл.) 11) Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Посл.) 12) Её небольшой, но чистый голосок так и помчался по зеркалу пруда. (Т.) 13) Женщина эта была не молода, но следы строгой величавой красоты остались. (Герц.)

Контрольные вопросы:

1. От чего зависит употребление частиц?

Раздел 1. Литература. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Задания для оценки У12, У13 ; З6, З7, З8 ; ОК1, ОК2, ОК4, ОК7, ОК8 :

1) Самостоятельная работа №26 . «А.А. Ахматова (1889-1966)»

Задания для самостоятельной работы:

1. Исследование и подготовка реферата:


  • «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература»;

  • «Трагедия “стомиллионного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”».
2. Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А. Ахматовой.

3. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору обучающихся).

Раздел 2. Русский язык . Синтаксис и пунктуация

Задания для оценки У7; З3 ; ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9:

1) Практическое занятие №21 . «Основные единицы синтаксиса»

Задания на выполнение:

Выписать из предложения все возможные словосочетания, дать характеристику словосочетаниям, сделать синтаксический разбор предложения :

Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

Какие сочетания слов нельзя было выписывать и почему?

Контрольные вопросы:

1. Сравните: словосочетание и предложение.

2. Назовите виды связи слов в словосочетании.

2) Практическое занятие №22 . «Осложнённое простое предложение»

Задания на выполнение:

1. Укажите верную синтаксическую характеристику предложений.

Я легко полез через изгородь и пошел по еловым иглам покрывавшим землю. (А.П. Чехов) Левин расправился и вздохнув оглянулся. (Л.Н. Толстой) Положив острый подбородок на кулак скорчившись на табуретке и поджав одну ногу под себя Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов гигантских домов и маленьких обреченных на слом лачужек. (М.А. Булгаков):

а) предложение осложнено обособленным определением;

б) предложение осложнено обособленным обстоятельством;

в) предложение осложнено вводными словами;

г) предложение осложнено однородными членами.

2. Укажите предложения, осложненные обособленными определениями.

а) Исписанные Иваном листки сдутые налетевшим в комнату ветром валялись на полу. (М. Булгаков)

б) Они смотрели на повернутые на запад окна. (М. Булгаков)

в) Вслед за тем гул растревоженного улья сразу наполнил аудиторию. (Л. Леонов)

г) Темно коричневая шерсть нежная блестящая мягкая очень красила олененка.

3. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.

а) Ему было очень хорошо несмотря на катившийся градом пот. (Л.Н. Толстой)

б) Таково состояние души человека увидевшего осенний праздник света и тишины. (В. Песков)

в) Несмотря на большое количество луж мы не промочили ноги.

г) Где то на речке кричали ребятишки купавшиеся спозаранку. (Ю. Бондарев)

4. Укажите предложения, осложненные вводными словами.

а) Неподвижный воздух казалось был наполнен какой то прозрачной пылью. (Л.Н. Толстой)

б) Старик Колиной улыбки не заметил а то бы конечно обиделся. (К.Г. Паустовский)

в) Скоро, однако, лес поредел.

г) Он все понимал однако ничего не делал.

5. Укажите предложения, осложненные однородными членами, соединенными противительными союзами.

а) Сентябрь был тихий теплый и на счастье без дождей.

б) Нет не поднимали целину на войне а начиняли минами. (В. Лидин)

в) В воздухе пахло и травой и туманом одним словом ранним туманным утром. (Л.Н. Толстой)

г) Вновь прибывшие тоже согласились с принятой резолюцией.

6. Укажите предложения, осложненные однородными членами, соединенными разделительными союзами.

а) Мы то кричали то свистели.

б) Спектакль по пьесе Ю.К. Олеши «Нищий или смерть Занда» мне очень понравился.

в) Все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка или конфетку или орешек. (Н. Гоголь)

г) За стеной кто- то не то смеялся не то плакал.

7. Укажите предложения, осложненные обособленными уточняющими членами предложения.

а) Азазелло расставшись со своим привычным нарядом то есть пиджаком котелком и лакированными туфлями стоял неподвижно. (М. Булгаков)

б) Каждое утро еще до восхода солнца Яков Лукич Островнов накинув на плечи заношенный брезентовый плащ выходил на хутор любоваться хлебами. (М. Шолохов)

в) Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную… (Н.А. Некрасов)

г) Это произошло зимой незадолго до Нового года.

8. Укажите предложения с обособленными приложениями.

а) Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в журнале «Москва».

б) Таким героем является Тихон Шербатый самый полезный человек в отряде Денисова.

в) Рассказ А.П. Чехова о собаке Каштанке трогает сердца читателей.

г) Отправился я со старостиным сыном и другим крестьянином по имени Егор на охоту. (И.С. Тургенев)

Контрольные вопросы:

1. Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, место, значение, ...) осложнения простых предложений однородными и обособленными членами предложения, уточняющими членами предложения.

3) Практическое занятие №23 . «Сложное предложение»

Задания на выполнение:

Расставьте знаки препинания в следующих текстах в соответствии с действующими пунктуационными нормами. Используйте справочники по орфографии и пунктуации, указанные в списке литературы. Сравните свою версию расстановки знаков с опубликованным текстом.

Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор топтаный тысячами ног звонко непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остывшем воздухе поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел стараясь покрыть всю эту страшную вопящую кутерьму. Маленькие колокола тявкали заливаясь без ладу и складу вперебой точно сатана влез на колокольню <...> В черные прорези многоэтажной колокольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было как метались и кричали маленькие колокола словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел курился. Расплавляло отпускало душу на покаяние и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия).

Уехала девушка которую я любил которой я ничего не сказал о своей любви и так как мне шел тогда двадцать второй год то казалось, что я остался один во всем свете. Был конец августа в малорусском городе где я жил стояло знойное затишье И когда однажды в субботу я вышел после работы от бондаря на улицах было так пусто что не заходя домой я побрел куда глаза глядят за город (И. Бунин. В августе). Очаровательное утро Свободно без прежнего трения оно проникало сквозь зарешеточное стекло промытое вчера Родионом Новосельем так и несло от желтых липких стен. Стол покрывала свежая скатерть еще с воздухом необлегающая. Щедро окаченный каменный пол дышал фонтанной прохладой (В. Набоков. Приглашение на казнь).

Контрольные вопросы:

1. Чем вызвана необходимость использования сложноподчинённых и сложносочиненных предложений?

2. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами.

4) Практическое занятие №24 . «Бессоюзные сложные предложения»

Задания на выполнение:

Найти бессоюзные сложные предложения в тексте.

Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею.

Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов, истинных ценителей русского языка, звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка.

Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.

1. Расставьте недостающие знаки препинания, проанализируйте пунктуацию. Как вы думаете, что появилось раньше, знаки препинания или пунктуационные правила?

2. Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.

3. Назовите предложение, в котором, на ваш взгляд, выражена основная мысль текста.

4. Определите тему текста.

5. В первом предложения текста найдите страдательное причастие.

6. Видите ли вы здесь бессоюзное сложное предложение?

Раздел 1. Литература. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

Задания для оценки У4, У5, У13, У16 ; З1, З6, З7, З9 ; ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9 :

1) Самостоятельная работа №27 . «Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века»

Задание для самостоятельной работы:


  • «Развитие литературы 1950-1980х годов в контексте культуры»;

  • «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев».
2) Самостоятельная работа №28 . «Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980х годов»

Задание для самостоятельной работы:

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • «Развитие автобиографической прозы в творчестве К. Паустовского, И. Эренбурга» (автор по выбору);

  • «Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору);

  • «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя);

  • «Отсутствие деклараций, простота, ясность - художественные принципы В. Шаламова»;

  • «Жанровое своеобразие произведений В. Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”: рассказ или новелла?»;

  • «Художественное своеобразие прозы В. Шукшина (по рассказам “Чудик”», “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”)»;

  • «Философский смысл повести В. Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы».
3) Самостоятельная работа №29 . «Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980х годов»

Задания для самостоятельной работы:


  • «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»;

  • «Поэзия Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского в контексте русской литературы».
2. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору обучающихся).

4) Самостоятельная работа №30 . «Особенности драматургии 1950-1980х годов»

Задание для самостоятельной работы:

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • О жизни и творчестве одного из драматургов 1950-1980х годов (автор по выбору);

  • «Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950-1980х годов» (автор по выбору).
5) Самостоятельная работа №31 . «А.Т. Твардовский (1910-1971)»

Задания для самостоятельной работы:

1. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX-XX веков»,

  • «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского».
2. Наизусть Два-три стихотворения (по выбору обучающихся).

6) Самостоятельная работа №32 . «А.И. Солженицын (1918-2008)»

Задание для самостоятельной работы:

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • «Своеобразие языка Солженицына-публициста»;

  • «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».
7) Самостоятельная работа №33

Задание для самостоятельной работы:

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»;

  • «История: три волны русской эмиграции»
8) Самостоятельная работа №34 . «Русское литературное зарубежье 1920-1990х годов (три волны эмиграции)»

Задания для самостоятельной работы:

1. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • «Особенности массовой литературы конца ХХ-ХХ I века»;

  • «Фантастика в современной литературе».
2. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору учащихся).

3.3 Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов:


  • метод устного контроля (беседа);

  • тестирование;

  • наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы;

  • выполнение исследовательской творческой работы;

  • анализ полноты, качества, достоверности, логичности изложения найденной информации;

  • рефераты, сообщения, доклады.
Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение экзамена.
I ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ

Задания, ориентированные на проверку освоения знаний и умений, направленных на освоение дисциплины в целом

Структура билета:


  1. Вопрос (теоретический).

  2. Анализ текста.

  3. Сочинение-рассуждение/стихотворение наизусть и анализ данного стихотворения.

Инструкция для обучающихся:

Внимательно прочитайте задание.

Время на подготовку и выполнение задания 180 мин.

Билет 1

1. Расскажите о русском языке в современном мире

2. Анализ текста.

1.

2.

3. Определите тему текста.

5. Определите стиль текста.

7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.

У нас в Р..сси.. так много чудес(?)ных названий рек озер сел и городов что можно при..ти в восх..щение. Одно из самых точных и п..этич..ских названий пр..надлежит крошечной речк.. Вертушинке вьощ..йся по дну лесистых оврагов в Московской области (не) вд..леке от города Рузы. Вертушинка все время вертит(?)ся как его шныря..т журчит бормоч..т звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола березы тихонько нап..вает разговаривает сама с собой пр..шепетывает и несет по хр..щ..ватому дну очень прозрачную воду... Названия это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особе(н, нн)остях быта. Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней (не) обходимости следует делать это прежде всего грамотно, (со) знанием страны и с любовью к ней. В противном случае названия пр..вращаются в словесный мусор, ра(с, сс)адник дурного вкуса и обл..чают (не) вежество тех кто их придумывает. (К. Паустовский.)

1. Раскройте тему: «Язык и речь»

2. Текст для анализа.

1. Выразительно прочитайте текст

2. Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).

3. Определите тему текста.

4. Определите его основную мысль.

5. Определите стиль текста.

6. Определите тип речи текста.

8. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.

3. Своеобразие литературного процесса в 1920 - 1930-е годы. Тенденции. Закономерности

Уникальность литературы состоит в том, что после 1917 г. она разделилась на 3 потока: советская (официальная), русское зарубежье, «задержанная» (неофициальная). Их художественные принципы различны, но темы общие.

Определяли лицо литературы поэты серебряного века.

Есть 2 основные тенденции, задававшие тон литературы с самой революции.

    С начала 1920-х гг. начинается культурное самообеднение России. 1921 г. – очень знаковый год: умирают Блок и Гумилёв. В 1922 г. выходит пятая, последняя, поэтическая книга Ахматовой (в полном составе отдельным изданием). Высылаются из страны поэты и писатели (Цветаева, Ходасевич, Георгий Иванов, Шмелев, Зайцев, Осоргин, Горький (на время)).

В 1922 г. – августовский погром, сигнал к началу массовых гонений на культуру. Закрываются журналы. 1924 г. – закрывается «Русский современник».

1958 г. – исключение Б. Пастернака из Союза писателей.

Очевиден рубежный характер начала 1920-х гг.

Два важных фактора самообеднения:

    Социальный заказ (не синоним административного положения). Речь сначала шла о нужности/ненужности творчества. Н-р: Маяковский внедрил социальный заказ внутрь своей поэзии, но дальше стал развиваться по своим законам.

Для социального заказа стремились найти наиболее адекватные нормативные формы. Стремление к созданию образца, отправной точки – Фурманов («Железный поток»), Фадеев («Разгром»). Это были образцы того, как надо писать в 1920-е гг.

Но социальный заказ был и большим ограничением развития литературы.

Важно было четко противопоставить «они» и «мы». Либо высказаться против врагов новой власти, либо проявить лояльность к ней самой. Были предложены настоятельно рекомендуемые темы (недавнее прошлое и современность). Уход от этих тем стал восприниматься как саботаж. Появилось требование доступности (непременной обращенности не к читателю, воспитанному на классической литературе, а к читателю, до этого вообще не являвшимся им).

Зощенко – жанр сказа (соблюдение всех трех условий).

    Укоренение темы Сталина в литературе. Культовый синдром – вообще важный признак советской литературы и массового сознания. Пастернак видел в Сталине воплощение всемирной исторической энергии.

Молодой Булгаков пишет пьесу о молодости Сталина.

Все эти произведения писались добровольно. Но: Мандельштам был вынужден написать оду Сталину; Ахматова ради спасения сына в 1950 г. пишет цикл «Слава миру».

3 ветви РЛ объединяет не только их принадлежность русской литературе, но и то, что все они новаторские. Это новая литература, литература ХХ в. не только по времени создания. Она разнообразнее классики 19 в.

Главный вопрос советской литературы – об отношении нового искусства к новой действительности. Как соединить художественное мышление с практическим жизнетворчеством? Поиски ответа на этот вопрос заняли все 1920-е и отчасти 1930-е гг. Ответы были разные, появились группировки. Основной признак времени – существование и борьба многочисленных группировок.

Наиболее крупным и влиятельным объединением был Пролеткульт (1917-20). Утверждал необходимость создания искусства особого, пролетарского, которое было бы изолировано от культурного опыта и традиций. Они считали, что подлинные пролетарские произведения могут создаваться только подлинным пролетарским писателем (важно было происхождение). Но приоритет этого искусства утверждался агрессивно, они не признавали другой точки зрения.

Идеи Пролеткульта подхватила группировка под названием «Кузница» (1920-22) – более умеренная группировка пролетарских писателей, в основном поэты-романтики. Они тоже были против большевиков, критиковали НЭП (предательство мировой революции).

В 1922 возникает еще одна группа пролетарских писателей – «Октябрь». Именно с нее начинается история самого жестокого для РЛ направления – РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей) (1924-32). РАПП учитывала просчеты предшественников и всячески подчеркивала преданность делу большевиков, при этом не отрицая возможность учебы у классиков. На абсолютное лидерство РАПП не претендовала. Лидеры РАППа: Лев Авербах (критик), писатели А. Фадеев, Ю. Лебединский, В. Киршон. Они боролись за классовую чистоту искусства. Они были названы исследователем ХХ в. С.И. Шешуковым «неистовыми ревнителями».

Кроме этих группировок, существовали объединения «попутчиков». Первая – «Серапионовы братья» (цикл новелл Гофмана) (1921-25). Авторы: Лев Лунц, Вениамин Каверин, Н. Тихонов, К. Федин, М. Зощенко. Симпатизировали революции, но настаивали на свободе творческого выбора.

Еще одна группа – «ЛЕФ» (левый фронт искусства) (1923-28). Связана с именем Маяковского; группировка «Перевал» (1925-32) объединилась вокруг редакции журнала «Красная новь», руководитель – А. Воронский. Позиция ЛЕФа изобиловала мрачными проектами: они хотели превратить социализм в огромный производственный механизм, а человека – в «стандартизированного активиста». Перевальцы противостояли этим взглядам и боролись за гармоничную личность и за право писателя быть самим собой, за право выбора.

Эти споры заняли все культурное пространство 1920-х гг.

В конце 1920-х гг. в России была цензура. Начались гонения. Первые две акции коснулись Пильняка и Замятина. Эти кампании должны были продемонстрировать должную линию поведению.

Писатели протестовали: Горький, Платонов, Ю. Олеша, Булгаков и т.д. Пытались защитить творческую линию поведения и преследуемых писателей.

Все попытки предостеречь общество были обречены на поражение, т.к. цели были поставлены, и их нужно было осуществить.

В 1932 г. все литературные группировки должны были прекратить свое существование. Началась подготовка к первому съезду российских писателей, который состоялся в 1934 г. под предводительством Горького. Вся советская литература была объединена в Союз писателей. Были приняты программа, устав. Социалистический реализм – единственный возможный метод изображения жизни. Соцреализм - это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Сюда входили исторический оптимизм, народность, партийность – основы нового метода.

После возникновения и утверждения соцреализма нужно было найти программное произведение. Им был объявлен роман Горького «Мать», и Горький был объявлен основоположником соцреализма.

С начала 1930-х гг. соцреализм стал превращаться в откровенный нормативизм, иллюстрирование политических лозунгов.

В конце 1980-х гг. одна из основных дискуссий – о том, кого сегодня считать классиками. Пытались даже дать определение классика. Бочаров: классиком можно признать писателя с «развитым эпичным мировидением», создавшего «целостный и объемный художественный мир». Но оно привело к отсутствию 2/3 корпуса русской литературы.

Открывается много новых журналов: «Красная новь», «Печать и революция», «Молодая гвардия», «На посту», «Новый мир»... Возникает много литературных объединений: имажинисты, конструктивисты, экспрессионисты,

Рабочие, красноармейцы, крестьяне, политработники стремятся в литературе рассказать о пережитых ими революции и гражданской войне.

В середине 20х гг завершается размежевание писателей, начавших свою деятельность до 19 года. Одни принимают новую власть и идут на сотрудничество с ней (Серафимович, Маяковский, Брюсов). Другие занимают непримиримую враждебную позицию и покидают Россию (Мережковский, Гиппиус, Ходасевич). Замятин пытался работать в новых условиях, но в 31 году пришлось эмигрировать. А.Толстой уехал в 19 году, но вернулся через несколько лет. С середины 20х снижается видимая творческая активность Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Хлебникова, Пастернака, Клюева, Орешина. В 1925 г. Было принято постановление «О политике партии и области художественной литературы», в результате которого возникли жёсткие идеологические ограничения.

К середине 20х гг определяются 3 основные противоборствующие силы: РАПП, «Перевал» и попутчики.

Российская Ассоциация Пролетарских Писателей ориентируется на творчество писателей-рабочих, массовая организация. Вульгарный социологизм и догматизм, зазнайство и высокомерие. Попутчики – писатели, сотрудничавшие с новой властью, но не выходцы из пролетарских и крестьянских слоёв и «не овладевшие коммунистической идеологией»

«Перевал». Глава – Воронский. Понимание новой худ. Литературы как наследницы лучших традиций русской и мировой словесности. Объективное худ. Воспроизведение действительности, гуманизм, важность интуиции в творческом процессе,Главный объект внимания – события революции и гражданской войны.

Активность во всех видах и жанрах творчества. Поиск новых путей и форм. Многообразие выразительных и изобразительных средств. Время «великого эксперимента».

На грани между реализмом и натурализмом. Использование гротеска и фантастики. Сильная лирико-романтическая стихия. Модернистские тенденции. Возрождается жанр антиутопии. Новые тенденции: замена «я» на «мы», на первом плане – изображение народных масс. Анализ взаимоотношений героя и массы. На второй план отходит внутренний мир персонажа. Деформируется духовная жизнь: ограничение свободы вероисповедания, преследование инакомыслящих, террор, пренебрежение гуманистическими ценностями, оправдание жестокости. В прозе наибольший расцвет у повести, рассказа, очерка (малые формы), начало работы над романами-эпопеями.

В драматургии сочетаются психологизм, гротеск, патетика и лирика.

В начале 30х гг основным методом объявлен соцреализм. Критика лирико-романтического начала в литературе.

Двойные стандарты в оценке литературы: истинная, традиционная, эстетическая и мнимая, приспособленная к сиюминутным идеологическим требованиям.

К началу 30х гг остаётся небольшое количество группировок. 34 г. - Всесоюзный съезд советских писателей. Провозглашает соцреализм основным методом литературы. Ориентация на социологическое освещение действительности. Оскудевает диапазон изобразительно-выразительных средств. Процесс усреднения языка. Исчезают лирика, сатира, фантастика. В 30 х гг преобладает эпическое начало во всех видах творчества, тяга к крупномасштабным полотнам. Активизация очерковой литературы и публицистики. «Основной герой книг» - труд, развитие «производственных жанров». Развивается жанр массовой песни. Развивается повесть в стихах, сюжетная эпическая поэма.

После 17 года литература разделилась на 3 потока:

    Литература советская

    Литература русского зарубежья

    Литература задержанная

2 основные тенденции: 1)усиливается культурное самообеднение России (21 год – умирает Блок, расстрелян Гумилев. В 22 г. выходит последняя книга Ахматовой. Высылаются из страны интеллигенты: Цветаева, Ходасевич, Иванов и др. Первый культурный погром – закрываются журналы). 2)рубежный характер.

Факторы 1: социальный заказ – ощущение нужности/ненужности творчества – стремление к созданию образца. Важно было противопоставить ОНИ и МЫ, высказываться против врагов новой власти или лояльное отношение к самой новой власти. Были предлагаемые темы. Требование доступности (н: Зощенко).

2: укоренение темы Сталина в литературе (н: Пастернак, Зощенко, Булгаков).

Это литература новаторская.

После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства (например, группа "Ничевоки", провозглашавшая: "Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя ничего"). Причины возникновения многочисленных и разнохарактерных литературных групп: обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые.

1917 – 20-е гг. – пролеткульт: утверждал необходимость создания пролетарского искусства. Только пролетарский писатель может создать пролетарское искусство.

Кузница (20 – 22 гг.) – более умеренная группа писателей. Критиковали большевиков за НЭП.

Октябрь (22 г.) → начинается направление РАПП (24 – 32 гг.) – подчеркивал преданность к большевикам, но учился у классиков. Лидер: Лев Авербах + А.Фадеев, Ю.Лебединский, В.Кершон. РАПП - росс, ассоциация пролетарских писателей (возникла в 1922 г). А Серафимович, и Елохов (хотя он там не работал), историки л-ры 20-х годов, критики: Авербах Л., Милевич Г., Лебединский Ю., прозаики: А. Веселый, А. Соколов, А. А. Фадеев, Д. Фурманов; поэты: Жаров А„ Безыменский А., Дорокойченко А. При журнале «Молодая гвардия». В 23-м году - «октябрь», «На посту» (с 1923 - «На лит. посту»). Задача - охрана границ пролетарской культуры. Пролетарскую культуру создают пролетарии по происхождению и образу жизни. Придумали деление л-ры на крестьянскую, пролетарскую и интеллигентную («попутчики» - те, кто » стоят твердо на платформе сов. власти). Глав, деят-ть - вербовка в свои ряды новых писателей, врагов и мишеней (с которыми велась борьба).

Попутчики: Серапионовы братья (21-25 гг.) (серапионы) – Л.Лунц, В.Каверин, Н.Тихонов, М.Зощенко. Настаивали на свободе творческого выбора.

ЛЕФ (Левый фронт искусства) (23 – 28 гг.) – входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак. К ЛЕФу были близки, вызывавшие большой интерес у писателей-лефовцев, кинорежиссеры - С.Эйзенштейн, Д.Вертов (Эсфирь Шубб -?), художники: Роченко, Лавинский, Степанова. Журнал «Новый ЛЕФ». Действенного революц. ис-ва, о внедрении ис-ва в повседневную жизнь нового гос-ва Ис-во должно выполнять ряд сугубо практич. задач. Эмоц. воздействия на аудиторию - для выполнения задач. Лефовцы настаивали на том, чтобы в новом гос-ве использовалось все лучшее. Все новаторские идеи должны быть исполнены. ЛЕФ основали много качественных, но курьезных текстов (на заказ) - дл: ввода людей в рабочее состояние. Считали, что психологич. проза уводит в мир ненужных фантазий. Проза должна быть короткой. В кон. 20-х гг. гос-во пошло против ЛЕФа- все достигается авралом, а не научной организацией труда

Перевал (25 – 32 гг.) – вокруг журнала «Красеая новь». Алексей Варонский.

Группа ЛЦК - отпочковались (конструктивисты). Лит. центр конструктивистов: гос-во должно быть функциональным, разработка новых приемов л-ры; л-ра должна стать летописцем эпохи, должна запечатлеть речь эпохи (она разная у разных сословий). В 30-м году группа прекратила существовать как завершившая свою задачу.

32 г. – все литературные группировки были распущены. Подготовка к первому съезду советских писателей (34 г.) под предводительством Горького => общий союз писателей (социальный реализм – метод изображения жизни). Роман Горького «Мать» стал первым.

Начало 30-х гг. – соц.реализм → нормативизм.

1928-1953 – установление культа личности Сталина

1931-1941 – время массовых репрессий

1927-1933 – курс страны на индустриализацию

30-е годы – время больших строек

В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам). Многие умирают в лагерях. В начале 30–х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения. Выходит постановление об упразднении всех лит групп и создании единого союза писателей. В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий. В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда. Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка. Отличительной особенностью поэзии 30–х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев–Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие. Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немедленного отклика на происходящие события. Лирико-романтическое начало в литературе 30–х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико–романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А.Твардовский, Д.Кедрин, И.Сельвинский).

Герой этого периода – аскет, преданный делу. Личное отдает в угоду общественному, сохраняет веру в истинность идеалов, кот руководствуется. Долг и разум предпочитает чувствам.

Время – прошлое то, что несовершенно, что необходимо преобразовать. Настоящее-время переделки, ломки. Герой активный его участник. Нередко настоящее приносится в жертву будущему. Будущее-золотой век, осуществление идеалов, то, за что можно страдать в настоящем.

В прозе главной темой становится строение новой жизни, стройки страны, производственные будни. Время расцвета производственного романа. Популярной становится публицистика, путевые заметки, репортажи, рассказы о жизни крестьян в колхозах. Постепенный переход к большим жанрам – появляются романы-эпопеи (Хождение по мукам Толстого, Тихий Дон Шолохова, Жизнь Клима Самгина Горького). Созд много произвед на историч тему.



В поэзию начинает проникать производственная тема (Безыменный) Приобретает популярность массовая песня (Кулач).

В драматургии нет свободы творчества. Главные метод – система Станиславского, т.е. ориентация на жизнеподобие (Погодин, Шварц, Введенский).

Ориентация на марксистско-ленинскую идеологию – идеологический критерий преоблад над эстетическим. Появляется много конъюнктурных произведений (на угоду дня).

Если говорить, что 20-е годы – это относительно свободный период для литературного творчества, то 30-е годы – это период эстетического монологизма (один метод – соцреализм).


20. Роман-эпопея Горького «Жизнь Клима Самгина»

Тема исторической закономер­ности, неизбежности Великой Октябрьской социалистической революции развита Горьким и в романе «Жизнь Клима Самгина». Роман был задуман после 1905 г, но риступил к нему Г позже. Работал он над эпопеей до последних дней своей жизни. Четвертый том так и остался незаконченным. В романе «Жизнь Клима Самгина», носящем подзаголовок «Сорок лет», следует выделить две главные линии: 1) художественный анализ исторических предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции 2) изображение краха буржуазного индивидуализма. Действие романа развернуто на широком фоне социальной и духовной жизни России с конца 70-х годов XIX века до 1917 года. Эпопея не имеет себе равных по широте охвата исторической действительности. Перед чит проходят основные события жизни России на протяжении 40 лет. Крах народничества и зарождение марксизма, жаркие бои революционных марксистов с политическими противниками, знаменитая Нижегородская ярмарка, коронация Николая II и кровавая Ходынка, где в безумной давке погибли тысячи людей, события революции 1905 года, мировая война, бурные дни 1917 года-таковы исторические события, нашедшие свое отражение в романе.



На этом фоне Горький рисует двух главных героев, олицетворяющих собой два социальных лагеря, две противоположные идеологии-буржуазн и социалистичес. Первый лагерь представлен Климом Самгиным. Он- буржуазный интеллигент, думает только о себе, о своем благополучии, о своих интересах. Это-воплощение безудержного эгоизма, морального и политического двурушничества. Самгин лишен идеалов и не верит в них, он чужд народу и враждебен ему. Другой лагерь представлен в романе Степаном Кутузовым-революционером-большевиком. Это человек с большим политическим кругозором. Он олицетворяет собой энергию, волю, ум, стойкость, уверенность в победе пролетарской революции. Ему чуждо мелкобуржуазное псевдореволюционное позерство. Насколько сер, безлик Клим Самгин, настолько ярок и свое­образен, душевно богат и глубок Степан Кутузов. Идейно-художественное значение романа Горького огромно. В нем писатель с исключительной глубиной раскрыл нравственное вырождение старого мира, осудил буржуазный индивидуализм и показал крах буржуазного сознания, раскрыл обреченность капитализма и неизбежность победы социалистической революций.

Образ Клима Ивановича Самгина имеет огромное. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Самгин из числа людей, которые “искали-искали свободы духа и, вот, будто нашли, а свободой-то оказалась бесцельность, надменная пустота какая-то...” Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе довольно напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Над чем бы Самгин ни думал, сознание его всегда было на перепутье, на перекрестке людей и течений. Он всегда опасался четкой постановки вопросов, твердых решений, стараясь “ставить свое мнение между да и нет”. Эту неустойчивость прививала Самгину вся обстановка, в которой он воспитывался. Самгин был бессилен выбраться из жизненной путаницы. В конце романа Самгин находится в состоянии полнейшей растерянности. Одинокий и опустошенный, он ставит все тот же роковой вопрос, который не давал ему покоя в юности: “Что должен делать я и что могу я сделать?” Роман-эпопея “Жизнь Клима Самгина” - самое крупное, итоговое произведение Горького, так как в нем сконцентрировано многое из того, что волновало, постигалось и изображалось писателем в прежних его творениях.


Русская литература 1930–1940-х гг. Общая характеристика 1930-х годов: противоречивость и трагизм общественно-литературной жизни. Участие писателей в строительстве социализма. Формирование в СССР административно-государственного социализма, сталинского режима и воздействие этих явлений на литературный процесс. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Первый Всесоюзный съезд советских писателей (1934). Образование Союза СП и его значение. Генезис, политические и эстетические принципы социалистического реализма. Репрессии 1930-х годов и личные судьбы писателей. Запрещение ряда произведений (А. Платонова, М. Булгакова, Л. Леонова и др.)

Ведущие (официально признанные) темы, проблемы этого периода. «Странная проза» (Д. Хармс, Л. Добычин, К. Вагинов). «Потаенная литература» («Реквием» А. Ахматовой). Характеристика отдельных произведений прозы, поэзии, драматургии (по выбору экзаменующегося).

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Традиции устного народного творчества и русской классики, реализм, гуманизм, эпичность как основные художественные принципы Михаила Шолохова (1905-1984).

Место сборника «Донские рассказы» в новеллистике 1920-х гг. и творчестве писателя. Тип конфликта и характерология. Трагический и гуманистический пафос рассказов. Концептуально-стилистическая связь «Донских рассказов» с романом «Тихий Дон».

Творческая история и проблема авторства «Тихого Дона». Народ и революция, проблема социальной справедливости. Катаклизмы социальной истории и устойчивость традиций казачьего труда и быта. «Судьба человеческая» и «судьба народная»: социально-историческое и вечное в судьбах и характерах. Семья Мелеховых. Григорий Мелехов как трагический характер. Причины его трагедии и психологическая глубина ее раскрытия. Женские образы в эпопее (Ильинична, Наталья, Аксинья, Дарья, Дуняшка). Своеобразие жанра. Народная основа языка, стихия устного народного творчества. Функции картин природы. Символика. Традиции русской классики и новаторство писателя ХХ в. Мировое значение романа.

Этапы творчества Л. Леонова. Традиции философской прозы XIX в. в становлении творческой индивидуальности Леонида Леонова (1899-1994). Проблематика рассказов 1920-х годов. Роман «Барсуки»: социально-нравственная концепция. Особенности композиции, языка и стиля.

Роман «Вор». Трагические противоречия в характере Дмитрия Векшина. Система «двойников» в романе. Полифонизм произведения. Концепция культуры и цивилизации.

«Соть» как социально-философский роман. Противоречивость процесса преобразования человека, общества, природы.

Философская проблематика и символика романа «Скутаревский». Проблема взаимодействия рационального и эмоционального, науки и искусства, молодости, красоты. Интертекстуальность произведения.

«Дорога на Океан» как социально-философский роман о судьбах человечества и культуры. Многоаспектность конкретно-исторического и философского содержания.

Творчество Л. Леонова в период Великой Отечественной войны.

Социально-бытовой, эстетический, философско-символический аспекты содержания романа «Русский лес». Проблематика, система образов, композиция. Философский смысл образа русского леса.

«Evgenia Ivanovna» - повесть о судьбах России и эмиграции, Родине и чужбине. Своеобразие решения проблемы ностальгии. Система образов: Евгения Ивановна - Стратонов - Пикеринг. Мастерство психологического анализа. Подтекст и хронотоп повести.

Глобально-философское осмысление отошедшей эпохи в «гиперфилософском» романе «Пирамида».

Литературная судьба М. Булгакова. Формирование социально-нравственной позиции и творческой индивидуальности Михаила Булгакова (1891-1940) . Начало литературной деятельности. «Записки юного врача»: картины провинциальной жизни и драматизм судьбы интеллигента.

Сатирические повести 20-х гг.: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Гротеск и фантастический сюжет как средство выражения социально-нравственной позиции писателя в оценке послереволюционной действительности.

Роман «Белая гвардия». Символико-философское изображение исторической обреченности белого движения. Библейские мотивы как путь постижения революционного разлома. Судьбы русской интеллигенции и культуры. Трагизм утраты дома и распада семьи Турбиных. Соотношение романа и пьесы «Дни Турбиных».

Драматургия Булгакова конца 1920–1930-х гг. Философская пьеса в снах «Бег». Сложность и противоречивость социально-философской концепции революции. Мотивы апокалипсиса. Изображение русской эмиграции: Хлудов, Чарнота, Корзухин, Люська и др. Судьбы интеллигенции (Голубков, Серафима). Трагедия художника в пьесах «Кабала святош» («Мольер»), «Последние дни» («Пушкин»). Комедия «Иван Васильевич меняет профессию», «Батум».

Философский роман «Мастер и Маргарита». Особенности его философско-исторической концепции и структуры. Гротескный реализм в изображении Воланда и его свиты, их место в идейно-художественной структуре романа. Сатирическое изображение литературной и обывательской среды 1920-1930-х гг. Конкретно-историческое и фантастическое в судьбе Ивана Бездомного. Образ Мастера и его судьба. Философские и нравственные проблемы изображения творческой личности. Образ Маргариты. Философия любви и Вечной женственности в романе. Роман о Понтии Пилате и его место в структуре произведения. Евангельские и фаустианские мотивы. Роман и евангельский миф. Основные философские антиномии романа: страха и бесстрашия, жизни и смерти, света и покоя, добра и зла. Внутренняя противоречивость персонажей и финала произведения. Своеобразие художественного метода и поэтики романа.

Вклад М.А. Булгакова в отечественную и мировую литературу.

Феномен А. Платонова. Андрей Платонов (1899-1951) - выдающийся русский художник слова, мастер философской прозы. Начало творческого пути. Ранняя публицистика. Первые сборники рассказов и повестей. Новизна раскрытия личности в повести «Сокровенный человек». Образ Пухова и его место в художественном мире А. Платонова.

Сатира А. Платонова («Город Градов»). Изображение взаимоотношений личности и государства. Исследование «философии» бюрократии в повести «Город Градов». Авторская концепция и иллюзорно счастливый финал рассказа «Усомнившийся Макар».

«Чевенгур» – роман о судьбах революции. Творческая история. Восприятие событий недавнего прошлого в свете «великого перелома». Основные образы (Александр и Прокофий Двановы, Копенкин, Чепурный). Своеобразие отражения в романе социально-политической жизни страны, вступившей на путь социализма. Крушение чевенгурской утопии и его причины. Тема «прочих», ее роль в концепции произведения. Открытость финала романа и споры по его интерпретации. Жанрово-стилевые особенности «Чевенгура» как философского романа. Мифофольклорные основы его структуры. Традиции народной социальной утопии и утопического социализма. Платоновский гротеск и своеобразие языка.

Социально-философская повесть «Котлован». Классовое и общечеловеческое как основная коллизия произведения. Образ Вощева и его роль в раскрытии философской концепции повести. Образ Чиклина и проблема взаимоотношений рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Своеобразие авторской позиции. Ирония и гротеск в изображении «максимального класса» - бюрократической прослойки (Пашкин, Софронов, деревенский активист и т.д.). Символика образа Насти и авторский комментарий к ней.

Творческие искания Платонова в 1930-е гг. (повесть «Ювенильное море», повесть-мистерия «Джан») и в годы Великой Отечественной войны (рассказы «Одухотворенные люди», «Мать», «Девушка Роза» и др.), воссоздание драматизма послевоенных судеб народа («Возвращение»). Вклад А. Платонова в развитие отечественной литературы.

Человек и природа в философской прозе М. Пришвина. Особенности художественного мироощущения Михаила Пришвина (1873-1954). Истоки творчества. Философские и нравственные искания.

Фольклорные и этнографические мотивы в очерковых книгах 1900-х гг.: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный араб». Синтез художественного и научного мышления. Сближение с писателями-модернистами. Отношение к первой мировой войне и Февральской революции.

Публицистика, дневники, автобиографическая проза: «Кащеева цепь», «Мирская чаша». Своеобразие лирического героя. «Родственное внимание» к природе в книге «Родники Берендея». Мифологические и сказочные мотивы в идейно-художественной структуре произведений. Проблема творчества. Двуплановость повествования. Тема природы в произведениях писателя 1930-1940-х гг.

М. Пришвин – мастер лирико-философской прозы. Концепция взаимоотношений человека и природы в повести «Жень-Шень». Поиск смысла жизни, оптимизм пришвинского мироощущения. Мифологическая и философская символика повести. Драматизм образа лирического героя. Тема любви и вечной женственности. Образ мудреца Лувена. Цикл поэтических миниатюр «Фацелия». Особенности сюжета и композиции.

Поиски истины и счастья в идейно-художественной концепции произведений («Кладовая солнца» и др.)

Культурно-просветительская деятельность М. Пришвина. Творческая лаборатория писателя в книгах «Журавлиная родина», «Глаза земли». Отражение трагических противоречий жизни в «Дневниках».

Литература периода Великой Отечественной войны.

Поэзия. Тема Родины и народа, природы и истории, героизма, гуманизма, борьбы с фашизмом, защиты культуры и цивилизации и особенности ее поэтического воплощения в лирике А. Ахматовой, Б. Пастернака, К. Симонова, А. Суркова, Н. Тихонова, А. Прокофьева, А. Твардовского, М. Светлова и др. Песенное творчество (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, А. Фатьянов и др.). Лирика фронтового поколения (С. Гудзенко, М. Дудин, С. Наровчатов и др.) и поэтов, погибших на войне (П. Коган, М. Кульчицкий, А. Лебедев, Г. Суворов). Стихотворная сатира (Д. Бедный, С. Маршак, С. Михалков). Жанрово-стилевое многообразие поэм (Н. Тихонов, О. Берггольц, В. Инбер, М. Алигер, П. Антокольский).

Поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Творческая история. Пафос «горькой правды» в картинах войны и труда. Своеобразие жанра поэмы как героического эпоса. Собирательность образа ее героя. Композиция «Книги про бойца». Место и роль лирического героя.

Проза. Развитие малых жанров . Очерки и рассказы (Л. Соболев, А. Толстой, Н. Тихонов, И. Эренбург, Б. Горбатов, А. Фадеев, М. Шолохов, Л. Леонов, А. Платонов, В. Кожевников). Тенденция к их циклизации.

Обобщенно-поэтизирующая («Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова) и конкретно-аналитическая («Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова) тенденции в прозе военных лет. Опыт эпического освещения войны («Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева).

Драматургия. Жанрово-стилевые особенности пьес военного времени («Русские люди» К. Симонова, «Ленушка», «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука). Философская сказка Е. Шварца «Дракон». Обличение тоталитарного режима, милитаристской идеологии и психологии. Постижение механизма духовного порабощения человека. Особенности построения конфликтов и характеров. Историческая драматургия (дилогия А. Толстого об Иване Грозном).

Русский исторический роман первой половины ХХ в. («Петр Первый» А. Толстого). Русский исторический роман 1920-1930-х гг.: проблема взаимосвязи истории и современности. Исследование предыстории революции. Изображение народа как основной творческой силы истории. Интерес писателей к изображению выдающихся революционеров и народных движений прошлого: «Разин Степан» А. Чапыгина, романы «Радищев», «Одеты камнем» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова.

Тема Петра Первого в русской литературе и в творчестве Алексея Толстого (1883-1945) («Наваждение», «День Петра», 1917-1919).

Роман «Петр Первый»: особенности замысла («вхождение в историю через современность»), источники работы над романом. Концепция Петровской эпохи. Тематика, основные конфликты и сюжетные линии (борьба нового со старым, рождение новой России, движение истории в романе, тема Востока и Запада). Композиционный центр зрения. Эволюция образа Петра. Его сподвижники и оппозиция. Образ народа, его социальная структура и эволюция (семья Бровкиных, братья Воробьевы, Кузьма Жемов, атаман Иван, Овдоким, Федька Умойся Грязью, Андрей Голиков и др.). Теория «внутреннего жеста» А. Толстого и ее художественная реализация в произведении. Особенности изображения быта и воссоздание колорита эпохи. Язык романа.

Значение романа А. Толстого в развитии русского исторического романа ХХ в.

Литература русского зарубежья (первая волна). Своеобразие реализма И. Шмелева и Б. Зайцева. Русская зарубежная литература как часть отечественной культуры ХХ столетия. Периодизация литературного процесса в России и в русском зарубежье. Причины литературной эмиграции первой волны. Центры расселения: Берлин, Париж, Прага, Варшава, София, Прибалтика, Белград, Харбин. «Русский Берлин» - период относительного единства литературного процесса - время сотрудничества литераторов советской России и русского зарубежья. Париж - «столица зарубежья».

Литературные издательства. Альманахи. Сборники. Кружки. Основные темы, мотивы, образы (тема России и революции, судеб российской и европейской цивилизации, ностальгии, памяти, дома, детства, любви, творчества). Развитие новых жанровых форм: автобиографического романа о прошлом, дневниковой прозы, сочетающей эпическое повествование с лирикой, беллетризованной биографии (творчество Б. Зайцева, Вл. Ходасевича, И. Бунина).

Устойчивость православно-религиозного мировоззрения Ивана Шмелева (1873-1950) . Трагедия послереволюционной России в эпопее «Солнце мертвых». Воскрешение духовных основ жизни России в книге «Лето Господне». Цикличность природно-космического и православно-обрядового движения времени. Персонажи романа как носители христианских устоев и заповедей (отец, Горкин).

Общая характеристика творчества Бориса Зайцева (1881-1972) в контексте художественных исканий в русской прозе начала века. Реализм мировидения художника и импрессионистическая манера письма. Усиление христианских мотивов в творчестве эмигрантского периода («Преподобный Сергий Радонежский»). Автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба». Беллетризированные биографии русских писателей.

Писатели и поэты реалистических и модернистских течений. Писатели, не примыкавшие к литературным школам.

Писатели старшего поколения и литературная молодежь (В. Набоков, Г. Газданов и др.).

Этапы творческого пути В. Набокова. Начало жизненного и творческого пути Владимира Набокова (1899-1977). Первые поэтические опыты.

Берлинский период творчества. Роман «Машенька». Автобиографическая проза В. Набокова «Другие берега» как своеобразный авторский комментарий к роману «Машенька». Ностальгия по России как основная тема произведения. Образ Ганина и его антагониста Алферова. Конфликт между прошлым и настоящим, духовным и бездуховным, живым и мертвым. Скрытая датировка произведения. Категории времени и пространства (природное и бытовое) в повести и их художественные функции. Семантические центры романа, воплощающие: нелепость, обман, фальшь / радость, любовь, счастье. Игра как структурообразующий элемент произведения. Прием зеркального отражения. Цветовой фон и роль цветообозначений. Слово-образ «тень» как ключевое слово текста. Символика произведения.

Проблема традиций русской классики в творчестве Набокова. Роман «Защита Лужина». Вопрос о прототипе главного героя. Судьба Лужина как глобальная метафора. Изгнание героя из «детского рая» и его творческая компенсация в шахматной игре. Мотив двойничества. Метафизическая ошибка героя.

Романное творчество Набокова 30-х годов («Соглядатай», «Подвиг», «Камера обскура», «Отчаяние», «Дар»).

Общая характеристика англоязычного творчества В. Набокова: «Лолита» и др. Проблема национальной идентификации произведений писателя-билингва.

Вклад В. Набокова в развитие русской литературы.


Русская литература второй половины ХХ века
Общая характеристика русской литературы 1950-1980 гг. Феномен «деревенской прозы». Активизация духовной и литературной жизни в стране после ХХ съезда КПСС. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Активизация творчества художников старшего поколения (В. Луговской, Н. Заболоцкий и др.).

Незавершенность процессов демократизации. Запрещение ряда произведений (Б. Пастернака, А. Солженицына, В. Гроссмана, А. Бека, Ю. Домбровского, А. Твардовского, В. Шаламова и др.). Диссидентство и формы его выражения. «Самиздат». «Тамиздат». «Магнитиздат». Выезд ряда писателей за рубеж.

Многообразие прозы: лирическая, деревенская, городская, лейтенантская, мемуарная. Условность классификации.

Становление и развитие деревенской прозы. Генезис деревенской темы. Проза 1920-1930-х годов о судьбах крестьянской России как предыстория разработки деревенской темы в 1960-1970-е годы. Роль В. Овечкина как первооткрывателя темы в жанре очерка. Обращение к деревенской прозе Е. Дороша, Г. Троепольского, В. Тендрякова. Место рассказа А. Солженицына «Матренин двор» в процессе освоения народного бытия. Открытие народного характера в повести В. Белова «Привычное дело». Обращение к трагическим событиям коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова и др.).

Дальнейшие социальные, нравственные, философские искания деревенской прозы, богатство творческих индивидуальностей (В. Шукшин, Ф. Абрамов, В. Белов, Е. Носов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Крупин и др.).

Творческий путь В. Шукшина. Феномен Василия Шукшина (1929-1974). Многообразие дарований (литература, кинодраматургия, режиссерская и актерская работа).

Проблематика, жанровое и стилевое многообразие творчества писателя. Проблема народа как центральная в прозе и кинодраматургии Шукшина. Шукшин - мастер малого жанра. Преобразование жанрово-стилевых форм («рассказ-судьба», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь», «рассказ-анекдот» по Шукшину). Ситуации и конфликты. Характерология. Маргинальность персонажей. Психологизм. Полифонизм. Соотношение автор – герой.

Роман «Любавины»: изображение судьбы русской деревни на переломных этапах в свете общечеловеческих проблем. Роман «Я пришел дать вам волю»: новизна интерпретации исторических событий и роли личности. Центральные проблемы романа: судьбы России, крестьянского восстания и Степана Разина.

Сатира Шукшина. Единство комического и трагического. Рассказы, философская сказка «До третьих петухов», сатирическая повесть «Энергичные люди».

Киноповесть «Калина красная»: характер и судьба Егора Прокудина и авторская концепция народного характера. Фольклорные и мифологические истоки поэтики.

Этапы творческого пути В. Астафьева. Трудный жизненный опыт Виктора Астафьева (1924-2001) и его отражение в творчестве писателя. Рассказы и повести 1950-1960-х гг. («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», «Ясным ли днем»). Своеобразие астафьевского автобиографизма.

Творческая история и своеобразие жанра книги «Последний поклон». Изображение нравственных устоев народной жизни. Народные типы. Образ Катерины Петровны. Лиризм автобиографического повествования. Традиции русской автобиографической прозы. Двуплановость авторского видения мира.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Астафьева. Повесть «Пастух и пастушка»: новаторская гуманистическая сущность концепции войны, остро полемический характер повествования. Истоки трагедии Бориса Костяева. Трагически-противоречивый характер Мохнакова. Глубина психологического анализа. Жанровое своеобразие и специфика сюжета и композиции. Мифопоэтические и литературные традиции.

«Царь-рыба» как социально-философское произведение. Специфика конфликта. Типология персонажей. Утверждение нравственных основ народного характера и осуждение духовного браконьерства.

Роман «Печальный детектив»: проблематика, выбор главного героя, образная система. Своеобразие жанра и композиции. Публицистическое начало. Традиции русской классики (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, М. Горький).

Эволюция темы Великой Отечественной войны в творчестве В. Астафьева 90-х годов: роман «Прокляты и убиты», повести «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат». Воссоздание трагедии народа в предвоенные, военные и послевоенные годы. Авторская концепция поражений и побед в Великой Отечественной войне. Природа конфликтов. Противостояние личности и государства. Роль лирико-публицистических отступлений.

Этапы творческого пути А. Солженицына. Драматизм судьбы А. Солженицына (р. 1918) – человека и писателя. Его социально-философские взгляды.

«Один день Ивана Денисовича»: история замысла и публикации. Действующие лица и их прототипы. Образ «соцгородка»: картины лагерной повседневности. Широта художественного обобщения. Противостояние людей и «псов клятых» в системе образов. Особенности сюжета и композиции. Прием трагической иронии. Своеобразие языка. Традиции русской классики (Ф. Достоевский, А. Чехов).

Художественное воплощение национального типа характера и особенности конфликта в рассказах «Матренин двор», «Захар Калита».

«Архипелаг ГУЛАГ»: история создания, социально-философская проблематика, жанровое своеобразие. Реалии острожного быта. Образ повествователя. Идея катарсиса. Символика. Апелляция к произведениям русской литературы. «Архипелаг ГУЛАГ» в контексте «лагерной» прозы. Особенности языка.

Романное творчество А. Солженицына: «В круге первом», «Раковый корпус». Автобиографическая основа, проблематика, система образов, природа конфликтов.

Эпопея «Красное колесо»: идейно-тематическое содержание, структурная многослойность, метод «узловых точек».

Творчество А. Солженицына 90-х годов: «Крохотки», «Двучастные рассказы».

Эволюция темы Великой Отечественной войны в литературе второй половины ХХ века. «Лейтенантская проза» (конец 1950-х – 1960-е гг.) как жанрово-стилевое явление и новый этап в раскрытии проблемы «человек и война». Ее основные свойства и место в литературном процессе (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Богомолов, А. Ананьев, В. Курочкин, В. Астафьев). Споры об «окопной» и «масштабной» прозе. Традиции В. Некрасова. Изображение будней войны. Особенности выбора героя. Многообразие ситуаций и конфликтов. Своеобразие хронотопа. Лирическое и автобиографическое начала.

Новые тенденции и жанры прозы о Великой Отечественной войне в 70-90-е гг. Художественное осмысление подвига народа в трагических испытаниях. Усиление гуманистических и философских начал, расширение представления о героическом. Проблема нравственного выбора. Новое в раскрытии личности. Мастерство воссоздания внутреннего состояния человека в многообразных ситуациях на войне. Широта интерпретаций ряда образов и ситуаций (Ю. Бондарев, В. Быков, В. Распутин, В. Кондратьев, Г. Владимов).

Развитие эпической традиции. Значение документа, мемуаристики (А. Адамович, Д. Гранин, В. Семин, В. Богомолов, С. Алексиевич). Сближение проблематики военной прозы с нравственно-философскими исканиями литературы этого периода.

Русская поэзия второй половины ХХ в. Многообразие идейно-художественных тенденций. Многообразие течений в лирике: «эстрадная» поэзия (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский), «тихая» лирика (В. Соколов, Н. Рубцов), философская лирика (Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, А Тарковский). Выступления против официоза (поэзия в альманахе «Метрополь»). Активное противостояние «застою» в стихах-песнях и деятельности рок-групп. Пути развития авторской песни в 1960-1980-е годы (Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева, Ю. Ким, Ю. Визбор, В. Долина, А. Макаревич, В. Цой).

Новые тенденции в поэзии 2-ой половины 1980 - начала 1990-х гг. Процесс сближения основных ветвей русской поэзии (официальной, неофициальной, задержанной, зарубежной). Публикации «Из литературного наследия» А. Ахматовой, А. Твардовского, В. Шаламова.

Художественный мир Иосифа Бродского (1940-1996) . Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Тема времени как центральная.

Книга как жанр в поэзии Бродского. Поэтика книг «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Римские элегии», «Новые стансы к Августе», «Урания».

Особенности поэтики лирики Бродского. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, трагический пафос и ирония, классический ритм стиха и стилевая эклектика - противоположности, сплавленные единством поэтической личности. Эволюция поэзии от экспрессивного лиризма к нейтральности тона, усложнению поэтического синтаксиса, движения от точных метров к интонационному стиху.

Поэтический авангард. Творческие поиски «метаметафористов» (А. Еременко, А. Парщиков), «концептуалистов» (Д. Пригов, Л. Рубинштейн), «иронистов» (И. Иртеньев, В. Вишневский), «куртуазных маньеристов» (В. Степанцов, В. Пеленягрэ), их художественные обретения и потери. Лирика и поэмы наиболее талантливых поэтов нового поколения (И. Жданов, Т. Кибиров).

Поэты вне «школ», «поэты-смысловики» (самоопределение Е. Рейна), близкие к классической традиции: Е. Рейн, Б. Ахмадулина, В. Соснора, А. Кушнер, Г. Горбовский, О. Чухонцев, О. Хлебников, Т. Бек, Ю. Кузнецов.

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писате­лей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистиче­ского идеала в творчестве Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др.

Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Бул­гаков).

Развитие драматургии в 1930-е годы.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое - птица в руке…», «Тоска по родине! Давно».

Повторение. Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX-XX веков. Образ Москвы в творчестве русских поэтов (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин и др.).

Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительно­сти.

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (сообщения, до­клада): «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников».

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.И.Цветаевой. Наизусть. Одно-два стихотворения (по выбору студентов).

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899-1951)

По выбору преподавателя - творчество А.Н.Толстого или А.П.Платонова.

Сведения из биографии.

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетиче­ского. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А.Платонова, своеобразие художе­ственных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Для чтения и изучения. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Демонстрации. Музыка Д.Д.Шостаковича, И.О.Дунаевского. Картины П.Н.Фи­лонова.

Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозы А.Платонова».

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям

романа. Честь - лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.

Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Систе­ма образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литерату­ры (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Для чтения и изучения. Роман «Мастер и Маргарита».

Повторение. Фантастика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Теория литературы. Разнообразие типов романа в советской литературе.

Демонстрации. Фотографии писателя. Иллюстрации русских художников к произ­ведениям М.А.Булгакова. Фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В.Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В.Бортко).

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Тра­гический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столк­новение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор с чтением фрагмен­тов).

Повторение. Традиции в изображении войны (Л.Н.Толстой «Война и мир»). Тема революции и Гражданской войны в творчестве русских писателей.

Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.

Демонстрации. Иллюстрации О.Г.Верейского к роману «Тихий Дон». Фрагмен­ты из кинофильма режиссера С.А.Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957- 1958 годы).

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.).

Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой).

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо­лева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др.

Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволю­ционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием».

Повторение. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский). Любовная лирика русских поэтов.

Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Демонстрации. Портреты А.А.Ахматовой кисти К.С.Петрова-Водкина, Ю.П.Ан­ненкова, А.Модильяни. И.В.Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В.Добужинского к книге «Подорожник».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А.Ахматовой.

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л.Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.