Характеристики главных героев произведения Бесприданница, Островский. Их образы и описание. "Бесприданница": анализ пьесы (подробный) Изложение сюжетной линии

Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она выгодно отличается глубоким психологизмом, колоритностью образов, остротой социально-личностной проблематики. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1874-1878 годы.

История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.

Тема - Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.

Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт - экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт - развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт - кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт - развязка (смерть Ларисы).

Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.

Направление – Реализм.

История написания

В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.

Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.

Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».

Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.

И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.

Тема

Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым - редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать. Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты.

Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель - не продешевить.

Лариса Огудалова - тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком - отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.

Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.

Лариса приходит к печальному выводу, что она - вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке - гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.

Композиция

В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:

  • первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова);
  • во втором акте происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим);
  • третий акт - кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
  • четвертый акт - развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).

Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.

Главные герои

Жанр

Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге - трагическая судьба. Но, вместе с тем, драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 708.

В 1878 году А.Н. Островский закончил свою пьесу «Бесприданница», в 1879 она была впервые опубликована и поставлена. С тех пор со сцены она практически не исчезала, пользуясь огромным успехом. Даже сейчас это одна из самых популярных пьес классического репертуара, по мотивам снят фильм «Жестокий романс». Что же привлекает зрителя в этой драме?

В сравнении с «Грозой», Островский использовал совершенно иной метод - метод психологической достоверности. Воссоздавая среду, ситуацию, творя фабулу, гений драматурга создает реалистичных персонажей и мастерски показывает внутренний ход мысли, обосновывая каждое действие, каждый порыв души. В этой драме наиболее полно отразились реалистические тенденции творчества Островского.

Ситуация, положенная в основу фабулы и вынесенная в название пьесы, не нова. Бесприданницы - явление типическое для того времени. В «Бесприданнице» не исчезла критикующая сила Островского, ещё в ранних комедиях обличавшего набирающую силу буржуазию, для которой деньги - основополагающий в жизни фактор. Просто обличение переросло жанр комедии, стало более тонким - драматург показывает, как губит жизни людей открытых, честных холодный расчет купцов.

Проанализировав творчество Островского, мы пришли к выводу, что для автора очень важна ясная, прозрачная идейная структура пьесы. У Островского почти всегда ясно, кто положительный герой, кто отрицательный, часто есть резонер. Драматург всегда закладывает какую-то идею в пьесу или ставит проблему, осуждая какие-либо проявления несправедливости. Идейное поле драматургии А.Н. Островского - социальная проблематика. Он ставит вопросы денежных взаимоотношений, его волнует сила денег, их власть над людьми. Иногда деньги являются причиной авантюр и махинаций - и следовательно смешной, занимательной интриги (где все равно есть социальный подтекст), а иногда деньги становятся причиной трагедии, как в пьесе «Бесприданница».

Мотив денег, с точки зрения автора, позволяет вскрыть самую суть человеческих отношений: в денежных делах проявляются все самые важные качества человека, проходят проверку его ценности, свершается его судьба. Если в ранних пьесах Островского социальная проблематика находится на заднем плане, она подспудно проявляется при осмыслении, то в поздних пьесах конфликт уже очевидно социально-психологический.

Развитие психологического реализма во второй половине XIX века проявилось и в драматургии. Интерес к человеческой личности во всех её состояниях заставил писателей искать средства для их выражения. В драме основным таким средством явилась стилистическая индивидуализация языка персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит именно Островскому. Кроме того, Островский в психологизме предпринял попытку пойти дальше, по пути предоставления своим героям максимально возможной свободы в рамках авторского замысла.

В ходе исследования, мы постарались установить, чем же предопределилось наличие именно психологической драмы в творчестве Александра Николаевича Островского. Прежде всего, на наш взгляд, тем, что свои произведения он изначально создавал для театра, для сценического воплощения. Ориентация на сценическое бытие драмы обуславливает и особое внимание автора к психологическим характеристикам каждого героя: как главного, так и второстепенного персонажа.

Автор использует различные средства для создания цельных, психологически полнокровных социальных типов. Основным средством психологической характеристики действующих лиц является их речь: лексика, диалоги, монологи, интонации. Кроме особенностей языка, Островский использует и манеру поведения своих персонажей, чтобы передать их психологическую характеристику. Средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог.

По сложному рисунку душевных переживаний «Бесприданница» представляет новое слово в творчестве Островского. Наряду с жанром сатирической комедии принято говорить о формировании в позднем творчестве Островского жанра психологической драмы. Возникновение психологизма в творчестве Островского связано не просто с ломкой стереотипов в описании героев. Психологическая драма в театре Островского возникает на основе своеобразного компромисса между действием, требующим «редуцирования» сложности человеческой личности, и вниманием к ее проблематичности.

Сложность характеров героев - будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, - вот в чем психологизм драмы Островского. Редкий художественный эффект финальной сцены А. Н. Островкий строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя.

Драма «Бесприданница» стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически многозвучные человеческие характеры, предвосхищена неизбежность появления в России нового театра.

Главная героиня пьесы, дочь Хариты Игнатьевны. Это красивая и умная девушка с великолепными личностными качествами. Она скромна, начитана, открыта, честна, не льстива, обладает целым набором талантов, способна на глубокие чувства. Однако в обществе, которое ее окружает, ее искренность и добродетели считаются чуть ли не пороком. Один из новоиспеченных молодых дельцов, Вожеватов, отмечает, что бесприданницам вроде нее, не следует быть такой прямодушной.

Один из главных персонажей пьесы, молодой и небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны. Это скромный молодой человек с претензией на большее. Основные его черты – это болезненное чувство собственного достоинства и уязвимое самолюбие. Собираясь жениться на Ларисе, он считает себя благодетелем, спасающим бесприданницу. На самом деле, он хочет обладать «вещью», чтобы утереть нос ее предыдущим поклонникам.

Один из главных героев пьесы, блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы. Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердцеед, который, по сути, является охотником за богатыми приданым. В него безумно влюблена Лариса Дмитриевна – молодая и­ красивая бесприданница, которой он вскружил голову, чтобы лишь потешить свое самолюбие.

Один из персонажей драмы, пожилой и состоятельный человек, крупный делец с завидным состоянием. Это истинный представитель «чистой публики» города Бряхимова, как отмечает буфетчик Гаврило. В начале пьесы становится ясно, что у него есть определенные привычки. Например, он любит заботиться о своем здоровье, подолгу гуляя по бульвару, чтобы нагулять аппетит.

Один из персонажей пьесы, молодой человек, представитель богатой торговой фирмы, любит одеваться по-европейски, типичный пример купеческой знати XIX века. Этот герой полагается только на холодный расчет и деньги для него самоцель. К людям он относится в зависимости от их материального благосостояния и социального положения.

Хитрая и проворная вдова, мать Ларисы Дмитриевны. Благодаря ее ловкости, их дом всегда полон гостей, в частности женихов. Автор настойчиво подчеркивает разность дочери с матерью. Если Харита Игнатьевна одевается изящно, но не по летам, то Лариса всегда одета со вкусом, но скромно. Она умеет льстить и заискивать, принимать подарки и материальные блага от богатых, в то время как Лариса далека от этого.

Гаврило

Второстепенный персонаж, содержатель кофейной на бульваре, где происходят выжные события пьесы.

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия - от "домостроевских" тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы. Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств. Ниже представлен анализ "Бесприданницы" Островского, где главная героиня - яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ "Бесприданницы" Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде - убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа "Бесприданницы" Островского - это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова - главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она - гордая девушка. Ее главный недостаток - это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов - дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев - мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель - завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов - молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров - пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он - женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон - актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа "Бесприданницы" Островского - это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов - богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она - бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе "Бесприданницы" Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило - это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой - никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе "Бесприданницы" Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она - вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы "Бесприданница" Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ "Грозы" и "Бесприданницы" Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини - яркие личности, а их избранники - слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она - вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе - она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского "Бесприданница" можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского "Бесприданница" позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.

Психологическая драма Островского «Бесприданница» так же, как и пьеса «Гроза», принадлежит к числу драматургических шедевров Островского. Она отличается остротой общественной проблематики, колоритностью и яркостью характеров, утонченным психологизмом, редчайшим по своей выразительности сплетением социального и индивидуально-личного.

Почти двадцать лет отделяют «Бесприданницу» (1978) от «Грозы» (1859). Интенсивные перемены в русской жизни привели к усилению капитализации, «торжеству буржуазии». Действие пьесы происходит в приволжском городе Бряхимове в «настоящие дни» (то есть в конце 70-х годов XIX века). Герои пьесы — европеизированные купцы, которые, по выражению одного из слуг, разговаривать ездят «в Москву, в Петербург да за границу».

Сквозным в пьесе, во многом определяющим ее конфликт является мотив всевластия капитала. Значительную часть экспозиции драмы «Бесприданница», анализ которой нас интересует, занимает диалог миллионщика Кнурова с представителем богатой торговой фирмы Вожеватовым. У обоих купцов, как и у большинства персонажей Островского, значимые фамилии: «кнур» — боров, кабан, «вожеватый» — вежливый, обходительный. Купцы обсуждают сенсационную новость: согласие первой красавицы города, обаятельной и артистичной Ларисы Огудаловой, на брак с бедным чиновником Карандышевым, который в глазах преуспевающих торговцев совершенно ничтожен. «Ну, что такое Карандышев!» — презрительно заявляет Кнуров (д. 1, явл. 2).

Из диалога купцов мы узнаем об отношениях Ларисы с любимым ею Паратовым, который, по словам Вожеватова, «женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда» (д. 1, явл. 2). Лариса в безвыходном положении, она бесприданница, и это главная причина ее личных несчастий. Собеседники оценивают и собственные шансы в соперничестве за Ларису. Борьба за нее, ведущаяся чуть ли не по законам биржевой игры, открывает в каждом из соперников всю безмерность их личных амбиций, стремление утвердиться в роли «героя дня». О чем бы ни заговорили купцы, даже о самом личном, сокровенном,— везде на первом месте мотив купли-продажи.

Каждый из персонажей пьесы «Бесприданница» (Островский), анализ которой нас интересует, сообразно своим представлениям стремится к овладению «искусством жизни». Среди иерархии жизненных ценностей купцов и дворян на первый план выходят богатство, роскошь, изысканные удовольствия. Кнуров, имеющий громадное состояние, ведет себя как человек, для которого «невозможного мало». «С шиком живет Паратов» — так оценивают купцы стиль жизни «блестящего барина». «Любит и сама пожить весело»,— говорит о матери героини Харите Игнатьевне Огудаловой завсегдатай ее дома молодой, удачливый Вася Вожеватов. Бедный чиновник Карандышев, «человек самолюбивый и завистливый», стремясь к успеху и комфорту, предстает пародийным двойником Паратова. Карандышев не может усвоить чуждый, неорганичный для него стиль поведения и сбивается. По удачному выражению А. И. Журавлевой, он не может «попасть в образ». И только душевно утонченная Лариса как бы существует «над бытом», жаждет одухотворенной и нравственной жизни, мечтает о возвышенно романтических отношениях. Естественно, что при столь разных представлениях о жизни они с Карандышевым говорят на разных языках.

Закономерно возникает вопрос: искренен ли Карандышев в своем чувстве к Ларисе? Без сомнения, этот мелкий чиновник с большими амбициями по-своему любит ее. Но это чувство неотделимо у него от надрывной амбиции, желания повеличаться, предъявить соперникам свой «капитал». М. В. Отрадин верно замечает, что отношения Ларисы и Карандышева «сразу проявляются как взаимные претензии». Карандышев, едва став женихом, начинает с обвинений, ведет себя неблагородно, напоминает своей невесте о жизни «в таборе». Лариса отвечает ему с уничтожающей, беспощадной откровенностью: «Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бы бежать от людей, разве я пошла бы за вас?» (д. 1, явл. 4). Романтически настроенная Лариса не скрывает от Карандышева, что ее идеалом мужчины является Сергей Сергеич Паратов. Она воспринимает Паратова в ореоле высоких романсовых ассоциаций (М. В. Отрадин), видит в нем смелого, щедрого, во всем исключительного человека. Согласившись на брак с Карандышевым, Лариса изменяет своим представлениям о любви и подлинном счастье. Однако согласие Ларисы на брак с нелюбимым человеком допускает разные толкования. Потеряв, казалось бы, обретенное счастье (Паратов уехал и забыл о Ларисе), она не утрачивает надежды на достойную и нравственную жизнь. И именно поэтому выбирает путь брака. «Хоть за Карандышева, да замуж»,— не без досады говорит Вожеватов. Примечательно, что мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова, гораздо менее разборчива в средствах достижения жизненного благополучия. Она не исключает «теплого участия» в жизни дочери богатого человека, о чем свидетельствует ее разговор с Кнуровым. «Хорошо, как найдется это участие»,— соглашается она с Кнуровым (д. 2, явл. 2). В глазах старшей Огудаловой дочь — товар, поэтому замужество Ларисы или «покровительство» участливого богача для нее — матери — стоят друг друга.

Главным событием в первом действии становится возвращение в Бряхимов Паратова. Его приезд важен не только для влиятельных лиц города. Ему рады и трактирные слуги, и цыгане. Паратов — всеобщий любимец. Когда он рассказывает о механике с «Ласточки»: «Иностранец, голландец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то» (д. 1, явл. 6),— читатель (зритель) вправе ожидать, что сам Паратов — истинно русский человек с широкой душой. Паратов и стремится к тому, чтобы его именно так воспринимали. Но здесь же открывается, что ему нетрудно найти с купцами общий язык: «У меня, Мокий Парменыч,— обращается он к Кнурову,— ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» (д. 1, явл. 6). За этим весьма откровенным самопризнанием следует сообщение о женитьбе на девушке с очень богатым приданым. Островский показывает, что в русском обществе идет процесс стирания различий между сословиями. Большой барин рассуждает и поступает вполне по-купечески. То обстоятельство, что Паратов с его образованностью и умом, способностью чувствовать прекрасное служит тем же идолам, что и купцы, драматически заостряет конфликт, неотвратимо приближает катастрофу.

Примечательно, что по сравнению с сильными мира сего комический актер Аркадий Счастливцев (в сюжете его роль второстепенна) предстает более естественным человеком. Его реакции на мир более непосредственны, но это лишь усугубляет его положение шута, с которым «отводят душу» просвещенные российские самодуры новейшей формации. В сходном шутовском положении оказывается и жених Ларисы, которому соперничающие мужчины постоянно пытаются указать его истинное место. С Робинзоном соотносится и сама Лариса, на которую «медичисы» смотрят как на вещь.

Во время встречи с Ларисой (д. 2, явл. 8) Паратов ведет себя как режиссер и как актер одновременно. Его обращение к шекспировскому Гамлету может быть объяснено стремлением к игре, смене ролей, масок. Паратов — крайне эгоцентричный человек, привыкший первенствовать во всем и, прежде всего, в любви. Его мужскому самолюбию льстит, что Лариса по-прежнему во власти страстных чувств. Несомненно, он принадлежит к «хищному» типу героев («паратый» — сильный, хищный зверь). В ответ на просьбу Ларисы не злоупотреблять ее откровенностью Паратов лицемерно заявляет: «Я, Лариса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня — дело священное» (д. 2, явл. 8). Истинность этих слов опровергается всем последующим его поведением, всем ходом событий. Для него брак — выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе, и возможную перспективу счастья с ней за крупное приданное нелюбимой столичной невесты.

Без преувеличения можно сказать, что самолюбие— тот «архимедов рычаг», которым движется действие. «Все себя любят»,— с горечью говорит Лариса.

Карандышев, затевая званый обед, лелеет тайное желание посмеяться над богатыми «фанфаронами» и отомстить им. На обеде он поднимает тост за свою невесту Ларису — и произносит похвальное слово себе. Карандышев ощущает себя в зените величия, а его гости видят только, как он смешон. В борьбе амбиций побеждают сильные и преуспевающие. Паратов, издеваясь над хозяином обеда, добивается своей цели: в глазах Ларисы Карандышев унижен, а следовательно, уничтожен. Лариса освобождается от внутренних обязательств перед женихом.

Не задумывается и Карандышев о том, что для Ларисы брак с ним — компромисс, что в семье она надеется найти уединение и покой. Для него породниться с дворянской семьей Огудаловых, заполучить красавицу-жену — «сыграть на повышение». Поэтому он мечтает о парадной пышной свадьбе, которая претит Ларисе.

В центре драмы судьба обаятельной и талантливой бесприданницы, вокруг которой ведется откровенный и циничный торг. В процессе развития действия «пытка чувств» (термин Б. Эйхенбаума) героини максимально затягивается. Паратов, решивший уничтожить Карандышева, не задумывается над тем, какую боль он причинит Ларисе.

Доминирующие мотивы пьесы образуются и поддерживаются музыкальной романсной стихией. Лариса поет романс на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В этой элегии господствуют разочарование, усталость души, неспособность к обольщениям любви. Романс можно рассматривать как ключ к драме героини. Пение Ларисы — голос исстрадавшейся души. Девушка пьесы, испытывая высокое романтическое чувство к Паратову, пыталась, но не смогла смириться с ролью невесты нелюбимого человека, которого ее мать придерживала в доме «на всякий случай».

В анализируемой пьесе «Бесприданница» Островского, как и в романсах, немало внутренних парадоксов. Страдания Ларисы, казалось бы, дошли до последней черты. И вдруг она услышала в словах восхищенного Паратова то, что ждала и хотела услышать, по-своему восприняла и истолковала его зыбкие, но страстные признания. Ее душа мгновенно отзывается на влюбленный, взволнованный голос любимого. Жить для Ларисы и значит любить. Поэтому она не задумываясь соглашается ехать за Волгу с человеком, в котором уже было разуверилась (д. 3, явл. 12). Реплика Паратова — «Она поедет»,— адресованная Кнурову и Вожеватову, как бы перечеркивает всю предыдущую ситуацию (сватовство Карандышева, согласие на брак Ларисы). Паратов всегда ощущает себя хозяином положения.

Для Карандышева бегство гостей и невесты — страшный удар. Его монолог: «Да, это смешно... Я смешной человек...» (д. 3, явл. 14) — полон патетических интонаций. И читатель (зритель) — едва ли не впервые — начинает сочувствовать ему. Психологическая характеристика этого персонажа заметно усложняется, его положение драматизируется. Карандышев собирается мстить своим оскорбителям, и этот бунт против них: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого» (д. 3, явл. 14) — совершенно естествен.

В «Бесприданнице» Островского значительное место отведено мотиву игры, многогранно развернутому автором и в действии пьесы, и в характерах, и в отношениях персонажей. Это и злая шутка с актером Счастливцевым, которого Паратов выдает за иностранца Робинзона и обещает отправить в Париж. Но и «Париж», куда попадает Счастливцев, — бряхимовский ресторан. Это и игра чувств и самолюбий центральных героев.

Это и одна из форм воплощения конфликта. Во втором действии Паратов беседует с матерью Ларисы. Он игриво замечает: «Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить!» (явл. 7). На самом деле он далек от джентльменства: благородный лоск — его маска, а за ней — натура и интересы дельца. Харита Игнатьевна пытается раскрыть игру Паратова, обнаружить его тайные намерения: «Понимаю: выгодно жениться хотите?» Женитьба на бесприданнице Ларисе для Паратова невозможна — это игра, не стоящая свеч: «Ведь я было чуть не женился на Ларисе,— вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака» (д. 1, явл. 7). Да и сами отношения с Ларисой, пробуждающие в Паратове азарт игрока, — жестокая, опасная игра, вполне осознанный риск: «Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью» (д. 3, явл. 12). В сцене узнавания витиеватые речи Паратова расцениваются Ларисой как игра в слова: «Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите!..» (д. 4, явл. 7). Понятие «игра» реализуется в пьесе и в метафорическом смысле: «жизнь — игра». «Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать» (д. 3, явл. 12). Последнее действие начинается сценой карточной игры, а за ней следует эпизод розыгрыша Ларисы в орлянку, где Кнуров и Вожеватов полагаются на волю случая.

«Жестокая игра» Паратова и Ларисы закончилась тем, что героине открывается наконец истинный Паратов, для которого расчет и выгода превыше всего. Разочарование в любимом для Ларисы равносильно потере смысла жизни. Страдая от предательства Паратова, бесприданница ни в ком не находит сочувствия, даже в друге детства, Вожеватове. Последний диалог в пьесе, Ларисы и Карандышева, идет на сильных эмоциональных перепадах. Убийственное слово «вещь», которое находит для бывшей невесты Карандышев, становится одним из лейтмотивов этого последнего разговора. «Я беру вас, я ваш хозяин»,— говорит Карандышев (д. 4, явл. 11). Но далее, потрясенный намерением Ларисы пойти к Кнурову, он смягчается: «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю». Карандышев умоляет осчастливить его, признается в любви. И затем — в ответ на категорический отказ и презрение Ларисы — следует новый эмоциональный перепад: «Так не доставайся ж ты никому!» Бывший жених Ларисы, решивший защищать ее и мстить за нее (один из всех и один против всех), не удерживается на этой высоте и убивает свою возлюбленную, подтверждая взгляд на нее как на вещь (Б. О. Костелянец).

Лариса расценивает выстрел Карандышева как благодеяние. В ней нет цельности Катерины, поэтому Лариса оказалась на грани компромисса и нравственного падения, хотя в ней жива страстная мечта о чистоте и красоте человеческих отношений. Смерть позволяет ей сохранить цельность и высоту, не утратить собственного достоинства. Но, как подчеркивает А. И. Журавлева, «чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острей суд зрителя».

Смысл названия пьесы «Бесприданница», анализ которой мы провели, ориентирован не только на социально-бытовой, но и на нравственно-психологический конфликт. «Катерину бесприданницей не назовешь. Она богата: за нею мощь традиции, сила народного мировосприятия и народной поэзии. Лариса прекрасна, но она сама по себе»,— справедливо заметил Н. Н. Скатов. Героини двух драматургических шедевров Островского предстают индивидуально-неповторимыми и относятся к самым обаятельным женским образам русской и мировой литературы.