История дома романовых в доме архитектора клейна. Спасти и заселить: как девелоперы осваивают наследие архитектора Клейна. Уход из дома

Бывшие доходные дома, фабрики, торговые предприятия, построенные по проектам знаменитого архитектора, сегодня превращаются в элитные жилые комплексы

Роман Клейн — один из самых важных и узнаваемых российских архитекторов конца XIX — начала XX веков. Почти за 40 лет работы он только в Москве спроектировал больше полусотни построек, в том числе здание Торгового дома товарищества «Мюр и Мерелиз» (ныне ЦУМ), корпуса Трехгорного пивоваренного завода и Бородинский мост. Всемирную известность архитектору принесло здание Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Основная часть московского наследия Клейна — многочисленные доходные дома и бывшие фабричные корпуса, которые сегодня перестраиваются под элитное жилье. «РБК-Недвижимость» рассказывает о некоторых таких примерах.

Доходный дом Клейна

Одним из первых проектов реновации клейновских построек стала реконструкция бывшего доходного дома Клейна (1889, 1896), расположенного в Олсуфьевском переулке, 6, стр. 1. После революции трехэтажное строение постигла участь большинства доходных домов — его перепланировали и приспособили под коммунальные квартиры. В 1993 году компания «Реставрация Н» расселила здание и приступила к его реконструкции. «В результате был создан новый и необычный для середины 1990-х годов тип жилья — элитный дом с просторными планировками квартир, самой современной на то время инженерией и оригинальным интерьером входной группы. Кстати, это один из первых столичных домов, подъезд которого в 1990-х годах вновь стал называться парадным», — говорит генеральный директор девелоперской компании «Реставрация Н» Энвер Кузьмин.

«Клубный дом Depre на Петровском бульваре»

Девелоперская компания KR Properties занимается реконструкцией сразу нескольких объектов Романа Клейна. Один из них — здание бывшего «Торгового дома К. Ф. Депре» на Петровском бульваре, 17/1. Одноэтажное здание в стиле модерн было построено в 1899-1902 годах для «Торгового дома К. Ф. Депре», официального поставщика вин для императорского двора. До революции здесь находился фирменный магазин предприятия, а в советские годы — завод по розливу кавказских вин и коньяков «Самтрест». В 1993-м здание надстроили вторым этажом. Сейчас клейновский дом реконструируют, проект называется «Клубный дом Depre на Петровском бульваре». Девелопер обещает восстановить архитектурный облик здания по оригинальным эскизам Романа Клейна более чем вековой давности.

Лофт «Рассвет»

Здание складов и выставочных сооружений торгового дома «Мюр и Мерилиз», официального поставщика императорского двора, в начале ХХ века считалось одним из самых передовых в техническом отношении. Постройка 1910-х годов, стилизованная под английскую готику, была выполнена из металлических конструкций по проекту инженера Владимира Шухова и оснащена электрическими лифтами. В советские годы здесь располагался машиностроительный завод «Рассвет», один из корпусов которого, в Столярном переулке, 3, сейчас реконструируется под жилой проект.

Задачу превратить бывший заводской корпус позднесоветской постройки в лофт-аппартаменты компания KR Properties пригласила российское бюро ДНК аг. Фасад вытянутого промышленного корпуса визуально разбит на несколько объемов, напоминающих средневековые домики. Бетонные панели заменены на кирпичную кладку разных тонов и фактур.Условный «дом» по фасаду соответствует в плане большому лофту — с видом на музей на западной стороне здания и двум поменьше — на восточной стороне. Дома отличаются фактурой кирпичной кладки, обрамлением окон и балконами. Кроме того, западные и восточные фасады имеют разную ширину, пропорции и количество окон. После реконструкции здесь планируется разместить двухуровневые апартаменты и таунхаусы в составе клубного комплекса «Рассвет».

ЖК «Садовые кварталы»

В 1915-1916 годах по проекту Романа Клейна на улице Усачева были построены корпуса фабрики акционерного общества «Каучук», из которых сегодня сохранился лишь один — шестиэтажное здание заводоуправления (корпус 3.9). Он расположен на территории элитного комплекса клубных домов «Садовые кварталы», возведенного на месте фабрики по проекту архитектурного бюро «Сергей Скуратов Architects» (девелопер — ГК «Интеко»). От исторической постройки архитекторы сохранили только фасад — основной объем, облицованный клинкерным кирпичом четырех оттенков, выстроен заново.

«К сожалению, от клейновского здания удалось сохранить лишь одну стену, и то с большим трудом, потому что она была в очень плохом техническом состоянии. Почти век там размещалась фабрика по производству каучука, и вредные химические выхлопы, оседая на стенах, разрушали их. Москомнаследие не признало эту постройку памятником архитектуры, поэтому сохранение единственной стены и контура здания (включает высоту, ширину, площадь) было моей личной инициативой, — рассказывает Сергей Скуратов. — Мы пригласили реставраторов, чтобы восстановить исторический фасад и первоначальную форму окон. Роман Иванович Клейн — один из лучших российских архитекторов, и работать с его наследием — большая честь. Но вместе с тем это чрезвычайно сложная задача, потому что не всегда просто объяснить девелоперу, почему нужно сохранить полуразрушенную заводскую постройку или аварийный доходный дом. Восстанавливать старые здания сложнее и дороже, чем строить новые». После завершения строительных работ в бывшем здании заводоуправления расположится один из жилых корпусов всего на 15 квартир. Рядом с «Садовыми кварталами» находятся еще свыше десятка других построек знаменитого архитектора, в память об этом сквер между Большой и Малой Пироговскими улицами назвали аллеей Архитектора Клейна.

В 1889-1890-х годах уже известный к тому времени в Москве архитектор Роман Клейн строит для себя в Олсуфьевском переулке небольшой домик . Он втиснулся посреди доходных домов, построенных самим зодчим. Домик изначально был построен в тосканском стиле или нео-греческом стиле, весь второй этаж его занимали чертежная мастерская архитектора и обширная библиотека .

Роман Иванович Клейн родился в 1858 году , окончил петербургскую Академию художеств, после двух лет стажировки в Европе вернулся в Москву и открыл собственную строительно-архитектурную фирму. Первая крупная постройка Клейна – дом Варвары Морозовой на Воздвиженке – принесла ему славу, сделав модным и востребованным архитектором в среде старообрядческого купечества. Его постоянными заказчиками стали знаменитые московские купеческие семьи Морозовых, Высоцких, Шелапутиных, Прохоровых, Депре. В постройках Клейна принимали участие его ученики и мастера, такие как, В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий. Можно сказать, что Клейн построил почти всё, что должно быть в городе – доходные дома, особняки, мост, музей, кинотеатр, бизнес-центр (общественный дом), винные склады, роскошный магазин, общежитие, институт, больницу, училище, завод, фабрику, гимназию и богадельню.

А в его доме, сильно перестроенном за годы советской власти и после перестройки, расположился необычный исторический музей «Наша эпоха» , основанный на личной коллекции одного священнослужителя. Основную часть коллекции собирал в течение 50 лет протоиерей Василий Фонченков, профессор Иоанно-Богословского университета . Он начал собирать свою коллекцию ещё в советское время, рискуя жизнью и свободой, после того, как его посетило видение последнего русского царя Николая Второго.

Архитектор Роман Иванович Клейн (настоящее имя и отчество - Роберт Юлиус) родился в марте 1858 года в городе Москве в еврейской купеческой семье, проживавшей в то время на Малой Дмитровке.

В гостях у его родителей часто бывали такие известные люди, как композитор и дирижер Антон Рубинштейн со своим братом Николаем - пианистом-виртуозом, архитектор Александр Осипович Вивьен и многие представителе культурной общественности (художники, писатели, поэты и музыканты).

Скорее всего, занятия с Александром Вивьеном определили будущий выбор специальности Романа Ивановича.

Далее была учеба в Императорской Академии художеств в Петербурге, которую Роман Иванович закончил в 1882 года с присвоением звания «Классного художника архитектуры». Для совершенствования своих умений был направлен в пенсионерскую (пансионерскую) поездку в Европу от этого заведения.

Там ему посчастливилось поработать с таким мэтром архитектуры, как Шарль Гарнье, участвовавшим тогда в возведении построек для Парижской выставки, состоявшейся в 1889 года.

После своего возвращения в Москву в 1885 году, архитектор Клейн работает помощником в архитектурных мастерских Владимира Шервуда и Александра Попова.

С 1888 года Роман Иванович начинает самостоятельную практику. Первой постройкой стал дом Морозовой на улице Воздвиженке. Именно благодаря Варваре Алексеевне, молодой человек знакомится с представителями старообрядческого купечества - Шелапутиными, Прохоровыми, Морозовыми и Коншиными.

Двадцать лет своей жизни архитектор Клейн посвятил одному из самых значимых своих творений - Музею изящных искусств им. Александра III (ныне - ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Роман Иванович признан и как специалист по промышленной архитектуре. По его проектам возводились производственные здания для промышленников Москвы - Юлия Гужона, Альберта Гюбнера, семьи Жиро и многих других.

Большой вклад внес архитектор в облик южной части района Китай-город. Там по его проектам были построены здания нескольких банков и Средние торговые ряды.

После революции 1917 года Клейн остается в России и продолжает заниматься архитектурной деятельностью, но создать что-то значимое не успел. В 1924 году Романа Ивановича не стало. Похоронили мастера на .

Дома и здания работы архитектора Клейна Р.И. в Москве

  • Дом Перлова на улице
  • Доходный дом Адельгейма на улице Большая Дмитровка, 23
  • Магазин «Мюр и Мерилиз»
  • Особняк Варвары Морозовой на улице Воздвиженка, 14
  • Доходный дом по Страстному бульвару, 8
  • Перестройка здания банка на улице Ильинка, 12/2
  • Реконструкция особняка Хлудова на
  • Доходный дом Гаркави на улице Сивцев Вражек, 38/19 (перестройка)
  • Дом Эджубова на Воскресенской площади, 3
  • Торговый дом и контора «Варваринского подворья» на углу Варварка, 7/Никольский переулок, 11
  • Городской особняк Зиберта на улице Долгоруковская, 27
  • Особняк Снегирёва на
  • Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной на улице
  • Доходный дом Пантелеева в Олсуфьевском переулке, 1 (надстройка здания)
  • Доходный дом Кузина в Олсуфьевском переулке, 8
  • Дом «Товарищества виноторговли К.Ф. Депре» на улице
  • Здание для магазина «Мюр и Мерилиз» на улице
  • Музей изящных искусств им. Александра III (ГМИИ им. А.С. Пушкина) на улице Волхонка, 12 (совместный проект)
  • Городской особняк Симона на улице Шаболовка, 26
  • Винный склад «Товарищества виноторговли К.Ф. Депре» на углу 1-й Колобовский переулок, 12/3-й Колобовский переулок, 3
  • Мужская гимназия им. в
  • Жилой дом Депре на Петровском бульваре, 17 (надстройка)
  • Шёлковая фабрика купца Симона на улице Шаболовка, 26
  • Трехгорная мануфактура Прохорова (ткацкий корпус) на улице Рочдельская, 13-12
  • Приёмная общества «Трехгорный пивоваренный завод» на Кутузовском проспекте, 12
  • Здание купеческого банка на улице Ильинка, 14 (реконструкция)
  • Личный доходный дом в Олсуфьевском переулке, 6
  • Студенческое общежитие по улице Большая Грузинская, 10
  • Богадельня им. С.Д. Нечаева-Мальцева в церковью во имя Стефана Архидиакона по улице Шаболовка, 33
  • Фабричные корпуса и здание приемной Ситцевой фабрики купца Гюбнера в Малом Саввинском переулке
  • Городской особняк Высоцкой на улице
  • Здание студенческого общежития для Московского университета на улице Малая Пироговская, 20
  • Комплекс «Средние торговые ряды» по адресу
  • Дом Серпуховского городского общества на улице Ильинка, 12
  • Многоквартирный доходный дом на проспекте Мира, 62
  • Электростанция «Общества электрического освещения» на Раушской набережной, 8
  • Городской особняк Некрасова в Хлебном переулке, 20/3
  • в Большом Спасоглинищевском переулке, 10 (исполнение проекта С.С. Эйбушица)
  • Доходный дом Жиро на улице Тимура Фрунзе, 11 (надстройка)
  • Доходный дом Кеппена на улице
  • Педагогический институт и реальное училище им. П.Г. и А.П. Шелапутиных в Хользунов переулке, 16-18
  • Здание ремесленного училища им. А.П. Шелапутина на углу Миусская площадь, 7/1-я Миусская, 3
  • Железно-прокатный цех для завода Гужона на улице Золоторожский Вал, 11
  • Строения для ТД «Мюр и Мерилиз» в Столярном переулке, 3
  • Здание фабрики «Электросвет» на улице Малая Пироговская, 8-10
  • Здания во владениях «Общества французской ваксы» на Дербеневской набережной, 34
  • Многоквартирный дом Жиро на улице Льва Толстого, 18
  • Жилой дом для служащих Шелкоткацкой фабрики купца Жиро на улице Тимура Фрунзе, 11
  • Многоквартирный дом Милорадович и Мещерской на улице

Родился в семье купца первой гильдии Ивана Макаровича Клейна и его жены Эмилии Ивановны. Есть версия, что родители Клейна были крещенными немецкими евреями. Известно, что с 1878 года им принадлежал дом И.Г. Григорьева - В.П. Писемской на Малой Дмитровке, где прежде жил И.С. Аксаков. В гостях у Клейнов бывали музыканты Антон и Николай Рубинштейны, архитектор Александр Вивьен, который десятилетнего Романа начал возить на строительство и показывать архитектурные чертежи, художники, литераторы, поэты, музыканты.

В 1873 – 1874 годах Роман Клейн учился в гимназии Креймана и посещал курсы Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где был отмечен двумя наградами за свои успехи в учебе.

В 1875 году будущий архитектор решил отделиться от родителей. Он отказался от финансовой поддержки и, сняв вместе с другом крохотную каморку без мебели, спал на пружинном матрасе, купленном у старьевщика. Матрас на ночь ставился на чертежные козлы, а днем снимался. В это время Роман Клейн начал работать младшим чертежником в мастерской архитектора В.О. Шервуда, строившего здание Исторического музея на Красной площади.

В 1877 году Роман Клейн поступает в Императорскую Академию художеств, которую оканчивает в 1882 году со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После этого он отправляется в пенсионерскую поездку в Италию и Францию, где участвует в создании павильонов для Парижской выставки 1889 года в мастерской архитектора Шарля Гарнье.

Вернувшись в 1885 году, молодой архитектор работал помощником в архитектурных мастерских В.О. Шервуда и А.П. Попова.

В 1886-1888 годах Роман Клейн осуществил свой первый самостоятельный проект – особняк В.А. Морозовой на Воздвиженке, 14. Эта постройка ввела его в круг заказчиков купцов-старообрядцев.

11 ноября 1888 года был объявлен конкурс на строительство Верхних торговых рядов и 26 февраля конкурсной комиссией первая премия в 6 000 рублей была присуждена проекту под названием «Московскому купечеству» А.Н. Померанцева, вторая премия в 3 000 рублей под названием «По программе» - Р.И. Клейну, третья премия в 2000 рублей досталась проекту под названием «С богом» архитектора А.Е. Вебера.

В 1889 году Роман Клейн, благодаря этой премии, получил заказ на возведение Средних торговых рядов на Красной площади.

В 1888 – 1889 году им также было перестроено здание для Сибирского и Русского для Внешней торговли банков на Ильинке, 12/2.

В 1888 – 1903 году был построен Торговый дом Серпуховского городского общества в Ипатьевском переулке.

В 1890 – 1892 годах построен Торговый дом «Варваринское подворье» на углу Варварки, 7 – Никольского переулка, 11.

В 1893 – 1896 годах архитектор Роман Клейн строит Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной при Московском университете.

В 1896 году Академией художеств был объявлен конкурс проектов здания Музея изящных искусств им. Александра III. Роман Клейн получил золотую медаль и в течение почти двадцати лет возводил здание, совмещающее функции университетского и художественного музеев – просветительского центра. Музей изящных искусств был построен при участии архитекторов Г.Б. Бархина, И.И. Рерберга, А.Д. Чичагова, инженера В.Г. Шухова, художников И.И. Нивинского, П.В. Жусковского, А.Я. Головина, скульптора Г.Р. Залемана на Волхонке, 12, в 1912 году.

В 1901 – 1902 годах были построены Средние торговые ряды на Красной площади, 5. Московский путеводитель того времени сообщал: «Главный корпус здания представляет из себя неправильный четырехугольник, выходящий фасадом на 4 окружающих его улицы, образующих двор, внутри которого находятся остальные 4 корпуса. В главном кольцевом здании три этажа, местами с палатками. Во внутренних корпусах два этажа и также с палатками. Два внутренних корпуса разделены коридорами, перекрытыми стеклом. Наружные въезды на поверхности двора находятся с трех сторон». «Площадь, занимаемая рядами, простирается до 4000 саженей. Здание вмещает более 400 торговых помещений и вместе с землею оценивается в 5 миллионов рублей».

В 1900-1903 годы Роман Клейн построил Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых по заказу Московского университета на Малой Пироговской, 20.

В 1900 году он выстроил собственный дом в Олсуфьевском переулке, 6.

В 1905 – 1907 годах архитектор Роман Клейн построил электростанцию Общества электрического освещения на Раушской набережной, 8.

В 1908 – 1910 годах им выстроено новаторское здание на железном каркасе, изобретенном американскими инженерами, – Торговый дом товарищества Мюр и Мерелиз, ставший позднее магазином ЦУМ, на Петровке, 2.

В 1903 году в промышленной архитектуре Роман Клейн расширил пристройками здание Трехгорного пивоваренного товарищества на Кутузовском проспекте, 12. В 1906, 1909 – 1910 годах он перестроил там элеватор и водонапорную башню.

В 1907 – 1914 годах построил восемь производственных корпусов шелковой фабрики К.О. Жиро на улице Тимура Фрунзе, 11.

В 1915 – 1916 годах Роман Клейн построил здания фабрики Акционерного Общества «Каучук» на улице Усачева, 11.

После 1917 года и смены власти, архитектор Роман Клейн пытался продолжать заниматься архитектурой. Он работал штатным архитектором Пушкинского музея, состоял в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ.

В 1924 году, начав руководить проектным бюро Наркомпроса, через четыре месяца после назначения архитектор Роман Клейн скончался. П охоронен на Введенском кладбище.

Клейн, Роман Иванович

Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн (1858-1924) - российский архитектор, работавший в Москве. Один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX - начала XX века. Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников. Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры - строил в неоклассическом стиле. Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и др.

Клейн, Роман Иванович , фото 1890х гг., фото

Биография

Родился в купеческой (потомственного почётного гражданина) семье. Во время обучения в гимназии посещал курсы в МУЖВЗ, в 1875-1877 работал чертёжником у В. О. Шервуда на постройке Исторического музея, в 1877-1882 окончил петербургскую Академию художеств, затем два года стажировался в Европе, работал у Шарля Гарнье. В 1888 открыл собственную практику в Москве. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу - дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, - ввела его в круг старообрядческого купечества - Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.

Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени - Ф. О. Шехтеля. Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам - Кекушеву, Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю. - М. В. Нащокина

Почти двадцать лет своей жизни (1896-1912) Клейн посвятил строительству Музея изящных искусств имени Александра III. Проведенный в 1896 публичный конкурс был выигран П. С. Бойцовым, архитектором-самоучкой без разрешения на право производства работ, который не мог быть допущен к строительству такого масштаба (и, вероятно, не собирался посвятить многие года такому длительному проекту). В итоге, правление МГУ - организатор постройки - пригласил Клейна возглавить проект, организовав ему длительное турне в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов в стиле неогрек и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды. В неё входили такие мастера и ученики Клейна, как В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий и др. Через школу фирмы Клейна прошли десятки молодых архитекторов, инженеров и художников. Например, фасад и интерьеры знаменитого чайного магазина Перлова на Мясницкой, выстроенного фирмой Клейна, фактически проектировал К. К. Гиппиус.

Клейн - возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени, совмещал руководство постройкой музея с множеством частных проектов. Среди его постоянных клиентов крупнейшие московские промышленников - семья Жиро, Ю. П. Гужон, А. О. Гюбнер. Среди построек Клейна - фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса авиазавода в Филях (нынешний ГКНПЦ имени Хруничева).


Клиника на Девичьем Поле, 1893, фото Attribution-Share Alike 2.5

Доходный дом князя А. Г. Гагарина, 1898, фото

"Мюр и Мерилиз" (ЦУМ), 1906-1908, фото Attribution-Share Alike 2.5

Особняк Некрасова, Хлебный переулок, 20, 1906, фото Attribution-Share Alike 2.5

Шелапутинское училище, Ленинский проспект, 15, 1900-1903, фото Attribution-Share Alike 2.5

Работы Клейна во многом определили облик южной части Китай-города - он построил Средние торговые ряды на Красной площади, банковские здания на Варварке, 7 и Ильинке, 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе и на Шаболовке, 26. Там же, на Шаболовке, 33 - дворянская богадельня имени Ю. С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена). По заказу благотворительного фонда П. Г. Шелапутина Клейн выстрои школы на Ленинском проспекте, 15, в проезде Хользунова, 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С. С. Эйбушица. В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей и Храм Спаса Нерукотворного Образа.

Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х гг. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Похоронен на Введенском кладбище.

Литература

  • Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты - Издание 3-е. - М.: Жираф, 2005. - С. 254-274. - 2 500 экз. - ISBN 5-89832-043-1.

См. также

  • Фабрика Жиро в настоящее время

источник : статья в русскоязычной Википедии на дату публикации ru.wikipedia.org