Италия в 17 веке общая характеристика. Италия в XVII-XVIII веках. Караваджо. Раннее творчество­

Глава «Искусство Италии». Раздел «Искусство 17 века». Всеобщая история искусств. Том IV. Искусство 17-18 веков. Авторы: В.Е. Быков (архитектура), В.Н. Гращенков (изобразительное искусство); под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1963)

Победа феодально-католической реакции, экономические и политические потрясения, постигшие в 16 в. Италию, положили конец развитию культуры Возрождения. Наступление воинствующего католицизма на завоевания эпохи Возрождения ознаменовалось жесточайшими преследованиями людей передовой науки, попыткой подчинить искусство власти католической церкви. Инквизиция беспощадно расправлялась со всеми, кто прямо или косвенно выступал против догматов религии, против папства и духовенства. Изуверы в рясах отправляют на костер Джордано Бруно, преследуют Галилея. Тридентский собор (1545-1563) выносит специальные постановления, регламентирующие религиозную живопись и музыку, направленные на искоренение светского духа в искусстве. Основанный в 1540 г. орден иезуитов активно вмешивается в вопросы искусства, ставя искусство на службу религиозной пропаганде.

К началу 17 в. дворянство и церковь в Италии закрепляют свои политические и идеологические позиции. Положение страны по-прежнему остается тяжелым. Гнет испанской монархии, захватившей Неаполитанское королевство и Ломбардию, еще более усиливается, а территория Италии, как и раньше, остается ареной непрерывных войн и грабежей, особенно на севере, где сталкивались интересы испанских и австрийских Габсбургов и Франции (о чем свидетельствует, например, взятие и разграбление Мантуи императорскими войсками в 1630 г.). Раздробленная Италия фактически теряет свою национальную независимость, давно уже перестав играть активную роль в политической и экономической жизни Европы. В этих условиях абсолютизм мелких княжеств приобрел черты крайней реакционности.

Народный гнев против угнетателей прорывается в стихийных восстаниях. Еще в самом конце 16 в. замечательный мыслитель и ученый Томмазо Кампанелла стал во главе антииспанского заговора в Калабрии. Вследствие предательства восстание было предотвращено, а сам Кампанелла после страшных пыток был осужден на пожизненное заключение. В своем знаменитом сочинении «Город Солнца», написанном в тюрьме, он излагает идеи утопического коммунизма, отразившие мечту угнетенного народа о счастливой жизни. В 1647 г. вспыхивает народное восстание в Неаполе, а в 1674 г. в Сицилии. Особенно грозным было неаполитанское восстание, во главе которого встал рыбак Мазаньелло. Однако разрозненный характер революционных выступлений обрекал их на неудачу и поражение.

Бедственное положение народа резко контрастирует с бьющей через край роскошью земельной и денежной аристократии и сановного духовенства. Пышные празднества, карнавалы, строительство и украшение дворцов, вилл и церквей достигают в 17 в. небывалого размаха. Вся жизнь и культура Италии 17 в. сотканы из острых контрастов и непримиримых противоречий, находящих свое отражение в противоречиях прогрессирующей науки, в столкновении светской культуры и католической реакции, в борьбе условно-декоративных и реалистических тенденций в искусстве. Вновь вспыхнувший интерес к античности уживается с проповедью религиозных идей, трезвый рационализм мышления сочетается с тягой к иррациональному, мистическому. Одновременно с достижениями в области точных наук процветают астрология, алхимия, магия.

Папы, переставшие претендовать на роль ведущей политической силы в европейских делах и превратившиеся в первых владетельных государей Италии, используют тенденции к национальному объединению страны и централизации власти для усиления идеологического господства церкви и дворянства. Папский Рим становится центром не только итальянской, но и европейской феодально-католической культуры. Здесь формируется и расцветает искусство барокко.

Одной из главных задач художников барокко было окружение ореолом величия и кастового превосходства светской и церковной власти, пропаганда идей воинствующего католицизма. Отсюда характерное для барокко стремление к монументальной приподнятости, большому декоративному размаху, преувеличенному пафосу и нарочитой идеализации в трактовке образов. В искусстве барокко остро выступают противоречия между его социальным содержанием, призванным служить правящей верхушке общества, и необходимостью воздействия на широкие народные массы, между условностью образов и их подчеркнуто чувственной формой. В целях усиления выразительности образов мастера барокко прибегают к всевозможным преувеличениям, гиперболам и натуралистическим эффектам.

Гармонический идеал искусства Возрождения сменяется в 17 в. попыткой раскрытия образов через драматический конфликт, путем их психологического углубления. Это вело к расширению тематического диапазона в искусстве, к использованию новых средств образной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре. Но художественные завоевания искусства барокко были достигнуты ценой отказа от целостности и полноты мировосприятия людей Возрождения, ценой отказа от гуманистической содержательности образов.

Присущая искусству Возрождения автономия каждого вида искусства, их равноправное соотношение между собой теперь разрушается. Подчиняясь архитектуре, скульптура и живопись органически сливаются в одно общее декоративное целое. Живопись стремится иллюзорно расширить пространство интерьера; скульптурный декор, вырастая из архитектуры, переходит в живописную декорацию; сама архитектура то становится повышенно пластической, теряя строгую архитектонику, то, динамически формируя внутреннее и внешнее пространство, приобретает черты живописности.

В барочном синтезе искусств происходит не только слияние отдельных видов искусства, но и слияние всего художественного комплекса с окружающим его пространством. Скульптурные фигуры как живые выступают из ниш, свешиваются с карнизов и фронтонов; внутреннее пространство зданий продолжается с помощью иллюзионистически трактованных плафонов. Внутренние силы, заложенные в архитектурных объемах, как бы находят выход в примыкающих к зданию колоннадах, лестницах, террасах и решетках, в декоративных скульптурах, фонтанах и каскадах, в убегающих перспективах аллей. Природа, преображенная искусной рукой паркового декоратора, становится неотъемлемой частью барочного ансамбля.

Это стремление искусства к широкому охвату и всеобщему художественному преображению окружающей действительности, ограничившееся, однако, решением внешне декоративных задач, в какой-то мере созвучно передовому научному мировоззрению эпохи. Идеи Джордано Бруно о вселенной, ее единстве и бесконечности раскрывали новые горизонты человеческому познанию, по-новому ставили извечную проблему мира и человека. В свою очередь Галилей, продолжая традиции Эмпирической науки Возрождения, от исследования единичных явлений идет к познанию общих законов физики и астрономии.

Стиль барокко имел аналогии в итальянской литературе и музыке. Типичным явлением эпохи была напыщенная галантно-эротическая лирика Марине и порожденное им целое направление в поэзии, так называемый «маринизм». Тяготение художественной культуры 17 в. к синтетическому объединению различных видов искусства получило отклик в блестящем расцвете итальянской оперы и возникновении новых музыкальных жанров - кантаты и оратории. В римской опере 1630-х гг., то есть периода зрелого барокко, огромное значение приобретает декоративная зрелищность, подчиняющая себе и пение и инструментальную музыку. Пытаются даже ставить чисто религиозные оперы, полные экстатического пафоса и чудес, когда действие охватывает землю и небо, подобно тому как это делалось в живописи. Однако, как и литература, где маринизм столкнулся с классицистической оппозицией и осмеивался передовыми поэтами-сатириками, опера очень скоро выходит за рамки придворной культуры, выражая более демократические вкусы. Это сказалось в проникновении в оперу народных песенных мотивов и веселой занимательности сюжета в духе commedia dell"arte (комедии масок).

Таким образом, хотя барокко и является господствующим направлением для Италии 17 в., оно далеко не охватывает всего многообразия явлений культуры и искусства этого времени. Реалистическое искусство Караваджо, открывающее собой живопись 17 в., выступает как прямая противоположность всей эстетике барокко. Несмотря на неблагоприятные для развития реализма общественные условия, жанрово-реалистические тенденции в живописи дают о себе знать на всем протяжении 17 столетия.

Во всем итальянском изобразительном искусстве 17 в. можно назвать только двух великих мастеров общеевропейской значимости - Караваджо и Бернини. В ряде своих проявлений итальянское искусство 17 в. носит специфический отпечаток упадка общественной жизни, и весьма показательно, что Италия, раньше других стран выступившая с новой реалистической программой в живописи, оказалась несостоятельной в ее последовательном осуществлении. Несравненно более яркое, чем живопись, историческое значение имеет итальянская архитектура, которая наряду с французской занимает ведущее место в европейском зодчестве 17 века.

36

ВВЕДЕНИЕ

В истории итальянской литературы границы XVII в. как литературной эпохи в основном совпадают с границами XVII столетия, хотя, конечно, не абсолютно точно.

В 1600 г. в Риме, на Площади цветов, был сожжен Джордано Бруно. Он был последним великим писателем итальянского Возрождения. Но Рим, окружавший костер Бруно, уже густо застраивался барочными церквами. Новый художественный стиль зарождался в недрах предшествующего столетия. Это был процесс длительный и постепенный. Однако и в нем имелся своего рода «разрыв постепенности», переход в новое качество. Несмотря на то что отдельные и достаточно внушительные симптомы барокко наблюдаются в Италии на протяжении всей второй половины XVI в., «настоящий перелом происходит на рубеже XVI и XVII веков, причем одновременно во многих искусствах - архитектуре, живописи, музыке. И хотя пережитки маньеризма в Италии еще продолжают сказываться и в первом, и даже во втором десятилетии XVII в., по существу, преодоление маньеризма в Италии может считаться завершенным к 1600 году» (Б. Р. Виппер).

К 1600 г. многие итальянские писатели XVII в. - Кампанелла, Сарпи, Галилей, Боккалини, Марино, Кьябрера, Тассони - были уже

вполне сформировавшимися литераторами; однако наиболее значительные произведения барокко и классицизма создаются ими лишь в первые десятилетия нового века. Рубеж между двумя эпохами прочерчивается ясно, и он был виден уже современникам. «Разрыв постепенности» отразился в самосознании культуры и породил в нем резкое противопоставление современности прошлому, причем не только греко-римской античности, но и классическому Ренессансу. «Новое», «современное» становятся в начале XVII в. модными словами. Они превращаются в своего рода боевой клич, с которым атакуются традиции и ниспровергаются авторитеты. Галилей публикует беседы о «новых науках»; Кьябрера говорит о стремлении, подобно своему земляку Колумбу, «открыть новые земли» в поэзии; самый популярный поэт столетия - Марино заявляет, что ему вовсе не улыбается «стоять в одном ряду с Данте, Петраркой, фра Гвиттоне и иже с ними», ибо цель его - «услаждать живых», а эстетик Тезауро уверяет, будто современный ему литературный язык намного превзошел язык великих тречентистов - Данте, Петрарки и Боккаччо. В начале XVII в. итальянские писатели часто говорят о превосходстве своей эпохи над временами прошедшими, о стремительности роста человеческих знаний, об абсолютности прогресса. Наиболее яркое выражение новое отношение к устоявшимся авторитетам и традициям нашло в произведениях Алессандро Тассони, поэта, публициста и одного из самых блестящих литературных критиков XVII в. Его «Размышления о стихах Петрарки» (1609) и особенно десять книг «Различных мыслей» (1608-1620) - важное звено в подготовке того «спора о древних и новых авторах», который на исходе XVII столетия развернется во Франции.

На первый взгляд может показаться, что своими прославлениями Нового времени, прогресса знаний и поэзии итальянские писатели XVII в. напоминают гуманистов Кваттроченто - Джаноццо Манетти или Марсилио Фичино. На самом деле это не так. Ожесточенная полемика с прошлым, лихорадочные поиски нового, необычного, экстравагантного, столь характерные для всей художественной атмосферы Италии XVII в., сами по себе никак не служат гарантией подлинности новаторства сеичентистской литературы. С другой стороны, отрицание культурных традиций минувшего столетия далеко не всегда предполагает у итальянских писателей XVII в. восторженное, апологетическое отношение к собственному времени. В равной мере сознавая глубокий разрыв между XVII в. и предшествующим ему периодом, такие писатели, как Тезауро и Кампанелла, совершенно по-разному отнеслись к общественно-политической действительности современной им Италии. Если иезуит Тезауро при всем своем барочном «модернизме» был политическим консерватором, разделявшим ретроградные позиции католической церкви, то неисправимый «еретик» Кампанелла, при всей своей средневековой религиозности и оглядке на «стародавние времена», стал социальным реформатором, усматривавшим даже в астрономии знаки грядущих общественных катаклизмов, призванных смести феодальный строй и утвердить на его обломках царство труда, справедливости и имущественного равенства.

Не столь резкие, но тоже принципиальные расхождения в оценках как современной действительности, так и содержания «нового» в искусстве и литературе существовали между Кьябрерой и Марино, между Тассони и Ланчеллотти, между Сарпи и Сфорца Паллавичино. В своем литературно-эстетическом содержании итальянский XVII век - период сложный, социально неоднородный и до крайности противоречивый. Он несравненно более противоречив, нежели предшествующая ему эпоха Возрождения. И это тоже находит отражение в его самосознании. Если классический Ренессанс диалектически снимал питающие его противоречия в высшей, почти абсолютной гармонии художественных образов и идеологических синтезов, то итальянский XVII век, наоборот, всячески выставляет напоказ резкость присущих ему противоречий. Он возводит динамическую дисгармоничность в структурный принцип культуры и кладет антитетичность в основу своего главного, доминирующего стиля. На смену всесторонне развитому, «универсальному человеку» итальянского Возрождения, спокойному, величественному и «божественному» в своей «естественности», в XVII в. приходит человек итальянского барокко - гедонистический пессимист, нервный, мучительно беспокойный, экстравагантный, по-средневековому раздираемый между духом и плотью, между «землей» и «небом», чрезвычайно самоуверенный и вместе с тем вечно трепещущий пред непреоборимостью Смерти и Фортуны, прячущий свое истинное лицо под личиной вульгарно-яркой театральной маски. В XVII в. даже наиболее передовые и смелые мыслители, продолжающие в новых исторических условиях традиции Возрождения, утрачивают ту внутреннюю цельность, которая была столь характерна для титанов минувшей эпохи.

Вместе с тем говорить об абсолютном упадке итальянской культуры в XVII в. - как это нередко делалось - невозможно уже по одному тому, что сеичентистская Италия продолжала оставаться частью Западной Европы, культура

Иллюстрация:

Джованни Лоренцо Бернини.
Экстаз св. Терезы

1645-1652 гг.
Рим, церковь Санта Мария делла Виттория

которой в это время находилась на подъеме, компенсируя утрату ренессансной цельности не только великими естественнонаучными открытиями, но и значительными собственно эстетическими завоеваниями. В первой половине XVII в. язык итальянской литературы все еще был языком образованного европейского общества, хотя его уже несколько потеснили французский и отчасти испанский. В некоторых областях культурной жизни Италия по-прежнему сохраняла лидирующее положение в Европе и даже завоевывала новые позиции. Последнее относится прежде всего к музыке. В 1600 г. поэт Оттавио Ринуччини и композитор Якопо Пери показали во Флоренции музыкальную драму «Эвридика», положившую начало опере, или, как тогда говорили, подчеркивая синкретичность нового жанра и его неотъемлемость от литературы, «мелодраме». За «Эвридикой» последовали великие произведения Клаудио Монтеверди: «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Коронование Поппеи» (1642). Перед человечеством открылся дотоле неведомый мир. В музыке - оперной, а также инструментальной (Фрескобальди, Корелли) - итальянский XVII век оставил много непреходящих эстетических ценностей. Итальянская музыка обеспечила стилю барокко - Монтеверди называл его «stil concetato», стиль «взволнованный», «возбужденный», - такое же почетное место в европейской художественной культуре, какое до этого заняли в ней стиль аттической трагедии, французских готических соборов и поэзии итальянского, французского и английского Ренессанса.

Существенных успехов достигла Италия и в сфере изобразительных искусств. В архитектуре, живописи и скульптуре барокко сформировалось раньше всего в Риме, где творил Джованни Лоренцо Бернини, Пьетро да Кортона, Франческо Борромини. На их произведениях художники Франции, Испании, Германии учились не только декоративности и помпезности, но и новым формам экспрессивности, воспроизведению движения, интимно-личных переживаний и умению даже в скульптурном портрете запечатлеть жизнь окружающей человека среды.

Не следует, впрочем, думать, что воздействие Италии на архитектуру, скульптуру и живопись остальной Европы ограничивалось в XVII в. сферой придворно-аристократического искусства. Еще больше, чем пример Лоренцо Бернини и Пьетро да Кортона, на европейскую художественную культуру влияли смелые эксперименты Аннибале Карраччи («Лавка мясника», «Бобовая похлебка») и могучий гений Караваджо, произведения которого ввели в итальянскую живопись XVII в. новые аспекты реального мира, более демократичные по сравнению с искусством классического Ренессанса темы, ситуации, образы. В той или иной мере «караваджизм» отразился в творчестве почти всех замечательных художников Испании, Фландрии, Голландии и особенно тех из них, кого принято называть величайшими реалистами XVII в. - Веласкеса и Рембрандта.

Выдающихся достижений добилась в XVII в. итальянская наука. На смену литературным академиям эпохи Возрождения, выродившимся в XVII в. в великосветские салоны, превращавшие поэзию в забаву и шутовство, пришли академии естественнонаучные: Академия деи Линчеи (Академия Рысей) в Риме, Академия дельи Инвестиганти (Академия Исследователей) в Неаполе, Академия дель Чименто (Академия Опытных знаний) во Флоренции. В литературной жизни Италии XVII в. они играли роль, во многом напоминающую роль философских кружков Кваттроченто. Именно с ними, как правило, было связано в это время формирование итальянского классицизма. В этом смысле для

итальянского XVII в. чрезвычайно характерно творчество Галилео Галилея - величайшего ученого и крупнейшего писателя Сеиченто, оказавшего на формирование итальянской национальной прозы влияние ничуть не меньшее, нежели Данте и Макиавелли.

Успехи итальянских музыкантов, художников и естествоиспытателей не исключали того, что в целом культура сеичентистской Италии не поднялась до уровня классического Ренессанса. Кроме того, в отличие от культуры Голландии, Англии и Франции, она развивалась главным образом по нисходящей. Если в начале XVII в., когда воздействие итальянского барокко на литературу Западной Европы проявилось с особенной силой, Джамбаттиста Марино не только был кумиром придворного общества Парижа, но и мог влиять на Теофиля де Вио и Пуссена, то в 70-е годы законодатель западноевропейского «хорошего вкуса» Буало скажет пренебрежительно:

Оставим итальянцам
Пустую мишуру с ее фальшивым глянцем,
Всего важнее смысл...

В резкой смене художественных вкусов, столь характерной для конца XVI - начала XVII в., отражались качественные изменения, происходившие в эту пору в политических, экономических и социальных структурах всего итальянского общества. Прогресс итальянской литературы был относительным прежде всего потому, что в XVII в. литература в Италии развивалась в условиях упадка экономики и, что, пожалуй, еще важнее, социальной деградации именно тех общественных слоев, которые до этого делали возможным пышное и сравнительно продолжительное цветение культуры итальянского Возрождения.

В конце XVI столетия феодально-католическая реакция ворвалась в сферу экономики и получила широкую базу для своей дальнейшей экспансии. Во главе реакции стояли папский Рим, которому удалось в XVII в. присоединить к своим территориям Феррару и Урбино, и феодальная Испания, сделавшаяся по Като-Камбрезийскому миру полным хозяином большей части Апеннинского полуострова. Только Венеция и недавно образованное герцогство Савойя сохраняли в сеичентистской Италии некоторую политическую независимость и в отдельных случаях оказывали противодействие давлению на них Испании и Рима.

Упрочение позиций церкви и феодального дворянства в экономической и общественной жизни Италии способствовало расширению феодально-католической реакции во всех сферах культуры. Террор инквизиции, начатый в годы Тридентского собора, продолжался. Испанцы его поддерживали. Кампанелла долгие годы провел в тюрьме, его подвергали жестоким пыткам. В 1616 г. святая конгрегация специальным декретом запретила обсуждать и излагать учение Коперника. В 1633 г. был устроен процесс над Галилеем. Испанский губернатор Педро Толедо разогнал в Неаполе все научные общества и литературные академии, за исключением иезуитских. В XVII в. католическая церковь и испанские власти по-прежнему видели в передовой культуре не только идеологического, но и политического врага.

Тем не менее и в культурной политике феодально-католической реакции произошли в XVII в. некоторые существенные качественные изменения, позволяющие провести четкую границу между XVII столетием и Поздним Возрождением. Если во второй половине XVI в. римская церковь была занята прежде всего напряженной борьбой с «немецкой ересью», безжалостным

искоренением ренессансного свободомыслия и чисткой собственных рядов, то с начала XVII столетия она предпринимает попытки восстановить то непосредственное и тотальное влияние на науку, литературу и искусство, которое было утрачено ею в эпоху Возрождения. Феодально-католическая реакция приступает в XVII в. к построению культуры, отвечающей жизненным интересам как церкви, так и дворянства и вместе с тем способной воздействовать на сравнительно широкие народные массы. Она получает солидную поддержку со стороны Общества Иисуса, ставшего к этому времени серьезной социальной и политической силой. В XVII в. иезуиты приобрели монополию на воспитание и образование подрастающего поколения и основали свои коллегии в большей части Италии. Почти всюду их школы становились центрами пропаганды контрреформационных идей и воззрений. Именно из рядов иезуитов вышло больше всего проповедников, мыслителей и писателей, создавших ту часть итальянской литературы, которую можно назвать официальной литературой феодально-католической реакции. К этого рода литературе следует отнести прежде всего различные проявления религиозного красноречия, которое чрезвычайно процветало в Италии на всем протяжении XVII в. и приобрело, особенно в творчестве иезуита Паоло Сеньери (1624-1694), черты типично сеичентистского жанра. Жанр этот усвоил поэтику барокко, выработал собственную теорию (трактаты Франческо Панигароло и Тезауро) и, не ограничившись рамками церковной проповеди, трансформировался в описательную, так называемую «артистическую прозу», где форма уже явно преобладала над содержанием, а религиозная тема разрабатывалась на материале истории, географии, этнографии и т. п. Наиболее значительным представителем «артистической прозы» XVII в. в литературе Италии был Даниелло Бартоли (1608-1685), автор «Истории Общества Иисуса», «искуснейший и непревзойденный мастер периодов и фраз претенциозного и цветистого стиля» (Де Санктис).

Контрреформация широко и в известном смысле успешно использовала возможности стиля барокко для создания официальной, феодально-аристократической литературы, отвечающей интересам как церкви, так и господствующего класса. Но ради этого феодально-католической реакции пришлось поступиться в Италии тем нравственно-религиозным ригоризмом, который характеризовал ее культурную политику во второй половине XVI в. Эстетические теории контрреформационных перипатетиков, согласно которым литература и искусство должны ставить перед собой прежде всего религиозно-воспитательные задачи, сменились в XVII в. концепциями эстетического гедонизма. Те самые идеологи итальянской Контрреформации, которые, казалось бы, еще совсем недавно возмущались богохульной наготой «Страшного суда», оказывали теперь покровительство художникам, вводившим в свои произведения не просто подчеркнуто чувственные, но и откровенно эротические мотивы. И это не должно нас особенно удивлять. Объясняется это не только тем, что барокко с его помпезностью, красочностью, метафоричностью и риторикой могло гораздо сильнее воздействовать на воображение народной аудитории, чем строгая, собранная интеллектуальность Ренессанса. Не менее существенным оказалось и другое: в произведениях аристократического барокко чувственность выступала как одно из проявлений бренности и иллюзорности материального, «посюстороннего» мира, а эротика, как это на первый взгляд ни парадоксально, оборачивалась проповедью религиозного аскетизма. Это-то и давало возможность итальянской Контрреформации использовать мнимую безыдейность аристократического барокко для пропаганды собственных реакционных идей, обращая гедонизм маринистической поэзии и прозы против рационализма новой материалистической науки и философии.

Между мироощущением выбитого из колеи

аристократа и взглядом на мир пикаро - взглядом, свойственным неаполитанскому люмпену, - существовали известные точки соприкосновения, и это объясняет некоторые особенности барочной прозы, прежде всего барочного бурлеска; однако в целом жизненные идеалы как итальянского крестьянства, так и итальянских городских низов пришли в XVII в. к антагонистическим противоречиям с идеологией господствующих классов. В то время как бывшая торгово-промышленная буржуазия окончательно становилась классом политически трусливым, реакционным, поддерживающим не только феодальные порядки, но и испанских завоевателей, крестьянство и городские низы Италии отвечали на все усиливающийся социальный, политический и экономический гнет бандитизмом, «скрытой крестьянской войной» (по словам Ф. Броделя), восстаниями, носившими одновременно и антифеодальный, и антииспанский, национально-освободительный характер. Неаполь и Палермо сделались в XVII в. главными центрами не только барокко, но и народных волнений, не прекращавшихся на протяжении всего столетия. Особенно широкие масштабы антифеодальное движение приобрело в Италии в 1647-1648 гг., когда городские низы, возглавляемые сперва рыбаком Томмазо Аньелло (Мазаньелло), а затем оружейником Дженнаре Аньезе, захватили в Неаполе власть и удерживали ее в течение года. Неаполитанское восстание было поддержано Палермо, где управление городом на некоторое время тоже перешло в руки восставшего народа, и серией крестьянских бунтов, прокатившихся по всей Южной Италии. В 1674-1676 гг. Сицилию сотрясло антииспанское восстание, центром которого на этот раз стала Мессина. В 1653-1655 гг. крестьяне Савойи поднялись на партизанскую войну против феодалов под знаменем возродившейся вальденской ереси.

Народные, антифеодальные движения XVII в. не смогли перерасти в Италии ни в буржуазную революцию, как это было в Англии, ни в победоносную национально-освободительную войну, как это случилось в Нидерландах. В Италии XVII в. не существовало класса, который мог бы возглавить революционную борьбу против феодализма и довести ее до победного конца. Однако это вовсе не значило, что протест итальянского народа против собственных и иноземных угнетателей оказался совершенно бесплодным, что он не отражался в итальянской литературе XVII в. и не оказывал никакого влияния на характер ее стилей. И дело здесь даже не в том, что восстание Мазаньелло получило непосредственный отклик в сатирах Сальватора Розы и в стихотворениях Антонио Бассо, поплатившегося головой за активное участие в антифеодальном движении 1647-1648 гг. Протест угнетенного народа имел значительно большее значение, он способствовал формированию итальянской литературы XVII в. изнутри, врываясь в творчество не только Сарпи, Тассони, Боккалини, но и таких, казалось бы, очень далеких от политики писателей, как Джамбаттиста Базиле. Одно из проявлений противоречивости итальянского XVII в. состояло в том, что общественное развитие этого времени содействовало не только аристократизации, но и в известном смысле демократизации итальянской литературы. Если культура итальянского Возрождения, социально-экономическая база которой была связана в основном с наиболее развитыми городами-государствами XIV-XVI вв., крестьянина, как правило, игнорировала, то так называемая рефеодализация, перенеся центр тяжести итальянской экономики в деревню, сделала всеми эксплуатируемого и угнетенного крестьянина той фигурой, мимо которой в XVII в. не могли пройти наиболее чуткие, совестливые и вдумчивые представители итальянской творческой интеллигенции. Жизнь всего итальянского общества зависела теперь от крестьянина, и это отразилось в эстетическом сознании эпохи.

В XVII в. фактом итальянской национальной культуры делается не только народная комедия масок, зародившаяся в XVI в. на периферии Высокого Ренессанса, но и волшебная сказка и «народные романы» Джулио Чезаре Кроче о Бертольдо и Бертольдино, в основе которых лежал крестьянский фольклор. Народное творчество питало и обогащало итальянское барокко, внося в него свои эстетические и жизненные идеалы. Вот почему принципиально неверно рассматривать барокко как стиль Контрреформации и связывать его только с феодальным дворянством, хотя барокко, действительно, первоначально возникло именно в тех странах, где дворянство было господствующим классом. И применительно к итальянской литературе XVII в., и применительно к итальянскому искусству этого времени мы можем говорить о двух тенденциях барокко - аристократической, реакционной и передовой, народной. То страстное, лихорадочное стремление к новому, которое, как уже отмечалось, было столь характерно для всей литературы итальянского XVII в., и особенно для итальянского барокко, питалось не только ощущением разрыва с эпохой Возрождения и ошеломляющими открытиями в физике или астрономии, но и стремлением народных, крестьянских масс к свободе и социальной справедливости. Не случайно одним из самых крупных итальянских поэтов XVII в.

стал Томмазо Кампанелла, великий писатель демократического барокко. Объясняя истоки своих новаторских идей и дерзновенных проектов, он говорил инквизиторам: «Слышатся жалобы от каждого встречного крестьянина, и от всякого, с кем я ни заговаривал, я узнавал, что все расположены к переменам». Именно связь наиболее значительных произведений итальянской литературы XVII в. с народом, с его антифеодальной борьбой лучше всего, по-видимому, объясняет тот факт, что даже в условиях почти абсолютного экономического, социального и политического упадка литература Италии не утратила своего национального содержания и продолжала создавать новые духовные ценности.

В своем развитии итальянская литература XVII в. прошла два больших периода, рубеж между которыми приходится приблизительно на середину столетия. По своей содержательности они не равны друг другу. Первый период несравненно богаче и внутренне напряженнее. Именно в первой половине XVII в. в Италии формируется классицизм, складываются различные тенденции внутри литературы барокко: маринизм, кьябреризм, демократическое барокко Кампанеллы, Базиле, Сальватора Розы. К концу этого периода создаются важнейшие эстетические трактаты, формулирующие теорию барокко.

Второй период характеризуется определенным упадком как классицизма, так и маринизма. В это время в Италии происходит стабилизация общественно-политической системы и после разгрома народных движений конца 40-х годов оппозиция реакции в литературе заметно ослабевает. В итальянской литературе второй половины века побеждает классицистическая тенденция внутри барокко, перерождающаяся в конце концов в рококо. Второй период в литературе Сеиченто проходит под знаком подготовки Аркадии. Он заканчивается в 1690 г., когда создание этой академии кладет начало новому этапу в развитии итальянской поэзии, прозы и литературной теории.

42

Искусство Италии XVII века. Общие проблемы.

Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI– XVII столетий был Рим. Архитектура этого города в XVII в. представляется типичной для эпохи барокко.

Мастера барокко порывают со многими художественными традициями Возрождения, с его гармоничными, уравновешенными объемами. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами. Доменико Фонтана применяет впервые в истории градостроительства трехлучевую систему улиц, расходящихся от площади дель Пополо, чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках схода лучевых проспектов и в их концах, создают почти театральный эффект уходящей вдаль перспективы. Принцип Фонтана имел огромное значение для всего последующего европейского градостроительства.

В период зрелого барокко, со второй трети XVII в., более пышным становится архитектурный декор. Украшается не только главный фасад, но и стены со стороны сада; из парадного вестибюля можно попасть сразу в сад, представляющий собой великолепный парковый ансамбль; со стороны главного фасада боковые крылья здания выдвигаются и образуют курдонер (почетный двор).

В последней трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются определенные изменения: усиливается декоративность, усложняются ракурсы фигур, как бы «убыстряются движения». Архитектура и скульптура существуют в синтезе с произведениями, созданными приемом живописного иллюзионизма. Перспективный иллюзионизм уничтожает стену, что всегда было противно правилам классического искусства. В композициях, как монументально-декоративных, так и станковых, все чаще побеждает холодность, риторичность, ложный пафос. Однако лучшие художники все-таки умели преодолеть пагубные черты позднего барокко. Таковы романтические пейзажи Алессандро Маньяско, монументальная (плафоны, алтарные образа) и станковая (портреты) живопись Джузеппе Креспи – художников, стоящих на рубеже нового столетия.

Искусство Италии около 1600 года: основные тенденции развития

В живописи Италии на рубеже XVI–XVII вв. возникают два главных художественных направления: одно связано с творчеством братьев Карраччи и получило наименование «болонского академизма», другое – с искусством одного из самых крупнейших художников Италии XVII в. Караваджо.

Аннибале и Агостино Карраччи и их двоюродный брат Лодовико в 1585 г. в Болонье основали «Академию направленных на истинный путь», в которой художники обучались по определенной программе. Отсюда и название – «болонский академизм».


Принципы болонской Академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются на творчестве самого талантливого из братьев –Аннибале Карраччи (1560– 1609). Карраччи тщательно изучал и штудировал натуру. Он считал, что натура несовершенна и ее нужно преобразить, облагородить для того, чтобы она стала достойным предметом изображения в соответствии с классическими нормами. Отсюда неизбежные отвлеченность, риторичность образов Карраччи, пафос вместо подлинной героики и красоты. Искусство Карраччи оказалось очень своевременным, соответствующим духу официальной идеологии и получило быстрое признание и распространение. Братья Карраччи – мастера монументально-декоративной живописи.

Самое знаменитое их произведение – роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых «Метаморфоз» (1597–1604) – типично для барочной живописи. Аннибале Карраччи явился также создателем так называемого героического пейзажа, т. е. пейзажа идеализированного, выдуманного, ибо природа, как и человек (по мнению болонцев), несовершенна, груба и требует облагороженности, чтобы быть представленной в искусстве.

Карраччи Лудовико - Обручение Марии. Ужин в Эммаусе, 1599-1602 –

Микеланджело Меризи де Караваджо

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1573 – 1610),–художник, давший наименование мощному реалистическому течению в искусстве, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Единственный источник, из которого Караваджо находит достойным черпать темы искусства, – это окружающая действительность. Реалистические принципы Караваджо делают его наследником Ренессанса, хотя он и ниспровергал классические традиции. Метод Караваджо был антиподом академизму, и сам художник бунтарски восставал против него, утверждая свои собственные принципы. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов, изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы («Лютнист», около 1595; «Игроки», 1594–1595).

3. Караваджо. Раннее творчество­

В своих ранних произведениях Караваджо привносит в итальянскую живопись понятие «жанр», ранее свойственный только художникам Нидерландов. Но в отличие от голландцев, Караваджо мало интересует то, что происходит или должно произойти, для него интереснее сами уличные типы - гадалка в белом тюрбане, щеголеватый юноша в шляпе с перьями и им подобные.

Первые годы жизни художника в Риме, куда он прибыл около 1590 года, были суровыми. Для заработка он писал цветы и фрукты на картинах других художников, а затем стал самостоятельно создавать своеобразные жанровые сцены и натюрморты. Изображая уличных мальчишек, посетителей кабачков, корзины с фруктами, он одним из первых утвердил право на существование этих жанров. Главное в произведениях Караваджо – не повествование, но характерный типаж.

К числу таких картин относится «Юноша с лютней» (около 1595, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. С отточенным мастерством написаны все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости. Светотенью пролеплено лицо и фигура, темный фон подчеркивает насыщенность выступающих вперед светлых тонов, предметность всего представленного. Караваджо утверждает превосходство непосредственного воспроизведения жизни. Болезненному изяществу еще распространенного маньеризма и патетике развивающегося барокко он противопоставляет простоту и естественность повседневного. Обобщая формы, выявляя существенное, он наделяет значительностью и монументальностью самые простые предметы. Композиции Караваджо со срезанными по пояс фигурами точно построены, в них есть строгая закономерность, целостность, замкнутость, сближающие Караваджо с мастерами Возрождения. Это придает монументальность и значительность не только его бытовым, но и религиозным сценам, таким, например, как «Неверие Фомы» (около 1603, Флоренция, Уффици; вариант – Потсдам, картинная галерея Сан-Суси).

Италия в XVII веке.

В ходе франко-испанского соперничества в Италии прошла череда войн, вызвавших опустошение Италии. Италия была раздроблена и в итоге на Аппенинском полуострове сложились три группы государств: Неаполь, Сицилия и Миланское герцогство под управлением Мадрида; формально независимые, но находившиеся под влиянием Испании Генуэзская республика и Корсика, Тоскана (бывшая Флорентийская республика), Модена, Парма, и друге мелкие герцогства; независимые государства – Папская область со столицей в Риме, Савойское герцогство и Сардиния со столицей в Турине и Венеция, контролировавшая Далмацию. Независимой была также республика Сан-Марино.

В XVII веке в Италии по-прежнему велись войны, итальянские государства были вынуждены выбирать себе союзников для войн с Турцией.

В Италии сохранялись как старые республики в Венеции, Генуе и Лукке. Большинство государств были монархии – небольшие светские герцогства и княжества, а также теократическая Папская область и Неаполитанское королевство. Фактически все эти государства действовали автономно, но в экономическом и социальном отношении они были примерно на одном уровне.

Практически везде в XVII веке наблюдается социальная дифференциация и отход от республиканских традиций в сторону абсолютизма с доминированием дворянского сословия. Итальянское дворянство было неоднородным,наряду с аристократией оно пополнялось выходцами из буржуазии,особенно на севере страны в Тоскане, Венеции и Генуе. Буржуазия скупала земли и титулы, используя их для повышения своего статуса и увеличения своих доходов. Активному одворяниванию способствовала политика итальянских государей, причем продавались в том числе и высшие титулы – герцога, графа и барона. Уже в начале XVI века количество высших дворян шел на сотни. Дворяне освобождались от налогов, занимали высшие государственные должности.

К XVII веку слой дворянства окончательно формируется, бывшие торговцы и финансисты переняли привычки старой аристократии, новые дворяне отказывались заниматься торговлей.

Духовенство в Италии было практически полностью католическим. Сильнейше позиции церковь имела в Папской области, в Парме половина всех земель принадлежала церкви, в Тоскане – треть, в Неаполитанском королевстве – до 2/3. Однако политическое влияние церкви было невелико и постепенно падало.

Буржуазия в Италии занимала важное место – в Италии было много торговых и ремесленных городов, таких как Неаполь Палермо, Рим, Венеция, Генуя, Модена и так далее. Кроме того, буржуазия пополнялась из среды свободных профессий. Влияние буржуазии ограничивалось в основном экономической сферой. Итальянская буржуазия в XVII веке переходит на консервативные позиции и поддерживает действующие режимы.

В XVII веке сокращается место торговой и промышленной буржуазии и растет доля финансистов, ростовщиков и откупщиков. Идет активное одворянивание буржуазии.

Крестьянство Италии было наиболее монгочисленным сословием, и в его положении не происходит значительных изменений. На Сицилии сохранялось крепостное право. В XVII веке возросла финансовая нагрузка на крестьянство, что приводит к обнищанию населения, массовому уходу крестьян с земли, всплеску бандитизма.

В XVII веке в Италии наблюдается застой и упадок в экономике, вызванный войнами и смещением торговых путей в Атлантику. В XVI веке в Италии еще развивался рад отраслей промышленности, с начала XVII века наблюдается только спад во всех отраслях промышленности и торговли. После того как экономики Англии,Франции и Голландии произошла модернизация промышленности в Италии, действовавшей средневековыми цеховыми методами и начался спад. Итальянцы не вкладывали денег в переоснащение мануфактур, что привело к падению конкурентоспособности их товаров. В Милане объемы текстильной промышленности сократились в 5 раз, в Генуе производство шелка упало в 3 раза, в Венеции – в 4 раза. Упадок произошел в кораблестроении, производстве стекла в Венеции. Наблюдался рост безработицы, сами итальянцы перешли к покупке импортных товаров. Кроме того, упадок Италии усугубил упадок Испании.

Итальянская буржуазия сделала акцент на развитии кредитно-финансовой сферы, Генуэзская республика стала основным кредитором Испании.

В торговле также наблюдается спад, вызванный переориентированием торговых потоков из Средиземного моря в Атлантику. Венеция, вынужденная воевать с Турцией, утратила сове значение главного порта Средиземноморья. Попытки наладить атлантическую торговлю провалились.

Единственной развивающейся отраслью в Италии было сельское хозяйство - выращивалась пшеница, производилось вино, масло, рис, на Сицилии культивировался сахарный тростник, культивировался шелк-сырец. Италия перешла на аграрный путь развития.

Политическое развитие Италии в XVII веке

Неаполитанское королевство. До XVIII века Неаполь входил в состав Испании и управлялся вице-королем, а в Мадриде находился Верховный Совет по делам Италии. Для Испании Неаполь был второстепенным регионом, в военном отношении он был прикрыт Папской областью. Главной целью испанского вице-короля был сбор налогов и пополнение испанской казны. Это вызывало сильную эксплуатацию итальянского населения – там были самые высокие в Италии налоги. Испания тратила все средства на себя, не оставляя денег на модернизацию собственно Неаполитанского королевства. Неаполь был наиболее отсталым регионом Италии, в нем господствовала испанская экономическая модель. Ухудшение положения Испании приводила и к ухудшению положения Неаполя. К 40-м годам XVII века налоговая нагрузка возросла настолько, что открыто зазвучали требования о необходимости реформ. В 1647 году началось восстание в Наполе – восстание Мазаньелло. Началось оно с того, что один из рыбаков отказался платить габел и убил сборщика налогов. За несколько дней более 50 000 неаполитанцев разгромили здания таможни и другие правительственные здания в Неаполе, требуя отмены налогов и изменения политической системы. Испанский вице-король был вынужден пойти на уступки, Мазаньелло даже назначили генерал-капитаном Неаполя. Через несколько дней Мазаньяло был убит, однако когда вице-король попытался восстановить налоги, восстание продолжилось, и в 1648 году была провозглашена Неаполитанская республика. К восстанию присоединилась и Сицилия.

В 1648 году в Неаполь прибыл Генрих де Гиз, избранный новым герцогом Неаполя, но через 2 месяца Неаполь был захвачен армией Хуана Австрийсколго, Гиз был арестован, в 1649 году власть Испании в Наполе была восстановлена

На Сицилии центром восстания стал город Палермо, вскоре восстание распрстранилось по всему острову кроме Мессины. После прибытия испанских войск Хуана Австрийского восстание было подавлено

Папская область в XVII веке. Папская область, по сути, мало отличалась от других европейских монархий, Папы, правили опираясь на высшее духовенство. Папы были выходцами из наиболее влиятельных итальянских семей и часто проводили политику, выгодную своим семьям. Основной чертой было возвращение непотизма – назначение на высшие должности родственников. Активно продолжалась контрреформация. Папство получало большие доходы со всей Европы. Это государство было самым коррумпированным и плохо управляемым. Бюрократический аппарат был громоздким и объединенным с церковным аппаратом. В Папском государстве активно продавались должности

В 1605-21 годам Папой был Павел V, вошедший в историю как активный контрреформатор, при нем был запрещен труд Коперника, Начат процесс против Галилея. При нем началось падение влияния Папства в Италии. В 1605 году Папа пытался поставить под контроль венецианскую церковь и наложил интердикт на Венецию, однако интердикт был проигнорирован. Из Венеции были изгнаны иезуиты, после чего Папа пошел на уступки.

В 1621-23 годах Папой был Григорий XV. При нем был канонизирован Игнатий Лойола, была создана Священная Конгрегация. При нем Ришедбе получил титул кардинала.

Урбан VIII, правивший до 1648 года наиболее распространил непотизм. При нем началась война с Венецией, Флоренцией, Пармой и Моденой за княжество Кастро. При нем же в 1633 году был завершен процесс над Галилеем

Иннокентий X (1644-55 годы) При нем был осужден янсенизм, протестовал против Вестфальского мира, что было проигнорировано другими державами.

Экономическая ситуация характеризовалась полным упадком. Папская область погрязла в долгах, казна была практически пуста, процветала коррупция. Несмотря на это в середине XVII века шло активное строительство в Риме под руководством Бернини, что финансировалось из папской казны.

Иннокентий XII (1691 – 17..) Он специальной буллой зпаретил включать в управление государством родственников действующего Папы, в конклаве кардиналов мог быть только 1 родственник Папы.

Савойское герцогство в XVII веке.

Савойское герцогство располагалось между владениями Франции и Испании на стыке сфер влияния. На протяжении XVII века савойские герцоги использовали противоречия Франции и Испании для расширения своих владений. В Савойе были развиты промышленность и торгоаля, нормализованиа финансовая система. Это герцогство единствоенное в Италии развивалось.

Карл Эммануил I Великий (правил в 1580-1630 годах). Он провел несколько удачных войн, захватил ряд территорий на севере Савойи. В 1613 году он вел войну за Монсерат. Соперником его был герцог Мантуи. Война привела к войне Испании и Франции, в итоге Савойя не получила эту территорию. В годы Тридцатилетней войны Савойя вновь предъявила претензии на Монсерат, часть которого должна была получить Испания. Против этого выступила Франция, в 1628-31 годах шла война за Мантуанское наследство с Францией. Савойская армия была разгромлена и Савойя перешла на сторону Франции. После этого в войну вступил Рейх, В ходе осады Мантуи имперской армией погибло 80 000 человек. В ходе конфликта Савойя получила Монсерат. В дальнейшем Савойя выступала на стороне Франции против Испании.

Венеция в XVII веке.

Венеции принадлежала Далмация,Часть Истрии,часть Балканского полуострова, Контролировала Крит и Кипр. Венеция имела сильный флот и серьезную наемную армию, но после битвы при Лепанто происходит усиление влияния Турции и упадок Венеции

К XVII веку Венеция сохраняла республиканские трапдиции. Управлял ей Больой совет, в который входило 2 800 граждан Венеции. Испольнительная власть сосредотачивалась в руках Малого совета,кторой возглавлял дож и Сенат, созланный в XVI веке и занимавшийся внешней политикой и армией. В XVI веке появились новые должности - должности трех инквизиторов, был создан Совет Десяти, занимавшийся шпионажем и контрразведкой. Эти должности занимали представители Большого Совета. На тот момент в Венеции проживали 140 000 человек, все управление сосредотачивалось в Венеции.

В экономике Венеции в XVII веке происходит спад, сокращение торговых операций, однако Венеция все еще оставалась одним из сильнейших гоударств Италии. Венейия лавировала между Францией и Испанией, ее основной целью было удержание своих территорий, и отражение атак со стороны Турции. В 1616-17 годах Венеция воевала с Австрией, поддерживавшей пиратство на Адриатике.

В 1629-30 годах Венеция воевала против Испании за мантуанское наследство, в 1630 году случилась эпидемия чумы, от которой умерло 50 000 человек.

В 1645 году Турция нападает на Крит, являвшийся стратегически важным пунктом. Несмотря на перевес турок в силах Венеция 23 года обороняли остров, блокировали Проливы, На помощь Венеции пришла только Франция в 1669 году, пославшая флот под командой герцога де Бофора, но оказать серьезную помощь не смогли, Бофор погиб,а Крит перешел под турецкий контроль – война обошлась Венеции 150 000 000 дукатов.

В 1683 году была создана Священная Лига Австрии, Польши и Венеции, после чего Венеция нанесла удар по Морее. В 1699 году Венеция закрепила за собой Морею, но Афины остались за Турцией.

Великое герцогство Тосканское в XVII веке

Тоскана образовалась в XVI веке из Флорентийской республики, власть в которой захватили Медичи. Великие герцоги мало заботились о своем государстве. Дворянство захватило власть, оттеснив буржуазию от управления. Все ресурсы шли на развитие Флоренции и на армию. В герцогстве господствовала система откупов. Республиканские традиции были полностью забыты.

Фердинанд I Медичи правил в 1581-1609 годах значительно увеличил влияние Тосканы. При нем проводились улучшение жизни в герцогстве, его племянница была выдана замуж за Генриха IV.

Его наследник Казимо Медичи и его преемники свели влияние Флоренции к минимуму. Кризис наступил в конце XVII века, когда во главе герцогства находился Казимо III, проводивший весьма консервативную внешнюю политику. После смерти сына Казимо III династия Медичи пресеклась. К концу его правления Тоскана стала полным банкротом, ег о население снизилось на 50%

Милан в XVII веке

Милан официально являлся испанским владением, герцогство управлялось губернаторами или неаполитанскими вице-королями. Местные политические структуры сохранялись, но не влияли на управление. Испания обеспечивала герцогству независимость. Милан не был затронут войнами, восстаниями и переворотами. В 1630 году в герцогстве прошла эпидемия чумы

Генуэзская республика в XVII веке

Генуя в XVII веке сохраняла независимость, но не являлась более крупным торговым центром и ориентировалась на Испанию, которая стала основным торговым партнером Генуи. Генуэзские банкиры предоставляли Испании деньги. После первого банкротства Испании кредитовать ее согласилась только Генуя. Однако упадок Испании привел и к кризису экономики Генуи. В середине 50-х годов от чумы погибло 50% жителей Генуи. К концу XVII века, ни о каком влиянии Генуи не приходилось и говорить.

Остальные мелкие Итальянские государства никакой роли не играли, полностью зависели от испанского двора.

Италия в XVIII веке.

В 1699 году евронейские монархи попытались всерьез поделить испанские территории. Империя Габсбургов желала получить территории Северной и по возможности, Южной Италии. Франция также пыталась получить Италию или в качестве испанского владения или как компенсацию. В 1699 году был подписан первый договор, по которому Франция получала Неаполь, Милан и Сицилию в обмен на поддержку австрийского кандидата на испанский престол. В 1701-15 годах Италия стала театром военных действий в войне за испанские наследство. Основные боевые действия развернулись на севере,в Миланском герцогстве и Мантуе. Австрийцы опирались на Англию и Голландию, Францию поддерживала Испания, Савойское королевство изначально поддержало французов, но затем несколько раз меняли сторону, надеясь получить, наконец, Монсерат. Остальные итальянские государства, в том числе Венецианская республика, заняли строгий нейтралитет. Впрочем, Венеция разрешила Австрии проход войск. Папское государство помощи никому не оказало.

Инициатива в ведении войны принадлежала Австрии и Савойе. Во главе Савойи был Виктор Амадей II, сын Карла Эммануила II, вступившим на престол в 1675 году. Кроме того, в войне принимал участие другой представитель Савойской династии, правнук Карла Эммануила I принц Евгений Савойский, с 1701 года командовавший армией Австрии в Северной Италии. Французы выслали в Северную Италию войска под командованием маршала Лилеруа, человек, полностью некомпетентный в военном деле.

В 1701 году австрийская армия перешла Альпы и вторглись в Милан. С запада в Милан вторглись французские и савойские войска. Евгений Савойский без труда разбил испанские и французские войска, занял Ломбардию и вынудил Савойю перейти на сторону Австрийской Империи.

В 1706 году французские войска вновь вторглись в Италию и осадили Турин - столицу Савойи. В сражении под Турином австро-савойские войска разгромили французов и вытеснили их с территории Савойского герцогства. В 1707 году австрийская армия вторглась во Францию, но была оттуда выбита. Однорепнно с этим австрийская армия прошла через Папскую область и заняла Неаполитанское королевство. В 1709 году по Утрехтскому миру Австрии достались Неаполь, Сардиния, Миланское герцогство и Мантуя. Савойе досталась Сицилия, корме того, они получили Монсерат.

При Филиппе V испанциы при поддержке Франции попытались вернуть себе Италию,но такая возможность появилась только во 2 половине XVIII века, немалую роль в попытках отвоевать Италию играла жена Филиппа V Изабелла Фарнезе, наследница герцогства Парма. В 1717 году испанские войска вторглиь на Сардинию,а в 1718 году – на Сицилию и берут их под контроль. Одновременно Филипп V высказывает претензии на французский престол, при этом против Испании выступили Англия, Голландия, Австрия и Франция. В 1720 году Испания была вынуждена подписать мир, но герцогство Парма было признано за сыном Изабеллы Карлом, при условии, что Парма не войдет в состав Испании. Кроме того, австрийцы предложили обменять Сицилию на Сардинию. С 1720 года Сицилийское королевство было переименовано в Сардинское королевство.

В 30-е годы во время войны за польское наследство 1733-35, когда и Франция и Австрия были втянуты в конфликт, Испания заключила союз с Сардинией, которой правил сын Виктора Эммануила II, рассчитывавший получить еще часть Милана. Северная Италия вновь стала ареной боев. Испанцы, пройдя из Пармы через Папскую область, заняли Неаполь и Сицилию. По мирному договору 1738 года Неаполь стал независимым, его королем стал Карл Бурбон, отдававший Австрии свое Пармское герцогство, которое вместе с Миланом составило австрийскую Ломбардию. Кроме того, была решена судьба Тосканы, которую должен был получить Франц Лотарингский, что и произошло в 1737 году. Лотарингия же передавалась неудачливому польскому королю Станиславу, а после его смерти – Франции.

В 1740 году началась война за австрийское наследство. Австрия, Франция и Россия воевали с Англией, Францией, Пруссией. В войну в Италии вступили Сардиния и Генуя, неожиданно поддержавшая Испанию. Франция вновь заняла Сардинию и Геную, однако в1746-48 годах Австрия заняла Сардинию и Геную. В 1746 году произошло восстание в Генуе и австрийская армия была выбита. По Ахенскому мирному договору 1748 года Сардиния вновь получила часть Милана, испанцы добились возвращения себе Пармы, его занял Филипп Бурбон, второй сын Изабеллы Фарнезе. Этот военный конфликт был последним, вплоть до вторжения французских войск.

В Италии образовались Королевство обоих Сицилий, сохранилась Папская область. Герцогство Парма попало под власть Бурбонов, Генуя сохранила независимость, однако от нее отделилась Корсика. На севере образовалось Сардинское королевство, Венеция сохранила независимость, Тоскана и Ломбардия находились под контролем Австрии.

Политическое развитие Италии в XVIII веке

Неаполь и Королевство обеих Сицилий.

Карл VII Бурбон правил в 1734-59 годах. При нем были проведены реформы в духе просвещенного абсолютизма, проводил которые Бернардо Тануччи. Тануччи был выходцем из бедной семьи, но получил образование в Пизе и в 1734 году вошел в правительство Неаполя. Тануччи полагал, что для укрепления Неаполя необходима централизация и урезание полномочий аристократии и духовенства. Первой целью своих реформ Тануччи избрал церковь. Тануччи запретил увеличение церковных земель, были сокращены налоговые привилегии церкви, отменено право церковной юрисдикции, была запрещена инквизиция, попытки Папства противодействовать были проигнорированы, неаполитанский архиепископ был отправлен в отставку, папские владения в Неаполе были аннексированы.

Для сокращения влияния дворянства Тануччи пытлся уравнять все сословия в праваах. Дворянство было урезано в своих привилегиях. Тануччи запретил тайные масонские ложи и вел преследования масонов.

Был ортменен ряд прямых налогов, взамен введен ряд косвенных. Налоговая нагрузка на крестьянство была снижена.

Евреям было разрешено вернуться в Неаполь, были отменены ограничения, сдерживавшие развитие производства. Велась поддержка текстильного производства. Был заключен ряд торговых договоров с многими государствами,в том числе и с Турцией, что обеспечило выгодные условия торговли. В университете Неаполя была открыта кафедра коммерции. Строились дороги,каналы, мосты,была расширена гавань Неаполя.

Итальянский язык был провозглашен официальным языком королевства.

При Карле VII начались раскопки Помпеи, причем раскопки впервые велись на научной основе, был издан отчет о раскопках.

В целом политика Карла пользовалась популярностью в населении, это был первый за долгое время монарх, который заботился об Италии.

В 1759 году Карл стал королем Испании, а престол был передан его старшему сыну Фердинанду IV, которому на тот момент было всего 8 лет, опекуном при нем был назначен Тануччи. Тануччи не пытался способствовать образованию Фердинанда, не желая терять свою власть.

В 1767 году Тануччи добился изгнания из Неаполя иезуитов и разорвал с Папой соглашение о ежегодных выплатах в казну Папства.

В 1768 году Фердинанда женили на Марии-Каролине, дочери Марии-Терезии, сестре Марии-Антуанетты, королевы Франции. Мария-Каролина получила великолепное образование, что позволило ей постепенно сосредотачивать власть в своих руках. Развернулась борьба между королевой, поддержанной Австрией и Тануччи, поддерживаемым Италией. В 1777 году Мария-Каролина вошла в королевский совет и отправила Тануччи в отставку. Королева постепенно взяла власть в свои руки, фаворитом которой стал ирландец сэр Джон Актон. Актон изначально занимался флотом в Тоскане, а затем был переманен в Неаполь, где был назначен морским министром, затем министром финансов, и, в итоге, главой правительства. Актона поддерживал английский посланник лорд Гамильтон. С этого времени Неаполь попал под английское влияние. При Актоне приоритетом стала модернизация армии и флота, было построено 150 кораблей, переоснащена армия для возможного противостояния Франции. Аналогичные реформы проводились на Сицилии.

Однако в целом реформы были половинчатыми, армия потребовала огромных затрат, что дестабилизировало финансовую систему. После революции во Франции и особенно после казни Марии-Антуанетты Неаполь вступил в антифранцузскую коалицию, что закончилось вторжением французских войск и свержением короля.

Австрийская Ломбардия и Тоскана в XVIII веке.

Ломбардия управлялась напрямую из Вены. Правление Марии-Терезии и Франца I – Франческо II. В этот период проводились те же реформы, что и в Австрии в тот преиод.

Была проведена налоговая реформа – переписана вся земельная собственность и введена единая шкала налогообложения. Была отменена система откупов. Было ограничено право на расширение церковных земель, ряд монастырей и орденов были закрыты, их земли конфискованы, инквизиция была запрещена.

Проводилась централизация управления.

Были отменены внутренние ограничения в экономике. В целом эта политика привела к активизации промышленной деятельности, повышению налогов.

Тоскана в XVIII веке также попала под контроль Австрии и при нем начались реформы, завершенные при Леопольде, Пьетро-Леопольдо I, его сыне. При нем были сняты ограничения на торговлю, ликвидированы внутренние таможни, отменены цеха, введена свободная продажа земли, все земли герцогского дома были размежеваны и выставлялись на продажу мелкими участками для крестьян, однако эти земли купила в основном буржуазия. Были проведены мелиоративные работы. Был принят новый уголовный кодекс, отменивший пытки и смертную казнь.

Однако влияние Папства сохранилось, а попытка введения в Тоскане конституции, по типу американской, не удалась.

В 1790 году Леопольд покинул Тоскану и становится королем Австрии и германским императором.

Сардинское королевство в XVIII веке.

Начало и 1 треть века были связаны с именем герцога Виктора Амадея II, при нем государство превратилось из второсортного итальянского герцогства в полноправное королевство. Виктор Амадей вступил на престол в 9 лет, в самом начале его правлении я произошел в 1680 году бунт, связанный с высокими ценами на соль. В 1684 году,когда ему исполнилось 18 лет он сам объявил об окончании регентства и в дальнейшем он показал себя как сильный правитель.

Савойя была вынуждена маневрировать между Францией и Испанией, а позднее Австрией. Первоначально союзником Савойи являлась Франция, некоторое время Савойя находилась под прямым давлением Людовика XIV, Людовик требовал изгнания из Савойи протестантов – гугенотов и вальденсов. В период девятилетней войны 1788=97 годов Савойя впервые выступила против Франции, в войне за испанское наследство савойский герцог перешел на сторону Австрии. Именно тогда герцогство стало сперва Сицилийским, а затем Сардинским королевством.

Во внутренней политике Виктор Амадей провел ряд реформ, способствовавших укреплению власти: была организована система интендантств, которые собирали налоги и управляли провинциями, была введена система секретариатов – внутренних дел, иностранных дел и военный. Была проведена военная реформа, создано ополчение, создан флот, необходимый для защиты островных владений, необходимость которого стала ясна после захвата Сицилии Испанией.

Сам Виктор Амадей II был аскетичным, не любившим роскоши, в Турине при нем были прекращены крупные праздники. В 1730 году Виктор Амадей передал престол своему второму сыну.

Следующим королем стал Карл Эммануил III, правивший в 1730-1773 годах. Он был полной противоположностью своему отцу. В 1731 году Виктор Амадей попытался вновь взять власть, но был арестован и в 1732 году умер. Карл Эммануил III в быту был полной противоположностью отцу, он тратил огромные средства на содержание двора.

Во внешней политике Карл Эммануил действовал подобно своему отцу, во время войны за австрийское наследство Сардиния сменила сторону несколько раз. Во внутренней политике он проводил политику меркантилизма, улучшал инфраструктуру, отменил привилегии духовенства, отменил крепостную зависимость.

В 1773 году на престол вступил Виктор Амадей III, правивший до 1798 года. При нем начинается явная деградация режима. Он не проводил крупных реформ, все его действия носили частный характер.

Во внутренней политике Виктор Амадей ориентировался на Людовика XV, он пытался провести военную реформу по прусскому образцу, но потерпел неудачу. После начала революции во Франции республиканские идеи стали проникать в королевство. Турин стал центром роялистской эмиграции. Виктор Амадей участвовал в антифранцузской коалиции, что закончилось аннексией Савойи, Ниццы и Пьемонта, Виктор Амадей удержал за обой только Сардинию.

Венеция в XVIII веке.

Венеция смогла удержаться от войн, объявив нейтралитет, правда, они не могли воспрепятствовать проходу войск воюющих государств. Венеция в 1714 году начала свою последнюю войну с Турцией, когда турки вторглись в Морею. В 1718 году был подписан Пожаревацкий мир, который закрепил отторжение Мореи. С этого периода и до вторжения Наполеона Венеция в войнах не участвовала.

Международное влияние Венеции продолжало падать, венецианская торговля достигла дна. Помимо Англии, Франции и Нидерландов, конкурентом Венеции стала Австрия, открывшая порт Триест. В Венеции с 1720 года до середины века не появлялось ни одного английского и голландского судна. Кроме того, Венеция не смогла модернизировать свой флот, основой флота Венеции оставались галеры, не способные конкурировать с голландскими флейтами и испанскими галеонами. В военном отношении Венецию спасало только то, что Турция также не обладала мощным флотом.

Главной проблемой Венеции стало пиратство, которое поддерживали австрийцы и турки и их вассалы из Африки. Венеция не могла более воевать с пиратами. В 1764-65 годах был заключен договор с Марокко и Триполи, по которому Венеция платила по 60 000 дукатов в год за безопасность своей торговли, что, однако не сильно помогло. В 1780-е годы венецианский флот смог нанести удар по Тунису и заставили его приструнить пиратов.

В Венеции продолжался кризис управления, сокращение торговли вело к обеднению населения, в том числе и патрициата. Во главе государства осталось несколько десятков семей из 2 500. Если ранее было почетным приобретение титула патриция, то в XVIII веке титулы патрициев практически не покупались. Все это вело к замыканию правящей верхушки, усилению социальной дифференциации. Патрициат препятствует проведению любых реформ в политике, экономике, торговле, была отвергнута также политика протекционизма и меркантилизма.

Во 2 половине XVIII века после окончания череды войн происходит некоторое оживление в Венеции. Однако Венеция стала только перевалочной базой иностранных купцов. Авторитет Венеции поддерживал только статус культурной столицы Италии и Европы. В XVIII веке начался период массового туризма в Венецию. В Венеции действовало 7 оперных театров, была развита игорная индустрия. Именно эта индустрия стала основным источником доходов, Венецию посещали даже короли – император Австрии и наследник престола Павел, будущий Павел I.

В целом Венеция не имела политического веса и не могла защитить себя и в 1797 году Венеция была поделена между Францией и Австрией. В 1814 году Венеция вошла в состав Австрии.

Экономическое развитие Италии в XVIII веке.

В первой половине века продолжался застой и спад в экономике Италии, фактически Италия достигла дна. Причиной этого были военные конфликты, разорявшие территории и поглощавшие огромные деньги. Итальянская буржуазия теряла доходы, не выдержав конкуренции с Англией и Францией. Практически повсеместно в Италии сохранялись пережитки средневековья. Основной формой земельного держания крестьян оставалась испольщина, когда крестьяне отдавали землевладельцу 50-75 % урожая.

Во 2 половине века после реформ и окончания войн начинается экономическое развитие Италии, наиболее ярко это проявилось в Ломбардии и Тоскане, где реформы проводились по австрийскому образцу. В Ломбардии начали появляться новые производства, возникли централизованные мануфактуры, прежде всего в текстильной, шелковой, шерстяной, бумажной промышленности. Количество рабочих увеличивалось за счет обедневшего крестьянства. Население Турина за XVIII век выросло в 2 раза – с 40 000 до 90 000 человек, население Неаполя достигло 400 000 человек. Новые мануфактуры возникали в Милане, Сардинском королевстве, Генуе и в Неаполе. Кризис продолжался в Венецианской республике, где по-прежнему наблюдался спад, в Лукке.

В сельском хозяйстве переворот происходит в Северной Италии, в долине реки По. Именно там начали внедряться новые методы агротехники, вводились новые культуры. Особенно ярко это проявлялось в Ломбардии, где площадь необрабатываемых земель сократилось в 4 раза, в Тоскане производство шелка выросло 15 раз,как и в Пьемонте, где он составлял 2/3 экспорта. В южной Италии в упадке находились Папское государство, Сардиния и Сицилия, где практически не было аграрных реформ.

Италия в экономике разделилась на активно развивающийся Север и застойный или деградирующий Юг.

В торговле сохранялись тенденции прошлого века. Не был создан единый внутренний рынок, сохранялись внутренние таможни, сохранялись различные денежные системы, системы мер и весов. Международная торговля находилась на низком уровне, крупнейшим портом Италии был Ливорно в Тоскане. В Генуе продолжала развиваться финансовая деятельность.

В целом Италия значительно отставала от всей Европы. Слабость экономики способствовала и политической слабости, что препятствовало объединению Италии.