Лансере картины. Евгений александрович лансере великие русские скульпторы. Николай Лансере, архитектор, брат Евгения Лансере
Павел Павлинов
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала:
ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЛАНСЕРЕ - ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ, НЕ ТОЛЬКО ЗАСТАВШИХ, НО И ЗАПЕЧАТЛЕВШИХ МНОГИЕ СОБЫТИЯ И ПЕРВОЙ, И ВТОРОЙ МИРОВЫХ ВОЙН. ЗИМОЙ 1914-1915 ГОДОВ ОН ЕЗДИЛ НА ТУРЕЦКИЙ ФРОНТ РИСОВАТЬ ТИПЫ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ, КАЗАКОВ, ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ 1 . ТА ВОЙНА НАЗЫВАЛАСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. ПОТОМ БЫЛА РЕВОЛЮЦИЯ 1917-ГО И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. НО МАЛО КТО ПРЕДПОЛАГАЛ НАЧАЛО НОВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ТАК СКОРО. 4 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА ХУДОЖНИК ЗАПИСАЛ В ДНЕВНИКЕ 2: «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА! ОПЯТЬ ВСЕ ЛЕТИТ К ЧЕРТУ! А ВСЕ ЕЩЕ ПО ИНЕРЦИИ И Я, И ДРУГИЕ ТОЛКУЕМ И ЗАБОТИМСЯ О ТОНКОСТЯХ ПРОПОРЦИЙ, ОБ ОТТЕНКАХ ЦВЕТА!.. ДУМАЮ О ПАРИЖАНАХ, О КОЛЕ 3 ». 9 СЕНТЯБРЯ: «ОЛЁК 4 УДРУЧЕН УГРОЗОЙ ВОЙНЫ. ПУБЛИКА, ПО-ВИДИМОМУ, ЗАПАСАЕТСЯ ПРОВИЗИЕЙ. ПОВСЮДУ ОЧЕРЕДИ. ДАВКА В СБЕРКАССАХ». «МОЛНИЕНОСНО СЛЕДУЮЩИЕ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ: 17-ГО ВСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА ПОЛЬСКУЮ ТЕРРИТОРИЮ. РАЗГРОМ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЬШИ, ВЧЕРА РАЗДЕЛ ЕЕ; ВСЕ ГАДАЮТ - КОМУ ВАРШАВА, ОКАЗАВШАЯСЯ КАК РАЗ НА РУБЕЖЕ» (ИЗ ДНЕВНИКОВОЙ ЗАПИСИ 24 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА). НО НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ ВОЙНА ПРИШЛА ТОЛЬКО В ИЮНЕ 1941-ГО .
Последние годы перед войной очень активны для Лансере в творческом плане. Были осуществлены его эскизы оформления альбома «"Маскарад" Лермонтова в эскизах Головина» (М.; Л., 1941), книг А.В. Лебедева «Ф.С. Рокотов» (М., 1941), М.В. Нестерова «Давние дни» (М., 1941). Тем не менее многие проекты монументальной живописи по разным причинам не реализовывались: эскизы панно для главного зала и плафонов над лестницей Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (1935-1940); эскизы мозаичного фриза для зала искусств на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1938), росписей плафона зрительного зала Большого театра (1940, Комитет по делам искусств отказался от проекта в апреле 1941 года). Члены комитета часто говорили об отсутствии «глубокой социалистической» идеи, что справедливо, так как Лансере старался использовать общегуманитарные символы и аллегории. Да и построение композиции на основе четкой лепки объемов, а не декоративных пятен казалось устаревшим. Многие проекты были отменены из-за сложностей предвоенного и военного времени - проект оформления интерьеров Большого зала Дворца Советов (1938-1941), театральные проекты. В августе 1942 года книгу про Сванетию с рисунками Лансере Худфонд отказался печатать по политическим соображениям. 13 июня 1941 года Лансере отвез в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского последние эскизы и макеты декораций к опере С.С. Прокофьева «Помолвка в монастыре», но из-за войны постановка осуществлена не была 5 . А всего за два дня до начала войны, 20 июня 1941 года, железнодорожное начальство одобрило эскизы двух панно в вестибюле Казанского вокзала («Взятие Зимнего дворца» и «Праздник на Красной площади по случаю принятия Конституции СССР в 1936 году»). Война отложила реализацию, а уже в 1943-м художник полностью отказался от этих сюжетов.
Начало войны застало Евгения Лансере в Москве за работой над эскизами росписи Казанского вокзала 6 . «Ну вот и война... Около часа звонок от Иды Федоровны, сказала - война, бомбы в Киеве, Кишиневе, Каунасе, Севастополе, Житомире. Не верилось», - записал он вечером 22 июня. 27-28 июня художник работал в комиссии по защите дипломов и принимал экзамены в Академии архитектуры 7 . Только после этого он поехал к семье на дачу в поселок Пески близ Коломны. Сам дом был построен по чертежам сына в 1939-1940 годах. Летом 1941-го дом хотели достраивать, но не успели. Несмотря на бомбежки и предложения об эвакуации 8 , к концу августа решили не уезжать. Во время самых тяжелых бомбежек (в октябре-ноябре 1941 года) соседи предлагали уехать «в леса». Обстановку нагнетали слухи. 18 октября Лансере записал: «Слухи очень неопределенные; ясно, что огромная паника в Москве; поезда - эшелоны с беженцами. Слухи о взятии Каширы... Но не верим». В начале ноября боялись наступления немцев со стороны Каширы, стали копать окопы на опушке леса. Но уже в декабре, когда немцев заставили отступать, начали возвращаться к художественным проектам. 5 декабря сын Женя повез в Москву эскизы к опере «Суворов». Но здоровье Е.Е. Лансере ухудшалось. 28 декабря художник был в поликлинике в Москве: «...общий осмотр меня - констатировали похудание, истощенность - отсюда и грыжа». Однако новый, 1942 год встречали на даче в хорошем настроении: «...елка, канделябры со свечами; очень тепло, несмотря на сильный мороз. Колобовы, Куприн, "Амировы", да нас с Таней = 8».
В Песках Лансере жил с женой, ее племянницей Татьяной Игоревной Арцыбушевой, сыном Евгением и дочерью Натальей, которой приходилось работать в колхозе, чтобы получать хлеб и картошку, с ее мужем архитектором Георгием Ипполитовичем Волошиновым и их детьми Андреем и Марией. Чтобы прокормиться, ездили или ходили пешком 12 километров в Коломну: продавали вещи, меняли на еду. 24 февраля 1942 года «Олёк променял свои золотые часики на 2 пуда черной муки и мешок картошки». Держали коз, в 1943 году удалось купить корову и привезти пчел. 15 февраля 1944-го в письме В.П. и В.А. Белкиным в недавно освобожденный Ленинград Лансере рассказывал о перипетиях 1941-1943 годов: «Первую военную осень и начало зимы мы все были на даче, время было очень страшное: перед дачей рыли окопы, делали завалы, бомбежка линии станции - около 1 километра от дачи; угоняли мимо нас скот, беженцы, и все приближающийся гул орудий; но все же немцы не дошли до наших мест километров 40-50, и их прогнали, а мы благополучно усидели и тем сохранили дачу и имущество. Время, конечно, было трудное и в смысле питания и заработка. Но не сравнимое все же, конечно, с тем, что перенесли Вы». Помогало общение с другими жителями поселка «Советский художник» - с А.В. Куприным, П.П. Кончаловским, Ю.И. Пименовым, Федоровыми, Колобовыми, Фомиными и др. Вместе с тем жизнь на даче способствовала развитию станковой линии в творчестве мастера. Он пишет автопортрет (1942), пейзажи Песков, триптих «Озеро Гек-Гёль» (1943-1944) 9 , натюрморты («Тыквы», 1943; «Охотничий натюрморт», 1944), в которых развивает принципы реализма.
С начала 1942 года военная тематика интересует художника. Все больше времени ему приходится проводить в Москве, работая над графическими заказами. В январе-марте он компоновал эскизы обложки к альбому «Художники Москвы - фронту» и макет сборника «Великая Отечественная война», чуть позже создает автолитографию «В дозоре». 29 января 1942 года Лансере писал, что ему «так хочется поработать с натуры (на фронте)». На фронт он не попал, но и уезжать в тыл не хотел. После известий о смертях в блокадном Ленинграде 10 увеличилось количество предложений об эвакуации (от А.М. Герасимова, С.Д. Меркурова, Б.М. Иофана, предлагавших переехать в Свердловск) 11 .
Лансере стремился быть правдивым в передаче деталей. Для написания картины «Разгром германской тяжелой батареи» в феврале 1942 года он ездил смотреть немецкие пушки в Центральный дом Красной Армии. В июне он зарисовывал выступление народных артисток СССР Н.А. Обуховой и Е.А. Степановой в военном госпитале в Хавско-Шаболовском переулке в Москве для картины «Концерт в госпитале» (картина не завершена). 21-25 сентября вместе с Алексеем Викторовичем Щусевым и своим сыном изучал разрушения в городе Истре. Позже, в 1944-м, он создал обложку, титульный лист, заставки и концовки для книги А.В. Щусева «Проект восстановления города Истры» (М., 1946). Вместе с тем перед Пасхой в апреле 1942-го Лансере по заказу Худфонда начал работу над своей последней станковой серией «Трофеи русского оружия», состоящей из пяти исторических картин: «После битвы на Чудском озере» («После Ледового побоища»), «Бойцы у трофейных орудий» («1941 год под Москвой»), «Вечер после Бородино» («Ночь после Бородинского боя»), «На Куликовом поле», «Петр после Полтавы» («Полтавская победа»). Завершенная уже к октябрю 7 ноября 1942 года серия была экспонирована на большой выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее 12 , размещенной вместо эвакуированных экспонатов. 19 марта 1943 года художник получил за эту серию Государственную премию СССР 2-й степени. Как он писал в автобиографии, «присуждение мне Сталинской премии изменило строй мыслей и настроений - явились и вера в себя, и надежды на будущее» 13 . А после окончания выставки в конце 1943-го серия была передана в собрание галереи.
Евгений Лансере всегда с особым вниманием относился к истории, что отразилось в его творчестве. В феврале 1943 года он встречался с историками Е.В. Тарле и А.И. Яковлевым, рассказывавшими о победе в Сталинграде как о поворотном моменте войны и сравнивавшими ее с битвой при Пуатье 732 года. Через день после капитуляции 6-й армии Третьего рейха Лансере предложил Комитету по делам искусств при СНК СССР написать триптих «Война и мир». Художник разработал только две его части («Мобилизация» и «Артиллерийский бой в лесу»). Правая часть, которую в условиях войны продумать было гораздо сложнее, как и весь триптих, осталась на уровне эскизов. Но тема правой композиции «Мир» все же нашла свое воплощение в монументальной живописи уже после того, как 7 февраля 1945 года Лансере получил письмо от начальника Казанского вокзала А.И. Попова с требованием закончить к ноябрю два панно для башни Сююмбеки Казанского вокзала, заказанные еще в 1939 году. «С обеда мучился выдумыванием, чем заменить прежние эскизы. И сейчас - 11 ч. вечера - придумалось, мне кажется. Беру фигуры "Мира", "Победы" из компонуемого эскиза; как будто из них можно будет сделать то, что давно мечталось»,- записал в тот день мастер. На стенах композиции были созданы уже в 1946 году. Завершенный в мае 1946-го «Мир» изображен в виде женщины в плаще с ребенком и ветвью лавра; «Победа», начатая на стене только 3 августа и дописанная после смерти академика его сыном, вначале задумывалась в виде Афины Паллады, но в мае 1945-го в эскизах превратилась в воина в кольчуге, шлеме и плаще, с мечом и копьем (но без автомата, как требовали). Вокруг фигуры женщины в «Мире» располагаются одноцветные композиции, отражающие мирную жизнь («Наука», «Искусство», «Семья», «Отдых», «Труд у станка» и «Труд в полях»). По сторонам от воина золотыми буквами начертаны названия десяти городов, связанных с победами Советской армии. В письме И. Шарлеманю от 7 ноября 1945 года мастер признался, что «боялся - не испугала бы трактовка сюжетов - не сказали бы - "вот Божья матерь с младенцем Иисусом и св. Георгий с пикой", но все прошло благополучно».
Победе в войне предшествовали два года не менее активной творческой деятельности мастера. 10 мая 1943 года в залах Третьяковской галереи открылась выставка произведений семи мастеров старшего поколения. Вместе с Е.Е. Лансере выставлялись В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Э. Грабарь, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов и К.ф. Юон. 15 июля все художники, кроме И.Э. Грабаря, были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Это была последняя крупная прижизненная выставка Лансере. В каталоге, опубликованном осенью 1944 года, перечислено более ста произведений живописи, графики, эскизов монументально-декоративных работ, театральных постановок начиная с 1907 года и только семь работ военного времени (1941-1942). Тем не менее подводить итоги было рано. Опыт Лансере был очень важен в различных сферах художественной жизни. В ноябре-декабре 1943-го по поручению комитета по делам искусств и Всероссийского театрального общества он посетил Тбилиси для изучения творчества живописцев и консультаций по вопросам улучшения художественного образования с предложением введения в Тбилисской Академии художеств кафедры прикладного искусства. Очень был полезен талант Лансере-монументалиста. 7 марта 1944 года он читал доклад в МОССХе «Моя работа в области монументальной живописи», а 19 апреля 1945-го в газете «Советское искусство» опубликована его статья «О монументальной живописи». С 1943 года художник работал над проектами восстановления Театра им. Е.Б. Вахтангова, в который в 1941-м попала бомба, в 1944-м по предложению архитектора Д.Н. Чечулина создавал эскизы росписи потолка фойе и центрального плафона Театра Моссовета (не реализованы). О широте его возможностей говорят его консультации по оформлению станций метро («ЗИС»), по разработке новых военных орденов (в том числе для женщин), по возобновлению постановки «Горе от ума» в Малом театре, заседания по этикеткам «Пищепрома». Заслуги Лансере в развитии различных направлений отечественной культуры получили признание в общественных кругах, и 69-летнему мастеру 26 февраля 1945 года было присвоено звание народного художника РСФСР, а 4 сентября 1945-го ему вручили второй орден Трудового Красного Знамени.
После окончания войны, 18 мая 1945 года, Евгений написал своей сестре в Париж, рассказал о смерти еще в 1942 году их брата Николая, но закончил с надеждой: «Теперь, когда завершилась победою эта ужасная война, мы все верим, что установится связь с вами всеми, такими далекими и такими близкими, а может быть, и увидимся». Но увидеться им было не суждено. Еще 19 ноября 1942-го Лансере записал: «Что всех интересует, будут ли после войны перемены; большинство [думает], что нет, будет хуже в случае победы. Я обычно один надеюсь на эволюцию и спуск на тормозах».
- См. статью: Павлинов П.С. Евгений Лансере на Кавказском фронте. Рисунки и заметки мастера // Собрание. 2005. № 2. С. 16-23.
- Здесь и далее без указания - Архив семьи Лансере.
- Сестра Евгения Лансере Зинаида Серебрякова переехала в Париж в 1924 году. В 1925 и 1928 годах, соответственно, к ней приехали ее дети Александр и Екатерина. Во время войны они оставались жить в Париже. Брат Евгения архитектор Николай Лансере вторично был арестован по обвинению в шпионаже в 1938 году. Евгений писал письма Жданову, Кагановичу и прокурорам, но Николай был приговорен к 5 годам лагерей. 18 июля 1939 года его без свидания выслали в Котлас, а осенью - в Республику Коми, в поселок Кочмес Усть-Усинского района. В августе 1940 года его этапировали в Москву, а летом 1941-го перевезли в Саратовскую пересыльную тюрьму, где он и умер в мае 1942-го.
- Жена Евгения Лансере - Ольга Константиновна, урожденная Арцыбушева.
- Евгений Лансере работал над эскизами «Помолвки в монастыре» вместе со своим сыном живописцем, архитектором, книжным графиком Евгением (1907-1988). Не осуществленными остались также эскизы к драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь» для Малого театра, исполненные в 1941-м, а также эскизы декораций к опере С.Н. Василенко «Суворов» для Музыкального театра имени К.С. Станиславского, разрабатывавшиеся в 1941-1943 годах.
- О жизни и творчестве Е.Е. Лансере во второй половине 1941 года см.: В.М. Бялик «Свидетель войны» // Русское искусство. М., 2005. № 4. С. 136-139.
- Вскоре Академия архитектуры будет эвакуирована в Чимкент, и преподавательская деятельность Лансере, начавшаяся в 1910-е годы и почти непрерывная с 1922 года, прервется.
- Речь идет о предложении эвакуироваться 8 августа 1941 года на поезде в Нальчик. На нем уехали И.Э. Грабарь, В.А. Веснин, М.Н. Яковлев и многие другие.
- Триптих «Озеро Гек-Гёль» с 1 августа 1944 года экспонировался на Выставке пейзажа Московского Союза советских художников в зале Московского товарищества художников.
- Из дневниковой записи 15 февраля 1942 года: «Ужасные вести из Питера - голод. Гибель Петергофа, Царского, Ораниенбаума, Гатчины». 2 марта: «Ужасные вести: умерли В.А. Фролов, И.Я. Билибин, Петров, Наумов, Карев... говорят, всего 47 художников». Невозможно без содрогания читать и более поздние записи. 16 апреля 1944 года: «У нас Фроловы; рассказы Андрея о Ленинграде. Потеря в феврале 1942 продовольственной карточки сестрами Зарудными, и их смерть от голода».
- В Свердловск в январе 1942 года уехала племянница Лансере Татьяна Серебрякова с мужем Валентином Филипповичем Николаевым. Брат Татьяны Евгений Серебряков с женой до лета 1945 года оставались в эвакуации в городе Фрунзе.
- Экспонировались 255 художников. Среди выставленных произведений - «Фашист пролетел» А.А. Пластова, триптих «Александр Невский» П.Д. Корина.
- Е. Лансере. Автобиографический очерк // В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Э. Грабарь, Е.Е. Лансере, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов, К.Ф. Юон. [Каталог выставки]. М., 1944. С. 46.
Евгений Лансере толкователь русской классики
Художники книги ХХ века
Евгений Немировский
Очень редко в одной семье собирается столько талантливейших людей, как в семье, из которой происходил герой нашего сегодняшнего очерка. Тяга к искусству ему передалась от Альберто Камилло, или, как его звали в России, Альберта Катариновича Кавоса. Человек этот, построивший Большой театр в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге, был дедом Александра Николаевича Бенуа и прадедом Евгения Евгеньевича Лансере. Таким образом, художник, о котором мы вам сейчас расскажем, приходился племянником одному из основателей «Мира искусства», хотя дядя был всего на пять лет старше племянника. Как и Бенуа, Евгений Лансере тоже начинал в «Мире искусства» и тоже был очарован XVIII столетием. Одна из самых известных картин Лансере, выставленная в 1905 году, называется «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе».
Но со временем пути мирискусников разошлись: большинство из них закончили жизнь в эмиграции, а Евгений Евгеньевич Лансере остался в Советской России, стал народным художником РСФСР, лауреатом Сталинской премии. Пришлось ли ему для этого кривить душой? В общем-то нет, ибо художник Лансере был убежденным реалистом. И до, и после революции он с удовольствием иллюстрировал произведения русской классической литературы. Правда, время от времени ему приходилось исполнять работы, вроде бы и не характерные для него. И если портрет молодого Серго Орджоникидзе, написанный в 1922 году, проникнут сочувствием к молодому, романтическому революционеру, то этого никак не скажешь о росписи парадной лестницы Государственного музея в Грузии «И.В.Сталин руководит первым политическим выступлением закавказского пролетариата» или о чересчур прямолинейных и идеологизированных эскизах росписей для Казанского вокзала в Москве.
Евгений Лансере родился 23 августа 1875 года, то есть в нынешнем году мы будем отмечать его 130-летний юбилей, если, конечно, наша печать вспомнит об этой дате. Его отец Евгений Александрович был талантливым скульптором. Художницей могла стать и мать Екатерина Николаевна, сестра А.Н.Бенуа, которая неплохо рисовала и посещала классы Академии художеств. «Она вышла замуж по любви, вспоминал А.Н.Бенуа, за молодого, талантливейшего и вскоре ставшего знаменитым скульптора Евгения Александровича Лансере, и этот “роман Кати и Жени”, начавшийся летом 1874 года, продолжался до самой гробовой доски Жени, случившейся в феврале 1886-го Катя, которой в момент смерти мужа было всего 36 лет и которая по-прежнему была прелестной, осталась верной ему до конца жизни» . Евгения Александровича свел в могилу туберкулез, но в браке с ним Екатерина Николаевна родила шестерых детей. После смерти мужа она вместе с детьми переехала в просторный родительский дом, и детские годы Евгения прошли вместе с Александром Бенуа. «Я особенно был доволен тем, вспоминал тот впоследствии, что под одной крышей со мной теперь оказался мой любимый племянник Женя, или Женяка, Лансере, очень рано начавший обнаруживать необычайное художественное дарование. Беседы с этим очаровательным, нежным и в то же время исполненным внутреннего горения отроком постепенно стали превращаться для меня из мимолетных развлечений в какую-то необходимость» . Младший брат Евгения Николай стал архитектором, а самая меньшая из сестер знаменитой художницей, вошедшей в историю русского искусства под именем Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.
Окончив гимназию, Евгений стал слушателем рисовальной школы Общества поощрения художеств, а в 1896 году вместе с Львом Бакстом он отправился в традиционную для мирискусников поездку в Париж художественную Мекку рубежа XIX и ХХ столетий. Вместе с друзьями Лансере путешествовал по Италии, Германии, Швейцарии и Англии. К.А.Сомов в сентябре 1899 году писал одной своей корреспондентке: «В мае приехали к нам в Париж мои петербургские друзья Нувель и Нурок, принесшие новую ноту в нашу компанию, и с ними мы, т.е. я, Шура Б[енуа] и Ж.Лансере, ездили в Лондон» .
Начало работы Евгения Евгеньевича на ниве искусства книги относится к 1897 году, когда он получил свой первый заказ оформить книгу Елизаветы Вячеславовны Балобановой «Легенды о старинных замках Бретани». Рисунки, исполненные тушью и белилами, пером и кистью, делались с натуры летом того же года, когда Лансере вместе с А.Н.Бенуа пребывал в этой приморской французской провинции. «И я, и наш верный спутник Женя Лансере, вспоминал много лет спустя Александр Николаевич, мечтали о диких и чудовищных скалах, о старинных гранитных церковках и капеллах, о доисторических менгирах, вообще о всем том, что придает сказочность...» . О рисунках же Лансере, сделанных в ту пору, он говорил, что они пронизаны подлинно бретонским настроением. На родине эти рисунки оценили иначе. «Стоило ли Е.Лансере ехать в Париж и долго там учиться и жить, писал Владимир Васильевич Стасов (18241906), чтобы рисовать потом свои иллюстрации к «Бретонским сказкам» и свои декоративные рисунки, где человеческие фигуры торчат кривые и косые, без малейшей натуры, волны в виде правильных ромбов мозаики. Какие-то колоссальные оплывшие свечи в подземелье, то небывалые кусты и растения, все что угодно, кроме того, что в самом деле на свете есть» . Стасов, конечно же, передавал свои впечатления о работах Лансере в явно утрированном виде, не желая признавать возможность стилизации и права художника на собственное видение.
Книга Балобановой вышла в свет в 1899 году, и тогда же Лансере принял участие в оформлении юбилейного пушкинского издания, в котором участвовали А.Н.Бенуа и К.А.Сомов сделав заставки к «Дубровскому» и к «Выстрелу».
Е.Е.Лансере. Шмуцтитул для журнала «Мир искусства». 1904 г.
Далее было сотрудничество в журнале «Мир искусства», к которому советское искусствоведение относилось, мягко говоря, с настороженностью. Однако советские искусствоведы всячески подчеркивали «особое место», которое Лансере занимал в этом «эстетском художественном объединении». Да и как могло быть иначе? Ведь мирискусники, по словам М.В.Бабенчикова, написанным в 1949 году, в самый разгар борьбы с «безродным космополитизмом», «провозгласили “надклассовость” искусства, якобы стоящего “выше всего земного”, и тем самым сразу же выявили и свою классовую принадлежность». И далее: «мирискусники рабски преклонялись перед всеми видами “иностранщины” и по своей ненависти к реалистическому освоению мира тесно примыкали к западным модернистским течениям в литературе, театре и музыке» . По словам того же автора, «Лансере никогда не был ни типичным, ни последовательным мирискусником. Наоборот, исключительная требовательность художника к самому себе побуждала его с каждым годом все критичнее и критичнее относиться к условной стилистике «Мира искусства» и идеалистическому мироощущению этой вымирающей группы, являвшихся выразителями и проповедниками лишенной высокого идейного и общественного значения, а потому далекой и чуждой народу культуры» .
Между тем А.Н.Бенуа всегда подчеркивал сплоченность и полное единомыслие людей, стоявших у истоков «Мира искусства». В конце своего жизненного пути в письме к художнику и искусствоведу Игорю Эммануиловичу Грабарю (18711960) от 8 ноября 1946 года, в котором он решил «высказать все свое горе по поводу кончины нашего милого Жени Лансере», Бенуа вспоминал о давно прошедших днях: «А какая была “стая”! Сколько нас было! И как все сплочены, и как каждый нужен всем, и все преданы одному делу защите и распространению подлинного искусства или того, что мы с полным убеждением считали за таковое». И с горечью отмечал: «Ну вот, а теперь за “подлинное искусство” считается нечто совсем иное, и с этим мы уже ничего поделать не можем» . Евгения Лансере он до последних дней считал единомышленником.
В журнале «Мир искусства» Е.Е.Лансере сотрудничал с самого первого номера, в котором была помещена его превосходная литография «Казанский собор» и другие работы, посвященные Санкт-Петербургу. Публикуя станковую графику, художник одновременно украшал журнал удивительно декоративным орнаментальным убранством. «Его заставки и концовки, писал известный искусствовед и книговед Алексей Алексеевич Сидоров (18911978), всегда очень умно или начинают, или заканчивают страницы печатного текста» . Орнаментация трудное искусство, всегда балансирующее между пустым украшательством и подлинным мастерством. Виньетки Лансере в № 15 и 16 «Мира искусства» А.А.Сидоров назвал «бесхитростными», обозначая тем самым их волнующую простоту и отсутствие всего наносного. Делал Лансере и обложки для «Мира искусства». В номерах за 1902 год публиковались литографии художника, а в № 9 за 1903 год был помещен его цельно-страничный шмуцтитул «Гибель богов», в котором можно усмотреть мотивы весьма далекого от мирискусников творчества Уильяма Блейка. Влияние же Бердслея, которое легко просматривается в графике Льва Бакста и Константина Сомова, в работах Лансере минимально. Еще один фронтиспис Е.Е.Лансере открывал раздел «Средневековая поэзия в миниатюрах».
Среди других работ Евгения Евгеньевича для «Мира искусства» нужно назвать и опубликованные в самом последнем его номере (двенадцатом) три рисунка к циклу стихотворений Константина Дмитриевича Бальмонта (18671942) и сопровождающие эту публикацию необычайно декоративные заставки и концовки. К проходным работам, без которых не обходится творчество ни одного художника, можно отнести обложки для журнала «Детский отдых» и иллюстрации к повести А.Осипова «Варяг», изданной в Петербурге в 1902 году.
Евгений Евгеньевич всегда был легок на подъем: в 1902 году он снова отправился в далекую поездку, но на этот раз не на Запад, а на Восток. Лансере посещал сибирские города, ездил в Маньчжурию и Японию. Из этой поездки Лансере привез массу рисунков, которые, впрочем, большого общественного резонанса не имели. В следующем году художник побывал на Псковщине (древние памятники этой земли восхищали Лансере, хотя сколько-нибудь заметного влияния на его творчество не оказывали, а затем путешествовал по Курской и Киевской губерниям, писал пейзажи.
В годы Первой русской революции Е.Е.Лансере, как и его друзья по «Миру искусства», активно участвовал в оформлении оппозиционных журналов. Его, человека чистого духом и до болезненности чувствительного, возмутила кровь, пролитая на улицах Санкт-Петербурга 9 января 1905 года. Много позднее, вспоминая об этих днях, Лансере писал: «Общее возмущение режимом, смутные надежды на более справедливое устройство жизни захватили и нас, небольшой кружок художников... Всякая оппозиция правительству находила в нас сочувствие» . В № 2 журнала «Жупел» был помещен рисунок Лансере «Москва. Бой», где была изображена наша древняя столица с колокольни Страстного монастыря, с которой каратели расстреливали мятежные толпы.
После того как «Жупел» был запрещен, а его основатели попали в тюрьму, Евгений Евгеньевич не побоялся объявить себя издателем нового журнала «Адская почта», в первом же номере которого был помещен его остро сатирический, направленный против печально известной «черной сотни» рисунок «Радость на земле основных законов ради», а в следующем рисунки «Рады стараться, Ваше Превосходительство» и «Тризна». На последнем рисунке представлены городовые, празднующие победу. Изобразительное решение с резким контрастом белых и черных пятен здесь как бы вступало в противоречие с обычным для мирискусников культом линии.
Окончание в следующем номере
Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875-1946) - русский и советский художник. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).
Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой и архитектора Н. Е. Лансере, племянник А. Н. Бенуа , стоявшего вместе с Сергеевм Дягилевым и Дмитрием Философовым у основания "Мира искусства".
Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии.
С 1892 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша , Э. К. Липгарта.
С 1895 по 1898 годы Лансере много путешествовал по Европе и совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Коларосси и Р. Жюлиана .
С 1899 года - член объединения «Мир искусства». В 1905 году уехал на Дальний Восток.
В 1906 году был издателем еженедельного иллюстрированного журнала политической сатиры «Адская почта» (вышло 3 номера).
В 1907-1908 годах стал одним из создателей «Старинного театра» - кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 1913-1914 годах.
1912-1915 - художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
1914-1915 - военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны.
1917-1919 годы провёл в Дагестане.
В 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ).
В 1920 году переезжает в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис.
С 1920 года - рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом.
С 1922 года - профессор Академии художеств Грузии, МАРХИ.
В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии.
В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву. С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде.
Е. Е. Лансере умер 13 сентября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
С 1897 года работал в книжной графике. Плотно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн.
В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVII-XVIII веков:
Лансере работал в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе, Кутаиси:
На выставках с 1900: «Мира искусств», «36-ти», Союза русских художников и др. Являясь одним из членов Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде, принимал участие в художественных выставках, организованных членами кружка.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Лансере Евгений Евгеньевич (1875- 1946), график и живописец.
Родился 24 августа 1875 г. в Моршанске (ныне в Тамбовской области) известного скульптора Евгения Александровича Лансере. Дед и дяди со стороны матери - архитекторы и художники Бенуа.
Профессиональное Лансере получил в Школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892-1895 гг.), а затем в академиях Колассори и Жюлиана в Париже (1895-1898 гг.).
В творческом наследии Лансере - сотни зарисовок, около 50 альбомов рисунков и этюдов. Он создавал пейзажи, прежде всего городские, исторические полотна. Наиболее значительный вклад художник внёс в книжную иллюстрацию и монументальную живопись. Он оформлял журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Детский отдых», сатирические журналы «Жупел», «Адская почта».
С 1899 г. активно участвовал художественной группы и редакции журнала «Мир искусства». Крупнейшими достижениями Лансере стали циклы иллюстраций к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1941 гг.) и «Казаки» (1917-1936 гг.). Представляют интерес рисунки, сделанные художником в 1914-1915 гг. на Кавказском фронте, а также альбомы, явившиеся результатом многочисленных поездок по Кавказу и Закавказью, в Турцию, Париж.
С 1917 по 1934 г. Евгений Евгеньевич с семьёй жил на Кавказе. С 1922 по 1932 г. преподавал в Грузинской академии художеств в Тбилиси. Затем продолжил преподавательскую деятельность в Московском архитектурном институте и Всесоюзной академии художеств в Ленинграде (1934-1938 гг.).
Значительны театральные работы художника. Он выполнял декорации и эскизы костюмов и грима к оперным, балетным и драматическим постановкам многих театров страны (опера К. Сен-Санса «Самсон и Далила», 1925 г.; трагедии У. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», 1928 г.; комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», 1937 г.; опера С. С. Прокофьева «Обручение в монастыре», 1941 г., и др.). В области монументальной живописи Лансере работал ещё интенсивнее (роспись, панно, лепнина). Наиболее крупные работы связаны с Москвой: росписи залов Казанского вокзала (с 1916 по 1946 г.) и гостиницы «Москва» (1937 г.), участие в разработке эскизов росписи Дворца Советов (1939 г.), эскизы плафонов Большого театра (1937-1939 гг.), майоликовые панно для станции метро «Комсомольская» (1933- 1934 гг.) и многое другое.
- 28.02.2020 В каталогах аукционов Sotheby’s Contemporary Art Evening и Contemporary Art Day будет представлено 26 работ, общей стоимостью $55 млн, из этой коллекции
- 28.02.2020 Ожидается, что механизм ведения дел, известный как cost-sharing, способен упрочить позиции галерей на фоне турбулентности рынка и привлечь новых международных дилеров на арт-рынок страны
- 27.02.2020 Работа Rubik Mona Lisa художника, известного под псевдонимом Invader, ушла с молотка в четыре раза дороже стартовой цены - более чем за $500 тыс.
- 27.02.2020 Новый формат ярмарки, анонсированный организаторами, привлек новую аудиторию. Насколько получится ее удержать и перевоспитать в рамках ежегодного события - главный вопрос Synergy Art в следующие 12 месяцев
- 26.02.2020 Покупателем двух кубистических женских портретов стал миллиардер Стив Уинн
- 28.02.2020 Продано 14 лотов из 30, суммарная выручка составила почти 5 миллионов рублей
- 27.02.2020 В каталоге - 661 лот: живопись и графика, фарфор, стекло, изделия из серебра и пр.
- 27.02.2020 В сводном каталоге - тридцать лотов: четырнадцать живописных работ, семь листов оригинальной и два - печатной графики, две работы в смешанной технике, четыре скульптуры и одна фарфоровая тарелка
- 26.02.2020 К такому решению руководство аукционного дома принудила ситуация с нежелающей стихать эпидемией Covid-19
- 21.02.2020 На предпраздничных февральских торгах продано 70 % лотов каталога, общая выручка составила чуть менее 6 миллионов рублей
- 28.02.2020 Имена этих людей мы то и дело видим в новостях, на их вкусы ориентируются главы крупнейших аукционных домов, их запросы формируют то, что мы будем считать самым инвестиционно-привлекательным, популярным и успешным в мире искусства
- 26.02.2020 В завершение исторического материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам» - о том, как Нью-Йорк сместил Париж с пьедестала арт-рынка и утвердил коллекционирование в современном виде
- 20.02.2020