Зарождения театрального искусства на руси. Театральное искусство россии. русский театр русский театр (театр россии) прошел иной путь формирования и развития, чем театр европейский, восточный или. Царь Михаил Фёдорович Романов

Русское театральное творчество зародилось в эпоху первобытнообщинного строя и в большей степени, чем живопись и архитектура, связано с народным творчеством. Почвой, на которой появились его первоначальные элементы, являлась производственная деятельность славян, которые в народных обрядах и праздниках превратили ее в сложную систему драматического искусства.

Фольклорный театр в славянских странах существует и поныне. Свадьба, похороны, земледельческие праздники представляют собой сложные ритуалы, длящиеся порой несколько дней и широко использующие такие театральные элементы, как драматическое действие, пение, танец, костюм, декорации (обряжение свата, невесты, хороводы, ритуальные или развлекательные игры и т.д.). У древних славян нашел отражение и характерный для мирового язычества праздник воскрешения умершей природы.

После принятия христианства роль народных игрищ в жизни общества значительно снизилась (церковь преследовала язычество). Театральное народное творчество тем не менее продолжало жить до XX века. Поначалу его носителями были скоморохи. На народных игрищах исполнялись популярные «игры ряженых», «покойничьи» представления с «ученым медведем». Народный театр дал театр Петрушки.

Любимыми на Руси были кукольные представления – вертепа, позже райка (Украина), на юге и западе – батлейки (Беларусь). Эти представления давались с помощью деревянного ящика, разделенного на верхний и нижний ярусы. На верхнем этаже игралась серьезная часть представления на тему библейского сказания о рождении Христа и царе Ироде. На нижнем этаже показывали бытовые комические и сатирические сценки, во многом напоминавшие театр Петрушки. Постепенно серьезная часть вертепного представления сокращалась, а вторая часть разрасталась, дополняясь новыми комическими сценками, вертепный ящик из двухъярусного стал одноярусным.

Вплоть до XVII века в России театральность являлась органичным компонентом народных обрядов, календарных праздников, разыгрываемых хороводов. Элементы ее входили в церковную службу, и именно здесь по мере усиления светского начала в русском обществе начинает формироваться профессиональный театр.

Первоначально возникли литургические действа. Это достаточно сложные театральные представления, используемые для усиления воздействия церковной службы и прославления единства государственной и церковной власти. Известны «пещное действо» (инсценировка расправы царя Навуходоносора над христианами) и «хождение на осляти» (розыгрыш сюжета Библии в вербное воскресенье).

Дальнейшему развитию театрального дела в России способствовали придворный и школьный театры XVII века. Еще при царе Алексее Михайловиче придворные празднества, приемы, церемониалы стали оформляться с большой долей театральности – выразительно и пышно. Первый русский профессиональный театр комедийная храмина был придворным и входил в число регламентированных «потех» царя. Возглавил его в 1662 году магистр богословия, пастор и руководитель школы при лютеранской офицерской кирхе в Немецкой слободе Москвы И. Грегори. Само же здание было открыто в 1672 году в селе Преображенском спектаклем «Артаксерксово действо».

Появление школьного театра на Руси связано с развитием школярского образования. В западной Европе он возник в XII веке в гуманистических школах как своеобразный педагогический прием и первоначально служил только учебно-воспитательным целям. Он помогал учащимся в форме игры овладевать различными знаниями: латинским языком и библейскими сюжетами, поэтикой и ораторским искусством. В XVI веке возможности духовного воздействия школьного театра стали использоваться в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами – с лютеранством и православием. В России школьный театр использовался православием в борьбе против римско-католического влияния. Его зарождению способствовал монах, воспитанник Киево-Могилянской академии, образованный человек, политический деятель, просветитель и поэт Симеон Полоцкий. В 1664 году он приезжает в Москву и становится воспитателем царских детей при дворе. В сборнике его произведений «Рифмологион» были напечатаны две пьесы – «Комедия о Новхудоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» и комедия «Притча о блудном сыне».

Пьесы С. Полоцкого по своему характеру предназначены для придворного театра. По своим достоинствам они стоят выше школьных пьес того времени и предваряют развитие театра XVIII века. Таким образом, функционирование «комедийной храмины» и появление первых профессиональных драматических произведений С. Полоцкого явилось началом исторически необходимого и закономерного процесса освоения достижений мировой театральной культуры в России.

Симеон Полоцкий был не только талантливым поэтом и драматургом. В мировой художественной культуре он сыграл значительную роль как крупнейший славянский теоретик искусства, рассматривающий проблемы художественного творчества – литературы, музыки, живописи. Как богослов, он отмечал, что искусство являет собой высшее духовное творчество. К нему он относил поэзию, музыку и живопись.

Интересны эстетические и воспитательные взгляды С.Полоцкого на искусство. Монах утверждал, что искусство прекрасного «есть духовная и душевная польза для людей». Согласно его рассуждениям, нет поэзии, живописи, музыки без гармонии, пропорции и ритма. Без искусства нет воспитания, так как через его воздействие на души людей отрицательные эмоции вытесняются положительными чувствами. Через красоту музыки и слова неудовлетворенные становятся терпеливыми, ленивые – тружениками, глупые – умными, грязные – чистыми сердцем.

С. Полоцкий создал первую в славянском регионе классификацию изобразительного искусства, возвысив живопись до Семи свободных искусств. То же касается и музыки. Он обосновал ее эстетическую ценность и доказал необходимость для церкви многоголосого пения в гармоничном сочетании голосов. Ладо-тональное разнообразие музыки, отмечал С. Полоцкий, диктуется ее воспитательной функцией.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

МКОУ «Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова»

Новодугинского района, Смоленской области

История возникновения театра в России

Выполнила: учитель начальных классов

Смирнова А.А.

д.Торбеево

2016 г.


Народное творчество Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве. Это были обряды, праздники. Со временем обряды потеряли своё значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов.


Скоморохи

В 1068 году скоморохи впервые упоминаются в летописях. Они совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами.

Софийский собор в Киеве

Фрески на стенах Софийского собора


Кто такие скоморохи?

Вот какое определение даёт составитель толкового словаря В.И. Даль:

«Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий плясками с песнями, шутками и фокусами, актёр, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут»





Петрушка

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете .


Придворный театр

Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 году. Московское правительство попыталось разыскать артистов, которые согласились бы поступить на царскую службу. В 1644 г. во Псков прибыла труппа комедиантов из Страсбурга. Они прожили во Пскове около месяца, после чего по неизвестной причине их выслали из России.

Царь Михаил Фёдорович Романов


Царский театр Первый царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева. Артамон Сергеевич повелел проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы.

Царь Алексей Михайлович

Артамон Матвеев


Пастор набрал 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков и стал обучать их актерскому мастерству. Он сочинил пьесу на библейский сюжет. Она была написана на немецком языке, но спектакль дали на русском языке. 17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра в подмосковной резиденции царя и первое театральное представление.


Потешная палата

Царский театр, как здание, назывался Потешная палата.


Школьный театр

В XVII веке в России появился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, а учащиеся ставили исторические трагедии, драмы, сатирические бытовые сценки. Сатирические сценки школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Симеон Полоцкий


Крепостные театры

А в конце XVII века появились первые крепостные театры. Крепостные театры способствовали появлению на сцене женщин. К выдающимся русским крепостным актрисам относится блиставшая в театре графов Шереметевых Прасковья Жемчугова-Ковалёва. Репертуар крепостных театров состоял из произведений европейских авторов, в первую очередь французских и итальянских.

Граф Шереметев

Прасковья Жемчугова-Ковалёва


Крепостной театр графа Шереметева

Здание домашнего театра

Шереметевых

Костюмы актёров

Помещение театра



Когда появился театр в городе Смоленске?

1) в 1708 году

2) в 1780 году

3) в 1870 году

4) в 1807 году


В 1780 году для приезда Екатерины II , сопровождаемой императором Иосифом II , губернатор города князь Н. В. Репнин приготовил «оперный дом», где была представлена «благородными обоего пола российская комедия с хором».

Н. В. Репнин

Екатерины II

Император Иосиф II


Чьё имя носит Смоленский драматический театр?

1) А.С. Пушкина?

2) Ф.М. Достоевского?

3) Л.Н. Толстого?

4) А.С. Грибоедова?



Какого театра нет в Смоленске?

Камерный театр

Театр кукол

Театр оперы и балета


В Смоленске нет театра оперы и балета, есть филармония имени М.И. Глинки

Смоленская областная филармония им. М.И. Глинки

Концертный зал Смоленской филармонии


История возникновения русского театра

Введение

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет “игра” в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины “игрище” и “игра” в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Народное творчество

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.

Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались “русалиями”. В XV веке содержание понятия “русалии” определялось так: бесы в образе человеческом. А московский “Азбуковник” 1694 года уже определяет русалии как “игры скоморошеские”.

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны “народными массами”, а с другой – феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.

Скоморошество

Старейшим “театром” были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был “глум”, т. е. сатира. Скоморохов именуют “глумцами”, т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев (“Повесть временных лет”). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь “хитрецами”, “мастерами” пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и собственно драматические, и церковные и “эстрадные”.

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий – ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие – в XV веке вместе с вновь принятым торжественным уставом “великой церкви” (“Шествие на осмети”, “Умовение ног”).

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

Театры XVII века

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Театр начала XVIII века

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.

Заключение

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

Ученика 10 класса средней школы № 15 г. Сергиев Посад Захарова Всеволода 1)Возникновение профессионального театра 2)Древнерусская музыкальная культура 3)Источники информации 1) Раскрыть особенности возникновения профессионального театра в России, 2) Раскрыть особенности формирования музыкальной культуры от древней Руси к России, 3) Способствовать формированию духовной культуры учащихся, интереса и уважения к культуре нашей страны. ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Основы профессионального русского театра были заложены во второй половине XVII века. Его возникновение принято относить к 1672 году, когда царю Алексею Михайловичу – гонителю народных «потех» и большому любителю пышных зрелищ и развлечений – был представлен первый спектакль придворного театра. Инициатором создания театра наподобие европейского стал просвещенный боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Драматургом был назначен немецкий пастор лютеранской церкви в Москве Иоганн Готфрид Грегори - человек широко образованный, литературно одаренный и обладающий необходимыми знаниями в области деятельности немецкого и голландского театров. Театр был наскоро построен в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском. Зрительный зал «комедийной хоромины», расположенный амфитеатром, уступал по размерам сцене, но был богато убран: стены и пол обиты сукном багряного, красного и зеленого цвета, красным сукном было обитой царское место, находившееся впереди деревянных скамей, на которых, в соответствии со своим «рангом и чином», размещались зрители, часть из них стояла на сцене. Для царицы и царевен были устроены специальные ложи – «клети», по традиции от зрительного зала отделенные решеткой. Первым спектаклем на сцене «комедийной хоромины» была поставлена пьеса «Есфирь, или Артаксерксово действо». Сюжет пьесы опирался на библейский рассказ о Есфири - смиренной красавице, обратившей на себя внимание персидского царя Артаксеркса и спасшей от гибели свой народ, став его женой. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. В «комедийной хоромине» были поставлены еще десять пьес: «Юдифь», «Жалостная комедия об Адаме и Еве», «Иосиф» и другие, на религиозные и исторические сюжеты. Придворные спектакли ставили с большим размахом и роскошью, так как они должны были отражать пышность и богатство царского двора. Костюмы шились из дорогих тканей. В спектаклях широко использовались музыка, пение и танцы. Нередко звучал орган, трубы и другие инструменты. Каждый спектакль имел подъемные декорации и боковые кулисы. С помощью сценической техники применялись различные эффекты. Первыми исполнителями пьес придворного театра были преимущественно актеры из Немецкой слободы и только мужчины. В конце XVII века на смену «государственной потехе» пришел школьный театр (организовывался при каком-то учебном заведении), опиравшийся на богатейший опыт театров Польши и Украины. Его зарождение было связано с именем воспитанника Киево-Могилянской академии, просветителя, поэта и драматурга Симеона Полоцкого. Специально для школьного театра он написал две пьесы – «Комедию притчи о блудном сыне» и «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных». Придворный и школьный театры XVII века положили начало развитию театрального искусства в России и во многом предопределили его будущее. Своими истоками древнерусская музыкальная культура восходит к языческим традициям восточных славян, сложившимся задолго до принятия христианства. Музыкальный инструментарий Древней Руси был достаточно разнообразен. Широко применялись гусли, сопели, свирели, флейта. Особым уважением на Руси пользовались гусли – старейший струнный щипковый инструмент, упоминаемый еще в X веке в «Повести временных лет». Издавна считалось, что гусли сродни душе человека, а их звон отгоняет смерть и болезнь. На гуслях играли народные сказители и богатыри: вещий Боян в «Слове о полку Игореве», былинные богатыри Вольга и Добрыня Никитич в Киеве, Садко в Новгороде. Как берет Добрыня во белы руки Те звончатые гуселышки ярончаты, Поподернет да во струнки золоченые, Заиграет стих еврейский по уныльному, По уныльному да по умильному Во пиру все призадумались, Призадумались да позаслушались. Заиграл Добрыня по веселому, Игрище завел от Ерусолима, Игрище другое от Царя-града, Третие от стольна града Киева - Во пиру привел всех на весельице. В ратных походах использовались ударные и духовые инструменты: барабаны, бубны, трубы, трещотки. Они поддерживали боевой дух воинов во время сражений, снимали эмоциональное напряжение, вселяли уверенность в победе. Принятие христианства не смогло полностью изменить традиционный уклад жизни народа и его музыкальные пристрастия. С крещением из Византии на русскую почву были перенесены многие художественные принципы, заимствованы канон и система жанров. Здесь они были творчески переосмыслены и переработаны, что впоследствии позволило сформировать самобытные национальные традиции. Церковная музыка в Древней Руси существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Более того, инструментальная музыка считалась греховной, бесовской. В такое противопоставление был заложен духовный смысл. В те времена считали, что в православном храме должно звучать только ангелоподобное пение, которое является отголоском небесной музыки. Такое пение воплощало в себе идеал красоты и дарило людям ощущение благодати, очищения, утешения, учило любить Бога и ближних. Исключение составляло только искусство игры на колоколах, получившее развитие в разнообразных формах простого звона, перезвона, трезвона и т.д. Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу, позволявшую исполнять целые музыкальные произведения. Церковное пение служило образцом высшего профессионализма, воплощалось в самых различных формах в практической и теоретической системе, которая получила название система осмогласия, то есть чередование групп напевов по периодам в восемь недель. Народная музыка в те времена по традиции передавалась от поколения к поколению устно, «из уст в уста». Культовая музыка в эту эпоху записывалась особыми знаками, получившими название знамен, из которых самыми распространенными были крюки. Поэтому древние музыкальные рукописи назывались знаменными, или крюковыми. В XVII веке музыкальная культура в России, особенно хоровая, достигла очень высокого уровня. Это было время, когда наряду с традиционными жанрами музыкального искусства рождались новые формы и жанры. До этого хоровая музыка была одноголосной. Теперь ей на смену пришло многоголосие. А на смену крюкам пришла нотная запись, и возник стиль партесного пения. Так тогда называли пение по нотам кантов и хоровых концертов. Эти концерты были важной переходной ступенькой от церковной к светской профессиональной музыке. Музыкальная культура Древней Руси явилась тем прочным фундаментом, на котором впоследствии выросло прекрасное здание, положившее начало развитию профессионального творчества. Лучшие образцы древнерусской музыки по праву стали ценнейшем достоянием отечественной музыкальной культуры. http://images.yandex.ru/, http://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi, http://vkontakte.ru/id47570217#/search?c%5Bsection%5D=audio, http://www.youtube.com/, Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И.Данилова. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009