Тренировка риторики. Ораторское искусство: уроки риторики

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кто думает, что овладев более или менее искусством слова, может без подготовки выходить на три-буну (так как в любом случае умнее, чем его аудитория), глубоко заблуждается.

Хейнц Кюн

Есть ораторы выдающиеся, а есть - посредственные. Можно быть компетентным и талантливым оратором, но при недостаточной подготовке к докладу, все способности сводятся на нет, а выступление может оказаться серым, вялым и никого не впечатлит.

Поэтому никогда менеджеру или торговому агенту не стоит сбрасывать со счетов практические упражнения по риторике. Хорошая речь и впечатляющее выступление — это не продукт хаотичного вдохновения или спонтанной импровизации.

Это плод кропотливой подготовки. Только так менеджер может стать гениальным оратором, поднявшимся над уровнем рутины и посредственности. Из всего вышесказанного вытекает замечательное правило: работе над докладом нужно выделять время. Второе же правило подразумевает систематичность.

Выдающаяся речь — это не результат некого озарения, вспышки чувств, эмоций и мыслей, вылитых в слова и предложения. Без систематического и регулярного труда над речью, докладами и выступлениями — менеджер или торговый агент рискует потерять впустую массу драгоценного времени. А время в нынешний век - это деньги.

Поэтому необходимо постоянно тщательно прорабатывать материал, оттачивать готовый текст, внимательно относиться к деталям, подмечая каждую мелочь. Именно такой подход предполагает серьезная наука риторика, задания и упражнения по развитию памяти, речи при подготовке доклада должны быть регулярными и постоянными. Только так можно взойти на вершину ораторского олимпа.

Сама по себе подготовка доклада или выступления — труд творческий. А всякое творчество подразумевает и некоторые муки рождения в поисках вдохновения и нужного слова. Но чем большие муки творчества проходит автор, тем большую радость созидания получает.

Недаром известный ученый Эдисон полагал, что изобретение состоит из 99 процентов пота и всего лишь из 1 процента вдохновения. В риторике это суждение полностью справедливо для работы над ораторской речью.

Практикой выработаны некоторые общие ключевые моменты подготовки выступления, которые можно изложить в десяти поэтапных шагах.

Сбор материала

Материал всегда собирается с учетом перспективы. То есть, не нужно ограничиваться одной ближайшей темой выступления. Может так случиться, что встретившийся факт или ожившая фраза пригодятся в каком-нибудь, пусть не ближайшем, но далеком будущем.

Поэтому расширение знаний и сбор информации — неотъемлемая часть деятельности менеджера, как оратора. Изучение справочной и специальной литературы, книг, газет и журналов, энциклопедических словарей и словарей по различным областям, будь то философия, экономика, политика, техника, толковых словарей и пополнение словарного запаса иностранных слов. В источниках материала в сегодняшний век недостатка нет.

При сборе материала следует сразу делать разграничение между чужим и собственным. Например, собственные мысли менеджер может помечать особым образом: подчеркивание, скобки, квадратные скобки, выделение. Есть полезная практика фиксировать собранный материал в каталожных карточках.

Оформляя материал, обязательно следует оставлять место для того, чтобы потом можно было вносить изменения и дополнять текст. Различными цветами (цветными маркерами) можно выделять главное и важное в тексте речи.

Собственные мысли, суждения, озарения, заметки занимают немалое место в общем процессе сбора материала. Но есть одно но... они всегда приходят внезапно. Они не стучатся, не просят войти, они просто врываются и все, и что самое печальное, так же быстро и внезапно исчезают. Поэтому важно ловить момент.

А инструментами, которые позволяют ловить эти самые полезные, но «шустрые», мысли являются блокнот и ручка. Все очень просто. Важная рекомендация для менеджера: всегда иметь при себе ручку и блокнот для заметок, куда будут вноситься важные и интересные моменты наблюдений и размышлений. Впоследствии записи сослужат неоценимую службу, помогут из сырого материала сформировать рукопись.

Сформировать последовательный и логичный текст из хаотичного набора различных заметок поможет еще и такая важная деталь как идея. Иными словами, у текста речи или доклада должна быть центральная мысль, идея, цель, которую автор желает донести до слушателя. Именно ею нужно руководствоваться при отборе материала для доклада. Здесь настает время поговорить о втором шаге подготовки.

Отбор материала

Отбор и последующая организация собранного материала в стройную, ясную, четкую структуру — важная часть работы над выступлением. Для этого менеджеру стоит вновь и вновь просматривать свои заметки, записи, выделять главное, вычеркивать второстепенное. Надо отметить, что последнее сделать довольно трудно. Уметь выбрасывать — это, пожалуй, настоящее искусство и одна из сложнейших частей в организации текста.

Избыток материала никогда не будет полезным для речи. Менеджер постоянно должен задаваться вопросом: «Какова главная цель выступления? Что нужно достичь? На что направлена речь? К какому итогу должна привести? На данном этапе отбор становится еще строже. Так как постоянно идентифицируется с темой речи. И при малейшем несоответствии — лишнее убирается.

«Инкубационный период» или время обдумать материал

Теперь материал упорядочивается, уточняются данные, проверяются факты. И не только. Это время, когда менеджер, как автор речи, «живет» ею, пропитывается ею. Он находится в постоянном размышлении о ней и о будущих слушателях, все время, спрашивая себя: «Для чего эта речь? Что я должен сказать? К чему направить?»

Главная мысль прогоняется в разуме менеджера, как спектакль на сцене. Так происходит осознание. При этом для более плодотворного рабочего процесса и достижения результата нужно выделять для работы то время, в которое работается легче и лучше всего. Надо отметить, что у каждого человека это время индивидуально и зависит от климатических условий, особенностей организма и т. д.

Очень хорошим упражнением для осознания является чередование состояний. Текст прочитывается, потом автор размышляет над ним «про себя», слушает молча, сосредотачиваясь на прочитанном. А затем произносит вполголоса основные мысли. Таким образом, ключевые моменты речи падают внутрь оратора.

Вдобавок полезно вновь и вновь кратко формулировать главные мысли выступления в кратких законченных фразах. Таким образом, менеджер добивается оттачивания деталей, выделения ключевых слов и появления связок в речи.

Первичная редакция речи

На начальном этапе она подразумевает выделение всех ключевых элементов, фраз, начало работы над стилистическим оформлением текста, вступлением и заключением.

Словесное стилистическое оформление

Ориентируясь на ключевые слова, менеджер вновь и вновь находит новые формулировки, проговаривает их, выращивая «мясо» на каркасе конспекта.

Работа над вступлением и заключением, шлифовка

Следует доводить до совершенства все детали и мелочи, шлифовать, наводить глянец в речи. Взвешиваются факты, проверяются аргументация, связки и основные положения.

Окончательная правка риторической речи

Такая редакция предполагает сокращение фраз. Менеджеру необходимо постараться «уместить» слишком длинные предложения в одну строку. Порой, у ораторов в речи настолько длинные предложения, что они забывают о том, что было в начале, когда доходят до конца предложения. Таким образом, менеджеру нужно еще раз пробежаться по речи и сделать ее упорядоченной, легко читаемой и, самое важное, — лаконичной.

Мысленное освоение

Необходимо стараться усвоить доклад в памяти, взяв в качестве опоры ключевые слова. Здесь можно использовать два момента:

  • запоминание основных мыслей и высказываний;
  • воспроизведение структуры или плана выступления.

Запомнить конспект доклада поможет многократное его чтение и пересказ, т. е. словесное формулирование. В свободное время в любом месте: в очереди, в автобусе, в дорожной пробке необходимо мысленно проговаривать речь, придерживаясь ее плана.

Пробное произнесение речи

Чтобы текст речи усвоился более полноценно, менеджер может:

  • мысленно прокрутить конспект в обратном направлении, отслеживая связи между главными частями;
  • произнести речь без слов, молча, про себя, в голове.

В риторике речь должна быть естественной, она не должна «застывать» на устах говорящего. Поэтому еще и еще раз менеджеру следует выполнять упражнения по риторике, пока он не добьется совершенства.

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Искусство риторики

Что это - риторика? Риторика , другими словами - ораторское искусство , - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить . Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге - ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять , научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка - прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом - поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать - полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные , просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или . Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

Самый полный список из самых полезных и действенных, при этом простых и понятных, упражнений на дикцию.

Упражнение тридцатое. Упражнения для дикции.

Однажды в Голливуде стали снимать фильм под названием «Король говорит!» (на самом деле «The King’s Speech»). Все преподаватели риторики воодушевились, потому что надеялись увидеть достойное произведение кинематографа про ораторское искусство. С отличными актёрами. С качественным сюжетом. С мощной режиссёрской работой.

И всё это произошло – режиссура, сюжет, актёры, всё было прекрасно, фильм собрал отличную кассу, восторженные отзывы, кучу наград и четыре Оскара, но только оказался он не про риторику, а про логопедов. Логопедов! Превосходный фильм. И про логопедов.

С тех пор, а фильм вышел в 2010 году, каждый человек, решивший заниматься риторикой, заодно хочет заниматься и своей дикцией. Разве это не здорово?

Дикция, часть первая.

Всем известный Демосфен, удачно исправивший себе дикцию с помощью камней во рту, оставался бы образцом для подражания и в наше время, если бы не современные цены на стоматологию. Потому вместо камней сейчас используют винную пробку или держа её передними зубами, или просто держа её во рту. Найдите пробку, она вам сейчас понадобится.

Ниже даны строки, каждую из которых следует произносить вслух на одном дыхании. Первый раз строчку надо прочитать медленно, второй раз шёпотом, третий раз с пробкой, четвертый раз без пробки с нормальной скоростью, пятый раз быстро.

1. ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
2. ПКТИ, ПКТЭ, ПКТА, ПКТО, ПКТУ, ПКТЫ, ПКТЕ, ПКТЯ, ПКТЁ, ПКТЮ
3. ТПКИ, ТПКЭ, ТПКА, ТПКО, ТПКУ, ТПКЫ, ТПКЕ, ТПКЯ, ТПКЁ, ТПКЮ
4. БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
5. БГДИ, БГДЭ, БГДА, БГДО, БГДУ, БГДЫ, БГДЕ, БГДЯ, БГДЁ, БГДЮ
6. ГБДИ, ГБДЭ, ГБДА, ГБДО, ГБДУ, ГБДЫ, ГБДЕ, ГБДЯ, ГБДЁ, ГБДЮ
7. МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
8. МЛРИ, МЛРЭ, МЛРА, МЛРО, МЛРУ, МЛРЫ, МЛРЕ, МЛРЯ, МЛРЁ, МЛРЮ
9. РМЛИ, РМЛЭ, РМЛА, РМЛО, РМЛУ, РМЛЫ, РМЛЕ, РМЛЯ, РМЛЁ, РМЛЮ
10. РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
11. РЛЖИ, РЛЖЭ, РЛЖА, РЛЖО, РЛЖУ, РЛЖЫ,РЛЖЕ, РЛЖЯ, РЛЖЁ, РЛЖЮ
12. ЖРЛИ, ЖРЛЭ, ЖРЛА, ЖРЛО, ЖРЛУ, ЖРЛЫ, ЖРЛЕ, ЖРЛЯ, ЖРЛЁ, ЖРЛЮ
13. ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
14. ЛНМИ, ЛНМЭ, ЛНМА, ЛНМО, ЛНМУ, ЛНМЫ, ЛНМЕ, ЛНМЯ, ЛНМЁ, ЛНМЮ
15. МЛНИ, МЛНЭ, МЛНА, МЛНО, МЛНУ, МЛНЫ, МЛНЕ, МЛНЯ, МЛНЁ, МЛНЮ
16. ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ
17. ФЧТИ, ФЧТЭ, ФЧТА, ФЧТО, ФЧТУ, ФЧТЫ, ФЧТЕ, ФЧТЯ, ФЧТЁ, ФЧТЮ
18. ТФЧИ, ТФЧЭ, ТФЧА, ТФЧО, ТФЧУ, ТФЧЫ, ТФЧЕ, ТФЧЯ, ТФЧЁ, ТФЧЮ
19. ТКПИ, ТКПЭ, ТКПА, ТКПО, ТКПУ, ТКПЫ, ТКПЕ, ТКПЯ, ТКПЁ, ТКПЮ
20. КПТИ, КПТЭ, КПТА, КПТО, КПТУ, КПТЫ, КПТЕ, КПТЯ, КПТЁ, КПТЮ
21. КТПИ, КТПЭ, КТПА, КТПО, КТПУ, КТПЫ, КТПЕ, КТПЯ, КТПЁ, КТПЮ
22. ГДБИ, ГДБЭ, ГДБА, ГДБО, ГДБУ, ГДБЫ, ГДБЕ, ГДБЯ, ГДБЁ, ГДБЮ
23. ДБГИ, ДБГЭ, ДБГА, ДБГО, ДБГУ, ДБГЫ, ДБГЕ, ДБГЯ, ДБГЁ, ДБГЮ
24. ДГБИ, ДГБЭ, ДГБА, ДГБО, ДГБУ, ДГБЫ, ДГБЕ, ДГБЯ, ДГБЁ, ДГБЮ
25. РЛМИ, РЛМЭ, РЛМА, РЛМО, РЛМУ, РЛМЫ, РЛМЕ, РЛМЯ, РЛМЁ, РЛМЮ
26. ЛМРИ, ЛМРЭ, ЛМРА, ЛМРО, ЛМРУ, ЛМРЫ, ЛМРЕ, ЛМРЯ, ЛМРЁ, ЛМРЮ
27. ЛРМИ, ЛРМЭ, ЛРМА, ЛРМО, ЛРМУ, ЛРМЫ, ЛРМЕ, ЛРМЯ, ЛРМЁ, ЛРМЮ
28. ЖЛРИ, ЖЛРЭ, ЖЛРА, ЖЛРО, ЖЛРУ, ЖЛРЫ, ЖЛРЕ, ЖЛРЯ, ЖЛРЁ, ЖЛРЮ
29. ЛРЖИ, ЛРЖЭ, ЛРЖА, ЛРЖО, ЛРЖУ, ЛРЖЫ, ЛРЖЕ, ЛРЖЯ, ЛРЖЁ, ЛРЖЮ
30. ЛЖРИ, ЛЖРЭ, ЛЖРА, ЛЖРО, ЛЖРУ, ЛЖРЫ, ЛЖРЕ, ЛЖРЯ, ЛЖРЁ, ЛЖРЮ
31. МНЛИ, МНЛЭ, МНЛА, МНЛО, МНЛУ, МНЛЫ, МНЛЕ, МНЛЯ, МНЛЁ, МНЛЮ
32. НЛМИ, НЛМЭ, НЛМА, НЛМО, НЛМУ, НЛМЫ, НЛМЕ, НЛМЯ, НЛМЁ, НЛМЮ
33. НМЛИ, НМЛЭ, НМЛА, НМЛО, НМЛУ, НМЛЫ, НМЛЕ, НМЛЯ, НМЛЁ, НМЛЮ
34. ТЧФИ, ТЧФЭ, ТЧФА, ТЧФО, ТЧФУ, ТЧФЫ, ТЧФЕ, ТЧФЯ, ТЧФЁ, ТЧФЮ
35. ЧФТИ, ЧФТЭ, ЧФТА, ЧФТО, ЧФТУ, ЧФТЫ, ЧФТЕ, ЧФТЯ, ЧФТЁ, ЧФТЮ
36. ЧТФИ, ЧТФЭ, ЧТФА, ЧТФО, ЧТФУ, ЧТФЫ, ЧТФЕ, ЧТФЯ, ЧТФЁ, ЧТФЮ

Если вы думаете, что этим упражнением над вами издеваются – вы думаете правильно. Но если вы думаете, что только в этом и заключается смысл этого упражнения – вы заблуждаетесь. Оно по-настоящему и очень эффективно. ЧТФЁ, ЧТФЮ.

Желательно делать его каждый день месяца два подряд.

Дикция, часть вторая.

Отчётливо и ясно произносим вслух всё то безобразие, что напечатано ниже.

и, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю

и-э, и-а, и-о, и-у
э-о, э-у, э-а, э-и
а-о, а-у, а-и, а-ы
о-ы, о-и, о-э, о-у
у-о, у-и, у-ы, у-а

а, э, и, о, у, ы
э, и, о, у, ы, а
и, о, у, ы, а, э
о, у, ы, а, э, и
у, ы, а, э, и, о
ы, а, э, и, о, у

пи, пэ, па, по, пу, пы
би, бэ, ба, бо, бу, бы
пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю

ки, кэ, ка, ко, ку, кы
ик, эк, ак, ок, ук, ык
ги, гэ, га, го, гу, гы
иг, эг, аг, ог, уг, ыг

ти, тэ, та, то, ту, ты
ит,эт, ат, от, ут, ыт
ди, дэ, да, до, ду, ды
ид, эд, ад, од, уд, ыд

фи, фэ, фа, фо, фу, фы
ви, вэ, ва, во, ву, вы
фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы

ри, рэ, ра, ро, ру, ры
ир, эр, ар, ор, ур, ыр
трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры

ли, лэ, ла, ло, лу, лы
ил, эл, ал, ол, ул, ыл
ли, ле, ля, лё, лю, лы
лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл

три, тре, тря, трё, трю, тры
дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
дли, длэ, дла, дло, длу, длы
тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы

си, сэ, са, со, су, сы
зи, зэ, за, зо, зу, зы
сти, стэ, ста, сто, сту, сты
зди, здэ, зда, здо, зду, зды

си, се, ся, сё, сю, сы
зи, зе, зя, зё, зю, зи
сти, сте, стя, стё, стю, сты
зди, зде, здя, здё, здю, зды

ши, ше, ша, шо, шу
лши, лше, лша, лшо, лшу
лжи, лже, лжа, лжо, лжу

хи, хэ, ха, хо, ху, хы
их, эх, ах, ох, ух, ых
хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы

уи, уэ, уа, уо, уу, уы
иу, эу, ау, оу, ыу
чи, че, ча, чо, чу
ич, еч, ач, оч, уч, ыч

Дикция, часть третья.

Скороговорки. Можно произносить их с пробкой во рту, можно без. Хоть они и скороговорки, но читать их следует медленно, выговаривая каждый звук максимально чётко. Не забывайте открывать рот на гласных и обращать внимание на конечные слоги слов.

Скороговорки на отработку звуков б, п, в, ф, г, к, д, т, х:

Добыл бобов бобыль. От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Около кола колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Купи кипу пик. Купи кипу пуха. Ткёт ткач ткани на платке Тани. Водовоз вёз воду из-под водопровода. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. В один, Клим, клин колоти. Стоит копна с подприкопёночком. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! У ёлки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон! Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. На меду медовик, а мне не до медовика. Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Волховал волхв в хлеву с волхвами. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи. У нас гость унёс трость. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. Рододендроны из дендрария даны родителями. К Габсбургам из Страсбурга. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. Хвалю халву.

Скороговорки на отработку звуков р, л, м, н:

Дробью по перепелам да по тетеревам. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену. Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, а про подпрапорщицу промолчал. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. Король – орёл. Курьера курьер обгоняет в карьер. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. Гонец с галер сгорел. Идти на рать, так бердыш брать. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. Во мраке раки шумят в драке. Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером. Город Нерль на Нерли-реке. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. А мне не до недомогания.

Скороговорки на отработку звуков с, з, ш, ж, ч, щ, ц:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Осип охрип, Архип осип. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. Сачок зацепился за сучок. Но семеро в сани уселися сами. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Свиристель свиристит свирелью. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. Четверть четверика гороха без червоточинки. Инцидент с интендантом. Прецедент с претендентом. Константин констатировал. У ежа ежата, у ужа ужата. Жутко жуку жить на суку. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Тщетно тщится щука ущемить леща. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. Яшма в замше замшела.

Леммерман X.

Учебник риторики. Тренировка речи с упражне­ниями

Перевод с немецкого

Предисловие к первому изданию (1962)

1.1 Вводные упражнения

1.1.1 Дыхание

1.1.2 Речь Диалект

1.1.3 Упражнение в речи

1. Чтение текста

2. Передача смысла

3. Речевое мышление

4. Рассказ

5. Деловое сообщение

6. Речь, выражающая точку зрения

7. Изучение речей ораторов

8. Анализ речи

9. Дискуссии

1.1.4 Тренировка памяти

1.2 Предварительные положения

1.2.1 Главное о речи

1.2.2 Ответственность оратора-

опасности риторики

1.2.3 Цели речи - формы речи

2. Техника подготовки

2.1 Общие сведения

2.2 Специальные положения

2.2.1 Ступени подготовки

О сборе собственных материалов

Об отборе материала и его организации

Обдумывание материала

Первая редакция ключевых слов

Общий контроль

Окончательная редакция ключевых слов

2.2.2 Документ

3. Структура речи

3.1 Общие указания

3.1.1 Исторические сведения

3.1.3 Основное в содержании речи Объективность

Ясность Образность

Целеустремленность Повышение напряжения Повторение Неожиданность Смысловая насыщенность Лаконизм (краткость речи) Юмор, остроты, ирония

3.1.4 Стиль речи - стиль письма

3.2 О структуре (план речи)

3.3. О стиле речи (формулирование)

3.3.1 Общая часть

3.3.2 О стиле речи оратора

Слова иностранного происхождения а

3.3.3 О стиле предложений

3.4 Риторические средства выражения

Подробность.

Сравнение

Образ (метафора),

Образный ряд

Разрушение образа

Короткие рассказы

Разъяснение

Рафинирование

Призыв (восклицание)

Цитирование

Перекрещивание (хиазм)

Повышение напряжения (климакс)

Противопоставление (антитеза)

Промедление (запаздывание)

Неожиданность (Sustentio)

Предуведомление

Игра слов

Описание (парафраза)

Преувеличение (гипербола)

Кажущееся противоречие (парадокс)

Предупреждение (постановка возражений; пролепсис)

Мнимые вопросы (риторические)

Переименование (синекдоха)

3. 5 Вступление - заключение

3. 5.1 Вступление

Способ подкрепления

Техника использования повода

Техника возбуждения размышления

Прямая техника

3. 5. 2 Заключение

3. 6. Примеры речей с их анализом

3.7 Речь по специальному поводу

3.7.1 Рамочная речь

3.7.2 Траурная речь

3.7.3 Торжественная речь

3.7.4 Речь в дружеском кругу

Произнесение речи (как держать речь)

4.1 Оратор и помещение для выступления

4.1.1 Обзор помещения для выступления

4.1.2 Речь под открытым небом

4.1.3 Кафедра оратора

4.1.4 Пользование микрофоном

4.1.5 Упорядочение документации

4.2 Оратор и слушатели

4.2.1 Основная установка

4.2.2 Интонация

4.2.3 Начало речи

4.2.4 Обращение

4.2.5 Взаимодействие оратора со слушателями

4.2.6 Сопоставление слушателей

4.2.7 Позиция слушателей

4.2.8 О психологии масс

4.2.9 Документ: Фриц Эрлер об ораторе Фрице Эрлере

4.3 Общий опыт и размышления

4.3.1 Выступление оратора

4.3.2 Концентрация

4.3.3 Речевое мышление вместо чтения текста

4.3.4 Обмолвка

4.3.5 Особые приемы ораторского искусства

4.3.6 Помехи произнесению речи (актерская лихорадка)

4.3.7 Темп речи

4.3.8 Громкость речи

4.3.9 Поведение при произнесении речи

4.3.10 Визуальные вспомогательные средства

4.3.11 Критика речи

Заключительные замечания

Литература

Указатель некоторых имен, встречающихся в тексте

Предисловие к первому изданию (1962)

В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка; играть на рояле совсем не трудно: нажимайте только нуж­ным пальцем в нужное время на нужную клавишу.

Эта шутка применима и к риторике; речь произнести совсем не трудно: говорите только нужные слова в нуж­ное время по нужному адресу. Но легче сказать, чем сде­лать. Пианистом или оратором не станешь за один день. Пианист бесконечно тренирует пальцы, пока не овладе­ет беглой игрой на клавиатуре; овладеть ораторским ис­кусством позволит только длительная и упорная трени­ровка речи и мышления.

Возможно, вы слышали о ком-либо из знакомых: он знает, но плохо выражает свои мысли.

Многие люди искренне убеждены, что не могут про­износить речи. «Мне это не дано. Это дар, которого я ли­шен». И при этом произнесут небольшую речь о том, что не могут произносить речи. Какой парадокс! Кто может говорить, тот сможет овладеть искусством речи: важно знать основные правила и, конечно, потренироваться. Каждый вопрос, каждое предложение и каждая беседа - это речь в миниатюре. Почему же нельзя произнести бо­лее длинную речь, а также в присутствии слушателей? Предлагаемый учебник задуман как систематическое вве­дение в современную риторику. Его назначение - помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; крат­ко, связно и в доступной форме раскрыть «железные» правила, доказавшие свою действенность в ораторской

практике. Речь идет о наставлении не по художественно­му чтению, а по речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере. Эта книга - в основном результат опы­та и размышлений из педагогической, а также полити­ческой и повседневной жизни. Я также опрашивал все­возможные малые, средние и большие «умы» и был удив­лен, что все они знали, что говорить на такую тему, как риторика.

Задача обучающегося ораторскому искусству - не в том, чтобы бегло пролистать эту книгу и ухватить не­сколько забавных примеров, а в ежедневных (!) по не­скольку минут речевых упражнениях. Кто не готов тща­тельно и не торопясь прорабатывать важнейшие положе­ния, предложенные в учебнике, не стоит и начинать. Жаждущим обучения новичкам эту нелегкую пищу ре­комендую принимать в гомеопатических дозах, чтобы не страдать от духовного «нарушения пищеварения». Выпол­нять упражнения лучше всего вместе с друзьями. Тогда каждый контролирует другого и, кроме того, представ­ляет публику.

Всегда что-нибудь получится, если добавить настой­чивость и терпение.

Я благодарен за критические замечания и дополнения.

Однако подумаем о следующем: умение говорить не предполагает говорить без умолку.

Именно сегодня, благодаря газетам и радио, а также эпидемии различных мероприятий в современной индус­трии всевозможных контактов, мы переживаем инфляцию слова. Со словом надо обращаться осторожно и с чувст­вом ответственности. Хороший оратор говорит меньше, зато лучше.

Слово не является ни добром, ни злом; оно может по­мочь, но может навредить или уничтожить.

«Слово должно быть мостом. Но может быть и сте­ной» - говорил Альбрехт Геэс.

При работе над этой книгой я соблюдал три принци­па, на которые обращали внимание еще античные знато­ки риторики: «docere, delectare, movere» - учить, радо­вать, побуждать.

Не каждый, кто проработает эту книгу, станет хоро­шим оратором, но надеюсь, будет в риторике сильнее, чем прежде.

май 1962 Хайнц Леммерман

Предисловие к переработанному изданию (1986)

Этот учебник написан для школьников, для обучаю­щихся самостоятельно и просто для заинтересованных лиц, то есть для представителей различных профессий и заня­тий, желающих освоить риторику. Предложенный учебник не научный трактат, не книга рецептов на все случаи рито­рики, - а своего рода полезный справочник, обеспечиваю­щий «страховку» в практической риторике.

Эта книга хорошо принимается читателем уже около 24 лет и выдержала много изданий. Меня радует, что некото­рые ее идеи и новые понятия вошли в специальную лите­ратуру.

Структура книги в значительной мере сохранена. В со­держание внесены изменения и дополнения, продиктован­ные временем. При этом учтены итоги опыта, выводов на­уки и размышлений последних лет.

Сегодня важная сторона любой деятельности - дискус­сии, дебаты и переговоры. Этот круг тем охвачен мной в книге «Школа дебатов. Статьи по диалогической ритори­ке». Книга вышла в 1986 г. в издательстве «Олцог», задума­на как дополнение к настоящей, как» Учебник, часть 2".

Что относится к речи, справедливо и для написанного: ни одна книга не является настолько хорошей, чтобы ее не­льзя было улучшить. Поэтому я надеюсь и в дальнейшем на конструктивную критику.

От всего сердца благодарю мою жену Руфь, которая от­печатала текст и критически его просмотрела.

Лилиенталь-Трупе близ Бремена май 1986 г.

Хайнц Леммерман

1. Вводные упражнения - вводные положения

1.1 Вводные упражнения

Если Вы полистали эту книгу или прочли ее по диа­гонали, сразу же начинайте упражнения в речи, всевоз­можные указания по которым даны в разделе 3 этой гла­вы. Например, можно прочитать вслух короткие газет­ные статьи (перед воображаемыми слушателями) и сразу же пересказать их содержание собственными словами.

Разделы «Дыхание» и «Речь» можно освоить постепен­но, в процессе изучения книги, потому что хорошее уп­равление дыханием, четкое произношение и эффектив­ное речевое мышление - фундамент свободной речи. Постоянная тренировка памяти также представляет ог­ромную ценность для каждого оратора.

1.1.1 Дыхание

«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кис­лород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма. Гете так вы­разил чередование вдохов и выдохов:

В дыхании есть два блага, без сомненья:

То воздух полнит грудь, то выдох дарит облегченье;

Что там - стесненное, здесь - свежесть и свободу обретает,

Да, жизнь чудесное смешенье представляет.

Будь благодарен Богу, если он тебя теснит,

И благодарен будь, коль вновь освободит.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательный мышц.

Бесчисленные легочные альвеолы не могут быть ак­тивными, напротив, они зависят от мускулов, располо­женных вокруг легких.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в лег­кие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань - в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдо­хе размещают под своими ключицами лишь немного воз­духа. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафрагменное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием кото­рого могут быть спазмы, особенно при поднятом положе­нии плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Используйте глубокое дыхание, по возможности дыши­те свежим воздухом (20 вдохов). Прежде всего выдыхай­те и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состо­янии до очищения отдаленнейших уголков легких. По­лезно представление о вдыхании аромата цветов.

Мы займемся дыхательными упражнениями при про­изнесении звуков «с», «ш» и «ф»; а позднее - при произ-

несении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух выдыхают медленно или толчками.

Обходимся с дыханием экономно, большего достига­ем при меньших затратах воздуха. (Не допускаем ника­кого «дикого воздуха», как это бывает у плохого флей­тиста). Мы тренируем «поддержку дыхания»:

Выговариваем каждое слово в предложении пре­дельно медленно и протяжно.

Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую ци­тату из Гете на одном дыхании без труда.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой пе­редышки, не допускающей полного дыхания.

Овладение навыками правильного дыхания - пред­посылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слу­шаем ораторов, которые через 10 минут выступления за­дыхаются, будто поднялись на вершину Цугшпитце (в Альпах, примеч. перев.).

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле. Книга дает только общие рекомендации. С техникой дыхания и, соответственно, дыхательной гимнастикой советуем познакомиться, например, в народных университетах и принять участие в занятиях.

1.1.2 Речь

В последующих рассуждениях о речи вы встретите лишь необходимый арсенал средств оратора: указания по произношению и по особым источникам опасностей. Если у Вас относительно произношения трудности осо­бого рода, то хорошо сделаете, если разберетесь во всем множестве упражнений по технике речи в книгах, приве­денных в списке литературы.

Учебник типа настоящего хорошо дополняет, но ни­коим образом не заменяет курс техники речи и оратор­ского мастерства.

Оратор не актер и не декламатор. Поэтому от него не требуют художественного чтения. Но говорить отчетли­во и осмысленно он обязан. Хорошим должно быть зву­чание голоса. Силу голоса, ударение, темп, тембр, резо­нирование настраивают в соответствии с имеющейся си­туацией, но прежде всего добиваются плавности речи. История знает ораторов, которые благодаря своей лич­ности и дикции имели большой успех, хотя их речь зву­чала плохо. Например, у Бисмарка голос был писклив и полон астматических шумов. Казалось, что звуки, про­износимые им, исходят из отверстия запонки для воро­тничка. Но это звучание не имело никакого значения. Побеждало отчетливое, звучное произношение.

Но речи Черчилля или Болдуина, произнесенные да­леко не так гладко, волновали и увлекали слушателей.

Если Вам удается с помощью конспекта ключевых слов произнести десяток предложений в «полусвободной» речи при ее спокойном, равномерном течении, у Вас оп­ределенно прогресс. Обращаем внимание, чтобы пред­ложения произносились до самого конца без их пере­стройки, без растягивания частей предложения и без пауз Для размышления. Многие ораторы не обеспечивают правильного течения речи. Они сжимают отдельные части предложения в блоках слов (произносимых быстро) и делают между ними неоправданные паузы.

Вновь и вновь упражняйтесь в произнесении речей эк­спромтом.

Рассмотрите картину, опишите событие, изображен­ное на ней. Внимательно разглядите детали и их взаимос­вязи. Выразительно расскажите о представленных в кар­тине образах, дайте меткие сравнения.

Рекомендуем проработать раздел о подготовке, пос­троении и произнесении речи. Много указаний дает под­раздел о стиле речи, средствах выражения, о вступлении, заключении и помехах речи. Указания быть могут учте­ны уже в настоящий момент.

6. Речь, выражающая точку зрения

Сделайте сообщение длительностью от трех до пяти минут на строго определенную тему: профессиональная цель, хобби и т. д.; вначале используйте ключевые слова, а заключение совершенно свободное. Если нет слушате­лей, Вы их себе представьте. Повторите эту миниатюр­ную речь в различных вариантах: один раз вслух, один раз про себя. Определите Вашу точку зрения на содержа­ние передовой статьи в газете: соответствует ли она ис­тине? Или Вы придерживаетесь другого мнения? Допол­ните приведенные факты, свяжите с другими фактами, сформулируйте Ваш взгляд на проблему и обоснуйте его. Если тема содержит трудные вопросы, поговорите об этом с друзьями; это очень часто приводит к пониманию и углублению прочитанного. Остерегайтесь желать, что­бы это первое упражнение в речи прошло блестяще. Наша цель - не красивые обороты речи. Мы обращаем внимание на спокойное, плавное течение речи. Однажды на­чатое предложение доводите до конца, даже если вкра­лась грамматическая ошибка. Пробуйте Вашу речь снова и снова, подвергая ее как самоконтролю, так и контролю со стороны. Контроль с помощью магнитофона убережет Вас от возможных насмешек.

Постоянно расширяйте свой словарный запас. Поэто­му собирайте (в картотеке) подходящие слова и выраже­ния, которые услышали или прочли (найденные по не­обходимости в словаре). Мы берем на заметку выраже­ния, близкие по смыслу. (Не все из найденного обяза­тельно должно быть «первосортно».)

Словарный запас помогает в работе: разнообразит речь, с его помощью мы преодолеваем принятый сегод­ня шаблонный язык и стандартные выражения.

Прусский фельдмаршал Шверин (1имел обыкновение предлагать своим офицерам следующее уп­ражнение в речи, которому можно последовать и сегод­ня: каждый записывал тему короткой речи, записки бро­сали в каску. Через минуту каждый импровизировал на тему, которую вытянул. Шверин говорил, что офицер дол­жен быстро действовать, быстро и точно говорить, объяс­нять и отдавать приказы. Это упражнение совершенствует живость ума, находчивость, способность к выразительной речи и концентрации внимания.

7. Изучение речей ораторов

Постоянно изучайте характерные особенности речи ораторов: во время докладов, произнесения проповедей, проведения дискуссий, радиопередач и т. д.

Каждую речь мы обсуждаем с двух точек зрения:

Что сказано: содержание, план, логика, образность, стиль и др; см. последующие пункты.

Как сказано: главные характеристики речи (сила го­лоса, высота тембра, ударение, темп, плавность, ар­тикуляция, жестикуляция и др.).

8. Анализ речи

Напечатанная речь соотносится с произнесенной так же, как консервы со свежим продуктом, и все-таки текст может многому научить (структуре, композиции, стилю и т. д.). Для изучения рекомендуются произносимые пов­седневно, а также научные доклады и речи парламента­риев с выражением их мнений. Анализируйте эти речи с помощью средств риторики, которые приведены в главе «Структура речи». Многие из этих средств Вы можете со временем включить в Ваш индивидуальный стиль.

9. Дискуссии

После некоторой подготовки наступает время рече­вой практики, прежде всего в кругу друзей и знакомых, а позднее и перед общественностью. Кто учится плавать, не обойдется без упражнений на земле; в конце концов, овладев основными приемами, он войдет в воду. Кто хо­чет овладеть ораторским искусством, тоже не обойдется теоретическими разъяснениями: придется учиться гово­рить и дискутировать. Надо, подобно плаванию, посте­пенно овладевать свободной речью: сначала в дружеском кругу или в клубе по интересам, а затем и на заседаниях. В первое время можно ограничиться короткими вопро­сами, но позже следует принимать участие в дискуссии. Если однажды и не получится, спокойно все взвесьте, обязательно участвуйте вновь, не волнуйтесь. У многих при первом общественном выступлении «душа уходила в пят­ки» (см. гл. 4, 3, 6 «Помехи произнесению речи»).

10. Речь

Теперь можно перейти к докладу. Вы хорошо сделае­те, выбрав для начала именно ту область, которой доста­точно овладели. Если проработаете следующий раздел этой книги, Вы получите в свое распоряжение арсенал средств, необходимых для такой большой речи.

В качестве упражнения для деловых сообщений выбра­на тема, для которой основным материалом служат ста­тистические данные. Мы заимствовали эти сведения из ежегодника ООН, по данным которого годовой прирост населения в период 1958-1963 гг. в различных регионах мира составлял:

Центральная Америка 2, 9%

Океания 2,2%

Африка 2,0%

Европа 0,9%

Задание. Подготовьте на основе этих данных деловое сообщение на тему: «Мировой демографический взрыв в 60-е годы.» (Рекомендуется сначала эту задачу выполнить со­вершенно самостоятельно, без проработки приведенных ниже предложений и рекомендаций.) Разработайте по данной теме конспект ключевых слов и изложите Ваше сообщение. После этого прочтите, пожалуйста, последу­ющие строки и проверьте, есть ли в них рекомендации, способные привести к улучшению сообщения. Надо убе­дительно показать слушателям значение и различные ас­пекты увеличения народонаселения. Некоторые выводы из приведенных цифровых данных:

Маленькое открытие: наибольший процент приро­ста населения не в Азии и Африке, а в Централь­ной и Южной Америке.

Правда, последствия прироста наиболее сказыва­ются в многонаселенной Азии.

Латинская Америка, Азия, Африка далеко оторва­лись от Европы, там приросте 3 раза больше.

Сверхдержавы США и СССР находятся на одном уровне.

В настоящее время прирост в Европе, в ФРГ превышает средний уровень.

Общий вывод: преобладающий рост цветного населе­ния.

Европа вскоре окажется «на грани». Проблемы: регу­лирование рождаемости, дефицит продуктов питания, индустриализация, новые могущественные факторы вли­яния на прирост населения. (Здесь я показал лишь неко­торые. Теперь попытаемся извлечь информацию, проана­лизировав структуру населения, причины различного прироста и т. д., чтобы основательнее развить комплекс проблем темы «Прирост населения». Но удовлетворимся представленным материалом, ведь мы ни в коей мере не стремимся отразить сегодняшнюю ситуацию, наша за­дача - дать полезный материал для упражнений.).

Сообщение, конечно, не будет настолько впечатляю­щим, чтобы приводимые в нем данные остались в памя­ти слушателя и побудили к размышлениям, если пред­ставленные цифры просто облечь в слова. Мы спраши­ваем себя, какие риторические средства можно предложить, чтобы совокупность сведений предстала наглядно и пластично. (Сравни с главой 2. «Техника подготовки»). Возможно, достаточно соблюдать принцип: надо что-то показать, и мы дополняем выступление картой мира. Пользуясь этим методом, можно наглядно показать:

Каково увеличение численности населения в на­званных регионах.

Что разница в приросте существует не только в на­правлении Восток - Запад, но что этот демографи­ческий фактор в постоянно возрастающей мере действует в направлении Север - Юг (на юге прирост населения больше).

Если нет под рукой карты мира, может помочь график (глава«Наглядные вспомогательные средства»).

США Европа СССР

Лат. Америка Африка Азия

Всегда есть возможность небольшого сообщения к до­кладу (глава 3.3.1 «Вступление»).

«Прямая» техника. Сразу вводит в суть дела, напри­мер: Ежегодник ООН за 1963 г. дает нам интересные данные о приросте населения во всех регионах мира. Исследования относятся к гг., т. е. ко времени примерно на четверть века назад. Такое начало возможно, однако. слишком сухо и ма­лопривлекательно. При таком способе воздействия у слушателя нет особой причины вслушиваться; он не переведен в состояние напряженного внимания. Техника действий начинающих по подготовке вступ­ления. Я размышляю, как уже во вступлении сухие цифры процентов облечь «в плоть и кровь». Я став­лю себя на место слушателя. Цифры процентов ему говорят еще очень немного. Но можно повысить действенность с помощью наглядного примера, свя­занного с представлениями и жизнью слушателя. Что означает годовой прирост населения, состав­ляющий 1,3%, для Федеративной Республики? Ок­ругляя, получаем по меньшей мере более жителей в год! Напрашивается сравнение: в Феде­ративной Республике это означает прибавление го­рода такой величины, как Ганновер или Бремен. Это, кажется, много. Однако в Китае ежегодный прирост числа жителей примерно равен населению ГДР*! За 20 лет Китай, по осторожной оценке, вы­растет на величину, равную 20-кратному увеличе­нию ГДР! Эти или подобные сравнения использует начинающий, чтобы дать слушателю наглядное представление о порядке величин и одновременно раскрыть идею проблемы, которая связана с демог­рафическим взрывом.

Техника побуждения к размышлению. Можно начать с неожиданного вопроса или утверждения. Напри­мер, «Дамы и господа, я думаю, Вы будете пораже­ны, когда я Вам предложу статистические данные ООН прироста населения по регионам мира. Как

° 1989 г. рухнула стена, разделявшая Берлин на два сектора, и произо­шло объединение ГДР и ФРГ в единое государство.

Вы полагаете, где прирост населения больше все­го? Вероятно, Вы полагаете, как и я: в Азии или в Африке. Большая ошибка: это Центральная Аме­рика...» и т. д.

Я бы в этом случае решился на сочетание побуж­дающих к размышлению мотивов. Рекомендуется на ос­нове приводимых фактов идти к решению обсуждаемой проблемы (дефицит питания, регулирование рождаемос­ти и т. д.). По мере надобности можно также привлекать новейшие данные ООН и делать соответствующие срав­нения. Если личное мнение добавляется к деловому со­общению или фигурирует в докладе, то мы констатируем переход от делового сообщения к речи с выражением мне­ния. Принято тщательно подчеркивать, что является со­общением и что мнением или личной интерпретацией.

Конспект из ключевых слов для сжатого представле­ния темы (с помощью карты мира или графика) мог бы выглядеть следующим образом:

(введение):

ФРГ в то время - ежегодно Ганновер или Бремен (1,3%).

Китай - ежегодно - прирастает одна ГДР.

(главная часть):

Ежегодник ООН - гг.

Неожиданность:

Центральная Америка 2,9% - Южная Америка 2,8%.

Следует: Азия 2,3%, Океания 2,2%, Африка 2,0%.

Последствия - Китай, Индия.

Сравнение: Бразилия - Китай, примерно одинако­вые по размеру регионы. Китай - население в 10 раз больше (см. Советский энциклопедический словарь). Показ и сравнение: южная ось Латинская Америка - Африка - Азия.

Северная ось: США 1,7% - Европа 0,9% - СССР 1,7%.

Сверхдержавы на одном уровне.

О Европе:

Проблема: перевес цветного населения.

Напряжение не только по оси Восток - Запад.

Напряжение по оси Север - Юг

(заключение):

Круг проблем.

Регулирование рождаемости.

Обеспечение питанием.

Помощь в развитии.

Индустриализация.

(Возможно: сравнение с сегодняшними данными учета). (Чтобы «обезопасить себя», формулируем заключительное предложение, чаще всего букваль­но перед выступлением): решить многообразные проблемы демографического взрыва мирным и справедливым путями - вот что будет в предстоя­щие десятилетия важнейшей задачей для всех на­родов.

Хотелось бы, чтобы в дальнейшем материалом для упражнений послужило задание из ключевых слов: Расчеты немецкого Совета городов (1986 г.): число жителей ФРГ до 2000 г. примерно на одном уров­не, затем быстро сокращается; в 2030 г. оно соста­вит всего лишь около 45,7 млн. человек. Растущее число престарелых - падение рождаемости. Динамика изменения: 1950 - 1973 гг. с 50,8 до 62,1 млн.

1985 г.-61,1 млн.

2000 г.- предположительно 59 млн.

Миграция жителей из городов. В больших городах 10 лет назад цифра составляла 35,5%, сегодня - 32,8%. В будущем увеличится число занятых домашним хо­зяйством: сегодня это 25 млн., через 15 лет - около 27 млн. человек. г

Растет потребность в небольших квартирах:

1985 г.-24% для лиц до 20 лет

2030 г. - 17% для лиц до 20 лет

1985 г. - 20% для лиц старше 60 лет

2030 г. - 33% для лиц старше 60 лет. С помощью этого скупого перечня данных, образующий каркас выступления, можно, используя средства ритори­ки, сформулировать впечатляющее деловое сообщение.

1.1.4 Тренировка памяти

«Память - сокровищница красноречия», - писал Квинтилиан, обобщивший в двенадцати книгах своего труда «Institutio oratoria» (Формирование красноречия) все лучшее, что создано античной риторикой.

Поэтому совет: каждый, желающий стать оратором, должен тренировать свою память. Возьмите за прави­ло ежедневно выполнять определенное задание: заучи­вать стихотворение или газетную статью, и т. д.

Искусство красноречия имеет большое значение, ведь человек своим словом может убедить людей в чем угодно. Хорошая речь и в личной жизни и в карьере является визитной карточкой. Поэтому многие хотели бы знать, как развить красноречие. Подобный навык безусловно необходим в личном саморазвитии. Существуют специальные тренинги и курсы по ораторскому искусству. Но красноречию можно учиться и самостоятельно. Простые рекомендации и специальные приемы помогут улучшить навыки общения.

Слово красноречие имеет различные понятия. Это умение построить аргументированную речь, возможность общаться на разнообразные темы и умение подать свою мысль так, чтобы она казалась достойной внимания слушателя. Чтобы научиться стройно и четко высказывать свои мысли, была создана специальная наука – риторика. У подобного учения есть определенные достоинства:

  1. Красноречие представляет собой навыки и приемы убеждения. Если человек грамотно может подбирать слова, то его аргументацию сложно опровергнуть.
  2. С его помощью можно выражать свои мысли четко и без долгих пауз.
  3. Умение прекрасно говорить создает впечатление достоверности размышлений. У большинства людей присутствует стереотип, что кто верно мыслит – хорошо излагает.

Развитие красноречия зависит от настроя и душевного состояния, которое влияет на качество речи. Умение перебороть свой страх и нервозность – отображается в способности говорить. Дополнительную уверенность придает качественная подготовка к выступлению. Опытные ораторы перед выступлением планируют и репетируют не только доклад, но и мимику, жестикуляцию и даже позу.

Риторика как наука необходима в образовательной сфере, где применяется академическое красноречие. Видом ораторского мастерства считается политическое красноречие, которое отличается доступностью и простотой выражений, убеждающей силой и способностью заражать идеей многих людей. Мастерство ведения коммуникаций необходимо в сфере бизнеса. Важной частью деловых отношений являются переговоры, презентации и заключения договоров.

Основные правила создания красивой речи

Наука красноречия предполагает тренировку голосовых связок, чтобы обладать приятным тембром. Также нужно заполнять свой словарный запас и не использовать тавтологий.

Какие упражнения помогут стать красноречивее?

Редко люди сразу же рождаются со способностями придумывать оригинальные речевые обороты, большинству данному умению приходится долго учиться. Именно для тренировки данного навыка и представлены следующие упражнения:

  1. Берется текст из любого источника и в нем зачеркиваются карандашом разные слова. Затем отрывок читается вслух, и на ходу нужно подменять перечеркнутые слова синонимами.
  2. Выбирается любая тема, и в течение 4-5 минут нужно говорить только на эту тему. Причем вести рассказ необходимо без запинок и ровно.
  3. Развивать красноречие поможет упражнение на креативность. Необходимо рассуждать на фантастические и самые необычные темы. Например: если бы не изобрели электричество, если бы сказки ожили или если бы в современном мире жили динозавры. При ответе нужно полностью раскрывать тему со всеми мельчайшими подробностями.
  4. Нужно брать слова из толкового словаря, начиная с простых, и самостоятельно давать им определение своими словами.
  5. Важное упражнение – поиск прилагательных. Нужно взять любое слово и подобрать к нему пять прилагательных, которые к нему подходят по смыслу, а потом пять, которые не подходят.

Все эти упражнения помогут понять: как развить красноречие. Специалисты советуют ежедневно вычитывать значение нового слова, подбирать к случайным словам множество синонимов и записывать свою речь на диктофон.

Какие книги стоит прочитать?

При ответе на вопрос как научиться красноречию — полезно изучать специальную литературу. Для этого не обязательно изучать словарь, существуют разнообразные обучающие и интересные пособия.

В самостоятельном обучении пригодятся следующие развивающие книги:

  • Повысить культуру речи и добиться выразительности речевых оборотов поможет книга Ирины Голуб «Искусство риторики. Пособие по красноречию».
  • Практические советы и рекомендации представлены в произведении Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».
  • «Ораторское искусство для начинающих» О. Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы.
  • Книга «Черная риторика» Карстена Бредемайера включает упражнения и приемы, помогающие говорить убедительно и вести переговоры с правильной аргументацией.

Регулярное чтение художественной литературы также обогащает словарный запас. Классическая художественная литература позволяет изучить стилистическое изложение мыслей и в какой-то мере перенять красоту изложения слога.

Специализированная бизнес литература поможет научиться грамотно и профессионально общаться в сфере вашей деятельности.

Литература по психологии общения поможет правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

Литература по психологии общения обучает правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами:

  1. Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения.
  2. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний.
  3. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной.
  4. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить. К импровизации важно подготовиться морально.
  5. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо.
  6. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги.
  7. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова.

Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве. Поставленная речь помогает утвердить свои убеждения и повлиять на людей, но при этом нельзя навязывать свое мнение. Важно убеждать ту аудиторию, которая готова слушать.

Необходимо приобретать опыт, ведь только практика поможет оттачивать мастерство.

Не менее важным считается вопрос: как улучшить красоту речи у своего ребенка. Подобное умение позволит не только хорошо отвечать у доски, но и стать успешным человеком в будущем. Для этого рекомендуется читать книги, слушать аудио сказки и устраивать домашние представления. Необходимо побуждать ребенка говорить и задавать ему при этом наводящие вопросы.

Регулярные занятия и упорный труд в развитии красноречия способны сделать из практически любого человека настоящего оратора.