Омский музей изобразительных искусств имени М. Врубеля. Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Музей им врубеля

Непонятный набор слов без падежей и предлогов «Врубель, музей, Омск» говорит о том, что автор что-то слышал об их возможном сочетании, но что конкретно, не знает сам. То ли Врубель родился в Омске, то ли его полотна находятся в местном музее, то ли он сам его создал... Давайте расставим все точки над и.

Место Омска в Российской истории

Михаил Юрьевич Врубель действительно родился в Омске в 1856 году. Поэтому вполне естественно, что городской музей назван его именем, хотя произошло это спустя 14 лет после смерти художника, в 1910 году.

Каждая из составных частей фразы «Врубель, музей, Омск» заслуживает отдельного достойного рассказа, но статья посвящена музею, который является крупнейшим в Западной Сибири, и полностью соответствует значению города, бывшего одно время столицей Белой России. В царские времена Омск был единственным за Уралом городом, которому разрешалось в особо торжественные дни поднимать флаг и устраивать салют. Такое право на территории всей громадной Российской империи имели только Петербург, Москва, Варшава и Тифлис.

История возникновения музея

Губернаторский дворец полностью соответствовал рангу города, столице Сибирского казачьего войска. В нем стараниями замечательного директора В. Ф. Мелехина и был создан сначала художественный отдел, а позднее музей, поступления произведений живописи в который начались в 1924 году. То есть слова «Врубель», «музей», «Омск» расшифровывается следующим образом: в большом западносибирском областном центре Российской Федерации существует крупный замечательный музей изобразительного искусства, названный в честь уроженца города - великого художника Михаила Юрьевича Врубеля, неповторимого и уникального, авторство произведений которого узнается с первого взгляда.

В Сибири музеев должно быть больше

В европейской части России есть церкви (Владимирский собор), стены которых расписывал этот художник. Есть музеи с мировыми именами, где выставлены его картины. В Сибири этого нет. Стоит оговориться, что есть Интернет, и при желании можно увидеть все работы мастера. Но реальное посещение музея - это нечто иное, это прямая сопричастность к автору. Музеи необходимы, и они будут существовать всегда.

Исследуемую фразу «Врубель, музей, Омск» можно и нужно рассматривать как адрес единственного за Уралом места, в котором находятся произведения гениального художника. Музей обладает триптихом «Цветы», состоящим из монументально-декоративных панно - «Желтые розы», «Хризантемы» (центральная часть) и «Розы и лилии».

Достойной коллекции - достойное помещение

Под охраной государства, как памятник архитектуры, находится здание, в котором изначально располагался музей имени Врубеля. Омск не может похвастаться хотя бы еще одним таким же. Выстроенное по специальному проекту архитектора Ф. Вагнера в 1862 году, оно сохранилось в первоначальном виде до наших дней. Когда художественный отдел Западносибирского Краевого музея, расположившегося в здании бывшего генерал-губернатора, выделился в самостоятельную единицу, ему было передано здание Городского Торгового корпуса, которое тоже является архитектурным памятником, но уже начала XX века. Таким образом, серьезная и обширная коллекция живописи, скульптуры и графики находится в достойном месте. Музейные экземпляры представляют собой все направления и школы мировой живописи. Благодаря стараниям первого директора музея Ф. В. Мелехина, экспозиция пополнялась из частных и лучших коллекций музеев России. Здесь есть подлинные шедевры как отечественных, так и зарубежных художников. Знаменитый портрет писателя в красной рубахе работы Ильи Репина находится по адресу: Музей Врубеля, Омск. Выставки, проводимые здесь регулярно, заслуживают отдельных слов. Только перечень проведенных в последнее время вернисажей говорит сам за себя: «Весеннее пробуждение», «Хрустальный дворец», «Иван Шишкин».

Прекрасная ознакомительная акция

Акция «Ночь музеев» впервые была проведена в Берлине в 1997 году. Смысл ее состоит в том, чтобы познакомить с мировыми шедеврами как можно большее количество людей. Возможность посетить музей бесплатно была первой приманкой; теперь прекрасные шоу, сопровождающие акцию, способны сами приносить прибыль, потому что количество посетителей увеличивается год от года. Радость общения сама по себе может доставить удовольствие. Этого праздника ждут - в 2009 году 2300 музеев по всему миру открыли свои двери для посетителей. В ночь на 17 мая силами музея имени Врубеля в Омске была проведена прекрасная арт-мистерия «Изумрудный город».

Фото: Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Фото и описание

Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля в городе Омске – это крупнейшее художественное собрание на территории Сибири, включающее обширные коллекции русского и зарубежного искусства от античных времен до современности.

Омский музей был основан в декабре 1924 г.. В это время в бывшем Генерал-губернаторском дворце, благодаря инициативе первого руководителя музея Мелёхина Ф.В., состоялось открытие картинной галереи при Западно-Сибирском краевом музее. Галерея была создана на основе доставленных из Москвы экспонатов из расформированного Румянцевского музея. В последующие годы собрание регулярно пополнялось новыми произведениями. Ф. В. Мелёхин лично выезжал в Ленинград и Москву для отбора лучших произведений всех видов и жанров.

С 1950 г. по 1955 г. коллекции Омского музея изобразительных искусств значительно увеличились, особенно это коснулось работ советских мастеров. В 1955 г. и в 1962 г. из фондов Государственной Третьяковской галереи музею было передано более 100 произведений скульптуры, живописи, графики и прикладного искусства. В 1995 г. музею, экспонирующему единственное на территории Сибири живописное произведение М. Врубеля – триптих «Цветы», присвоили имя этого известного русского художника.

На сегодняшний день в музее имени М. Врубеля представлено самое крупное собрание в Сибири. Всего в фондах музея насчитывается около 26 тысяч единиц хранения. Музей размещается в двух зданиях: Генерал-губернаторском дворце, построенном в 1862 г. по проекту архитектора Ф.Ф. Вагнера, и Городском торговом корпусе, возведенном в 1914 г. согласно проекту, разработанному архитектором А.Д. Крячковым (сегодня Врубелевский корпус музея).

Коллекция произведений западноевропейского искусства представлена полотнами мастеров Англии, Франции, Италии, Испании, Фландрии, Германии, Голландии и Австрии XVI - XIX ст. Собрание иконописи XVII ст.- начала XX ст. характеризуются иконами, выполненными в Сибири, европейской части России и на Урале. Русское искусство XVIII ст. - начала XX ст. включает картины Айвазовского И., Верещагина В., Венецианова А., Воробьева М., Шишкина И., Репина И., Боголюбова А., Коровина К., Васильева Ф., Поленова В., Серова В., Нестерова М., Борисова-Мусатова В. и др. Особым интересом у посетителей музея пользуется удивительная коллекция декоративно-прикладного искусства с памятниками древнего искусства.

Родился в Омске. Сын военного юриста, председателя казанского военно-окружного суда, генерал-лейтенанта Александра Михайловича Врубеля и Анны Григорьевны, урожденной Басаргиной, родственницы декабриста Николая Васильевича Басаргина. В три года лишился матери.

Окончил с золотой медалью Одесскую ришельевскую гимназию. Рано обнаружил интерес к живописи и музыке, но поступил на юридический факультет Петербургского университета. Изучал историю, философию, французский и латинский языки. Одновременно посещал вечерние классы Академии художеств. С 1880 года учился в Петербургской Академии художеств. Был великолепно образованным человеком, обладал огромной трудоспособностью и наблюдательностью, умением подолгу анализировать натуру, добиваться максимальной точности изображения.

В 1884 году был приглашен в Киев, где исполнил свою первой крупную работу - фрески Кирилловской церкви. Для изображения апостолов художнику позировали душевнобольные из расположенной рядом психиатрической больницы. В 1887 году исполнил цикл эскизов для фресок во Владимирском соборе в Киеве. Работу ему закончить не дали, и в конце года он уехал в Венецию. Мозаики Сан-Марко, живопись Возрождения оказали огромное влияние на индивидуальный стиль Врубеля.

С 1889 года жил в Москве. Давняя любовь к музыке привела Врубеля в частную оперу С.И. Мамонтова, и он принял участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане». Некоторое время жил в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице, где по его эскизам был построен и оформлен дворовый флигель. Также занимался оформлением интерьеров самого дома Мамонтовых и ряда других московских особняков. Для кабинета Мамонтова Врубель написал картину «Демон сидящий».

На одной из репетиций русской частной оперы познакомился с певицей Надеждой Ивановной Забелой. В 1896 году в Женеве состоялась их свадьба. В браке имел сына Савву, умершего во младенчестве.

Входил в Абрамцевский кружок С.И. Мамонтова, был одним из руководителей Абрамцевской гончарной мастерской. В керамике Врубель открыл для себя люстр (блеск), переливающийся всеми цветами радуги. В конце 1891 года художник с семьей Мамонтовых уехал в Италию.

В 1896 году Врубель создал декоративные панно для нижегородской выставки «Микула Селянинович», «Принцесса Греза». В 1900 году на Парижской выставке его работы были отмечены золотой медалью.

С 1885 по 1902 год главной темой в искусстве художника и в живописи, и в скульптуре стали образы Демона – «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и т.д. В 1891 году Врубель осуществил серию иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова. «Демон … дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный … величавый» - писал художник отцу.

С 1901 года у художника появились первые признаки душевного заболевания, в следующем году его здоровье резко ухудшилось. С этих пор он часто находился в различных психиатрических клиниках. Будучи больным, он продолжал писать. В самом конце своей трагической жизни безумный и ослепший художник утверждал, что он жил во все времена, строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане.

Умер в петербургской клинике Бари. Похоронен в Санкт-Петербурге на Ново-Девичьем кладбище.

Иллюстрация: Автопортрет с жемчужной раковиной. 1905. Бумага на картоне, акварель, уголь, белила, пастель. 58,2х53. Поступил в 1918 году из собрания А.А. Врубель, сестры художника.