Архитектурные памятники времен римской империи. Знаменитые памятники рима. Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Рим — город, которому суждено играть чрезвычайно большую роль в древней и средневековой истории. Если доверять традиции, он был основан в VIII в. до н. н. э. и долгое время был небольшим городком, ничем не отличавшимся среди таких же городков — полисов Средней Италии и соседней Этрурии, области, заселенной этрусками. Но легенда рассказывает, что во время строительства первой городской стены, на одном из семи холмов, окружавших город, в почве была найдена человеческая голова, которой не коснулось тление. Римляне и этруски придавали большое значение различным приметам, и эта находка была истолкована как вестник того, что город достигнет могущества и бессмертной славы. Холм, где была найдена голова, получил имя Капитолий (от латинского слова caput — « голова»). Впоследствии на этом холме была поставлена бронзовая скульптура волчицы, которая является символом Рима, и храм, посвященный трем главным римским богам: Юпитеру, Юноне и Миневре. Для возведения этого старейшего римского архитектурного комплекса были приглашены строительные мастера из Этрурии.

Связанное с находкой головы пророчество сбылось. Воинственные и одновременно здравомыслящие римляне постепенно подчинили себе все города Италии, в том числе и те, которые были основаны греками. Стремясь расширить свое влияние на Сицилию, они начали войну с Карфагеном, который был центром могущественного государства. После окончательной победы во II в. до н. э. римляне взяли под свою власть многочисленные карфагенские колонии. Это положило начало созданию огромной империи, размеры и многонациональный состав которой поражает даже наших современников. Памятники римского строительства находят на территориях таких стран, как Италия, Франция, Испания, Португалия, Англия, Германия, Австрия, Венгрия, Греция, Болгария, страны бывшей Югославии, Турция, Армения, Иран, Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Алжир, Марокко, Тунис. Нога римского легионера ступала и по земле, которая ныне принадлежат Украине. Правда, могущественные завоеватели не оставили здесь значительных материальных следов своего пребывания. Но некоторое время римские гарнизоны стояли в Херсонесе и Ольвии, городах, основанных на северном берегу Черного моря древними греками.

Круглый храм Сивиллы в Тиволи. Начало I в. до н. э. Общий вид и план

Хотя многие архитектурные достопримечательности римляне оставили далеко от родины, центром мира для них всегда был Рим.

Сюда свозились многочисленные сокровища покоренных стран, среди них и сокровища культурные. Большой город впитывал в себя культуру других народов, перерабатывал его на основе собственной что, в свою очередь, служило образцом для самых отдаленных провинций.

Первоначально римское строительство было весьма своеобразным.

Древнеиталийские дома были круглыми в плане, и похожими на них строились первые храмы. Но впоследствии заимствованные у других народов строительные системы возобладали, и до наших дней дожило лишь несколько храмов, в облике которых усматривают связь с древнеиталийской традицией. Это так называемые круглые храмы. Они небольшие по размеру. К такому типу памятников принадлежит храм Весты в Риме, храм Сивиллы в Тиволи, храм Фортуны в Баальбеке.

Мост, построенный римлянами через реку Тахо в Испании

Наибольшее влияние на развитие римской архитектуры имели соседи: этруски и греки. От этрусков греки заимствовали такие важные детали, как круглая арка и потолки-своды. Первая из этих деталей легла в основу таких чисто римских сооружений, как арочные мосты и водопроводы — акведуки. Использование круглой арки при сооружении мостов позволяло увеличить расстояние между его опорами и значительно уменьшить нагрузку. Римские мосты и акведуки и сейчас сохранились во многих странах, возникших на бывшей территории огромной империи. Причем некоторые выполняют не только эстетическую, но и свою первоначальную практическую функцию. Мосты надежно соединяют берега рек, а по акведукам подается вода. Особенно богата такими достопримечательностями Испания.

От греков римляне переняли архитравно — балочную систему и ордеры. Они использовали в своих сооружениях три классических греческих ордера: дорический, ионический и коринфский. Но они также создали два новых ордера: тосканский и композитный. Тосканский ордер, иногда называют также этрусским, по сравнению с греческими имеет более тяжелые и приземистые пропорции. Ствол колонн не имеет канелюр, фриз гладкий, не приукрашенный барельефами.

Существовали также сооружения, которые объединяли присущие грекам балочные системы с присущими этрусской архитектуре сводами. Такую систему называют ордерной аркадой. Древнейшей известной нам постройкой этого типа является Табуляриум — здание государственного архива, возведенное в начале I в. до н. э. на римском форуме.

Римские храмы, разнообразные по форме, существенно отличались от подобных греческих сооружений. Они поставлены не на стилобаты-ступенчатые платформы, а на подиумы-платформы, которые имеют лестницы только со стороны входа. Вход в храм, как правило, украшает глубокий портик. Такие портики были любимым местом встречи и общения для римлян. По бокам храм конечно тоже украшали колонны или полуколонны, соединенные со стеной. Прямоугольный в плане храм, окруженный полуколоннами, носит название псевдопериптер, в отличие от греческого периптера, где колонны стоят отдельно. Любимым типом колонн в Риме оставались колонны коринфского ордера, которые встречаются чаще, чем тосканские и композитные. Ионические и дорические колонны встречаются как исключение.

Особым типом общественного здания были римские бани, или термы. Кроме помещений для мытья, они включали просторные залы, предназначенные для различных физических упражнений, и такие, в которых можно было просто отдохнуть, провести время за приятной беседой. Известные термы имели также свои библиотеки, поскольку приятная беседа предусматривала для римлянина значительную осведомленность в вопросах философии и литературы. При строительстве терм использовались различные ордера, украшали помещения великолепными скульптурами. Правда, интерьер не украшали фресками, которые боятся влаги, зато большую роль здесь играла разноцветная мозаика, для которой не жалели дорогих материалов.

Храм Бела в Пальмире. Пример римского псевдопериптера

Римские театры отличались от греческих тем, что греческие театры всегда устраивались на склонах природных холмов. Римляне поднимали задние ряды для зрителей над передними с помощью искусственных опор — субструкций. Чисто римской постройкой является амфитеатр. Здесь ряды для зрителей расположены не полукругом, как в театре, а замыкаются в кольцо. Амфитеатр был предназначен для массовых зрелищ, к которым были весьма склонны жители Рима. Часто на его арене происходили гладиаторские бои. Самой известной достопримечательностью такого типа является амфитеатр Флавиев, который потомки римлян назвали Колизеем, что означает «огромный». Колизей мог вместить одновременно 56 тысяч зрителей.

Римский амфитеатр в Северной Африке

С развитием архитектуры в Риме тесно связана скульптура. Статуи героев, а затем императоров на улицах города находились в гармонии с архитектурным ансамблем. Интересной разновидностью древнеримских монументов являются триумфальные арки. Они представляют собой каменные ворота, стоящие особняком среди города и которые не соединяются ни с какой стеной, их единственное предназначение — отдать дань уважения славным военачальникам. Возвращаясь в город во главе победного войска, военачальник проезжал через такую арку, которую возводили специально на этот случай. Сейчас в Риме сохранилось три таких арки: императоров Тита, Семптимия Севера и Константина. Много триумфальных арок, построенных в честь побед местного значения, сохранилось в провинциях.

Амфитеатр Флавиев, известный под названием Колизей

Центром общественной жизни, а значит, и центром многих архитектурных памятников Рима был форум — главная городская площадь. За долгую и пеструю историю Римского государства их было построено несколько. Самым старым является республиканский форум, возникший в котловине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. В своих основных чертах ансамбль сложился во II — I вв. до н. э. Площадь имеет форму трапеции. В расположении отдельных зданий форума нет симметрии, но это обусловлено не оригинальностью замысла, а тем, что здания возводились здесь постепенно. Наиболее выдающимися сооружениями республиканского форума являются храмы Конкордии, Веспасиана, Сатурна и Диоскуров и базилики консула Эмилия и Юлия Цезаря.

Триумфальная арка Тита в Риме. 90 г. р. е.

Когда в I в. н. э. республиканский строй в Риме был заменен властью императоров, а население города очень возросло, неподалеку от старого форума начали строить новые форумы, которые называют императорскими, потому что строительство каждого из них было связано с именем определенного императора. Всего за историю Рима было построено 5 таких форумов. В отличие от республиканского, все они имели симметричную, строго продуманную композицию. Наиболее интересным считается форум императора Ульпия Траяна, возведенный в первой половине II в. н. э. В его состав входит несколько элементов, расположенных вдоль единственной оси. Первым является большой перистильный двор, в центре которого установлена конная статуя императора. Двор замыкает фасад величественного общественного строения — так называемой базилики Ульпия. Пройдя через базилику, попадаешь в малый перистильный двор, который служит обрамлением для триумфальной колонны, поставленной в честь военных побед Траяна. Высота этого монумента достигает 38 м. Его покрывают размещенные по спирали барельефы со сценами завоевательных походов. Ансамбль форума завершает храм, посвященный Траяну, потому что императора в Риме обожали.

Республиканский форум в Риме

Форум императора Траяна

Для строительства римляне широко применяли особый материал, который получил название «римский бетон». Для стен делали облицовку из тонкого слоя кирпича или камня, снаружи и изнутри, а промежуток заполняли щебнем, смешанным с известняковым раствором и вулканическим песком. Из бетона в Риме строили роскошные сооружения. Его применение открывало большие возможности. Бетон использовали для возведения сводов и купола. Застывая, бетон образовывал вместе с кирпичным каркасом монолитную конструкцию. Более дорогие материалы, например мрамор, использовали для облицовки и декоративных деталей. Колонны могли делать и из цельного мрамора. Образцом такого грандиозного сооружения из римского бетона является Пантеон, о котором пойдет речь далее.

Типичный жилой дом римского горожанина развился из итальянской сельской усадьбы. Но в городских условиях типичный для усадьбы двор превратился в большое помещение, носившее название атриум. Слово это означает «черный». Так помещение называли потому, что в нем находилось семейный очаг, и сажа оседала на стенах. В потолке над очагом проделывали большое отверстие, через которое выходил дым и заходил свет.

Колонна Траяна

В глубине атриума размещалась комната хозяина и стояли шкафы с ларами – богами — покровителями семьи и дома. Атриум был главным помещением, где происходили все важные семейные церемонии. Все остальные помещения располагались вокруг. На улицу римский дом выходил глухой стеной. Впоследствии, когда римляне ближе познакомились с жилищным строительством других народов, они стали пристраивать к своим домам перистильные дворики, в которых приятнее было проводить время, чем в мрачном атриуме. Но национальные традиции не позволяли совсем отказаться от него, и он остался помещением для особо торжественных событий. Очаг из атриума перенесли в специальное помещение, а на его месте начали делать бассейны. Свет, попадал через отверстие в потолке, отражался в воде, а затем на стенах.

Интересные образцы римской жилой архитектуры можно видеть в Помпеях, небольшом городе, которій в I в. н. э. был погребен под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия. Иза-за этого события, его достопримечательности дожили до нашего времени, не испытав никаких изменений. Самые известные достопримечательности Помпеи — это не храмы и не дома рядовых граждан, а виллы. их интерьер украшают яркие фрески, дают нам представление о живописи Древнего Рима. Красочные стены дополнял пол, покрытый мозаикой.

Конечно, не все жители Рима могли себе позволить жить в домах с атриумами и перистильными двориками. Строились и многоэтажные жилые дома, в которых арендовали себе комнаты бедняки. Такие дома назывались инсулами.

Не менее интересными, чем достопримечательности Рима и Италии, являются образцы римской архитектуры в провинциях. Многие европейские и восточные города и сейчас хранят в своем планировании черты римского военного лагеря, из которого они возникли. Но завоеватели возводили не только военные лагеря. Оставаясь на чужбине, они пытались сделать ее как можно более похожей на Вечный Город, откуда пришли. Особенно много памятников возводилось в провинциях во времена поздней империи, когда даже императоры чувствовали себя не очень уютно в столице и пытались перенести свою резиденцию ближе к верным им легионам. Именно так возникла знаменитая резиденция императора Диоклетиана, которую сейчас можно видеть в городе Сплите, в Хорватии. Дворец Диоклетиана в Сплите представляет собой прямоугольную в плане постройку, площадь которой равна 29409 м 2 , и стены в отдельных местах достигали 24 м. Середину занимает большой перистильный двор, в котором сохранились руины храмов императора, Юпитера и бога врачевания Эскулапа.

Так выглядит инсула — многоэтажный дом Древнего Рима

Фреска из Помпеи

Салона (современный Сплит). Дворец Диоклетиана. перистиль

Пальмира (Сирия). Колоннада главной улицы

Салона (современный Сплит). Дворец Диоклетиана. Реконструкция

Здесь же можно видеть мавзолей Диоклетиана, в средние века был переделан в собор. Тогда же стены дворца начали выполнять функцию городских стен.

Колонны храма Юпитера в Баальбеке, Ливан

Особенно впечатляющие достопримечательности своего пребывания римляне оставили в восточных провинциях. Здесь римские архитектурные традиции тесно переплетались с местными. К таким памятникам относятся руины Пальмиры, некогда крупного торгового города в Сирийской пустыне. Город возник около оазиса на караванном пути от Средиземного моря до Персидского залива. Он имел долгую собственную строительную традицию, но во II в. н. э. был разрушен из-за многочисленных войн и затем снова отстроен римлянами. Говорят, что в величественных колоннадах Пальмиры нашли свое воплощение восточная пышность, греческая умеренность и римский размах. Всемирно прославился также храмовый комплекс в Баальбеке, ныне небольшом городке в Ливане, который когда-то был эллинистическим городом Гелиополем, а затем римской колонией, носившей длинное имя Юлия — Августа- Феликс. Здесь можно видеть колоннаду храма Юпитера и почти целые храмы Бахуса и Фортуны.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов - от этрусков и греков до народов, покоренных Древним Римом, у которых римляне многому научились. В свою очередь, римская культура оказала огромное влияние на соседей-варва- ров и на последующее развитие Европы. В этом проявилась одна из особенностей цивилизационного развития Древнего Рима (753 г. до н.э.- 476 г. н.э.).

В рамках античного строя переход от автономных государств- полисов к большим централизованным государствам-империям был несомненным прогрессом. Прагматизм Рима позволил использовать преимущества полисной системы «античного способа производства» не в системе полиса.

В Средиземноморье наблюдались два процесса: в восточной его части процветали эллинистические центры, в западной - наращивал военную мощь Рим. Небольшая республика на берегах Тибра, со временем ставшая хозяином всего Апеннинского полуострова, превратилась в I в. до н.э. в огромную империю, поглотившую все Средиземноморье и весь античный мир. До мирового господства Рим в своем развитии прошел стадии от царской власти (VII-VI вв. до н.э.), республики (VI-I вв. до н.э.) до империи (I в. до н.э.-476 г. н.э). У истоков древнеримской цивилизации стояла этрусская культура , письменные памятники которой до сих пор не прочитаны.

Открытия археологов говорят о том, что первые поселения этрусков относятся к 1500 г. до н.э. По сведениям Геродота, они пришли из Малой Азии, хорошо знали земледелие и строительство. Археологические памятники на Апеннинском полуострове относятся к этрусской цивилизации (I тыс. - V-III вв. до н.э.), предшествовавшей римской. В конце VII в. до н.э. племена этрусков объединились в союз 12 городов-государств, но в V-III вв. до н.э. были покорены Римом. В этрусских городах сложилась своя городская система застройки - каменные стены и здания, улицы с четкой планировкой.

Однако эти сооружения еще нельзя было назвать произведениями архитектуры - они были слишком утилитарны и служили потребностям города. И только после завоевания Греции римляне стали возводить здания по греческим образцам, но не копируя их, а внеся собственное своеобразие.

В VIII в. до н.э. на Апеннинском полуострове поселились греки. Поэтому не случайно древнегреческая и древнеримская части античной цивилизации развивались параллельно во времени. Как писал в «Энеиде» Публий Вергилий Марон, по воле богов «в Италию первым из Трои - роком ведомый беглец - к берегам приплыл Лавинийским» (к западному берегу Апеннинского полуострова):

Долго и войны он вел, - до того, как город построив,

В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян,

Города Альбы ] отцы и стены высокого Рима 2 .

Прежде чем Рим станет столицей огромной империи, пройдет много столетий. Будут покорены Карфаген, завоевана Эллада и, по словам римского поэта Квинта Горация Флакка, Греция, побежденная дикими племенами, принесет в «Лаций суровый» искусство. Гораций справедливо отметил, что суровый и гордый Рим в борьбе за мировое господство склонил голову перед великой греческой культурой. Это не означало, что римляне не имели собственных художественных традиций, но они были более бедны по сравнению с греческими. Рим заимствовал и адаптировал не толъ-

Альба-Лонга - италийский город, согласно легендам считался прародителем Рима.

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида // БВЛ. М., 1971. Т. 6. С. 123.

ко греческую, но и восточную культуру, проделав это по-коммерчес- ки выгодно. И в этом еще одна особенность развития культуры Древнего Рима.

Сделавшись крупнейшим экономическим и политическим центром, Рим привлекал к себе торговцев, ремесленников, строителей, художников, скульпторов, писателей, ученых. Греческий язык в Риме слыл языком высшего общества и части аристократии. Первые римские историки-летописцы создавали свои труды на греческом языке, римская молодежь с восторгом слушала лекции греческих философов.

Крупнейший представитель греческой литературы Полибий (приблизительно 203-120 гг. до н.э.), став искренним поклонником римского государственного строя, в то же время активно проповедовал греческие просветительские идеи в римском обществе. Во «Всемирной истории» он рассказывал о том, как римляне в течение немногим более полувека (с 220 до 146 г. до н.э.) сумели разрушить Карфаген и Коринф и подчинить своей власти почти весь известный в то время мир благодаря прагматичности государственной системы Рима. Исходя из теории Аристотеля о трех лучших видах государственного устройства, он полагал, что в Риме произошло счастливое соединение монархии в виде магистратуры , аристократии в сенате и демократии в комициях (народном собрании).

О прагматизме Рима в конце XIX в. писал русский историк искусств П.П. Гнедич: «Если мы сравним Элладу с юным, увлекающимся художником-поэтом, то Рим можно сравнить с меценатом с огромным вкусом, сознающим свое мировое величие. Он не снисходит сам до искусства, он искусство приноравливает к себе, к своим потребностям. Полное отсутствие художественной фантазии не помешало ему применить искусство к будничным, практическим сторонам жизни. Он раздвинул мелкие, низкие храмы и дворцы Греции в колоссальные постройки, элементы античного искусства приноровил к реальным потребностям своей страны, подчинил уму и рассудку то, над чем в Элладе работали внутреннее чувство и фантазия. В Греции нет тенденции и следа. Рим - воплощенная тенденция. Но рассудочность его развивалась с таким величием, с такой полнотой, что стиль его может быть поставлен дивным историческим типом и может служить предметом искреннего удивления для потомства» .

Одно из величайших достижений древности - римское право. В Риме были разработаны гибкие, узаконенные и цивилизованные нормы правоотношений между частными лицами и частных лиц с государством, в которых доминировали интересы человека. Еще в V в. до н.э. на медных досках были записаны законы XII таблиц - свод римского права примерно с 451-450 гг. до н.э., часть статей которых сохранилась. Однако расцвет римской юриспруденции приходился на II-I вв. до н.э., юридические нормы которой в VI в. н.э. были систематизированы в Византии и известны как Кодификация Юстиниана. Юридическими нормами регулировалась даже техника учета. Римляне с полным пониманием относились к управлению собственностью, включая частные имения, которое находилось в строгих юридических рамках.

В Риме была создана система налогообложения , основанная на цензе. Опись (ценз) населения и его имущества были введены, по преданию, Сервием Туллием в 550 г. до н.э. По имущественному положению население делилось на сословия (классы). Оценке подлежало занесенное в домашние учетные книги имущество по видам: недвижимость, земля, инвентарь, драгоценности, одежда. Ценз был торжественным событием, сопровождался религиозными церемониями и проходил на Марсовом поле под присягой, которую давали главы семей.

Государственный бюджет Древнего Рима формировался сначала за счет натуральных податей, а с появлением монет - в денежном выражении. В системе налогообложения существовал учет доходов, земли и населения. Налоги взимались не только с имущества. Они, например, уплачивались владельцами гладиаторских школ за отпуск рабов на свободу. Существовали торговые и транспортные пошлины, а с 403 г. до н.э. - даже налог на холостяков. Источником пополнения казны были чрезвычайные доходы - проценты по государственным займам, штрафы, суммы от конфискаций имущества по доносам. Ко времени формирования Римской империи сложилась жесткая система сборов налогов, не гнушавшаяся использовать любые формы налогообложения и их взимания. По римским законам раб мог донести на своего хозяина, если тот обманывал налоговое ведомство. В Риме родилась крылатая фраза «деньги не пахнут».

Расходовался бюджет по многим направлениям", на сооружение публичных зданий, содержание аппарата чиновников, религиозные церемонии, пособия на содержание детей, выплату воинского жалованья. Существовал даже фонд для льготного кредитования землевладельцев.

С середины ГУ в. до н.э. в Риме начали чеканить монеты - ассы и другие. В 268 г. до н.э. появились римские серебряные монеты - денарии (10 ассов), а потом сестерции, которые имели курс обмена на греческие оболы (денарий - 8 оболов, сестерций - 2 обола). Стоимость монет определялась весом и качеством металла. Чеканка монет считалась важным государственным делом, и ведали им сенат и специальная коллегия.

Из меняльных контор выросли банки, деятельность которых регулировалась римским правом. Движение денег в банке (расход - приход) фиксировалось в приходно-расходной книге, за ведение которой отвечал банкир. В книге не должно было быть исправлений. Залогом при выдаче кредита выступало имущество должника или поручителя.

Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом, Артемида - Дианой, Деметра - Церерой, Афина - Минервой. Создав свою литературу, Рим многое взял из греческого литературного наследия, продолжив его традиции. В пластических искусствах самобытность римских ваятелей проявилась меньше: они не столько продолжали греческие традиции, сколько воспроизводили и копировали греческие образцы.

В искусстве в период поздней республики и ранней империи Августа (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.), т.е. в зените мощи и славы, было больше внешнего эффекта, чем подлинного величия. Величие Рима поддерживалось силой оружия , а на нем ни одна власть не может быть длительное время достаточно прочной. Во- первых, рабовладельческий Рим был последним актом рабовладельческого общества, когда его противоречия достигли угрожающей остроты. Государство сотрясали грозные восстания рабов, начиная со знаменитого выступления Спартака. Во-вторых , Рим испытывал на внешних границах напор варварских племен. При этом недовольные рабы находили поддержку у варваров, а варвары - у рабов. В-третьих, развращенность римской верхушки, преступность императоров, ужасы террористического режима при Юлиях - Клавдиях, дворцовые заговоры и интриги достигали таких кризисных форм, что падение Рима было неизбежным. «Упадок разлагающегося Рима» стал символом общественного разложения и гниения.

Агония императорского Рима длилась долго. Сложившаяся государственная система оттягивала неотвратимость распада и гибели, но в то же время обессиливала и омертвляла внешне пышную римскую культуру, которая выживала за счет приспособленчества некоторой части ее представителей к конкретно-историческим условиям. Появлялись героизированные статуи римских высших должностных чинов, включая императоров. Так, скульптура Августа Октавиана, внучатого племянника Цезаря, изображала его в виде республиканского полководца, театрально протягивающего руку к войскам. Хотя в действительности он уже был принцепсом (т.е. стоял первым в списке сенаторов), которому фактически принадлежала вся власть. Август только сохранял видимость и название республиканских форм правления, являясь, по сути дела, цезарем, т.е. живым богом, в честь которого строились храмы и приносились жертвы. Император Коммод, преследовавший сенаторов и требовавший для себя почестей, как для бога, был изображен в виде Геракла, с палицей и львиной шкурой на плечах.

Престиж власти поддерживался не только с помощью военной силы, но и при содействии профессиональных воспевателей и льстецов. К этим прославлениям было привлечено пластическое искусство, но при этом оно наполовину фальшивило, наполовину говорило правду. Если героизированный портрет цезаря Нервы в облике Юпитера мысленно освободить от божественных атрибутов (позы, идеализированного полуобнаженного торса, венка на голове), то оставалось морщинистое, жесткое и довольно неприятное лицо старого человека. В этом смысле римский скульптурный портрет давал суровую и трезвую характеристику изображаемого лица, внося своеобразный вклад в становление психологического портрета. В этом психологизме скульптурного портрета отразилась в общественном сознании глубина переживаемого кризиса.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом новых римских провинций, откуда вывозились произведения видных греческих скульпторов. Массовый приток греческих шедевров и массовое их копирование тормозили развитие собственного творчества. Исключение составляли только работы в области реалистической портретной пластики.

Кроме создания скульптурного портрета римское искусство внесло значительный вклад в мировое зодчество. Римская архитектура испытывала сильное влияние этрусской и особенно греческой культуры. И в то же время она не могла сравниться в художественном обаянии с греческой архитектурой, во многом превосходя ее грандиозностью, эффектностью и решением инженерно-технических задач.

От простой балочной конструкции греческого храма римляне перешли к конструкции сводов, куполов, арок. Наряду с колоннами использовались столбы, появились пилястры. Во II-I вв. до н.э. римляне стали широко применять бетон, сводчатые конструкции. Типы римских культовых и светских построек сохранились в мировой архитектуре, перейдя в романо-германскую и русско-православную цивилизации. Это и базилики со сводчатыми перекрытиями, впоследствии положенные в основу архитектуры христианских церквей, мощные акведуки (многоярусные каменные мосты с водоводом), пышные триумфальные арки, устанавливавшиеся в честь военных побед, амфитеатры и цирки , где проходили гладиаторские бои и другие массовые зрелища, термы - сложные комплексы, соединявшие в себе банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. При Августе Рим пополнился превосходными постройками из мрамора, и император мог с полным правом сказать: «Я получил город кирпичным, оставляю его мраморным».

Из уцелевших памятников архитектуры, возведенных в I в. до н.э.-IV в. н.э., интерес представляют Колизей, Пантеон, термы Каракаллы и Диоклетиана, триумфальная колонна Марка Аврелия, триумфальная арка Константина, мост Адриана, акведук Клавдия. Знаменитый Колизей, построенный в 75-80 гг. н.э., включал эллиптическую арену и поднимающиеся амфитеатром четыре яруса мест для зрителей (около 50 тыс.) и предназначался для боев гладиаторов, травли зверей и других зрелищ. Грандиозное сооружение построили из туфа, наружные стены отделали травертином, а трибуны покрыли мрамором. При строительстве Колизея широко использовали кирпич и бетон.

Не менее величественно здание римского Пантеона, «храма всех богов», сооруженного примерно в 125 г. н.э. и представляющего собой величественную ротонду, перекрытую полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м) с отверстием в центре (диаметр около 9 м), через которое освещается интерьер. Вход в Пантеон подчеркнут портиком из 16 гладких коринфских колонн (8 по фронтону и остальные в глубине). В Средние века он был превращен в церковь, а ныне является национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль, Б. Перуцци).

Одним из достижений римской культуры является своеобразная литература, на становление и развитие которой сильное влияние оказали греческая литература и народное италийское творчество. К периоду вступления в эллинистический период, т.е. к началу III в. до н.э., древнегреческая поэзия растеряла многие свои литературные достоинства. Тем не менее, по сравнению с древнеримской, уровень ее оставался достаточно высоким. Римская художественная словесность до III в. до н.э. была представлена в основном обрядовыми песнями (молитвенными, свадебными, похоронными), эпосом («пиршественными песнями» о подвигах римских героев), драмой (музыкальными представлениями, развившимися из хоровых песен, и фарсовыми сценками), прозой (ораторскими речами, текстами законов, жреческими летописями). Первый шаг от устной словесности к письменной литературе на рубеже IV-III вв. до н.э. сделал консул Аппий Клавдий, записавший свои речи и составивший в стихах авторский сборник изречений нравственного характера.

В период расцвета и кризиса республики (III-II вв. до н.э.) римская литература постепенно усвоила все основные жанры греческой литературы: «первыйримский поэт», грек-вольноотпущенник Ливий Андроник, перевел на латинский язык «Одиссею», греческие трагедии и комедии; поэты национального эпоса Невий и Энний создали «Песнь о Пунической войне» (о борьбе Рима с Карфагеном от мифологической древности до своего времени) и «Летопись» - «Анналы» в 18 книгах (изложение истории Рима от Ромула до современности); поэты-комедиографы Тит Макций Плавт и Публий Теренций создали собственно римскую комедию.

Однако драматургов, как и актеров, в Риме не жаловали и относились к ним с презрением. Невий, попытавшийся, по его словам, говорить со сцены «вольным языком», угодил в тюрьму. Крупнейшие римские комедиографы в силу своей профессии и происхождения (Невий - плебей, Плавт - из актерской семьи, Теренций - вольноотпущенник, бывший раб) занимали в обществе низкое общественное положение.

В период падения республики (первая половина I в. до н.э.) греческая культура окончательно была освоена Римом и стала основой высшего расцвета римской литературы. Особенностью развития культуры этого периода является ее выход за пределы аристократических кружков и распространение в средних слоях общества, чему содействовали риторские школы 1 , популярные философские трактаты и диалоги.

Для популяризации греческой философии много сделал римский политический деятель, оратор, классик латинской художественной и философской прозы Марк Туллий Цицерон. Он обосновал гуманную сущность и высокое социальное значение философской науки, отстаивал принцип единства философской теории и практической деятельности. В политической теории Цицерон считал наилучшей формой государственного правления ту, которая соединяла элементы монархии, аристократии и демократии. Такое соотношение он видел в государственном устройстве Римской республики. По своим взглядам Цицерон подошел вплотную к идее естественного права, которая получила развитие в трудах европейских мыслителей в Средние века, и особенно в период Возрождения и в эпоху Просвещения.

В обстановке общественных противоречий и гражданских войн получили развитие риторика как главное средство общественной борьбы и поэзия как средство ухода от общественных проблем в личную жизнь. Одновременно теряли свое значение эпос и драма. Что касается поэзии, то она была представлена дидактической поэмой Тита Лукреция Кара «О природе вещей», которую можно считать единственным полностью сохранившимся систематическим изложением материалистической философии древности, лирикой целого ряда поэтов. Среди них можно выделить Гая Валерия Катулла, чье творчество отличают непосредственность и сила чувств.

В период становления империи (вторая половина I в. до н.э.) первый римский цезарь Август обращал особое внимание на формирование общественного мнения, укреплявшего его власть. В этих целях он стремился привлечь на свою сторону известных в Риме писателей - Вергилия, Горация, Секста Проперция и других, объединенных в так называемый «кружок Мецената», которые видели в новой эпохе искупление грехов предков и возрождение древней республики. Поэтому их похвалы в адрес Августа и его политических мероприятий скорее характеризуют это время как эпоху свертывания республиканских идеалов.

Риторская школа (с III в. до н.э. в Древней Греции и с I в. до н.э. в Риме) - высшая гуманитарная школа, в которой молодежь готовилась к государственно-политической деятельности. В школе изучались риторика, правоведение, история, литература, философия.

Самая значительная фигура эпохи становления империи - Вергилий. В его «Буколиках» выразилась тоска о минувшем «золотом веке», утопическая тема которого сливается с пастушеской темой счастливой Аркадии: «Все обозри, что вокруг веселится грядущему веку». В картинах пастушеской жизни поэт ищет душевного покоя от свойственных тому времени смут. В поэме «Георгики» он воспевает труд как основу всеобщей гармонии, а в «Энеиде» прославляет историческую миссию Рима, справедливая власть которого умиротворяла весь мир.

I-Швв. н.э. - период расцвета и кризиса империи, когда римская культура развивалась параллельно с греческой, соперничая с ней, распространяя свое влияние в провинциях. В литературе определились две тенденции - оппозиционность и официозная панегирич- ность. Последний великий поэт эпохи Августа Публий Овидий Назон, принадлежавший к древнейшему всадническому роду, был сослан в Причерноморье (современная Констанца в Румынии) за неугодный императору аполитизм его любовных элегий и поэм. После роскошного Рима Овидий попал в нецивилизованное по тем временам место, где «дики кругом племена: сарматы, да бессы, да геты... кутают тело в меха, в шаровары из шкур, когда люто за душу стужа берет... Варвар на резвом коне хищный свершает набег... Все, что врагу унести иль угнать не по силам, он губит: и пожирает огонь скромные избы селян» 1 .

В то время творило немало талантливых поэтов и прозаиков. Но судьба некоторых из них оказалась трагичнее, чем судьба изгнанника Овидия. Поэты Сенека, Лукан и Петроний погибли от репрессий императора Нерона. Сенека, обвиненный в причастности к раскрытому заговору, по приказу Нерона вскрыл себе вены. Сенека писал:

Почестей я не ищу; быть бы частью народа простого Идо последнего дня днями своими владеть 2 .

В I-II вв. н.э. Рим оказался самым могущественным государством Средиземноморья. Развитая древнеримская экономика - результат завоевательной политики и использования ресурсов завоеванных стран. Управление империей было строго централизованным, и для контроля за столь обширным хозяйством существовал всеобъемлющий государственный аппарат. Финансовой сферой и ее юридическим регулированием занимались всерьез. Не случайно

Античная лирика // БВЛ. Т. 4. С. 447, 448. Там же. С. 460.

в Риме уже несколько столетий главенствующим был принцип: «Пусть погибнет Рим, но торжествует Закон».

Рассматривая особенности развития культуры Древнего Рима, ни в коем случае нельзя забывать, что в одной из отдаленных провинций империи - в Палестине в I в. н.э. возникла одна из трех мировых религий - христианство. По вопросу о происхождении христианства нет единой точки зрения. Одна часть ученых придерживается традиционной богословской позиции об основании христианства богочеловеком Иисусом Христом , жившим в Палестине в годы правления римских императоров Августа и Тиберия (начало I в. н.э.) и проповедовавшим свое учение. Другая часть исследователей христианства, ведущая свое начало со времен просветительской литературы XVIII в., все образы богов и героев христианства считала астрально-мифологическим олицетворением, а образ Иисуса Христа - солнечным богом.

Ученые еще в середине XIX в. открыли в христианстве многочисленные совпадения с древними восточными культами. Они пришли к выводу, что образ Иисуса Христа сформировался частично из сложенных вместе черт древних восточных богов - Осириса, Митры, Диониса и др., а частично из древнееврейских пророчеств, в которых также видели астрально-мифологические мотивы. Историческую личность Иисуса Христа исследователи этого направления вообще отрицали. Близка к ним позиция исследователей христианства, считающих, что раннее христианство представляет собой своего рода синтез восточных (иудаистских) и западных (эллино-римских) религиозно-философских идей. Это знаменовало собой новый этап в развитии религии и делало шаг вперед по сравнению с древними культами.

Евангелие от Матфея. Гл. 19. Стихи 23, 30.

Христианство дало возможность сплотить разноплеменные массы людей общей идеей равенства, хотя и понимаемого абстрактно. Разбросанные по всей империи раннехристианские общины ощущали свое единство как члены одной церкви. Центральная идея христианства о греховности и спасении оказалась наиболее важной, а образ Иисуса Христа, Бога-Спасителя, превратился в центральную фигуру христианского культа.

Возникшее как религия рабов и угнетенных, христианство воплотило в себе стихийный протест эксплуатируемых масс против несправедливого социального строя. Поэтому не случайно римская администрация долго рассматривала его как отрицание официальной идеологии, что навлекало на христиан репрессии. Лица, подвергшиеся за свою приверженность христианству казни, единоверцами рассматривались как «святые мученики» и почитались как «святые».

Правда, существует точка зрения, что масштабы гонений и преследований христианских общин римской властью преувеличены самими христианами, руководители которых гордились жертвами, защищавшими веру, проявляя стойкость и героизм. Церковная история насчитывает 10 великих гонений , которые осуществлялись по политическим причинам. Римские императоры видели в лице христианской церкви не только носителя протеста, но и опасного конкурента.

Однако гонения не исключали попыток римских властей опереться на христианские общины и их духовенство (харизматиков, дьяконов, епископов, позднее - митрополитов и патриархов) . Периодические попытки императоров и руководителей провинций опереться на христианскую церковь привели к возникновению прочного союза империи с христианством. Миланским эдиктом 313 г. был положен конец гонениям и христианство обрело статус государственной религии. Союз государства и христианства получил закрепление в политике римских императоров, систематически поддерживавших церковь в ее борьбе с ересями.

Так, ко всем епископам от имени императора Константина были направлены приглашения либо в форме указа, либо в форме частного письма, составленного в почтительном и даже просительном тоне, собраться в Никее в середине 325 г. Государство брало на свой счет все расходы пути в Никею и обратно, а также издержки содержания во время Собора как самих епископов, так и сопровождавших их духовных и мирских лиц. Это собрание было оформлено как Первый Вселенский собор. К назначенному сроку в Никею на Собор прибыло более 300 епископов, которые осудили ересь Ария , поставившего под сомнение идею единосущия всех лиц Святой Троицы, и приняли 20 постановлений канонического характера и Символ веры.

Если верить древним православным церковным историкам, то Арий и его сторонники были сразу единогласно осуждены Собором. Тем не менее он заседал еще две недели, что ставит под сомнение точку зрения о единогласном осуждении арианства. Собор письменно изложил Символ веры - во имя Отца и Сына и Святого Духа, установленный еще Иисусом Христом в обращении к ученикам перед его вознесением на небо: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» . Собор принял решение о времени празднования Пасхи (было определено, что Пасха празднуется христианами непременно отдельно от иудеев и в первый воскресный день, следующий за первым полнолунием после весеннего равноденствия).

По завершении работы Собора император Константин издал гра моту, в которой убеждал единодушно исповедовать установленную на Соборе веру «как мысль Божию, объявленную Духом Святым через согласие столь многих и столь великих архиереев». С Первого Вселенского собора христианство стало признаваться официальной религией Римской империи.

Действовавшие в империи центробежные силы привели в 395 г. к ее разделу на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в

Константинополе. Западная Римская империя просуществовала до 476 г. и пала под ударами варваров, Восточная - до 1453 г. Разрушение варварами Западной Римской империи не означало исчезновения присущих ей экономических отношений и римской культуры. Ее роль была столь значительна, что культурные, экономические и правовые традиции стали основой для возникновения и развития романо-германской (западно-христианской) и русско-православной цивилизаций.

Феномен «греческого чуда»

Древним грекам удалось достичь невиданных высот почти одновременно и во многих областях культуры. Заимствованный исходный материал был доработан или переработан, доведен до классических высот и совершенства.

Памятники архитектуры Древней Греции


Акрополь в Афинах Реконструкция


Театр Диониса в Афинах Реконструкция

Архитектурные памятники Древнего Рима


Римский форум времен империи


Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440 гг. Разрез

Возникновение европейских цивилизаций (IV-XVIII вв.)


  • Магистратура (от лат. magistrates - начальник) - в Древнем Риме высшиегосударственные должности, а также совокупность лиц, занимавших их(диктатор, консул, претор, цензор и т.д.).
  • Принцип арианства: отрицание божественной сущности Христа как тождественной сущности Бога-отца. Христос - человек, рожденный от смертной, умерший и вознесенный.
  • Евангелие от Матфея. Гл. 28. Стихи 19-20.

Великолепная арена, где ни один вид пыток не считался слишком жестоким. Места поклонения, где богов часто почитали с помощью шокирующих ритуальных жертвоприношений. Дворцы для увеселений, где необузданное сексуальное развращение не только принималось, но и поощрялось.

Кто были эти люди, создавшие эти внушительные сооружения? Сколь огромное самолюбие заставило их строить памятники больше и лучше и какой ценой?

Колизей: арена смерти

Причудливый кровавый спектакль привлекал толпы людей на арену. Иногда в римском Колизее собирались по 50 тысяч человек, чтобы увидеть сцены непередаваемого ужаса. Императоры, сенаторы, священники, знать, простые люди и рабы веселились, утоляя свою жажду крови .


Гладиаторы надевали тяжелую броню и сражались друг с другом зачастую до смерти. Диких голодных зверей натравляли друг на друга и на человека. Цель этих противоборств – разорвать друг друга в клочья .

Использовались все виды спецэффектов, включая наполнение арены водой для постановки пародий на морские битвы . Как древние римляне наполняли водой Колизей?

На самом деле очень просто: система резервуаров на склоне прямо над ареной наполнялась из . Изобретательные римляне перекачивали воду вниз из акведуков, затем вниз из резервуаров и в центр Колизея. Но как они откачивали воду ?

Считается, что римляне создали своеобразную канализационную систему . Но на этот вопрос еще предстоит ответить, поскольку в Колизее проводилось совсем немного раскопок.

Постановка основных римских мифов являлась частью спектакля, чем ужаснее – тем лучше. Преступников и христиан часто брали на самые опасные роли.

Кровавые состязания преобладали в римском Колизее с первых же дней его открытия в 72 году н.э. Император устроил церемонию открытия , которая продолжалась 100 дней. В день открытия произошла беспрецедентная по масштабам резня: 5 тысяч животных погибли. Эта арена смерти была даром римлянам от отца и предшественника Тита императора .

Последние зарегистрированные игры проводились в 6 веке н.э., завершив эти ужасные состязания, которые некогда так забавляли кровожадных римлян. После этого Колизей долгое время не использовался и был частично разрушен. В 9 веке произошло страшное землетрясение , уничтожившее большую его часть.

Позднее он использовался как каменоломня : богатая мраморная облицовка сдиралась и использовалась при возведении дворцов и церквей. Часть первоначально существовавших четырех уровней все еще не тронута и Колизей остается свидетельством мастерства и одновременно жестокости древних римлян.

Пантеон – работа дьявола

30-е года 20-го века. Известный итальянский диктатор Бенито Муссолини придумывает оригинальную пропагандистскую кампанию . Одним из главных элементов его пропаганды было проведение параллели между величием Древнего Рима и славой его нового режима. Это привело к многочисленным раскопкам и археологическим исследованиям по всему Риму.

На протяжении веков из-за разлива на многих древних памятниках появились отложения земли, полностью покрывавшие их. Из-за близости к реке , построенный между 27 и 23 годами до н.э., был сильно поврежден.

Углубившись примерно на 6-7 метров в землю, рабочие натолкнулись на мостовую, сделанную из массивных блоков.

В Средние века бронза и мрамор сдирались со стен бань , а прекрасные скульптуры, украшавшие термы Каракаллы, оказались в коллекциях аристократии и римских .

Форум: центральная власть

Рея Сильвия стоит в центре истории об основании Рима. Как гласит легенда, она был дочерью , одного из римских царей. У Нумитора был молодой брат . Он сверг Нумитора, законного царя. И более того, Амулий решил сделать Рею Сильвию весталкой .

Так или иначе, она нарушила обет, она забеременела и родила близнецов – , которые были в известном смысле как Моисей – оставлены на Тибре в корзине и должны были утонуть, но они не утонули: Тибр отступил, оставив корзину нетронутой. Их нашла , которая вместе с ними запечатлена в известной статуе и стала в наши дни символом Рима . И когда они выросли, попали в беду на одном религиозном фестивале и вновь оказались перед своим дядей Амулием, и история повторилась: Амулий был убит, а Ромул и Рем стали основателями Рима .

Что интересно в этой истории, так это то, что Рея Сильвия вместо того, чтобы сказать «да, я нарушила обет», решила, что возложит вину за это на бога: она сказала «меня изнасиловал бог Марс». Это важно, это означает, что Ромул и Рэм были полубогами , и это позволяло римлянам проследить свою родословную от бога.

Форум и колонна Траяна

После и в темные века форумы Рима были потеряны для истории, оказавшись под развалинами. Но раскопки в 19 веке начали проливать свет на одно из величайших в мире исторических мест.


Прославляющая триумфальную военную кампанию. Неудивительно, что в 105 году он поднял новое восстание, и Траян направился обратно, пересек Дунай и между 105 и 107 годами прошла серия из трех кампаний. Он победил Децебала , который в итоге бежал с поля боя, и на колонне Траяна можно увидеть сцену, где люди Траяна хватают Децебала, отрезают ему голову, приносят и показывают ее Траяну.

Мотивацией Траяна для победы над даками был не просто вопрос чести: Траян хотел получить их землю, потому что она была богата драгоценными металлами. Эта победа сделала Траяна сказочно богатым и позволила ему построить свой форум . Он большой, здесь много скульптур, много триумфальных арок помимо входа. Здесь так много напоминаний о победе, что начинаешь относиться к этому с подозрением: действительно ли она была так значительна?

Был ли Траян самовлюбленным, ужасно неуверенным в себе или человеком со своими представлениями? Траяну нужно было преодолеть огромное препятствие: он стал первым императором неитальянского происхождения . Траян родился в Испании.

Военная кампания против богатых даков и последовавшие за ней строительные проекты — казалось, прекрасный способ укрепить свое положение в империи . И его план сработал.

У него было больше трофеев, чем у кого бы то ни было в Риме за довольно долгий период. Большинство их он потратил на строительство огромного форума, который является триумфальным памятников самому себе, но также прославляет Рим как столицу.

Работая с греческих архитектором , Траян построил форум и рынок огромного размера . Рынок располагался на холме, который был полностью перекопан, чтобы обеспечить пространство для 6 этажей и 120 лавок, расположившихся на территории.


С портиками, базиликой, арками и колонной, форум Траяна был крупнейшим из когда-либо построенных. Он также был уникален тем, что с виду напоминал военный лагерь .

Когда-то здесь был храм , но он оказался захороненным под землей. Специалисты по античности посчитали наличие храма странным: зачем Траяну возводить его в первую очередь? Он не соответствовал проекту форум Траяна как военного лагеря.

В настоящее время специалисты считают, что знаю ответ: преемник Траяна ответственен за это дополнение.

Рассмотрев типы монет и изучив археологические свидетельства, специалисты пришли к заключению, что, возможно, у Адриана была причина иметь желание посвятить этот храм Траяну . Адриану еще предстояло сделать то, что сделал Траян: ему нужно было присоединиться к тем из своих предшественников, кто был полноправным, имел хорошую репутацию и делал добро для империи. Поэтому, вероятно, это была идея Адриана построить здесь храм, посвященный его божественному приемному отцу Траяну.

Побудило ли Траяна воздвигнуть такие колоссальные памятники его чувство неполноценности ? Специалисты считают, что это возможно, но очевидно, что он был отличным военачальником и его любили солдаты.

Правление Траяна показывает, что он заслужил уважение и сделал много полезного для империи во время своего почти 20-летнего пребывания у власти.

Архитектура Римской империи достигла удивительного расцвета, намного превзойдя по масштабу, величию и функционализму образцы, созданные греками. Отчасти важную роль здесь сыграло изобретение превосходного цемента и точность болтовых соединений при строительстве. Но еще более важным было огромное самолюбие императоров, которые на протяжении веков старались добиться преимущества над остальными, пытаясь превзойти друг друга, возводя более грандиозные, величественные и богато украшенные памятники. Некоторые из них прошли испытания временем, некоторые лежат в руинах, но все они символизируют могущество и силу Римской империи.

Античная культура Рима, существовавшая в период с 8 в. до н.э. и до распада Священной Римской Империи в 476 год н.э., подарила миру свое собственное видение системы идеалов и ценностей. Для этой цивилизации были первостепенными любовь к Родине, достоинство и честь, почитание богов и вера в свою уникальность. В данной статье представлены основные аспекты , способные описать такое уникальное явление, как культура Древнего Рима, кратко.

Вконтакте

Античная римская культура

Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:

  • царский (8–6 вв. до н.э.);
  • республиканский (6–1 вв. до н.э.);
  • имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.).

Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит . В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.

Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый.

Республиканский период характеризуется проникновением в жизнь Древнего Рима античной греческой культуры. В это время начинают развиваться философия и право .

Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.

Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.

В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей . В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.

Древнеримское наследие

Многие достижения Древнего Рима в сфере цивилизации и культуры, созданные в античный период, и сейчас пользуются популярностью во всем мире:

  • Водопровод. Акведуки использовались еще в Вавилоне, однако в Древнем Риме они стали применяться не только для орошения, но и для бытовых нужд. Водопроводы были проведены и к промышленникам: местам, где добывались ресурсы и ремесленным кварталам. Сохранившиеся акведуки, возведенные в период античности, на территории современной Европы можно найти в Германии, Франции и Италии.
  • Канализация. Она стала необходимым элементом крупных римских городов. Дренажные системы использовались как для отвода воды во время дождя, так и нечистот различного характера. Античные клоаки используются и сейчас, правда, только для удаления воды после ливня.
  • Гражданство. Основное наследие Древнего Рима. Именно римляне установили порядки получения гражданства. Законными жителями Империи считались все вольные люди, вне зависимости от того, где они были рождены и на какой территории государства проживают.
  • Республика. Республиканская форма правления, созданная в Риме в античный период, положила начало созданию современного типа власти . Именно римляне начали разделять бразды правления, так как, по их мнению, концентрация ее в руках одного правителя может стать губительной для всех граждан. У римлян длительный промежуток времени получалось сохранять согласие между слоями общества благодаря делегированию. Однако, по иронии судьбы, именно республиканская форма правления и похоронила Римское государство.
  • Памятники культуры Древнего Рима. В это богатейшее наследие входят римские здания, скульптуры, литературные произведения, философские труды.

Искусство

Художественная культура Древнего Рима очень походила на греческую того же периода. Но в этом есть и свои плюсы. Благодаря римлянам удалось сохранить многие произведения античной живописи, которые были скопированы у греческих художников.

Скульптуры у римлян приобрели эмоции. На их лицах отражалось состояние души, благодаря чему скульптура оживала. Именно в Древнем Риме появляется такое литературное направление, как роман.

Единая греко-римская культура античного периода породила множество писателей, драматургов и поэтов. Зародилось новое направление в литературе – роман. Среди известных сатириков того времени стоит отметить Плавта и Теренция .

Их комедии удалось сохранить до наших дней. Ливий Андроник стал первым трагиком в Риме и перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Из числа поэтов стоит отметить Луцилия, писавшего стихотворения на житейские темы. Чаще всего в своих произведениях он высмеивал одержимость богатством.

Во времена Цицерона в Древнем Риме приобретает популярность философия. Появляются такие направления, как римский стоицизм, основной идеей которого было достижение человеком нравственного и духовного идеала, и римский неоплатонизм, который проповедовал восхождение души человека к единству с неким экстазом.

В области астрономии известен античный ученый Птолемей, который создал геоцентрическую систему мира. Он же написал ряд трудов по оптике, математике и географии.

Архитектура Древнего Рима

Древнеримская эпоха оставила величественные памятники античной архитектуры, которые можно увидеть и сегодня.

Колизей. Огромный амфитеатр, строительство которого началось в 72 г. н.э. и закончилось только спустя 8 лет. Его второе название, амфитеатр Флавиев, связано с правящей династией, представители которой были инициаторами строительства. Общая вместимость римского Колизея составляла более 50 тысяч человек .

Обратите внимание! Чаще всего в гладиаторских боях участвовали военнопленные. Их жизнь зависела от того, насколько красочно они смогли продемонстрировать свои возможности и в какой степени они завоевали публику. Если гладиатор производил сильное впечатление, зрители Рима позволяли ему жить и поднимали большой палец вверх. Если же публика желала смерти, то большой палец хладнокровно опускался вниз.

Триумфальная арка Тита . Инициатором строительства монумента выступил римский император Домициан, вскоре после кончины своего предшественника Тита. Этот античный памятник построен в 81 г. н.э. в честь завоевания Иерусалима в 70 г.н.э. Арка известна своим выпуклым рельефом внутри пролета. На нем изображена процессия римских солдат с трофеями, захваченными в Иерусалиме.

Пантеон. Величественное сооружение, построенное императором Адрианом в 126 г. н.э. Пантеон – это храм, посвященный всем богам. Прекрасно сохранившись до наших дней в первозданном виде, этот памятник культуры античного периода уникален своей пропорциональностью и визуальной легкостью. Сверху римский храм украшает купол с отверстием в центре для подачи солнечного света.

Культурные традиции

Наиболее яркие и своеобразные традиции римской культуры античного периода представлены в брачной церемонии .

Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.

Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.

Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.

Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.

Специфика

Несмотря на то, что Древний Рим во многом подражал Греции, он обладал характерными отличительными особенностями в культуре. Если греки оккупировали территории путем распространения своих товаров, то Рим вел военные действия , полностью лишая завоеванную территорию самостоятельности.

Раз в пять лет проводился опрос населения – ценз. Активность населения ценилась как в военное время, так и в мирное.

Национальной одеждой в Риме считалась тога. Именно поэтому римлян называли «тогатус». Вечным спутником Древнего Рима была армия, которая стояла за пределами государства. Особенности культуры Древнего Рима позволили ей стать базой для последующего расцвета Европы.

Музыкальная культура

Музыкальная культура древнего античного периода ничем не отличалась от художественной в том плане, что она также полностью копировала греческую.

Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.

Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.

Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки . До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.

Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.

Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.

Вклад Древнего Рима в мировую культуру

Вклад Древнего Рима в развитие современной европейской цивилизации неоспорим. Римляне в античный период создали латинский алфавит, на котором писала вся средневековая Европа. В Риме была создана система гражданского права , определены гражданские ценности: патриотизм, вера в собственную идентичность и величие. Там же исторически сложилось христианство, сильно повлиявшее на последующие этапы развития человечества. Римлянами был введен в обиход бетон. Они научили мир строить мосты и водопроводы.

Скульптура и искусство, как часть культуры Древнего Рима

Культура и история Древнего Рима кратко

Вывод

Величайшие люди истории восхваляли античный Рим и его культуру в своих цитатах. Так, Наполеон говорил: «История Рима – история всего мира». Очевидно, что если бы Римская империя смогла противостоять натиску «варварских» племен в 476 году, то Ренессанс явился бы миру гораздо раньше. Вклад Древнего Рима в мировую культуру настолько велик, что изучать его предстоит еще долго.

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

1. Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.


Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.


Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

2. Республика (VI ‒ I век до н.э.)

2.1 Период ранней республики (VI ‒ III век до н.э.)

Последний царь Тарквиний Гордый оказался тираном и был свергнут. В 510 г. до н.э. в Риме образовалась республика. Ей правили два консула, которых избирали каждый год. Чуть позже появилась должность диктатора, обладавшего чрезвычайными полномочиями. Он назначался на 6 месяцев консулами по решению Сената в моменты, когда Риму грозила опасность.

В этот период в Риме было много войн. Общество разрывалось внутренними противоречиями. В результате завоевательной политики, Риму удается установить господство на Апеннинах.


В середине V в. до н.э. принимаются Законы 12 таблиц. Они надолго становятся первым письменным источником римского права и регулируют имущественные, семейные, наследственные отношения.

В IV веке до н.э. денежные отношения пришли взамен натуральным ‒ в обращение вошли первые медные монеты.

К IV в. до н.э. влияние этрусков ослабевает, появляются самобытные римские изделия в керамике и бронзе. Однако в V веке до н.э. наступил некоторый упадок ремесел по сравнению с Царским периодом.

Что касается архитектуры, то здесь влияние этрусков еще сильно. Римляне возводили деревянные храмы с терракотовыми скульптурами и настенными росписями. Жилища строили без особых излишеств, копируя этрусские дома с атрием (внутренним двориком с неглубоким бассейном для сбора дождевой воды).


Народное творчество было представлено песнями (свадебные, магические, триумфальные, героические).

В письменности этрусские буквы заменяются греческими, происходит дальнейшее формирование латинского алфавита.

В 304 г. до н.э. эдилом Гнеем Флавием был опубликован календарь. Он считается первым римским литературным произведением.

В 280 г. до н.э. была записана публичная речь, произнесенная в Сенате Аппием Клавдием. Он же выпустил сборник нравственных изречений «Сентенций». Одно из них в ходу до сих пор: «Каждый кузнец своего счастья».

2.2 Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

Многочисленные войны во II веке до н.э. (пунические, македонские) привели к расширению могущества Древнего Рима. Был разрушен соперничавший с Римом Карфаген, Греция и Македония превратились в римские провинции. Это повлекло за собой обогащение римской знати. Рабы и золото в ходе войн были основными трофеями. Появляются гладиаторские бои ‒ любимое развлечение древних римлян. Рим становится сильным государством, но внутри него назревают противоречия, ставшие причиной гражданских войн. Установление диктатуры Суллы и Цезаря во II ‒ I веках до н.э. привели впоследствии к принципату Октавиана Августа.


Гай Юлий Цезарь

Под греческим влиянием меняется архитектура города. Обеспеченные римляне строят дома с облицовкой мрамором, в украшении жилища используют мозаику, фрески. Внутри размещают статуи, картины и другие предметы искусства. В скульптуре характерным явлением становится реалистический портрет. К I веку до н.э. римская архитектура обретает свою самобытность. При Цезаре был построен новый Форум, в городе стали разбивать сады и парки.

С Востока и Греции в Рим пришли новые нравы. Римляне стали одеваться в разноцветные одежды, обильно украшая себя драгоценностями. Мужчины начали гладко бриться и коротко стричься.

Менялись и обычаи внутри семьи. Женщины получили больше свободы. Они могли распоряжаться своим имуществом и даже подать на развод. Впрочем, к концу периода республики число разводов сильно возросло. Это говорит об упадке семейного института.

В 240 г. до н.э. вольноотпущенный грек под именем Тит Ливий Андроник перевел греческие пьесы на латинский язык. С этого времени началась римская литература. Его последователем был Невий из Кампании. Он сочинял пьесы, беря за основу греческие, но использовал близкие ему события и узнаваемых людей. Известен был и комедиограф Тит Макций Плавт. В то же время у римлян были популярны народные фарсы и мимы.

Появились и описания современной истории. Так в конце III века до н.э. Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент написали «Анналы» ‒ подробное изложение истории Рима. Известны также труды Катона Старшего «О земледелии», «Начала», «Наставления сыну», где он выступает за патриархальные римские ценности, критикуя моду на все греческое.

Во времена поздней республики большое наследие в жизни Рима оставил Варрон. Основной его труд назывался «Древности дел божеских и человеческих». Кроме того, он написал множество исторических, биографических, философских произведений, создав энциклопедическую картину знаний о Древнем Риме.

В этот период приходит мода на политическую публицистику. Многие известные личности стремятся запечатлеть в письменных трудах свою деятельность. Среди них Сципион Старший, Сулла, Публий Рутилий Руф, Гай Юлий Цезарь и др.

Развивается ораторское искусство. Особую роль в его становлении сыграл Цицерон. Римляне брали уроки красноречия, для них очень важно было уметь публично выступать в Сенате, суде, на Форуме. Удачные речи записывались. В Риме преобладала греческая школа красноречия, но вскоре появилась и римская ‒ более лаконичная и доступная простым слоям населения.


В I веке до н.э. расцветает поэзия. Талантливыми поэтами были Лукреций и Катулл. Лукреций написал поэму «О природе вещей», а Катулл славился своими лирическими и сатирическими произведениями. Сатирические памфлеты пользовались популярностью и являлись методом политической борьбы.

В то же время происходила дальнейшая эллинизация римской религии. Пришел культ греческих богов Аполлона, Деметры, Диониса, Гермеса, Асклепия, Аида, Персефоны и др. Обряды становились все более пышными и сложными. С востока в Рим проник также культ богини Кибелы. К концу I века до н.э. в Риме появились египетские священные культы. Стали популярны астрология, гадания, магия.

3. Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.


В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.


Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.


К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.