Пентатоника табы. Пентатоника ЛЯ на гитаре. Пентатоника в разных позициях (ноты и табулатуры GTP). Упражнения на основе блюзовой гаммы


      Дата публикации: 15 марта 1998 г.

П оговорим о пентатониках. Пентатоника - звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный признак пентатоники - отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (то есть без IV и VII ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в натуральном миноре).

Теперь проиллюстрируем, как выглядит пентатоника на грифе. Многие из вас наверняка смогут построить пентатоники на гитаре самостоятельно, но я все равно предлагаю пять аппликатурных моделей на каждую из пентатоник, чтобы вы смогли себя проверить (аппликатура - возможный вариант пальцев для исполнения, или, если хотите, "пальцовка").

Таблицы - это гриф гитары, стоящей перед вами, струнами к вам. Толстые струны слева, тонкие - справа. Красным квадратом обозначен основной тон пентатоники, он называется тоникой.

Вы, наверное, обратили внимание на тот факт, что таблицы минорной пентатоники полностью повторяют таблицы мажорной, с той только разницей, что тоника теперь другая. Почему это происходит? Все объясняет параллельность тональностей. Кто знаком с этой темой - тот уже все понял, для остальных поясню.

Мы с вами получили пентатонику, удалив из мажорной гаммы IV и VII ступени, а из минорной II и VI, поэтому правило параллельности мажорных и минорных тональностей подойдет и для пентатоник. А правило такое: параллельный минор строится на VI ступени мажора, сохраняя все его знаки при ключе, если таковые имеются. Есть еще одно соотношение. Вы можете отступить от тоники мажора на малую терцию вниз и получите тонику минора. Говоря простыми гитарными словами - отступить через два лада вниз по струне (имеется ввиду движение вниз по звуку).

Таким образом, у одной и той же пентатоники может быть два названия в зависимости от того, какую из ступеней вы примете за тонику. Одно название будет характеризовать мажорное наклонение, другое - минорное.

Теперь к делу. Предположим, что вы хотите поиграть импровизацию в тональности ля-минор (а для чего еще нужны пентатоники?), для этого вам надо найти ноту ля на любой струне, затем посмотреть на таблицы минорных пентатоник и отыскать квадратик на соответствующей струне. После чего расположите соответственно тонике остальные ноты пентатоники и начинайте играть все, что наболело.

Если обратите внимание, все пентатоники по ширине укладываются в четыре лада, кроме средней. Четыре лада - четыре пальца в игре у левой руки. Думаю, вы догадались, о чем идет речь. Такой способ, при котором каждый палец отвечает за ноту на своем ладу, называется позиционной игрой. В случае же со средней таблицей, предлагаю взять ноту на третьей струне, которая выходит за пределы позиции, первым пальцем (то есть указательным).

Для непосвященных хочу предложить некую стартовую систему. Поиграйте эти пентатоники гаммообразным движением от самой низкой ноты к высокой и наоборот с целью изучения материала. В процессе игры было бы неплохо знать название пентатоники, которую вы в данный момент играете. Это поможет вам быстрее находить нужные аппликатурные модели пентатоник.

После того как вы освоите эти фигуры в чистом виде, можно переходить к вариантам. Самый простой и поэтому традиционный способ проигрывания гамм - восьмыми нотами (имеются в виду длительности), когда на каждый удар метронома приходится поровну две ноты. Одна - на удар, другая - строго между ударами. Рассмотрим все это на примере ля-минорной пентатоники.

Возьмем, например, тонику (ноту ля) на третьей струне. Это будет второй лад. Посмотрите на таблицы аппликатур минорной пентатоники в начале статьи. Нас интересует последняя картинка. Именно здесь тоника находится на третьей струне. Возьмем ее указательным пальцем, получаем вторую (II) позицию. Начинаем играть с третьего лада шестой струны - это самый низкий звук данной аппликатурной модели.

Нижняя строка - табулатура - это гриф гитары. Внизу шестая струна, наверху - первая. Слева колки, справа корпус гитары. На линейках (струнах) обозначен номер лада, соответственно расположенной выше ноты.

Следующим вариантом может быть триоль, когда четвертная доля (расстояние от одного удара метронома до другого) делится на три равные части и три ваши ноты должны равномерно прозвучать за один удар. Здесь хорошо помогает вальс. Вспомните уроки танцев - раз, два, три; раз, два, три. Так вот, каждое ваше "раз" должно совпадать с ударом метронома:

Итак, пентатоника в триольной ритмике:

Теперь один из мелодических вариантов триольной пульсации, после изучения которого вы можете придумывать свои аналогичные упражнения.



Уметь играть пентатоники на гитаре и не уметь делать бэнд (bend) - подтяжку струны - это кощунство. Поэтому давайте учиться.

Начнем с того, что подтяжку можно делать на любой струне и любым из четырех пальцев левой руки (или правой, если вы используете нестандартный способ и играете на правую руку). В общем, вы прижимаете струну на любом ладу, извлекаете звук (проще говоря - дергаете струну), и тот палец, которым прижали струну, перемещаете поперек грифа в любом удобном для вас направлении. При этом струна должна продолжать звучать, а высота звука будет меняться. Обычно палец перемещают вверх, но, например, шестую струну тянуть некуда - гриф кончается, поэтому тянем вниз. Надо отметить, что бэнд делается не просто так. Чаще всего используют тоновые подтяжки, то есть вы тянете струну до тех пор, пока не зазвучит нота, отстоящая на тон выше исходной. Можно также использовать обратный вариант, когда извлекается звук из уже подтянутой струны, после чего палец опускает звучащую струну в обычное состояние. Таким образом звук плавно переходит из высокого в низкий. Естественно, можно комбинировать эти два способа. Прижали струну, извлекли звук, сделали подтяжку, отпустили подтяжку, струна при этом должна звучать.

Учиться играть бэнд лучше в средней части грифа; там струна менее упруга и поэтому легче тянется. Возьмем для примера уже известную нам ля-минорную пентатонику, только с тоникой на шестой струне. Это будет первая таблица в разделе минорных пентатоник и играть мы ее будем в V позиции, т. е. начинать с пятого лада шестой струны. От первой до второй ноты данной фигуры полтора тона, поэтому от подтяжки воздержимся. От второй до третьей - тон; ее можете подтягивать (шестую струну - вниз). Прижимаете второй звук 4-м пальцем (мизинцем) и подтягиваете струну до звучания следующей ноты данной пентатоники. Проверить это можно, проиграв после подтяжки реальный третий звук на 5-й струне. В свою очередь, третий звук можно также подтянуть до звучания четвертого, так как между ними один тон. И так далее. Если от ноты, которую вы играете, до следующей ноты по порядку интервал 1 тон, можете делать бэнд.

Аналогично вы можете поступить и с остальными аппликатурными моделями. Разумеется, это лишь материал, которым можно пользоваться, а остальное (музыкальные фразы, мелодические и ритмические комбинации и т.п.) будет зависеть от вашей фантазии, вкуса, чувства меры и опыта (я имею ввиду музыкального, конечно).

Самый простой тренинг, который всегда под рукой - это шлягер по радио или на записи. Включаете его - и вперед! Сложность в том, чтобы определить тональность, в которой он звучит. Я думаю, что, если сразу не получилось, то после нескольких попыток, опытным путем, методом проб и ошибок, вам удастся слиться в едином музыкальном порыве со звучащей информацией. Удачи!

Итак, вы научились уже играть первые аккорды, превращать их в риффы, играть аккомпанемент к блюзу. Теперь нужно научиться играть соло на гитаре . Для этого нам понадобится специальная гамма, которую используют в блюзе и рок-н-ролле. Она называется пентатоника (от греч. πέντε — пять) - гамма, состоящая из пяти нот. Как и классические семинотные гаммы пентатоника бывает мажорная или минорная. Минорная пентатоника, это минорная гамма, но без 2-й и 6-й ступени. Для тональности Ля минор (Am) она выглядит следующим образом:


Играется она обычно в позиции пятого лада, т.к. там половина её нот берётся на 5-м ладу, т.е. можно взять баррэ и никуда не смещать левую руку при игре. Это называется игра в позиции 5-го лада .


Если у нас есть песня в тональности ля минор (Am), то мы смело можем использовать эту гамму для любых гитарных фраз или небольшого соло. Сыгранные нами ноты точно подойдут под аккорды песни. Если мы имеем дело с блюзом, то можно использовать блюзовую гамму . Это та же пентатоника, но с ещё одной добавленной пониженной 5-й ступенью (блюзовой нотой). Выглядит следующим образом:


Играя её, мы получим характерное блюзовое звучание. Эта гамма подойдёт для любого блюза в тональности A, уже независимо от того мажорный он или минорный. Для того чтобы сыграть настоящее соло на гитаре Вам потребуется выучить достаточно много различных приёмов игры, фирменных фраз, песен с известными гитарными соло, а пока я предлагаю Вам поиграть вот такое простое упражнение:

В нем мы играем ля минорную пентатонику по три ноты, триолями, каждый раз от следующей ноты наверх. Триоль означает, что каждая из 4/4 долей такта поделена на три равные части. В нотах триоль обозначается цифрой 3 над (или под) общей чертой. Послушать как звучит это упражнение можно по

Для того, чтобы играть соло и хорошо импровизировать, не обязательно знать много. Основой многих соло известных гитаристов является пентатоника - послушайте партии Закка Уайлда, Эрика Клэптона, Ангуса Янга и особенно Кирка Хэмметта, чтобы понять, о чем речь. Секрет того, как играть пентатонику на электрогитаре кроется в том, что она подходит под любую гамму, выступая в роли универсального инструмента для разных стилей музыки.

сайт рассказывает, что такое пентатоника и как играть её на гитаре, а также предлагает несколько упражнений, чтобы освоить этот звукоряд.

Что такое пентатоника?

Пентатоника - это минорная или мажорная гамма из пяти нот (см. ). Все звуки в такой гамме располагаются по чистым квинтам или квартам (см. ) и движутся вверх или вниз. Например, в До мажоре пентатоника состоит из звуков До, Соль, Ре, Ля, Ми. Внутри пентатоники не существует полутонов, что делает ее ангемитоновым (бесполутоновым) звукорядом.

5 боксов мажорной пентатоники.

5 боксов минорной пентатоники.

Как играть пентатонику: упражнения

Пентатоника - это основа 90% соло-партий в музыке разных стилей. Освоение этого звукоряда позволяет без проблем импровизировать или играть соло в любом стиле. Соло-партии не отличаются нотным разнообразием, но благодаря активному использованию легато, слайдов, бендов и различных звуковых эффектов, пентатонические соло обладают определенным шармом.

1 id="pentatonic-ex1">Базис

Для начала рассмотрим пентатонику в Ля миноре, состоящую из звуков Ля, До, Ре, Ми и Соль. Пентатоника состоит из пяти нот (отсюда и слово «пента» в названии), а в рамках одного бокса ноты играются как минимум дважды.

2 id="pentatonic-ex2">Растяжка пальцев

Для исполнения этого упражнения понадобится хорошая растяжка пальцев. Избегайте ситуаций, когда пальцы мешают друг другу при игре. Если использовать второй (средний) палец для прижатия струны вам неудобно, замените его на третий (безымянный).

3 id="pentatonic-ex3">Смещение рук при игре

Упражнение на смещение рук во время игры. Переход должен быть максимально плавным.

4 id="pentatonic-ex4">Позиционирование на грифе

Это упражнение направлено на освоение позиционирования на грифе во время игры пентатоники. Сыграйте три первые ноты при помощи хаммера, а затем продолжайте движение руки вверх - так вы придете в нужную позицию.

5 id="pentatonic-ex5">Обыгрывание нот

Обратите внимание, что в этом примере пентатоника в Ля миноре обыгрывается в рамках только одного бокса. Подобные паттерны отлично подходят для импровизации в классическом роке или блюз-роке.

6 id="pentatonic-ex6">Обыгрывание со смещением

Усложненная версия предыдущего примера, которая поможет отработать точность перемещения рук и пальцев по грифу. Здесь мы обыгрываем пентатонику в рамках двух боксов, а не одного. Похожая форма смещения рук может быть использована при отработке любых других пентатонических упражнений.

7 id="pentatonic-ex7">Три бокса, три октавы

В отличие от предыдущих примеров, начинающихся с пятой струны, в этом упражнении отправной точкой служит шестая струна. Пример охватывает три октавы - игра происходит в рамках трех разных боксов. Более сложная структура примера достигается за счет скачков через струну и не всегда удобной последовательности нот.

8 id="pentatonic-ex8">Пентатоника и технические приемы

Отличный пример того, как можно обыграть пентатонику в блюз-роке. Особое внимание уделите техническим приемам: во время слайдов происходит перемещение руки в следующий бокс, в то время как бенды должны придавать саунду больше певучести (тот самый шарм пентатоники).

9 id="pentatonic-ex9">Пентатоника по всему грифу

Этот пример подводит итоги изученного и задействует все приемы из предыдущих упражнений. Партия базируется на паттерне из пяти нот по всей длине грифа и охватывает сразу четыре октавы в рамках пентатоники Ля минор. Играйте упражнение медленно, а затем постепенно повышайте темп.

10 id="pentatonic-ex10">Пентатоника в блюзе

Блюзовый пример того, как играть пентатонику на электрогитаре в блюзе. Для исполнения упражнения лучше использовать только первый и третий пальцы - это обеспечит лучшее ориентирование на грифе. Слайды в этом примере помогают быстрее и легче менять положение руки во время игры.

11 id="pentatonic-ex11">Пентатоника в роке

Этот пример использует блюзовый паттерн из четырех нот, при этом пентатоника играется через струну. Извлекайте ноты не только медиатором, но и с помощью хаммеров.

Пример отлично подходит для обыгрывания музыкальных зарисовок по всей длине грифа, поэтому после разучивания переходите к игре в разных тональностях.

12 id="pentatonic-ex12">Пентатоника в метале

В тяжелой музыке пентатоника обычно использует постоянное повторение одних и тех же нот в более высоком темпе. Этот пример основан на простой фразе из шести нот. Не гонитесь за скоростью - сначала отработайте пример медленно и только затем набирайте скорость.

Краткое предисловие: читательница моей (и весьма талантливая) все же не совсем поняла несколько моментов из видео №2 . Вывод. Эти моменты, возможно, важны и для д ругих начинающих музыкантов…
——————-
Алина!
То есть у тебя самой ощущений, что некоторые ноты звучат неустойчиво, не возникло — так?
Вот послушай.
В любом звукоряде есть сильные (как они правильно называются — "устойчивые") ноты. И ноты неустойчивые.
Неустойчивые ноты вызывают тяготение к устойчивым.

Ну, это как в жизни — люди со "слабым стержнем" тянутся к сильным. Так тебе понятнее?

И переход от слабой, неустойчивой ноты к сильной, устойчивой называется разрешением.
Вся суть импровизации — и сочинения мелодии вообще — это вызывать тяготения и разрешать их.

А сейчас — сжато ответы на твои вопросы.

Что значит "сменился аккорд аккомпанемента" ?
- Как ты, н аверное, все же знаешь, аккорды в аккомпанементе меняются. В моем примере аккорд Ля-минор сменился на аккорд Ре-минор.

Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"?
- Каждый аккорд имеет свой основной тон (тоника в звукоряде, от которого аккорд построен). То есть Ля сменилось на Ре.

Аккорд состоит из трех звуков. Минорный из минорного трезвучия. Мажорный из мажорного трезвучия.
Вот эти три звука. Тоника, третья ступень и пятая ступень.
С тониками — разобрались. Что такое третья и пятая ступени?

Помнишь звукоряд До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — ? Это мажорная гамма. Точнее До-мажорная гамма.
Аккорд До-мажор будет состоять из До (тоника), Ми (третья нота в звукоряде), и Соль (пятая нота в звукоряде)

Сколько бы ты пальцев на струны не ставила — в аккорде До-мажор должно звучать это трезвучие — До-Ми-Соль
(я не беру сейчас четырехнотные аккорды — септаккорды, только обычные)

Аккорд Ля минор строится из минорной гаммы Ля. Вот она:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Из каких звуков?

Правильно — из первого, третьего и пятого.

Это Ля, До, Ми.

Аккорд Ре-минор (на который сменился Ля-минор в аккомпанементе) строится по гамме Ре-минор
Вот она:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль-До

Аккорд Ре минор — 1,3 и 5 ноты -
Ре — Фа - Ля Кстати, по другому они еще называются
Тоника — Терция — Квинта (по названию ИНТЕРВАЛОВ от тоники)

Смотри.
В аккомпанементе мы играем вначале Ля-минор
Ля — До — Ми,
а потом Ре-минор
Ре- Фа — Ля

"Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"???"
- В первом случае (когда аккорд Ля) — нота Ля идет первой. Она - тоника.
Во втором случае (во второй строке, где аккорд Ре-минор) — нота Ля идет пятой.
Она — квинта.

Тоника и квинта — не равноценные ступени. Пусть они обе устойчивые, но Тоника всегда важнее.
Поэтому, хотя мы и не меняли ноту импровизации, но во время смены аккорда сопровождения, она поменяла свою роль. Из тоники — самой главной — превратилась в квинту (по отношению к ноте Ре) — ноту важную, устойчивую, но все же второстепенную.

"Что значит аккорд ре обыгрывать пентатоникой ля?"
- Вот смотри.
Кстати, почему вообще пентатоника? Там звукоряд коротенький, его просто запомнить, легко сыграть, и устойчивые ноты — там три из пяти. Всяк легче для понимания.
Так вот…
Аккорд у нас Ре-минор. А пентатонику мы играем, построенную на звукоряде Ля-минор. То есть мы не начинаем играть другую пентатонику, построенную от ноты Ре. Нет! Мы используем все ту же!! Нам не нужна новая (пока)

И вот почему.
Звукоряд Ля-минора:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Пентатоника Ля (минор)
Ля-До-Ре-Ми-Соль (нет Си и Фа)

Звукоряд Ре-минора:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль - До

Пентатоника Ре (минор)
Ре-Фа-Соль-Ля-До (нет Си и Ми)

Давай их, пенатоники, сопоставим:
Ля-До-Ре-Ми-Соль — в Ля
Ре-Фа-Соль-Ля-До — в Ре

Совпадают ноты Ля, Ре, Соль, До - 4 ноты из пяти!!!
Поэтому Ре-минор можно обыгрывать Ля-минорной пентатоникой.
Но при этом (как мы уже говорили) те же ноты будут иметь другое значение.

Они будут другими СТУПЕНЯМИ и будут звучать по-другому!

К ак строится пентатоника? Построение осуществляется следующим образом, рассмотрим 4 варианта. В качестве первого примера пусть будет em пентатоника .

Б ерем любую, натуральную, минорную гамму и выкидываем 2-ю и 6-ю ноты. Для большей наглядности смотрите на картинки:

Получаем, пять позиций пенатоники: E - G - A - B - D .

Н е редки вопросы от читателей: "Что делать с минорной пентатоникой " ? Ответ на такое вопрос просто вводит меня в тупик, наверное игарть, учить, применять в нужных местах, узнавать ее звучание по слуху....

Е сли выкинуть из блюзового лада 4-ую ступень или как ее еще называют "Блюзовая нота ", получаем то же самое. В качестве примера будет си минор пентатоника :

В результате имеем: B - D - E - F# - A .

C пособ №3 , строим нужный лад по интервалам. Способ самый трудозатратный, но и самый полезный одновременно. Для лучшего понимания смотрим картинки:


1-ый интервал - малая терция .
2-ой и 3-ий интервал - секунда .
4-ый интервал - малая терция .

Д ля использования этого способа вам нужно в совершенстве владеть нужными интервалами, а лучше всеми. Рано или поздно они вам обязательно пригодятся. Изучение интервалов - это отдельная работа, которая является обязательной. В противном случае, этот способ не дла вас.

Ч то бы узнать способ №4 читаем следующую статью, ссылка в в самом низу поста.

В этом посте мы узнали как строится минорная пентатоника , в следующем уроке мы научимся строить и узнаем, что такое мажорная пентатоника .