Примеры проектов по музейным учреждениям. Инновационный проект "школьный музей". Русский музей в современном мире

Рассматриваются наиболее существенные проблемы актуализации вещественных и изобразительных историче- ских источников в социальных, в том числе исследовательских, практи- ках, намечаются перспективы развития археографии музейного предме- та как актуального направления, без разработки которого невозможно историческое познание на современном уровне. Обосновывается необ- ходимость расширения эмпирического пространства исторического по- знания, грамотного введения в научный оборот наряду с письменными источниками, исторических источников иных типов — вещественных, изобразительных, хранящихся, главным образом, в музеях. Для специалистов в области гуманитарного знания, истории и исто- рических наук, музееведения.

Копацкая С. А. В кн.: Опыт и перспективы развития туризма в крупных приморских городах: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 6 декабря 2011 года. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2012. С. 179-184.

Зарубежный опыт развития приморских территорий говорит о том, что культурный потенциал может сыграть роль движущего фактора развития прибрежных регионов. В нашей стране к подобной практике обратились достаточно недавно. Тем не менее, богатое культурной наследие России позволяет сделать прибрежные территории привлекательным объектом для туристов и инвесторов.

Статья посвящена экспозиции двух залов Оружейной палаты Московского Кремля, имевших исключительное значение для формирования представительского пространства России XIX -XX вв. Автор демонстрирует, как выбор и определенное расположение предметов в центральном зале первого здания Оружейной палаты (арх. И.В. Еготов) и Коронном зале современного здания музея (арх. К.А. Тон) стали способом выражения тех или иных государственных идей и властных контекстов.

Margarita Kuleva . Working Papers of Centre for German and European Studies. Centre for German and European Studies, 2014. No. 7.

The paper examines social features and cultural profile of the audience of Manifesta 10, first global scaled art-event ever hold in St. Petersburg and Russia as well. Based on the empirical study of 400 formalized interviews with biennale visitors (July-September 2014), this paper compares the audience of Manifesta 10 with visitors of European art-events, firstly previous edition of Manifesta. Despite the democratization of the field of contemporary art (including the elimination of the financial barrier to access to the exhibition), the research shows that the majority of visitors are people with higher education and income slightly exceeding national average. The significant differences were found also: Russian audience is biased towards younger visitors (more than 70% is younger than 35) and gender misbalanced. The study also shows the differences between the patterns of art-tourism in Russia and Europe: European event attracts larger flows from neighboring regions, in Russia there is a long tail: small groups from many distant locations.

"Кын- портал к красотам Древнего Урала" - это обзор историко-культурного потенциала и туристических маршрутов с. Кын. Кын- древний строгановский горнозаводской центр, где сохранились заводские строения. Это место впечатляет красотой и мощью чусовских скал.

Иваненко А. А. В кн.: ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ РУССКОГО ЯЗЫКА, ПОСВЯЩЕННЫЙ НАСЛЕДИЮ АКАДЕМИКА И.И. СРЕЗНЕВСКОГО Сборник материалов. 2016. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (Рязань), 2016. С. 91-93.

Проект разработан с целью стимулирования интереса граждан Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) к изучению объектов культурного наследия нашей страны. В ходе реализации проекта были проведены четыре интерактивные экскурсии в научном музее редкой книги Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Слушателями экскурсий стали иностранные студенты ДВФУ.

Т. 193. СПб.: СПбГУКИ, 2012.

В сборник вошли материалы Всероссийской научно-практической конференции «Вторая жизнь музея: возрождение утраченного и воплощение нереализованного», прошедшей в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств 12-13 октября 2006 г.

Представленные в сборнике материалы посвящены вопросам создания, реорганизации и возрождения музеев в XIX-XX вв. в России и за рубежом, роли музея в формировании имиджа учреждения и предприятия, разработке и использованию информационных ресурсов в музейной деятельности.

Нигматуллина Г. Р. В кн.: Инновационное управление: от теории к практике Сборник трудов VII ежегодной (II международной) научно-практической конференции факультета менеджмента (3-4 апреля 2012 г.). СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. С. 231-234.

В статье рассматриваются основные вопросы совершенствования системы управления в музее, ключевые механизмы разработки стратегии развития и построения системы стратегического планирования

Иванова Ю. В. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. № 2. С. 60-65.

Данная статья посвящена анализу статуса вещи в различных культурах от древности до современности. Выделены пять типов вещей: мифологическая, рукотворная, промышленная, художественная и виртуальная. Анализ данных типов вещей позволяет проследить трансформацию смыслов вещи в различные культурные эпохи. Исследование статуса вещи осуществлено на примере философского и художественного дискурса.

В современном мире все шире распространяется совершенно новый взгляд на то, каким должен быть успешный музей. При определенных обстоятельствах он может не просто стать популярным и посещаемым местом, но и дать толчок развитию территории. Ирина Ивановна ЛАСКИНА , ведущий специалист Центра стратегических разработок «Северо-Запад»

Великие музеи мира, такие как Лувр или Британский музей, традиционно являются местами притяжения публики. Музеи такого уровня — основные достопримечательности своих городов, так как в них собраны по-настоящему великие коллекции. Однако в последние десятилетия мир переживает то, что в прессе принято называть музейным бумом. При этом нередко молодые музеи достойно конкурируют с великими по посещаемости и тому влиянию, которое они оказывают на среду. Только ли благодаря хранящимся в них шедеврам?

К факторам, делающим музеи влиятельными1, относятся архитектурный облик здания, развиваемые формы музейной активности, дополнительные сервисы и т. д. Означает ли это, что той или иной территории достаточно просто скопировать архитектурное решение и методы работы одного из самых востребованных музеев мира, чтобы туда устремились миллионы посетителей, а сама территория попала в рейтинги популярнейших туристических направлений? Конечно же нет. Для того чтобы заинтересовать современную искушенную публику, необходимо предложить такую идею музея, которая будет действительно уникальной как по содержанию, так и по материальному воплощению и сделает музей примером высокого профессионализма и творчества. Уникальность музеев в современном мире становится одним из определяющих факторов успеха.

Новый взгляд на музеи

По мнению генерального директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского, не правы те, кто полагает, что в музее нельзя жить: в современном музее это вполне возможно. Продолжая тему, попробуем разобраться в том, что же представляет собой современный музей как культурно-социальный феномен и один из факторов развития территории, города и целого региона.

На протяжении длительного периода истории музеи в России рассматривались преимущественно как учреждения, нацеленные на накопление, сохранение и изучение культурного наследия, а работа с аудиторией являлась одним из важных, но равнозначных другим видов деятельности. Между тем анализ опыта современных зарубежных музеев свидетельствует о том, что музеи Европы, США и других стран уделяют огромное внимание работе с аудиторией, а именно ее изучению, маркетинговой функции, иным вопросам, связанным с популяризацией своей деятельности и реализуемых инициатив. Для современных российских музейных учреждений вопрос привлечения посетителей также приобретает первостепенное значение. Во многом именно зарубежный музейный опыт и современные тенденции развития в глобальном мире музеев подтолкнули российских коллег заметно активизироваться в этом направлении.

Инновационный подход к пониманию роли музеев и их деятельности распространяется в зарубежных странах начиная с 1990-х годов. Так, музеи теперь создаются как культурно-просветительские центры, выступающие площадкой для диалога широкого круга специалистов: музейных кураторов, дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов, ученых и т. д.

Вторая концептуально важная отличительная особенность современных музеев от традиционных заключается в смене приоритетов: теперь ставка делается на развлекательный аспект и работу с массовым посетителем (без привязки к его уровню образования и социальному статусу). Музей в настоящее время приобретает все больше черт аттракциона. Это выражается как в облике зданий, спроектированных под нужды новых музеев, и в особенностях современных экспозиций, так и в многообразных формах музейной активности, а также количестве и качестве сопутствующих услуг. Новые музейные здания (если они не являются памятниками историко-культурного наследия) из вместилища экспозиционных предметов сами превращаются в объекты экспозиции. А дополнительные сервисы, такие как тематическое кафе, кинозал, детская комната, позволяют музеям стать альтернативой иным местам проведения досуга. По мнению директора ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А. Антоновой, сейчас важно не пытаться наполнить музеи шедеврами, а искать и развивать новые виды и формы культурной деятельности. По всей видимости, это замечание отражает политику большинства современных музеев России и мира.

Музей и территория

Важным с точки зрения изучения значимости современных музеев представляется знакомство с вариантами их влияния на развитие территории. В связи с этим хотелось бы выделить четыре варианта такого влияния и соответствующих ипостасей музейных учреждений современности.

Первый вариант влияния музея на территорию заключается в самом факте отличия внешнего вида здания музея от общего архитектурного облика этой территории, что не может не влиять на развитие как первого, так и второго. В данном случае речь можно вести о музее как об инородном элементе в среде со сформированным архитектурным стилем. Примерами здесь являются Центр современного искусства им. Ж. Помпиду в Париже (Франция), музей-аквариум Ozeaneum в Штральзунде (Германия).

Вторым вариантом влияния облика здания музея на городскую среду становится его знаковость. Музей начинает ассоциироваться с городом, становится его символом. Здесь музей выполняет функцию визитной карточки территории. В качестве примеров можно назвать Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музей современного искусства С. Гуггенхайма в Бильбао (Испания).

Третьим вариантом влияния музейного учреждения на развитие территории является размещение экспозиций и других служб музея в объектах исторического и культурного наследия. Такими объектами могут быть дворцы и усадьбы, замки и кремли. Часто такие сооружения требуют частичной или полной реставрации, реконструкции в соответствии с музейными нуждами, некоторые из них лежат в руинах. Решение разместить в этих объектах музей становится стимулом к их восстановлению. Очевидно, что музей в этой связи выступает в качестве инструмента воссоздания исторического облика и культурно-исторического наследия места. Примерами таких музеев являются Тракайский замок (Литва), музей Магритта в Брюсселе (Бельгия).

Четвертым вариантом становится размещение музея в неиспользуемых индустриальных зданиях, складских сооружениях, бывших объектах военного назначения (лофтах). Несмотря на определенную моду на такие проекты в последние годы, их подготовка и последующая реализация требуют всесторонней проработки, так как только в этом случае объекты одного назначения могут выполнять полный объем функций учреждений другого назначения. Важной особенностью таких музеев является их способность вдохнуть новую жизнь в устаревшие по каким-либо причинам объекты урбанистической среды, а также включить их в окружающее пространство в обновленном качестве. Музей в данном контексте выступает инструментом сохранения промышленного и военного наследия, хотя сам объект приобретает при этом совершенно новые функции. Примеры: Can Framis Museum в Барселоне (Испания), занимающий два восстановленных фабричных здания, Музей Варшавского восстания (Польша), разместившийся в бывшем трамвайном депо.

Музеи всех типов влияют на восприятие территории ее жителями, а также гражданами своей страны и других государств. Музеи, организованные с учетом современных мировых тенденций, востребованы посетителями, которые видят в них не только достойную, но и интеллектуально нагруженную альтернативу традиционным местам проведения свободного времени. Такие культурные объекты притягивают в регион потоки туристов, положительно влияют на показатели экономического развития в целом. В сочетании с обустройством территории и развитием других элементов городской среды, таких как транспортная и туристическая инфраструктура, объекты деловой, гостиничной и торгово-развлекательной недвижимости, они меняют имидж города, привлекая инвестиции и стимулируя развитие новых форм экономической активности. Таким образом, современные музеи не только влияют на общий уровень культуры, но и становятся одним из факторов урбанистического, экономического, социального роста.

В ожидании новых идей

Очевидно, что реализация крупных музейных проектов, в особенности тех, которые сопровождаются инфраструктурными изменениями среды, невозможна без государственного участия. Такое участие предполагает не только финансирование (или софинансирование) создания и последующего функционирования нового учреждения, но и содействие в решении вопроса прав пользования зданием, объектом, земельным участком в целях размещения нового музея, медийное сопровождение проекта, акцептование его статуса и миссии на различных уровнях государственной власти. Практика показывает, что современный музей способен быть фактором развития столь же мощным, что и сущности совсем другого порядка, например создаваемые инновационные центры, объекты промышленно-технологической инфраструктуры, такие как индустриальные и технопарки и т. д. Таков, например, часто упоминаемый музей Гуггенхайма в Бильбао, превративший некогда важный промышленный центр Страны Басков в популярную туристическую и культурную дестинацию. Примером из российской действительности может быть музейный комплекс «Ясная Поляна» в Тульской области, который является видимым стимулом регионального развития.

Следует признать, что в последние годы в России появляются отдельные примеры удачных частных инициатив в данной сфере, но они все же пока не могут конкурировать по ресурсам и влиянию с государственными учреждениями. В качестве иллюстрации показательны Музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, Музей коломенской пастилы в Коломне. Особенность этих музеев заключается в том, что они, будучи учреждениями культурного типа, организованы в значительной степени как бизнесы. Это заставляет их активно действовать и развиваться, предлагая аудитории все более разнообразные продукты и услуги.

Музейный проект, претендующий на звание значимого, кроме разнообразных ресурсов нуждается также в деятельном руководителе, а проще - лидере. Такой лидер сможет привлечь дополнительные средства для финансирования, будь то гранты или спонсорская помощь, не побоится экспериментировать с возможными направлениями развития музея, наладит сотрудничество с отечественными и зарубежными коллегами и партнерами. Одним из таких лидеров является сейчас генеральный директор Музея Мирового океана в Калининграде2 С. Г. Сивкова. Во многом благодаря ее деятельной позиции за последнее десятилетие музей качественно вырос, стал комфортным, видимым в городском и региональном социокультурном пространстве, расширил свое присутствие, включив в состав ряд объектов историко-культурного наследия, бывших ранее в полуразрушенном состоянии. Таковыми являются отреставрированные Королевские и Фридрихсбургские ворота, часть фортификационных укреплений, где разместился выставочный комплекс «Потерна», портовый склад середины XIX века. Музей Мирового океана постоянно меняется, и это, пожалуй, единственно верная стратегия в современном динамичном мире.

В заключение вернемся к уже упомянутой и наиболее важной составляющей успеха музейного проекта. По мнению генерального секретаря Международного бюро выставок Висенте Лоссерталеса, крупные культурные объекты и события влияют на восприятие городов и мест в масштабах мира, поэтому сейчас даже локальные центры пытаются найти свою нишу на культурном рынке. Обнаружить такую нишу можно, достаточно лишь предложить необычную конкурентоспособную идею. И здесь возникает простой вопрос: остались ли в нашей стране идеи для создания по-настоящему успешных, знаковых, глобальных музеев?

  • Ахтырская Юлия Викторовна , Методист, руководитель информационно-образовательного центра "Русский музей: виртуальный филиал", воспитатель высшей квалификационной категории

Разделы: Работа с дошкольниками , Работа с родителями , МХК и ИЗО

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.

Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:

  • сотрудничество ДОУ с музеями;
  • создание и использование мини-музеев в детском саду.

Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:

  • Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры.
  • Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, во своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
  • Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
  • Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.

    Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейно-педагогическая программа – «Здравствуй музей!», авторами которой являются А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. К ней прилагаются тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 1), ориентированная на художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать выразительные и интересные образы.

    Музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей:

    • музейные уроки/занятия и праздники в музее, творческие студии и мастерские (к примеру, на таких занятиях дети совместно с родителями изготавливают игрушки);
    • ролевые экскурсии и игровые методы;
    • экскурсионные дни в рамках традиционного фестиваля музейных программ, который базируется на идее интерактивности музейного пространства (дети выполняют различные задания, открывают «тайны» предметов);
    • разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира;
    • мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.

    В настоящее время социальное партнерство является важным аспектом деятельности детских садов. Активно развивая идеи музейной педагогики, администрация и педагоги ГБДОУ №62 Приморского района Санкт-Петербурга «Золотая рыбка» при поддержке Администрации Приморского района проанализировали альтернативные музейно-педагогические программы, предлагаемые Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, обладающими большим опытом работы с разновозрастной аудиторией, широкими экспозиционными возможностями, высокопрофессиональными кадрами и организационно-творческими контактами с педагогическими учреждениями.

    Выбор был остановлен на проекте «Русский музей: виртуальный филиал». Это масштабный международный проект, воплощающий идею доступности крупнейшей в мире коллекции русского искусства. География проекта постоянно расширяется и охватывает как Россию, так и зарубежные страны. Детский сад в Санкт-Петербурге стал первым дошкольным образовательным учреждением среди виртуальных филиалов. На сегодняшний день открыто 100 центров «Русский музей: виртуальный филиал» (68 центров в России, 31 – за рубежом и 1 – на полярной станции в Антарктиде).

    Важно отметить, что данная форма сотрудничества с Русским музеем возможна при соблюдении ряда требований:

    • наличие помещения, оснащенного компьютерной техникой;
    • высокоскоростной Интернет;
    • доступность для посетителей.

    Немало важной частью работы музейного педагога является:

    • отчетность о работе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» за предыдущий период (Приложение 2).
    • планирование непосредственного вклада руководителя информационно-образовательно центра «Русский музей: виртуальный филиал» в распространение опыта работы музейного педагога (Приложение 3).
    • отчет о мероприятиях в рамках повышение качества работы музейного педагога (Приложение 4).
    • четкое перспективное планирование работы филиала (Приложение 5).
    • организация проектной деятельности дошкольников (Приложение 6).

    Организация проектной деятельности дошкольников:

    • Проект «Мы любим рисовать!» (Приложение 7).
    • Проект по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством и изучению детских сказок А. С. Пушкина «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» (Приложение 8).
    • Проект «Басня коротка – искусство безгранично» (Приложение 11).
    • Проект «Книжный мир» (Приложение 12).
    • Проведение открытых занятий по музейной педагогике: «Образы зимы» (Приложение 9).
    • Конспект занятия по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, через интеграцию художественно - эстетического и познавательно-речевого развития «Великие творения поэтов и художников» (Приложение 25).

    Организация деятельности детей на площадке детского сада:

    • Тема «Раскрасим все вокруг» (Приложение 10).
    • Наблюдение за реакциями детей на экспозиции Русского музея (выводы, рекомендации) (Приложение 13).
    • Фиксация наблюдений за реакциями детей при проведении занятий в компьютерном классе (Приложение 14).
    • Формирование перспективного планирования по работе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» (Приложение 15).

    Проведение диагностики на начало года:

    • Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников на начало года (начальный уровень) (Приложение 17).
    • Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на начало года) (Приложение 18).
    • Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста на начало года (начальный уровень) (Приложение 19).

    Проведение диагностики на конец года:

    • Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 20).
    • Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 21).
    • Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 22).
    • Оформление сводной таблицы сравнения проведенной диагностики (Приложение 23).
    • Оформление сводной гистограммы по диагностике детей старшего дошкольного возраста по программе «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 24).

    Повышение педагогического уровня: написание статей, участие в конкурсах, конференциях, круглых столах.

    Детский сад располагает конференц-залом для проведения мастер-классов и занятий, оборудованным компьютерным классом с отдельным входом, оснащенным пандусом и специальным лифтом для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Есть все основания полагать, что новый виртуальный филиал Русского музея станет просветительским центром для многих жителей Приморского района.

    Открытие виртуального филиала Русского музея на базе детского сада содействует воспитанию подрастающего поколения, является инструментом успешной социализации и развития детей и способствует укреплению преемственность между дошкольными и образовательными учреждениями Приморского района.

    Статья «Использование игровых педагогических технологий в работе музейного педагога в условиях ДОУ» (Приложение 16).

    Литература:

  • Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010, №6.
  • Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. 2012, №2.
  • Мы входим в мир прекрасного: тетрадь для творческих работ детей 6-7 лет:музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей!» /Авт. сост. : А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина и др. – СПб., 2010.
  • Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. – М., 2010.
  • Чуракова Н.А. В музее с Кронтильдой. – М., 2011.
  • Чуракова Н.А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой. – М., 2009.
  • Чуракова Н.А. Кронтик в музее. Как там – внутри картин? – М., 2010.
  • Одной из выразительных тенденций современной культуры является идеология проектирования. Проект как дискретная форма организации деятельности, направленной на достижение заранее намеченного результата, сегодня широко востребован. Большую популярность обрело само слово «проект», привлекаемое для обозначения фактически всего.

    Проект - распространенное явление современной музейной культуры России. «Проектом» называется и открытие нового музея, музейного здания, масштабная реэкспозиция, и отдельные акции, выставки, показы, и обед в залах музея, и рекламная развеска фотографий экспонатов на улицах города... Значение термина предельно широко и размыто.

    В теории проект всегда характеризует наличие четких временных рамок, границ его начала и завершения. На практике у проекта сложные отношение со временем.

    Финансовая сторона вопроса играет ключевую роль в современной проектной деятельности. Для проекта важно строгое планирование и учет ресурсов. «Освоение денег» происходит именно в процессе реализации проекта, а не по его завершению. Поэтому музеи заинтересованы в его продолжении и повторении.

    В системе художественной культуры музей - учреждение, деятельность которого регулируется и контролируется законодательно. Согласно официальным документам, проект - особая форма организации деятельности, позволяющая учреждениям культуры привлекать альтернативные ресурсы, осуществлять децентрализованные культурные контакты, налаживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций. Проект законодательно поддерживается как эффективная современная модель управления в сфере культуры.

    Работа над проектами призвана активно дополнить уже существующую систему управления музеями и дать возможность реализовывать в процессе сотрудничества разнообразные творческие идеи.

    Причина государственного внимания к проектной деятельности связана с осознанием того, что «в процессе децентрализации некоторые ключевые направления деятельности музеев, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса». Государство своевременно не сформировало систему ее внебюджетного финансирования, условий для инвестирования со стороны частного капитала. На проектно-ориентированное управление сегодня возлагаются надежды как на универсальный механизм привлечения необходимых ресурсов в сферу культуры. Предполагается, что оно обеспечит привлечение средств, как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны частных инвесторов, способствует развитию коммерческой деятельности музеев, обеспечит контроль за расходом средств.

    В России уже несколько лет успешно развивается музейное проектирование, идущее по всем основным направлениям. Можно наметить и типологию музейных проектов.

    Трансмузейный проект - крупный художественный форум, привлекающий к участию музей или несколько музеев наряду с другими институциями (библиотеки, концертные и выставочные залы, образовательные учреждения, коммерческие структуры и т.п.). Как правило, такого рода проекты посвящены значимым юбилеям, государственным праздникам или «теме года», проводятся под патронажем государственных структур. В трансмузейных проектах, музей выступает одной из многих площадок, по которой «прокатывается» большое государственное дело.

    Интермузейный проект - мероприятия, объединяющие ряд музеев и направленные на поддержку именно музейной культуры, адаптацию музея к новым социальным условиям, формированию межмузейного диалога. Некоторые из них так же координируются властями. Это крупнейшие проекты России: организационный (Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей») и информационный (портал «Музеи России»). Отечественные события этого ряда: конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», фестивали «Современное искусство в традиционном музее» и «Детские дни в Петербурге», акция «Ночь музеев». Названные музейные проекты отличаются по масштабу и ресурсам, ориентированы на разные аспекты музейной жизни и безусловно оказывают на нее активное влияние.

    Музей как проект. Открытие нового «своего» музея - особо привлекательный и амбициозный проект. Современная российская экономическая ситуация последних лет дает активное развитие таким инициативам. В основе такого нового музеетворчества может лежать личная коллекция, творчество художника или просто желание, «воля к музею» частного лица. Примеров множество, личный музей фактически тенденция современной культуры. Особо показательный проект? прижизненный музей художника. Такой музей становится своеобразным новым жанром пространственных искусств, по сути, замещая потерявших в последнем столетии свою самостоятельность автопортрет или жанр мастерской художника.

    Проект в музее. Это основная доля осуществляемых сегодня музейных проектов. Как правило, в рамках внутримузейных проектов идет обновление и расширение традиционных форм музейной работы. Когда к обычным музейным делам добавляются новые технологии, методики и организационные форматы? эта деятельность осмысляется как проект. Также «проект» возникает, когда в пространстве музея экспонируется новое, не привычное для него искусство.

    Особое внимание привлекают, конечно, крупные, смелые по замыслу проекты ведущих музеев страны. Самым обсуждаемым стал проект «Эрмитаж 20/21». Фактически он являет собой отдельный тип проекта? «музей в музее» . Сегодня в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» показан ряд неоднозначных, спорных, но и очень значимых выставок.

    Иерархию музейных проектов завершает «Экспонат как проект» . Экспонат? музейная единица. Когда экспонат становится «проектом», происходит разрыв этой связи. «Экспонат-проект» не стремится к структурному единству с музеем, напротив, он активно нарушает, переиначивает музейное пространство. Итак, последние десять лет в России официально ведется достаточно весомое число проектов социокультурной направленности с участием музеев, для музеев, в музеях. Крупные проектные инициативы за многие годы работы фактически превратились в устойчивые институции, более стабильные и состоятельные, чем сами музеи, поддерживать которые они были призваны.

    Музей Лондона был открыт в 1976 году и за время своего существования стал одним из основных образовательных учреждений, занимающихся историей города от античного времени до современности. Возможно, он и продолжал бы быть обычным государственным музеем, если бы в сентябре 2012 года на место директора не пришла Шерон Амент, предложившая осуществить реорганизацию всем привычного музейного комплекса.

    Публикуемый ниже стратегический план развития Museum of London (Музей Лондона) - это описание реальных действий команды музея на ближайшие пять лет. Четкое понимание исходного контекста, осознание всех сложностей осуществления задуманного и желание меняться должны помочь Музею Лондона достичь поставленных целей и своим примером вдохновить на перемены другие государственные учреждения.

    НАШЕ ВИДЕНИЕ

    Наша страсть к изучению Лондона заразительна и рождается из постоянно меняющейся истории этого великого города. Мы хотим пробудить такое же чувство в каждом лондонце с ранних лет жизни и научить его думать о Лондоне по-новому.

    Стратегический план, публикуемый ниже, определяет вектор нашего развития на ближайшие пять лет. Это своеобразная карта наших действий, включающая различные результаты на выходе, но гарантирующая, что Музей Лондона представит своим посетителям только лучшее.

    Как и сам Лондон, наши амбиции велики . Непостоянство современного мира требует от нас четкого представления о планах на будущее, способных захватить воображение наших партнеров, сторонников и сообщников, разделяющих нашу смелость и решительный настрой. При постоянной поддержке Администрации Большого Лондона (Greater London Authority), Корпорации лондонского Сити (City of London Corporation) и других государственных организаций, Музей Лондона к 2018 году совершит прыжок вперед в ‘долгое и надежное’ будущее.

    НАШИ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

    1. Привлечь больше посетителей
    2. Стать более узнаваемыми
    3. Расширить мышление
    4. Вовлечь в музей каждого школьника
    5. Крепко встать на ноги

    К 2018 ГОДУ МЫ:

      • Будем ежегодно принимать 1,5 миллиона посетителей в наши два музея: Музей Лондона (Museum of London at London Wall) и Музей Доклендс (Museum of London Docklands)
      • Войдем в десятку актуальных ‘проектов’ Лондона - больше людей будут знать кто мы, где мы находимся и какова наша миссия
      • Увеличим число исследований, объектом в которых выступают экспонаты из наших коллекций, и расширим нашу научно-исследовательскую деятельность
      • Приведем в музей свыше 850 тысяч школьников и вдохновим их на исследования
      • Увеличим наш суммарный доход до 100 миллионов фунтов

    ОТЛИЧНОЕ МЕСТО ДЛЯ СТАРТА

    Мы выстраиваем новый стратегический план развития, основываясь на богатом и успешном опыте работы. В последние годы нам удалось увеличить узнаваемость музея, расширить контент, создать ряд признанных в профессиональной среде учебных программ и в итоге сделать реальный вклад в экономику и социальную среду Лондона.

    Планируемый охват:
        • 600 тысяч посетителей в год
        • 5 миллионов в год просмотров Collections Online
        • 17 тысяч друзей в фейсбуке и 29 тысяч фолловеров в твиттере
        • 400 тысяч скачиваний нашего приложения Streetmuseum
    Что у нас есть:
        • Всемирно известная коллекция, насчитывающая свыше одного миллиона единиц хранения
        • Galleries of Modern London − самый амбициозный проект музея, открывшийся в 2010 году и обошедшийся в 20,5 миллионов фунтов
        • Лондонский Археологический Архив и Исследовательский Центр (LAARC) − крупнейший в мире и основной ресурс по ранней истории Лондона
        • 90 % всех исследований по ранней истории Лондона проводятся при содействии нашего музея
        • 66 тысяч объектов из коллекции музея доступны благодаря Collections Online
    Образовательные ресурсы:
        • Каждый год мы принимаем 10 тысяч дошкольников с родителями или воспитателями и проводим для них специальные занятия
        • Дети школьного возраста составляют высокий процент наших посетителей (15%) и это больше чем в любом другом национальном музее Великобритании
        • Мы сотрудничаем с 80 университетами, ежегодно взаимодействуя с 12 тысячами студентов
        • Наши образовательные онлайн ресурсы ежегодно собирают 1,6 миллионов просмотров
        • Ежегодно мы обрабатываем 6 тысяч запросов и 2 тысячи визитов по вопросам научных исследований, связанных с нашей коллекцией
    Вне стен музея:
        • Как основной партнер Художественного Совета Англии, мы пытаемся внести новшества в работу музейного сектора
        • Наша волонтерская программа Volunteer Inclusion Programme помогла 370 бездомным лондонцам развить навыки работы для интеграции в общество
        • Мы делимся нашим опытом по созданию идеальной модели городского музея с приезжающими делегациями из Бразилии, Кореи, Франции и Австралии
        • С 2010 по 2013 год наш коммерческий доход вырос в два раза
        • Используемые нами зеленые крыши, энергоэффективное освещение и сбор дождевой воды снизили наши затраты и степень воздействия на окружающую среду

    Развитие наших активов

    Наши сотрудники, коллекция, информация, которой мы готовы делиться, и наши здания станут залогом успешного воплощения в жизнь этого стратегического плана. Мы знаем, что при продуманном менеджменте и грамотных инвестициях Музей Лондона сможет использовать по максимуму все свои преимущества.

    Наши сотрудники:

    Будучи творческими, предприимчивыми и готовыми работать в команде, наши сотрудники и волонтеры привнесут необходимое разнообразие в работу. Они - специалисты, фандрайзеры, кураторы и реставраторы, - представляют наши идеи и готовы воплотить их в жизнь. Учитывая навыки каждого из них и готовность к экспериментам, мы можем определить потенциальные области инноваций: цифровые технологии, коммерческая сфера и научные исследования.

    Наши коллекции:

    Наши коллекции официально признаны международно значимыми и являются неотъемлемой частью наследия Великобритании. Мы храним более миллиона объектов - от древнеримских ‘бикини’ до плавок молодого олимпийского чемпиона Тома Дейли. Продуманное пополнение нашей коллекции и обеспечение доступа к предметам - важные элементы нашего стратегического плана, поэтому мы готовы принимать достаточно жесткие решения о рационализации и обеспечении коллекции протестированными стандартами хранения.

    Наша информация:

    Мы знаем, как привнести ценность прошлого в настоящее. Это знание придает смысл нашей коллекции, которая должна стать бесценным сетевым ресурсом для современного мира. Мы хотим продолжать быть центром исследований истории столицы. Инвестируя в информационные технологии, начиная с нашего веб-сайта и заканчивая коммерческими продуктами, такими как продажа билетов и проведение мероприятий, мы повысим эффективность нашей работы и сможем быть уверены, что Музей Лондона останется актуальным и в будущем.

    Наши здания:

    У нас есть три очень разных здания: Музей Лондона (в здании городской стены), Музей Доклендс и Музей Хакни (Hackney Museum), каждое из которых включает общественные пространства, зеленые зоны, магазины, офисы и многое другое. Наша цель в долгосрочной перспективе - освободить Дом Мортимера Уитлера в Хакни и тем самым сократить количество наших зданий до двух. Снизив эксплуатационные расходы, мы сможем расширить экспозицию в здании городской стены (London Wall) и представить ее по-новому для наших посетителей. Для реализации проектов по улучшению инфраструктуры мы будем проводить фандрайзинг. Это поможет нам компенсировать затраты, которые не обеспечиваются финансированием, поступающим от Корпорации лондонского Сити.

    ВЫЗОВ

    Мы в полной мере осознаем ограничения, с которыми нам предстоит столкнуться в ближайшие пять лет. Растущее общественное и финансовое давление создает сложные условия для реализации наших амбициозных проектов. Но мы можем успешно достичь планируемых результатов, придерживаясь четкой стратегии, открытой перед широкой общественностью и обращенной к ней.

    Мы принимаем вызов в социальной сфере:

    В эпоху стремительных перемен в обществе, которое постоянно сталкивается с множеством проблем, мы полны решимости изменить жизнь лондонцев . Мы будем играть ведущую роль в области образования в столице; обеспечим бесплатный вход в наш музей; будем способствовать процессу осознания жителями столицы, что значит быть гражданином, будем рассказывать как развивалась наша нация, и какое влияние она оказала на мир вокруг.

    Мы будем способствовать развитию различных навыков у наших посетителей через систему волонтерских программ и проектов. Мы будем оказывать поддержку всем лондонским музеям и архивам, нуждающимся в ней. В конечном счете, мы рассчитываем своей деятельностью укрепить социальную сплоченность, развить творческий потенциал и улучшить экономическую ситуацию не только в Лондоне, но и во всей Великобритании .

    Мы принимаем финансовый вызов:

    Существуя в финансово ограниченной среде, мы понимаем, что должны вести осмотрительную и оперативную финансовую политику, обеспечивающую бережное и уважительное отношение к деньгам. Мы будем развивать коммерческую составляющую нашей деятельности, активно подходя к сбору средств и привлекая новые источники дохода, в том числе и гранты. Мы обеспечим строгий контроль за расходованием средств и человеческих ресурсов. Мы готовы пойти на серьезные ограничения, чтобы твердо встать на ноги.

    Возможности улучшения инфраструктуры:

    Как и у большинства музеев, наши здания требуют значительных инвестиций . Сейчас мы хотим изменить фасад London Wall, так как нынешнее его состояние не соответствует богатому внутреннему содержанию музея. Мы хотим создать единый культурный центр с маршрутами пешеходной доступности , объединяющими музей Лондона, район Барбикан и Гилдхоллскую школу музыки и театра.

    Мы принимаем вызов в экологической сфере:

    До сих пор мы были новаторами в области использования экологических систем в функционировании зданий. Мы стремимся быть образцом в области улучшения состояния окружающей среды в Лондоне. Сейчас наша главная задача — уменьшить потребление энергии .

    ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

    Мы хотим, чтобы люди вдохновлялись Лондоном, величайшим городом в мире. Привлечение большего числа посетителей расширит наше влияние как на отдельных лондонцев, так и на общество в целом.

    Аудитория:

    Во всем, что мы делаем, мы ориентируемся на свою аудиторию. Только такой подход может обеспечить нам увеличение числа посетителей до 1,5 млн. в год к 2018 году. В рамках нашей стратегии привлечения посетителей We Are London мы будем информировать общественность о каждом из аспектов нашей деятельности. Рост посещаемости необходим нам для достижения целей и мы начнем строить нашу деятельность, разделяя всю аудиторию на несколько категорий.

    Программная деятельность:

    Мы планируем сохранить и увеличить нашу аудиторию, организовывая инновационные выставки и мероприятия, связанные с современным искусством, которые могли бы удивить зрителя . В наших планах построить новое пространство для временных выставок, расширить постоянную экспозицию и разработать различные варианты туров по коллекциям. Сейчас мы работаем над организацией первого показа Чипсайдского клада, выставок о Шерлоке Холмсе (Музей Лондона) и современного искусства Лондона (Музей Доклендс).

    Выставочные пространства:

    В 2010 году мы открыли ставший популярным зал современного Лондона. Сейчас наше внимание нацелено на трансформацию пространства верхнего этажа, в котором представлена история Лондона от доисторических времен до пожара 1666 года. Его изменение - один из центральных пунктов нашей программы. В римском зале будут представлены результаты последних исследований по истории Лондона Римской эпохи, а в освободившихся в результате реорганизации выставочного пространства залах будет представлена эпоха Шекспировского Лондона и Чипсайдевский клад. Музей Доклендс будет расширен за счет пристройки галереи, с которой теперь будет начинаться знакомство с обновленным музеем.

    Опыт посетителя:

    Мы хотим, чтобы у наших посетителей оставалось о нас только лучшее впечатление, поэтому наши сотрудники на протяжении всего посещения музея взаимодействуют с гостями. Несмотря на возрастающую аудиторию, мы будем поддерживать высокое качество работы. Мы создадим больше пространств для неформального общения и улучшим опции для самых маленьких наших посетителей.

    Цифровые платформы:

    Интернет предоставляет музеям возможность охватить новую аудиторию. Наш проект Collections Online уже привлекает на сайт миллионы посетителей, а число скачиваний приложения Streetmuseum постоянно растет. Одной из наших приоритетных задач остается обеспечение онлайн доступа к информации о нашей коллекции. Разработка нового веб-сайта, поддержка доступа к нашим ресурсам с мобильных устройств и дальнейшее развитие наших приложений - основные пункты нашей цифровой стратегии.

    Волонтерство:

    Мы хотим дать волонтерам возможность получить новые навыки работы, улучшить их карьерные перспективы и понять город, внося реальные изменения в работу музея своей энергией и талантом. При финансовой поддержке Художественного Совета, мы будем воплощать в жизнь новую волонтерскую стратегию, привлекая не только программу LAARC, но и Команду Лондона (волонтерская программа мэра), состоящую из обычных горожан.

    СТАТЬ БОЛЕЕ УЗНАВАЕМЫМИ

    Мы хотим, чтобы публика знала кто мы, где находимся и чем занимаемся. Будучи единственным музеем о Лондоне, мы хотим создать место, где любой желающий мог бы получить необходимую ему информацию или поучаствовать в обсуждении городской жизни.

    Общение:

    Как быть услышанным в таком большом городе как Лондон? Мы хотим быть более заметными на оживленном культурном рынке города: появляться в привычных и неожиданных местах, где нас не привыкли видеть. Такая политика потребует значительных инвестиций, но она необходима для нас, если мы хотим расширить нашу аудиторию.

    Центр Лондона:

    Мы хотим стать центром информации о городе, местом куда обращаются за знаниями. Мы наладим диалог с властями города и будем говорить об актуальных проблемах города. Мы подключим к этому разговору всех людей, которые живут здесь, работают, и тех, кто просто чувствует себя в Лондоне, как дома. Мы хотим исследовать Лондон, его уникальную способность становиться приключением и открытием. Мы будем говорить о том, кто такой лондонец и что значит им быть.

    Лицом к окружающим:

    Мы физически связаны с Лондоном и хотим, чтобы эта связь стала более заметной. Так как мы связаны с районом Барбикан и школой музыки и драмы, у нас есть возможность организовать культурный центр. В наших планах наладить партнерские отношения с собором Святого Павла и станцией Фаррингдон.

    Сотрудничество:

    Сотрудничество с Администрацией Большого Лондона, Корпорацией лондонского Сити, Художественным Советом Англии и другими городскими организациями поднимет наш рейтинг в культурном секторе Лондона, ведущего города мира. Наладив партнерские отношения со всеми музеями, мы сможем обмениваться с ними навыками, повышая уровень профессионализма. Это позволит нам в дальнейшем наладить контакты с европейскими музеями, выйдя на международный уровень, и получать финансирование от ЕС.

    ГИБКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Мы хотим учиться и учить мыслить широко. То, как мы представляем коллекцию посетителям, то, что в нее входит, все наши исследования и действия должны так или иначе быть связаны с «серьезными» вопросами о Лондоне и его месте в мире.

    Значение коллекции:

    Новая стратегия наполнения коллекции изменит нашу работу. Так как мы хотим в первую очередь взаимодействовать с современным Лондоном, сильные и слабые стороны в наших коллекциях будут четко определены. Мы будем более обдуманно приобретать лишь те объекты, которые смогут стать ‘звездами’ нашей коллекции в ближайшие годы.

    Научные исследования:

    Информация, которую мы представляем и обсуждаем, затрагивает почти все стороны жизни Лондона. Мы хотим расширить интеллектуальное влияние, открыв коллекции для всех, кто может помочь нам создать захватывающий насыщенный современный контент. Нам необходимо иметь гораздо большую академическую среду и найти финансирование для исследований. Для этого мы хотим организовать высококвалифицированный Академический комитет, который будет контролировать исследования в музее и привлекать к этой работе большее число студентов из университетов-партнеров наших программ.

    Ближайшая цель: стратегическое партнерство с MOLA , крупнейшим археологическим музеем, в рамках которого мы будем искать новые способы наладить связь между людьми и Лондоном через археологию.

    ПРИВЛЕЧЬ КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА

    Наша основная социальная задача - работа с юными лондонцами. Мы ходим, чтобы все дети были очарованы историей и наследием их родного города.

    Развитие контактов со школами:

    Через школы мы можем взаимодействовать с каждой общиной Лондона. Наши коллекции это реальные вещи, доступные каждому ребенку независимо от его возраста и физических возможностей. При взаимодействии с ними в музее, они приобретают магию, которой нет в школьных аудиториях.

    Так как наша основная задача привлечь в музей молодое поколение, мы готовы переосмыслить привычную нам модель взаимодействия с посетителями, привнеся в работу больше игр. Мы хотим, чтобы школьные учителя приводили к нам своих учеников и здесь учили их понимать город и страну. С помощью Администрации Большого Лондона мы будем развивать учебный план Clore, а с Корпорацией лондонского Сити мы будем разрабатывать свою образовательную стратегию.

    Программы для привлечения семей:

    Мы хотим, чтобы больше семей после школы приходили к нам в музей. Для этого нам надо создать место, где ребенок мог бы чувствовать себя комфортно и его действия находили бы поощрение. В наших планах переоборудовать Mudlarks - пространство для школьников и их родителей в Музее Доклендс, сделав его полезным и для детей до 5 лет.

    ПРОЧНО ВСТАТЬ НА НОГИ

    Мы стремимся к созданию самоокупаемого музея, но государственное финансирование пока что остается для нас жизненно необходимым. Сейчас наша задача - увеличение дохода музея посредством расширения коммерческой деятельности и грантов, которые позволят осуществить наш стратегический план.

    Коммерческий аспект:

    Наши финансовые отделы сейчас в первую очередь работают с распределением средств на наиболее важные направления работы, но мы могли бы поступать по-другому. При введении коммерческих составляющих во все направления нашей деятельности, в том числе в торговлю и общественное питание, мы сможем получить новые ресурсы для существования музея и создать новую клиентуру.

    Роль посетителей:

    Мы даем возможность каждому посетителю внести свой вклад в музей различными способами. Все, что мы предлагаем в наших магазинах, кафе и ресторанах, должно превзойти ожидания наших гостей.

    Нам предстоит исследовать их вкусы, их желание и способность поддержать нас. Амбициозные планы касаемо развития розничной торговли, лицензирования и устройства общественного питания выстроены бок о бок с планами по привлечению новых посетителей.

    Фандрайзинг:

    Решающее значение для реализации потенциала музея имеют спонсоры и мы не сможем привести наш план в действие без их содействия. Их любовь к музею и поддержка наших идей вдохновляют и рождают в нас желание расширяться: привлекать к работе школы, вводить цифровые инновации, устраивать новые выставки, открывать новые выставочные залы. Мы станем более гибкими и наши амбициозные проекты смогут привлечь еще больше средств.

    Устойчивость:

    Быть более устойчивыми означает находится в меньшей зависимости от других. Работая в соответствии с инициативами Администрации Большого Лондона и Корпорации лондонского Сити, мы стали использовать зеленые крыши и энергоэффективное освещение. Потребление энергии остается на сегодняшний день нашей самой большой проблемой и из-за отрицательного влияния на окружающую среду и из-за больших затрат. Мы хотим использовать любую возможность улучшить наши здания, приняв правильные устойчивые решения.

    Наша страсть к изучению Лондона заразительна и рождается из постоянно меняющейся истории этого великого города. Мы хотим пробудить такое же чувство и в каждом лондонце с ранних лет его жизни и научить его думать о Лондоне по-новому.

    Музей выражает благодарность лондонцам, Корпорации лондонского Сити и Администрации Большого Лондона за их поддержку.

    Перевод: Полина Касьян.