Урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе) план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему. Конспект урока по литературе на тему. “Природа, у которой мы все учимся.” Конспект урока по произве

Конференция по рассказу Сетон-Томпсона «Лобо»

Цели конференции:

1. Пробудить интерес к творчеству писателя, к его произведениям о природе.

2. Знакомство с литературным жанром – зоорассказ.

3.Развитие умения наблюдать за жизнью животных, умение отбирать необходимые знания из большого объёма информации.

4. Воспитание интереса к жизни животных.

5. Расширение читательского кругозора обучающихся, развитие познавательного интереса.

Задачи конференции :

1. Развивать умение работать с текстом.

2. Способствовать осмыслению художественного текста.

3. Учить пересказу текста на русском и английском языках.

Подготовительный этап: обучающиеся читают рассказ Сетон-Томпсона «Лобо»; готовят сообщения о жизни волка в дикой природе; рисуют иллюстрации к рассказу; готовят пересказы эпизодов на русском и английском языках; готовят сообщения о жизни и творчестве писателя-натуралиста.

Оборудование: компьютерная презентация, выставка его книг, рисунки обучающихся.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, выборочное чтение, тестирование, художественный пересказ, работа с иллюстрациями.

Актуализация темы

Ребята, представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка. Что бы это могло означать? Мог ли это написать Черный волк? Нет? Потому что волк не умеет писать? Действительно, обыкновенный волк не умеет, а Черный волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Черный волк – человек. Такое имя дали канадские индейцы своему другу – писателю, художнику и натуралисту Эрнесту Сетону-Томпсону.

I. Вступительное слово учителя.

Конференция посвящёна творчеству канадского писателя Сетон-Томпсона.

– Что означает слово « конференция»? (Собрание, совещание групп людей по обсуждению определённых вопросов, тем.) До конференции прошла большая подготовительная работа: прочитали книгу, отвечали на вопросы, рисовали живописные портреты героев повести, писали сочинения-миниатюры, посмотрели фильм. Но спорить будет только по книге, обращаться к фильму не будем. Итак, начинаем работу нашей конференции. Вопросы конференции дети получили заранее, они распечатаны на отдельных листах.

Сегодня конференция посвящена рассказу «Лобо».

Обращение к эпиграфу

Известный журналист, натуралист и писатель В.М.Песков вспоминает, какое огромное впечатление произвела на него, 9-летнего мальчика, книга Сетон – Томпсона «Животные герои». В своих записях он пишет: «Только теперь, имея уже середину, понимаешь, как важно вовремя бросить нужное зернышко в землю. За 30 следующих лет я, пожалуй, не прочел книги, более нужной, чем эта…».

- А что мы знаем об удивительном человеке, написавшем рассказ «Лобо»?

І. Рассказы обучающихся о жизни и творчестве писателя на русском и английском языках .

1. Родился Сетон-Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после рождения переехала вся семья.

Первые годы родители Сетона-Томпсона и его девять братьев прожили на ферме неподалеку от города Линдсея. Это время навсегда запомнилось Эрнесту как самое счастливое из всех его детских лет. Мальчик впервые оказался среди дикой природы, и все свое свободное время проводил в полях и лесах, хотя, конечно, он не остался неучем. За эти годы мальчик научился писать и читать и даже начал ходить в школу.

2. С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивным и глупым, мальчик наблюдал за повадками животных и птиц, покупал на заработанные своими руками деньги книги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетрадь, вел собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канады». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорит «чепухи». Надо было заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег все еще не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшего в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивленные и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», - вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в своей автобиографии.

3. В 1870 году жизнь семьи Томпсонов круто изменилась. Они переехали в Канаду и поселились в Торонто. Там отец начал работать в городском управлении, определив детей в школу. Переезд в город не изменил отношения Эрнеста к природе.

4. Каждую свободную минуту он стремился провести за городом или в парке. В одном из укромных уголков парка мальчик построил себе хижину, в которой проводил все свободные часы. Эта маленькая хижина стала вторым домом мальчика. Он подружился с животными, подкармливал бродячих собак и кошек, наблюдал за их жизнью и повадками.

Школу он окончил с похвальным листом.

5. Юноша стал брать уроки у художника, поскольку к тому времени твердо решил поступать в художественную школу. В Торонто уже после первого курса Эрнест получил золотую медаль, которая позволила ему поехать в Лондон для совершенствования мастерства. Там Томпсон поступил в Королевскую школу живописи и скульптуры при Королевской академии художеств. Он учился хорошо и вскоре стал одним из лучших студентов академии. В те же годы у Эрнеста произошло и другое замечательное событие. Его рисунки увидел директор Британского музея, и они настолько потрясли его, что он выдал юноше пожизненное удостоверение для посещения всех хранилищ и библиотеки музея, чтобы тот мог рисовать животных.

- Знаете ли вы, что Сетон-Томпсон сам рисовал иллюстрации к своим произведениям.

До 1896 года он изучал изобразительное искусство в Лондоне, Париже, Нью – Йорке.

6. В это время у Томпсона и пробудился интерес к орнитологии (наука о птицах). Он стал много читать о птицах, изучил все их виды, перерисовывал картинки, рисовал их по памяти и с натуры. Он переселяется на ферму, которая принадлежала его брату. Именно там Эрнест встретился с героями своих произведений. На ферме он написал свою первую книгу «Иллюстрированное описание птиц Манитобы». Выход этой книги стал настоящим событием не только в жизни Томпсона, но и для всего научного мира.
Занимаясь иллюстрациями, Томпсон находил время и для того, чтобы писать большие картины. На полученные деньги он отправился в Европу и выставил в Париже на большом художественном салоне свою картину «Спящий волк», которая была восторженно принята критикой. Томпсона ожидала здесь известность и слава, тем более что до него мало кто из художников брался за изображение дикой природы и диких животных.

Но художник не остался в Европе и вскоре вернулся в США.
8. В 1893 году он выставил несколько картин на международной выставке в Чикаго. Увидев их, президент США Теодор Рузвельт пожелал встретиться с художником и заказал ему портрет волка-вожака.

Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании – рисовать.

Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием их поведения и образа жизни. В том же году к Томпсону обратился крупнейший американский издатель Скрибнер. Он предложил художнику издать книгу его рассказов с собственными рисунками. Успех первой книги Томпсона «Мои дикие друзья» превзошел все ожидания. Она была не только несколько раз переиздана, но и почти сразу же переведена на иностранные языки.
Теперь к Томпсону пришли известность и достаток.

9. Рассказы об индейцах, с которыми приходилось общаться во время путешествия, пронизанные своеобразным юмором и тревогой за будущее коренных американцев, полны уважения к индейцам, живущим в тяжёлых условиях канадского Севера.

Эти рассказы — невыдуманные истории, не сказки. Они положили «начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных». «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». Таких-то животных мы и видим в фильмах Уолта Диснея. А у Сетон-Томпсона животные всегда остаются животными, пусть со своими характерами, повадками, привычками, но животными...

Сетон_ Томпсон – писатель – натуралист.

Вопрос учителя:

А кто из русских писателей стали его продолжателем?

(В.В.Бианки, Г.А.Скребицкий, Н.Н.Сладков, Е.И.Чарушин. )

Кроссворд

1.Название страны, где прошла большая часть детства Сетона-Томпсона. (Канада)

2.Название одого из городов, где Сетон-Томпсон обучался рисованию. (Лондон)

3.Коренное население Америки. (Индейцы)

4.Дикая лошадь в Северной Америке. (Мустанг)

6. Главный герой рассказа «Лобо» (Волк)

7.Объект изучения орнитолога. (Птицы)

8.Птица,которая приносит счастье. (Аист)

9. Степной волк. (Койот)

Кто же такой, внимательные мои, художник-анималист?

А знаете ли вы, кто из российских писателей-натуралистов является одновременно и художником-анималистом как Сетон-Томпсон? (Е.И.Чарушин)

Слово учителя литературы:

Многие люди того времени, даже ученые, считали, что животный мир существует сам по себе и никак не связан с миром человека. Людям казалась оскорбительной сама мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. А героями литературных произведений животные становились лишь в сказках и баснях. Сетон-Томпсон был первый писатель, сделавший настоящих птиц и зверей героями своих произведений. Сетон-Томпсон хорошо знал их, понимал и очень любил. Очень часто люди думают о животных как о существах, не умеющих чувствовать, переживать, не способных проявлять заботу или самоотверженность. Книги Сетона-Томпсона помогают преодолеть подобные взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Сетон – Томпсон на протяжении всей своей жизни не переставал напоминать людям, что лишь общение с живой природой, бережное отношение к ней может стать источником радости. Он много путешествовал, бывал в лесах, в местах, еще не обжитых человеком. Сетон – Томпсон дружил с индейцами, удочерил девушку Ди, а именем своего друга индейца Часки назвал открытое им озеро. И индейцы любили своего православного друга, поэтому наградили его всеми высшими своими отличиями и званиями, оставаясь верными ему до последних дней жизни. Умер Эрнест Сетон – Темпсон 23 октября 1946 года, и прах его, согласно его воле, был развеян над холмами любимой им дикой природы. Природа выступает в его рассказах как необычное действующее лицо, и все же главным в его творчестве оставалось описание жизни и борьбы животных.

Вопрос учителя:

- Поскольку речь в рассказе пойдёт о волке, давайте вспомним, что собой представляет это животное с точки зрения зоологии.

  • какой образ жизни ведут волки?
  • как устроена волчья стая?
  • как охотятся волки?

2. Краткий пересказ сюжета рассказа «Лобо»

( Сюжет рассказа «Лобо» незамысловатый. В скотоводческой области, называемой Курумпо, в краю «богатых пастбищ» и «огромных стад», появилась стая волков, вожаком которой был старый Лобо. Стая была невелика. Тем не менее, она приводила в ужас владельцев стад своей дерзостью и опустошительными набегами.

Дерзкие и стремительные набеги этой стаи заставили врасплох скотоводов и заканчивались, как правило, легкой победой волков и отчаянием ковбоев, не сумевших уберечь своих коров и овец. Охотники, изъявившие желание помочь жителям Куррумпо, как ни старались, не могли уничтожить хищников. Их охотничья хитрость, житейский опыт оказывались пустым звуком: всякий раз Лобо обходил расставленные капканы, пренебрегал искусно разбросанными отравленными приманками. Волчий ум, казалось, ни в чем не уступал человеческому. Страх перед хитрым и изворотливым хищником породил суеверие. Местные жители называли старого Лобо оборотнем. И все-таки развязка подтвердила верховенство людей над миром природы. Непобедимый Лобо был повержен. Скотоводы Куррумпо облегченно вздохнули. Охотник, поразивший матерого, получил обещанную премию. Вот и все. Чего уж проще. Но простота сюжета только усиливает психологизм рассказа, его драматическую напряженность.

- Чем заканчивается в рассказе противоборство волка и человека?

- Какое чувство вызывает у читателя это противоборство?

(Противоборство человека и волка, заканчивающееся гибелью хищника, вызывает у читателя не, казалось бы, единственно нормальное для человека чувство восхищения смелостью и умом охотника, а совершенно неожиданное чувство жалости к волку.)

3. Вопросы к конференции

1. Считаете ли вы Лобо высокоодарённым существом?

(Лобо –высокоодаренное существо. Он – яркое свидетельство того, как щедра и богата природа, какими совершенными могут быть ее создания и как наивны мы, полагая, что наше превосходство над всеми другими существами, живущими на Земле, абсолютно. Лобо отправился по тропе и находился уже между двумя параллельными рядами капканов, когда заметил единственный капкан, спрятанный на самой тропе. Он остановился вовремя. Как и почему он догадался, в чем дел, я не знаю. Во всяком случае, Лобо не свернул ни вправо, ни влево, а медленно и осторожно попятился, стараясь ставить каждую лапу на свой прежний след, пока не выбрался из опасного места. Затем, обойдя капканы с другой стороны, он стал скрести задними ногами камни и комья земли, пока не захлопнул все капканы. То же самое он проделывал и во многих других случаях, и как ни разнообразил я свои способы, он всегда уходил невредимым.)

2. Давайте найдём в тексте описания вожака стаи и фразы, характеризующие его как высокоодарённую особь, возвышающуюся над остальными волками.

(«Старый Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков, опустошавших долину Куррумпо в течение долгих лет».» Лобо не хотел водить большую стаю, а может быть, ее увеличению препятствовал свирепый нрав».

«Один из них, помощник Лобо, был настоящим гигантом, но даже он уступал Лобо в силе и проворстве».

«Его тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы и оберегать стаю».

«Старый Лобо хорошо умел выбрать местность».

«Я быстро напал на следы стаи, которую в Лобо, - его след всегда можно было легко отличить, так как он был значительно крупнее обычного волка».

«я поехал дальше по его следу и увидел, что третья приманка тоже исчезла, а след вел дальше, к четвертой. И тут я убедился, что Лобо не проглотил ни одной из них, а только тащил их в своей пасти и затем, сложив в кучу, загрязнил их нечистотами, чтобы выразить свое полное презрение к своей хитрости».

«Старый Лобо, «волк-оборотень», знал не хуже пастухов, что моральную силу стада составляют именно козлы…»

3. Давайте теперь составим «портрет» героя рассказа Сетона-Томпсона.

(Лобо – сильный, умный, расчетливый и хитрый хищник. Он безошибочно находит выход из самых сложных и опасных ситуаций. Он – необычный волк. Его способности поражают воображение человека. Именно поэтому они называют его оборотнем. Лобо – лидер, вожак. Он деспотически управляет стаей, его свирепый нрав внушает страх его подданным.)

4. Хотелось бы знать, не преувеличил ли писатель способности своего героя? Действительно ли волки столь умные животные? Мы привыкли восхищаться биологическими возможностями обезьян, дельфинов, но чтобы волки… Принято считать, что в сказках отражены наблюдения человека за явлениями природы, поведением животных. Почему же тогда в них, как правило, волк показан глупым, в то время, как другой обитатель леса, лиса, предстает перед нами существом хитрым, изворотливым, предприимчивым? (Сказка – плод фантазии. А фантазия часто желаемое выдает за действительное. Веками люди боялись волков и удивлялись их исключительным способностям. Это, кстати, отражено в мифах различных народов. Вспомним хотя бы исландские саги или римскую легенду о волчице, которая вырастила Ромула и Рема, основателей Рима… Что же касается наблюдений ученых-натуралистов, то они почти абсолютно совпадают с описанием поведения и повадок волка в рассказе Сетона-Томпсона. Обратимся к «Жизни животных», великолепной книге немецкого натуралиста Альфреда Брема: «В сказках и баснях волк изображается дурковатым существом, которое постоянно дает себя перехитрить и обмануть лисице, но этот образ вовсе не соответствует действительности, так как в хитрости, лукавстве, умении притворяться и осторожности волк нисколько не уступает лисице и скорее во многом ее превосходит. В большинстве случаев он умеет прекрасно приноровиться к обстоятельствам, свои поступки обдумывает и умеет найти выход из затруднительного положения».)

5. У Лобо есть только одна слабость. Кому он позволял нарушить существующий тысячилетиями «волчий» закон – нельзя обгонять вожака стаи, нельзя пренебрегать «авторитетом» матерого?

(Это была красивая белая волчица, которую «мексиканцы называли Бланкой», его подруга, его «волчья» привязанность.)

6. Что погубило Лобо? (Его погубило чувство, которое, как считалось долгое время, может быть присуще только человеку, - что-то среднее между любовью и привязанностью, между заботой о предмете любви и преданностью.)

7. Как удалось его поймать? ( Неосторожность Лобо, основанная на его редком для животного чувстве, была единственной возможностью наказать его за дерзкие набеги на стада ковбоев, и охотники воспользовались ей. Поставили капканы, и в один из них попалась Бланка. Охотники умертвили ее, радуясь, что нанесли первый смертельный удар Лобо.)

8. Как переживал Лобо гибель Бланки? ( Привязанность Лобо к волчице Бланке превзошла ожидания охотника. Он переживал ее гибель с тоской и отчаянием, свойственными, пожалуй, только разумному существу.

Весь этот день мы слышали его жалобный вой, и я сказал одному из ковбоев:

Теперь я уже не сомневаюсь, что Бланка действительно была его подругой.

К вечеру Лобо, очевидно, направился к нашему ущелью, так как голос звучал все ближе и ближе. В этом голосе слышалось горе. Он выл не яростно, как прежде, а протяжно и жалобно. Он как будто звал свою подругу: «Бланка, Бланка!» В конце концов он, должно быть, напал на наш след и, когда достиг того места, где она была убита, издал душераздирающий жалобный вой. Раньше я никогда не думал, что мне так тяжело будет его слушать. Даже суровые ковбои удивлялись этому горестному вою.)

9. Отчего, по-вашему, умер Лобо? Ведь охотники не стали его убивать .(От тоски, так как потерял свою подругу) (Но боясь мести Лобо, хитрые охотники решили во чтобы то ни стало уничтожить его. Они поставили 133 крепких волчьих капканов, надежно их спрятав под деру, а сверху положили по одной отрезанной лапе Бланки. Когда читаешь эти строки, становится не по себе, начинаешь осуждать охотников и жалеть Лобо. Ведь он пришел к этим капканом, почуяв запах своей любимой. Когда охотники пришли к этому месту они увидели Лобо. Бедный старый герой, он не переставал искать свою любимую и безрассудно бросился по ее следу и попал в ловушку. Четыре железных тиска держали его четыре лапы. С большим трудом удалось его связать и привезти не ферму. Охотники не убили Лобо; он умер сам, потеряв силу, свободу и подругу. И те, кто травил его, кто разлучил с Бланкой, в конце рассказа, мне так кажется, сказали ему последнюю дань уважение. Писатель пишет: «Мы оттащили труп под навес, где лежали останки Бланки, положили его рядом с ней, и ковбой проговорил: -Ты все искал ее? Ну, так теперь вы снова вместе!»)

10. Во имя чего писал свои рассказы писатель?

Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательства людей в их популяцию. Персонажи рассказов Сетона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Даже самая черствая душа после общения с его книгами должна проникнуться чувством сострадания и жалости к меньшим нашим братьям. Мысль писателя выражена словами охотника Яна из рассказа «По следам оленя», обращаемыми к гордому красавцу с «великолепными ветвистыми рогами»:

Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы можем понять друг друга без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты уже не боишься меня…


Е. Сетон-Томпсон - писатель, влюбленный в мир природы (на примере произведения «Лобо»)

Известный канадский писатель-натуралист захватывает читателей изображением природы и мира животных. Его произведения напоминают о том, что деревья и травы, родниковая вода и явления природы - это ценность земного бытия. К сожалению, мы нередко забываем об этом, наносим вред окружающей среде. Любим животных или птиц, что живут, например, с нами в квартире, а голодные собака или кошка с улицы нередко совсем не вызывают у нас сочувствие.

Проанализируем рассказ «Лобо», в котором Е. Сетон-Томпсон относится к животным с любовью, даже если они волки и приносят огромный вред человеку. Творении писатель впервые реалистично изображает действия и поведение животных. Открывает нам, что звери тоже могут любить, грустить и ненавидеть. Герои писателя погибают, ведь в природе выживают сильнейшие.

Главный герой произведения - огромный волк чрезвычайной силы и ума. Он чувствовал себя царем среди сочных трав, тенистых рощ и водопоев., где отдыхала скот. Волк дерзко нападал на коров даже среди белого дня. Его вой охотники узнавали среди других волков. Но убить хищника или поймать в капкан никому не удавалось. Лобо, так звали волка, всегда обходил опасное место и снова выбирал себе на обед еще одну лучшую корову.

Вскоре в волчьей стае появилась маленькая белая волчица, которую мексиканцы прозвали Бланкой. Сетон-Томпсон называет ее ласково витівницею. Она не боялась Лобо, ведь была его подругой. Когда Бланка попала в капкан, волк не оставил ее. Он звал подругу за собой, и она бежала за ним, пока хватило сил.

Бланка погибла. Лобо очень страдал. Искал ее след и печально выл. А потом отомстил тому, кто убил Бланке. Волк разорвал его собаку.

И все же человек умнее волка. Охотник сделал лапой Бланки следует. Глубоко скорбя за подругой, волк наткнулся на него и оказался в ловушке.

Писатель жалеет Лобо, называет его старым разбойником и прекрасным зверем. Достоинство волка поражает. Он только один раз позвал на помощь волков. Но они не откликнулись. Тогда Лобо даже не смотрел на охотника, не пил и не ел, лишь направлял взгляд на широкие поля, на волю, где он так долго царствовал.

Сердце Лобо не выдержало страданий, и он умер от тоски по Бланкой и волей. И в то же время послышалось громкое завывание волков. Они будто прощались с Лобо.

Вот такой интересный и реалистичный мир природы в рассказе Е. Сетона-Томпсона «Лобо».

Описание материала: урок основан на рассказах о животных Сетона-Томпсона и биологических сведениях о волке, лисице, медведе и голубе.

Цели урока:

  1. Знакомство с личностью и творчеством натуралиста, художника и писателя Э. Сетона-Томпсона;
  2. Знакомство с литературным жанром – зоорассказ;
  3. Развитие умения наблюдать за жизнью животных, умение отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  4. Воспитание интереса к жизни животных;
  5. Расширение кругозора учащихся.

Подготовительный этап: учащиеся читают рассказы Сетона-Томпсона «Лобо», «Медвежонок Джонни», «Домино» и «Арно»; готовят сообщения о жизни волка и лиса в дикой природе, о многообразии подвидов медведей и о разведении человеком голубей.

Учащиеся рассаживаются по группам.

Оборудование: портрет Сетона-Томпсона, выставка его книг, выставка журналов «NATIONAIL GEOGRAHIC. Юный путешественник», компьютерные презентации, подготовленные учениками о волке, медведе, лисе и голубе.

Ход урока

Слово учителя литературы: Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон издал первый сборник своих рассказов в 1898 году. Сборник назывался «Животные, которых я знал». Этот сборник имел огромный успех и за короткое время вышел в нескольких изданиях. Книга открыла тогдашним читателям новый, совсем неведомый им мир. Многие люди того времени, даже ученые, считали, что животный мир существует сам по себе и никак не связан с миром человека. Людям казалась оскорбительной сама мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. А героями литературных произведений животные становились лишь в сказках и баснях. Сетон-Томпсон был первый писатель, сделавший настоящих птиц и зверей героями своих произведений. Изучению этих героев он посвятил свою жизнь. Сетон-Томпсон хорошо знал их, понимал и очень любил. И сегодня вы, наши юные читатели и натуралисты, пройдете «по следам Сетона –Томпсона», познакомитесь с его героями, исследуете жизнь волка, лиса, медведя и голубя.

Слово работника библиотечного центра с обзором книжной выставки, демонстрации журналов о животных, краткий рассказ о жизни Сетона- Томпсона, с чтением отрывков из его книги «Моя жизнь».

Слово учителя биологии: Очень часто люди думают о животных как о существах, не умеющих чувствовать, переживать, не способных проявлять заботу или самоотверженность. Книги Сетона-Томпсона помогают преодолеть подобные взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение.

Разминка.

Знаете ли вы, что Сетон-Томпсон сам рисовал иллюстрации к своим произведениям.

Это были скорее не иллюстрации художника, а наброски натуралиста на полях своего дневника наблюдений. Эти рисунки передают не только внешний вид зверя или птицы, но и их характер, настроение и всегда - отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора. Именно эти рисунки предлагаются вашему вниманию, рассмотрите их и определите, к какому произведению они относятся.

I этап – рассказ «Лобо».

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы, опираясь на текст произведения, зачитывая отрывки:

  • чем был знаменит этот волк?
  • как удалось его поймать?
  • отчего, по-вашему, он умер?

2. Ученики рассказывают о жизни волка в дикой природе и о способах его охоты. Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • какой образ жизни ведут волки?
  • как устроена волчья стая?
  • как охотятся волки?

3. Вывод учителя биологии: Не случайно за волками закрепилась слава жестоких хищников, умных и жадных. Однако это не означает, что они не способны на трогательную заботу и самоотверженность.

II этап – повесть «Домино».

Знаете ли вы, что птицы и звери волновали Сетона-Томпсона еще в детстве. Как то в магазине он увидел книгу «Птицы Канады» и решил ее купить во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар. Чтобы собрать эти деньги Эрнест чистил клетки кроликов, собирал насекомых для коллекции одной англичанки, целый месяц рубил дрова, зарабатывая недостающие 25 центов. И вот желанная книга в руках.

  • какой зверек является главным героем произведения?
  • почему его зовут Домино?
  • что стало верным другом Домино в минуту опасности?
  • кто был заклятым врагом Домино?
  • какую роль в судьбе лиса сыграла Гекла?
  • как Домино удалось спастись?

2. Ученики рассказывают о жизни лиса в дикой природе с момента рождения до старости.

Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • объясните, почему в народных сказках лис, лиса – хитрый и ловкий обманщик?
  • что в повадках лиса подтверждает данную репутацию?
  • как устроена нора у лис?
  • как лисы занимаются воспитанием лисят?

3. Вывод учителя биологии: Смекалка, сообразительность и хитрость реальных лис замечены различными народами и легли в основу сказок, легенд и мифов.

Разминка.

У Сетона-Томпсона есть свой природный календарь. Январь у него – «Снежный», февраль – «Голодный», март – «Вороний», июль – «Месяц высоких трав», сентябрь – «Месяц красных листьев». .. Ученикам предлагается придумать по цепочке названия недостающих месяцев.

III этап – рассказ «Медвежонок Джонни».

Знаете ли вы, что Сетоном Томпсоном написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды – золотой медали «Элиот».

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:

  • где жил Джонни?
  • каким было прозвище его матери?
  • где проще всего можно было «пообщаться» с медведями?
  • каким был Джонни по характеру?
  • кто стал для него приемной матерью»?
  • как закончилась история этого медвежонка?

2. Ученики рассказывают о медведях гризли, о многообразии видов медведей. Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • почему большинство медведей на зиму укладываются спать в берлогу?
  • кто такой медведь-шатун? Чем он опасен?
  • расскажите о белых и бурых медведях?
  • чем от них отличаются панды

3. Вывод учителя биологии: Медведь – один из самых крупных наземных хищников. Медведи сильные и опасные, но агрессивность проявляют только в редких случаях, защищаясь сами или защищая своих медвежат.

IV этап – рассказ «Арно».

Знаете ли вы, что стараясь остановить бессмысленное и бесцельное истребление диких животных, Сетон-Томпсон организовал в Канаде «Лигу лесоведения». Эта организация ставила своей целью изучение родной природы и охрану животных. «Я убежден, что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям», – так говорил Сетон-Томпсон.

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:

  • чем возвратный голубь отличается от обычного?
  • как отмечают достижения возвратных голубей?
  • как Арно сумел спасти пароход?
  • как голубь попал в плен? Сколько времени он пробыл в плену?
  • что случилось с Арно около дома?

2. Ученики рассказывают о породах голубей, о причинах разведения человеком голубей и об их необыкновенных способностях.

Ученики отвечают на вопросы учителя биологии:

  • что такое экстраполяция?
  • что помогает птицам ориентироваться в полете?
  • способны ли другие животные к предвидениям, предчувствиям?

3. Вывод учителя биологии: Экстрасенсорными способностями обладают не только животные, но и некоторые люди. Но то, что для многих животных – обычное явление, для человека – «дар, отпущенный природой».

Разминка.

Ученикам предлагаются рисунки с изображением следов различных животных и человека. Учащиеся должны определить, кому принадлежат данные следы, и соотнести этих животных с героями произведений Сетона-Томпсона.

Завершить урок можно словами другого знаменитого писателя, большого друга животных – Д. Даррелла. «Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садоводства. С пренебрежением отнесясь к нашему саду, мы готовим себе в недалеком будущем мировую катастрофу, наподобие атомной войны, причем делаем это с благодушным самодовольством малолетнего идиота, стригущего ножницами картину великого художника. Из года в год повсеместно мы создаем пылевые пустыни и поощряем эрозию, сводя леса на нет и подвергая луга чересчур интенсивному выпасу, загрязняем промышленными отходами воздух и воду. Мы настолько оторвались от природы, что возомнили себя богами. Такое мировоззрение ни когда не приносило добра. В отличие от нас животные не властны над своим будущим. У них нет членов парламента, которых они могли бы засыпать жалобами, они не могут объявить забастовку и потребовать лучших условий. Их будущее, само их существование – в наших руках».

Интегрированный урок

по рассказу Сетона-Томпсона «Лобо» (6 класс)


Появление в школьных программах по литературе имени писатели, художника и натуралиста Эрнеста Сетона-Томпсона не случайно. Проблема защиты животных и охраны среды их обитания в настоящее время стоит особенно остро, и её решение немыслимо без воспитания у подрастающего поколения любви к меньшим нашим братьям. Широта диапазона творческой личности канадского писателя обусловливает выбор методического подхода к изучению его наследия. Интегрированный урок, вести который могут три учителя литературы, зоологии и рисования, поможет ученикам глубже понять не только своеобразие таланта Сетона-Томпсона, но и мотивы и цели его творчества. Предлагаемый урок состоит из двух частей: первая – посвящена биографии писателя, вторая – осмыслению общего принципа, положенного в основу создания его произведений, через художественный анализ одного из них – рае- сказа «Лобо».

Учитель литературы. Ребята, представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы дети – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка, Что бы это могло означат; Мог ли это написать Чёрный Волк? Нет? Потому что волки не умеют писать? Действительно, обыкновенные волки не умеют, а Чёрный Волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Чёрный Волк – человек. Гадкое имя дали! Канадские индейцы своему другу – писателю, ходожнику и натуралисту Эрнесту Сетону-Томпсону.

Родился Сетон-Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья. С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивный и глупым, мальчик наблюдал за повадками животных и птиц, покупал на заработанные своими руками деньги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетради, вел собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канада». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорил, «чепухи». Надо было их заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег все еще не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшей в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивленные и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», - вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в своей автобиографии.

Учитель зоологии. Произведения канадского писателя могут быть своеобразным пособием для юных натуралистов: они настоящая энциклопедия лесной жизни для тех, кто любит и готов защищать природу и её творения, особенно животных и птиц. Отметим такие из них: «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Биография гризли» (1900), «Из жизни гонимых» (1901), «Животные-герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909)…. Его перу принадлежат и книги, написанные в жанре приключенческого романа: «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились» (1903) и «Рольф в лесах» (1911).

«Я удивлен, - писал Сетон-Томпсон, - что каждое из животных представляет собой драгоценное наследие, которое не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям». Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь! За исследования в области зоологии он получил в Канаде должность «Государственного натуралиста». А за научные труды был удостоен высокой награды, присуждаемой в США, - золотой «Элиот».

Учитель рисования . Кроме интереса к зоологии и литературе, с детских лет у Сетона-Темпсона было увлечение живописью. Мир знает его и как талантливого художника-анималиста. Отец рано обнаружил способности сына к рисованию. «Что такое быт натуралистом?» Чепуха! Разве это профессия? – думал он, отдавая мальчика учиться мастерству живописца у живущей неподалёку художницы. – Писать картины и продавать их – вот дело, заслуживающее внимание!»Старшему Сетону-Томпсону в голову и не приходило, что можно сочетать интерес к миру животных и талант художника. Юный Эрнест доказал, что это возможно. Первой картиной, написанной мальчиком маслом, был портрет ястреба. Эту птицу, как в последствии и других зверей и пернатых, Сетон-Томпсон рисовал с натуры. Художественное образование Эрнест получил в Торонтском колледже искусств и в Лондонской школы живописи и скульптуры при Королевской академии. Любимым местом его прогулок и занятий живописью становиться, зоосад. В Лондоне, а затем в Париже, где Сетон-Томпсон совершенствовал свое мастерство, посещая зверинцы, он рисовал любимых птиц и животных. Быть может тогда и возникла у него идея сопровождать свои рассказы о животных рисунками на полях книг. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором. Многим современникам писателя не нравились эти иллюстрации. Они обвиняли его в желании очеловечить четвероногих обитателей леса, утверждали, что изображение зверей, сделанные рукой художника-натуралиста, передают их настроение, чувства, и чувствами, дескать, животные обладать не могут. Тем не менее Сетон-Томпсон оставался верен себе. Известные натуралисты Альфред Врем, Бернград Гржимек, ДжеральдДа-релл, Джой Адамсон в своих исследованиях о мировой фауне подтвердили его наблюдения.

Учитель литературы: Рассказы Сетона-Томпсона о животных полны драматических событий и часто имеют трагический конец? Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что, казалось бы, должно быть присуще только людям. Предпочитая смерть неволе, погибает дикая лошадь в рассказе «Мустанг-иноходец». Рискуя жизнью, спасает от своры собак свою серебристую подругу лис Домино (повесть «Домино»). Защищая хозяина, бросается на огромного медведя-гризли крохотная собачка («Глупый Билли»). Бесстрашно ведет себя куропатка, уводя за собой лисицу, пришедшую разорить гнездо и погубить птенцов («Красношейка»).Умирает от тоски вожак волчьей стаи Лобо, потерявший подругу-волчицу Бланку («Лобо»).

Рассказ о волке Лобо, пожалуй, одно из лучших произведений Сетона-Томпсона и уж наверняка лучший рассказ из его «волчьего» цикла, в который, кроме «Лобо», входят «Виннипегекий волк», «Бэдленский Билли, или Волк-победитель», «Тито». История луговой волчицы».

Учитель рисования . Рассказ «Лобо» пользовался собой особой любовью писателя. Не случайно он изобразил героя этого произведения на картинке, получившей название «Лобо – король волков» (1893).

Учитель зоологии . Поскольку речь в рассказе Сетона-Томпсона пойдет о волке, давайте вспомним, что собой представляет это животное с точки зрения зоологии. Волк – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина тела до 160 см, масса до 50 кг. Отдельные особи достигают до 60-70 кг, но это бывает исключительно редко. Самки немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии и Северной Америке. Говорят: «Волка ноги кормят». Это близко к истине: на одном месте хищники живут не более 2-3 дней. Как правило, стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 кв. км. За сутки волки пробегают 180-200 км.

Б.И. Разумовский в книге «Охота на волка» пишет: «Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью, на которой звери неутомимы. К добычи волки подкрадываются шагом. От опасности уходят карьером, развивая скорость до 85 км в час»

Следует отметить, что волк-животное многогранное: самец и самка образует семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотиться, оберегают от опасности. Зоологи считают волков умными хищниками. Большой урон наносят волки скотоводству и охотничьему хозяйству. Люди вынуждены регулировать численность волков на той или иной территории. Однако они не должны забывать, что в природе должно быть строго определенное количество хищников. Поэтому охота на волка необходимо вести, опираясь на рекомендации биологов. «Если численность животных ниже критической, они постепенно исчезают, что уже случилось со многими видами. Вспомним тасманского сумчатого волка, скалистого голубя и т.п.»

Учитель литературы . Сюжет рассказа «Лобо» незамысловатый. В скотоводческой области, называемой Куррумпо, в краю «богатых пастбищ» и «огромных стад», появилась стая волков, вожаком который был старый Лобо. Стая была невелика. Тем не менее она приводила в ужас владельцев стад своей дерзостью и опустошительными набегами.

Дерзкие и стремительные набеги этой стаи заставили врасплох скотоводов и заканчивались, как правило, легкой победой волков и отчаянием ковбоев, не сумевших уберечь своих коров и овец. Охотники, изъявившие желание помочь жителям Куррумпо, как ни старались не могли уничтожить хищников. Их охотничья хитрость, житейский опыт оказывались пустым звуком: всякий раз Лоб обходил расставленные капканы, пренебрегал искусно разбросанными отравленными приманками. Волчий ум, казалось, ни в чем не уступал человеческому страху перед хитрым и изворотливым хищником породил суеверие. Местные жители называли старого Лобо оборотнем… И все таки развязка подтвердили верховенство людей над миром природы непобедимый Лобо был повержен. Скотоводы Куррумпо облегченно вздохнул! – охотник поразивший матерого, получи: обещанную премию. Вот и все. Чего уж проще. Но простота сюжета только усиливает психологизм рассказа, его драматическую напряженность. Противоборство человека и волка, заканчивающееся гибелью хищника, вызывает у читателя не, казалось бы, единственно нормальнее для человека чувство восхищения смелостью и умом охотника, а совершенно неожиданное чувство жалости к воли.

«Меня осыпали горькими упреками за то, я убил Лобо, - вспоминал Сетон-Томпсон, - а главное за то, что я – к великому горю мягкосердечных читателей – подробно рассказал об этом. На эти упреки я отвечу следующими вопросами: «Какое настроение вызвал у читателей рассказ о Лобо? На чьей стороне – на стороне человека, убившего Лобо, или на стороне этого благородного четвероногого, окончившего свои дни так же как прожил их с полным ДОСТОИНСТВОМ безбоязненно, мужественно?» Ясно, что если сочувствие читателей на стороне Лобо, то писатель этих упреков не примет: его задача выполнена.

Итак, Сетон-Томпсон признает, что в его авторскую задачу входило вызвать сочувствие к хищнику, волку, одно упоминание о котором на протяжении века порождало у человека только желание схватить ружье и стрелять до тех пор пока в округе не останется ни одного представителя этого вида животных.

Чем же обусловлен замысел Сетона-Томпсона? Оправдан ли он? Не оказался ли писатель в плену собственной нелепой фантазии? На эти вопросы можно ответить только после детального анализа произведения. Начать его следует с задания для учащихся: найти в тексте описание вожака стаи («волчий портрет») и фразы, характеризующие его как высокоодаренную особь, возвышающуюся над средним уровнем данного биологического вида.

Ученики . «Старый Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков опустошавших долину Куррумпо в течение долгих лет»

«Старый Лобо был воин-великан, а его хитрость и сила соответствовали его росту.

«Лобо не хотел водить большую стаю а может быть, ее увеличению препятствует свирепый нрав».

«Один из них, помощник Лобо, был настоящим гигантом. Но даже он уступал Лобо в силе и проворстве».

«Но тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы и оберегать стаю».

«Старый Лобо хорошо умел выбрать местность».

«Всего в какой-нибудь тысяче ярдов от дома Лобо со своей подругой устроили логовище и вырастили детенышей».

«Я быстро напал на следы стаи, которую вел Лобо, - след всегда можно было легко отличить, так как он был значительно крупнее следа обычного волка».

«Я поехал дальше по его следу и увидел, что третья приманка тоже исчезла, а след вел дальше, к четвертой. И тут я убедился, что Лобо не проглотил ни одной из них, а только тащил их в своей пасти и затем, сложив в кучу, загрязнил их нечистотами, чтобы выразить свое полное презрение к моей хитрости».

«Старый Лобо, «волк-оборотень», знал не хуже пастухов, что моральную силу стада составляют именно козлы…»

Учитель литературы. Давайте теперь составим «портрет» героя рассказа Сетона-Томпсона. Лобо – сильный, умный, расчетливый и хитрый хищник. Он безошибочно находит выход из самых сложных и опасных ситуаций. Он – необычный волк. Его способности поражают воображение людей. Именно поэтому они называют его оборотнем. Лобо – лидер, вожак. Он деспотически управляет стаей, его свирепый нрав внушает страх его подданным. У Лобо есть только одна слабость – это странная привязанность к своей подруге – волчице Бланке. Но об этой слабости разговор впереди. А сейчас прочитаем отрывок из рассказа, который подтверждает: Лобо – высокоодаренное существо. Он – яркое свидетельство того, как щедра и богата природа, какими совершенными могут быть ее создания и как наивны мы, полагая, что наше превосходство над всеми другими существами, живущими на Земле, абсолютно.

Лобо отправился по тропе и находился уже между двумя параллельными рядами капканов, когда заметил единственный капкан спрятанный на самой тропе. Он остановился вовремя. Как и почему он догадался, в чем дело, я не знаю. Во всяком случае Лобо не свернул ни вправо, ни влево, а медленно и осторожно попятился, стараясь ставить каждую лапу на свой прежний след, пока не выбрался из опасного места. Затем, обойдя капканы с другой стороны, он стал скрести задними ногами камни и комья земли, пока не захлопнул все капканы. То же самое он проделывал и во многих других случаях, и как ни разнообразил свои способы, он всегда уходил невредимым.

Хотелось бы знать, не преувеличил ли писатель способности своего героя? Действительно ли волки столь умные животные? Мы привыкли восхищаться биологическими возможностями обезьян, дельфинов, но чтобы волки... Приятно считать, что в сказках отражены наблюдения человека за явлениями природы, поведением животных. Почему же тогда в них, как правило, волк показан глупым, в то время, как другой обитатель леса, лиса, предстает перед нами существом хитрым, изворотливым, предприимчивым?

Учитель зоологии. Сказка – плод фантазии. А фантазия часто желаемое выдает за действительное. Веками люди боялись волков и удивлялись их исключительным способностям. Это, кстати, отраженно в мифах различных народов мира. Вспомним хотя бы исландские саги или римскую легенду о волчице, которая вырастила Ромула и Рема, основателей Рима…Что же касается наблюдений ученых-натуралистов, то они почти абсолютно совпадают с описанием поведения и повадок волка в рассказе Сетона-Томпсона. Обратимся к «Жизни животных», великолепной книге немецкого натуралиста Альфреда Брема: «В сказках и баснях волк изображается дурковатым существом, которое постоянно дает себя перехитрить и обмануть лисице, но этот образ вовсе не соответствует действительности, так как в хитрости, лукавстве, умении притворяться и осторожности волк нисколько не уступает лисице и скорее во многом ее превосходит. В большинстве случаев он умеет прекрасно приноровиться к обстоятельствам, свои поступки обдумывает и умеет найти выход из затруднительного положения»

И еще о волке из той же книги: «Он старается обмануть свору собак, обнаруживая при этом большую осторожность и хитрость и не теряет присутствия духа даже, когда за ним гонятся. Его зрения, слух и обоняние одинаково хорошо развиты. Утверждают, что он не только хорошо чует следы, но даже слышит запахи на большое расстояние.

Учитель литературы. Что ж – поверим и Брему, и канадскому писателю. И вернемся к тексту произведения, а точнее – к его филиалу. Он трагичен. «Король волков», мудрый и непобедимый Лобо обманут и побежден. Что же произошло? Что погубило Лобо? Его погубило чувство, которое, как считалось долгое время, может быть присуще только человеку, что то среднее между любовью и привязанностью, между заботой предмете любви и преданностью.

Вероятно, он до сих пор продолжал бы свои опустошения, если бы не злополучная привязанность, которая привела его к гибели и прибавила его имя к длинному списку героев, которые в одиночку были непобедимы и погибали лишь из-за неосторожности товарища, которому доверяли.

Кто же овладел сердцем Лобо? Кому он позволял нарушать существенный тысячелетиями «волчий» закон – нельзя обгонять вожака стаи, нельзя пренебрегать «авторитетом» матерого? Это была красивая белая волчица, которую «мексиканцы назвали Бланкой» его подруга, его «волчья» привязанность.

По некоторым признакам, - пишет натуралист, - я заметил, что в статье Лобо происходит что то странное. Например, временами следы показывали, что впереди старого вожака бежал другой небольшой волк. Для меня это было непонятно. Но как-то раз один из ковбоев сказал мне:

Я видел их сегодня. Бежит впереди и своевольничает Бланка.

Неосторожность Лобо, основанная на его редком для животного чувства, была единственной возможностью наказать за дерзкие набеги на стада ковбоев, и охотник воспользовался ей.

Привязанность Лобо к волчице Бланке превзошла ожидания охотника. Он переживал ее гибель с тоской и отчаянием, свойственными, пожалуй, только разумному существу.

Весь этот день мы слышали его жалобный вой, и я сказал одному из ковбоев:

Теперь я уже не сомневаюсь, что Бланка действительно была его подругой.

К вечеру Лобо, очевидно, направился к нашему ущелью, так как его голос звучал все ближе и ближе. В этом голосе слышалось горе. Он выл не яростно, как прежде, а протяжно и жалобно. Он как будто звал свою подругу. «Бланка, Бланка!» В конце концов он, должно быть, напал на наш след и, когда достиг того места, где она была убита, издал душераздирающий жалобный вой. Раньше я никогда не думал, что мне так тяжело будет слушать его. Даже суровые ковбои удивлялись этому горестному вою.

Учитель зоологии. Следует заметить, что в «Жизни животных» Альфреда Брема, к которой мы уже не обращались, волк все-таки отличается от сетон-томпоновского. Брем полагал, что этот хищник не может сравниться с существами благородными, которых человек приблизил к себе.

«Волку свойственны многие качества собаки, - писал Альфред Брем, - он точно так же силен и настойчив, внешние чувства у него также хорошо развиты и замечаются так же понятливость. Но свойства эти имеют односторонние развитие, и волк кажется менее благородным, чем собака, без сомнения потому только, что на него воспитательно не влияет человек».

Учитель рисования. Мне думается, что по части знания повадок поведения волков Сетон-Томпсон опережает многих натуралистов, в том числе и Брема. Помните, в начале нашего урока речь шла о том, что вместо подписи канадский писатель часто в конце письма рисовал волчий след? Но это еще не все. Иногда он подписывал свои послания таким образом Волк Томпсон». Бесспорно, это связанно с именем, которые дали ему канадские индейцы: «Черный Волк», но согласитесь, что и подпись, и прозвище говорят и об особом интересе Сетона-Томпсона к серым хищникам. Более того, ест подтверждение, что он питал к ним симпатию как художник.

«Волки всегда были любимой темой моих рисунков», - писал автор рассказов о животных. Этой теме Сетон-Томпсон посвятил целые полотна. Одно из них Погоня» (1895) было широко известно и неоднократно выставлялось в художественных салонах. Передавая сюжет картины, художник написал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков».

Президент США Теодор Рузвельт, страстный охотник, увидев эту работу, воскликнул в восхищении: «Я еще никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!»

Учитель литературы . Наблюдая трагедию старого Лобо, люди невольно проникаются к нему сочувствием. И рассказчик хочет передать это настроение читателям, заронить в их сердца сомнение: всегда ли прав человек, посягая на жизнь животного, даже такого опасного, как волк. Гроза скотоводов Куррумпо, Лобо, становиться вдруг беспомощным и беззащитным. Допуская ошибку за ошибкой, забыв о страхе, одолев казалось бы неодолимую власть интеллекта самосохранения, он «не переставал искать любимую» и попал в капкан, увидеть и обезвредить который раньше не представляло для него никакой трудности.

Пойманный охотником Лобо продолжал оставаться опасным. Можно было ожидать, что он будет воем призывать на помощь свою разбежавшуюся стаю. Но, окончательно убедившись в том, что бланка погибла, он не только не пытается вырваться из плена, но и отказывается от пищи, которую поставил возле него охотник. Неволе и разлуке с любимой Лобо предпочел смерть. И это было так неожиданно, так противоречиво представлению о животных, что потрясло Сетона-Темпсона и побудило его написать рассказ об этом грозном представителе американской фауны.

О зверях и птицах писали и до Сетона-Томпсона. Но, как правильно заметил сам писатель, «были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей.» Канадский натуралист стал первым, кто писал исключительно о самих животных

Учитель зоологии. Их поведение вытекало из присущих им повадок, биологических особенностей, зависело от ареала, среды обитания. По словам Сетона-томпсона, его произведения имели в основе своей подлинные факты, которые нашли отражение в его дневниках наблюдений.

Учитель литературы. Во имя чего писал свои рассказы писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательство людей в их популяцию. Персонажи рассказов Сентона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Даже самая черствая душа после общения с книгами должна проникнуться ЧУВСТВОМ сострадания и жалости кменьшим нашим братьям. Мысль писателя, проходящая красной нитью через все его произведения, выражена словами охотника Яна из рассказа «По следам оленя», обращенными к гордому красавцу с «великолепными ветвистыми рогами»:

Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы не можем понять друг друга без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты понял меня. Жизнь моя в твоих руках, но ты уже не боишься меня… Никогда моя рука не поднимется, чтобы убить тебя. Мы – братья, прекрасное создание, только я старше и сильнее тебя. И если бы сила моя могла всегда оберегать тебя, ты никогда не знал бы опасности. Ступай, без страха броди по лесным холмам – никогда больше не стану я преследовать тебя.

Вопросы для закрепления:

Какой эпизод из жизни юного Сетона-Темпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

Что означает понятие «художник-анималист»? Как Сетон-Томпсон, обладавший талантом художника-анималиста, использовал его в своей писательской работе?

На чьей стороне ваши читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлением о нем в науке о животных?

Есть ли в вашем доме уголок живой природы? Приходилось ли вам защищать наших маленьких братьев, помогать им?

Домашнее задание:

Написать рассказ о животном. В основу его должны быть положены подлинные факты. Рассказ может сопровождаться собственными иллюстрациями. Предшествовать вашему сочинению должна информация об этом виде животных, выписанная из зоологического справочника, журнала «Южный натуралист» или других изделий

Разработан на основе материалов методического журнала «Русский язык и литература в украинской школе»

Литература. Урок внеклассного чтения. «Мы дети одной матери - Природы!»

(по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

Цели: ввести учащихся в атмосферу художественного мира произведений

Э. Сетона-Томпсона; привлечь внимание к проблеме защиты животных, поднятой в произведениях писателя-натуралиста; совершенствовать навыки анализа опорных эпизодов художественного произведения; способствовать формированию мировосприятия, понимания взаимоотношений человека и природы.

Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка его книг, иллюстра-тивный материал по теме урока.

Форма проведения урока: урок внеклассного чтения.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний.

Вспомните русских писателей, посвятивших своё творчество изобра-жению природы.

Слышали ли вы имя писателя Э. Сетона-Томпсона?

Эрнест Сетон-Томпсон известен во всём мире как писатель-натуралист и художник. Его книги пропитаны любовью к природе, многим людям они помогли сохранить чистое и бережное отношение к животным и растениям.

Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании - рисовать. Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием поведения и образа жизни героев. Книги Сетона-Томпсона издавались и переиздавались сотни раз. Наиболее известные из них - «Домино», «Рас-сказы о животных», « «Животные-герои», «Моя жизнь».

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока

Задумывались ли вы над тем, что мы, люди, являемся частью природы, а значит, как и весь животный мир, подчиняемся ей? И если какой-либо из законов природы нарушается, то страдают от этого все: и люди, и животные, и растения.

Особенно очевидным это стало в конце XX века, когда нависла реальная угроза существованию матери-природы и нас, людей, в ней. Человек и природа… В этих двух словах всё взаимосвязано, это целый мир. Мы всегда должны помнить: «Мы дети одной матери - Природы!». Она имеет собственную душу, язык. Его только нужно научиться понимать.

IV. Работа над темой урока.

Рассказ «Лобо»: утверждение в рассказе любви ко всему живому.

Выступления учащихся по вопросам, предложенным им накануне.

Каким изображён волк в рассказе «Лобо»?

Почему скотоводы рады были бы истребить стаю?

Почему охотникам долго не удавалось завладеть скальпом Лобо?

Почему же Лобо всё-таки оказался в руках охотников и так покорно принял свою смерть? Какой она видится вам?

На чьей стороне ваши читательские симпатии - на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?

Рассказ «Снап»

Сообщение учащегося.

Бультерьер - порода собак, которыми травили быков для потехи. В 1835 г.

английский парламент запретил это развлечение. Бультерьер - это гладиа-тор среди собак. Он должен быть крепко сбитым, Мускулистым, гармонично сложенным и подвижным. Всем своим видом он выражает настороженность, остроту ума и решительность. Он полон огня и абсолютно бесстрашен, но уравновешен и хорошо поддаётся воспитанию. Несмотря на довольно свирепый вид, бультерьер на самом деле очень ласков, ему можно доверять детей. Но если бультерьера заденет любая другая собака, он бесстрашно бросится в бой и будет сражаться до конца - никогда не сдастся!

Беседа.

- Как вёл себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином?

- Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?

- В телеграмме Снап не зря был назван замечательным щенком. Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму?

- «У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги -силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера». Когда рассказчик пришёл к такому выводу?

- Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?

- Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом

к этому произведению.

Творческое задание. Сочинить синквейн к словам Лобо или Снап.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Приём «Микрофон». Представим себе, что у нас на уроке присутствует почётный гость - сам Эрнест Сетон-Томпсон.

Какой бы вопрос вы ему задали бы?

2. Заключительное слово учителя

Во имя чего создавал свои произведения писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательства людей в их популяции. Персонажи рассказов Сетона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Книгам Сетона-Томпсона предрекали долгую жизнь: «Пока одно поколение вырастет, другое уже будет готово слушать тебя». Эти слова оправдались…

VI. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к рассказам Э. Сетона-Томпсона.