Жанр "советская классическая проза". Деревенская проза Русская проза в 50 90 е годы

РУССКАЯ ПРОЗА СЕРЕДИНЫ 50–Х ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 80–Х ГОДОВ

1. Периодизация.
2. Тема бюрократизма и проблема инакомыслия в романе В.Дудинцева «Не хлебом единым».
3. Трагический конфликт между идеалом и действительностью в повести П.Нилина «Жестокость».
4. Повести Б.Можаева «Живой» и В.Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека от земли.
5. Творчество В.Распутина: постановка острых проблем современности в повестях «Деньги для Марии» и «Последний срок».
6. Художественный мир рассказов В.Шукшина.
7. Проблема экологии природы и человеческой души в повествовании в рассказах В.Астафьева «Царь–рыба».
8. Беспощадность в изображении ужасов повседневной жизни в повести В.Астафьева «Печальный детектив».

Литература:
1. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М.:МГУ, 1998.
2. История советской литературы: Новый взгляд. М.,1990.
3. Емельянов Л. Василий Шукшин. Очерк творчества. Л., 1983.
4. Ланщиков А. Виктор Астафьев (Жизнь и творчество). М., 1992.
5. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
6. Панкеев И. Валентин Распутин. М., 1990.

Смерть Сталина и наступившая за ней либерализация сказались непосредственно и на литературной жизни общества.

Годы, начиная с 1953 и заканчивая 1964–м, именуют обычно периодом «оттепели» – по названию одноименной повести И.Эренбурга (1954). Этот период явился для писателей долгожданным глотком свободы, освобождения от догм, от диктата разрешенной полуправды. «Оттепель» имела свои этапы и продвижения вперед и возвратные движения, реставрацию старого, эпизоды частичного возвращения к «задержанной» классике (так в 1956 году вышло 9–титомное собр. соч. И.Бунина, стали печататься сборники крамольных Ахматовой, Цветаевой, Заболоцкого, Есенина, а в 1966 году был опубликован роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»). Вместе с тем в жизни общества все еще возможны были инциденты наподобие того, который произошел после публикации романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» и присуждения ему Нобелевской премии. Роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба» – даже в условиях «оттепели» – был все же конфискован в 1961 году, арестован до 1980 г.

Первый отрезок «оттепели» (1953–1954 гг.) связан прежде всего с освобождением от предписаний нормативной эстетики. В 1953 году в №12 журнала «Новый мир» появилась статья В.Померанцева «Об искренности в литературе», в которой автор указывал на весьма частое расхождение между лично увиденным писателем и тем, что ему же предписывалось изображать, что официально считалось правдой. Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары. И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К.Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии. Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В.Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.

Второй этап «оттепели» (1955–1960 гг.) – это уже не сфера теории, а серия художественных произведений, утверждавших право писателей видеть мир таким, каков он есть. Это и роман В.Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), и повесть П.Нилина «Жестокость»(1956), и очерки и повести В.Тендрякова «Ненастье» (1954), «Тугой узел» (1956) и др.

Третий и последний отрезок «оттепели» (1961–1963 гг.) – правомерно связан с романом в защиту пленных советских солдат «Пропавшие без вести» (1962) С.Злобина, ранними повестями и романами В.Аксенова, поэзией Е.Евтушенко и, безусловно, с первым достоверным описанием лагеря рассказом «Один день Ивана Денисовича» (1962) А.Солженицына.

Период с 1964 по 1985 гг. называют обычно огрублено и упрощенно «годами застоя». Но это явно несправедливо ни по отношению к нашей науке (наша страна была первой и в космосе, и в сфере многих наукоемких технологий), ни по отношению к литературному процессу. Масштабы свободы художников в эти годы были так велики, что 1/впервые после 20–х годов в литературе родились новые литературные направления «деревенской» прозы, «военной» прозы, «городской» или «интеллектуальной» прозы, расцвела авторская песня; 2/ появились специфические работы о русской религиозно–нравственной идее в искусстве «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) Вл.Солоухина; 3/была создана историческая романистика В.Пикуля (1928–1989), написаны глубокие историко–философские произведения Д.Балашова; 4/ возникла историко–революционная романистика А.Солженицына («Красное колесо»); 5/ произошел взлет научной фантастики, расцвет социальной антиутопии И.Ефремова и братьев Стругацких.

В 60–80–е годы в литературном процессе господствовали два течения: с одной стороны, патриотическое, национально ориентированное (у В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева, Н.Рубцова и др.) и, с другой стороны, типично «западническое», во многом индивидуалистическое, ориентированное на новейшую постмодернистскую философию и поэтику (Е.Евтушеенко, А.Вознесенский, И.Бродский, В.Войнович и др.). Одни писатели, например, В.Белов, видели в крестьянской избе ее соборно–семейную душу. Другие, например, В.Войнович, не менее активно, чем В.Белов, не принимая сталинизм, в то же время и в романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969), и в повести «Иванькиада» (1976) смотрели и на «русскую идею», и на деревенскую Русь крайне саркастически.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, —
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.
Николай Заболоцкий

После смерти Сталина (март 1953 г.) выходит из печати повесть Ильи Эрен-бурга «Оттепель» . Название этого произведения стало символом наступившей эпохи в истории и культуре СССР. Ослабление цензуры, возможность рассказать правду, свобода творчества и свобода личности — всё это связывали с началом оттепели. С известным докладом Н.С. Хрущёва на ХХ съезде партии, развенчивающим культ личности Сталина, начался долгий и мучительный процесс освобождения от иллюзий и переосмысления трагического наследия прошлого. В обществе и, соответственно, в искусстве, встал вопрос, как жить дальше, как не допустить повторения трагедии.

Ещё в 1948 году было опубликовано стихотворение Николая Заболоцкого «Оттепель» , в котором описывалось обычное природное явление, но в условиях происходивших событий ставшее своеобразной метафорой того времени:

Оттепель после метели. Только утихла пурга, Разом сугробы осели И потемнели снега (…) Скоро проснутся деревья, Скоро, построившись в ряд, Птиц перелётных кочевья В трубы весны затрубят.

Однако после разоблачения культа личности возникла проблема ответственности лидеров страны за злоупотребление властью и за гибель миллионов граждан. К такому повороту событий прямые преемники сталинского режима, оставшиеся при власти, не были готовы. Поэтому проблемы человека и общества поднимались весьма приглушённо, часто в обход подцензурных средств массовой информации.

Порой «оттепель» сменялась настоящими «заморозками». Запрет в 1954 году сатирической поэмы Александра Твардовского «Тёркин на том свете» , которую сам поэт определял как «суд народа над бюрократией и аппаратчиной»; исключение в 1958 году Бориса Пастернака из Союза писателей после публикации на западе его романа «Доктор Живаго» ; скандальные нападки Н.С. Хрущёва в 1962-1963 годах на молодых художников и писателей; появление среди молодёжи «стиляг», демонстрирующих свой протест против принятых в СССР стереотипов поведения и единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни; грохот советских танков на улицах мирной Праги; многочисленные судебные процессы над «инакомыслящими» поэтами (Иосифом Бродским, Анной Барковой, Василем Стусом, Ириной Ратушинской и многими-многими другими) — все эти и другие события навсегда останутся в истории этого времени.

В 1958 году с формулировкой «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» была присуждена Нобелевская премия Борису Пастернаку. А в СССР развернулась настоящая травля писателя, получившая в народе название: «Не читал, но осуждаю!». Обличительные собрания с требованием наказания опального литератора проходили по всей стране, составлялись коллективные оскорбительные письма в адрес Пастернака, ведь писатель в романе «Доктор Живаго» «осмелился» утверждать, что свобода человеческой личности, любовь и милосердие важнее каких бы то ни было революций. Пастернака вынудили отказаться от Нобелевской премии. В 1959 году он напишет своё провидческое стихотворение на эту тему.

Нобелевская премия Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора — Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

Так постепенно вместо движения вперёд страна обретала «застой ». Однако «оттепель» многих заставила задуматься, посеяла зёрна сомнений в правильности курса руководящей партии. Искусство того времени всё же жило надеждой. В кино, изобразительное искусство, музыку и театр, и, конечно же, в литературу входили новые темы, врывались новые имена.

В 1962 году в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , в центре которого — размышления о жертвах сталин-ских репрессий. О судьбе А. Солженицына и его произведений вы сможете подробно прочитать на страницах этого сайта.

Интерес к переживаниям человека оказывается в центре художественного творчества в годы «оттепели». Одной из важнейших тем, которая раскрывается в литературе этого периода, становится правда войны. Взгляд на Великую Отечественную войну «изнутри», размышления о цене победы представлены во многих произведениях 1950-1970-х годов.

На страницах журналов и книг печатались и пропагандировались произведения Константина Симонова, Александра Твардовского, Валентина Катаева и других, которые рассказывали о героизме простого человека на фронте и в тылу.

Осмысление военной темы находит своё воплощение в творчестве Михаила Шолохова, Юрия Бондарева, Владимира Богомолова, Григория Бакланова, Виктора Некрасова, Константина Воробьёва, Виталия Сёмина и др. Выходит в свет монументальная трилогия Константина Симонова «Живые и мёртвые» (1959-1971), в центре которой — судьбы миллионов обычных людей. Вера в нравственную силу человека пронизывает всё произведение.

Совсем другой взгляд на войну представляет роман «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана , известного писателя, родившегося в Бердичеве и учившегося в Киеве. Непростым был путь к читателю этого произведения. Роман, имеющий ярко выраженный антисталинский характер, был изъят соответ-ствующими органами власти. В своё время один из идеологов партии пообещал Гроссману, что «Жизнь и судьба» выйдет в свет не ранее, чем через 200 лет.

Глубокий анализ психологии воина характерен для прозы Юрия Бондарева . В своих произведениях («Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег» ), показывая отдельные эпизоды военных действий, писатель анализирует поведение человека, оказавшегося под прицелом войны. Сам бывший артиллерист, всю войну прошедший по фронтовым дорогам, Ю. Бондарев с предельной точностью, достаточно скупо и сдержанно, без всякой напыщенности и ненужного пафоса, передаёт, как он сам говорил, «правдивые детали жизни, события и «воздух» эпохи». Свою творческую манеру он объяснял так: «…Писатель, возвращаясь к прошлому, должен писать о нём, как о настоящем… Только тогда возникает эффект присутствия, мгновения правды, период правды, если не вся правда».

Непоколебимую верность своей Родине, невероятную стойкость в её защите мастерски описывает Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие…» , широко известной благодаря нескольким фильмам и опере, созданным по сюжету этого произведения. Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Б. Васильев продолжил в таких произведениях, как «В списках не значился» , «Завтра была война» , «Неопалимая купина» и др.

Тема пережитого на войне, тех испытаний, которые выпали на долю обычного человека, нашла своё отражение и в поэзии. В произведениях Сергея Орлова, Юлии Друниной, Константина Ваншенкина, Евгения Винокурова, Николая Глазкова, Егора Исаева и др., развивавших традиции русской классики, представлены как образы беспримерного народного подвига, так и трагедия войны, нанесённые ею раны.

В это же время своеобразное «второе дыхание» приобретает поэзия Владимира Луговского и Николая Заболоцкого , после арестов и лагерей вновь возвращается к читателям Ярослав Смеляков , в «высокую» литературу приходят Борис Слуцкий и Давид Самойлов , который о своих переживаниях тех лет скажет так:

Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!..

Во второй половине ХХ века продолжали писать многие поэты, заявившие о себе ещё в эпоху Серебряного века. В 1956 году Борис Пастернак начинает свою последнюю книгу стихов «Когда разгуляется» . В этот период Анна Ахматова создаёт вершинные произведения (поэмы «Реквием», «Поэма без героя» ), начатые несколько ранее.

В начале 60-х годов выпустил свой первый сборник Арсений Тарковский . Первичными на земле поэт признаёт лишь две ценности — природу и творчество, а сам поэт — лишь связующее звено между прошлым и будущим. Об этом и стихо-творение «Музе» :

Мало мне воздуха, мало мне хлеба, Льды, как сорочку, сорвать бы мне с плеч, В горло вобрать бы лучистое небо, Между двумя океанами лечь, Под ноги лечь у тебя на дороге Звёздной песчинкою в звёздный песок, Чтоб над тобою крылатые боги Перелетали с цветка на цветок…

С середины 60-х годов за пределами СССР вынужденно оказались многие литераторы, среди них и поэт, будущий лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский , глубоко переживающий свой отъезд из страны. Судьба Бродского стала воплощением настоящего противостояния лжи и культурной деградации. До 1987 в СССР хранение дома его стихов не только считалось предосудительным, но было наказуемо, тем не менее его произведения распространялись испытанным в советские времена способом — с помощью “самиздата”. О своей судьбе поэт напишет в стихотворении «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» :

Я входил вместо дикого зверя в клетку, выжигал свой срок и кликуху гвоздём в бараке, жил у моря, играл в рулетку, обедал чёрт знает с кем во фраке

В поэзию периода «оттепели» пришло новое поколение литераторов. Их назвали «шестидесятниками ». Обострённое чувство ответственности за судьбу страны отличало этих поэтов. Их даже назвали «соавторами эпохи».

Произведения молодых поэтов Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и др. отражали дух времени. Поэты-«шестидесятники» стремились осмыслить прошлое, разобраться в настоящем. Их, порой задиристые, стихи будоражили общество, заставляли включиться в диалог. В библиотеках выстраивались очереди, чтобы можно было прочитать их произведения. Поэты вышли на улицы: стихи читались в книжных магазинах и клубах, школах и институтах, в концертных залах проводились поэтические вечера. Вместе с тем каждого из авторов отличала своя яркая творческая индивидуальность. Например, высокий эмоциональный накал характерен для поэзии Е. Евтушенко, глубоко личные мотивы отразились в стихах Б. Ахмадулиной, гражданственность и необыкновенная нежность присущи были произведениям Р. Рождественского, а стиль молодого Вознесенского впечатлял броскими метафорами и новыми поэтическими формами. Всё это воспринималось как приметы духовного обновления жизни страны.

В поэзии «шестидесятников» усиливалось внимание к неповторимой личности отдельного человека, к его внутреннему «Я». Эту тему блестяще раскрывает Е. Евтушенко в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет…» :

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой всё особое, своё, и нет планет, похожих на неё. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей. У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это всё неведомо для нас

Спад популярности поэзии «шестидесятников» исследователи связывают с обманутыми ожиданиями в обществе, в котором всё больше проявлялись разочарованность и апатия.

В это же время продолжает развиваться так называемая «тихая лирика» . Это литературное направление критики противопоставляли «шумной», «эстрадной» поэзии. Среди «тихих лириков» заслуженную популярность завоевали такие поэты, как Виктор Боков, Василий Фёдоров, Алексей Прасолов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин и другие, а также уже хорошо известный вам Николай Рубцов . «Тихие лирики» — мастера в создании пейзажа. Словесное рисование состояния человека и природы, их органичное слияние составляют основу этого направления поэзии:

О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю Твои просёлки, перелески — Всё, что без памяти люблю… А. Жигулин («Родина» )

В 1950-1990-е годы на страницах многих литературных журналов появляются произведения писателей послевоенного поколения. Переосмысление опыта предшественников, а также современная действительность, разворачивающаяся на глазах писателей, оказались в центре внимания Фёдора Абрамова, Юрия Казакова, Виктора Астафьева, Василия Белова, Василия Шукшина, Валентина Распутина, Юрия Трифонова, Даниила Гранина и многих других. В литературе происходит чёткое разделение на «городскую» и «деревенскую» прозу.

Так, одним из самых значительных и масштабных явлений в литературе второй половины ХХ века стала деревен-ская проза . Это литературное направление было сформировано единством темы: судьба русской деревни, русский характер в ситуации ломки извечного национального уклада жизни. Героями произведений Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Владимира Солоухина, Валентина Распутина, Василия Шукшина и других стали люди уходящего ХХ века — обычные старики и старухи русских сёл. Писатели-«деревенщики» в своих произведениях размышляли о гордости и достоинстве простого человека из народа, с болью рассказывали, как время девальвирует настоящие ценности деревенского мира, анализировали, почему русское село, перенёсшее все тяготы и бедствия коллективизации, войн, теряет свой обычный, устоявшийся в веках уклад.

Драматическое положение человека в деревне, которая отвергает патриархальные, устаревшие нормы жизни и не воспринимает новые, исследует в своих рассказах Василий Шукшин . «Меня больше интересует история души, и ради её выявления я сознательно много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует… Жизнь души человека — потаённая дума его, боль, надежда…»  — так определял задачи своего творчества Шукшин. По своей повести «Калина красная» писатель поставил фильм и сыграл в нём главную роль. В рассказе «Кляуза» В. Шукшина звучит главный вопрос деревенской прозы: «Что с нами происходит?» .

Трагичнее всего свой взгляд на деревню представил Валентин Распутин в повести «Прощание с Матёрой» . В этом произведении писатель констатирует, что с затоплением деревни Матёра исчезает, уходит в небытие и деревенский Дом как таковой. Автор показывает прощание жителей Матёры со своим Домом, в котором были прожиты даже не десятилетия, а столетия, грусть по родной Земле, русской деревенской цивилизации.

По сути, «Прощание с Матёрой» символично завершает деревенскую прозу русской литературы: с исчезновением Матёры уходит и деревенская тема.

Одной из тем, активно разрабатываемых в литературе того времени, становится тема сталинских репрессий и лагерей . Помимо А.И. Солженицына, свои свидетельства об этом оставили читателям Евгения Гинзбург («Крутой маршрут» ), Варлам Шаламов («Колымские рассказы» ), Георгий Владимов («Верный Руслан» ), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата» ), Юрий Домбровский («Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей» ) и многие другие.

Благодаря произведениям Ивана Ефремова Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка» ), Александра Казанцева («Внуки Марса» ), братьев Аркадия и Бориса Стругацких («Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» и др.) развивается жанр научной и социальной фантастики . Миллионы людей зачитывались этими произведениями, открывали для себя «другие миры» и рассуждали о законах эволюции и об историческом прогрессе.

Городская тема в литературе во всём своём разнообразии раскрылась в произведениях Сергея Довлатова, Владимира Маканина, Вячеслава Пьецуха и других.

В рамках городской темы проявляется и женская проза , связанная с появлением таких имён, как Татьяна Толстая, Виктория Нарбекова и других.

Тематическим и жанровым разнообразием отличается и драматургия 50-90-х годов ХХ столетия . В 1954 году на Втором съезде советских писателей украинский драматург Александр Корнейчук призвал своих коллег «писать правду жизни», «видеть её трудности, её противоречия, её конфликты, правдиво и честно отражать их в своих произведениях…». В драматических произведениях, пожалуй, впервые открыто поднимались «запретные» прежде темы. В пьесах Алексея Арбузова, Виктора Розова, Александра Володина и других рассказывалось о демагогах-руководителях, об исключении из партии, об отстранении от любимого дела по идеологическим мотивам, раскрывалась психология действий героя. Однако литературная критика не сразу приняла такой интерес драматургов к внутреннему миру человека. «Жизнь души» стала также главной темой в творчестве Александра Вампилова . В пьесах «Старший сын» , «Утиная охота» , «Прошлым летом в Чулимске» и других писатель раскрывал важные проблемы «поиска себя» в жизни «маленького человека» в период растущего разочарования и отчуждения. Размышления о добре и зле, о верности и любви, нашедшие своё отражение в произведениях А. Вампилова, остаются актуальными и сегодня. Не случайно его пьесы по-прежнему с успехом ставят на сценах различных театров.

Вслед за А. Вампиловым в драматургию пришли тематически близкие его творчеству авторы, такие как Людмила Петрушевская, Михаил Рощин, Александр Галин, Людмила Разумовская и другие, которые в своих пьесах разрабатывали сложные моральные проблемы, отражали «нравственно-заострённое» ощущение жизни.

Со второй половины 50-х годов в литературе появилась и быстро распространялась авторская песня . Это музыкально-поэтическое направление, предполагающее исполнение автором, обычно под гитару, собственных произведений, было особенно популярным среди молодёжи. Авторская песня стала символом альтернативной культуры. Она соединяла в себе высокую поэзию и устную традицию (городской романс, притчу, балладу и даже анекдот).

Каждый из бардов по-своему передавал свой особый художественный мир. Среди первых таких авторов-исполнителей наибольшую популярность получили Юрий Визбор, Александр Городницкий, Юлий Ким, Новелла Матвеева и, конечно же, Булат Окуджава , которого принято считать родоначальником авторской песни. Булат Окуджава называл свои произведения не песнями, а просто стихами. Глубокий лиризм и одухотворённость, раздумья и ирония слились в поэзии Окуджавы. Поэта называли «певцом арбатского двора», который стремительно уходил в прошлое, как таяли и надежды, связанные с «оттепелью». Материал с сайта

Песни Окуджавы пели везде: в походе и просто у костра, на домашних посиделках и на концертах самодеятельности. Булат Окуджава так объяснял значение своего творчества: «Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия расходится шире. Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. (…) Авторская песня — это серьёзные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые» .

В начале 60-х годов в авторскую песню пришёл и Александр Галич , поэт, принятый интеллигенцией и гонимый властью, запрещённый цензурой и печатавшийся в «самиздате». Галич не столько пел, сколько декламировал свои произведения, с помощью музыки создавал настоящее маленькое театрализованное действо, выходившие за рамки исполнения песен под гитару. Его песни называли полифонией эпохи. В них лирика смешана с фарсом.

Старательский вальсок Мы давно называемся взрослыми И не платим мальчишеству дань, И за кладом на сказочном острове Не стремимся мы в дальнюю даль. Ни в пустыню, ни к полюсу холода, Ни на катере …к этакой матери. Но поскольку молчание — золото, То и мы, безусловно, старатели. Промолчи — попадёшь в богачи! Промолчи, промолчи, промолчи! И не веря ни сердцу, ни разуму, Для надёжности спрятав глаза, Сколько раз мы молчали по-разному, Но не против, конечно, а за! Где теперь крикуны и печальники?…

Александр Галич создавал свои песни, полные горечи, сарказма и боли за простого человека. Они широко распространялись благодаря магнитофонным записям и были противостоянием советскому официозу. Многие его произведения были посвящены проблеме взаимоотношения человека и власти, что стало причиной гонений, запретов и вынужденной эмиграции.

Песенное творчество Владимира Высоцкого  — яркое явление «неофициальной» жизни эпохи «застоя» — отражало мысли и чувства простого человека. «Энциклопедией советской жизни» называют песни Высоцкого. О самых злобо-дневных проблемах поэт в своих произведениях рассказывал очень точно и без ложного пафоса, поэтому находил отклики у миллионов людей. Записи концертов В. Высоцкого тиражировались на плёнках и передавались из рук в руки. Во многих его произведениях можно было легко увидеть скрытый социальный подтекст, протест против неприглядных сторон советской действительности, например, как в знаменитой «Охоте на волков» .

В одном из интервью В. Высоцкий так объяснял, что такое авторская песня: «…тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза… И расчёт в авторской песне только на одно — на то, что нас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли» .

В песнях Виктора Цоя («Перемен!» , «Война» , «Группа крови» и др.) пронзительно звучала тема тоски о несбывшихся надеждах и одиночества:

Перемен! — требуют наши сердца. Перемен! — требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах, И в пульсации вен: «Перемен! Мы ждём перемен!»

Другой поэт-песенник — Игорь Тальков — говорил о В. Цое: “Земля — Небо. Между Землей и Небом — война”, — спев одну эту строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал всё. Просто и гениально».

События 90-х годов ХХ столетия с его подъёмом и разочарованиями, открывшимися перспективами, начавшимися демократическими процессами поставили литературу перед лицом новых драматических перемен и социальных контрастов. К читателям приходили новые имена и произведения…

Таким образом, в литературе 50-90-х годов через многообразие её направлений и имён в полной мере нашли отражение все многочисленные перемены, надежды и разочарования, характерные для того времени.

Предлагаем вам, читая произведения, написанные в этот период, задуматься над строками Анны Ахматовой из «Поэмы без героя» и решить для себя вопрос,

Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет…
  • 5.1.Драматургия Фонвизина
  • 2.Акмеизм. История. Эстетики. Представители и их творчество.
  • 5.3.Стилистические ресурсы морфологии совр. Рус. Языка (общий обзор)
  • 1.Проза Достоевского
  • 2. Литература русского авангарда 10-20-ых 20 века. История, эстетика, представители и их творчество
  • 1.Проза Карамзина и русский сентиментализм
  • 2. Русская драматургия 20 века, от Горького до Вампилова. Тенденции развития. Имена и жанры
  • 1.Натуральная школа 1840-ых, жанр физиологического очерка
  • 2.Поэтический мир Заболоцкого. Эволюция.
  • 3. Предмет стилистики. Место стилистики в системе филологических дисциплин
  • 1.Лирика Лермонтова
  • 2. Проза Шолохова 3. Языковая структура текста. Главные пути и приемы стилистического анализа текстов
  • 9.1.Структура текста
  • 1.«Суворовские» оды и стихотворения Державина
  • 10.3 10/3.Понятие «Стиль» в словесности. Языковые стили, стилевая норма. Вопрос о нормах языка художественной литературы
  • 1.Лирика Пушкина
  • 3. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.Роман Достоевского «Преступление и наказание». Двойника Раскольникова
  • 1.Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.
  • 2. Творческий путь Бунина
  • 3. Эстетическая функция языка и язык художественной литературы (художественный стиль). Вопрос о поэтическом языке
  • 1.Драматургия Островского
  • 1.Драматургия а.Н. Островского
  • 2. Художественный мир Блока
  • 3. Композиция словесного произведения и ее различные аспекты. Композиция как «система динамического развертывания словесных рядов» (Виноградов)
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей.
  • 2. Творческий путь Твардовского
  • 3. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы современного русского языка
  • 1.Комедия Грибоедова «Горе от ума»
  • 2. Жизнь и творчество Маяковского
  • 3. Язык художественной литературы (художественный стиль) в его отношении к функциональным стилям и разговорному языку
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжет и образы
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжеты и образы.
  • 2. Поэтический мир Есенина
  • 3. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимия и соотносительность способов языкового выражения
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 3. Текст как феномен употребления языка. Главные признаки текста и его языковое выражение
  • 1.«Былое и думы» Герцена
  • 2. Творческий путь Горького
  • 3. Главные особенности разговорного языка в его отношении к литературному языку. Разновидности разговорного языка
  • 1.Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»
  • 2. Художественный мир Булгакова
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (имена существительные, прилагательные, местоимения)
  • 1.Проза Тургенева
  • 2. Творческий путь Мандельштама
  • 3. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.«Борис Годунов» Пушкина и образ Лжедмитрия в русской литературе 18-19 веков
  • 3. История опубликования бг, критика
  • 5. Жанровое своеобразие
  • 2. Поэзия и проза Пастернака
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (глагол)
  • 1.Драматургия Чехова
  • 2. Поэзия и проза Цветаевой
  • 1.Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет и композиция
  • 2.Великая Отечественная война в русской литературе 40-х – 90-х годов 20 века.
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.
  • 1.Новаторство прозы Чехова
  • 2. Творчество Ахматовой
  • 3. Стилистические ресурсы современного русского языка (сложное предложение)
  • 1.Южные поэмы Пушкина
  • 2. Русская литература наших дней. Особенности развития, имена
  • 3.2.Общие тенденции развития русской литературы в 40-е – 90-е годы 20 века.

    Рус. лит-ра в годы ВОВ. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Ок. 2 тыс. писателей ушли на фронт, более 400 из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Рус. лит-ра периода ВОВ стала лит-рой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя «окопными поэтами» (А. Сурков), а вся лит-ра в целом была «голосом героич. души народа» (Толстой). Лозунг «Все силы – на разгром врага!» непоср. относился и к писателям. 1-е слово сказали лирики и публицисты.

    Поэзия. Стихи публиков. центр. и фронтов. печатью, транслиров. по радио наряду с информацией о важн. военных и полит. событиях, звучали с многочисл. импровиз. сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи «Жди меня» Константина Симонова , «Землянка» Александра Суркова , «Огонек» Исаковского породили многочисл. стихотв. ответы. В годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на самих себя, на свой народ. Появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского . Видоизменился в лирике военных лет и характер лирического героя: он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. «Приземление» лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеч. лишения и страд-я: «Впору поднять десяти поколеньям // Тяжесть, которую подняли мы». (А. Сурков) В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы). Цитаты. 1. Мы знаем, что ныне лежит на весах // И что совершается ныне. // Час мужества пробил на наших часах,// И мужество нас не покинет. («Мужество». Ахматова) 2. В грязи, во мраке, в голоде, в печали, // где смерть, как тень, тащилась по пятам, // такими мы счастливыми бывали, // такой свободой бурною дышали, // что внуки позавидовали б нам. («Февральский дневник». Берггольц) 3. Что-то очень большое и страшное, - // На штыках принесенное временем, // Не дает нам увидеть вчерашнего. // Нашим гневным сегодняшним зрением. («Словно смотришь в бинокль перевернутый...». Симонов)

    4. Но в час, когда последняя граната // Уже занесена в твоей руке // И в краткий миг припомнить разом надо // Все, что у нас осталось вдалеке, // Ты вспоминаешь не страну большую, // Какую ты изъездил и узнал. // Ты вспоминаешь родину - такую, // Какой ее ты в детстве увидал. // Клочок земли, припавший к трем березам, // Далекую дорогу за леском, // Речонку со скрипучим перевозом, // Песчаный берег с низким ивняком. («Родина». Симонов) 5. Она была в линялой гимнастерке, // И ноги были до крови натерты. // Она пришла и постучалась в дом. // Открыла мать. Был стол накрыт к обеду. // «Твой сын служил со мной в полку одном, // И я пришла. Меня зовут Победа». // Был черный хлеб белее белых дней, // И слезы были соли солоней. // Все сто столиц кричали вдалеке, // В ладоши хлопали и танцевали. // И только в тихом русском городке // Две женщины, как мертвые, молчали. («9 мая 1945». Эренбург)

    Проза. В годы ВОВ получили развитие не только стихотв. жанры, но и проза. Она представлена публиц. и очерков. жанрами, военным рассказом и героич. повестью. Война диктовала и новые ритмы писат. работы. Со страниц книжных изданий литература перемещалась на газетные полосы, в радиопередачи. Писатели стремились на фронт, в гущу событий, чтобы оказаться среди тех, кто вступил в смертельный бой с гитлеровскими захватчиками. Весьма разнообразны публиц. жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Вс. Вишневский, Николай Тихонов. В сатирич. статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбл. жанром сатирич. публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Очень распростр. в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так появл-ся очерки о ночной авиации «У-2» (К. Симонов) , о героическом комсомоле (Вишневский) , и многих других. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов. Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой худож. летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина, «Июль – Декабрь» Симонова . В годы ВОВ создавались и такие произв-я, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеч. счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произв-й, как «Просто любовь» В. Василевской, «Это было в Ленинграде» А. Чаковского, «Третья палата» Леонидова.

    Алексей Толстой после ярких публицистических статей создает худ. цикл «Рассказы Ивана Сударева» . Общественная атмосфера и лит. процесс послевоенного 10-летия (1946 – 1956 гг.). Постановление ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» и его роль в дальнейшем развитии лит-ры. Послевоен. 10-летие – время позднего сталинизма. Оконч-е войны не привело к торж-ву свободы и раскрепощ. личности. Знач. возд-е на обществ.-лит жизнь оказыв. постановл-я и доклады Жданова, особенно – постановл-е о журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление было направл. против журналов «Звезда» и «Ленинград» (ленинградск. журналы), повод – публикация рассказа Зощенко «Приключения обезьяны» , причина – недовольство руков-ва тем, что в журналах регулярно публик. произв-я Ахматовой и Зощенко. Результат – травля Зощенко и Ахматовой, закрыт «Ленинград» (Ленинграду хватит и одного лит. журнала), в «Звезде», «Знамени», «Новом мире» неоднокр. сменяли гл. редакторов, новая волна арестов, борьбы с космополитами, ликвидир-ся неугодные печатные органы, ужесточ. цензура, негативн. рецензии на неугодных авторов и проч. Начало холодной войны усугубл. ситуацию: публикац. произв-й за границей приравн. к гос. измене. Следоват. 2 основн. тенденции в лит-ре : 1) тенденция «соответствовать» (более 200 Сталинских премий в обл. лит-ры; Бубеннов «Белая береза», Полевой «Повесть о настоящем человеке», Павленко «Счастье», дважды переписанная «Молодая гвардия» Фадеева и др., основн. общая черта – присутствие партичн. руководителя/вдохновителя, рассужд-я о долге, Родине и проч.; поэтич. произв-я тоже «соответствовали»); 2) тенденция сохранить свой голос. Но с другой стороны, несмотря на жестк. цензуру, начин-ся поворот в лит. ситуации. Публик-ся повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946г., «Знамя») , первое произв-е из т.наз. «прозы лейтенантов», Твардовский заканч. поэму «Дом у дороги» (1942 – 1946) . Еще при жизни Сталина В. Овечкин выводит отрицат. тип парт. руководителя в повести «Районные будни» . Повесть взял к печати Твардовский – тогда редактор «Нового мира». Но это единичные случаи. Произв-я подлинно художественные критикуются, более того, проводятся собр-я писателей, на которых все должны «громить» и «клеймить» провинившегося, требовать публичн. покаяния (как с Зощенко было), а неподчинивш-ся также подвергались осуждению.

    Заверш-ся начатый в 30-е гг. процесс формиров-я единого принципа изображ-я героев, единого подхода к конфликтам, нивелировки языка. процветает соцреализм в «правильной» лит-ре.

    Основные черты и вехи лит.-общественного процесса 56 – 80-х гг. Начало нового периода связ. с разоблач. культа личности. Это полит. соб-е отраз. на культурн. и обществ. жизни. Открыв-ся новые журналы («Юность», «Лит. учеба», «Нева»), на стр. «Нового мира» публик-ся произв-я Солженицына, Домбровского; выход. альманахи «Лит. Москва», «Тарусские страницы» со стихами Цветаевой, Слуцкого, Пастернака, Волошина (правда, альманахи скоро прикрыли). Готовились изд-я Бабеля, Заболоцкого, Зощенко.

    Проза. Самое сильное читательск. потрясение было связ. с публикац. в 1962г. в «Новом мире» повести Солженицына «1 день Ивана Денисовича» (первонач. назв-е «Щ-282»). Новый материал (начало «лагерной» темы), новый язык (жаргон зеков) и новые принципы изображ-я нар. хар-ра, худ. емкость, точность, выразит-ть авторск. речи и языка персонажей. Повесть будет запрещ. в 70-х гг.

    Деревенск. проза. Замечат. худож. достиж-я связ. с «деревенск.» прозой (Ф. Абрамов, В. Овечкин, С. Залыгин, В. Шукшин; позднее – В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев). Но и критики на них нападали изрядно. Дер. проза ведет свое начало с 50-х гг. У истоков – очерки В. Овечкина («Районные будни», «Трудная весна»). Как направл. в лит-ре сформиров. в период оттепели, просуществов. ок. 30 лет. прибегала к разным жанрам: очерк (Овечкин, Дорош), рассказы (Яшин, Тендряков, Троепольский, Шукшин), повести и романы (Абрамов, Астафьев, Белов, Распутин). Проверку временем выдерж. те произв-я, где преоблад. общечеловеч. проблемы. Круг проблем. Неблагополуч. жизни деревни (нищета, разобщенность, бездумные директивы, галочная система). Деревенщики 50 – 60-х не сомнев. в необх-ти колхозов. Но показ.: дутые отчеты, приказное руководство. Культурн. уровень жителей низок, у молодежи – потребит. отнош-е к жизни. Проблема раскрестьянивания (уход в город). У кажд. писат. – личная, кровная связь с деревней. при этом одни обращ. к соврем-ти, незаметным людям, другие обращ. к прошлому, в истории искали способ решить проблемы. Новый этап в разв. дер. прозы – тв-во Астафьева и Распутина (их даже назыв. «новой дер. прозой», серед. 70-х). Ввод-ся новые проблемы: экологии, бережного отнош-я к челов., его дому, многолетним традициям («Прощ-е с Матёрой» Распутина, «Царь-рыба» Астафьева).

    Военная проза. В военной прозе: почти одноврем. пришли в лит-ру Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев и др. («лейтенантск. проза). «Окопная» правда, психология человека на войне, острота восприятия жизни, чувство ответственности за тех, кто рядом и пр. Но продолж. писать зубры типа Симонова. Произведения: К. Симонов, роман-эпопея «Живые и мертвые» (1 кн. 1955-1959, 2 кн. 1960-1964, 3 кн. 1965-1970); Борис Балтер, повесть «До свиданья, мальчики» (1962); Василь Быков, повесть «Круглянский мост» (1968); Борис Васильев, повесть «А зори здесь тихие» (1969), Вяч. Кондратьев, повесть «Сашка» (1979) и др.

    Исповедальн. лирич. проза. Возник. такое явл-е как исповедальная, лирич. проза (Аксенов, Гладилин, Войнович). И Аксенов, и Войнович впоследств. эмигрируют.

    Поэзия. 1950 – 1-й альманах «День поэзии» со стихами Цветаевой, Васильева, Слуцкого, чьи имена не принято было даже упоминать. Для этих лет характерны устные выступл-я поэтов в больших залах, на стадионах, в Политех. музее Москвы, политех. ин-те Ленинграда. Это была «громкая» поэзия с подчеркнут. социальн. звуч-ем, публицистичностью (Евтушенко, Вознесенский, Рождественский). Форсиров. публицистичность нередко вела к декларативности. Ленинградск. поэтич. молодежь тех лет объед. в группе Глеба Семенова при Горном ин-те (Кушнер, Городницкий и др.). Долго поэзия не могла держаться на высок. ноте. Отказ от «громкости» происх. в серед 60-х («Тишины хочу, тишины… Нервы, что ли, обожжены?» - Вознесенский). Наряду с молодежью продолж. творить Твардовский, Заболоцкий, Ахматова, Маршак и др. Но не все так радужно, разумеется. В результате критич. «дискуссий» очернителями и клеветниками называли Абрамова, Быкова и других. Закрыли «Литерат. Москву», травили Пастернака за издание в Италии «Д-ра Живаго» и за присужд-е ему Нобелевск. премии (принятие ее приравняли к гос. измене). В «либеральные» же годы прошли суды над поэтами: за «тунеядство» судили Бродского, за публикации на Западе, антисоветск. деят-ть арестовали Ю. Даниэля и А. Синявского. В современной критике продолжает бытовать мнение, отождествляющее два неравнозначных понятия: поэты-шестидесятники и «эстрадная поэзия» . Вместе с тем эти два понятия соотносятся как общее и частное, ибо, как правило, второе определение приложимо лишь к поэзии, причем к тому ее руслу середины 50‑х – начала 60‑х годов, которое было востребовано «оттепельным» временем. Едва возникнув, термин «эстрадная» поэзия (поэты-«эстрадники») приобрел негативную окраску, которая постепенно усиливалась. По мере того как поэты, заклейменные эпитетом «эстрадники», входили в зрелую пору, укрепляя свои идейно-художественные позиции. Одни отходили от эстрадного опыта (А. Вознесенский), другие – отвергали его почти полностью, как пройденный этап своей творческой эволюции (Б. Ахмадулина, Ю. Мориц), для третьих эстрада, сцена становилась единственной формой самовыражения (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Н. Матвеева). Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Р. Казакова, прокляв эстраду как невыносимую долю, остались ей верны навсегда. В конце 60‑х в употреблении термина начинает ощущаться некий акцент, который заключался пока лишь в том, что «эстрадная» поэзия начинает явственно противопоставляться «тихой» лирике. Характерный для большинства послевоенных поэтов ярко выраженный стиль призван был, с одной стороны, прикрыть, затушевать заданность идей и, с другой стороны, продемонстрировать индивидуальное своеобразие. Но сейчас отчетливо видно, что в большинстве стихотворений этого рода есть мысль, есть плоть, но нет души. И вместо самобытности лица перед нами только оригинальная манера, лишенная живой поэтической свободы. Широкую популярность обрел жанр авторской песни , в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60–70-х гг. стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.

    Период «застоя». Суд над Ю. Даниэлем и А. Синявским (1966, за публикацию произв-й за рубежом, хоть и под псевдонимами)– начало периода, который принято назыв. застоем. Судили их за антисов. деят-ть, агит. и пропаганду. Так назыв. их не только чиновники, но и писатели, даже Шолохов. Но были и противники офиц. позиции: письмо Лидии Чуковской Шолохову, послание съезду союза писателей, под которым подпис. 62 челов. – тому подтверждение. 1 из примет времени – уход молодежи после вузов на работу кочегарами и дворниками, отъезд в экспедиции – начало диссидентства. В нач. 70-х покид. страну Солженицын, за причастность к изданию альманаха «Метрополь» пострад. целая группа талантл. поэтов и писателей. «Добровольно» покид. страну Войнович, Аксенов, Довлатов, Алешковский, Некрасов и др.

    Проза. Лит-ра этого периода крайне разнообр. по конфликтн. ситуациям. Трифонов, Казаков, Белов, Абрамов (затем и Маканин, и Петрушевская) при всей сюжетн. разнице произв-й предпочит. проверять своих героев повседневностью. причем, чаще всего герои этого испыт-я не выдерживают. Читат. открыв-ся сложн. мир человеч. души. Обнаруж-ся значимость мелочей, трудность взаимопонимания. Писатель сквозь быт пробив-ся к смыслу бытия.

    Быков, Распутин, Астафьев, Воробьев, Домбровский в повестях о прошлом, о войне, мирной жизни чаще помещали героев в неординарн. ситуации, исследуя возм-ти человека, силу и слабость личного начала. Особое знач-е придавалось факту памяти. Память о войне возвращала героев Быкова к соб-ям военного времени, заставл. переосмысл. поступки, движ-я души, устанавливала связь между прошлым и настоящим (Астафьев «Пастух и пастушка» - несовместимость любви и войны, необратимость нравств. потерь). Особ. ярко отраж. кризисн. состояние соврем. челов. в тв-ве 3 рано ушедш. из жизни талантл. писателей: Шукшина, Вампилова, Высоцкого . Лит-ра этого периода представила разл. типы хар-ров. Колоритны хар-ры деревенск. жителей, солдат, разнообразны хар-ры интеллигентов и др. Писатели старались отраз. атмосф. страха, для чего требов. соотв. форма, эзопов язык, это помогало обойти многие запреты: ирония, иносказание, сказка, аллегория и пр. В этот же период были созд. (но опублик. позднее) книги Шаламова, Солженицына и т.д.

    Драматургия. Перелом в драмат. начался в пер. оттепели: пьесы Вампилова, Шукшина. На смену теории бесконфликтности приходит сатира, анекдотич. ситуации, бытов. условия, объективность и бесстрастность автора по отнош. к героям. Место действ. более разнообр.: гостиница, вагон поезда, зал суда и проч. Финал не разреш. и не снимал конфликта. на смену публицистичн-ти приходит исповедальность. Этому способств. и сужение простр-ва и времени, вариативность восприятия судьбы героя зрителем, возможность выбора у героя (пьесы Розова, Володина, Зорина). Но почти не меняется ситуация с производств. драмой: герои борются без борьбы, их борьба не встреч. сопротивления, конфликт сводится к назидат. полемике.

    Состояние рус. лит-ры в конце 80-х – начале 90-х гг. 1985-1990. 2-я полов. 80-х – перестройка. Смена власти и полит. курса отраз. во всех сферах жизни. Снимаются запреты на темы и имена => обнаж-ся проблемы, которых раньше не касались: преступность, проституция, наркомания, ГУЛАГ, насильств. коллективизация, война в Афганистане. Возвращаются и печатаются задержанные, замолчанные книги (т.наз. «Возвр. лит-ра» - процесс, когда вновь начинали печат. запрещ. произв-я, публиковали новые произв-я опальных авторов. В советск. лит-ре было 2 большие волны «возвращения»: 1956-1964 (оттепель) и 1985-1990-е гг. (перестройка)). Публик-ся новые произв-я на актуальн. темы («Пожар» Распутина, «Плаха» Айтматова, «Печальн. детектив» Астафьева – многие произв-я потом потеряли свою остроту). Лавина изданий полузапрещ. и запрещ. писателей (Платонов, Булгаков, Гроссман, Замятин, мемуары Пришвина, Чуковского, Пастернака, Твардовского и др.). Масса антисталинск. публикаций (причем, до нач. 90-х больш-во разоблач. Сталина строилось на противопост. его Ленину, Ленин оставался еще идеалом). Еще в годы застоя формир-ся такое явл-е как постмодернизм (Пелевин, Саша Соколов) и «другая проза» (Толстая, Петрушевская, Вен. Ерофеев). Т.е. резко мен-ся картина лит-ры. Множ-во литературоведч. книг – исслед. судьбы писателей и проч.

    1990-е. Взлет публицистики на рубеже 90-х оказ. влияние на лит-ру. Распад системы Госиздата => появл-ся огромн. кол-во частн. коммерч. издат-в. => На разв-е лит-ры оказ. влияние не политика, а рынок. Огромн. внимание по-прежнему удел-ся Солженицыну, Шаламову, но сейчас меньше. Развив-ся такое явл-е как «женская проза» (Петрушевская, Толстая, Улицкая, Щербакова и др.). Можно упомян. Кима, Пелевина и кого угодно. Возвращ-е к теме ВОВ (Астафьев «Прокляты и убиты»). Показат. особ-ть соврем. прозы – ирония, гротеск.

    Поэзия. Поэты-прозревшие (Левитанский, Дудин). Авторская поэзия перех. в рок-поэзию (Цой и проч.). В поэзии относительно молодых 2 крайности: 1) погруж. в личностн. мир, филос. лирика «сугубой серьезности» (И. Жданов, К. Кедров); 2) антилирика, антипоэзия (Пригов, Рубинштейн). Для соврем. молодежи (совсем молодых) характ. тревожн. интонации, мотив незнания, потерянности. Худ. мастерство испытывается соседством со свободно издающимися книгами Гумилева, Ходасевича, Иванова, Бродского и др.

    Драматургия. «Размытый» герой, отсутств. логики в диалогах, внутрисемейн. конфликты, почти исчез. действие, косноязычны персонажи, много иронии. Имена драматургов: Н. Садур, Н. Коляда, М. Арбатова.

    "

    Социокультурная ситуация второй половины ХХ века (1950-1990-е годы): вступление цивилизации в стадию постиндустриального, посттоталитарного общества, новые технологии, освоение космического пространства, дальнейшее освоение природных недр. Осознание экологического и духовного кризиса современной цивилизации, стандартизация жизни, массовая культура, заменившая тоталитарную, потребительское отношение к жизни, исчезновение утопического сознания, разрушение веры в разум человека.

    Особое внимание литературы привлекает философия П. Тейяра де Шардена, А. Швейцера, М. Хайдеггера (существование человека в бытие, связи с ним), теории французского постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Р. Барт, Ю. Кристева), развиваются концепции культуры-игры, культуры-спорта (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга).

    Литература второй половины ХХ века характеризуется многообразием жанровых форм (малые и большие эпические произведения, психологическая драма, лирика и поэма), развитием традиционных стилей и направлений и появлением новых, соблюдением канонов и стремлением к новаторству.

    Литература второй половины ХХ века подразделяется на периоды:

    Литература конца 1950-60-х годов (период «оттепели»): направленность на освоение социальной действительности, эстетика «правды жизни», аналитизм вместо синтеза, индивидуальность вместо типичности. Реставрация социального оптимизма - утопическая идея нравственного совершенствования общества. Отчуждение общественного сознания от государственной идеологии и сохранение ценности социальных связей («человек группы» вместо человека класса). Диссидентское движение и андеграундная культура. Формирование различных литературных направлений: продолжение традиций реалистической литературы («производственный» роман, «деревенская» проза, психологическая поэзия), возрождение традиций (модернизм), зарождение русского постмодернизма. Отказ от принципа идеализации действительности, принципы аналитизма и критики реальности, изменение принципа историзма, установка на поликонфликтное восприятие мира. Возникновение новых литературно-художественных журналов: «Юность» (1955), «Дружба народов» (1955), «Наш современник» (1964), «Новый мир» под руководством А. Твардовского.

    Литература 1970-80-х: поиск метафизических основ бытия и универсальных ценностей, сущности и смысла человеческого существования. Кризис рационализма, увлечение различными религиозными, эзотерическими учениями. Человек в природном бытии и человек в истории человечества и вечности. Обращение к поэтике мифа, к символизации, попытка дать целостную картину мира. Утрата веры в универсальные ценности, наступление массовой культуры, обилие информации, формирование фрагментарного сознания, игровое отношение к действительности. Альтернативная молодежная культура, литература андеграунда. Эклектичный характер культуры в связи с освоением «задержанной» и эмигрантской литературы в конце 1980-х годов.

    Литература 1990-х: период социальных и общественных потрясений, распад Советского Союза. Кризис традиционных представлений о роли литературы и культуры. Игровая (эстетическая) фаза в истории современной литературы. Приоритеты постмодернистской культуры. Тотальный скептицизм в понимании человека. Синтез литературных течений, диалог между традицией и неоавангардом.

    Учебная и справочная литература:

    1. Ащеулова, И. В. Русская поэзия второй половины ХХ века: имена и мотивы: учебное пособие / И.В. Ащеулова. - Кемерово, 2007.

    2. История русской литературы ХХ века (20 – 90-е годы). Литературный процесс: учебное пособие. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2006.

    3. История русской литературы ХХ века: В 2-х ч. / Под ред. В. В. Агеносова.- М.: Дрофа, 2007.

    4. Лейдерман, Н. Л. Липовецкий, М. Н. Современная русская литература: в 3-х книгах. Учебное пособие / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М., 2001. Кн. 1 - 1953-1968; кн. 2 - 1968-1986; кн. 3 - 1986-1990-е годы.

    5. Мусатов, В. В. История русской литературы первой половины
    ХХ века / В.В. Мусатов. - М., 2001.

    6. Русская литература ХХ века: В 2 т.: учебное пособие / А. П. Кременцов и др. - М.: Academia, 2005.

    7. Русские писатели 1800 – 1917. Биографический словарь: В 5-ти т. Т. 1. - М., 1989.

    8. Русские писатели. Биобиблиографический словарь: В 2-х т. - М., 1990.

    9. Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2-х ч. / Под ред. Н. Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1998.

    Дополнительная учебная литература:

    1. Бавин, С.П.Судьбы поэтов серебряного века. Библиографические очерки / С.П. Бавин, И. В. Семибратова. - М., 1993.

    Печатается по решению Ученого совета филологического факультета ДГУ

    Мунчаева русской литературы ХХ века (40-90-е годы).

    Планы семинарских занятий

    Занятие № 1

    ПРОЗА 40-Х - НАЧАЛА 50-Х ГОДОВ

    План

    1.Жанровое многообразие прозы х годов.
    а) публицистика (И. Эренбург, М. Шолохов, А. Платонов);
    б) эпос (К. Симонов, А. Бек, Б. Горбатов, Э. Казакевич, В. Панова, В. Некрасов)
    2.Стилевое своеобразие прозы 40-х-50-х гг.
    а) тяготение к героико - романтическому изображению войны (Б. Горбатов, Э. Казакевич);
    б)тяготение к изображению будней войны, рядовых участников войны
    (К. Симонов, А. Бек, В. Панова, В. Некрасов);
    6. Некрасова "В окопах Сталинграда"- программное произведение "психологического натурализма".
    а) полемичность повести, особенности изображения войны, внимание к рядовому участнику войны, его психологии;

    ЛИТЕРАТУРА

    Герой и народ. М.: Современник, 1973.

    Русская советская литература периода Великой Отечественной войны: метод и герой. М., 1975.

    Журавлева периода Великой Отечественной войны. М., 1978.

    История русской советской литературы. В 4 т.-Т.3. М.: Наука, 1968. Гл. "Литература периода Великой Отечественной войны". С. 5-89.

    Липовецкий русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 28-31.


    Дополнительная литература

    Страницы подвига: очерк русской прозы гг. - М., 19История русской советской литературы: 40-80-е годы. М., Изд-во МГУ, 1983. С. 25-44.

    Занятие №2.

    ПОЭЗИЯ 40-Х - НАЧАЛА 50-Х ГОДОВ.

    План

    1. Развитие лирических жанров в 40-е и 50-е годы (А. Твардовский, М. Исаковский, К. Симонов)
    2. Поэмы 40-х-50-х годов. Жанрово-композиционные и стилевые особенности (М. Алигер. "Зоя". П. Антокольский. "Сын".О. Берггольц "Февральский дневник").

    3. "Василий Теркин" А. Твардовского - лиро-эпическая энциклопедия ВОВ. Особенности жанра, композиции поэмы. Роль образа лирического героя в структуре поэмы. Василий Теркин – тип русского национального характера. Принципы типизации.
    4. "Дом у дороги" А. Твардовского - лирическая хроника войны. Особенности композиции. Условные образы, их смысловая насыщенность (дом, семья, дорога)

    ЛИТЕРАТУРА

    Абрамов и эпос Великой Отечественной войны. 2-е изд. М., 1974. гл. 2.

    Александр Твардовский. М., 1958. Гл.3.

    Рощин Твардовский. М., 1986.

    Кондратович. Поэт и личность. М., 1978.

    Македонов Твардовского. Смоленск, 1966.

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 230.

    Никитина военных лет. Саратов, 1958.

    Александр Твардовский. 2-е изд. М., 1970., Гл. 3.

    Занятие №3.

    Л. ЛЕОНОВ. РОМАН "РУССКИЙ ЛЕС".

    Задания

    1. Подготовить доклады на темы:
    а) Особенности творческой индивидуальности Л. Леонова (по одной из монографий о творчестве писателя);

    б) Особенности конфликта в эпическом произведении. Конфликт, его развитие и разрешение в романе "Русский лес";
    в) Образы - символы в романе "Русский лес";

    План

    1. "Русский лес" Л. Леонова и проза 1950-х годов.
    2. Сюжет и композиция романа "Русский лес". Синхронность двух исторических сюжетов (Главы 2-4- общая завязка, глава 10- кульминация, главы 13-15 – развязка).
    3. Образы - лейтмотивы романа "Русский лес".
    4. Вихров и Грацианский - герои - антиподы . Философская подоплека их конфликта (Главы 3,7).
    5. Молодое поколение в романе "Русский лес". Его нравственная, духовная эволюция.

    1. Мастерство психологического портрета.

    ЛИТЕРАТУРА

    Ковалев Л. Леонова. М.-Л., 1962.

    Леонова " Русский лес". М., 1958.

    Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. Очерк. М., 1987.

    Леонид Леонов. М., 1972. Гл. "Вихров и Грацианский".

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 34-50.

    Дополнительная литература

    Леонид Леонов. М. 1986.

    Занятие № 4

    Б. ПАСТЕРНАК. РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО".

    Задания

    1.Подготовить письменное сообщение на тему "История создания и публикации романа "Доктор Живаго".
    2.Жанровое своеобразие романа "Доктор Живаго". Традиции классики. Новаторство.

    3. Проследить драму русской интеллигенции в событиях истории (на примере судеб Юрия Живаго, Антипова –Стрельникова, Ларисы). В чем новизна решения писателем проблемы интеллигенции и революции?
    4. Особенности поэтики романа.

    План

    1. История создания и публикации романа "Доктор Живаго". Источники романа.

    2. Жанр и композиция романа " "Доктор Живаго".

    3. Судьбы русской интеллигенции и революции в романе "Доктор Живаго".

    4. Живаго и Антипов- Стрельников - два полюса революции.

    5. Образы женщин в романе "Доктор Живаго". Их соотношение с судьбой Юрия Живаго.

    6. Особенности поэтики романа "Доктор Живаго".

    ЛИТЕРАТУРА

    Материалы к творческой истории романа "Доктор Живаго". // Новый мир. 1988. № 6. С. 205-248.

    Дискуссия о романе "Доктор Живаго". //Вопросы литературы. 1988. №9.

    Размышления над романом "Доктор Живаго". //Новый мир. 1988. №1.

    Кондаков "Доктор Живаго" в свете традиций русской литературы.//Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1990. № 6. С. 527-539.

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 51-74.

    Дополнительная литература

    Христианская тема в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск. 1994.

    О творческой судьбе Бориса Пастернака.//Молодая гвардия. 1988. №2. С. 269-279.

    Смерть и воскресение доктора Живаго.//Юность 1988. № 5.

    К истории публикации "Доктора Живаго" за границей//Москва. 1988. № 10. с. 139-149.

    Занятие №5

    ДИЛОГИЯ В. ГРОССМАНА "ЖИЗНЬ И СУДЬБА"

    1. Подготовить доклад на тему "История создания и публикации дилогии В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

    2. Жанр и композиция дилогии "Жизнь и судьба"

    3. Проблематика и образы.

    4. Подготовить письменное сообщение на тему " Гроссмана "Жизнь и судьба" в оценке критики//Использовать дискуссионный материал в журнале "Литературное обозрение". 1989. № 6. С. 24-34.

    План

    1. Творческая история дилогии В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

    2. Жанр и композиция дилогии В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

    3. Концепция свободы в романе "Жизнь и судьба".

    5. Государство и народ. Государство и личность в романе "Жизнь и судьба".

    6. Женские образы в романе В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

    7. Гроссмана "Жизнь и судьба" в оценке современной критики /выделить основные аспекты/.

    ЛИТЕРАТУРА

    Василий Гроссман. Жизнь. Судьба. Творчество. М.: Советский писатель. М., 1990.

    Жизнь и судьба Василия Гроссмана. Анна Берзер. Прощание. М.: Книга. 1990.

    Война и свобода// Крушение абстракции . –М.: Современник. 1989.-С. 159-182.

    Дополнительная литература

    Жизнь - это свобода.//В. Кардин. Легенды и факты. Литературная критика. Литературная полемика. М: Библиотека "Огонек". № 33. М.: Современник, 1989. С. 159-182.

    Преодоление. "Жизнь и судьба" и его критики// Литературное обозрение. №С. 24-34.

    Жизнь и судьба//Литературная газета. 1988. 2 марта . № 9. С. 2-3.

    "Жизнь и судьба" В. Гроссмана//Наш современник. 1988. № 11.

    О романе "Жизнь и судьба"// Новый мир. 1988. № 11.

    Занятие № 6

    ТРИЛОГИЯ К. СИМОНОВА "ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ"

    1. Проследить развитие темы войны в прозе х годов (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Астафьев, А. Адамович, В. Кондратьев, В. Быков, В. Семин). Подготовить письменное сообщение.

    2. Жанрово - стилевое многообразие военной прозы 60-80-х годов. Проблематика.

    3. Место и роль трилогии К. Симонова в прозе о войне.

    4. Оценка в критике трилогии К. Симонова

    План

    1. Доклад на тему "Проза о войне 60-80-х годов". Особенности жанра, проблематика.

    2. Симонова "Живые и мертвые". Жанр. Композиция. Принцип отбора писателем исторического материала. (проследить по каждой из частей трилогии)

    3. Проблематика (героическое и трагическое в трилогии)

    4. Серпилин и Синцов - сквозные герои трилогии. Их эволюция. Оценка в критике этих героев.

    ЛИТЕРАТУРА

    Человек и война. М.: Сов. писатель, 1978. С. 126-137.

    Обжигающая память. Тема великой Отечественной войны в советской литературе//Литературное обозрение. 1988. № 2.

    Ради жизни на земле. М.: Сов. писатель, 1975. С. 437-450.

    Метченко А. П., . Современная советская литература. М., МГУ, 1983. С. 83-105.

    Военная проза К. Симонова. М., 1975.

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 189-204.

    Финк. М., 1979.

    Фрадкина К. Симонова. М., 1973.

    Дополнительная литература

    Лейдерман художественная литература о великой Отечественной войне: Историко - литературный процесс и развитие жанров: . Пособие по спецкурсу. Часть 2. Свердловск, 1974.

    Вишневская. М.: Сов. писатель, 1966.

    Занятие № 7.

    Ф. АБРАМОВ. ТЕТРАЛОГИЯ "ПРЯСЛИНЫ"

    1. Проследить развитие темы деревни в прозе 60-80-х годов.

    2. Жанровое и стилевое многообразие "деревенской" прозы 60-80-х годов.

    3. Содержание и проблематика ("Матренин двор" А. Солженицына. Субстанция народного бытия . Проблема трагического, проблема гуманизма в повестях о коллективизации : С. Залыгин. "На Иртыше". "Кончина" В. Тендрякова, "Мужики и бабы" Б. Можаева, "Кануны" В. Белова.

    4. Подготовить письменные сообщения на тему " Проблематика "деревенской" прозы 60-80-х годов".

    5. Развитие деревенской темы в творчестве Ф. Абрамова.

    План

    1. Деревенская проза 60-80-х годов. Жанровое, стилевое многообразие, особенности проблематики.

    2. История создания тетралогии Ф. Абрамова "Пряслины". Жанр, сюжет и композиция.

    3. Острота и сложность конфликтов, открытых писателем в колхозной действительности военных, послевоенных лет и на современном этапе.

    4. История семьи Пряслиных в контексте судьбы народной. Проблема народного характера, ее новаторское решение.

    5. Герои своего времени - Минина, Лукашин, Подрезов. Трагическое в их судьбе.

    ЛИТЕРАТУРА

    Апухтина проза 1960- начала 70-х годов. М.: Высшая школа, 1984. С. 153-186.

    Деревенская проза//Вопросы литературы. 1985. № 6.

    Галимов. Творчество. Личность. М., 1989.

    Федор Абрамов. Личность. Книги. Судьба.. М.: Сов. Россия, 1986.

    Оклянский на Угоре.: О Федоре Абрамове и его книгах. М., 1990.

    Федор Абрамов. Очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1987.

    Жанровая эволюция деревенской прозы// Нравственно- философские искания современной советской литературы. Вып. 3. Л., 1986.

    Минокин советская проза о колхозной деревне. М.: Просвещение, 1977.

    Художественная правда и диалектика творчества. М. :Сов. писатель, 1974.

    Ханбеков совести и долга.: Современник, 1989.

    Занятие № 8

    РОМАН Ю. ТРИФОНОВА "СТАРИК"

    Задание

    Подготовить письменное сообщение на тему: "Творческая биография Ю. Трифонова.

    План

    1. Особенности творческой индивидуальности Ю. Трифонова.

    2. Роман "Старик". Жанр и композиция.

    3. Сюжетные линии романа. Основные проблемы.

    4. Связь романа "Старик" с московскими повестями.

    ЛИТЕРАТУРА

    Юрий Трифонов. Проза как инобытие поэзии//Мир прозы Ю. Трифонова. Екатеринбург, 2000.

    Трифонова. М: Сов. писатель, 1984.

    Оклянский /Портрет - воспоминание/ Сов. писатель, 1989.

    Трифонова: Заметки о творчестве писателя//Новый мир. 1985. № 9. С. 2

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.2. М., 2003. с. 51-74.

    Познать человека, познать время... О "Старике" Ю. Трифонова //Вопросы литературы. 1979. № 9. С. 26-52.

    Дополнительная литература

    Кого выбирает время. По страницам "городских" повестей Ю. Трифонова. //Семья и школа. 1988. № 7. С.

    Семидесятник /О жизни и творчестве Ю. Трифонова.// Октябрь. 1984. № 9. с. 1

    Читая Трифонова /о творчестве писателя// Звезда. 1990. № 7. с. 150-156.

    Отцы и дети эпохи.//Вопросы литературы. 1987. № 11. С. 50-83.

    Мы живем в потоке времени./ О жизни и творчестве писателя Ю. Трифонова//Дон. 1988. № 11. С. 123-130.

    Занятие № 9.

    А. СОЛЖЕНИЦЫН. РОМАН "В КРУГЕ ПЕРВОМ"

    Подготовить письменное сообщение "Жизнь и творчество А. Солженицына" (использовать монографию "Александр Солженицын. Жизнь и творчество". М. 1994.

    План

    1. История создания романа "В круге первом". Три редакции романа.

    2. Особенности сюжета. Хронотоп романа.

    3. "Шарашка" и ее обитатели. Нержин, Рубин, Сологдин - выразители разных концепций исторического развития России.

    4. Иннокентий Володин, его роль в композиции романа. Этапы духовной эволюции.

    5. Образ Спиридона и связанная с ним тема трагической судьбы народа в тоталитарном государстве.

    ЛИТЕРАТУРА

    "Малая" проза А. Солженицына: "поэзия и правда"// Литературное обозрение. 1990. № 9.

    Поиски жанра: А. Солженицын.//Вопросы литературы. 1990. № 6.

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 2

    : Личность. Творчество. Время. Екатеринбург, 1993.

    Крушение партократии: От "Одного дня Ивана Денисовича" к "Архипелагу Гулаг"// Литературное обозрение. 1990. № 7.

    Жизнь и творчество. М., 1994.

    Занятие № 10.

    СОВРЕМЕННАЯ ПОЭМА. ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ. ПРОБЛЕМАТИКА.

    1. Проследить жанровую эволюцию поэмы 60-80-х годов. (В. Луговской, А. Вознесенский, А. Твардовский, Е. Евтушенко, Е. Исаев, А. Ахматова)

    2. Подготовиться к работе с текстами поэм А. Ахматовой "Реквием", А. Твардовского "По праву памяти", А. Вознесенского " Ров", Е. Исаева "Убил охотник журавля".

    План

    1. Жанровое своеобразие поэм 60-80-х годов (В. Луговского "Середина века", А. Твардовского, "За далью даль", "По праву памяти", А. Вознесенского "Ров", Е. Исаева "Убил охотник журавля", А. Ахматовой "Реквием").

    2. Лирический эпос А. Твардовского. "За далью даль" - лирическая эпопея о времени и себе. "По праву памяти"- поэма-цикл, отразившая трагические противоречия эпохи. История создания поэмы. Особенности стиля. документальная основа поэмы. Образ лирического героя, его эволюция.

    3. А. Ахматова. Реквием. Лирико-философское постижение в поэме трагических противоречий времени. Историческое и биографическое в поэме. Особенности композиции. Проблематика.

    ЛИТЕРАТУРА

    Современная поэма//Роман - газета. 1989. С. 21-22.

    Зайцев советская поэзия. е годы. М.:МГУ, 1984.

    Жаков советская поэма. Минск, 1981.

    Перспектива, 1989. Советская литература сегодня: Сб. статей. М: Сов. писатель, 1989. С. 251-288.

    Плач и мужество. "Реквием" А. Ахматовой. М.:Библиотека "Огонек". №С. 39-47.

    Драмы очищения. О последних поэмах А. Твардовского//Литературное обозрение. 1990. № 1.

    Дополнительная литература

    История русской советской поэзии (). Л.: Наука, 1984.

    Коваленко как жанр литературы. М., 1982.

    Червяченко в советской литературе. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1978.

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

    по истории русской литературы ХХ века

    (40-90-е годы)

    1. Проза 1940-начала 50-х годов. Жанровое своеобразие.

    2. Поэзия 40-начала 50-х годов. Лирика и эпос.

    3. В. Некрасов. В окопах Сталинграда. Особенности изображения войны

    4. Литературная ситуация х годов.

    5. Проза о войне 50-70-х годов. Жанровое своеобразие, проблематика.

    6. Симонова "Живые и мертвые". Жанр, проблематика.

    7. Военный эпос В. Быкова. 70-80-х годов. Жанровая эволюция ("Знак беды", "Карьер", "В тумане".

    8. Военный эпос М. Шолохова.

    9. Гроссмана "Жизнь и судьба". Жанр, композиция, Проблематика.

    10. Абрамова "Пряслины". Жанр, проблематика.

    11. Проблема народного характера и своеобразие его решения в тетралогии Ф. Абрамова "Пряслины".

    12. Лукашин, Подрезов, Минин - герои своего времени в тетралогии "Пряслины" Ф. Абрамова. Их трагедия.

    13. Л. Леонов. Русский лес. Основные образы и проблемы.

    14. Б. Пастернак. Доктор Живаго. Особенности жанра, поэтики романа.

    16. Солженицына. Жанровое своеобразие.

    17. Образы праведников в прозе А. Солженицына ("Матренин двор", Один день Ивана Денисовича").

    18. А. Солженицын. В круге первом. Сюжет, композиция, проблематика.

    19. Астафьева. Темы. Проблемы.

    20. Личность и эпоха в прозе 50-80-х годов (Б. Пастернак, В. Гроссман, Л. Леонов).

    21. Деревенская проза х годов. Темы, проблемы, характеры.

    22. В. Белов. Кануны. Особенности изображения деревни.

    23. Б. Можаев. "Мужики и бабы". Конфликты и характеры.

    24. Лирический эпос Твардовского. Жанровая эволюция.

    25. Литературная ситуация 90-х годов.

    26. Человек и природа в прозе х годов.

    27. Творческий путь Ю. Трифонова.

    28. Ю. Трифонов. Роман "Старик". Жанр. Композиция.

    29. Ю. Трифонов. Роман "Старик". Философская проблематика.

    30. Поэзия 60-80-х годов. Стилевые течения.

    31. Анна Ахматова. Поэмы 40-60- х годов.

    32. Ю. Бондарев. Военная проза 50-60- х годов.

    33. Бондарева х годов. Жанровая эволюция.

    34. Распутина. Проблематика. Характеры.