Большая никитская 13 зал. Большой зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Кто дал название улице

Джазовая пианистка и композитор Хироми появилась на свет в Хамамацу. В шестилетнем возрасте она начала осваивать академическое фортепиано, а через восемь лет юная пианистка уже играла в Чешском филармоническом оркестре.

Позже мастерство семнадцатилетней Хироми оценил всемирно известный джазовый пианист Чик Кориа и пригласил ее принять участие в своем грандиозном концерте, который состоялся в Токио. Спустя несколько лет, она стала студенткой Berklee College of Music, где училась у Ахмада Джамала, и начала сотрудничество с звукозаписывающим лейблом Telarc International Corporation.

С 2003 года Хироми ведет активную гастрольную деятельность, выступая на крупнейших международных джазовых мероприятиях, в том числе таких, как Ньюпортский джазовый фестиваль. С 13 апреля 2010 г. она гастролирует в составе The Stanley Clarke Trio.

Эта пианистка известна во всем мире своей виртуозной техникой, феноменальной энергией и исполнительским стилем, который представляет собой уникальный синтез разных музыкальных направлений - от классики до пост-бопа.

{{togglerText}}

Будущий заслуженный артист России был с детства окружен искусством: мальчик родился в семье именитых актеров. С малых лет он регулярно посещал репетиции мамы и папы в театре, но связывать с этим жизнь не хотел. Но в старших классах парень передумал и несмотря ни на что, стал студентом легендарной «Щуки». Вуз закончил с красным дипломом.

После окончания университета Сергей начал служить в , но вскоре перешел в . В багаже Чонишвили – две театральные награды «Чайка» (одна из них – за спектакль «Женитьба») и премия Смоктуновского.

Параллельно он покорял и большой экран – сейчас его на счету около семидесяти ролей в фильмах и сериалах. Огромное количество людей с ним частично знакомы: он нашел себя в озвучании – около шести десятков работ в мультфильмах и чтение закадрового текста во многих картинах, более сорока персонажей компьютерных игр, а также его голосом «говорит» телеканал СТС.

{{togglerText}}

Даниил никогда не рассматривал всерьез профессию артиста, но после школы решил все-таки рискнуть и подать документы в театральные вузы. Он пытался поступить в три института, не смог пройти ни в один. Со второй попытки абитуриент попал во МХАТ, из которого спустя год перевелся в «Щуку».

Получив диплом, выпускник дебютировал в спектакле «Петербург» в драмтеатре Гоголя, за игру в котором сразу же удостоился премии за лучшего мужского персонажа. В разное время Страхов был задействован в постановках , и других площадок. Сейчас на его счету более двух десятков работ.

Еще будучи студентом, он начал появляться в кино и телесериалах, один из которых, «Бедная Настя» стал настоящим прорывом для молодого актера. В его творческой биографии – порядка шестидесяти ролей на широком экране, а также – премии ФСБ, «Чайка» и другие престижные награды.

{{togglerText}}

В его семье не было актеров, но артистом он хотел стать с детства – правда, никому об этом не рассказывал. Сережа частенько вел себя, как его кумиры. Например, мальчик активно подражал Андрею Миронову. Будучи школьником, будущий лауреат премии ФСБ уже во втором классе появился на пробах в известном журнале «Ералаш», который прошел успешно.

После школы юноша подал документы в вузы инженерной направленности, но, помимо этого, втайне – еще и в театральные. В конечном итоге Шнырев превратился в студента культового МХАТ.

С первого курса учебного заведения парень дебютировал на широком экране в ленте «Мушкетеры 20 лет спустя», после которого последовали предложения от Никиты Михалкова и голливудских режиссеров.

Музыкант вместе с единомышленниками написал саундтреки к картинам «Страна глухих», «Ретро втроём», «Подозрение», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Гибель империи», «Марсианские хроники», «Охотники за бриллиантами» и еще музыку более чем для девяти десятков фильмов, сериалов и спектаклей.

{{togglerText}}

Во времена советской власти в Москве существовала улица Герцена. И не возникало у населения никаких вопросов по поводу её наименования. Все знали, кто такой Герцен, и то, что одна из центральных магистралей названа в его честь, воспринималось как нечто совершенно естественное.

Возвращение исторического названия

Но вот наступил 1993 год, и улица была переименована (наряду с сотнями других). Ей вернули дореволюционное название - Большая Никитская. И сразу посыпались вопросы: мол, почему Никитская, почему Большая? Первое упоминание, связанное с топонимом, относят к 1534 году, когда возле Ямского двора, который являлся первым управленческим органом Москвы, возвели Никитскую церковь.

Кто дал название улице

Позднее, в 1582 году, Никитой Захарьиным (один его сын стал сам он считается основателем рода Романовых) на месте церкви возводится Никитская обитель, посвященная православному святому, Никите Готскому. После она стала женским монастырем, в таком виде и встретила 1917 год. Шло время, в соборе был возведен еще один придел в честь Никиты Чудотворца (1833 год), а в 1877 году - часовня в честь Никиты Великомученика. О самой улице Никитской первое письменное упоминание датировано 1619 годом. Она протянулась вдоль Волоцкой (позднее Новгородской) дороги. Получается, улица названа в честь а «большая» она потому, что параллельно ей проходит Малая Никитская, которая начинается от площади ворот, носящих одноименное название. Да и протяженность ее меньше длины соседки почти в 2 раза.

Яркая достопримечательность столицы

Все последующие годы улица Большая Никитская расстраивалась, сейчас она является достопримечательностью столицы. Существуют даже специальные экскурсии наподобие «Узнай Москву», заказав которые, можно поближе познакомиться с Белокаменной, её скверами, улочками и переулками. Следует отметить, что каждый дом, расположенный на рассматриваемой улице, являет собой историческую ценность.

Упоминается она и в художественной литературе - в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир». Один из особняков (сейчас его номер 55) описан как дом Ростовых. Большая Никитская считается, и по праву, аристократической улицей столицы. В особняках российской знати - а здесь их довольно много - располагаются посольства, представительства и консульства нескольких стран. Большинство зданий представляют собой памятники истории государства и относятся к заповеднику «Поварская - Большая Никитская». Самого монастыря сейчас нет, от него осталась лишь часть стены.

Феодальное сословие

В феодальной Руси существовал налог тягло. Люди, платившие его, назывались тягловыми. Поскольку он взимался с места и промысла, то к этому сословию относились, в основном, простолюдины, занимающиеся ремеслом, мелкой торговлей и промыслами. Тягловые люди делились на черные слободы и черные сотни. В момент возникновения улицы правая ее сторона принадлежала именно такой черной сотне под названием Новгородская. На этих землях посадские люди возводили церкви, которые стали самыми древними в Москве. Здесь же находились церкви: Вознесение Господне «Малое» и Николая Чудотворца.

Протяженность улицы

Начинается улица Большая Никитская на Манежной площади, нумерация домов идет отсюда же. В конце она выходит на Кудринскую площадь. Общая протяженность составляет 1,8 километра. Приблизительно в центре, на пересечении Большой Никитской и находятся и одноименная площадь, которая в XVII веке делила магистраль на два разноименных отрезка - Волоцкую и Царицинскую улицы.

Трагическая судьба российских храмов

Как отмечалось, о каждом здании здесь можно говорить бесконечно долго. Первый рассказ, естественно, должен быть посвящен объекту, давшему название самой улице. Но его не существует, он снесен в 1933 году. Тогда сносились многие культовые строения, и красивейший ансамбль, состоящий их трех храмов и часовни - бесценное историческое свидетельство времени - перестал существовать. А на месте женского монастыря возведено было новое и, наверное, очень необходимое Москве строение, адрес которого - Большая Никитская, 7.

Что находится на месте снесенной обители

Это построенная в 1935 году по проекту Д. Ф. Фридмана первая в столице тягловая электрическая подстанция, обеспечивающая работу нескольких центральных линий Московского метрополитена - Филевской, Арбатско-Покровской, Замоскворецкой и Сокольнической. Здание, состоящее из 4 этажей, соответствовало всем тогдашним нормам прочности. Строилось солидно, на века. Применялись сверхпрочные материалы и сложные конструкции. Сооружение имеет большие окна, обеспечивающие внутри Выглядит оно очень массивно, чему способствует большое количество колонн, занимающих почти весь фасад. Украшением служат скульптуры и барельефы. Все это великолепие выполнено в стиле безордерного классицизма, которому, как говорят специалисты, присущи лаконизм и сухость в декорировании фасада. Объект находится на левой стороне улицы.

Центральная сцена для исполнения классической музыки

В этом же кусочке Москвы находится еще одна жемчужина, адрес которой - Большая Никитская, 13. Консерватория имени П. И. Чайковского, вернее Большой ее зал (1737 мест), является крупнейшей площадкой в мире, где исполняется классическая музыка. Известен он, в первую очередь, проходящими здесь международными конкурсами им. П. И. Чайковского. Здание строилось с 1895 по 1901 годы, возводилось по проекту В. П. Загорского - академика, одного из авторов памятника Александру II Освободителю в Кремле. Торжественное открытие произошло 7 апреля 1901 года, оркестром дирижировал В. И. Сафонов - директор консерватории с 1889 по 1905 годы. И по его заказу художником Н. К. Бодаревским были выполнены 14 портретов великих русских и зарубежных композиторов, которыми украсили стены Большого зала.

Странная политика

Почему-то (может быть, потому, что эти композиторы были немцами) в 1953 году портреты Глюка, Мендельсона, Гайдна и Генделя были заменены изображениями Даргомыжского, Римского-Корсакого, Шопена и Мусоргского. Эти великие деятели искусства, безусловно, заслуживают такой чести, но два из четырех снятых ранее полотна были безвозвратно утеряны.

В1899 году в зале был установлен великолепный орган, автором которого являлся Аристид Кавайе-Колль, крупнейший французский органный мастер и преобразователь данного инструмента. В мире мало знаменитостей, которые не выступали бы на этой прославленной сцене, над которой возвышается барельеф Н. Г. Рубинштейну.

В 1940 году здесь проходил XII чемпионат СССР по шахматам. Необыкновенно красивый памятник П. И. Чайковскому работы великой Веры Мухиной был установлен перед входом в здание консерватории в 1954 году.

Все возвращается на круги своя

Весь консерваторский комплекс в 2010 году подвергся масштабной реставрации, цель которой - полное восстановление первоначальных интерьеров как самого зала, так и учебных корпусов. Во время войны «Святая Цецилия» - витраж очень больших размеров - был уничтожен. Сейчас он полностью восстановлен. В Московскую консерваторию, несмотря на наличие электронной почты, письма идут со всех стран мира. Понятно, что для корреспонденции необходим индекс. Большая Никитская имеет много официальных учреждений, получающих очень много писем. Почтовый адрес, к примеру, Консерватории следующий: 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13.

Главная достопримечательность

Из всех достопримечательностей улицы существует одна, не сказать о которой невозможно. Это Храм «Большое Вознесение». Строительство его было начато в далеком 1798 году, но недостроенное здание полностью сгорело в 1812-м. Закончено строительство было в 1816 году, а в 1931-м в трапезной этого храма великий А. С. Пушкин венчался с Натальей Гончаровой. Здание под номером 36 находится на правой стороне улицы Большая Никитская. Москва много потеряла бы в облике, не сохранись эта церковь.

Великие театральные имена

Совершенно невозможно обойти молчанием особняк, где находится театр им В. В. Маяковского - один из популярнейших в столице. На освободившейся от сноса усадьбы Зарубиних-Ефремовых площадке в 1885-1886 годах был построен частный театр, предназначавшийся для выступлений иностранных гастролеров. Когда А. П. Чехов тяжело и неизлечимо заболел, в 1899 году для него одного на сцене этого театра был показан спектакль «Чайка». А после революции здесь находился выездной театр, художественным руководителем которого был Мейерхольд. Также нужно упомянуть находящиеся здесь здания Зоологического музея и «Геликон-Оперы».

Ул. Большая Никитская постепенно превращается в посольскую. Так, тут уже расположились консульство Египта и посольства Испании, Бразилии и Мьянмы.

Прекрасная музыка в прекрасном исполнении – гарантия хорошего настроения! Именно поэтому решила продолжить свое знакомство с Центральным концертным образцовым оркестром им. Н.А. Римского-Корсакова Военно-Морского Флота России. Услышала Исаака Дунаевского в их исполнении, теперь Штраус и не только...
В чем интрига? Под заголовком «Не только Штраус» - прекрасная компания.
Эмиль Вальдтейфель. Не слышала раньше о нем. Первоначальная фамилия - Леви. Фамилия Waldteufel переводится с немецкого как «лесной дьявол». Ничего дьявольского в этом французском композиторе, дирижере и пианисте не было. Написал больше 250 вальсов, смешивая элементы немецких, французских и испанских мелодий. Ездил по всей Европе, дирижировал танцевальной музыкой. По популярности его вальсы соперничали с вальсами Штрауса. Вальс «Эстудиантина» (в переводе с испанского «учащийся, студент») – легкий, лиричный. В Испании и Португалии так называли группы университетских студентов, одетых в традиционные костюмы и поющих серенады,чтобы заработать на жизнь.
«Ночи в садах Испании» считаются вершиной творчества композирора Мануэля де Фальи. Возможно, то, что композитор начал работать над этим произведением в Париже, повлияло на его музыкальный язык, в котором национальные черты сочетаются с французской утонченностью.
Кажется, что старший современник Вальдтейфеля, де Фальи, да и Штрауса-сына, всем хорошо известный Михаил Иванович Глинка, попал в эту компанию случайно. Для нас он прежде всего автор «Жизни за царя», «Руслана и Людмилы», серьезных крупных произведений. Какие тут танцы? Но только до тех пор, пока не зазвучала «Арагонская хота». В ее основе – популярнейшая мелодия испанского народного танца. Биографы композитора пишут, что после отъезда Глинки из Испании там был проведен своеобразный эксперимент: местным жителям предложили прослушать его «Арагонскую хоту». Они называли эту музыку подлинной испанской, и не верили в то, что ее написал русский композитор.
Итак, первое отделение концерта мы «протанцевали» в Испании.
Во втором отделении царствовал Штраус! Иоганн Штраус-младший, если совсем точно. Ну что еще сказать? Недавно узнала, что, когда вальсы Штраусов исполнялись в Вене, даже имя автора иногда не называлось. Важна была только фамилия, как безусловный знак качества. Не знаю... Король, даже если он «Король вальса», должен быть один. И Иоганн-младший безусловно этот титул заслужил.
Что можно написать о вальсах Штрауса или оперетте «Летучая мышь»? Только одно: МАЛО! Особенно в таком прекрасном исполнении.
Слушая разговоры в фойе, читая отзывы о концерте, обратила внимание, что многие жаловались на то, что арии из «Летучей мыши» исполнялись на немецком языке. Но почему нет? Да, мы привыкли к русскоязычной версии. С другой стороны, «Летучая мышь» - единственная, как мне кажется, оперетта, которая входит в репертуар оперных театров. Такой же традиционный новогодний подарок меломанам, как и Штраус-концерты. И мы знаем, что всегда приветствуется исполнение оперы на языке оригинала. Так почему бы и нет? Другое дело, что что-то неправильно было со звуком. Оркестр заглушал прекрасные голоса, очень обидно.
Оркестр прекрасен! Даже спина дирижера Алексея Карабанова удивительно артистична! И это даже без феерического исполнения польки «На охоте». С выстрелами. Иногда звук доверяют воспроизвести ударным, но в данном случае, учитывая военную принадлежность оркестра и харизму его руководителя... ружье (т.е. пистолет) должно было выстрелить!
Прекрасный вечер завершился просто изумительно. «Марш Радецкого» - уникальная возможность почувствовать себя причастным, даже если никогда не пытался воспроизвести хоть одну ноту.
Мне кажется, Центральный концертный образцовый Военно-Морского Флота России раскрыл ту самую «тайну продленья ярких мгновений», о которой пел на числом немецком князь Орловский. Не верите? Приходите на их концерт и убедитесь!
Информацию о концертах, билетах и новостях оркестра можно получить на сайте Центрального концертного образцового оркестра им. Римского-Корсакова ВМФ http://centralnavyband.ru/ , а также в группах оркестра в соцсетях:
в Фейсбуке https://www.facebook.com/centralnavyband ,
ВКонтакте https://vk.com/centralnavyband,
Инстаграм https://www.instagram.com/centralnavyband/,
на видео-канале на Youtube https://www.youtube.com/user/centralnavyband

Благодарю СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu https://moskva-lublu.livejournal.com/ за предоставленную возможность!