Интересные факты о картине февральская лазурь. Описание картины Грабаря «Февральская лазурь. Сочинение описание картины Февральская лазурь Грабаря

  1. Вступление: Зима на Руси
  2. «Февральская лазурь»: описание
  3. Мои впечатления от картины
  4. Заключение: Чем она мне понравилась?

Сочинение-описание картины (для 5 класса)

Мини сочинение-описание «Февральская лазурь» Грабаря

Многие люди не любят зиму. Ветер, холод, снежные заносы навевают на них тоску и заставляют болеть. Однако есть что-то величественное и красивое в этой суровой поре. Недаром русские морозы стали символом России и ее оберегом, ведь именно они из века в век отпугивали наших врагов. К сожалению, изо дня в день мы видим лишь те неудобства, которые нам приносит зима. Зато художники видят ее по-другому. Яркий пример – пейзаж Грабаря «Февральская лазурь».

Описание картины Грабаря «Февральская лазурь» можно уложить в пару строк. Художник нарисовал несколько заснеженных берез на фоне голубого неба. Деревья увязли в снегу. За ними располагается лес. Судя по цвету, там растут ели и сосны. Вот и все, что там изображено. Но какие чувства вызывает она у зрителя? Лично я испытал чувство гордости за красоту родного края. Художник передал ту самую пору, когда появляются первые лучи солнца, предвещающие весну. Еще лежат снега, еще прогоняют с улицы морозы, но ослепительное солнце уже разгоняет тоску и обещает тепло. Если взглянуть на небо, можно увидеть тот же голубой цвет, который так нравится летом. Березы уже не клонятся в сторону под тяжестью снега, они выпрямились и тянутся к свету. Такой пейзаж вызывает улыбку и надежду на скорый приход весны. В такие моменты красота нашей великой родины становится более заметной, и художники это чувствуют. Поэтому они рисуют, на первый взгляд, простые сюжеты, но выбирают такое время года и время суток, что обычные березки преображаются и становятся символами нашей природы. Она такая же честная, скромная и открытая, как эта картина. Нашим сердцам очень дороги эти кривые стволы, густые леса и бесконечные просторы.

картина Грабаря «Февральская лазурь»

Мне эта картина понравилась тем, что она солнечная и яркая. Художник очень верно передал все краски февральского неба, которые отразились и на снегу. Поэтому она хоть и изображает зиму, но выглядит по-весеннему. Она излучает тепло, которого так не хватает сейчас на улице.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! 11 июня 2015

Говорят, что пейзаж - это портрет природы. И у хорошего художника он преисполнен динамизма, некой тайны, открывающейся зрителю лишь на интуитивно-чувственном уровне. Он наблюдает обыкновенную, даже непримечательную зарисовку природы - одиноко стоящее дерево, неспокойное море или горную местность - и тем не менее не перестает восхищаться необычным ракурсом изображаемого, фотографически точно подмеченным настроением, импрессионистической игрой с цветами. Всеми этими особенностями можно охарактеризовать и полотна Игоря Грабаря. Попробуем же дать описание картины «Февральская лазурь».

История создания

Как правило, свидетельства об истории создания того или иного произведения искусства крайне недолговечны. Проходит некоторое время - и уже сам художник точно не помнит, когда его посетил замысел запечатлеть что-либо на бумаге. К счастью, история картины «Февральская лазурь» не канула в Лету. Известно, что создавалось полотно, когда Грабарь гостил в Дугино у хлебосольного мецената Николая Мещерина. Дугинский период считается едва ли не самым плодотворным в творчестве художника, написанные за 13 лет картины с удовольствием принимали музеи и выставки.

Однажды погожим февральским утром художник просто решил погулять - без красок и мольберта. Одна из берез показалась Грабарю особенно красивой, он засмотрелся на нее и... уронил палку. А поднимая ее, взглянул на деревце снизу вверх. Эффект был просто необыкновенный! Художник бросился за принадлежностями и зарисовал увиденное, дабы через несколько дней приступить к созданию полноценной картины. Для этого Грабарь вырыл траншею в снегу, прикрыл холст зонтом, что усилило эффект присутствия синего цвета, и принялся творить. Работал он около двух недель, и все это время природа баловала художника прекрасной погодой.

Предмет изображения

Описание картины «Февральская лазурь» начнем с главного - березки на переднем плане. Деревце окутано тончайшим зимним кружевом, способным весело искриться даже в пасмурный день. Чуть дальше видны меньшие подружки белоствольной царицы, маленькие березки. Так и приходит на ум сравнение с девушками, которые кружатся в хороводе, кличут весну и провожают февраль. Кажется, постой еще немножко рядом с полотном - и ты услышишь песню о символе нашей страны, березе.

Дерево изображено на фоне белоснежного покрывала и пронзительно-синего неба. Оттого его ветви, придающие березке интересную, даже несколько странную форму, выглядят таинственными, сказочными, околдованными. Словно белоствольная красавица только что проснулась и тянется к небу для приветствия весны, из-за чего кажется, что березка подбоченилась.

Цветовое решение

Продолжаем сочинение "Описание картины «Февральская лазурь»". Казалось бы, изображение зимнего месяца требует задействовать вовсю белую краску. Однако Грабарь поступил иначе. На полотне зрителю отчетливо видно, что снег уже не очень чистый, кое-где виднеются проталины, а значит приближается весна. В то же время художник щедро использует пастельные и яркие тона. Считается, что в полотне он достиг предела цветовой насыщенности, рисуя, по сути, чистым светом. Мы увидим немало оттенков голубого, ультрамаринового. Все они сливаются в неповторимую музыку живописи, главная цель которой - передать еще один миг из жизни природы, невидимый подчас для простого человека. Подобной установкой полотно, которое создал Грабарь - «Февральская лазурь» - сближается с шедеврами французских импрессионистов, таких как «Маки» Клода Моне.

Доминирующее настроение

Главный идейный посыл полотна можно охарактеризовать как ожидание. Зимняя стужа обязательно сменится теплой погодой, изображенная березка оденется в прекрасный наряд из зеленых листьев, а природа начнет новый виток своего развития. Это объясняет необычайный, оптимистический эмоциональный фон полотна. Это описание картины «Февральская лазурь» должно учитывать.

Прочие факты

За Грабарем закрепилась слава изобразителя зимней поры. Существует даже интересная параллель упомянутого дугинского периода с Болдинской осенью Пушкина как одного из наиболее плодотворных периодов деятельности поэта. Впрочем, Грабарь - «Февральская лазурь» и иные «зимние» полотна не в счет! - запечатлевал и другие времена года, а также лица людей. Художник за всю свою жизнь поработал очень плодотворно: далеко не каждый живописец может практически без остановки творить около 60 лет!

Первоначально интересующее нас полотно художник назвал «Голубой зимой» - аналогия с другими полотнами Грабаря - но когда отдавал свое детище в Третьяковскую галерею, переименовал его. Шедевр и по сей день находится там. Посетители взирают на полотно, с удивлением обнаруживают то, что не в силах передать даже самые искусные репродукции: мазки, отдельные точки, из которых слагается полотно. Это тоже след одного из течений искусства - дивизионизма.

На этом описание картины «Февральская лазурь» можно считать законченным.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

3. Биография художника.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960). Родился в Будапеште, в семье русского общественного деятеля. В 1876 году его родители переезжают в Россию. Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, стараясь быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1889 годы Грабарь обучался в московском лицее, а с 1889 по 1895 год в Санкт – Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. Затем поступил в петербургскую Академию Художеств, обучался в мастерской Ильи Репина.

В каникулы много путешествует по Европе: Берлин, Париж, Венеция, Рим, Неаполь.

Вернувшись в Россию, был потрясен красотой русской природы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: “Белая зима”, “Февральская лазурь”, “Мартовский снег” и многие другие.

4. Просмотр картин художника.

“Сентябрьский снег”, “Грачиный гнезда”, “Восход солнца”, “Зимнее утро”, “Зимний вечер”, “Мартовский снег”, “Март”, “Февральская лазурь”.

5. История создания картины.

“Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты”.

6. Что такое описание?

Описание – это тип речи, с помощью которого можно представить предмет, характеризуя его с разных сторон.

7. Что такое пейзаж?

Пейзаж – это изображение картины.

8. Беседа с классом.

Почему картина называется “Февральская лазурь”?

Какова основная палитра картины?

Почему именно белый и голубой цвета используются художником?

9. Обращение к словарю.

А) светло-синий цвет. Бледна, как лилия в лазури васильков. (Батюшков)

Б) цвет неба, моря. Под ним струя светлей лазури. (Лермонтов)

В) небесная лазурь. Надо мной в лазури ясной светит звездочка одна. (Пушкин)

Г) краска светло-синего цвета. Берлинская лазурь.

10. Беседа с классом.

Что изображено на переднем плане картины?

Символом чего является береза?

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину Грабаря “Февральская лазурь”?

Какие эмоции у вас вызывает береза, написанная художником на первом плане?

Рассмотрите небо, есть ли на нем облака?

Как меняется цвет неба к горизонту?

Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени?

Какие цвета использует художник? Почему?

Подберите словарь цветов и оттенков по картине.

11. Предметы изображения.

Небо: вверху, на горизонте.

Снег: на солнце, в тени.

Береза: ствол, ветви.

12. Слова – помощники.

Небо: лазоревое, синее, голубое, бездонное.

Снег: белоснежный, жемчужный, лазоревый.

Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.

13. Синонимы – помощники.

Художник – изобразил, написал, создал картину.

Картина – пейзаж, полотно, репродукция.

Береза – русская красавица, символ русских лесов.

14. Выражения – помощники.

Любовь художника к изображению радостного состояния природы.

Праздник света.

Восхищение русской красавицей.

Жемчужные переливы белого и голубого.

Кружевное переплетение ветвей.

Лазурное небо.

Предчувствие весны.

15. Пример сочинения-описания.

Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря “Февральская лазурь”. Все в ней просто и бесподобно. Изображен изумительный февральский день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.

На переднем плане изображена ветвистая красавица береза. Ее ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие березки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета.

Художник передал на своем полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от нее голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе все утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа “Февральская лазурь”.

Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть все своими глазами.

16. План сочинения.

  • Автор картины И.Э.Грабарь.
  • Время года, изображенное на картине.
  • Предметы изображения автора:
    • береза на переднем плане (ее строение, цвет ствола, ветвей)
    • деревья на заднем плане
  • Изображение неба, снега около деревьев.
  • Какое настроение вызывает картина?

17. Домашнее задание.

Используя материал урока, напишите сочинение-описание по картине И.Э Грабаря “Февральская лазурь”.

  • Мое отношение к картине.
  • Как-то раз, ясным морозным февральским утром художник-пейзажист Игорь Грабарь вышел на ежедневную прогулку. Он нечаянно уронил свою палку, с помощью которой пробирался по глубокому снегу, и, нагнувшись за ней, случайно посмотрел вверх. Художник увидел зимнюю погоду и природу совершенно по-другому. Вскоре Грабарь снова пришел в лес, но уже вместе со своим другом. Они выкопали в снегу траншею как раз на том самом месте, где художник обронил свою палку.

    Грабарь улегся в эту траншею и начал писать картину, поэтому ракурс у неё такой необычный: она нарисована снизу вверх. Через две недели работа была готова. Художник назвал её «Февральская лазурь».

    На картине И. Грабарь изобразил белоствольную березовую рощу в солнечный морозный зимний день. Природа дремлет, укрывшись снежным покрывалом. Всё кругом блестит и переливается от яркого солнца: и березы, и снег, и даже небо, кажется, искрится от этого ослепительного света.

    Высоко над рощей раскинулся огромный, чистый, лазурный небосвод. Чем он дальше от нас к горизонту, тем больше светлеют краски, и вдали, над темным лесом, он становится совсем светлым, почти белёсым. Солнышко нежно озаряет высокие стройные березы. Оно обманчиво в это время года, потому что хоть и ярко сияет, но пока ещё не греет. Звенящий воздух чист и прозрачен. Вспоминается, как в такую морозную погоду он бодрит и холодом обжигает дыхание.

    Белоствольные березы такие высокие и раскидистые! Своими тонкими изящными ветвями они достают до самого неба! Большое старое дерево на переднем плане заслонило собой почти всё небо, и оно синеет сквозь ветки, словно сквозь частые белые нити. Жемчужный ствол березы слегка изогнут, будто она застыла в неслышном плавном танце. На макушках деревьев ещё сохранилось немного прошлогодних желтых, пожухлых листьев. Они чудом удержались на ветках, выдержав сильные порывистые февральские ветра. А теперь, скованные крепким морозцем, они, кажется, слегка звенят при движении воздуха.

    Лазурное небо отражается от зимнего снежного покрывала, укрывшего землю, поэтому оно кажется не белоснежным, а немного голубоватым. Березы отбрасывают на снег длинные сапфировые тени. Плотный снег вокруг деревьев слегка подтаял от их тепла. Уже совсем скоро солнце будет пригревать сильнее и здесь появятся первые проталинки.

    Вдали, за рощей, виднеется длинная изогнутая лента светлого березового леса.

    Мне очень нравится этот зимний пейзаж. От него веет морозной свежестью и в то же время явно ощущается приближение весны. Приходят на память строчки из стихотворения А. Плещеева:

    «Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало…».

    Природа ликует: скоро минует пора злых метелей и бурь, кончится зима, наступят теплые погожие дни, все живое проснется от долгого сна, расцветет и заблагоухает.

    Февральская лазурь

    Когда я смотрю на эту картину, то сразу понимаю, что на ней изображена прекрасная русская природа, потому что на фоне белоснежного ковра расположилась березовая роща. Каждая веточка березки, что располагается на переднем плане, окутана инеем, словно кружевом. Как он искрится и переливается в этот ясный, солнечный денек! Вся опушка залита светом.

    Снег весело блестит и искрится в лучах последнего зимнего солнца, а сплетенные веточки берез, откидывают тени в виде причудливого узора на снежном покрывале. Над бескрайней березовой рощей раскинулось необъятное лазурное небо. Февраль – это самый удивительный месяц в году. От него так веет прохладой, но уже чувствуется свежий, теплый аромат весны, что означает, что скоро роща по-весеннему расцветет и облачится в зеленый наряд.

    Главная героиня этой потрясающей картины – белоствольная березка. Ее ствол изящно и грациозно изогнут, что передает не только великолепие дерева, но и силу. Создается впечатление, что она живая и, устав от холодов, подставляет свои бока ласковому солнышку, чтобы согреться. Вдали видны ее веселые подружки, которые не менее красивы и нарядны. Как реалистично они выглядят! Кажется, протянешь руку, и вот-вот коснешься ствола.

    Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» завораживает. Отдельно хочется отметить мастерство творца. Художник использовал в основном холодные цвета при создании картины. Но листва, которая осталась с прошлого года и стволы березок, утопающие в лучах солнца, приветливо сияют золотом. Как же контрастно это смотрится на фоне холодного белого снега и ясного синего неба, от которого веет свежестью. Именно это теплое излучение помогает зрителю понять, что перед ним именно последний месяц зимы.

    Тишина и покой этой картины так и манят оказаться посреди прекрасной березовой рощи, изображенной на холсте, что оставляет прекрасные, радостные впечатления и вызывает самые светлые воспоминания. Невозможно не отметить тонкое чувство красоты и любовь к природе творца, приложившего руку к написанию этой картины.

    Описание 2

    Перед нами картина «Февральская лазурь». На ней знаменитый русский художник И.Э. Грабарь изобразил морозное утро февраля. Картина словно переполнена голубым сиянием. Снег искрится и переливается под солнечными лучами. Береза пронизана солнечным светом.

    Лазурное небо безоблачно, к горизонту цвет становится светлее и переходит к сапфировому. В феврале еще достаточно холодно, однако солнце уже хорошо прогревает воздух.

    Мы видим, что вокруг лежит еще большое количество снега. На солнце чистый снег пронзает глаза светло – голубым сиянием. От берез падают тени, на снегу они становятся темно-синими и фиолетовыми.

    Ствол березы слегка изогнут, словно талия молодой танцующей девушки. К низу он приобретает темный цвет, а на высоте становится белоснежным. Тонкие белоснежные ветви покрыты инеем, сияющие на солнце, словно украшенные бриллиантовой крошкой. На самой верхушке дерева все еще виднеется пожухлая прошлогодняя листва.

    Художник выбрал такой ракурс, с которого дерево предстает перед зрителем снизу вверх. Словно скульптура, запечатлевшая красоту природы.

    Позади главной русской красавицы, стоят еще совсем не окрепшие молодые березки. Они напоминают хоровод танцующих девушек. Художнику удалось передать танец природы, ее ликование в связи с приближающейся весной.

    Ветви берез переплелись, словно тонкое кружево из шелка. Вдали виднеется густой лес, который разделяет небо и землю темной полосой. Если бы не он, то они слились бы в одно целое. Там в темном и холодном лесу все еще царствует зима. А здесь на поляне уже начинает пробуждаться весна.

    Игорь Грабарь по праву считается поэтом русской зимы. Его картина настолько реалистична, что так и хочется подойти и обнять эту тонкостволую березу, которая своими ветвями готова обнять тебя в ответ. Вдохнуть свежий морозный воздух солнечного февральского дня. Услышать скрип и хруст свежего проваливающегося под ногами снега. И самое главное насладиться тишиной природы.

    Художник поделился с миром частичкой той неописуемой красоты, которая встречается в России. Картина наполнена изобилием ярких красок и режущими глаза потоками солнечного света. От полотна исходит морозная свежесть и чистота девственной природы.

    Сочинение описание картины Февральская лазурь Грабаря

    И. Грабарь, талантливый русский художник-пейзажист изобразил на своем полотне зимний пейзаж, поражающий воображение.

    Зимний февральский денек играет ярким колоритом белоснежных красок, разбавленных небесной лазурью, такой глубокой и яркой. Множество оттенков голубого передают всю глубину полотна, перекликаясь и сливаясь воедино, они создают пеструю волшебную мозаику.

    В еще морозном воздухе ощущается легкое дуновение ветерка, предвещающее смену сезона и грядущее тепло. Солнечный свет озаряет лесную опушку. Обычно февраль, суровый, полный вьюг и метель, сегодня кроткий и тихий, ненастье отступило, пришли ясные деньки, предвещающие рождение новой жизни, тепло, а вместе с тем, и надежду.

    На переднем плане горделиво распрямившись и раскинув еще нагие раскидистые ветви, стоит молодая березка. Стан белоснежной русской красавицы восхищает и притягивает взгляд своей почти неземной красотой. Такая высокая, тянущаяся к небесам, она словно кружится в танце.

    Ее подружки-березки, стоящие позади ровным строем, мелькают своими белыми стволами с черными полосами. Кажется, вот-вот они закружатся в хороводе по снежному поскрипывающему насту.

    Сквозь ветви деревьев небо превращается в разноцветный калейдоскоп, здесь множество цветов и оттенков – сиреневый, голубой, синий, фиолетовый, ультрамариновый. Нежные пастельные тона приятны глазу и заставляют вглядываться в детали картины снова и снова. На заднем плане видна линия леса, деревья, плотно выстроившиеся рядом с друг дружкой, образуют плотную стену, изображенную расплывчатой темной почти сливающейся полосой.
    Пространство полно света и воздуха, создается впечатление открытого пространства. Контраст бирюзовых небес и белой укутанной в снежное покрывало земли создают незабываемый ни с чем несравнимый по очарованию пейзаж. Сколько радостных эмоций запечатлено в этом нежном зимнем пейзаже!

    Эту картину можно смело назвать одой весне, деревья готовые к встрече тепла, и пташек, которые прилетят из далеких теплых стран, уже в предвкушении сбрасывают с себя серебристые снежные уборы, но, не смотря на то, что сейчас февраль, все дышит весной, последние зимние деньки вот-вот канут в небытие и придет долгожданное тепло.

    Живописец необычайно ярко и красочно раскрыл обыкновенный весенний сюжет, обыграв его в своей специфической манере, он показал, что в простых вещах скрывается изящество, таинство и многогранность.

    Вариант 4

    Когда видишь зиму, то наблюдаешь различные оттенки синевы. Лазурь – даже более оптимальное слово для описания. Этот цвет по названию намекает на минерал лазурит, но по ассоциациям связан с каким-то простором и чем-то необъятным.

    На самом деле такая мысль прослеживается в этой картине, тут художник выступает только проводником красоты, сотворенной природой. Он просто рассказывает зрителю, но не придумывает ничего от себя, даже наоборот, Грабарь старается наиболее чисто, но при этом довольно ярко передать невероятность всего этого феномена. Когда смотришь на Февральскую лазурь, погружаешься в картину, начинаешь стремится охватить взглядом все эти необъятные просторы.

    Хотя перспектива картины закрыта лесом и как таковой простор тут не виден, на самом деле ощущение его возникает, ведь Грабарь даже самим названием намекает на эту всеохватность. Когда мы смотрим на картину, то знаем, как лазурное небо простирается над всеми русскими лесами, как оно отражается в снежных полях, как холодом пронизан воздух, как искрятся снежинки, как цветасты деревья, как красив этот простор. Именно красота является тут превалирующим фактором.

    На самом деле Грабарь, описывая конкретный феномен, пишет красоту природы. В этом задача художника – распространить и установить красоту в мире. В этой картине Грабарь со своей задачей справился.

    Это сочинение обычно пишут в 4 классе и 5 классе. упражнение 358