Кто из окружающих лучше всех понимает матрену. Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор. Что сопровождает жизнь праведника и грешника

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе - это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • на примере сопоставительного анализа показать судьбы главных героинь, ответить на проблемные вопросы произведений, поставленные авторами;
  • в процессе сопоставления и противопоставления произведений понять значение вечных ценностей (праведность, простота, человечность, смирение);
  • определить нравственные приоритеты и духовные ценности человека;
  • воспитание у учащихся вечных истин, составляющих ценность жизни

Ключи от счастья женского
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Н.А. Некрасов

Учитель: судьба русской женщины волновала и волнует писателей. Как сохранить доброту, не озлобиться, если мир так жесток и несправедлив, если некому защитить и приходится выживать, надеясь только на себя? Примером того, какие дороги выбирают простые женщины-крестьянки, которых тысячи в нашей стране, служат произведения “Матренин двор” и “Пелагея”.

Кто такая Матрена?

Учащийся:

Матрена Васильевна, героиня рассказа А. Солженицына “Матренин двор” – простая, одинокая старая женщина. Жизнь её была тяжелой, много забот и печалей выпало ей на долю: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Матрена ничего не жалела для своих родственников, соседей и даже для чужих людей. Если в колхозе нужно вывезти навоз, если нужно помочь соседям в пахоте или уборке урожая, все шли к ней, зная, что она не откажет. И Матрена не отказывала, бескорыстно помогала и не брала за работу платы.

Учитель: - Pасскажите о Пелагее

Учащийся:

Пелагея Аносова, героиня повести Ф. Абрамова “Пелагея”, – пекарша, от зари до зари работающая на своей пекарне. Кроме того, она должна и по дому управиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем больным успеть поухаживать. Вся жизнь – это сплошная вереница одинаковых дней, проходящих в непосильном труде. Даже отдохнуть она не может себе позволить: вся работа держится на ней. Жизнь Пелагеи не менее тяжела.

Учитель: - для женщины очень важно иметь дом, семью, в которой царили бы любовь, уважение друг к другу, забота, важно, чтоб росли дети. В чем трагизм жизни и женской судьбы Матрены?

Ученик:

В юности судьба круто обошлась с Матреной. Одна-единственная любовь была у неё к Фаддею. “В то лето... ходили мы с ним в рощу сидеть. Тут роща была, где теперь конный двор, вырубили её...Без малого не вышла..” - рассказывает она свою историю Игнатьичу. Но Фаддей ушел на войну и пропал без вести на три года. Сватовство младшего брата Фаддея, Ефима, определило её дальнейшую судьбу. Она решила войти в их дом и не из корыстных побуждений: “Мать у них умерла... Рук у них не хватало”. Внезапно вернувшийся из венгерского плена Фаддей хотел было “порубать” обоих: “Если б не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!”.

Жизнь Фаддея складывается нелепо: вот, кажется, и женился (взял в жены тоже Матрену из Липовки), отстроил себе дом. Вроде и жалеть ему не о чем: родила ему та Матрена шестерых детей. Но зверствуетФаддей, бьет свою жену. Не было счастья и у Ефима с Матреной: у них дети не выживали.

После того как Ефим не вернулся с войны, выпросила Матрена у той, забитой Матрены, жены Фаддея, младшую их девочку, Киру, и воспитывала её десять лет как родную.

Учитель:

Ученик :

Пелагея еще в молодости отличалась сильным и решительным характером. Муж, Павел, сразу ей подчинился, был слаб характером. Провожая мужа на войну, Пелагея сказала: “На меня надейся. Никому не расчесывать моих волос, кроме тебя”. Как сказала, так и сделала: за всю войну ни разу не переступила порог клуба. Но особого уважения к мужу Пелагея не испытывала. Каким на самом деле был её Павел, она поняла только тогда, когда его хоронила: “Безотказно, как лошадь, как машина, работал Павел в колхозе. И заболел тоже на колхозной работе. С молотилки домой на санях привезли. А кто ценил его работу при жизни?”. Она понимает, что и сама не ценила его работу, потому что за неё не платили. И только на похоронах односельчане по-доброму отзываются о Павле, но он уже ничего не может слышать. Дочь Алька, в которой души не чаяла Пелагея, сбежала с офицером в город. Выросла она неблагодарной и легкомысленной.

В произведениях художественной литературы неоднократно подчеркивалось, что труд – это основа жизни. В отношении к труду ярко проявляется характер человека. Каково отношение Матрены к труду?

Ученик :

Ни одна пахота не обходилась без Матрены, вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила её на себе. Никому не могла отказать в совершенно бескорыстной помощи, будь то близкий человек или совсем чужой. Часто оставляя свои неотложные дела, несмотря на то что плохо себя чувствует, шла помогать соседям или колхозу. Она искренне радуется чужому хорошему урожаю, тогда как у нее на песке никогда ничего не родится: “Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у неё! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!”. В пять пудов мешки поднимала Матрена. Работа освобождает её от злости, не дает копиться в душе ничему дурному.

Учитель :

Расскажите о труде Пелагеи.

Ученик :

Поначалу Пелагея работала на скотном дворе: грязь страшная, до колена. В отличие от Матрены, Пелагея идет на сделку с совестью: “Не для услады, не для потехи переспала она с чужим мужиком”. От нужды, от тяжести решилась на это и получила-таки место в пекарне. Работала она на совесть, в полную силу. И сила эта была от работы, от отношения Пелагеи к ней. В пекарне у Пелагеи чистота. Как старалась она, чтобы хлеб был “духовитее” – воду брала на пробу из разных колодцев, дрова выбирала смоляные, чтоб без сажи! Муку требовала первый сорт, а свежеиспеченную буханку смазывала постным маслом на сахаре, тогда буханку любо в руки взять: “Смеется да ластится. Сама в рот просится”. Она растапливает печь, поднимает тридцать ведер воды, наливает сто буханок черного и семьдесят белого. Поэтому так тяжело Пелагее видеть новую неопрятную пекарихуУльянку, от одного вида едва не стошнило: “Потная, жирная, волосы немытые блестят, будто она век в бане не бывала”. Невыносимо смотреть на нечищеный самовар и рукомойник, на небеленую печь, потому что привыкла Пелагея работать на совесть.

Учитель :

Обе героини много трудились в своей жизни. Есть в русском языке выражение – нажить непосильным трудом. Что “нажили” Матрена и Пелагея?

Ученик :

Проработав всю жизнь в колхозе не за деньги, а за “палочки”, Матрена не получила пенсии, не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы – вот то, что она имела. К одежде Матрена вовсе равнодушна: “ Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев”.

Ученик :

Пелагея треть своей жизни голодала. В 1933 году у неё “померли отец и брат с голодухи”. В войну было не лучше. А после войны на её глазах зачах её сын, первенец, потому что “начисто пересохли груди” у Пелагеи. С той поры поняла Пелагея цену “тряпки” - это товар, на который можно было обменять кусок хлеба. И начала она загребать мануфактуру обеими руками, потому что знала: не ситец, не шелк в сундуки складывает, а саму жизнь. Сытные дни про запас для дочери, для мужа, для себя.

Учитель :

Государство обязано заботиться о своих гражданах, о людях, которые честно отработали на него, отдали здоровье, силы. Как отражена роль государства в том и другом произведении?

Ученик :

С горечью следует ответить, что государство будто забыло труженицу Матрену: она не получает от него никакой помощи. Чтобы как-то прожить, ей приходится вместе с другими женщинами ходить на станцию воровать торф.

Ученик :

Пелагея не надеется ни на кого, кроме себя. Всю свою жизнь она пыталась копить: вроде и живет не хуже других. Однако Абрамову удалось показать, как духовно нищает деревня. Пелагея тоже вынуждена воровать. Она носит ведра с помоями из пекарни для поросенка: по-другому, не выкручиваясь, не заводя знакомства, не воруя, не приспосабливаясь, даже таким каторжным трудом не обеспечить себе сносную жизнь. Перед смертью она спрашивает себя: чего достигла, чего добилась, чего так мучилась? И не находит ответов на все эти вопросы. Крепкая, трудолюбивая женщина теряется в мире, где нет ничего привычного для неё: нет мужа, нет дочери, нет работы, а значит, нет счастья.

Каково отношение односельчан к Матрене?

Ученик :

Все отзывы о Матрене со стороны односельчан неодобрительные: “..и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно”. Золовка рассказала автору, что и муж, Ефим, её не любил, потому что одеваться она не умеет “культурно”, что завел он себе в городе “сударку”, когда ездил на заработки”

Кто сумел оценить нравственную чистоту и красоту главной героини, “непонятой и брошенной даже мужем своим, схоронившей шестерых детей, ...чужой сестрам, золовкам, смешной, по-глупому работающей на других бесплатно?”

Ученик :

А. Солженицын, автор(он же герой рассказа, так как от лица автора ведется повествование), считает Матрену праведницей, без которой “..не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Это женщина с безмерно доброй душой. Такие, как она, не дают деревне умереть духовно. Она не ропщет на судьбу, не завидует, никого не осуждает, не держит в сердце злобы. Автору, не беспокоясь об этом специально, она вернула веру в человеческое благородство, добро, чистоту.

Каково отношение односельчан к Пелагее?

Ученик :

Пелагею, в отличие от Матрены, вряд ли можно назвать праведницей. Всю жизнь она тянулась к “хорошим людям”, заводила нужные знакомства. Есть в ней такие качества, как зависть, злость, жестокость и честолюбие. Пелагея не пошла поздравлять золовку с днем ангела, так как та не относится к кругу избранных, зато пошла, несмотря на усталость в гости к Петру Ивановичу, где много нужных людей. В годы работы на пекарне она привыкла быть на виду, так как отношение к хлебу и к пекарихе было уважительным. Многие даже завидовали ей: “Шикарно. Шикарно живешь!”. Действительно, на дом было любо- дорого взглянуть: новая шиферная крыша, крылечко стеклом заделано. Баня, погреб, колодец и огород – все под рукой. Многие её осуждали: “Кулачиха! Дом родительский разорила!”.

Учитель зачитывает отрывки из повести “Алька”:

Абрамов написал продолжение повести “Пелагея”, называется произведение “Алька”. Речь идет о единственной дочери Пелагеи, Альке, которая сбежала с военным в город, дочери, которая не приехала ни на похороны отца, ни на похороны матери. Но она возвращается в деревню и с удивлением слышит слова Христофоровны: “У меня две девушки из города жили – больно нравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Все вон по Паладьиной меже бегали”. Паладьина межа – межа родной матери. Как редко бывает, когда тропу называют именем родной матери! Паладья – это деревенское, домашнее имя Пелагеи. Так звал её покойный отец. Значит, сохранили жители деревни добрую память о Пелагее. Значит, не зря она жила, значит, оценили её труд, помнят!

Учитель :

Мы проследили судьбы двух русских женщин – Матрены и Пелагеи. Узнали, что общего между ними и в чем разница? Невольно вспоминается судьба ещё одной Матрёны, Матрены Тимофеевны из поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Это представительницы разных эпох. По вашему мнению, изменилась ли судьба русской женщины? Подготовьте к следующему уроку письменный ответ на вопрос.

Анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор"

Взгляд А.И.Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Поэтому редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский настоял заменить время действия рассказа «Матренин двор» (1959) с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена до хрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображен­ная картина. «Облетели листья, падал снег - и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся».

В основе рассказа обычно лежит случай, раскрываю­щий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрены, автор раскрывает через трагическое событие - ее гибель. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». На протя­жении всего рассказа автор не дает подробного, конкрет­ного описания героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «до­брая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Но к концу рас­сказа читатель представляет облик героини. Авторское от­ношение к Матрене чувствуется в тональности фразы, подборе красок: «От красного морозного солнца чуть ро­зовым залилось замороженное окошко сеней, теперь уко­роченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начи­нающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естест­венно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная Матреной из жалости кошка, и мыши, кото­рые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Любимые фикусы «заполо­нили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы...

Историю жизни Матрены автор-рассказчик развора­чивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедли­вости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая лю­бовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая.

Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположе­ние духа - работа». И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешком на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки.

«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, без тени зависти рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никог­да не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная ста­руха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали ее, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсббить мужикам протащить сани через переезд). Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга, «единственная, кто искренне любил Матрену в этой дерев­не», в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, забрала с собой вязаную кофточку Матре­ны, чтобы сестрам она не досталась. Золовка, признавав­шая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно все пользовались Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуж­дали за это.

Значительное место в рассказе писатель отводит сцене похорон. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, гром­ко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто уже в эту вечную память уже не вкладывал чувства».

Смерть героини - это начало распада, гибели нравст­венных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела про­тивостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир, особый мир праведников. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддаю­щееся дележу и примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля».

Горек финал рассказа. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интере­сов не преследующий, тем не менее так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. Рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаянье за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он пре­клоняет голову перед человеком бескорыстной души, аб­солютно безответным, беззащитным.

Несмотря на трагизм событий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте. Он настраивает читателя на добрые чувства и серьезные раз­мышления.

расскажите о судьбе Матрены. Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену.
Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот у неё и сегодня. Из всего хозяйства - колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена.
Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было "не положено". А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: "Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе... "
Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васильевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Но она находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жалея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз- к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая-все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже благодарности.
Но односельчане не ведают о ее утаенной святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Даже после смерти Матрены, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. "Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач еще с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей".
Ушла Матрена из жизни, так никем и не понятная, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, громко говорили, "совсем уже не о Матрене". По обычаю пропели "Вечную память", но "голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства".
"Умерла Матрена, а вместе с нею ее Бог, которому она никогда не молилась, но который жил у нее в душе и, наверное, помогал ей в жизни".
Горький вывод делает автор рассказа: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".
Смерть героини - это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.
Источник:

Ответ от Виктория Лайт [новичек]
Первоначально рассказ Солженицына «Матрёнин двор» назывался «Не живет село без праведника». Первое название раскрывает сущность главной героини. Несмотря на условия, в которых она жила, всегда оставалась верной своим принципам, жила по «божьим законам». «Жить не по лжи» значит для Матрены быть неравнодушной к чужой беде.
Главным качеством Матрены, которое помогало ей выживать, сохранять человеческое достоинство, не таить обиду, являлась любовь к труду.
Но простодушие и терпение, отличавшие Матрёну, не пользовались авторитетом у окружающих: односельчане относились к ней насмешливо, неуважительно. Пользуясь ее добротой и неотказностью,

«Школа окружающий мир» - Салки морской бой крестики-нолики. Тест по теме «В школе». Прочитай внимательно вопрос. Ключ к ответам. Окружающий мир 2 класс. Инструкция: 8. Где в школе можно бегать, прыгать, кувыркаться? Выбери геометрическую фигуру (или фигуры) , соответствующую вашему ответу. Русский язык математику физику.

«Окружающий мир в школе» - Реализация принципов научности, регионально-краеведческого, экологического, связи с жизнью, сезонности. Современная парадигма образования: Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Филология Математика Природа, человек, общество Искусство и культура Здоровье Технологии.

«Тема Окружающая среда» - Растения выделяют кислород, которым дышит животное. ТЕМА: «Мир глазами эколога». Работаем, отдыхаем. Животные. Неживое. Живое. Природа. Экологические связи. Человек. Растения. Урок по окружающему миру Тема: «Мир глазами эколога». Многие животные питаются растениями.

«Окружающий свет» - Свет имеет большое значение для развития жизни на Земле. Законы природы едины. В поговорках, пословицах, цитатах. Длина волны от 4 10-7 до 7,5 10-7 м. Масса покоя фотона равна 0. Фотоэффект Химическое действие света Фотосинтез Давление света. Абу Али ибн Сина. Вселенная и свет появились в результате Большого взрыва.

«Программа по окружающему миру» - Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе -. Кружок «Юный эколог». Тематическое планирование. Учебный предмет «Окружающий мир». Реализует принципы деятельностного подхода. Методы и приёмы. Разработан механизм оценивания своей деятельности. Проектирование отдельного урока. Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира.

«Игры окружающий мир» - Активное использование сюжетно- ролевых игр. Праздник солнца. Школа путешественника. Соблюдай правила дорожного движения. Содержание учебного предмета. Структура дидактичекой игры. Учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Окружающий мир». Азбука здоровья. Дидактические материалы. В стране сказочных животных.