Литературная викторина для взрослых сценарий. Викторина "в литературной гостиной". Вопросы по истории русской литературы

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ И ШАРАДЫ

Её поэты сочиняют,

Царям, героям посвящают.

(Ода)

И. Агеева

Составитель словарей

Для больших и для детей.

(В. Даль)

И. Агеева

Мой первый слог растёт в дубраве,

Второй - глубокая канава,

Добавьте букву иль предлог.

Затем найдите третий слог:

Его отлично знает,

Кто в бильярд играет.

А в целом - повесть это

Великого поэта.

(Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский».)

Восклицанье, утвержденье,

Всё - поэта сочиненье.

(О + Да = Ода.)

Кто части мотоцикла знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить.

(Рама - д рама.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой.

л исей - Ен исей.)

С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят любовно поэты.

(Стихия - стихи.)

И. Агеева

Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем -

Предприятье получаем.

(Рифма - фирма.)

И. Агеева

Первое - это же имя мальчишки,

Ну а второе - читаете в книжке.

(Роман.)

И. Агеева

На церкви первая блестит,

И крест резной на ней стоит.

У государства есть вторая ,

Народ её весь выбирает.

А третью в книжке вы найдёте

И за полчасика прочтёте.

(Глава.)

И. Агеева

ЛИТЕРАТУРНЫЕ АНАГРАММЫ

Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

МОТ Т _ _ (Единица собрания сочинений.)

(Том.)

КИТ И _ _ (Ритмическое ударение, сильное место в стихе.)

(Икт.)

МЕЛ Л _ _ (Польский писатель-фантаст.)

(Лем Станислав.)

ТОК К _ _ (Персонаж романа «Мастер и Маргарита».)

(Кот.)

ФЕОД Д _ _ _ (Английский писатель.)

(Дефо Даниель.)

ТОРБА Б _ _ _ _ (Русская детская поэтесса.)

(Барто А.Л.)

КРЕН К _ _ _ (Адресат стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» А.С. Пушкина.)

(Керн А.П.)

ФУГА Г _ _ _ (Немецкий писатель- сказочник.)

(Гауф В.)

ОПЕР П _ _ _ (Инструмент писателя.)

(Перо.)

НЕРВ В _ _ _ (Французский писатель- фантаст.)

(Верн Жюль.)

РИНГ Г _ _ _ (Русский писатель.)

(Грин А.С.)

ВЕГА Г _ _ _ (Персонаж пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова.)

(Гаев.)

МАКИ А _ _ _ (Русский детский писатель и поэт.)

(Аким Я.Л.)

ОВАЛ А _ _ _ (Псевдоним Н.В. Гоголя.)

(Алов.)

МОНЕ Н _ _ _ (Капитан из книги Ж. Верна.)

(Немо.)

БАЯН Б _ _ _ (Пьеса В. Маяковского.)

(«Баня».)

ПОЛК К _ _ _ (Пьеса В. Маяковского.)

(«Клоп».)

КОРТ К _ _ _ (Нелюбимый жених Дюймовочки.)

(Крот.)

УКОС С _ _ _ (Героиня сказки «Три толстяка».)

(Суок.)

СИЛА Л _ _ _ (Героиня многих басен И.А. Крылова.)

(Лиса.)

ТЬМА М _ _ _ (Роман М. Горького.)

(«Мать».)

ЭМИР М _ _ _ (Цикл стихов А. Блока.)

(Мэри.)

СТОПА О _ _ _ _ (Имя Великого комбинатора и сына Тараса Бульбы.)

(Остап.)

ЛОШАК Ш _ _ _ _ (Повесть А. Гайдара.)

(«Школа».)

ВЫБОР О _ _ _ _ (Роман И. Гончарова.)

(«Обрыв».)

ШЕВРО Е _ _ _ _ (Российский автор стихотворной сказки.)

(Ершов П.П.)

ДОЛИНА Д _ _ _ _ _ (Герой сказа П.Бажова.)

(Данило.)

ЕРУНДА Н _ _ _ _ _ (Чилийский поэт по имени Пабло, лауреат Нобелевской премии.)

(Неруда.)

ОСТРОВ Р _ _ _ _ _ (Персонаж «Войны и мира» Л. Толстого.)

(Ростов.)

СТОПОР П _ _ _ _ _ (Один из мушкетёров.)

(Портос.)

АЛГЕБРА Б _ _ _ _ _ _ (Бухгалтер из романа «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова.)

(Берлага.)

БЕЛОВИК Б _ _ _ _ _ _ (Персонаж «Человека в футляре» А.П. Чехова.)

(Беликов.)

ГНЕСИНА С _ _ _ _ _ _ (Заглавная героиня поэмы С. Есенина.)

(Снегина, «Анна Снегина».)

БАШМАЧНИК Б _ _ _ _ _ _ _ _ (Герой «Шинели» Гоголя.)

(Башмачкин.)

ТОВАР А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения.)

СОКРАТ С _ _ _ _ _ (Линейная частица произведения.)

(Строка.)

АТЛАНТ Т _ _ _ _ _ (Выдающиеся способности писателя.)

(Талант.)

ФИРМА Р _ _ _ _ (Предмет поиска поэтов.)

(Рифма.)

НЕ ГЕРЦ Г _ _ _ _ _ (Российский писатель- революционер.)

(Герцен А.И.)

ОС НЕТ С _ _ _ _ (Род стихотворения, любимый Шекспиром.)

(Сонет.)

Я ЗОЛ З _ _ _ (Французский писатель по имени Эмиль.)

(Золя.)

АЙ НЕРВЫ В_ _ _ _ _ _ (Русские братья- писатели, авторы известных детективов.)

(Вайнеры.)

РАК НЕМ К _ _ _ _ _ (Знаменитая новелла П. Мериме, цикл стихов А. Блока.)

(«Кармен».)

МАГ ТАЗОВ Г _ _ _ _ _ _ _ (Народный поэт Дагестана.)

(Гамзатов Расул.)

ГЕЛЬ НАМ Г _ _ _ _ _ _ (Российский драматург.)

(Гельман А.И.)

ПАРА ВОТ П _ _ _ _ _ _ (Персонаж пьесы Островского «Бесприданница», обманувший

Ларису Дмитриевну.)

(Паратов Сергей Сергеевич.)

ПА + СТЕНА А _ _ _ _ _ _ (Стихотворный метр.)

(Анапест.)

ДА + НЕТ Д _ _ _ _ (Итальянский поэт, автор «Божественной комедии».)

(Данте Алигьери.)

ВОЛЬТ + РЕ В _ _ _ _ _ _ (Французский писатель-философ.)

(Вольтер.)

МРАК + ЗИНА К _ _ _ _ _ _ _ (Российский писатель, историк.)

(Карамзин Н.М.)

ЛОБ + ОДИН Б _ _ _ _ _ _ (Бывшее имение Пушкиных.)

(Болдино.)

ГУБА + ВОЛК Б _ _ _ _ _ _ _ (Русский писатель.)

(Булгаков М.А.)

МАК + ШАР М _ _ _ _ _ (Русский детский поэт.)

(Маршак С.Я.)

КИТ + РИС К _ _ _ _ _ (Королева детективов.)

(Кристи Агата.)

КРЕН + СОВА Н _ _ _ _ _ _ _ (Русский поэт.)

(Некрасов Н.А.)

ЗАД + ОРЕХ З _ _ _ _ _ _ (Русский поэт, переводчик.)

(Заходер Б.В.)

РАК + СЛОН К _ _ _ _ _ _ (В меру упитанный персонаж Астрид Линдгрен.)

(Карлсон.)

РЕПА + ЛИК Р _ _ _ _ _ _ (Ответное небольшое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)

(Реплика.)

ОМОН + ГОЛ М _ _ _ _ _ _ (Развёрнутое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)

(Монолог.)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОМОНИМЫ

Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.

(Переплёт.)

Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.

(Произведение.)

Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.

(Гипербола.)

Не только сетчатая ткань для вышивания по клеткам, но и основная сюжетная линия произведения.

(Канва.)

Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.

(Дневник.)

Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата.

(Выдержка.)

Не только деталь в виде колеса с жёлобом по окружности для троса, но и русский поэт.

(Блок - Блок Александр.)

Не только название покрытых короткой травой участков для гольфа, но и псевдоним русского писателя.

(Грин - Грин Александр. Настоящая фамилия - Гриневский.)

Не только ряд одинаковых по размеру ровных предметов, наложенных один на другой, но и минимально повторяющийся в стихе ритмический рисунок.

(Стопа.)

Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений.

(Драма.)

Не только купол церкви, но и раздел книги.

(Глава.)

Не только специалист по раскрытию уголовных преступлений, но и литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений.

(Детектив.)

Не только металлическая посуда для жарки, но и украинский поэт, музыкант, философ и педагог.

(Сковорода - Сковорода Григорий Саввич.)

Не только морское беспозвоночное отряда десятиногих ракообразных, но и имя персидского поэта, автора всемирно известных философских четверостиший.

(Омар - Омар Хайям.)

Не только бронированная военная машина, но и народный поэт Белоруссии.

(Танк - Танк Максим.)

Не только разновидность рассказа, но и имя российской поэтессы Матвеевой.

(Новелла - Новелла Николаевна Матвеева.)

Не только ось в подвижных частях механизмов электроизмерительных приборов, но и адресат стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...».

(Керн - Керн Анна Петровна.)

Не только имя второго в мире космонавта, но и фамилия русского писателя с именем первого в мире космонавта.

(Герман. Герман Титов и Герман Юрий Павлович.)

Не только русская мера веса, но и персонаж «Золотого телёнка».

(Фунт.)

Не только премьер-министр Великобритании - «железная леди» -, но и юная героиня Марка Твена, которой объяснился в любви Том Сойер.

(Тэтчер: Маргарет и Бекки.)

Не только яркое представление, зрелище, но и английский писатель, лауреат Нобелевской премии 1925 г.

(Шоу - Шоу Джордж Бернард.)

Не только выставка-презентация новых моделей автомобилей, но и литературно-художественный кружок избранных лиц, собирающийся в частном доме.

(Салон.)

Не только единовременная субсидия, присуждаемая научному учреждению, творческому коллективу или отдельному исполнителю какого-либо труда, но и капитан произведения Жюля Верна.

(Грант.)

Не только левая или правая сторона тела человека, но и «домомучительница» Малыша в книге Астрид Линдгрен.

(Бок - фрекен Бок.)

Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена.

(Том.)

Не только житель Финляндии, но и юный герой Марка Твена.

(Финн - Гек Финн.)

Не только марка отечественного автомобиля, но и богиня красоты, любви, супружества в русской мифологии.

(Лада.)

Не только герой Александра Дюма, ставший сказочно богатым графом, но и французский монархист, убивший на дуэли А.С. Пушкина.

(Дантес. Эдмон Дантес стал графом Монте-Кристо.)

Не только изгиб морского берега, но персонаж пьесы М. Горького «На дне».

(Лука.)

Не только город «Золотого кольца» России, но и персонаж романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

(Ростов.)

Литературно-математическая викторина

Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?

(А.С. Пушкину.)

Какой пушкинский герой говорил:

«... Поверил

Я алгеброй гармонию...»

(Сальери в произведении «Моцарт и Сальери».)

Чьи это строки?

«Мы любим всё - и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...»

(А. Блок «Скифы».)

Какой поэт воспел числа?

«Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!

Свободные, бесплотные, как тени,

Вы радугой связующей повисли

К раздумиям с вершины вдохновенья!»

(В. Брюсов «Числа».)

Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - буква и нота. А каков третий ключ?

(Цифра.)

Кого Джордж Гордон Байрон окрестил «принцессой параллелограммов»?

(Свою жену, родившую ему дочь Августу-Аду Лавлейс, унаследовавшую от матери свои математические способности и ставшую первым в мире программистом. Правда, родители разошлись, когда дочери не было и года, так что со своим знаменитым отцом Ада и не была знакома.)

«Я всматриваюсь в вас, о числа...» писал Велимир Хлебников в своём стихотворении. Как оно называется?

(«Числа».)

Ещё в XI веке он рассмотрел все варианты решения кубического уравнения геометрическими методами, хотя призывал других почаще рассматривать красивых женщин да бокал с вином. О ком идёт речь?

(Об Омаре Хайяме, который занимался астрономией, физикой, математикой.)

Какие книги написал профессор математики, логик Чарльз Лютвидж Доджсон, он же Льюис Кэррол?

(«Алиса в стране Чудес», «В Зазеркалье».)

Что изобрёл Льюис Кэрролл как математик?

(Способы проверки делимости чисел на 17 и 19. Приём запоминания ряда цифр бесконечной дроби 3,14..., благодаря которому он мог записать число p до 71 знака после запятой. Предвосхитил некоторые идеи математической логики.)

Какая русская мера длины дала название двум сборникам стихов Марины Цветаевой?

(Верста. Сборники «Вёрсты I », «Вёрсты II », 1921-1922 гг.)

Вот строка из произведения французского писателя Альфонса Доде: «Четыре тысячи босых и размахивающих руками арабов бежало за верблюдом, как дураки, сверкая шестьюстами тысяч зубов». А теперь подсчитайте, сколько же зубов у каждого из описанных писателем арабов?

Сколько жителей было в деревушке Флорида штата Миссури, в которой родился будущий писатель Марк Твен, если в автобиографии писатель говорит: «Я увеличил население ровно на один процент. Не каждый исторический деятель может похвастаться, что сделал больше для родного города»?

(100 человек.)

В повести И.С. Тургенева «Муму» сказано, что Герасим был «двенадцать вершков роста». Один вершок примерно равен 4,4 см. Получается, что рост Герасима был около 53 см, что противоречит описанию могучей фигуры героя в повести. Разве у Тургенева было плохо с математикой?

(Нет. Просто во времена Тургенева указывалось, на сколько вершков человеческий рост превышает 2 аршина. Один аршин равен 71 см, поэтому настоящий рост Герасима 195 см.)

Какое число получило имя Шахерезады (Шехерезады) и каковы его замечательные свойства?

(1001 - число Шахерезады, оно виднеется в заглавии бессмертных сказок «Тысяча и одна ночь». С точки зрения математики число 1001 обладает целым рядом интереснейших свойств:

а) Это самое малое натуральное четырёхзначное число, которое можно представить в виде суммы кубов двух натуральных чисел: 1001 = 10 3 +1 3 ;

б) Число 1001 состоит из 77 злополучных чёртовых дюжин (1001 = 77х13), из 91 одиннадцаток или из 143 семёрок (вспомним, что число 7 считалось магическим числом);

в) На свойствах числа 1001 базируется метод определения делимости числа на 7, на 11 и на 13.)

Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX , а умер в MDCCCXXXVII году?

(Да, годы его жизни в арабской записи - 1799-1837.)

Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?

(Повесть.)

Как, запомнив год рождения Л.Н. Толстого (1828), легко запомнить день и месяц его рождения?

(Число года в столетии - 28 - совпадает с днём рождения, а число столетия - 8 - совпадает с номером месяца рождения. Отсюда полная дата рождения писателя - 28 августа 1828 года. Вот как вам может помочь математическая наблюдательность.)

Рекордсменом среди писателей с результатом 27000 является Л.Н. Толстой, а на втором месте - А.С. Пушкин с 24000. По какой номинации?

(По запасу используемых слов.)

По подсчётам учёных, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?

(«Любовь».)

«Математический» детский фольклор - это... Что?

(Считалки, считалочки.)

Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной?

(Герой, персонаж литературного произведения.)

Какую линию можно найти в литературном произведении?

(Сюжетную линию.)

Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской пословице?

(Шкуру. Делить шкуру неубитого медведя.)

Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей?

(От перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Это переместительный, или коммутативный закон, свойство сложения и умножения, выражаемое формулами a + b = b + a , ab = ba .)

Кто выше: сказочный россиянин-коротышка Мужичок-с-ноготок или Дюймовочка?

(Дюймовочка, ведь рост Дюймовочки 2,54 см, что больше размера ноготка.)

Назовите суммарный вес Дениски Кораблёва и его друга Мишки, персонажей рассказов Виктора Драгунского.

(24,5 + 25,5 = 50 кг, рассказ «Ровно 25 кило.)

Сколько человек скрывалось под псевдонимом Козьмы Пруткова?

(Четыре: А.К. Толстой и три брата Жемчужниковых - Алексей, Владимир и Александр Михайловичи..)

ВИКТОРИНА «ИНИЦИАЛЫ»

Инициалы какого знаменитого русского поэта (начиная с фамилии) складываются в спортивный и карточный термин?

(П ушкина А лександра С ергеевича - ПАС .)

Инициалы какого российского революционера-поэта и советского драматурга (начиная с фамилии) складываются в аббревиатуру органа, осуществляющего контроль и надзор за соблюдением безопасности дорожного движения?

(Г ерцен А лександр И ванович и Г ельман А лександр И саакович - ГАИ .)

Инициалы какого русского писателя-классика (начиная с фамилии) складываются в название вечнозелёного хвойного дерева?

(Т ургенева И вана С ергеевича - ТИС .)

Инициалы какого русского мыслителя и писателя (начиная с фамилии) складываются в аббревиатуру самоуправляемой научной организации России?

(Р адищева А лександра Н иколаевича - РАН - Р оссийская а кадемия н аук.)

Инициалы какого русского писателя с графским титулом (начиная с имени) складываются в театральный термин, означающий часть театрального действия?

(А лексей К онстантинович Т олстой - АКТ .)

Инициалы какого русского поэта некрасовской школы (начиная с фамилии) складываются в обращение к взрослому мужчине в Польше?

(П лещеева А лексея Н иколаевича - ПАН .)

Инициалы какой всем известной российской детской поэтессы (начиная с фамилии) складываются в название большого танцевального вечера?

(Б арто А гнии Л ьвовны - БАЛ .)

Инициалы какого русского писателя и поэта (начиная с имени) складываются в аббревиатуру спортивного звания, с которого начинается серьёзная спортивная карьера.

(К онстантин М ихайлович С имонов - КМС , к андидат в м астера с порта.)

Инициалы какого российского писателя, начиная с фамилии-псевдонима, складываются в лягушачье слово, а с настоящей фамилией, начиная с имени, - в марку отечественного автомобиля?

(К аверин В ениамин А лександрович - КВА , В ениамин А лександрович З ильбер - ВАЗ .)

Какое слово можно сложить из инициалов детского писателя Маршака: ТАМ или СЯМ?

(СЯМ - С амуил Я ковлевич М аршак.)

Инициалы какого русского писателя (начиная с фамилии), подарившего детям замечательные сказочные повести, складываются в личное местоимение второго лица множественного числа творительного падежа?

(В олкова А лександра М елентьевича - ВАМ .)

Инициалы какого русского писателя (начиная с имени) складываются в вещество, придающее блеск.

(Л ев А брамович К ассиль - ЛАК .)

Инициалы какого великого русского писателя-фантаста (начиная с фамилии) складываются в название маленького ресторана?

(Б еляева А лександра Р омановича - БАР .)

Инициалы какого русского поэта, автора и исполнителя песен, складываются в аббревиатуру одного из видов Вооружённых сил?

(В ысоцкого В ладимира С емёновича - ВВС .)

Инициалы какого русского детского писателя состоят из трёх букв «Н»?

(Н осова Н иколая Н иколаевича.)

Инициалы какой русской поэтессы состоят из трёх букв «А»?

(А хматовой А нны А ндреевны.)

Инициалы какого русского писателя (начиная с фамилии) складываются в физическую величину, численно равную произведению массы тела на ускорение свободного падения?

(В елтистова Е вгения С ерафимовича - ВЕС .)

Инициалы какого русского писателя (начиная с имени) складываются в синоним слова-согласия «Да»?

(А натолия Г еоргиевича А лексина - АГА .)

Инициалы какого из российских братьев-писателей, авторов детективных романов, складываются (начиная с имени) в слово из небогатого собачьего словаря?

(Г еоргия А лександровича В айнера - ГАВ . Это младший брат Аркадия Александровича Вайнера.)

Инициалы какого знаменитейшего французского писателя, начиная с фамилии, складываются в положительный ответ, а вот начиная с имени, - в место для грешников.

(Д юма А лександр - Д А, А лександр Д юма - АД .)

Инициалы какого знаменитого французского писателя (начиная с фамилии) складываются в аббревиатуру нашей Байкало-Амурской магистрали?

(Б ейля А нри М ари - БАМ . Работал под псевдонимом Стендаль.)

ШУТОЧНАЯ ВИКТОРИНА

Дантист - это литературовед, специализирующийся по творчеству Данте, или зубной врач?

(Зубной врач.)

Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность?

(Второе.)

Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера?

(Второе.)

Гримёр - это исследователь творчества братьев Гримм или работник театра?

(Работник театра, занимающийся гримировкой артистов.)

Хоббит - это человек, у которого есть хобби, или сказочный персонаж?

(Сказочный персонаж Джона Толкиена.)

Критик - это житель греческого острова Крит или человек, занимающийся истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности?

(Человек, занимающийся критикой. А житель острова Крит - критянин.)

Он - критик, она - ... Кто?

(Критикесса.)

Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений?

(Про-за - проза.)

Что такое стихийное бедствие?

(Это когда вам задали на дом выучить много стихов.)

Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?

(Ноль.)

Кем быть лучше: библиофилом или библиоманом?

(У библиомана любовь к собирательству книг просто патологическая, он уже забывает о культурной ценности предметов собирательства. Лучше быть библиофилом.)

Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела... Что?

(Свободу слова.)

И Мазай, и Пихто - они кто?

(Каждый из них - дед.)

Какая очень известная сказка... портит детям зубы?

(«Золотой ключик» - это конфеты-ириски, отлично вытаскивающие пломбы.)

Какой сказочной героиней Ш. Перро может полакомиться не только волк, то и все детишки?

(«Красной шапочкой», ведь это шоколадные конфеты.)

Какой сказочный герой ещё с советских времён утоляет жажду российских ребятишек?

(«Буратино» - газировка.)

Какого американского писателя физики-шутники окрестили «нулевой индуктивностью»?

(О. Генри = 0 генри, а в генри измеряется индуктивность.)

В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер?

(Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».)

Российские программисты доказали, что Карлсон - это компьютерный глюк! В чём заключается их доказательство?

(Карлсон появляется только тогда, когда у Малыша открыты окна - windows .)

У какого героя Тургенева не было звуковой карты?

(У Герасима - немого дворника.)

Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»?

(«Весенние воды» - это стихотворение Ф.И. Тютчева, а «Вешние воды» - это повесть И.С. Тургенева.)

За что математики очень любят эпиграммы и эпитафии ?

(За то что в них есть их любимое число Пи - p : эпи грамма, эпи тафия.)

Именем какого персонажа А.А. Милна заканчиваются все отечественные адреса в Интернете?

(Ру - кенгурёнок. Именно так читаются символы - . RU )

Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?

(Карениной Анны - Анна.)

О жизни самых известных писателей мира, о главных героях романов и сказок, об интересных увлечениях поэтов и о влиянии их творчества на мировое общество - эта увлечет с головой: кого-то заставит поломать голову над поисками правильных ответов, а кого-то, может быть, развеселит. Но удовольствие от состязаний по мировой литературе получат все!

Готов отвечать на вопросы литературной викторины для 10-11 классов? Тогда вперед!

Вопросы

1. В этом романе юноша сохраняет свою молодость, а его портрет стареет. Как называется произведение?

2. Кому был посвящен цикл «Стихи о прекрасной даме» Александра Блока?

3. Главную книгу этого английского писателя неоднократно признавали «книгой ХХ века» и лучшей книгой на английском языке, написанной в ХХ столетии. Но одновременно многие критики прозвали книгу «смесью Вагнера с Винни-Пухом». Что это за книга, и кто ее написал?

4. Исходя из творчества Оноре де Бальзака, ответь, пожалуйста, сколько все-таки лет женщине бальзаковского возраста?

5. Как называется «Таинственный остров» Жюля Верна?

6. Кем по образованию был писатель, создавший образ Шерлока Холмса?

7. О какой героине Александр Пушкин написал такие строки:

«Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха,
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она»?

8. Английский писатель Честертон считал, что «никто, кроме англичан, не смог бы создать такой бессмыслицы; однако никто, кроме них, создав её, не попытался бы отнестись к ней серьёзно». О каком знаменитом литературном произведении идёт речь?

9. «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое…» Из какого произведения эта цитата?

10. До середины XVII века европейцы считали басню «низким жанром». Какой писатель заставил общество изменить своё отношение к басням?

11. Как звали ключаря собора Нотр-Дам в романе Виктора Гюго?

12. Как звали даму сердца Дон Кихота?

13. Какой известный украинский писатель переводил литературные произведения из 14-ти иностранных языков, был заядлым ценителем сонетов Шекспира, и большим знатоком творчества Байрона?

14. Экранизация какой сказки братьев Гримм признана самым кассовым мультипликационным фильмом «всех времен и народов»?

15. Фамилия какого писателя созвучна с названием большого европейского города?

Ответы

2. Блок посвятил его своей жене - Любови Дмитриевне Менделеевой.

3. «Властелин Колец», Джон Роналд Руэл Толкин.

4. Тридцать. Это выражение стало известным после издания романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина».

5. Остров Линкольна.

6. Конан Дойл был врачом.

7. Эти строчки о Татьяне Лариной.

8. «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.

9. «Превращение» Франца Кафки.

10. Жан де Лафонтен.

11. Квазимодо.

12. Дульсинея Тобосская.

13. Иван Франко.

14. Сказки «Белоснежка и семь гномов», собравшей за все время в мировом прокате 866,5 миллионов долларов.

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ с УИОП № 14»

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Подготовила: Рябинина Л.Ю.

г.Магадан.

2013-2014 уч.г.

План проведения литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

  1. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.
  2. Представление жюри.
  3. Первый конкурс – разминка – «Сказочное лото» (на магнитных досках).
  4. Загадки с подвохом из «волшебного», музыкального ларца.
  5. Второй конкурс – «Музыкальный» - угадай сказочную мелодию.
  6. Третий конкурс – пантомима – «Без слов».
  7. Сказочная физкультминутка (с мячом – ежом для пальчиковой гимнастики).
  8. Пятый конкурс – игра «Ромашки» (блиц-опрос).
  9. Подведение итогов игры. Пожелания ребятам. Награждение команд.

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Ожидаемый результат .

  1. Дети будут верить в чудеса, отличать добро и зло.
  2. Подружатся, станут более внимательными, вежливыми по отношению друг к другу.
  3. Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать сказки.

Оборудование, оформление:

  • Лист критериев оценки;
  • карточки - задания с названиями персонажей сказок для сказочного лото на магнитных досках;
  • «волшебный», музыкальный ларец с загадками;
  • аудиозаписи с песенками из сказок;
  • мяч – ёж – для пальчиковой гимнастики во время проведения «Музыкального» конкурса;
  • сказочные предметы: перчатки, телефон, мыло, лимон, луковица, чемоданчик с красным крестом, горошина, туфелька Золушки, бабочка кота Леопольда, лопнувший шарик ослика ИА, аленький цветочек, скорлупа грецкого ореха;
  • «строгие», невидимые судьи (кричит петух, мяукает котенок) – для привлечения внимания детей; поддержания дисциплины;
  • лепестки для игры «Ромашка»;
  • иллюстрации сказок; сказочные герои;
  • красочные эпиграфы; высказывания знаменитых людей.
  • таблицы с названием команд «Чебурашки», «Вини – Пухи», мягкие игрушки этих героев;
  • кубики, пазлы, с иллюстрациями из сказок – для индивидуальной работы с отдельными учащимися;
  • сказочный замок.

Критерии оценки.

1 конкурс – «Сказочное лото»

5 баллов – все задания выполнены правильно;

4 балла – 1 задание выполнено неправильно;

3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно.

Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл.

2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию».

5 баллов – каждая правильно угаданная песенка.

3 конкурс – пантомима «Без слов».

1 балл – за артистичность;

1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку.

4 конкурс – «Бюро находок».

5 баллов – каждый правильно угаданный предмет.

5 конкурс – игра «Ромашка».

1 балл – каждый правильный ответ.

6 конкурс «Сказочные пазлы»

5 баллов – правильно собранный сюжет.

Подведение итогов.

Команда «Чебурашки»_______________________баллов.

Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.

Высказывания знаменитых людей.

Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

К.Д. Ушинский

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.

Все, что создано умом,

Все к чему душа стремиться,

Как янтарь на дне морском

В сказках бережно хранится.

Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы все-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Э. Асадов.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,

И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.

Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.

Ход внеклассного мероприятия:

  1. Организация класса. Вступительное слово учителя.

Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.

  1. Сообщение темы и цели литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

Здравствуйте, ребятушки!

Здравствуйте, гости дорогие.

Я – бабушка – Загадушка.

Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.

3. Конкурс-разминка: »Исправьте меня»:

Василиса Преглупая

Елена Некрасивая

Крошечка- Горошечка

Сестрица Гулёнушка

Баба Бяка

Кощей Бесстрашный

Царевна- жаба

Жар- муха

Царевна- индюшка

По собачьему велению

Сивка- будка

Иван-царевич и зеленый волк

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка

Мальчик с кулачок

У страха уши велики

Лапша из топора

А вы, детоньки, знаете сказки?

Поможете мне, Бабушке – Загадушке, сказки вспомнить?

А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».

Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.

Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.

4. Представление жюри.

А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.

Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.

Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.

Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.

Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.

5. Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сейчас начнется наша игра,

К нам выйдут целым строем

Те, с кем всегда вы встрече рады –

Ваши любимые сказочные герои.

В сказочный мир вместе с ними войдем

И за собою других позовем.

6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».

Задание – дополни имя сказочного героя.

Сивка – (Бурка)

Кощей (Бессмертный)

Мальчик – (с – пальчик)

Красная (Шапочка)

Снежная (Королева)

Карабас (Барабас)

Винни – (Пух)

Муха – (Цокотуха)

Сестрица (Аленушка)

Василиса (Премудрая)

Доктор (Айболит)

Лиса (Алиса)

Конек (Горбунок)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Кот (в сапогах)

Спящая (Красавица)

Карлик (Нос)

Крокодил (Гена)

Курочка (Ряба)

Братец (Иванушка)

Елена (Прекрасная)

Баба (Яга)

Кот (Базилио)

7. Молодцы, внучки мои, молодцы милые. Ах, какие вы пригожие, хорошие.

Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше лепестка.

В ореховой скорлупке девочка жила.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку малышку. (Дюймовочка)

Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна-Лягушка)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка.

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали.

К батюшке и матушке мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку. (Гуси-лебеди)

Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи (Три поросенка)

С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала.

А в лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая.

Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок)

А это, что за сказка?

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас? (Красная Шапочка)

Задание с подвохом

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Дуремар)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко

Звали песика… (Шарик)

Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали… (Иван-Царевич)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его…(Карлсон)

Все идут к нему лечиться,

И собака и волчица,

Зайцы, лисы и ужи,

Крокодилы и ежи.

Он любого исцелит,

Бармалея победит.

Добрый доктор (Айболит)

На лестной опушке

Сидит она в избушке

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метелкой ей дорога,

Это зловредная.. (Баба Яга)

Человек немолодой

И с недлинной бородой.

Он – отъявленный злодей –

Одноглазый (Бармалей)

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Кто же это?.. (Буратино)

Он и весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним приятель Пятачок.

Для него прогулка- праздник

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок (Вини – Пух)

В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина беда!

И «пыхтелки» как поэт,

Сочиняет иногда.

И на мед имеет нюх,

Он зовется (Вини-Пух).

Пусть Королева снега

Неприступна и горда,

Но дружба все равно сильнее

И Кая освободила от холода и льда

Его подружка (Герда)

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок

Удивительный конек

По прозванью (Горбунок)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк!

Его имя…(Крокодил Гена)

Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это…(Карабас)

8. Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Песня даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь.

9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».

Задание – кто быстрее угадает сказочную мелодию.

Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).

10. Физминутка.

Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Дружно встать нам всем пора:

Начинается игра.

Сказка даст нам отдохнуть?

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

«Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево, вправо 10 раз».

Вот Дюймовочки слова:

«Чтоб была спина прямая,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1,2,3,4,5

Повторите-ка опять!

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули?

Снова в путь!

11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».

Почему самый трудный?

Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.

Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.

Комар.

В этой книжке - именины,

Много было там гостей,

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил, но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

Кот.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Молоком питается.

Буратино.

Пусть идет вперед, не зная страха,

Следом за прекрасною мечтой.

Тот, кому старуха-черепаха

Подарила ключик золотой.

Покажите нам этого мальчишку.

Спящая красавица.

Эта сказка не нова,

В ней принцесса все спала,

Феи злобной в том вина

И укол веретена.

12. Вот шелестят сказок страницы…

И кто-то в двери к нам стучится…

Четвертый конкурс – «Бюро находок».

Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.

Зеркальце

«Свет мой, зеркальце, скажи..»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Перчатки

С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».

Мыло

К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое».

Лимон

Луковица

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Горошина

Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Туфелька Золушки

Шарль Перро «Золушка».

Бабочка кота Леопольда

Лопнувший шарик ослика ИА

Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все».

Аленький цветочек

С.Г. Аксаков «Аленький цветочек».

Зонтик

Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе».

Телефон

К. Чуковский «У меня зазвонил телефон».

Чемоданчик с красным крестом

К. Чуковский «Доктор Айболит».

13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»

Вот это ромашка – не просто цветок.

А ну-ка, скорей оторви лепесток!

На нем прочитаешь заданье

А ну-ка, проверь свои знанья.

(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):

  • Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
  • Ем кормила лиса журавля?
  • Спой песенку кота Леопольда.
  • Из чего фея сделала карету Золушке?
  • Как звали корову кота Матроскина?
  • Спой песенку крокодила Гены.
  • Кто говорил:»Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
  • ный мёд»?
  • В каком городе жил Незнайка? Назови главных героев м/ф
  • « Каникулы в Простоквашино».
  • Где находится смерть Кощея Бессмертного?
  • Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
  • Почему Буратино не утонул в пруду?
  • Кого спасла Дюймовочка?
  • Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румянней и белее?»
  • Какими словами начинаются русские сказки?
  • Назовите любимое выражение Карлсона?
  • Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
  • Как позвать Сивку-Бурку?»
  • Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
  • Какого цвета были волосы у Мальвины?
  • Что потеряла Золушка после бала?
  • В чем летает Баба Яга?
  • Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
  • Спой песенку Винни-Пуха.

14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.

Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.

Ах, как дружно мы играли,

И нисколько не устали.

Добрая сказка, спасибо!

Ты научила нас любить,

Ты научила нас всех дружить,

Ты научила нас игре,

Ты научила нас всех доброте!

А может и детки нам что-нибудь скажут?

15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

Анализ работы.

  1. Первоклассники вспомнили сказки, сочувствовали и сопереживали их героям в ситуации игры – соревнования.
  2. Дети научились слушать сказку, в нее играть (пантомима)
  3. Научились узнавать сказки и их героев по карточкам – заданиям («Сказочное лото»), по сказочным загадкам (конкурс «Без слов»), по предметам («Бюро находок»), песенкам из сказок (конкурс «Музыкальный»), блиц-опросам (игра «Ромашка»).
  4. Учащиеся обогатили свой опыт общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий («Сказочное лото», «Ромашка», «Сказочные пазлы»).
  5. Расширили свой словарный запас.
  6. Дети с азартом и увлечением принимали участие в сказке, научились переключать внимание с одной сказки на другую.
  7. Первоклассники справились со всеми предлагаемыми конкурсами.

При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:

  • «Сказочное лото» (на магнитных досках: быстро прочти 1-ую часть имени сказочного героя; быстро подставь, прочитав, 2-ую часть имени)
  • «Загадки с подвохом» (отгадка не в рифму)
  • «Бюро находок» - увидел предмет, быстро назови автора, героя, прочти строчки из сказки.
  • Игра «Ромашка» - блиц-опрос; оторвал лепесток, прочитал сказочную загадку, дал ответ.
  • Индивидуальная работа с отдельными учащимися – кубики; мелкая моторика – пазлы

Литературная викторина “По страницам любимых книг” среди учащихся 6 классов Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству. Задачи: 1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся; 2. способствовать формированию навыков творческого чтения; 3. развивать воображение и творческие способности учащихся. Участники: ученики 6 классов Число команд: 2 команды по 5 человек во главе с капитаном. Каждая из команд заранее выбирает название, девиз и готовит эмблему Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек Ведущий (Звучит музыка1) Добрый день, уважаемые участники и гости нашей викторины! Добрый день дорогие болельщики! Мы начинаем литературную викторину «По дорогам детских произведений». Сегодня участники викторины покажут нам не только свои знания по литературе, но и сценические и актерские способности! А у болельщиков и просто зрителей будет возможность поучаствовать в увлекательном литературном путешествии, помочь своим товарищам и вспомнить знаменитых писателей и их творчество. Наша программа включает 1 РАЗОГРЕВ 2 конкурс: “Юморина» 3 конкурс: “В стране стихосложения” 4 конкурс: “Собери пословицу” 5 конкурс: Домашнее задание 6 “Узнай произведение и его автора” 7 конкурс: “Найди слова” 8 конкурс: “Буриме” 9 Узнай писателя 10 конкурс (конкурс капитанов): “Cкороговорки” Давайте же познакомимся с почетным жюри, в состав которого вошли: ……………………………………………….. Итак, представление команд! (Музыка 2) Ведущий. Известный филолог, ученый – лингвист Владимир Даль сказал: «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание». Эти слова будут сегодня девизом нашей литературной викторины. 1.Разогрев. (За 1 минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.) Жюри учитывает количество правильных ответов. Начинают тикать часы (3) Вопросы для первой команды. 1.Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский) 2 Автор «Приключений Робинзона Крузо»? (Дефо) 3 Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли) 4 Выдающийся русский ученый­энциклопедист, именем которого назван Московский университет? (М.В.Ломоносов) 5Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен) 6 Автор сказки «Синюшкин колодец»? (Бажов) 7 Из какого произведения эти строки: Ночевала тучка золотая На груди утеса­великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес») 8 Как называется разговор двух лиц в художественном произведении? (Диалог) 9 Автор рассказа «Тихое утро»? (Казаков) 10 Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты) 11 Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом (Баллада) 12 Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ) 13 Автор произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Пушкин) 14 Из какого произведения эти строки: А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет») 15 Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила») 16 В каком произведении детективного жанра жук сыграл главную роль? (Золотой жук. Э.По) 17 Из какого произведения эти строки: Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли до утра их огнем. (Лермонтов. Три пальмы.) Вопросы для второй команды. 1 Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна) 2 Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень) 3 Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн) 4 Автор произведения «Васюткино озеро»? (Астафьев) 5 Автор строк: Сижу за решеткой в темнице сырой Вскормленный неволей орел молодой… (А.Пушкин) 6 Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский) 7 Из какого произведения эти строки: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус») 8 Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? (А.С.Пушкин) 9 Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета) 10 Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма) 11 Речь одного человека в произведении? (Монолог) 12 Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения? (Псевдоним) 13 Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж) 14 Автор сказки «Снегурочка»? (Островский) 15 Из какого произведения эти строки: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак») 16 У героини какого произведения появился двойник, с которым она побывала в стране зеркал? (Губарев. «Королевство кривых зеркал») 17 Кто написал произведение про Алые паруса? (Грин) Кто весел, тот всегда молод! Звучит смех (4) 2 КОНКУРС. “Юморина” Карточка № 1 Карточка №2 1. Кто из героев русской народной сказки женился на земноводной особи? 1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была лягушкой. 2. Кто из сказочных героев наелся сам и хозяйку накормил благодаря смекалке? 3. Назовите героиню сказки Андерсена, которая подарила речке свои башмачки. 4. Назовите сказку русского писателя, где герой вступает в схватку с Головой. 5. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно­ гигиенические правила и жестоко за это поплатился? 2. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно­ коммунального хозяйства? 3. Назовите героиню сказки Андерсена, которая могла заморозить своим поцелуем. 4. В какой сказке русского классика у героя сила заключена в его бороде? 5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? 3 КОНКУРС. “В стране стихосложения” (каждая команда получает стихотворения) Ребята, у меня в руках стихотворения, но в них произошла какая­то путаница. Слушайте! (читаем стих). Давайте попробуем правильно расставить знаки препинания! Загадки зрителям. Задание № 1 ...Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна кисель там варят. Задание № 2 В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. 4 конкурс. “Собери пословицу” Звучит музыка (5) Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца. Пока команды работают над пословицами, можно готовиться к домашнему заданию! Задание 1 Кто другому яму копает, 2 Любишь кататься, 3 Муж возом не навозит, 1 тот о том и говорит. 2 надо свой разум наточить. 3 а с жуком связаться – в навозе 4 Кто ест скоро, 5 На охоту ехать ­ 6 Кто рано встаёт, 7 Любовь не картошка ­ оказаться. 4 от того и наберешься. 5 по­волчьи выть. 6 тому глаз вон. 7 враг мой. 8 У кого что болит, 9 На то она и щука, 10Не говори о себе худо, 11Чтобы других учить, 12Кто старое помянет, 13Не спеши языком, 14С пчелкой водиться ­ в медку находиться, 15По одежке встречают, 16Слово – серебро, 17С кем поведешься, 18Язык мой ­ 19С волками жить ­ 20Не давай повадки, 8 тот сам в нее попадает. 9 чтобы не было оглядки. 10по уму провожают. 11люби и саночки возить. 12тому Бог даёт. 13молчание золото. 14что жена горшком наносит. 15другие об этом позаботятся. 16спеши делом. 17тот и работает споро. 18не выбросишь в окошко. 19собак кормить. 20чтоб карась не дремал. 1 Кто другому яму копает, 2 Любишь кататься, 3 Муж возом не навозит, 4 Кто ест скоро, 5 На охоту ехать ­ 6 Кто рано встаёт, 7 Любовь не картошка ­ 8 У кого что болит, 9 На то она и щука, 10Не говори о себе худо, 11Чтобы других учить, 12Кто старое помянет, 13Не спеши языком, Ответы 8 тот сам в нее попадает. 11люби и саночки возить. 14что жена горшком наносит. 17тот и работает споро. 19собак кормить. 12тому Бог даёт. 18не выбросишь в окошко. 1 тот о том и говорит. 20чтоб карась не дремал. 15другие об этом позаботятся. 2 надо свой разум наточить. 6 тому глаз вон. 16спеши делом. 14С пчелкой водиться ­ в медку 3 а с жуком связаться – в навозе находиться, 15По одежке встречают, 16Слово – серебро, 17С кем поведешься, 18Язык мой ­ 19С волками жить ­ 20Не давай повадки, оказаться. 10по уму провожают. 13молчание золото. 4 от того и наберешься. 7 враг мой. 5 по­волчьи выть. 9 чтобы не было оглядки. 5 конкурс. Домашнее задание. 6 конкурс. “Узнай произведение и его автора” Перед вами 6 карточек, на которых отрывок из произведения. Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Расскажите, что произойдёт дальше. Отрывок № 1 Отрывок № 2 И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад!” (И. А. Крылов “Волк на псарне) “Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, В ту бездну прыгнет с вышины? Бросаю мой кубок туда золотой: Кто сыщет во тьме глубины Мой кубок и с ним возвратится безвредно, Тому он и будет наградой победной”. (В. А. Жуковский “Кубок”) Отрывок № 4 “ Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросла у него седая окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо» (Шварц “Сказка о потерянном времени”) Отрывок №3 Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава ­ отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. (А. С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”) Отрывок № 5 “Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что­то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...” (И. С. Тургенев “Муму”) Отрывок № 6 “Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц» (В. Г. Короленко « Слепой музыкант”) 7 конкурс. “Найди слова” В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни – в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами с предлогом. Третьи ­ еще где­нибудь. А чтобы зрители не скучали, я подготовила и для них вопросы из произведений! Выявим самого эрудированного в литературной области. На лыжах Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже. Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день. 8 конкурс. “Буриме” БУРИМЕ – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300 сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме! Музыка 6. Задание: Пели – смотрели Кружок – пирожок Капустный – вкусный Другой – курагой В прятки – лошадки Ушли – легли. Без огня – у меня Днем ­ в нем Вечерком – огоньком С травой – живой. Пример: Мы сегодня песни пели, Много мультиков смотрели. Потом сели в кружок, Чтоб готовить пирожок. Пирожок капустный, Очень­очень вкусный. Решили сделать другой. Правда, с курагой. Затем играли в прятки, Скакали как лошадки. Затемно домой пришли, очень быстро спать легли. 9 КОНКУРС. “Узнай писателя по фото” Подумайте, чье фото перед вами на экране. Назовите фамилию писателя и его произведения. 10 конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки” 1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. 2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. Ведущий (Музыка 1) Как прекрасен мир книги! Как удивителен литературный мир! Сколько открытий мы делаем, читая строки талантливых писателей! Так хочется пожелать всем нашим участникам, зрителям и гостям, быть ближе к миру литературы! Итак, подведем итоги нашей викторины! Слово Жюри! До свидания, дорогие друзья, до новых встреч! Для Зрителей! Отрывок № 1 “Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”. (В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”) Отрывок № 2 “Подъезжают; у ворот Из столбов хрустальный свод; Все столбы те завитые Хитро в змейки золотые; На верхушках три звезды, Вокруг терема сады; На серебряных там ветках, В раззолоченных во клетках Птицы райские живут, Песни царские поют. А ведь терем с теремами Будто город с деревнями; А на тереме из звемзд – Православный русский крест” (П. П. Ершов “Конёк­горбунок”) Отрывок № 3 “В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”. (П. Бажов “Серебряное копытце”) Отрывок № 4 “Старичок хотел заспорить, Но с иным накладно вздорить; Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон. – Вся столица Содрогнулась...” (А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”) Отрывок № 5 “Живет в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых; До светла все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет, да сам и облупит”. (А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”) Загадки Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. Покупала самовар, А спасал ее комар. Была она артисткой Прекрасной, как звезда, От злого Карабаса Сбежала навсегда. Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна. Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём. Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный. Какой? Он разбойник, он злодей, Свистом он пугал людей. И зайчонок, и волчица ­ Все бегут к нему лечиться. В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. Он в Италии родился, Он своей семьёй гордился. Он не просто мальчик­лук, Он надёжный, верный друг. Над простым моим вопросом Не потратишь много сил. Кто мальчишку с длинным носом Из полена смастерил? Мой вопрос совсем не трудный, Он ­ про город Изумрудный. Кто там был правитель славный? Кто там был волшебник главный? Наряд мой пестрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Веселят всех. Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. Вот совсем нетрудный, Коротенький вопрос: Кто в чернилку сунул Деревянный нос? Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца. Трое их - и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Болото – дом ее родной. К ней в гости ходит Водяной. Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал Она была подружкой гномов И вам, конечно же, знакома. С кем Мороз играет в прятки, В белой шубке, в белой шапке? Знают все его дочурку, И зовут ее… Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут … Гармошка в руках, На макушке фуражка, А рядом с ним важно Сидит Чебурашка. Редчайший зверь и прячется в засаде, Его поймать никто не может. Он с головами впереди и сзади, Лишь Айболит нам угадать его поможет. А ну­ка думай и смекай, Ведь этот зверь – … ОТВЕТ Приходит он ко всем глубокой ночью, И зонтик свой волшебный открывает: Зонт разноцветный – сон ласкает очи, Зонт чёрный – снов в помине не бывает. Послушным детям – зонтик разноцветный, А непослушным – чёрный полагается. Он гном­волшебник, многим он известный, А ну скажи, как гном тот называется. ОТВЕТ Из танцзала короля Девочка домой бежала, Туфельку из хрусталя На ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета… Кто, скажи, девчушка эта? ОТВЕТ Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? … ОТВЕТ Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. ОТВЕТ Кто любил играть и петь? Два мышонка ­ Круть и... ОТВЕТ Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? ОТВЕТ Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали? ОТВЕТ Они везде вдвоём всегда, Зверята - «неразлейвода»: Он и его пушистый друг, Шутник, медведик Винни­ Пух. И если это не секрет, Скорее дайте мне ответ: Кто этот милый толстячок? Сын мамы­хрюшки - ... ОТВЕТ Она Буратино учила писать, И ключ золотой помогала искать. Та девочка­кукла с большими глазами, Как неба лазурного высь, волосами, На милом лице - аккуратненький нос. Как имя её? Отвечай на вопрос. ОТВЕТ Сказку быстро вспоминай: Персонаж в ней - мальчик Кай, Королева Снежная Сердце заморозила, Но девчурка нежная Мальчика не бросила. Шла она в мороз, метели, О еде забыв, постели. Шла она на помощь другу. Как зовут его подругу? ОТВЕТ Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко­красных сапогах. ОТВЕТ У этого героя Дружок есть - Пятачок, Он Ослику в подарок Нёс пустой горшок, Лез в дупло за мёдом, Пчёл гонял и мух. Имя медвежонка, Конечно, - ... ОТВЕТ Любит есть он бутерброд Не как все, наоборот, Он в тельняшке, как моряк. Звать кота, скажите, как? ОТВЕТ В Простоквашино живёт, Службу там свою несёт. Почта­дом стоит у речки. Почтальон в ней - дядя... ОТВЕТ Его отца схватил Лимон, В темницу бросил папу он... Редиска - мальчика подруга, Не бросила в беде той друга И помогла освободиться Отцу героя из темницы. И знает каждый без сомнений, Героя этих приключений. ОТВЕТ На снежных санях Королева По зимнему небу летела. Коснулась мальца, невзначай. Холодным, недобрым стал … ОТВЕТ

Перефразируя известное выражение, скажем: «Литература – это наше всё». Литература научная, художественная, документальная приобщает нас к событиям прошлого и настоящего, к русскому слову, к мыслям и чувствам человечества.

Викторина «Год литературы 2015» содержит 14 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Каковы основные задачи Года литературы?
Ответ: привлечение внимания к чтению, решение проблем книжной сферы, стимулирование интереса россиян к книгам.

2. Кто представлен на официальном логотипе Года литературы?
Ответ: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.А.Ахматова

3. Назовите основные виды литературы?
Ответ:
Художественная литература
Документальная проза
Мемуарная литература
Научная и научно-популярная литература
Справочная литература
Учебная литература

4. Укажите три классических вопроса русской литературы:
«Кто виноват?» Герцен +
«Что делать?» Чернышевский +
«Что сделаю я для людей?», Данко, Горький
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасов +

5. Какие мероприятия запланированы на 2015 год в рамках объявленного Года литературы?
Ответ: Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015», пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России».

6. Кто из героев не принадлежит к типу «маленького человека» в русской литературе?
Самсон Вырин («Станционный смотритель» А.С.Пушкин)
Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель» Н.В.Гоголь)
Пьер Безухов («Война и Мир» Л.Н.Толстой) +

7. Когда в русской литературе впервые появился фразеологизм «кисейная барышня»?
Ответ: впервые в литературе данный фразеологизм появился в повести Николая Помяловского «Мещанское счастье» (1861 год)

8. Кого можно причислить к когорте «герои своего времени»?
Евгений Онегин +
Евгений Базаров +
Григорий Печорин +

9. Из какого произведения фразы?

«И нечего дивиться:
Как дереву с огнём дружиться?»
Ответ: из басни И.А.Крылова «Роща и огонь»

«Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались».
Ответ: «Евгений Онегин» А.С.Пушкин

«Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет».
Ответ: «Зине» Н.А.Некрасов

10. Кто из типажей русской литературы НЕ относится к «тургеневским девушкам»?
Лиза Калитина +
Катя Одинцова +
Ольга Дымова

11. Шуточный вопрос (фразеологизмы)
Как мы говорим?

Седьмая вода на…
Сбитне
Киселе +
Морсе

А Васька слушает да…
Мурлычет
Пятится
Ест +

Вернёмся к нашим…
Баранам +
Козлам
Ослам

Вопросы по истории русской литературы

12. Кто из русских литераторов стоял у истоков сатирического направления в литературе?
А.Д.Кантемир +
В.К.Тредиаковский
М.В.Ломоносов

13. Какое направление доминировало в литературе в XVIII веке?
Символизм
Классицизм +
Футуризм

14. Какое произведение мы называем «Памятником древнерусской литературы»?
Слово о полку Игореве +
Из сказаний об Олексе Довбуше
Сказания о Прометее