Смотреть что такое "Русские советские поэты" в других словарях. Самые заметные советские поэтессы (11 фото)

Сегодня я успела посмотреть кусочек передачи «Наблюдатель» по каналу Культура и услышала два стихотворения поэта-фронтовика Михаила Луконина: одно о величии женщины, другое — «Отлегло. Забываю». И запомнились слова одного из участников передачи, что поколение поэтов-фронтовиков отличалось умением дружить и способностью сохранять свое достоинство. Стихи понравились мне, а выражение ведущего Андрея Максимова: «Возможно, мимо меня прошел…

23 февраля не только День защитников отечества, но и день памяти одного из участников Великой отечественной войны – поэта Давида Самойлова. 01 06 1920 — 23 02 1990 Давид Самойлов –советский поэт и прозаик. Впервые опубликовался еще до войны. В 1941 добровольцем ушел на фронт, в 1945 закончил войну в Берлине. Был тяжело ранен. Человек…

Сегодня прослезилась, посмотрев фильм Владислава Виноградова «Мои современники». «Мои современники» - документальный фильм режиссёра Владислава Виноградова, снятый в 1984 году и рассказывающий о тех, чья молодость пришлась на эпоху «оттепели». Этот фильм — объяснение в любви режиссера Владислава Виноградова 60-м годам и своему поколению — шестидесятникам. Это время было разным, но главным в нем были…

Стихи Натальи Крандиевской-Толстой мало известны широкому читателю. Жизнь этой талантливой, мужественной и необыкновенно красивой женщины была не легкой. Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая — русская советская поэтесса и писательница 02 02 1888 — 17 09 1963 Она известна не только своим творчеством, но и большой ролью, которую сыграла в жизни своего мужа – Алексея Николаевича Толстого,…

Сегодня 25 января 2018 года Владимиру Высоцкому было бы 80 лет — ни разу не разрешенному, но всем известному и всеми любимому поэту. 25 01 1938 — 25 07 1980 Владимир Семёнович Высоцкий - советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР. Актёр Театра драмы комедии на Таганке в Москве….

Последнее время мало смотрю телевизор. Но, сегодня, почему то включила канал культура. Шла передача, посвященная 85-летию Евгения Евтушенко. Посмотрела оставшийся кусочек шедшего фильма «Зашумит ли клеверное поле» и концерт в Государственном Кремлевском дворце. Звучали песни на стихи Евтушенко, читали его стихи. Я тронута была до слез. То ли молодость моя советская вспомнилась, то ли концерт…

85 лет было бы Роберту Рождественскому, он ушел в иные миры 23 года назад. Стихи, которые помещаю ниже, сегодня услышала в «Наблюдателе» на канале Культура. А взяла на странице Семена Кац (Спасибо). Роберт Рождественский — советский поэт 20 06 1932 — 19 08 1994 Из последних стихов Роберта Рождественского: …. Ах, как мы привыкли шагать…

Весь Ярославль сегодня празднует День Победы. В разных местах города проходили демонстрации и выступления творческих коллективов, звучала музыка и песни военного времени. Я побывала лишь в трех местах Военное кладбище Музей Боевой Славы – концерт. Выступающие — молодежь и дети. Слушая, как читает ученик второго класса Ярослав отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского, я не…

Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в Оренбургской области, а 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме казнен на гильотине. Муса Джалиль — советский татарский поэт, Герой Советского Союза. 15 02 1906 — 25 08 1944 С первых дней Великой Отечественной войны поэт на фронте, в 1942 ранен, попадает в плен. В концлагере становится…

18 сентября родился Семен Кирсанов – одессит, начавший писать стихи в 10 лет, последователь Маяковского, создатель рифмованной прозы, циркач стиха. Семен Исаакович Кирсанов — советский поэт!8 09 1906 — 10 12 1972 Я его вспоминаю, когда слышу песню «Ах эти летние дожди…», когда читаю его стихи о любви, когда читаю его сказки. Воспоминание…

Советские поэты, творившие в период стыка XIX и XX веков, а также те, кто занимался писательством в 60-х годах прошлого столетия, по праву могут назваться революционерами литературы России. Серебряный век подарил нам такие имена, как Бальмонт, Блок, Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Сологуб, Брюсов и т.д. В это же время мы узнали о Есенине, Цветаевой, Маяковском, Волошине, Северянине.

Символисты и романтики конца девятнадцатого века внесли новое слово в поэзию. Одни воспевали земное существование, другие, напротив, видели преображение в религии. Футуристы стремились шагать в ногу с творцами Европы, они были экспрессивны в своем стремлении к бунтарству и эпатажу, внесли новую энергию в литературу того времени.

Стихи советских поэтов отражают дух времени, политическую ситуацию страны, настроения народов. Литература, как и страна, после года стала многонациональной, объединявшей в себе различные характеры и стили творцов. В стихах поэтов того периода мы можем увидеть и проявлявшуюся яро ленинскую идеологию, и настроения пролетариата, и страдания буржуазии.

Советские поэты Серебряного века

Наиболее значимыми творцами рубежа XIX-XX вв. можно назвать акмеистов Ахматову, Зенкевича, Гумилева, Мандельштама. Их стимулом к сближению была оппозиционность к символизму, стремление избавиться от его утопических теорий. Они ценили живописные образы, детальные композиции, эстетику хрупких вещей. Они были объединены до позже советские поэты пошли каждый своей дорогой.

Футуристы также внесли большой вклад в литературу. В данном стиле творили Хлебников, Бурлюк, Каменский. Поэты рассматривали искусство как проблему и изменили отношение людей к понятности и непонятности творчества. Они отталкиваются от пассивного восприятия к мировоззренческому, заставляя читателей мыслить не буквально, а художественно, фантазийно.

Что касается писателей, чье творчество знакомо нам еще со школы: Цветаевой, Есенина, Маяковского, то их судьбы нельзя назвать простыми. Эти советские поэты на себе пережили все последствия революций и сталкивались с непониманием народов и властей, но до конца боролись за свое дело и заслужили всемирную славу.

Советский поэт времен «оттепели»

После когда к власти пришел наступил период «оттепели». Именно в эту пору поэты получили возможность говорить открыто, не стесняясь осуждений и цензуры. Многие деятели, творившие еще до войны, опубликовали свои произведения только в 60-х годах. Так, например, Евтушенко, Вознесенский, Окуджава стали настоящей политической сенсацией того времени. Они собирали залы в несколько десятков тысяч человек, но понимали их немногие. Безусловно, многие из литературных творцов второй половины XX века затрагивали в своих произведениях политику, но это не было провокацией или осуждением сталинизма. Так поэты выражали свое мнение в саркастической стихотворной форме. Их взгляды разделяли многие интеллигенты и образованные люди, их же принимали и рабочие. Поэтам 60-х удалось покорить все население без исключения.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Перед нами гигантская, «тысячелистая» (В. Маяковский) книга советской многонациональной поэзии. Дыханием времени веет с ее страниц. Листая эти два огромных тома, попадаешь в атмосферу революционной эпохи, острейших социальных конфликтов, строительного энтузиазма, народного подвига в защите родины, свершения великих дел во имя торжества идей коммунизма. Каждый поэт говорит «о времени и о себе», а все вместе они отражают многие существенные черты народной жизни на более чем полувековом отрезке истории.

Идеалы борьбы за переустройство старого мира вдохновляли литературу и искусство нового времени с первых же шагов, поэтому не случайно, что Октябрьская революция стала главной темой рождавшейся в ее горниле советской поэзии. Именно со стихов, как справедливо утверждал Маяковский, и начиналась литература революции.

Советская поэзия, ровесница Октября, - это своеобразнейшая летопись нашей эпохи, отражающая все этапы революции, социалистического и коммунистического строительства.

Советская поэзия полифонична, многоцветна, многодиапазонна, в ней нашли отражение не только важнейшие этапы общественного развития, но и духовная жизнь, художественное сознание народа, диалектика человеческой души, ее самые интимные движения.

Новое время породило новые песни. Но в искусстве, как известно, новое возникает не на голой почве. Самое революционное новаторство -

это опровержение одних и развитие других, более устойчивых, более универсальных, прогрессивных традиции искусства. Советская поэзия, будучи в своем идейно-эстетическом качестве явлением новым, революционным, в то же время наследует и обогащает национальные традиции всех развитых братских литератур, впитывает в себя художественный опыт мировой литературы, накапливает свой опыт, который служит вдохновляющим примером для многих прогрессивных демократических поэтов мира.

Каковы же существенные моменты этого опыта, позволяющие выделить советскую многонациональную поэзию как заметное явление духовной жизни народа и, при всем разнообразии и богатстве национальных черт, придать ей статус целого?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, обозначить наиболее общие этапы и закономерности развития многонациональной советской поэзии, показать ее идейное и эстетическое богатство, придется в ряде случаев выходить за рамки настоящего издания, которое, при всем желании составителей, вместило в себя далеко не все имена и произведения. Кроме того, нельзя не учитывать, что в серии «Библиотека всемирной литературы» отдельными томами представлены сочинения А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, А. Твардовского, Я. Коласа и Я. Купалы.

Октябрьская революция резко размежевала писателей России на два лагеря. Для тех, чье творчество питалось идеями социального переустройства мира, вообще не стоял вопрос: принимать или не принимать революцию. «Моя революция», - уже позднее резюмировал свое отношение к ней Маяковский. Старшие по возрасту поэты дореволюционной формации развивались противоречивыми и сложными путями. Наиболее прозорливые из них, прочно связанные с жизнью своей нации, ее историей и культурой, в общем верно поняли социальные и политические цели революции и ее значение в развитии художественного сознания общества. А. Блок, виднейший представитель целой поэтической эпохи - «страшных лет России», нашел силы порвать со своим классом и встать на сторону революционного народа. «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию», - призывал он русских интеллигентов. Ему вторил Г. Табидзе, который в дни Октября находился в Петрограде: «…И слышен шаг революционный на перепаханной меже». Революционную Россию, открывающую новую эру в истории человечества, приветствовал крупнейший поэт Армении О. Туманян. «Марш свободы» на мотив «Марсельезы» пишет освобожденный Красной Армией из тюрьмы таджик С. Айни. «Да здравствуют Советы!» - озаглавил свое стихотворение 1918 года узбек Хамза.

Каждый из этих поэтов, по-своему преодолевая сложности и противоречия мировоззренческого, психологического и нравственного свойства, естественно и закономерно принял революцию. Такой путь социального и нравственного развития прошли В. Брюсов, Я. Купала, Я. Колас, И. Иоаннисиан, Д. Гулиа и другие выдающиеся советские поэты старшего поколения.

Октябрь 1917 года необычайно возвысил творчество А. Блока и В. Маяковского, Д. Бедного и С. Есенина. И уже в начале 20-х годов, взволнованно перекликаясь с революционными поэтами России, сказали свое новое слово П. Тычина, М. Рыльский, В. Сосюра, Г. Табидзе, П. Яшвили, Г. Леонидзе, Е. Чаренц, Н. Зарьян, С. Вургун, С. Рустам, С. Сейфуллин, А. Токомбаев, - их много, стоящих у истоков советской литературы, ее зачинателей, первопроходцев.

Именно здесь и надо искать предпосылки идейной общности писателей, с самого начала твердо вставших на сторону Советской власти. Подобная общность начала складываться уже в самые первые годы после Октября, хотя процесс этот был осложнен целым рядом обстоятельств послереволюционного развития. На первых порах единство сказывалось более в тематике, в декларациях политического характера. Политические декларации хотя и в абстрактной форме, но выражали революционные идеалы их авторов. Тематические же предпочтения выявляли позицию более конкретно. Как точно заметил Э. Межелайтис, «декларативность - младенчество искусства, открыто вставшего на борьбу за определенную идею». Революционное содержание - результат отбора, типизации, первая ступень зрелости искусства.

В работах советских историков литературы есть примечательное наблюдение: в периодике 20-х годов почти одновременно появились стихи и поэмы о двадцати шести бакинских комиссарах, принадлежащие перу В. Маяковского, Н. Асеева, С. Есенина, С. Кирсанова, П. Хузангая, А. Акопяна, Е. Чаренца, Н. Зарьяна, С. Шаншиашвили, П. Тычины, М. Бажана. И, конечно, свое слово о подвиге комиссаров сказали в разные годы азербайджанские поэты С. Вургун, М. Мушфик, С. Рустам, Р. Рза, С. Рагим, О. Сарывелли.

В двадцатые же годы было положено начало поэтической Лениниане, существенно важной части всесоюзного литературного развития. Вскоре после Октября 1917 года появились стихи, поэмы и баллады о Ленине на русском, украинском, армянском, узбекском и других языках. Советская поэзия демонстрировала верное понимание революции, ее идеалов и ее перспектив, находила более совершенные художественные средства для отражения революционной действительности. В. И. Ленин был реальным выражением человека новой, социалистической эпохи, его образ подсказывал пути поиска героического характера. Поэма В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924) явилась вершиной лирико-эпического воплощения ленинской темы в этот период.

Поэзия народов Советского Союза складывалась не как механическое соединение разных национальных традиций, она приобретала черты единства в борьбе с национальной ограниченностью, трудно отбрасываемыми особенностями национального бытия, таящего в себе не только обаяние старины, но и слепую приверженность к традициям. В этой борьбе порой сталкивались самые противоположные взгляды, например, украинское сменовеховство с его лозунгом национального возрождения и отказом от «большевизации» и украинский футуризм с его ярко выраженным национальным нигилизмом. Однако ни тот, ни другой не могли противостоять идеям интернационализма и советской государственности.

Поэзия в нашей стране издавна пользовалась огромной популярностью. Книги с любимыми стихами всегда были объектами пристальных поисков любителей поэзии. Стихи записывались в тетради и альбомы, выучивались наизусть. XIX век, ставший золотым веком русской поэзии, дал миру огромную плеяду крупнейших поэтов. Эстафету продолжил и век XX. Советская поэзия, после экспериментов в виде многочисленных групп и течений двадцатых годов, дала миру такие произведения, которые до сих пор популярны и востребованы. Многие стихотворения стали песнями, которые поют до сих пор. И так же, как с песнями, все попытки покрыть тенью забвения замечательных поэтов успеха не приносят. Как только не изощряются "реформаторы": и дают нобелевские и иные премии жалким графоманам, и включают в школьные программы стишки навязываемых обществу некоторых поэтов 30-40-х годов, чье "творчество" основной массе людей абсолютно чуждо, поскольку оно преследует интересы совсем других людей, да и к настоящей поэзии имеет самое скромное отношение, и издают многотысячными тиражами эти "произведения", перестав, в свою очередь, издавать поэтов советских. Все напрасно! Люди читают русских и советских поэтов и... не хотят читать "новаторов". На этой странице представлены стихи советских поэтов, которые в наши дни не печатают. Прочитав их, можно понять, в какое болото скатилась культура наших дней и задать вопрос - а осталась ли она вообще?

1. Михаил ИСАКОВСКИЙ
2. Александр ФАТЬЯНОВ
3. Василий ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ
4. Евгений ДОЛМАТОВСКИЙ
5. Лев ОШАНИН
6. Николай ТИХОНОВ
7. Виктор БОКОВ
8. Александр ТВАРДОВСКИЙ
9. Анатолий СОФРОНОВ
10. Алексей СУРКОВ
11. Расул ГАМЗАТОВ
12. Константин СИМОНОВ
13. Константин ВАНШЕНКИН
14. Михаил МАТУСОВСКИЙ
15. Виктор ГУСЕВ
16. Николай РЫЛЕНКОВ
17. Николай ЗАБОЛОЦКИЙ