Казахский театр драмы. Становление казахского театра Казахская советская литература

Казахский академический театр драмы им. М. О. Ауэзова, организован в 1925 в Кзыл-Орде (открылся 13 января 1926). В 1928 переведён в Алма-Ату. В труппу вошли мастера народного творчества, участники самодеятельности, в том числе С. Кожамкулов, К. Куанышпаев, Е. Умурзаков, К. У. Бадыров, Ж. Шанин. Позднее труппа пополнилась актёрами, выросшими в самом театре, в драматических школах Алма-Аты и Ташкента, выпускниками казахских студий ГИТИСа (1938 и 1954). Вначале театр возглавлял Ж. Шанин. Особенным успехом пользовались спектакли, воспроизводившие быт старого аула: "Енлик и Кебек", "Жёны-соперницы", "Карагоз" Ауэзова (все в 1926), "Красные соколы" Сейфуллина (1926), "Аркалык-батыр" Шанина (1927). Позднее были осуществлены постановки спектаклей на темы коллективизации и индустриализации страны: "Шахта" Шанина (1930), "Фронт" Майлина (1931). В 1932-35 и 1937-39 театром руководил режиссер М. Г. Насонов; ставились произведения рус. драматургии - "Ревизор" Гоголя (1936), "Любовь Яровая" Тренева (1937), "Мой друг" Погодина (1939), пьесы национальных драматургов - "Ночные раскаты" Ауэзова (1935), "Амангельды" (1937), "Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1940) Мусрепова. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был создан патриотический спектакль "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (1942), поставлены "Ахан-Сере и Актокты" Мусрепова (1942), "Укрощение строптивой" Шекспира (1943) и др. Во 2-й половине 40-х и в 50-е гг. на сцене театра с успехом ставятся пьесы о жизни республики - "Дружба и любовь" (1947), "Зависть" (1955) Абишева, "Вчера и сегодня" Хусаинова (1956), "Цвети, степь!" ("Одно дерево - не лес") Тажибаева (1952 и 1958), "Абай" по роману Ауэзова (1949; Государственная премия СССР, 1952). Овладению реалистическим методом способствовала работа над русской и западно-европейской классикой: "Таланты и поклонники" (1949), "Гроза" (1950) Островского, "Скупой" Мольера (1952). В 50-60-е гг. театр обращается к исторической тематике - "Чокан Валиханов" Муканова (1956), "Майра" Тажибаева (1957, 1969); в его репертуаре пьесы молодых драматургов - "Волчонок под шапкой" (1959), "На чужбине" (1968) Мухамеджанова, "Сауле" (1961), "Буран" (1966) Ахтанова, и др. Систематически ставятся пьесы драматургов др. республик - "Материнское поле" по Айтматову (1964), "Башмачки" Файзи (1972) и др. В 1937 театр получил название академического, в 1946 награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1961 ему присвоено имя писателя М. О. Ауэзова. В труппе театра (1972): народные артисты СССР Х. Букеева, С. Майканова, народные артисты Казахской ССР К. У. Бадыров, Ш. Джандарбекова, А. Джолумбетов, С. Кожамкулов, К. Кармысов, Ш. Мусин, И. Ногайбаев, Б. Римова, М. Суртубаев, С. Тельгараев, Е. Умурзаков, З. Шарипова и др. Главный режиссёр - народный артист Казах. ССР А. Мамбетов.

В январе 1926 г. постановкой "Енлик-Кебек открылся первый в республике национальный казахский театр в Кызыл-Орде. Его возглавил талантливый драматург, режиссер и актер Жумат Шанин (1891–1937). Первую театральную труппу составили артисты Е. Умурзаков, С. Кожамкулов, К. Бадыров, К. Куанышбаев, А. Кошаубаев, И. Байзаков. Первые постановки театра - пьесы С. Сейфуллина «Красные соколы», Ж. Шанина «Аркалык батыр», Б. Майлина «Шаншар молда» («Хитрый мулла»). Репертуар из мировой классики составили пьесы «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Мятеж» Д. А. Фурманова, «Отелло» У. Шекспира. Крупными событиями в жизни театра стали премьеры спектаклей по пьесе Г. Мусрепова «Козы-Корпеш и Баян сулу» и пьеса М. Ауэзова и Л. Соболева «Абай» (1940 г.). В 1937 г. театру было присвоено наименова­ние Казахский Академический театр драмы.

В 1933 г. в Алма-Ате был организован первый в истории народа уйгурский музыкально-драматический театр. В его репертуаре прочное место заняла пьеса Ж. Асимова и А. Садырова «Анархан». В 1937 г. в Кзыл-Орде открылся корейский театр. Наибольший успех имела музыкальная драма «Чупхин-дон» Д. И. Дон-Има.

В январе 1934 г. был открыт Казахский государственный музыкальный театр, ныне Казахский Академическай театр оперы и балета имени Абая. Премьера театра - опера «Айман-Шолпан». Только в первом сезоне спектакль был показан более 100 раз. Первой казахской оперой стала «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского.

Амре Кашаубаев покорил своим могучим талантом просвещенных зрителей Европы: в 1925г. На Всемирной выставке декоративных искусств в Париже во Франции, а в 1927 г. на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в Германии. В мае 1938 г. состоялась первая декада казахского искусства в Москве, где были по­казаны оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова.

В 1934 г. был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы. Первым руководителем стал известный композитор А. К. Жубановым. В 1936 г. открылась филармония имени Джамбула.

Многое сделал для развития музыкального искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич. Он записал более 2300 народных песен и кюев и опубликовал: в 1925 г. сбор­ник «1000 песен киргизского (казахского) народа»; в 1931 г. - сборник «500 песен и кюев казахского народа». В 1932 г. А. В. Затаевич был удостоен звания «Народный ар­тист Казахстана». Восторженно отзывались о композиторе писатели М. Горький и Ромен Роллан. Советский ученый-музыковед Б. В. Асафьев справедливо считал труд «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой, а может быть и тысячелетней культуры.

Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Г Хлудова. Одним из его учеников был первый художник-казах Абылхан Кастеев, впоследствии народный художник Казахстана.

В 1930-е годы зародилось киноискусство Казахстана . У его истоков стояло Алма-Атинское отделение треста «Востоккино», выпустившее ряд документальных «На джайляу», «Турксиб» и немых художественных фильмов «Песни степей», «Джут», «Тайна Каратау». В 1934 г. в Казахстане была открыта первая студия художественных филь­мов, а в 1938 г. «Ленфильмом» снят первый казахский звуковой фильм «Амангельды».

В создании и развитии национального киноискусства Казахстана принимали участие такие известные деятели казахской литературы, как Мухтар Ауэзов – автор сценариев фильмов "Райхан", "Песни Абая"; Габит Мусрепов, написавший сценарии "Амангельды", "Поэма о любви", "Сын бойца", "Кыз-Жибек"; Абдильда Тажибаев, по сценариям которого созданы фильмы "Джамбул", "Это было в Шугле". Один из ведущих драматургов республики – Шахмет Хусаинов совместно с Владимиром Абызовым написал сценарии фильмов "Девушка-джигит", "Мы здесь живем", "На диком бреге Иртыша". В 1937 г. число киноустановок достигло 846, в том числе 270 звуковых.

К концу 30-х гг. в республике имелось 200 типографий, издавалось 337 газет (в том числе 193 на казахском языке) и 33 журнала (13 на казахском языке). Основным книгохранилищем в республике стала Государственная публичная библиотека имени А.С.Пушкина, в 1936 г. ее книжный фонд превышал полмиллиона экземпляров.

Казахская советская литература

Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература. Она складывалась как часть многонациональной советской литературы. У ее истоков стояли С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов, М. Дулатов, М. Жумабаев, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, Г. Мусрепов и другие.

Певцами Октября, свободы стали С. Сейфуллин, М. Жумабаев. Большой популярностью среди революционной казахской молодежи пользовалось стихотворение С. Сей­фуллина «Марсельеза казахской молодежи». В 1927 г. в историко-революционном романе «Тар жол, тайгак кешу» («Трудный путь, опасный переход») С. Сейфуллин опи­сал положение казахского народа во время национально-освободительного движения 1916 г., Февральской и Октябрьской революций, в период гражданской войны. В стихотворении «Свобода» (1918 г.) М. Жумабаев воспевает пролетарскую революцию, позволившую воспрянуть духом «всем голодным и обездоленным», а в стихотво­рении «Красный флаг» поэт раскрывает преемственность революции с идеалами национально-освободительного движения Азии.

Казахская советская поэзия в те годы пополнилась произведениями и поэмами С. Сейфуллина «Советстан», «Кокшетау»; С. Муканова «Сулушаш»; И. Жансугурова «Ку­лагер»; И. Байзакова - «Куралай сулу».

Казахская советская проза обогатилась такими художественными произведениями: Б. Майлина - «Азамат Азаматыч»; Ж. Аймауытова - «Карткожа»; С. Муканова - «Жумбак жалау» («Загадочное знамя»); М. Ауэзова «Караш-караш окигасы» («Выстрел на перевале Караш»); С. Ерубаева - «Мені курдастарым» («Мои ровесники»); Г. Мустафина - «Омір мен олім» («Жизнь и смерть»).

Огромные успехи достигнуты в казахской драматургии: «Айман-Шолпан», «Тунги сары н» («Ночные раскаты») М. Ауэзова;. «Жалбыр» Б. Майлина; «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян сулу» Г. Мусрепова; «Мансапкорлар» («Карьеристы»), "Ел корганы («Оплот народа») Ж. Аймауытова и др.

В конце 1920-х и в 1930-е гг. в казахскую литературу пришла талантливая творческая молодежь: Г. Орманов, А. Тажибаев, Ж. Сыздыков, Ж. Саин, А. Сарсенбаев, К. Аман­жолов, Т. Жароков. А. Джумагалиев, Д. Абилев, Х. Бекхожин.

Обогатилась яркими произведениями поэзия казахских акынов. Волнующие песни и поэмы о революции, советской Отчизне, свободе, гуманизме, любви создали выда­ющиеся казахские акыны Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Жабаев.

ТЕМА № 47: Казахстан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг .Казахстан - арсенал фронта.

С обретением Казахстаном независимости в стране произошли кардинальные изменения во всех сферах: политической, экономической, социальной. Поначалу театр продолжал развиваться за счет ранее наработанных ресурсов. Однако со временем перед культурой и искусством страны встали задачи обновления художественного процесса. Прежде всего, это поиск национальной идентичности. Рост национального самосознания в условиях глобализации активизировал интерес к историческому прошлому, особенно к прежде закрытым страницам истории. На первый план выдвигается жанр исторической драмы, занявшей основное место в репертуаре театров. Главными персонажами спектаклей становятся Абылайхан, Махамбет, Амир-Темир, Томирис и другие герои.

На протяжении всего рассматриваемого периода репертуар театров наряду с историчес­кими спектаклями во многом определяли национальная классика и спектакли фольклорной тематики. Классика всегда привлекает внимание своей содержательностью, художественнос­тью, ценностными ориентирами, созвучием современным темам и проблемам. В классичес­ких произведениях режиссеры искали идеи и образы, соотносимые с новыми реалиями сов­ременности.

Особенности формирования и становления казахского театра, а также своеобразие наци­онального стиля актерского искусства и режиссуры в большой мере обусловлены фолькло­ром. Темы, сюжеты, искусство слова, образная и жанровая система фольклора, фольклорная символика и принципы создания характеров, — все это преломлялось и трансформировалось в театре сообразно законам сценического искусства. На протяжении всей истории казахского театра появляются разные сценические версии пьес М.Ауэзова «Енлик-Кебек», «Каракоз», «Абай» (совместно с Л.Соболевым), Г.Мусрепова «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Ахан-серэ — Актокты». В условиях независи­мости стремление найти нового героя, определить его роль, место и значение привели к акти­визации интереса к фольклору. Ориентация на поэтику и эстетику фольклора, на высоту его нравственных ценностей, на глубинные представления о бытии, добре и зле способствуют увеличению художественного объема спектакля.

В постановках конца XX — начала XXI веков отражается поиск новых форм, разнообразие режиссерских интерпретаций, в которых метафоричность и поэтика фольклора позволяют выйти на уровень философских размышлений и образный язык притчи. Состояние театрального процесса в Казахстане отражают республиканские театральные фестивали. Ежегодно свыше десяти театров показывают свои лучшие спектакли. Публичные обсуждения постановок коллегией критиков придают форуму деловой рабочий характер и выявляют основные проблемы и тенденции развития.

Реальный театральный ландшафт Казахстана периода независимости относительно ров­ный и спокойный. В большинстве своем спектакли по художественному решению достаточно традиционные, поставленные по законам реалистического театра психологической направ­ленности. Важное ключевое место актуальной современной драматургии в репертуаре теат­ров занимают бытовые комедии, мелодрамы или коммерческие пьесы. Для национального театра жизненно необходимо отражать современную действитель­ность, вывести на сцену героя нашего времени. Основным препятствием на пути появления новых театральных форм, режиссерских решений является отсутствие новой качественной драматургии с современными темами и яркими героями, актуальными проблемами. Драма­турги по-прежнему находятся в поисках, а театр — в ожидании современных пьес.

Ярким примером актуализации театра явился Немецкий драматический театр 1990-х годов. Спектаклем 1997 года «Поле чудес» И.Лаузунд он открыл себя театральному миру Европы и богатство разнообразия мирового театрального процесса для себя. Небывалый успех НДТ на международных фестивалях и гастролях в Европе привел к тому, что театр стал открытой площадкой для экспериментальных сценических проектов с режиссерами разных стран. Именно здесь впервые в Казахстане были поставлены произведения Г.Белля, С.Мрожека, А.Жарри, Т.Уильямса.

В постановках НДТ проявились беспощадно трезвый взгляд на мир, жесткость решения спектакля и острая социальность театра. Важным творческим результатом для театрального процесса Казахстана стала вовлеченность артистов разных театров Алматы в проекты и пос­тановки НДТ, использовавшие новые театральные формы и средства выразительности, иной способ актерского существования. Репертуар НДТ этого периода отличался жанровым раз­нообразием: игрались спектакль-концерт, спектакль-импровизация, спектакль-перформанс, физический театр, широко был представлен танц-театр в собственных постановках театра и в совместных проектах. НДТ этого периода был связующим звеном между мировым театральным процессом и театрами Казахстана. С сезона 2004-2005 годов со сменой руководства изменилась политика и художественное видение мира НДТ.

В театрах Казахстана есть сильные труппы с актерами большого опыта сценической ра­боты, хорошего уровня профессионализма. Адаптация к творческой работе в новых условиях для них проходила непросто. Позитивному разрешению этой проблемы, художественному обогащению сценического искусства способствует обмен опытом с представителями других театральных культур. Ежегодно в Казахстане проводятся практикумы с приглашением веду­щих зарубежных деятелей театра. За последние десять лет в Казахстане проводили мастер-классы, тренинги, «уоркшопы», семинары актеры, режиссеры, сценографы, театральные кри­тики и менеджеры из Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Италии, России.

Плодотворной практикой казахстанских театров оказалось сотрудничество с ведущими те­атральными режиссерами региона Центральной Азии: К.Аширом (Туркмения), В.Умаровым, О.Салимовым (Узбекистан), Б.Абдраззаковым, С.Усмоновым (Таджикистан), Н.Асанбековым (Кыргызстан), свободным туркменским художником — режиссером О.Ходжакули. Активно со­трудничают русские театры с российскими режиссерами. Такая совместная работа придает импульсы развития поискам новой художественной образности, пластической выразитель­ности, иной театральной лексики.

В начале 2000-х годов швейцарский актер и режиссер Маркус Цонер провел в Алматы мастер-классы по импровизации для развития творческого потенциала актера. После этого он организовал целую серию мастер-классов британских, немецких и французских театральных педагогов по актерскому мастерству, по сценическому движению, по развитию возможностей голоса, по сценографии, по технике создания пьесы, по театральному менеджменту. По сло­вам М.Цонера, предлагаемая им система упражнений направлена на воспитание мыслящего актера, на распределение энергии, на развитие драматической ситуации. Мастер-классы М.Цонера способствовали активизации развития театрального искусства Алматы. Свидетельством тому является деятельность театра «ARThIIIOK», первые годы ко­торого прошли при тесном сотрудничестве с М.Цонером.

Центр оживления театрального процесса перемещается в театр «АРЛиШОК». Созданная в 2001 году, эта первая независимая труппа Казахстана идет по пути, проложенному НДТ. В их арсенале разнообразные формы театральных представлений: импровизация, физический театр, пантомима, уличные спектакли — новые интерактивные способы взаимодействия со зрителем. Насыщенная фестивальная жизнь не мешает созданию важных театральных про­ектов: фестиваль современной казахстанской драматургии «Театр в поисках автора» (2005 год); собственные театральные фестивали, театральный клуб «АРЛиШОК-сейшн», в котором происходит знакомство зрителей с независимыми театральными, музыкальными и художес­твенными проектами. Сам театр определяет направление своей деятельности как «театрали­зация театрального искусства» и «театрализация жизни». Лучший спектакль «АРЛиШОКа» — «Back in USSR» являет собой монтаж ярких сценических зарисовок, в основе которых ле­жит импровизация.

Ведущие режиссеры Казахстана — это немногочисленная когорта профессионалов, которым свыше шестидесяти лет. Это Ж.Хаджиев, Е.Обаев, Р.С.Андриасян, Е.Тапенов, Н.Жакипбай, А.Рахимов, Б.Атабаев. Свои «театральные университеты» они прошли в Москве и Ленингра­де на спектаклях лучших режиссеров ближнего и дальнего зарубежья.

У них есть собственное режиссерское видение, часто не бесспорное, свой театральный стиль, понимание художественных задач и умение их воплощать. Ж.Хаджиев тяготеет к актуальному прочтению национальной классики, Е.Тапенов — к психологическому театру, Н.Жакипбай — к театру пластической выразительности, А.Рахимов — к условному театру символической образности, к метафоризации сценического решения. Надежды казахского театра сегодня связаны с молодыми театральными труппами, об­разованными на основе выпускных курсов Казахской национальной академии искусств им.Т. Жургенова: Казахский государственный музыкально-драматический театр им. С.Муканова (Петропавловск), Мангистауский областной музыкально-драматический театр им.Н.Жантурина (Актау), Молодежный театр (Астана). Молодость, художественная энергия пластичность, музыкальность, творческий азарт демонстрируют большой потенциал этих театров.

Самой яркой постановкой этого поколения является спектакль главного режиссера Мангистауского областного музыкально-драматического театра им. Н.Жантурина Г.Мергалиевой «38, или Черная вдова». Это современное вольное сценическое переложение 38-го назидания Абая, которое вмещается в 38 минут сценического времени.

Острое режиссерское решение, утрированно резкий актерский рисунок, экспрессивное исполнение, неожиданное современное прочтение классического текста делают спектакль актуальным. Спектакль отражает неординарное отношение режиссера к художественным традициям, трансформируя их в непредвиденную и стилистически неоднородную сценическую лексику, в новые формы пластического выражения, выявляя постмодернистские тенденции. «38, или Черная вдова» — это современная сценическая интерпретация художественного наследия как театральное высказывание поколения тридцатилетних.

В современном казахском театре развивается потенциал национального сценического искусства путем поиска в игровой обрядовой природе фольклора новых сценических форм; развития метафоры как базы режиссерского решения, полифункциональной образной системы, многоуровневого изобразительного ряда. Театральный процесс современного Казахстана неоднозначен. В стране свыше пятидесяти театров, одиннадцать из них находятся в Алматы. В их числе национальные театры: казахские, русские, уйгурский, немецкий, корейский. Все они со своей историей, с основополагающими традициями национальной исполнительской школы. Большинство остальных составляют областные театры как.важные культурные центры. В условиях независимости Казахстана перед всеми театрами страны стоит задача художественного осмысления современности, раскрытия картины мира через жизнь нового героя в сопоставлении с новой исторической эпохой, включения судьбы персонажа в общечеловеческий контекст, поскольку театр является составной частью национальной культуры, а назначение театра — быть созвучным времени.

КАЗАХСКИЙ ТЕАТР. Зачатки театр. иск-ва содержались в казах. быту, в обрядах, играх, в нар. творчестве: напр., в свадебных обрядах, девичьих играх ("кыз-ойнак"), выступлениях нар. комиков, острословов и рассказчиков, песенных состязаниях ("айтысы") певцов-импровизаторов ("акынов"). Но политич. и культурная отсталость страны в условиях феодального строя и колонизаторской политики царского правительства задерживала развитие театр. иск-ва. Оживление культурной жизни у мн. народов царской России после революции 1905 - 07, в т. ч. в Казахстане, привело к зарождению в 1911 - 12 казах. нац. драматургии, к появлению любительских спектаклей на казах. яз. в городах, где казах. население имело возможность познакомиться со спектаклями рус. и татарских трупп (Оренбург, Троицк, Омск, Петропавловск, Семипалатинск). Однако зачатки театр. любительства в те годы не привели к формированию постоянных театр. трупп.

Сцены из спектаклей Казахского академич. т-ра драмы:

1. "Енлик и Кебек" Ауэзова. 1933


2. "Человек с ружьём" Погодина. 1940


3. "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова. 1940


4. "Абай" Ауэзова. 1949


5. "Укрощение строптивой" Шекспира. 1943


6. "Амангельды" Мусрепова. 1952


7. "Трагедия поэта" Мусрепова. 1957

8 - 10. "Одно дерево - не лес" Тажибаева. 1957.


11. "Чокан Валиханов" Муканова. 1956


12. "Енлик и Кебек" Ауэзова. 1957

После Октябрьской революции началось интенсивное развитие казах. нац. культуры, в т. ч. театр. иск-ва. В годы гражданской войны появились казах. театр. любительские кружки в школах, клубах, частях Красной Армии. В 1925 в столице республики Кзыл-Орде создан первый казах. проф. театр (с 1928 в Алма-Ате), куда вошли участники художеств. самодеятельности. Т-р ставил пьесы нац. драматургов, особенно - М. Ауэзова ("Енлик и Кебек", "Жёны- соперницы"), С. Сейфуллина ("Красные соколы"), Б. Майлина, Ж. Шанина. На первом этапе драматич. т-ру было поручено и развитие муз. иск-ва; наряду со спектаклями он давал концерты, вечера нар. творчества и т. п. Т-р был прочно связан с жизнью казах. народа. В актёре ценились знание быта, умение воспроизвести на сцене подмеченный в народе характер. Сильное влияние на т-р имело нар. творчество, особенно старинные поэмы, придававшие исполнению романтич. приподнятость. Однако отрыв от сов. театр. культуры задерживал рост казах. т-ра. Общий рост экономики и культуры Казахстана в нач. 30-х гг. вызвал (начиная с 1933) мощный подъём нац. театр. иск-ва на основе освоения культуры и опыта всего сов. и, в первую очередь, рус. т-ра. В республиканский т-р драмы были привлечены проф. режиссёры, поднявшие художеств. уровень спектаклей. В репертуаре появились пьесы сов. драматургии и мировой классики ("Любовь Яровая", 1937, "Ревизор", 1936, "Отелло", 1939). Театр стал центром художеств. жизни республики, способствовал росту драматургии, развитию местных т-ров.

1 - 2. Сцены из спектаклей Русского т-ра драмы Казахской ССР:


1. "Наследники" Анова. 1958


2. "Платонов" Чехова. 1958

3 - 8. Сцены из опер (8 - 6) и балетов (7 - 8) Т-ра оперы и балета им. Абая:


3. "Биржан и Сара" Тулебаева


4. "Дударай" Брусиловского


5. "Абай" Жубанова и Хамиди


6. "Семья Тараса" Кабалевского


7. "Камбар и Назым" Великанова


8. "Дорогой дружбы" Тлендеева, Степанова, Манаева

В 1933 в Алма-Ате создан казах. муз. т-р, ставивший вначале муз. драмы. "Айман и Шолпан" Ауэзова (1933), "Кыз-Жибек" Мусрепова (1934) и "Жалбыр" Джандарбекова (1936) (муз. Е. Брусиловского) были показаны на декаде казах. иск-ва (1936) в Москве. В 1936 т-р реорганизован в т-р оперы и балета с двумя труппами - казахской и русской - и перешёл на оперный репертуар. Первая казах. опера - "Ер-Таргын" Брусиловского поставлена в 1937. В 1934 в Алма-Ате вместо сезонных трупп создан постоянный рус. т-р. Тогда же началось развитие сети областных т-ров, возникавших на основе художеств. самодеятельности, но позднее (с 1937) пополненных актёрами-профессионалами. В 1940 в республике было 7 казах. областных и 14 районных (колхозно-совхозных) т-ров. Кадры для т-ров Казахстана готовили: Алма-атинское театр. уч-ще, ГИТИС, Алма-атинская и Моск. консерватории, Ленинградский техникум сценич. иск-в, Ленингр. хореографич. уч-ще и др.

В годы войны казах. т-ры создали спектакли о борьбе народа: в драм. т-ре - "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева, в опере - "Гвардия, вперёд!", либр. Муканова, муз. Брусиловского и др. Развитию театр. иск-ва в республике способствовала деятельность т-ров, эвакуированных из Москвы, с Украины и др. В Алма-Ате создан т-р для детей и юношества (рус. труппа в 1945, казах. - в 1948).

Однако влияние культа личности замедляло творч. развитие нац. т-ра, порождало нац. ограниченность, бесконфликтность, идейную бедность спектаклей. В конце 40-х гг. т-ры сняли с репертуара спектакли, рисовавшие прошлую жизнь казах. народа ("Кыз-Жибек", "Енлик и Кебек" и др.). Только после разоблачения культа личности были восстановлены прежние и появились новые историч. и фольклорные спектакли: драмы "Чокан Валиханов" Муканова, "Майра" Тажибаева, опера "Назугум" уйгурского композитора Кужамьярова.

Спектакли "Одно дерево - не лес" Тажибаева, "Волчонок под шапкой" Мухамеджанова, "Сауле" Ахтанова - в драм. т-ре; опера "Золотые горы" Кужамьярова и Тлендеева, балет "Дорогой дружбы" Тлендеева, Степанова, Манаева, определили новый этап развития нац. т-ра.

Казах. т-р многогранно отобразил жизнь своего народа в прошлом и настоящем. На сцене т-ров были созданы красочные образы героев старинного эпоса (Кыз-Жибек, Козы-Корпеш, Ер-Таргын), нар. сказаний (Енлики Кебек), деятелей казах. культуры (Чокан Валиханов, Абай, Ахан-сере), героев гражд. войны (Амангельды), показаны наши современники, ярко обрисованы черты их характеров.

В 1962 в Казах. ССР существовали: в Алма-Ате - Казах. Академич. т-р драмы им. М. Ауэзова, Казах. Академический т-р оперы и балета им. Абая, Алмаатинский рус. т-р, Театр для детей и юношества; на местах - областные казах. т-ры в Гурьеве, Джамбуле, Караганде, Кзыл-Орде, Чимкенте, объединённый рус.-казах. т-р в Семипалатинске, областные рус. - в Караганде, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде; корейский - в Кзыл-Орде; районный казах. - в Уиле Актюбинской области; уйгурский т-р.

Значит. вклад в развитие казах. театр. иск-ва внесли драматурги М. Ауэзов, Г. Мусрепов, С. Муканов, А. Тажибаев, А. Абишев; композиторы А. Жубанов, Е. Брусиловский, М. Тулебаев; нар. арт. СССР К. Байсеитова, Ш. Айманов, К. Куанышпаев, Р. Джаманова, Е. Серкебаев; нар. арт. Казах. ССР К. Бадыров, X. Букеева, Ш. Джандарбекова, К. Кармысов, Р. Койчубаева, С. Кожамкулов, С. Майканова, С. Тельгараев, М. Суртубаев, Е. Умурзаков - в драме, Р. и М. Абдуллины, К. Байсеитов, Ш. Бейсекова, К. Джандарбеков, Б. Досымжанов, М. Ержанов, Г. Курмангалиев, А. Умбетбаев - в опере, в областных т-рах - А. Абдуллина и Г. Хайруллина (Чимкент), С. Кыдралин и К. Сакиева (Семипалатинск).

Нац. т-р помог казах. народу внести свой вклад в общую сокровищницу сов. многонац. иск-ва и одновременно содействовал приобщению казах. народа к достижениям всей сов. и мировой культуры.

Лит.: Львов Н ., Казахский театр. Очерк истории, М., 1961; Канапин А. К. и Варшавский Л. И ., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958; Олидор О ., Путь к зрелости, "Театр", 1958, № 12; Сурков Е ., Народ смотрит в будущее, там же, 1959, № 3; Театры Казахстана. Фотоальбом, Алма-Ата, 1961.


Источники:

  1. Театральная энциклопедия. Том 2/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1963. - 1216 стб. с илл., 14 л. илл.

В этом году исполняется сто лет со дня рождения Аскара Токпанова — первого профессионального казахского театрального режиссера, основателя Жургеновки и школы театрального мастерства, человека, впервые поставившего на сцене спектакль «Абай». Давайте получше узнаем историю жизни этого великого человека.

Казахское театральное искусство зародилось в неспокойное время перемен и социальных потрясений. В 1925 году в столице Казахской АССР был организован первый Казахский академический театр драмы . У истоков казахского театра стояли такие видные деятели культуры, как драматург и режиссер Жумат Шанин , певец и актер Амре Кашаубаев , актер Калибек Куанышбаев , актеры театра и кино Елубай Умурзаков и Сералы Кожамкулов . Аскар Токпанов начал свою творческую деятельность позже, в середине 30-х, однако ему удалось вписать свое имя в эту блестящую плеяду. Мухтар Ауэзов однажды сказал: «Заслугу Аскара в становлении национального театра невозможно превзойти».

Аскар с молодых лет проявил дарование и тягу к прекрасному. Он родился в 1915 году в окрестностях Алматы, в ауле №2 Илийского района. Семья будущего режиссера была небогата, отец, Токпан Кунантаев, занимался скотоводством. В таких условиях мальчик вполне мог продолжить его дело и не получить высшего образования, однако судьбе было угодно другое. Родители Аскара умерли рано, и он воспитывался в семье своего дяди. В 1930 Токпанов как сирота был принят в школу-интернат. Он был старательным учеником, и вскоре педагоги увидели, что у юноши есть артистический талант.


Молодого Аскара заметил художественный руководитель Казахского театра Жумат Шанин. Он решил, что юноше надо дать шанс получить хорошее образование. Аскар поступил в педагогический институт имени Абая на факультет казахского языка и литературы. Токпанов и здесь проявил свои таланты. Шанин рассказал о молодом даровании Темирбеку Жургенову — министру просвещения Казахской ССР. Жургенов решил отправить Аскара учиться в Москву. Так Аскар поступил на факультет режиссуры Московского государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского .


Его преподавателем стал знаток театра, народный артист России и режиссер МХАТа профессор Василий Сахновский . Можно сказать, что Токпанов стал «внуком» Станиславского и Немировича-Данченко , ведь именно их учеником был Сахновский. Аскар старательно впитывал лучшие наработки русской школы актерского мастерства, чтобы затем применить их в отношении казахского театра. Несмотря на все трудности и преграды в обучении, в 1939 году Токпанов закончил институт на отлично, став, таким образом, первым профессиональным театральным режиссером, работавшим в Казахском театре.


Вернувшись на родину, молодой режиссер спешил воплотить свои знания на практике. С 1939 по 1944 год он работал заведующим кафедры Алма-Атинского театрального училища . Параллельно он стал режиссером-постановщиком Государственного академического театра имени Ауэзова и начал ставить спектакли известных казахских драматургов.


Первым серьезным вызовом для Токпанова стал спектакль «Абай» . Ауэзов в тот период времени искал талантливого режиссера, чтобы доверить ему свою трагедию. В процессе работы на спектаклем Аскар Токпанов и Мухтар Ауэзов тесно общались, много спорили, обсуждая постановку. Режиссер работал над «Абаем» очень тщательно в течение полутора лет. Он стремился передать всю философскую глубину произведения. На главную роль в постановке он утвердил Калибека Куанышпаева . Актеру удалось блестяще воплотить образ легендарного мудреца и поэта на сцене. Зрители встретили спектакль овациями, а в истории театра Токпанов и Куанышпаев навсегда остались первыми, кто показал зрителю настоящего Абая спустя много лет после его смерти.


Мухтару Ауэзову так понравился спектакль, что после того, как закрылся занавес он встал и произнес: «Я думал, что Токпанов плохой режиссер, и у него получится плохой спектакль. Теперь я понял, что Аскар просто великолепный постановщик. Абай обрел новую жизнь сегодня на сцене этого театра».


Аскару Токпанову довелось работать в «золотую эпоху» национального театрального искусства. Именно на эти годы пришелся период активного творчества таких писателей, как Ауэзов , Мусрепов , Мустафин , Майлин . Режиссер хорошо знал каждого из них. В своих постановках он стремился передать глубинную суть казахской классики, при этом сохраняя дух произведения. Среди его постановок такие успешные спектакли, как «Марабай» Ш. Хусаинова (1941), «В час испытаний» и «Енлик-Кебек» М. Ауэзова (1943), «Майдан» Б. Майлина, «Ыбырай Алтынсарин» М. Акынжанова (1951), «Миллионер» Г. Мустафина (1950), «Ақан сері - Ақтоты» Г. Мусрепова (1945).


В 1945-1946 годах Токпанов работал художественным руководителем Карагандинского областного театра . С 1951 по 1953 год он был главным режиссером Театра юного зрителя . Всего за все время работы Аскар Токпанов поставил около 70 спектаклей на сценах республиканских и областных театров.


Токпанов активно занимался переводом пьес из числа русской и зарубежной классики. Фактически его стараниями для казахского театра открылась мировая классика: пьесы «Иванов» и «Чайка» Чехова , «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского , «Нора» Ибсена , «Стряпуха» Сафронова . Аскар Токпанов и сам сочинял пьесы. Известны его произведения «Тазша бала» и «Тасыган Тогилер» .


В отдельных случаях Аскар Токпанов сам выходил на сцену в качестве актера. Известны его образы Ленина , Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина .


Несмотря на все заслуги Токпанова в постановке спектаклей, в истории казахстанского театра он больше запомнился, как основатель профессионального актерского и режиссерского образования. Режиссер долго добивался этого в культурных верхах, и в 1955 году по его инициативе был открыт театральный факультет в Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы . Токпанов стал преподавателем актерского мастерства, а в 1965-м получил звание доцента консерватории имени Курмангазы.


Для обучения на своем факультете Токпанов искал таланты по всей стране. Он обладал особым даром находить такие «самородки» в самых неожиданных местах.

Пред тем, как взять кого-то в ученики, он задавал различные вопросы, проверял вокальные данные и наличие актерского таланта.


Токпанов любил истинную игру без фальши. Говорил, что актер должен буквально проживать жизнь своего персонажа, научиться думать, как он.

Одним из самых известных учеников Аскара Токпанова является мэтр казахстанского кино Асанали Ашимов . Аксакал поделился с нами историей того, как, благодаря Токпанову, он стал актером:

— Я благодарен Токпанову. Именно он сделал меня тем, кем я являюсь сейчас. Я познакомился с ним в 1955 году. Тогда мой друг, позже получивший звание народного артиста Казахстана, Райымбек Сейтметов поступил на актерский факультет. Я же — сельский парень — работал в колхозе и приехал поступать в сельскохозяйственный институт. Ни о каком актерстве особо даже не думал. Друг пригласил к нам в гости Аскара Токпанова. Он сидел, пил шампанское, а я разливал его по фужерам. Потом Токпанов неожиданно спросил меня: «Куда собираешься поступать?» Я ответил. Он задумался на минуту, а потом говорит Райымбеку: «Приведи этого парня ко мне завтра. Помоги ему подготовиться. Думаю, в стране одним агрономом станет меньше».

За ночь мы подготовили монолог Олега Кошевого из «Молодой гвардии». Читал я плохо, так как в школе даже в самодеятельности не участвовал. Члены комиссии хмурили брови, но потом один из них — а именно Ахмет Жубанов — сказал, что парень, мол, молодой, и еще подучится. Во втором туре я также, видимо, выступил не блестяще. Однако Токпанову, вероятно, не хотелось отсылать меня обратно. Он пошел в ЦК и добился того, что, кроме 30 студентов, к курсу добавили 5 кандидатов. Сейчас я понимаю, что это был знак судьбы, ведь, будучи кандидатом, мне пришлось учить в два-три раза больше, чем другим, чтобы стать полноценным студентом, получить стипендию и место в общежитии. Позже меня исключили из университета, когда я начал сниматься в кино и прогулял 20 дней. Через год я вернулся туда снова. Таким образом, в общей сложности я отучился семь лет и закончил консерваторию со вторым выпуском актерского факультета.


Токпанов отличался своеобразными методами преподавания. Некоторые считали их излишне жесткими. Режиссер мог в пух и прах раскритиковать работу своего ученика, а потом, немного остыв, дать запал для новых свершений.

— Что уж тут скрывать: иногда он даже бил нас. Это тоже был метод воспитания, который хорошо дисциплинировал студентов. Все боялись, когда он приходил на спектакль, потому что знали, что оценив работу каждого, он скажет всю правду в лицо. Некоторые студенты злились на него за эту прямоту и жесткость.

На занятиях он часто уходил в долгие рассказы о своем знакомстве с известными деятелями искусств, вспоминал случаи из жизни. Некоторых это бесило, но в конечно итоге мы поняли, что каждая его история несет какой-то смысл. Он объяснял нам, что такое искусство, театральная жизнь, мастерство перевоплощения и погружения в образ. Токпанов любил истинную игру без фальши. Говорил, что актер должен буквально проживать жизнь своего персонажа, научиться думать, как он. Сейчас вы не найдете ученика, который бы вспоминал об Аскаре Токпанове плохо.

Мы часто встречались с ним уже после того, как я окончил институт. Однажды Токпанов даже отругал меня за то, что не взял его на небольшую роль поэта в фильме «Чокан Валиханов». Дело в том, что этот поэт был его предком. Иногда он критиковал мои роли, иногда хвалил. В конце концов он сказал мне что-то вроде крылатой фразы, которую написал Жуковский Пушкину: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Я никогда не забуду все, что сделал для меня и многих других этот замечательный человек.


Токпанов отличался жестким характером. Ученики боялись, но в то же время любили его. Он быстро дал нам понять, что к профессии нужно относиться серьезно, или вообще не заниматься ей.

Другой ученик Токпанова, народный артист РК, режиссер и бывший директор Казахского государственного академического театра драмы имени Ауэзова Есмухан Несипбаевич Обаев , также с теплотой вспоминает о Токпанове:

— Давно это случилось — лет сорок назад, дело было зимой. Я жил в селе Кегень в 250 километрах от Алматы. Заканчивал 10-й класс и стоял на перепутье в выборе профессии. Помню — как обычно, кормил скот, и вижу: по дороге два человека идут. Первого я сразу узнал, это был наш председатель сельсовета. Второй — очень колоритный мужчина с высокой папахой на голове и в чапане. Он подошел ко мне и спрашивает: «Хочешь быть артистом?» Я ответил: «Нет». Он мне: «Поёшь?» Я в ответ: «Да». Спрашивает меня: «Ты хулиган?» Я говорю, что хулиган. Затем он предложил мне в три часа пойти в Дом культуры, чтобы показать, что умею. Я сказал, что не могу, потому что нужно сено убирать. «Никуда не денется твое сено», — сказал он и удалился. В три я пришел в Дом культуры. Там читал Токпанову стихи и пел. У меня в те годы был талант — умение подражать голосам артистов. Послушав меня, режиссер предложил приехать в консерваторию на экзамены.

В сентябре я вместе с нашими сельскими ребятами поехал в город. Поступление в вузы в те годы было именно в это время. Пришел в консерваторию, а там говорят, что прием окончен. Поднялся к Токпанову на третий этаж. Он отчитал меня за опоздание. Тогда я сказал, что пойду поступать на агрофак. У самой двери Токпанов остановил меня и предложил стать вольнослушателем, учиться без стипендии, а если через полгода сдам экзамен — стать студентом режиссерского факультета. Я согласился, и после экзаменов действительно поступил в вуз. Аскар Токпанов преподавал у нас актерское мастерство. Токпанов отличался жестким характером. Ученики боялись, но в то же время любили его. Он быстро дал нам понять, что к профессии нужно относиться серьезно, или вообще не заниматься ей.


Среди учеников Токпанова 14 народных артистов СССР и Казахстана и около 30 заслуженных артистов Казахской ССР. Всего педагог выпустил более 250 режиссеров и актеров. Среди его учеников такие выдающиеся деятели театрального и киноискусства, как Шолпан Джандарбекова , Фарида Шарипова , Идрис Ногайбаев , Сабит Оразбаев , Мухтар Бахтыгереев , Тунгышбай Жаманкулов . Его ученики работают преподавателями, актерами и режиссерами во всех уголках страны.


Токпанов был очень неординарным человеком даже внешне. Он ходил с тростью, носил на голове феску или папаху. Именно яркий образ этого человека запомнили его современники. В то же время режиссер и педагог отличался высоким уровнем культуры, эрудицией и прекрасным знанием классического искусства.

— Помню, однажды у меня в квартире собрались московские киношники. Там были Михалков и Адабашьян . В два часа ночи раздался звонок в дверь. В комнату вошел Токпанов. Не знаю, от кого и как он узнал, какие у меня в доме гости. В итоге мы просидели до утра. Он читал стихи, рассказывал о знаменитых людях, с которыми общался. Именитые советские режиссеры и сценаристы остались под большим впечатлением от Аскара Токпанова. Потом, когда я приезжал в Москву, Михалков спрашивал у меня, где сейчас этот гений, — вспоминает Асанали Ашимов.


Знаменитый резкий характер Токпанова и его правдивость знали все. Многие не любили его за это. Однажды он пришел в Академию наук, где вспоминали покойного Сакена Сейфуллина . Режиссер подошел к некоторым из числа тех, кто писал доносы на литератора, и сказал: «Сами убили, теперь еще и празднуете». Независимо от регалий, званий и должностей, Токпанов всегда говорил встречным то, что о них думал и считал правдой.

— Он мог подойти к народному артисту, который, допустим, играет Ленина, и сказать: «Какой же ты Ленин? Ты хоть его сочинения читал? Чтобы Ленина играть, нужно таким же гением быть и знать его с ног до головы». Вот такие резкости мы от него иногда слышали. Мата в лексиконе Токпанова не было, но он и без этого мог крепко отчитать, — рассказывает Асанали Ашимов.


Токпанов многое сделал для развития Казахского театра в регионах страны.

В 1969-м он работал главным режиссером драмтеатра имени Абая в Жамбылской области. Помимо этого, он ставил спектакли в театрах Атырау, Семипалатинска и других городов Казахстана.


— Когда Токпанов начинал, в республике было всего 5-6 театров. Сейчас их около 57, и это во многом его заслуга. Если что-то нужно было для развития национального театра, то он был готов дойти до самого верха. Токпанов не любил чиновников, называл их «чинушами», но по долгу службы постоянно общался с этими людьми. Всегда говорил со всеми прямо и не стесняясь, даже с Кунаевым, рассказывая о проблемах театра, — вспоминает Есмухан Обаев.


Обобщив свои знания и теоретические статьи, он оставил много трудов по актерскому мастерству, преподаванию театрального дела и режиссуре. Токпанов перевел на казахский книги Станиславского. Сам он выпустил такие произведения, как «Жизнь на сцене» , «До сегодняшнего дня» , «Основа моей жизни» . Токпанов не любил награды и звания, однако в 1957-м он стал заслуженным деятелем искусства Казахской ССР, а в 1974-м — народным артистом Казахской ССР.


До конца своей жизни Токпанов продолжал преподавать. С 1978-го по 1987-й он был заведующим кафедрой актерского мастерства и режиссуры в театрально-художественной академии . В 1991-м стал профессором этого вуза.


— Мы приходили к Токпанову за несколько дней до его смерти. Он был болен, но сохранял трезвость ума. Даже в больнице он не расставался со своей прямолинейностью. Некоторым из нас он сказал, что ничего в актерской карьере у них не получится, другим — что у них еще есть шанс. Так мы и проводили легенду в последний путь, — вспоминает Ашимов.


— Я пришел к нему за день до смерти. Токпанов открыл глаза, схватил мою руку и больше ничего не сказал, — рассказывает Есмухан Обаев.

Аскар Токпанов умер в 1994 году. В память о Токпанове на доме, где он жил, была установлена гранитная табличка. Именем Токпанова названа пара небольших улочек в Алматы и Астане. При этом главная память о нем — это школы режиссерского и актерского искусства, а также сотни выпускников, продолжающих дело своего мудрого учителя.

Фотогалерея