История души человеческой в романе герой нашего. История души человеческой (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"). История взаимодействия друг с другом героев романа

Конспект урока литературы в 9-м классе "История души человеческой" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

М. Лермонтов.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи.

Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё?

- «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.

Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»)

Тема нашего урока: «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  1. Выдержал ли Печорин испытание опасностью?
  2. Способен ли герой на истинную любовь?
  3. Какова жизненная философия нашего героя?

На эти и другие вопросы мы сегодня на уроке попытаемся дать ответы.

Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет – не без горькой иронии – «героем нашего времени». Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)

Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».)

С чем связана смена рассказчиков?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя».)

2. Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча. Автор подвергает героя испытанию любовью.

Рассмотрим точку зрения первого рассказчика – Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя?

(«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…»)

Как вы объясните значение слова «странный»?

(Этим скупым определением «странен» в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики. В герое чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за свою любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты. Он слишком часто скучает. Когда Бэла умирает, Печорин вне себя, а похоронив её, неожиданно смеётся. А потом долго болеет.)

Читая исповедь Печорина в повести «Бэла», какие черты характера этого героя вы можете выделить?

(Решительность, глубокий ум, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость – отличительные черты Печорина.)

Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?

(«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив её в одной реплике: «Я отдам за неё (Бэлу) жизнь – только мне с нею скучно». Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик.

Белинский писал: «Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…».)

В чём он видит причину своей внутренней опустошённости?

(«…во мне душа испорчена светом…»)

Читатель завершает чтение первой главы и ничего определённого не может сказать о герое. Зато возникает множество вопросов.

3. Рассмотрение характера героя в повести «Княжна Мери».

Мы знаем, что испытания любовью на этом не заканчиваются. Давайте нарушим последовательность изложения, обратимся к повести «Княжна Мери». Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?

(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?

(«Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.)

Как вы думаете, способен ли Печорин любить?

(«Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…» «Сердце его сжалось…» Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. «Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразить моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Л. Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве.)

Как это его характеризует?

(Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».)

Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.

4. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.

Кто нам представляет Печорина в главе «Максим Максимыч»?

(Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина.)

Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?

(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.

«…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…»

«…он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера…»

«…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…»

«…его кожа имела какую-то женскую нежность…»

«…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…»

«…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

«… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…».)

Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе. Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя.

Какова роль портрета Печорина?

(Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина – ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с Максимом Максимычем.)

Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу?

(«…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Но может быть, он просто не хотел, чтобы кто-то вторгался в его внутренний мир? « А помните наше житьё-бытьё в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять…А Бэла?.. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…» Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невесёлых мыслей. Диалог показывает, что изменилось в герое после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут.)

Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

5. Характер Печорина в оценке самого героя. Испытание героя опасностью.

Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?

(Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина.

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.)

Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?

(Три главы романа – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» - части «Дневника Печорина».)

Кто нам представляет героя?

(Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»?

(Интерес к новому кругу людей, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)

Почему его постигает горечь разочарования?

(«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..»)

В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?

(Повести « Княжна Мери».)

Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?

(Среда, окружающая героя, – это люди, равные ему по социальному происхождению.)

Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?

(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально.)

Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?

(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы… производить эффект…». «Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».)

Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?

(Умение понять внутреннюю суть человека.)

Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно?

(Грушницкий своего рода « двойник» Печорина. Надев на себя маску разочарованности, тоски, он играет роль необычного человека.

«Он говорит скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

«Производить эффект - их наслаждение».

«…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает».

«Его цель – сделаться героем романа».

Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством.)

Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?

(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: «…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи».)

Испытывает ли герой торжество победителя?

(Печорину тяжело: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…»)

(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя.)

6. Жизненная философия героя.

Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия.

Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни?

(«…первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти…»)

Какую оценку он даёт себе в дневнике?

(Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)

Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?

(« А что такое счастье? Насыщенная гордость?»)

К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке?

(Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей.)

Что же такое дружба в понимании Печорина?

(«… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный…» Настоящих друзей у Печорина нет.)

К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».)

За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

(«… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни». Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.)

Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

(«Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою», - отмечает В. Г. Белинский. Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

Как таких людей называют в литературе?

(Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин – герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, «кипели в действии пустом».)

Это герой того времени, что бы мы взяли в наше время? Какие черты характера необходимы герою нашего времени?

7. Итог урока.

Смогли ли мы рассмотреть историю души Печорина?

Безусловно, мы коснулись только некоторых особенностей души героя. Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остаётся «тайной за семью печатями».


Как и в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова ставится приблизительно та же задача - нарисовать портрет человека новой эпохи, героя нового времени.

Роман Лермонтова скомпонован очень интересно, он состоит из пяти отдельных повестей с самостоятельными сюжетами, каждая из которых постепенно, шаг за шагом, раскрывает перед нами образ главного героя, объединяющего все пять повестей.

Впервые имя Печорина упоминается в первой повести « Бэла ». О Печорине рассказывает своему собеседнику, «странствующему офицеру», штабс-капитан Максим Максимыч. Бесхитростный и простоватый старик изо всех сил старается быть объективным и точным, однако в его рассказе остается много непонятного. Он искренне пытается и не может понять характер и внутренние переживания Печорина, а потому ему непонятны и мотивы печоринских поступков, совершаемых под воздействием мучительной рефлексии и душевных противоречей, которым подвержен главный герой романа. «Странный человек» -только это и может сказать штабс-капитан, определяя характер своего бывшего сослуживца.

Вторая повесть слегка приподнимает вуаль таинственности над Печориным, так как здесь он показан глазами автора, человека, по своему интеллектуальному уровню стоящего ближе к Печорину, нежели Максим Максимыч. «Странствующий офицер» весьма наблюдателен, он тонкий психолог, и поэтому даже его мимолетная встреча с главным героем дает читателю возможность лучше рассмотреть этого «странного человека».

В следующих главах, представляющих собой «Журнал Печорина», его дневник, уже сам герой рассказывает о себе, анализируя свои поступки и давая им оценку. С первых же страниц этих глав становится ясно, что перед нами личность"незаурядная, мятующаяся, Находящаяся в постоянном поиске смысла жизни.

Отчего-то складывается так, что Печорин постоянно приносит несчастье другим и причиняет боль тем любям, с которыми сводит его судьба. Погибает Бэла, равнодушием Печорина обижен в самых лучших своих чувствах добрейший и простоватый Максим Максимыч, нарушена романтическая идиллия «честных контрабандистов», обманута в своей любви княжна Мери. Так кто же перед нами? Злодей, достойный одного лишь осуждения? Но злодеи вряд ли мучаются, причиняя несчастья другим, так, как мучается Печорин. Эгоист? Да, конечно, но эгоист «страдающий», достойный не только осуждения, но и сочувствия. Недаром писал Белинский, что «душа Печорина каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит и» себя пышные, роскошные цветы».

Постепенно раскрывая противоречил характера Печорина, его сложную внутреннюю жизнь, полную метаний и поиска, Лермонтов стремиться показать «историю души человеческой » . Его «Герой нашего времени» - роман глубоко психологический, как сквозь призму рассматривающий со всех сторон фигуру неординарную, мятежника, неустанно ищущего свое место в жизни.

Внутренние метания героя находятся в полной гармонии с метаниями внешними. Не случайно Печорин все время находится в пути. Автор бросает его то в горный аул, то в кавказскую крепость, то в лачугу контрабандистов, то в живописную среду «водяного общества». Символично, что и смерть застигает его в пути.

Лермонтов не объясняет, как и почему его герой оказался на Кавказе. Был ли он отправлен в ссылку? Возможно, но более вероятным представляется другое объяснение. Давайте перечитаем то, что Печорин сам вспоминает о своем прошлом: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца... Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни... В груди моей родилось отчаяние... Я сделался нравственным калекой...»

В свете этих слов, скорее можно предположить, что Печорин сам бежал на Кавказ, где в те времена постоянно велись военные действия, надеясь в многочисленных опасностях и риске найти тот смысл жизни, который он тщетно искал в нравственно искалечившем его свете.

Вероятно, Печорина можно назвать героем своего времени именно из-за его неуспокоенности, состояния постоянного поиска, незаурядности, которая особенно заметна на фоне других персонажей романа. Взять, к примеру, Максима Максимыча. Он глубоко порядочен и добр, но весьма ограничен; многолетняя добросовестная служба приучила его не обременять себя ненужными размышлениями о смысле жизни. Грушницкий, тот просто позер без малейших признаков искреннего, настоящего; в нем все - игра и фальшь. Доктор Вагнер принадлежит к совсем иному типу людей, он умен и хорошо разбирается в жизни, он проницателен и знает цену окружающим его людям. Но при этом Вагнер - пассивный наблюдатель, созерцающий все со стороны и анализирующий происходящие события с безопасного расстояния. Главная же черта в натуре Печорина - его неуемная активность, постоянное желание что-то делать, в чем-то участвовать.

Такой человек не покорится слепому року, не станет плыть по течению.

Кажется вполне закономерным, что Лермонтов заканчивает свой роман повестью «Фаталист», ставя в ней важную философскую проблему. Если судьба человека предопределена, то теряют всякий смысл все его поступки, все нравственные поиски, попытки что-либо в этой жизни изменить

Так считают фаталисты. По Печорин, напротив, все время спорит с судьбой, все иремн бросает ей вызов. В лице Печорина Лермонтов утверждает идеал активного, деятельного чг ловека, не желающего мириться с обстоя тельствами.

Литературные критики, начиная с Белинского, неоднократно отмечали сходство Печорина с Онегиным. И действительно, их роднит очень многое. Они оба - лишние люди в том обществе, в котором жили, они оба не нашли применения задаткам своей неординарной натуры, оба переживают разочарование в однообразных, строго регламентированных светских утехах, оба пытаются найти свое место и свое предназначение в жизни. Онегину в какой-то степени это удается, он предстает в конце романа человеком обновленным, способным на горячую любовь; с Печориным Лермонтов поступает иначе. Он словно бы изначально лишает Печорина будущего, даже о смерти его мы узнаем не в конце, а в середине романа. Быть может, объяснение этому заключается в том, что Онегин - представитель поколения декабристов, чья судьба еще не решена на тот момент, а Печорин принадлежит уже к другому поколению, уже было поражение восстания на Сенатской площади, а новой перспективы еще пока не видно.

Но тем не менее после прочтения романа не остается ощущения безысходности. Так и стоит перед глазами «герой своего времени» - бунтарь и мятежник, стремяшийся во что бы то ни стало изменить свою судьбу. Таким изобразил Лермонтов Печорина, таким был он сам, погибший на дуэли на двадцать седьмом году жизни и успевший оставить глубочайший след не только в истории русской литературы, но и в памяти знавших его людей.

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» рассматривается Лермонтовым с величайшей подробностью. Сам писатель, предлагая читателям свое произведение, указывал, что хочет показать им современного им человека таким, какой он есть.

История души Печорина как нравственная исповедь героя

Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека. И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.

Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам. Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства. Сам герой именует себя «топором в руках судьбы», оправдывая свое поведение.

Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить. Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).

В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь «пустую и никчемную», но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски.
С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере. Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга. Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы. Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

История взаимодействия друг с другом героев романа

В романе «Герой нашего времени» история души человеческой показана со всех сторон. В первую очередь автор рассказывает нам о внутренних переживаниях своего главного героя, однако мы видим точные психологические портреты и других действующих лиц романа. Как гениальный художник, Лермонтов рисует перед нами портреты своих героев. Здесь и тонкая чувствительная душа гордой Белы, и добрая душа бывалого офицера Максима Максимовича, полюбившего Печорина как родного сына, и страстная сильная натура княжны Меры и въедливая и разочаровавшаяся в жизни душа доктора Вернера.

Следует заметить, что все персонажи романа находятся по отношению друг к другу в разных позициях, позволяющих более подробно увидеть особенности их внутреннего мира, их характеров.

Пара «Печорин и погибший от его пули Грушницкий» помогает читателям увидеть себялюбие и гордость первого и несдержанность и страстность второго. Грушницкий вообще являет собой пародию на Печорина. Он обладает амбициями главного героя романа, однако лишен его ума, воли и душевной глубины.

Пара «Печорин – доктор Вернер» подчеркивает как прозорливость и ум одного и другого, так и разочарование в жизни. Причем более уставшим от людей и их общества является доктор Вернер, чье призвание – помогать людям преодолевать свои болезни, однако он представляет собой образец уставшего циника и себялюбца.

Пара «Печорин – Максим Максимович» помогает увидеть те качества, которых Печорину не хватает, чтобы обрести душевное равновесие. Максим Максимович – человек простой и добрый, он верный служака, отдавший Отечеству всю свою жизнь. Он скромен и способен проявлять искреннюю симпатию к людям. В нем отсутствует чрезмерная гордость и эгоизм. Недаром именно этот герой рассматривается многими литературоведами как едва ли не единственный положительный персонаж романа. Известно, что образ Максима Максимовича очень понравился императору Николаю Павловичу, который, по воспоминаниям современников, искреннее удивлялся тому, почему господин Лермонтов изобразил в качестве главного героя своего романа «неврастеника Печорина», а не такого хорошего офицера, как Максим Максимович. Однако Максим Максимович не обладает такими способностями, такой широтой восприятия окружающего мира, как Печорин, поэтому герой довольствуется своей скромной ролью в мире людей.

Пара «Печорин – Вулич» показывает то, насколько каждый из героев является фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. По сравнению с Печориным Вулич являет собой тот тип фаталиста, который готов победить злой рок, преследующий его, даже ценой своей жизни. Печорин же представляет собой более страшный и изысканный тип фаталистически настроенного человека: он стремится играть с судьбой, чтобы победить или погибнуть. Как известно из сюжета романа перехитрить судьбу Печорину все-таки не удается.

Пара «Печорин – Бела» позволяет увидеть те различия, которые существуют между «искусственным человеком» – Печориным и дикой красавицей черкешенкой Белой – «естественным человеком». Несмотря на отсутствие образования и знаний жизни света, Бела честнее и нравственнее Печорина. Знакомство же с этим героем приводит молодую девушку к смерти, потому что Бела не может погрузиться до конца в ту среду, в которой живет ее возлюбленный.

Пара «Печорин – Мери» позволяет разглядеть душевные пороки героев: что касается Печорина, то здесь речь идет о самолюбии и желании обладать душою объекта своего внимания (недаром литературоведы сравнивают Печорина в этой любовной истории с героем стихотворения Лермонтова «Демон»); в Мери же подчеркивается ее чувство превосходства над окружающими, которое получает жестокий удар из-за того, что Печорин после признания Мери ему в любви отвергает чувство смелой девушки.

Таким образом, тема души в «Герое нашего времени» занимает ключевое положение. Глубокое внимание автора к этой теме позволяет раскрыть душевные переживания героев, что способствует созданию нового психолого-ориентированного жанра русского классического романа.

Аргументы, представленные в этой статье, будут актуальны особенно для 9 классов при подготовке сочинения на тему «История души человеческой в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу - нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.

Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”.

Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”. Он цинично рассуждает о дружбе (“Из двух друзей всегда один раб другого”), о любви (“Женщины любят только тех, кого не знают”), о счастье (“А что такое счастье? Насыщенная гордость”), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.

Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом” (“я разыгрываю жалкую роль палача”, “я играл роль топора в руках судьбы”). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не видит смысла и радости в жизни: “Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты”. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его “холодное, бессильное отчаяние”. Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).

Обаяние личности Печорина - в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.

При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь - “ровный путь без цели”. Это трагедия “героя своего времени”. На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.

Разочарование и скептицизм - тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.

Сочинение так же подойдет к теме «Черты романтизма и реализма в романе». В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Это очень умный, образованный, тонкий человек, не лишенный понятий о чести, достоинстве. Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя. Сначала Печорин дается глазами других людей. О нем рассказывает странствующему офицеру штабс-капитан Максим Максимыч. Так мы узнаем о Печорине, возмущаемся его отношением к молодой черкешенке Бэле, переживаем вместе с Максимом Максимычем ее трагическую гибель. Но штабс-капитан лишь схематично очерчивает образ Печорина, с его слов нельзя понять всей глубины, сложности и противоречивости этой натуры.

Затем сам странствующий офицер видит Печорина и передает читателям свои ощущения: угадывает скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность (морщины на благородном лбу, «обозначавшиеся гораздо явственнее в минуты гнева ли душевного беспокойства»), злой нрав или, вернее, «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, когда он смеялся»). Внешний портрет героя помогает глубже понять его характер. Затем на страницах романа появляется дневник самого Печорина. В нем герой очень точно, глубоко, правдиво описывает свои ощущения, переживания. Читатель погружается в сложный внутренний мир героя. «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» — это яркий психологический автопортрет Печорина.

Несмотря на то, что Лермонтов писал «историю души человеческой», ни в романе в целом, ни в «Журнале» нет истории души Печорина. Все, что указывало бы на обстоятельства, в которых сформировался и развивался его характер, опущено.

Но в повести «Княжна Мери» перед нами особенно детально предстает внутренний мир героя. Лермонтов использует все виды психологического самоанализа: герой рассказывает о событиях своей жизни в форме дневника-хроники.

В «Герое нашего времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном заключает в психологичности романа. Печорин — типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя. Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма. Например, в «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к «дикарке», выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. Но Лермонтов не идеализирует горцев, их нравы описаны достаточно реалистично. Романтичен сам образ Бэлы и ее трагическая гибель.

В «Тамани» романтичен образ «честных контрабандистов», особенно девушки Ундины.

Повесть «Фаталист» напоминает романтическую новеллу на философскую тему. В центре поступков и размышлений героев оказалось «предопределение», то есть судьба, рок.

Таким образом, в романе «Герой нашего времени» соединяются реалистические и романтические черты.

Именно М. Ю Лермонтов впервые в русской литературе поставил проблему потерянного поколения. Писатель выразил в своем романе «Герой нашего времени» глубокую двойственность человека, его силу и слабость. Пассивное неприятие общественных перемен порождало одиночество, страхи, сомнения, душевное ожесточение.

Главный герой романа Печорин явился выразителем пороков всего поколения. Критик В.Г. Белинский замечал, что в самих пороках Печорина кроется что-то великое. Герой не склоняет головы перед временем, не плывет по течению. В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин потерпел крах, но его раздумья — это наболевшие мысли лучших людей того времени.

Его глазами читатель видит «водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия, Грушницкого, доктора Вернера. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии. Поколение Лермонтова жило в страхе, покорности перед властью. Именно поэтому просматривается такая тесная связь идейного содержания всего романа и стихотворения «Печально я гляжу на наше поколенье».

Показывая важность среды и обстоятельств, Лермонтов в образе своего героя сосредотачивает внимание не на процессе его формирования, а на итоге его развития. О детстве и юности героя читатель узнает лишь по отрывкам из его дневника. Печорин формировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления человека. Это наложило отпечаток на его характере, искалечило героя морально: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собою и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли». Лермонтов изобразил не просто портрет героя эпохи, это «история души человеческой».

Лермонтов еще в предисловии говорит о типичности своего героя. Но автор надеется, что читатели найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека. Печорин открывается Максиму Максимычу, признается, что считает себя причиной несчастий других, ему надоели удовольствия высшего света.

Герой считает, что душа его испорчена светом. Он хорошо узнал пружины общества и «стал искусен в науке жизни». Герой замкнут в себе, страдает от одиночества. Печорин ждал от перевода на Кавказ многого, но скоро и опасность стала ему привычной. Не принесла душевного обновления любовь Бэлы. Но остаться одному Печорину не удается. Его постоянно влечет общение с людьми. Его привлекает опасность, всё, что волнует кровь.

Лермонтова выгодно отличается от других своих современников тем, что его тревожат вопросы осознания человеческого бытия, цели и смысла жизни. Он чувствует в себе силы необъятные, но не знает, как их применить

Окружающий Печорина мир построен на духовном рабстве — люди мучают друг друга, чтобы получить удовольствие от страданий другого. Обиженный в свою очередь мечтает лишь об одном — отомстить обидчику, унизить не только его, но и всё общество, весь мир.

Оставшись наедине с самим собой, Печорин беспощаден не только к своим оппонентам, но и к самому себе. Во всех неудачах он винит, прежде всего, себя. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность. Он постоянно говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла», «испарилась, умерла». Герой обвиняет мир, людей, время в своем духовном рабстве, разочаровывается во всем, что когда-то радовало его. Начиная со второй половины XIX века, за Печориным упрочилось определение «лишнего человека». Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие из которых оказались лишними людьми в своей стране. Рассуждая о том, есть ли предопределение в жизни, Печорин превращает свою жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими. По мысли Лермонтова, поколение, потерявшее веру в добро, справедливость, лишает себя уверенности в завтрашнем дне. Сам Печорин отмечает, что его поколение уже не способно на жертвы.

"Герой нашего времени" - очень захватывающее произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Этот роман содержит в себе много философских мыслей. Кроме того, в нём повествуется история души главного героя - Григория Александровича Печорина.

Важно отметить необычный композиционный строй романа. Главы в нём не расположены в правильном хронологическом порядке, поэтому изначально читателя может смутить поведение Печорина.

Самой по первой по хронологическому порядку должна быть глава "Тамань". Именно с этой части начинается дневник Печорина. Григорий оказался в этом городе по служебным делам, при этом город ему со всем не нравится:"Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить" Помимо всего этого, Печорину достаётся достаточно странное и подозрительное окружение.

В главе "Тамань" Лермонтов начал раскрывать характер Печорина. Он совершенно не думает о других людях, заботится только о своих интересах и потребностях. Печорин исковеркал судьбы других людей, о чём сам и рассуждает: "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!"

Далее следует самая объёмная часть романа - Княжна Мери. Её можно выделить как самостоятельную повесть. В этой главе раскрываются непростые взаимоотношения Печорина с обществом, его способность чувствовать, переменчивость его души. Читатель видит полное раскрытие сущности Печорина. Сложность и красота сюжета главы могут привлечь любого человека.

Глава "Бела" является очень значимой в этом романе. Легко заметить контраст между Печориным и самой Белой. Бела готова пожертвовать собой ради любви, а для Печорина дороже его самого нет ничего. Эта часть жизни очень поучительна для главного героя. Он осознал:"Любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни." Печорин надеялся найти счастье с Белой. Но, увы, Бела трагически погибает. После этого случая Печорин отчаялся в поисках любви всей своей жизни.

Глава "Фаталист" завершает роман, кроме того, она является последней и в самом дневнике Печорина. Основой этой главы является пари между поручиком Вуличем и Печориным. Тогда Вулич предложил Григорию проверить, может ли человек жить независимо от предсказаний своей судьбы, или всё предначертано свыше.

Григорий заключает пари и проигрывает его - пистолет дал осечку. Здесь Печорин проявил себя как циник:"Все разошлись, обвиняя меня в эгоизме, будто я держал пари с человеком, который хотел застрелиться, а без меня н как будто не мог найти удобного случая!"Печорин убеждает себя в существовании предначертанной судьбы. Ещё одним доказательством для этого стала смерть Вулича:"После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка..."
Глава "Максим Максимыч" по времени действия является самой последней. Она занимает своё заслуженное место в романе. В главе описывается последняя встреча Максима Максимыча с Печориным. Однако, Печорин был достаточно холоден к старику. Максим Максимыч сделал вывод:"А, право, жаль, что он дурно кончит...да и нельзя иначе!Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!" Его слова стали пророческими - Печорин погибает в Персии.
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, а особенно "Герой нашего времени", оказало большое вллияеие на русскую литературу. Его повествование развития человеческой души является достояним русской литературы XIX века.