Сочинение: окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов). Почему Печорин — странный человек? Какой странный человек этот печорин

Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Один из самых известных персонажей русской классики, чье имя стало нарицательным. В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Григорий Александрович Печорин.

Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый

Возраст

Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти

Отношение к другим персонажам

Печорин почти ко всем окружающим относился пренебрежительно. Исключение составляют только , которого Печорин считал равным себе, и женские персонажи, которые вызывали в нем какие-нибудь чувства.

Внешность Печорина

Молодой человек лет двадцати пяти. Яркая особенность — никогда не смеющиеся глаза.

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском. То был блеск стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Вообще он был очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.

Социальный статус

Офицер, сосланный на Кавказ за какую-то нехорошую историю, возможно дуэль.

Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер

Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности

Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру

я сказал ваше имя… Оно было ей известно. Кажется, ваша история там наделала много шума…

При этом обеспеченный аристократ из Петербурга.

крепкое сложение … не побежденное ни развратом столичной жизни

да притом у меня есть лакеи и деньги!

они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение

Я ей заметил, что, верно, она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете…

пустая дорожная коляска; ее легкий ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный отпечаток.

Дальнейшая судьба

Умер, возвращаясь из Персии.

Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер.

Личность Печорина

Сказать, что Печорин — необычный человек — это ничего не сказать. В нем переплетаются ум, знание людей, предельная честность к себе и неумение найти цель в жизни и низкая нравственность. Из-за этих качеств он постоянно попадает в трагичные ситуации. Его дневник поражает искренностью оценки своих поступков и желаний.

Печорин о себе

Сам отзывается о себе как о несчастном человеке, который не может уйти от скуки.

у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог».

О своем воспитании

Печорин винит своем поведении неправильное воспитание в детстве, непризнание его истинных добродетельных начал.

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

О страсти и удовольствии

Печорин часто философствует, в частности, о мотивах поступков, страстях и истинных ценностях.

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, – лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие.

О роковом предназначении

Печорин знает, что приносит людям несчастья. Даже считает себя палачом:

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние!

Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

О женщинах

Не обходит нелестной стороной Печорин и женщин, их логику и чувства. Становится ясно, что женщин с сильным характером он сторонится в угоду своим слабостям, ведь такие не способны простить ему равнодушие и душевную скупость, понять и полюбить его.

Как быть? у меня есть предчувствие… Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет….

Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу! Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предупреждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело!.. Правда, теперь вспомнил: один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами, — и то, может быть, если б я ее встретил пятью годами позже, мы расстались бы иначе…

О страхе жениться

При этом Печорин честно признается себе, что боится жениться. Даже находит причину этого — в детстве гадалка предсказала ему смерть от злой жены

Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune; но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она мне предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже.

О врагах

Врагов Печорин не боится и даже радуется, когда они есть.

Очень рад; я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, – вот что я называю жизнью.

о дружбе

По признанию самого Печорина, дружить он не может:

я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

О неполноценных людях

Плохо Печорин отзывается об инвалидах, видя в них неполноценность души.

Но что делать? я часто склонен к предубеждениям… Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.

О фатализме

Сложно точно сказать, верит ли Печорин в судьбу. Скорее всего не верит и даже спорил об этом с . Однако, в тот же вечер решил сам испытать судьбу и чуть не погиб. Печорин азартен и готов проститься с жизнью, он проверяет себя на прочность. Его решимость и непоколебимость даже перед лицом смертельной опасности поражают.

Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!

После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..

В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.

Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет

О смерти

Печорин не боится смерти. По словам героя, все возможное в этой жизни он уже видел и испытывал в мечтах и грезах, а теперь скитается бесцельно, потратив на фантазии самые лучшие качества своей души.

Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!..

И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

У Печорина страсть к быстрой езде

Несмотря на все внутренние противоречия и странности характера, Печорин способен по-настоящему наслаждаться природой и силой стихии, он, как и М.Ю. Лермонтов влюблен в горные пейзажи и ищет в них спасения от своего беспокойного ума

Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.

Итак, «Герой нашего времени» — психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени — оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения — раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой Печорин, и в чем его главная трагедия? Мы видим героя со стороны самых разных людей, и может таким образом составить его психологический портрет. В первых главах романа можно увидеть Григория Печорина глазами Максима Максимыча- отставного офицера, друга героя.

«Странный был человек» — говорит он. Но пожилой офицер живет в другом времени, в другом мире и не может дать полной и объективной характеристики. Но уже в начале романа со слов Максима Максимыча мы понимаем, что это особенный человек. Следующий этап раскрытия образа- описание Печорина странствующим офицером. Он ближе к нему и по возрасту, и по взглядам, и по кругу общения, следовательно, он может лучше может раскрыть его внутренний мир. И офицер замечает некоторые особенности внешности, которые напрямую связаны с характером. Большое внимание уделяется описанию походки, глаз, рук, фигуры. Но взгляд играет ключевую роль. «Его Глаза не смеялись, когда он смеялся- это признак либо злого нрава, либо всепоглощающей печали.» И именно здесь мы приближаемся к ответу на вопрос: в чем же трагедия героя? Наиболее полный ответ представлен в части романа, иллюстрирующем психологию светского общества- «Княжна Мери». Написан он в форме дневника. И именно поэтому можно говорить о настоящей искренности и неподдельности повествования, ведь в дневнике человек выражает чувства лишь для себя, а себе, как известно, врать бессмысленно. И здесь Печорин сам рассказывает читателю о своей трагедии. В тексте присутствует большое количество монологов, в которых сам герой анализирует свои поступки, философствует о своем предназначении и внутреннем мире. И главная проблема оказывается в том, что Печорин постоянно обращается внутрь себя, оценивает свой действия, слова, что способствует открытию самому себе собственных пороков и несовершенств. И Печорин говорит: «У меня врожденная страсть противоречить…» Он борется с окружающим миром. Может показаться, что это злой и безучастный человек, но это отнюдь не так. Его внутренний мир глубок и раним. Его мучает горечь непонимания обществом. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств…» Возможно, именно в этом главная трагедия. Он глубоко чувствовал добро и зло, мог любить, но окружающие его не поняли, и лучшие его качества были задушены. Все чувства были запрятаны в самых далеких уголках души. Он стал «нравственным калекой». И он сам пишет, что половина души его умерла, а вторая чуть жива. Но жива же! В Печорине еще живут истинные чувства. Но они задушены. Кроме того героя мучает скука и одиночество. Однако чувства пробиваются в этом человеке, когда он бежит за Верой, он падает и плачет- значит он еще действительно человек! Но страдание- невыносимое испытание для него. И можно заметить, что трагедия Печорина перекликается с трагедией пушкинского Онегина- Печорин не может найти себе признание в жизни, наука ему неинтересна, служба скучна… Таким образом, основных проблем несколько: непонимание общества, отсутствие самореализации. И общество не поняло Григория Печорина. Он думал, что предназначен для более высоких целей, но непонимание обернулось для него трагедией- разбило жизнь и разделило душу на две половины- темную и светлую.

Ответ оставил Гость

Печорин, как лишний человек

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.
В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека» , отвергнутого, духовно невостребованного обществом.
В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.
Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве» , а «славы он не желал» . Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.
Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.
На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли» , необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.
Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.
Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.
Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.
Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире» . Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.
У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.
Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.
Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа.

Кто же такой Печорин, и в чем его главная трагедия? Мы видим героя со стороны самых разных людей, и может таким образом составить его психологический портрет. В первых главах романа можно увидеть Григория Печорина глазами Максима Максимыча- отставного офицера, друга героя. «Странный был человек» - говорит он. Но пожилой офицер живет в другом времени, в другом мире и не может дать полной и объективной характеристики. Но уже в начале романа со слов Максима Максимыча мы понимаем, что это особенный человек. Следующий этап раскрытия образа- описание Печорина странствующим офицером. Он ближе к нему и по возрасту, и по взглядам, и по кругу общения, следовательно, он может лучше может раскрыть его внутренний мир.

И офицер замечает некоторые особенности внешности, которые напрямую связаны с характером. Большое внимание уделяется описанию походки, глаз, рук, фигуры. Но взгляд играет ключевую роль. «Его Глаза не смеялись, когда он смеялся- это признак либо злого нрава, либо всепоглощающей печали.» И именно здесь мы приближаемся к ответу на вопрос: в чем же трагедия героя? Наиболее полный ответ представлен в части романа, иллюстрирующем психологию светского общества- «Княжна Мери». Написан он в форме дневника. И именно поэтому можно говорить о настоящей искренности и неподдельности повествования, ведь в дневнике человек выражает чувства лишь для себя, а себе, как известно, врать бессмысленно. И здесь Печорин сам рассказывает читателю о своей трагедии. В тексте присутствует большое количество монологов, в которых сам герой анализирует свои поступки, философствует о своем предназначении и внутреннем мире. И главная проблема оказывается в том, что Печорин постоянно обращается внутрь себя, оценивает свой действия, слова, что способствует открытию самому себе собственных пороков и несовершенств. И Печорин говорит: «У меня врожденная страсть противоречить…» Он борется с окружающим миром. Может показаться, что это злой и безучастный человек, но это отнюдь не так. Его внутренний мир глубок и раним. Его мучает горечь непонимания обществом. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств…» Возможно, именно в этом главная трагедия. Он глубоко чувствовал добро и зло, мог любить, но окружающие его не поняли, и лучшие его качества были задушены. Все чувства были запрятаны в самых далеких уголках души. Он стал «нравственным калекой». И он сам пишет, что половина души его умерла, а вторая чуть жива. Но жива же! В Печорине еще живут истинные чувства. Но они задушены. Кроме того героя мучает скука и одиночество. Однако чувства пробиваются в этом человеке, когда он бежит за Верой, он падает и плачет- значит он еще действительно человек! Но страдание- невыносимое испытание для него. И можно заметить, что трагедия Печорина перекликается с трагедией пушкинского Онегина- Печорин не может найти себе признание в жизни, наука ему неинтересна, служба скучна…

Таким образом, основных проблем несколько: непонимание общества, отсутствие самореализации. И общество не поняло Григория Печорина. Он думал, что предназначен для более высоких целей, но непонимание обернулось для него трагедией- разбило жизнь и разделило душу на две половины- темную и светлую.

  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? - -
  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Уроки-размышления

Предлагаю три урока по образу Печорина, которые включают и характеристику других героев романа. Уроки построены в форме эвристической беседы, приглашающей учащихся к самостоятельной интерпретации образа главного героя, оценке его поступков и, что самое главное, к попытке найти объяснение и своим вопросам к жизни.

Такие задачи дают основание назвать эти уроки уроками-размышлениями.

Урок №1

Тема: «Странный человек» Печорин.

Цели: Раскрыть особенности характера Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч», развивать умения и навыки психологического анализа поступков героя, сопоставления его с другими персонажами, воспитывать интерес к работе с текстом романа-биографии.

Ход урока

Накануне дуэли Печорин запишет в своём дневнике примечательные фразы: «И, может быть, я завтра умру! И не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец! И то и другое будет ложно…»

Почему это так важно, чтобы нас понимали? Почему страшно уйти из жизни непонятым? Герой фильма «Доживём до понедельника», промучившись 2 урока над темой сочинения «Что такое счастье?», написал одну-единственную фразу: «Счастье – это когда тебя понимают…» Это была его формула счастья. Сколько людей подписалось бы под этой фразой!

Печорину нужна не любовь, не помощь, не сострадание, а понимание – до боли, до отчаяния. Если бы люди понимали сложные, неординарные, на первый взгляд, странные личности, не так рано ушли бы от нас Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин…

Каждый из вас не менее интересен и не менее странен, чем Печорин. Стоит вспомнить слова Чацкого: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож».

Попытаться понять Печорина – это и себя в чём-то понять. Каждый из нас – герой своего времени. А какой он, герой лермонтовской эпохи?

Запишем тему урока: «Странный человек» Печорин.

2. Беседа, работа с текстом.

      • Описать странности героя с точки зрения доброго, но обыкновенного офицера Максима Максимыча. Считаете ли вы это странностями?

        Чем объяснить такие перепады в привычках и настроениях героя?

        Любовь и быстрое охлаждение к Бэле. Был ли он искренен в первом и во втором случаях, или это умело разыгранный спектакль? Какой вывод можно сделать из этого происшествия, обернувшегося трагедией? (Это одна из попыток Печорина спастись от скуки, найти хоть какой-то смысл в жизни)

        Почему одни люди просто живут и всем довольны, а другие чего-то мучительно ищут, причём не денег, не славы, не чинов, а именно смысла? (Это думающие люди: сравните два пути человека в романе «Евгений Онегин»: «Блажен, кто смолоду был молод…» и «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана…»)

        Есть ли в первой главе для думающего человека какой-то выход из такого положения, когда он несчастен без видимой причины? (Да, приближение к природе, этот способ стать счастливее хоть ненадолго был приемлем и для Лермонтова)

Природа играет в романе важную роль: она и предвещает трагический конец в первой главе, и ведёт нас удивительными дорогами Кавказа (Даётся индивидуальное задание к следующим урокам: анализ картин природы в 1-2 главах, охарактеризовать художественные приёмы автора, найти метафоры, сравнения, эпитеты, в том числе цветовые)

3. Работа над портретной характеристикой героя.

Учащиеся выписывают противоречия в его облике:

Широкие плечи – маленькая аристократическая рука.

Белые волосы – чёрные усы и брови.

Детская улыбка – тяжёлый взгляд.

Моложавый вид, нежная кожа – морщины, пересекающие одна другую.

Учащиеся высказывают свои мнения по поводу следующей портретной зарисовки: «Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся – это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Какой Печорин – злой или грустный?

4. Обсуждение вопроса о взаимоотношениях Печорина с Максимом Максимычем.

Почему два офицера, довольно долго служивших вместе, так и не стали друзьями?

Почему добрый, милый Максим Максимыч оказывается забытым не только Печориным, но и Бэлой?

Вывод: Максим Максимыч слишком прост, не в силах понять глубину души, терзания человека незаурядного. Между ними – пропасть непонимания, «разные дороги».

Домой ученики получают задание прочитать главы «Тамань», «Княжна Мери» и продумать ответ на вопрос: «Любовь и дружба в жизни Печорина. Способен ли он на эти чувства?»

Урок №2.

Тема: Печорин и его окружение.

Цели: рассмотреть образ Печорина во взаимодействии с другими героями романа, раскрыть роль личного дневника в характеристике героя, развивать навыки психологического анализа взглядов и поступков литературного героя, дать характеристику обществу, окружающему Печорина, воспитывать интерес к психологическому анализу.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке мы убедились в том, что Печорин сложный человек, способный как на добрые порывы души, так и на жестокие поступки, приносящие горе окружающим. Но судить героя никто из тех, кто с ним рядом, не вправе, потому что он сам судит и казнит себя. Это проявится в дневнике Печорина – его трагической исповеди. Он предстаёт здесь хорошим психологом, который не щадит никого из героев за их слабости и пороки, как, впрочем, не пощадит и себя.

2. Беседа по главе «Тамань».

- «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?»

Действительно, зачем Печорин вмешался в их жизнь? И почему «честных контрабандистов»? (несочетаемое понятие)

3. Анализ текста главы «Мери» по теме урока: «Печорин и его окружение».

Что представляло собой «водяное общество»? Дать ему характеристику.

Печорин и Вернер

Были ли они друзьями?

- «Вернер – человек замечательный по многим причинам». По каким именно?

Почему Вернер с Печориным так холодно попрощались?

Вывод. Признавая Вернера равным себе по уму, Печорин сам признаётся в своей неспособности к дружбе. Видимо, это оттого, что дружба предполагает самоотдачу, даже жертвенность, а Печорин «болен» эгоцентризмом.

Печорин и Грушницкий

Причина их взаимной неприязни носит нравственно-психологическую основу или интимно-любовную? В чём она проявляется?

Вывод. Грушницкий во многом проигрывает перед Печориным; он глуп, но претендует на остроумие, стремится блистать в обществе. Выглядит это смешно. А у Печорина всё получается легко, без особого желания и напряжения.

Грушницкий играет комедию, изображая разочарованного страдальца, но выглядит шутом, а у Печорина страдания и разочарование подлинные.

Таким образом, Грушницкий оскорбил в Печорине человека мыслящего, обречённого на раздвоенную жизнь.

Грушницкий способен на подлость, если задето его самолюбие. Когда это проявляется?

А есть ли у Грушницкого совесть?

(Да, один раз она заговорила во время дуэли)

Какие противоречия Печорина раскрывает дуэль?

А) Отказывает себе в возможности жить чувствами: «Я давно живу не сердцем, а головой», - и в то же время не спит в ночь перед дуэлью, и во время дуэли доктор обнаружит у него «лихорадочный пульс».

Б) Не дорожит жизнью: «Может быть, я хочу быть убит…», но в то же время судорожно цепляется за жизнь: читает ночью роман Вальтера Скотта, беспокоится о своём высоком предназначении.

В) Предпринимает попытки образумить Грушницкого и примириться с ним, но, в конце концов, убивает его, приводя в ужас и недоумение своим поступком Вернера.

Печорин и его приятели

Чем привлекает Печорин к себе офицеров на водах? (остроумием и щедростью)

Сколько лошадей у Печорина? (4: одна для себя, три – для приятелей)

Почему же он всегда ездит на прогулки один?

Почему приятели Печорина так легко заняли сторону Грушницкого во время конфликта? Как бы вы ответили на вопрос самого Печорина: «За что они все меня ненавидят?»

Вывод. Был умнее их, искал высокую цель в жизни, презирал чины и богатство, а, значит, был среди них «белой вороной». Печорин неизменно вызывал безотчётное раздражение окружающих, которые готовы были придраться даже к его «всегда чистым перчаткам», а на самом деле, по словам Белинского, «они не могут простить ему его превосходства над ними».

Печорин и женщины

Какие качества Печорина проявились особенно ярко в его взаимоотношениях с женщинами? (Хороший психолог. Образован. Остроумен. Его дневник пестрит именами философов, писателей, исторических деятелей).

Как смог Печорин вызвать к себе любовь Мери, которая вначале была увлечена Грушницким? (Сыграл на чувствах: досада→ненависть→интерес→сострадание→желание вознаградить за прежнюю холодность. Для этого со своей стороны проявил: наглость→безразличие→загадочность→остроту ума→жалобы на непонимание)

Практическое упражнение на возможность посостязаться с Печориным в остроумии:

«Я сказал ей одну из тех фраз, которые у всякого должны быть заготовлены на подобный случай».

«Я дал ей почувствовать очень запутанной фразой, что она мне давно нравится».

Этих фраз в тексте нет. Придумайте их за Печорина. Вы сразу почувствовали, что это не так просто. Попробуйте сделать это дома , запишите свои варианты фраз к следующему уроку.

Любит ли Печорин Мери? Зачем он устраивает интригу? (От скуки. А скука – от пустоты души. Душа пуста, когда она не наполнена чувствами. Скука стала для Печорина синонимом несчастья).

Печорин говорит, что чувствует в душе своей силы необъятные. На что именно он тратит свои силы? (На интриги, авантюры)

Вывод. Трагедия Печорина в том, что у него отсутствует дело – главное дело всей жизни. Эпоха безвременья обернулась настоящей трагедией для умных, незаурядных натур.

Почему Печорин так дорожит отношениями с Верой, но при этом он ничего не хочет менять в своей жизни? (Во-первых, она одна из немногих, кто понимает его, во-вторых, она – память о тех временах, когда он был ещё способен любить).

- «Разве я похож на убийцу?» - спросит Печорин у Мери. «Вы хуже», - отвечает она. Как это понять?

Вывод. Печорин морально убивал людей своими поступками, но при этом жестоко страдал и сам: после смерти Бэлы «был нездоров, исхудал…», во время тяжёлого объяснения с Мери испытывает потрясение: «Это становилось невыносимо: ещё минута, и я бы упал к ногам её».

В нём добро смешалось с жестокостью и бессердечием, а лучшие силы души ушли на неприглядные дела и поступки.

4. Подведение итогов урока.

Кто же виноват в несчастье Печорина - светское общество или он сам? (Любовь к людям рождается любовью, но никогда – ненавистью или презрением)

Домашнее задание: Подобрать описания природы в романе для характеристики образа Печорина; сочинить за Печорина две недостающих фразы; дать несколько кратких, сжатых формулировок, точно определяющих суть главного героя (придумать самим и использовать слова из текста романа, высказывания критиков).

Урок №3.

Тема: Печорин как «портрет поколения».

Цели: раскрыть роль природы в характеристике образа Печорина, учить обобщать и систематизировать полученную информацию, отбирать нужный материал, развивать навыки работы с текстом, воспитывать интерес к работе с классическими произведениями.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Ученики читают варианты придуманных за Печорина фраз.

2. Практическая работа над подобранными описаниями природы.

Как картины природы помогают раскрыть душу Печорина?

Учащиеся находят выразительные детали в форме метафор, эпитетов, олицетворений (загашенный факел, серые клочки облаков, как змеи, колючий кустарник, зловещее облачко, умирающий ветер, тяжёлые, холодные тучи, солнце – жёлтое пятно).

Выступление учеников с индивидуальными заданиями: наблюдение за картинами природы в первых двух главах.

Вывод. Печорин любит природу, и она благотворно влияет на него. Читаем описание природы в начале главы «Княжна Мери». Не случайно он нанял квартиру на краю города. Именно здесь мы видим его добрым и умиротворённым.

3. Размышление о роли дневника в жизни героя.

Печорин написал о том, что дневник будет для него «драгоценным воспоминанием». Тогда почему же он не захочет забрать свои бумаги у Максима Максимыча и равнодушно скажет о дневнике: «Делайте с ним, что хотите»?

Бумаги Печорина – это его душа, мысли, чувства. Но будет ли это со временем «драгоценным воспоминанием»? А, может быть, ужасным?

Читая дневник, мы видим тоскующие глаза Бэлы, плачущего слепого мальчика, скорбное лицо Веры, «бледную, как мрамор,» Мери, убитого Грушницкого, умный укоризненный взгляд Вернера…

Едва ли такие воспоминания могли быть драгоценными для Печорина. Прошлое неотступно преследует его, а совесть ещё больше обостряет память души: «Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мной».

Отказ от дневника, от встречи с Максимом Максимычем – последнее движение доброй стороны натуры Печорина и, в то же время, симптом его духовной смерти.

Перед нами истинное лицо героя того времени, вконец опустошённого, отчаявшегося, который когда-то сказал: «Я чувствую в себе силы необъятные». И нет уже в помине тех необъятных сил…

Читаем строфы из романа «Евгений Онегин», в которых Пушкин говорит о двух возможных путях человека. Сопоставляем их с содержанием последнего абзаца главы «Княжна Мери».

Почему Печорин избрал второй путь?

Почему в конце этой главы возникает образ паруса, символичного для самого Лермонтова? Не скрывается ли за этим образом слабая надежда, что для Печорина и его поколения ещё не всё потеряно, что есть ещё шанс применить, наконец, «необъятные силы» в ином направлении? Если да, то где и каким образом?

4. Подведение итогов урока.

Кто же Печорин? Дайте ему сжатую образную характеристику.

Коллективная работа над подборкой характеристик героя:

«Умная ненужность».

«Страдающий эгоист» (Белинский).

«Лишний человек».

«Нравственный калека» (Печорин).

«Младший брат Онегина» (Герцен).

«Загашенный факел» (Из дневника Печорина).

Какое из определений, на ваш взгляд, самое подходящее для характеристики Печорина? На этот вопрос вы ответите в своих домашних сочинениях.

Домашнее задание: Домашнее сочинение по образу Печорина на одну из тем, вынесенных в качестве сжатой характеристики.