Необычное представление героев в афише. Индивидуальные задания. год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета

Индивидуальные задания. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.

Картинка 69 из презентации «Островский пьесы» к урокам литературы на тему «Пьесы Островского»

Размеры: 172 х 277 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Островский пьесы.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1749 КБ.

Скачать презентацию

Пьесы Островского

«Островский драматург» - Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. А. Н. Островский: В 1859 году вышло первое двухтомное собрание сочинений Островского. Критик Н. А. Добролюбов называет произведения драматурга «пьесами жизни». Неохотно писал письма, почти не вёл дневников и не оставил воспоминаний. Родился в 1823 году, умер в 1886 году.

«Александр Николаевич Островский» - Волшебное, сказочное зрелище. Островский Александр Николаевич. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец. Страдание. В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Соломин Николай. Из значимых имен и прозвищ. Васнецов В.М. Снегурочка. Словарь. Островский Александр Николаевич (1823 – 1886) «Снегурочка» (1873).

«Пьесы Островского» - «В чужом пиру похмелье». Попробуем в виде схемы показать повторяемость отдельных образов и сюжетных ходов. Охота за приданым. Купеческое семейство. Выполнили ученицы 10 класса Антипова Елизавета и Баюмова Дарья. Отрывок из пьесы «Свои люди – сочтемся!» Липочка – Антипова Елизавета. Среда Мотив – от «разбитого сердца» Неравенство материальное.

«Биография Островского» - Островский среди членов Общества драматических писателей. Усадьба «Щелыково». А.Н.Островский - создатель русского национального театра. Творческая история. «Тут все: все краски, все звуки, все слова». Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Могила А.Н.Островского. Островский в апреле 1856года начал путешествие по Волге…(Осташков).

«Снегурочка» - Свадебный приговор, записанный в середине XIX века во Владимирской губернии. Ярило – бог берендеев – жестокое и суровое божество, «палящий бог». Ваше дело... лепешки печи, Под забор хоронить, Ребят кормить. Римский-Корсаков. выяснить, какое влияние оказали на драматурга фольклорные источники. Сына со снохой развесть.

«А.Н.Островский пьесы» - Именно здесь установлен памятник драматургу (Скульптор Н.А.Андреев) -1929год. «. Островский знал досконально купеческую среду. «Колумб Замоскворечья» Родился в семье дьякона в старом Замоскворечье. Конфликт пьесы. «Пьесы жизни». «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шли мои пьесы.». Драма жизни? Моя задача - служить русскому драматическому искусству.

Всего в теме 22 презентации

Цель и задачи:

1) раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра на примере учебного материала с использованием ИКТ;

2) показать новаторство Островского – драматурга;

3) формировать навык учащихся самостоятельной работы с учебным материалом, умения вычленять главное, сопоставлять, сравнивать содержание материала, представленного учебной литературой и пополненной материалами Интернета

4) вызвать интерес учащихся к жизни и творчеству писателя.

Тип урока: Лекция с элементами беседы и инсценировки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний о великом драматурге и его творчестве.

План урока:

  1. Зачитывание учителем эпиграфа к уроку.
  2. Вступительное слово учителя по теме урока.
  3. Выступление учащихся с фактами из биографии драматурга (самостоятельная поисковая работа с энциклопедиями, источниками Интернета, учебником).
  4. Инсценировка учащимися отрывка из пьесы «Свои люди – сочтемся». Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.
  5. Раскрываем смысл названия комедии. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок).
  6. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев с говорящими фамилиями.
  7. Значимость реплик героев; Значимость первой реплики героя.
  8. Своеобразие речевой характеристики героев.
  9. Актуальность темы пьесы в сегодняшнее время.
  10. Вывод по теме урока.
  11. Выставление оценок за урок.
  12. Домашнее задание.

Ход урока

Эпиграф к уроку: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр…»

(И.А.Гончаров)

(Слайд № 2)

1. Вступительное слово учителя о роли А.Н.Островского в развитии литературы и театра.

В середине 19 века в России назрела необходимость создания национального репертуара в театре. Театральную публику конца 1840-1850 годов не удовлетворял репертуар, где «пьесы из русского быта» составляли лишь некоторую долю, а из русской классики утвердились на сцене только «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, сцены из комедии А.С.Грибоедова, «Горе от ума». Вот и все.

Национальный репертуар для русского театра суждено было создать А.Н.Островскому. Мощное дарование великого драматурга ответило на запрос времени. Но невозможно изучать творчество великого русского драматурга, не познакомившись с важными и интересными фактами его биографии. (Слайд № 3)

Выступление учащихся, подготовивших сообщение по биографии писателя.

Ученик: 31 марта 1823 года в Москве, в Замоскворечье, в семье преуспевающего чиновника родился сын Александр. Он незаметно подрастал в маленьких комнатах, в доме с узенькими окошками, со скрипучими половицами. Бегал играть во двор и на улицу – тихую, пустынную, не мощеную Малую Ордынку – летом пыльную, весной и осенью грязную. Смотрел, как в праздники движется к поздней обедне пестрая толпа купчих, барышень, приказчики, мещаночки, молодые чиновники в модных фраках и простой люд. (Слайд №4)

Ученик: пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти писателя на всю жизнь. (Слайд № 5)

Ученик: перед нами портрет матери Александра Островского. Она из бедного духовенства, отличалась необыкновенными душевными качествами, но рано умерла (в 1831 году): мачеха была из старинного дворянского рода обрусевших шведов, преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем домашнем воспитании своих детей и пасынков.

Ученик: в 1840 году Островский окончил первую Московскую гимназию. Затем учился на юридическом факультете Московского университета. В 1843 году, по настоянию отца покинул университет и поступил канцеляристом в Московский советный суд, где разбирались имущественные споры, преступления малолетних. В 1845 году он был переведен в Московский коммерческий суд, откуда ушел в 1851 году, чтобы стать профессиональным литератором.

Ученик: работа в судах существенно обогатила жизненный опыт Островского. То, что таилось годами за высокими тесовыми заборами купеческих домов, за воротами с двойными лязгающими засовами, – все это выплескивалось перед столом судьи и ложилось под перо канцеляриста: страсти разгорались, языки развязывались, семейные тайны выговаривались вслух, родственники не щадили друг друга.

Ученик: Островский обрел здесь возможность зачерпнуть из самой гущи жизни, познакомиться с ее скрытыми пружинами. Серьезному писателю не требуется специально «изучать жизнь». Она сама идет к нему, он живет ею и – волей или неволей – впитывает ее.

Ученик: долгие годы Островский жил на грани нищеты. Будучи признанным главой русских драматургов, он и на склоне лет постоянно нуждался, добывая средства к жизни неустанным литературным трудом. Умер писатель за письменным столом в Щелыкове (это имение отца), работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра». (Слайд № 6)

Ученик: 47 пьес создал Островский. Малый театр на протяжении трех десятилетий знакомил своих зрителей с этими произведениями. Малый театр не случайно называли Домом Островского. У его стен находится памятник великому драматургу.

Ученик: Работая над своими произведениями, Островский понял, что вся сила комедии в языке. Герои должны говорить натурально. И вместе с тем их речь – старомосковская, цветистая – должна оставлять радостное ощущение искусства. Все свои усилия он сосредоточил, работая над пьесой «Банкрот» (1849 году, в журнале "Москвитянин»). (Слайд №7)

Учитель: в современном языке банкрот – это разорившийся делец, не способный уплатить свои долги. Это слово имеет и переносный смысл. Банкрот – это человек, потерпевший духовное крушение.

Учитель: Тема банкротства тогда носилась в воздухе. Пьеса с таким названием была запрещена. И Островский на заглавном листе, посланного цензору, написал «Банкрот», а ниже крупным почерком «Свои люди – сочтемся». Так пьеса получила второе название.

Театральный сезон начался, а разрешения на постановку комедии все не было. Наконец, из Петербурга пришло известие, что пьеса запрещена. Цензор вынес свой приговор: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха – отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». И комедия была поставлена только после смерти Николая I, в 1861 году. Успех ее был огромный, небывалый.

Учитель: давайте теперь попробуем вместе с Островским пережить некоторые интересные моменты его комедии.

(Учащиеся инсценирую отрывок из пьесы Островского «Банкрот»).

Действие 1. Гостиная в доме Большова

Липочка: какое это приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительней? Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными. Ах прелесть! Восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у многих даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет!

Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница!.. ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!

Липочка. Как, маменька? Я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ко, хорошо? Раз…два… три, раз, два…

Аграфена Кондратьевна. Говорю тебе, не вертись!

Липочка. Что за грех такой! нынче все этим развлекаются. Раз… два… Мне не вас, мне мужа надобно! Что это такое! Страм встречаться с знакомыми… Слышите, найдите мне жениха – всё другим да другим. Кого не заденет за живое… А то для вас же хуже будет: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

Аграфена Кондратьевна. Что, что, беспутная… Ах ты, собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придётся отца позвать.

Липочка. Только и ладите, что отца позвать; бойки вы при нём разговаривать-то, а попробуйте-ко сами!

Аграфена Кондратьевна. Так что же, я дура, по-твоему, что ли? Какие у тебя гусары, бесстыжий твой нос!

Липочка. Всё я скверная, а сами-то вы каковы после этого! Что вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени? Извести своими капризами? (Плачет). Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет, потом рыдает).

Аграфена Кондратьевна. Липочка, ну, будет! Ну перестань! Ну не сердись на меня (плачет), бабу глупую… неучёную (плачут вместе) серёжки куплю…

Липочка (плача). На что мне серёжки ваши… а вы купите браслеты с изумрудами.

Аграфена Кондратьевна. Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!

Липочка. (Сквозь слёзы) Тогда и перестану, как замуж выду!

Аграфена Кондратьевна. Выдешь, выдешь, голубчик ты мой… Вот нынче хотела Устинья Наумовна прийти, мы и потолкуем.

Входит Устинья Наумовна.

Устинья Наумовна. Уф, что это у вас, серебряные, лестница-то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползёшь!

Липочка. Ах, вот и она!

Аграфена Кондратьевна. Ну, что новенького, нет ли чего, Устинья Наумовна? Ишь, у меня девка-то стосковалась совсем.

Липочка. И в самом деле, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.

Устинья Наумовна. Да вот ишь ты, с вами нескоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенько-то твой ладит за богатого. Маменько-то вот тоже норовит в своё удовольствие: подай ты ей беспременно купца. У тебя тоже своё на уме.

Липочка. Не пойду я за купца, ни за что не пойду. Затем я разве так воспитывалась, училась и по-французски, и на фортепианах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь, а найди мне благородного.

Аграфена Кондратьевна. Вот ты и толкуй с ней.

Фоминишна. Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особый скус? Голый на голом сидит… А ведь хошь и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкою.

Липочка. Ты, Фоминишна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкою. Что мне в твоём купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка его, что ли, мне нужна?

Фоминишна. Не мочалка, а божий волос, сударыня, так-то-сь!

Липочка. Да что вы пристали. Уж сказала, что не пойду за купца, так и не пойду!

Устинья Наумовна. Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдём тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?

Липочка. Ничего и потолще, был бы собою не мал, конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтобы не курносого, беспременно чтобы был брюнет; ну, понятное дело, чтобы и одет был по-журнальному.

Устинья Наумовна. А есть у меня теперь жених, как ты, бралиянтовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле…

Липочка. Ах, Устинья Наумовна! Совсем не брюле, а брюнет!

Устинья Наумовна. Да, очень мне нужно на старости лет язык-то ломать по-твоему. Ты вот поди, оденься, а мы с маменькой потолкуем об этом деле.

Липочка уходит…

Ученик. Островский избирает сюжет, в основе которого лежит довольно распространённый случай мошенничества в купеческой среде в России 40-ых годов 19 века. Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов и поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя банкротом, несостоятельным должником. Своё состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдаёт за него замуж свою дочь Липочку.Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесёт для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: «свой человек» Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.

Учитель: Давайте раскроем смысл названия комедии.

  1. Найдите в пьесе сцену, где содержатся слова, подкрепляющие это название? (стр. 91, действие 3, явление 7).
  2. Какие фрагменты текста 4 действия проясняют это?
  3. Отражает ли название комедии сущность основного конфликта.

(Да. Основной конфликт комедий – обличение общественных отношений, основанных на имущественном неравенстве и жажде наживы. В пьесе есть еще один конфликт – это конфликт отцов и детей)

Учитель. А теперь прочитаем список действующих лиц. Нет ли «говорящих» фамилий?

  • Большов – от крестьянского «большак», т.е. глава семьи. Большов – купец первого поколения. Самсон Силыч – значит сильный, сила его во власти, в деньгах.
  • Липочка(Алимпиада Самсоновна) – липовый, то есть ложный.
  • Подхалюзин – трижды презренная фамилия. Составлена драматургом так, что из каждого слога её будто сочится подлость: под и хал и ещё вдобавок юзин.
  • Сысой Псоич Рисположенский – сыс, пёс.

Учитель: Одно дело фамилия, а каковы же на самом деле эти герои? Начнём с Самсона Силыча Большова. Рассмотрим его социальное положение, поступки, речь. Он – купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом (стр. 32, слова Устиньи Наумовны о семействе Большовых) Самсон Силыч – типичный самодур.

  1. Как вы понимаете смыл этого слова? (В комедиях Островского понятие «самодурство» становится синонимом слова «деспотизм») Комедия показывает, как вырастают самодуры. В пьесу введены три этапа купеческой биографии.
  2. Через какие образы автор показывает эти этапы?

(Сам Большов – в молодости мелкий торговец, натерпелся от самодуров, добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Разбогатев, он стал давать подзатыльники сам. Такой же путь проделал и Подхалюзин. В комедии есть ещё одно действующее лицо – мальчик – Тишка. У всех он на побегушках, без счёта получает подзатыльники, но перепадает и ему. Он пока все терпит и втихомолку собирает капиталец).

Самодурство Большова не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твёрдую почву – богатство. Но жадность, страсть к деньгам губят его. Большова сажают в долговую яму. Его можно спасти, уплатив кредиторам небольшую часть долгов. Но зять и родная дочь отказывают старику в помощи.

  1. Как вы думаете, чем можно объяснить такую жестокость? А речь главного героя? Давайте посмотрим, как он разговаривает с родными людьми).
  2. Какой вывод можно сделать? (не удивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, не может быть взаимной любви и уважения к человеку. Такой денежный расчёт, конечно же, калечит человеческие души).

В конце пьесы Большов является из ямы, опозоренный и несчастный, даже становится жалко его. Но на что он может пенять? Ведь он сам приучил своего приказчика и свою дочь жить по такому закону: «если не обманешь ты, то обманут тебя».

Верно заметил Добролюбов, в Подхалюзине сидит потенциальный самодур. Это расчётливый, беззастенчивый делец новой эпохи, перед которым сам Большов может показаться наивным простаком.

Слово учителя: Давайте сделаем вывод: А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Ребята, как вы думаете, тема банкротства и самодурства актуальна для нашего современного общества?

Недавно в нашем городе произошло событие, о котором сегодня нельзя промолчать. В газете «Комсомольская правда» опубликована статья «Калачеевская Салтычиха»: дело о кровавых миллионах» (http://www.kp.ru/daily/26148/3037626/) Жажда наживы, алчность, обман, убийство родных и близких людей – все пороки на лицо.

Вот и получается, что произведения великого драматурга, к сожалению, актуальны и наш 21 век.

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему: «Зачем же люди лгут? Разве Островский устарел?»

Апрель 19th, 2016 admin

Павлович Ирина Иосифовна

Конспект урока по дисциплине: «Русск ая литература » для обучающихся 1 курса колледжа

Цели:

познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.Н. Островского, историей создания драмы «Гроза»; показать своеобразие и новаторство драматурга, выражающееся в отражении проблем эпохи; углубить знания о драме как одном из родов литературы, определить структурные особенности драматического произведения.

Вырабатывать умение анализировать прослушанное; развивать образное и аналитическое мышление, устную речь, творческое воображение; продолжать формировать навыки работы с источниками, дополнительной литературой;

— воспитывать культуру восприятия драматургического произведения; формировать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвое­ния новых знаний с использованием технологии развития критического мышления.

Ход урока

I .Организационный этап.

1.1. Приветствие, отметка отсутствующих.

1.2. Сообщение темы, целей и задач урока.

— Сегодня на уроке познакомимся с жизнью и творчеством русского драматурга Александра Николаевича Островского и историей создания драмы «Гроза».

II .Подготовка к усвоению нового учебного материала. Фаза вызова.

2.1.Работа со словарем (индивидуальное задание)

— Так как на уроке часто будет звучать слово «драма», попрошу, пользуясь толковым словарем Ожегова большим советским энциклопедическим словарем, найти значение этого слова, назвать структурные особенности драматического произведения и составить кластер.

2.2. Прогнозирование по фотографии : Перед вами портрет Александра Николаевича Островского, написанный кистью художника Перова. Всмотритесь в него и сделайте предположение об этом человеке по его внешности, составьте психологический портрет писателя. Каким вы представляете А. Н. Островского?

«У него был типичный московский облик — в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли основные черты этого облика», — вспоминал художник А. Я. Головин.

«В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его — голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В.Я. Лакшин).

2.3. Прием «Верите ли вы?» : На предложенные сейчас вопросы ответьте утвердительно или отрицательно, прокомментировав свое мнение.

— Верите ли вы, что А.Н.Островский мог позволить себе ходить в русском костюме: в шароварах, в рубашке навыпуск и длинных сапогах? (да)

— Верите ли вы, что А.Н. Островский, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны? (А.П.Чехов)

Верите ли вы, что будучи на третьем курсе университета Александр Николаевич по собственному желанию уходит из вуза? (да)

— Верите ли вы, что первая пьеса 10 лет находилась под арестом? (да)

— Верите ли вы, что Островский получил от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение? (да)

— Верите ли вы, что А.Н.Островский написал пьесу «Гроза» по реальным событиям? (да)

— Верите ли вы, что драматург жил в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, то есть без хлеба, с огромной семьёй? (да)

— К концу занятия вы узнаете, подтвердились или нет ваши предположения.

III .Усвоение новых знаний. Фаза реализации. Словарная работа.

— Послушаем информацию о значении слова «драма» и структурных особенностях драматического произведения. (обучающийся зачитывает значение слова, демонстрирует кластер)

Драма (от греч. агата действие) — один из основных родов литературы, предназначенный для исполнения на сцене.

Цель драматического произведения — отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.

Структурные особенности драмы:

— литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц;

— взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты

раскрываются через поступки героев, через их образ мысли;

— состоит из монологов и диалогов;

делится на акты (действия) и явления (картины);

— ориентирована на зрелищную выразительность.

К драматическим произведениям (пьесам) относятся трагедии, драмы, комедии, мелодрамы, трагикомедии и водевили.(короткая комическая пьеса, обычно с пением)

  • Слово учителя : Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, среди которых были драмы, комедии, трагедии. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров.

Группа наших обучающихся провела исследование на тему «Истоки таланта А.Н. Островского». Предоставим им слово.

3.3.Сообщения обучающихся (проектная работа)

1) «Колумб Замоскворечья», (видеоролик.)

«Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса», — писал А. Н. Островский в 1871году. Эта фраза, сказанная Александром Николаевичем актуальна и для нашего времени, на сценах различных театров в разных городах в репертуарах значатся пьесы Островского, интерес к ним неиссякаем.

2). Детство и юность (слайдовая презентация)

— А.Н. Островский родился 12 апреля (31 марта) 1823 года в Москве в семье чиновника. Его дед по отцу был священником, пономарем был дед по матери.

В 1831 году, когда Островскому не было еще девяти лет, умерла его мать, Любовь Ивановна. « … Пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь … »

Отец, Николай Федорович Островский, ­человек острого ума, образованный (закончил духовную академию), трудолюбивый, быстро продвигался по службе и успешно занимался частной практикой: он был адвокатом, вел дела купцов. Это дало ему возможность построить в Монетчиках (Замоскворечье) собственный дом и приглашать для своих детей домашних и приходящих учителей. Во второй половине 40-х годов им приобретается четыре небольших имения. В одном из них (Щелыково, Костромской губернии) в конце 40-х годов, он и поселяется на постоянное жительство.

Отец, писавший в молодости стихи, следивший за новинками литературы, выписывал все передовые журналы. У него составилась солидная библиотека, которой пользовался Александр Николаевич. Все Островские глубоко уважали книгу. Гимназист Островский получил доступ к отцовским шкафам с книгами и сделался увлеченным и самозабвенным читателем. Его увлечение — Пушкин, Грибоедов, Гоголь.

После нескольких лет домашних занятий с учителями, в 1835 году, Александр Николаевич поступил в третий класс первой московской гимназии. Завершив в 1840 году гимназию и получив аттестат с отличием, он по настоянию отца подает в том же году прошение о принятии его на юридический факультет Московского университета.

3). Университетские годы.

Первый год университета Островский учился старательно и даже с увлечением, однако к концу второго курса он начал пропускать лекции; на весеннюю сессию 1842 года не явился. Не отмечая у студента Островского признаков усердия, факультет оставил его для повторного слушания курса.

Едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратил теперь на театральные билеты. Не покидая театра до последнего хлопка, горячо приветствуя артистов, раскланивающихся на вызовы, Островский думал: вот где подлинная жизнь, вот где родной дом, и кафедра, и все, все, что только нужно ему.

На втором курсе начались узкоспециальные предметы, вроде римского права, не интересные Островскому. И он начал пренебрегать учебными занятиями. При переходе на третий курс Островский получил у профессора Н.И. Крылова, впрочем, как и многие другие студенты, единицу. Не стремясь к юридической карьере, Александр Николаевич воспользовался отрицатель­ным баллом как поводом для ухода из университета. Впоследствии он вспоминал: «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству».

Отец, не соглашаясь с намерениями сына, определил его в том же году чиновником Совестного, а в 1845 году — Коммерческого суда.

4). Годы службы в суде.

Будущему драматургу пришлось работать там, куда обращались с исками родители против детей, а дети против родителей. Суд пытался разрешить эти споры «по совести». Вскоре (опять-таки не без участия отца) Островский был переведен в более современное и солидное учреждение ­МОСКОВСКИЙ коммерческий суд.

Служба не увлекала Александра Николаевича, но она давала ему богатый материал для творчества. Он сам признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходное место».

Той осенью, когда Островский поступил в совестной суд, им был закончен первый дошедший до нас рассказ: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг». Под рассказом молодой автор впервые выставил дату: 15 декабря 1843 года. Островский всегда отмечал на рукописях день окончания работы …

5). Начало литературного пути. Первые работы.

Набросок двадцатилетнего Островского выдавал несомненный талант автора. Он начинает пробовать себя и в драматургии.

9 января 1847 года в «Московском городском листке» с успехом были опубликованы «Сцены из комедии «Несостоятельный должник».

14 февраля 1847 года Островский называл самым памятным днем в своей жизни. Утром он поставил на рукописи «Картины семейного счастья» пометку об окончании драматургического первенца, а вечером читал пьесу друзьям. Шквал поздравлений и похвал обрушился на него от друзей. 1847-1848 и половину 1849 года Островский работал над пьесой «Банкрот». Позднее пьеса получила другое название — «Свои люди ­сочтемся». 16 марта 1850 года журнал «Московитянин» с комедией «Свои люди — сочтемся» вышел в свет. Книжку журнала рвали из рук. Молодой Островский в короткий срок стал московской сенсацией.

Итог цензурных злоключений «Банкрота» оказался безрадостным: комедия была запрещена для сцены, и о пьесе не рекомендовано было упоминать в печати. Островский тяжело переживал свою опальностъ. Но артисты, писатели не только не отвернулись от него, но горячо выражали ему свои симпатии.

Начало литературной судьбы Островского было тесно связано с журналом «Московитянин». Но для человека, решившего зарабатывать на жизнь пером, журнал «Московитянин» был самым неподходящим на свете местом. «Адская скупость» издателя была притчей во языцах в московском литературном кругу.

В конце 1847 года он познакомился с женщиной, жившей по соседству.

Агафья Ивановна была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться — это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него ничего. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней.

Так вот, невенчанной женой Островского прожила скромно и достойно бок о бок с великим драматургом восемнадцать лет Агафья Ивановна …

6)Служба театру

В начале 1850-х годов репертуар русских театров был скуден. Афиши заманивали публику на русские варианты французских водевилей. Театру был нужен драматург … Драматургу был нужен театр. А пьесы Островского продолжали свое причудливое кружение по чиновничьим кругам и с надписью «Запрещается» оседали в секретном архиве.

1853 год открыл Островскому дорогу на сцену. За драматургом шла группа молодых актеров, увлеченных его пьесами.

В августе 1853 года в Малом театре была сыграна «Бедная невеста».

Имя Островского укоренялось в репертуаре.

В 1860 году была разрешена для представления пьеса «Свои люди ­сочтемся». С триумфом прошла эта десятилетие назад запрещенная пьеса. Затем одна за другой были дозволены к исполнению пьесы «Воспитанница» и «Доходное место».

Казалось, положение Островского в литературе приобрело солидную устойчивость. В 1863 году он был избран членом­ корреспондентом Академии наук. О нем начала писать заграничная пресса,

В 1868 году он дебютировал в некрасовском журнале пьесой «На всякого мудреца довольно простоты»; затем каждый год одна за другой печатаются пьесы «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Не было гроша, да вдруг алтын» и т.д. Успех пьес вернул Островскому силы.

Отцу не нравилось увлечение старшего сына театром и литературой. Но еще большее его неудовольствие вызывало то, что Александр Николаевич, полюбив простую девушку из мещанской среды, ввел ее в свой дом на правах жены. Разгневанный отец лишил сына всякой материальной помощи. Ни служба, ни литературные занятия не давали драматургу достаточных средств. Это бремя материальной необеспеченности сопровождало его на протяжении всей жизни. Пьесы шли бесплатно, автору за них не платили ни гроша!

До конца своей жизни драматург нуждался. Семья с каждым годом росла, а средств не хватало. Труд подорвал здоровье драматурга.

7). Последние годы жизни.

25 августа 1879 года Александр Николаевич писал: « 30 лет я работаю для русской сцены, написал более 40 оригинальных пьес, вот уж давно не проходит ни одного дня в году, чтобы на нескольких театрах в России не шли мои пьесы, только императорским театрам я доставил сборов более 2-х миллионов, и все-таки я не обеспечен настолько, чтобы позволить себе отдохнуть месяца два в году. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т.е. без хлеба, с огромной семьей».

В 1867 году умерла первая жена драматурга — Агафья Ивановна, и в 1869 году он женился на артистке Московского Малого театра Марии Васильевне Васильевой. У драматурга было 4 сына и 2 дочери. Будучи нежным отцом, отличным семьянином, он стремился дать всем своим детям самое лучшее воспитание и образование.

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Настало время, о котором он мог только мечтать, но в первые же дни службы он с ужасом ощутил, что взятая им на себя задача ему уже не по силам, приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.

А.Н. Островский – создатель русского национального театра.

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Особенности стиля Островского.

  1. Говорящие фамилии;
  2. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
  3. Специфические авторские ремарки;
  4. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
  5. Фольклорные моменты;
  6. Значимость первой реплики героя;
  7. «Подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами.

Именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому. А.Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского».

И сегодня в репертуаре театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.

3.4.Первичная проверка понимания обучающимися нового материала. Прием «Тонкие и толстые вопросы».

— Где и в какой семье родился А. Островский?

— Куда поступил после окончания гимназии?

Что дала служба в суде?

— Какие названия имела первая комедия Островского? (“Несостоятельный должник” – “Банкрот” — “Свои люди – сочтёмся”.)

— Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)

— Сколько пьес отдал он театру?

— Какие проблемы ставит в своих пьесах драматург?

— За что Островского прозвали “Колумбом Замоскворечья”? (Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, Островский впервые в русской литературе “открыл” “замоскворецких жителей”, за что его и прозвали “Колумбом Замоскворечья”.)

Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?

— Назовите жанры драматических произведений.

— Какова цель драматического произведения? (отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.

3 .5.Историческая основа и творческая история «Грозы». (видеоролик).

Председатель Географического общества великий князь Константин Николаевич решил организовать экспедицию с участием литераторов; цель экспедиции - изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России, изучить и описать быт жителей России, занимающихся судовождением, о чем составить потом очерки для выпускаемого министерством “Морского сборника”.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело». Впечатления от экспедиции Островский записывал в дневник.

  1. IV . Итог урока. Фаза рефлексии. Составление синквейна.

— А сейчас я предлагаю обобщить то, о чём мы сегодня говорили и составить синквейн со словами Островский и Гроза . (работа в группах, представление синквейнов) .

Список используемой литературы

Лобанов М. Островский. М., 1979 (серия «ЖЗЛ»).

Островский А. Полное собрание сочинений.

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

Урок 30. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Цели урока:

Обучающая:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
  • познакомить с основными этапами творческого пути Островского;
  • рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза»;
  • выяснить, в чем суть основного конфликта;
  • познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
  • воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.

Развивающая: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Оборудование: Мультимедийный экран (презентации биографии Островского и истории создания «Грозы»), таблица, схема жанров.

Ход урока

Эпиграф

Зачем лгут, что Островский «устарел»?
Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик )

I. Мотивация.

–Темой нашего урока будет конфликт между старшим и молодым поколениями, который озвучил известнейший драматург 19 века Александр Николаевич Островский в своем произведении «Гроза». Проблема стара как мир, но тем не менее она актуальна и до сих пор для нас.

Основная цель нашего урока: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского, а также начать работу над чтением и анализом его произведения «Гроза». В конце урока вы должны будете письменно, а затем устно ответить на следующий вопрос:

II. Изучение нового материала.

1) Сообщение учителя об основных этапах жизни и творчества Александра Николаевича Островского.

Рассказ учителя + презентация биографии Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане. На Слайде вы видите усадьбу Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А.Н. Островского.

На слайде Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

Учеба

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию . Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета , однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд , где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей . В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

Семейная жизнь

В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А. Григорьев, писатель А.Ф. Писемский, исполнитель народных песен Г.И. Филиппов, артист П.М. Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н. Островского в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н. Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов).

Общественная деятельность

14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок . Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов .

Создание народного театра

В 1882 году А.Н. Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: « У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров , а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Особенности стиля Островского (запись в тетерадь):
- говорящие фамилии;
- необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
- специфические авторские ремарки;
- роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
- своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
- фольклорные моменты;
- параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- значимость первой реплики героя;
- «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- своеобразие речевой характеристики героев.

– Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского несомненно имело отражение в его произведениях. К тому же Александр Николаевич является новатором в разработке традиционного жанра – драма, к которому и относится произведение «Гроза».

Поэтому для начала давайте все же разберем особенности драмы, чтобы понять особенности «Грозы».

Драма – это трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.

У каждого на столе лежит раздаточный материал, давайте обратимся к схеме, в которой анализируется драма (Схема роды и виды литературы). Прочитать особенности драмы.

Так в чем же состоит сложность в восприятии драматического произведения?

Для драмы характерна зрелищность и актерская игра. Также текст разбит на действия и явления, о событиях мы узнаем из реплик героев, авторская речь в пьесе отсутствует. Вот в чем будет заключаться сложность при чтении «Грозы» .

II. Творческая история «Грозы» (подготовленный ученик)

– Фактически каждое произведение имеет свою творческую историю создания, и «Гроза» тому не исключение. Чтобы понять какие моменты и детали из жизни Островского повлияли на написание «Грозы», давайте сейчас прослушаем историю создания данного произведения.

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.

“С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...

Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.

Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.

И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

– В итоге можно сказать, что именно путешествие по Волге оставило у Островского несомненный след в его творчестве, поскольку именно красоты этих мест он и описывает в «Грозе». А как вам история про Клыкову? Здесь Островский уже выступает как ясновидящий.

III. Чтение и анализ действий «Грозы». Ролевое чтение 1 действия пьесы.

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления)

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

– Значение первых 4 явлений 1 действия? (Из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?

– Какую характеристику дает Кулигин жизни города?

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5–6 явления)

В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы – Катериной и Кабанихой.

– Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину. В чём заключается конфликт в пьесе?

– Что значит в устах кабанихи слово «порядок»?

IV. Подведение итогов

– Наш урок подходит к завершению, но на следующем уроке мы продолжим работать по «Грозе», разбирать конфликт, о котором мы только начали говорить сегодня.

В заключении давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа? (обратить внимание на эпиграф ) В чём он был продолжателем традиций русского театра?

Оценивание учащихся.

V. Домашнее задание.

Задание по группам:

1 группа – смысл названия пьесы;

2 группа – охарактеризовать действующих лиц;

3 группа – подобрать примеры для речевой характеристики героев (Кулигин, Дикой, Кабаниха, Феклуша, Тихон, Борис)


Прочитайте список действующих лиц. Что вы узнаете из него о героях пьесы? Что “говорят” о пер­сонажах комедии их фамилии? Герои пьесы – представители москов­ского дворянства. Среди них – обладате­ли комических и говорящих фамилий: Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, Хрю­мины, Хлестова, Репетилов. Это обсто­ятельство настраивает зрителей на вос­приятие комического действия и комиче­ских образов. И только Чацкий из глав­ных героев назван по фамилии, имени, от­честву. Он, по-видимому, представляет ценность по своим достоинствам.

попытки исследователей проана­лизировать этимологию фамилий. Так, фамилия Фамусов происходит от англ. famous – “известность”, “слава” или от лат. fama – “молва”, “слух”. Имя Софья в переводе с греческого означает “муд­рость”. Имя Лизанька – дань француз­ской комедийной традиции, явный пере­вод имени традиционной французской субретки Лизетты. В имени и отчестве Чацкого подчеркнута мужественность: Александр (от греч. победитель мужей) Андреевич (от греч. мужественный). Есть несколько попыток интерпретировать фа­милию героя, в том числе ассоциировать ее с Чаадаевым, но все это остается

на уровне версий.

Почему список действующих лиц часто назы­вают афишей?

Афиша – это объявление о спектакле. Этот термин используется чаще всего в те­атральной сфере, в пьесе же как в литера­турном произведении, как правило, она обозначается “список действующих лиц”. В то же время афиша представляет собой своеобразную экспозицию драматического произведения, в которой названы персона­жи с некоторыми очень лаконичными, но существенными пояснениями, обозначена последовательность их представления зри­телю, указаны время и место действия.

Объясните последовательность расположе­ния героев в афише.

Последовательность расположения пер­сонажей в афише сохраняется такой, ка­кая принята в драматургии классицизма. Сначала называется глава дома и его до­мочадцы, Фамусов, управляющий в ка­зенном месте, затем Софья, его дочь, Лизанька, служанка, Молчалин, секре­тарь. И только после них в афишу впи­сывается главный герой Александр Анд­реевич Чацкий. После него следуют гости, расположенные по степени знатности и значимости, Репетилов, слуги, множество гостей всякого разбора, официанты.

Классицистический порядок афиши на­рушает представление четы Горичей: сна­чала названа Наталья Дмитриевна, моло­дая дама, затем Платон Михайлович, ее муж. Нарушение драматической тради­ции связано с желанием Грибоедова на­мекнуть уже в афише на характер отно­шений молодых супругов.

Глоссарий:

    • говорящие фамилии в горе от ума
    • анализ афиши горе от ума
    • горе от ума говорящие фамилии
    • прочитайте список действующих лиц что вы узнаете из него о героях пьесы
    • почему список действующих лиц часто называют афишей

Другие работы по этой теме:

  1. А. С. Грибоедов 1. Какие черты классицизма сохранились в комедии “Горе от ума”? а. Говорящие фамилии б. Общественный конфликт в. Соблюдение принципа трех единств г....
  2. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя...
  3. Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Фамусов – московский барин, отец Софьи и давний друг...
  4. Грибоедов, Горе от ума. Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Когда и как это происходит? Во втором действии зарождается...