Коненков сергей тимофеевич мемориальный музей мастерская кратко. Мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова

В настоящее время Музей скульптора С.Т. Конёнкова насчитывает около сотни потрясающих произведений. Сергей Тимофеевич был неординарной и очень разносторонней личностью, всегда действовал согласно своему настроению и вдохновению, от этого и его работы были совершенно разными и неожиданными. Все скульптуры в музее размещены по темам: революционная, религиозная темы, портреты деятелей литературы, искусства и науки, образы детей и простых рабочих людей. Материалами для работ Конёнкова были гипс, мрамор, дерево и бронза.

1. На первом этаже при входе разместился знаменитый автопортрет, за который Конёнков был удостоен в 1957 году Ленинской премии.

2. В зале первого этажа - скульптуры писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Маяковского, А.М. Горького, Ф.М. Достоевского; портреты ученых: Ч.Дарвина, И.П. Павлова, В.Ф. Купревича и многих других; скульптурные фигуры известных библейских героев, главным из которых является "Сын человеческий".

3. Христианская тема - одна из ведущих в творчестве С.Т. Конёнкова. Христианство привлекало его как человека и как художника. Иисус Христос - одно из самых прекрасных творений мастера.


Сын человеческий (1933)

4. В Италии в 1928 году Конёнков создал образы апостолов веры. Главенствующей фигурой этой сюиты стал Пророк - предвестник трагических событий, развернувшихся в стране, где к власти пришёл фашизм.


Пророк (1928)

5. К образу библейского героя Самсона Конёнков обращался и в скульптуре, и в графике. Самсон был для него олицетворением русского народа. "Весь мир насилья мы разрушим" - название произведения скульптор взял из пролетарского гимна "Интернационал". В скульптурной композиции аллегорически выражены революционные идеи XX века.


Самсон (1957)

6. Сергей Тимофеевич очень любил русских писателей и музыкантов. Он зачитывался до поздней ночи, вдохновляясь на очередной шедевр, и слушал классическую музыку с упоением. Благодаря этому сегодня мы можем видеть скульптуры с изображением таких великих людей, как В.В. Маяковский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.Д. Шостакович, М.П. Мусоргский.

7. Работая над образами деятелей культуры, Конёнков часто на укладывался в рамки портрета и обращался к фигуре в рост (М.Е. Салтыков-Щедрин, В.В. Маяковский, В.И. Суриков), изображая человека в движении, что сейчас создаёт ощущение присутствия этих людей среди нас.

9. Один из вариантов надгробной плиты архитектору А.В. Щусеву.

10. Портрет Ф.М. Достоевского - это самое значительное произведение С.Т. Конёнкова, удостоенное Гран-при в Брюсселе в 1958 году. Образ Достоевского не покидал скульптора в годы его зарубежной жизни. "Я думал о Достоевском как о могучем мыслителе, находящимся рядом со мной. Кто ещё, как он, понимал и ненавидел зло, кто, как он, мог проникнуться людскими страданиями".


Ф.М. Достоевский (1933)

11. У Конёнкова было три встречи с Львом Толстым в студенческие годы. Скульптора всегда привлекало величие натуры писателя. После посещения музея-усадьбы "Ясная поляна" С.Т. Конёнков создал мраморный бюст Толстого.


Л.Н. Толстой (1953)


А.С. Пушкин (1950)

13. Скульптор писал: "В голове закружились пушкинские строфы. Я вылепил Пушкина. Не знаю, хорош ли он вышел. но это был мой Пушкин".

14. Портрет Максима Горького был создан с натуры в 1928 году в Сорренто (Италия). Это самое правдивое и глубокое изображение писателя в скульптуре. "Все, кто видел бюст, находят его сделанным великолепно и очень похожим на оригинал," - писал А.М. Горький.


А.М. Горький (1928)

15. С Маяковским Конёнков встречался в первые годы революции на митингах, выставках, вечерах. "Я лепил своего Маяковского - человека большого сердца", - писал скульптор.


В.В. Маяковский (1947, 1956)

16. К революционной теме относятся варианты голов к памятнику "Степан Разин с ватагою". Выполненный в дереве памятник выставлялся на лобном месте в Москве и носил временный характер. В 60-е годы С.Т. Конёнков создал монументальную группу "Степан Разин", установленную в Ростове-на-Дону.


Бурлак и Степан Разин (1919)

17. Барельеф, эскиз которого представлен в экспозиции, был установлен на Сенатской башне Кремля у могил революционеров, погибших в дни Октября.


Эскиз мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" (1918 год)

18. Скульптурный портрет в рост художника Сурикова.

19. С.Т. Конёнков создал интереснейшую галерею портретов учёных. Чарльз Дарвин был выполнен по заказу Академии наук.


Чарльз Дарвин (1954)

20. Одна из самых ранних работ - "Читающий татарин", была создана в годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.


Читающий татарин (1895)

21. Собирательный образ текстильщицы был выполнен Конёнковым после посещения текстильного комбината в Твери.


Текстильщица (1959)

22. Экспозиция на втором этаже представляет в основном ранние работы мастера, сказочных персонажей, фантазийную мебель и фигуры, сделанные С.Т. Конёнковым из пней, коряг и ветвей деревьев.

23. При входе на второй этаж находится необычный автопортрет в образе "Ваятеля". С.Т. Конёнков создал его за год до своего 90-летия. Он изобразил себя сказочным богатырём, применив для этого стволы, корни и сучки дерева. Когда Коненков отправлял "Ваятеля" в Смоленск, трогательно простился с этой скульптурой.

24. Зал второго этажа украшают прекрасные женские образы. Они наполняют пространство зала чувством красоты и гармонии, а "Пан, играющий на дудочке", сопровождает их потрясающий танец.

25. Конёнковская мебель возникла не случайно. Поводом послужил странный. с точки зрения скульптора, обычай американцев избавляться под Новый год от старой, часто добротной мебели. Это так поразило мастера. что он решил создать свою вечную мебель, которая не будет зависеть ни от какой моды. Вековые деревья парка Нью-Йорка, упавшие во время бури, послужили материалом для сказочной мебели.

26. На первом плане слева - скульптура "Примитив" (1915). Она выполнена в манере греческой архаики: формы обобщены, лицо тронуто подцветкой.

27. Эта работа Конёнкова - его отклик от встреч с античной скульптурой Греции.

28. Каждая из скульптур Конёнкова - часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей. В центре скульптурной группы - один из ранних шедевров Конёнкова. Это Айседора Дункан - выдающаяся американская танцовщица. Скульптор был восхищён её искусством и отразил в скульптуре вдохновенный порыв, стремительное движение тела в танце. На втором плане - две женские фигуры, воплощённые в прекрасной пластической форме - "Девушка" (1915) и "Девушка с кукурузой" (1962).


Айседора Дункан (1916)

29. Мастер просто обожал тему сказки, волшебства и мифологии, и множество потрясающих работ доказывают это. Здесь есть сказочные животные и птицы, сделанные из дерева, и прекрасная Наяда - водная царица и дочь самого Зевса.

30. Неразрывная связь с родной природой, преданиями вдохновила мастера на создание совы-ведьмы, одной из ранних сказочных скульптур. Сергей Тимофеевич часто наблюдал этих занятных птиц, зарисовывал их, а фантазия скульптора соединила облик совы с колдовским образом ведьмы.


Сова-ведьма (1909)

31. Птица Сирин в русской мифологии - птица счастья. На могиле М.М. Пришвина стоит изваянная из камня Птица Сирин. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строчка Пришвина будет дарить людям счастье.


Птица Сирин (1956)

32. Жена и друг скульптора, его модель и муза - Маргарита Конёнкова. Об этой необыкновенной женщине - русской Мата Хари, я рассказывала .


М.И. Конёнкова (1936)

33. В студенческие годы скульптор декламировал бунтарские стихи Тараса Шевченко, распевал "Заповит". В 60-е годы посетил Канев, родину поэта.


Т.Г. Шевченко в ссылке (1957)

36. Ещё один прекрасный образ - "Крылатая".


Крылатая (30-е годы)

37. В Москве Конёнков жил на Тверской в одном доме с известными музыкантами. Многих он запечатлел в запоминающихся и выразительных образах.


Д.Д. Шостакович (1949)

38. Н.В. Плевицкая - звезда русской эстрады начала XX века, исполнительница русских народных песен, была известна Конёнкову по личным встречам, концертам в Москве и Нью-Йорке в десятые и двадцатые годы прошлого века.


Н.В. Плевицкая (1925)

39. В мире всего два музея скульптора С.Т. Конёнкова: один - в Москве, а другой - в Смоленске. Хочу заметить, что смоленский музей произвёл очень приятное впечатление. Он нисколько не уступает московскому, а в в чём-то и значительно превосходит его, а именно - в удачном освещении, в том, как сгруппированы скульптуры, в подаче информации о работах и жизни скульптора.


При подготовке публикации использована информация, представленная в музее.

Мемориальный музей-мастерская имени С.Т. Коненкова был открыт в 1974 году. Музей является одним из филиалов Российской академии художеств.

Внутри посетителей ждут несколько залов: большой холл, кабинет, квартира и мастерская художника. Интерьер в музее выполнен по проектам самого мастера. Обстановка сохранила тот вид, каким он был при жизни Коненкова — вплоть до расположения мебели, скульптур и деталей интерьера. Посетитель попадет именно в то место, где художник жил свои последние 24 года.

Сама экспозиция размещена в помещении мастерской. Коллекция экспонатов раскрывает как творческую, так и обыденную сторону жизни мастера. В ней представлены работы, которые Коненков создал в США и перевез в СССР после своего возвращения.

Особое место в экспозиции занимает коллекция рисунков, объединенная темой «Космос». В этих работах автор размышлял о сотворении вселенной и о том, какое место в ней занимает человек.


Помимо этого, в музее представлены многочисленные фотографии и документы, рассказывающие о жизни Коненкова. На выставке демонстрируются работы художника — бюсты Достоевского, Эйнштейна, изображение Христа.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 12.00 до 20.00;
  • четверг — с 13.00 до 21.00;
  • понедельник и последняя пятница месяца — выходной.

Стоимость билетов:

  • полный — 80 рублей;
  • льготный — 40 рублей;
  • экскурсионный — 150 рублей.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

Адрес: ул. Тверская, строение 17.

Как добраться: рекомендуем воспользоваться услугами столичного метрополитена, чтобы без лишних трудностей достаться к музею, и проехать к станции «Тверская», «Пушкинская» или «Чеховская» в зависимости от того, по которой ветке Вы будете ехать.

Время работы: каждый день с 11:00 до 19:00, кроме выходных. Выходные – понедельник, вторник и последняя пятница месяца.


Мастерская С.Т. Коненкова является одним из филиалов Российской Академии художеств. Свою историю ведет с 1974 года, когда в честь столетнего юбилея Сергею Коненкову был открыт музей по распоряжению правительства.
Здесь представлена крупнейшая коллекция скульптур Коненкова и составляет более 5 тысяч единиц хранения. Посетив музей, Вы увидите само помещение мастерской, а также жилые помещения на втором этаже, гостиную и холл. В мастерской находятся произведения скульптура, которые были созданы в 1890-1910 годах.


Кроме скульптур Коненков создавал и прекрасные портреты, доказательством которых являются портреты Альберта Эйнштейна, Ивана Павлова, Максима Горького и других знаменитых личностей. Портрет Альберта Эйнштейна был создан в 1935 году и с тех пор считается самым лучшим изображением великого ученого всех времен.
Наиболее уникальными экспозициями выставочной композиции мемориального музея-мастерской С.Т. Коненкова, на которые советуем обратить внимание, являются портрет Баха, совершено гармоничная женская фигура «Магнолия». Также особого внимания заслуживают еще два рисунка – космогония «Самсон» и «Апокалипсис». В этих рисунках создана собственная версия Коненкова мифа о том, как была создана Вселенная.


В общем, мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова не очень большая, но здесь представлена наиболее полная выставочная экспозиция, которая равномерно отражает этапы творческой деятельности великого скульптора отечества ХХ века.
Вблизи от музея находится прекрасно оформленный сад Эрмитаж , который обладает чрезвычайной красотой.

Музей-мастерская скульптора С. Т. Конёнкова (1874–1971) относится к числу небольших и малоизвестных музеев, которые зачастую оказываются обойденными вниманием публики. Некоторые москвичи вообще не знают о его существовании. И напрасно: музей стоит посетить по многим причинам. Во-первых, его экспозиция рассказывает о жизни и творчестве замечательного художника-скульптора; во-вторых, интерьер квартиры Конёнков оформил по собственному проекту, а в-третьих, музей располагается в знаковом для своей эпохи здании на Пушкинской площади, - так что его посещение можно совместить с прогулкой по . Самой ценной частью экспозиции, безусловно, являются работы самого Коненкова, которые составляют самую полную в России коллекцию его произведений.

Сергей Тимофеевич Конёнков относится к числу самых известных русских скульпторов ХХ столетия. Его произведения очень эмоциональны, психологически выразительны и отличаются удивительным чувством материала. Будь то дерево, бронза или мрамор, скульптор мастерски владел различными техниками, используя особенности каждой для достижения художественного эффекта. Тематика творчества С. Т. Конёнкова очень разнообразна: портреты исторических и культурных деятелей (в том числе В. Маяковского, А. Эйнштейна, ), типажи античных героев и персонажей русского фольклора, аллегорические композиции и даже инсталляции.

В доме № 17 по Тверской улице Конёнков поселился в 1947 г. В народе это здание (архитектор А. Г. Мордвинов) называют «дом под юбкой»: когда-то на его угловой башне стояла статуя балерины. В этом доме проживали многие известные личности, такие как драматург Г. И. Горин и музыкант А. Б. Гольденвейзер. Музей был открыт в 1974 г. - к 100-летию со дня рождения скульптора - и сегодня включает в себя мастерскую Конёнкова и жилые комнаты. Посетителям предоставляется уникальная возможность проследить все этапы творческого пути мастера, увидеть его эволюцию и оценить разносторонность. Кроме того, в музее представлены работы его учеников.

Это прекрасное место для того, чтобы научиться видеть скульптуру, понимать материал, чувствовать композицию. К примеру, умение скульптора работать с деревом демонстрирует удивительная мебель, изготовленная Конёнковым: стул в виде лебедя, табурет с котом, кресло в виде цветка. Представлены в экспозиции и мифологические персонажи («Лесовик», «Вакх»), целая галерея портретов («Паганини», «Бах», «Эйнштейн» и, конечно же, знаменитый «Автопортрет»), и мало кому известный (но оттого не менее интересный) Евангельский цикл с изображениями и апостолов. Есть здесь даже инсталляция «Космос» - новое слово в искусстве советской эпохи. Помимо скульптурных работ Конёнкова, в музее можно также увидеть материалы по его биографии, в частности документы, книги и фотографии.

Посещение музея будет интересно как взрослым, так и детям. Небольшая по площади экспозиция, разнообразие экспонатов и малое количество посетителей дают возможность всё внимательно осмотреть в спокойной обстановке. С особой теплотой гости музея отзываются о его сотрудниках. Всем пришедшим в первый раз настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами экскурсоводов: настоящие профессионалы, увлеченные своим делом, они могут рассказать немало интересного.

2016-2019 moscovery.com

10 июля 2014 года исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося представителя отечественной художественной культуры Сергея Тимофеевича Конёнкова.

С.Т.Конёнков. Автопортрет. Гипс. 1954 г.

Конёнков вошёл в историю как один из крупнейших скульпторов ХХ века. Ему по праву принадлежит титул реформатора русской пластики. Из-под его резца вышли фантастические образы русского фольклора - знаменитая «лесная серия», поразившая современников необычной для того времени острой пластической гиперболой и смелой фантазией. Столь же заметное место занимают его шедевры портретного искусства, среди которых знаменитый «Бах» - само олицетворение музыки, реалистические портреты друзей - Ф.И.Шаляпина, С.В.Рахманинова, Н.А.Павлова, С.А.Есенина, русских писателей - Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, учёных, в том числе знаменитый портрет А.Эйнштейна.

Выставка «Сергей Конёнков: творчество и судьба» в Московском музее современного искусства. Слева от фотографии - скульптура «Читающий татарин». Бронза. 1893 г.

Сергей Конёнков учился в Училище живописи, ваяния и зодчества у выдающихся мастеров С.Иванова и С.Волнухина. Большое влияние, несмотря на мимолётность общения, оказал на будущего скульптора блистательный Паоло Трубецкой. Совершенствование мастерства Сергей Тимофеевич продолжил в Санкт-Петербургской академии художеств, в мастерской В.А.Беклемишева, где и был создан первый конёнковский шедевр - дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» (1902).

На выставке, посвящённой 140-летию С.Т.Конёнкова

Революция 1917 года сделала Сергея Конёнкова первым скульптором республики. В том же году для оформления Красной площади он создаёт знаменитую мемориальную доску, посвящённую павшим коммунарам.

С 1924-го по 1945 год Конёнков жил в США. Именно в Америке к Сергею Тимофеевичу пришла мировая известность: в 1926 году на международной выставке в Филадельфии он завоевал престижную премию, которая утвердила за ним ведущее место в художественном мире зарубежья. По заказу Верховного суда и для Рокфеллеровского института высших исследований в Принстоне Конёнков создал грандиозную галерею портретов знаменитых юристов и учёных. За годы работы в США Сергей Тимофеевич проявил себя не только выдающимся скульптором, но и глубоким мыслителем, оставившим потомкам оригинальную систему теософских представлений, которая получила отражение в его символической графике. Особое место в зарубежной жизни Конёнкова занимала общественная работа в Комитете помощи России в годы Второй мировой войны.

В 1945 году, когда ему исполняется семьдесят один год, Сергей Конёнков возвращается в Россию. Родина подарила ему новый заряд энергии. Творческая активность Сергея Тимофеевича была поразительной: он создаёт монументальные композиции, оформляет Музыкальный театр в Петрозаводске, выполняет рельефы для Института геохимии имени В.И.Вернадского, работает над портретами современников. В 1954 году Сергей Конёнков был вновь избран в действительные члены Академии художеств, впервые получив это высокое звание в 1916 году в Императорской академии художеств.

Уже в конце жизни Сергей Тимофеевич предпринимает попытку создать, пожалуй, первую на то время кинетическую скульптуру, речь идёт о последнем, так и не завершённом проекте-композиции «Космос».

С.Т.Конёнков. Лада. Мрамор. 1909 год

Вглядываясь с высоты прожитых лет в прошлое, скульптор говорил, что за долгие годы перед его глазами «прошли тысячи статуй»: «Я изучал египетские пирамиды, разглядывал загадочных сфинксов, возвышающихся над песками, видел подлинники бессмертных шедевров - произведения, которыми гордятся мои соотечественники, народы Греции, Италии, Франции… Искусство пластики, как факел, передаётся одним поколением другому. И этот факел никогда не затухает - то горит ровным, то разгорается бурным пламенем».

Сегодня работы Конёнкова хранятся в ведущих отечественных и зарубежных музеях: Третьяковской галерее, Русском музее, Музее С.Т.Конёнкова в Смоленске, Серпуховском художественном музее, Музее искусств Бишкека, Музее биохимика Хидго Ногуччи в Японии, Принстонском университете высших исследований (США), Мемориальном кабинете Альберта Эйнштейна, Радгерском университете (The State University of New Jersey, США), здании Верховного суда в Вашингтоне, помещении офиса музыкальной фирмы «Стейнвей-холл» в Нью-Йорке и других музеях.

С.Л.Боброва - директор мемориального музея «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» на открытии юбилейной выставки

В юбилейные дни в Москве проходили две выставки. В залах Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре состоялась большая выставка «Сергей Конёнков: жизнь и судьба». Все экспонаты представил Московский музей «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова».

На выставке была показана лишь малая часть огромного творческого наследия мастера, тем не менее экспозиция охватывала практически все периоды его творчества. Зрители могли познакомиться с шедеврами Серебряного века, портретами знаменитых современников, удивительными композициями, выполненными в дереве, предметами его знаменитого деревянного сказочного мебельного гарнитура.

Была представлена большая коллекция графики мастера. Впервые были показаны ранние работы периода обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества, графическая серия американского периода, посвящённая образу Самсона, рисунки последних лет жизни мастера. Пожалуй, это было одним из самых ярких открытий выставки.

Рисунки Конёнкова известны гораздо меньше, чем его скульптурные произведения, и только после смерти, когда был обнаружен его архив, по-настоящему открылась ещё одна грань дарования мастера. Он рисовал часто на случайных листках, фанере, обложках журналов. Ранних листов осталось очень мало. Это можно связать с постоянными переездами в новые мастерские, с тем, что во время его жизни в США затерялся след многих его работ. Ранние рисунки - это в основном натурные зарисовки, портреты друзей: на выставке впервые был показан портрет Сергея Есенина, выполненный в московской мастерской скульптора в 1921 году.

Конёнкову принадлежит изобретение техники процарапывания на цветных обложках журналов с последующим нанесением красочных мазков, создающих необычный эффект мерцания, странной игры света. Скульптор создаёт галерею символических композиций, посвящённых Микеланджело, Врубелю, Гоголю. Паганини и Самсон - эти образы сопровождали Конёнкова на протяжении всей жизни и стали своеобразным символическим знаком его творчества.

В мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова»

Конёнковы прожили в США почти четверть века - с 1924-го по 1945 год. Этот период до сих пор мало изучен, так как значительная часть творческого наследия осталась в США и недоступна для исследователей. Выставка в музее - форма исследования этого периода. Реконструкция кабинета художника - это прежде всего демонстрация некоего виртуального пространства. Особое внимание уделялось воссозданию быта и имитации «присутствия» художника, которую создают его личные вещи, мебель, сделанная руками мастера, кабинетная мебель в стиле ар-деко из нью-йоркской квартиры, уникальные фотографии. Здесь можно впервые увидеть портреты скульптора, выполненные его великими современниками: Николаем Фешиным, Борисом Григорьевым и Борисом Шаляпиным. Сын знаменитого певца был блистательным графиком, главным художником американского журнала Life. На стенах расположены предметы американской мастерской: карта звёздного неба, календарь майя, космогоническая карта России. На письменном столе стоит гипсовое изображение египетского сфинкса. Конёнков показывает внутреннее строение сфинкса, представляющее, по его мнению, сложное переплетение внутренних коридоров и переходов, ряд колонн и погребальных камер. Стену кабинета украшает наградной лист. В 1926 году на престижной международной выставке, проходившей в Филадельфии, Конёнков получает серебряную медаль. После этого он становится одним из самых популярных скульпторов и модным портретистом. Вскоре скульптор получает большой заказ от Института высших исследований (сейчас - Рокфеллеровский университет), где работал тогда весь цвет мировой науки. Он создаёт знаменитые портреты Альберта Эйнштейна, бактериолога Саймона Флекснера и Хидго Ногуччи. В это же время у него появляется большой заказ от Верховного суда в Вашингтоне. Он делает знаменитый портрет Сергея Рахманинова по заказу музыкальной фирмы Steinway, портрет певицы Надежды Плевицкой и, конечно, выполняет частные заказы.

Одновременно с выставкой в мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» представлена реконструкция кабинета Конёнкова 1930-1940-х годов, который помогает погрузиться в творческий мир скульптора и почувствовать атмосферу времени далеких 1930-х годов.