"Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране". К.Г. Паустовский. Сочинение-рассуждение на тему «Любовь к Родине Сочинение Любовь к природе

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту!{jlvotes}

Множество маленьких чудес видят глаза писателя, а его перо создает поэтическую прозу, полную замечательных образов. Глубокая наблюдательность, чуткость помогает проникнуть в сокровенную жизнь природы, вслушаться в завывание зимней вьюги, песню весенних ручьев, звонкие голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса.

Наша деревня уже около четырёх столетий носит красивое название – Пеганово. По данным из архивов удалось узнать, что в старину в деревне разводили «пегих» (пёстрых) лошадей, отсюда и пошло название деревни.

Много воды утекло с тех дальних времён, но разведением лошадей в деревне занимаются до сих пор.

Проходя мимо большого поля, где раньше школьники садили картошку, я увидела красивую картину – зелёное поле, а на нём пасутся прекрасные кони. Трава ещё небольшая, но уже сочная, прекрасный корм для лошадок.

Пройдёт ещё немного времени, и это поле будет жёлтое-жёлтое от распустившихся одуванчиков, а через неделю-другую станет белое-белое от пушистых шапок всё тех же одуванчиков. Красота!

В колеснице земли.

Отдыхают усталые кони –

Тишина на зелёном лугу,

Книзу солнышко голову клонит,

Небосвода сжимает дугу.

Приготовилось солнце к ночлегу,

Но катились колёса Земли,

Потому что в земную телегу

Молодую Луну запрягли.

Кони с конским глядят пониманьем

На крутую дорогу в зенит.

И сочувственно тихое ржанье

На лугу вечерами звенит.

Анатолий Мартюков.

Каменная птица папороть: сборник произведений устюгских авторов/Вологод.писат.орг.. – Вологда: Полиграф-Книга, 2014. – 336 с., ил.

Около моего дома растёт красавица-рябина. В начале лета она стоит как невеста, вся в белых цветах, а уже ближе к осени созревают ягоды. Клонит к земле ветки, все усыпаны красными гроздьями. В конце сентября или в начале октября, когда уже облетит листва, налетают целые стаи дроздов и свиристелей полакомится сочной ягодой.

Далеко ходить не надо, вот она красота природы, только руку протяни...

«.....Будто надеясь на какое-то чудо, уныло гляжу в окно на дорожную августовскую грязь. Там, через улицу умирающей нашей деревни, видны рябины соседа, огрузшие от обильных гроздьев.

Как много выросло ягод! На расстоянии ощущается тяжесть гроздьев, гнетущих к земле древесные сочленения. Кажется, что в терпеливом напряжении веток дерево ждёт, когда наконец налетит стая голодных серых дроздов. Они за пять минут опустошат всё это красочное богатство. Однажды я видел, как дрозды в один налёт обчистили и нашу рябину. Птицы клевали ягоды с поспешной жадностью, некоторые висели на ветках вниз головой и всё же клевали. Но почему одна рябина оранжевая, другая красная?......»

Василий Белов.

Белов В.И. Душа бессмертна: Книга рассказов / В.И.Белов; [предисл. С.Ю.Баранова, художник О.А.Бороздин, составитель О.С.Белова]. – М.: Центр книги ВГБИЛ им.М.И.Рудомино, 2010 – 320 с.

Стр.- 310. (рассказ «Душа бессмертна»)

Я очень люблю ходить в лес, собирать лесные дары: ягоды и грибы. Недалеко от нашей деревни, километрах в трёх, есть прекрасный бор, в котором растут белые грибы. Встанешь раненько утром, пройдёшь полем по росе и в бор, надо успеть первым, а то грибов не увидаешь. Зная все грибные места, порой намотаешь по бору ни один километр, но с пустыми руками никогда не уходишь. Вот они – красавцы беленькие.

«Знал я одно местечко, хранил и берёг. Было за что: попади туда - корзину сполна наберёшь. Одних белых грибов. Одних рыжиков. Подняться на бугор в сосняк – пойдут белые. Спуститься вниз к сырой моховине – изволь, рыжики россыпью. ...

....Помню, утро было прохладное, руки зябли. Нашёл я боровиков на пригреве: все круглоголовые, лобики у них умные, крутые. Загорелые эдакие крепыши на толстых ножках. Солнцем их хватило, были они тёплые, брал и ладони о шляпки грел!...»

Иван Полуянов.

Полуянов И.Д. За синей птицей: лесной календарь. – Архангельск: Сев.-Зап.кн.изд-во, 1969. – 208 с., ил.

Стр. – 143 (рассказ «Рыжики»)

Продолжая грибную тему, не могла пройти мимо такого красивого гриба – мухомора. Стоит красавец: красная шляпа в белый горошек, так бы и взял в корзинку, но, нельзя – ядовит. Оставим это лакомство для лесных жителей, а особенно – для лосей.

Утро в лесу.

Хорошо в лесу, ей-Богу!

В нём то тропка, то угор.

Вон, зевая, на дорогу

Вышел красный мухомор.

Всё окинул сонным взглядом,

Поглядел туда-сюда.

Никого... Ну и не надо!

Спите дольше, господа!

Андрей Климов.

Каменная птица папороть: сборник произведений устюгских авторов /Вологод.писат.орг.. – Вологда: Полиграф-Книга, 2014. – 336 с., ил.

Стр. – 321.

Я очень люблю природу, всё цветущее, порхающее, растущее... Летом в поле летает очень много красивых бабочек. Они перелетают с цветка на цветок, с ромашки – на репейник, и летят дальше. Кажется, что у них беззаботная жизнь, летай себе, порхай, но, увы, век их недолог, ведь многие бабочки живут только одно лето. И я, имея в руке фотоаппарат, не могла пройти мимо такой красоты природы, запечатлела маленький кусочек лета на фото.

Невозможность.

Полюбила б я тихий жасмин,

Плач колодца под песню калитки,

Чай с лимоном, уютный камин

В украшенье ракушки-улитки.

Полюбила б я кроткий жасмин,

И ночник, и мерцанье лампадки,

И в подвале брожение вин,

Ореол абажурный и грядки.

Полюбила б я нежный жасмин,

Голубила бы цвет недотроги.

Ворковала бы, тешилась с ним,

...Но репейник стоит у дороги...

Елена Виноградова.

Я вижу этот мир таким...: Стихи, рассказы . – В.Устюг: Издат. Дом Вологжанин, 2008.- 184 с.

Стр. – 151.

Середина лета... Поспела малина. Беру ведёрко и иду в лес за сладкой ягодой, благо растёт она недалеко, рукой подать. На старой вырубке разрослась лесная малина, не ленись, ходи – собирай. Ягодка в ведро, ягодка – в рот. Мммм....Сладкая!

Зову, зову подругу в лес:

Малина осыпается!

Подруге лес – не в интерес,

Никак не соглашается.

То – недосуг ей, то – больна,

Засыплет отговорками!

И до темна в лесу одна

Хожу-брожу с ведёрком я.

Ко мне в лесную тишину

Струятся птичьи посвисты...

Я зря малинники не мну:

Куст обираю дочиста,

Чтоб не манил после меня

К себе других старателей, -

Высоко ягоды, так с пня

Достану обязательно!

Хожу-брожу, топчусь-кружу,

Беря малину дикую,

То мозг былым разбережу,

То песню замурлыкаю.....

Ольга Фокина.

Фокина О.А.

Стихотворения. Поэмы. Венок сонетов / Предисл. И.А. Никитиной; Худож. Н.В. Лаврентьева, С.В. Лаврентьев. – Вологда: «Книжное наследие», 2007. – 384 с.: ил,; портр.

Стр. – 319.

Тема природы в произведениях писателей очень многогранна. Я выбрала произведения писателей и поэтов Вологодского края, ведь никто не напишет про нашу природу так, как видят её земляки.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Исполнитель : Окуловская Н.Г., д. Пеганово, 2017 год.

Экологическое воспитание на уроках литературы.

из опыта работы учителя русского языка и литературы Агафоновой Светланы Адамовны

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4»

Город Шемонаиха .

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» - писал К. Паустовский.

Формирование чувств к Родине и воспитание любви к родной природе как её части - одна из важных задач школьного курса литературы. Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учеников.

Без всяких сомнений, каждый учитель понимает, что экологическое воспитание на уроках литературы - это составная часть нравственного и эстетического воспитания.

Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.

В программе по литературе главенствующее место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно в нашем понимании жизни: с родной землёй, человеком на ней, с родиной, природой, народом, духовной памятью, преемственностью и традициями-иными словами, с духовностью как способностью человека к осмыслению жизни во всех её проявлениях, к самопознанию, без чего нет любовного бережного отношения к природе. Тем не менее, в практике нашей работы нередко недостаточное внимание к проблемам связи человека с миром природы, «с братьями нашими меньшими». Эти проблемы были и остаются для писателей многих поколений актуальнейшими проблемами времени.

Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность. Богатый мир природы, её гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, И.Тургенева, Ф.Тютчева, К.Паустовского, В.Астафьева и многих других писателей, чьё творчество изучается в школе.

Литература в своём движении во времени всё более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живём. Художники слова помогают подвести учащихся к осознанию того, с чем это связано, вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. Если в творчестве писателей 19 века мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты, они усиливаются в произведениях Солоухина, призывающего не к иждивенчеству, а к сотрудничеству с природой, и доходит до обостренной звенящей высоты в «Царь-рыбе» В.Астафьева, в потрясающем произведении Ч.Айтматова «Плаха», главная мысль которых в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведёт к гибели самого человек; человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя.

Художественный образ мира, созданный в литературе, воспроизводит такие отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг на друга, раскрывают свой сокровенный смысл в диалоге. Природа в художественном произведении помогает лучше понять душевное состояние, внутренний мир героя. Достаточно вспомнить сейчас произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Шолохова и многих других.

Рисуя различные отношения человека и природы, художественные произведения позволяют ученику выявить и характер своих отношений с миром, осознать, что отношение человека к природе раскрывает его нравственную, социальную сущность.

В литературе образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порой принимаем за чистую лирику природы, пейзажные зарисовки оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств.

Решая на уроке задачу воспитания бережного отношения к природе, нельзя забывать о специфике воздействия художественного слова на читателя-школьника. Чтобы это воздействие состоялось необходимо:

*Постоянно вызывать сильную, яркую эмоцию на предлагаемый художественный материал - это эмоциональное слово учителя, выразительное чтение учителя или учеников, обращение к ним публицистически заострёнными вопросами.

Примером глубокого личностного обращения учителя к каждому ученику может служить рассчитанное на душевный отклик слово, например, при знакомстве с повестью В. Распутина «Прощание с Матёрой». «Если Земля-территория и только, то отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину - освобождают, территорию - захватывают. Хозяин-на земле, на территории - завоеватель, покоритель. Так кто же нам эта земля-земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся Земля? Или территория. Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё что могли, а там хоть потоп?»

*Воссоздание в воображении учащихся зрительных и слуховых образов природы, раскрывающих её красоту, величие, ценность, влияние на внутренний мир человека. Решению этой задачи служит такой тип вопросов и заданий, который позволяет испытать читателю «эффект присутствия»:

Каким мы видим в произведении мир (природу, лес, землю, озеро…)

Вот мы вместе с писателем мысленно прошли по лесу и озеру, Что и благодаря чему мы увидели и услышали? (Например, при знакомстве с произведением М.Пришвина «Кладовая солнца»5 класс.)

Перескажите описание природы, сохраняя авторские эпитеты, сравнения.

Как меняется картина природы в течение дня?

Как рождается утро?

О чём свидетельствуют эти художественные картины?

Важны и задания, предлагающие передать своё восприятие природы (её звуки, краски, движения) и вызванные художественными и реальными картинами природы, чувства (любовь, восхищение, радость, грусть, тревогу, боль).

*Осознать влияние на внутренний мир человека. Этому помогают задания на осмысление высказываний литературных героев, например, героя одной из повестей В. Распутина, который любуется красотой вечера у реки: «Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном и так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа

Учащимся предлагается передать своё отношение к этому высказыванию, рассказать, испытывали ли они такие моменты, подумать, о чём это говорит.

*Так как художественное произведение - это отражение жизни через призму авторского отношения к ней, необходимо направлять учащихся на оценку экологической ситуации, легшей в основу произведения, на оценку её автором, на сопоставление позиций писателя в его отношении к природе со своим, читательским.

Для осмысления позиции писателей и своего отношения к ней важна постановка перед учащимися такого типа вопросов:

Каким предстаёт перед вами художник из своих высказываний, произведений о природе? Чем озабочен? Что отстаивает? К чему непримирим? Какие взгляды писателя наиболее близки вам?

О каких его убеждениях вы могли бы сказать, что это и ваши убеждения.

*Осуществлять перенос «на себя» ситуаций, описанных в произведениях, действий, поступков, мыслей, чувств героев, связанных с восприятием природы и отношением к ней. Это ведёт к глубоко личностному переживанию и осмыслению прочитанного. Здесь уместны, например, задания такого типа:

Писатель К. Паустовский назвал милые сердцу края обыкновенной землёй.

Согласны ли вы с ним?

Любим ли мы свой край? В чём это проявляется?

Какие поэтические образы родной земли, родной природы наиболее близки вам и почему?

В последнее время экологическая тревога обретает особое общественное звучание в нашей литературе. Наше неравнодушие к этой проблеме поможет нам воспитать активных защитников природы.

Не оставляют равнодушными такие произведения, «Кладовая солнца» и «Всё в тающей дымке». «Здесь нужно всмотреться»- вот девиз совместной работы учителя и учащимися.

Расскажите о самых дорогих вашему сердцу уголках малой Родины?

Когда вы уезжаете и думаете о своих родных местах, что вы прежде всего вспоминаете?

Назовите места в районе, городе, где вам нравиться бывать? Что вы знаете об этих местах? Какими бы вы красками изобразили вечернюю зарю или заходящее солнце?

Вся эта работа приводит к выводу: всмотреться в природу и увидеть в её не броскости, застенчивости «прелесть» - это значит приобрести такую зоркость души и сердца, которая потом позволит по-настоящему всмотреться в себя, в людей, в жизнь, понять её смысл.

Подтверждением этого являются те сочинения, которые пишут наши ученики после знакомства с произведениями, которые уводят в мир родной природы. Эти сочинения - результат того огромного влияния, которое оказывают произведения на формирование лучших начал в человеке.

Ученик 6 класса Кирилл Р. пишет сочинение «На пасеке»

Труд-это жизнь.

Однажды летом к нам приехал мой дядя и пригласил меня на пасеку. Он пчеловод.

Мне очень понравилось на пасеке. Расположена она в лощине. Вокруг пасеки растёт множество деревьев, весело журчит ручей. В зелёной листве деревьев целый день раздаётся весёлое пение птиц, стрекотание сорок. Несколько дней я жил на пасеке и помогал дяде. Работа очень интересная, но сложная. Пчёлы заинтересовали меня своим трудолюбием. С самого восхода солнца до его заката кипит у них работа. Жизнь пчелы очень коротка: после десяти вылетов она погибает от непосильного труда.

Много интересного я узнал о жизни пчёл от дяди в это лето. Но и труд пчеловода похож на жизнь пчел. Он тоже встаёт с первыми лучами солнца и заканчивает работу поздно вечером.

Наблюдая за пчёлами, муравьями, птицами, взрослыми людьми, я пришёл к выводу, что труд - есть смысл всего на земле, труд-это жизнь.

Большое значение в воспитании бережного отношения к природе имеет произведение М.Пришвина «Кладовая солнца». Пришвин смотрит на природу не глазами случайного путешественника, а добрым взглядом рачительного труженика, которому лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь. Знакомясь с произведением, подчёркиваем особо мысль о том, что природа - общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья. В процессе работы класса над произведением стремлюсь, чтобы эта мысль стала дорога и им.

Вот обращение к Антипычу с вопросом, где, правда. Но Антипыч отвечает:

Нет, пока жив я сказать не могу, вы сами ищите.

Ставятся проблемные вопросы:

В чём правда Антипыча? Почему каждый сам должен искать правду?

Эти вопросы-задания придают смысл всей работе над сказкой, определяет роль и назначение каждого факта и эпизода в произведении.

Ответ на первый вопрос пятиклассники находят в самом произведении: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь». Учитель поясняет ученикам эти слова и помогает ответить на последний вопрос: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе, к этой правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? Что понимала Травка и как будто не понимали люди? Очень важен такой вопрос: почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? Борьба чего против чего?

Ответ на него помогает ребятам противопоставить важнейшее качества, определяющие поступки людей: с одной стороны любовь к ним, с другой стороны - эгоизм.

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную тесную связь всего существующего на земле, необходим серьёзный разговор.

Могут ли сосны, ели, ветер уподобиться живым существам?

Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?

Докажите, что чувства Пришвина к природе согреты живым участием, что для него она имеет живую душу?

Оправдано ли название сказки «Кладовая солнца»?

На сколько лет хватит торфа для большой фабрики? А леса? Ягодников? Зверей и птиц, если не беречь и не восполнять?

Цель наша достигнута, если ребята понимают, что для мудрого человека, расчётливого хозяина, который берёт у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа-друг, союзник. Если же человек только берёт, он погубит сначала природу, а потом себя.

Показывая взаимосвязь человека и природы мы «правду» человека раскрываем через природу.

Для чего открыта «Кладовая солнца»?

Выслушивая рассуждения учащихся, обращаю их внимание на мысль о том, что воспользоваться богатством, кладом природы может тот, кто её знает и любит, кто по-настоящему умеет трудиться. В связи с этим мы говорим о Насте и Митраше.

Подчёркиваем трудолюбие детей, любовь ко всему живому, чуткое отношение к природе, близость к ней, их бескорыстие. Настя отдала больным детям собранную с большими опасностями и трудом, целебную ягоду, которая им с Митрашей тоже была нужна.

Размышляя с учащимися о названии сказки, говорим о роли солнца в жизни природы и человека, как неиссякаемого источника тепла под благотворным влиянием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками и светом.

Покажите, как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днём.

Учащиеся читают, как на чёрный большой пень, хранивший тепло солнца, «выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящерий» ,а «четыре бабочки-лимонницы,сложив крылышки,припали усиками» ,большие чёрные мухи прилетели ночевать».

В заключение читаем слова Пришвина о роли солнца в жизни природы:«…горячее солнце было матерью каждой травинки,каждого цветочка,каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало тепло».

Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или, наоборот, правду солнца у Антипыча?

Обобщая наблюдения, отмечаем, что правда солнца-та же правда Антипыча. Суть её в то же: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Антипыч дарит добро лесу, людям, Травке.

Овладеть правдой Антипыча-это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.

В ходе совместной работы пятиклассники убедились, что богатство природы и её красоту надо охранять и беречь, так как, по мнению Пришвина, «охранять природу - значить охранять Родину».

Как при чтении произведений писателей-классиков, так и при чтении произведений современных писателей ведётся большой разговор о природе, о бережном отношении к ней, частице нашей жизни, решаются вечные проблемы-добра и зла.

Предлагаются для самостоятельного чтения произведения, которые заставят многое увидеть, понять в жизни природы, серьёзно задуматься о своём участии в её судьбе. Особый интерес подростки проявляют к произведениям, в которых появляется четвероногий друг человека - собака. Это и «Белый Бим Чёрное ухо» Троепольского, «Царь-рыба» Астафьева, «Потомок Джима» Абрамова, рассказы Бианки и другие.

В старших классах были прочитаны учащимися самостоятельно и проведены уроки, посвящённые произведениям в основе которых лежит тема защиты окружающей среды (это Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», Айтматов «Белый пароход», «Плаха» и другие). После обсуждения прочитанного писали сочинение. Например, было предложено сочинение - миниатюра «Человек и природа» Вот одно из них.

«Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней», - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем иная, чем та, среди которой мы живём сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе, ничто кроме птичьих песен, не нарушало тишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озёр, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц становится всё меньше и меньше. Безумный двадцать первый век принёс человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем.

Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. те, кто постоянно связан с природой, люди, которые наблюдают и изучают, - учёные, писатели, работники заповедников, многие другие, а в последнее время и космонавты обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, задумались и забеспокоились люди на земле.

О природе писали и пишут многие художники слова. В детстве мы читали Аксакова, Бианки, Паустовского и многих других писателей, отражающих в своих произведениях природу, её растительный и животный мир.

О взаимоотношениях между человеком и природой с душевной болью пишут Б. Васильев, В.Распутин Ч.Айтматов.Им удаётся глубже раскрыть нравственные страдания героев через образы природы.

Ничто не может заменить нам живой переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливее чем прежде относиться к ней, ведь мы сами - тоже её частица, несмотря на то, что отгородились от неё каменными стенами городов. И если природе будет плохо, непременно плохо будет и нам».

Вся наша сегодняшняя боль за нашу землю, за уничтожение травы, животного мира звучит в этих произведениях и раздаётся призыв опомниться, сохранить нашу планету Земля, оставить её для потомков.

Тема войны и экологии звучит и не перестаёт звучать в нашей литературе, пока она будет существовать. Поэтому не случайно, что именно такие произведения с интересом читаются юным поколением, вызывая столько раздумий, формируя лучшее, человеческое.

Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы

Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой. В основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).

Лирический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца - символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности.

Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:

Распахни мне объятья твои,

Густолистный, развесистый лес.

Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».

Темы стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета - «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.

Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Валентина Вильчинская
Проект «Чему учит нас природа»

Аннотация

В высказываниях древних и современных мудрецов мы часто встречаем совет: «Учись у природы». Что имеется в виду? Может, это – поэтическое преувеличение? Как можно учиться у людей, мы можем себе представить без особых затруднений, но как можно учиться у природы? Разве может свежий горный воздух, наполненной праной, дать нам ещё что – то, кроме здоровья и жизненности? Прогуливаясь среди деревьев, созерцая течение реки, наблюдая смену времён года, можем ли мы получит новые знания? Как и чему может научить нас природа?

У природы человек научился всему, что умеет, множество идей преобразования окружающей действительности, ее изменения, подчерпнуто человеком именно из самой же природы. Человек сам как часть природы, изменяет и преобразует ее.

Во время подготовки проекта ребёнок имел возможность удовлетворить свою любознательность, что позволило расширить представление о том, как можно учиться у природы. Самостоятельно обобщать полученные представления и делать выводы.

В работе определена цель: выяснить чему учит нас природа.

Выдвинута гипотеза: дети, получив знания об экологических явлениях и поведении животных, будут бережнее к ним относиться.

При работе над проектом были использованы методы исследования:

Теоретические

Анализ литературы.

Сравнение и наблюдения.

Эмпирические

Наблюдение.

Практические

Изготовление буклетов

Вывод: Из данной работы можно сделать вывод, что познавательно - исследовательская деятельность позволяет расширить представление об окружающем мире, помочь, детям с раннего возраста, понять, что они - часть природы, учит обобщать полученные представления и делать выводы.

Введение.

Чему нас учит природа

Нас солнце учит не жалеть,

Река - на месте не сидеть,

Звезда - гореть, земля - искать,

Простор небес - с земли взлетать.

Дожди нас учат чистоте,

Цветы - любви, закат - мечте,

Сопротивленью - паруса,

Прощенью - мамины глаза.

Однажды Валентина Михайловна нам прочитала стихотворение поэта Владимира НатановичаОрлова:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной народ,

Учит крепкой дружбе.

Как можно научиться у людей, я себе могу представить без особых затруднений, но как можно учиться у природы? Чему она может нас научить? Я решил выяснить, чему же всё-таки мы можем научиться у природы.

Цель работы: выяснить, чему мы можем научиться у природы.

Объектом изучения стала природа.

Предметом исследования стали природные явления и повадки животных.

Для достижения поставленной цели мною решались следующие задачи:

1. Изучение явлений природы, жизнь и повадки животных;

2. Освоение представлений и понятий о живой и неживой природе;

3. Умение находитьответ, на волнующий вопрос, используя разнообразные источники.

4. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в ней.

Описание работы.

Здравствуйте. Меня зовут Разумов Владислав. Я хожу в детский сад «Ягодка» в подготовительную группу.

Однажды Валентина Михайловна нам прочитала стихотворение поэта Владимира Натановича Орлова: «Чему учит нас природа». И мне стало интересно, а чему мы ещё можем научиться у природы. Я беседовал с воспитателем, с мамой читали энциклопедии, искали информацию в интернете. И сегодня я хочу рассказать о том, что я узнал. Надеюсь, вам тоже будет интересно, как и мне.

Перед нами изображено дерево. Оно стоит неподвижно.

Терпит всё: ветер и стужу, дождь и снег. Обрежут ветку, оно ничего не говорит. Дерево по своей природе очень терпеливое. У него можно научиться терпению.

Чему учит нас собака? Собака – внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. Попав в новый коллектив, собака нуждается в некотором времени, чтобы понять, как распределены здесь роли, кто вожак, кто кормилец, кто будет с ней играть и гулять. И только сориентировавшись в системе отношений между людьми, собака устанавливает свои особые отношения с каждым из членов коллектива в отдельности. Её такту и способности налаживать контакт с людьми зависимости от их индивидуальных особенностей и предпочтений стоит поучиться.

Когда мы видим собаку, мы видим, полную верность во взгляде. Почему собак любят? Потому что они верные животные.

Если сравнить собак и волков, то волки неверные, хотя похожи на собак. Когда мы смотрим в глаза волка (например в зоопарке, то у него взгляд напряжённый, подозрительный, у него нет никого, кому бы он верил. Хотя внешне они похожи с собакой. Собаки верные,поэтому находятся рядом с человеком. У собаки можно научиться верности.

Обратите внимание на кошку. Кошка знает, чего хочет, и безошибочно выбирает то, что ей, в самом деле, подходит лучше всего. Именно поэтому многие склонны считать её холодной и эгоистичной. Но это неверно: кошка – очень чувствительное животное, а её привязанность к хозяину, пусть и не такая очевидная, как у собаки, делает её верным другом, готовым поддержать и успокоить посредством нежных прикосновений. Она всё время расслаблена. Это значит, что в жизни надо научиться всё принимать так как кошка:быть расслабленным и спокойным. Кошка даёт нам прекрасный урок того, как можно соблюдать баланс между собственными интересами и потребностями окружающих. Кошка ненавязчива в общении, она тщательно дозирует знаки своей любви и сама решает, что ей делать.

Те, кто разводит пчёл, знает насколько это удивительное насекомое, они знают, что нельзя ставить улей слишком далеко от цветов. Она просто износит свои крылья и умрёт в дороге и поэтому улья ставят поближе, чтобы пчёлы летали не так далеко. Чтобы не сильно уставали, потому что пчёлы сами себя беречь не будут. Они будут до последнего жить для этого улья. Пчела не живёт для себя. У пчелы можно научиться коллективному мышлению. Глядя на пчёл мы понимаем, что в коллективе надо делать всё вместе.

Наблюдая, как паук плетёт паутину, человек научился плести сети.

Если дельфин находит раненого дельфина, он помогает ему оставаться на плаву. Дельфины учат нас не бросать друг друга в беде.

Слоны никогда не бросают пожилых. Слоны учат уважать старших.

Некоторые растения и моллюски подсказали человеку, как делать капканы: моллюски захлопывают свои раковины, а растения – свои створки, когда в них попадает пища.

Наблюдая, как хамелеон, тщательно прицелившись, выстреливает в добычу своим длинным липким языком, человек придумал гарпун.

Когти, клыки и клювы – орудия охоты животных – стали примером для изготовления наконечников стрел и копий.

Змеи и скорпионы убивают свою жертву ядом – это подсказано человеку, как пользоваться отравленным оружием.

Даже такой приём охоты, как засада, людям подсказали животные. Понаблюдайте за кошкой, как терпеливо она может сидеть, притаившись и наблюдая, не потеряли ли бдительность воробьи. Так же подкарауливают добычу крупные кошки – пантеры, леопарды, рыси и ягуары.

Особыми учителями людей были волки. В их охоте строго распределены все роли: одни затаиваются в засаде, другие загоняют добычу. В такой охоте уже требуется разум. Может быть поэтому древние люди особенно почитали умных, смелых и сильных животных: медведей, волков, тигров.

Заканчивая своё выступление, я хочу рассказать ещё о 4 вещах, которым животные могут нас научить:

Кормление и забота о здоровье своего питомца учит нас ответственности.

Животные либо любят нас, либо нет. Я думаю, что животные способны любить. И учат нас этому.

Забота о животном учит нас терпению.

Попробуйте кинуть мячик собаке, или поиграйте верёвкой со своей кошкой и вы поймёте, что удовольствие можно получать и от мелочей.

А ещё я понял, что мы должны делить трудности между собой, помогать друг другу и держаться вместе. Такой закон природы. И мы должны жить по этому закону.

Заключение

Работая над своим проектом я узнал, что человек с древности учился у природы. Природа – это неисчерпаемый источник знаний и новых открытий. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. А главное – учиться у неё всю жизнь, и тогда нас ждёт много новых открытий.

Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. Именно в семье ребёнок может получит первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.

«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, - писал М.М.Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу»

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно.

Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учите детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот величайший подарок, который нам дарит матушка приро-да.

Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем их защитить от холода. Предложите им сделать доброе дело- укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

Лучший отдых летом - это поездка в лес. Полюбуйтесь деревьями-великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарствен-ные растения, назовите их, объясните пользу.

Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для лечения. Объясните детям, что грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое время на этом месте вырастет новый гриб.

Не заглядывайте в гнёзда птиц- это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.

Мы и природа - одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам - взрослым.

«Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»

Сообщение для педагогов

«Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»
К.Г. Паустовский

Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. «Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, - писал М.М.Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут

цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Ученые с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, реки, моря загрязняются, а это ведет к гибели в них всего живого. На земле уже исчезли многие виды животных и растений. Людям стало не хватать чистой воды, т.к. реки и озера из-за вырубки лесов пересыхают, их загрязняют химическими веществами, промышленными и бытовыми отходами.

Каждый из нас должен беречь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветок. Не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на берегах рек, на лесных полянках. Не допускайте пожара в лесу. Не загрязняйте леса, озера и не разрешайте это делать знакомым, не травите и не губите рыбу. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей Родины.

О том, как научиться любить и беречь родную природу ребёнок может получить первые знания ещё в дошкольном детстве. С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой. Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. Пение птиц, журчание ручья, плеск воды в реке, шелест травы, окраска, форма и запах цветов и плодов, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому.

Ребёнок должен знать, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно. Необходимо обращать внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учить детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот

величайший подарок, который нам дарит матушка природа. Зимой обращайте внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Прочитайте стихотворение С.Есенина:

Доступно объясняйте детям, что зимой деревья спят, и только мы можем их защитить от холода. Предложите им сделать доброе дело - укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».

Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т.д.)

На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Предложите ребёнку поиграть в игру «Следопыты». По следам на снегу вы можете определить, кто здесь прошёл, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).

Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру «Найди приметы весны». (Солнце ярче светит, небо голубое-голубое, появились первые цветы и т.д)

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы, и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

Лучший отдых летом – это поездка в лес. Полюбуйтесь деревьями-великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарственные растения, назовите их, объясните пользу. Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса. Некоторыми грибами животные не

только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось, и он пригодится ему для лечения. Объясните детям, что грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое время на этом месте вырастет новый гриб.

Не заглядывайте в гнёзда птиц - это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.

Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание. Научите детей правильно вести себя в природе, не причиняя вреда всему живому, что их окружает.

Не оставляйте мусор на местах своего отдыха!

Беречь и любить природу помогают экологические сказки. Их очень любят слушать любознательные малыши. Они задают множество вопросов, и необходимо вместе находить на них ответы.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию её мира, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Мы и природа – одна большая семья. Научим детей видеть красоту родной природы, воспитаем бережное отношение к ней, и ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает - и наше воспитание не пройдёт даром. И тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

).
- Народ (4. ).
- Родина/Отечество (4. ).
- Земля, Природа (5. , 5. ).
- Человечество (6. , 6. ).
- Мироздание, Вселенная, Бог (7. ).

Я - часть Природы, Человек на планете Земля

Полюби!
Свет зари отразился в листочках берёз,
И они засияли в нём, трепетно млея…
Я влюблён в эту Землю безмерно, до слёз!
Всё держу на своих я ладонях, лелея!

Я ласкаю деревья, целую цветы,
Обнимаю, Любовью питая и грея!
Полюби же родную природу и ты,
Понимая, что всё это - Бога Творенье!
© Н.А. Некрасов

«СОХРАНИМ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ». 2014 г. Благовещенский Владимир Кузьмич

Человек прокладывал новую асфальтовую дорогу. Но прежде, чем он закончил, толпа ребятишек пробежала по дороге, оставляя следы по всей затвердевающей поверхности. Сосед, который слышал его ругательства, упрекнул его: «Вася, я думал, ты любишь детей». «Я люблю их, - ответил он. Абстрактно, но не конкретно».
Очень легко любить людей абстрактно, реальная проблема вырастает в конкретном. До тех пор, пока мы не любим человеческие существа - конкретные, реальные человеческие существа - вся наша любовь к деревьям и птицам поддельна, просто притворна.
Если мы можем любить людей, только тогда в нашем сознании вырастет пространство, где мы сможем любить птиц, деревья, горы; но это после. Если мы не можем проникнуть в реальность, которая так близка, то, как мы сможем проникнуть в реальность, которая далека? Как можем мы объединиться со скалой?- у нас не существует общего языка. Или мы должны стать скалой, или скала должна стать человеческим существом. Иначе это расстояние очень велико, несоединимо. Соедините это сначала с человеком.

Возможно ли полюбить дерево? Если распознаем деревья в человеческих существах - только тогда; увидим птиц в человеческих существах - только тогда, потому что каждый из нас уже был всем этим, он до сих пор несёт отпечатки Царства Растений и Царства Животных в своём подсознании. Мы были однажды камнем, деревом, птицей, животным. Мы были всем этим, и весь этот опыт всё ещё внутри нас. Единственный способ соединиться с внешним деревом - это соединиться с деревом, которое внутри человеческого существа, т.е. полюбить всё своё Естество.
Полюбите себя! Рискните, будьте смелыми. Идите глубже в свою Суть, и скоро вы обнаружите, что человек - это не просто человеческое существо; человек - это человеческое существо плюс всё существование, потому что человеческое существо есть видимая вершина эволюции.
Не чувствовали ли вы иногда в женщине, что она кошка? Не случалось ли вам заглянуть в глаза женщины и почувствовать кошку внутри? Не будучи кошкой, никакая женщина не может быть женщиной. И вы найдёте там самку. И то же происходит с мужчиной - вы найдёте волка.
Всё это существует в человеке, человек эволюционировал через это. Это так же, как каждый из нас был ребёнком, затем стал молодым человеком; вы думаете, ваше детство совершенно исчезло? Вы можете состариться - юность просто исчезла из вас? Она здесь, вы добрались до другого слоя. Срубите дерево, и вы обнаружите в дереве слой на слое. Именно так определяют возраст дерева: если дереву шестьдесят лет, тогда оно имеет шестьдесят слоев. Каждый год оно меняет кору и вырастает новый слой.
Если вы проникнете глубоко в своё существо, вы найдёте слои как в дереве. Чем глубже вы идёте, тем больше вы обнаружите странных вещей. Каждый из нас - есть маленький мир, включающий в себя все Царства Природы. Вы уже не сможете сказать: «Я буду любить деревья, а не человеческие существа». Тогда ваша любовь к деревьям будет фальшивой, вы подошли к ним неверно. Сначала они должны быть любимы в человеческих существах, сначала они должны быть обнаружены в людях. Только тогда вы полюбите каждое конкретное дерево, только тогда вы полюбите каждого конкретного человека.

Как я отношусь к Природе? В чём это проявляется?
Разрушаю её своими действиями или способствую процветанию?


Многие скажут, что любят Природу. Но я уверен, что люди при этом думают о другом. Любить Природу и любить быть на природе - это два разных понятия. Первое означает созидать во благо Природе, а второе - быть потребителем того, что создал Бог. Ловить рыбу, охотиться, собирать грибы - это ещё не любовь к Природе.
Человек на Земле давно превратился в раковую клетку. Психология потребителя - это и есть психология раковой клетки. Сожрать, потребить, насытиться, а после меня - хоть потоп.
Люди в большинстве своём перестали созидать, творить. И это грустно. Любовь - это созидание во благо. Любовь к Природе - это созидательная деятельность во благо Природе.
Но не всякая деятельность человека созидательна. Человек может трудиться, применять свои знания, но при этом будет разрушать окружающий мир. Например, любое производство по сути своей разрушительно, чего бы оно ни производило. Так как уничтожает Матушку-Природу. Вот и получается, - труд и знания есть, а мудрости нет, так как нет в деяниях людей Любви.

Человек возомнил себя венцом Мироздания - Царем Природы. Этот «царь» решил, что такое его «главенствующее» положение даёт ему безграничное и безнаказанное право распоряжаться судьбами своих «рабов» - подданных других царств: растений, животных, стихиалей природы и т.д.
Из истории развития человеческой цивилизации нам хорошо известно, как и почему гибли многие великие царства. Создавая своим существованием и своими непродуманными действиями невыносимые условия жизни для других народов, эти царства вынуждали эти народы объединиться и в конечном итоге подавить, уничтожить тирана. Так почему же мы думаем, что наша планета, - живое, разумное существо, будет бесконечно терпеть со стороны этого зазнавшегося, неразумного существа, как человек (этого «большого органа», губящего весь организм), безнаказанно творить свои бесчинства. Если «орган»; не подаётся лечению, то организм будет стремится отторгнуть этот орган, как атавизм. Проявление «защитных свойств» больного организма планеты мы уже наблюдаем, но понять причину не можем, или не хотим. Однако незнание законов Мироздания, не освобождает нас от ответственности. Так давайте же изучать эти ЗАКОНЫ и делать правильные ВЫВОДЫ!!!

© Волков А.Н. - Ступени Бытия Человек не Царь Природы, а Водитель Природы! Божественный Свет сияет в минеральном и растительном царствах, и там тоже он продемонстрировал свои явления, хотя его полное сияние достигнуто лишь в человеке.
В растительном царстве мы видим, как одно маленькое растение, плод или цветок распространяют вокруг себя влияние, в надлежащее время покрывая определённую часть леса теми же сладкими плодами или теми же душистыми цветами.
Если внимательно рассмотреть животное царство, мы увидим, что у некоторых животных имеется особый дар. Мы увидим, что у птиц в каждой стае есть лидер. У слонов, особенно у тех, что живут в лесу, есть мудрый слон, который всегда идёт впереди стада, осторожно неся хоботом ствол дерева. Он пользуется им как палкой, проверяя дорогу, по которой идёт, - нет ли там ловушек, он делает это как ради собственной безопасности, так и для безопасности своих последователей. В джунглях стая обезьян обычно подчиняется команде одной обезьяны: после того как она прыгнет, и они все прыгают. Лисы и собаки в джунглях выбирают из своей среды одну, самую сторожкую, которая подает сигнал тревоги прежде, чем приблизится опасность. В стае птиц одна мудрая и храбрая птица ведёт всю стаю. И так происходит у многих зверей и птиц. Такая способность водительства отвечает целям проявления в эволюции Царств Природы.
Люди в той или иной степени являются духовными водителями для низших Царств Природы.
Тенденцию к водительству мы, хотя и в небольшой степени, встречаем у родителей, которые, независимо от того, как сложилась их собственная жизнь, всё же хотят, чтобы дети воспользовались их опытом, чтобы дети могли жить правильно.
Водительство в высшем эволюционном проявлении можно увидеть у , которые действуют как официальные лица бесконечного правительства и известны миру как посланники. В их числе святые существа разных уровней. Они отличаются друг от друга по степеням, в соответствии с глубиной проникновения в мир невидимый или же по ширине пространства, занимаемого ими во Вселенском Сознании, а также по размерам той сферы человечества, которая дана им для водительства.

Раствориться в Любви...
И с Любовью - в лесу -
Стать лишь каплей на ветке,
Что дрожит навису!..

Окунуться в прозрачный
И тонкий Покой…
В каждом дереве слиться -
С Его Тишиной! Потерять свое «я»,
Обретая взамен
Бесконечное Сердце
С Любовью ко всем!
© Светлана Кравцова


Тогда какая деятельность может быть созидательна для Природы?
Ответить на этот вопрос не так то просто. Точнее, ответить просто, да не просто следовать в современных условиях жизни.
Все мы пока являемся потребителями. Потребляем электроэнергию, топливо для автомобиля, пользуемся предметами быта… И мало кто готов пока от всего этого отказаться. Но кое-что могут сделать уже сейчас. И я призываю вас к этому.
В первую очередь необходимо свести к минимуму потребление. Например, отказаться от роскоши. Это ни к чему. Тем более что роскошь развращает и вызывает зависть.
Следующее, что можно сделать - не сорить и убрать там, где уже есть мусор.
Ты меня из детства поднимала,
Хлеб давала с песнями соловья,
Отвела дорог мне немало,
Земля, зореносица моя!

© Андрей Малышко

Мы все живём в потоках Любви. Наша Мать-Земля всегда готова дарить нам свою Любовь. Сознательно сонастраиваясь на Любовь Земли, мы получаем больше жизненной стабильности (это очень важно, поскольку мы должны чтить и поддерживать физическое тело, устремляясь к звездам). Когда мы сознательно и благодарно принимаем энергию Земли, то получаем «почву под ногами» - у нас больше жизненной силы, смелости, уверенности в себе.
Принимайте Любовь Земли - она поможет Вам отпустить застарелые материальные проблемы и приведёт к сокровищнице изобилия.
Земля любит и питает нас. Ешьте овощи, выращенные в земле - картофель, лук, корнеплоды. Ходите по мягкой земле босиком, лежите ночью на прохладной траве, смотрите на звёзды и сознательно настраивайте своё сердцебиение на ритм Матери Земли. Принимайте дары Земли с радостью и благодарностью. Радость и Благо Дарность - есть Ваш дар и Ваша любовь Земле.
Наполняйтесь Любовью, Радостью и Благодарностью.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые цветы меж колосьев и трав
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав...

© И.А. Бунин

КАТАЛОГ СТАТЕЙ


Демонические Стихийные Духи Природы.







Травник.

Одним из компонентов трансфизического познания и Сознания Единства является раскрытие чувственного восприятия Природы, ощущение и видение Стихий Природы.


Как зарождается в нашей душе чувство любви к Родине? Оно возникает в процессе общения человека с природой, когда мы открываем её неброскую красоту.

Эти картины всегда привлекали внимание наших художников и писателей, которые умели открывать «прекрасное в обыденном», понимали всю неповторимость русских пейзажей. Одним из них был К. Паустовский. Природа всегда была в центре его внимания. Он ездил по разным странам и свои впечатления вкладывал в лучшие произведения. Одно из них – повесть «Мещерская сторона». В ней писатель изображает красоту русской природы с её тихой, гармоничной; немного печальной жизнью.

Вся повесть состоит из пятнадцати кратких глав, каждая из которых – это маленькое произведение.

Они не соединены общим сюжетом, но в них присутствует один герой – рассказчик. Это странствующий любитель путешествий, проходящий по нетронутым уголкам и дебрям красивейшей, но дикой русской природы. В повести автор демонстрирует нам новый взгляд на жизнь: стремиться всеми силами к гармонии с живым, не забывая о его существовании. Мы видим его попытку разрешить, преодолеть все противоречия между человеком и окружающим миром.

В повести Паустовский создаёт прекрасные картины скромной, но такой притягательной природы! И как только он этого добивается? Автор использует волшебную колоритную палитру, необыкновенные образы для сравнения и необычные эпитеты. Например, «лиловые колокольчики на полянах», а озеро в повести блестит, словно «чёрное, косо поставленное зеркало», макушки деревьев золотит закат «старинной позолотой», «голубым хрусталём загорается на заре Венера».

Вот только кроме разнообразия колорита, писатель обращает внимание читателя и на звучание, которыми, насыщает места, описываемой им природы. И вот используются приёмы олицетворения. У Паустовского Мещерский край и звенит, и поёт самыми разнообразными голосами, и шумит.


Очень привлекательна в Мещере и тишина, когда колокольчик заблудившейся телушки слышится одинокому страннику, даже за сотни метров…

Так же, автор рассказывает о том, что Мещерский край – это местность необыкновенных ароматов леса и луга. Руки пахнут «дымом и брусникой», а банька - «яблоками, чисты вымытыми полами», плодовый сад пахнет не только яблоками, но и «дождём». В тот миг, когда рассказчик уплывает н лодке, в туманное утро, то всё это остаётся позади. А что впереди у путника? «Пустынный сентябрьский день», «затерянность в этом огородном мире… листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба».

Постепенно более чётко выступает в произведении лик рассказчика. Мы понимаем, что это добродушный, понимающие всё живое вокруг, любящий природу человек. Он интересуется не только людьми, но и теми событиями, которые происходят с ними. Писатель окружает его множеством самых различных персонажей: пастухов, паромщиков, сторожей и лесников. Все они самые обыкновенные, простые люди, но в каждом из них есть какая-то интересная, яркая, запоминающаяся особенность. Весьма интересно описан автором образ деда-корзинщика, звать которого Степаном, но его многие называют просто «Борода на жердях». Дед приютил девочку, которая заблудилась в лесу и он же, рассказал путнику историю прошлых событий Мещерского края. Край – богат талантливыми людьми! К примеру, село Солотча – вотчина гравёра Пожалостина, и таких знаменитых художников, как Архипов и Малявин и скульптора Голубкина. Здесь же повстречался путешественник с тётей Есенина.

Событийный план произведения представлен историей похода на Поганое озеро и ситуацией с незадачливым московским рыболовом. В первом сюжете путешественники чуть не потеряли своего друга, писателя Гайдара. Он отправился один искать озеро, со странным названием – Поганое. Однако вскоре его отыскали. Гайдара отправился искать путешественник. У которого имелся компас. Рассказывая читателю о незадачливом москвиче, любителе-рыболове, автор придаёт повествованию оттенок юмора. Комичный образ героя оказывает читателю человека, совершенно не приспособленного к жизни в лесу. Д и для отдыха на природе, так же … Неловкий и неуклюжий, он лишает своих товарищей завтрака, нечаянно наступив на приготовленную яичницу, а потом ещё и опрокинув кувшин, наполненный молоком. Рыба у него не клюёт. Когда же ему удается, всё-таки её выудить, щука ударяет горе-рыбака хвостом.

Итак, в повести Паустовский воссоздаёт неповторимый чистый мир, природы нетронутой человеком, первозданной. Он говорит о том, как чудесна эта простая земля.


Таким образом, общение с природой определяет душевную цельность человека, рождает в нашей душе чувство Родины.