Ознакомить учащихся со значением хлеба; Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; Воспитывать. Откуда пошло столь уважительное отношение к хлебу? Изменение массы хлеба

Мы - славяне! Семенова Мария Васильевна

Хлеб

Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Потому, что в прошлые времена было больше нечего есть? Но ведь мы уже видели – это не так.

Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб.

Знак засеянного поля

Выше уже говорилось о том, как относились славяне-язычники к Земле, в частности к хлебному полю. Добавлю ещё, что в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол – это Божья ладонь!

Знак засеянного поля: 1 – на средневековой церковной вышивке, 2 – на женской статуэтке, 3 – в античной росписи, 4 – на алтарике для первых плодов, 5 – на русской деревянной солонке

Кроме того, ту же репу, например, можно есть и сырую, а зерно требует тепловой обработки. Его надо хотя бы поджарить. А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить «союз» Огня, Воды и зерна – продукта Земли. Все эти три сути были для славян Божествами, всем трём поклонялись. Сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Уместно напомнить здесь о Яриле и о «воскресающем» зерне, которое только радуется собственным «похоронам». В священной каше с зерном соединяется ещё и мёд – один из символов «живой воды» у самых разных народов, и ягоды, также связанные с идеей «неисчислимого» плодородия. И вся эта символика «прочитывалась» древними так же легко, как мы читаем вот эту книжку, сразу схватывая смысл и не думая про каждую букву!

Стоит ли удивляться, что языческая каша прекрасно вписалась в христианские ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы – рис…

Другой древнейшей ритуальной едой с незапамятных пор у славян были блины. Учёные-языковеды пишут, что произношение слова «блин» – искажённое: когда-то оно произносилось «млин» и происходит от того же корня, что «молоть» и «мелкий», обозначая таким образом пищу из размолотого зерна. Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна. В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин отчасти схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму. Вот почему и доныне блины пекут опять-таки на поминках и ещё на Масленицу, когда празднуется победа над злой Богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны…

Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие предки славян так или иначе вышли и на хлеб.

Хлеб унаследовал все священные свойства, о которых только что говорилось, но многое и добавилось. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Если же не случалось – полюбопытствуем. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. О поверьях, связанных с тестом и хлебом, учёными написано множество книг; сколько-нибудь полно пересказать их здесь невозможно. Вот хотя бы некоторые воззрения. Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым долгом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. Вынимая хлебы из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи»… О том, что это было не просто иносказанием, подробнее рассказывает глава «В едином хлебе». А почему молодых осыпали зерном, я думаю, теперь понятно и без подсказки.

Печь для выпечки хлеба. X век

А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, – значит, был виноват. Сегодня мы объяснили бы это волнением преступника, боящегося разоблачения, но в древности не сомневались, что святой хлеб сам указывает злодея…

Упомянув об Англии, вспомним два хорошо известных всем слова: «леди» (lady) и «лорд» (lord). Оказывается, они имеют к хлебу самое непосредственное отношение. Вот что можно прочесть в толковых словарях английского языка: «леди» в первоначальном значении – это попросту «та, что замешивает тесто для хлеба»; «лорд» же – «хранитель хлебов». Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, муж получал из домашнего имущества весь хлеб, выпеченный к моменту развода. А жена – всё тесто, ещё находившееся в квашне!

А что такое «коровай»? Да-да, это слово правильнее писать именно так, а не «каравай», как мы привыкли. Уже было рассказано, как язычники в необходимых случаях приносили в жертву животных, в частности коров и быков. Однако бывало и так, что требовалось умилостивить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже – хлеб, увенчанный рожками, «коровай». В первые века русского православия Христианская Церковь порицала «молёные», то есть выпеченные с языческими молитвами, короваи, которые приносили в жертву Роду и Рожаницам. Потом борьба эта утихла, смысл её давно позабылся, а короваи остались. Осталось и наше отношение к хлебу…

Обрядовое печенье «мосты», «козули», «кресты», «жаворонки», «богачи»

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Хлеб В Средние века хлеб наряду с бобами являлся основной пищей. Долго были распространенными каша из проса, затем из ячменя, овсянка, каша из ржи, пшеничная для богачей («сливки, пшеницы и рис», – писал Франсуа Вийон). Затем начали делать галеты, мало чем отличавшиеся от

автора Чуев Феликс Иванович

Хлеб скоту Таня, домработница, рассказывает, что у нее на родине, в Тульской области, хлебом кормят скот. И все стараются взять побольше черного хлеба: «Если берешь две буханки черного, тебе в нагрузку дают батон белого за двадцать пять копеек. Писали об этом в газетах, на

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Хлеб - Хлеб какой, - возмущается Малашкин, - есть нельзя. Домешали чем-то, что это такое? При Сталине трудновато было доставать хлеба, но хлеб был замечательный!.. Он человек большой, и Вячеслав Михайлович рядом с ним. Иногда не хватало хлеба, ордера были, но хлеб

Из книги Испанские репортажи 1931-1939 автора Эренбург Илья Григорьевич

Из книги Демографическая история Европы автора Ливи Баччи Массимо

Хлеб и то, что с хлебом Об основных тенденциях питания европейского народонаселения в прошлом известно немногое: при обилии эпизодического и анекдотического материала не хватает достоверной базовой информации. Поэтому трудно более-менее однозначно установить,

Из книги Нерон. Владыка Земного Ада автора Грант Майкл

Хлеб и зрелища И, добавляет Тацит, народу также нравились развлечения, которые предоставлял император, поскольку это был второй элемент девиза «хлеба и зрелищ!» – panem et circenses – классического рецепта, с помощью которого цезари пользовались благосклонностью населения

Из книги Германский вермахт в русских кандалах автора Литвинов Александр Максимович

Собачкин хлеб - Сынок, что ж ты подвел тетю Маню? - в комнату мама вошла с настроением испорченным. - Щавель так поздно принес… Почему? Разве не знал, что мужчины придут на обед?- Знал, - Валерик потупился, - а потом и забыл…- А забыл почему?- Потому. На базаре там

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Великий Ленин. «Вечно живой» автора Поцелуев Владимир

Битва за хлеб Продовольственный кризис, начавшийся в 1915 г. в связи с общим расстройством российской экономики вследствие войны, поставил страну перед экономической катастрофой. Временным правительством были созданы Общегосударственный и местные продовольственные

Из книги Повседневная жизнь победителей: быт советских людей в послевоенное время (1945-1955) автора Короткова Марина Владимировна

«Второй хлеб» Основная реалия повседневной жизни того времени, шлейфом тянувшаяся из военной эпохи, - постоянная нехватка еды, полуголодное существование. Не хватало самого главного - хлеба. «Вторым хлебом» стала картошка, ее потребление увеличилось вдвое, она спасала

Из книги «Как в посольских обычаях ведется...» автора Юзефович Леонид

Хлеб да соль Торжественный обед, устраивавшийся государем для иностранных дипломатов, издавна был на Руси столь же обязателен, как и пир в честь гостя, принятый в частном быту. «Ради посла было пированье почестное», - говорится в былинах. В 1566 году, договариваясь о

Из книги Крейсер "Эмден" автора Мюккэ Хэльмут фон

6. Хлеб наш насущный Самым серьезным для нас вопросом было снабжение углем. Уголыцик "Markomannia" самоотверженно следовал за нами из Циндао в Индийский океан, но он оказался почти пуст, когда "Эмден" начал свои операции в этих водах. А у нас не было ни одной гавани, где мы могли бы

Из книги Авантюры открытого моря автора Черкашин Николай Андреевич

Красный хлеб В маленький баварский городок Вайсенбург осенью 41-го года доставили шесть экипажей с интернированных советских судов «Хасан», «Волгалес», «Днестр», «Магнитогорск», «Эльтон» и «Каганович». Их разместили в старинном замке Вюрцбург, расположенном на вершине

автора

ХЛЕБ Каждый день, когда мама уходила на работу в свой научный институт, Лёнька ждал открытия ларька, в котором продавали хлеб по карточкам. Ждал и думал о еде. Теперь он всегда о ней думал. Вспоминал, как до войны они всей семьей обедали в пятой столовой. Отец потирал руки и

Из книги Повести о войне и блокаде [антология] автора Смирнов-Охтин Игорь Иосифович

ОПАСНЫЙ ХЛЕБ По льду Ладожского озера машины ехали ночью. В каждой машине – по несколько человек. Мама объяснила Лёньке, что машины – это фронтовые радиостанции. Они отправляются на фронт.Лёнька хотел спросить маму, как же радиостанции попадут на фронт, если они едут в

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Хлеб Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания.

А) Темучин

Б) Есугей

В) Чингисхах

Г) Субедей

А 2. Битва на реке Калке произошла в:

А 3. Первый удар монголы нанесли по княжеству:

А) Владимирскому

Б) Рязанскому

В) Черниговскому

Г) Смоленскому

А 4. Невская битва состоялась в:

А 5. Хан Батый назвал « злым городом»:

А) Торжок

Б) Коломну

В) Козельск

А6. Следствием присоединения князя Гедимина русских земель стало:

А) принятием народа католичества

Б) отмена прежней системы управления

В) запрет на использование русского языка

Г) обложение русских земель данью

А7. Причиной раздробленности Руси является:

А) Распространение языческих верований

Б) Установление вечевых порядков во всех русских землях

В) Стремление удельных князей к независимости от Киева

Г) установление власти Золотой Орды над Русью

А 8. Русское войско в ходе Невской битвы сражалось против:

А) датских рыцарей

Б) шведов

В) немецких рыцарей

Г) поляков

А9. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах, называется:

Г) погост

А10. Период феодальной раздробленности русских земель был временем:

А) экономического и культурного подъёма

Б) экономического подъёма и культурного упадка

В) экономического упадка и культурного подъёма

Г) экономического и культурного упадка

А 11. Кто не участвовал в Невской битве?

А) Гаврило Олексич

Б) Александр Невский

Г) Пётр Ослядюкович

А 12. Что не является следствием присоединения русских земель к Литве?

А) освобождение русского княжества от ордынского ига

В) взаимовлияние на культуру

Г) совместными усилиями противостояли угрозе Запада

А13. Причиной нашествия монголо – татар на Русь можно считать:

А) возможность обогащения

Б) наличие сильной армии у монголов

В) ослабление Руси в результате феодальной раздробленности

Г) все указанные причины

А14. Формой правления в Новгороде было:

А) княжеское правление

Б) демократическая республика

В) боярская республика

Г) монархия

А 15. Столицей Великого княжества Литовского стал город:

Б) Вильно

В) Ревель

Г) Гродно

А 16. Причина победы монгольского войска в битве на р. Калке:

А) несогласованность действий русских войск

Б) наличие у монголов огнестрельного оружия

В) снижения уровня воды в реке из-за засушливого лета

Г) русские войска отказались прийти на помощь половцам

А 17. Следствием похода Батыя на Русь является:

А) Объединение русских земель

Б) Расширение границы Монгольской державы

В) Разорение русских земель

Г) Установление на Руси феодальной раздробленности

А 18. Причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами:

А) плохие погодные условия

Б) отсутствие у русских князей конницы

В) феодальная раздробленность на Руси

Г) военная помощь, которую половцы оказали монголо-татарам

А 19. Какое из перечисленных событий произошло раньше других:

А) сражение на Чудском озере

Б) перенесение резиденции митрополита во Владимир

В) битва на реке Калке

Г) Невская битва

А 20. Следствием политической зависимости Руси от Золотой Орды является:

А) Участие русских князей в курултае

Б) обязательное изучение монгольского языка

В) выдача ордынцами русским князьям ярлыков на княжение

Г) обязательное принятие ислама русскими людьми

А 21. Причиной сокращения численности населения в русских землях во второй половине XIII в. является:

А) Стихийные бедствия

Б) Монголо- татарское нашествие

В) Процессом образования феодальной раздробленности

Г) Набеги немецких и шведских рыцарей

А 22. Что не относится к особенностям культуры XII – XIII веков:

А) упадок русской культуры

Б) складывание собственной культурной традиции

В) появление новых источников развития

Г) складывание крупных культурных центров

А 23. Какое из перечисленных архитектурных зданий было построено в XII – XIII веках?

А) церковь Спаса на Нередице

Б) церковь святого Георгия в Ладоге

В) Успенский Собор Московского кремля

Г) церковь Покрова Богородицы на Нерли

А) разрушение церквей и монастырей

Б) рост экономических связей

В) рост и развитие городов

Г) появление новых ремёсел

А 25. Какой жанр литературы не относится к XII – XIII веку?

А) поучения

Б) летописание

В) публицистика

Г) « Слово о полку Игореве…»

А 26. Итогом Ледового побоища является:

А) поражение крестоносцев

Б) отпор монголо - татарам

В) поражение шведов

Г) остановлена агрессия литовцев против новгородцев

А 27. Через какой город, находящийся на территории современной Тверской области, лежал путь монголо – татар на Новгород?

Б) Бежецк

В) Торжок

А 28. В каком году состоялся съезд князей в Любече?

А 29. Кто из перечисленных князей правил раньше других?

А) Ярослав Мудрый

Б) Александр Невский

В) Владимир Мономах

Г) Юрий Долгорукий

А 30. Какой князь получил прозвище за то, что имел огромную семью?

А) Ярослав

Б) Всеволод

В) Андрей

1. Какие народы участвовали в Великом переселении? а) вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы б) римляне, греки, славяне в) готы, славяне,

турки2. На каком языке читалась молитва в западной церкви?а) греческом б) немецком в) латинском г) французском3. Человек, уединенный в незаселенных местах, назывался:а) граф б) архиепископ в) монах г) король4. В каком году перестала существовать империя Карла Великого? а) в 843 году б) в 800году в) в 9б2году г) в б00году5. Кого называли норманнами?а) северных германцев б) саксов в) южных германцев г) славян6. Основное занятие рыцарей?а) война; б) ученые занятия; в) занятия сельским хозяйством; г) торговля.7.Когда произошел распад Римской империи?а) 410г. 6)395г. в) 476г.8. Как назывался глава государства у арабов?а) везир б) халиф в) монарх г) император9. Как называлась специальная грамота о прощении грехов?а) индульгенция б) депеша в) реквизит10. Почему начались Крестовые походы?а) стремление участников походов освободить Святую Землю б) стремление участников познакомиться с традициями стран Востока в) стремление открыть новые торговые пути11. К чему привело завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом?а) к ослаблению королевской власти в Англии б) к усилению королевской власти в) к феодальной раздробленности государства12. Установите соответствие: БОГ СФЕРА ПОКРОВИТЕЛЬСТВА

Помогите, пожалуйста, с историей.) Очень нужно..

С тем, что получится.. хотя бы с одним заданием)

1.Прочитайте предложения,
указывающие факты, связанные со сражением, которое произошло в Западной Европе
в Новое время, и напишите название населенного пункта, возле которого оно
состоялось. Правильный ответ без пробелов внесите в таблицу ответов.
(1) Точное время начала битвы остается спорным вопросом для
исторической науки, но все сходятся на том, что приказ об атаке был отдан
гораздо позже восхода солнца. Считается, что причиной этого был проливной
дождь, прошедший ночью: нужно было дождаться, пока земля просохнет.
(2) В битве участвовали солдаты нескольких государств, и само сражение
долгое время называлось по-разному в этих странах.
(3) Командующий одной из победивших армий провел большую часть битвы
под большим вязом, который стоял на пересечении дорог. Впоследствии это дерево
было выкорчевано и увезено на родину полководца, где из древесины сделали
различные сувениры.
(4) Исход сражения решился благодаря вступлению в сражение дополнительных
сил, которые совершили для этого марш-бросок.
(5) Маршал, на корпус которого рассчитывал проигравший полководец,
совершил ошибочный маневр и не успел на поле сражения.
(6) Государство, в пределах которого находится сейчас поле битвы, было
основано только через 15 лет после сражения.

2.Прочитайте текст, содержащий шесть пронумерованных предложений. Определите, о
каком понятии или явлении в нем идет речь, и внесите его в таблицу ответов.
Ответ должен состоять из двух слов: одного прилагательного и одного
существительного в именительном падеже. Ответ запишите без пробелов. Учтите,
что два предложения из шести содержат фактические ошибки или относятся к
другому понятию.
(1) Это государство существовало в эпоху
раннего средневековья.
(2) Его столица находилась в низовьях крупной реки.
(3) Официальной религией страны был иудаизм.
(4) Титул правителя на
местном языке звучал как «басилевс».
(5) Государство имело тесные торговые
контакты с Древней Русью. (6) Завоеватель государства носил имя Мурад.


3.Укажите последствие разгрома «Непобедимой армады»:

1) начало Тридцатилетней войны
2) расширение колониальной
империи Испании
3) увеличение английского
влияния на морях
4) конфликт между Испанией и
Англией за колониальные владения

4. Выберите из предложенного списка трех исторических деятелей,
являвшихся современниками:
1) Джеймс Уатт;

Ознакомить учащихся со значением хлеба; Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб; Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны. Ознакомить учащихся со значением хлеба; Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб; Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны. Цель урока:



Без хлеба куска нам везде… Худ обед… Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной… Рожь поспела, берись… Что посеешь, то и… Пахать – не в дуду… Хлеб да вода – молодецкая… Будет день – будет и… Хлеб наш насущный – хоть черный, да… Без хлеба куска нам везде… Худ обед… Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной… Рожь поспела, берись… Что посеешь, то и… Пахать – не в дуду… Хлеб да вода – молодецкая… Будет день – будет и… Хлеб наш насущный – хоть черный, да… Продолжите пословицу: тоска. когда хлеба нет. отец родной. за дело. пожнёшь. играть. еда. хлеб. вкусный.


Из истории создания хлеба. В древней Греции считали, что искусство хлебопечения – это дар богини плодородия Деметры. Ее посланец – отважный юноша Триптолем, на колеснице, запряженной крылатыми змеями, побывал во всех уголках земли и научил людей печь хлеб.


В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный лет назад. В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный лет назад.




Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались «клибанос». Отсюда и возникло название «хлеб». У древних готов хлеб называли «хлайфс»; в старонемецком языке – «хлайб»; у украинцев – «хлеб»; у эстонцев – «лейб». Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались «клибанос». Отсюда и возникло название «хлеб». У древних готов хлеб называли «хлайфс»; в старонемецком языке – «хлайб»; у украинцев – «хлеб»; у эстонцев – «лейб».


Издавна на Руси в честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.


Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин – глава семьи. Пекли хлеб из ржаной муки на капустных, дубовых и кленовых листьях. Ни один хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался, а крошки шли на приготовление кваса или пива. В народе говорили: «Хлеб ногами топтать – народу голодать». С того времени и сохранилось отношение к хлебу, как к отцу-батюшке, а к земле, как к кормилице- матушке.


Сегодня можно выбрать любой хлеб: черный, белый, сдобный, ржаной или пшеничный, круглый или формовой; с тмином, маком, орехами, изюмом. Большое разнообразие и хлебобулочных изделий: баранки, бублики, кулебяки, пироги, пирожки, сайки, батоны, булочки, ватрушки, свадебные шишки, расстегаи и т.д.


Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся практически все питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами. Перед замешиванием муку обязательно просеивают через сито. При этом она обогащается воздухом, а значит, тесто будет легче замешиваться и лучше подыматься. Для приготовления хлеба необходимы следующие продукты: мука, дрожжи, вода, соль, подсолнечное масло.




Для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял хлеб, нужно было потрудиться многим людям: это комбайнеры, шофера, грузчики, мукомолы, пекари, технологи, продавцы. Их труд почетен и благороден. Мы низко кланяемся им! Для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял хлеб, нужно было потрудиться многим людям: это комбайнеры, шофера, грузчики, мукомолы, пекари, технологи, продавцы. Их труд почетен и благороден. Мы низко кланяемся им!


У нас в станице есть знаменитый хлебокомбинат. На нём работают замечательные люди – профессионалы: Скоркин С.Ф., Кузнецова Т.В., Косолапова Г.А., Денисов В.В. и др. они имеют много наград и дипломов за свой благородный и почётный труд. Мы гордимся нашими земляками!


Ответьте на вопросы: 1. Что вы запомнили из истории создания хлеба? 2. Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней? 3. Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете? 4. В чем ценность муки? 5. Кто дарит нам хлеб? 6. В какой песне хлеб является мерилом дружбы? 1. Что вы запомнили из истории создания хлеба? 2. Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней? 3. Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете? 4. В чем ценность муки? 5. Кто дарит нам хлеб? 6. В какой песне хлеб является мерилом дружбы?


Заключение 1.Выводы. 2. Подведение итогов. 3. Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д. 1.Выводы. 2. Подведение итогов. 3. Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д.

Этот текст нужно написать другими словами(изменить), напишите пожалуйста, буду очень признательна! Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно: "Он ест свой хлеб" и, наоборот, пренебрежительно о живущем за чей-то счет: "нахлебник" Хлеб доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что мешает его нравственной основе. Тем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, чем уважительнее благоговения относиться человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.


Раньше у славян был обычай, те кто разломять хлеб, будут друзьями навсегда. И сейчас хлеб – это символ мира, дружбы и добра. Жизнь идет и меняется, но хлеб до сих пор остается самым большим богатством. С хлебом провожали тех, кто уходил на фронт, защищать нашу Родину, и встречали, вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто когда-то ушел от нас и больше никогда не вернётся. Каждый человек по-своему ценит и относится к хлебу. Но всё-таки одно общее есть для всех - хлеб - это жизнь! В народе уважительно относятся к тем, к то честным трудом зарабатывает на хлеб, о них говорят: "Он ест свой хлеб", а к тем, кто живет, за счёт других и ничегоне делает: "нахлебник". Считалось, если хлеб не заработан трудом человека, а просто достался "на халяву" портит человека, мешая его морали и благородности. Чем труднее достаётся хлеб человека, тем уважительней относятся к нему окружающие, и чем чище душа и сердце его тем честнее и добрее сам человек.





ГБС(К) ОУ РМ « Краснослободская коррекционная школа – интернат VIII вида.»

БЕСЕДА:

« Бережное отношение к хлебу»

ВЫПОЛНИЛА:

20.02.2015г.

2014 -2015 уч. год.

Беседа: «Бережное отношение к хлебу.»

Цели: Прививать у детей бережное отношение к хлебу; рассказать детям историю возникновения хлеба; показать значимость хлеба в жизни человека.

Ход беседы

Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода.

Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.

В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.

Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую черную годину жизни.

В одном из своих стихотворений Владимир Солоухин вспоминает:

Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба, от ржаного,
И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.
И растоптал… И весь как был
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил!

Есть только одно слово равнозначное слову “хлеб” - это слово “жизнь”.

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба - 125 грамм - дневной паек жителей осажденного города. Это святой блокадный хлеб.

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция семенного фонда страны. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зерен для будущих поколений.

«Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.

Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. “Какой толку, что мать теперь хнычет обо мне”, - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась еще грубее.

Эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Инге! - заплакала она, - как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому, что девочка научилась ценить хлеб».

Ребята, никогда не забывайте, что случилось с девочкой, наступившей на хлеб!

Сейчас у нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. И нередко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда булочки или горбушки хлеба.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.

Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посредине.

Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей.

Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом.

Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу.

Никогда не выбрасывайте черствый хлеб. И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляет черствый хлеб.


Загадка:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

1.Ученые полагают, свыше 15 тысяч. Правда, они оговариваются, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения , используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

2.С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания ; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?

Какие профессии вы можете назвать, которые связаны с выращиванием и изготовлением хлеба?

^ Конкурс «Подумай!»

Артист, комбайнер, врач, пекарь, тракторист, шофер, швея, аптекарь , учитель, мельник, агроном, продавец, селекционер.

Выберите только те профессии, которые связаны с производством хлеба.

От зернышка к буханке.

Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей

1941-1945 г. Война. Вспомним блокадный город Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Погибло много детей. В музее истории г. Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить назло врагу, назло бомбежкам и обстрелу.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Хлеб войны. Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. У хлеба есть еще одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова жити (жить) с помощью суффикса - то.

Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки.

^ Конкурс «Собери пословицы»

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Палата бела, а без хлеба в ней беда.

^ Это интересно.

Хлебные рекордсмены.

Самая длинная плетёная булка - 9,2 метра - была выпечена в городе Акапулько (Мексика) в 1996 году. А самая большая буханка хлеба была изготовлена в 1988 году в Йоханнесбурге (ЮАР). Её длина составляла три метра, ширина и высота - более метра, а весила Гигантская буханка одну тонну и 430 килограммов!

^ Хлебный король.

Французский король Генрих IV ко всем своим титулам добавлял ещё один: "король хлеба". Обеспечивать хлебом нацию ещё более ответственное дело, чем править своими подданными, справедливо полагал монарх.

^ Хлеб - против насморка.

Во время колониальных войн среди английских солдат было распространено убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба. Любопытно, что в древнем мире целебные свойства приписывались только чёрствому хлебу.

^ Весомый подарок

Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг)

^ Популярная добавка.

За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба! Причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания.

^ Берегите хлеб!

Поэта Григория Люшнина после освобождения из концлагеря, где он находился в плену, вынесли на руках. Взрослый мужчина весил всего26 кг. Это, ребята, вес ребенка 6–7 лет. В лагере он написал стихотворение, где говорится о том, как надо беречь хлеб и жалеть даже хлебную крошку:

Крошка хлеба на землю упала,

Меньше хлеба на крошку стало.

Где_то в поле неубранном нашем

Столько зерен лежит на пашнях.

Вот собрать бы их вместе – да в кучу!

Хлеб бы выпекли белый, пахучий!

Мы б окрепли и сильными стали,

Мы б тюремные стены сломали,

Снова вышли бы в бой под бомбежку.

Да, жалеть надо хлебную крошку!

Вот так относились к хлебу во время войны. К великому сожалению в наше время не все люди знают и понимают какова цена хлеба. Не денежная!

Как вы думаете есть ли легкий хлеб?

Сейчас вы посмотрите отрывок из белорусской сказки«Легкий хлеб» и ответите на вопрос: что значит «легкий хлеб»? Уважают ли в народе того, кто хочет есть легкий хлеб?

^ Ходить по земле – непростая наука,

Не кормит земля нерадивых и глупых.

Ты ей помоги терпеливой работой:

Хлеб станет веселым от теплой заботы.

У легкого хлеба ни цвета, ни вкуса,

Тебя превратит он в лентяя и труса.

И лоб расшибешь, тумаков нахватаешь,

А может случиться, себя потеряешь.

От трудного дела всегда поумнеешь,

Не зря говорится: пожнешь,

что посеешь.

- Очень часто можно наблюдать на наших улицах вот такую картину:

Булка

Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)

Как вы оцениваете поступок этих мальчиков?

Вы думаете мальчики прислушались к словам пекаря и поняли свою ошибку?

А в Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря виновный карался смертной казнью. Профессия пекаря – самая древняя на Земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли позволить себе купить только очень богатые люди.

Как же нужно поступить, если вы недоели кусочек хлеба?

1. Не играй с хлебом.

2. Остатки хлеба отдай птицам.

А еще, ребята, из черствого хлеба можно приготовить много вкусных блюд.

1.На земле без хлеба

Сильному не жить.

В небо не подняться,

По морю не плыть.

2.Этим хлебом мы живем,

Славу хлебу мы поем,

Слава хлебу, слава хлеборобу,

Слава людям и всему народу.

3.Как земли хозяин

Хлеб в руках держи.

Каждой крошкой хлеба

крепче дорожи.

Этими словами мне хочется закончить наш разговор о хлебе.