Современное искусство и власть. Искусство как средство управления. Насколько глубоки их взаимосвязи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.Allbest.ru/

Введение

1. Древность

1.1 Искусство и власть Древнего Египта

1.2 Искусство и власть Античности. Древняя Греция и Древний Рим

1.3 Искусство и власть Византии

2. Средневековье

2.1 Искусство и власть Франции (XI-XIV вв.)

3. Период Ренессанса

3.1 Искусство и власть Италии (XIV-XVI вв.)

3.2 Искусство и власть Испании (XV-XVII вв.)

4. Новое время

4.1 Искусство и власть Франции (XVIII вв.)

4.2 Искусство и власть России (XIX вв.)

5. Власть и искусство советского периода России (XX вв.)

6. Власть и искусство в наше время

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В развитии человеческого искусства существует определённая закономерность. Искусство часто использовалось для усиления власти. За счёт искусства власть укрепляет свой авторитет, а государства и города поддерживают свой престиж.

Произведения искусства воплощают в себе идеи религии, увековечение и прославление героев. Музыканты, художники, скульпторы и архитекторы в свои времена делали величественные образы своих правителей. Они придавали им необыкновенные качества, такие как: мудрость, героизм, бесстрашие, - что вызывало восхищение и почтение в сердцах простых людей. Всё это проявление традиций древних времён, - поклонение божествам и идолам.

В монументальном искусстве увековечиваются полководцы и воины. В честь одержанных побед устанавливаются триумфальные арки и колонны. Новые идеи находят отражение во всех видах искусства и власть не исключение.

В соответствии с этим в своей работе я поставила следующие цели и задачи:

Целью исследования является изменение искусства под влиянием власти на протяжении столетий в разных странах мира

Задачи :

* проанализировать зависимость влияния власти на искусство;

* исследовать зависимость изменения художественного творчества под влиянием власти в разных странах мира;

* выявить основные черты власти в изобразительном искусстве;

* проанализировать этапы изменения творческого наследия под влиянием.

Объектом исследования является власть в искусстве.

Предмет исследования -искусство стран в разные периоды времени.

Методическую базу составили: картины художников, скульптуры, фрески, храмы, триумфальные арки, монастыри.

Информационная база - книги по истории искусств (Т.В. Ильина История, А.Н. Бенуа, Ф.И. Успенский), статьи из интернет ресурсов.

1. Древность

1.1 Искусство и власть Древнего Египта

В III тыс. до н. э. в результате объединения двух государств Нижнего и Верхнего Египта, образовалось одно из древнейших государств, которое сыграло важную роль в формировании античной культуры.

Египетское искусство очень интересно тем, что многие произведения, созданные египетским народом в истории человечества, были сделаны впервые. Египет впервые дал монументальную каменную архитектуру, реалистичный скульптурный портрет, высокого качества изделия художественного ремесла. Они великолепно обрабатывали разных пород камни, делали тончайшие ювелирные работы, прекрасно вырезали по дереву и кости, изготавливали цветное стекло и прозрачные лёгкие ткани.

Конечно, нельзя не сказать о Великих египетских пирамидах, которые могут многое рассказать о себе. Они повествуют нам об обществе настолько чётко организованном, что стало возможным построить эти искусственные гигантские холмы, всего лишь за время жизни правителя.

Главная отличительная особенность египетского искусства заключается в том, что она направлена на воплощение потребностей религии, в частности государственного и заупокойного культа божественного фараона. Религия имела неотъемлемую часть, которая оказывала влияние на египетскую культуру, в течение всего времени её существования.

Египетское искусство создавалось во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, которые основывались на деспотическом правлении. А это в свою очередь прослеживалось в образах и формах самих этих идей и той власти, которой был наделён фараон. Искусство стало служить верхушкам власти, что в свою очередь было призвано создавать памятники, которые прославляют царей и знать деспотии. Эти произведения должны были делаться по определённым правилам, которые впоследствии образовали каноны.

Примером памятника, возвеличивающего фараона, является шиферная плита Намерна, с обеих сторон которой находится рельефное изображение, повествующие об историческом событии: победе царя Верхнего Египта Намерна над Нижним Египтом и объединение долины Нила в единое государство. Здесь хорошо прослеживается характерное для этого раннеклассового общества подчёркивание величие и неравенства правителя за счёт соразмерности. Этот принцип прослеживается в Древнеегипетском искусстве на протяжении десятков лет. В разных фресках, рельефах скульптурах, фараон изображается в несколько раз крупнее, чем все остальные персонажи. Поражает своей грандиозностью Сфинкс Хефрена III тыс. до н.э., который стоит перед заупокойным храмом фараона. Этот Сфинкс самый большой в Египте. Несмотря на огромные размеры, лицо Сфинкса имеет черты лица фараона Хефрена. В древности Сфинкс должен был вместе с пирамидами внушать представление о сверхчеловеческой мощи правителя.

Чтобы подчеркнуть божественное происхождение, величие и могущество фараонов, скульпторы делали своих правителей идеализированно. Они показывали физическую мощь, отбрасывая второстепенные детали, но при этом сохраняли портретное сходство. Примером таких произведений является статуя Хефрена - властелина IV династии. Здесь образ правителя полон величественного спокойствия, он гордо восседает на своём троне. Эта статуя несёт культовый характер, который по представлению египтян является вместилищем духовной сущности правителя. Портрет Хефрена очень реален, но здесь скульптор показал больше не портретное сходство, а характер самого фараона.

Помимо рельефов, фресок и скульптур в честь божественного правителя воздвигались так же и храмы. Один из самых лучших примеров является гробница царицы Хатшепсут, которая была построена в конце XVI в. до н.э. в долине Дрей-эль-Бахри. Этот храм посвящён богу солнца Амону-Ра, Хатору и Анубису, но главное божество это сама царица. Есть и другие памятники, воздвигнутые в её честь, например два обелиска, которые находятся в святилище храма в Карнаке, надпись в часовне Стаб-эль-Антара. Несмотря на то, что эта царица правила всего 12 лет, после себя она оставила многочисленные памятники, но в официальных списках царей она, к сожалению не числилась.

Таким образом, культ фараона, который достиг своего апогея в эпоху Древнего Царства, стал государственной религией и нашёл своё воплощение в искусстве, оказав влияние на круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь правителя, имели преобладающие значение в Древнем Египте.

1.2 Искусство и власть Античности. Древняя Греция и Древний Рим

Понятие «античное искусство» появилось в эпоху Возрождения, когда прекрасные произведения Древнего Рима и Древней Греции было принято считать образцовыми. Это греко-римская древность охватывающая период с VIII в до н.э. - VI в. н.э. В это время преобладает эстетический идеал. В живописи, в скульптуре и прикладном искусстве доминирует образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека-гражданина, доблестного воина и преданного патриота, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным богатством.

Греческие мастера изучали пластику движений, пропорции и строение человеческого тела во время Олимпийских игр. Художники добивались реалистичности в вазописи и скульптуре, например статуи Мирона «Дискобол», Поликлета «Дорифор» и статуя для афинского Акрополя, Фидия.

Огромный вклад в искусство сделали древнегреческие архитекторы. Правители высоко почитали своих богов и в их честь греки возвели многочисленные храмы. Они создали величественный стиль храма, сочетая архитектуру со скульптурой.

На смену классического периода с конца IV в. до н.э. приходит более глубокое миропонимание, увеличивается интерес к внутреннему миру человека, передачи могучей энергии, динамики и справедливости образа, например в скульптурах Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа. В искусстве этого времени так же прослеживается увлечение многофигурными композициями и огромными размерами статуй.

Три последних столетия в греческой цивилизации называют эпохой эллинизма. Наследником художественного искусства эллинской цивилизации стал Рим.

Римляне высоко оценили наследие Древней Греции и внесли свой вклад в дальнейшее развитие древнего мира. Они построили дороги, водопроводы и мосты, создали особую систему строительства общественных зданий благодаря применению сводов, арок и бетона.

Большого внимания заслуживает скульптурный римский портрет, которые отличаются точностью и реалистичностью.

Императоры приказывали строить триумфальные арки , которые были посвящены их победам. Император проезжал под аркой во время триумфа. Правители стремились укрепить свою власть за счёт искусства. На форумах, площадях и улицах городов стояли статуи правителей. Скульпторы изображали своих вождей торжествующими победу над врагами, а иногда император мог выглядеть и в виде бога. Например, император Траян приказал соорудить в честь своих побед колонну, высота которой была с семиэтажный дом.

Римляне прекрасно спланировали города, построили императорские бани - термы, амфитеатр - Колизей, возвели храм всех богов Римской империи - Пантеон, всё это великое наследие мира.

Античное искусство оказало сильнейшее развитие искусства последующих эпох. Трудно переоценить его значение для развития западной цивилизации.

1.3 Искусство и власть Византии

Византийская художественная культура связана в большей мере с религией. Церковь в Византии служила светской власти. Император считался служителем бога на земле и опирался на церковь, как на чиновничий аппарат. В такой обстановке искусство находилось под строгим контролем церкви и правивших классов.

Так как Византия была под напором всяких войн, то её художественное творчество было направлено на сплочение народа. Религиозно-государственный патриотизм создал форму византийского искусства. При этом жизненные вопросы разрешались как духовные. Их трактовка заключалась в создании эстетических идеалов, включающие в себя государственные, религиозные и личные начала.

Важную идейно-воспитательную роль играли храмы, поэтому в церковном зодчестве работали самые лучшие мастера, которые разрешали наиболее существенные строительные и художественные проблемы. В архитектуре создавались сложные интерьеры, которые как бы вовлекали человека.

Развитие скульптуры в Византии как таковой не было, потому что скульптуру считали идолом. Но существовал рельеф, в частности по слоновой кости.

Живопись была под строгой церковно-государственной опекой. Её развитие шло по трём руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись и книжная миниатюра. Здесь были в преимуществе строгие правила в изображении святых и событий из «священных историй». Художник теряет возможность работать с натуры. Только высокая степень мастерства, позволяли наполнять канонические изображения богатством человеческих чувств и идей.

Надо подчеркнуть ещё то, что в художественной культуре Византии большое место занимало светское искусство. Строились крепостные сооружения, жилые здания, дворцы. Большую роль, играла светская скульптура. Никогда не исчезали из византийской живописи миниатюры, которые были исторического и естественнонаучного содержания. Большинство этих памятников искусства не сохранилось, но их значение художественной культуры Византии надо учитывать.

Сложность стилистического развития византийского искусства усложнялась еще тем, что с течением времени изменялись и пределы распространения византийской культуры. В результате войн и вторжений соседних народов, менялись границы государства. Отдельные области отпадали от Византии, в них формировались новые художественные школы.

2. Средневековье

2.1 Искусство и власть Франции (XI - XIV вв.)

Искусство в это время находилось под влиянием церквей и монастырей, которые в сою очередь были союзниками королевской власти. Многие политики, укреплявшие авторитет и могущество королей, были одновременно и служителями церквей. Например, аббат Сугерий - строитель многих церквей и советник Людвига VI и Людвига VII. Поэтому искусство, в частности архитектура, живопись и скульптура находилась под влиянием монастырей. Строительство монастырей чаще всего возглавлялось не горожанами, а каким-нибудь монашеским орденом или епископом, являвшимся одновременно и феодальным властителем этого города.

Романская архитектура была неотъемлемой монументальной скульптуры и резьбы по камню. Она украшала капители, порталы, которые заполняли весь фасад, например, Нотр-Дам-ла-Гран в Пуатье. Пластический декор прослеживается церквях Бургундии (тимпаны соборов в Везле и Отене) и Лангедока (Сен-Сернен в Тулузе, XI-XIII вв.),

Живопись и скульптура приобрели монументальный характер. Внешний фасад украшался капителями, скульптурами или рельефами. Стены внутри храма расписывались большими фресками и, как правило, скульптурой не украшались. Одним из самых ранних памятников скульптуры, который находится на фасаде храма это рельеф архитрава церкви Сен Жен де Фонтен в юго-западной Франции. Монументальные росписи были широко распространены в церквах Франции. Сейчас мы имеем примерно 95 фресковых циклов, дошедших до нас. Основным памятником являются фрески церкви Сен Савен сюр Гартан в области Пуату (начало 12 в.), редчайший пример, который сохранил живописное убранство Франции.

В городах соперничали светские фарсы и религиозная мистерия. Везде шла борьба фантастического и реального и мистического и рационального. Но почти всегда в художественном творчестве жизнь воспринималась в ее противоречивости и изменчивом равновесии.

Образом искусства второй половины 13 в., является портал св. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260-1270 гг.). К шедеврам высокой готики относятся и многие бесчисленные статуи Реймсского собора, созданные в течение в 13в. 30-70 гг. К середине 13 в. оформилась миниатюра, по принципу украшения.

Мастера готической скульптуры во второй половине 14 в., в период, все же сумели проявить новые силы, когда трудности Столетней войны резко снизили строительные работы и количество художественных заказов. В 13-14 вв. были распространены книжная миниатюра и витражная живопись. Основными центрами витражного искусства были в 13 в. Шартр и Париж. Относительно много витражей сохранилось в Шартрском соборе. Очень хорошим примером перехода от романского к готическому стилю является изображение Богоматери, сидящей с младенцем на коленях, которая на данный момент находится в уцелевшей при пожаре 1194 г. части собора.

Миниатюры конца 13-14 вв. теперь не только украшают, но дополняют и комментируют текст, приобретая иллюстративный характер. Типичные работы второй половины 14 в. это работы миниатюриста Жана Пюселя, к произведениям которого принадлежат Библия Роберта Билшнга (1327 г.) и знаменитый Бельвильский бревиарий (до 1343 г.).

Средневековое искусство Франции сыграло огромную роль в истории искусства своего народа и народов всей Западной Европы. Отзвуки его (особенно в архитектуре) жили очень долго, отойдя в прошлое лишь к середине 16 в.

художественный творческий искусство власть

3. Период Ренессанса

3.1 Италия (XIV - XVI )

Итальянское Возрождение это период великих достижений и перемен, который начался в Италии с XIV века и длился до XVI века, обозначив переход от средневековья к современной Европе.

Самые известные достижения являются в области живописи и архитектуры. Помимо этого так же были достижения в науке, философии, в музыке и в литературе. В XV веке Италия становится лидером во всех этих областях. Итальянское Возрождение сопровождалось крахом политики. Поэтому вся Италия была разделена на отдельные небольшие государства. Ренессанс оказал большое влияние на Рим. В XVI веке Итальянское Возрождение достигла своего пика, когда были иностранные вторжение, которые вовлекли Италию в войны. Несмотря на это Италия сохранила идеи и идеалы эпохи Возрождения и распространилась по всей Европе, затмив Северное Возрождение.

В искусстве в это время распространено изображения святых и сцен из священного писания. Художники отходят от каких-либо канонов, святые могли изображаться в современной одежде по тем временам. Было популярным изображать Святого Себастьяна, так как считали, что он защищает от чумы. Живопись становится более реалистичной, например произведения Джотто, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли.

Художники изобретают новые краски, делают над ними эксперименты. В это время профессия художника очень востребована, и заказы стоили больших денег. Идёт развитие портретного жанра. Человек изображался спокойным, мудрым и мужественным.

В архитектуре большое влияние оказал архитектор Филиппо Брунеллески, по проектам которого были построены церковь Сан Лоренцо, Паллацо Руселлаи, Сантиссима-Аннунциата, фасады церквей Санто-Мария-Навелла, Сан-Франческо, Сан-Себастьяно и Сант-Анреа.

Таким образом, восприятие мира становится более сложным, сильнее осознаётся зависимость жизни человека и природы, развиваются представления изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания.

3.2 Испания XV - XVII вв.

Испанский Ренессанс тесно связан с Итальянским, но он наступил намного позднее. «Золотым веком» Испанского Возрождения считается конец XVI до второй половины XVII столетия.

Развитию расцвета испанской культуры является объединение ранее раздробленной страны, под властью Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Остановилась многовековая война с арабами, после чего во владениях Испании находились новые земли, ранее им не принадлежавшие.

Иностранные архитекторы, художники, скульпторы привлекались к королевскому двору. На недолгое время Испания стала могущественнейшим европейским государством.

После того как Филипп II основал Мадрид, там сосредоточилось художественная жизнь страны, где строились дворцы. Эти дворцы украшались картинами испанских художников и великих живописцев - Тициана, Тинторентто, Бассано, Босха, Брейгеля. Двор стал главным центром развития искусства.

В архитектуре под властью католических королей создаются церкви, в которые пропагандировали могущество и величие королевской власти. Так же создавались здания, посвящённые испанским победам: например, церковь монастыря Сан-Хуан де-лос-Рейес в Толедо -- как памятник победам над португальцами в битве при Торо, Эскориал -- как памятник победе над французами при Сан-Кантене.

Самые знаменитые скульпторы того времени это Алонсо Берругете, Хуан де Хуни, Хуан Мартинес Монтаньес, Алонсо Кано, Педро де Мена.

Таким образом, Испания внесла значительный вклад в мировую историю искусства, который повлиял на дальнейшее мироощущение людей.

4. Новое время

4.1 Искусство и власть Франции (XVIII в. )

В XVIII веке во Франции происходит борьба с абсолютизмом, церковью, аристократией, вольнодумием, эта борьба подготавливает страну к буржуазной революции.

Французская художественная культура идёт на подъем. Она отходит от ранее применяемых канонов, уходит в прошлое религиозная живопись, ведущими становятся светские реалистические и «галантные» жанры. Художники обращаются к интимным сферам жизни человека и малым формам. Реализм воплощается в раскрытии образа человека.

В XVIII веке происходили периодические выставки Королевской Академии -- Салоны, которые проходили в Лувре, а также выставки Академии святого Луки, которые устраивались непосредственно на площадях. Новой, характерной чертой было зарождение эстетики и развитие художественной критики, которая отражала борьбу течений в искусстве.

Люди в это время путешествовали по странам и заимствовали знания друг у друга. Появляются множество Энциклопедий. Люди анализируют произведения искусства. Например, работы Дидро «Салоны», «Опыт о живописи», произведения Руссо «Искусство и мораль», «Рассуждения о науках и искусствах» и «Эмиль, или о воспитании».

Таким образом, XVIII век стал называться эпохой Просвещения. Просветительские идеи не только повлияли на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. Просвещения стало мощнейшим движением, которое преломило предшествующие мировосприятие.

4.2 Искусство и власть России (XIX в. )

В XIX в. первые десятилетия в России происходил всенародный подъём после Отечественной войны 1812 года. Художники становятся, более востребованы, по сравнению с XVIII веком. Они могут выражать в своих произведениях значимость своей личности, свободу, где поднимаются социальные и нравственные проблемы.

Россия теперь в большей мере интересуется художественным творчеством. Выпускаются художественные журналы: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума...» П. Свиньина (1810-е годы) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825).

Идеалы русского общества отражаются в архитектуре, монументально-декоративной скульптуре. После пожара в 1812 году, восстанавливается Москва по новому, здесь строители опираются на архитектуру античности. Скульпторы возводят памятники военачальникам, например, памятник Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин. он спроектировал ряд фонтанов для Пулковской дороги, отделывал кабинет «Фонарик» и Египетский вестибюль в Павловском дворце, Висконтьев мост и Розовый павильон в парке Павловска. Главное детище Воронихина - Казанский собор (1801-1811). Полуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного - западного, а с бокового - северного фасада, образовала площадь в центре Невской перспективы, превратив собор и Здания вокруг в важнейший градостроительный узел.

Художники изображают исторические события, которые происходили в древнее времена, например, К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа народу». Изображаются портреты правителей, например, портрет Елизаветы II, Петра I. Воздвигаются в честь правителей памятники, памятник Екатерине II. В этот период времени появляются большое множество художников это Крамской, Ге, Мясоедов, Маковский, Шишкин, Васильев, Левитан, Репин, Суриков и т.д.

Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет. Все виды искусства - живопись, театр, музыка, архитектура выступили за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.

5. Власть и искусство советского периода России (XX в. )

Во время советского периода России происходят революционные катаклизмы, эти революционные преобразования призывают художников к новым творческим экспериментам. Художественная жизнь страны требует остросоциального и понятного искусства для не подготовленной эстетической массы. Октябрьские события, которые повлекли за собой революции, художники стали прославлять в своём творчестве. Победа искусства на фронте, становится прочным элементом большевистской победы.

Художники в это время занимают очень активную и очень востребованную позицию. Они занимаются оформление городов к демонстрациям, скульпторы осуществляли «ленинский план монументальной пропаганды», графики активно работают над оформлением классических изданий русской и зарубежной литературы. Развиваются масса новых ранее не осуществляемых художественных направлений. Появляются новые имена и новые направления: «русский импрессионизм» - А. Рылов и К. Юон; «голуборозовцы» П. Кузнецов и М. Сарьян; представители «Бубнового валета» П. Кончаловский и И. Машков с карнавальной праздничностью их декоративных по колориту и композиции полотен, А. Лентулов, заставивший образ русской средневековой архитектуры жить напряженными ритмами современного города. В 20-е годы работал Павел Филонов. Опираясь на метод, названный им «аналитическим», он создавал в эти годы свои знаменитые «формулы» («Формула петроградского пролетариата», «Формула весны» и др.) - символические образы, воплощающие его идеал вечного и постоянного. Свой путь в беспредметничестве продолжал К. Малевич, и супрематизм развиваемый его учениками И. Пуни, Л. Поповой, Н. Удальцовой, О. Розановой, стал распространяться в прикладном искусстве, архитектуре, дизайне, графике.

В скульптуре произведения, овеянные «революционной романтикой», создал в 20-е годы Иван Дмитриевич Шадр (наст. фамилия Иванов). Это сделанные по заказу Гознака (для изображения на новых советских денежных купюрах, марках и облигациях) «Сеятель», «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец» (все 1921-1922 гг.). Одной из самых знаменитых его работ, является работа «Булыжник - оружие пролетариата, 1905 год». Эта работа посвящена 10-летию советской власти. Шадр стремился использовать традиции мирового искусства и создать произведение, овеянное духом современности, как он ее понимал.

Таким образом, художники, скульпторы, писатели и многие другие, должны были искать общественные решения. Средства для создания монументальны образов стали: советская геральдика, образная символика, ставшие популярным обозначением атома, космических пространств. Символы дружбы, труда, мира… только большие идеи могли дать великие решения.

6. Соотношение власти и искусства в наше время

За последние время всё изменилось, но взаимодействие власти и искусства остаётся очень важной и актуальной проблемой. Взаимосвязь этих двух отраслей особенно прослеживается в периоды политических и социальных перемен. Сейчас отсутствует цензура, а значит каждый человек, который хочет выразить свои мысли и идеи с помощью искусства, может это сделать, не опасаясь быть наказанным. Это колоссальный прорыв в области свободы творчества и духа.

На данный момент в разных городах проходит многочисленное множество выставок на разные темы. Периодически проходят выставки, которые освещают проблему искусства и власти. Эти выставки интересны для людей изучающих историю и политологию. Недавно подобная выставка прошла в шведском музее, которая называлась «Искусство для властителей». На этой выставке было более 100 экспозиций и с участием 400 экспонатов различных эпох.

Искусство не стоит на месте, оно быстротечно развивается с разных сторон. В наше время существует многочисленное множество разных направлений. Мировое культурное наследие пополняется и пополняется, а это очень хорошо для нашего времени.

Заключение

В ходе работы мы выяснили, что искусство изменяется под влиянием власти на протяжении столетий в разных странах мира.

Проанализировав ситуацию, мы выяснили, что искусство зависит от политического строя и правителя в страны. Искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

Я думаю, что правительство имела больше возможностей контролировать общество и усиливать свою власть через искусство, нежели сейчас. Спусти десятилетия мы, наконец, освободились от строгих канонов и всяческих запретов. Человек может выразить свою индивидуальность, так как только выдумает и захочет. Художники, скульпторы и музыканты имею безграничную свободу, а вот хорошо это или нет, пока трудно ответить. Но спустя многие годы и нашем веков будут восхищаться и гордиться наши потомки.

Список используемой литературы:

1. Т.В. Ильина. История искусств. Отечественное искусство. Москва. 2000 год

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Оценка роли античного наследия в формировании европейского Возрождения в различных исследованиях. Проявление элементов античности в архитектуре, скульптуре, живописи, изобразительном искусстве в эпоху Ренессанса. Примеры творчества известных мастеров.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Сюрреализм как направление в изобразительном искусстве: история становления и развития, основные мотивы и идеи, яркие представители и оценка их творческого наследия. Начало и этапы творческого пути Макса Эрнста, анализ его известных произведений.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Святая инквизиция - учреждение Римско-католической церкви для борьбы с еретиками. Состав инквизиции, хронология ее деятельности. Сочетание художественного наследия Римской империи и иконографических традиций христианской церкви в искусстве Средневековья.

    реферат , добавлен 08.10.2014

    Характерные черты романского искусства как общеевропейского стиля и отличительные черты искусства данного направления в разных странах Западной Европы, обусловленные влиянием других культур. Общие и отличные черты между школами, своеобразие архитектуры.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2012

    Изучение влияния Великой революции на развитие культуры и искусства Европы. Основные черты творчества известных писателей и художников XIX века: Франсиско Гойи, Оноре Домье. Реалистические традиции в изобразительном искусстве, связанные с именем Г. Курбе.

    доклад , добавлен 03.04.2012

    Анализ особенностей импрессионизма - художественного направления в искусстве, возникшего во Франции во второй половине XIX века. Основные инновационные черты импрессионизма и творчества представителей этого направления. Культурная ценность импрессионизма.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Выявление функций, эстетического своеобразия и роли постмодернизма в художественно-эстетических процессах современной культуры. Постмодернизм в изобразительном искусстве Соединенных Штатов Америки и Европы. Мультимедийное искусство и концептуализм.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Место православия в изобразительном искусстве. Образы спаса нерукотворного и богоматери, их воплощение в изобразительном искусстве. Особенности праздничных образов. Изображения ангелов, архангелов, серафимов, херувимов. Святые, пророки, праотцы, мученики.

    реферат , добавлен 27.08.2011

    История появления и развития феномена жанра. Особенности связи жанра с содержанием художественного произведения в области литературы. Жанр как совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем и предметов изображения в изобразительном искусстве.

    реферат , добавлен 17.07.2013

    Зарождение композиции, ее роль в искусстве Древнего мира, в наше время. Анализ литературных источников и работ художников. Композиция во времена Средневековья, Ренессанса. Ее оценка в монументальной живописи на примере работы Л. да Винчи "Тайная вечеря".

Если кто-то умеет создать яркий образ, необычное сочетание слов или красок, выразительно донести мысль, то его произведения считают искусством.

При этом яркие впечатляющие образы могут носить разную окраску: можно искусно описать чувство Любви, благородный поступок, а можно так же искусно описать грязные поступки, похотливые мысли или, например, чувство безысходности (последним часто грешат декаденты или просто страдальцы «несчастной любви»). Получается, что искусство может нести как добро, так и зло, может быть как созидательным, так и деструктивным.

Именно поэтому ещё ничего не означает высокая оценка критиками произведений искусства, ибо они чаще всего оценивают именно искусность, а не смысл и – тем более – не последствия влияния данного произведения на общество.
А влияние это на самом деле велико. Почему? Обратимся к глубинам искусства и психологии.

Искусство многослойно: в нём есть первый смысловой ряд, второй и последующие смысловые ряды, авторское отношение к герою (которое может быть различным и не всегда открыто выражается, что усложняет понимание произведения), полутона чувств и оттенки эмоций… За счёт всего этого смысловая насыщенность художественных произведений очень велика и сложна. И мы, читая стихотворение или смотря фильм, не всегда сознательно обрабатываем всю передаваемую данным произведением информацию, и то, что не попало в поле зрения сознания, идёт прямо в подсознание. Произведение искусства содержит модель жизни или её отдельной сферы (например, модель отношений мужчины и женщины).

Итак, за счёт своей образности и многослойности художественные произведения впечатываются в подсознание, где незаметно для нас остаётся квинтэссенция произведения и авторского взгляда на жизнь. Искусство воздействует не столько на ум, сколько на душу.

Не зря Ю. К. Олеша говорил: «Писатель – инженер человечески душ». Правильно писал и В. В. Маяковский: «Слово – полководец человечьей силы». Искусство – это образный способ программирования человеческих поступков, а значит, будущего.
Закладывая в подсознание определённые смыслы и образы, искусство влияет и на судьбу каждого отдельно взятого человека, и на то, как он будет воспитывать детей, и на мотивы его деятельности, что скажется в трудовой и досуговой деятельности. Формируя мировоззрение целых социальных слоёв, можно управлять поведением масс, контролировать ситуацию в обществе в целом, закладывать вектор дальнейшего развития данного общества. Таким образом, искусство позволяет целенаправленно осуществлять управление общественными процессами на долгосрочную перспективу.

Здесь следует отметить именно долгосрочность действия как одно из важнейших свойств, потому что это очень мощный фактор. Приведу грубый пример. С помощью бомбёжки можно разрушить город за неделю, но и восстановить за месяц. С помощью деструктивного искусства можно разрушить общество за десять лет, но восстанавливаться оно потом будет несколько десятков лет, а после определённой точки изменения будут уже необратимыми. Или другой пример. Денежная стимуляция повышает качество труда только на то время, когда эти деньги платятся. Идея же «труд – это радость», заложенная с помощью искусства, позволяла в советское время поднимать мотивацию к труду на десятки лет. Поскольку произведение искусства может нести в себе как полезные, так и вредоносные программы, то оно может как взращивать высоконравственного Человека, так и разлагать его.

Понимание управленческого характера культуры и искусства присутствует и в высших эшелонах власти. Это подтверждается пунктами 80, 81 Стратегии национальной безопасности РФ, утв. Указом Президента от 12.05.2009:

“Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры.

Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.”

К сожалению, не только массовая культура, но и элитное искусство (театр, поэзия) пропагандируют вышеназванные вещи, а также разврат и вульгарность мышления.

Многие авторы над этим, к сожалению, не задумываются и пишут всё то, что им пришло по «вдохновению» (употребление кавычек будет обосновано ниже). При этом многие, наверно, замечали, что каждому приходит своё, подходящее по духу именно ему. Почему так происходит?

Дело в том, что произведение отражает мировоззрение и нравственность автора, его видение мира, его поведенческие установки и парадигмы мышления. Причём всё это просачивается в произведение как бы само собой, чаще всего незаметно для автора, ибо идёт, опять же, из его подсознания. (Поэтому, кстати, свои произведения можно использовать для самоанализа, ведь они показывает каждому его же внутренние проблемы. Часто результат творчества удивляет и самого автора, т.к. процессы зарождения произведения в подсознании в обычной жизни не отслеживаются. Творчество – это как бы послание самому себе.)

Некоторые авторы снимают с себя ответственность, ссылаясь на «вдохновение», а кто-то даже утверждает, что сюжеты и образы приходят от Бога. Так почему же при упоминании о вдохновении в данной статье используются кавычки?

Слово «вдохновение» означает, что Бог вдохнул в автора свою идею. По вдохновению приходят самые чистые и самые правдивые произведения, которые согласуются с Божьим замыслом. А глядя на многие произведения, которые попадаются на глаза, понимаешь, что они пришли к автору явно не от Бога. Кроме Бога есть коллективное бессознательное, о котором писал ещё Юнг и масса других источников информации. Произведение искусства может родиться в голове автора под влиянием каких-то групп людей, философских течений, окружающей культуры или даже повседневных событий. В конце концов, влияние на автора его окружения и культуры никто не отменял. И «вдохновение» в подобных случаях – это всего лишь красивое слово, которое можно спокойно заменить на «впечатление» или «наваждение».

Это значит, что все созданные произведения надо анализировать с позиций нравственности, и только потом решать, показывать ли это народу или лучше не стоит, чтобы свои заблуждения не передавать другим. Писать можно всё, что пришло, но публиковать – далеко не всё. Это обращение к авторам. Но в равной мере и обращение к власть-имущим, которые отбирают произведения для культурных событий, постановок, сборников, публикуемых за государственный счёт.

К Райкин, как пример неправильного отношения к искусству (подробно по ссылке)

В конце 20 – начале 21 века стало модным мнение, что искусство должно быть свободным, что нельзя ему навязывать какие-то эталоны и рамки, и что даже «грязное» искусство нужно, ибо отражает действительность, что оно может быть также высокохудожественным и востребованным, и это якобы нормально. Порой встречаются мнения, что добро и зло – это вообще относительные понятия, поэтому искусство нельзя оценивать с этих позиций. Так ли это?

Начнём с главного. Для отдельных индивидов добро и зло действительно относительны, ибо то, что одному хорошо, другому может быть плохо. Но если посмотреть в масштабах всего человечества, то мы увидим общие закономерности и поймём, что есть процессы, которые можно проследить как однозначно полезные или вредные для общества в целом. Есть ценности, общие для всех конфессий, всех правовых систем, для древности и современности. Например, во все времена были запрещены убийства и изнасилования, а те общества, где это допускалось, рано или поздно изжили себя. Всем нормальным людям хочется любви, гармонии, здоровья, мирной жизни. Голос Совести (если он не подавлен) говорит всем одно и то же. Люди, которые имеют чувство справедливости и умеют видеть общие закономерности в мире, понимают, что есть объективное добро и объективное зло. Эти люди интуитивно чувствуют, что существуют общие ценности, к которым стремится душа любого человека и без которых невозможно счастье. Именно эти ценности должны быть критерием оценки любой деятельности.

Поскольку искусство – это, как мы выяснили выше, средство управления, то в интересах общества и государства оно должно быть созидательным. Такое искусство способно воспитывать людей, которые способны и желают жить по-человечески, которые стремятся делать мир лучше, созидать, строить здоровые отношения, вести здоровый образ жизни.

А если искусство создаёт чувство безысходности, несёт в себе вредоносные для общества установки (эгоизм, нигилизм, культ секса, насилия и т.п.), то оно является деструктивным и ничего хорошего не даст, каким бы искусным и высокохудожественным оно ни было.

Кто-то скажет: ну надо же изобличать пороки, отображать тёмные стороны действительности! Что ж, тут надо различать: даёт ли автор в произведении негативную оценку порокам, даёт ли он альтернативу им? Или же он просто смакует человеческие пороки, ярко и образно их описывая, тем самым, по сути, делая их более популярными или даже привлекательными?

«Все псевдоноваторские попытки обойтись без этического напряжения, без понимания, где верх, где низ, где добро, где зло, обречены на провал и забвение, ибо дело художника вытягивать волей к добру из хаоса жизни ясный смысл, а не добавлять к хаосу жизни хаос своей собственной души». (Фазиль Искандер)

Также хочется вспомнить слова М. В. Ломоносова: «Ошибки замечать не многого стоит: дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку».

Творения, «отражающие суровую действительность», в которых не чувствуется негативное отношение автора к порокам и не даётся альтернативы, портят вкус читателю и развращают умы. Они работают против общества и государства.

Учитывая то, что искусство – это мощнейший инструмент воздействия на психику, истинной достойной целью творчества должно стать совершенствование мира и распространение высоких общечеловеческих идеалов.

Таким образом, государственной поддержки заслуживают только те авторы и только те произведения искусства, которые несут в себе высокую нравственность, распространяют идеи справедливости, побуждают созидать, а если и поднимают какую-либо проблему или затрагивают тему порока – то делают это так, что у зрителя (читателя) создаётся чёткое понимание того, как делать нельзя и к каким трагическим последствиям это может приводить. Желательно при этом давать намёк на пути решения затронутой проблемы или предлагать альтернативу.

Елена Смолицкая

Александр Александрович Власкин

Политические мотивы искусства

Художественное творчество, самовыражение, как и деятельность политиков, оказывают большое влияние на общество. О тесной связи искусства и политики сказано и написано очень много, укрепилась эта связь ещё в античные времена, когда скульпторы и художники формировали героические образы правителей, отражали их подвиги и победы. Позднее искусство стало не только восхвалять, но и обличать, поносить тех или иных деятелей или идеологии. Каковы же политические мотивы искусства, тех, кто его создаёт?

Политики делают историю, остаются в ней, как стремятся остаться в ней и художники, писатели… Авторы не только отображают мир для потомков, но и способствуют формированию современности, дают оценку и предлагают своё видение. При этом и тот, и другой процессы бывают политически-ангажированными, ведь то, что вызывает интерес публики, выгодно тем, кто желает получить власть.

Массовая культура, прогресс в области передачи информации, появление глобальных средств коммуникаций, а также доминирование клиповой модели сознания, – всё это существенно сказалось и на искусстве, и на политике. По сути, современному человеку сложно спрятаться от пропаганды, предложений различных мнений, а искусство может облекать некоторые идеологемы в популярную и модную форму.

Само по себе современное искусство является частью эстетической и этической парадигмы, материализует дух времени в тех или иных работах, поэтому не остаётся в стороне от злободневной проблематики.

Современное искусство стремится формировать моду, мода влияет на образ жизни и на мировоззрение общества потребления. Автор, в свою очередь, может заниматься художественным навешиванием ярлыков, демонизировать одних и возвеличивать других, а часть аудитории перенимает его взгляды, даже не интересуясь политикой как таковой. Так как современное искусство – это зачастую протест, бунт автора, ответ устоявшимся нормам, стереотипам, проверка общественной морали, то и политическая оппозиционность ему также свойственна. Деятели современного искусства в разные периоды истории были певцами и художниками революций, пусть некоторые и понимали впоследствии всю трагичность такого пути. Тем не менее, сейчас в России современное искусство частично используется как политический инструмент.

Интервенция современного искусства и постсоветская Россия

О «пощёчине общественному вкусу» говорил ещё Маяковский, который для своего времени был провокационным и передовым автором. В конце же ХХ века пощёчины превратились в серии ударов, в некое соревнование провокационности.

Период перестройки, а впоследствии и 90-х годов характерен тем, что ряд скандальных авторов получили некий «пропуск-вездеход» во все сферы социума. Соревнование вседозволенности вылилось в десятки выставок, мероприятий, перформансов, на которых понижалась моральная планка, шла атака на традиционные, консервативные устои и ценности.

Очень характерным стало знаковое событие, о котором говорит Владимир Сальников: «Само искусство 90-х родилось 18 апреля 1991 года, когда на Красной площади группа Анатолия Осмоловского “Эти” выложила своими телами слово их трех букв» .

Одним из символов усиления и распространения новых подходов стал голый Олег Кулик, изображавший собаку. Показательна и предыстория этого акта, получившего общемировое признание – художник «стал собакой» с голодухи . Он просто дал критикам то, что они успешно преподнесли западному обществу, но что так и осталось дикостью для России.

Несмотря на то, что основная масса граждан по-прежнему придерживалась консервативных взглядов, да и была далека от изучения искусствоведческих тонкостей, в умирающем Советском Союзе сформировалось крупное и яркое сообщество неформалов. Из неформальной среды раскрылись десятки художников, поэтов, музыкантов, которые в период вседозволенности и поощрения выхода за моральные рамки получили неограниченную возможность творческих экспериментов.

Новое искусство, получившее некий карт-бланш и поддержку премиями, не могло переформатировать сознание старшего поколения, но повлиять на молодёжь, тем более, в отсутствии государственных программ в данной сфере, могло очень серьёзно.

Как и яркие, но искусственные и зачастую вредные продукты, на волне перестройки в нашу страну хлынули и образцы западного искусства, которые ранее не имели широкого распространения, но стали называться передовыми и прогрессивными. Здесь и абстрактность, стремящаяся вытеснить реализм, и экзистенциальные переживания, и депрессивность, и отрицание канонов, и эксперименты с телом вместо исследования души. И такой продукт культивировался, как культивировалась жевательная резинка или спиртное.

Впрочем, есть десятки примеров работ и авторов, которые не оказывали деструктивного влияния на общество, но отдельные прецеденты можно считать служащими прозападным политическим интересам. К примеру, фигура профессионального политтехнолога Марата Гельмана, ставшего проводником современного искусства. Он активно участвовал в политической жизни страны в 90-е и начале 2000-х, но после ряда скандалов , когда его выставки называли оскорбительными и попирающими устои российского общества, он объявил о сворачивании рынка современного искусства в РФ, а позже переехал в Черногорию, активно критикуя политику Владимира Путина.

Называл себя политическим активистом и Александр Бренер. Известность он получил, появляясь обнаженным в тех или иных местах, объясняя это разными подтекстами. Одной из самых запоминающихся его акций стало шоу на Лобном месте Красной площади в боксерских перчатках с вызовом на бой тогдашнего президента Бориса Ельцина. Правда, в данном случае Бренер все же был в трусах .

В процессах продвижения нового и малопонятного творчества на первый план выходят арт-менеджеры и галеристы, которые могут способствовать развитию и процветанию автора. Они же направляют запросами его деятельность, вносят, в случае надобности, политическую составляющую в заказ или выбор работ.

К началу XXI века в России сложилось сообщество, которое занималось не столько искусством в классическом плане, сколько экспериментами провокационного характера. Касалось это и изобразительного искусства, и кинематографа, и театра. Депрессивное, отрицающее авторитеты и презирающее классические каноны искусство стало возводиться в норму. Здесь вспоминается ещё и «Норма» Владимира Сорокина – культового писателя, набравшего популярность как раз на рубеже веков. Его прозу не зря называли «экскрементальной», так как именно экскрементам уделялось большое внимание.

Особенности позиционирования современного искусства

Конечно, не все авторы и галеристы преследуют политические цели и наращивают свою популярность за счёт провокаций. К примеру, известный галерист Сергей Попов так высказался о разрубании икон и прочем глумлении на выставках: «Я крайне отрицательно отреагировал на выставку «Осторожно, религия» - это была провокация в чистом виде. И она породила очень нехорошую реакцию консервативно настроенной общественности на современное искусство, плоды подобных идиотских акций мы пожинаем до сих пор. Как провокацию искусство можно подавать лишь в странах, где к этому готовы. Но художники не имеют права резать свиней и показывать изображения обнаженных женщин в странах, где действует шариат, - им за такое отрежут голову. А в России нельзя устраивать провокации на религиозные темы, не учитывать контекст страны» .

Таким образом, провокационность не является обязательным условием для современного искусства. Это в большей степени выбор, причём выбор осознанный и мотивированный. Те, кто сделал этот выбор, зачастую становятся участниками уже не только художественных, но и политических процессов, инструментом в руках политтехнологов.

Важной чертой постсоветского периода стал акционизм. Один из передовых художников Анатолий Осмоловский так охарактеризовал это явление: «В обществе, не чувствительном к искусству, художнику приходится бить микроскопом по голове, вместо того, чтобы наблюдать в него каких-нибудь полезных бактерий. Общество в России не чувствительно к искусству, поэтому наши художники начиная с 90-х практикуют непосредственный приход в само общество ― это акции, интервенции» .

Акционизм, будучи выходом из привычных художественных пространств, близок и политике, а ряд акций несёт политический подтекст. Такого рода деятельность привлекает и СМИ, которые активно транслируют яркие и вызывающие действа. С развитием интернета клиповые и носящие вирусный характер события становятся популярным продуктом, охватывающим широкие аудитории. В этом – несомненная выгода использования современного искусства для продвижения нужной идеологии.

Журналисты вывели акционизм, который зачастую подпадает под статью УК РФ о хулиганстве, на новый уровень популярности. Странно само по себе, что акцию группы «Война» с переворачиванием полицейской машины вообще называли художественным актом. А ведь эта группа ещё и получила в 2011 году престижную государственную премию «Кандинского», учреждённую Министерством культуры за акцию с рисованием члена на разводном мосту напротив здания ФСБ в Петербурге .

Нынешние «возмутители спокойствия», которые реализуют идеологически деструктивный посыл – художник Павленский, «Pussy Riot», «Синий всадник», ранее – арт-группа «Война» – все они сложились как раз под влиянием стилистики 90-х, поощрения вседозволенности, которую сделали синонимом свободы. И подобные примеры можно называть одним из оружий информационной войны. Так же, как в конце 80-х рок-н-ролл стал оружием против коммунизма и «совковости». Правда, в отличие от рок-гимнов, акции по рисованию огромных фаллосов или заматыванию в колючую проволоку не получают такого количества поклонников.

Политические подтексты Бренера или же провокации Тер-Оганьяна, разрубавшего топором иконы, сменились оргией арт-группы «Война» в музее, пляскам в храме, но суть осталась одна – автор получает известность (пусть и скандальную) и цитируемость, а возможный заказчик или покровитель – доступную массам политическую метафору, которая может активно использоваться в дальнейшем.

По слова художника Никаса Сафронова, сегодня в мире решает политику всего искусства около ста человек, и не важно, умеешь ты рисовать, или не умеешь. Если у тебя есть харизма, если ты заставил говорить о себе, уже это может быть частью искусства .

Столкновение провокаторов и консерватизма

По сути, как говорили многие эксперты, в том числе и А. Кончаловский в своей знаменитой лекции о современном искусстве, цель спровоцировать зачастую заменяет художественное мастерство, что видно по флагманам жанра .

С усилением консервативных настроений, с укреплением гражданского патриотизма и государственности в целом вольные акции художников-провокаторов стали получать всё больше критики.

К началу нового века постмодернистская мода укрепилась и в театре, и в литературе, и в изобразительном искусстве, ну а избранный консервативный курс государства повлёк столкновение интересов и предпочтений в художественной среде. Одни стремились показывать то, что требовало дополнительного объяснения, то, что во многом повторяло западную традицию десяти, двадцати и тридцатилетней давности. Но принципы шоковой терапии в искусстве, популяризировавшиеся тогда же, когда шоковую терапию применяли в экономике по отношению ко всей стране, не пленили большинство граждан. Эпатажное, надменное, малопонятное, вызывающее, порой агрессивное и депрессивное – всё это осталось чуждым. Понимая это, проводники такого искусства стали настаивать на элитарности своего продукта, на том, что он – только для избранных, образованных и высокоразвитых. Это разделение и стало одним из факторов конфликта. Такая черта уже не раз проявлялась в отечественной истории, но выводы делаются не всеми. Народ называют быдлом, серой массой, ватниками и так далее. Отдельных эпитетов удостаивается православная общественность, которую записали в «мракобесы». Таким подходом малая группа отгораживается, а также отсекает возможность распространения популярности на широкие слои, называя свой продукт «искусством не для широких масс». Взять хотя бы спектакль «Борис Годунов» Богомолова, где на сцене академического театра отображается ситуация во власти с намёком на современность, а на больших экранах то и дело идут титры «Народ – тупое быдло» .

Следование традициям и устоям для одной части общества рисуется как что-то постыдное и отсталое, и это – одна из важных задач российской либеральной идеологии. Образ «проворовавшегося попа» фигурирует и в фильмах («Левиафан»), и в песнях (Вася Обломов «Многоходовочка»), и на сцене («Борис Годунов»). Всё это выглядит как отработка одного тренда и наиболее эффективным средством против этого представляется создание альтернативного художественного продукта массовой направленности. Отличными примерами в подобной области служат фильм «Остров», книга «Несвятые святые» и т.д.

Пожалуй, самыми резонансными конфликтами провокации и консерватизма стали недавняя ситуация с оперой «Тангейзер», а также скандалы вокруг выставки «Запретное искусство» в 2006 году . Здесь уже можно говорить о столкновении политических концепций, либерализма и западничества против охранительства, когда происходит намеренное деструктивное воздействие на предметы и объекты религиозного культа.

Церковь и православие вообще становятся одной из мишеней художественной провокации, что можно назвать способом влияния на национальные архетипы. Это и знаменитые соборы из синих клизм, и разрубание икон, и прочее.

Правда, современное искусство может влиять на политику и более прямолинейно. Тот же спектакль «Борис Годунов» – это карикатура на действующую власть с образами и президента, и патриарха. Есть и постановки в «независимом» Театре.doc, где появились пьесы «Берлуспутин», «Болотное дело», «АТО», а сейчас готовят спектакль про украинского режиссера Сенцова, осужденного за подготовку террористических актов в Крыму. Здесь же происходит отстаивание права материться на сцене, что называется неотъемлемым художественным приёмом.

При этом, когда у данного театра начались проблемы с помещением, за него активно вступались как знаменитые российские деятели культуры, так и западные. Включение зарубежных звезд культуры в политическую повестку – приём популярный. Они вступались и за «Тангейзер», и за того же Сенцова. Стоит вспомнить Мадонну, которая вышла на один из концертов с надписью «Рussy Riot» на спине, хотя толком ничего не знала про этот коллектив . Такие примеры демонстрируют единство политических целей, и генеральные линии, на службу которым охотно готовы и режиссеры, и артисты, и художники.

Интересно наблюдать и за проникновением политизированного современного искусства в регионы. Либералы традиционно имели низкую популярность в провинции, а за счёт искусства можно донести те тезисы, которые трудно воспринимаются из уст заезжих политиков. Пермский опыт с массированным внедрением современного и малопонятного искусства в уральский регион показал себя не лучшим образом. Апофеозом участия политики в данном процессе стала выставка Василия Слонова, который изобразил символы сочинской Олимпиады в отвратительном и пугающем виде . Зато театральные постановки более понятны, с их помощью проще транслировать мировоззрение. Поэтому с удовольствием гастролирует Театр.doc, поэтому в Пскове попытались поставить скандальный спектакль «Банщик», поэтому в Томске появляется «Православный ёжик» .

Ряд деятелей культуры пополнили колонны демонстрантов и участников протестных акций. Само по себе это не ново, так как в искусстве всегда было много бунтарей, вот только нынешняя российская ситуация лишена какой-либо романтической революционности, это скорее монотонная игра в диссидентство, к которой подключились Улицкая, Макаревич, Ахеджакова, Ефремов, частично Гребенщиков и прочие талантливые люди по большей части пенсионного возраста. Их рады видеть представители старой интеллигенции, ещё помнящие кухонную политику и самиздат, а вот молодёжь такими «лидерами общественного мнения» как-то не впечатляется. Из молодых оппозиционных деятелей, помимо Толоконниковой с Алёхиной, воспринимаемых неоднозначно даже оппозицией, можно выделить музыкантов Васю Обломова и Noize MC, которые, впрочем, не столь радикальны.

Охранители в современном искусстве

Наряду с либеральными силами, которые видят в современном прозападном, постмодернистском искусстве свою живительную среду, а также возможность транслировать близкую себе идеологию, всё больше стали появляться и авторы, а также творческие союзы, которые, используя авангардный стиль, поп-арт, отстаивают уже патриотические ценности.

Модные направления искусства могут и должны быть средством самовыражения и передачи нужных тезисов для охранителей, для тех, кому нужна независимая Россия, чтящая традиционные ценности.

Примеры политического охранительства в искусстве можно видеть не только в залах и галереях, но и на улицах наших городов. Многие выставки художников, поддерживающих политику Кремля, а также тематические перформансы проходят под открытым небом, привлекая как сотни зрителей, так и журналистов.

Отдельно можно отметить уличную культуру – стрит-арт, одним из популярных проявлений которой является граффити. В Москве и ряде других городов стало появляться всё больше граффити патриотического содержания, причём масштабных, покрывающих сотни квадратных метров поверхности.

Есть и художники, которые черпают вдохновение в патриотической тематике и в образах руководителей страны. Так, открытием в этой сфере несколько лет назад стал петербургский художник Алексей Сергиенко, который прославился серией портретов Владимира Путина. Затем он создал ряд картин в стилистике Энди Уорхолла, но только со знаковыми российскими символами, а также коллекцию «патриотической» одежды, в которой орнамент был из матрешек и прочих классических элементов русской культуры .

В музыке и литературе определенный патриотический пласт сформировался вокруг тематики Донбасса. Это и Захар Прилепин, ранее считавшийся оппозиционером и сотрудничавший с НБП, и Сергей Шаргунов, и популярнейшая группа «25/17» с проникновенными текстами песен, и ряд других известных авторов. Эти люди и коллективы, за каждым из которых стоят тысячи или десятки тысяч поклонников, составляют серьёзный противовес либеральному крылу творческих деятелей.

Обращают на себя внимание и целые объединения. Так, фонд «Искусство без границ» вызвал огромный резонанс выставкой «На дне», где были собраны примеры аморальных и порой оскорбительных сцен в современном российском театре. При этом обращалось внимание, что на ряд скандальных постановок были получены бюджетные средства. Это мероприятие вызвало бурю возмущения в части театральной среды .

Сам фонд, впрочем, известен ещё и художественными выставками, в которых молодые авторы демонстрируют работы на актуальные политические темы в стилистике поп-арта .

Были и театральные постановки в патриотическом духе. Можно вспомнить попытку владимирского театра перенести историю «Молодой Гвардии» в современную Украину – этот спектакль получил множество гневных рецензий критиков .

Есть ещё и проект «СУП», который отметился не только читками на тему украинского конфликта, но и небольшим политическим спектаклем про сны о революциях и историческом опыте, который эти самые революции отрицает .

В начавшемся сезоне (как политическом, так и творческом) стоит ждать скорее усиления охранительного звена, укрепления и большего художественного разнообразия. По крайней мере, от качества художественного продукта, его оригинальности и эффектности зависит перспектива привлечения аудитории, а это уже, по сути, борьба за интеллигенцию, за тех, кто может являться лидерами общественного мнения. И отражение мнений и убеждений на сценах и в залах не менее важно, чем уличные выступления.

О текущей ситуации в сфере современного искусства

К сезону 2015-2016 либеральная часть художественного сообщества продолжила разговоры о «закручивании гаек» и усилении давления государства. Показательным стал скандал с премией «Золотая маска», которую решили переформатировать. Сложившийся экспертный совет из числа «своих» был изменён, что возмутило многих критиков и режиссёров. Кирилл Серебренников с Константином Богомоловым даже отказались участвовать в грядущих мероприятиях. А ведь эксперты просто стали различными, с разными мнениями и взглядами, а не людьми из одного лагеря. Но даже это возмутило либералов, которые усмотрели в таком изменении политику. Получается, что так называемые «вольные творцы» нетерпимы к критике, а самая престижная театральная премия узурпировалась с целью ввести в отечественный театр свои каноны и принципы, далёкие от классических и академических. Авторы главных сценических скандалов в свое время становились обладателями данной премии. «Золотая маска», в свою очередь, играла роль некоторой защиты: «Как же, его нельзя ругать, он ведь лауреат «маски».

Деятели современного искусства пытаются представить себя особенными, выдающимися, диктуя при этом собственное мнение, обращая внимание на политику. Политические мотивы могут только усилиться в следующем году, на который приходятся парламентские выборы и, соответственно, рост политической активности. За счёт интернета ряд авторов и критиков получают выход на широкие аудитории, а яркие и оригинальные работы будут направлены на распространение нужных идеологем. Не исключены даже проявления новой волны политического акционизма.

Естественно, запретами и ограничениями такую волну подавить и сложно, и нерационально. Зато вполне жизнеспособной видится практика симметричных ответов – то, что уже успешно опробовано во внешней политике. То есть, в мире искусства это будет ответ творчеством на творчество, креатива на креатив, битва за аудиторию, при том, что большинство населения по-прежнему склоняется к консервативным и традиционным ценностям, не ищет способов понять абстрактное, не готово подставлять свой вкус под «пощёчины» художников. Естественно, это утверждение не касается откровенных провокаций и нарушений закона, для противодействия которым существуют совсем другие надёжные механизмы.

Искусство и власть

Сухарева Светлана Викторовна – учитель искусства МБОУ ООШ с.Никольское


  • Познакомить учащихся с произведениями искусства, благодаря которым, власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

В развитии человеческой

культуры постоянно

прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось

для укрепления власти, - светской и религиозной.


Август из Прима-Порта - более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле жены императора Августа. Вилла обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта, который в античные времена называли Ad Gallinas Albas . Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной. В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.










Франция г.Париж

дата постройки: 1836 г.

Самая известная из триумфальных арок находится в сердце Парижа на Елисейских полях. На ее строительство ушло более 30 лет!

Создать Триумфальную арку в честь побед французской армии приказал император Наполеон. Однако он так и не увидел свое детище.

Строительство арки завершилось уже после его смерти.


Россия, г. Москва

дата постройки: 1968 г.

Главную Триумфальную арку России перестраивали, разбирали и даже перевозили. Изначально это была деревянная арка, построенная у Тверской заставы для встречи российских воинов из освободительного похода по Европе в 1814 году. В советские годы арку на 30 лет спрятали в музее.


«Портрет Екатерины II - Законодательницы» вызвал широкую полемику в русской печати. Начало обсуждения положил поэт И. Ф. Богданович. Он обратился к художнику со стихотворным приветствием

Левицкий! Начертав Российско божество,

Которым седьм морей покоится в отраде,

Твоею кистью ты явил в Петровом граде

Бессмертных красоту и смертных торжество.


Успенский собор Московского Кремля - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475 - 1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.


Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г


Дворец советов - неосуществлённый грандиозный строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930-е годы и в 1950-е годы: грандиозное административное здание, место съездов, празднеств и т. п. Должен был стать кульминацией всего высотного строительства СССР в послевоенные годы, девятой, центральной и главной сталинской высоткой


Любовь к пению, музыке перешла к нему от отца - Болеслава Шостаковича - профессионального революционера, сосланного царским правительством на вечное поселение в Сибирь.

Первые серьезные достижения Шостаковича в развитии гражданской тематики в музыке - его Вторая и Третья симфонии (1927-1929). И в творчестве композитора, и в истории советской музыки они занимают место особое, ибо явились одними из первых симфонических произведений, где была отражена революционная тема.


Начавшаяся в 1941 году война отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени.«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - и посвящаю свою 7-ю симфонию», - написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.

С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей Седьмой симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбежки не могли помешать вдохновенному труду.



  • Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.
  • Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.

Урок 1. «Искусство и власть»

I. Приветствие. Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы: (СЛАЙД 1)

Что такое искусство?

Что такое власть? (ответы учащихся).

Иску́сство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть - это возможность и способность навязать свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?

Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

II. Изучение нового материала.

Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть.

Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.

Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью. (СЛАЙД 2)

Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?

В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона. Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы. (СЛАЙД 3,4)

Но вот вопрос: Персонифицировано ли искусство в это время?

Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы. Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах. (СЛАЙД 5)

Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах . В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы». С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. (СЛАЙД 6)

Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.

Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.

Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев. (СЛАЙД 7)

В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».

Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве. (СЛАЙД 8)

Окончание строительства первого каменного храма Москвы - Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

Но вернемся к великим победам, как и в древнем Риме в ознаменование одержанных побед сооружаются триумфальные арки.

1. Триумфальная арка в Париже - монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806-1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (СЛАЙД 9)

2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура - отливались из чугуна (СЛАЙД 10, 11)

Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже, царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича Львова, слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина

- Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (боже, храни королеву).

Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

III. Cсамостоятельная работа

- Каково же влияние власти на искусство?

- Насколько глубоки их взаимосвязи?

Сформировать свое представление на этот счет вы сможете, ответив на следующие вопросы: (СЛАЙД 12)

1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской )

2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость )

3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет )

4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы )

5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона )

6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором )

7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима )

8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов )

9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций )

10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти )

11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки )