Клейн архитектор работы. «Наша эпоха» в домике Романа Клейна – необычный московский музей! Музей изящных искусств

Бывшие доходные дома, фабрики, торговые предприятия, построенные по проектам знаменитого архитектора, сегодня превращаются в элитные жилые комплексы

Роман Клейн — один из самых важных и узнаваемых российских архитекторов конца XIX — начала XX веков. Почти за 40 лет работы он только в Москве спроектировал больше полусотни построек, в том числе здание Торгового дома товарищества «Мюр и Мерелиз» (ныне ЦУМ), корпуса Трехгорного пивоваренного завода и Бородинский мост. Всемирную известность архитектору принесло здание Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Основная часть московского наследия Клейна — многочисленные доходные дома и бывшие фабричные корпуса, которые сегодня перестраиваются под элитное жилье. «РБК-Недвижимость» рассказывает о некоторых таких примерах.

Доходный дом Клейна

Одним из первых проектов реновации клейновских построек стала реконструкция бывшего доходного дома Клейна (1889, 1896), расположенного в Олсуфьевском переулке, 6, стр. 1. После революции трехэтажное строение постигла участь большинства доходных домов — его перепланировали и приспособили под коммунальные квартиры. В 1993 году компания «Реставрация Н» расселила здание и приступила к его реконструкции. «В результате был создан новый и необычный для середины 1990-х годов тип жилья — элитный дом с просторными планировками квартир, самой современной на то время инженерией и оригинальным интерьером входной группы. Кстати, это один из первых столичных домов, подъезд которого в 1990-х годах вновь стал называться парадным», — говорит генеральный директор девелоперской компании «Реставрация Н» Энвер Кузьмин.

«Клубный дом Depre на Петровском бульваре»

Девелоперская компания KR Properties занимается реконструкцией сразу нескольких объектов Романа Клейна. Один из них — здание бывшего «Торгового дома К. Ф. Депре» на Петровском бульваре, 17/1. Одноэтажное здание в стиле модерн было построено в 1899-1902 годах для «Торгового дома К. Ф. Депре», официального поставщика вин для императорского двора. До революции здесь находился фирменный магазин предприятия, а в советские годы — завод по розливу кавказских вин и коньяков «Самтрест». В 1993-м здание надстроили вторым этажом. Сейчас клейновский дом реконструируют, проект называется «Клубный дом Depre на Петровском бульваре». Девелопер обещает восстановить архитектурный облик здания по оригинальным эскизам Романа Клейна более чем вековой давности.

Лофт «Рассвет»

Здание складов и выставочных сооружений торгового дома «Мюр и Мерилиз», официального поставщика императорского двора, в начале ХХ века считалось одним из самых передовых в техническом отношении. Постройка 1910-х годов, стилизованная под английскую готику, была выполнена из металлических конструкций по проекту инженера Владимира Шухова и оснащена электрическими лифтами. В советские годы здесь располагался машиностроительный завод «Рассвет», один из корпусов которого, в Столярном переулке, 3, сейчас реконструируется под жилой проект.

Задачу превратить бывший заводской корпус позднесоветской постройки в лофт-аппартаменты компания KR Properties пригласила российское бюро ДНК аг. Фасад вытянутого промышленного корпуса визуально разбит на несколько объемов, напоминающих средневековые домики. Бетонные панели заменены на кирпичную кладку разных тонов и фактур.Условный «дом» по фасаду соответствует в плане большому лофту — с видом на музей на западной стороне здания и двум поменьше — на восточной стороне. Дома отличаются фактурой кирпичной кладки, обрамлением окон и балконами. Кроме того, западные и восточные фасады имеют разную ширину, пропорции и количество окон. После реконструкции здесь планируется разместить двухуровневые апартаменты и таунхаусы в составе клубного комплекса «Рассвет».

ЖК «Садовые кварталы»

В 1915-1916 годах по проекту Романа Клейна на улице Усачева были построены корпуса фабрики акционерного общества «Каучук», из которых сегодня сохранился лишь один — шестиэтажное здание заводоуправления (корпус 3.9). Он расположен на территории элитного комплекса клубных домов «Садовые кварталы», возведенного на месте фабрики по проекту архитектурного бюро «Сергей Скуратов Architects» (девелопер — ГК «Интеко»). От исторической постройки архитекторы сохранили только фасад — основной объем, облицованный клинкерным кирпичом четырех оттенков, выстроен заново.

«К сожалению, от клейновского здания удалось сохранить лишь одну стену, и то с большим трудом, потому что она была в очень плохом техническом состоянии. Почти век там размещалась фабрика по производству каучука, и вредные химические выхлопы, оседая на стенах, разрушали их. Москомнаследие не признало эту постройку памятником архитектуры, поэтому сохранение единственной стены и контура здания (включает высоту, ширину, площадь) было моей личной инициативой, — рассказывает Сергей Скуратов. — Мы пригласили реставраторов, чтобы восстановить исторический фасад и первоначальную форму окон. Роман Иванович Клейн — один из лучших российских архитекторов, и работать с его наследием — большая честь. Но вместе с тем это чрезвычайно сложная задача, потому что не всегда просто объяснить девелоперу, почему нужно сохранить полуразрушенную заводскую постройку или аварийный доходный дом. Восстанавливать старые здания сложнее и дороже, чем строить новые». После завершения строительных работ в бывшем здании заводоуправления расположится один из жилых корпусов всего на 15 квартир. Рядом с «Садовыми кварталами» находятся еще свыше десятка других построек знаменитого архитектора, в память об этом сквер между Большой и Малой Пироговскими улицами назвали аллеей Архитектора Клейна.

Если мысленно объединить на одной территории все здания, построенные в Москве архитектором Романом Ивановичем Клейном, то получится целый маленький город (так сказать, Klein-stadt) со своим центром, где разместятся Музей изящных искусств, университетский корпус, кинематограф «Колизей», фешенебельный магазин "Мюр и Мерилиз", Средние торговые ряды, здания банков и торговых фирм. Вдоль улиц, обсаженных тополями а липами, протянутся корпуса больниц и лечебниц, встанут доходные дома, ремесленные училища и гимназии, студенческие общежития и столовые. В глубине зеленых дворов, отодвинутые от красной линии улиц, расположатся многочисленные особняки. Бородинский мост, перекинутый через реку, соединит культурно-просветительный торговый центр с окраинами, где будут находиться самые разные фабрики и заводы: Трехгорный пивоваренный (ныне имени Бадаева) и сахарный, цементный и железопрокатный ("Серп и молот"), металлических изделий (против Симонова монастыря) и комплекс чаеразвесочной фабрики (на Красносельской улице), хлопчатобумажные и шелковые фабрики (Девичье поле) и т. д. Поблизости от этого города окажутся загородные особняки со всем комплексом хозяйственных построек и храм-мавзолей из усадьбы "Архангельское".

Более 60 крупных зданий построено Клейном в Москве - так широк был творческий диапазон зодчего. Каждое из них индивидуально по формам и отмечено художественным вкусом, вместе с тем в русле своего времени, его традиций, его устремлений. Поэтому мы встречаем в постройках Клейна и стилизацию под древнерусское зодчество (Средние торговые ряды), и под средневековье (Трехгорный пивоваренный завод и особняк В. Ф. Снегирева), и готические мотивы (торговое здание "Мюр и Мерилиз"), и неоклассику (Музей изящных искусств), и дань Ренессансу (храм-усыпальница в усадьбе "Архангельское"). Но основные компоненты того или иного стиля формируются с учетом новых масштабов города, новых соотношений объемов и архитектоники окружающей городской застройки, новых конструктивных идей и утилитарных требований. Клейн был в числе первых архитекторов московской школы, обратившихся к применению железных конструкций, бетона и стекла в общественных зданиях. Его поиски в области архитектурной композиции во многом близки поискам архитекторов нового стиля (модерн) и неоклассикам, хотя, строго говоря, его постройки нельзя отнести только к одному из этих направлений.

Сооружения Клейна сохранились в Москве и поныне. Их можно увидеть в дореволюционных границах Москвы - в центре (Красная площадь, улицы Петровка и Волхонка, Моховая и проспект Калинина), в районе станции метро «Кировская», у Киевского вокзала, на Девичьем поле и т. д. В теперешней, грандиозной по размерам столице эти «островки» как бы тяготеют к историческому ядру города; они оказались ближе друг к другу по сравнению со временем своего возникновения.

Интересно сравнить две такие известные постройки Клейна, как Средние торговые ряды (1890–1891) и дом торгово-промышленного Товарищества "Мюр и Мерилиз" (1906–1908). Их разделяет семнадцать лет. Это был период интенсивного развития мастерства зодчего, период новых веяний в архитектуре, которые проявили себя на рубеже двух эпох. Средние торговые ряды соседствуют с Верхними торговыми рядами архитектора А. Н. Померанцева и фланкируют Красную площадь напротив храма Василия Блаженного. По своему стилю они принадлежат еще XIX веку. "В Средних торговых рядах - между Ильинкой и Варваркой… сосредоточена торговля оптовая - москательным, свечным, кожевенным и иным, так называемым «тяжелым», товаром, а также винами ("фряжские погреба")", - отмечалось в одном из путеводителей по дореволюционной Москве. Сооружение большого и сложного здания Средних торговых рядов на месте, прежде занятом множеством мелких ветхих лавок и складов, явилось таким же событием, как и возведение Верхних торговых рядов; происходило это почти одновременно.

"Постройка "Средних рядов" вызвала много технических затруднений вследствие неровности местности и разнообразия в грунтах, - указывалось в ряде старых путеводителей по Москве. - Главный корпус здания представляет из себя неправильный четырехугольник, выходящий фасадом и на 4 окружающих его улицы, образующих двор, внутри которого находятся остальные 4 корпуса. В главном кольцевом здании три этажа, местами с палатками. Во внутренних корпусах два этажа и также с палатками. Два внутренних корпуса разделены коридорами, перекрытыми стеклом. Наружные въезды на поверхности двора находятся с трех сторон". "Площадь, занимаемая рядами, простирается до 4000 саженей. Здание вмещает более 400 торговых помещений и вместе с землею оценивается в 5 миллионов рублей".

Уже через семнадцать лет статичная и замкнутая система зданий Средних рядов, сооруженная архитектором в соответствии с требованиями и вкусами заказчика - Акционерного общества лавочников, воспринимается устаревшей. Замкнутый четырехугольник основного корпуса, с его каменными сводами, низкими потолками, сложной системой коридоров и проездов, не удовлетворяет изменившимся требованиям торговли, вступает в противоречие с основной тенденцией развития города, тяготеющего к открытым динамичным структурам. В 1913 г. даже предлагается проект надстройки Средних торговых рядов, замены каменных перекрытий железными балками, изменения фасадов для лучшего освещения внутренних помещений и т. д. (архитектор В. В. Шервуд). Уже в этих неосуществленных проектах современников как бы отдается предпочтение другому торговому зданию, построенному Клейном для фирмы "Мюр и Мерил из".

Этот универсальный магазин европейского тина с фасадом, решенным в англо-готическом стиле, был построен на углу улицы Петровки и Театральной площади. Возведенный на месте сгоревшего в 1900 г. старого торгового дома "Мюр и Мерилиз", он, с одной стороны, контрастировал с классическими зданиями Большого и Малого театров, а с другой - перекликался с современной ему гостиницей «Метрополь» (архитектор В. Ф. Валькот, 1899–1903), расположенной в Театральном проезде.

Постройка магазина "Мюр и Мерилиз" явилась своего рода сенсацией. "Это здание первое в России, стены которого построены из железа и камня, причем толщина заполнения кирпичных стен, начиная с фундаментов, соответствует только климатическим условиям, именно: 1 аршин, - писалось в отчете. - Постройки из железа и камня особенно распространены в Америке, где такая конструкция вызывается высотой зданий в несколько десятков этажей; при проектировании же здания Товарищества "Мюр и Мерилиз" она была применена для того, чтобы иметь возможность сделать стены тоньше и вследствие этого расширить площадь помещения… получить достаточное освещение помещений дневным светом". Там же указывалось, что вес железного каркаса здания, изготовленного и смонтированного на Петербургском металлическом заводе, составляет 90 тысяч пудов. Цоколь здания гранитный; фасады облицованы мраморной массой; орнаменты исполнены из мраморной массы и частично из цинка, с наращением медью под цвет старой бронзы. И еще одно новшество было впервые в России - устройство зеркальных витрин на уровне первого и второго этажей главного фасада, или, как тогда говорили, "сплошная выставка товаров". Общая стоимость семиэтажного дома составила около 1,5 миллиона рублей.

Восхищение современников вызывали не только внешняя и внутренняя отделка магазина, его размеры, но и новая система обслуживания, введенная в нем на европейский лад. "В глазах москвичей… "Мюр и Мерилиз" является как бы выставкой всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам… как богатых, великосветских кругов, так и средних слоев населения". Его значительная роль в торговой и деловой жизни столицы остается неизменной и в наши дни.

Основным созданием Р. И. Клейна, которое потребовало от архитектора высшего напряжения творческой мысли и таланта, пятнадцать лет труда и неустанных забот, было здание Музея изящных искусств на Волхонке (1898–1912). Оно не только явилось своеобразным итогом мастерства зодчего, принесшим ему звание академика архитектуры, но и сыграло особую роль в его творческой биографии и личной судьбе.

Роман Иванович Клейн воспитывался в многодетной семье (он был пятым из семи детей) московского коммерсанта. В его доме на Малой Дмитровке (улица Чехова) постоянно бывали художники, литераторы, музыканты, в том числе Николай и Антон Рубинштейны. Круг интересов мальчика формировался в этой среде; он проявлял склонности к музыке и рисованию, а дружеское расположение к нему архитектора Вивьена сыграло решающую роль при окончательном выборе профессии. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Клейн поступил в Петербургскую академию художеств (1878) и закончил ее в 1882 г. В следующие два года он проходил стажировку в Италии - в Равенне и Риме, в мастерской Шарля Гарнье, строителя парижской Большой Онеры. Вспоминая впоследствии о начале самостоятельной деятельности, Клейн указывал как на один из важных моментов, бывших для него "первою серьезной практической школой", на свою работу в качестве помощника при архитекторах А. П. Попове и академике В. О. Шервуде в период сооружения Исторического музея в Москве.

К моменту, когда состоялось знакомство Клейна с основателем будущего Музея изящных искусств при Московском университете профессором И. В. Цветаевым (1896), архитектор уже имел за плечами десять лет самостоятельной практики. Им были построены Средние торговые ряды, Трехгорный пивоваренный завод, несколько особняков, учебных заведений, доходный дом Перлова на Мясницкой улице (ныне улица Кирова, магазин "Чай") и целый комплекс больничных зданий на Девичьем поле, вблизи медицинских институтов архитектора К. М. Быковского. Здесь по заказу Московского университета Клейн с учетом новейших достижений медицины возвел институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых (Малая Пироговская улица, 20), гинекологический институт для врачей (Большая Пироговская улица, 11). Операционные в этих зданиях находились в угловых круглых башнях, крытых стеклом; система приемных покоев, палат и ванн была устроена комфортабельно и экономично; рядом с парадными вестибюлями располагались научные библиотеки. Кроме того, поблизости Клейн построил университетское студенческое общежитие, классическую гимназию (Хользунов переулок, 14), ремесленное училище, несколько фабрик, доходные дома, особняк профессора В. Ф. Снегирева (Плющиха, 24) и ряд других. Тут же, в Олсуфьевском переулке, б, архитектор возвел для себя небольшой домик в тосканском стиле, весь второй этаж которого занимали чертежная мастерская и библиотека.

Этот комплекс построек, а также широкий круг знакомств и деловых связей архитектора с профессорами и учеными, с меценатами и благотворителями дали основание И. В. Цветаеву назвать Клейна в своем первом письме к нему "художником родным Московскому университету". В числе других крупных архитекторов он был приглашен Цветаевым для участия в конкурсе на проект здания Музея изящных искусств, который был объявлен Академией художеств в августе 1896 г. и проведен в начале следующего года. Как писала "Неделя строителя" 6 апреля 1897 г., на конкурсе "было представлено под разными девизами 15 проектов. Представленные проекты были рассмотрены комиссией) из членов: В. А. Беклемишева, А. Н. Бенуа, П. А. Брюллова, Н. В. Султанова, А. О. Томишко и М. А. Чижова". Проекты академиков Г. Д. Гримма и Л. Я. Урлауба, архитектора Б. В. Фрейденберга получили денежные премии, проекты архитекторов Р. И. Клейна и П. С. Бойцова - золотые медали, М. С. Шуцмана, И. Н. Сеттергрена и Э. И. Гедмана - серебряные медали. Правление Московского университета приняло к исполнению проект Клейна и пригласило его на должность архитектора и строителя Музея изящных искусств.

Но вернемся к моменту знакомства Цветаева с Клейном. Когда архитектор только приступал к разработке проекта музея, Цветаев писал ему: "Встречая солнечное утро, я переношусь мыслию в Вашу рабочую студию и сердечно слежу за быстрой работою Вашего творческого карандаша… Солнечный блеск и обилие света должны действовать возбуждающим образом на творческое настроение, - работа тогда движется скорее, дело спорится…Недельки через 2, или как только Вы найдете возможным, ожидаю Вашего зова, чтобы взглянуть на Музей, встающий на голом доселе плане площади Колымажного двора…Радуюсь Вашей энергии и рукоплещу полетам Вашего художественного творчества. Здание выходит эффектное".

По условиям конкурса Клейну предстояло спроектировать обширное музейное здание "особо изящной и художественно характерной формы", с колоннадой по главному корпусу, предпочтительно в греческом стиле (в качестве образца указывались колонны афинского Эрехтейона) и расположить его вблизи Кремля, на Волхонке, на пустующей площади бывш. Колымажного двора. Здание предназначалось для первого в России музея истории скульптуры и архитектуры - от древних времен Египта и Греции до эпохи Возрождения. Оно должно было совместить две функции - университетского и художественного музеев, т. е. быть одновременно и учебным и просветительным центром, "открытым всем и каждому".

Создание музея стало для Клейна делом жизни, так же как и для его организатора профессора Цветаева. Благодаря энергии последнего оно оказалось в центре внимания ученых, художественных, общественных кругов не только Москвы, но и Петербурга, Казани, Киева, Харькова, Одессы, Варшавы, Берлина, Дрездена, Рима, Афин и т. д. Одним словом, создание его приобрело всероссийский и европейский масштаб.

Клейну пришлось решать такие сложные художественные задачи, как оформление двадцати двух залов в разных исторических (со всей научной точностью) стилях, разрабатывать ранее не предусмотренные в программе конкурса проекты двориков, крытых стеклом, - греческого и итальянского, парадного (белого) зала, который он решил как двухъярусную греко-римскую базилику, неоднократно переделывать главную лестницу и т. д. Одни из этих задач вызывались необходимостью размещать внутри здания архитектурные фрагменты огромных размеров (угол Парфенона в натуральную величину и т. п.), которые приобретал Цветаев (коллекция формировалась параллельно со строительством здания). Другие, как, например, изменение ионического стиля парадной лестницы на греко-римский, объяснялись тем, что в процессе постройки главный меценат музея миллионер Ю. С. Нечаев-Мальцев пожертвовал огромную сумму на облицовку здания снаружи и внутри мрамором лучших сортов.

В ходе работы Клейн неоднократно ездил за границу для изучения европейских художественных музеев и памятников, консультировал план московского музея с крупнейшими авторитетами в области археологии и музееведения - В. Дёрпфельдом, А. Каввадиасом, В. Боде, Г. Треем и другими, заказывал в Афинах модели деталей Эрехтейона, по которым создавал колоннаду главного фасада ("самый обширный классический портик в России").

На протяжении пятнадцати лет строительства архитектор имел постоянные контакты с членами комитета по устройству Музея изящных искусств - архитектором Ф. О. Шехтелем, художниками В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым, П. В. Жуковским, учеными Н. П. Кондаковым и В. К. Мальмбергом, В. С. Голенищевым и Б. А. Тураевым, В. В. Стасовым и Н. И. Романовым и другими. Совместная работа связывала Клейна с военным инженером И. И. Рер-бергом, архитекторами Г. А. Шуваловым и П. А. Заруцким, художником И. И. Нивинским, который расписывал интерьеры, и т. д. Клейн поддерживал самые тесные контакты с крупнейшими строительными фирмами, как отечественными ("Мюр и Мерилиз", "Г. Лист", «Готье», "Строительная контора инженера А. В. Бари", "Чаплин и Залесский", «Брусов», и т. п.), так и заграничными, поставлявшими мрамор и зеркальные стекла, бригады камнерезов и штукатуров. Кирпичные стены музея возводили тверские и владимирские крестьяне-артельщики, обрабатывали фундамент из финляндского гранита петербургские каменщики, штукатурили здание итальянские рабочие, обрабатывали мраморные детали, профилировали колонны итальянцы-камнерезы. Белый мрамор для облицовки фасада добывался на Урале, цветные мраморы для отделки интерьеров везли из Венгрии и Греции, Бельгии и Норвегии. Здание музея, по словам Цветаева, "строилось на века".

Такого размаха не знало ни одно строительное предприятие, с которым был связан Клейн. "Я вполне понимаю Ваше увлечение этим великим делом Вашей жизни, - писал архитектору Цветаев. - Это чудное здание и грядущее художественное учреждение способны овладеть всеми силами души, составляя для его творца и отраду, и гордость, и предмет самой чистой и сильной любви. Я вполне понимаю, что Вы сюда уходите, сюда возвращаетесь от других Ваших работ, имеющих характер прозаический сравнительно с этим кругом поэтических Ваших архитектурных мечтаний, полетов и грез".

В основном своем объемно-пространственном решении здание музея строилось как бы изнутри, снаружи этот прием выявлялся системой «врастающих» друг в друга архитектурных форм. Конструктивное понимание внутреннего пространства, его динамики и импульсивного движения позволяло архитектору сообщить облику музея подвижность, трансформировать художественный образ его в зависимости от требований момента. "В архитектурной композиции, - писал Клейн в своем "Руководстве к архитектуре", - порядок проявляется в расположении здания. При этом исходят от внутреннего ядра, от сердца распланировки, доводят до развития внутренний организм и скелет здания, одевают последний, вырисовывают в перегибах, в главных частях и обряжают внешний вид посредством расчленения и украшений. Такой прием ведет к цельности организма, к единству в архитектуре… мы имеем перед собой не конгломерат отдельных, случайно нагроможденных кусков, а неделимое целое".

В соответствии с этими общими принципами, широко применяемыми в строительной практике архитекторами московской школы рубежа XIX–XX веков, построено и здание Музея изящных искусств.

"Последнее сооружение, - сообщала Академия художеств, представляя Р. И. Клейна к званию академика и награждая золотой медалью, - своими необычно обширными размерами, сложностью и разнообразием архитектурных задач, строгостью присвоенного Московским университетом классического (греко-римского) стиля и монументальностью строительных материалов займет одно из первых мест в Москве, составя ее украшение на долгое время".

Затянувшееся на многие годы строительство здания вызывалось не только грандиозностью решаемых научных и художественных задач, но и главным образом финансовой стороной дела. Музей создавался в основном на частные средства так называемых благотворителей. В общей сумме его стоимости, достигшей около 2,5 миллиона рублей, государственная субсидия составляла только 200 тысяч, а вклад мецената Ю. С. Нечаева-Мальцева превышал 2 миллиона. Цветаев вкладывал в музей все свои скромные средства, вплоть до «детского» капитала. Клейн годами не получал жалованья, жил доходами от других своих построек и также отдавал музею все, что мог, переживая судьбу этого сооружения, как свою личную.

Вот, к примеру, как описывал Клейн одно из несчастий, случившееся в декабре 1904 г., в письме Цветаеву, находившемуся в то время в Берлине: "В ночь… с 19-го на 20-е декабря, в 12 1/2 часов ночи, мне сообщили, что леса музея горят. Немедленно я отправился на постройку, и по мере приближения моего становились виднее клубы дыма и, наконец, подъехав к постройке, я увидел языки пламени из окон залы антиквария. Войдя на двор, я встретил пожарную команду, которая только что принималась за дело и, конечно, стала делать то, что именно не нужно, - поливать нагревшийся фасад. Я остановил эту работу, но было уже поздно, так как наличники окон успели уже получить трещины. Затем отправился в само помещение антиквария, куда еще можно было проникнуть, но с трудом, так как воздух был пропитан дымом и паром.

…Пожарными распоряжался лишь пьяный брандмейстер Тверской части, почему я сделал распоряжение… о присылке еще 3 пожарных частей. Через час действительно общий пожар был потушен, но в ящиках упаковка продолжала тлеть, и пожарные, не церемонясь, пробивали ломами насквозь ящики и таким образом громили все содержимое (речь идет о коллекциях, присланных из-за границы. - Л. С.)… Меня отчаяние охватывало до слез.

После пожара получилась следующая картина: снаружи обгорели наличники и мраморные перемычки окон, закоптились в некоторых местах мраморные стены, как под колоннадой, так и на боковом фасаде: исковеркано и поломано 14 железных рам.

Внутри попорчена вся штукатурка зала антиквария и библиотеки; сгорели все гипсы и попорчена бронза. На сводах стояла вода вершков на 8. Конечно, при 27 градусах мороза все обратилось в общую ледяную массу… Хладнокровнее всех, как мне показалось, отнесся к случившемуся Юрий Степанович (Нечаев-Мальцев. - Л.С.)… он успокаивал меня, говоря, что убытки небольшие и ограничатся суммою не более 25 000 рублей, но мне думается, что они значительнее".

Не менее драматичны письма архитектора главному меценату в период 1906–1908 гг., когда музею грозили финансовый крах и консервация не отделанного внутри здания. Тогда из-за общего хозяйственного кризиса в стране предприятие лишилось почти всех своих богатых жертвователей, а Нечаев-Мальцев резко сократил выдачу ежегодных субсидий.

Оканчивалось строительство Музея изящных искусств при крайне стесненных средствах. Долги заграничным и отечественным поставщикам-кредиторам достигли крупных размеров, и их пришлось погашать еще в течение нескольких лет после открытия музея.

Теперь Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на Волхонке, преобразованный после Октябрьской революции, имеет мировую известность. Его интерьеры вместили в себя богатейшее собрание картинной галереи, а в белом парадном зале постоянно устраиваются крупнейшие международные выставки. Здание, созданное Клейном, неизменно находится в центре духовной жизни столицы, ее культурных и научных интересов.

В годы завершения строительства Музея изящных искусств Клейн вел реставрацию усадьбы «Архангельское», возводил там, при участии архитектора Г. Б. Бархина, храм-усыпальницу князей Юсуповых в палладианском стиле (ныне Колоннада); разрабатывал проект здания кинематографа «Колизей» на 700 человек на Чистых прудах.

Одним из наиболее значительных сооружений Клейна этого времени был Бородинский мост (совместно с инженером Н. И. Осколковым, при участии архитектора Г. Б. Бархина). Конкурс на постройку моста был объявлен Академией художеств в связи со столетней годовщиной Отечественной войны 1812 г. Новый мост должен был заменить понтонный, по которому проходила старая дорога из Москвы на Смоленск. Тема оформления моста посвящена победе русской армии в битве на Бородинском поле (отсюда его название и основные декоративные мотивы: надписи на обелисках, военные трофеи, шлемы, пилоны и т. д.) - Постройка Бородинского моста разрешала одну из важных транспортных проблем растущего города - соединение его центра с Брестским (ныне Киевский) вокзалом (автор - военный инженер И. И. Рерберг).

К последним крупным работам мастера, осуществленным в 1914–1916 гг., относится реставрация старого здания Московского университета на Моховой улице (архитектор Д. Жилярди); подготовка к публикации сделанных чертежей и всех деталей здания и обмеров и, наконец, постройка рядом с ним корпуса геологического и минералогического институтов. Последний фланкирует основное здание университета и, решенный в том же строгом стиле, завершает собой университетский ансамбль.

Так сошлись "концы и начала" творческой судьбы архитектора Клейна. Его ранняя постройка - Средние торговые ряды - завершала ансамбль в древнерусском стиле на Красной площади, включавший Исторический музей и Верхние торговые ряды. Его позднее здание фланкировало университетский ансамбль в русском классическом стиле на Моховой улице, напротив Кремля. Это была дань архитектора градостроительным традициям, сложившимся в XIX веке, в русле которых происходило оформление центра Москвы.

Практическая деятельность зодчего продолжалась с конца 80-х годов XIX века и до начала 20-х годов XX века, с момента, когда он возглавил работу чертежного бюро, и до времени, когда стал профессором сначала Рижского политехнического института, затем Московского высшего технического училища. В целом творчество Клейна, развивавшееся в полном контакте с прогрессивными устремлениями московской архитектурной школы и в русле общего направления европейской художественной культуры, явилось заметным явлением и по масштабу решаемых градостроительных проблем, и по разнообразию и сложности архитектурных задач, и по уровню мастерства и интерпретации новых идей. Связь зодчего с передовыми научными и художественными кругами, его приверженность просветительным идеям и вместе с тем, как правило, пиетет по отношению к исторической традиции ставили его в число ведущих архитекторов Москвы своего времени. И не случайно одним из последних, неосуществленных проектов Клейна был проект превращения Кремля в музейный городок.

В своих лучших постройках зодчий чутко претворил ту новую тенденцию, которая получила развитие уже в наше время, - "возможно рационального, бережливого употребления материала и труда, возможно скудных, в обрез, размеров строительного тела, - писал Клейн. - Мы должны считаться с направлением настоящего времени; мы не можем более действовать в наших произведениях посредством массы и величины в той степени, как это было для строителей прежних художественных периодов… И если новейшая архитектура есть результат тысячелетнего опыта и преемственности, то теперь наука приобрела полнейшее право на то, чтобы занять с ними одинаковое место". В этом высказывании мастер имеет в виду прежде всего "железную конструкцию нового времени", которую вполне успешно применил не только в торговом здании "Мюр и Мерилиз", но и в перекрытиях Музея изящных искусств, и при сооружении Бородинского моста. Даже тяготение будущего градостроительства к динамичным и открытым структурам также улавливается в таких произведениях зодчего, как Музей изящных искусств, кинотеатр «Колизей» и др.

За время своей длительной практики Клейн проявил себя и как внимательный педагог и воспитатель. Его многолетними помощниками были военный инженер И. И. Рерберг, архитекторы П. А. За-руцкий, Г. А. Шувалов, П. В. Евланов, позднее построившие в Москве немало замечательных зданий. Под руководством Клейна стажировался будущий академик Л. А. Веснин, в течение нескольких лет работал будущий академик Г. Б. Бархин, который впоследствии в своих «Воспоминаниях» с большой теплотой писал об этом периоде, отдавая должное корректности, тактичности и вкусу своего наставника, называя его "крупнейшим строителем дореволюционной Москвы".

В последние годы жизни Клейн тяжело болел, но тем не менее продолжал напряженно работать, участвовал в многочисленных архитектурных конкурсах, преподавал в Московском высшем техническом училище. Архитектор Г. М. Людвиг, учившийся в то время у Клейна, так вспоминал о занятиях с ним: "Не было случая, чтобы Роман Иванович отказал в консультации, в приеме студенту. Будучи больным в течение ряда лет, он отдавал нам весь свой досуг и праздники и даже ночи… Во время исполнения мною дипломной работы он назначал мне приемные часы по вторникам и пятницам от 2 до 4 часов ночи. Ночные же часы были назначены и другим дипломникам - и это после упорной, напряженной дневной работы. Быть искренним в искусстве и честным в жизни - вот чему учил нас Роман Иванович".

Подводя итоги своей многолетней практики и педагогической деятельности, Клейн писал в автобиографии: "При исполнении архитектурных задач я всегда преследовал тесное согласование принципов чистого, строгого искусства с утилитарными современными потребностями и с конструктивностью сооружения, и этот принцип я считаю необходимым проводить в жизнь и в качестве педагога.

За мое долголетнее руководство строительным бюро и при занятиях по архитектурному проектированию со студентами IV и V курсов Рижского политехнического института в течение 1917/18 учебного года у меня выработался совершенно определенный взгляд на метод преподавания искусства вообще и, в частности, архитектуры…Для плодотворного преподавания необходимо возможно тесное общение руководителя с учащимися, именно совместная работа их в мастерской, причем руководитель не только дает указания, но и сам фактически параллельно с учащимися разрабатывает эскизы и части проектов. Такая постановка дела не только облегчает студентам следить за правильным ходом разработки задачи, но служит также мощным импульсом для работы их воображения, для развития их творческой способности и техники работы".

Зодчему приходилось иметь дело со всякого рода заказчиками, и он на себе испытал полную зависимость архитектора-исполнителя от их вкусов и требований. К иным из них он мог относиться иронически, называть "толстыми дураками" и позволять себе в сооружаемых для них особняках смелые эксперименты. Так обошелся он с одним из богатых коммерсантов, в доме которого, решенном во вкусе Людовика XVI, для собственной практики сделал кессониро-ванные потолки, прежде чем применить их в здании Музея изящных искусств.

С другими заказчиками отношения были сложнее. При постройке музея Клейн подчас оказывался как бы "между двух огней". С одной стороны, профессор Цветаев требовал соблюдения исторической и научной точности при разработке деталей и оформления залов. С другой стороны, меценат Нечаев-Мальцев мог принять или не принять тот или иной вариант, исходя из своих соображений и расчетов. Например, в противовес Цветаеву он одобрил решение Клейном белого зала в форме двухъярусной базилики или парадную прямую лестницу, с которой профессор долго не хотел согласиться, настаивая "на лестнице с поворотами".

Некоторые заказчики оказывались скаредными, и тогда архитектор на свои средства довершал отделку отдельных деталей благородными материалами, чтобы не снизить общего эстетического уровня постройки. Так пришлось поступить Клейну при завершении храма-усыпальницы в усадьбе «Архангельское», поскольку князь Ф. Ф. Юсупов не выделил необходимых средств.

И все-таки даже при самых сложных отношениях с заказчиками зодчий умел отстаивать свои принципиальные позиции и никогда не шел на поводу у моды. Об этом он писал неоднократно и постоянно предостерегал своих учеников от пути легкого успеха и быстро преходящей славы.

В курсе лекций по архитектурному планированию Клейн не только обобщал свой богатый строительный опыт, намечал основные пути дальнейшего развития градостроительной мысли, разрабатывал проблемы применения новых строительных материалов. Он постоянно подчеркивал нравственную сторону вопроса, идейную основу профессии архитектора-строителя. Он закончил "Руководство к архитектуре" следующим обращением к молодому поколению будущих зодчих: "Так приложим же наши руки к работе и сосредоточимся в себе самих, но вместе с тем возвысим наш голос к свету и правде. Если каждый из нас немного может сделать один, то тем более пусть работает все сословие, все поколение, и что начато сегодня, то завтра станет на твердые ноги. И мы можем надеяться на успех, ибо это будет уже не своекорыстный порыв: мы вступим на путь очищения искусства… Вкус к архитектуре ожил более чем когда-либо… Мы имеем публику, которая принимает живое участие в развитии архитектуры; сословие архитекторов, полное самоотвержения и одушевления, обладающее обширным и истинным знанием и умением; подрядчиков, полных энергии и способности; изобилие вспомогательных средств далеко шагнувшей техники; в нашем распоряжении больше богатств, чем когда бы то ни было раньше, пути сообщения, которые приближают нас к отдаленнейшим странам, - и неужели нам не удастся соединенными силами создать свое искусство для нашей эпохи и выбраться из царства эклектики и моды?"

Эти слова и сегодня сохраняют свое значение и еще раз говорят о Клейне как о художнике, тонко и остро чувствовавшем свое время, не столь уж отдаленное от нашего.



Творчество которого отличалось большим своеобразием. Широта и разнообразие его интересов в архитектуре поражали современников. За 25 лет им были выполнены сотни проектов, разных как по назначению, так и по художественным решениям.

Главное дело жизни архитектора Р. Клейна - московский Музей изящных искусств им. Пушкина. Он принес ему широкую известность и звание академика в архитектуре. Путь этого талантливого человека к вершинам мастерства был напряженным и самоотверженным. Информация о биографии архитектора Клейна будет изложена в статье.

Ранние годы

Он родился в 1858 году в семье Клейна Ивана Макаровича. Мать будущего зодчего, Эмилия Ивановна, была образована и одарена музыкально. В их московский дом, расположенный на Большой Дмитровке, приходили студенты консерватории и художники. Впоследствии многие из них стали знаменитостями.

На одном таком вечере Роман Клейн свел знакомство с Вивьеном Александром Осиповичем, архитектором. Тот был очень общителен и вместе с мальчиком посещал строительство зданий, объясняя принципы их возведения, показывая чертежи.

Юношеская мечта

С тех пор у юноши зародилось страстное желание стать архитектором. При этом против его мечты были и мать, и отец. Первая хотела видеть его скрипачом, а второй - передать ему купеческое дело. Но он решительно заявил о своем желании и впоследствии делал все для его осуществления.

В гимназии Клейн хорошо рисовал и прославился, делая карикатуры на учителей. С шестого класса он стал учеником училища живописи, ваяния и зодчества. После занятий ему не хотелось возвращаться домой, где царили строгие порядки.

Уход из дома

Будущий архитектор Клейн почувствовал себя самостоятельным и ушел от родителей, отказавшись от их материальной поддержки. Он полагал, что деньги родителей помешают ему стать личностью творческой. Роман снял маленькую комнатку, почти без мебели. Мать его была в отчаянии, она просила его взять из родительского дома хотя бы кровать.

Но он отказался и принес в свою каморку купленный у старьевщика пружинный матрац. В помещении имелись лишь козлы чертежных досок, на них и был поставлен матрац. Утром матрац ставился в угол, а чертежная доска возвращалась на козлы. Так и работал начинающий архитектор.

Младший чертежник

Тем временем Роман Иванович Клейн устроился в мастерскую архитектора, скульптора и живописца В.И. Шервуда младшим чертежником. Тот занимался проектированием здания Исторического музея на Красной площади.

Будущий зодчий копировал чертежи, приобретал нужные знания и навыки, учась умело использовать архитектурные приемы древних зодчих в современных сооружениях, что позже проявилось в его самостоятельных проектах.

После первых заработков его комнатка-мастерская стала преображаться. Сначала был приобретен дешевый ковер для покрытия матраца, а затем у импровизированного дивана появились ручки и спинка. Затем он был обит цветастым штофом и занял место у окна.

Как вспоминала жена архитектора Клейна, этот диван-реликвия всегда стоял в кабинете ее мужа, и он любил рассказывать историю о ней, когда уже стал знаменитым.

Приверженец эклектического стиля

Проработав два года чертежником, Клейн смог накопить средства для переезда в Петербург, где он поступил в Академию художеств. Период учебы совпал с начавшимся в России строительным бумом. В больших городах стали появляться доходные дома, особняки, банки, магазины, которые были стилизованы под архитектуру различных эпох.

Это направление в архитектуре, как казалось, не отличалось единством стиля, и оно приобрело название эклектики, что в переводе с древнегреческого значит «избранный, выбранный».

С современной точки зрения эклектика, приверженцем которой был Клейн, по сути, является самостоятельным стилем. В него входят элементы искусства, присущие античности, готике, ренессансу, барокко.

Они нашли применение у зодчих, которыми учитывались масштабы и функции современных зданий и использование таких новых строительных материалов, как бетон, железо, стекло. В качестве примера этого стиля можно привести Ливадийский дворец в Крыму. Он был построен в 1883-85 гг. при участии архитектора Клейна.

Частные заказы

Первый частный заказ был выполнен Клейном, когда ему было 25 лет, в 1887 году. Им была небольшая церковь недалеко от Петербурга - усыпальница Шаховских. Но чтобы заявить о себе по-настоящему, был необходим крупный социальный заказ. И вскоре такой случай представился.

Московская городская дума объявила конкурс на застройку Красной площади. Клейн получил вторую премию за проект торговых рядов и тем самым привлек к себе внимание частных заказчиков. На их средства им были возведен магазин оптовой торговли, так называемые Средние ряды.

Формами окон, наличников, высокими кровлями эти ряды были увязаны с архитектурой храма Василия Блаженного, стоящего напротив, и были прекрасно вписаны в ансамбль древних построек.

Архитектор роман Клейн показал себя как умелый практик. Он удачно расположил большое здание на крутом спуске, ведущем к реке. Теперь он был обеспечен постоянными заказами.

В 90-е годы XIX века

В этот период Клейном создается ряд проектов крупных промышленных предприятий в Москве. Это корпуса и цехи таких предприятий, как:

  • Прохоровская Трехгорная мануфактура.
  • Чаеразвесочная фабрика Высотского.
  • Фабрики Жако.
  • Завод Гужона.

В это же время им проектируется множество зданий самого разного назначения, среди них:

  • Особняки.
  • Доходные дома.
  • Гимназии.
  • Больницы.
  • Торговые склады.
  • Студенческие общежития.

При всем имеющемся разнообразии строений в них обнаруживается некая монотонность стилистических решений и декоративных приемов, которые свойственны многим мастерам того периода. Но построенные архитектором Клейном здания в Москве все же отличаются тем, что их планировка весьма продумана, а внутренне пространство рационально организовано. Примером оригинального решения являются здания клиник Шелапутина и Морозова, где угловые башни перекрываются стеклянными куполами, а под ними - светлые и просторные операционные.

С тех пор поддержка архитектора Р. Клейна московским купечеством стала постоянной.

Он появился на Мясницкой улице в 1896 году. Это необычное здание, спроектированное Клейном, стало знаменитым. По сей день здесь располагается магазин «Чай-кофе», пользующийся популярностью. По настоянию заказчика Перлова, крупного торговца чаем, дизайн и фасады интерьера Клейн стилизовал под древнекитайскую пагоду.

При этом сам архитектор критиковал свое создание, отмечая его надуманность и аляповатость. Тем не менее чайный домик сыграл свою роль в выработке творческих принципов зодчего. Китайские мотивы удачно оттеняли назначение сооружения. И в дальнейшем архитектор Клейн не просто скрывал кирпичные блок здания за стильным фасадом, а выражал в декоре функцию строения. Вскоре в его жизни наступил очень важный момент.

Строительство музея

В 1898 году началось строительство Музея изящных искусств, который стал делом жизни Романа Клейна. Ему он отдал около 16 лет и получил звание академика архитектуры. Здание было возведено в стиле античного храма. Колонны его фасада напоминают колоннаду храма в Афинском Акрополе. По мнению автора, классический стиль и древнегреческие мотивы наилучшим образом соответствовали назначению данного сооружения.

При оформлении фасада за образец были взяты ионические портики Эрейхтейона. Это небольшой храм, находящийся возле Парфенона. Чтобы придать экспозиционным залам исторический облик, архитекторам были спроектированы греческий и итальянский дворики, а также белый парадный и египетский залы. В связи с воплощением такой задумки сам дизайн интерьера и фасады строения превратились в своеобразные экспонаты. Музей был открыт в 1912 году.

Дальнейшая деятельность

Построенный Клейном зрительный зал одного из крупнейших московских кинематографов - Колизей на Чистых прудах - отличал четко разработанный план и высокие технические достоинства. Зодчим была создана полуротонда, удачно скрадывавшая настоящие габариты строения, которая органично вписалась в историческое окружение старой улицы.

Еще одной интересной и необычной работой Клейна был который сменил старый, понтонный, в 1912 году. Клейн блестяще справился с задачей, он применил конструкцию из металлических ферм, предложенную инженерами. Оформление моста было продиктовано празднованием столетия победы над Наполеоном.

Въезды были украшены пропилеями (портиками и колоннами, симметричными оси движения) из серого гранита. С противоположной стороны расположились парные обелиски, а сходам был придан вид бастионов. В тот же период Клейн создал проект памятников-обелисков на Бородинском поле.

Торговый дом

Одним из самых смелых и новаторских созданий архитектора Клейна в Москве явился Торговый дом, принадлежавший товариществу Мюр и Мерилиз, построенный в 1908 году. Теперь в этом здании находится магазин ЦУМ. Это единственное торговое здание в практике архитектора, которое он возвел на железном каркасе.

Это была прогрессивная конструкция американских инженеров. По тогдашним меркам сооружение было необычайно легким и высоким. В его фасадах удачно соотнесены такие элементы, как каменная облицовка простенков и значительное по площади остекление. Здание построено в воздушном и конструктивном готическом стиле. Его мотивы читаются в профилях карнизов, удлиненных окнах, нависающем угловом выступе фасада.

Построенные в начале XX века магазин Кеппен на Мясницкой, контора фабрики Выготского (чаеразвесочной), расположенная на Красносельской, 57, где теперь находится Бабаевская фабрика, относятся к стилю модерн. Они также были новыми по художественному решению.

Античные мотивы

Завершая путь творческих исканий, архитектор Клейн опять вернулся к мотивам античной архитектуры, к которой он относился с большим почтением. Одной из таких работ стала усыпальница Юсуповых под Москвой, в Архангельском с полукружьями колоннад.

А также это Геологический институт на улице Моховой. Его здание торцом выходит на красную линию улицы. Свои фасадом оно стилистически связано с соседними сооружениями, относящимися к XVIII-XX векам.

При обращении к строгой классике не нарушен уже сложившийся архитектурный ансамбль. Архитектору удалось вписать новое здание с присущим ему тактом. В этом отразился высочайший уровень культуры мастера, его тонкий вкус, который никогда не изменял ему.

Последние годы

Жил архитектор в Олсуфьевском переулке. Весь второй этаж его дома занимала мастерская. Дом строился постепенно, начиная от неприметного сруба до особняка с пристройками, каменными первым и вторым этажами. Общий фасад был оформлен в тосканском стиле. Все творения, составившие славу зодчего, были задуманы и спроектированы именно в доме-мастерской, находившемся на Девичьем поле.

После 1917 года архитектор Клейн был востребованным и у новой власти. Он работал до конца жизни, состоял в штате Пушкинского музея в качестве архитектора, руководил кафедрой в МВТУ, был членом правления Северной и Кавказской железных дорог. Умер он в Москве в 1924 году.

Родился в семье купца первой гильдии Ивана Макаровича Клейна и его жены Эмилии Ивановны. Есть версия, что родители Клейна были крещенными немецкими евреями. Известно, что с 1878 года им принадлежал дом И.Г. Григорьева - В.П. Писемской на Малой Дмитровке, где прежде жил И.С. Аксаков. В гостях у Клейнов бывали музыканты Антон и Николай Рубинштейны, архитектор Александр Вивьен, который десятилетнего Романа начал возить на строительство и показывать архитектурные чертежи, художники, литераторы, поэты, музыканты.

В 1873 – 1874 годах Роман Клейн учился в гимназии Креймана и посещал курсы Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где был отмечен двумя наградами за свои успехи в учебе.

В 1875 году будущий архитектор решил отделиться от родителей. Он отказался от финансовой поддержки и, сняв вместе с другом крохотную каморку без мебели, спал на пружинном матрасе, купленном у старьевщика. Матрас на ночь ставился на чертежные козлы, а днем снимался. В это время Роман Клейн начал работать младшим чертежником в мастерской архитектора В.О. Шервуда, строившего здание Исторического музея на Красной площади.

В 1877 году Роман Клейн поступает в Императорскую Академию художеств, которую оканчивает в 1882 году со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После этого он отправляется в пенсионерскую поездку в Италию и Францию, где участвует в создании павильонов для Парижской выставки 1889 года в мастерской архитектора Шарля Гарнье.

Вернувшись в 1885 году, молодой архитектор работал помощником в архитектурных мастерских В.О. Шервуда и А.П. Попова.

В 1886-1888 годах Роман Клейн осуществил свой первый самостоятельный проект – особняк В.А. Морозовой на Воздвиженке, 14. Эта постройка ввела его в круг заказчиков купцов-старообрядцев.

11 ноября 1888 года был объявлен конкурс на строительство Верхних торговых рядов и 26 февраля конкурсной комиссией первая премия в 6 000 рублей была присуждена проекту под названием «Московскому купечеству» А.Н. Померанцева, вторая премия в 3 000 рублей под названием «По программе» - Р.И. Клейну, третья премия в 2000 рублей досталась проекту под названием «С богом» архитектора А.Е. Вебера.

В 1889 году Роман Клейн, благодаря этой премии, получил заказ на возведение Средних торговых рядов на Красной площади.

В 1888 – 1889 году им также было перестроено здание для Сибирского и Русского для Внешней торговли банков на Ильинке, 12/2.

В 1888 – 1903 году был построен Торговый дом Серпуховского городского общества в Ипатьевском переулке.

В 1890 – 1892 годах построен Торговый дом «Варваринское подворье» на углу Варварки, 7 – Никольского переулка, 11.

В 1893 – 1896 годах архитектор Роман Клейн строит Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной при Московском университете.

В 1896 году Академией художеств был объявлен конкурс проектов здания Музея изящных искусств им. Александра III. Роман Клейн получил золотую медаль и в течение почти двадцати лет возводил здание, совмещающее функции университетского и художественного музеев – просветительского центра. Музей изящных искусств был построен при участии архитекторов Г.Б. Бархина, И.И. Рерберга, А.Д. Чичагова, инженера В.Г. Шухова, художников И.И. Нивинского, П.В. Жусковского, А.Я. Головина, скульптора Г.Р. Залемана на Волхонке, 12, в 1912 году.

В 1901 – 1902 годах были построены Средние торговые ряды на Красной площади, 5. Московский путеводитель того времени сообщал: «Главный корпус здания представляет из себя неправильный четырехугольник, выходящий фасадом на 4 окружающих его улицы, образующих двор, внутри которого находятся остальные 4 корпуса. В главном кольцевом здании три этажа, местами с палатками. Во внутренних корпусах два этажа и также с палатками. Два внутренних корпуса разделены коридорами, перекрытыми стеклом. Наружные въезды на поверхности двора находятся с трех сторон». «Площадь, занимаемая рядами, простирается до 4000 саженей. Здание вмещает более 400 торговых помещений и вместе с землею оценивается в 5 миллионов рублей».

В 1900-1903 годы Роман Клейн построил Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых по заказу Московского университета на Малой Пироговской, 20.

В 1900 году он выстроил собственный дом в Олсуфьевском переулке, 6.

В 1905 – 1907 годах архитектор Роман Клейн построил электростанцию Общества электрического освещения на Раушской набережной, 8.

В 1908 – 1910 годах им выстроено новаторское здание на железном каркасе, изобретенном американскими инженерами, – Торговый дом товарищества Мюр и Мерелиз, ставший позднее магазином ЦУМ, на Петровке, 2.

В 1903 году в промышленной архитектуре Роман Клейн расширил пристройками здание Трехгорного пивоваренного товарищества на Кутузовском проспекте, 12. В 1906, 1909 – 1910 годах он перестроил там элеватор и водонапорную башню.

В 1907 – 1914 годах построил восемь производственных корпусов шелковой фабрики К.О. Жиро на улице Тимура Фрунзе, 11.

В 1915 – 1916 годах Роман Клейн построил здания фабрики Акционерного Общества «Каучук» на улице Усачева, 11.

После 1917 года и смены власти, архитектор Роман Клейн пытался продолжать заниматься архитектурой. Он работал штатным архитектором Пушкинского музея, состоял в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ.

В 1924 году, начав руководить проектным бюро Наркомпроса, через четыре месяца после назначения архитектор Роман Клейн скончался. П охоронен на Введенском кладбище.

160 лет назад, 31 марта 1858 года родился архитектор Роман Клейн - один из самых востребованных архитекторов в России конца XIX - начала XX веков. Именно он возводил Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазин "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ), Бородинский мост и десятки доходных домов. От стилизаций и эклектики ранних работ он впоследствии пришел к неоклассическому стилю. Открыв в 1888 году частную практику, он превратил ее фактически в школу, через которую прошли многие талантливые архитекторы, такие как А.Я. Головин, И.И. Рерберг, В.Г. Шухов и другие.


Роман Клейн, 1890-е

Роман Клейн родился в многодетной купеческой семье. Он был пятым из семи детей московского коммерсанта Ивана Клейна. Дом был большим и гостеприимным - в нем постоянно бывали литераторы, музыканты, художники. Личность мальчика формировалась в творческой и культурно-образованной среде. Он рано проявил склонности к рисованию и музыке, а покровительство и дружба известного архитектора Вивьена сыграли определяющую роль в выборе профессии.
В 1879 году Роман Клейн окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1882 году - Императорскую Академию Художеств со званием классный художник-архитектор 3-й степени. Затем Клейн стажировался в Италии, изучал европейскую архитектуру, художественные музеи и памятники. Он начал свою практическую работу в качестве помощника архитектора во время сооружения в Москве Исторического музея. Одна из первых самостоятельных построек Клейна - Средние торговые ряды на Красной Площади, стилизация под древнерусское зодчество. Их сооружение на месте, прежде занятом множеством мелких ветхих лавок и складов, явилось ярким событием того времени.
Если мысленно собрать на одной территории все здания, построенные в Москве Клейном, то получится целый маленький город со своим центром. Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х годов.
С 1918 года и до конца дней он работал штатным архитектором Пушкинского музея в Москве, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса.
Умер Роман Иванович Клейн 3 мая 1924 года в Москве, где и был похоронен на Введенском кладбище. Всего архитектор построил в Москве более 60 крупных зданий, все его проекты показать сложно, вот только 16 из них.

1. Неоклассический особняк по адресу Воздвиженка, 14 был построен в 1886-1888 годах архитектором Р.И. Клейном для известной московской общественной деятельницы, предпринимательницы и меценатки, владелицы Тверской мануфактуры и представительницы двух знаменитых купеческих родов, Варвары Алексеевны Морозовой. Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И. Клейна, тогда еще начинающего архитектора.


Особняк Морозовой. Улица Воздвиженка, дом 14. 1886

2. В 1887 году участок по нынешнему адресу Олсуфьевский переулок, 6 приобрёл Роман Клейн. Здесь тогда находились деревянный дом и несколько дворовых построек. В 1889 году зодчий несколько видоизменяет это здание, а в 1896 году надстраивает вторым этажом и размещает там чертёжную мастерскую и личную библиотеку.


Дом архитектора Р.И. Клейна. Олсуфьевский пер., дом 6, строение 2. 1889-1896

С этого времени все последующие архитектурные проекты Клейна создавались именно в этих стенах. В этот дом приходил Иван Владимирович Цветаев - инициатор создания и первый директор Музея изящных искусств, над проектом которого здесь и трудился Роман Иванович.

3. Дом № 3 по Вспольному переулку - особняк А.В. Эджубова, построен в 1889 году. В этом очень скромном одноэтажном особняке узнаются черты эклектичного стиля Клейна.


Особняк А.В. Эджубова. Вспольный переулок, дом 3. 1889

4. Экзотическое здание в китайском стиле, известное как "Чайный дом", обновлялось архитектором Карлом Гиппиусом под руководством Роберта Клейна. Фасад украшен лепными изображениями китайских животных и других исторических символов, стилизованных под китайские иероглифы с надписями, а на крыше установлена башенка в виде двухъярусной китайской пагоды.


Чайный дом. Мясницкая улица, дом 19.1890 -1893
https://galik-123.livejournal.com/164532.html

5. По проекту архитектора Р.И. Клейна в центре Москвы в 1889-1893 годах были построены Средние торговые ряды. Они являлись частью архитектурного ансамбля вместе с Верхними торговыми рядами. Западным фасадом выходят на Красную площадь. В настоящее время комплекс зданий находится на реконструкции.


Средние торговые ряды. Красная площадь, дом 5.1890-1893
https://galik-123.livejournal.com/378805.htm

6. В 1893 году на средства П.Г. Шелапутина был заложен Гинекологический институт. Архитектором института стал Р.И. Клейн. Здание заняло угол Большой Пироговской улицы и Олсуфьевского переулка. Оно имеет Г-образную форму. На Большую Пироговскую улицу здание Института выходит глубоким балконом, украшенным четырьмя легкими колоннами и ажурной оградой. Угол венчает стеклянный купол.


Улица Большая Пироговская, 11, С1. Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной. 1893-1895

7. Здание около метро Красная Пресня было построено к 1895 году по инициативе профессора А.П. Богданова для бактериолого-агрономической станции ботанического сада Императорского общества акклиматизации животных и растений. Архитекторами здания считаются Р.И. Клейн и А.Э. Эрихсон. Финансировал постройку и исследования, проводимые станцией, владелец самой известной в дореволюционной России аптеки - магистр фармации, меценат и ученый В.К. Феррейн.


Станция Ботанического сада на Красной Пресне.1895
https://galik-123.livejournal.com/173943.html

8. В 1898 году модный в то время архитектор Роман Клейн перестроил для семьи Депре старое здание на Петровке. Элегантный дом с элементами французской архитектуры был оборудован последними новшествами. На первом этаже располагался "Магазин иностранных вин и гаванских сигар, поставщика высочайшего двора К.Ф. Депре".


Дом виноторговца Депре. Улица Петровка, дом 8.1898
https://galik-123.livejournal.com/281155.html

9. Четырехэтажное здание №19 на Кузнецком мосту в архитектурном мире известно как доходный дом c магазинами князя Андрея Гагарина, построенный в две очереди: сначала архитектором Виктором Косовым, потом - Клейном.


Пассаж "Кузнецкий мост". Улица Кузнецкий мост, 19.1898
https://galik-123.livejournal.com/389214.html

10. Дом чаепромышленников Высоцких по адресу Огородная слобода, 6 построен в 1900 году по проекту Клейна. Талантливый стилизатор Р.И. Клейн сумел совместить в этом доме элементы средневекового замка и дворца эпохи Возрождения.


Дом Высоцких. Переулок Огородная Слобода, дом 6. 1900
https://galik-123.livejournal.com/378296.html

11. Здание в стиле неоготики с элементами модерна, в котором сейчас находится ЦУМ, в настоящем его виде было построено в 1908 году по проекту архитектора Романа Клейна для компании "Мюр и Мерилиз".


Универсальный магазин "Мюр и Мерилиз". Улица Петровка, дом 2. 1906-1908
https://galik-123.livejournal.com/380617.html

12. В конце 1896 года основателем музея - профессором кафедры теории и истории искусства Иваном Владимировичем Цветаевым, были разработаны условия конкурса на архитектурный проект Музея изящных искусств при Императорском Московском университете. Правление университета, по условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг.


Музей изящных искусств. Улица Волхонка, дом 12. 1898-1907

Клейн вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея.

Проект Клейна основывался на классических античных храмах на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. За строительство Музея изящных искусств Клейн был удостоен звания академика (1907 год).

13. Заметной работой Клейна является перестройка старинного здания на Ильинке, дом 12, по заказу Серпуховского городского общества. В основе постройки лежит дом купца Хрящева, воздвигнутый по проекту известного архитектора Матвея Казакова в 1778 году.


Доходный дом И.Г. Хрящева. Ильинка, дом 12. 1901-1904

Клейн преобразил фасад, внеся туда ряд изменений. Композиционным центром дома стали три крупных арочных окна второго и третьего этажей.

14. В 1899-1902 годах всё тот же Роман Клейн построил для "Товарищества К. Ф. Депре" большой доходный дом с фирменным магазином и большими подвалами на Петровском бульваре.


Доходный дом. Петровский бульвар, дом 17. 1902
https://galik-123.livejournal.com/281155.html

15. В 1906 году Клейн построил особняк для предпринимателя Ивана Некрасова. Дом возведен в лучших традициях английской неоготики, черты которой отражены в орнаменте верхнего эркера, сводах парадной лестницы и других элементах.


Особняк И.И.Некрасова. Хлебный переулок, дом 20. 1906

16. В 1912 году богатый меховщик А.П. Гуськов заказал Р.И. Клейну проект нового для начала XX века типа здания - кинотеатра под названием "Колизей".


Кинотеатр "Колизей". Чистопрудный бульвар, дом 17. 1914

В соответствии с названием он был построен с использованием элементов античной архитектуры. Очень удачна колоннада, ограждающая входную площадку. В настоящее время заканчивается реставрация здания.