Судьба мастера в России (Левша). Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша Все знают печальную историю левши захаров

Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи — те тульские мастера, искусству которых и препоручают английскую диковину. Именно они являют своим поведением истинное достоинство, спокойную твердость духа, полное сознание национальной ответственности. Обдумывая сложившуюся ситуацию, они судят о ней, не допуская никаких перехлестов оценок в ту или иную сторону: «…аглицкая нацыя тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом. Против нее, — говорят, — надо взяться подумавши и с божьим благословением». Такое поведение, свободное от пустой суетности, особенно рельефно контрастирует с мелочностью побуждений русских царей.

В таком повороте сюжета находит свое выражение излюбленная мысль писателя о «маленьких великих людях», которые, стоя в стороне от исторических событий, вершат исторические судьбы страны. «Эти прямые и надежные люди», — так с уважением и сердечным теплом отзовется о них Лесков в своем более позднем рассказе «Человек на часах», сближаясь в оценке демократической массы с Л. Толстым.

Однако это в высшей степени уважительное отношение писателя к тульским мастерам вовсе не исключает в сказе мягкой иронии по отношению к ним. Лесков далек здесь от идеализации народных возможностей, он трезво оценивает их. Писатель учитывал роль социально-исторических обстоятельств, ограничивающих творческие силы народа, накладывающих на многие русские изобретения печать шутовской эксцентричности или практической несообразности.

С этой точки зрения для понимания общего смысла сказа принципиально важно», что сам результат «безотдышной», самоотверженной и вдохновенной работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удается сотворить чудо — подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Подкованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». «Усовершенствованная» английская диковинка оказывается в то же время безнадежно поломанной.

В развитии сюжета этот прискорбный для престижа русского изобретательства момент получает свое определенное объяснение, важное для понимания общей мысли сказа. Как справедливо судят англичане, русские мастера, проявившие поразительную дерзость воображения, очевидно, «расчета силы» не знали, и Левше приходится согласиться с этим: «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись…»

Так в изображении удивительной работы тульских мастеров, одновременно и возвышающей их над заморскими соперниками и выявляющей их известную слабость, выражает себя чуждая каких бы то ни было примирительно-апологетических тенденции горькая, тревожная мысль Лескова о русской непросвещенности, которая жестоким образом гнетет и сковывает великие силы и возможности народа, обрекая его на ряд поражений и неудач.

Вопрос о том, что может русский человек, сразу влечет за собой в сказе Лескова другие не менее важные вопросы: как этот человек живет, имеет ли он, подобно английским мастерам, «абсолютные обстоятельства» для развития своего таланта, с каким отношением к себе он сталкивается со стороны власть имущих, как складывается его судьба.

Правда, ни рассказчик, ни сам Левша, свыкшиеся с давно сложившимся в России определенным порядком вещей (контрастирующим с тем, который Платов и Левша увидели в Англии), не задают себе этих вопросов, однако писатель предпринимает особые меры к тому, чтобы они с неотвратимой неизбежностью встали в сознании его читателей.

Рассказывая, например, с какой «церемонией» ездил Платов, выполняя государев наказ, Лесков живописует фигуры «свистовых» казаков, которые сидят но обе стороны от ямщицкого облучка и на протяжении всего пути беспрестанно обливают своего возницу ударами нагаек «Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали.

Сам рассказчик не делает ударения на подобных подробностях, он говорит о них вскользь, походя, как бы между прочим. Однако все эти вошедшие в его повествование «мелочи» русской жизни — хитроумное сечение ямщиков, грубая платовская ругань в адрес тульских мастеров, едва не случившийся арест Левши, которого везут в Петербург в передке платовской кибитки, скоропалительность его отъезда в Англию — все это явления одного порядка, аккумулирующие в себе общий дух русской жизни николаевских времен с ее разнузданным самовластьем одних и бесправием других, дух, внушающий автору самое горькое чувство.

Насыщенные горестными подробностями гибели Левши последние главы повести еще более настойчиво фокусируют внимание читателя на положении личности в России, где «за человека страшно». Талантливый мастер, художник своего дела, глубоко преданный своему отечеству, умирает всеми забытый в коридоре Обуховской больницы для бедных, не успев послужить своей стране последним советом. Такое завершение сюжета, заключающее в себе горький парадокс, усиливает звучание гуманистической темы сказа — трагической судьбы в России талантливого человека, обреченного уморить в себе без достойного применения массу возможностей.

Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша»

Другие сочинения по теме:

  1. Поэты серебряного века творили в очень сложное время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту...
  2. «Русалка» — опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба...
  3. Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза...
  4. «Повести Белкина» дневник провинциальной России. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный...
  5. Основной линией повествования является судьба Тараса, тесно переплетающаяся с общим ходом событий: и тут раскрывается интересная особенность развития образа и...
  6. , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три...
  7. В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу,...
  8. Гражданская война в Российской империи, захлестнувшая ее в начале прошлого столетия, стала одним из самых печальных моментов в ее истории....
  9. В послевоенные годы художнику не дает покоя тревожная память войны. Развивая опыт отечественной батальной классики, лучшие традиции советской литературы, Шолохов...
  10. Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни...
  11. Вторая мировая война — это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел...
  12. «Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать. Идти на смерть… Но эти три березы при...
  13. «Диво» — это судьба таланта. «Смерть в Киеве» — судьба государственной идеи. «Перво-мост» — судьба народного сооружения. «Евпраксия» же —...
  14. ХОД УРОКА I. Обсуждение Тем Сочинений, Предложенных Учащимися И Планов К Темам Обратить внимание на актуальность темы, неоднозначность ее решение,...
  15. Литературное наследие талантливого поэта невелико и до сих пор полностью не собрано. Дневниковые записи и частные письма, в которых содержатся...
  16. Пушкин ставил своей задачей создать народную трагедию в противоположность трагедии придворной и блестяще осуществил ее. «Что развивается в трагедии? Какова...
  17. «От Советского Информбюро…» — эти слова, которыми начинались отчеты о событиях на фронтах Великой Отечественной войны помнят фронтовики, эти слова...

Н. С. Лесков показывает трагическую судьбу мастера в России, «Левши». Главный герой произведения, отличающийся своим талантом, оказывается ненужным в своей стране, на благо которой он хотел творить и работать.

Сюжет

Левше и другим тульским мастерам было поручено важное для страны дело - доказать, что в России есть мастера не хуже иностранных. Героям удалось в короткий промежуток времени подковать блоху, которую сделали англичане и которой восхищался бывший император Александр I.

Свою работу поехал презентовать в Лондон Левша. Англичане были удивлены и восхищены подкованной блохой. Высоко оценив талант Левши, они просили его остаться работать у них. Но главный герой отказался, понимая, что не сможет жить без своей Родины.

По пути домой Левша и английский представитель заболели. По приезде спутника Левши сразу отвезли и вылечили, а его самого - оставили умирать равнодушные люди. Финал жизни главного героя по-настоящему трагичен: возвращаясь на Родину, чтобы трудиться на ее благо, никому не нужный Левша умирает. Такова судьба великого профессионала.

Главный герой

Левша - мастер своего дела. Судьба наградила его огромным талантом, который он не смог реализовать в стране, в которой не уделялось особое внимание творчеству. Герой мог воспользоваться предложением англичан и остаться работать у них, тогда бы его талант был бы оценен по заслугам. Левша же - настоящий патриот, который не хочет оставлять свою Родину. Проблема оказывается только в том, что государству и властям великий человек, который смог доказать мастерство русских людей, попросту не нужен. Писатель поднимает тему безразличия к талантливым людям.

Обобщение

Левша обладает настоящим русским характером, это собирательный образ, который вобрал в себя лучшие черты русского народа. Поэтому, раскрывая трагичную судьбу мастера Левши, Н. С. Лесков хочет продемонстрировать не только жизнь одного человека, а жизнь всех творческих людей в России. Судьба профессионалов своего дела, которые оказываются совершенно ненужными собственному государству, действительно трагична. Усугубляется все тем, что Левша в сказе Н. С. Лескова как мастер ценится за рубежом, но в собственной стране к нему относятся равнодушно. Власти не ценят тех людей, которые могут делать по-настоящему ценные вещи, они лишь восхищаются делами иностранцев, как это делал Александр I, который не верил в способности русского народа.

Мысли о неприятии и даже открытом издевательстве в России над умными, талантливыми, но принадлежащими к низшим сословиям личностям, были одними из самых главных, волнующих писателя Николая Лескова, тем. В одном из своих писем он однажды отметил, что простой, работящий и при этом безмерно талантливый мужик в нашей стране принимается как должное, то, что будет всегда и то, чего нет смысла опекать.

Лесков категорично не согласен с этой тенденцией, считая, что любой человек вправе иметь нормальные условия жизни и труда, а талантливый человек, работающий в полную силу на благо своей Родины имеет на это право вдвойне. Его сказ «Левша» — это как раз некое доказательство трагичности судьбы русского человека и необходимости резких перемен.

Истинными заступниками славы своей родины являются в сказе мастера из Тулы, сумевшие подковать блоху, которые в состязании талантов с англичанами смогли не только продемонстрировать свой безграничный талант, но и сохранить достоинство и чувство патриотизма.

Левша – один из тульских мастеров, которого было решено взять с собой к государю, а потом и в Европу дабы продемонстрировать работу. Он совершил невозможное, но не зазнается, принимает необходимость встречи с государем как рабочий момент. Он приходит на встречу в своей старой одежде. Он не пытался льстить императору, не старался ему угодить, говорил тихо, спокойно и просто, так как умел. Все вокруг дивились с этой простоты, пытались намекнуть на необходимость быть услужливее. Левша, конечно же, понимал, что перед ним стоит правитель страны, но это никак не повлияло на манеру его общения. Он обращался скромно и уважительно к каждому, будь то государь или его товарищ рабочий. Для Левши все люди равны.

И вправду, манеры, дорогая одежда ничтожны перед истинным талантом: одежда может износиться, манеры могут быть забыты в определенных ситуациях, а талант всегда останется с человеком.

Левша, благодаря своей смекалке и золотым рукам, добравшийся до императора и заграницы, сделался очень несчастным человеком. По сути дела, новое окружение его совсем не понимало. Да и временное повышенное внимание к мужику носит лишь показной характер. Его помыли в бане, переодели и взяли с собой в Лондон. Но он проводит всю дорогу, не съев и куска и поддерживает силы лишь кислянкой Платова. Император публично целует Левшу, но ничего не делает, чтобы сделать его жизнь лучше или хотя бы действительно отблагодарить за совершенное.

В противовес русским, англичане проявляют человеческую заботу о Левше, стремятся создать ему все условия хорошего путешествия. Соотечественники же не видят в мастере человека, который достоин хоть капли уважения; для них он раб, обязанный все это делать. Англичане зовут Левшу к себе, обещая достойную работу и оплату труда. Но несмотря на это, наш мастер грезит лишь Россией, и жаждет поскорее вернуться домой. В свою темную каморку.

Он возвратился в Петербург, в болезненном состоянии, так как всю дорогу пил на спор со шкипером. Однако шкипера по приезду отправляют в больницу, где быстро приводят в чувства, о простой мужик Левша всю ночь перетаскивается с исключительной небрежностью от дверей одной больницы до другой, и, не получив должной помощи, умирает. Человек прославивший свою страну, вместо почета и уважения, получил полное безразличие. Левшу не принимали в больницах, так как у него не было документа и денег.

Но Левша не был душевно сломлен до самой последней минуты своей жизни: его волновало лишь, как успеть передать информацию о том, что англичане не чистят ружья кирпичом, и от этого они служат дольше. Он оказался единственным мудрым человеком с открытой душой, единственным патриотом своей страны среди массы бессердечных людей, потерявших чистоту души в погоне за славой и материальным достатком.

Сказ о Левше, что подковал блоху, стал преданием, а сам Левша - символом безграничного таланта простого русского человека, часто угнетенного и забытого.

Н.С. Лесков. «Левша».

3 час. Тема: «Судьба левши»

I . Проверка домашнего задания.

II . Работа с текстом и анализ.

- Как показаны Платов и Николай I в 11 и 12 главах?

(Симпатии рассказчика всё больше склоняются в сторону царя: «Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал». На недоверие Платова отвечает:» Я знаю, что мои меня не могут обманывать». Платов же – «струсил», «хоть никакого в свете неприятеля не пугался», что ему придётся отвечать перед государём за невыполненную работу тульских мастеров. Платов, не разобравшись, срывает зло на левше: «словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели». И всё же уважение рассказчика к Платову сохраняется: «царедворцы... все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, - потому они его терпеть не могли за храбрость».)

Читаем 13 главу по ролям.

- Как изображён левша? Как он держится с царём и его окружением?

(Левша, как говорит Платов, был «в очень злом виде»: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван». Обратим внимание на уменьшительные суффиксы, которые усиливают впечатление жалкого вида левши. Однако он ведёт себя довольно уверенно, «не конфузится», разговаривает с царём смело, «просто», а не как придворные – «с лестью или хитростью». Царь противопоставлен вельможам в духе народных представлений о «добром царе», поэтому он внимательно слушает левшу, разговаривает с ним почти на равных, а поняв, что же сделали мастера, «обнял... и поцеловал» неумытого, неубранного левшу.)

Читаем 14 главу по ролям.

- Как наградили левшу за его удивительное мастерство?

(«Платов ему сто рублей дал и говорит: «Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал». Вспомним, что государь Александр I англичанам за блоху миллион рублей дал. Левшу отправили к англичанам, сто «показать работу и каковые у нас в Туле мастера есть». Заметим, что с Платовым отношения у левши налаживаются – тот даже своей «кислярки» на дорогу прислал.)

- Расскажите о приключениях левши в Англии.

(Пересказ 15 и 16 глав – 2-3 человека.)

Почему англичане стараются напоить левшу? Чем он удивлял иностранцев? Что его поразило у английских мастеров?

(Англичане хотят выведать секрет тульских мастеров. Им не верится, что левша не знает даже арифметики. Они предлагают левше остаться: «мы вам большую образованность придадим». Левша соглашается погостить, его водят по заводам и всё показывают. Левша же «больше всего внимание обращал,... как старые (ружья) в каком виде состоят». Англичане не могут понять, что же так удивляет левшу.)

- Почему левша заскучал в Англии и заторопился домой?

(Левша рассматривает старые ружья и разгадывает тайну английского оружия. Мы узнаём, в чём дело, только в конце сказа. Уже перед смертью левша велит передать государю, «что у нгличан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то... они стрелять не годятся».)

- Какие качества левши проявляются в этих эпизодах?

(Патриотизм, преданность своему делу, своей родине, горячая любовь к ней, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарённость и вместе с тем поразительное невежество.)

- Почему английский «полшкипер» держал пари с левшой?

(Он хотел выведать, какой секрет везёт в Россию левша, и поэтому решил напоить его. Так до самого Петербурга никто никого перепить не смог.)

- Какова была судьба участников пари после прибытия в Петербург?

(Англичанина привезли в посольский дом, позвали к нему лекаря и аптекаря, те лечили его и ухаживали за ним. Левшу же, у которого «тугамента» не было, отвезли в полицейский участок, «в квартал», «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам и в конце концов привезли в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».)

- Почему предсмертные слова левши не передали государю?

(Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и надалёким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ левши и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании.)

- Кто же виноват в страшной судьбе левши?

(Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, но умеющие ценить талант. Гениальный мастер был по существу убит. Он не прельстился предложениями англичан, а стремился на любимую родину, где его ждала смерть.)

- Какое впечатление оставил у вас рассказ Лескова?

(Несмотря на то, что сказ кончается трагически – левша умирает в больнице для бедных, общий пафос его оптимистический, выражает гордость за таланты, которыми богата русская земля, за патриотизм народа. Эта мысль и в последней главе рассказа.)

- Чем последняя, 20 глава, отличается от остальных? Какова главная мысль этой главы?

(Это эпилог. Он отличается от сказа по стилю: это речь автора, его реплика по поводу темы сказа. Автор сожалеет о тех славных временах, когда работали такие мастера, как левша. Высказывает убеждение в том, что машины только губят «артистическую удаль», и ценит то, что нынешние работники вспоминают о старине «с гордостью и любовью»,)

III . Описание иллюстраций и устное рисование

Рассмотрим рисунки Н.Кузьмина и Кукрыниксов, изображающие левшу.

- Каким увидели левшу художники? Каков левша в вашем представлении?

(На рисунке Кузьмина левша изображён, когда он рассматривает «аглицкую блоху» и прикидывает, как можно англичан превзойти. Рисунок передаёт сметливость левши, его цепкий ум. На рисунках Кукрыниксов левша показан жалким, вызывающим сочувствие. Он теряется среди блестящий царедворцев, а у «Обухвинской больницы» выглядит совсем беспомощным – его, как мешок с костями, тащит могучий городовой. У этих рисунков, скорее, обличительный пафос.)

Слушаем варианты изображения левши – 3-4 человека.

Итак, рисунки передают основные мысли автора: с одной стороны, гордость за талантливость и патриотизм русского народа, с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия, безответственного и преступного к нему отношения со стороны властей.

Звучит музыка песен на школьную тему

Из писателей второй половины XIX века наибольший вклад внесли в познание России Толстой, Достоевский, а к самому закату века – Чехов. Но рядом с ними высится еще одна фигура, громадная, угловатая, не изученная до конца, фигура Николая Семеновича Лескова.

Его творчество обширно. Среди книг писателя – романы, сатирические повести, хроники. Им созданы бытовые и путевые очерки, серия блестящих новелл, классические рассказы.

Но Лесков создал и галерею положительных образов, причем резко оригинальных.

Этой оригинальностью проникнуты исторические рассказы, обращенные своим содержанием в прошлое, которое получило название “глухой поры”.

В центре большинства исторических рассказов Лескова стоит “праведник” – человек благородной идеи, огромного таланта, живущий в “неправедном” социальном мире. Нация выдвигает “праведников” из всех слоев общества, но более всего из среды простого народа.

Так в рассказе “Левша” автор рисует судьбу человека без имени, оружейника Левшу, судьбу русского гения. Гений создает…безделку. Бедняк “в опорочках и ветхом азямчике”, учившийся “по Псалтырю и Полусоннику”, не знающий “нимало арифметики”, сумел сработать нечто “сверх понятия” – подковал лондонскую блоху мельчайшими тульскими подковками и еще выгравировал на них имена русских рабочих.

Это парадокс, но, по мнению Лескова, человек в России – всецело во власти парадокса, ибо жизнь русская – трагический фарс.

Патриотизм и талант Левши употреблены на удовлетворение тщеславия “государя Николая Павловича”. Левша беспомощен и не нужен, когда хочет совершить гражданский подвиг. Он необходим не царю, а России.

“Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся”, – говорит умирающий Левша. Но граф Чернышов, которому врач передает последние слова мастера, кричит нерасторопному эскулапу: “Не в свое дело не мешайся! В России на это генералы есть!”. Слова Левши умирают вместе с ним, а в Крымской компании это оборачивается катастрофой для России.

Драма Левши – это историческая драма родины, где сплошь засилье “парадных генералов”, безгласность, бесправие народа.

Вот сцена, где Платов принимает работу от тульских мастеров. Сколько здесь юмора и сарказма одновременно! Рисуя никчемность правящей верхушки, автор пишет: “Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил – никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика от ее брюшного завода”. И вот гнев от бессилия переносится на Левшу:

“…протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги”. И поехал Левша на доклад к царю вместо “пубеля” /пуделя/. Таких слов, оборотов речи, требующих “перевода” в повести великое множество. Язык в этом “сказе” необычен.

Все иностранные слова перелицованы остроумнейшим образом: барометры – “буреметры”, микроскоп – “мелкоскоп”, фельетон – “клеветон”.Кажется, не было после Гоголя в России писателя, который бы так умел уловить живое трепетание слова. Оттого-то искусство прозаического сказа, начатое в литературе еще Рудым Панько, было поднято именно Лесковым на высоту национального художественного явления.

Необычен язык, необычны и ситуации. Вот царь рассмотрел имена мастеров на подкове английской блохи, а имени Левши там нет. А почему? А потому что мастер “работал мельче этих подковок”. Он гвоздики выковал, которыми подковки забиты. А тут уж никакой “мелкоскоп” не возьмет. Как просто и буднично объяснил все это царю неграмотный русский мужик. И какое великое искусство кроется за его словами! Мастер достойно ведет себя в этой ситуации. Он выполнил обыкновенную работу, как он считает. Чего здесь такого? Только вот зря за волосы отодрал его Платов!

Так и вспоминаются слова мужиков Салтыкова-Щедрина: “Мы люди приличные, мы все могем!” И действительно, привыкший к побоям и встряске Левша спокойно говорит на извинения Платова: “Бог простит! Это нам не впервые такой снег на голову!” Интересны сцены пребывания Левши за границей. Как ни умасливали его англичане, как ни упрашивали остаться навсегда. Левша отвечал: “У меня дома родители есть”. Одно слово – родители. А сколько в нем других слов? Это и родина, и род, и родная сторона, которая не подкупается и не продается.

Очень достойно ведет себя Левша в Англии, не уронил честь России, но как она его встретила после возвращения? Нельзя без боли читать эти строчки: “…его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали…”.

Пролежал Левша на “холодном парапете”, да и умер в простонародной Обухвинской больнице, перед смертью думая о России: “Не так у нас ружья чистят!”

Своим творчеством Лесков оказал самое большое влияние на Чехова, где мы видим в нормальных рассказах “ анормальности явлений”. Мы видим новых праведников в рассказах Горького “Царские писари” и провинциальный быт у Куприна.

“ Как художник слова, Лесков Н.С. вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы, как Л.Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.

Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает названным авторам, а широтою охвата явлений жизни, тонким знанием языка он редко превышает названных предшественников,” – говорил М.Горький.

Эти слова навсегда утверждают место Николая Лескова в истории русской литературы.