Композитора называют поэтом. Объясните, почему Петр Чайковский считал, что Афанасий Фет – самый талантливый композитор среди поэтов, и кто из русских поэтов является продолжателем традиций Фета в музыкальном строе стихотворений. А.П.Бородин является русск

Обладали незаурядным литературным даром. В их литературном наследии: музыкальная публицистика и критика, музыковедческие, музыкально-эстетические труды, рецензии, статьи и многое другое.

Очень часто литературные труды были для творцов музыкальных шедевров дополнительным средством разъяснения музыкального языка, чтобы дать слушателю ключ к адекватному восприятию музыки. Причём, музыканты словесный текст создавали с такой же страстностью и самоотдачей, как и музыкальный.

Писательский арсенал композиторов-романтиков

Тонкими знатоками художественной словесности были представители музыкального романтизма. Р. Шуман писал статьи о музыке в жанре дневника, в виде писем другу. Их характеризует прекрасный слог, свободный полёт фантазии, сочный юмор, яркая образность. Создав некий духовный союз борцов с музыкальным мещанством («Давидово братство»), Шуман обращается к публике от имени своих литературных персонажей – неистового Флорестана и поэтичного Эвсебия, прекрасной Киары (прототип – супруга композитора), Шопена и Паганини. Связь литературы и музыки в творчестве этого музыканта столь велика, что его герои живут, как в литературных, так и музыкальных строках его сочинений (фортепианный цикл «Карнавал»).

Вдохновенный романтик Г. Берлиоз сочинял музыкальные новеллы и фельетоны, рецензии и статьи. Подталкивала к писательству и материальная нужда. Наиболее известны из литературного творчества Берлиоза, блестяще написанные им «Мемуары», запечатлевшие кипучие духовные искания новаторов искусства середины XIX столетия.

Изящный литературный стиль Ф. Листа особенно ярко отразился в его «Письмах бакалавра музыки», в которых композитор высказывает идею синтеза искусств, причем делая акцент на взаимопроникновении музыки и живописи. В подтверждение возможности такого слияния, Лист создаёт фортепианные пьесы под впечатлением живописных полотен Микеланджело (пьеса «Мыслитель»), Рафаэля (пьеса «Обручение»), Каульбаха (симфоническое произведение «Битва гуннов»).

Колоссальное литературное наследие Р. Вагнера, кроме многочисленных критических статей, содержит объёмные труды по вопросам теории искусства. Один из интереснейших трудов композитора «Искусство и революция» написан в духе утопических представлений романтика о будущей мировой гармонии, которая придёт, когда мир изменится посредством искусства. Главную роль в этом процессе Вагнер отводил опере – жанру, в котором воплотился синтез искусств (исследование «Опера и драма»).

Образцы литературных жанров у русских композиторов

Ушедшие два столетия оставили мировой культуре огромное литературное наследие русских и советских композиторов – от «Записок» М.И. Глинки, до «Автобиографии» С.С. Прокофьева и заметок Г. В. Свиридова и др. Практически, все знаменитые русские композиторы пробовали себя в литературных жанрах.

Статьями А.П. Бородина о Ф. Листе зачитывается уже множество поколений музыкантов и любителей музыки. В них автор повествует о своём пребывании в гостях у великого романтика в Веймаре, раскрывает интересные подробности о буднях и трудах композитора – аббата, особенностях проведения Листом уроков фортепианной игры.

Н.А. Римский-Корсаков, автобиографический труд которого стал выдающимся музыкально-литературным явлением («Летопись моей музыкальной жизни»), интересен еще и как автор уникальной аналитической статьи о собственной опере «Снегурочка». Композитор подробно раскрывает в ней лейтмотивную драматургию этой прелестной музыкальной сказки.

Записки Свиридова о музыке и музыкантах, о творческом процессе композитора, о духовной и светской музыке еще ждут своего оформления и издания.

Изучение литературного наследия выдающихся композиторов позволит сделать еще массу удивительных открытий в музыкальном искусстве.

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

6 класс

1. На какие темы писал оперы Н.А. Римский-Корсаков

а) сказочные б) исторические в) героические

Ключ – а

2. На какие сюжеты написал П.И. Чайковский балеты :

а) сказочные б) патриотические в) героико-драматические

Ключ – а

3. Как назвал М.И. Глинка романс на стихи Н. Кукольника ?

а) «Соловей» б) «Воробей» в) «Жаворонок»

Ключ – в

4. Кому из русских композиторов принадлежат слова «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям подпору и утешение»

А) М.И. Глинка б) П.И. Чайковский в) С.В. Рахманинов

Ключ – б

5. Какой композитор ввёл нас в мир полифонической музыки , где все голоса равноправны:

А) И.С. Бах б) В.А. Моцарт в) Н.А. Римский-Корсаков

Ключ – а

6. Как называется духовой клавишный инструмент, в переводе с греческого означающий «орудие», «инструмент»?

а) клавесин б) валторна в) орган

Ключ – в

7. К какому жанру можно отнести цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»?

А) симфония б) кантата в) сюита г) балет

Ключ – в

8. Какого композитора называют «душой фортепиано»?

А) Ф. Шопен б) И. Штраус в) П.И. Чайковский

Ключ – а

9. Восстановите пропорцию :

1. «Александр Невский» а) М.И. Глинка

2. «Спящая красавица» б) Л. ван Бетховен

3. «Иван Сусанин» в) И.С. Бах

4. «Сурок» г) П.И. Чайковский

5. Прелюдия и фуга д) С.С. Прокофьев

Ключ 1)-д, 2)-г, 3)-а, 4)-б, 5)-в.

10. Перечисли балеты знаменитого русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского __________________________________________________________________

Ключ «Лебединое озеро» , «Щелкунчик» , «Спящая красавица»

11. Назови фамилию великого польского композитора, чьё сердце, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве ____________________________________________

Ключ Ф. Шопен

12. Убери лишнее и объясни свой выбор: баян, домра, арфа, гусли, свирель __________

Ключ Арфа, так как она не относится к русским народным инструментам

Ключ – б

14. Мастерство игры на скрипке этого музыканта было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто ему помогает нечистая сила . О ком идёт речь?

а) Ф. Шопен б) Н. Паганини в) Ф. Шуберт г) А. Вивальди д) В.А. Моцарт

Ключ – б

15. Восстанови пропорцию :

Ключ 1 –д, 2 –а, 3 –г, 4 –е, 5 –б, 6 –в

16. Кто изображён на центральной части триптиха Павла Корина ? __________________

А кто из композиторов посвятил ему музыкальное произведение ? __________________

Ключ средняя часть «Александр Невский», автор музыки С.С. Прокофьев

17. О каком композиторе идёт речь : «Он самый первый, самый главный звук в аккорде русской музыки» ______________________________________________________________

Ключ М.И. Глинка

18. Заполните кроссворд

Ключ По горизонтали 1. Глинка 2. Мусоргский 3. Прокофьев 4. Паганини 5. Вокализ

По вертикали: 6. Шуберт 7. Либретто 8. Романс 9. Баркарола 10. Ария 11. Полифония 12. Бетховен

Предварительный просмотр:

Задания для школьной олимпиады по «Музыке»

7 класс

1. Реквием – последнее создание, «лебединая песня» великого австрийского композитора, в котором он воплотил глубочайший мир человеческих переживаний: душевное смятение, умиротворённый покой, глубину горя. Назовите имя этого композитора .

Ключ Моцарт

2. Как называется сочинение музыки сразу во время её исполнения ?

Ключ – а

3. Каким итальянским словом называют краткое изложение содержания оперы или балета ?

Ключ – б

4. О каком инструменте симфонического оркестра Римский Корсаков сказал : «Тембр старчески насмешливый в мажоре и болезненно печальный в миноре»

А) флейта б) фагот в) скрипка г) труба

Ключ – б

5. Восстановите пропорцию :

1. Норвегия а) С.В. Рахманинов

2. Россия б) Ф. Шопен

3. Польша в) Э. Григ

4. Германия г) В.А. Моцарт

5. Австрия д) И.С. Бах

Ключ – 1)-в, 2)-а, 3)-б, 4)-д, 5)-г.

6. Известно, что австрийский композитор Франц Шуберт написал более 600 песен и баллад. Как называется баллада, написанная им в 18 лет на стихи поэта В. Гёте ?

Ключ «Лесной царь»

7. Заполни таблицу

Ключ

8. Выбери музыкальные инструменты для оркестров :

балалайка, скрипка, фортепиано, баян, гитара, виолончель, арфа, орган, валторна, домра, тромбон, гусли, трещотка.

9. Заполни таблицу , правильно распределив жанры:

романс, песня без слов, серенада, баркарола, сюита, колыбельная, симфония, соната, кант, кантата, опера

Ключ

10. Какой цикл фортепианных пьес П.И.Чайковский написал для детей ?

а) «Детская музыка» б) «Детский альбом»

в) «Альбом для юношества» г) «Картинки с выставки»

Ключ – б

11 . Назови композиторов, которые обращались к жанру реквиема ___________

Ключ В.А. Моцарт, Д.Б. Кабалевский

12. Какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ этого стихотворения ? ______________________________________________________________

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Ключ Трёхчастная форма

13. Выберите характерные черты творчества композиторов П.И.Чайковского и Л. Бетховена , соответствующие их индивидуальному стилю:

А) обращение к внутреннему миру человека

Б) мужественность

В) тонкий психологизм

Г) песенность

Д) яркий динамизм

Е) обращение к человечеству

П.И. Чайковский_______________________________________________________

Л. Бетховен____________________________________________________________

Ключ Чайковский: А В Г Бетховен: Б Д Е

14. Убери лишнее : ария, каватина, увертюра, дуэт, трио, хор.

Ключ Увертюра

15. Какое содружество композиторов именовалось «Балакиревским кружком» ?

Ключ «Могучая кучка»

16. Какая группа инструментов расположена ближе всего к дирижёру ?

Ключ струнные смычковые инструменты

17. Закончите фразу Н. Рубинштейна , сказанную об одном из композиторов18 века: «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе ___________________»

Ключ Моцарт

18. Какой героине «Тысячи и одной ночи» посвящена сюита Н.А. Римского-Корсакова ?

Ключ Шехеразада

19. Укажите имя композитора и название романса на стихи Е. Бекетовой :

«Поутру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать.

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать»

Композитор_______________________Романс________________________________

Ключ Рахманинов «Сирень»

20. Какой герой оперы поёт в арии : «О, дайте, дайте мне свободу»?

А) Иван Сусанин В) Борис Годунов

Б) Садко Г) Князь Игорь

Ключ Г) Князи Игорь

21. Что в переводе с итальянского означает слово «оперетта» ?

А) маленькая опера В) неправильная опера

Б) плохая опера Г) новая опера

Ключ А) маленькая опера

22. Какой город является родиной джаза ?

А) Чикаго В) Нью-Йорк

Б) Новый орлеан Г) Одесса

Ключ Б) Новый Орлеан

23. Имя этого итальянского скрипача и композитора ещё при жизни было окружено легендами. Он заложил основы современной техники игры на скрипке, обогатив музыку новыми колористическими возможностями. Среди его произведений наибольшей популярностью до сих пор пользуются «Двадцать четыре каприччио». Их использовали в своих произведениях композиторы-романтики. С 1954 года в Италии организуются конкурсы имени этого скрипача. Назовите его имя _________________________________

Ключ Николо Паганини

24. Найди закономерность и убери лишнее : Ю. Визбор, С. Никитин, О. Митяев, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Розенбаум, Н. Римский-Корсаков, О. Газманов.

Ключ Н. Римский-Корсаков

25. Восстанови пропорцию :

Ключ

«Кошки» – мюзикл

«Времена года» – инструментальный концерт

«Садко» – опера

«Лесной царь» – баллада

«Александр Невский» - кантата

«Островок» – романс

«Щелкунчик – балет

«Картинки с выставки» – фортепианный цикл

26. Какой герой оперы поёт в арии : «О, дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить»?

А) Иван Сусанин б) Садко в) Князь Игорь г) Борис Годунов

Ключ Князь Игорь

27. Как называется сочинение музыки сразу во время её исполнения ?

А) импровизация б) интерпретация в) композиция

Ключ импровизация

28. Каким итальянским словом называют литературное изложение содержания оперы или балета ?

А) бельканто б) либретто в) увертюра

Ключ либретто

29. В названиях каких музыкальных произведений встречаются эти слова ? Заполни таблицу, написав (где нужно) названия произведения полностью.

Патетическая, Ромео, Жизель, Лебединое, Богатырская, Пиковая, Лунная, Кармен, Щелкунчик, Аида, Героическая, Спящая, Сусанин.

От чьего имени говорит поэт ?_______________

«Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в черном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать - и с той поры за мной

Не приходил мой черный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem»

Предварительный просмотр:

Задания для школьной олимпиады по «Музыке»

8 класс

А) О. Митяев б) Б. Окуджава в) Г. Свиридов г) А. Розенбаум

Ключ – в

2. Какому городу посвятил свою знаменитую 7 симфонию композитор Д.Д. Шостакович ?

А) Киеву б) Москве в) Волгограду г) Ленинграду

Ключ – г

3. Как называется музыкальное сопровождение сольной партии голоса ?

А) аккомпанемент б) либретто в) крещендо

Ключ – а

4. Восстановите пропорцию :

1. «Садко» а) Э.Л. Уэббер

2. «Рапсодия в стиле блюз» б) М.И. Глинка

3. «Руслан и Людмила» в) П.И. Чайковский

4. «Спящая красавица» г) В.А. Моцарт

5. «Волшебная флейта» д) Н.А. Римский-Корсаков

6. «Кошки» е) Дж. Гершвин

Ключ 1)-д, 2)-е, 3)-б, 4)-в, 5)-г, 6)-а.

5. Вставь пропущенное слово .

Романтическая ……………………. – сюжетное произведение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале с мрачным таинственным колоритом. Воплощалась в музыке в виде сольных вокальных сочинений с сопровождением фортепиано у Ф. Шуберта или инструментальных сочинений у Ф. Шопена.

Ключ Баллада

6. Творчество английского драматурга В. Шекспира – представителя эпохи Возрождения – всегда вызывало большой интерес у композиторов. Трагедия «Ромео и Джульетта» легла в основу оперы В. Беллини, симфонии Г. Берлиоза, оперы Ш. Гуно. Кто из русских композиторов обращался к этому сюжету ? ___________________________

Ключ П.И. Чайковский; С.С. Прокофьев

7. Назовите фамилию русского композитора, создавшего национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку, национальную классическую школу __________________________________________________________

Ключ М.И. Глинка

8. Какое произведение искусства объединяет эти имена :

М.И. Кутузов – Л.Н. Толстой – С.С. Прокофьев

Ключ Опера «Война и мир»

9. Как называется оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера ? ___________________________________________________________________

Ключ Увертюра

10. Приняв в 988 г. крещение, Русь стала наследницей и продолжательницей традиций Византии. Назовите особенности русской духовной музыки ______________

11. Какая опера М.И. Глинки 70 лет носила название, отличное от авторского ?

Ключ «Жизнь за царя»

12. Для какого инструмента написана «Лунная» соната Людвига ван Бетховена ?

Ключ Фортепиано

13. У какого клавишно-духового инструмента есть клавиатура для ног ?

Ключ Орган

14. Какие из предложенных произведений соответствуют драматическому, лирическому, героическому музыкальному образу? Соедини стрелочками .

Ф. Шуберт «Лесной царь» лирический

Л. Бетховен «Эгмонт»

Э. Григ «Утро» драматический

П.И. Чайковский «Щелкунчик»

С.С. Прокофьев «Александр Невский» героический

П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»

Ключ лирический Э. Григ «Утро», П.И. Чайковский «Щелкунчик»

драматический Ф. Шуберт «Лесной царь», П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»

героический Л. Бетховен «Эгмонт», С.С. Прокофьев «Александр Невский»

15. Как называется музыкальное произведение М.П. Мусоргского , написанного под впечатлением от рисунков архитектора Виктора Гартмана? _______________________

Ключ «Картинки с выставки»

16. Назови 4 части сонатной формы _______________________________________

Ключ Сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза, кода.

17. Телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов _________________________

Ключ «Щелкунчик»

18. Какое из перечисленных слов не обозначает женский голос ?

А) сопрано В) меццо-сопрано

Б) бельканто Г) контральто

Ключ Б) бельканто

19. У кого песня зовётся шансоном ?

А) у итальянцев В) у французов

Б) у американцев Г) у немцев

Ключ В) у французов

20. Какой ответ даётся в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» на вопрос : «Что наша жизнь?»

А) борьба В) любовь

Б) сон Г) игра

Ключ Г) игра

«Иван Сусанин»

«Князь Игорь» А.П. Бородин

«Руслан и Людмила» П.И. Чайковский

«Снегурочка» М.И. Глинка

«Пиковая дама» Н.А. Римский-Корсаков

«Садко»

Ключ «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» – М.И. Глинка

«Садко», «Снегурочка» – Н.А. Римский-Корсаков

«Князь Игорь» – А.П. Бородин

«Пиковая дама» – П.И. Чайковский

22. Как называется оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю , а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера? ________________________________________________________________________

Ключ Увертюра

23. Кому посвятил романс «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка

Ключ Екатерине Ермолаевне Керн

24. «У камелька», «подснежник», «Святки», «Осенняя песнь», «На тройке» - пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского :

Ключ - б

25. Назови фамилию композитора написавшего свыше 600 песен и баллад, среди которых «Форель», «Лесной царь», «В путь», «Аве Мария» ?

Ключ Шуберт

а) «Улетай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша»

б) «О дайте, дайте мне свободу»

М.И. Глинка

в) «Ты взойдёшь, моя заря!»

г) «С подружками по ягоду ходить, на отклик их весёлый отзываться» Задания для школьной олимпиады по «Музыке»

9 класс

1. А.П. Бородин обладал не только выдающимся музыкальным и литературным дарованием, но и огромным талантом учёного. В какой области ?

а) физика б) химия в) биология

Ключ – б

2. Кто из русских композиторов является основоположником русской классической школы ?

Ключ – б

3. На стихи какого поэта М.И. Глинка написал романсы «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «Не пой, красавица, при мне»?

а) Н. Кукольник б) В. Жуковский в) А. Пушкин

Ключ – в

4. «У камелька», «Масленица», «Песня жаворонка», «Святки», «На тройке» - это пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского :

а) «Детский альбом» б) «Времена года»

Ключ – б

5. Известно, что этот композитор написал свыше 600 песен, среди них вокальные циклы на слова поэта-современника Вильгельма Мюллера «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Назовите его имя .

а) Ф. Шопен б) Ф. Шуберт в) Р. Шуман

Ключ – б

6. Реквием – последнее создание, «лебединая песня» великого Моцарта, в нём композитор воплотил глубочайший мир человеческих переживаний: душевное смятение, умиротворённый покой, глубину горя. Кто из композиторов XX века обращался к этому жанру ?

а) Г. Свиридов б) Д. Кабалевский в) С. Прокофьев

Ключ – б

7. За 35 лет своей жизни этот композитор создал свыше 600 произведений . Но когда он умер, у его вдовы не оказалось денег даже на отдельное место на кладбище, и похоронили его в общей могиле для бедняков. О ком идёт речь?______________________

Ключ В.А. Моцарт

8. Сколько балерин участвует в танце маленьких лебедей в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро» ? _______________________________________________

Ключ Четыре

9. Назовите фамилию русского композитора, написавшего музыку к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» ________________________________________________

Ключ М.П. Мусоргский

10. Этот московский театр за свою историю дважды сгорал дотла . Может быть, поэтому перед третьим его зданием теперь бьёт фонтан. Как называется этот театр?________________________________________________________________________

Ключ «Большой»

11. Что, по мнению пушкинского Моцарта, не совместимо с гением ? _________

Ключ Злодейство

12. Какой музыкальный инструмент прославил Луи Армстронга ? ___________

Ключ Труба

13. Закончи предложение :

На Руси в XI веке они участвовали в языческих обрядах. Постепенно ритуальный смысл их искусства был забыт, и они стали странствующими актёрами, называемыми…

Ключ Скоморохи

14. Кому из русских композиторов принадлежат эти высказывания :

а) «моя музыка – исповедь души, на которой много М.П. Мусоргский

накипело и которая изливается посредством звуков»

б) «прошлое в настоящем – вот моя задача» Н.А. Римский-Корсаков

в) «мой род – это сказка, былина и непременно русские» П.И. Чайковский

Ключ а) П.И. Чайковский; б) М.П. Мусоргский; в) Н.А. Римский -Корсаков

15. Поэт Людвиг Рельштаб уверял, что Бетховен звуками запечатлел Люцернское озеро тихой лунной ночью. А потому взял да и «окрестил» чужое произведение _________________________________________________________________

Ключ «Лунная»

16. Как называют музыкальное сопровождение сольной партии голоса ?

Ключ Аккомпанемент

17. В каких знакомых тебе сочинениях русских композиторов раскрывается патриотическая тема, тема защиты Отечества ? (не менее трёх) _____________________________________________________________________________

Ключ свободный ответ

18. Международные конкурсы являются важным средством коммуникации и часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов. Вот уже более 50 лет приковывает к себе внимание всего мира проходящий в Москве конкурс имени ______________________________________________________________________

Ключ Имени Чайковского

19. Назовите жанр песни Грушинского фестиваля на Волге ? ________________

Приведи пример песни ______________________________________________

Ключ Бардовская песня

20. Кто из русских композиторов является основоположником русской классической школы ?

а) П.И. Чайковский б) М.И. Глинка в) Н.А. Римский-Корсаков

1. «Иван Сусанин» а) П.И. Чайковский

2. «Садко» б) М.И. Глинка

3. «Золушка» в) Н.А. Римский-Корсаков

4. «Снегурочка» г) А.П. Бородин

5. «Лебединое озеро» д) С.С. Прокофьев

6. «Руслан и Людмила»

7. «Князь Игорь»

8. «Щелкунчик»

9. «Сказка о царе Салтане»

Ключ

«Князь Игорь» - Бородин

«Щелкунчик», «Лебединое озеро» - Чайковский

«Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка» - Римский-Корсаков

«Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» - Глинка

«Золушка» - Прокофьев

23. В 2012 году наша страна отмечала 100-летний юбилей со дня рождения поэта-песенника Льва Ивановича Ошанина. Подчеркни из предложенных песен те, которые написаны на стихи этого поэта: «Течёт Волга», «Священная война», «Журавли», «Дороги», «Пусть всегда будет солнце», «Катюша», «Песня о друге», «Ярославия», «Гимн демократической молодёжи мира».

Ключ «Течёт Волга», «Дороги», «Пусть всегда будет солнце», «Ярославия», «Гимн демократической молодёжи мира».


Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887г., художник Илья Ефимович Репин

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Успех пришел к М.И.Глинке в 1836 году, после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера.

В.Ф.Одоевский охарактеризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями, и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.

Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии.

А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.

На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка».

В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины.

Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов

Интересный факт: Именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович Мусоргский

(1839-1881)

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку».

Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире.

Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием.

Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н. К. Рерих

Интересный факт: В конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

4. Петр Ильич Чайковский

(1840-1893)

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения.

Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории.

Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. А содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)


Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов со своими учениками М.М.Черновым и В.А.Сениловым. Фото 1906 г

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.

Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии.

Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Факт о композиторе: Первый урок контрапункта Николай Андреевич начал так:

— Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу "новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки".
Вторая опера - эпическая "Руслан и Людмила" (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах "Патриотическая песня" Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: "Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."

Цитата о М.И.Глинке: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как "Могучая кучка". В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.
Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера "Князь Игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В "Князе Игоре", на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов

Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член "Могучей кучки". Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в "Могучую кучку". Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях - операх "Борис Годунов" и "Хованщина" запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес "Картинки с выставки", колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все - и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми - жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата М.П.Мусоргского: "Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной."

Цитата о М.П.Мусоргском: "Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский" Н.К.Рерих

Интересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением "друзей" Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову

4. Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский - один из первых русских композиторов-"профессионалов" - теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали "западным" композитором, в противопоставлении народным деятелям "Могучей кучки", с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта,Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Композитор вёл активную жизни - был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.
Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского - сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах - опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора:
"Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать."
"Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом - из разнообразия в единстве."
"Большой талант требует большого трудолюбия."

Цитата о композиторе: "Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его" А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков - талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору "Могучей кучки", который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы - 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк - при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое - русская история, второе - мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище "сказочник".
Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей - Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: "Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима". Мстислав Ростропович

Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.



6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 - 1915)


Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке - как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония ("Божественная поэма"), симфоническая "Поэма экстаза", "Трагическая" и "Сатаническая" фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. "Поэма экстаза", состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в "Поэме экстаза" колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
Ещё одним шедевром Скрябина является "Прометей" ("Поэма огня"), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая "Мистерия" была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

Цитата А.Н.Скрябина: "Иду сказать им (людям) - чтобы они... ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать... Иду сказать им, что горевать - не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его."

Цитата о А.Н.Скрябине: "Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим". Г. В. Плеханов

7. Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 - 1943)


Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом "самый русский композитор", подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.
Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, - и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение - поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра.
В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально. Его последнии сочинения - Симфония № 3 (1937) и "Симфонические танцы" (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Цитата С.В.Рахманинова:
"Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире."
"Самое высокое качество всякого искусства - это его искренность."
"Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки... Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, - главная жизненная цель композитора.... По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран."

Цитата о С.В.Рахманинове:
"Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото - в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека." И.Гофман
"Музыка Рахманинова - это Океан. Его волны - музыкальные - начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают... что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание." А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.


8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)


Игорь Фёдорович Стравинский - один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал "зеркалом" музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным - серия трёх балетов: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский - космополит, вынуждено сменив несколько стран - Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода - "русский", "неоклассический", американский "серийного производства", периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому "почерку".
Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.
Последнее высшее достижение Стравинского - "Реквием" (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта - "неповторяемость", недаром его называли "композитором тысячи одного стиля", постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета - каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

Цитата И.Ф.Стравинского: "Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе"

Цитата о И.Ф.Стравинском: "Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного... " Д.Шостакович

Интересный факт (байка):
Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
- Вы не родственник композитора? - спросил он у шофера.
- Разве есть композитор с такой фамилией? - удивился шофер. - Впервые слышу. Впрочем, Стравинский - фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой - моя фамилия Россини...


9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)


Сергей Сергеевич Прокофьев - один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных "вундеркиндов", с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и "свободное" творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой - он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам - острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в "формализме" и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке"; балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория "На страже мира"; музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный"; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева:
"Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…"
"Я - проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному"

Цитата о С.С.Прокофьеве: "... все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им "девятерные" шахматы - доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 - 1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения - это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом - так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы "Леди Макбет Мценского уезда", Шостакович творил как свободный художник - "авангардист", экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был "домашним" композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

Цитата Д.Д.Шостаковича: "Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи."