Однажды разорвался круг. (101) - "Красота спасет мир" vs. "Красотою мир спасется" Смотреть что такое "Красота спасет мир" в других словарях

Федор Достоевский. Гравюра Владимира Фаворского. 1929 год Государственная Третьяковская галерея / DIOMEDIA

«Красота спасет мир»

«Правда, князь [Мышкин], что вы раз говорили, что мир спасет „кра-сота“? Господа, — закричал он [Ипполит] громко всем, — князь утвер-ждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пере-сказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».

«Идиот» (1868)

Фразу о красоте, которая спасет мир, произносит второстепенный персонаж — чахоточный юноша Ипполит. Он спрашивает, действительно ли так говорил князь Мышкин, и, не получив ответа, начинает развивать этот тезис. А вот главный герой романа в таких формулировках не рассуждает про красо-ту и только однажды уточняет про Настасью Филипповну, добра ли она: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!»

В контексте «Идиота» принято говорить в первую очередь о силе внутренней красоты — именно так толковать эту фразу предлагал сам писатель. Во время работы над романом он писал поэту и цензору Аполлону Майкову, что поста-вил себе целью создать идеальный образ «вполне прекрасного человека», имея в виду князя Мышкина. При этом в черновиках романа есть следующая за-пись: «Мир красотой спасется. Два образчика красоты», — после чего автор рассуж-дает о красоте Настасьи Филипповны. Для Достоевского поэтому важно оце-нить спасительную силу как внутренней, духовной красоты человека, так и его внешности. В сюжете «Идиота», однако, мы находим отрицательный ответ: красота Настасьи Филипповны, как и чистота князя Мышкина, не делает жизнь других персонажей лучше и не предотвращает трагедию.

Позже, в романе «Братья Карамазовы», герои снова заговорят о силе красоты. Брат Митя уже не сомневается в ее спасительной силе: он знает и чувствует, что красота способна сделать мир лучше. Но в его же понимании она обладает и разрушительной силой. А мучиться герой будет из-за того, что не понимает, где именно пролегла граница между добром и злом.

«Тварь ли я дрожащая или право имею»

«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

«Преступление и наказание» (1866)

Впервые Раскольников заговаривает про «дрожащую тварь» после встречи с мещанином, который называет его «убивцем». Герой пугается и погружается в рассуждения о том, как бы на его месте отреагировал какой-нибудь «Напо-леон» — представитель высшего человеческого «разряда», который спокойно мо-жет пойти на преступление ради своей цели или прихоти: «Прав, прав „про-рок“, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожа-щая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело!..» Этот образ Раскольни-ков, скорее всего, позаимствовал из пушкинского стихо-творения «Подражания Корану», где вольно изложена 93-я сура:

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

В оригинальном тексте суры адресатами проповеди должны стать не «твари», а люди, которым следует рассказывать о тех благах, которыми может одарить Аллах «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (Коран 93:9-11). . Раскольников осознанно смешивает образ из «Подражаний Корану» и эпизоды из биографии Наполеона. Конечно, не пророк Магомет, а француз-ский полко-водец ставил «поперек улицы хорошую батарею». Так он подавил восстание роялистов в 1795 году. Для Раскольникова они оба великие люди, и каждый из них, по его мнению, имел право любыми способами достигать свои цели. Все, что делал Наполеон, мог претворить в жизнь Магомет и любой другой представитель высшего «разряда».

Последнее упоминание «дрожащей твари» в «Преступлении и наказании» — тот самый проклятый вопрос Раскольникова «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Эту фразу он произносит в конце долгого объяснения с Соней Марме-ладовой, наконец не оправдываясь благородными порывами и тяжелыми об-стоя-тельствами, а прямо заявляя, что убил он для себя, чтобы понять, к какому «разряду» относится. Так заканчивается его последний моно-лог; через сотни и тысячи слов он наконец-то дошел до самой сути. Зна-чи-мость этой фразе при-дает не только хлесткая формулировка, но и то, что даль-ше про-исходит с героем. После этого Раскольников уже не произносит длин-ных ре-чей: Досто- евский оставляет ему только короткие реплики. О внут-ренних пере-живаниях Раскольникова, которые в итоге приведут его с призна-нием на Сен-ную пло-щадь и в полицейский участок, читатели будут узнавать из объ-яснений автора. Сам же герой больше ни о чем не расскажет — ведь он уже задал глав-ный вопрос.

«Свету ли провалиться, или мне чаю не пить»

«…На деле мне надо, знаешь чего: чтоб вы провалились, вот чего! Мне надо спокойствия. Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас же за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить. Знала ль ты это, или нет? Ну, а я вот знаю, что я мерзавец, подлец, себялюбец, лен-тяй».

«Записки из подполья» (1864)

Это часть монолога безымянного героя «Записок из подполья», который он произносит пе-ред проституткой, неожиданно пришедшей к нему домой. Фраза про чай зву-чит в качестве доказате-льства ничтожности и эгоистичности подпольного человека. Эти слова имеют любопытный исторический контекст. Чай как ме-рило достатка впервые появ-ляется у Достоевского в «Бедных лю-дях». Вот как рассказывает о сво-ем материальном положении герой романа Макар Девушкин:

«А моя квартира стоит мне семь рублей ассигнациями, да стол пять целковых: вот двадцать четыре с полтиною, а прежде ровно тридцать платил, зато во многом себе отказывал; чай пивал не всегда, а теперь вот и на чай и на сахар выгадал. Оно, знаете ли, родная моя, чаю не пить как-то стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно».

Похожие переживания испытывал в юности и сам Достоевский. В 1839 году он писал из Петербурга отцу в деревню:

«Что же; не пив чаю, не умрешь с голода! Проживу как-нибудь! <…> Лагерная жизнь каждого воспитанника военно-учебных заведений тре-бует по крайней мере 40 р. денег. <…> В эту сумму я не включаю таких по-треб-ностей, как, например: иметь чай, сахар и проч. Это и без того необ-ходимо, и необходимо не из одного приличия, а из нужды. Когда вы мокнете в сырую погоду под дождем в полотняной палатке, или в та-кую погоду, придя с ученья усталый, озябший, без чаю можно забо-леть; что со мной случилось прошлого года на походе. Но все-таки я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю».

Чай в царской России был действительно дорогостоящим продуктом. Его везли напрямую из Китая по единственному сухопутному маршруту, и путь этот за-ни--------мал около года. Из-за расходов на транспортировку, а также огромных пош-лин чай в Центральной России стоил в несколько раз дороже, чем в Европе. Согласно «Ведомостям Санкт-Петербургской городской полиции», в 1845 году в магазине китайских чаев купца Пискарева цены на фунт (0,45 килограмма) продукта составляли от 5 до 6,5 рубля ассигнациями, а стоимость зеленого чая доходила до 50 рублей. В это же время за 6-7 рублей можно было купить фунт первосортной говядины. В 1850 году «Отечественные записки» писали, что го-до-вое потребление чая в России составляет 8 миллионов фунтов — правда, рас-считать, сколько приходится на одного человека, нельзя, так как этот товар был популярен в основном в городах и среди людей высшего сословия.

«Если Бога нет, то все позволено»

«…Он закончил утверждением, что для каждого частного лица, напри-мер как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до зло---действа не только должен быть дозволен человеку, но даже при-з-нан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении».

«Братья Карамазовы» (1880)

Самые важные слова у Достоевского обычно произносят не главные герои. Так, о теории разделения человечества на два разряда в «Преступ-ле-нии и нака-зании» первым говорит Порфирий Петрович, а уже потом Рас-коль-ни-ков; вопросом о спасительной силе красоты в «Идиоте» задается Иппо-лит, а род-ствен-ник Карамазовых Петр Александрович Миусов замечает, что Бог и обе-щанное им спасение — единственный гарант соблюдения людьми нравст-вен-ных законов. Миусов при этом ссылается на брата Ивана, и уже потом дру-гие персонажи обсуждают эту провокационную теорию, рассуждая о том, мог ли Карамазов ее выдумать. Брат Митя считает ее интересной, семинарист Раки-тин — подлой, кроткий Алеша — ложной. Но фразу «Если Бога нет, то все по-зво-лено» в романе никто не произносит. Эту «цитату» позже сконструируют из разных реплик литературные критики и читатели.

За пять лет до публикации «Братьев Карамазовых» Достоевский уже пытался фантазировать о том, что будет делать человечество без Бога. Герой романа «Подросток» (1875) Андрей Петрович Версилов утверждал, что явное доказате-льство отсутствия высшей силы и невозможности бессмертия, наоборот, заста-вит людей сильнее любить и ценить друг друга, потому что больше любить некого. Эта незаметно проскользнувшая реплика в следующем романе выраста-ет в тео-рию, а та, в свою очередь, — в испытание на практике. Измученный бого-борче-скими идеями брат Иван поступается нравственными законами и допускает убийство отца. Не выдержав последствий, он практически сходит с ума. Позво-лив себе все, Иван не перестает верить в Бога — его теория не рабо-тает, потому что даже сам себе он не смог ее доказать.

«Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?»

Возлю-бить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, — невоз-можно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует. Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому стре--мится и по закону природы должен стремиться человек».

Из записной книжки (1864)

Маша, или Мария Дмитриевна, в девичестве Констант, а по первому мужу Исаева, — первая жена Достоевского. Они поженились в 1857 году в сибирском городе Кузнецке, а потом переехали в Центральную Россию. 15 апреля 1864 го-да Мария Дмитриевна умерла от чахотки. В последние годы супруги жили отдельно и мало общались. Мария Дмитриевна — во Владимире, а Федор Ми-хай-лович — в Петербурге. Он был поглощен изданием журналов, где среди про-чего публиковал тексты своей любовницы — начинающей писательницы Апол-линарии Сусловой. Болезнь и смерть супруги сильно поразили его. Спустя несколько часов после ее смерти Достоевский зафиксировал в записной книжке свои мысли о любви, браке и целях развития человечества. Вкратце суть их такова. Идеал, к которому нужно стремиться, — это Христос, единст-венный, кто смог пожертвовать собой ради других. Человек же эгоистичен и не спо-собен возлюбить ближнего своего как самого себя. И тем не менее рай на земле возможен: при должной духовной работе каждое новое поколение будет лучше предыдущего. Достигнув же высшей ступени развития, люди откажутся от бра-ков, потому что они противоречат идеалу Христа. Семейный союз — эгоисти-ческое обособление пары, а в мире, где люди готовы отказыва-ться от своих личных интересов ради других, это не нужно и невозможно. А кроме того, раз идеальное состояние человечества будет достигнуто лишь на последней стадии развития, можно будет перестать размножаться.

«Маша лежит на столе…» — интимная дневниковая запись, а не продуманный писательский манифест. Но именно в этом тексте намечены идеи, которые потом Достоевский будет развивать в своих романах. Эгоистичная привя-занность человека к своему «я» найдет отражение в индивидуалистиче-ской теории Раскольникова, а недостижимость идеала — в князе Мышкине, назы-вавшегося в черновиках «князь Христос», как пример самопо-жертвования и смирения.

«Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш»

«Допетровская Россия была деятельна и крепка, хотя и медленно слага-лась политически; она выработала себе единство и готовилась закре-пить свои окраины; про себя же понимала, что несет внутри себя драго-ценность, которой нет нигде больше, — православие, что она — храни-те-льница Христовой истины, но уже истинной истины, настоящего Хри-стова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других на-ро-дах. <…> И не для захвата, не для насилия это единение, не для унич-тожения славянских личностей перед русским колоссом, а для того, чтоб их же воссоздать и поставить в надлежащее отношение к Европе и к человечеству, дать им, наконец, возможность успокоиться и отдох-нуть после их бесчисленных вековых страданий… <…> Само собою и для этой же цели, Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш…»

«Дневник писателя» (июнь 1876 года)

В 1875-1876 годах российскую и иност-ранную прессу наводнили идеи о захвате Константинополя. В это время на территории Порты Оттоманская Порта, или Порта, — другое название Османской империи. одно за другим вспыхи-вали восстания славянских народов, которые турецкие власти жестоко подав-ляли. Дело шло к войне. Все ждали, что Россия выступит в за-щи-ту балканских государств: ей предсказывали победу, а Османской импе-рии — распад. И, ко-нечно, всех волновал вопрос о том, кому в этом случае доста-нется древняя византийская столица. Обсуждались разные варианты: что Константинополь станет международным городом, что его займут греки или что он будет частью Российской империи. Последний вариант совсем не устраивал Европу, зато очень нравился российским консер-ваторам, которые видели в этом в первую очередь политическую выгоду.

Вол-но-вали эти вопросы и Достоевского. Вступив в полемику, он сразу обвинил всех участников спора в неправоте. В «Дневнике писателя» с лета 1876 года и до вес-ны 1877-го он то и дело возвращается к Восточному вопросу. В отличие от кон-сер-ваторов, он считал, что Россия искренне хочет защитить единовер-цев, осво-бодить их от гнета мусульман и поэтому, как православная держава, имеет исключительное право на Константинополь. «Мы, Россия, действите-льно необ-ходимы и неминуемы и для всего восточного христианства, и для всей судьбы будущего православия на земле, для единения его», — пишет До-стоевский в «Дневнике» за март 1877 года. Писатель был убежден в особой хри-стианской миссии России. Еще раньше он развивал эту мысль в «Бесах». Один из героев этого романа, Шатов, был убежден, что русский народ — это народ-богоносец. Той же идее будет посвящена и знаменитая , опубликованная в «Дневнике писателя» в 1880 году.

Красота спасет мир

Красота спасет мир
Из романа «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 - 1881).
Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота».
В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, - закричал он громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.
Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пересказал... Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».
Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений - он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает главному замыслу романа - создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом - добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), - это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».
Такое, сугубо личностное, толкование красоты характерно для писателя. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими и «не потеряв способности жить на земле». Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть лучшее, что есть в людях).
Разумеется, в одночасье это не произойдет - нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от Зла и обращается к Добру, начинает ценить его. Об этом писатель говорит во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот». Например (ч. 1, гл. VII):
«Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала перед собой в протянутой руке, чрезвычайно и эффектно отдалив от глаз.
Да, хороша, - проговорила она, наконец, - очень даже. Я два раза ее видела, только издали. Так вы такую-то красоту цените? - обратилась она вдруг к князю.
Да... такую... - отвечал князь с некоторым усилием.
То есть именно такую?
Именно такую.
За что?
В этом лице... страдания много... - проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая.
Вы, впрочем, может быть, бредите, - решила генеральша и надменным жестом откинула о себя портрет на стол».
Писатель в своем толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное - это сим-
вол морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм. - Сост.) убьет...»

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Красота спасет мир" в других словарях:

    - (прекрасное), в понятиях Святой Руси божественная гармония, внутренне присущая природе, человеку, некоторым вещам и изображениям. В красоте выражается божественная сущность мира. Источник ее в самом Боге, Его целостности и совершенстве. «Красота… … Русская история

    КРАСОТА Русская философия: словарь

    Красота - одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса. Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый, прекрасный, светлый (отсюда, напр., Красная… … Русская Философия. Энциклопедия

    Худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… … Энциклопедия культурологии

    Эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… … Философская энциклопедия

    Фёдор Михайлович , рус. писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40 х гг. лит. путь в русле «натуральной школы» как преемник Гоголя и поклонник Белинского, Д. в то же время впитал в… … Философская энциклопедия

    - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

    Владимир Сергеевич (род. 16 янв. 1853, Москва – ум. 31 июля 1900, там же) – крупнейший рус. религиозный философ, поэт, публицист, сын С. М. Соловьева, ректора Московского ун та и автора 29 томной «Истории России с древнейших времен» (1851 – 1879) … Философская энциклопедия

    Деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… … Философская энциклопедия

    Валентина Сазонова Сазонова Валентина Григорьевна Дата рождения: 19 марта 1955(1955 03 19) Место рождения: Червоне … Википедия

Книги

  • Красота спасет мир 4 класс Альбом художественных задач по изобразительному искусству , Ашикова С.. Альбом художественных задач «Красота спасет мир» входит в УМК «Изобразительное искусство. 4 класс». Он расширяет и углубляет материал учебника для 4 класса (автор С. Г. Ашикова).. Содержание…
  • Красота спасет мир. Альбом художественных задач по изобразительному искусству. 4 класс. ФГОС , Ашикова Светлана Геннадьевна. Основная задача альбома художественных задач Красота спасёт мир, 4 класс, помочь детям видеть и любить окружающий их мир и его краски. Альбом необычен тем, что в нем содержится еще одна…

И так, дорогие, воспользуемся ныне тем даром, который воссиял нам на Фаворской горе, той красотой, которая сияет нам в Крестном Лице Любви Божией. Ибо в самом тропаре, в самом кондаке праздника раскрывается нам ныне смысл сегодняшнего торжества – «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное…».

25.08.2014 Трудами братии монастыря 11 820

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф, 16:28). Эти слова Господь сказал апостолам. Но эти же слова обращены ныне и ко всякой душе христианской, ко всякому сердцу верующему, которому во Христе даровал Бог множества даров, необходимых нам для стяжания того совершенства христианского и той святости, которые заповеданы каждому из нас.

«Бог, многократно и многообразно, глаголавший отцам во пророках, в последние дни явил Себя в Сыне Своем, Имже и веки сотворил. Который, пришедши на землю, очистил грехи наша и возшел на небеса, и сел одесную Престола величествия Царствия Бога и Отца» (Евр,1:2). Многократно и многообразно являл Себя Господь в Священном Писании в разных именах, открывая нам о том, что Господь есть Любовь, Свет, Истина, Путь, Жизнь и Покой. Но к этим новозаветным именам Божиим, сегодня можно добавить и святоотеческое имя – Красота! Ибо Господь есть Истинная Красота! Причина и Источник всякой Красоты, которую мы можем видеть и в красоте земной. Но ныне, на Фаворе, нам открывается не только полнота откровения о Боге «так возлюбившего мир, яко и Сына Своего Единородного давшего, да всякий верующий в Него, не погибнет, но имеет жизнь вечную» (Ин,3:16). Но сегодня открывается нам красота и глубина всего Божиего замысла и о человеке! Взирая на эту красоту, на эту добрóту, составили святые отцы и оставили нам дивное учение, которое они назвали «Добротолюбием», – «любовь к красоте» – так дословно переводится с греческого это слово «Филокали́я». Красота истинная, – это есть имя Божие, но, к сожалению, как и все другие имена Его – Любовь, Свет, Истина, Свобода – эти имена, в нашем современном мире, особенно в мире западном, постхристианском, часто уже получают совершенно противоположные значения: так под любовью сегодня часто скрывается эгоизм и корысть, под светом – тьма, под свободой – вседозволенность, под ликом истины так часто скрывается ложь и прелесть, уводящая нас от истинной Красоты Лица Крестной Любви Божией. Но только во свете Его Красоты Крестной, во свете Его дивного Образа, открывается наше без"обрáзие, наша некрасивость. И в первую очередь – внутренняя. И, взирая на этот диапазон, на это расстояние – от нашего без"обрáзия до Его прекрасного Образа, до Его Красоты, душа уязвляется покаянным воплем и плачем – «Господи, спаси Мя, погибаю...»

И вот сегодня мы видим, что апостолы, узрев эту красоту, это добрóту, это блаженство и эту радость, устами апостола Петра возгласили: «Наставниче, хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк, 9:33). Ибо как говорит евангелист, «он не понимал тогда, что ещё сказать» Явившемуся на горе Фаворской. И вот мы видим, что и апостолы, как часто и мы, могли узреть, могли ощутить нечто дивное, чудное, божественное, удивиться и восхититься этим, но не заметили, недооценили то, какой ценой пришла им эта радость, явилась эта Красота?!

Преподобный Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым говорит ему: «Предстань пред лицем Божиим, и принеси Ему свои прошения именем Христовым, помня какой ценой дарована была Ему эта власть, - принимать твои просьбы». Т.е. он хотел сказать – пусть каждое твое прошение, твое желание, твое моление будет достойно крестной любви Божией, достойно Страдания и Распятия Спасителя.

Вся история человечества является нам как искание и возвращение той первозданной красоты, той гармонии, того благолепия, которое изначально Бог вложил в Своё творение, и наипаче же в венец Своего творения, в образ и подобие Божие – человека.

В первых строках Священного Писания мы видим, что когда Господь совершал, творил весь мир наш, Он Сам свидетельствует, что «вся сия добра есть зело», т.е. весьма красиво, весьма хорошо. Но благодаря той трагедии, той драме, которая произошла в нашем праотце Адаме, весь мир наш исказился и удалился от той первозданной красоты.

И ныне вспоминается фраза Достоевского, что «красота спасёт мир». Но и красота, как мы говорили, как и все имена Божии бывают ныне, к сожалению, двоякой. И в своих дневниках Фёдор Михайлович писал и уточнял, что лишь «красота Лика Христова спасет мир».

В конце известного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние», одна пожилая женщина, идя по утреннему, ещё спящему городу, встречает горожанина и задаёт ему очень глубокий вопрос, в котором открывается эта истина. Она спрашивает его: «Скажите, эта дорога ведёт ко Храму?» Ей отвечают – «Нет». Тогда женщина, удивлённо исповедует глубокую мудрость: «Тогда зачем же тогда эта дорога, если она не ведет ко Храму?»

И так и всякая красота, которая не приводит наше сердце к Богу, не исповедует Бога Творцом и Спасителем всего мира, является красотой прелестной, дьявольской, отводящей от Бога. На эту красоту взирая ныне весь мир, преисполняется духом зависти, духом ненависти и вражды.

И, хотя сегодня радостное торжество Преображения Господня, но мы не можем остаться безучастными и не сказать ни слова о нынешних трагических событиях в мире. Хотя Церковь и вне политики, но всё же она никогда не бывает вне народа Божьего, вне его страданий, не бывает безучастна ко всему, что происходит с народом Божиим. И ныне мы знаем, что мир уже стоит на пороге Третьей мировой войны, подобно тому как 100 лет назад началась Первая мировая война, так и сегодня зеркально повторяются все события нашего времени. И мир пытается и Церковь втянуть в этот дьявольский диалог. Но мы не найдём ответа, - в чём причина этих бед, не найдём истины, если мы будем просто, как политики, интересоваться последними известиями. Хотя тот, кто ответственен за эти решения, политики и государственные деятели, они, конечно, должны вести диалог на этих уровнях - и политических, и экономических, и религиозных, и национальных, пока этот диалог возможен. Но Церковь Божия, исповедующая Христа Спасителем всего мира, должна взирать на это, прежде всего, с позиции Бога и Отца нашего, с позиции вечности.

Так в чём же причина? В чём является наша нынешняя «некрасота» и недовольство нашей жизнью? Человек, призванный к полноте гармонии, к счастью, блаженству, радости, интуитивно всегда ищет её. И не только стрáны и народы, но и каждый из нас, так часто бывает несчастен, недоволен своей судьбой: пребывает в унынии, в депрессии, доводящей его порой даже до отчаяния.

Почему же все это происходит, когда христианин наделён всей полнотой Божьих Даров, когда нам воссияла ныне на Фаворской горе вся полнота красоты лица Божьего и красоты лица человеческого? Не от того ли, что наши желания, наши просьбы, наши цели и задачи - часто не достойны Распятого Христа, Спасителя нашего, не достойны Его Страданий. И я хочу напомнить ныне те несколько слов, которые написал апостол Иаков, бывший тогда на горе Фаворской; две тысячи лет назад, он написал эти слова, но насколько насущны они сейчас! Они и сегодня отвечают на вопрос - в чём же первопричина наших несчастий и войн:
«Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак, 4:1-4).

И ныне многие взирают на ту красоту, которую нам проповедует постхристианский мир, с бесконечным его устремлением к роскоши и комфорту жизни. Но мы постараемся взирать на Христа Распятого.

В традициях православной Церкви священник на проповедь всегда выходит с крестом, как бы не гласно, ещё без слов, без проповеди исповедуя и проповедуя, что мы – последователи Распятого. Так будем же всегда взирать на Христа Распятого! Ибо, нигде в Священном Писании мы не найдём о том, что жить по-Божьему, по-христиански, исполнять заповедь Божию будет удобно и комфортно. Да, Господь наделяет своих рабов, своих последователей, дивной неизреченной радостью, но эта радость не от мира сего, Радость Крестная. И очень важно, чтобы та внешняя красота, гармония и счастье, в которые мы облачаемся, в которые мы стремимся, в первую очередь исходили изнутри. Как те отцы-добротолюбцы по-евангельски всегда «очищали прежде внутреннее скляницы и блюда, да будет и внешнее им чисто» .

Ещё в дни Своего земного странствия Господь всячески и многажды порицал и осуждал то лицемерие, которое было среди наиболее ревностной части верующих людей, - среди фарисеев и книжников. Он называл их «гробами украшенными», которые, лишь внешне украшены цветами и сияют благолепием, но внутри исполнены всякого злосмрадия.

И так, дорогие, воспользуемся ныне тем даром, который воссиял нам на Фаворской горе, той красотой, которая сияет нам в Крестном Лице Любви Божией. Ибо в самом тропаре, в самом кондаке праздника раскрывается нам ныне смысл сегодняшнего торжества – «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное…»

Вот верный путь для нас – «страдание… вольное»! И мы, если в сердцах своих заранее страдания наши восприимем как вольные страдания, то и мы будем действительно последователями распятого Христа, и мы тогда узрим истинную Красоту, и будем истинно приближать тогда весь мир к тому спасению, к той красоте, к той гармонии, в которой он был замыслен Богом.

Преподобный Силуан Афонский говорит: «Ах, какие мы счастливые, христиане! Какого Бога мы имеем! И, если бы всякая душа, Духом Святым познала смирение Христово и через это пришла к любви Божией, то во всём мире воцарилось бы Царствие Божие». Это звучит сейчас как-то банально, и почти невозможно в это поверить. Но, если мы действительно люди верующие, если мы христиане, то мы должны сохранять эту надежду, и начать прежде всего с себя, начать действовать и двигаться в этом направлении. По крайней мере, внутри каждого из нас должна воссиять эта Красота, подобно тому, как впоследствии писал апостол Пётр в своём послании: «Да будет украшением нашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет, 3:3-4).

И исполняя заповедь преподобного, блаженного батюшки Серафима Саровского и мы будем представать пред лицем Божиим присно, во весь день. По слову псалмопевца «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да неподвижуся» (Пс. 15, 8), будем приносить Ему присно свои прошения именем Христовым. Последуем стопам отцев-добротолюбцев в молитве, молитве Иисусовой, и во всяком молении и прошении взирая на ту Красоту Крестной Любви Божией, которую ныне явил нам Господь на Фаворе. Но будем и со всей ответственностью понимать и то, какой ценой стяжал Господь эту власть - даровать нам эти прошения.

И пусть все наши желания, наши мольбы, наши искания будут достойны Христа распятого, Христа, явившего нам ныне на горе Фаворской Крестную Любовь Свою, «Еюже вся быша».

Нина Граблина

Нина Васильевна Граблина (1958) - кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России.

«Красота спасёт мир?!.»

По роману Ф.М. Достоевского «Идиот»

Дискуссионный клуб на уроке литературы

Сегодня, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где прекрасное, а где безобразное, и живущего в плену ложных ценностей, как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы и с помощью великих писателей-гуманистов дать нравственные ориентиры современному школьнику. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основным назначением литературы - силой слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Литература как учебная дисциплина в российской школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников, в пробуждении и развитии их национального самосознания, интеллекта и способностей, в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать духовно-нравственной ценностью для каждого школьника. От того, что и как будут читать современные школьники, какие ценности выберут, во многом зависит будущее нашей страны.

Как научить ребёнка, изучая литературное произведение, вступать во взаимодействие с автором: спорить, соглашаться, переживать, то есть стать участником творческого процесса? Как пробудить в ученике потребность в анализе художественного текста? Как воспитать талантливого читателя?

Данный урок демонстрирует один из способов решения этих сложнейших задач литературного образования в школе - технологию дискуссионного клуба. Дискуссионному клубу присущи черты как диалога , так и дискуссии. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог помогают учащимся понять закон многообразия путей постижения истины .

Обсуждение в дискуссионном клубе разных точек зрения на предложенную проблему учит школьников терпимому отношению к иным позициям и результатам, создаёт особую образовательную напряжённость, побуждает к эвристическому поиску решений и способствует самопознанию учащихся. Участвуя в работе дискуссионного клуба, старшеклассник проникает в глубины своего мира, расширяет сферу своих личностных возможностей.

Уникальным в этой форме работы является то, что старшеклассники сами формулируют проблемные вопросы. Дж. Бернал не без основания утверждал: “Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго - только умение”. Проблемный вопрос на уроке литературы выявляет связи отдельных элементов художественного текста между собой и с идеей произведения, поэтому легче ответить на такой вопрос, чем его сформулировать.

Каждый ученик в процессе работы дискуссионного клуба осознаёт и оценивает коллективно полученные результаты и степень собственного продвижения и постижения поставленной проблемы, что является основным требованием к личностно ориентированному обучению.

Ключевые вопросы для всех участников - в чём заключается мой результат? Какова его роль и место в общем результате? Верной ли оказалась гипотеза? Какие изменения она претерпела? Как повлияла дискуссия на моё восприятие исследуемой проблемы?

Предлагаемый вашему вниманию дискуссионный клуб построен на обсуждении сложнейшей нравственно-философской проблемы - «Красота спасёт мир?!.» - по роману Ф.М. Достоевского «Идиот».

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "I"m a women" - ресурса, который в первую очередь будет интересен прекрасной половине человечества. Заходите на сайт im-women.ru и узнавайте, что такое лазерная наноперфорация и когда лучше стричь волосы, как ухаживать за лакированной обувью и как сделать стильный маникюр на коротких ногтях, что приготовить на завтрак любимому и как чистить кальмары, как сохранить кожу здоровой и какие косметические процедуры можно провести в домашних условиях. Уверены, что Вам таже будет интересно познакомиться с отзывами о популярных косметических брендах, таких как Deaura , Aqua mineral, Elevatione time stops, Guerlain , Pupa и мн.др. , а также пополнить свою кулинарную книгу новыми интересными рецептами.

Вступительное слово учителя

Красота присуща всему здоровому...
Она есть гармония, в ней залог успокоения;
она воплощает человеку и человечеству идеалы.
Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит, есть и потребность здоровья, нормы... тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа.
(Ф.М. Достоевский)

Человек постоянно находится в пространстве мучительных вопросов бытия. Что есть красота? Каково её назначение на земле? Может ли служение красоте стать смыслом жизни? Для каждого нового поколения, отдельного человека эти вопросы встают в своей неразрешимости и извечной притягательности. Идеал, прекрасное, великое, красота - эти слова и понятия наиболее близки мировоззрению Ф.М. Достоевского. Писатель-гуманист создаёт самое лирическое из своих произведений - роман-поэму «Идиот» - о невероятно трудной и тернистой судьбе красоты, путь которой пролегает в гуще то ежедневной, уныло-будничной, то жестокой трагической жизни героев. «Идиот» - открытая книга, как и все великие произведения Достоевского. Высокую оценку романа дал М.Е. Салтыков-Щедрин: “Стремление человеческого духа прийти к равновесию и гармонии существует непрерывно, переходит от одного поколения к другому, наполняя собой содержание истории”. Проблема человеческого духа, стремящегося к гармонии, - центральная тема романа «Идиот».

В центре обсуждения нашего дискуссионного клуба был один из вопросов, над которым мучительно размышлял Достоевский на страницах своего произведения: красота спасёт мир?

В клубе работали две творческие группы. Каждая из команд приготовила ряд проблемных вопросов по данной теме. При составлении вопросов десятиклассники пользовались текстом романа, критическими статьями, литературоведческими источниками, словарями и другими источниками. До заседания клуба только учителю были известны вопросы творческих групп. Из обилия вопросов, представленных членами команды, коллегиально отбирались только те, которые соответствовали заявленной проблеме. Учитель на этом этапе выполнял консультативную помощь. В процессе обсуждения старшеклассники отрабатывали систему аргументации своих ответов, подбирали необходимые цитаты. Каждая из команд формулировала свою гипотезу по проблеме и представляла учителю накануне заседания клуба.

До обсуждения все принимали участие в литературно-психологической игре «Незаконченное предложение». Старшеклассникам предлагалось закончить ряд предложений в соответствии с личностным пониманием идеи произведения:

Красота, в моём понимании, - это …
Красота, в понимании Достоевского, - это …
Князь Мышкин - это …
Мир нуждается в спасении, потому что …
Мир спасёт красота, если …

Эта психолого-литературная игра - уникальная диагностическая методика по выявлению глубины прочтения литературного произведения учащимися и готовности к его изучению.

Внимательное прочтение романа «Идиот», участие в литературно-психологической игре позволили каждому сформулировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Первый этап работы дискуссионного клуба - выдвижение гипотез творческими группами. Десятиклассники высказывали предположения о путях решения заданной проблемы: «Мир спасёт красота?»

Гипотеза команды «Вдохновение»

По выражению Ипполита, одного из персонажей романа, “природа создаёт самые прекрасные свои создания, чтобы потом посмеяться над ними”. Наша группа не согласна с подобным утверждением. Мы убеждены, что мир спасётся красотой, если люди научатся ценить и любить её, отдавать предпочтение не внешней, а внутренней красоте. Красота должна соединиться с милосердием, состраданием, пониманием, всеобщей любовью и, главное, с самопожертвованием! Если человек будет способен на эти чувства, то это и станет его “путеводной звездой” на пути к добру, красоте и спасению.

Гипотеза команды «Талисман»

Красота спасёт мир, если каждый человек будет понимать смысл, который вкладывал в понятие красоты сам Фёдор Михайлович Достоевский. А это - любовь к ближнему, кротость, смирение, отсутствие гордыни, духовная потребность в прекрасном, в христианских идеалах. Мир спасётся, если выбор пути, указанного писателем-гуманистом, будет у каждого из нас свободным и осознанным.

Следующий этап работы дискуссионного клуба - обмен творческих групп проблемными вопросами. Начинается интеллектуальный турнир . На обсуждение вопроса устанавливается регламент - 2–3 минуты. Учитель фиксирует время обсуждения. Затем каждая из команд поручает одному из своих членов дать развёрнутый ответ на поставленный оппонентами вопрос. При необходимости дополняют ответ одноклассника. В случае несогласия с высказанным суждением предлагают свой вариант ответа. Команда, задавшая вопрос, оценивает ответ “соперников” по пятибалльной системе.

Учитель выполняет в процессе дискуссии координирующую функцию, следит за соблюдением этики дискуссии, ответы учеников не комментирует, своего мнения до конца урока не высказывает.

Вопросы команды «Вдохновение»

Назовите жизненный принцип, кредо князя Мышкина. Какими христианскими понятиями руководствуется князь в своём поединке за спасение человеческих душ? Как к этим ценностям относятся другие персонажи? Была ли высокая цель князя понята хотя бы одним героем романа?

- “Чуждые миру в силу любви к миру, нереальные в силу страсти к реальному, герои Достоевского сперва кажутся несколько наивными. У них нет определённой цели: точно слепые или пьяные, шатаясь, бродят по миру эти всё же взрослые люди”. Можно ли эти слова отнести к образу князя Мышкина? Действительно ли у него нет определённой цели?

Почему сёстры Епанчины сравнивают князя с “рыцарем бедным”?

Что означает обмен крестами между Рогожиным и Мышкиным на религиозно-философском уровне?

Как вы считаете, красота Настасьи Филипповны спасительная или разрушительная? Почему князь поцеловал её портрет? Как по этому портрету он определил судьбу Настасьи Филипповны?

Глядя на портрет Настасьи Филипповны, художница Аделаида Епанчина приходит к выводу, что такая красота - “сила”, с которой “можно мир перевернуть”. Прокомментируйте эту мысль.

С образом Настасьи Филипповны связана тема оскорблённой и поруганной красоты. Что, по-вашему, могло спасти красоту героини?

Почему в начале романа Мышкин говорит о красоте и страсти в лице Настасьи Филипповны, а позднее скажет: “Может ли даже это лицо внушать теперь страсть? Оно внушает страдания, оно захватывает всю душу…” Прокомментируйте эти два разных восприятия Мышкиным внешности героини.

В каких персонажей романа князь запрещает “бросать камни”? Почему? Проведите параллель с Евангелием.

Достоевский писал в романе «Братья Карамазовы»: “Красота - это страшная и ужасная вещь!.. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Красота!.. иной, высший с сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским… Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей”. Как данная мысль соотносится с идеей романа «Идиот»?

Одним из убеждений Фёдора Михайловича было то, что истина, красота и добро - неотделимые друг от друга понятия. А что, по мнению Мышкина, является красотой и “высшим синтезом жизни”? Соотносятся ли точки зрения писателя и персонажа романа?

Почему попытки Мышкина, прекрасные его устремления “восстановить и воскресить человека” обречены на провал?

По мере прохождения князем пути к “новой жизни” к нему возвращается падучая болезнь, а в финале романа он сходит с ума и становится совершенно не-узнаваемым. Как это соотносится с духовным подвигом Христа? Как вы думаете, можно ли финал романа считать закономерным?

Может ли мир спасти красота без возрождения души человека? Может ли один человек, несущий гуманистические идеи, спасти мир разобщённых, эгоистичных людей?

Нужны ли миру такие люди, как Мышкин? Какова участь Мышкиных в современном мире?

Вопросы команды «Талисман»

С какой идейно-художественной целью в заглавии романа Достоевский называет своего “положительно-прекрасного” героя идиотом, когда весь замысел произведения направлен на создание идеального героя, князя-Христа? Как название романа связано с многовековой традицией изображения “дурака” или юродивого в народных сказках и древнерусской литературе?

Как соотносятся друг с другом описание внешности князя Мышкина и его духовная сущность? Почему все окружающие тянутся к нему? В чём заключается его обаяние?

Почему Настасья Филипповна перед уходом с Рогожиным, обращаясь к князю, говорит: “Прощай, князь, в первый раз человека видела”? Что значит в её понимании слово “человек”?

Какое значение в романе имеет тема детства? Почему многие персонажи романа сравнивают князя Мышкина с ребёнком? Почему ему так легко и хорошо среди детей?

Каким видит князь будущее России: православной или утопающей в атеизме?

От чего надо отказаться, по мнению Достоевского, чтобы в человеке победило нравственное начало? Как, по мнению писателя, можно стать человеком ?

Счастлив ли князь? Мотивируйте свой ответ.

Что имел в виду князь, когда говорил: “Красоту трудно судить, а я ещё не приготовился. Красота - загадка”?

Что привлекало князя в Настасье Филипповне и Аглае? Почему все окружающие тянутся к нему?

Ницше называл Мышкина Христом. Согласны ли вы с мнением философа? Обоснуйте свой ответ.

Чем Мышкин отличается от других “кротких” героев Достоевского?

- “Красотой мир спасётся”. О какой красоте идёт речь? Может ли внешняя, физическая красота спасти мир? В чём её высший смысл?

Почему призывы князя к любви, милосердию и добру потерпели неудачу?

Лев Николаевич Мышкин живёт сердцем и решает мучительные вопросы, но не может изменить жестокие законы жизни. Почему? Почему он никого не сделал счастливее?

На завершающем этапе работы дискуссионного клуба участники возвращаются к ранее выдвинутым гипотезам и выясняют, подтвердились ли гипотезы или нет. Творческая группа «Вдохновение» внесла изменение в первоначальный вариант предположения: “Князь Мышкин не мог осчастливить людей, потому что он обыкновенный человек, а не Богочеловек, как Христос. На первый взгляд никого князь не сделал счастливее, но можно с полным основанием сказать, что в жизни почти всех персонажей он сыграл благотворную роль, а значит, духовная красота человека - единственно спасительная сила в этом жестоком мире. Мы убеждены, что даже один человек, наделённый христианскими добродетелями, способен изменить окружение к лучшему”.

Команда «Талисман» дополнила подтвердившуюся гипотезу одной мыслью, возникшей в процессе обсуждения проблемы: “Кода человек духовно вырастает, он способен не только принять красоту как величайшую ценность и смысл жизни, но и сохранить её для окружающих, указать другим путь истинной красоты. Такая красота спасительна, но судьба её в романе Фёдора Михайловича трагична. В нашем дискуссионном клубе прозвучало много глубоких, оригинальных мыслей, но мы прекрасно понимаем, что осталась ещё бездна невыясненного в проблеме о возможности спасения мира, наверное, поэтому Достоевский нам интересен...”

Затем учащиеся делятся впечатлениями о совместной работе над поставленной проблемой, об “открытиях”, которые они для себя сделали, о своих сомнениях и нерешённых вопросах, отмечают наиболее глубокие, оригинальные вопросы и ответы своих оппонентов.

Заключительное слово учителя

Ф.М. Достоевский тревожился за судьбу человека в мире, где добро стоит на одних весах со злом. Писатель-гуманист был убеждён, что “яростный” и ожесточённый мир нуждается в спасении, и эта тема грустной, щемящей музыкой звучит в его романе «Идиот». В подготовительных записках к роману, озаглавленных «Нотабена и словечки», Достоевский писал: “Мир красотой спасётся”, имея в виду прежде всего освящённую страданием, одухотворённую красоту. Писатель в лице Льва Николаевича Мышкина противопоставляет миру эгоизма и своекорыстия любовь и милосердие.

Способна ли красота спасти мир? Этот вопрос волновал всех участников дискуссионного клуба. Вы обратили внимание на то, что в формулировке обсуждаемой проблемы стояло три пунктуационных знака: вопросительный знак (вопрос, сомнение, рефлексия), восклицательный (радость открытия, восторг) и точка (утверждение)? Состоявшийся разговор никого не оставил равнодушным. Каждый из вас вынес из сегодняшней дискуссии сокровенные мысли о роли красоты в мире, сделал свои маленькие “открытия”; но я уверена, что мучительные вопросы: “Что есть красота? Зачем её обожествляют люди? В чём её сила и слабость? Способна ли красота преобразить человека и спасти мир? Какова судьба красоты в современном мире?” - всю жизнь будут волновать ваш разум и сердце.

Многие из вас говорили, что мир спасёт красота, а вот религиозный мыслитель XX века Николай Александрович Бердяев был убеждён, что красота сама нуждается в защите . Что вы скажете по поводу этого высказывания философа?

Диалог продолжается…

Часто цитируют Достоевского...




Рогожин пошёл на каторгу,
Н.Ф. -- убита.

Мир -- это и есть "красота".
На русский слово "космос" переводится как "красота".
И косметика там же.
Красота нуждается в Спасителе.

Только не говорите мне о "внутренней красоте".
"Только увидев себя погибающим,
примешь Христа как Спасителя"
(св. Игнатий Брянчанинов)).

Рецензии

Здравствуйте, Борис Иванович!

Скажу предельно откровенно, прямо и открыто: я уважаю Ваше творчество и солидарен с Вашей позицией по многим вопросам, касательно ценностей жизни. Но...

Но касательно же конкретно данного очерка, то здесь я могу лишь согласиться с последними двумя абзацами Ваших размышлений и то с разъяснениями и с дополнениями.

Относительно же Вашей позиции и вИдения, касательно творчества Ф.М.Достоевского, то здесь, скажу прямо, в Ваших словах нет Правды.
И к Вашему оправданию может быть лишь снисходительность в Вашем незнании и недопонимании Смысла творчества Ф.М.Достоевского.

Общий пафос вИдения в Вашем очерке во многом схож с пафосом видения доктора церковной истории священника Георгия Ореханова, исходя из статьи-интервью "Розовое христианство. Одинокий мыслитель против Толстого и Достоевского".
Хотя, справедливости ради заметить, сам священник Г.Ореханов говорит о Достоевском в более объективном вИдении, как например:

"- Был ли Леонтьев прав в своем утверждении, что у Достоевского нарушены пропорции между любовью и страхом Божиим? Что первому он уделяет слишком много внимания в ущерб второму?
- Я бы не стал так говорить. Мне кажется, что он не очень внимательно Достоевского прочитал. Даже в "Дневнике писателя" есть очень много мест, которые свидетельствуют о том, что Достоевский адекватно оценивал силу греха в человеческой природе... Если бы он представлял себе картину более объёмно, он бы увидел, что позиция Достоевского в этом смысле достаточно сбалансирована... Например, уже нескоько позже, когда критика внимательно и медленно перечитала "Легенду о великом инквизиторе", стало понятно, что богословские интуиции Достоевского были очень глубоки.
Конечно, он не был богословом в профессиональном смысле слова. Но на каком-то глубоком, интуитивном уровне Достоевский был человеком богословски гениальным. И я бы не стал у Достоевского противопоставлять любовь и страх, как это делает Леонтьев. Но что действительно кажется странным в идеях Достоевского - это его утопические ожидания..." ("Розовое христианство", журнал "Фома", ноябрь 2012).

Это у Достоевского "утопические ожидания"?..
Если у Достоевского "утопические ожидания", то тогда кАк называется вот это, чтО написано в очерке Бориса Пинаева, маловерием или нигилизмом?..

"Часто цитируют Достоевского...
Но это ж не Фёдор Михайлович сказал.
Это изрек князь Мышкин, "идиот".
А Достоевский показал, сколь дорога плата за красивую фразу.
Мышкин сошёл с ума окончательно,
Рогожин пошёл на каторгу,
Н.Ф. -- убита..." (Борис Пинаев).

Мне просто интересно такое сопоставление, чем отличается такая позиция человека верующего и воцерковленного, как позиция Бориса Пинаева, касательно смысла творчества Достоевского, от позиции какого-нибудь незаурядного либерала-атеиста, который в самолюбивом сомнении и самомнении потешается над смыслом изречения Ф.М.Достоевского-В.С.Соловьева "Красота спасет мир!".

Например, вот так, как было прежде и как сейчас:

Думаю, что как раз для сравнения уместен вот такой эпизод из жизни Ф.М. Достоевского, описанный Юрием Селезневым в книге «Жизнь замечательных людей. Достоевский» (1990):

«И если б дело было в самом романе. А то ведь чуть не в глаза признаются: нападки на «Бесов», в которых находят клевету на все русское прогрессивное общество и из которых фельетонисты и пародисты сделали для себя чуть не козла отпущения – в большей мере все-таки повод. А главная причина травли автора «Бесов» не в самих «Бесах», а в том, что он «продал» свое имя и свой талант реакционному «Гражданину». Между тем после прихода в него Достоевского журнал быстро попал в реестр неблагонадежных – пошли по инстанциям бумаги о «предосудительном направлении», посыпались цензурные предупреждения о закрытии «Гражданина», да и многие публикации в нем, теперешнем, действительно трудно было без предвзятости отнести к официозу.
Вокруг имени Достоевского взвихрились чуть ли уже не постоянные эпитеты: «отступник», «изменник», «маньяк». Рассказывали, что многие специально ходят в Академию художеств, где выставлен его портрет, написанный Перовым, чтобы убедить себя и других в том, что на нем изображен сумасшедший. Правда, некоторые и возражали: мол, скорее уж мыслителем и пророком глядится на портрете писатель. Ну да сумасшедший, пророк ли – для большинства не все ли равно?» (Ю.И. Селезнев, с. 419, 1990).

Вспомним этот же эпизод (в Академии художеств) из фильма Владимира Хотиненко "Достоевский. Жизнь полная страстей".

"...И пошла гулять о нем молва – разве и самому Достоевскому не случилось слышать о себе того же рода мнений – чудак, юродивый, дурачок, пентюх, идиот… Ну как же не идиот? «Красота спасет мир!»…» (Ю.И. Селезнев, с. 386, 1990).

Повторю вопрос: так чем отличается позиция верующего человека от атеиста-нигилиста, если и тот и другой насмехаются над вИдением-созерцанием Образа как "Красота спасет мир"?.. Только ли тем, что первый - маловерный, а второму вообще не дано понять в чем суть Веры в своих насмешках над верующими?..

Интересно заметить, что в современном российском обществе 2014 года, как и прежде в 19 веке, некоторые священники и люди воцерковленные, как и либералы-космополиты-плюралисты, утверждают одно: у Достоевского "утопические ожидания".

Повторю вопрос: это у Достоевского "утопические ожидания"?.. Как и разве не сам Достоевский выразил Образ мысли, который после перефразировал Владимир Соловьев, как "Красота спасет мир!"?..
Быть может рассмотрим и проверим как Есть на самом деле?..

Перефразируя мысли В.С.Соловьева, необходимо сказать, что:
"...Достоевский имеет перед ними всеми то главное преимущество, что видит не только вокруг себя, но и далеко впереди себя...".

«Я за идею мою стою…
«Красотою мир спасется»…
…Нет, не мечом, но духом возродится мир,
и Россия найдет в себе силы сказать миру это
великое слово – Возрождение…»
(Ф.М. Достоевский)

«Всё в будущем столетии… Россия – новое Слово…» – записывает Достоевский в свою тетрадь. ...но слово – ему хотелось верить в это, – слово его переживет те времена и пространства всемирных потрясений, которые не то что предвиделись, но явно ощущались им. И пусть только там и тогда услышится его слово, все-таки коли услышится, то и отзовется…» (Ю.И. Селезнев, с. 435-475, 1990).

"…К чему играть в слова, скажут мне: что такое это «православие»? и в чем тут особенная такая идея, особенное право на единение народностей? И не тот же ли это чисто политический союз, как и все прочие подобные ему, хотя бы и на самых широких основаниях, вроде как Соединенные Американские Штаты или, пожалуй, даже ещё шире? Вот вопрос, который может быть задан; отвечу и на него. Нет, это будет не то, и это не игра в слова, а тут действительно будет нечто особое и неслыханное; это будет не одно лишь политическое единение и уж совсем не для политического захвата и насилия, – как и представить не может иначе Европа; и не во имя лишь торгашества, личных выгод и вечных и все тех же обоготворенных пороков, под видом официального христианства, которому на деле никто, кроме черни, не верит. Нет, это будет настоящее воздвижение Христовой истины, сохраняющейся на Востоке, настоящее новое воздвижение креста Христова и окончательное слово православия, во главе которого давно уже стоит Россия. Это будет именно соблазн для всех сильных мира сего и торжествовавших в мире доселе, всегда смотревших на все подобные «ожидания» с презрением и насмешкою и даже не понимающих, что можно серьезно верить в братство людей, во всепримирение народов, в союз, основанный на началах всеслужения человечеству, и, наконец, на самое обновление людей на истинных началах Христовых. И если верить в это «новое слово», которое может сказать во главе объединенного православия миру Россия, – есть «утопия», достойная лишь насмешки, то пусть и меня причислят к этим утопистам, а смешное я оставляю при себе…
…это случится само собой, именно потому, что время пришло, а если не пришло еще и теперь, то действительно время близко, все к тому признаки. Это выход естественный, это, так сказать, слово самой природы. Если не случилось этого раньше, то именно потому, что не созрело еще время…» (Ф.М. Достоевский, с. 108-181, 2006).

«Заповедь Достоевского».
«…Достоевский в тетрадь с подготовительными записями к «Идиоту» внес заметку:
«Мир красотой спасется.
Два образчика красоты».
Эта мысль повторена в словах Мышкина о том, что «мир спасет красота!..» (Б.В. Соколов, с. 132, 2007).

Вот это! «Мир красотой спасется!»… и есть «главная Идея» Достоевского. Идея, запечатленная в трех образах: как в образе Христа, как в образе Поэта (А.С. Пушкина) и в образе воплощенного Смысла творчества. Воплощенное Слово как красота!..

Но вот поразительно, как и прежде в конце 19-го века, так и в начале 21-го, в современных наших журналах пишут о «розовом христианстве» Достоевского, выставляя писателя таким неким наивным мечтателем, верящим в некую «спасительность красоты». И вот вопрос: действительно ли Достоевский был таким наивным простаком мечтателем, как образ его до сих пор пытаются нам некоторые журналисты-публицисты навязать и выставить на посмеяние? Это Достоевский-то «наивный мечтатель»?..