Памятник марку аврелию. Колонна Марка Аврелия – история великой империи, застывшая в рельефе Возведение колонны Марка Аврелия

Колонна Марка Аврелия – уникальная скульптурная колонна, возведенная в честь победы римского императора Марка Аврелия в Маркоманской войне. Возвышается это произведение лепного и скульптурного искусства в самом центре Рима, на одноименной площади. По архитектурному типу – это дорическая колонна со спиральным рельефом, которая была возведена на основе древней колонны Траяна.

Возведение колонны Марка Аврелия

Поскольку первоначальная посвятительная надпись была разрушена и утеряна, до сих пор неизвестно, была ли колонна построена во время царствования императора Марка Аврелия (по случаю военного триумфа в 176 году) или уже после его смерти в 180 году. Позже в окрестностях была найдена предположительно утерянная ранее надпись, которая свидетельствует о том, что строительство колонны было закончено к 193 году.

С точки зрения топографии древнего Рима, колонна стояла в северной части города (Campus Martius), в самом центре площади. Эта площадь была расположена между храмом Адриана и храмом Марка Аврелия, построенным его сыном Коммодом и ныне полностью разрушенным. Совсем недалеко от скульптурной колонны Марка Аврелия находится место, где произошла кремация императора.

Высота колонны составляет 29,6 м, что поражает воображение даже самого искушенного зрителя. При этом высота пьедестала превышает 10 метров. Изначально архитекторы создавали монумент, полная высота которого составляла почти 42 метра, однако в ходе дальнейшей реставрации было принято решение о необходимости уменьшения высоты колонны на 3 метра, за счет погружения части монумента под землю. Основа колонны выполнена из натуральных мраморных блоков, которые сложены таким образом, чтобы внутри оставалась полость.


Фото:

В этой полости располагается высокая винтовая лестница из 200 ступеней, ведущая к самой вершине монумента. Там, изначально располагалась скульптура самого императора Марка Аврелия. От полной темноты лестницу спасают небольшие щели между мраморными блоками, которые обеспечивают слабое проникновение естественного солнечного света.

Лепной спиральный рельеф

Тот факт, что Марку Аврелию был посвящен столь значимый и великолепный монумент, лишь подтверждает вклад, который этот император внес в развитие общества и государства во времена своего правления. История его восхождения и правления проходит параллельно с жизнью его соправителя Луция Вера. Согласно историческим свидетельствам, описывающим те времена, два правителя Римской Империи были абсолютными противоположностями и антагонистами друг другу. Оба они были прекрасно образованы, однако жили в соответствии с двумя противоборствующими философиями – стоицизмом и эпикуреизмом.

Марк Аврелий был убежденным представителем стоицизма и в своем правлении уделял большое внимание внутренней политике, принятию правильных и полезных для общества законов, а также усовершенствованию судебной системы и социального обеспечения населения. Римляне любили и почитали Марка Аврелия, как мудрого и справедливого правителя. На протяжении всего своего правления император был окружен высокообразованными и порядочными советниками, которые уделяли также много времени работе с сенатом.

Его соправитель Луций Вер был полностью поглощен другой философией – эпикуреизмом. Он посвятил всю свою жизнь удовольствиям и утехам, которые стоили казне баснословных денег. Луций Вер был завсегдатаем и покровителем театральных постановок, гладиаторских поединков и многочисленных пиров. До наших дней сохранилось описание роскошного пира на 12 человек, который обошелся казне государства в огромную сумму - 6 миллионов сестерциев. К каждому гостю Луция Вера во время пира были приставлены личные рабы, которые выполняли любые прихоти хозяина. Все мясо на столе, было получено в результате забоя животных непосредственно во время пира. Посуда из драгоценных металлов не подавалась к столу второй раз, а золотые бокалы менялись сразу же, после того, как гость отпил из них. По окончании пира каждый гость получил в подарок слугу и роскошный серебряный экипаж.


Фото:

Исходя из исторической значимости Марка Аврелия, на фоне праздного образа жизни его соправителя, тот факт, что именно ему и его подвигам была посвящена великолепная колонна, кажется совершенно логичным и понятным.

Уникальность и художественная ценность колонны заключается в великолепном лепном рельефе спирального типа, который украшает ствол монумента. Рельеф спиральной картины рассказывает историю о дунайских и маркоманских войнах Маркуса Аврелия, которые он вел, начиная со 166 года до самой своей смерти. История, изображенная на рельефе, начинается со скульптурной картины могущественной и многочисленной армии римского императора, пересекающей реку Дунай, вероятно, в Карнунтуме. Этот момент считается переломным и вдохновляющим императора на будущие подвиги.

Дальнейший сюжет рельефа и хронология событий до сих пор оспаривается историками и искусствоведами. Последняя и наиболее вероятная теория утверждает, что экспедиции против Маркоманни и Квади в 172 и 173 годах находятся в нижней половине рельефа колонны, а успехи императора в войнах с сарматами в период с 174 по 175 года отображены в верхней половине монумента.

Важнейшим и ключевым эпизодом сюжета колонны, стало событие, широко освещаемое в римской религиозной среде и получившее название «чудо дождя». Согласно легенде, самым трудным моментом в военном походе Марка Аврелия стала борьба с языгами и квадами. События этой войны стали основным сюжетом лепного рельефа колонны. Военные столкновения с языгами происходили лютой зимой, во время которой Дунай был полностью покрыт льдом. Сражения проходили на льду реки, и победить армии Марка Аврелия удалось лишь раскладывая щиты на лед и наступая на дерево, чтобы не скользить. В результате большая часть армии языгов полегла на поле битвы, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать далеко от Дуная.

Победа в этой тяжелой битве настолько вдохновила Марка Аврелия, что им было принято решение идти дальше и покорять земли квадов. Основные сражения с квадами пришлись на аномально жаркое лето, во время которого не было ни капли осадков. Несмотря на то что военные силы квадов были намного меньше армии Марка Аврелия по численности, им удалось заманить римлян в западню и окружить, отрезав тем самым доступ к питьевой воде. Аномальная жара и засушливый климат, изматывали римлян и отнимали у них все силы. Огромная мощная армия во главе с Марком Аврелием оказалась на грани гибели. В этот момент и произошло чудо, которое признано и воспето несколькими религиями.


Фото:

В своем письме Марк Аврелий описывает чудо дождя как, спасение, посланное римлянам небесами. Когда надежда добыть воду уже почти иссякла, а воины были сильно обезвожены и измотаны жарой, Марк Аврелий организовал массовую молитву, в которой принял участие весь Двенадцатый легион. Во время этой молитвы начался проливной ливень, что христиане всего мира считают чудом дождя. Этот дождь спас армию от гибели и послужил основой для сокрушительной победы над квадами. Кроме христианской религии, чудо дождя описывают и язычники. Однако по их версии, дождь был вызван не молитвой воинов Двенадцатого легиона, а египетским колдуном, который сопровождал Марка Аврелия в военных походах. В скульптурной композиции колонны Марка Аврелия, «чуду дождя» посвящена одна из главных ролей, что демонстрирует особенное отношение к этому историческому событию.

Несмотря на некоторые сходства с колонной Траяна, архитектурный стиль колонны Марка Аврелия совершенно другой. Здесь четко прослеживаются элементы предшествующего драматического стиля 3-го века, в котором была выполнена знаменитая Триумфальная арка Септимия Северуса, установленная вскоре после возведения колонны Марка Аврелия. Головы фигур непропорционально велики в сравнении с телами, чтобы зритель мог лучше интерпретировать выражения лиц воинов.

Первоначальный лепной макет рельефа был впоследствии вырезан из камня таким образом, чтобы глубина отдельных элементов была различной. Это обеспечивает особенную игру света и теней, что создает максимально реалистичную и динамичную картину сражений и сцен насилия. Когда деревни сжигаются, женщины и дети попадают в плен, мужчины убиты, эмоции, отчаяние и страдания «варваров» на войне представлены остро в одиночных сценах, в выражениях лиц и жестах. В то же время император представлен в качестве главного героя, сохраняющего спокойствие и невозмутимость.

Язык символов является более ясным и выразительным, в сравнении с неуклюжей на первый взгляд эстетикой Троянской колонны, и оставляет зрителю совершенно иное впечатление от художественного стиля. Там прохладный и трезвый баланс - здесь, драма и сочувствие. Живописный язык недвусмысленен - подчеркивается имперское господство и авторитет лидера и главнокомандующего.

Монумент в наши дни

В Средние века восхождение на колонну стало настолько популярным, что право взимать вступительный взнос ежегодно продавалось на аукционе. Сегодня осуществить подъем по лестнице внутри колонны невозможно. Теперь колонна служит центральным элементом на площади перед Палаццо Чиги. В 1589 году, по приказу папы Сикстуса V вся колонна была восстановлена под руководством ​​Доменико Фонтана и адаптирована к уровню земли того времени. Также на верхней платформе была установлена ​​бронзовая статуя апостола святого Павла, по аналогии со статуей святого Петра на колонне Траяна. Первоначально на верхней платформе, вероятно, была статуя Марка Аврелия, которая к XVI веку была утеряна.

Сегодня колонна Марка Аврелия — один из главных символов Рима и историческое наследие величайшей империи всех времен.

Конная статуя римского императора Марка Аврелия сохранилась только благодаря ошибке. Это единственный конный бронзовый античный монумент, дошедший до нас. Таких статуй в Древнем Риме было много, но все они были переплавлены в Средние века, за исключением этой, которую считали изображением императора Константина Великого, почитаемого христианами:

Позолоченный бронзовый монумент долгое время находился перед резиденцией папы, Латеранским дворцом. В 16 веке Микеланджело поставил его в центре Капитолийской площади:

Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей нового зала Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия: http://fotki.yandex.ru/users/janet1 981/view/66746/?page=4
Делали ее с применением новейших технологий, но, тем не менее, разница подлинника и копии колоссальная. Древний монумент – живой:

Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свое свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу».
Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г.

Конь императора великолепен! Винкельман, автор первой «Истории искусства древности», считал, что «прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе»:

Через 13 веков этот памятник послужил образцом для скульпторов эпохи Возрождения. Когда Донателло создавал для Падуи конный монумент кондотьеру Гаттамелате, он вспоминал Марка Аврелия, увиденного в Риме. А после Донателло к этому памятнику будут обращаться скульпторы еще пяти столетий.

На Капитолийской площади стоит памятник Марку Аврелию -единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя. Статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который покровительствовал христианам и был всегда глубоко почитаем ими. Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года. В 139 году его усыновил император Антонин Пий, тогда он же стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Впоследствии как император носил официальное имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август (или Марк Антонин Август).

Аврелий получил прекрасное образование. С двенадцати лет он приступил к серьезному изучению философии и занимался ею всю жизнь. После его смерти осталось написанное им по-гречески философское сочинение "К самому себе". Благодаря этому произведению Аврелий вошел в историю как император-философ. С детских лет Марк усвоил принципы стоической философии и являл собой образец стоика: он был человеком нравственным, скромным и отличался исключительной стойкостью в перенесении превратностей жизни. "С самых юных лет обладал он таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица". В сочинении "К самому себе" есть такие слова: "Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью; и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к велениям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой. Ты видишь, как немногочисленны требования, исполнив которые всякий сможет жить блаженной и божественной жизнью. Да и сами боги от того, кто исполняет эти требования, ничего больше не потребуют.

Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, - подобно потоку, относящееся к душе - подобно сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение.

Не поступай ни против своей воли, ни вразрез с общим благом, ни как человек опрометчивый или поддающийся влиянию какой-нибудь страсти, не облекай свою мысль в пышные формы, не увлекайся ни многоречивостью, ни многоделанием..."

Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть народного трибуна. Помимо Марка Аврелия Антонин Пий усыновил также Луция Вера, так что после его смерти власть перешла сразу к двум императорам, совместное правление которых продолжалось до кончины Луция Вера в 169 году. Но в период их совместного правления решающее слово всегда принадлежало Марку Аврелию.

Время правления династии Антонинов было едва ли не самым благополучным в истории Римской империи, когда не только город Рим, но и провинции пользовались благами мирного времени и переживали экономический подъем, причем для провинциалов широко распахнулись двери Рима. Элий Аристид, обращаясь к римлянам, писал: "При вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин государственной должности или общественного доверия, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина перестало быть принадлежностью только города Рима, но стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является единой семьей.

В наше время все города соперничают между собой в красоте и привлекательности. Везде множество площадей, водопроводов, торжественных порталов, храмов, ремесленных мастерских и школ. Города сияют блеском и красотой, и вся земля цветет, как сад".

О Марке Аврелии античные историки отзываются так: "От всех прочих наклонностей Марка Аврелия отвлекали философские занятия, которые сделали его серьезным и сосредоточенным. От этого, однако, не исчезла его приветливость, какую он проявлял, пpeжде всего, по отношению к своим родным, затем - к друзьям, а также и к менее знакомым людям. Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости".

"К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших - превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых. Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив".

Однако на долю римлян в правление Марка Аврелия выпало много бедствий. Жизнь заставила императора-философа стать отважным воином и осмотрительным правителем.

В 162 году римлянам пришлось начать военные действия против парфянских войск, которые вторглись в Армению и Сирию. В 163 году Рим одержал победу над Арменией, а в следующем году - над Парфией. Но ни Армения, ни Парфия не были превращены в римские провинции и сохранили фактическую независимость.

Победа римлян в значительной мере была сведена на нет тем обстоятельством, что в 165 году в римских войсках, находившихся на Востоке, началась чума. Эпидемия перебросилась в Малую Азию, в Египет, а затем в Италию и на Рейн. В 167 году чума захватила Рим.

В том же году мощные германские племена маркоманнов и квадов, а также сарматы вторглись в римские владения на Дунае. Еще не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте.

После подавления восстания в Египте и после окончания войны с германцами и сарматами в 175 году наместник Сирии Авидий Кассий, выдающийся полководец, провозгласил себя императором, и над Марком Аврелием нависла угроза потерять власть. Античные историки так пишут об этом событии: "Авидий Кассий, на Востоке провозгласивший себя императором, был убит воинами против воли Марка Аврелия и без его ведома. Узнав о восстании, Марк Аврелий не очень разгневался и не применил никаких суровых мер к детям и к родным Авидия Кассия. Сенат объявил его врагом и конфисковал его имущество. Марк Аврелий не пожелал, чтобы оно поступило в императорскую казну, и поэтому по указанию сената оно перешло в государственную казну. Марк Аврелий не приказывал, а лишь допустил, чтобы убили Авидия Кассия, так что для всех было ясно, что он пощадил бы его, если бы это от него зависело".

В 177 году Рим воевал с мавританцами и победил. В 178 году на римские владения снова двинулись маркоманны и другие племена. Марк Аврелий вместе со своим сыном Коммодом возглавил поход против германцев, и ему удалось достигнуть больших успехов, но снова началась чума в римских войсках.

От чумы 17 марта 180 года Марк Аврелий и скончался на Дунае в Виндобоне (современная Вена). На портретах Марк Аврелий предстает человеком, живущим внутренней жизнью. Все, что возникло уже при Адриане, в нем доводится до последней черты. Исчезают даже те холеность и внешний лоск, которые связывали Адриана с внешним окружением. Еще гуще и пушистее волосы, еще длиннее борода, еще ярче дробится светотень в прядях и локонах. Еще сильнее разработан рельеф лица, с глубоко западающими морщинами и складками. И еще выразительнее взгляд, переданный совершенно особым приемом: зрачки высверлены и подняты к тяжелым, полузакрывшимся векам. Взгляд и есть самое главное в портрете. Это новый взгляд- тихий, ушедший в себя, отрешенный от земной суеты. От почетных памятников Марка Аврелия сохранились триумфальная колонна в честь германских и сарматских походов и конная статуя. Триумфальная колонна была сооружена в 176 - 193 годы по образцу колонны Траяна. Колонна Марка Аврелия сложена из тридцати мраморных блоков со скульптурным рельефом, который поднимается спиралью и развертывает перед зрителем картины боев с сарматами и маркоманнами. Наверху стояла бронзовая статуя Марка Аврелия, впоследствии она была заменена статуей св. Павла. Внутри колонны лестница из 203 ступеней освещается 56 световыми отверстиями. Площадь, в центре которой стоит колонна Марка Аврелия, лаконично называется Пьяцца Колонна.

Монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия создана около 170 года. В 16-м столетии статуя после долгого перерыва вновь была установлена по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме на пьедестал строгой формы. Она рассчитана на рассмотрение с разных точек зрения, впечатляя великолепием пластических форм. Проживший жизнь в походах, Марк Аврелий изображен в тоге - одежде римлянина, без императорских отличий. Образ императора - воплощение гражданственного идеала и гуманности. Сосредоточенное лицо стоика исполнено сознания нравственного долга, спокойствия духа. Широким умиротворяющим жестом обращается он к народу. Это образ философа, автора "Размышлений наедине с собой", безразличного к славе и богатству. Складки одежды сливают его с могучим корпусом великолепно отлитого медленно идущего коня. Движение коня как бы вторит движению всадника, дополняя его образ. "Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия, - писал немецкий историк Винкельман, - нельзя найти в природе".

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 14.07.2016 13:11 Просмотров: 2969

Это единственная сохранившаяся до наших дней римская конная статуя.

Такие статуи воздвигались в честь императоров и военачальников. Хотя император изображён без оружия, выражение лица и поза его явно свидетельствуют о том, что всадник – победитель. Это подтверждают и непропорционально большие размеры всадника по сравнению с размерами коня.

Марк Аврелий

Марк Авре́лий Антони́н (121-180) – римский император из династии Антонинов, философ, последователь Эпиктета (древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу).
Марк Аврелий был последним из пяти хороших императоров. Пять хороших императоров – пять последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий. За время их правления, отличавшегося стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего расцвета.
Марк Аврелий получил прекрасное образование. В 25 лет он начал заниматься философией под руководством Квинта Юния Рустика. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим.
Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия, который всегда подчеркивал своё уважение к Сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.
Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. В Афинах он учредил четыре кафедры философии для каждого из господствовавших в его время философских направлений: академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же, как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование алиментарных учреждений.
Не обладавшему воинственным характером Аврелию приходилось участвовать в военных действиях.
В 178 г. Марк Аврелий возглавил успешный поход против германцев, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 г. Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена).
После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма (твёрдость и мужество в жизненных испытаниях), и главное в его записках – этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Статуя Марка Аврелия

Бронзовая древнеримская статуя находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев. Была создана в 160-180-е годы, а найдена в эпоху Возрождения.
Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности. В Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного». Именно это и спасло памятник, т.к. скульптуры дохристианских правителей считались языческими идолами и подлежали уничтожению.
Первоначально конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Римский форум – площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел дополнительно политические функции. Эта площадь служила центром общественной жизни.
В XII в. статуя была перенесена на площадь Латерана. В XV в. ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника – им был Марк Аврелий. В 1538 г. по распоряжению папы Павла III её поместили на Капитолии. Цоколь для статуи сделал Микеланджело – в этом же году под руководством великого Микеланджело Буонарроти началась реконструкция Капитолийской площади, длившаяся более 120 лет и превратившаяся в прекрасный архитектурный ансамбль, одну из главных достопримечательностей Рима.
Статуя проста по замыслу и композиции. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники, но без оружия. Правая рука с жестом оратора, обращающегося к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы. Однако этот жест можно понимать как великодущие по отношению к побеждённым.
Одновременно Марк Аврелий изображен и как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах сандалии. Лицо Марка Аврелия индивидуально, что было характерно для римской скульптуры того времени, хотя и несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода выполнены глубоко врезанными, крупными завитками. Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты.
Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара – символ поверженного врага.

Статуя Марка Аврелия – римского императора и философа – древнеримская бронзовая статуя, которая сегодня находится на Капитолийской площади в Риме. Создана она была в 160-180 годы и сегодня является одной из часто посещаемых достопримечательностей.

История

В двенадцатом веке статую Марка Аврелия разместили перед главной резиденцией римских пап — Ларетанским дворцом. В 1538 году ее установили на Капитолийской площади. Почти сразу Микеланджело Буонарроти начал ее реконструкцию. Работы длились более ста двадцати лет, и в результате площадь с тремя дворцами стала великолепным архитектурным ансамблем – одной из ярких достопримечательностей Рима.

В средние века конную статую Марка Аврелия принимали за статую Константина Великого. Этого императора церковь канонизировала как святого, что и спасло памятник от разрушения, когда божьи служители назвали скульптуры, созданные во времена дохристианских правителей, языческими идолами и приказали их уничтожить.

Копия

В конце девятнадцатого века во Дворце консерваторов, который находится на Капитолийской площади для статуи построили выставочный зал, а на самой площади поставили копию. Сегодня конная статуя Марка Аврелия в Риме привлекает внимание туристов со всего мира.

Описание

Статуя Марка Аврелия в Риме сделана из позолоченной бронзы и является единственной скульптурой такого типа, уцелевшей с древних времен. Император изображен одетым в тунику и солдатский плащ. По своей композиции статуя очень проста и лаконична. Марк Аврелий изображен не только как великий император-победитель, но и как философ-мыслитель. Лицо Марка реалистичное с выпуклыми глазами и выступающими скулами. Голова наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза императора наполовину прикрыты верхними веками. В прическе просматривается эффектная игра света и тени, которая оттеняет внешнее спокойствие и сосредоточенность Марка Аврелия.

Под поднятым копытом коня раньше находилась фигура связанного варвара. Она считалась символом поверженного врага, а жест Аврелия означал великодушие к побежденным.

В статуе Аврелия нет той вычурной торжественности и величия, которые присущи изображениям других правителей Рима. В портрете императора мастер точно раскрыл настроения человека, который чувствует противоречия окружающей его действительности и стремится уйти от них в мир собственных переживаний.