Самые известные русские писатели и их произведения. ЕГЭ по литературе: художественная деталь и ее функция в произведении Автор и его произведения

Список пока не полный, так как в него вошли лишь вопросы из билетов для общеобразовательной школы или базовый уровень (и не вошли, соответственно, - углубленное изучение или профильный уровень и национальная школа).

"Житие Бориса и Глеба" конец XI – нач. XII в.

"Слово о полку Игореве" конец XII в.

В. Шекспир – (1564 – 1616)

"Ромео и Джульетта" 1592

Ж-Б. Мольер – (1622 – 1673)

"Мещанин во дворянстве" 1670

М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)

Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)

"Недоросль" 1782

А.Н. Радищев – (1749 – 1802)

Г.Р. Державин – (1743 – 1816)

Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)

"Бедная Лиза" 1792

Дж. Г. Байрон – (1788 – 1824)

И.А. Крылов – (1769 – 1844)

"Волк на псарне" 1812

В.А. Жуковский – (1783 – 1852)

"Светлана" 1812

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

"Горе от ума" 1824

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

"Повести Белкина" 1829-1830

"Выстрел" 1829

"Станционный смотритель" 1829

"Дубровский" 1833

"Медный всадник" 1833

"Евгений Онегин" 1823-1838

"Капитанская дочка" 1836

А.В. Кольцов – (1808 – 1842)

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837

"Бородино" 1837

"Мцыри" 1839

"Герой нашего времени" 1840

"Прощай, немытая Россия" 1841

"Родина" 1841

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

"Вечера на хуторе близ Диканьки" 1829-1832

"Ревизор" 1836

"Шинель" 1839

"Тарас Бульба" 1833-1842

"Мертвые души" 1842

И.С. Никитин – (1824 – 1861)

Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

"Есть в осени первоначальной…" 1857

И.А. Гончаров – (1812 – 1891)

"Обломов" 1859

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

"Бежин луг" 1851

"Ася" 1857

"Отцы и дети" 1862

"Щи" 1878

Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

"Железная дорога" 1864

"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76

Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

"Преступление и наказание" 1866

"Мальчик у Христа на елке" 1876

А.Н. Островский – (1823 – 1886)

"Свои люди – сочтемся!" 1849

"Гроза" 1860

А.А. Фет – (1820 – 1892)

М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

"Дикий помещик" 1869

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1869

"Премудрый пескарь" 1883

"Медведь на воеводстве" 1884

Н.С. Лесков – (1831 – 1895)

"Левша" 1881

Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

"Война и мир" 1867-1869

"После бала" 1903

А.П. Чехов – (1860 – 1904)

"Смерть чиновника" 1883

"Ионыч" 1898

"Вишневый сад" 1903

М. Горький – (1868 – 1936)

"Макар Чудра" 1892

"Челкаш" 1894

"Старуха Изергиль" 1895

"На дне" 1902

А.А. Блок – (1880 – 1921)

"Стихи о прекрасной даме" 1904

"Россия" 1908

цикл "Родина" 1907-1916

"Двенадцать" 1918

С.А. Есенин – (1895 – 1925)

"Не жалею, не зову, не плачу…" 1921

В.В. Маяковский (1893 – 1930)

"Хорошее отношение к лошадям" 1918

А.С. Грин – (1880 – 1932)

А.И.Куприн – (1870 – 1938)

И.А. Бунин – (1879 – 1953)

О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)

М.А. Булгаков – (1891 – 1940)

"Белая Гвардия" 1922-1924

"Собачье сердце" 1925

"Мастер и Маргарита" 1928-1940

М.И. Цветаева – (1892 – 1941)

А.П. Платонов – (1899 – 1951)

Б.Л. Пастернак – (1890-1960)

"Доктор Живаго" 1955

А.А. Ахматова – (1889 – 1966)

"Реквием" 1935-40

К.Г. Паустовский – (1892 – 1968)

"Телеграмма" 1946

М.А. Шолохов – (1905 – 1984)

"Тихий Дон" 1927-28

"Поднятая целина" т1-1932, т2-1959)

"Судьба человека" 1956

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

"Василий Теркин" 1941-1945

В.М. Шукшин – (1929 – 1974)

В.П. Астафьев – (1924 – 2001)

А.И. Солженицын – (род. 1918)

"Матренин двор" 1961

В.Г. Распутин – (род. 1937)

Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни).

Творчество одного из поэтов серебряного века.

Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Великая Отечественная война в русской прозе. (На примере одного произведения.)

Подвиг человека на войне. (По одному из произведений о Великой Отечественной войне.)

Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.)

Военная тема в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Ваш любимый поэт в русской литературе XX века. Чтение наизусть его стихотворения.

Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного стихотворения.

Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

Ваши любимые стихотворения современных поэтов. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного стихотворения.

Человек и природа в русской прозе XX века. (На примере одного произведения.)

Человек и природа в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Человек и природа в русской поэзии XX века. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый литературный герой.

Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка.

Одно из произведений современной литературы: впечатления и оценка.

Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка.

Ваш ровесник в современной литературе. (По одному или нескольким произведениям.)

Ваше любимое произведение современной литературы.

Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).

Основные темы и идеи современной публицистики. (На примере одного-двух произведений.)

Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

Испокон веков многие поколения людей интересовало, что есть душа, какова ее суть и можно ли познать ее глубину. И великое же множество писателей затрагивало эту, безусловно, важную тему…

Бесспорно, отечественные классики внесли существенную лепту в мировую сокровищницу литературы, снискав признание во многих странах своими изумительными, пронзительными произведениями. Нередко от , до того точно авторы демонстрируют потаенные уголки душ своих героев, в которых мы узнаем подчас самих себя.

1. «Иванов», Антон Павлович Чехов

Врач по профессии, Чехов отлично разбирался и в человеческих душах, свидетельством тому служит большое количество рассказов, повестей и пьес о простых и не очень людях, об их чувствах и отношениях. Пьеса - хороший пример тому. В ней показано предательство жены мужем, меркантильный интерес родственников, метания главного героя между двумя женщинами, и, как итог, трагическая развязка.

2. «Гранатовый браслет», Александр Иванович Куприн

Известный русский писатель Александр Куприн написал немало отличных произведений, которые с удовольствием читали и читают до сих пор многие поколения людей. Темы отношений, затрагиваемые в его рассказах и повестях, все так же актуальны и сейчас.
Повесть Куприна очень хорошо отображает немалые душевные страдания маленького человека по отношению к предмету своей платонической любви. Эти страдания он стоически пронес через всю свою жизнь, но бездушные, жестокие люди, окружавшие ту самую женщину, разрушили его мир и подвели к черте, после которой нет возврата.

3. «Бесы», Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский, происходящий из дворянского рода, тем не менее, был близок и к простым людям, чьи судьбы он описывал во многих своих произведениях. Многие из его повестей и романов показывают ту гниль, ту самую безысходность бытия, человеческого от которой берет оторопь.

Одно из знаковых, тяжелых произведений Ф.М. Достоевского очень ярко описывает все более возрастающую тоску по другой жизни, все более возрастающее недовольство жизнью этой, и, как следствие, «брожение умов» круга людей, бросивших на алтарь идей человеческую жизнь.

4. «Записки юного врача», Михаил Афанасьевич Булгаков

Булгаков, русский писатель, романист, режиссер, учился на медицинском факультете и после имел врачебную практику, прошел Первую мировую войну и знал на личном опыте, насколько трудно оставаться человеком в тяжелых условиях.

Его произведения, а точнее, цикл рассказов в некотором роде биографичны и отлично показывают, насколько может быть грязной жизнь, ведь там, где люди безграмотны, зачастую они и бездуховны, и речь идет не о религии, а о качествах и характере окружающих. Беспросветная тупость крестьян (вызванная отсутствием возможности развиваться умственно), их скотские условия жизни приводят к тому, что молодой врач становится морфинистом поневоле, а после уже не может сойти с этого поезда, все быстрее мчащегося под откос.

5. «Доктор Живаго», Борис Леонидович Пастернак

Невзирая на то, что Пастернака нельзя отнести к «тем самым классикам», его произведение очень хорошо описывает изменения в людях, происходящие под давлением судьбы, о том, как кто-то остается человеком, а кто-то еще больше превращается в скот, но не человека. Можно смело сказать, что данное творение Пастернака пополнило собой кладезь книг, которые .

События произведения происходят еще до Октябрьской революции, в период Первой мировой войны, набирают оборот в двадцатые годы и в целом нелегкая судьба главного героя заканчивается трагично.

6. «Яма», Александр Иванович Куприн

Пронзительное, яркое произведение Куприна в каждой строчке, в каждом абзаце вскрывает все те гнойники, вызревавшие в душах человеческих. Несколько сюжетных линий показывают разные мечтания героинь, девушек, занимающихся проституцией в низкосортном публичном доме где-то в Слободе. Но у каждой своя трагическая судьба, свой финал, заставляющий сопереживать им, настолько выразительно прописаны они.

7. «На дне», Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

Одно из известных произведений замечательного русского писателя Горького, , очень хорошо показывает нравы и устои определенного слоя общества начала XX века. Даже само название как бы говорит само за себя, рассказывает о жизни и судьбе нескольких жителей дешевой ночлежки, об их взаимоотношениях между собой, о проблемах и том водовороте событий, что утягивает их на дно, оставляя на поверхности лишь человеческий мусор и останки жизней.

8. «Митина любовь», Иван Алексеевич Бунин

Эта трогательная, но трагическая повесть Бунина о любви широко раскрывает чувства юноши Мити к его знакомой Кате. Поначалу детская влюбленность перерастает в нечто большее, и девушка, тоже поначалу отвечающая взаимностью, начинает от него отдаляться и все больше уходить в свое увлечение театром в художественной школе, где ей сулит успех директор этой школы. Но Митя не сдается, пытается удержать чувства девушки, и, не выдержав, впоследствии уезжает домой в родную деревню переживать и лечиться от несчастной любви переменой впечатлений и окружения. К сожалению, доза этого «лекарства» оказывается смертельной для юноши.

9. «Анна Каренина», Лев Николаевич Толстой

Одно из известнейших произведений русского классика Льва Толстого, является, бесспорно, жемчужиной русской классики вообще, и произведением, показывающим глубины русской души в частности. Сюжет многогранен и изобилует тонкими сюжетными поворотами, раскрывающими отношения героев. Переживания Анны, ее внезапная любовь к молодому офицеру Вронскому уводит все дальше и дальше юную женщину от ее мужа, семьи и общества, отринувшего «отступницу» от моральных устоев того времени. И увы, завершение романа не менее трагично, чем он сам.

Многие относятся к заглавной героине без особой симпатии, считая ее женщиной малодушной и слабой. Однако стоит присмотреться к героине поближе, чтобы понять, что – это . Просто жизнь, как ни печально, способна сломить даже самых сильных…

10. «Олеся», Александр Иванович Куприн

Еще одно произведение Куприна, , рассказывает нам о трагической любви молодой девушки, живущей отдельно ото всех в лесу и слывущей ведьмой, и барина, вынужденного некоторое время пожить в глуши, вдалеке от городской суеты. Волею случая он знакомится с Олесей и через некоторое время между ними возникают чувства. Но это не просто история любви, это история о том, насколько люди подвержены суевериям и насколько они готовы пожертвовать судьбами близких, лишь бы оставаться в своем привычном круге мировоззрения.

11. «Ася», Иван Сергеевич Тургенев

Повесть русского писателя Тургенева , как и многие другие его произведения, отлично показывает, насколько чувства могут быть трогательными, но трагическими, смелыми, но нерешительными. Главный герой повести, находясь за границей, встречает русскую пару. Как оказалось, это брат и сестра, путешествующие вдали от дома. Со временем, общаясь все больше и больше с ними, он понимает, что между ним и Асей (сестрой Гагина, того самого молодого человека) возникают чувства. Но достаточно сложная ситуация, сопровождающая происхождение Аси, не позволяет полностью открыть сердце. Когда же герой решается наконец признаться в своей любви, оказывается поздно, и молодая пара просто исчезла, покинула город. Попытки их найти ни к чему не привели, и главный герой проносит свою любовь к этой девушке через всю жизнь.

12. «Дама с собачкой», Антон Павлович Чехов

У этого замечательного писателя великое множество произведений, показывающих всю многогранность души человеческой. И эта повесть одна из них. Скучающий Гуров, приехавший из Москвы на отдых в Ялту, знакомится с молодой женщиной, Анной Сергеевной. Ничего не значащие беседы перерастают в любовь. Но наступает пора расставаться, и оба понимают, что им будет невыносимо жить друг без друга. Будучи семейными людьми, они понимают, что сил бросить свои семьи у них нет, и остается одно - тайно встречаться в гостиницах безо всякой надежды на реальную совместную жизнь.

13. «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов

Великий русский поэт и писатель Лермонтов за свою короткую, но яркую жизнь успел написать немало замечательных стихотворений, но особняком стоит его роман , состоящий из нескольких отдельных частей-рассказов. В них главный герой Печорин (чье имя стало фактически нарицательным) сталкивается с разными людьми и ситуациями, и его поступки, его реакции на происходящее зачастую противоречивы и непоследовательны. Он живет одним днем, живет эмоциями и своими желаниями, совершенно не думая об окружающих, и ставя свои желания превыше всего. Окружающие его люди страдают от этого эгоизма и некоторые поступки Печорина заканчиваются трагически для остальных.

14. «Недоросль», Денис Иванович Фонвизин

Замечательная и умная комедия Фонвизина до сих пор остра своей сутью, ведь характеры и образ мыслей у некоторых наших современников не ушли далеко от фонвизинского недоросля и его мамаши. Сюжет достаточно прост. Есть скромная и образованная девушка Софья, к которой пытаются свататься несколько героев этого произведения. Но каждый из них фактически думает только о своем положении, которое улучшит благодаря состоянию Софьи, ведь девушка достаточно богата. Единственный молодой человек, любящий ее по-настоящему, и которому она отвечает взаимностью, впоследствии спасает ее от назойливых ухажеров.

15. «Обломов», Иван Александрович Гончаров

Роман Гончарова являет собой живой пример поведения человека, которому ничего не интересно и даже сами мысли причиняют беспокойство. Понятие «обломовщина», известное практически всем, вышло как раз из этого произведения. Собственно, сам Обломов, главный герой этого романа, проживает в Петербурге со своим слугой. Вся жизнь Ивана Ильича посвящена размышлениям о том, как было бы хорошо сделать то или это, но в реальности все эти пустые мечты никогда им не выполнялись. Из-за интриг одного знакомца, его жизнь начинает кардинально меняться, но не в лучшую сторону. Его обманывают со всех сторон и понемногу лишают имущества и состояния. Женщина, с которой он поддерживал отношения, не в состоянии это все вынести и расстается с ним. Единственный друг помогает Обломову не пойти окончательно по миру, но положение дел остается ужасным, добавляются проблемы со здоровьем, и через некоторое время, пережив невзгоды, главный герой умирает.

Классики, вне всяких сомнений, достойны наивысших похвал, однако не будем забывать и о новинках в мире литературы. Давайте познакомимся с

Вариант № 1

А-1. В каком веке в России появился классицизм? А) в 16 Б) в 17 В) в 18 Г) в 19

А-2. Что НЕ было свойственно классицизму?

А ) характеристика героев с помощью «говорящих фамилий»

Б) деление героев на положительных и отрицательных

В) служение в первую очередь государству и его интересам

Г) отсутствие строгой иерархии жанров

А-3. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века :

А) И.А. Крылов Б) А.С. Грибоедов В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин

А-4. Кто из русских писателей был назван Екатериной II « бунтовщиком хуже Пугачёва »?

А) Г.Р. Державин Б) А.Н. Радищев В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин

А-5. Кого прославляет Г.Р. Державин в оде «Фелица»?

А) Екатерину I Б) Екатерину II В) Анну Иоанновну Г) Елисавету Петровну

А-6. В каком произведении русской литературы 18 века автор поднимает тему Отечества и верного служения ему?

А) «Путешествие из Петербурга в Москву» Б) «Бедная Лиза» В) «Недоросль» Г) «Памятник»

А-7. « Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем , - ...» Что же помещики-крепостники оставляют крестьянину?

А) воду Б) воздух В) солнце Г) землю

А-8. Что происходит в финале повести Н.М. Карамзина с главной героиней, Лизой?

А) рожает ребенка и выходит замуж за соблазнителя В) убивает своего соблазнителя

В) кончает жизнь самоубийством Г) умирает от чахотки

А-9. В произведении «Властителям и судиям» Г.Р. Державин считал, что цари:

А) должны отменить рабство В) должны соблюдать законы

Б) должны покровительствовать наукам Г) должны расширять территорию России

А-10. Черты каких двух литературных направлений проявились в «Путешествии…» А.Н. Радищева?

А) классицизма и реализма В) сентиментализма и реализма

Б) классицизма и сентиментализма Г) классицизма и романтизма

А-11. Кто из указанных персонажей «Недоросля» Д.И. Фонвизина НЕ относится к положительным?

А) Софья Б) Милон В) Вральман Г) Стародум

А-12. Митрофанушке привиделся сон, что маменька сильно устала, колотя батюшку. Кого во сне пожалел Митрофанушка?

А) уставшую от битья матушку В) себя, т.к. ему ночью такие страсти привиделись

Б) сильно избитого батюшку Г) няньку Еремеевну, которая подвернулась матушке под горячую руку

А-13. Что писатели-классицисты прославляли в своих произведениях?

А) Свободу и Братство Б) Долг и Разум В) Отвагу и Мужество Г) Богатство и Власть

А-14. Кто приехал в имение госпожи Простаковой с целью взять в опеку её имение за жестокое обращение с крестьянами? А) Стародум Б) Милон В) Кутейкин Г) Правдин

В-1. Какое литературное направлению имеет следующие черты: отсутствие прямолинейности в обрисовке характеров персонажей, культ природы, резкое противопоставление мирной жизни в деревне бездушному городу, взгляд на человека как на существо чувствительное? _____________________________________________________

В-2. Откуда эти строки «…может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать

В-3. К какой книге был дан эпиграф: « Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй »? Назовите автора этого произведения.

___________________________________________________________________________________________________

В-4. В произведении какого автора присутствуют «говорящие имена и фамилии»? _______________________

В-5. К какому «штилю» (высокому, среднему или низкому) относится произведение Г.Р. Державина «Фелица»? Свой ответ аргументируйте (2 доказательства). _____________________________________________

Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной »? __________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Русская литература 18 века»

Вариант № 2

А-1. Как называется литературное направление, к которому относится творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина? А) реализм Б) романтизм В) классицизм Г) сентиментализм

А) лучшие произведения современников В) произведения эпохи Возрождения

Б) книги Пушкина, Лермонтова и Гоголя Г) произведения античных авторов

А-3. Назовите фамилию русского поэта и учёного, который в 18 веке создал теорию русского силлабо-тониче- ского стихосложения.

А) Г.Р. Державин Б) М.В. Ломоносов В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин

А-4. Назовите фамилию русского поэта, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистической оды: он соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили».

А) Д.И. Фонвизин Б) Г.Р. Державин В) Н.М. Карамзин Г) М.В. Ломоносов

А-5. Кого прославлял М.В. Ломоносов в оде 1747 года «На день восшествия на российский престол…»?

А) Екатерину I Б) Елисавету Петровну В) Екатерину II Г) Анну Иоанновну

А-6. Какой русский поэт 18 века в своих произведениях пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки?

А) М.В. Ломоносов Б) Д.И. Фонвизин В) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

А-7. На какой литературный источник опирался Г.Р. Державин, создавая оду "Памятник"?

А) на стихотворение А.С. Пушкина "Памятник" Б) на оду Горация
Б) на «Оду на день восшествия…» М.В. Ломоносова Г) на свою оду «Фелица»

А-8. Что происходит в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» с главным героем, Митрофанушкой?

А) он женится на Софье и получает её деньги В) его, избитого Скотининым, отправляют лечиться

В) Правдин решает его отправить служить Г) он по-прежнему припеваючи живёт

А-9. Какая тема стала ведущей в произведении Г.Р. Державина «Властителям и судиям»?

А) любви и дружбы Б) законности и беззакония В) природы и родины Г) свободы поэтического творчества

А-10. Что обозначают названия глав в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

А) названия русских городов В) имена правителей российского государства

Б) названия деревень Г) это названия событий, произошедших с путешественником

А-11. Кто из указанных персонажей НЕ был учителем Митрофанушки?

А) Кутейкин Б) Вральман В) Правдин Г) Цыфиркин

А-12. Почему г-жа Простакова хотела во что бы то ни стало женить своего сына на Софье?

А) девушка была редкой красавицей В) Простакова хотела так позлить своего брата, Тараса Скотинина

Б) Митрофан был влюблён в Софью без памяти Г) Софья получила наследство от дяди и стала богата

А-13. Укажите «лишнее» правило в правиле «трёх единств».

А) единство времени Б) единство образа действия В) единство действия Г) единство места

А-14. Кого просит Митрофанушка защитить его от разозлённого дядюшки?

А) госпожу Простакову Б) своего отца В) няню Еремеевну Г) Софью

В-1. Какое литературное направлению имеет следующие черты : культ разума, гражданско-просветительский пафос, человеческие характеры нарисованы прямолинейно (деление на положительных и отрицательных героев), строгая иерархия жанров? ____________________________________________________________________________

В-2. « Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала ». Откуда эти строки? Назовите автора этого произведения.

___________________________________________________________________________________________________

В-3. Откуда эти строки: « И крестьянки любить умеют »? Назовите автора этого произведения.

___________________________________________________________________________________________________

В-4. В произведении какого автора звучит призыв к молодому поколению изучать науки? ________________

В-5. К какому «штилю» (высокому, среднему или низкому) относится произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Свой ответ аргументируйте (2 доказательства). ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В-6. Как называется средство выразительности: « Но скоро восходящее светило пробудило все творения »? ___________________________________________________________________________________________________

Варианты ответа:

а. «Очарованный странник», «О любви»

б. «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

в. «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

г. «Гроза», «О любви»

В рассказе «Крыжовник» не поднимается А.П.Чеховым следующая проблема.

Варианты ответа:

а. русской интеллигенции

б. личной ответственности за происходящее в мире

в. взаимоотношений человека и природы

г. деградации личности

Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

Варианты ответа:

а. попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

б. мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

в. стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

г. желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

14. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас - и все былое…»

Варианты ответа:

а. А.С.Пушкин

б. Н.А.Некрасов

в. Ф.И.Тютчев

г. А.А.Фет

Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

Варианты ответа:

а. свободолюбие

б. жертвенность

в. лицемерие

г. легкомыслие

Варианты ответа:

а. А.П.Чехов

б. М.Е.Салтыков-Щедрин

в. Н.А.Некрасов

г. И.А.Гончаров

17.М. Горький явился основоположником литературного направления:

Варианты ответа:

а. Романтизм

б. Критический реализм

в. Социалистический реализм.

г. Классицизм

18. Литературное направление, к которому можно отнести рассказы «Макар Чудра», "Старуха Изергиль", " Челкаш", "Песнь о Соколе" М. Горького

Варианты ответа:

а. романтизм

б. неореализм

в. неоромантизм

г. реализм

Лойко Зобар является героем рассказа

Варианты ответа:

а. «Старуха Изергиль»

б. «Макар Чудра»

в. «Челкаш»

г. «Песнь о буревестнике»

20. Настоящая фамилия М Горького:

Варианты ответа:

а. А. Булыга

б. А. Климентов

в. А. Пешков

г. С. Огурцов

Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова - Щедрина

а. взаимоотношение власти и народа

б. отдельные пороки людей

в. недостатки в человеческих взаимоотношениях

г. недостатки государственных чиновников

Укажите литературное направление, которое господствовало в литературе второй половины 19 века

Варианты ответа:

а. сентиментализм

б. реализм

в. классицизм

г. романтизм

Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

Варианты ответа:

а. Марьино

б. Отрадное

в. Заманиловка

г. Ягодное

Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

Варианты ответа:

а. А.С.Пушкин

б. М.Ю.Лермонтов

в. Н.А.Некрасов