Символическое содержание финала сказки крошка цахес. «Чем сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» отличается от других сказок. Фантастика - это обратная сторона реальности

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» - романтическая сказка - новелла с глубоким социально-психологическим содержанием

ПЛАН

Сатирико-метафорический смысл сказки.

Добрые силы (фея Розабельверде, врач Проспер Альпанос) и их роль в сказке.

Мир обывателей введено(Фабиан, Кандида, Мош Терпин, князь, бароны).

Образ князя Пафнутія.

Противопоставление творческого человека бездуховного филистера (Бальтазар и Цахес).

Антипросвітницькі мотивы в произведении.

Специфика романтизма Гофмана.

Задания для подготовительного периода

Подумайте, какую позицию в повести занимает автор.

Повторите сведения по теории литературы о травестію, пародию, гротеск и романтическую иронию. Повесть - сказка как жанр романтической литературы.

Дайте толкование словам: Цахес, альраун, компендиум, пумпернікель, реферандарій, лінєєва обезьяна, Вельзевул, філістер.

Составьте ЛС, ребусы, кроссворды, стихи, литературные игры.

Литература

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - Л, 1973

История немецкой литературы, Т.Н. - М., 1966

Художественный мир Гофмана: Сб. статей. - М., 1983

Лобода О. 20 вопросов классовые // Зарубежная литература. - 2003. - № 46. - С. 2 - С

Середюк Т. Комическое в сказке Е. Т. А.Гофмана «Крошка Цахес» // Зарубежная литература. - 2001. - №40. - С. 40

Савчук О. Фантастическая история взлета и падения Цахеса. Е. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». 8 кл. // Зарубежная литература. - 2004. - № 47. - С. 8 - 9

Остапчук В., Е.Т. А. Гофман «Малыш Цахес на прозвище Циннобер». Урок-загадка. // Зарубежная литература. - 2001. - №11. - С. С

Поколодний Л., Вечирко А. Е.Т.А.Гофман «Малыш Цахес на прозвище Циннобер» (Материалы к одному из вариантов урока) 8 кл. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2002. - № 1. - С. 21 - 22

Инструктивно-методические материалы

Мир Гофмана - это особый художественный мир, созданный могучей фантазией автора. Почти всегда в центре его внимания находилось противостояние двух миров - романтического и обыденного, иллюзорного и реального. По определению писателя, «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» - это «сказка о реальном», в которой он подал собственное философское видение смысла жизни человека. В повести - сказке действие развернулась в сказочной стране - княжестве Керпес. Среди героев были маги, феи, которые влияли на жизнь обычных людей (фея Розабельерде подарила Цахесу три магические волосы, чтобы защитить малую чудовище). Гофман прибег также к волшебных вещей и волшебных превращений при изображены главных событий в произведении. Автор использовал прием двоплановості действия с целью осветить проблемы реальной жизни Германии («мікрокнязівства», немецкие имена большинства героев, типичная немецкая еда и т.п.).

Действующими лицами произведения стали карлик Цахес, фея Розабельверде, студенты Бальтазар и Фабиан, профессор Мош Терпин и его дочь Кандида, маг Проспер Альпанус. Рассказ велся от лица автора. История о маленьком чудовище разоблачила быт и обычаи карликовых княжеств, которые еще имели место в Германии.

Сатирическое обличение общества обывателей введено:

Руководителей германского княжества;

Тогдашней политики и просвещения;

Ученых и чиновников.

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ

Вмешательство сказочных персонажей в общий ход развития сюжета.

Тема повести: показ духовно ограниченного мира обывателей введено, в котором нет места энтузиастам.

Идея: разоблачения отрицательных черт личности (жажда власти, жестокость, коварство); осуждение административной системы, прославление творческого человека.

Проблематика: - денег и власти;

6. класс морально-этических проблем;

7. любви;

8. образования;

9. добра и зла;

10. творческого человека бездуховного филистера.

Герои Гофмана тоже разделены на два лагеря - обывателей введено и энтузиастов. Ограниченные обыватели - это люди, которые вполне довольны жизнью и всем, что их окружало; они не знали и не хотели знать никаких высоких порывов, их большинство. Они обладатели и жители мира реального, в котором ценили лишь высокие жизненные блага, а все остальное для них ничего не стоит. Все эти герои довольно прозаичные, реалистичные, бездуховные и ограниченные люди, их жизнь скучна и неинтересна. Такое «больное общество» и порождало «Цахесів», потеряли духовные и моральные ориентиры.

Мир обывателей введено Гофман разоблачил с помощью иронии:

«просветительская» деятельность Пафнутія Большого имела псевдо-просветительские последствия, нарушая обычное гармоничное жизни людей;

Князь Барзануф любил награды, такие увлечения свидетельствовали об ограниченности и тщеславие правителя;

Профессор Мош Терпин - жалкий рационалист, его исследования и открытия бессмысленные и ничего общего с наукой и образованием не имели;

Кандида (любимая Бальтазара) - красивая, довольно обычная и немного легкомысленная девушка, не очень образованна, любила только веселые развлечения.

Філістерам Гофман противопоставил энтузиастов. Они жили как будто в другом измерении, их мир гораздо шире, сложнее, однако прекраснее. Над ними не имели власти те ценности, которые волновали обывателей введено. Глубокая духовность и искреннее чувство красоты - вот их отличительные черты.

Основной конфликт произведения - противостояние художника (Бальтазара), который видел и ценил прекрасное, жил и творил по законам высшей духовности, и филистера (Ціннобера), который поклонялся золотую, потерял ценные ориентиры, жил по законам голого практицизма.

Впервые Бальтазар и Цахес неожиданно пересеклись среди университетского люда. Все восхищались изяществом и ловкостью Ціннобера (так теперь называли Цахеса), он очаровал даже Кандиду, в которую более всего был влюблен Бальтазар. Чары Ціннобера действовали на всех людей, состояние их был похож на массовый психоз. Если кто-то в присутствии Цахеса говорит что-то остроумное, все считали, что это сказал Циннобер, но если он гнусно мяукал, обвиняли не его, а кого-то другого. Только два студента - Бальтазар (по замыслу автора, он ревностно охранял сказочный мир природы и поэзии от вторжения пошлости и обыденности) и Фабиан - заметили, что карлик на самом деле уродливый и злой. Глубокий замысел автора воплощен в необычной судьбы уродца Цахеса, которая обусловлена тем загадочным для романтика законом, по которому материальные и духовные блага в буржуаВНОм обществе распределены не равноценно: тот, кто имел власть, присваивал себе плоды ума и рук тех, кто ничего не имел.

Філістер

Творческий человек

Цахес - урод, вор и карьерист (воплощение темных сторон человека, его корыстолюбия).

Приносил несчастье всем, кто с ним встречается.

Присваивал заслуги других.

Бальтазар - юноша лет 23-х, уважительный, скромный поэт, жил в гармонии с природой.

Видел людей такими, какими они были на самом деле.

Сочинял стихи о красоте природы.

ВЫВОД:

Цахеси и им подобные появляются и процветают, а Бальтазари идут в изгнание, а то и в тюрьму, или же их «приручают» благодаря:

Засліпленому обществу, которое потеряло духовные ценности и творили себе кумира;

Власти денег (их символ - 3 золотые волоса в Цахеса).

Автор пришел к выводу: богатство и человеческая глухота, то, что люди забывали законы природы и красоты, - все это привело к господству нелепости и пошлости. Но Гофман верил в великую силу искусства - победа на страницах его сказки возможна, но в мире людей все гораздо сложнее. Этим и объяснял ироничный финал произведения. Таким образом, упадок бездуховности привел к увеличению філістерського мира, а ее возрождение - наоборот, к процветанию жизни в обществе.

«Крошка Цахес по прозванию Циннобер» — повесть Э.Т.А. Гофмана. Написана в 1819 году. Как свидетельствуют друзья Гофмана, писателя заинтересовала возможность изобразить «отвратительного глупого урода, который все делает не так, как люди». Позднее этот замысел расширился: Цахес не просто «делает все не так, как люди», но, благодаря волшебному дару, его нелепые действия воспринимаются как вполне разумные и даже замечательные и, кроме того, он обладает способностью присваивать себе заслуги других. Поэт читает стихи, а Цахес говорит, что это он написал, — и все верят в это; уродец присваивает себе все благие и умные поступки других и становится властителем в карикатурно изображенном автором княжестве Керепес.

Необычные имена персонажей, окружающих Цахеса, Гофман заимствовал из книги медика XVIII в. Иоганна Георга Циммермана «Об одиночестве». Родословная уродца Цахеса, карлика с большой головой и коротенькими ножками, «похожего на редиску», еще более богата: исследователи называют прежде всего волшебного человечка Альрауна, часто возникавшего на страницах произведений романтической литературы. Важно и то, что Альраун, как и Цахес, олицетворяет злое, разрушительное начало.

Сказка-повесть «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Гофмана построена по всем канонам романтической истории: здесь есть волшебник и фея, мечтательный влюбленный поэт и его друг, прекрасная возлюбленная поэта, есть тупые и смешные придворные и лжеученые. В повести Гофмана ощутимы и сатирические черты, однако повествование в своей иронической окраске явно не сводится к осмеянию маленьких княжеских дворов, нелепого стремления к французскому варианту абсолютизма в карликовых монархиях раздробленной Германии. Цахес — не красавец, но кажется красавцем, глуп, а кажется одаренным блестящим умом, не талантлив, а все видят в нем поэта, зол и жаден, а представляется мудрым и правым властителем. В результате следствием доброго гуманного поступка феи оказывается зло. Не подвержен ему, что согласуется с романтической традицией, лишь поэт. У него глаза открыты, но перед злом он бессилен: его не слышат, над ним смеются, когда Цахес ворует его стихи и обольщает его невесту. В финале уродец разоблачен и гибнет, но и поэт Бальтазар обретает не возвышенное, не земное счастье, а бидермайеровский уют, с кастрюлями, огородом и прочим хозяйством, — все это в придачу, как дар волшебника, к полученной, наконец, невесте. Эту бидермайеровскую окраску часто не замечают, ибо финал произведения «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Гофмана в большинстве случаев трактуется как победа добра над злом. Это действительно так, но обретенное счастье в том виде, каким оно показано, не вызывает сочувствия у романтика Гофмана. Если на свадьбе Бальтазара из-под земли вырастают волшебные деревья и звучит неземная музыка, то кончается всё волшебной кухней, где суп никогда не выкипает.

В XX веке появился ряд работ, где Цахеса отождествляли с самим Гофманом из-за имевшегося когда-то случая: Гофман присвоил себе чужую охотничью добычу. Каким-то толчком к замыслу данный эпизод мог послужить, но смысл повести несравнимо масштабнее и глубже. Образ Цахеса — одно из прозрений Э.Т.А. Гофмана, в нем содержится предсказание коллизии более поздних времен: диктатор — власть — толпа, одержимая массовым психозом.

Образ и характер Цахеса
В центре произведении история отвратительного уродца, наделенного волшебным даром присваивать себе заслуги окружающих. Ничтожное существо благодаря трем золотым волоскам пользуется всеобщим почетом, вызывая восхищение, и даже становится всесильным министром. Цахес – отвратителен, и автор не жалеет средств, чтобы внушить это читателю. Сравнивая его то с обрубком корявого дерева, то с раздвоенной редькой. Цахес ворчит, мяукает, кусается, царапается. Он одновременно страшен и смешен. Страшен тем, что нелепо пытается

Слыть прекрасным наездником и виртуозным виолончелистом, а страшен тем, что при своих мнимых дарованиях обладает явной и несомненной властью.
Детали произведения
Данная сказка было создана во втором периоде творчества Гофмана. Последние восемь лет своей жизни он живет в Берлине, находясь на службе в государственном суде. Негодность существовавшего судоведения привили его к конфликту с Прусской государственной машиной, и в творчестве его происходят изменения: он переходит к социально критике действительности и обрушивается на общественные порядки Германии. Его сатира становится более острой, более политически окрашенной. В этом заключается трагичность судьбы Гофмана и его высокое предназначение. Понять это можно с помощью деталей этого произведения. Во-первых, гротескно-фантастический образ Цахеса: в нем он выразил свое неприятие действительности. Кроме того, в сказочной форме автор отразил мир, где жизненные блага и почет воздаются не по труду, не по уму и не по заслугам. Действие сказки происходит в сказочном царстве, где на равных с людьми существуют волшебники и феи – в этом Гофман изобразил реальное существование мелких германских княжеств. Образ Валтазара – это противоположный образ Чахесу, он писатель светлого идеала. Ему одному открывается ничтожная сущность маленького уродца, отнявшего у него невесту и славу.
Суть финала произведения
В финале сказки Валтазар венчает свою победу над Цахесом женитьбой на прекрасной Кандине и получает в дар от своего покровителя дом с великолепной мебелью, с кухней, где кушанья никогда не перекипают и с огородом, где раньше, чем у других поспевает салат и спаржа. Насмешки простираются не только на самого героя, но и на саму сказочную фантастику. Возникает сомнение в возможности и необходимости бегства от действительной реальности в широкие романтические мечты.

  1. В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше всего ставят тепло и свободу, так что при Деметрий множество...
  2. Знаменитый писатель, музыкант и живописец Эрнест Теодор (Амадей) Вильгельм Гофман родился в 1776 году в Кенигсберге, где и воспитывался сначала под надзором своего дяди, и уже в детстве выказал замечательные...
  3. В “Крошке Цахес” присутствуют традиционные сказочные элементы и мотивы. Это чудеса, столкновенье добра и зла, волшебные предметы и амулеты. Гофман использует традиционный сказочный мотив очарованной и похищенной невесты и испытание...
  4. Великий немецкий романтик Э. Гофман раскрывает в своих произведениях иллюзорность и призрачность мира, в котором можно найти спасение от бездуховности, серости и пустоты лишь с помощью силы искусства, романтических представлений...
  5. Гофман – один из крупнейших прозаиков немецкого романтизма – прожил большую и сложную жизнь в истории литературы. Высокую оценку его творчеству дали еще Г. Гейне, В. Белинский и А. Герцен....
  6. Герои Гофмана чаще всего люди искусства и по своей профессии – это музыканты или живописцы, певцы или актеры. Но словами “музыкант”, “артист”, “художник” Гофман определяет не профессию, а романтическую личность,...
  7. По словам критика В. Белинского, романтизм – “это тайный грунт души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, которые создаются...
  8. Творчество Гофмана считают новаторской в романтической литературе Германии. Тем не менее, ярко прослеживается его рост от писателя-романтика к писателю-сатирику. Именно произведение “Крошка Цахес по прозвищу Циннобер” дал возможность Гофману занять...
  9. Неудовлетворенность обществом, общественными изменениями, и полемика с идеями и художественными принципами просветителей, и непринятие буржуазной действительности. Однако основной романтический конфликт – расхождение между мечтой и действительностью, поэзией и правдой –...
  10. В произведении Э. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер” рассказывается о событиях, которые произошли в маленьком государстве князя Диметрия. По жанру это сказка-новелла. Действующими лицами произведения является карлик Цахес, фея...
  11. Щелкунчик – забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щ. был узкий и...
  12. ЦАХЕС (нем. Zaches) – герой сказки Э. Т.А. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер” (1819). Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не...
  13. Архивариус Линдгорст – заурядный чиновник, ничем не примечательный бюргер – оказывается в то же время могущественным волшебником, повелителем царства Саламандр, а бедный студент-неудачник, рассеянный мечтатель Ансельм, у которого все валится...
  14. Гофман – знаковая фигура немецкого романтизма, которая сфокусировала все наиболее характерные его черты, образы и темы, центральные идеи. “Крошка Цахес” – сочинение эпохи немецкого романтизма. Фантастический, сказочный мир Гофмана заставляет...
  15. Образ Цахеса, как думают исследователи творчества Гофмана, мог быть навеянный писателю рисунками Жака Калло, в коллекции которого была целая серия карикатур, на которые он воссоздал гротескные образы безобразных горбунов. Отдельные...
  16. Эрнсту Теодору Амадею Гофману принадлежит особое место в истории немецкого романтизма. Писав свои произведения в пасмурные времена немецкой истории, Гофман отрицательно относился к филистерской Германии. Ему была ненавистна придворная атмосфера...
  17. ЩЕЛКУНЧИК (нем. Nupknacker) – центральный персонаж сказки Э. Т.А. Гофмана “Щелкунчик и Мышиный Король” (1816). Щ. – забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая...
  18. Был праздник Вознесения, три часа по полудни. У Черных ворот в Дрездене студент Ансельм опрокидывает огромную корзину с яблоками, и слышит от торговки жуткие проклятья и угрозы: “Попадешь под стекло,...

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» - сказочная повесть-гротеск немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана.

«Крошка Цахес» анализ

Жанр — сказка (действие происходит в сказочной стране, среди героев есть маги, феи, которые влияют на жизнь людей, волшебные вещи, волшебные превращения.) «Сказка о реальном»; сатирическая история тогдашней Германии

Тема . Показ духовно ограниченного мира филистеров, в котором нет места энтузиастам.

Идея . Осуждение ослепленного общества утратившего ценностные ориентиры, которое не только принимает, но и в каком-то патологическом самозабвении творит себе кумира.

Главная мысль сказки воплощена в феномене Цахеса. Суть его в том, что некоторые люди могут присваивать чужой труд, таланты, достижения и еще и казаться не теми, кем они являются на самом деле. Вина Цахеса в том, что в душе его проснулся внутренний голос, который сказал бы: «Ты не тот, за кого тебя принимают, но постарайся сравниться с теми, на чьих крыльях ты, некрепкий, бескрылый, летишь вверх».

Проблематика . «Крошка Цахес» — произведение сатирическое. Здесь остро высмеивается вся государственная система: духовное и материальное жизни, никчемные, зато с большими претензиями, попытки реформ, система чинов, социальная психология, нищета обывателей, догматизм университетской науки; денег и власти; морально-этических проблем; любви; образования; добра и зла творческого человека и бездуховного филистера.

Двуплановость : мир поэтической мечты (восприятие высокой поэзии, музыки, красоты, природы, очарование, мечтательность, сказочная страна Джинистан) и мир реальной обыденности (княжество Барсануф, Керепес, введение образования, изгнание из страны чар, поэзии, фей)

Реальные и фантастические персонажи . Реальные — Балтазар (мечтатель), Фабиан (рационалист), Мош Терпин (профессор естественных наук), Кандида, жители княжества, правитель Пафнутий, князь Барназуф; Фантастические — фея Розеншен, маг Проспер Альпанус.)

Отдельные персонажи живут одновременно в двух мирах. Маг Проспер Альпанус — врач, фея Розабельверде матушка-игуменья сиротского дома.

Действие волшебных сил: от кого отчуждается красота, от кого-то — талант и мудрость и мгновенно передаются Цахесу. А публика всегда восторженно аплодирует.

Сюжет «Крошка Цахес»

Добрая фея Розабельверде из жалости заколдовывает уродливого телом и душой маленького малыша Цахеса, похожего на альрауна, так, что большинство людей, преимущественно филистеры, перестают замечать его уродство. Теперь люди тянутся к нему. Любое достойное похвалы дело, совершённое в его присутствии, приписывается ему, Цахесу, сменившему своё прежнее имя на новое - Циннобер. И наоборот, стоит ему сделать что-либо отвратительное или постыдное (а ничего иного он не делает) - в глазах присутствующих сделавшим мерзость кажется кто-то другой; чаще всего тот, кто больше всех пострадал от выходки Циннобера. Благодаря дару доброй феи карлик очаровывает профессора Моша Терпина (одержимого своеобразным видением «Германского духа») и его дочь Кандиду. Только влюблённый в прекрасную девушку меланхоличный студент Бальтазар видит истинный облик злодея. Правда, этой же способностью Гофман наделяет и представителей искусства (скрипач Сбьокка, певица Брагацци), а также чужестранцев. Позже к ним присоединяются друзья Бальтазара: Фабиан и Пульхер. Цахес-Циннобер не теряет времени даром, и, пользуясь чужими успехами, быстро делает карьеру при дворе местного князя Пафнутия и собирается жениться на Кандиде.

Поэт-студент Бальтазар, обратившийся за помощью к знакомому магу Просперу Альпанусу, узнаёт от него тайну могущества Циннобера: он вырывает из головы карлика три огненных волоска, от которых и шла вся его магическая сила. Люди видят, каков их министр на самом деле. Цахесу ничего не остаётся, как скрыться в своём прекрасном дворце, но он тонет там в ночном горшке с нечистотами.

Сочинение на тему: Критика и анализ произведения «Крошка Цахес» Гофмана


Крошка Цахес, герой одноименного произведения Гофмана, родился уродливым скособоченным карликом. Но судьба в образе феи улыбнулась ему. Фея Розабельверда (или же Розабельерде) подарила Цахесу три золотых магические волоса. После этого Цахес стал казаться людям лучшим, чем был. То есть, пригожим, умным, талантливым.

Чары действуют почти на всех людей, восхищаются Цахесом: «О, фрау Лиза, какой у вас милый и пригожий мальчик!». Когда кто-то в окружении Цахеса чем-то прославляется, это сразу приписывается карликову, а в его грубых выходках обвиняют других.

Благодаря магическому дару, крошка Цахес, прозванный Циннобером, живет без забот во дворце, становится важной персоной в министерстве иностранных дел.

Образ крошки Цахеса весьма однозначен. Убогий карлик от таких больших возможностей не становится лучше. Наоборот, он рад, когда присваивает себе достижения других. Цахес ведет себя подло по отношению к окружающим, идет к своим целям «по головам». Он туп, злобен, хитер и ненасытен к почестям. Уродливую же сущность карлика сначала видят только студент Балтазар и его товарищ.

Рассказывая историю Цахеса, писатель противопоставляет два различных человеческих мира. Первый из них, более распространенный - это мир обывателей, т.е. филистеров. Филистер зовут людей ограниченных, с примитивными интересами.

Ярким представителем такого типа в произведении является сам Крошка. Это самодовольный, эгоистичный, лицемерный человек, к тому же глупый. Однако в обществе Крошку Цахеса обожают - ведь у него есть три золотых волоса, подаренные ему феей. Эти магические волоски в произведении Гофмана олицетворяют власть золота. Весь мир филистеров поддается чарам этого золота, все люди увлекаются Цахесом. Ведь в мире филистеров даже простейшие человеческие чувства - симпатия, любовь, доброжелательность чаще всего подвластны материальному расчету. Цахес живет неправедным богатством, бессовестно крадет достижения других.

Контраст филистерам составляют энтузиасты. Их представитель - студент Балтазар. Это романтик, бескорыстный служитель идеалам красоты и справедливости. Он - человек кипящей энергии и ясного ума. Балтазар интересуется «прекрасными мечтами из какого-то далекого мира, полного блаженной радости», «высокими истинами мира», ощущает гармонию прекрасной и живой природы. Его никак не ослепляют «золотые волоски» Цахеса-Циннобера, он видит его уродливую сущность. Однако никто из филистеров Балтазару не верит, его преследуют.

В финале Балтазар с помощью мага Проспера Альнануса устанавливает справедливость. Чары рассеиваются, все видят уродливого карлика. Затравленный людьми Цахес от стыда находит позорную смерть в горшке с нечистотами. Теперь он ничтожен и возбуждает только жалость. Последняя милость феи заключается в том, что Циннобер запомнился людям все-таки пригожим, а не уродливым.

Получив волшебный дар, крошка Цахес не выдержал морального испытаний, не постарался стать достойным его, приблизиться внутренне к тому идеалу, которым его видели люди. Как говорит сама фея: «Я думала, чудесный внешний дар, которым я тебя наделила, озарит благотворным лучом твою душу и пробудит внутренний голос, который скажет тебе: " Ты не тот, за кого тебя принимают, поэтому старайся сравниться с человеком, на чьих крыльях ты, бескрылая калека, возносишься! " Но никакой внутренний голос в тебе не проснулся. Твой заскорузлый, мертвый дух не смог подняться... »

В финале Балтазар женится на любимой Кандиде, дочери профессора Моша Терпина, которую прочили в невесты Цахесу. Однако некоторая ирония звучит в счастливом сказочном финале. Семья Кандиды - филистеры. Недаром маг Альнанус дарит молодым на свадьбу волшебные горшки, где не пригорает пища - большего чуда здесь и не надо. И кто его знает, сохранит ли энтузиаст Балтазар свое поэтическое мышление и трезвый разум в кругу, где царит расчет?