Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир. Художественные особенности романа Л. Н. Толстого "Война и мир" Художественный принцип романа эпопеи война и мир

Читайте также:
  1. Анна Снегина» С. Есенина. Жанровое своеобразие. Система образов.
  2. Вопрос Периодизация курса. Своеобразие литературы и культуры средних веков
  3. Главная особенность романа – социальная проблематика романа тесно связана с нравственной проблемой Добра и Зла.
  4. Главный конфликт романа - конфликт народа и государства, свободы и насилия.
  5. Главы для чтения романа «Моби Дик»: 1-5, 10-13, 18, 41-42, 77-78, 88, 93, 110, 132-135.
  6. Дж. Голсуорси. Специфика композиции, конфликт и его художественное решение в романе «Собственник».
  7. Жанр романа в литературе русского символизма: «Мелкий бес» Ф. Сологуба и «Петербург» Андрея Белого.

Жанр

Произведение Толстого сочетает черты романа и эпопеи .

Как известно, в основе романа лежит судьба прежде всего отдельной личности , а в эпопее осмысляется судьбацелого народа . Толстой соединил в своем произведении особенности обоих жанров.

Основной в произведении Толстого является героическая тема народа. Именно она определяет значение «Войны и мира» как эпопеи . Воссоздание грандиозных исторических событий, картины великих битв, прежде всего Бородинского сражения, величественный пейзаж, обширные историко-философские отступления автора выявляют особенности «Войны и мира» как эпопеи .

«Война и мир» несет в себе традиции произведений древнерусской литературы, в частности воинской повести . Мотив всенародного подвига во имя спасения Русской земли сближает произведение Толстого со «Словом о полку Игореве».

Тема Москвы также выступает в «Войне и мире» как эпопейная тема. В толстовском произведении отражено народное отношение к Москве как к сердцу России.

Одновременно Толстому-романисту важно осмыслить становление и развитие личностей отдельных героев в их самостоятельном бытии.

Отличительная черта «Войны и мира» как романа заключается в том, что в нем не один и не два главных героя, а множество героев , связанных между собой личными судьбами.

«Война и мир» имеет черты исторического романа . Здесь повествуется о реальных исторических событиях и лицах . Своеобразие «Войны и мира» состоит здесь в том, что картины эпохи наполеоновских войн являются не фоном повествования, а самостоятельным по значению элементом композиции. Вспомним о значении образов Кутузова, Багратиона, Наполеона, Александра I.

«Война и мир» имеет также черты семейного романа . В нем рассказываются истории семей Ростовых, Болконских, Курагиных.

Кроме того, это роман философский , в котором Толстой осмысляет наиболее общие вопросы (жизнь и смерть, смысл человеческого бытия, философия истории).

Принцип изображения характеров героев сам Л.Н.Толстой называл « диалектикой души».
Личная по отношению к героям заключается в том, что

  • изменяются, совершенствуются, стремятся к недостижимому идеалу,
  • нелюбимые герои — статичны.

В качестве средств раскрытия характеров героев романа «Война и мир» писатель, кроме выраженной авторской позиции,также использует ряд художественных приемов.

Художественные средства раскрытия характеров в романе

Портреты героев романа

В портрете своих героев Толстой подчеркивает одну повторяющуюся деталь: толщину Пьера, мраморность плеч Элен, лучистые глаза княжны Марьи, дрожание ляжки Наполеона, дряхлость Кутузова…

Толстой не боится показать некрасивость своих героев. Наташа может

«распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною»,

некрасивость княжны Марьи постоянно оттеняют ее лучистые глаза. В минуты сильных потрясений с героями может произойти преображение. Описывая встречу Наташи и Андрея в Мытищах, Толстой пишет, что лицо его для Ростовой было страшно, но при этом самые прекрасные чувства объединяют героев. Когда княжна Марья полюбила Николая Ростова,

«в первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу»:

облик героини становится прекрасным: появляются грудные женские нотки, в движениях проявляется женственность и грация.

Характеристики персонажей

Характеристику того или иного персонажа может дать другой герой. Так, Пьер думает об Элен:

«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом совершенства, и перед ней поклоняются».

Выделить доминанту характера может и сам автор.

«Сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней, «

— говорит Толстой о Наташе.

Толстой, объясняя ошибки своих героев (Пьера, Наташи), каждый раз говорит об интуитивном чувстве чего-то нехорошего, повторяет слова синонимы: «гадкое», «запрещенное», «противуестественное», «нечестное», «что-то неприличное», «неприличный умысел».

Контраст как художественное средство в романе «Война и мир»

Один из любимых приемов Толстого для раскрытия характеров своих героев — это контраст.

Так на приеме контраста идет описание первого бала Наташи Ростовой, когда ее живая, чистая красота сравнивается с мраморной красотой Элен и противопоставляется ей, как истинная — ложной. Как антагонисты выступают в романе образы Кутузова и Наполеона (см.: ).

Природа в раскрытии характеров

Характер героя определяется и его способностью чувствовать .

Этой способностью обладают:

  • князь Андрей (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное),
  • Пьер (звездное небо),
  • Наташа (ночь в Отрадном)

— все любимые герои писателя. На контрасте построен диалог Наташи и Сони ночью в Отрадном. Соне чужда прелесть летней ночи.

Речи героев как характеристика

Речь самого персонажа может также служить его характеристикой. Наказ старого князя Болконского сыну перед отъездом в армию говорит о высоких нравственных требованиях к дворянской чести и служению Родине, о скрываемой любви к сыну, о тревоге за его судьбу:

«Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!»

Сравнение как средство

Часто для характеристики героя или его состояния писатель использует сравнения:

«говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы»

(о князе Василии Курагине),

вечер у Анны Павловны Шерер сравнивается с прядильной мастерской, в которой

«веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели»,

о состоянии Пьера:

«Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь».

Описание как прием раскрытия характеров «Войны и мира»

Важные события жизни героя могут комментироваться через описание эпизода. О князе Андрее:

«Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его».

При описании характера героя, его поступков возможно проявление авторской иронии, как, например, при описании поведения князя Василия при назначении Кутузова главнокомандующим.

Показывая диалектику души своих героев, Толстой позволяет нам проникнуть в стремления, переживания, суть поступков людей, жизнь которых отделена от нашей почти двумястами столетиями.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Разделы: Литература

Класс: 10

Цели урока:

  • Помочь учащимся определить основной прием построения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Развивать навык анализа эпического произведения.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • силуэт лица Л.Н. Толстого, вырезанный из белой бумаги;
  • в центр доски поместить слово «сцепление», чуть выше его (туда, где обычно пишется тема урока) прикрепить знак вопроса;
  • тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Опережающее задание к уроку:

Найти высказывания литературоведов о композиции романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ход урока

I. Целеполагание.

Кто сможет ответить на вопрос: какой прием (принцип) лежит в основе построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» на всех отдельных уровнях (тематическом уровне, уровне отдельных эпизодов, сцен, детальном уровне, образном и т. д.)?

Молчите? Ни одной руки? Молодцы! И в этом нет ничего страшного, потому что никто не ответит – ни вы, ни я. Давайте думать и размышлять вместе. Запишите тему... Хотя нет. Тему мы запишем в конце урока, сформулировав ее вместе, исходя из анализа литературного материала.

Итак, в течение урока нам предстоит ответить на вопрос: какой прием лежит в основе построения романа «Война и мир»? Чтобы хоть как-то помочь вам, хочу дать небольшую подсказку. Ключевым словом сегодняшнего урока должно стать слово «сцепление » (обратить внимание на доску).

II. Мотивация обучающихся (введение в тему урока, настрой на серьезную работу).

«Печатая произведение, на которое положено мною четыре года непрестанного труда при наилучших условиях жизни и лучший период жизни, я желал бы, чтобы читатели получили хоть малую долю того наслаждения, которое я испытывал при этой работе», - писал автор «Войны и мира».

Пожелание автора может выполнить каждый отзывчивый читатель, не ставя перед собой никаких задач изучения. Но «Война и мир», начиная с названия, ведет читателя в такие необозримые пространства, вовлекает его в такой неостановимый поток жизни, что он неизбежно становится исследователем. Есть у человечества в его великих литературах книги, которые высятся подобно величайшим вершинам Земли. Восхождение на эти высоты, где побывали уже сотни миллионов, для каждого путь непроторенный. Это испытание необходимое и желанное, тревожная и - будем верить - счастливая проверка самого себя.

III. Проверка домашнего задания.

В романе Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения. Писатель постоянно переносит действие из одного места в другое. В романе развивается множество сюжетных линий.

Давайте послушаем, что говорят известные литературоведы о композиции романа-эпопеи. Может быть, эти высказывания помогут нам приблизиться к ответу на вопрос (приводим лишь некоторые высказывания).

Уже первых читателей романа «Война и мир» поражало совершенство его композиции. Вот, например, что говорил Н.Н. Страхов: «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература. Тысячи лиц, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку, всевозможные душевные настроения, от ощущений вора, укравшего червонцы у своего товарища, до высочайших движений героизма и дум внутреннего просветления - все есть в этой книге. А между тем ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешает другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все разделено и все гармонирует между собою и с целым. Подобного чуда в искусстве, притом чуда, достигнутого самыми простыми средствами, еще не бывало на свете». (Н.Н. Страхов. «Война и мир». Сочинение гр. Л.Н. Толстого. 1869).

«Непрерывность сюжетного развития, фабульного потока – основной принцип композиции «Войны и мира». Повествовательная форма скрепляет все эпизоды, цементирует всю композицию. Это – фундамент, на котором строится все произведение». (А.А. Сабуров. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959).

«Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа действие в «Войне и мире» очень несосредоточено и несобрано. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях». (С. Бочаров. Роман Л. Толстого «Война и мир». 1978).

«Конечно, же, это не фреска, и если уж придерживаться сравнений из одного ряда, «Война и мир» – скорее мозаика, в которой каждый камушек сверкает сам по себе и включен в блеск целостной композиции». (П. Вайль, А. Генис. Родная речь. 1995).

Как видим, во всех исследованиях, посвященных «Войне и миру» обращается внимание на сложность и одновременно стройность композиции. А в одном из прочитанных ребятами отрывков из критических работ промелькнуло наше слово - подсказка " сцепление ". Давайте и мы попытаемся хоть немного приоткрыть и войти в тайны толстовской стилистики.

IV. Анализ литературного материала.

Первая учебная ситуация.

В первых главах Толстой, казалось бы, спокойно и неторопливо описывает светский вечер, не имеющий прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь – незаметно для нас – завязываются все «нити», сюжетные линии (СЛ).

Определите эти линии, темы – их тут около десятка. Размышляя о них, мы сможем увидеть одну из уже названных композиционных основ романа – то, что Толстой называл «сцеплением». (Ответы учащиеся схематично оформляют в тетрадях, оставив место для записи темы и оформления схемы «сцеплений»).

Приводим возможные ответы учащихся.

Пьер впервые «почти испуганными, восторженными глазами» смотрит на красавицу Элен, «когда она проходила мимо его».

СЛ: Пьер – Элен

Сюда приезжает Анна Михайловна Друбецкая, чтобы пристроить своего сына на теплое местечко в гвардии. «Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну».

СЛ: Борис Друбецкой, карьеризм в армии, «истинные» и «ложные» воины

Здесь Пьер делает одну неучтивость за другой и, уходя, собирается надеть, вместо своей шляпы, треуголку генерала. «... он (Пьер), как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан...

– Ну, что же, ты, решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

– Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».

СЛ: Пьер и поиски места в жизни

Здесь становится ясно, что князь Андрей не любит свою жену и не знал еще настоящей любви, - она может прийти к нему в свой час, много позже, когда он встретит и оценит Наташу. «Ему видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших же ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее».

СЛ: Князь Андрей и обретение смысла жизни

Здесь решают женить Анатоля на княжне Марье. «Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля,... у меня есть одна petita personne, которая очень несчастлива с отцом, девушка... наша родственница, княжна Болконская. – Князь Василий не отвечая, хотя с свойственной светским людям быстротой соображения и памятью движением головы показал, что он принял к соображенью это сведенье».

СЛ: Болконские и Курагины

«... Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас. Россия одна должна быть спасительницей Европы».

«Основная тема романа - " мысль народная», Россия - освободительница.

«... я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастье жизни». (Анна Павловна Шерер).

Тема счастья в жизни человека.

«Вы знаете, мой муж покидает меня... Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война».

Тема войны как античеловеческого явления, продолжение и развитие темы, заявленной в «Севастопольских рассказах» и т. д.

А теперь прочитайте заключительную фразу IV главы I части I тома. («…когда и где кто увидится…») .

Посмотрите, как это связано с нашим ключевым словом. Темы, идеи, сюжетные линии, заявленные буквально в первых строках романа, будут развиваться, пересекаться, раскрываться в дальнейшем. Значит, мы с вами можем сделать вывод, что сцепление происходит, как показывают приведенные вами примеры, на нескольких уровнях. Каких? (тематическом уровне, уровне героев). Давайте заполним нашу схему (на доске учитель, дети в тетрадях).

Но ведь в произведении есть и другие уровни. Можно ли там обнаружить «сцепления»? Давайте искать ответ вместе.

Вторая учебная ситуация.

Класс делится на три группы и выполняет одно из предложенных ниже заданий.

  1. Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (глава VI) развлечений петербургской «золотой» молодежи. В чем состоит смысл описания молодежи? (Это «салонная чопорность» навыворот. Это описание дополняет характеристику светского общества ).
  2. Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием) с эпизодом «Именины у Ростовых» (гл. XIV-XVII, ч. I, т. I). В чем противоположна атмосфера в доме Ростовых атмосфере салона А.П. Шерер? В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой молодежи»?
  3. Эпизод «Салон А.П. Шерер» и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплен с последними главами первой части, рисующими семейное гнездо Болконских (гл. XXII-XXV). Попробуйте установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне А.П. Шерер, а в чем – в доме Ростовых?

(Для того чтобы сэкономить время на уроке, эти задания можно дать как опережающие. Независимо от того, когда предлагается задание – урок, домашнее задание – полезно рекомендовать ребятам следующий план анализа эпизодов, напомнив при этом, что Л.Н. Толстой писатель-психолог, мастер художественной детали, для которого важны малейший жест, наклон или поворот головы, сияние глаз и т. д.:

а) портретная характеристика, героев эпизода (детали внешности, одежды);
б) взаимоотношения героев друг с другом в анализируемом эпизоде;
в) поведение, жесты, чувства, мимика, настроение героев, изменчивость, статичность.

В целом, ответы учащихся при ответе на 2 и 3 вопросы сводились к следующему: эти эпизоды «сцеплены» по принципу контраста. Семьи Болконских и Ростовых - это настоящие, естественные герои, гости А.П. Шерер и она сама – это маски, марионетки, все у этих «людей» искусственно.

«Настоящая жизнь» семьи Ростовых неразрывно связана с Домом, усадьбой. Неслучайно так подробно описан каждодневный быт Ростовых в московском доме, а Болконских – в имении Лысые Горы. Искусственная же жизнь «сливок общества» протекает в петербургских салонах. У посетителей этих салонов отсутствует семейная жизнь, налицо лишь ее имитация.

Семья Ростовых – идеальное гармоничное целое. Любовь связывает всех членов семьи (диссонансом является холодная Вера). Она проявляется не в сентиментальной экзальтации чувств, а в чуткости, внимании, сердечной близости («Зорко одно лишь сердце». Экзюпери). У Ростовых все искренне, идет от души. Сцена именин в московском доме Ростовых. В этот момент ощущается душевное согласие, царящее в доме героев. Любовь порождает доверие. Родители воспитывают своих детей, отдавая им всю свою любовь. Они могут понять, простить и помочь. И дети отвечают родителям тем же. Ростовы – простые. Жизнь сердца, мудрая интуиция, отсутствие умствования, честность и порядочность определяют их взаимоотношения и поведение.

В отличие от них Болконские – гордые. Это аристократы в лучшем смысле. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Николай Андреевич, считающий, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум», неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет «развить в дочери обе добродетели», давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Княжна Марья боится отца. Однако внутренне эти люди очень близки друг к другу. Отличительная черта Болконских – высокая духовность, «гордость и прямая честь». Жизнь старого князя – непрерывная деятельность (писание мемуаров, работа на станке, управление имением, воспитание детей). У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести (Свои мысли, рассуждения ребята подтверждают примерами из текста).

Мы рассмотрели только некоторые «сцепления» эпизодов, которые можно обнаружить в I части романа. В романе же в целом эти сценические эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений, в котором и состоит сущность искусства», по мнению Л. Н. Толстого. Попробуем убедиться в этом, прочитав две сцены: «Сцену охоты» (гл. III-VII, ч. IV, т. II) и «Сцену атаки эскадрона Николая Ростова» (гл. XV, ч. I, т. III).

Чтение глав. Обсуждение.

Что объединяет, «сцепляет» эти две сцены?

(Казалось бы, сцена охоты не имеет никакого отношения к основной теме «Войны и мира». Однако именно здесь раскрыта психология человека на войне, когда он преследует врага (в эпизоде атаки эскадрона Николая Ростова Толстой не станет рассказывать о переживаниях Николая, заметив как бы мимоходом: «было то же, что на охоте»), и одновременно психология раненого зверя, с которым затем прямо сопоставляется поведение наполеоновского войска после Бородина) .

– Таким образом, на каком уровне происходит еще «сцепление»? В чем смысл таких «сцеплений»?

(«Сцепление» происходит на уровне эпизодов. Такое «сцепление» позволяет дать полную характеристику одного эпизода через сцепление с другим; расширить представление об одних героях в сопоставлении с другими; отсылать читателей к уже произошедшим событиям и проводить аналогию).

Продолжаем заполнение схемы.

Третья учебная ситуация.

Итак, нам осталось рассмотреть последний уровень, на котором осуществляется сцепление, – это уровень детали. Найдите и прочитайте описание внешности Андрея Болконского, Наполеона и Сперанского.

Князь Андрей: «Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет князь Андрей и потирая маленькие белые ручки» (гл. V, т. I).

Наполеон: «Наполеон, отчеканивая каждый слог с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывал ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат... Бонапарте между тем стал снимать перчатку с белой маленькой руки...» (гл. XXI, ч. II, т. II).

Сперанский: «Князь Андрей наблюдал все движения Сперанского, этого человека недавно ничтожного семинариста, а теперь в руках своих - этих белых, пухлых руках – имевшего судьбу России, как думал Болконский» (гл. V, ч. III, т. II). «Все было так, все было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей...» (гл. VI, ч. III, т. II).

Что общего в описаниях этих трех, казалось бы, разных героев? (Их объединяет одна деталь – «маленькая, белая рука» ).

О чем говорит эта, на первый взгляд, незначительная деталь? (С помощью этой детали Толстой внутренне сближает этих трех героев: они честолюбивы, стремятся к власти, испытывают презрение к людям и т. д. )

Таким образом, наша схема «сцеплений» выглядит следующим образом.

V. Подведение итогов.

Никакое исследование не обходится без выводов, подведем и мы некоторые итоги. Итак, как вы поняли, что такое сцепление? (Сцепление – это внутренняя связь отдельных эпизодов, героев, тем, деталей ).

Посмотрите на схему и записи, сделанные в процессе урока, и попытайтесь ответить на вопрос: каковы функции «сцепления»? («Война и мир» – это бесконечные сцепления. «Сцепление» – это основной композиционный прием построения романа-эпопеи. Анализируя форму, мы приближаемся к содержанию. «Сцепления» дополняют характеристики героев, событий... ).

Таким образом, идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера «Войны и мира» становится вполне ясен лишь в их композиционных сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. (Выводы учеников и учителя рекомендуем записать).

Аукцион названий.

У нас с вами осталось невыполненным одно задание. Посмотрите на висящий вопрос. У каждого урока должно быть название, а у нас его нет. Давайте устроим аукцион названий урока. Итак, ваши лоты - названия.

Были предложены следующие варианты:

«Сцепление», «Сцепление как основной прием построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир», «Бесконечный лабиринт сцеплений» и др.

В конце концов, решили назвать урок словами автора романа-эпопеи Л.Н. Толстого: «Бесконечный лабиринт сцеплений».

VI. Домашнее задание.

Привести примеры сцеплений любого уровня:

1 уровень – оценка «4»: привести примеры «сцеплений» образа неба, объяснить их смысл.

2 уровень – оценка «5»: самостоятельно найти примеры «сцеплений» и объяснить их функции.

Этот урок может быть проведен как вступительный перед изучением романа (тогда необходимо дать опережающие задания) или как обобщающий урок после изучения романа, тогда домашнее задание можно засчитать как зачетное.

21. Жанрово-стилевое своеобразие романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир».

Граф Лев Никола́евич Толсто́й (1828, Ясная Поляна-1910,Тамбовская губерния) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

«Война и мир» (1863 – 1869).

Замысел восходит к роману «Декабристы».

Временной диапазон в романе: 1805 – 1820-е гг. Эволюция его замысла:1856 → 1825 → 1812 → 1805.

Толстой говорит о решающей роли народа в ист. процессе. Он поставил перед собой цель : раскрыть характер целого народа в подъеме, славе, падении его. Толстой ставит филос. вопрос: о свободе и воли, о течении самой жизни. Сначала роман назывался «Три поры: 1856, 1825, 1812», затем «1805 год», потом «Все хорошо, что хорошо кончается».

Толстой отобразил 3 плана :1) социальный (война и не война);2) психологический (война – это враждебность);3) философский (добро и зло).

«В и м» - книга сложного жанра , кот нельзя определить одним словом. Черты романа и эпопеи слились здесь воедино. Сближение «В и м» с эпопеей оправдывает и сопоставление с древнерус. лит, особенно с произведениями жанра воинской повести, и в частности со «Словом о полку Игореве». Налицо синтетичность жанра . Тургенев и Гончаров отметили эпичность романа. Современные исследователи называют его романом-эпопеей .

По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров мировая литература не знает ничего равного. "Что такое "Война и мир"? - писал Толстой по поводу формы своего произведения. - Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось". А в беседе с Горьким сказал: "Без ложной скромности это как "Илиада".

Черты эпопеи в "Войне и мире": в центре - историческая судьба русского народа в Отечественной войне 12-го года, значение его героической роли и изображение "целостного" бытия.

Черты романа: "Война и мир" повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Черты ВиМ : многосюжетность и многогеройность, широчайшее пр-во и время (1805-1820-е гг), свободное сочетание деталей быта и батальных сцен, худ. изображение и авторские отступления историко-фсф хар-ра, смысл сцены или хар-ра может быть понят до конца только в контексте (з-н сопряжения), универсальность охвата русс. Жизни, показывание всех ужасов войны через восприятие дилетанта (Пьера) >>> естественный человеческий взгляд на происходящее, прототипические черты вымышленных персонажей >>> соседство документализма и вымысла.

Жанр романа-эпопеи - создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, художественное авторское повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпопеи составляют события большого исторического масштаба, "жизнь общая, а не частная", отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни - отсюда огромное число действующих лиц. Идейно-художественный стержень произведения история народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем - необходимая составная часть жанровой структуры "Войны и мира". Требованиям жанра подчинена и композиция "Войны и мира". В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей. Интерес Толстого-писателя сосредоточен не только на изображении отдельных человеческих характеров, но и на связях их между собою в подвижные и взаимосвязанные миры. Не все современники Толстого осознали глубину совершаемого им в "Войне и мире" открытия и в 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рассуждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб. Считается, что громоздкость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений - неотъемлемые и необходимые черты "Войны и мира".

Сама художественная задача - эпический охват громадных пластов исторической жизни - требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого - инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Во 2 части эпилога Т излагает свою концепцию философии истории:

1. ист делают сами нар массы;

2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе;

3. люди дел историю бессознательно.

Основа историзма – понимание Толстым неразрывной связи времен и поколений >>> движение вглубь времен. «ВиМ» - история народа, а «не мысли прекрасных генералов». Здесь мы находим прославление подвига народа, героизм простых защитников родины.

Толстовское понимание истории определяют как фаталистическое. Он практически полностью игнорирует роль личности в истории. История движется массами, причем не разумом, а роевым началом. Сквозь разного рода случайности пролагает свой путь фатум (предопределение). Толстой отрицает исторический детерминизм (Чернышевский) >>> противопоставление Наполеона и Кутузова, вопреки историческому противопоставлению Наполеона и Александра 1.

В романе наблюдается антитеза Наполеон и Кутузов. Толстой рисует портрет Наполеона несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер. Кутузов не считает себя демиургом истории. Он везде простой. Толстой снижает его внешнее величие, но подчерк его внутреннюю активность. Кутузов – внешнее воплощение мысли народа. Наполеон и Кутузов – это два начала бытия: начало добра, веры (Кутузов) и зла, Антихристова духа (Наполеон).Толстой выдвигает в первую очередь нравственные требования.

«Война и мир»= «война и народ».

Гл. герой «В и м» - не отдельное лицо, а масса лиц, не «я», а «мы».

Правда о войне раскрывается разными путями:

Через детали (растерянность русс. войск под Аустерлицем)

Через психологию масс: обобщение (настроение войск перед Бородино), выхватывание из массы одного человека и раскрытия сути его хар-ра несколькими словами.

Своеобразие романа : история переходит в роман, а роман в историю. Лица исторические, существующие в реальности (Кутузов, Наполеон, Александр, Багратион, Дохтуров) сосуществуют и действуют вместе с героями вымышленными (князь Андрей, Наташа и Петя Ростовы, Пьер Безухов, княжна Марья). Тонкий психолог Толстой знал такую важную особенность человеческой души, как склонность преувеличивать значимость событий и предавать другим то, что они хотят услышать. Так один из самых честных героев романа, Николай Ростов, рассказывая Бергу о своем первом бое, начал с желанием рассказать все так, как было, но по мере рассказа « незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду» . Исходя из этой особенности человеческой души, писатель и выдвинул в романе свой субъективный взгляд на исторические события того времени, порой кардинально отличающийся от взглядов исследователей. Многие историки ставили Толстому в упрек то, что исторические лица романа далеки от реальности, во многом изменены и неправдоподобны . Но в своих персонажах писателя интересовал в первую очередь их нравственный облик. Портреты Багратиона, Кутузова, Наполеона далеки от реальности и часто довольно условны, далеки от того, что о них известно по историческим документам, книгам и словам современников. Так Наполеон в произведении - художественный образ, а не историческое лицо.

Весь роман проникнут не только идеей развенчания личного героизма исторических деятелей, но и полным отрицанием особой роли личности в истории . Не случайно важнейшие подвиги в романе совершены не реально существующими людьми, а выдуманными персонажами, такими как Тушин и Тимохин. Толстой говорит о том, что одна личность не способна кардинально повлиять на ход исторических событий, и лишь объединившись, как сделал русский народ в Отечественной войне 1812 года, возможно стать творцом истории.

Особенно ярко выражено в романе полное отрицание автором военного искусства. Устами Андрея Болконского высказана в романе точка зрения автора на необходимость ведения войны: «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». В описании битв писатель высмеивает военные символы и традиции (знамена - «палки с кусками ткани») и выдвигает на первый план моральный фактор войны. На примере нескольких сражений Толстой показывает, что победа зависит не от численности войск, не от расположения армии и не от планов главнокомандующих, а от морального духа простых солдат.

Но главное, чем отличаются взгляды писателя и историков - это различное понимание того, от чего зависит победа в войне. Толстой видел залог успеха в морально-психологическом состоянии войска, патриотизме солдат и понимании ими смысла и целей войны.

Особенности поэтики «Войны и мира»

Эпический характер произведения сложился на основе изображения переломных исторических событий в соединении с подроб­ностями жизни одного человека. «Мысль народная» в «Войне и мире» равно выразилась в определении Толстым роли на­рода как движущей силы истории, признания важности его духовного состояния для решения исторической судьбы и в изображении всего народа в целом. При этом в числе второстепенных и эпизодических персонажей романа четко обрисованные характеры и типы с легко узнаваемой ин­дивидуальностью.

Создавая образы главных героев , Толстой не отступает от принципов «диалектики души», давая эти образы в развитии, наделяя их не только богатством чувств, но и глубиной мыс­ли. Существенно дополняют образы героев запоминающиеся портретные характеристики (при этом Толстой часто подчер­кивает роль какой-то значимой детали, например, лучистых глаз княжны Марьи), индивидуальная манера поведения (стре­мительная походка и жесткость общения с окружающими кня­зя Болконского; непосредственность и живость Наташи), свое­образие речи.

Язык романа по-своему отражает правдивую картину жизни той эпохи, содержит большие включения текста, написанного автором на немецком и, главным образом, на французском язы­ках, что передает реальную атмосферу жизни светского обще­ства. Однако основной объем романа - великолепный по точности изложения мысли русский литературный язык, обо­гащенный живыми.образцами народной (крестьянской и сол­датской) речи.

Осмыслению героями своих переживаний, чувств, их напря­женной духовной работе часто помогает общение с природой. Вид неба под Аустерлицем и в Богучарове, встретившийся по дороге в Отрадное дуб помогают князю Андрею, например, пол­нее осознать совершающиеся в его внутреннем мире переме­ны. Охота, в которой участвуют Ростовы, служит своего рода прообразом будущего всенародного единения перед лицом опасности.

Мастерство Толстого-баталиста обогащается свое­образным (восходящим, к древним традициям) использовани­ем изображений природы : природа вместе с людьми как бы участвует в сражениях (туман, покрывший Аустерлицкое по­ле и мешающий русской армии; дым и туман, бьющее в глаза солнце, мешающие французам при Бородине); природе Тол­стой передоверяет эмоциональную оценку войны (мелкий дож­дик, накрапывающий над полем сражения, как будто говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»).

Применительно к «Войне и миру» часто говорится о прин­ципе «сопряжения», т. е. взаимной обусловленности чередова­ния и последовательности эпизодов книги, предопределяющих друг друга . Так, Платон Каратаев погибает накануне той ночи, когда Пьер видит сон, помогающий ему уяснить «правду» Пла­тона, но без уяснения этой «правды» невозможна дальнейшая полноценная жизнь героя. Пробуждение от сна совершается в момент освобождения пленных отрядом Денисова, после чего Пьер вновь вливается в общий поток жизни.

Богатство содержания и особенности поэтики произведения не могли не повлечь за собою разрушения привычных рамок романа. Современники не сразу приняли своеобразную форму нового сочинения Толстого. Сам автор прекрасно понимал жан­ровую природу своего произведения, именуя его «книгой» и подчеркивая тем самым свободу формы и генетическую связь с эпическим опытом русской и мировой литературы.

Антитеза (противопоставление) - один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов. Одним из наиболее ярких произведений, построенных на приеме противопоставления, является роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем антитеза является основным приемом, заложена в фундамент построения системы образов.

Всех персонажей романа-эпопеи можно довольно однозначно разделить на два лагеря, или два мира - «живой» и «мертвый». Действие в романе разворачивается в двух параллельных плоскостях - плоскость «мира» и плоскость «войны». Для каждой из плоскостей автор выбирает определенные дифференциации героев, определяется принадлежность к «мертвому» или «живому» началу.

При описании мира доминирующим критерием, на основе которого происходит противопоставление персонажей, является отношение к семье, к детям. В «мертвом» мире, где все подчинено единственной цели, состоящей в увеличении собственного состояния любыми способами, заключение брака выступает лишь как одно из возможных средств. Ни для кого из принадлежащих к данному лагерю не составляет трудностей перешагнуть через семью, равно как и через прочие моральные устои. В этом отношении наиболее ярким является образ Элен. Единственной целью, с которой она вступила в брак с Пьером Безуховым - наследником всего состояния графа Безухова, было получение части наследства. Разрыв с мужем и получение большей половины его богатства является логическим завершением построенной ею интриги.

В качестве примера абсолютной незначимости моральных устоев для представителей «мертвого» мира можно привести сцену «схватки» за мозаиковый портфель умирающего графа Безухова.«Сражение» разворачивается фактически перед глазами умирающего, но данное обстоятельство не имеет никакого значения ни для князя Василия, ни для княгини Друбецкой, в равной мере стремящихся выиграть «бой» любыми средствами.

Совершенно противоположное отношение к моральным ценностям царит в мире «живом». Для его представителей семья, дети являют собой высший идеал, становятся истинной целью человеческой жизни. Наиболее показательна в данном отношении семья Ростовых, атмосфера в которой - любовь и полное взаимопонимание - прямо противоположна интригам, зависти и злости в семье Курагиных. Дом Ростовых открыт для каждого, и любой пришедший к ним будет принят с должной добротой и радушием. Не случайно после возвращения с фронта Николай Ростов направляется именно в родительский дом. Характерно также различие между отношением к детям в семьях Курагиных и Ростовых. Единственное желание князя Василия - поскорее избавиться от «спокойного дурака» Ипполита и «беспокойного дурака» Анатоля, при этом еще и приумножив свое состояние. Напротив, для Ростовых дети представляют важную ценность и никакой ребенок не может быть нелюбимым.

Но кроме плоскости мира в романе существует плоскость войны, где герои предстают в совершенно иной ипостаси. Основным критерием в данной плоскости, по которому происходит разделение людей по «лагерям», Толстой выбирает отношение к Родине, проявление патриотизма.

Мир «живой» - это мир истинных патриотов, чувства которых по отношению к Родине совершенно искренны и неподдельны. Андрей Болконский не руководствуется никакими иными соображениями, кроме мыслей о защите Отечества, когда пытается противостоять всеобщей панике и отступлению под Аустерлицем. Князь Андрей не задумывается ни о повышении, ни о наградах, он подчиняется лишь собственному чувству долга. Полной противоположностью Андрею Болконскому является Борис Друбецкой. Основной своей задачей он видит не защиту Отечества, а продвижение по службе, причем не заслугами на поле боя, а лестью, лицемерием, подхалимством по отношению к начальству. Для него ничего не значит судьба людей, он готов ими пожертвовать ради собственного повышения и представления к награде.

В несколько иной форме проявляют патриотизм Ростовы. Николай не может убить человека вне зависимости от того, на чьей стороне он находится, но при отступлении из Москвы Ростовы жертвуют собственным имуществом ради спасения раненых. Совершенно по-иному ведет себя Берг. Пользуясь всеобщим бедствием и смятением, ему удается приобрести «шифоньерку» за ничтожно малую цену, причем эта «сделка» становится предметом его гордости.

Истинный патриотизм также демонстрируют герои, не принадлежащие ни к одному из миров и действующие только в плоскости войны, но также противопоставленные «мертвому» лагерю. Наиболее показателен в этом отношении подвиг капитана Тушина, и особенно его восприятие своего героизма. Тушин даже не задумывался о героической сути своего поступка - напротив, он пытается оправдаться и просит помощи у Андрея Болконского. По мысли Толстого, истинный патриот даже не замечает того факта, что он совершает подвиг, - для него это лишь долг перед Родиной, лишенный всякого героического флера. Под это определение подходит подвиг и батареи Тушина, и батареи Раевского, совершенный самыми обыкновенными, ничем не примечательными людьми.

Таким образом, прием антитезы является базовым для построения системы образов романа и характеристики основных персонажей.

Фактически антитеза, противопоставление двух миров - «мертвого» и «живого» - составляет основу произведения, определяет его структуру. И, строя роман по принципу антитезы, Л. Н. Толстой развенчивает «мертвый» мир, показывает его несостоятельность и утверждает человеческие и христианские идеалы, которыми руководствуется мир «живой».