Сообщение карл брюллов последний день помпеи. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Одна из известных картин Брюллова, которую он начал писать в 1830 и закончил в 1833 годах.
На этой картине изображен вулкан Везувий, а точнее его извержение на города Помпеи.
Брюллов описывает события 79 года нашей эры.
Для создания своего шедевра, ему пришлось побывать на раскопках разрушившегося города.
Предметы, которые изобразил художник на своем полотне, он смог увидеть, посетив Неаполитанский музей.

Картина художника нарисована яркими красками.
Бросается в глаза яркая вспышка молнии, которая освещает народ.
На заднем плане можно увидеть извергающий лаву вулкан.
Именно ярко красные краски, которыми изображен вулкан и чернеющее облако дыма, придают картине устрашающий вид.

На мой взгляд, художник изобразил трагедию и гибель народа.
Много страдания и страха можно увидеть в глазах людей.
Взгляд некоторых устремлен в небо, будто они молят о пощаде.
Мать обнимает своих детей, закрывая их от вспышки молнии, двое парней несут на своих плечах старика, молодой парень уговаривает женщину подняться и бежать в укрытие.
Особо тронула погибшая женщина, изображенная в центре картины, где младенец пытается дотянуться до ее безжизненного тела.
И никто кроме самих людей не в силах себе помочь, только они могут бежать в непонятном направлении от жгучих потоков лавы.

По моему мнению «Последний день Помпеи» показывает нам духовную красоту человека, который противостоит природе.
Она показывает что, не смотря ни на что, человек все равно остается человеком с душой, пониманием и состраданием.
Когда смотришь на картину, кажется, что сейчас люди оживут, и мы услышим их мольбы о помощи, крики раненых и стоны об умерших.
Картина производит неизгладимое впечатление и заставляет задуматься о серьезных вещах, о близких которых возможно когда-то я мог обидеть словом или поступком.

August 15th, 2011 , 04:39 pm


1833 г. Холст, масло. 456,5 х 651см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина Брюллова может называться полным, всемирным
созданием.В ней все заключилось.
Николай Гоголь.

В ночь с 24 на 25 августа 79 г. н. э. извержением Везувия были разрушены города Помпеи,Геркуланум и Стабия. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи».

Трудно назвать картину, которая пользовалась бы у современников таким же успехом, как «Последний день Помпеи». Едва полотно было завершено, римская мастерская Карла Брюллова подверглась настоящей осаде. «В есь Рим стекался смотреть мою картину» , - писал художник. Выставленная в 1833 г. в Милане «Помпея» буквально потрясла публику. Хвалебными рецензиями были полны газеты и журналы, Брюллова называли ожившим Тицианом, вторым Микеланджело , новым Рафаэлем …

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Стоило Брюллову появиться в театре - зал взрывался овациями. Живописца узнавали на улицах, закидывали цветами, и порой чествования заканчивались тем, что поклонники с песнями носили его на руках.

В 1834 г. картина, по желанию заказчика, промышленника А. Н. Демидова, была выставлена в Парижском Салоне. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют!- объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

Энтузиазм и патриотический подъем, с которыми картину встретили в Петербурге, трудно вообразить: благодаря Брюллову русская живопись перестала быть старательной ученицей великих итальянцев и создала произведение, восхитившее Европу! Картина была подарена Демидовым Николаю I , который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств.

По воспоминаниям современника, «толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на "Помпею"». О шедевре беседовали в салонах, делились мнениями в частной переписке, делали заметки в дневниках. Почетное прозвище «Карл Великий» утвердилось за Брюлловым.

Под впечатлением от картины Пушкин написал шестистишие:
«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон».

Гоголь посвятил «Последнему дню Помпеи» замечательно глубокую статью, а поэт Евгений Баратынский выразил всеобщее ликование в известном экспромте:

« Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал „Последний день Помпеи“
Для русской кисти первый день!»

Неумеренные восторги давно улеглись, но и сегодня картина Брюллова производит сильнейшее впечатление, выходящее за пределы тех ощущений, которые обычно вызывает в нас живопись, даже очень хорошая. В чем тут дело?


«Улица гробниц». В глубине - Геркуланские ворота.
Фотография второй пол.19 в.

С тех пор, как в середине 18-го столетия в Помпеях начались раскопки, интерес к этому городу, погибшему при извержении Везувия в 79 г. н. э., не угасал. Европейцы стекались в Помпеи, чтобы побродить по руинам, освобожденным от слоя окаменевшего вулканического пепла, полюбоваться фресками, скульптурами, мозаиками, подивиться неожиданным находкам археологов. Раскопки притягивали художников и архитекторов, офорты с видами Помпей были в большой моде.

Брюллов , впервые посетивший раскопки в 1827 г., очень точно передал ощущение сопереживания событиям двухтысячелетней давности , которое охватывает всякого, кто приезжает в Помпеи: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы /…/. Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности - не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Он вживался в эпоху с дотошностью и бережностью археолога: из пяти с лишним лет на создание самого полотна площадью 30 квадратных метров ушло всего 11 месяцев, остальное время заняла подготовительная работа.

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», - делился Брюллов в одном из писем. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Sc au ro » - монументальную гробницу именитого горожанина Скавра, и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano ), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei S epolcri ) - кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру.


Гробница Скавра. Реконструкция 19 в.

Воссоздавая картину извержения, Брюллов следовал знаменитым посланиямПлиния Младшего к Тациту. Юный Плиний пережил извержение в морском порту Мизено к северу от Помпей и подробно описал увиденное: дома, которые, казалось, сдвинулись со своих мест, широко разлившееся по конусу вулкана пламя, падающие с неба горячие куски пемзы, тяжелый дождь из пепла, черный непроглядный мрак, огненные зигзаги, подобные гигантским молниям… И все это Брюллов перенес на холст.

Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Вулканологи отмечают, что извержение Везувия написано со всей возможной для того времени точностью. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.

Чтобы достоверно запечатлеть уничтоженный катастрофой мир древних Помпей, Брюллов брал за образцы найденные в ходе раскопок предметы и останки тел, делал бесчисленные зарисовки в археологическом музее Неаполя. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты известь, был изобретен только в 1870 г., но и во время создания картины обнаруженные в окаменевшем пепле скелеты свидетельствовали о последних судорогах и жестах жертв. Мать, обнявшая двоих дочерей; молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой; люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, -все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность.

На холсте мы видим персонажей, наделенных портретными чертами самого автора и его возлюбленной, графини Юлии Самойловой. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: девушка с сосудом на голове, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы. Автопортрет и портреты подруги - лучшеедоказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.


Фрагмент картины:
автопортрет Брюллова
и портрет Юлии Самойловой.

Фрагмент картины:
композиционный «треугольник» - мать, обнимающая дочерей.

Картина Брюллова угодила всем - и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма, и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, чтоблестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям. При этом классицистический пласт картины часто трактуется как пережиток,неизбежная дань художника рутинному прошлому. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.

Неравная, роковая борьба человека со стихиями - таков романтический пафос картины. Она построена на резких контрастах тьмы и гибельного света извержения, нечеловеческой мощи бездушной природы и высокого накала человеческих чувств.

Но в картине ощущается и еще нечто, противостоящее хаосу катастрофы: непоколебимый стержень в сотрясающемся до основ мире. Стержень этот - классическая уравновешенность сложнейшей композиции, которая спасает картину от трагического чувства безнадежности. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция - осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева -читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах.

Фрагмент картины: молодая семья.
На переднем плане -поврежденная подземным толчком мостовая.

Фрагмент картины: погибшая помпеянка.

«Мир все же гармоничен в своих основах» - это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Обнадеживающее послание художника читается не на уровне сюжета картины, а на уровне ее пластического решения. Буйную романтическую стихию усмиряет классически совершенная форма, и в этом единстве противоположностейкроется еще один секрет притягательности брюлловского полотна.

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Вот юноша в отчаянии всматривается в лицо девушки в свадебном венце, лишившейся чувств или погибшей. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Воин в шлеме и мальчикнесут больного старика; младенец, чудом уцелевший при падении с колесницы, обнимает погибшую мать; молодой мужчина вскинул руку, словно отводя удар стихии от своей семьи, малыш на руках у его жены с детским любопытством тянется к мертвой птичке. Люди пытаются унести с собой самое дорогое: языческий жрец -треножник, христианин - кадило, художник - кисти. Погибшая женщина везла драгоценности, которые, никому не нужные, валяются теперь на мостовой.


Фрагмент картины: Плиний с матерью.
Фрагмент картины: землетрясение- «кумиры падают».

Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Почему? Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще).

Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом - синтетичность: картинаорганично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. (Кстати, у театральной основы картиныбыл реальный прототип -опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», котораяв годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Брюллов был хорошо знаком с композитором, несколько раз слушал оперу и одалживал костюмы длясвоих натурщиков.)

Уильям Тернер. Извержение Везувия. 1817 г.

Итак, картина напоминает заключительную сцену монументального оперного спектакля: для финала припасены самые выразительные декорации, все сюжетные линии соединяются, а музыкальные темы сплетаются в сложное полифоническое целое. Эта картина-спектакль подобна античным трагедиям, в которых созерцание благородства и мужества героев перед лицом неумолимого рока приводит зрителя к катарсису - духовному и нравственному просветлению. Чувство сопереживания, охватывающее нас перед картиной, сродни тому, что мы испытываем в театре, когда происходящее на подмостках трогает нас до слез, и слезы эти отрадны сердцу.


Гэвин Гамильтон. Неаполитанцы наблюдают за извержением Везувия.
Вторая пол. 18 в.

Картина Брюллова захватывающе красива: огромный размер - четыре с половиной на шесть с половиной метров, потрясающие «спецэффекты», божественно сложенные люди, подобные ожившим античным статуям. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой», - писал Гоголь, чутко улавливая еще одну особенность картины - эстетизацию катастрофы. Трагедия гибели Помпей и, шире, всей античной цивилизации представлена нам как невероятно красивое зрелище. Чего стоят эти контрасты давящей на город черной тучи, сияющего пламени на склонах вулкана и безжалостно ярких вспышек молний, эти запечатленные в самый момент падения статуи и рушащиеся, словно картонные, здания…

Восприятие извержений Везувия как грандиозных спектаклей, поставленных самой природой, появилось уже в 18-м столетии - создавались даже специальные машины, имитирующие извержение. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Страстный вулканолог, он был буквально влюблен в Везувий и даже построил на склоне вулкана виллу, чтобы с комфортом любоваться извержениями. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. произошло несколько извержений), словесные описания и зарисовки его изменчивых красот, восхождения к кратеру - таковы были развлечения неаполитанской элиты и приезжих.

Следить с замиранием сердца за гибельными и прекрасными играми природы, даже если для этого приходиться балансировать у жерла действующего вулкана, свойственно человеку. Это то самое «упоение в бою и бездны мрачной на краю», о котором писал Пушкин в «Маленьких трагедиях», и которое передал Брюллов в своем полотне, вот уж почти два века заставляющем нас восхищаться и ужасаться.


Современные Помпеи

Марина Аграновская

Карл Брюллов так увлёкся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи, а позже тщательно работал над картиной: вместо трёх лет, указанных в заказе юного мецената Анатолия Демидова, художник писал картину целых шесть лет.
(О подражании Рафаэлю, сюжетных параллелях с «Медным всадником», гастролях работы по Европе и моде на трагедию Помпеи среди людей искусства.)


Извержение Везувия 24-25 августа в 79 году нашей эры стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек.

Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.


В 1834 году состоялась "презентация" картины в Петербурге. Поэт Евгений Боратынский написал строки: "Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!" Картина поразила Пушкина и Гоголя. Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности:

"Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество".


И впрямь, гениальное произведение понятно всем, и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня.

Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332).


Это краткий пересказ картины, многофигурной и сложной композиционно. Совсем не маленькое полотно. В те времена оно было даже самой большой картиной, что уже поражало современников: масштаб картины, соотнесенный с масштабом бедствия.

Наша память не может впитать всё, её возможности не безграничны. Такую картину можно рассматривать не единожды и каждый раз что-то увидеть еще.

Что же выделил и запомнил Пушкин? Исследователь его творчества Юрий Лотман выделил три главные мысли: "восстание стихии - статуи приходят в движение - народ (люди) как жертва бедствия" . И сделал вполне разумный вывод:
Пушкин только что закончил своего "Медного всадника" и увидел то, что ему было в тот момент близко.

И впрямь похожий сюжет: стихия (наводнение) бушует, памятник оживает, испуганный Евгений бежит от стихии и памятника.

Лотман пишет еще и о направлении взгляда Пушкина:

"Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. Это соответствует основной композиционной оси картины."


Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал:
Действительно, нас необыкновенно захватывает происходящее. Брюллову удалось сделать зрителя сопричастным событиям максимально. Есть "эффект присутствия".

Карл Брюллов закончил Академию Художеств в 1823 году с золотой медалью. По традиции золотые медалисты уезжали в Италию на стажировку. Там Брюллов посещает мастерскую итальянского художника и в течение 4х лет копирует "Афинскую школу" Рафаэля, причем в натуральную величину все 50 фигур. В это время Брюллова посещает писатель Стендаль.
Несомненно, что Брюллов многому научился у Рафаэля, - умению организовывать большой холст.

В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской . Она стала первой заказчицей картины. Однако права на картины выкупает шестнадцатилетний Анатолий Николаевич Демидов , владелец уральских горнорудных заводов, богач и меценат. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей.

Николай Демидов, отец, недавно скончавшийся, был русским посланником и спонсировал во Флоренции раскопки в Форуме и Капитолии. Демидов в дальнейшем подарит картину Николаю Первому , а тот передарит Академии Художеств, откуда она попадет в Русский музей.

Демидов подписал с Брюлловым контракт на определенный срок и пытался подогнать художника, однако тот задумал грандиозный замысел и в общей сложности работа над картиной заняла 6 лет. Брюллов делает много эскизов и собирает материал.

Брюллов так увлекся, что сам участвовал в раскопках. Надо сказать, что раскопки начались формально 22 октября 1738 года по указу неаполитанского короля Карла Третьего, их проводил инженер из Андалусии Роке Хоакин де Алькубьерре с 12 ю рабочими (и это были первые в истории археологические системные раскопки, когда делались подробные записи всего, что найдено, до этого в основном были пиратские методы, когда выхватывались драгоценные предметы, а остальное могло быть варварски уничтожено) .

К тому времени, как появился Брюллов, Геркуланум и Помпеи стали уже не только местом раскопок, но и местом паломничества туристов. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Паччини "Последний день Помпеи", которую он видел в Италии. Известно, что он одевал натурщиков в костюмы к спектаклю. (Гоголь, кстати, сравнивал картину с оперой, видимо почуствовал "театральность" мизансцены. Ей точно не хватает музыкального сопровождения в духе "Кармины Бураны".)

Итак, после долгой работы с эскизами, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Демидов решил везти её в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль. Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон , позже написавший под впечатлением от полотна свой роман "Последние дни Помпеи".

Любопытно сравнить два момента трактовки сюжета. У Брюллова мы видим ясно все действие, где-то рядом пожар и дым, но на первом плане отчетливое изображение действующих лиц.Когда уже началась паника и массовое бегство, город был в изрядном дыму от пепла. У художника камнепад изображен мелким питерским дождичком и камушками, разбросанными по тротуару. Люди скорее бегут от пожара. На деле город был уже окутан смогом, невозможно было дышать...

В романе у Бульвер-Литтона героев, влюбленную пару, спасает рабыня, слепая от рождения. Поскольку она слепа, то легко находит дорогу впотьмах. Герои спасаются и принимают христианство.

Были ли христиане в Помпеях? В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до провинциального курорта. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую. В левом углу картины мы видим группу из старика с крестом на шее и женщин, под его защитой. Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет.


Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. К тому времени стали заливать пустоты гипсом и получили вполне реальные фигуры погибших жителей.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма.

Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

На картине присутствует сам художник, его автопортрет узнаваем, здесь он молод, ему около 30 лет, на голове он выносит самое нужное и дорогое - ящик с красками. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.
Девушка рядом несет светильник.


Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои.
Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.
Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего.
Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего , известного естествоиспытателя, и собственных злоключениях.

Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение, и поэтому отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи. Из её виллы спастись можно было только морем. Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Затем корабли в дыму с трудом нашли дорогу до Стабии, там Плиний переночевал, но на следующий день погиб, надышавшись отравленного серой воздуха.

Гай Плиний, оставшийся в Мизене, в 30 километрах от Помпей, был вынужден спасаться бегством, поскольку бедствие дошло и до них с матерью.

Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.


Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. К счастью, они спасаются.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Извержение он видел издали:

"Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало; что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину; местами оно было яркого-белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху".


Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Виной - соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Человечество до сих пор верит в "авось пронесет".

Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Последнее, 1944 года, было достаточно масштабным, в то время в Неаполе была американская армия, солдаты помогали во время катастрофы. Неизвестно, когда и каким будет следующее.

На итальянском сайте зоны возможных жертв во время извержения обозначены и легко увидеть, что учтена роза ветров.

Именно это особенно повлияло на гибель городов, ветер понес взвесь из выброшенных частиц в сторону юго-востока, как раз на города Геркуланум, Помпеи, Стабию и несколько других мелких вилл и селений. В течение суток они оказались под многометровым слоем пепла, но перед этим много людей погибло от камнепада, сгорело заживо, умерло от удушья. Легкое потряхивание не подсказало о приближающейся катастрофе, даже, когда уже с неба посыпались камни, многие предпочли молиться богам и прятаться в домах, где потом оказались замурованы заживо слоем пепла.

Гай Плиний, переживший всё это в облегченном варианте в Мезиме описывает случившееся:

"Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему; с перепугу это кажется разумным; нас давят и толкают в этом скопище уходящих. Выйдя за город, мы останавливаемся. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили! Повозки, которым было приказано нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны; несмотря на подложенные камни, они не могли устоять на одном и том же месте. Мы видели, как море отходит назад; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в сухом песке. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими".


Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем.

В Италии написал грандиозное полотно великий живописец Брюллов - «Последний день Помпеи». Описание картины будет представлено в нашей статье. Современники дали работе самые восторженные отзывы, а самого художника стали называть Великим Карлом.

Немного о К. И. Брюллове

Живописец родился в 1799 году в семье, которая, начиная с прадеда, была связана с искусством. Закончив Академию художеств с золотой медалью, он вместе с братом Александром, даровитым архитектором, отправляется в Рим. В Вечном городе он плодотворно работает, пишет портреты и картины, которые восхищают публику, критиков и венценосных особ. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом - триумф) стал шедевром для жителей страны. Они считали, что полотно художника вызывает мысли о героическом прошлом их родины именно в то время, когда вся страна охвачена борьбой за свободу.

Исторические факты

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» надо начать с интересного факта: мастер посетил раскопки под Везувием в 1827 году. Это зрелище его просто ошеломило. Было видно, что жизнь прервалась в городе внезапно.

Были свежи колеи на мостовой, ярки краски надписей, которые извещали о сдаче помещений в аренду и о предстоящих развлечениях. В тавернах, где не хватало только продавцов, на столах остались следы от кубков и чаш.

Начало работы

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок.

После этого художник начал изучать исторические документы. Художник нашел нужные ему сведения в письмах свидетеля этой стихийного бедствия и известного римского историка Тацита. В них описан день, покрытый мглой, толпы мечущихся людей, не знающих, куда им бежать, крики, стоны... Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие - смерть близких. Над мечущимися фигурами - темное небо с зигзагами молний. Кроме того, художник создавал все новые и новые эскизы, писал различные группы людей, менял композицию. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Место, где происходит действие, для него было ясно сразу - перекресток улицы Гробниц. Как только Брюллов представил себе раскатистый, душераздирающий удар грома, он живо представил, как все люди замерли... К их страху прибавилось новое чувство - неотвратимость трагедии. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.

Самоотверженный труд

Три года велась работа над огромным полотном. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова? Очень важным было в работе над картиной ввести в нее своих современников, сблизив далекие эпохи. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини - фигура отца в семейной группе.

Под кистью художника возникает образ его любимой модели то в виде девушки, то в виде матери. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Ее образ заполнил воображение художника, и все женщины на его полотне приобрели полюбившиеся мастеру черты.

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники. Кроме того, прислушиваясь к голосу романтизма, он изобразил массовую народную сцену, нарушив классический принцип барельефности. Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина, которого увлекают испуганные кони. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий.

Но не от всех бесстрастных идей классицизма ушел живописец. Его герои прекрасны внешне и внутренне. Ужас их положения заглушен идеальной красотой персонажей. Этим смягчен для зрителя трагизм их состояния. Кроме того, в композиции используется прием контраста между паникой и спокойствием.

Композиция действия

В холсте, наполненном движением, очень важна ритмика жестов рук и движений тел. Руки оберегают, защищают, обнимают, с гневом простираются к небу и бессильно падают. Подобно скульптурам их формы объемны. Их хочется обойти, чтобы пристальнее рассмотреть. Контур отчетливо охватывает каждую фигуру. Этот классический прием не отвергали романтики.

Колорит полотна

Трагически мрачен день катастрофы. Тьма, совершенно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Его отсветы ложатся на падающие здания и колонны, на людей - мужчин, женщин, детей - придавая еще больший трагизм ситуации и показывая неотвратимую угрозу гибели. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.

Характеры персонажей холста

Описание и анализ картины Брюллова «Последний день Помпеи» будет неполным, если не рассмотреть всех людей, действующих на картине. Для них наступил день Страшного суда: каменные монументальные здания рушатся, как бумажные, от подземных толчков. Кругом грохот, крики о помощи, мольбы богам, которые отказались от несчастных. Сущность человеческой души полностью обнажена перед ликом смерти. Все группы, являющиеся по сути портретом, обращены лицом к зрителю.

Правая сторона

Среди благородства встречаются низменные лица: корыстолюбивый вор, который несет драгоценности в надежде, что он выживет. Языческий жрец, который убегает и пытается спастись, забыв о том, что должен молить богов о милости. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом... Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Фото шедевра в статье детально показывает, как молодой отец воздевает в мольбе руку к небу.

Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Им некому помочь. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.

Только одна фигура спокойна - художник.

Его задача - быть выше страха смерти и навеки запечатлеть трагедию. Брюллов, вводя в картину свой портрет, показывает мастера как свидетеля разыгравшейся драмы.

Центральная и левая часть холста

В центре - разбившаяся намертво молодая мать, которую обнимает ничего не понимающий малыш. Это очень трагичный эпизод. Умершая символизирует гибель античного мира.

Самоотверженные сыновья несут бессильного старика-отца. Они наполнены любовью к нему и совсем не думают о своем собственном спасении.

Юноша уговаривает сидящую без сил мать встать и пойти, чтобы спастись. Вдвоем это трудно, но благородство не позволяет юному молодому человеку оставить старушку.

Молодой парень всматривается в лицо нежной невесты, совсем потерявшей силу духа от стоящего кругом грохота, вида смертей, огненного зарева, которые им сулят гибель.

Он не отходит от любимой, хотя смерть может их застигнуть в любой момент.

Ключевой картиной в истории искусства суждено было стать шедевру «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Он уловил дух времени и создал полотно о тех, кто умеет жертвовать всем ради своих близких. Об обыкновенных людях, чьи нравственные понятия стоят неизмеримо высоко во время жестоких испытаний. Зрелище того, как мужественно они выносят выпавшее на их долю тяжкое бремя, должно служить примером, как в любую эпоху и в любом месте действует истинная любовь к человеку.

Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Его монументальные полотна, портреты современников, составляют золотой фонд русской живописи. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Именно картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Итальянские мотивы, классическая тематика эпохи Возрождения нашли отражение в работе Брюллова, сделав картину важнейшим полотном творческого пути художника.

«Последний день Помпеи»: история создания картины

79 год нашей эры. Извержение вулкана уничтожает древний город Римской империи. Во время катастрофы погибает более двух тысяч жителей, некоторые – заживо погребены под потоками лавы. Тема Помпеев весьма популярна для творчества начала 19 века. Период между 1748 (открытием развалин Помпеев вследствие археологических раскопок) и 1835 ознаменован множеством произведений живописи, музыкального, театрального искусства, литературы об этом событии.

1827. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Он посещает раскопки. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи» оказался под глубоким впечатлением. Несколько лет Брюллов работает над источниками: исторические данные, литературные свидетельства. Художник детально изучает историю региона, все сильнее прочувствовав тематику погибшего города. Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме.


Карл Павлович многократно посещает древний город, беря все детали будущего полотна с натуры. Эскизы, картина очень точно передают вид Помпеев. Местом действия Брюллов выбрал перекресток, известный под названием «улица гробниц». Здесь древние помпейцы хоронили в мраморных мавзолеях прах своих почивших предков. Выбор намеренный, наполненный глубоким символизмом.

Ключевым моментом художник считал необходимость осветить Везувий. Вулкан, ставший причиной трагедии, занимает собой задний план произведения, создает гнетущее впечатление, усиливая монументализм работы. Брюллов рисовал с натуры местных жителей. Многие итальянцы, живущие по окрестностям Везувия, – потомки коренных жителей погибшего города. Сделав эскиз композиции, примерно видя, какой будет картина, художник начал работу над величайшим произведением собственного творческого пути.

1830-33. Работа над произведением, принесшим мировую славу, кипела. Полотно наполнялось жизнью, духом неизбежной погибели. От первоначального эскиза картина отличается незначительно. Немного сместилась точка зрения, стало больше действующих лиц. План действия, идея, стилистическая композиция, выполненная в духе работ эпохи классицизма, – все осталось. «Последний день Помпеи» – действительно монументальное произведение (4,65х6,5 метра).

Картина принесла Брюллову мировую известность. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Отзывы критиков ошеломляли. Итальянцы испытывали восторг, видя, как глубоко русский художник прочувствовал историческую трагедию, с какой кропотливостью, вовлеченностью выписал мельчайшие детали произведения. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Конец первой трети 19 века для Италии –неспокойное время, предвещавшее сильные исторические потрясения. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Интерес художника-иностранца к героическому прошлому самобытной Италии лишь подстегивал революционные настроения страны.

Позднее картину отправили в Париж. Лувр посещали многие великие современники Брюллова, желающие воочию увидеть великолепное полотно. Среди оценивших работу был писатель Вальтер Скотт, назвавший картину необыкновенной. По его мнению, жанр картины «Последний день Помпеи» – настоящий живописный эпос. Такого успеха художник не ожидал. Брюллов стал триумфатором наравне с картиной.

На родину художника, в Петербург, «Последний день Помпеи» отправился в 1834-ом, где находится по сей день.

Описание картины «Последний день Помпеи»

Композиция полотна выполнена по строгим канонам классицизма, однако работа Брюллова – переходной этап по пути к романтизму. Отсюда ярко выраженная тематика трагедии не человека, но народа. Обращение к реальным историческим событиям – еще одна характерная романтическая черта.

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Брюллов заложил глубокий символизм, противопоставление христианской и римскую, языческую религии. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.

Правая сторона картины – сторона вулкана. Раскатистый удар молнии уничтожает статуи. Небо полыхает огненным заревом, предвещая погибель. Посредством резких, темных штрихов художник метафорически показывает «падающие небеса». Летит пепел. Молодой мужчина несет бездыханную девушку (на голове красуется брачный венец). Стихия помешала бракосочетанию. Аналогичную позу принимают сыновья, несущие старика-отца. Вздыбившийся конь сбрасывает всадника. Юноша помогает подняться матери, уговаривая ее бежать.

В центре расположен главный элемент композиции. На земле лежит погибшая женщина, на груди – младенец. Элемент несет главную идею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. Очень свойственный романтизму символизм.

Противопоставление жаркому алому пламени заднего фона полотна холодный, «мертвый» свет переднего плана. Брюллов увлеченно играет светотенью, создавая объем, погружая зрителя в происходящее. Российская художественная критика обоснованно считала Карла Павловича новатором, открывшим новую эпоху русской живописи.

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Произведение Брюллова таит множество скрытых смыслов, загадок. Эрудированному человеку важно не только знать, кто написал картину «Последний день Помпеи», но и, какие секреты таит полотно:

  • Стоящий на ступенях художник – автопортрет автора. Брюллов этим элементом показал, насколько глубоко переживает трагедию извержения Везувия, сочувствуя героям полотна;
  • Графиня Самойлова, ближайшая подруга, муза художника – натурщица сразу четырех персонажей картины (мертвая женщина, женщина с ужасом в глазах, мать, закрывающая детей плащом);
  • Название полотна стало фактически крылатым для русского языка. «Помпея» употребляется в форме женского рода единственного числа, но по правилам слово множественного рода;
  • Картина Брюллова многократно упоминалась непосредственно в произведениях классической русской литературы Лермонтовым, Пушкиным, Тургеневым, Гоголем;
  • Среди выживших жертв Помпеи – Плиний Младший, античный историк. Художник изобразил его юношей, помогавшим подняться упавшей матери.

Где находится «Последний день Помпеи»

Изображения не способы передать восхитительный монументализм знаменитого произведения искусства, поэтому непременно приезжайте в Санкт-Петербург! 1895 – полотно становится частью постоянной экспозиции Русского музея. Здесь можно спокойно насладиться великолепным шедевром знаменитого живописца.

Категория