Бах какие произведения написал в веймаре. «Веймарский период. Лейпцигский период и последние годы жизни

В 1708-ом году Бах снова оказывается в Веймаре чтобы служить гофорганистом. Пребывание его здесь затянулось на 10-ть лет. За это время композитор успел побывать на нескольких должностях - в каждой были свои нюансы работы. (приходилось писать музыку сразу для нескольких инструментов). Композитор получил неоценимый опыт композиторского мастерства, пока находился в Веймаре. Недаром именно здесь им были написаны самые лучшие произведения для органа.

Стоит добавить, что Иоганн Себастьян еще в юношеском возрасте зарекомендовал себя превосходным виртуозом-органистом. Периодически он предпринимал путешествия для , и выступления эти помогли распространиться славе о Бахе, как о выдающимся исполнителе-импровизаторе. В городе Кассель, например были исполнены такие вариации с использованием педали, что слушатели пришли в восторг. По дошедшим до нас сведениям Баха была феноменальна и этот факт оставлял далеко позади всех его соперников. Он мог варьировать в течении 2-ух часов одну и ту же тему, при этом всё время делать это самыми различными способами.

Один из часто упоминаемых биографами эпизод из жизни композитора случился в 1717 году. Баху пришло приглашение выступить вместе с Луи Маршаном (известный французский клавирист-виртуоз) в городе Дрезден. На концерте Маршаном была исполнена французская песенка, и, за её блестящее исполнение он получил долгие аплодисменты от публики. Затем к инструменту был приглашён Иоганн Себастьян. После короткой, но мастерской прелюдии композитор повторил песенку, которую играл Маршан, также применив к ней множество вариаций, построенных способом, никем доселе неслыханным. Превосходство Баха было на лицо и, когда Иоганн Себастьян предложил оппоненту дружеский поединок, Маршан, опасаясь провала, предпочел поскорее уехать из Дрездена.

Однако, сколь ни было велико превосходство немецкого композитора над прочими, общее положение его это не улучшило. В Дрездене им, можно сказать, позабавились и отпустили восвояси.

Примечательно, что Бах никогда не кичился своими успехами, более того - он вспоминать о них не любил. На вопрос о том как достигается такой высокий уровень исполнения он отвечал, что каждый так может, приложив те же усилия. Он был скромен и беспристрастен, поэтому сохранил чувство благожелательности к другим людям - его кумиром, например, был Гендель. Бах всегда хотел с ним встретиться и стремился к этому, но встречи так и не состоялось.

После 10-ти лет в Веймаре Иоганн Себастьян занимал всего лишь место помощника капельмейстера, несмотря на то, что выполнял всю основную работу. Поэтому когда открылась вакансия придворного капельмейстера у Баха были все основания занять её, но должность досталась не ему, а бездарному сыну умершего дирижера. Это закономерно показалось Иоганну Себастьяну оскорблением, поэтому он потребовал отставки. Герцог отреагировал на это весьма жёстко, но в духе княжеских нравов, взяв недовольного служащего под арест - якобы простой слуга осмелился подвергать сомнению высочайшее повеление. Так что Баху за 10-ти летнюю службу в Веймаре отплатили арестом.

Жизнь Баха в Кётене

После Веймара Бах, вместе с женой и детьми приехал в Кётен (было это в 1717-ом году). Работа его здесь заключалась в руководстве придворным оркестром, а также в обучении принца Кётенского. Всё остальное время композитор мог проводить за . Из-за отсутствия органа, пришлось в своём труде сконцентрироваться именно на клавирной музыке.

С течением времени Иоганну Себастьяну становилось все более скучно в маленьком провинциальном городке и он подумывал об отъезде. Но кроме скуки подстёгивали к этому шагу еще два обстоятельства - 1720 год (умерла жена Мария Барбара), стремление дать своим детям хорошее университетское образование. Сначала Бах пытался устроиться органистом в городе Гамбург при церкви святого Якова. Он выступал в этом городе во время одной из недавних артистических поездок и изрядно восхитил всех своей игрой на органе, в том числе присутствовавшего там, уже престарелого Рейнкена. Желанная должность Баху вновь не досталась, получил её человек ничего не смыслящий в музыке, но внёсший в фонд церкви круглую сумму. Пришлось ещё выждать какое-то время до появления новых перспектив.

В 1721 году великий композитор вновь женился. Избранницу звали Анна Магдалена, она была родом из музыкальной семьи и сама обладала сильным голосом. Благодаря некоторым особенностям характера (мягкость, отзывчивость) Анна стала опорой и поддержкой для своего мужа.

Жизнь Баха в Лейпциге

Вскоре композитор попробовал устроиться кантором в городе Лейпциг. Он подал прошение в магистрат, но они искали музыканта более известного. Имевшиеся же кандидаты отказались поэтому решено было принять Баха, да и то на унизительных условиях.

Школа певчих, которая, благодаря тем самым условиям, была в ведомстве Иоганна Себастьяна находилась в полной разрухе. Участники хора не справлялись со своей задачей многие из них просто не имели соответствующей подготовки, другие же вообще были не годны для пения в хоре. С музыкантами же игравшими в оркестре была та же история. Иоганн Себастьян писал доклады магистрату, но поддержки не получил. Мелкобуржуазным аристократам, стоявшим в его главе было гораздо проще свалить всю вину на нового кантора, что они и делали в своих многочисленных документах. Таким образом, и в Лейпциге отношения с начальством не складывались, но переезжать куда-то Иоганн Себастьян не хотел, так как за плечами был уже немалый опыт в таких вещах.

Единственное, что хоть как-то сглаживало переживания по-поводу постоянных нападок и унижений вышестоящих, так это артистические путешествия композитора. Его невероятное мастерство позволило завоевать симпатию людей, а также завести множество новых знакомств, так как музыка Баха высоко ценилась некоторыми из выдающихся личностей того времени.

Но всё же композиторский вклад (то главное на что тратил свое время композитор) остался недооценённым. Произведения Баха не печатались, словно никому до них и не было дела. Между музыкантом и обществом как будто выросла тогда стена непонимания, оставив Иоганна Себастьяна одиноким художником (надо сказать, что большую поддержку оказывала ему жена). И так было, к сожалению, до самой смерти композитора.

Последние творения Баха отличаются философской отвлечённостью чуждой реальному миру. В них он как бы отгораживается от жестокой реальности мира. Но это не умаляет значимости данных произведений, которые заслуженно считают вершиной полифонического искусства.

28 июля 1750-го года Баха не стало. Событие это не привлекло особого внимания. Однако, в наше время бесчисленное число людей собирается в месте где находятся останки композитора - все они являются горячими поклонниками его творчества.

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)
Годы жизни: 1685-1750

Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения Баха завоевывают аудиторию даже среди слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезному» искусству.

Творчество Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него . Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию , особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля. Он не только знакомился, но и переписывал сочинения современных ему французских клавесинистов (в первую очередь Куперена), итальянских скрипачей (Корелли, Вивальди), крупнейших представителей итальянской оперы. Обладая удивительной восприимчивостью ко всему новому, Бах разрабатывал и обобщал накопленный творческий опыт.

Вместе с тем, он был гениальным новатором, открывшим для развития мировой музыкальной культуры новые перспективы . Его могучее влияние сказалось и в творчестве великих композиторов XIX века (Бетховена, Брамса, Вагнера, Глинки, Танеева), и в произведениях выдающихся мастеров XX века (Шостаковича, Онеггера).

Творческое наследие Баха почти необозримо, оно включает более 1000 произведений самых разных жанров, причем среди них есть такие, масштабы которых исключительны для своего времени (MP). Произведения Баха можно разделить на три основные жанровые группы :

  • вокально-инструментальная музыка;
  • органная музыка,
  • музыка для других инструментов (клавира, скрипки, флейты и т.д.) и инструментальных ансамблей (в т.ч. оркестровая).

Произведения каждой группы связаны, в основном, с определенным периодом творческой биографии Баха. Самые значительные органные сочинения были созданы в Веймаре, клавирные и оркестровые главным образом относятся к Кётенскому периоду, вокально-инструментальные в большинстве написаны в Лейпциге.

Основные жанры, в которых работал Бах, традиционны: это мессы и пассионы, кантаты и оратории, хоральные обработки, прелюдии и фуги, танцевальные сюиты и концерты. Унаследовав эти жанры от своих предшественников, Бах придал им такой размах, которого они прежде не знали. Он обновил их новыми средствами выразительности, обогатил чертами, заимствованными из других жанров музыкального творчества. Ярким примером может служить . Созданная для клавира, она включает выразительные свойства больших органных импровизаций, а также драматическую декламацию театрального происхождения.

Баховское творчество, при всей своей универсальности и всеохватности, «обошло стороной» один из ведущих жанров своего времени - оперу. Вместе с тем, мало что отличает некоторые светские кантаты Баха от комедийной интермедии, уже перерождавшейся в то время в Италии в оперу-buffa . Композитор нередко называл их, подобно первым итальянским операм, «драмами на музыке». Можно сказать, что такие произведения Баха, как «Кофейная», «Крестьянская» кантаты, решенные как остроумные жанровые сценки из повседневной жизни, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Круг образов и идейное содержание

Образное содержание музыки Баха безгранично в своей широте. Ему одинаково доступно величественное и простое. Баховское искусство вмещает и глубокую скорбь, и простодушный юмор, острейший драматизм и философское размышление. Подобно Генделю Бах отразил существенные стороны своей эпохи - первой половины XVIII века, однако иные - не действенную героику, а религиозно-философские проблемы, выдвинутые Реформацией. В своей музыке он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни - о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти. Эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был глубоко верующим человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Он соблюдал церковные праздники, постился, исповедовался, за несколько дней до смерти принял причастие. Библия на двух языках - немецком и латинском - была его настольной книгой.

Иисус Христос у Баха - главный герой и идеал. В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов. Самое сокровенное в истории Христа для Баха - это Голгофа и крест, жертвенный подвиг Иисуса ради спасения человечества. Эта тема, будучи важнейшей в баховском творчестве, получает этическое, нравственное истолкование.

Музыкальная символика

Сложный мир произведений Баха раскрывается через музыкальную символику, сложившуюся в русле эстетики барокко. Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, «чистая», воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи. По аналогии с классическим ораторским искусством эти звуковые формулы получили название музыкально-риторических фигур . Одни риторические фигуры носили изобразительный характер (например, anabasis - восхождение, catabasis - нисхождение, circulatio - вращение, fuga - бег, tirata - стрела); другие подражали интонациям человеческой речи (exclamatio - восклицание - восходящая секста); третьи передавали аффект (suspiratio - вздох, passus duriusculus - хроматический ход, употребляемый для выражения скорби, страдания).

Благодаря устойчивой семантике, музыкальные фигуры превратились в «знаки», эмблемы определенных чувств и понятий. Например, нисходящие мелодии (catadasis) употреблялись для символики печали, умирания, положения в гроб; восходящие звукоряды выражали символику воскресения и пр.

Мотивы-символы присутствуют во всех сочинениях Баха, причем это не только музыкально-риторические фигуры. В символическом значении часто выступают и мелодии протестантских хоралов, их отрезки.

С протестантским хоралом Бах был связан на протяжении всей своей жизни - и по вероисповеданию, и по роду деятельности в качестве церковного музыканта. Он постоянно работал с хоралом в самых разных жанрах - органных хоральных прелюдиях, кантатах, пассионах. Вполне закономерно, что П.Х. стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха.

Хоралы пелись всей протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый элемент мироощущения. Хоральные мелодии и связанное с ними религиозное содержание были известны каждому, поэтому у людей баховского времени легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания. Пронизывая всё творчество Баха, мелодии П.Х. наполняют его музыку, в том числе инструментальную, духовной программой, проясняющей содержание.

Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Один из важнейших у Баха символов - символ креста , состоящий из четырех разнонаправленных нот. Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. (Любопытно, что фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок. Вероятно, композитор воспринимал это как некий перст судьбы).

Наконец, имеются многочисленные связи между кантатно-ораториальными (т.е. текстовыми) сочинениями Баха и его инструментальной музыкой. На основании всех перечисленных связей и анализа различных риторических фигур, разработана система музыкальных символов Баха . Огромный вклад в ее разработку внесли А. Швейцер, Ф. Бузони, Б. Яворский, М. Юдина.

«Второе рождение»

Гениальное творчество Баха не было по-настоящему оценено его современниками. Пользуясь славой как органист, он при жизни не привлек должного внимания как композитор. О его творчестве не было написано ни одной серьезной работы, лишь ничтожная часть произведений была опубликована. После смерти Баха его рукописи пылились в архивах, многие безвозвратно затерялись, а имя композитора забылось.

Подлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон , случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора. Это было вторым рождением Баха.

К столетию со дня его смерти (1850) в Лейпциге было организовано баховское общество , поставившее целью издание всех сохранившихся рукописей композитора в виде полного собрания сочинений (46 томов).

Несколько сыновей Баха стали видными музыкантами: Филипп Эммануэль, Вильгельм Фридеман (Дрезден), Иоганн Кристоф (Бюккенбург), Иоганн Кристиан (самый младший, «Лондонский» Бах).

Биография Баха

ГОДЫ

ЖИЗНЬ

ТВОРЧЕСТВО

Родился в г. Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Эта профессия была традиционной для всего рода Бахов: почти все его представители на протяжении нескольких веков были музыкантами. Первым музыкальным наставником Иоганна Себастьяна был его отец. Кроме того, имея прекрасный голос, он пел в хоре.

В 9 лет

Остался круглым сиротой и был взят на воспитание в семью старшего брата - Иоганна Кристофа, который служил органистом в Ордруфе .

В 15 лет с отличием закончил Ордруфский лицей и переселился в Люнебург , где поступил в хор «избранных певчих» (в Michaelschule). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом.

В течение нескольких следующих лет несколько раз меняет местожительство, служа музыкантом (скрипачом, органистом) в небольших немецких городах: Веймаре (1703), Арнштадте (1704), Мюльхаузене (1707). Причина переезда каждый раз одна и та же - неудовлетворенность условиями работы, зависимое положение.

Появляются первые сочинения - для органа, клавира («Каприччио на отъезд возлюбленного брата» ), первые духовные кантаты.

ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД

Поступил на службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и камерного музыканта в капелле.

Годы первой композиторской зрелости Баха, очень плодотворные в творческом отношении. Достигнута кульминация в органном творчестве - появилось все лучшее, что создано Бахом для этого инструмента: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до мажор, Пассакалия до-минор , а также знаменитая «Органная книжечка». Параллельно с органными сочинениями работает над жанром кантаты, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов (более всего Вивальди). Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты.

КЁТЕНСКИЙ ПЕРИОД

Становится «директором камерной музыки», то есть руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя.

Стремясь дать сыновьям университетское образование, пробует перебраться в крупный город.

Поскольку в Кётене отсутствовал хороший орган и хоровая капелла, сосредоточил основное внимание на клавирной (I том «ХТК», Хроматическая фантазия и фуга», Французские и Английские сюиты) и ансамблевой музыке (6 «Бранденбургских» концертов, сонаты для скрипки соло).

ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД

Становится кантором (руководителем хора) в Томасшуле - школе при церкви св. Фомы.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской музыки для жителей города.

Время наивысшего расцвета баховского гения.

Были созданы лучшие произведения для хора с оркестром: Месса си-минор, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею, Рождественская оратория, большинство кантат (около 300 - в первые три года).

В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «ХТК» (1744), а также партиты, «Итальянский концерт. Органная месса, Ария с различными вариациями» (после смерти Баха названными Гольдберговскими).

Последние годы омрачены болезнью глаз. После неудачной операции ослеп, но продолжал сочинять.

Два полифонических цикла - «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства, а также обогативший все это виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии. Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры. Это музыкант–универсал, в своем творчестве охвативший почти все известные жанры. Создавая бессмертные шедевры, он каждый такт своих композиций превращал в маленькие произведения, объединяя их затем в совершенные по форме бесценные творения исключительной красоты и выразительности, которые ярко отображали многообразный духовный мир человека.

Краткую биографию Иоганна Себастьяна Баха и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Баха

Иоганн Себастьян Бах родился в немецком городке Айзенах в пятом поколении семьи музыкантов 21 марта 1685 г. Необходимо отметить, что музыкальные династии были довольно распространены в то время в Германии, и талантливые родители стремились развить в детях соответствующие дарования. Отец мальчика – Иоганн Амброзиус – был органистом в церкви Айзенаха и придворным концертмейстером. Очевидно, что именно он давал первые уроки игры на скрипке и клавесине маленькому сыну.


Из биографии Баха мы узнаём, что в 10 лет мальчик потерял родителей, но не остался без крова над головой, ведь он был восьмым и самым младшим в семье ребенком. О маленьком сироте позаботился уважаемый органист Ордруфа Иоганн Кристоф Бах, старший брат Иоганна Себастьяна. Среди прочих своих учеников Иоганн Кристоф обучал и брата играть на клавире, но рукописи современных композиторов строгий учитель надежно прятал под замок, дабы не испортить вкус юных исполнителей. Впрочем, замок не помешал маленькому Баху познакомиться с запретными произведениями.


Люнебург

В 15-летнем возрасте Бах поступил на обучение в престижную Люнебургскую школу церковных певчих, которая находилась при храме св. Михаила, и в то же время благодаря своему прекрасному голосу юный Бах смог немного подрабатывать в церковном хоре. Кроме этого в Люнебурге юноша познакомился Георгом Бёмом, известным органистом, общение с которым оказало влияние на раннее творчество композитора. А также неоднократно путешествовал в Гамбург, чтобы послушать игру крупнейшего представителя немецкой органной школы А.Рейнкена. К этому же периоду относятся первые произведения Баха для клавира и органа. После успешного окончания школы Иоганн Себастьян получает право поступления в университет, но из-за недостатка денежных средств у него не было возможности продолжать образование.

Веймар и Арнштадт


Свою трудовую деятельность Иоганн начал в Веймаре, где его приняли в придворную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского в должности скрипача. Однако, это продолжалось не долго, так как такая работа не удовлетворяла творческим порывам молодого музыканта. Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация изначально была предложена должность смотрителя органа, а затем и пост органиста. Приличное жалование, работа всего три дня в неделю, хороший модернизированный инструмент, настроенный по новейшей системе, все это создавало условия для расширения творческих возможностей музыканта не только как исполнителя, но и композитора.

В этот период он создает большое количество органных произведений, а также каприччио, кантаты и сюиты. Здесь Иоганн становится настоящим экспертом органов и блестящим виртуозом, игра которого вызывала безудержный восторг у слушателей. Именно в Арнштадте раскрывается его дар импровизации, который очень не нравился церковному руководству. Бах всегда стремился к совершенству и не упускал случая познакомиться с знаменитыми музыкантами, например с органистом Дитрихом Букстехуде, который служил в г. Любек. Получив четырехнедельный отпуск, Бах отправился послушать великого музыканта, игра которого настолько впечатлила Иоганна, что он, забыв про свои обязанности, задержался в Любеке на четыре месяца. По возвращении в Арндштадт возмущенное руководство устроило Баху унизительное разбирательство, после которого ему пришлось покинуть город и искать новое место работы.

Мюльхаузен

Следующим городом, на жизненном пути Баха был Мюльхаузен. Здесь в 1706 году он выиграл конкурс на место органиста в храме св. Власия. Его приняли с хорошим жалованием, но и с определенным условием: музыкальное сопровождение хоралов должно быть строгим, без всякого рода «украшений». Власти города в дальнейшем с уважением относились к новому органисту: они одобрили план по реконструкции церковного органа, а также выплатили хорошее вознаграждение за сочиненную Бахом праздничную кантату «Господь – мой царь», которая была посвящена церемонии вступления в должность нового консула. Пребывание в Мюльхаузене в жизни Баха ознаменовалось счастливым событием: он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре, которая впоследствии подарила ему семерых детей.


Веймар


В 1708 году великолепную игру мюльхаузенского органиста услышал герцог Эрнст Саксен-Веймарский. Под впечатлением от услышанного, знатный вельможа сразу предложил Баху должности придворного музыканта и городского органиста с жалованием значительно превышающем прежнее. У Иоганна Себастьяна начался Веймарский период, который характеризуется как один из самых плодотворных в творческой жизни композитора. В это время он создает большое количество композиций для клавира и органа, среди которых сборник хоральных прелюдий, «Пассакалья c-moll», знаменитая «Токката и фуга d-moll », «Фантазия и фуга C-dur» и много других величайших произведений. Следует также отметить, что к этому периоду относится и сочинение более двух десятков духовных кантат. Такая эффективность в композиторском творчестве Баха была связано с назначением его в 1714 году вице – капельмейстером, в обязанности которого входило регулярное ежемесячное обновление церковной музыки.

В то же время современников Иоганна Себастьяна больше восхищало его исполнительское искусство, и он постоянно слышал реплики восхищения в адрес своей игры. Слава о Бахе, как виртуозном музыканте быстро распространялась не только по Веймару, но и за его пределами. Однажды дрезденский королевский капельмейстер пригласил его, померятся силами с французским прославленным музыкантом Л.Маршаном. Однако музыкального состязания не получилось, так как француз, услышав игру Баха на предварительном прослушивании, тайно, без предупреждения покинул Дрезден. В 1717 году веймарский период в жизни Баха подошёл к концу. Иоганн Себастьян мечтал получить место капельмейстера, но когда это место освободилось, герцог предложил его другому, совсем молодому и неопытному музыканту. Бах, посчитав это за оскорбление, попросил о немедленной своей отставке и за это на четыре недели попал под арест.


Кётен

Согласно биографии Баха в 1717 году он покидает Веймар, чтобы устроится в Кётене придворным капельмейстером у князя Леопольд Ангальта Кётенского. В Кётене Баху предстояло писать мирскую музыку, поскольку вследствие реформ в церкви исполняли только псалмы. Здесь Бах занял исключительное положение: как придворному дирижеру ему хорошо платили, князь обращался с ним как с другом, и композитор отплатил за это прекрасными сочинениями. В Кётене у музыканта было много учеников, и для их обучения он составил «Хорошо темперированный клавир ». Это 48 прелюдий и фуг, которые прославили Баха как мастера клавирной музыки. Когда князь женился, молодая княжна выказала неприязнь и к Баху, и к его музыке. Иоганну Себастьяну пришлось искать другую работу.

Лейпциг

В Лейпциге, куда Бах переехал в 1723 г., он достиг вершины своей карьерной лестницы: его назначили кантором в церкви св. Фомы и музыкальным директором всех церквей города. Бах занимался обучением и подготовкой исполнителей церковных хоров, подбором музыки, организацией и проведением концертов в основных храмах города. Возглавляя с 1729 г. Музыкальную коллегию, Бах стал устраивать по 8 двухчасовых концертов светской музыки в месяц в кофейне некоего Циммермана, приспособленной под выступления оркестра. Получив назначение на должность придворного композитора, Бах передал руководство Музыкальной коллегией своему бывшему ученику Карлу Герлаху в 1737 г. В последние годы Бах часто переделывал свои ранние произведения. В 1749 г. он заканчивает Высокую мессу си-минор , некоторые части которой были написаны им 25 лет назад. Композитор умер в 1750 г., работая над «Искусством фуги».



Интересные факты о Бахе

  • Бах был признанным специалистом по органам. Его приглашали проверять и настраивать инструменты в различных храмах Веймара, где он прожил довольно долго. Каждый раз поражая клиентов удивительными импровизациями, которые он играл, чтобы услышать как звучит нуждающийся в его работе инструмент.
  • Иоганну было скучно во время службы исполнять однообразные хоралы, и он не сдерживая творческий порыв, экспромтом вставлял в установленную церковную музыку свои небольшие украшающие вариации, что вызывало большое недовольство начальства.
  • Более известный своими религиозными произведениями, Бах преуспел и в сочинении светской музыки, о чем свидетельствует его «Кофейная кантата». Бах представил это полное юмора произведение как небольшую комическую оперу. Изначально называясь «Schweigt stille, plaudert nicht» («Умолкни, прекрати болтать»), она описывает пристрастие лирического героя к кофе, и, не случайно, эта кантата была впервые исполнена в Лейпцигском кофейном домике.
  • В 18 лет Бах очень хотел получить место органиста в г. Любек, которое в то время принадлежало знаменитому Дитриху Букстехуде. Ещё одним претендентом на это место был Г. Гендель . Главным условием для занятия этой должности была женитьба на одной из дочерей Букстехуде, но так жертвовать собой ни Бах, ни Гендель не решились.
  • Иоганну Себастьяну Баху очень нравилось переодеваться бедным учителем и в таком виде посещать маленькие церквушки, где он просил у местного органиста немного поиграть на органе. Некоторые прихожане, слыша необыкновенно прекрасное для них исполнение, испуганно уходили со службы, думая, что у них в храме в виде странного человека появился сам дьявол.


  • Российский посланник в Саксонии Герман фон Кейзерлинг попросил Баха написать произведение, под которое он смог бы быстро засыпать крепким сном. Так появились «Гольдберговские вариации», за которые композитор получил золотой кубик, наполненный сотней луидоров. Эти вариации и поныне являются одним из самых лучших «снотворных».
  • Иоганн Себастьян был известен современникам не только как выдающийся композитор и виртуозный исполнитель, а также человек с очень тяжелым характером, нетерпимый к ошибкам других. Известен случай, когда публично оскорбленный Бахом за несовершенное исполнение фаготист, набросился на Иоганна. Состоялась настоящая дуэль, так как оба были вооружены кинжалами.
  • Увлекающийся нумерологией Бах любил вплетать числа 14 и 41 в свои музыкальные произведения, потому что этим числам соответствовали первые буквы имени композитора. Кстати, свою фамилию Бах тоже любил обыгрывать в сочинениях: нотная расшифровка слова «Бах» образует рисунок креста. Именно этот символ является самым важным для Баха, считающего неслучайными подобные совпадения .

  • Благодаря Иоганну Себастьяну Баху в церковных хорах сегодня поют не только мужчины. Первой женщиной, которая запела в храме, стала жена композитора Анна Магдалена, обладающая прекрасным голосом.
  • В середине 19 века немецкие музыковеды основали первое Баховское общество, основной задачей которого было издание произведений композитора. В начале двадцатого века общество самораспустилось и полностью собрание сочинений Баха опубликовали лишь во второй половине двадцатого века по инициативе Баховского института, созданного в 1950 году. В мире на сегодняшний день в общей сложности существует двести двадцать два Баховских общества, Баховских оркестра и Баховских хора.
  • Исследователи творчества Баха выдвигают предположение, что великий маэстро сочинил 11200 произведений, хотя наследие, известное потомкам, включает в себя только 1200 композиций.
  • На сегодняшний день существует более пятидесяти трех тысяч книг и различных публикаций о Бахе на разных языках, издано около семи тысяч полных биографий композитора.
  • В 1950 г. В. Шмидером был составлен нумерованный каталог работ Баха (BWV– Bach Werke Verzeichnis). Этот каталог несколько раз обновлялся по мере уточнения данных об авторстве тех или иных произведений и, в отличие от традиционных хронологических принципов классификации работ других известных композиторов, этот каталог построен по тематическому принципу. Произведения под близкими номерами принадлежат к одному жанру, а вовсе не написаны в одни годы.
  • Произведения Баха: «Бранденбурский концерт № 2», «Гавот в форме рондо» и «ХТК» были записаны на Золотую пластинку и в 1977 году запущены с Земли, прикрепленные к космическому аппарату «Вояджер».


  • Всем известно, что Бетховен страдал от потери слуха, но мало кто знает, что Бах на склоне лет ослеп. Собственно, неудачная операция на глазах, выполненная хирургом-шарлатаном Джоном Тейлором, и стала причиной смерти композитора в 1750 году.
  • Иоганн Себастьян Бах был похоронен неподалеку от храма Святого Фомы. Спустя некоторое время через территорию кладбища проложили дорогу и могила была утеряна. В конце 19-го века при проведении реконструкции церкви останки композитора нашли и перезахоронили. После Второй мировой войны в 1949 году мощи Баха были перенесены в здание церкви. Однако, из-за того, что могила несколько раз меняла место, скептики подвергают сомнениям, что в захоронении находится прах именно Иоганна Себастьяна.
  • На сегодняшний день во всем мире выпущено 150 почтовых марок, посвященных Иоганну Себастьяну Баха, 90 из них издано в Германии.
  • К Иоганну Себастьяну Баху - великому музыкальному гению, с большим почитанием относятся во всем мире, памятники ему установлены во многих странах, только в Германии насчитывается 12 монументов. Один из них находится в местечке Дорнхайм недалеко от Арнштадта и посвящен свадьбе Иоганна Себастьяна и Марии Барбары.

Семья Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян принадлежал к крупнейшей немецкой музыкальной династии, родословную которой принято отсчитывать от Фейта Баха, простого пекаря, но очень любящего музыку и прекрасно исполняющего народные мелодии на своем любимом инструменте – цитре. Это увлечение от основателя рода передалось его потомкам, многие из них стали профессиональными музыкантами: композиторами, канторами, капельмейстерами, а также самыми разными инструменталистами. Они расселились не только по Германии, кое-кто даже уехал за границу. В течение двух сотен лет музыкантов Бахов стало так много, что их именем стали называть любого человека, чье занятие было связано с музыкой. Самыми известными предками Иоганна Себастьяна, произведения которых дошли до нас были: Иоганес, Генрих, Иоганн Кристоф, Иоганн Бернгард, Иоганн Михаэль и Иоганн Николаус. Отец Иоганна Себастьяна – Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом и служил органистом в Айзенахе, в городе, где родился Бах.


Сам Иоганн Себастьян был отцом большого семейства: от двух жен у него родилось двадцать детей. Первый раз он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре - дочери Иоганна Михаэла Баха в 1707 году. Мария родила Иоганну Себастьяну семерых детей, трое из них умерли в младенческом возрасте. Сама Мария тоже прожила не долгую жизнь, она скончалась в возрасте 36 лет, оставив Баху четверых малолетних детей. Бах очень тяжело переживал потерю жены, но через год опять влюбился в юную девушку Анну Магдалену Вилькен, с которой познакомился при дворе герцога Ангальт-Кетенского и сделал ей предложение. Несмотря на большую разницу в возрасте девушка согласилась и очевидно, что этот брак был очень удачным, так как Анна Магдалена подарила Баху тринадцать детей. Девушка отлично справлялась с хозяйством, заботливо относилась к детям, искренне радовалась успехам мужа и оказывала большую помощь в работе, переписывая его партитуры. Семья для Баха была большой отрадой, он много времени отдавал воспитанию детей, занимаясь с ними музыкой и сочиняя специальные упражнения. По вечерам семейство очень часто устраивало импровизированные концерты, которые доставляли всем радость. Дети Баха от природы имели великолепные данные, но четверо из них обладали исключительной музыкальной одаренностью - это Иоганн Кристоф Фридрих, Карл Филипп Эмануэль, Вильгельм Фридеманн и Иоганн Кристиан. Они тоже стали композиторами и оставили свой след в истории музыки, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в искусстве исполнения.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха


Иога́нн Себастья́н Бах был одним из самых плодовитых композиторов, его наследие в сокровищнице мировой музыкальной культуры насчитывает около 1200 бессмертных шедевров. В творчестве Баха был один единственный вдохновитель – это Создатель. Иоганн Себастьян посвящал ему почти все свои произведения и в конце партитур всегда подписывал буквы, которые являлись аббревиатурой слов: «Во имя Иисуса», «Иисус помоги», «Одному богу слава». Созидать для Бога - была основная цель в жизни композитора, и поэтому его музыкальные произведения вобрали всю мудрость «Святого писания». Бах был очень верен своему религиозному мировоззрению и никогда ему не изменял. По рассуждениям композитора, даже самая небольшая инструментальная пьеска должна указывать на мудрость Творца.

Иоганн Себастьян Бах писал свои произведения фактически во всех, кроме оперы, известных в то время музыкальных жанрах. В составленном каталоге его сочинений числятся: 247 произведений для органа, 526 вокальных произведения, 271 произведение для клавесина, 19 сольных произведений для различных инструментов, 31 концерт и сюита для оркестра, 24 дуэта для клавесина с каким-либо другим инструментом, 7 канонов и другие произведения.

Музыканты по всему миру исполняют музыку Баха и со многими его произведениями начинают еще знакомиться с самого детства. Например, каждый маленький пианист, обучающийся в музыкальной школе, обязательно имеет в своем репертуаре пьесы из « Нотной тетради Анны Магдалены Бах» . Затем изучаются маленькие прелюдии и фуги, далее идут инвенции, а в конечном итоге « Хорошо темперированный клавир» , но это уже высшая школа.

К известным произведениям Иоганна Себастьяна также относятся «Страсти по Матфею », «Месса си - минор», «Рождественская оратория», «Страсти по Иоанну» и, несомненно, «Токката и фуга ре-минор ». А кантата «Господь - мой Царь» и в нынешнее время звучит на праздничных службах в храмах в разных уголках мира.

Фильмы о Бахе


Великий композитор, являясь крупнейшей фигурой в мировой музыкальной культуре, всегда привлекал к себе пристальное внимание, поэтому по биографии Баха и о его творчестве написано очень много книг, а также сняты художественные и документальные фильмы. Их достаточно большое количество, но наиболее значимыми из них считаются:

  • «Тщетное путешествие Иоганна Себастьяна Баха к славе» (1980, ГДР) - биографический фильм рассказывает о непростой судьбе композитора, который всю жизнь странствовал в поисках «своего» места под солнцем.
  • «Бах: Борьба за свободу» (1995, Чехия, Канада) - художественный фильм, повествующий об интригах во дворце старого герцога, завязавшихся вокруг соперничества Баха с лучшим органистом оркестра.
  • «Ужин в четыре руки» (1999, Россия) - художественная кинокартина, которая показывает так и не состоявшуюся в реальности, но столь желанную встречу двух композиторов – Генделя и Баха.
  • «Меня зовут Бах» (2003) – фильм переносит зрителей в 1747 г., в то время, когда Иоганн Себастьян Бах прибыл ко двору Прусского короля Фридриха ІІ.
  • «Хроника Анны Магдалены Бах» (1968) и «Иоганн Бах и Анна Магдалена» (2003) - в фильмах показаны отношения Баха с его второй женой, способной ученицей своего мужа.
  • «Антон Иванович сердится» - музыкальная комедия, в которой есть эпизод: Бах является главному герою в сновидении и рассказывает, что писать бесчисленные хоралы ему было ужасно скучно, и он всегда мечтал написать веселую оперетту.
  • «Молчание перед Бахом» (2007) – фильм - мюзикл, который помогает погрузиться в мир музыки Баха, перевернувшей существовавшее до него представление европейцев о гармонии.

Из документальных фильмов о знаменитом композиторе необходимо отметить такие киноленты как: «Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество, в двух частях» (1985, СССР); «Иоганн Себастьян Бах» (серия «Немецкие композиторы» 2004, Германия); «Иоганн Себастьян Бах» (серия «Знаменитые композиторы» 2005, США); «Иоганн Себастьян Бах – композитор и богослов» (2016, Россия).

Музыку Иоганна Себастьяна, наполненную философским содержанием, а также имеющую на человека большое эмоциональное воздействие, режиссеры очень часто использовали в саундтреках к своим фильма, например:


Отрывки из музыкальных произведений

Фильмы

Сюита № 3 для виолончели

«Расплата» (2016)

«Союзники» (2016)

Бранденбургский концерт № 3

«Сноуден» (2016)

«Разрушение» (2015)

«В центре внимания» (2015)

«Джобс: Империя соблазна» (2013)

Партита № 2 для скрипки соло

«Антропоид (2016)

«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)

Гольдберговские вариации

«Альтамира» (2016)

«Энни» (2014)

«Привет Картер» (2013)

«Пять танцев» (2013)

«Сквозь снег» (2013)

«Ганнибал: Восхождение» (2007)

«Крик совы» (2009)

«Бессонная ночь» (2011)

«К чему-то прекрасному» (2010)

«Капитан Фантастик (2016)

«Страсти по Иоанну»

«Что-то наподобие ненависти» (2015)

«Эйхман» (2007)

«Космонавт» (2013)

Месса си-минор

«Я, Эрл и умирающая девушка» (2015)

«Елена» (2011)

Несмотря на перипетии, Иоганн Себастьян Бах написал огромное количество удивительных сочинений. Дело композитора продолжили его знаменитые сыновья, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в исполнении музыки. Имя автора страстных и чистых, невероятно талантливых и незабываемых произведений стоит на вершине мира музыки, а его признание как великого композитора продолжается и по сей день.

Видео: смотреть фильм о Иоганне Себастьяне Бахе

С 19 века и вплоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к "серьезному" искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля. Он тщательно знакомился с новым материалом, разрабатывал и обобщал накопленный опыт. С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры. Творчество Иоганна Баха оказало сильнейшее воздействие на его последователей: Брамса, Бетховена, Вагнера, Глинки, Танеева, Онеггера, Шостаковича и многих других великих композиторов.

Творческое наследие Баха

Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

  • Органная музыка.
  • Вокально-инструментальная.
  • Музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других).
  • Музыка для инструментальных ансамблей.

Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.

Иоганн Себастьян Бах. Биография и творчество

Родился будущий композитор в 1685 году в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Для всего рода это была традиционная профессия. Первым учителем музыки Иоганна был его отец. Мальчик имел отличный голос и пел в хоре. В 9 лет он оказался круглой сиротой. После смерти родителей его воспитывал Иоганн Кристоф (старший брат). В 15 лет паренек окончил Ордруфский лицей с отличием и переехал в Люнебург, где начинал петь в хоре "избранных". К 17 годам он обучился игре на разных клавесине, органе, скрипке. С 1703 года живет в разных городах: Арнштадте, Веймаре, Мюльхаузене. Жизнь и творчество Баха в этот период были полны определенных сложностей. Он постоянно меняет место жительства, что связано с нежеланием чувствовать себя зависимым от тех или иных работодателей. Служил он музыкантом (как органист или скрипач). Условия труда его также постоянно не устраивали. В это время появляются его первые композиции для клавира и органа, а также духовные кантаты.

Веймарский период

С 1708 года Бах приступает к службе в качестве придворного органиста к веймарскому герцогу. Параллельно работает в капелле камерным музыкантом. Жизнь и творчество Баха в этот период весьма плодотворны. Это годы первой композиторской зрелости. Появились самые лучшие органные произведения. Это:

  • Прелюдия и фуга c-moll, a-moll.
  • Токката C-dur.
  • Пассакалия c-moll.
  • Токката и фуга d-moll.
  • "Органная книжечка".

Одновременно Иоганн Себастьян работает над сочинениями в кантатном жанре, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов. Впервые обращается к жанру сольной скрипичной сюиты и сонаты.

Кетенский период

С 1717 года музыкант обосновался в Кетене. Здесь он занимает высокопоставленную должность руководителя камерной музыки. Он, по сути, является управляющим всей музыкальной жизни при дворе. Но его не устраивает слишком маленький городок. Бах стремится переехать в более крупный и перспективный город, чтобы дать своим детям возможность поступить в университет и получить хорошее образование. В Кетене не было качественного органа, отсутствовала также и хоровая капелла. Поэтому здесь развивается клавирное творчество Баха. Композитор также уделяет много внимания ансамблевой музыке. Произведения, написанные в Кетене:

  • 1 том "ХТК".
  • Английские сюиты.
  • Сонаты для скрипки соло.
  • "Бранденбургские концерты" (шесть штук).

Лейпцигский период и последние годы жизни

С 1723 года маэстро живет в Лейпциге, где руководит хором (занимает должность кантора) в школе при церкви святого Фомы в Томасшуле. Принимает активное участие в общественном кружке любителей музыки. "Коллегия" города постоянно устраивала концерты светской музыки. Какими шедеврами на тот момент пополнилось творчество Баха? Кратко стоит указать основные произведения лейпцигского периода, которые по праву можно считать лучшими. Это:

  • "Страсти по Иоанну".
  • Месса h-moll.
  • "Страсти по Матфею".
  • Около 300 кантат.
  • "Рождественская оратория".

В последние годы жизни композитор сосредотачивается на музыкальных сочинениях. Пишет:

  • 2 том "ХТК".
  • Итальянский концерт.
  • Партиты.
  • "Искусство фуги".
  • Арию с различными вариациями.
  • Органную мессу.
  • "Музыкальное приношение".

После неудачной операции Бах ослеп, но не прекращал сочинять музыку вплоть до самой смерти.

Характеристика стиля

Стиль творчества Баха формировался на основе различных музыкальных школ и жанров. Иоганн Себастьян органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того чтобы понять музыкальный язык итальянских и он переписывал их сочинения. Его творения были насыщены текстами, ритмами и формами французской и итальянской музыки, северо-немецким контрапунктическим стилем, а также лютеранской литургией. Синтез разнообразных стилей и жанров гармонично сочетался с глубокой пронзительностью переживаний человека. Его музыкальная мысль выделялась особой уникальностью, универсальностью и некой космичностью. Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря мастерству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.

Основные жанры

Творчество Баха включает различные традиционные жанры. Это:

  • Кантаты и оратории.
  • Пассионы и мессы.
  • Прелюдии и фуги.
  • Хоральные обработки.
  • Танцевальные сюиты и концерты.

Безусловно, перечисленные жанры он позаимствовал у своих предшественников. Однако он придал им широчайший размах. Маэстро умело обновил их новыми музыкально-выразительными средствами, обогатил чертами других жанров. Ярчайшим примером является "Хроматическая фантазия ре-минор". Произведение создано для клавира, но содержит драматическую декламацию театрального происхождения и выразительные свойства больших органных импровизаций. Несложно заметить, что творчество Баха "обошло стороной" оперу, которая, между прочим, была одним из ведущих жанров своего времени. Однако стоит обратить внимание, что многие светские кантаты композитора трудно отличить от комедийной интермедии (в это время в Италии они перерождались в оперу-буффа). Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сценок, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха

Творчество композитора богато по своему образному содержанию. Из-под пера настоящего мастера выходят как предельно простые, так и чрезвычайно величественные творения. Искусство Баха содержит и простодушный юмор, и глубокую скорбь, и философское размышление, и острейший драматизм. Гениальный Иоганн Себастьян в своей музыке отобразил такие значимые стороны своей эпохи, как религиозно-философские проблемы. При помощи удивительного мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни:

  • О моральном долге человека.
  • О его роли в этом мире и назначении.
  • О жизни и смерти.

Эти размышления непосредственно связаны с религиозной тематикой. И это неудивительно. Композитор практически всю свою жизнь служил при церкви, поэтому большую часть музыки для нее и написал. Вместе с этим он был верующим человеком, знал Священное писание. Его настольной книгой была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался постов, исповедовался, соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти принял причастие. Главным героем у композитора является Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах видел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоты помыслов, силы духа, верности избранному пути. Жертвенный подвиг Иисуса Христа ради спасения человечества являлся для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.

Символика произведений Баха

В эпоху барокко появилась музыкальная символика. Именно через нее раскрывается сложный и удивительный мир композитора. Музыка Баха воспринималась современниками как прозрачная и понятная речь. Это происходило за счет наличия в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные эмоции и идеи. Такие звуковые формулы носят название музыкально-риторических фигур. Одни передавали аффект, другие подражали интонациям человеческой речи, третьи носили изобразительный характер. Вот некоторые из них:

  • anabasis - восхождение;
  • circulatio - вращение;
  • catabasis - нисхождение;
  • exclamatio - восклицание, восходящая секста;
  • fuga - бег;
  • passus duriusculus - хроматический ход, применяемый для выражения страдания или скорби;
  • suspiratio - вздох;
  • tirata - стрела.

Постепенно музыкально-риторические фигуры становятся своего рода "знаками" определенных понятий и чувств. Так, например, нисходящая фигура catabasis часто использовалась с целью передачи печали, грусти, скорби, смерти, положения в гроб. Постепенное восходящее движение (anabasis) употреблялось для выражения вознесения, приподнятого духа и прочих моментов. Мотивы-символы наблюдаются во всех произведениях композитора. В творчестве Баха преобладал протестантский хорал, к которому маэстро обращался в течение всей своей жизни. Он тоже имеет символическое значение. Работа с хоралом велась в самых разнообразных жанрах - кантатах, пассионах, прелюдиях. Поэтому совсем логично, что протестантский хорал является неотъемлемой частью баховского музыкального языка. Среди важных символов, встречающихся в музыке этого деятеля искусства, следует отметить устойчивые сочетания звуков, которые имеют постоянные значения. В творчестве Баха преобладал символ креста. Он состоит из четырех разнонаправленных нот. Примечательно, что если расшифровать фамилию композитора (BACH) нотами, то образуется такой же графический рисунок. B - си бемоль, A - ля, C - до, H - си. Большой вклад в разработку музыкальных символов Баха внесли такие исследователи, как Ф. Бузони, А. Швейцер, М. Юдина, Б. Яворский и другие.

"Второе рождение"

При жизни творчество Себастьяна Баха не было оценено по достоинству. Современники знали его больше как органиста, нежели композитора. О нем не было написано ни одной серьезной книги. Из огромного числа его произведений только некоторые были опубликованы. После смерти имя композитора вскоре забылось, а сохранившиеся рукописи пылились в архивах. Возможно, мы бы ничего так и не узнали об этом гениальном человеке. Но, к счастью, этого не произошло. Истинный интерес к Баху возник в 19 веке. Однажды Ф. Мендельсон обнаружил в библиотеке ноты "Страстей по Матфею", которые его очень заинтересовали. Под его управлением это произведение с успехом было исполнено в Лейпциге. Многие слушатели были восхищены музыкой еще малоизвестного автора. Можно сказать, что это было вторым рождением Иоганна Себастьяна Баха. В 1850 году (к 100-летию со дня смерти композитора) в Лейпциге было создано Баховское общество. Цель этой организации состояла в издании всех найденных рукописей Баха в виде полного собрания сочинений. В итоге было собрано 46 томов.

Органное творчество Баха. Краткое содержание

Для органа композитор создал превосходные произведения. Этот инструмент для Баха - настоящая стихия. Здесь он смог раскрепостить свои мысли, чувства и эмоции и донести все это до слушателя. Отсюда укрупнение линий, концертность, виртуозность, драматизм образов. Композиции, созданные для органа, напоминают фрески в живописи. Все в них представлено преимущественно крупным планом. В прелюдиях, токкатах и фантазиях наблюдается патетика музыкальных образов в свободных, импровизационных формах. Фугам присуща особая виртуозность и необычайно мощное развитие. Органное творчество Баха передает высокую поэзию его лирики и грандиозный размах великолепных импровизаций.

В отличие от клавирных произведений, органные фуги гораздо больше по объему и содержанию. Движение музыкального образа и его развитие протекают с усиливающейся активностью. Развертывание материала представлено в виде наслоения больших пластов музыки, но особой дискретности и разрывов нет. Напротив, преобладает континуальность (непрерывность движения). Каждая фраза вытекает из предыдущей с возрастающим напряжением. Так же построены и кульминационные моменты. Эмоциональный подъем в итоге усиливается до наивысшей точки. Бах является первым композитором, у кого проявились закономерности симфонического развития в крупных формах инструментальной полифонической музыки. Органное творчество Баха словно распадается на два полюса. Первый - это прелюдии, токкаты, фуги, фантазии (большие музыкальные циклы). Второй - одночастные Они написаны в основном в камерном плане. В них раскрываются преимущественно лирические образы: интимно-скорбные и возвышенно-созерцательные. Лучшие произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха - и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор и многие другие сочинения.

Произведения для клавира

При написании композиций Бах опирался на опыт своих предшественников. Однако и здесь он проявил себя как новатор. Клавирное творчество Баха характеризуется масштабностью, исключительной многогранностью, поиском выразительных средств. Он первым из композиторов прочувствовал универсальность этого инструмента. При сочинении своих произведений он не боялся экспериментировать и реализовывать самые смелые идеи и проекты. При написании ориентировался на всю мировую музыкальную культуру. Благодаря ему клавира значительно расширились. Он обогащает инструмент новой виртуозной техникой и меняет суть музыкальных образов.

Среди его произведений для органа особо выделяются:

  • Двухголосные и трехголосные инвенции.
  • "Английские" и "Французские" сюиты.
  • "Хроматическая фантазия и фуга".
  • "Хорошо темперированный клавир".

Таким образом, творчество Баха поражает своим размахом. Композитор широко известен во всем мире. Его произведения заставляют думать и размышлять. Слушая его композиции, невольно погружаешься в них, задумываясь над глубоким смыслом, лежащим в их основе. Жанры, к которым маэстро обращался в течение всей своей жизни, были самыми разнообразными. Это органная музыка, вокально-инструментальная, музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других) и для инструментальных ансамблей.

В ВЕЙМАРЕ

Во дворце Вильгельма Эрнста Саксен-Веймарского Себастьяну доводилось бывать, когда он служил в «Красном замке».

Герцог, уже пожилой, считался просвещенным властителем. Однако, как ни старательно служили чиновники, поборы с подданных не позволяли герцогу равняться в меценатстве с богатыми дворами феодальной Германии. Он не приглашал чужеземных артистов и гордился своим покровительством немецким мастерам. Это обходилось дешевле. Герцог любил органную музыку, содержал небольшой оркестр, обязывая музыкантов капеллы выступать и певцами. По стародавней привычке он не прочь был в дни празднеств надеть на них костюмы гайдуков, выездных лакеев, а некоторые из музыкантов справлялись и с обязанностями поваров. Такой произвол никого не удивлял. И служивые музыканты смирялись с прихотями своего благодетеля. Герцог сравнительно хорошо платил им. Среди музыкантов были преотличные, умевшие играть не на одном инструменте. Капельмейстер Иоганн Самуель Дрезе, преклонных лет, спокойно полагался на слаженность своего маленького оркестра из двадцати человек. Появившийся молодой скрипач, клавесинист и органист быстро прижился в капелле. Помощник капельмейстера, сын его, был малоспособным, так что старый Дрезе увидел в Бахе хорошую подмогу и в руководстве оркестром.

Не дошло до нас почти никаких сведений о первых четырех годах жизни Себастьяна в Веймаре. Очевидно, кроме поездки в Мюльхаузен, он не покидал в эти годы Веймара. Вскоре после переезда сюда, в конце декабря 1708 года, у Марии Барбары родилась дочь Катарина Доротея. Молодой отец, конечно, был обрадован, однако по давней фамильной традиции немецких мастеров всех цехов истинную гордость вызывало у отцов рождение сыновей, особенно первенцев, – им надлежало продолжать дело отцов, им передавались секреты мастерства, будь то род механиков, скорняков или музыкантов.

22 ноября 1710 года свершилось такое событие и в семье Баха: Мария Барбара подарила Себастьяну первенца – Вильгельма Фридемана. Пройдет два года – родятся в семье близнецы, но они умрут в младенчестве; через год же, в марте 1714 года, появится на свет еще сын, Карл Филипп Эммануель. А еще через год Мария родит третьего сына, Иоганна Готфрида Бернарда. Себастьян к июню 1715 года окажется сам шестым.

Веймар был главным городом Тюрингии, достаточно оживленным. Но еще не был тем знаменитым Веймаром – городом поэзии, городом Гете и Шиллера, каким вошел в историю немецкой культуры в эпоху «Sturm und Drang». Издавна, однако, крепли корни культуры в этом городе. Замщелая, черепица на старых домах Веймара, готические стены зданий помнили еще Лютеровы времена. Для Себастьяна Баха Веймар был дорог памятью о Лютере, может быть, и о Генрихе Шюце, сочинения которого он изучал в ранней юности.

Веймару суждено было стать и городом Иоганна Себастьяна Баха. В дни жаркого лета молодую семью придворного музыканта вместе с другими горожанами видели гуляющей в лесу за заставой. Часто ли? Такой напряженно-плодоносной проступает перед нами жизнь композитора-органиста, что трудно даже объять слухом и мыслью все созданное Себастьяном Бахом в веймарские годы. Не оцененные по достоинству современниками, произведения молодого композитора, сочиненные именно в Веймаре, – это великий, непреходящий, зрелый Бах.

Слушателям нашего времени, вовлеченным в мир органной его музыки, трудно верится поначалу, что большая часть программ концертов состоит из произведений юности композитора. Концертный зал заполняют звуки органа; утихает какая бы то ни было критическая мысль; стоустый инструмент излагает покоряющие наш слух, сердце, сознание величавые мысли. Исподволь воображение рисует образ непременно «старого Баха», знакомого по распространенным портретам, в парике, в строгом камзоле; представляется образ музыканта трудной жизни, многодетного отца, уставшего от борьбы с церковной и бюргерско-чиновничьей рутиной.

Каково же бывает удивление, когда по нотографическому справочнику неискушенный в биографии композитора слушатель узнает о том, что большинство этих знаменитых произведений создано в возрасте от 23 до 30 с небольшим лет!

Музыкальное миросозерцание Баха нашло свое совершенное отражение в органных произведениях. Органная музыка наиболее отвечала философским, нравственным, поэтическим устремлениям времени. Орган был инструментом мышления Баха, как фортепьяно – Шопена, оркестр – Бетховена; «Бах мыслил органно» – эта фраза встречается во многих книгах о Бахе, не оставим ее в стороне и мы. Но нужна оговорка. Произведений для клавира Бах сочинил за свою жизнь больше, чем для органа. Он мыслил и «клавирно». Его гений столь всеохватен, что нельзя сводить его музыкальное мышление только или преимущественно к органному искусству. Бах был художником и мыслителем полифонии – это более общая характеристика его как композитора и музыканта. Совершенствование полифонии во всех жанрах музыки – главнейшая его художническая задача.

Первые годы жизни в Веймаре Иоганн Себастьян служил гофорганистом герцога. Именно поэтому орган тогда и стал инструментом его полифонического искусства.

Инструмент всемогущий, орган заменял компонисту я исполнителю оркестр, клавир и даже хор с сольными голосами. Сотни труб объединены в группы регистров. В отличие от других инструментов у органа регистры различимы по тембрам; трубы регистра имеют один тембр и разную высоту звучания. Десятки, сотни регистров. Своей богатой звучностью и разнообразием красок орган был вне сравнения с другими инструментами. Различались и чисто органные звуки, и голоса, окрашенные в тембры смычковых и деревянных духовых: скрипки, гамбы, контрабаса, гобоя, флейты, фагота. Слышались тембры, напоминавшие медные духовые, даже ударные, например звучание литавр. И тембры человеческих голосов; подобие человеческого голоса в органном звучании издавна так и называлось по-латыни: vox humana, другой регистр носил название «ангельского голоса» – vox angelica.

В Веймаре Бах играл на органе дворцовой церкви. Это была странной архитектуры церковь. Высокая, трехэтажная, она имела в алтарной части сооружение в виде удлиненной, сужавшейся к потолку пирамиды. Прихожане по-свойски добродушно называли это алтарное сооружение «дорогой в царство небесное». Орган же этой церкви, хотя и имел немного регистров, был превосходным инструментом.

Веймар времен Баха не был еще «германскими Афинами», но, кажется, здесь Себастьян меньше чувствовал духовное одиночество, чем в каком-либо другом городе за все годы скитаний.

В капелле служили способные музыканты.

В Веймаре жил дальний родственник Себастьяна по материнской ветви, сверстник его, исполнитель, композитор, теоретик музыки Иоганн Вальтер. Впоследствии он станет весьма известен своими трудами, в частности «Музыкальным лексиконом», где даст сведения и о нескольких Бахах, конечно, и об Иоганне Себастьяне.

Уроженец Эрфурта, Вальтер получил образование в тамошнем университете, изучал философию и право. Восемнадцати лет он служил уже в родном городе органистом. Не исполнилось ему и двадцати, как вышло в свет его «Наставление о сочинении музыки». Исподволь готовя свой «Лексикон», Вальтер вел переписку с теоретиками музыки и композиторами. Эрудированный молодой ученый ценил виртуозное мастерство своего родственника, именно с ним Себастьян ездил в Мюльхаузен, его друг ассистировал ему во время выступления и был свидетелем артистического успеха органиста.

Вальтер служил музыкантом в городской церкви Веймара; там стоял орган с большим количеством регистров, чем в дворцовом храме, поэтому, возможно, Себастьян упражнялся и на этом инструменте, а Вальтер был иной раз первым и единственным слушателем новых прелюдий, фуг, токкат "ш. фантазий своего друга. Музыканты обменивались нотами произведений композиторов Германии, Италии и других стран. Занимались переработкой их, каждый в своем духе. Это было увлекательное состязание в искусстве полифонии. Время отдало полное предпочтение подобным трудам Баха: его переложения концертов и сочинений других жанров оказались богаче, жизненней. Один лишь пример: фуга си минор на тему итальянского композитора, старшего современника Баха, Корелли (579). Она в оригинале имела 39 тактов. Себастьян развил тему в интерпретации для органа до 102 тактов. Писал Бах клавирные и инструментально-оркестровые произведения. Есть сведения о том, что кое-что создано им по советам приятеля.

Вальтер превосходил друга ученостью. Он пользовался веймарской библиотекой и в введении к «Музыкальному лексикону» вспомнил с благодарностью о тех «сведениях о музыке и музыкальных деятелях», которые он «мог почерпнуть в превосходной библиотеке города Веймара». Многим он мог делиться с Бахом.

Друзья были знакомы домами. Себастьян стал крестным сына Вальтера. В часы оживленных бесед композиторы обменивались музыкальными темами, предлагая друг другу затейливые формы развития их. Достоверно известно, что летом 1713 года они обменялись «загадочными канонами». Такие каноны записывались в нотах для одного голоса. Моменты и интервалы вступления других голосов должны были угадать сами исполнители. Даже сохранилась одна дата: свой ответный хитроумный канон Бах принес Вальтеру 2 августа.

Приятели подшучивали один – над другим. Себастьян изумлял всех свободным чтением с листа пьес любой трудности. Этим он не прочь был погордиться. Однажды Вальтер решил разыграть Баха. Сочинил сложнейший этюд и, положил нотную тетрадь на клавикорд. Он ждал сегодня гостя. Себастьян в хорошем расположении духа вошел в кабинет и по привычке сразу устремился к клавикорду. Вальтер под предлогом заботы о завтраке вышел из комнаты, однако стал наблюдать за гостем в дверную щель. Тот уверенно сел за инструмент, чтобы сыграть неизвестную пьесу. Прозвучали вступительные фразы – и осечка. Новая попытка – опять конфузил. Вальтер увидел вытянувшееся лицо Себастьяна, нервные движения рук. Не выдержал и расхохотался за дверью. Бах понял шутку хозяина. Хитро и учено придуманный экзерсис не поддался его рукам!

Назовем еще одного собеседника и доброжелателя Баха веймарской поры – скромного, образованного филолога, помощника ректора гимназии Иоганна Матиаса Геонера. Горячо любящий музыку, Геснер часто слушал органную и клавирную игру Себастьяна; с восхищением он любовался молодым виртуозом. Запомним, читатель, это имя: Геснер.

Не раз посещал Веймар и бывал в семье Себастьяна его школьный товарищ Георг Эрдман. Он охотно напевал арии, петые ими когда-то в Ордруфе и Люнебурге. Вспоминались даже похороны почтенных горожан, когда им, мальчикам-хористам, платили гроши. Эрдман хвалил Себастьяна за артистическое владение органом, слушая дома его игру на клавесине. Но сам он выбрал чиновничье поприще. И потому охотно переводил разговор о музыке на рассказ о выгоде службы при дворах других европейских держав. Например, при российском. Император Петр охотно берет на службу полезных и знающих людей. Сам он, Эрдман, почитал бы большой удачей поступить на службу правительству России: жалованье там платят несравненно большее, чем в немецких княжествах... Однокашник Себастьяна достигнет своего, но, увы, память у него окажется короткой, и в тяжкую пору жизни Баха Эрдман не протянет руку помощи своему лицейскому товарищу... В Веймаре же они встречались друзьями, хотя и чужды были Эрдману и малопонятны пылкие поиски Баха в искусстве полифонии. Не сильный в словесных рассуждениях, Бах предпочитал излагать свои сердечные порывы и мысли, обращенные к друзьям, в нотной записи, в звучаниях органа или клавесина. Вальтер и тот прерывал речи, уступая первенство импровизациям своего друга.

Из книги Шопенгауэр автора Гулыга Арсений Владимирович

Снова в Веймаре. Разлад с матерью Как раз тогда, когда Шопенгауэр сделался доктором и появилась на свет его первая книга, 18 октября 1813 года произошла битва русских, прусских и австрийских войск с Наполеоном при Лейпциге, унесшая и покалечившая не менее ста тысяч человек.

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни автора Конради Карл Отто

ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ В ВЕЙМАРЕ

Из книги Гёте. Его жизнь и литературная деятельность автора Холодковский Николай Александрович

Пьесы для любительской сцены в Веймаре и Тифурте В старости, оглядываясь назад и подводя итоги, Гёте воспринимал первое веймарское десятилетие, когда размышлял о своем поэтическом творчестве, как зря потраченное время. Два недвусмысленных высказывания на этот счет

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. 2. Итог жизни автора Конради Карл Отто

НОВОЕ НАЧАЛО НА СТАРОМ МЕСТЕ. СНОВА В ВЕЙМАРЕ Итог итальянского путешествия В кризисной ситуации, сложившейся к осени 1786 года, Гёте не нашел иного выхода, как тайно уехать в Италию. Но 18 июня 1788 года он вновь очутился там, откуда его гнала судьба. Еще до того, как поэт

Из книги автора

Глава IV. Первые десять лет жизни Гёте в Веймаре (1775-1786) Веймарский двор. – Празднества, веселье, «гениальничанье». – Поворот к более спокойному образу жизни. – Баронесса фон Штейн. – Гёте ищет уединенья. – Первая поездка на Гарц. – Поездка в Берлин. – Государственная

Из книги автора

Новое в Веймаре В ноябре 1802 года Генрих Мейер покидает дом Гёте на Фрауэнплане и обзаводится собственным жильем: причиной этому была его женитьба в начале 1803 года на Луизе фон Коппенфельз. Но перемены в личной жизни не повлияли на его отношения с Гёте - они по-прежнему

Из книги автора

Полвека в Веймаре Еще весной 1824 года Гёте тешил себя мыслью, а не поехать ли снова - летом или осенью - на отдых в Богемию; в душе его еще не совсем погасла надежда вновь увидеть Ульрику фон Леветцов и все семейство: «Тем временем сообщите мне, дорогой друг, с большей, если