Бюджетное планирование и бюджетирование на предприятиях. Бюджетное планирование в рф

  • 6. Типы денежной системы. Особенности денежной системы рф.
  • Основные черты денежной системы рф:
  • 7. Сущность, формы проявления, причины инфляции. Особенности инфляции в рф.
  • 8. Понятие валютного курса, основные курсообразующие факторы. Виды режима валютного курса. Типы валютной конвертируемости.
  • 9. Ссудный капитал: сущность, особенности. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень.
  • 10. Кредит: необходимость, сущность, формы.
  • 11. Понятие, функции, структура рынка ссудного капитала.
  • 12. Понятие, типы, структура банковской системы. Формирование и развитие банковской системы России.
  • 13. Центральный банк: формы организации и функции.
  • 14. Понятие, цели и методы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в России.
  • 15. Сущность, функции, типы коммерческих банков.
  • 16. Понятие, значение, характеристика видов активных операций коммерческих банков.
  • 17. Понятие, значение, характеристика видов пассивных операций коммерческих банков.
  • 1. Экономическая сущность и функции бюджета государства.
  • 2. Бюджетное планирование, его содержание и значение.
  • 3. Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
  • 4. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
  • 5. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям.
  • 6. Доходы бюджетной системы, их классификация.
  • 7. Целевые государственные внебюджетные фонды, их состав и значение.
  • 8. Сущность финансов, их роль в распределении и перераспределении ввп. Финансовая система Российской Федерации.
  • 9. Сущность, функции и классификация страхования.
  • 10. Финансовая политика государства, её содержание и цели.
  • 11. Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат.
  • 12. Государственный кредит и государственный долг.
  • 1. Сущность, функции и цели финансового менеджмента.
  • 2. Финансовые ресурсы и капитал организации. Основные задачи управления капиталом.
  • 3. Базовые концепции финансового менеджмента.
  • 4. Временная стоимость денег. Потоки платежей и методы их оценки.
  • 5. Классификация затрат. Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия.
  • 6. Политика управления оборотным капиталом. Операционный и финансовый цикл организации.
  • 7. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Виды кредитной политики организации.
  • 8. Сущность и классификация денежных потоков организации.
  • 3. По направленности движения денежных средств:
  • 10. Диверсификация и риск в управлении портфелем ценных бумаг.
  • 11. Бюджетирование как вид финансового планирования.
  • 2Гр. Финансовые бюджеты
  • 12. Сущность и виды финансовых рисков. Методы их оценки.
  • 13. Структура и стоимость капитала организации. Средневзвешенная и предельная цена капитала.
  • 15. Эффект финансового рычага и заёмная политика организации.
  • 16. Система показателей оценки финансового состояния предприятия. Определение вероятности банкротства.
  • 17. Управление собственным капиталом. Факторные модели расчёта показателя рентабельности собственного капитала.
  • 18. Сущность и виды дивидендной политики организации. Факторы, определяющие её выбор.
  • 19. Сущность и содержание разделов инвестиционного проекта.
  • 20. Методы оценки эффективности инвестиционного проекта.
  • 1. Экономическая сущность налогов. Функции налогов и принципы налогообложения.
  • 2. Система налогов и сборов в рф и их классификация.
  • 1. В зависимости от порядка взимания налоги подразделяются на:
  • 2. В зависимости от уровня органов государственного управления, решающих вопросы налогообложения, налоги классифицируются на:
  • 3. Элементы налога и их характеристика
  • 4. Налоговые проверки: цель, виды, механизм проведения и оформления результатов.
  • 5. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
  • 6. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
  • 7. Характеристика элементов налога на прибыль организации.
  • 8. Характеристика элементов налога на доходы физических лиц.
  • 9. Характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 10. Упрощённая система налогообложения и условия перехода к ней организаций.
  • 2. Бюджетное планирование, его содержание и значение.

    Бюджетное планирование позволяет определить объём, источники и целенаправленное использование бюджетныхресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном и муниципальном.

    С помощью бюджетногопланирования определяется движениебюджетныхсредств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ.

    Бюджетное планированиевключает:

    Определение общего объёма и источников поступления бюджетныхсредств на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;

    Формирование расходов бюджетовна основе единой методики расчёта минимальнойбюджетнойобеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание гос-ных и муниципальных услуг;

    Установление направлений использования бюджетныхсредств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны.

    В ходе бюджетногопланирования распределяютсядоходыирасходымеждубюджетамиразных уровней на основе использования существующих форммежбюджетныхотношений; в целях достижения баланса в каждомбюджетеопределяются объём федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размерыбюджетныхрезервов; устанавливаются величина и источники покрытия дефицитабюджета; осуществляется разностороннийбюджетный контрольза процессами, протекающими в реальном секторе экономики и на финансовых рынках.

    Принципы бюджетного планирования:

    Регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

    Адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

    Непрерывность планирования годового бюджета;

    Стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

    Балансовый метод.

    Задачи бюджетного планирования:

    Установление общего объёма финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ.

    Организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов гос-ва, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

    Осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

    3. Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.

    Бюджетный процесс - в РФ - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

    Бюджетный процесс включает 4 стадии: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение и исполнениебюджетов.

    Составление проекта бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

    Проект федерального бюджетасоставляется в несколько этапов:

    На 1-м этапе Минфин разраб. главные характеристики бюджета, распределяетрасходыбюджета, а также проектировки основныхдоходови расходовбюджетана среднесрочную перспективу.

    На 2-м этапе федеральные органы исполнительной власти распределяют предельные объёмы бюджетногофинансирования по получателямбюджет.Средств (до 15 июля).

    На 3-м этапе с 15 июля по 15 августа Правительство РФ должно утвердить проект закона о фед. бюджете для внесения в Госдуму не позднее 15 августа. Госдума рассматривает проект в четырех чтениях.

    В 1 чтении: устанавливаются параметры по доходам, общий объем расходов (30 дней).

    Во 2 чтении: Госдума утверждает расходы фед. бюджета по разделам функциональной классификации (15 дней).

    В 3 чтении: Госдума рассматривает расходы фед. бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ.(25 дней)

    В 4 чтении: проект принимается в целом. (15 дней)

    Принятый Госдумой Федеральный закон о фед. бюджете в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Госдумой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

    4-м этап - Исполнение бюджета –это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

    Главной задачей реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

    Одна из задач этой реформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.


    Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства. В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика , объем финансовых ресурсов , аккумулируемых в бюджете , источники поступлений средств, объем и направления расходов, величина дефицита бюджета , объемы и источники внешних и внутренних заимствований для его покрытия, величина государственного долга и расходы на его обслуживание.
    Бюджетное планирование влияет на распределительные процессы в экономике . От него, в частности, зависят масштабы и пропорции перераспределения доходов предприятий различных форм собственности , секторов и отраслей экономики, размеры их накоплений, величина подоходного налога, поступающего из доходов населения, доля поступлений от предприятий и населения в доходах бюджета. Одной из острых проблем финансовой политики и бюджетного планирования является определение пропорций федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации в общем объеме доходов и расходов консолидированного бюджета.
    Система финансовых планов по длительности их действия включает годовые финансовые планы, перспективные (среднесрочные) финансовые планы и долгосрочные финансовые планы (бюджетные прогнозы).
    Годовые финансовые планы представляют собой финансовые планы на предстоящий год. Основными показателями проекта бюджета являются общий объем доходов , общий объем расходов и дефицит бюджета. Наряду с общим объемом доходов в проекте бюджета должны содержаться доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов. Общий объем расходов бюджета должен быть распределен по главным получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией, а также по разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. В расходах выделяются также средства целевых бюджетных фондов и объемы финансовой помощи бюджетам других уровней управления. В отношении дефицита федерального бюджета, кроме его общего размера, в проекте определяются источники финансирования за счет внутренних заимствований, верхний предел государственного долга на 1 января следующего за планируемым года, предел государственных внешних заимствований, объемы и перечень внешних заимствований, верхний предел государственного внешнего долга. В проекте бюджета определяются также объемы кредитов , предоставляемых иностранным государствам, международным организациям и иностранным юридическим лицам .
    Перспективный (среднесрочный) финансовый план. В развитых странах в последние десятилетия осуществляется переход к многолетнему планированию. В рамках многолетнего планирования бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода. При этом среднесрочный финансовый план является прогнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти либо утверждается законодательно, получая статус многолетнего (укрупненного) бюджета. Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа. Это, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения. В России в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004?2006 гг., принятой постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 2491, также налаживается составление перспективного финансового плана. Он формируется по укрупненным показателям бюджетной классификации одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Он содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план РФ разрабатывается на три года (включая очередной финансовый год) и ежегодно корректируется с учетом уточненного сред несрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Он позволяет увязывать годовое финансовое планирование со среднесрочным.
    Целью разработки перспективного финансового плана является:
    ? определение предполагаемых среднесрочных тенденций развития экономики и социальной сферы;
    ? комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
    ? выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
    ? отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.
    Среднесрочное финансовое планирование в России не лишено недостатков.
    При разработке среднесрочного (трехлетнего) финансового плана отдельно для каждого года утверждается лишь годовой бюджет. Данные на три года носят справочный характер и при составлении годовых бюджетов каждый разразрабатываются заново. В результате теряется предсказуемость бюджетных ассигнований на трехлетний период и подрывается основа трехлетнего планирования для бюджетополучателей. Очевидно, в перспективе среднесрочный финансовый план должен приобрести статус законодательно утверждаемого документа. Для этого должен быть разработан порядок и методология ежегодной корректировки ранее принятых проектировок, определены приоритеты среднесрочной государственной политики и обеспечена увязка с ними среднесрочного финансового плана.
    Выделяемые бюджетные средства формируются на основе корректировки величины бюджетных ассигнований прошлых лет при крайне слабом учете ведущих направлений развития в соответствии с приоритетами государственной и региональной экономической политики.
    Практически не используется механизм выделения средств на основе определения целей, результатов использования выделенных ресурсов и оценки финансовой деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. В итоге деятельность органов власти ориентирована в основном на освоение выделенных бюджетных ассигнований, в то время как ее следует ориентировать на достижение существенных социально-экономических результатов по приоритетным направлениям.
    В связи с этим Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004?2006 гг., предусмотрено «смещение акцентов бюджетного процесса «от управления бюджетными ресурсами (затратами)» на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и главных распорядителей и получателей (администраторов) бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров». Проектируется установление долгосрочных переходящих лимитов ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формирование общей суммы ассигнований (глобального бюджета) на выполнение определенных функций и программ. Таким образом, повышается предсказуемость объемов, которыми распоряжаются администраторы бюджетных средств. Суть финансирования , ориентированного на результаты, заключается в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами.
    Долгосрочный финансовый план (бюджетный прогноз) составляется в целях определения налогово-бюджетной политики на более длительный период. Бюджетное прогнозирование представляет собой осуществляемые на основе прогноза социально-экономического развития расчеты и анализ возможного состояния бюджета в перспективе, оценку тенденций и закономерностей изменений, существующих альтернатив. На основе социально-экономического и бюджетного прогнозов осуществляется выбор наиболее благоприятного варианта развития страны или региона. В ходе прогнозирования доходов бюджета рассчитываются в целом по территории объем финансовых ресурсов и возможности их привлечения в бюджет, выявляются и оцениваются формы мобилизации денежных ресурсов, оценивается воздействие налоговой нагрузки и предполагаемых методов налогообложения на развитие производства, определяются пропорции распределения доходов между бюджетами различных уровней управления. Бюджетное прогнозирование позволяет также оценить возможный объем и направления расходования бюджетных средств, дефицит бюджета и определить возможные источники его покрытия.
    Основные документы, используемые для составления финансовых планов. Составление проекта бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год, основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, прогнозе сводного финансового баланса и плане развития государственного или муниципального сектора соответствующей территории.
    Бюджетное послание Президента содержит намечаемую бюджетную политику страны на финансовый год. Оно направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего планируемому.
    Прогноз социально-экономического развития составляется до начала работы над проектом бюджета на основе итогов социально-экономического развития за прошедший период и тенденций на проектируемый финансовый год. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Государственные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на год, среднесрочную и долгосрочную перспективы, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Разработка прогнозов осуществляется в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики , по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. При разработке прогнозов предусматривается несколько их вариантов с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
    Основными исходными показателями прогнозов социально-экономического развития, используемыми для разработки проекта бюджета, являются объем валового внутреннего продукта , темп его роста и предполагаемый уровень инфляции . Эти показатели во многом определяют объем доходов государственных финансов и прежде всего объем налоговых поступлений. В то же время прогноз социально-экономического развития должен учитывать проектируемые изменения в налоговом законодательстве и их воздействие на экономическое развитие и налоговые доходы.
    Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу в РФ согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития расширяет горизонт и позволяет формировать соответствующий прогноз доходов и расходов бюджета и учитывать влияние изменений в налоговом законодательстве на этот период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию. Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В нем характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Правительство Российской Федерации разрабатывает Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации. В этой программе должны быть отражены:
    ? оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики;
    ? концепция программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу;
    ? макроэкономическая политика;
    ? институциональные преобразования;
    ? инвестиционная и структурная политика;
    ? аграрная политика;
    ? экологическая политика;
    ? социальная политика;
    ? региональная экономическая политика;
    ? внешнеэкономическая политика.
    Указанная программа официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.
    Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу в РФ согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» формируется раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В указанной концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства их достижения. Прогнозы социально-экономического развития на долгосрочную перспективу создают предпосылки для формирования стратегии бюджетного планирования. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
    В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами формируются долгосрочные целевые программы.
    Долгосрочные целевые программы, финансируемые за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов , разрабатываются и реализуются органами исполнительной власти или органами местного самоуправления и утверждаются соответственно законодательными (представительными) органами и представительными органами местного самоуправления.
    В процессе составления бюджета формируется баланс финансовых ресурсов . Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Плановый баланс финансовых ресурсов РФ, субъекта РФ, муниципального образования и хозяйствующих субъектов на определенной территории (прогноз сводного финансового плана) cоставляется на основе отчетного баланса за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета . Бюджетные ресурсы и ресурсы вне бюджетных фондов отражаются в сводном финансовом балансе как его составные части.
    Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению. Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется с Бюджетным кодексом , в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения, установлен порядок его исполнения, составления и утверждения отчета об исполнении и финансового контроля . Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований, отраслей экономики, а также составление сводных финансовых балансов , на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Составление и представление проектов бюджетов в законодательные (представительные) органы является прерогативой Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти регионов и муниципальных образований. Непосредственными составителями бюджетов являются финансовые органы на соответствующих уровнях управления.

    Которая подчиняется требованиям финансовой государственной политики. Его сущность с экономической точки зрения состоит в перераспределении ВВП между элементами финансовой системы при составлении и утверждении бюджетов различных уровней.

    Бюджетное планирование представляет в части составления, утверждения и исполнения бюджета. Смысл его определяется функциями, которые отображаются на государства, выборе направлений исходя из необходимости рационального финансирования экономических и социальных программ страны, установления рациональных форм мобилизации доходов бюджета и их оптимальной структуры.

    При разработке бюджета на следующий год должны использоваться только достоверные показатели доходов и расходов налогоплательщиков, а также потребителей бюджетных средств. Поскольку развитие различных отраслей, регионов и предприятий связано между собой, то учитывать эту взаимосвязь необходимо при прогнозировании налогового потенциала и прочих бюджетных потребностей государства.

    Бюджетное планирование и прогнозирование - два экономических инструмента, позволяющие сформировать государства на перспективу с учетом определенных показателей.

    Важнейшим условием ведения хозяйственной деятельности с целью получения прибыли на любом уровне является постоянное совершенствование управленческих методов. Существует своеобразная доктрина среди представителей бизнеса: «Управлять - это предвидеть». В связи с таким мировоззрением все больше занимает свои позиции планирование и бюджетирование на основе прогнозирования на перспективу. Если осуществляется на длительный период, то бюджетное рассчитывается на один год (бюджетный) и обязательно утверждается специальным законодательным актом.

    Бюджетное планирование осуществляется в виде разработки и обоснования оптимального пути развития государства с помощью утвержденного бюджета (он - своеобразный баланс на государственном уровне между доходами и расходами). При этом сальдо бюджета может быть как положительным (профицит), так и отрицательным (дефицит).

    При бюджетном прогнозировании используются различные математические при использовании которого принимаются во внимание результаты предыдущих периодов; и экспертных оценок, который основан на оценках специалистов в отдельных отраслях науки.

    Если бюджетное планирование (в основном) применяется на уровне государства, то бюджетирование создает целостную и эффективную систему управления и отдельного субъекта хозяйствования. При этом, при грамотно построенной системе бюджетирования у предприятия появляется возможность достигать тех стратегических целей, которые определяются руководством компании.

    Сам термин «бюджетирование» в переводе с английского означает «планирование».

    В некрупных компаниях оно обычно сводится только к созданию смет доходов и расходов. При увеличении оборота возникает необходимость в проведении более детального анализа своих экономических показателей, используя все те же математические методы. Благодаря приложенным усилиям и потраченным дополнительным средствам, руководитель всегда будет владеть информацией о состоянии своего бизнеса как в целом по предприятию, так и в его отдельных структурных подразделениях.

    Бюджетирование должно быть использовано при привлечении компанией внешних инвестиций. Ведь любой инвестор захочет иметь правдивую и достоверную информацию о своем будущем бизнесе.

    Каковы теоретические основы бюджетирования и финансового планирования? Как внедрить систему бюджетирования на примере предприятия? Где получить помощь в организации бюджетирования на предприятии?

    Деньги любят счёт. А бизнес-активы – особенно. Каждый предприниматель обязан знать, каков бюджет его предприятия и на что он расходуется. Иначе он просто разорится и вылетит в трубу. Грамотное распределение финансов компании называется бюджетированием.

    О том, как наладить бюджетирование на объекте и как финансовое планирование помогает повысить доходы от бизнеса, я, Денис Кудерин, эксперт по экономическим вопросам, расскажу в этой статье.

    Читаем до конца – в финале вас ждёт обзор профессиональных компаний, которые помогут организовать бюджетирование на предприятии на выгодных для заказчика условиях.

    1. Что такое бюджетирование и финансовое планирование на предприятии

    Бюджет есть у семьи, у школы, у города, у государства.

    И конечно, он есть у каждого коммерческого предприятия. Без бюджета нельзя запустить проект и организовать его работу.

    Бюджетирование – это управление бюджетом, составная часть финансового планирования. С помощью бюджетирования ресурсы и активы хозяйствующего субъекта распределяются во времени.

    Бюджет – не абстрактное понятие, а конкретный документ , в котором цели и возможности компании получают количественное выражение. На крупных предприятиях составлением бюджета и его управлением занимаются специальные структуры – финансовые отделы и центры финансовой ответственности (ЦФО).

    Единой модели бюджетирования не существует – для каждого предприятия разрабатываются индивидуальные схемы, учитывающие специфику компании и её финансовые возможности.

    Пример

    Для небольшого предприятия «Бэбибум», которое торгует детскими японскими памперсами и имеет в штате трёх работников, бюджетирование сводится к простому составлению сметы «доходы-расходы» . Этого вполне достаточно – слишком детальная проработка финансового плана не требуется.

    На крупном нефтеперерабатывающем предприятии бюджетированием занимается несколько отделов , имеется 10 независимых ЦФО, вдобавок периодически дела компании ревизует сторонняя консалтинговая фирма.

    Уровень сложности бюджетирования напрямую зависит от величины бизнеса

    – важнейшая часть экономического планирования и финансового менеджмента. С его помощью определяется текущая и будущая хозяйственная деятельность объекта.

    Главные задачи бюджетирования:

    • оптимизировать затраты;
    • согласовать работу разных подразделений предприятия;
    • выявить, какие направления нуждаются в дальнейшем развитии, а от каких лучше отказаться совсем, поскольку они приносят убытки;
    • проанализировать финансовую деятельность предприятия в целом;
    • составить финансовый прогноз;
    • укрепить дисциплину в компании и усилить мотивацию сотрудников.

    Срок, на который разрабатывается конкретный бюджет, именуется бюджетным периодом . Обычно это 1 год . Профессиональное финансовое планирование и менеджмент – важнейшие составляющие успешной работы.

    Важные термины по теме

    Статья – часть бюджета, по которой планируются и учитываются хозяйственные операции одного типа. Например – зарплата сотрудников, обслуживание территории предприятия, затраты на транспортировку продукции и т.п.

    Хозяйственная операция – единичное событие в работе предприятия, вызывающее затраты ресурсов или, наоборот, поступление денег, товаров, материальных ценностей.

    Бюджет доходов и расходов () – финансовые результаты деятельности предприятия.

    Как правило, потребность в организации профессионального бюджетирования на предприятии возникает, когда численность персонала компании превышает 50-100 человек.

    Управлять финансовыми потоками «по старинке» всё сложнее, прибыль становится менее предсказуемой, руководство теряет финансовый «пульс» компании и не в курсе, куда и на что идут деньги. С бюджетированием тесно связан : по сути, это две стороны одного процесса – экономического управления предприятием.

    2. Какие функции выполняет бюджетирование на предприятии – 7 основных функций

    Базовая задача бюджетирования – учёт и разработка финансовых решений . Анализ текущей ситуации поможет принимать более эффективные решения в будущем, а сравнение плана с фактическими результатами выявит сильные и слабые стороны бизнеса.

    Эксперты выделяют 7 локальных функций бюджетирования . Давайте разбираться с ними.

    Функция 1. Финансовое планирование

    Бюджетирование – это, в первую очередь, инструмент текущего планирования, помогающий искать наиболее рациональные и прибыльные варианты использования доступных ресурсов предприятия.

    Без плана нет бизнеса. Это основа для перспективных и разумных управленческих решений. Финансовое планирование отвечает на вопросы: сколько денег понадобится на ведение бизнеса? Куда именно они пойдут?

    Есть несколько видов планирования: стратегическое (на долгосрочную перспективу), тактическое (на среднесрочную – от года до 5), оперативное – планирование текущей деятельности. Комплексный финансовый учёт в идеале охватывает как долгосрочные, так и насущные цели предприятия.

    Функция 2. Контроль и оценка результатов деятельности

    Эта функция не менее важна, чем планирование. Даже самый лучший план будет бесполезным, если не организовать контроль его выполнения и последующий анализ. Сопоставляя факты с плановыми показателями, проводят объективную оценку результатов работы на всех её этапах.

    Профессиональный контроль повысит отдачу от работы, предотвратит необязательные траты и поможет выявить самые прибыльные направления деятельности.

    Функция 3. Оценка работы менеджеров

    Внедрением идей и планов в практику занимаются менеджеры компании. Бюджетирование помогает оценить результат их работы и выступает основой для материального стимулирования ведущих сотрудников.

    Функция 4. Мотивация сотрудников и руководителей

    В бюджетах отдельных подразделений и всей организации в целом заложены определённые ориентиры для руководителей и сотрудников. Бюджетирование должно мотивировать работников предприятия на достижение целевых результатов.

    Так, выплаты премий и бонусов сотрудников могут и должны быть завязаны на бюджетные показатели.

    Функция 5. Формирование коммуникационной среды

    Сотрудник имеет право и должен точно знать, чего хочет от него руководство. Если бюджетные планы и цели компании – секрет для рядовых сотрудников, то производительность их труда снижается, теряется вовлеченность в работу, падает уровень мотивации.

    Грамотные руководители внедряют на предприятии принцип сочетания восходящих и нисходящих информационных потоков. Низовые звенья обо всём сообщают вышестоящим инстанциям, но и руководители держат сотрудников в курсе финансовых дел компании.

    Функция 6. Координация между подразделениями

    Отделы, цеха и филиалы крупного предприятия должны координировать свою деятельность друг с другом в рамках бюджетирования для слаженной четкой работы.

    Понятно, что одни структуры занимаются расходами компании, а другие, например, отдел продаж, заняты формированием доходной части бюджета. Тем более важно соотносить поступления с затратами и оптимизировать оба направления в соответствии с базовыми целями предприятия.

    Функция 7. Обучение менеджеров

    Бывает, что менеджеры предприятия встречают постановку бюджетирования «в штыки». Они воспринимают этот процесс как дополнительную ответственность, которую хочет взвалить на них руководство, а также боятся, что бюджетирование вскроет все недочёты их подразделений.

    В таких ситуациях необходимо разъяснить необходимость бюджетирования каждому ответственному лицу. Компромиссный вариант – пригласить опытную консалтинговую фирму , которая внедрит, настроит и запустит в работу новую систему бюджетирования, а заодно обучит сотрудников эффективным методам финансового управления.

    Современный финансовый учёт немыслим без автоматизации процесса . Сейчас на многих предприятиях уже работают (и вполне успешно) новейшие программы автоматизированного управления бюджетом. Подробнее о них – в одном из следующих разделов статьи.

    3. Как внедрить систему бюджетирования на примере предприятия – 5 главных этапов

    Итак, мы знаем, что собой представляет бюджетирование и какие задачи выполняет. Теперь рассмотрим, как организовать систему бюджетирования на практике .

    Представленная ниже инструкция – не жесткая схема, а общий алгоритм. Внедрение системы всегда согласуется со спецификой организации, её ресурсами и масштабом.

    Этап 1. Проектирование финансовой структуры

    Для начала разработайте принципы бюджетирования вашего предприятия. Систему нельзя внедрять вслепую.

    Чтобы создать проект финансовой структуры, нужно:

    • изучить финансовую и экономическую документацию;
    • проанализировать механизмы взаимодействия отделов;
    • пересмотреть текущие правила и стандарты финансового учёта;
    • подготовить персонал к внедрению на предприятии новой системы бюджетирования.

    Затем создаётся модель бюджетирования , которая будет контролировать и распределять статьи расходов и финансовые потоки. В соответствии с видами финансовых операций формируются ЦФО (напомню, это так называемые Центры Финансовой Ответственности).

    Количество центров зависит от сферы деятельности предприятия и его масштабов. ЦФО объединяются в единую структуру, работа которой координируется ответственными лицами.

    Этап 2. Создание структуры бюджетов

    На этой стадии формируется структура бюджетов в соответствии с центрами финансовой ответственности.

    Примеры бюджетов на крупном предприятии:

    • бюджет продаж – рассчитывает объём продаж в целом и по отдельным позициям;
    • бюджет производства – расчёт объёмов производства в соответствии со спросом, объёмом продаж и количеством готовой продукции на складах;
    • бюджет закупок – сколько сырья и расходных материалов понадобится;
    • бюджет производственных расходов;
    • налоговый бюджет;
    • бюджет управленческих расходов.

    Это лишь примерный алгоритм распределения бюджетов – у каждой компании будет своя уникальная схема.

    Этап 3. Разработка учетно-финансовой политики

    Политика финансового учёта – это конкретные правила ведения бухгалтерского и производственного учёта. Эти правила соответствуют ограничениям, установленным бюджетами.

    Бывает консервативная финансовая политика, а бывает агрессивная . Речь идёт о методах управления ресурсами, инвестиционной деятельностью компании и прочими бизнес-процессами.

    Пример

    Крупнейшая компания РФ «Газпром» придерживается консервативного бюджетирования. Финансовая политика корпорации позволяет ей выдерживать любые экономические потрясения.

    Однако консервативность означает последовательность в действиях. Например, «Газпром» продолжает развивать и финансировать все свои инвестиционные проекты даже при негативном развитии рыночной конъюнктуры. Причем корпорация добивается этого с помощью собственных, а не заёмных средств.

    Ещё один секрет успеха «Газпрома» - тщательный контроль над затратами. Финансовому департаменту этой организации известно, когда и на что потрачен каждый рубль из корпоративных активов.

    Этап 4. Формирование регламента планирования

    Ответственные лица разрабатывают регламент планирования, определяют процедуры и методы бюджетирования. Затем создают нормативную базу , которая будет регламентировать финансовый учёт в компании.

    В список необходимых документов входят: положение о финансовой структуре предприятия, положение о ЦФО, положение о бюджетах и т.д.

    Часто на этом этапе у компаний возникают трудности. Разумный способ их преодолеть – делегировать разработку нормативных актов профессионалам. В следующем разделе – обзор фирм, которые помогут не только с документами, но и внедрением системы бюджетирования в деятельность компании.

    Этап 5. Составление операционного и финансового бюджета

    Завершающая стадия – составление бюджетов на планируемый период. В идеале нужно провести сценарный анализ и на его основе выполнить коррекцию системы бюджетирования.

    Какие перспективы открывает система? Она сокращает затраты времени и ресурсов на составление финансовой документации и делает экономическую деятельность предприятия более прозрачной . Непредвиденных убытков – меньше, оборотных средств достаточно, растёт рентабельность бизнеса, растут прибыли.

    Эффективность системы во многом зависит о того, насколько программный продукт, который выбрала компания, соответствует специфике и целям предприятия. К счастью, сегодня на рынке достаточно универсальных и удобных программ, которые легко освоить и нетрудно адаптировать к нужной отрасли.

    Смотрите интересный ролик, который ответит на вопрос, почему бюджетирование бывает неэффективным.

    4. Профессиональная помощь в бюджетировании – обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

    Хотите наладить бюджетирование на предприятии быстро и профессионально? Привлекайте опытных специалистов из профильных компаний.

    Экспертный отдел журнала «ХитёрБобёр» провёл мониторинг рынка услуг и выбрал три наиболее надёжные фирмы , специализирующиеся на постановке бюджетирования и финансового учёта.

    Год основания компании – 2003. Сегодня это лидер системной интеграции не только в РФ, но и на всей территории СНГ. Фирма предлагает весь спектр информационных систем для бизнеса. Сотрудники помогут выбрать нужную систему, установят, протестируют и запустят её в работу на предприятии заказчика.

    Компания выполнила несколько сотен успешных проектов по внедрению автоматизации бюджета и управления бизнесом. Сотрудники «Вест Концепт» - специалисты высочайшего уровня с многолетним опытом практической работы. Они наладят общее бюджетирование на объекте или возьмут на себя конкретные структуры – отдел продаж, производство или складские процессы.

    Компания предлагает полный контроль и прозрачность бюджетирования, а также свободу от рутинных расчетов и ошибок. Специализация «СофтПром» - установка уникальных платформ для автоматизации бюджета.

    ПО от этой организации – это продукты российской разработки, сочетающие простоту в управлении с возможностью обрабатывать колоссальные объёмы информации. Компания разработает индивидуальную бюджетную модель любой сложности , проведёт тренинг сотрудников компании-заказчика, внедрит систему бюджетирования под ключ.

    Сервисная компания по внедрению информационных решений в бизнес-проекты. Автоматизация управления, бюджетирования, и прочих бизнес-процессов. АРВО занимается заказами от «а» до «я» - проводит анализ работы предприятия, создаёт проект автоматизации бюджета или управления, внедряет решение и контролирует его исполнение.

    5. Как добиться эффективного бюджетирования на предприятии – 3 действенных способа

    Самостоятельно наладить бюджетирование в организации непросто.

    Чтобы финансовый учёт и планирование были успешными, следуйте экспертным советам.

    Способ 1. Используйте автоматизированные системы бюджетного управления

    Без автоматизированных систем сегодня никуда. Все компании, шагающие в ногу с эпохой, используют современное ПО для ведения бюджета и финансового управления.

    Но прежде чем внедрять системы в практику, изучите их особенности.

    Примеры

    Универсальная платформа UPE – многофункциональный логический конструктор, генератор отчётов и совокупность гибких интерфейсов. Программа смоделирует бюджет любой сложности и на порядок упростит финансовый контроль на объекте.

    1С Управление корпоративными финансами - программа, позволяющая успешно управлять ресурсами предприятия любого масштаба – от маленькой торговой фирмы до крупнейшего холдинга.

    Другие программы – PlanDesigner , Microsoft Azure , SharePoint .

    Выработка эффективного распределения денежных средств в процессе деятельности компании – ключевая задача высшего менеджмента организации. Финансовое планирование определяет не только текущее положение дел, но и перспективы развития предприятия, его положение в конкурентной среде.


    Понятийные основы финансового планирования

    Финансовое планирование и бюджетирование – это аспект деятельности предприятия, который подразумевает управление денежными средствами фирмы с помощью создания фондов, координации процессов движения выручки; управленческие решения в бюджетировании должны быть сообразны с текущим экономическим положением, предполагаемыми доходами, целями и задачами для различных временных периодов.

    Основные показатели, планируемые для достижения, отражаются в финансовом плане – корпоративном документе, отражающем предполагаемые приход и расход финансов. Финпланы различают по сроку составления:

    • краткосрочные (прогноз до одного года; краткосрочный план также называют «бюджетом». Бюджет отражает месячное или квартальное движение средств в экономическом и инвестиционном поле.);
    • среднесрочные (прогноз от одного до трех лет);
    • долгосрочные (свыше 3-х лет).

    Еще двумя важными понятийными единицами теории бюджетирования являются термины «вертикальное бюджетирование» и «горизонтальное».

    Горизонтальное подразумевает, что бюджет составляется подразделениями компании без вмешательства высшего руководства. Топ-менеджмент подключается только тогда, когда отделы не могут достичь договоренности.

    Вертикальное планирование бюджета состоит в том, что каждое подразделение утверждает финплан с руководителем. Менеджер может корректировать распределение расходов по статьям, исключать статьи вовсе или формировать новые.

    Бюджетное планирование финансовой деятельности главной целью преследует максимальное извлечение чистой прибыли на определенном временном отрезке. Под чистой прибылью в менеджменте и экономике понимают прибыль после освобождения от всех издержек по итогам периода.

    Цели бюджетного планирования

    Расширенный список задач, которые руководство компании обязано решить для корректировки или внедрения стратегии планирования бюджета на предприятии:

    • обеспечение межведомственной работы, кооперации отделов и подразделений;
    • создание и отработка системы контроля за исполнением финансового плана предприятия;
    • координация текущего планирования;
    • оценка текущих затрат предприятия.

    Эксперты утверждают, что наиболее сложным моментом является внедрение новой стратегии планирования финансов. Для того чтобы минимизировать «осложнения» руководство должно придерживаться такой линии действий:

    • изучение текущего состояния кооперации подразделений и отделов, анализ регламентов и должностных инструкций;
    • обучение персонала;
    • реорганизация подразделений наиболее щадящим способом;
    • работа по совершенствованию корпоративных стандартов;
    • разработка корпоративной системы отслеживания финансовых операций и выполнения плановых показателей.

    Теория менеджмента выделяет основные принципы, которых должны придерживаться руководители при планировании бюджета предприятия:

    1. Принцип участия: каждый сотрудник вне зависимости от должности является участником процесса финансового бюджетного планирования;
    2. Принцип единства: планирование должно носить системный характер;
    3. Принцип непрерывности: планирование ведется в течение всего цикла реализации бюджетной стратегии, даже если плановые показатели достигнуты раньше срока;
    4. Принцип точности предполагает максимальную детализацию финплана;
    5. Принцип научности: при разработке стратегии должна использоваться теоретическая база и эмпирические данные;
    6. Принцип единоначалия: окончательные решения по спорным вопросам бюджетирования принимает топ-менеджмент;
    7. Принцип конъюнктуры: внедряемые программы финансового планирования должны соответствовать текущей рыночной ситуации.

    Выработка управленческих решений должна основываться на методах экспертных оценок и экстраполяции. Метод экстраполяции предполагает использование объективных данных финансовых показателей за отчетный период. Метод экспертных оценок заключается в привлечении отраслевых специалистов для участия в прогнозировании финансовой ситуации на планируемый период.

    Методология финансового планирования

    Процесс планирования бюджета должен быть ориентирован на использование обширной методологической базы экономики предприятия и теории менеджмента. Допускается применять такие методы:

    • нормативный: максимальная регламентация всех аспектов деятельности компании, т. е. внедрение нормативов оплаты труда, расходов материала, использования производственных мощностей;
    • метод денежных потоков: в качестве основного расчетного показателя используются суммы и сроки поступления денег на счета организации;
    • экономико-математический: использование матанализа и компьютерного моделирования для формирования финансового плана;
    • балансовый: основывается на таком расчете пропорций расходования средств, при котором будет обеспечиваться полноценное функционирование и равномерное развитие подразделений компании;
    • расчетно-аналитический метод: рассматривает бюджетное планирование как динамический процесс; внедрение изменений должно производиться с учетом текущих показателей.

    Выбор методологического направления должен зависеть от рода деятельности компании, степени разветвленности ее структуры и характера движения финансовых потоков.

    Составляющие бюджета предприятия

    В прикладном аспекте бюджетирование финансового планирования организации сводится к формированию нескольких бюджетов предприятия различного уровня. Бюджеты предприятия делятся на два типа: операционный и финансовый.

    Финансовый бюджет включает в себя три уровня:

    1. инвестиционный:
    2. баланс денежных средств: отражает все возможные поступления средств за отчетный период;
    3. прогнозируемый бюджет: отчетный документ, отражающие предполагаемое состояние дел на конец периода. Иногда сопровождается детальным SWOT-анализом, содержащим сведения о возможностях и угрозах на протяжении отчетного периода;

    Этот тип отражает итоговые показатели, определяет успешность выполнения финплана в целом.

    Операционный бюджет содержит в себе еще большее количество и показывает текущую ситуацию на предприятие, дает детальное представление о расходовании средств подразделениями. Данный тип включает в себя следующие уровни:

    1. бюджет продаж: формируется с учетом предполагаемого объема реализации продукта и цены на него. При формировании цены и предполагаемых объемов продаж нужно ориентироваться на показатели продаж в предыдущем отчетном периоде, макроэкономические факторы, сезонность спроса на товары и услуги;
    2. производственный бюджет: определяет тип производимого продукта/услуги и предполагаемое количество произведенных единиц. При формировании нужно учитывать возможность резкого изменения спроса, текущие запасы произведенной продукции, себестоимость единицы продукта;
    3. бюджет производственных запасов: отражает хранящиеся на складе резервы сырья, готовой продукции, ГСМ. В финансовом плане данные должны быть отражены в количественных и стоимостных величинах. В этот раздел входит бюджет затрат на сырье и материалы производства;
    4. фонд оплаты труда: формируется из ставок работы персонала и планируемых показателей производительности труда. В данном разделе, возможно, появление дополнительных показателей: это зависит от того, какая система оплаты применяется в компании – фиксированная или сдельная;
    5. накладные затраты: сюда могут входить некоторые макроэкономические факторы(инфляция), а также амортизационные расходы – траты на ремонт и обслуживание оборудования;
    6. расходы на менеджмент: к этому типу относятся траты на осуществление сбыта, расходы на обеспечение функционирования аппарата менеджеров, плата за корпоративную связь и транспорт.

    Все описанные типы документов должны формироваться до того, как начнется плановый период.

    Анализ и планирование бюджета операционного уровня в большинстве случаев обеспечивает достижения прогнозных значений финансового плана, помогает сформировать позитивный финансовый бюджет. Работа в плановый период должна начинаться с составления отчета о прибылях и убытках – прогнозного документа, отражающего показатели планируемой деятельности. В отчете должны быть данные, систематизированные и скомпонованные на основе перечисленных видов расходных направлений.

    Типовой финансовый план

    Документ должен содержать разделы:

    • прогноз сводного баланса;
    • бухгалтерский баланс с указанием основных средств, оборотных активов, дебиторской задолженности и детализацией пассивной части;
    • расчет основных средств после коррекции коэффициентов.

    Для составления финплана нужно привлекать бухгалтеров, экономистов, топ-менеджеров, консультантов по стратегическому менеджменту.

    Бюджетное планирование – краеугольный камень экономической деятельности, без которого функционирование предприятия невозможно в плановой или рыночной экономической парадигме. Вне зависимости от рода деятельности, финансовое планирование имеет обобщенный характер. Приобретение знаний о данном аспекте бизнеса будет полезно начинающим предпринимателям, так как бюджетирование – наиболее важная часть бизнес-плана.