Целостный анализ рассказа О’Генри “Последний лист”. Критический анализ новеллы О’Генри "Последний лист" Философская идея новеллы последний лист

Комплексный анализ новеллы О.Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс.
Куличихина И. М. , учитель

русского языка и литературы

МОУ «Гимназия № 58» г. Саратова
Тема урока: «Что такое настоящий шедевр?».

Тип урока: урок повторения ранее пройденного материала систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.

Технология: деловая игра.

Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска.

Цель урока:


  • провести комплексный анализ новеллы О.Генри «Последний лист»;

  • продолжить работу над развитием надпредметных компетенций учащихся;

  • продолжить формирование их позитивного и профессионального отношения к искусству, в том числе словесному.
Задачи:

  • повторить такие теоретические понятия, как эпический род литературы, жанр новеллы, композиция, художественный образ, средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение и другие;

  • создать условия для творческой групповой исследовательской (в том числе и сопоставительной) работы с текстом новеллы;

  • показать учащимся общность сквозных тем в зарубежной и русской литературе;

  • продолжить развитие исследовательских и коммуникативных навыков учащихся;

  • продолжить воспитание читательского вкуса учащихся и их эстетическое развитие.
Предварительное домашнее задание к уроку:

  • Сообщение по жизни и творчеству О.Генри, оформленное как презентация (индивидуально).

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения «Последний лист» и подобрать к нему музыкальное оформление (индивидуально).

  • Познакомиться со статьей Б.М. Эйхенбаума «О.Генри и теория новеллы», выписать тезисы, которые подтверждают, что «Последний лист» - новелла (индивидуально).

  • Перечитать новеллу О.Генри «Последний лист», подумать с какими известными произведениями русской литературы можно его сопоставить.
Ход урока.

  1. Организационный момент. До звонка учащиеся делятся на четыре группы с помощью разноцветных жетонов и садятся за столы, на которых стоят флажки данных цветов.

  2. Создание эмоционального фона. На фоне музыки (например, серенады Шуберта) на экране появляется фотография «Последний лист», ученица читает стихотворение.

ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ.

С деревьев пожелтевшие одежды


Безжалостно осенний ветер рвал.
Последний лист... Последний лист надежды
С плюща соседнего сорвал внезапный шквал.

Но старый незадачливый художник,


В ту ночь шедевр единственный создав,
В последний раз палитру на треножник
Поставил, смертный приговор свой подписав.

Затем его палитра овдовела.


Но спасена была им молодая жизнь...
Об этом случае нам написал новеллу
О. Генри - величайший новеллист.
3. Постановка целей и задач урока перед учащимися.

Учитель: Сегодня мы с вами вернемся к замечательной новелле «Последний лист» американского писателя О.Генри, которую изучали в 7 классе, и попробуем прочитать её по-новому, как литературоведы, как исследователи творчества писателя. Но сначала несколько слов о самом авторе. Во время презентации постарайтесь записать краткую биографическую таблицу и особенности художественного мастерства О.Генри.

4. Сообщение учащегося. О. Генри . Биографическая справка. (Оформленная как презентация и спроецированная на доску.)

Биография

Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 г . в городе Гринсборо , штат Северная Каролина . В трехлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулеза. Позже попал под опеку своей тетки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке. Затем работал кассиром-бухгалтером в банке в техасском городе Остине . Был обвинён в растрате и полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе , затем в Южной Америке. По возвращении в США был осужден и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо , где провел три года (1898 -1901 ).

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry - О’Генри). Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), - он написал в тюрьме.

Первая книга рассказов О. Генри - «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) - вышла в 1904 . За ней последовали: «Четыре миллиона» (The four million, 1906 ), «Горящий светильник» (The trimmed Lamp, 1907 ), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907 ), «Голос города» (The Voice of the City, 1908 ), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908 ), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909 ), «Избранное» (Options, 1909 ), «Точные дела» (Strictly Business, 1910 ) и «Водовороты» (Whirligigs, 1910 ).

В конце жизни страдал от цирроза печени и диабета . Писатель скончался 5 июня 1910 г. в Нью-Йорке.

В сборник «Постскриптумы» (Postscripts), изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны , наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас , 1895 -1896 ). Всего О. Генри написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

О. Генри занимает в американской литературе исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа» (short-story). Перед смертью О. Генри высказал намерение перейти к более сложному жанру - к роману («всё, что я писал до сих пор, это просто баловство, проба пера, по сравнению с тем, что я напишу через год»).

В творчестве, однако, эти настроения ничем не проявились, и О. Генри остался органическим художником «малого» жанра, рассказа . Не случайно, конечно, что в этот период писатель впервые начал интересоваться социальными проблемами и выявил свое отрицательное отношение к буржуазному обществу (Дженнингс «Через тьму с О. Генри»).

Герои О. Генри разнообразны: миллионеры , ковбои , спекулянты , клерки , прачки , бандиты , финансисты , политики , писатели , артисты , художники , рабочие , инженеры , пожарные - сменяют друг друга. Умелый конструктор сюжета, О. Генри не показывает психологическую сторону происходящего, действия его персонажей не получают глубокой психологической мотивировки, что еще более усиливает неожиданность финала.

Через восемь лет после его смерти в память о писателе была учреждена премия О. Генри , которая выдаётся каждый год.

5. Дается задания группам (все задания для экономии времени даются учащимся на карточках). Работа в группах (Не более 10 минут). Во время обсуждения учитель переходит от группы к группе и при необходимости подбрасывает идеи учащимся.


Задание, которое получают учащиеся

Примерный круг обсуждения

Задание 1 группы (работа с интерактивной доской): определить род и жанр произведения, указать его характерные жанровые особенности, а также композицию. (метод работы с интерактивной доской: из «подвала», где собраны в беспорядке теоретические понятия, перенести в верхнюю часть те из них, которые относятся к данному произведению).

Род - эпический, в основе – событие: создание художником Берманом шедевра, спасшего жизнь молодой девушке. Жанр – новелла: малая форма, несколько страниц текста, лаконизм, один сюжетный узел – болезнь девушки (Джонси), ее фатализм и чудесное выздоровление. В основе двойная «ошибка» героини: она сначала связывает свою жизнь и смерть с последним листом плюща, потом не замечает, что последний лист – создание кисти художника, а не природы. Сюжетное ударение в конце: Джонси становится известно, что ее спас Берман и то, какую цену он заплатил за создание шедевра. По-новому освещается фигура художника- «неудачника», создавшего свой шедевр. Композиция лаконична: экспозиция – описание колонии художников, встречи двух девушек, их решения жить вместе. Завязка происходит тогда, когда Джонси заболевает. Кульминация наступает в тот момент, когда силы Джонси на исходе, а на ветвях остается последний лист, и Бремен тайно в холодную ночь создает свой спасительный шедевр. Развязка – выздоровление героини и разрешение ошибки: рукотворность последнего листа, величия шедевра художника.

Задание 2 группы: проанализируйте, как художник описывает место действия новеллы, что можно сказать об общем колорите произведения. Вспомните, в каких произведениях русской литературы можно встретить подобное описание города. Какой художественный прием использует автор, когда говорит о пневмонии.

Описывая «колонию» поселенцев, вольных художников, О.Генри передает печальный колорит бедных кварталов Вашингтон-сквера, интерьер можно считать философским: «улицы перепутались и переломались», как и судьбы героев. «Одна улица даже пересекает самое себя раза два», как старый неудачник художник Берман, мечтая о шедевре, пишет вывески ради хлеба насущного. Окно студии Джонси и Сью выходит на «глухую стену соседнего кирпичного дома», что может символизировать тупик жизненного пути Джонси: ведь она так же безнадежно, как и Берман, мечтает написать Неаполитанский залив. Говоря о страшной болезни, пневмонии, автор использует прием олицетворения, персонификации. Не случайно это слово написано в рассказе с большой буквы. Метафоры «неприветливый чужак», «душегуб» и деепричастные обороты, включающие в себя эпитеты: «незримо разгуливая», «касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами» - создают страшный образ смерти. Герои О.Генри живут в городе-убийце, который губит их мечты и их жизни. Особое место в новелле занимает описание плюща: «Старый, старый плющ с узловатым, подгнившим у корней стволом заплел до половины кирпичную стену. Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголенные скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи». Оно также имеет символическое значение плющ - «лоза жизни», с которой метафорический и олицетворенный образ осени срывает последние листья. Сама природа, кажется, несет гибель тем, кто живет в этих бедных кварталах. Творческий метод О.Генри можно сопоставить с аналогичным описанием города-убийцы в произведениях Н.В. Гоголя («Петербургские повести») и Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»).

Задание 3 группы: охарактеризуйте образную систему и композицию новеллы. К какому литературному типу можно отнести ее героев? Как писатель раскрывает их внутренний мир? Можно ли провести аналогии с русской литературой?

Систему образов новеллы можно разделить на две группы: первая – это художник Берман, Джонси, Сью, доктор – круг действующих лиц невелик, что определяется жанром произведения; вторая – символические образы Пневмонии, осени, старого плюща. Предыстории девушек нет, автор только указывает, что одна приехала из Калифорнии, другая из штата Мен. Сью и Джонси «познакомились за табльдотом одного ресторанчика… и нашли, что их взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава вполне совпадают. В результате и возникла общая студия». Но вместе со студией возникает и дружба. Молодые, талантливые, они поддерживают друг друга. Как заботливо ухаживает Сью за подругой во время болезни, когда та считает листья на старом плюще и уверяет себя, что умрет тогда, когда упадет последний лист. Очень точно О.Генри передает состояние героини: «Джонси, бледная и неподвижная, как поверженная статуя» не может бороться за свою жизнь. Ее монолог полон отчаянья: «Я устала ждать. Я устала думать (ретардация). Мне хочется освободиться от всего, что меня держит, - лететь, лететь все ниже, как один из этих бедных, усталых листьев». Еще один персонаж – доктор. Несколькими штрихами автор рисует портрет старого врача: «озабоченный доктор одним движением косматых бровей вызвал Сью в коридор». Он знает жизнь и силы человеческого организма: «Вся наша фармакопея теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика». Но медицинская тема не исчерпывает образ врача: важна его реакция на слова Сью о мечте Джонси: «Ей… ей хотелось красками написать неаполитанский залив» . «Чепуха,» - сказал доктор. Он признает, что можно жить ради любви и даже ради моды, но не понимает, что можно жить ради искусства. В предкульминационный момент новеллы автор вводит образ художника Бермана. Если портретная характеристика Сью не упоминается вовсе, а о Джонси сказано только, что она «миниатюрная девушка, малокровная от калифорнийских зефиров, то портретная характеристика Бермана более развернутая: «Ему было уже за шестьдесят, и борода, вся в завитках, как у Микеланджело, спускалась у него с головы сатира на тело гнома». Микеланджело- сатир-гном – такой ряд, конечно, не случаен: все в этом герое противоречиво. Мечтает о шедевре, а в его коморке 25 лет стояло «нетронутое полотно, готовое принять первые штрихи», которые художник все никак не отважится нанести. Он, «злющий старикашка, который издевался над всякой сентиментальностью», все-таки смотрел на себя «как на сторожевого пса, специально приставленного для охраны двух молодых художниц». Такая полнота образа Бермана позволяет сделать вывод, что именно он главный герой новеллы. Он ворчит и не принимает печальных фантазий Джонси, но ценой своей жизни спасает её, создавая свой шедевр. Могильный холод отступил от Джонси, но взял в свои объятья старого художника. Мотив холода продолжается в описании каморки Бермана после его смерти, «башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лед».

Можно сделать вывод, что герои новеллы – маленькие люди, которые поддерживают друг друга в беде. У О.Генри нет психологизма Пушкина и Достоевского, но в какой-то мере его героев можно сравнить и с Самсоном Выриным, и с Макаром Девушкиным, и с Варенькой.


Задание 4 группы: определите главную тему и идею новеллы. Что такое шедевр в вашем понимании и можно ли назвать шедевром «последний лист» Бермана? В каком произведении русской литературы поднимается тема искусства и его предназначения с наибольшей полнотой?

В небольшой новелле О.Генри затронул несколько тем: он дает зарисовку жизни «маленьких» людей искусства, небогатых и незнатных; показывает героиню, отдавшуюся во власть болезненной, фатальной фантазии, говорит о смысле жизни (любовь, искусство и даже «модные рукава») и о том, что человек должен надеяться, должен иметь мечту, как Берман, как Джонси, но главная тема связана с искусством и его влиянием на жизнь человека.

Идея произведения – показать спасительную силу искусства. Заканчивается новелла словами Сью, обращенными к Джонси: « Посмотри в окно, дорогая, тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана – он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист». Искусство – это способность человека, подражая природе, создавать прекрасное. И пусть Берман создал свою картину не на холсте, а на кирпичной стене, пусть вся жизнь была только подготовкой к созданию этого шедевра – цена оправдана, ведь спасена молодая жизнь. Одно из произведений русской литературы, в котором вопрос о предназначении искусства является главным, - это «Портрет» Н.В.Гоголя, главный герой, старый художник, умирая, завещал сыну помнить, что для художника нет низкого, так как сама миссия искусства возвышать и очищать.


  1. Творческий полилог. Учащиеся озвучивают результаты своих исследований. 5 минут каждой группе. 20минут всего. В ходе выступления групп ребята задают вопросы друг другу, учитель при необходимости конкретизирует выводы ребят.

  2. Подведение итогов урока.
Учитель: тема нашего урока «Что такое настоящий шедевр?», мы подробно рассмотрели новеллу О.Генри, поняли, что называл шедевром писатель. Но ведь так можно назвать и само это произведение. Не так ли? (Заслушивается мнение учащихся). Дома перечитайте, пожалуйста, новеллу « Дары волхвов». Кстати, есть прекрасный российский современный фильм «Новогодний романс», созданный по мотивам этих двух новелл О.Генри. У меня есть диск. Кто бы хотел посмотреть? Можно остаться после занятий сегодня или взять домой диск.(Своеобразная рефлексия – кого из школьников затронуло творчество О.Генри.)

Конспект урока литературы в 6 классе.

Тема: Последний лист надежды (О. Генри «Последний лист»).

Цели:

1. Обучающая: познакомить детей с жизнью и творчеством О. Генри.

2. Развивающая: закрепить умение выражать свою точку зрения на событие в тексте.

3. Воспитывающие:

а) расширить общий кругозор;

б) привить интерес к зарубежной литературе;

в) привить нравственные понятия об истинной дружбе, надежде;

Г) раскрыть назначение искусства.

Задачи:

1. расширить кругозор учащихся, познакомить с представителем американской литературы;

2. привить любовь к искусству;

3. воспитать чувства добра.

Тип урока : синтетический

Урок по биографии писателя;

  • урок углубленной работы над текстом.

Метод: - эвристический метод

  • репродуктивный метод
    Приемы:

Слово учителя о жизни и творчестве писателя

Комментированное чтение

  • постановка проблемы, вытекающей из прочитанного произведения
  • эвристическая беседа

Оборудование: проектор, компьютер.

Оформление доски :

Пятое марта

Последний лист надежды

«Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое»

Ф. Бэкон.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Вступительное слово учителя - 3 мин.
  3. Слово учителя о биографии и творческом пути писателя - 10 мин.
  4. Слово учителя об особенностях творчества - 4 мин.
  5. Беседа о взаимосвязи добра и искусства – 5 мин.
  6. Работа с классом. Анализ произведения - 15 мин.
  7. Прослушивание музыкальной композиции по мотивам новеллы – 4 мин.
  8. Подведение итогов. Домашнее задание. - 3 мин.

Итого: 45 минут

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Доброе утро, садимся. Приготовились, настраиваемся на работу.

2. Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с рассказом А. Грина «14 футов». Мы рассмотрели, как раскрывается человеческий характер в пограничной, экстремальной, ситуации. Мы пришли к выводу, что человеку присущи высокие и низкие помыслы, что характер человека сложен, но на ошибках люди учатся. На примере образа Киста мы увидели, человек способен стать лучше, чище в душе. Мы сказали, что «литература - это человековедение», она вся о нем, о его внутреннем мире, характере, о его жизненных ценностях.

Сегодня мы продолжим изучение этой темы на примере новеллы О. Генри «последний лист». Прежде чем перейти к новелле, давайте познакомимся с жизнью и творчеством, неповторимой судьбой этого человека.

3. Слово учителя о биографии и творческом пути писателя.

Учитель:

Как вы считаете, кому люди ставят памятники?
- За что люди удостаиваются такой чести?
- А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?
И именно этой чести было удостоено творчество писателя О. Генри. Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо.

Познакомимся с биографией этого удивительного писателя.
Настоящее имя О. Генри Уильям Сидни Портер(1862-1910). Он автор более 280 рассказов , новелл родился в городе Гринсборо в США, 11 сентября 1862г.
В школе О. Генри выделялся острым умом, богатым воображением и умением одной рукой рисовать, а другой одновременно решать арифметические задачки. После школы молодой человек стал работать в аптеке своего дяди, но в 19 лет у него появился кашель, похожий на туберкулезный, и один друг семьи предложил Уильяму поехать поработать на ранчо в Техасе - штате с сухим и жарким климатом. Хозяин ранчо имел богатую библиотеку, молодой ковбой много читал и сам начал писать рассказы, впрочем, он не пытался их предлагать кому-либо и вскоре уничтожил. Но через два года Уильям отправился в большой, по тогдашним понятиям, город Остин.
Здесь он сменил несколько профессий. Работал в сигарной лавке, в фирме по продаже недвижимости, учился играть на гитаре и пел в квартете, который охотно приглашали на пикники и свадьбы. Печатал в журналах юмористические рисунки, не приносившие ни денег, ни известности.
Женившись, У. Портер решил остепениться и поступил на работу кассиром в Первый национальный банк Остина. Когда была обнаружена растрата, Портера обвинили в краже. Все его друзья и коллеги клялись, что молодой кассир не мог присвоить деньги вкладчиков, и суд снял с Портера все обвинения. Тем не менее Уильям ушел из банка, уехал в Хьюстон и стал работать в местной газете художником и обозревателем. Однако ревизоры стали копать глубже, обнаружили в банковских книгах большой беспорядок и нехватку - на этот раз в 4703 доллара.
В январе 1897 года он был арестован. Пока Портер ожидал суда, в его жизни произошли важные перемены. Скончалась долго болевшая жена. Дочку взяли к себе родители жены. Один из американских журналов принял для публикации его рассказ из жизни ковбоев и просил еще, но автору было не до пера. На суде он вел себя безучастно и 25 апреля 1898 года начинающий писатель был отправлен в тюрьму на пять лет.
Здесь он работал, вспомнив молодость, в тюремной аптеке. Когда обнаружилось, что пропало некоторое количество аптечного спирта и заподозрили фармацевта, он вспылил: "Я не вор! Я в жизни не украл ни единого цента! Меня обвинили в растрате, но я сижу за кого-то другого, кто прикарманил эти деньги!"

Вместе с Портером сидел 20-летний взломщик сейфов Дик Прайс. Он сделал доброе дело- спас из захлопнувшегося сейфа маленькую дочь богатого бизнесмена. Прайс открыл сверхсекретный замок за 12 секунд. Ему обещали помилование, но обманули. На этот сюжет Портер сочинил свой первый рассказ – про взломщика Джимми Валентайна, спасшего племянницу своей невесты из несгораемого шкафа. Рассказ, в отличие от истории Дика Прайса, заканчивался счастливо.

Рассказ в печать приняли не сразу. Три следующих были опубликованы под псевдонимом.

Находясь в тюрьме, Портер стыдился печататься под своей фамилией. В аптечном справочнике он наткнулся на фамилию знаменитого в то время французского фармацевта О. Анри. Именно её в той же транскрипции, но в английском произношении – О.Генри – писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни.
Аптека не отнимала много времени, и Портер продолжал писать рассказы, отправляя их на волю через сестру одного из сокамерников. Свои сочинения он стал подписывать именем "О. Генри".
За безупречное поведение, узника выпустили на волю не через пять лет, а через три года и три месяца. Выходя из тюремных ворот, он произнёс фразу, которую цитируют уже доброе столетие: "Тюрьмы могли бы оказать известную услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать".

Написанные в тюрьме рассказы шли в журналах нарасхват, и издатели прислали ему деньги, чтобы он мог добраться до Нью-Йорка.
4. Слово учителя об особенностях творчества.

За 2 года О. Генри написал 130 произведений. Сюжеты для своих произведений черпал из жизни. Дно американского мегаполиса стало его вдохновением. Нередко целыми днями О. Генри просиживал в сомнительных питейных заведениях, черпая сюжеты из рассказов таких же завсегдатаев.
Герои О. Генри – вор, бродяга, ковбой, врач, матрос, рабочий, лавочник, плантатор, продавщица, актер, художник, адвокат.

Работал наизнос, такого темпа не вынес бы и здоровый человек, здоровье писателя было подорвано.

Он избегал общества литературных собратьев, стремился к уединению, дичился светских приёмов, не давал интервью. По нескольку суток без видимой цели бродил по Нью-Йорку, потом запирал дверь комнаты и писал.

Последние недели жизни О. Генри провёл в одиночестве в нищем гостиничном номере. Он изболелся, много пил, уже не мог работать. На 48-м году жизни в нью-йоркской больнице он ушёл в иной мир. О. Генри писал о великой силе добра, учил людей творить добро. И не был голословным, на своем личном примере он доказывал главные идеи своим произведений. Несмотря на внушительные гонорары за свои произведения, он так и не сколотил состояния, оттого что все свои деньги он раздавал бедным и нуждающимся, он жертвовал собой во благо других.

5. Беседа о взаимосвязи добра и искусства.

Ребята, каждый из нас приходит в этот мир с особой миссией, целью. И чтобы не сбиться с истинного пути на путь ложный, нам с вами помогает искусство: оно учит видеть нам прекрасное и прекрасное, прежде всего, в душе, оно учит нас творить и ценить добро. Можем ли поставить знак равно между добром и искусством? Почему?
- Какие виды искусства вы знаете, назовите?

А всё ли, что нарисовано, спето, мы можем назвать искусством? Почему?

Чтобы разобраться в этом, нам нужно с вами разобраться в предназначении искусства, его главной цели, для этого обратимся к нашему рассказу.

6. Работа с классом. Анализ произведения.

6.1. Образ Джонси, Сью. Настоящая дружба.

Что, по мнению доктора, могло погубить Джонси, помимо ее болезни? Объясните смысл фразы доктора, обращенной к Сью: «Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти вместо одного из десяти».

(Самое главное, считает доктор, - это не лекарство даже, а воля к жизни. Если пациент будет думать, что он неизбежно умрет, если не станет сопротивляться болезни, он будет иметь «один шанс из десяти». Если удастся заинтересовать больную хотя бы чем-то, связанным с жизнью, пусть даже фасоном рукавов, это уже хорошо: это значит, что подсознательно человек строит планы на будущее, надеется. Мечтать о будующем значит надеяться на что-то, стремиться к чему-то. Человек, который вспоминает прошедшее, стар душой, а тот, кто мечтает, у того всё впереди)

Докажите, что Сью и Джонси были настоящими друзьями . Что сделала Сью для подруги? Обратите внимание на фразу: «Подумай обо мне, если не хочешь, если не хочешь думать о себе! Что со мной будет?»

(Каждый наш поступок невидимыми нитями связан с жизнью других людей. Сью работала ради подруги, кормила ее, ухаживала за ней, даже лгала ради ее выздоровления («Да ведь ещё сегодня утром доктор говорил мне, что ты скоро выздоровеешь… что у тебя 10 шансов против одного».).

Никто не одинок, ни один человек на свете. Обязательно найдутся люди, к-ые готовы помочь нам в любую минуту, и очень важно суметь увидеть таких людей вокруг себя, дать им возможность помочь вам в беде. Что хотела доказать Сью своей подруге своими поступками?

(Она хотела доказать Джонси, думавшей только о своей болезни и близкой смерти, что та очень нужна ей, что девушка не имеет права поддаваться беде, хотя бы ради Сью).

Да, в трудные моменты не стоит замыкаться на своем горе. обратите внимание на эпиграф к нашему уроку «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое», как вы думаете, о чем идет речь, о каких человеческих взаимоотношениях?

- Какую мысль внушила себе Джонси? Почему вид последнего листа,

державшегося на ветке, воскресил в душе девушки желание жить? Докажите, что Джонси раскаивалась в своей слабости и просила у подруги прощения.

(Лист, так упорно боровшийся за свою жизнь, внушил Джонси чувство стыда за

свою слабость:

« - Я была скверной девчонкой, Сьюди, - сказала Джонси. - Должно быть, этот последний

лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать

себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немножко бульона, а потом молока. Хотя нет:

принеси мне сначала зеркальце, а потом обложи меня подушками, и я буду сидеть и

смотреть, как ты стряпаешь.

Часом позже она сказала:

Сьюди, я надеюсь когда-нибудь написать красками Неаполитанский залив»).

Жить только для себя – смерть (духовная), а если живешь для другого, то жизнь наполняется смыслом. Как вы считаете, можем ли мы назвать дружбу девочек истинной крепкой? Что для этого нужно сделать, чтобы она таковой являлась, к чему нас подводит автор?

(Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно помогать друг другу в беде, добро не останется незамеченным. Смысл нашей жизни – творить добро, творить добро для других, тогда оно неизбежно вернется к тебе снова. И лишь в этом случае жизнь будет ненапрасной, она не будет пустой, а, наоборот, яркой и приносящей счастье. Значение истинной дружбы - в поддержке в трудную минуту).

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку, великий философ Ф. Бэкон сказал: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Как вы думаете о чем речь?

- Какие ещё высказывания о дружбе вы знаете?

  1. Образ Бермана.

Что вы можете рассказать о художнике Бермане, о его жизни прошлой и настоящей. Каким был его смысл жизни, то болезни девочки? (написать шедевр) .

В чем состоял смысл поступка художника Бермана?

(наша жизнь не должна проходить бесследно, смысл жизни – творить добро, помогать окружающим, оставить свой след в истории, такой след, чтобы после вспоминали с уважением и восхищались. Именно такой поступок совершил Берман, раньше его жизнь не отличалась ничем подобным, люди были о нем не лучшего мнения, но его поступок (нарисованный лист) доказал обратное, он спас человеку жизнь, пожертвовав жизнью своей. Этим поступком он доказал, что жизнь он прожил не зря, она обрела смысл, что он создал то, к чему стремился, что жизнь его не прошла бесследно и бесцельно ).

С какой целью Сью рассказала Джонси о смерти художника и его последнем решении?

(хотела не только почтить память художника, но и укрепить в своей подруге волю к жизни: теперь, когда та знает, что человек сделал ради нее, она не смеет поддаваться болезни).

- Почему старик всё-таки умирает? (он достиг главной цели в своей жизни, спас жизнь молодой девушке).

Говорят, что человек жив до тех пор, пока о нем помнят? Жив ли старик в сердцах девушек?

  1. . Истинная цель искусства.

Обычно шедевром называют гениальное творение искусства, пережившее века, обессмертившее имя своего создателя. Французское слово chef-d’oeuvre (буквально: «голова труда», «голова творчества») переводится как «шедевр», «образцовое произведение», «мастерски исполненная вещь». Почему ни у автора, ни у читателя, ни у молодых героинь рассказа не возникает сомнения в том, что нарисованный Берманом на кирпичной стене лист -истинный шедевр?

(Его рисунок спас жизнь человеку. Мастерство художника создало полную иллюзию живого листа. Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром. Творить добро - основная задача искусства).

Вспомните, мы в начале урока перечислили виды искусства, и посмотрите, все они находят отклик в наших душах, заставляют нас сопереживать или переживать,. Мы находим в картинах образы, которые нас восхищают (захватывают дух), (последний день Помпеи), мы смотрим кино, читаем книгу переживаем в душе то же состояние, что и герой (му-му и Герасим), архитектура, потрясающая наше воображение, танец, заставляющий сердце биться в унисон ветру и музыка, пробуждающая наши чувства.

7. Прослушивание музыкальной композиции по мотивам новеллы.

А теперь давайте прослушаем музыкальную композицию «Последний лист», написанную по мотивам произведения.

(после прослушивания) Какие чувства и эмоции возникли у вас после прослушивания записи?

Итоги:

Какой вывод мы можем сделать после анализа произведения? О чем это произведения, что автор хотел до нас донести?

  • нужно верить в себя, не сдаваться.
  • Автор хотел показать нам истинную дружбу.
  • Истинное предназначение искусства – служить человеку, творить добро.

Таким образом, новелла О. Генри - о человечности, сочувствии, самопожертвовании. И об искусстве, которое должно пробуждать к жизни, давать воодушевление, радость и вдохновение. Это и есть уроки О. Генри, они учат радоваться искренним человеческим чувствам, которые могут сделать жизнь в этом неистовом мире счастливой и осмысленной.

8. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня».


Целостный анализ рассказа О’Генри “Последний лист”
О. Генри занимает в американской литературе исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа» (short-story).
Род - эпический, в основе рассказа – событие: создание художником Берманом шедевра, спасшего жизнь молодой девушке. Жанр – новелла: малая форма, несколько страниц текста, лаконизм, один сюжетный узел – болезнь девушки(Джонси), ее фатализм и чудесное выздоровление. В основе двойная «ошибка» героини: она сначала связывает свою жизнь и смерть с последним листом плюща, потом не замечает, что последний лист – создание кисти художника, а не природы. Сюжетное ударение в конце: Джонси становится известно, что ее спас Берман и то, какую цену он заплатил за создание шедевра. По-новому освещается фигура художника- «неудачника»,создавшего свой шедевр. Композиция лаконична и способствует сопереживанию и соучастию читателей: экспозиция – описание колонии художников, встречи двух девушек, их решения жить вместе. Завязка происходит тогда, когда Джонси заболевает. Кульминация наступает в тот момент, когда силы Джонси на исходе, а на ветвях остается последний лист, и Бремен тайно в холодную ночь создает свой спасительный шедевр.Развязка – выздоровление героини и разрешение ошибки: рукотворность последнего листа, величия шедевра художника.
Идея произведения – показать спасительную силу искусства. Заканчивается новелла словами Сью, обращенными к Джонси: « Посмотри в окно, дорогая, тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана – он написал его в ту ночь, когда слетелпоследний лист». Искусство – это способность человека, подражая природе, создавать прекрасное. И пусть Берман создал свою картину не на холсте, а на кирпичной стене, пусть вся жизнь была только подготовкой к созданию этого шедевра – цена оправдана, ведь спасена молодая жизнь

В новелле «Последний лист» развивается тема человеческих взаимоотношений, самопожертвования, ответственности и по большому счёту –смысла жизни. Писатель не анализирует ни действия, ни речь героев и, являясь сторонним наблюдателем и простым пересказчиком, поощряет читателей делать собственные выводы. В тексте в полной мере раскрывается «система Генри – динамичность сюжета, отсутствие подробных описаний, сжатость языка». Умелый конструктор сюжета, О. Генри не показывает психологическую сторону происходящего, действия его персонажейне получают глубокой психологической мотивировки, что еще более усиливает неожиданность финала.
С помощью неспешного повествования автор показывает конкретную житейскую ситуацию (дружба двух девушек, болезнь одной из них, отношения с соседом-художником), а персонажи не вызывают сомнений в реальности их существования.
Автор избегает сентиментальности, повествуя о том, как искренняя любовьделает невозможные вещи.
В небольшой новелле О.Генри затронул несколько тем: он дает зарисовку жизни «маленьких» людей искусства, небогатых и незнатных; показывает героиню, отдавшуюся во власть болезненной, фатальной фантазии, говорит о смысле жизни (любовь, искусство и даже «модные рукава») и о том, что человек должен надеяться, должен иметь мечту, как Берман, как Джонси, но главная тема связана сискусством и его влиянием на жизнь человека.
Ещё один важный мотив вплетается в ткань рассказа: тема творчества, тема шедевра. Свой шедевр старый художник написал в ту ночь, когда с ветки слетел последний лист: но не на холсте, который ждал долгие годы, он так и остался чист. Старик вышел на улицу холодной и ветреной ночью, чтобы нарисовать тот самый лист, который помог возвратить девушке здоровье и желаниежить.
В тексте новеллы мы наблюдаем развитие внешнего конфликта (Джонси: человек – природа, Сьюди: человек – человек, Берман: человек – творчество) и конфликта внутреннего (человек против самого себя).
Систему образов новеллы можно разделить на две группы: первая – это художник Берман, Джонси, Сью, доктор – круг действующих лиц невелик, что определяется жанром...

7 класс литература

Тема: О.Генри « Последний лист»

Цели: - познакомить учащихся с биографией и рассказом О.Генри «Последний лист», выяснить тему и идею этого произведения; учить выявлению авторской позиции;

- развивать речь и творческую фантазию детей (умение размышлять, додумывать окончание рассказа), активизировать интерес к творчеству О.Генри;

- воспитывать внимательность к другим людям, сочувствие, умение прийти на помощь, мудрость; воспитывать интерес к литературе как виду искусства.

Тип урока: урок внеклассного чтения; комплексное применение знаний и способов деятельности, урок с применением методов критического мышления.

Оборудование : интерактивная доска, презентация по биографии писателя, текст рассказа, песня С. Копыловой « Последний лист».

Только любовью держится и движется жизнь.

И. С.Тургенев.

Самое меньшее благо в жизни – это богатство, самое

Большое – мудрость.

Г.Э.Лессинг.

Ход урока

    Организационный этап.

    Актуализация.

Отгадайте, пожалуйста, загадку. О ком идет речь в этой короткой характеристике: Член клуба шутников, скромный бухгалтер банка, арестант №34627, тюремный аптекарь, автор 400 рассказов и одного романа, настоящее имя этого человека – Уильям Сидни Портер. Кто этот человек? О ком идет речь?

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией этого необычного человека и разберем его рассказ « Последний лист», подумаем, какова же тема, идея этого произведения и о чем оно заставляет нас задуматься.

    Формирование новых понятий и способов действия.

    Слово учителя.

О Генри написал без малого 400 рассказов и один роман. Темы его произведений разнообразны. Жизнь техасских степей и ранчо, экзотический быт Центральной Америки, быт провинции в США, мир уголовников, жизнь мелкого люда города Нью – Йорка. Героями его рассказов являются простые люди, составляющие массу народа. Все творчество писателя проникнуто вниманием и любовью к незаметным, маленьким людям, чьи беды и радости он так живо и ярко изображал в своих произведениях. О.Генри покорил читателя как мастер жанра короткого рассказа и сумел занять свое место в ряду лучших писателей американской литературы, таких, как Эдгар По, Марк Твен, Вашингтон Ирвинг, и других.

2. Проверка домашнего задания. 2 учеников показывают свою презентацию о биографии О.Генри , остальные добавляют, какие интересные факты из жизни писателя они знают.

3. Этап прогнозирования. Итак, познакомимся с самим рассказом « Последний лист». Посмотрите на название рассказа, подумайте, о чем он может быть? (все предположения записываются на доске).

Теория литературы: понятие новеллы(смотреть презентацию).

4. Чтение первой части рассказа до слов: «Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти вместо одного из десяти.»

Беседа: - О ком этот рассказ? Кто является главными героями произведения?

- В чем необычность ситуации? Кто такой этот господин Пневмония в рассказе? - Что, по мнению доктора, может увеличить шансы на выздоровление Джонси?

- Уточните свои предположения: какова, как вы думаете, будет проблематика рассказа?

5. Вторая остановка. Чтение до слов: « Это последний, - сказала Джонси. – Я думала, что он непременно упадет ночью. Я слышала ветер. Он упадет сегодня, тогда умру и я».

Беседа: - Почему больная Джонси подумала, что она умрет с последним листком опадающего плюша?

- Согласны ли с ней ее подруга Сью и художник старик Берман?

- Как характеризует его писатель? Что необычного отмечает он во внешности старика? Чем он зарабатывает на жизнь? О чем мечтает? Что мы можем сказать о его характере?

- Попробуйте предположить, что произойдет дальше.

IV . Применение. Формирование знания и способов действия.

    1. Творческая работа. Ученики пишут свои варианты концовки рассказа и зачитывают их.

Каждому рассказу О.Генри придавал характер литературной загадки. Читателю кажется, что он знает, каков будет исход событий, но вскоре убеждается, что ошибался, и когда наступает развязка, она всегда бывает совершенно неожиданной, опрокидывающей все предположения читателя. Благодаря такому приему рассказы О. Генри читаются с неослабевающим интересом.

2. Учитель зачитывает рассказ до конца. Обсуждение.

О чем этот рассказ? Оправдались ли наши предположения? (о тяжелой болезни Дженси и ее страшной фантазии).

Какова идея (проблематика) рассказа? – Что хотел сказать автор своим произведением?

(Сила внушения, её влияние на жизнь человека, умение пожертвовать собой ради другого).

.
-Кто является выразителем идеи (какие слова являются основной мыслью)?


(Художник: «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!»
Сью: «Какие глупости ты говоришь!») Т.е. нельзя поддаваться плохим мыслям, нужно бороться
.


- Изменилось ли наше отношение к старику Берману в конце рассказа? Что это оказался за человек?

(он оказывается способным на великий акт самопожертвования: ценой собственной жизни поддерживает дух Джонси и спасает ее от смерти. Этот старый неудачник и пропойца возникает образцом той действенной любви, которая без единого слова бросается на помощь другим. Бермана приобретает настоящее духовное величие, а смерть его вызывает у нас боль.)

Можем ли мы сказать, что в конце жизни старому художнику удалось нарисовать шедевр, как он об этом мечтал? Да, этот небольшой листок - настоящий шедевр. Не с художественной точки зрения, нет. У него была вложена любовь к человеку, вера в его силы, желание добра. И человечность победила.

Почему мы можем сказать, что в рассказе О.Генри две концовки (развязки)? Определите их.

В сущности, новелла является примером «двойной развязки», т.е. здесь имеются две сюжетные линии: болезнь Джонси и шедевр Бермана.Формально основной сюжетной линией является болезнь Джонси, но только формально. На самом деле главным событием в произведении является самоотверженность Бермана. Обе линии получают окончательное неожиданное решение только в самом конце новеллы, когда Сью раскрывает правду подруге. Благодаря такому приему О. Генри держит читателя в состоянии напряжения до самого завершения новеллы. Но этот прием выполняет еще одну функцию - с его помощью старый Берман в один миг морально вырастает в наших глазах и превращается в символ самопожертвования.

Напишите, какие цвета у вас ассоциируются с сюжетом этого рассказа. Почему?

3. Работа с эпиграфами урока. – Как вы понимаете слова И.С.Тургенева и Г.Э.Лессинга?

- Что есть мудрость? (согласно авторской оценке) (Мы становимся истинно счастливыми, жертвуя чем-то ради других. И чем больше жертва, тем больше наша любовь).

V . Подведение итогов урока.

Понравилось вам это произведение? Интересно ли было читать?

О чем вас заставил задуматься рассказ О.Генри «Последний лист»?

О"Генри показал героев с доброй душой, заставляя нас внимательно присматриваться к каждому человеку, учиться быть гуманным ко всему, что окружает. Писатель утверждает: нужно стремиться быть человеком, несмотря на жестокость нашего мира, и это возможно!

ХОЛОДНОМУ ДЫХАНЬЮ СТАРОЙ ОСЕНИ
МЕШАЛИ ЛИСТЬЯ СТАРОГО ПЛЮЩА...
СОСЕД-ТОЛСТЯК, С МОРЩИНКАМИ И ПРОСЕДЬЮ,
ХУДОЖНИЦУ БОЛЬНУЮ НАВЕЩАЛ...

И ВЫДУМКА БОЛЕЗНЕННОЙ ФАНТАЗИИ
ЕЙ ПОДСКАЗАЛА, ЧТО ОНА УМРЁТ,
КОГДА С ПЛЮЩА ОСЕННЯЯ ОКАЗИЯ
ПОСЛЕДНИЙ САМЫЙ ЛИСТИК ОБОРВЁТ...

СОСЕД С ТАКИМ РАСКЛАДОМ НЕ СОГЛАСЕН,
И МОЛОДОСТЬ СПАСАЛ, ЧТО БЫЛО СИЛ...
ОН ВЫРЕЗАЛ ЛИСТОЧЕК И РАСКРАСИЛ,
И ТАЙНО НОЧЬЮ К СТЕБЛЮ ПРИКРЕПИЛ...

ПОД ДИКИМ ВЕТРОМ СТАРЫЙ ПЛЮЩ ДЕРЖАЛСЯ,
ХОТЬ ДО ПОСЛЕДНЕЙ ВЕТОЧКИ ПРОДРОГ...
И ВОТ....УЖЕ ОДИН ЛИСТОК ОСТАЛСЯ,
НО ВЕТЕР ЗЛОЙ СОРВАТЬ ЕГО НЕ СМОГ...

КАКАЯ-ТО НЕВИДИМАЯ СИЛА
СМЕЛА БОЛЕЗНЬ, УСТАЛОСТЬ и НЫТЬЁ,
А ЖИЗНЬ УЖЕ ТОРЖЕСТВЕННО ТРУБИЛА,
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПОБЕДНЫЙ МАРШ ЕЁ!

Итак, мы познакомились с одним рассказом американского писателя О.Генри. Но есть у него и много других интересных рассказов. Надеюсь, что вы продолжите знакомство с творчеством Уильяма Сидни Портера, который прожил сложную, насыщенную приключениями жизнь и творил под псевдонимом О.Генри. И пусть мудрость его рассказов станет и вашей мудростью.

VI . Этап информации о домашнем задании.

VII . Этап рефлексии.

Напишите синквейн по одному из слов на выбор: Джонси, Берман, лист. Ученики зачитывают свои работы.

В заключение урока звучит песня Светланы Копыловой « Последний лист».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Мир "четырех миллионов" в рассказе "Последний лист". Парадокс в новеллах "Фараон и хорал" и "Превращение Джимми Валентайна". Парадокс в разнообразных его проявлениях как излюбленный прием О. Генри. Прием иронии, часто злой, переходящей в сарказм.

    реферат , добавлен 22.09.2013

    Автобиография Генри Адамса в контексте национальной художественной культуры. "Воспитание Генри Адамса": Библия или песнь об Апокалипсисе. Генезис научно-исторических концепций Генри Адамса. "Воспитание Генри Адамса": от поэтики текста к философии истории.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Изучение трагедии творческой личности в романе Дж. Лондона "Мартин Иден". Рассмотрение особенностей литературного стиля Ги де Мопассана в создании психологического портрета при помощи художественной детализации. Критический анализ новеллы "Папа Симона".

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях ("О чем ты воешь, ветр ночной", "Как океан объемлет шар земной", "Пожары" и "Последний катаклизм").

    сочинение , добавлен 16.12.2002

    Значение и особенности мемуаров. Установка на "документальный" характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. Личность автора, время и место действия описываемых событий. Установление источников осведомленности автора.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Место Ивана Тургенева в англоязычном литературном пространстве второй половины XIX века. Характеристика основных элементов поэтики данного писателя в рамках общего эстетического видения Генри Джеймса. Особенность исследования тургеневских романов.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2017

    Знакомство с творческой деятельностью Эдгара По, общая характеристика новелл "Падение дома Ашеров" и "Убийство на улице Морг". Рассмотрение особенностей выявления жанрового своеобразия новеллы как литературного жанра на материале творчества Эдгара По.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Статус иронии в свете традиционных и современных научных исследований, ее особенности как составляющей категории комического и средства эмоционально-оценочной критики. Средства репрезентации иронии в романе, критерии его иронической маркированности.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2016